38 учебников по истории удалены из перечня минобрнауки

В учебнике утверждается, что в 1939 году власти нашей страны были готовы взамен небольшой территории на Карельском перешейке уступить Финляндии «большие территории СССР, включая город Петрозаводск».

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

В Законодательное Собрание Карелии пришел ответ из Министерства образования и науки РФ: еще весной депутаты направили в ведомство обращение, связанное с ошибкой, обнаруженной Александром Степановым в учебнике «История России XX — начало XXI века» 9 класса (авторы — А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и М.Ю. Брандт).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

Как пояснил Александр Степанов, в параграфе о советско-финской войне, на странице 196, утверждается, что в 1939 году власти страны были готовы взамен небольшой территории на Карельском перешейке уступить Финляндии «большие территории СССР, включая город Петрозаводск».

Депутата это утверждение насторожило, так как он сам «много читал по истории финской войны», на ней погиб его дед, воевавший в составе 18-й стрелковой дивизии.

Наконец, парламентарий проверил факт по опубликованным документам, где также выяснил, что речь шла лишь о малонаселенных приграничных карельских районах.

— Я обратился с этим в Комитет по образованию Законодательного собрания Карелии. Мы составили обращение, которое направили в министерство, — рассказал Александр Степанов.

В ЗС РК ответ получили только на днях. В письме за подписью директора департамента государственной политики в сфере общего образования Анастасии Зыряновой говорится, что Минобрнауки рассмотрело обращение. По этому поводу в ведомстве сообщают, что в рамках выполнения поручения президента о разработке единых учебников истории России, министерство провело экспертизу всех учебников истории:

«Решением Совета на основании результатов научной историко-культурной экспертизы из федерального перечня учебников исключены 37 учебников истории России, не соответствующие требованиям Концепции нового учебного-методического комплекса по отечественной истории, в том числе учебник «История России» для 9-го класса (авторы — А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт)».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как поступить в вуз без егэ?

Оценим за полчаса!

Как отметил Александр Степанов, хотя в документе и не сказано, что поводом для исключения учебника послужило его обращение, он в любом случае удовлетворен результатом.

— Я рад, что удалось обратить внимание на то, что история может искажаться даже в школьных учебниках. Надо очень тщательно, бережно относиться к историческим фактам. Надеюсь, в будущем эта ошибка не повторится.

Насколько же грубой является неточность, на которую указали карельские депутаты? За комментарием мы обратились к Юрию Килину, доктору наук, заведующему кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. Юрий Михайлович — руководитель Научно исследовательского и образовательного центра по проблемам Второй мировой войны на Севере Европы.

— Мне известна эта ошибка в учебнике, она  действительно грубая, — подтвердил он. — Таких ошибок в учебниках истории не должно быть.

Ни на одном из этапов, включая тайные контакты с финскими государственными деятелями в 1938 году и  официальные советско-финляндские переговоры  осенью 1939 года в Москве, не ставился вопрос о передаче Петрозаводска Финляндии в качестве компенсации за передаваемые СССР территории.

Как пояснил историк, территориальный обмен обсуждался с 1938 году, и по предложению советской стороны, сделанному в Москве 12 октября 1939 года, предусматривал передачу Финляндией СССР четырех островов в Финском заливе, западной части полуостровов Средний и Рыбачий и значительной части Карельского перешейка до района г. Койвисто (Приморск). В качестве компенсации И.В.

Сталин предложил вдвое большую по площади территорию бывших Ребольской и Поросозерской волостей, которые были аннексированы Финляндией в 1918-1919 гг., и возвращены РСФСР в феврале 1921 года по условиям Тартуского мирного договора, подписанного 14 октября 1920.

Рыночная стоимость  земли сельскохозяйственного назначения на Карельском перешейке была в разы выше стоимости тайги в районе Реболы — Поросозеро. В этом смысле условия обмена не были равноценными, Финляндия теряла бы больше, чем получала.

Кроме того, в западной части Карельского перешейка, южнее Койвисто, к СССР переходили укрепления долговременного оборонительного рубежа, ставшего впоследствии известного как «линия Маннергейма». На эти условия финны заведомо не могли согласиться.

— Гипотетическая передача финнам Петрозаводска означала бы контроль недружественного СССР государства, Финляндии, над единственной железной дорогой, связывавшей центр страны и Мурманск — абсолютно немыслимая ситуация. Непрофессионализм авторов учебника очевиден, обстоятельств извиняющих его я не вижу, — подытожил Юрий Килин.

Этот учебник был популярен в российских, в том числе и карельских школах. Почему на ошибку не указали раньше, не только эксперты, допустившие его к выпуску, но и педагоги — неизвестно. По мнению Александра Степанова, вины учителей в этом нет — может, и обращали внимание, но ввиду непомерных объемов работы некогда реагировать соответствующим образом.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов (к слову, именно он обратил внимание карельского депутата на сомнительный параграф), считает, что причин несколько:

— Думаю, причина в том, что педагогов отучили критически воспринимать информацию, содержащуюся в официальных документах. А учебник именно официальный документ, одобрен и допущен минобром.

А еще — значительно снизившийся уровень части учителей. Не секрет, что выросшая бумажная нагрузка и требования по ФГОСам уже вынудили уйти из школы многих талантливых учителей.

Оставшиеся молчат, даже если видят, что объявленное черным — совсем не черное.

Напомним, что любой несогласный с утверждениями авторов того или иного учебника может пожаловаться на него в соответствующие ведомства.

В частности, Минобрнауки РФ намерено в ближайшее время добавить функцию сбора обращений об учебниках от родителей, учеников и педагогов на специальном портале fpu.edu.ru.

Кроме того, Общественная палата РФ запустила проект «Народная экспертиза учебников». Жалобы принимаются по адресу uchebnik@oprf.ru.

Источник: https://gazeta-licey.ru/news/chronicle/37043-minobrnauki-rf-isklyuchilo-iz-perechnya-uchebnik-istorii-s-oshibkoy-na-kotoruyu-ukazal-karelskiy-deputat

Единых учебников будет пока три

Российскую историю в школах с 1 сентября можно изучать по учебникам, написанным по новому историко-культурному стандарту. Минобрнауки одобрило три линейки учебников — с шестого по десятый класс.

Из перечня существующих исключены 37 учебников, но в ведомстве считают, что по ним можно обучать «до фактического их износа».

В ближайшие месяцы Российское историческое общество (РИО) вынесет на общественное обсуждение проект стандарта для обучения всеобщей (зарубежной) истории.

Министерство образования и науки завершило работу, которая началась в феврале 2013 года, после того как президент потребовал написать новый учебник отечественной истории, который освободил бы от двойной трактовки тех или иных фактов из прошлого.

Историки, педагоги и некоторые политики тогда всерьез опасались, что требование президента обернется «единым учебником с единой трактовкой».

За прошедшие годы РИО разработало новый историко-культурный стандарт, который после общественного обсуждения одобрил президент, после чего издательства поручили своим авторам привести учебники в соответствие новому стандарту. 15 мая научно-методический совет министерства подвел итоги историко-культурной экспертизы учебников.

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

Совет рекомендует российским школам учить детей истории России по любой из линеек учебников трех издательств — «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Хотя всего на экспертизу поступило восемь линеек, как сообщил членам совета сопредседатель РИО Александр Чубарьян, «три — от издательства «Просвещение», две — от «Дрофы», по одной — от издательств «Русское слово», «Вентана-граф» и «Владос»». Причем от «Русского слова» экспертизу прошли лишь учебники с шестого по девятый класс.

К учебнику для десятого класса «слишком много было замечаний — 200 на 160 страниц учебника», пояснил «Ъ» ответственный секретарь РИО Андрей Петров. Замечания к линейкам, не прошедшим экспертизы, «самые разные: от неправильно названных исторических дат до некорректно изложенных заключений».

Тройная экспертиза «несколько осложнила работу», заявил «Ъ» один из авторов учебников издательства «Дрофа» Игорь Андреев. Потому что рекомендации экспертов-педагогов бывали «прямо противоположными» рекомендациям ученых или методистов.

Но особых проблем с обновлением содержания у авторских коллективов не возникло. «Я бы не сказал, что мне пришлось менять свои взгляды,— заявил «Ъ» еще один автор издательства «Дрофа» Олег Волобуев.

— Потому что я всегда смотрел на историю как на противоречивый процесс, где черное и белое взаимопроникаемы».

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

Итоги научно-методического совета Минобрнауки не означают, что учить истории отныне будут только по этим трем утвержденным учебникам. Все издательства, учебники которых в этом году были «забракованы», должны учесть замечания экспертов, чтобы представить свои учебники в Минобрнауки через год.

На новые учебники школы будут переходить ближайшие два-три года. В пятницу министерский совет исключил из федерального перечня 37 учебников по истории России как не соответствующих новому стандарту.

Но все они «могут использоваться до фактического их износа», пояснила замминистра образования Наталья Третьяк.

В РИО между тем разрабатывается проект стандарта по обучению школьников зарубежной истории. В ближайшие месяцы проект будет вынесен на общественное обсуждение.

Виктор Хамраев

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2728740

«Книжный» скандал с Федеральным перечнем учебников набирает обороты — МК

Должен ли учебник математики учить детей патриотизму?!

«Федеральный перечень учебников» ежегодно издается Минобром и постоянно корректируется – включаются новые книги, заменяются одни другими, изымаются неудачные…

Не в первый раз в Минобразования говорят о необходимости серьезно проредить этот список, ибо количество некачественных учебников коррелирует с объемом самого списка.

И вот в этом году перечень сократился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Издатели и педагоги в недоумении — под нож попали учебники, которые многие годы почитались учителями за образец. Положение таково: книги, не попавшие в федеральный список можно продолжать использовать в школах – если они уже были закуплены ранее. Но закупать их далее с 2014 года нельзя. Соответственно, если в школе есть линия учебников для, скажем.

5-6-7 классов, а для 8 она еще не куплена, то в 8 классе будут уже другие книги. Это значит, что учителя должны менять отработанные методики, государство – тратить огромные средства, а издательства – сводить концы с концами.

Ведь если раньше Федеральный список был ежегодным, и не попавшие пролетали на год, то с 2014 список будет меняться раз в три года, а такого интервала издатели могут уже не выдержать…

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

— Ситуация выглядит катастрофической, – говорит Владимир Петерсон, исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000», готовящего учебники Людмилы Петерсон. — Тысячи педагогов лишаются учебников, по которым они успешно работают много лет и достигают превосходных результатов у детей.

Причина – абсолютно невежественные экспертные заключения от имени Российской академии образования (РАО), где предъявляются претензии об отсутствии патриотизма к учебнику математики! Десятки тысяч людей уже подписались под петицией в защиту учебников Петерсон, и требуют разобраться с квалификацией этих «экспертов»! А в Минобрнауки не нашли ничего лучше, чем ответить на это сомнением в реальности подписей под петицией… Беда еще в том, что если учебник получает несправедливую оценку со стороны экспертов, у издателя нет механизмов с этим бороться. На повторную процедуру переосвидетельствования и устранения недостатков учебники не берут. Из этого я делаю вывод, что нынешняя ситуация – это не результат какой-то ошибки или недосмотра, это спланированная атака, она затеяна умышленно Министерством образования для того, чтобы создать условия для недобросовестной конкуренции. Ведь изменения в систему формирования списка проводились очень быстро, так, чтобы никто не успел ничего предпринять.

— 70% российских школ занимаются по нашим учебникам английского – Биболетовой, Кауфмана, Азаровой и т.д., — говорит Алексей Конобеев, главред издательства «Титул». — Они много лет входили в федеральный список, министерство их регулярно рекомендовало для использования в школах, учителя с удовольствием с ними работали.

Раньше была научная и педагогическая экспертизы, и при их успешном прохождении учебник автоматически попадал в список. При формировании перечня учебников на 2014 год Министерство образования изменило принцип экспертизы учебников – добавило общественную экспертизу и теперь решение принимает научно-методический совет при Минобре.

Мы вовремя подали все учебники на экспертизу, все документы, прошли успешно всех экспертов, но в список нас не включили, не предоставив нам никаких убедительных обоснований – прочему?! Сослались на «непорядок» в названиях – по документам книга проходит, как учебник «Английский язык», а на обложках и титульных листах есть дополнительные названия – «Enjoy English» и «Happy English». Хотя ГОСТ позволяет использовать дополнительные заглавия.

Некоторые издатели пытаются искать правду в суде.

— Наши юристы подали иск к Министерству – требуем признать незаконным бездействие Министерства образования по отношению к нашим линиям учебников в этой ситуации, – рассказал «МК» руководитель издательства «Мнемозина», Игорь Безвиконный.

– У нас просто нет выхода – из «Списка» были выброшены целые линейки наших учебников по русскому, литературе, биологии, химии, которые издавались многомиллионными тиражами долгие годы! И обидно, что отвергают учебники из-за сущей ерунды, формалистики – в одном документе написано «учебник 10 класса», а в другом – «учебник ДЛЯ 10 класса» — и все, это ошибка!

Читайте также:  Семинар по публичным выступлениям пройдет в мисис

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

Российскую академию образования и издательство «Просвещение» — старейшего и крупнейшего игрока этой сферы — руководители других издательств обвиняют в попытке лоббирования собственных интересов с помощью Минобрнауки.

— И если издательства уходят с рынка, то не за счет увеличения нашей доли, — говорит Вера Степыгина, руководитель пресс-службы издательства «Просвещение». — Она остается неизменной на протяжении нескольких лет — колеблется в пределах 1-2%.

— Какие-либо из ваших учебников пострадали от ревизии Федерального списка-2014? Есть ли среди них давно зарекомендовавшие себя?

— У нас есть учебники, по разным причинам не прошедшие педагогическую экспертизу. Их оказалось 36 — чуть менее 10% от общего количества (всего мы подавали на экспертизу 415 учебников).

Часть из них будем дорабатывать, от некоторых откажемся.

В конце концов, хорош ли учебник для того, чтобы по нему занимались дети, решает не издательство, а школа и педагог, которые выбирают его для своей работы.

Представитель же Российской академии образования Антон Четвертков считает, что все претензии к квалификации экспертов РАО имеют весьма опосредованное отношение к самой академии, поскольку это эксперты, привлекаемые со стороны:

— Это не сотрудники РАО, но они профессиональные учителя, методисты, учителя школ, входящих в ТОП-400, среди них много кандидатов и докторов наук.

Та же Любовь Ульяхина, которая, как сейчас везде говорят, является «виновницей» отрицательного отзыва на учебники математики Людмилы Петерсон – заслуженный учитель с опытом работы более 20 лет, лауреат гранта города Москвы.

Сейчас её имя треплют в прессе, как человека некомпетентного, что совершенно не соответствует действительности! Кстати, журналисты вырывают из контекста фразы, как произошло с этой пресловутой «непатриотичностью математики». Тот факт, что на картинке изображены микки-маус или санта-клаус, далеко не главная претензия к этому учебнику.

Куда важнее, насколько учебник ясен и понятен детям.

В данном случае эксперту не понравилась фраза «многоугольник – это замкнутая линия без самопересечений»… Разве 7-летние дети поймут такую формулировку? Или вот задача по математике (подчеркиваю – по математике!) из учебника Петерсон – нарисована птичка на ветке и медвежонок под деревом. Вопрос – кто вверху, а кто внизу? Но где здесь вообще математика?! Это, скорее, «окружающий мир». Или другая задачка, в которой на рисунке весов баклажан (легкий и рыхлый внутри) равен по весу арбузу или дыне, чего никак не может быть. Таким образом закладывается неверное мироощущение у детей.

PS. Школы, к слову, уже бегут впереди паровоза, стараясь держать нос «по политическому ветру».

Дочка автора этого материала учится в первом классе по учебникам математики Петерсон, и учитель уже успела сообщить родителям, что со следующего года Петерсон сменяют учебники системы «Школа России», которые издает «Просвещение», что вызовет их удорожание.

Дело в том, что учебники Петерсон в варианте для первоклашек представляют собой тандем учебника и так называемой рабочей тетради – задачника, где примеры решаются прямо на его страницах.

Учебники – многоразового использования и выдаются бесплатно, а рабочие тетради рассчитаны на один год, и на них родители сдают учителю деньги. Прежде это стоило 300 рублей в год, и на следующий год (2 класс) было сдано столько же. Но после того, как стало известно, что Петерсон сменит «Школа России», пришлось занести еще по 500 — итого уже 800 рублей…

Источник: https://www.mk.ru/social/education/article/2014/03/21/1002098-knizhnyiy-skandal-s-federalnyim-perechnem-uchebnikov-nabiraet-oborotyi.html

Издатели проиграли суд Минобрнауке, которое исключило учебники из федерального перечня

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

В 2020 г. родители потратят на дополнительную литературу для школьников 4,5 млрд руб., прогнозирует «Просвещение» /PhotoXPress

20 млрд руб. по оценке журнала «Книжная индустрия», в 2013 г. школы и родители потратили на закупку учебников около 20 млрд руб. (данных за 2014 г. нет). Весь книжный рынок два года назад составил почти 78 млрд руб. Почти каждая вторая отпечатанная книга в стране — это учебник, следует из отчета Роспечати

Арбитражный суд Москвы оставил в силе решение первой инстанции, которая отклонила иск «Титула» к Министерству образования и науки, следует из базы суда. Издательство пыталось оспорить исключение его учебников из так называемого федерального перечня министерства, в соответствии с которым учебники закупают школы.

Аналогичные судебные решения были приняты по апелляциям издательств «Мнемозина» и «Федоров». Еще одно издательство — «Баласс» — отозвало иск к Минобрнауки в ходе рассмотрения дела в первой инстанции. Таким образом, издательства не смогли убедить суд, что их учебники не попали в перечень из-за небрежности самих чиновников.

В Минобрнауки «Ведомостям» подтвердили, что суд отклонил жалобы издательств.

Российские школы закупают учебники на специально выделяемые средства из бюджета в соответствии с перечнем, утверждаемым Минобрнауки.

В начале прошлого года министерство существенно изменило этот перечень, впервые за долгие годы не расширив его, а, наоборот, сократив.

Чиновники решили, что в списке должны остаться только качественные издания, а большой список учебников запутывает учителей и школьников. В результате число рекомендованных учебников уменьшилось сразу в 2,5 раза до 1369 наименований.

Издательства в перечне всегда были представлены неравномерно. У больших компаний, например «Просвещения», в этом списке сотни позиций, у некоторых издательств всего несколько единиц. Сокращен список был также неравномерно.

У «Мнемозины» в старом списке было 275 учебников, в новом — 43, у «Федорова» — 65 в старом и 8 в новом, у «Баласса» и «Титула» было 133 и 57 учебников соответственно и ни одного в новом списке. Все эти издательства специализируются именно на выпуске учебной литературы.

Фактически такое решение Минобрнауки лишало издательства бизнеса.

Минобрнауки незаконно исключило учебники из перечня, решили издатели и обвинили чиновников в бюрократии.

Сотрудники министерства несколько раз отказывались по надуманным причинам принимать документы «Мнемозины», в результате большая часть учебников экспертами вообще не была рассмотрена, говорится в иске этого издательства.

Часть учебников «Федорова» не была рассмотрена, поскольку по рекомендации сотрудников министерства издательство представило им нотариально заверенные копии заключений на свои издания, а экспертный совет рассматривал только оригиналы.

Впрочем, проигравшие издатели уверяют, что продолжают продавать учебники. «Наши учебники продолжают закупать в частном порядке в регионах и в Москве, — рассказала вчера «Ведомостям» гендиректор «Мнемозины» Марина Безвиконная. — Мы даже расширяемся и недавно приобрели новую типографию».

Впрочем, общий объем продаж «Мнемозины» упал, признала она, но деталей не раскрыла. Учебники, не попавшие в перечень, закупают в основном частные школы, гимназии и сами родители, подтверждает главный редактор издательства «Ювента» Юрий Веслинский.

Учебники «Ювенты» также не попали в перечень, но компания не стала судиться с Минобрнауки, уточнил он.

Представитель «Титула» рассчитывает, что учебники этого издательства попадут в следующий перечень Минобрнауки (будет составлен в 2017 г.).

Как действия Минобразования сказались на бизнесе издательств, учебники которых остались в перечне, не совсем ясно, открытых данных по этому рынку практически нет.

Само по себе сокращение перечня и исключение из него нескольких издательств не означает ослабление конкуренции для оставшихся в нем игроков, объяснил «Ведомостям» один из издателей: «Условно говоря, у кого-то в перечне может быть всего несколько позиций, но за счет качества этих учебников и налаженных связей со школами у такого издателя будет гораздо больший объем продаж, чем у конкурента с десятком учебников в списке». Перечень — лишь допуск на этот рынок, а не гарантия продаж, соглашается другой издатель.

Представитель «Баласса» вчера от комментариев отказался, с «Федоровым» связаться не удалось.

Источник: https://www.vedomosti.ru/companies/news/39372981/izdateli-bez-uchebnikov

Учебники и учебные пособия: ответы на вопросы

38 учебников по истории удалены из перечня Минобрнауки

Уважаемые коллеги!

В январе-феврале мы начинаем работу по формированию списка учебников на следующий учебный год. И у нас возникает ряд вопросов. Ответы на которые представлены на сайте Федерального информационно-методического центра,  созданного для поддержки реализации Концепции и восстановления исторической преемственности в отношении Библиотеки имени К.Д. Ушинского.  В структуре ИЦ  создан Методический отдел, основной задачей которого является методическая и информационная поддержка школьных библиотек всех субъектов Российской Федерации.  Предлагаю вам ответы на наиболее распространенные вопросы, размещенные на сайте ФИМЦ.

Можно ли пользоваться учебниками, которые были исключены из ФПУ?

Да, можно в установленные законодательством сроки. Эти сроки указываются в начале приказа, которым соответствующий учебник исключен из ФПУ. Обычно этот срок 5 лет.

Такое решение принимается НМС для каждого конкретного случая.

Если будут учебники, которые исключены из ФПУ и которые действительно нельзя использовать в образовательной деятельности, эта норма не будет на этот учебник распространяться. Просто внимательно читайте приказ!

Что делать, если учебники из ФПУ убраны?

В любом приказе исключения учебников из действующего ФПУ прописано, что в течение 5 лет с момента вступления в силу приказа можно продолжать обучение. Но закупать его уже нельзя.

В ФПУ входит печатная форма учебников. А будет ли ФПУ для электронных форм? В соответствии с требованиями к учебникам, входящих в состав ФПУ, закрепленных приказом о формировании перечня, внесено такое требование, что теперь учебники, которые вносятся в перечень, обязательно предоставляются в двух вариантах.

Обязательно печатная и обязательно электронная форма. Соответственно, тот самый единый перечень не требует задваивания и создания перечня по электронным формам потому, что каждый учебник, внесенный в ФПУ существует в двух формах. 

Какие документы регламентируют содержание образования конкретной школы?

Это 2 документа, утвержденные приказом директора школы: 1) образовательная программа и 2) Список учебников и учебных пособий, которые обеспечивают реализацию данной конкретной программы.

Кем и как формируется список учебников и учебных пособий конкретной школы?

Cписок учебников и учебных пособий формируется образовательной организацией самостоятельно для реализации выбранной образовательной программы, закрепляется приказом директора образовательной организацией. В данный список включаются учебники, входящие в состав ФПУ и учебные пособия, изданные организациями, входящими в перечень соответствующих организаций согласно законодательству.

Можно ли использовать учебные пособия и рабочие тетради, не входящие в список учебников и учебных пособий, утвержденный школой?

Если учебное пособие не включено в данный список, значит это учебное пособие не является обязательным. Оно является факультативным, и мы не имеем права требовать с родителей приобретать его в обязательном порядке за счет семейных бюджетов.

Может ли рабочая тетрадь приобретаться родителями?

Рабочая тетрадь – это учебное пособие, а значит должна приобретаться только за счет бюджетных средств.

Можно ли в списки учебников и учебных пособий школы, которые утверждаются директором школы, включать учебные пособия, изданные организацией не из перечня организаций, утвержденного приказом от 09 июня 2016 г. № 699?

Не можем. Мы не можем включать в список и финансировать учебные пособия, которые изданы другими организациями. Только издательства, которые прошли проверку, в разных организациях, в том числе в РАН, в РАО, были включены в перечень организаций, т.е по сути эти организации аккредитовало государство на издание этих учебных пособий.

Можно ли использовать учебники и учебные пособия других организаций, не включенный в перечень?

Да, но только не как обязательное, которое приобретается за счет бюджета, а как факультативное. А по-хорошему, конечно, те учебные пособия, которые обеспечивают организацию ваших курсов по выбору, ваших элективов, ваших факультативов, должны быть включены или в ФПУ, или быть выпущенными издательствами, входящими в соответствующий перечень.

Если издательство, входящее в перечень организаций, закрепленный приказом, было реорганизовано в текущем учебном году, могут ли учебники этого издательства оставаться в списках учебников и учебных пособий школ?

Да, могут оставаться до их фактического износа, при условии, что они соответствуют образовательной программе конкретной школы.

 Источник

Источник: http://bibliotula.blogspot.com/2018/01/blog-post_14.html

Новое обновление федерального перечня учебников

Подробности Родительская категория: Общее образование Опубликовано: 01 февраля 2016

Публикуем Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»*.

В подраздел 3.

1 «Начальное общее образование» раздела 3 «Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке» включены следующие учебники:

  • Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э. Абат (Букварь) (1 класс);
  • Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э., Эдилолов С.Э. Нохчийн мотт (Чеченский язык) (2-4 классы).
  • Скачать Приказ № 38 ▼ Скачать Приказ № 253 ▼
  • Скачать Приказ № 345 ▼
  • Исключены из перечня следующие учебники:
  • Матвеева Е.И., Патрикеева И.Д. Букварь (1 класс);
  • Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш., Анофриева Н.Ф., Шишкова С В. / Под ред. Граник Г.Г., Рубцова В.В. Русский язык (1-4 классы);
  • Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Букварь (1 класс);
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык (1-4 классы);
  • Кубасова О.В. Литературное чтение (1-4 классы);
  • Владимирова В.Г., Григорьева Е.Я. Французский язык (2-4 классы);
  • Истомина Н.Б. Математика (1-4 классы);
  • Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир (1-4 классы);
  • Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс);
  • Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство (1-4 классы);
  • Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка (1-4 классы);
  • Конышева Н.М. Технология (1-4 классы);
  • Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Физическая культура (1-4 классы);
  • Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика (5-6 классы);
  • Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика (5-6 классы);
  • Истомина Н.Б. Математика (5-6 классы);
  • Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И, Феоктистов И.Е. Алгебра (7-9 классы);
  • Мордкович А.Г. Алгебра (7-9 классы);
  • Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия (7-9 классы);
  • Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика (7-9 классы);
  • Кошмина И.В. Музыка (5-7 классы);
  • Конышева Н.М. Технология. Технологии ведения дома (5-7 классы);
  • Львова С.И., Львов В.В. Русский язык и литература. Русский язык (10-11 классы, базовый и углубленный);
  • Мордкович А.Г., Семенов П.В. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (10-11 классы, базовый и углубленный уровни);
  • Смирнова И.М., Смирнов В.А. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (10-11 классы, базовый и углубленный уровни);
  • Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия (10-11 классы, базовый уровень);
  • Мордкович А.Г., Семенов П.В. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (10-11 классы, базовый уровень);
  • Смирнова И.М. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (10-11 классы, базовый уровень);
  • Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (10-11 классы, углубленный уровень);
  • Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. / Под ред. Орлова В.А. Физика (10-11 классы, базовый и углубленный уровни);
  • Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (10-11 классы, базовый и углубленный уровни);
  • Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ (2-4 классы);
  • Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур (5 класс).
Читайте также:  Учителя оставили отзывы о школьных учебниках

В подраздел 3.

1 «Начальное общее образование» раздела 3 «Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке» включены следующие учебники:

  • Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э. Абат (Букварь) (1 класс);
  • Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э., Эдилолов С.Э. Нохчийн мотт (Чеченский язык) (2-4 классы).

* Утратил силу 28.12.2018

Источник: https://rusedu.center/30-general-edu/school/506-novoe-obnovlenie-federalnogo-perechnya-uchebnikov.html

Все по полочкам: как и зачем формируется федеральный перечень учебников в России

Федеральный перечень учебников (ФПУ) — это список учебной литературы, вокруг которого сломано немало копий за последние несколько лет. На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба рекомендовала Минпросвещения России устранить нарушения конкуренции при его формировании.

Что такое ФПУ
Федеральный перечень учебников для школ включает учебники, рекомендуемые к использованию при обучении. Это одобренный государством список, на основе которого региональные власти имеют право наполнять за счет госбюджета школьные библиотеки.

В конце 2018 года министр просвещения России Ольга Васильева утвердила новый ФПУ, число наименований в котором было сокращено с 1370 до 863. В новый перечень вошли издания, которые прошли дополнительную экспертизу.

В итоге лидерами по представленным наименованиям в федеральном перечне учебников стали издательство «Просвещение», доля которого составляет 573 наименования, и корпорация «Российский учебник» (издательство «Дрофа», издательская группа «Вентана-Граф», издательство «Астрель») — 256 наименований.

Претензии ФАС и Генпрокуратуры

Дополнительная экспертиза, которую проходили учебники в 2018 году, была проведена необоснованно, считает Федеральная антимонопольная служба и просит Минпросвещения до 31 мая вернуть исключенные издания.

«Министерство ведет совместную работу с ФАС, во главе которой стоят как интересы прозрачности и правовых основ всех оценочных процедур, так и интересы качества школьных учебников.

Проверка проведенной экспертизы — регулярный процесс.

В настоящее время все требования детально изучаются и министерство готово представить в ФАС необходимую информацию по каждому обозначенному учебнику и соответствующему решению», — прокомментировали ТАСС ситуацию в министерстве.

Чуть ранее вопросы к порядку формирования ФПУ были у Генпрокуратуры, которая выявила коррупциогенные факторы в приказе Минобрнауки (ныне — Минпросвещения) от 18 июля 2016 года. В частности, вопрос вызвало положение, согласно которому дополнительная экспертиза учебника проводится той же или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов или обоснования выводов экспертной организации. Притом условия выбора экспертной организации не определены, как и порядок пересмотра экспертных заключений после включения учебника в перечень.

Минпросвещения в ответ отметило, что «указанный порядок проходил все необходимые инстанции, включая правовую, антикоррупционную и иные экспертизы».

Бизнес на государственные деньги

В Минпросвещения неоднократно признавали, что подходы к экспертизе включаемых в перечень учебников надо менять. Так, в декабре прошлого года в материале «Российской газеты» министр отметила, что учебники — это «бизнес на государственные деньги».

«Экспертиза учебников изменится очень сильно. Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами готовят, оплачивают экспертизу и сами же «заходят» в школы», — сказала она. В феврале 2019 года на заседании президиума Российской академии наук Васильева добавила, что развернувшиеся споры вокруг ФПУ связаны с 10 млрд рублей, которые выделяются из бюджета на обновление школьных библиотек.

Мнения участников рынка

Как отметили в корпорации «Российский учебник», с точки зрения интересов сферы образования основная проблема действующего порядка заключается в том, что он не позволяет работать над качеством учебников, потому что предполагает только два решения: включать или не включать. «Нет конструктивной обратной связи от экспертов к авторам и издателям. Собственно, это и позволяет использовать процесс формирования ФПУ как инструмент передела рынка», — сообщил вице-президент корпорации Андрей Галиев.

На вопросы ТАСС в издательстве «Просвещение» ответили, что главная задача издателей — «своевременно обеспечить всех школьников качественной учебной литературой».

«Для этого нужны понятные и прозрачные условия взаимодействия со всеми участниками этого процесса. Сегодня среди прочего эти условия определяются порядком формирования федерального перечня учебников. В последние годы эти условия по разным причинам периодически меняются», — сообщили ТАСС в издательстве, цитируя президента управляющей компании «Просвещение» Михаила Кожевникова.

Мнения директоров

Министр Васильева неоднократно заявляла, что школьные учебники должны обновляться раз в три года, потому что в них должна содержаться актуальная информация и данные о последних научных открытиях.

«Мне кажется, что лучше учебники использовать несколько дольше, потому что книги за три года не приходят в негодность. Не считаю, что жесткие временные ограничения здесь правильны», — отмечает директор московской школы №57 Михаил Случ.

По его мнению, узкие временные рамки оказывают и отрицательную нагрузку на бюджет, а сокращение перечня лишает образовательный процесс вариативности.

«С моей точки это неправильно, это мешает вариативности, мы имеем дело с совершенно разными детьми, совершенно разными школами, разными ситуациями», — говорит Случ. По его мнению, нужны издания не только для освоения необходимого минимума, но и для углубленного изучения.

«Учебник уже давно не является единственным источником знаний ни для нормального учителя, ни для нормального ученика. В современной ситуации внедрения и развития цифровых ресурсов жесткий формат учебника перестает быть конкурентоспособным. Учебник — это максимум некая навигация в мире предметных знаний», — отметил директор школы.

По мнению директора Президентского физико-математического лицея №239 Максима Пратусевича, ограничение срока использования учебника тремя годами оправданно.

«Современные учебники на пять лет плохо рассчитаны, поэтому, в общем-то, три года достаточно», — считает Пратусевич.

Он отметил, что школьные издания необходимо обновлять, поскольку через определенное время информация в них перестает быть актуальной.

Новые правила

«Бизнес» из перечня предлагается убрать созданием новых правил формирования ФПУ. Так, Минпросвещения РФ намерено проводить экспертизу учебников при формировании федерального перечня в рамках государственного задания.

Экспертиза учебников будет носить государственный характер, а организация ее проведения будет возложена на подведомственную Минпросвещения структуру.

Кроме того, на титуле издания появится имя рецензента, а сами учебники будут проверяться еще на стадии рукописей.

«Главная цель — максимально улучшить качество школьной учебной литературы через подходы к экспертизе, через требования к экспертам. Только таким образом на выходе мы дадим возможность нашим детям читать в учебниках то, что актуально, научно обоснованно и соответствует реалиям сегодняшних дней. Кто-то это принимает, кто-то нет», — сообщила Васильева в интервью ТАСС.

«Сейчас издательства представляют в министерство уже готовые рецензии. Они должны быть положительные, чтобы это все прошло в министерстве», — сказал ТАСС вице-президент Российской академии наук (РАН) Алексей Хохлов.

По его мнению, издательства должны предоставлять учебники на экспертизу на стадии рукописей. «Мы не должны знать, какое издательство, это дело автора, после того как он получит положительное заключение РАН, обращаться в то или иное издательство», — сказал Хохлов, отметив, что рецензенты должны оставаться анонимными, но автор должен иметь право ответить.

«Складывается пул экспертов, тех людей, которые ранее принимали участие или, что называется, на слуху. Вот это тоже такое уязвимое место», — считает ректор МПГУ, член-корреспондент РАО Алексей Лубков.

«И я согласен с той критикой, которая сегодня раздается, что здесь должна быть проведена специальная работа по отбору, чтобы это тоже были люди, которых профессиональные сообщества и авторы учебников признают в качестве квалифицированных экспертов», — добавил он.

При этом оба эксперта согласны, что необходимо регулярно обновлять школьные учебники.

«Идет обновление образования, содержания образования, конечно, если мы возьмем фундаментальные учебники по естественным наукам, по математике, то это одна ситуация.

А по гуманитарным, по той же истории, по литературе, по другим предметам, по той же экономике — здесь ситуация динамическая, те оценки, которые присутствовали пять-десять лет назад, сегодня уже не проходят», — сказал Лубков.

Для систематического обновления содержания учебников «с учетом современных достижений науки и технологий, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях» новым проектом правил формирования ФПУ устанавливается срок действия экспертного заключения — пять лет.

В Минпросвещения ТАСС напомнили, что новый порядок формирования ФПУ проходит общественное и экспертное обсуждение до 27 апреля. В министерстве полагают, что он «существенным образом усилит контроль за качеством учебников в школах по всей стране, предъявляя конкретные и прозрачные требования на каждом этапе процедуры проверки, а также отдельные требования к экспертам».

Кирилл Борискин, Екатерина Ефимова

Источник: https://news.rambler.ru/education/42093489-vse-po-polochkam-kak-i-zachem-formiruetsya-federalnyy-perechen-uchebnikov-v-rossii/

Минобрнауки РФ исключило из федерального перечня учебник истории с ошибкой

В учебнике утверждалось, что в 1939 году власти нашей страны были готовы взамен небольшой территории на Карельском перешейке уступить Финляндии «большие территории СССР, включая город Петрозаводск». Внимание на этот пассаж депутата Заксобрания Карелии, написавшего обращение в Минобрнауки, обратил Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов.

Ошибка закралась в учебник «История России XX — начало XXI века» 9 класса (авторы — А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и М.Ю. Брандт).

Как объяснил депутат Законодательного собрания Карелии Александр Степанов, это утверждение его насторожило, так как он сам «много читал по истории финской войны», на ней погиб его дед, воевавший в составе 18-й стрелковой дивизии. Наконец, парламентарий проверил факт по опубликованным документам, где также выяснил, что речь шла лишь о малонаселенных приграничных карельских районах.

«Я обратился с этим в Комитет по образованию Законодательного собрания Карелии. Мы составили обращение, которое направили в министерство», — рассказал Александр Степанов. Ответ в ЗС РК был получен на днях. В нем указывается, что учебник исключен из федерального перечня.

Этот учебник был популярен в российских, в том числе и карельских школах. Почему на ошибку не указали раньше? По мнению Сопредседателя Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрея Демидова, причин несколько. «Педагогов отучили критически воспринимать информацию, содержащуюся в официальных документах.

А учебник именно официальный документ, одобрен и допущен минобром, — объяснил Андрей Демидов. — А еще — значительно снизившийся уровень части учителей. Не секрет, что выросшая бумажная нагрузка и требования по ФГОСам уже вынудили уйти из школы многих талантливых учителей.

Оставшиеся молчат, даже если видят, что объявленное черным — совсем не черное».

Экспертную оценку пассажа из учебника дал руководитель Научно исследовательского и образовательного центра по проблемам Второй мировой войны на Севере Европы Юрий Килин.

«Мне известна эта ошибка в учебнике, она  действительно грубая. Таких ошибок в учебниках истории не должно быть.

Ни на одном из этапов, включая тайные контакты с финскими государственными деятелями в 1938 году и  официальные советско-финляндские переговоры  осенью 1939 года в Москве, не ставился вопрос о передаче Петрозаводска Финляндии в качестве компенсации за передаваемые СССР территории, — подтвердил Юрий Килин.

— Гипотетическая передача финнам Петрозаводска означала бы контроль недружественного СССР государства, Финляндии, над единственной железной дорогой, связывавшей центр страны и Мурманск — абсолютно немыслимая ситуация. Непрофессионализм авторов учебника очевиден, обстоятельств извиняющих его я не вижу».

Источник: http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=4028

Рекомендации по изучению учебного предмета «История» в 10—11 классе по трем вариантам учебников

Приказом Минобрнауки РФ № 576 от 08 июня 2015 г. в Федеральный перечень учебников были включены учебники по истории России для 6-10 классов. Данные изменения были вызваны принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и введением линейной системы изучения истории в школе.

АО «Издательство «Просвещение» представлено в ФПУ учебниками по истории России для 6-10 классов под ред. А. В. Торкунова. Они были оценены Российским историческим обществом как наиболее полное воплощение Историко-культурного стандарта, что подтверждается правом на использование логотипа Российского исторического общества на данных учебниках.

  • При этом, в действующем ФПУ ни у одного из издательств нет учебников по истории России 11 класса, соответствующих действующей Примерной основной образовательной программе среднего общего образования.
  • В связи с отсутствием в Федеральном перечне учебников полного комплекта учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ общего образования по учебному предмету «История», необходимо предоставить образовательным организациям необходимые разъяснения по данному вопросу.
  • Примерная программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования разработана на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, где в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 9 классе изучается курс всеобщей и отечественной истории (История нового времени) XIX – начала XX века. (См.: содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. История России. Всеобщая история. С. 314).

Примерная программа учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Примерные программы учебных предметов на уровне среднего общего образования сохраняют преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования.

С целью реализации программ общего образования: ПООП ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.

№ 1/15)) и ПООП СОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.

№ 2/16-з)) возможно изучение учебного предмета «История» в 10—11 классе по следующим вариантам:

1 вариант (для углублённого уровня изучения предмета «История»):

10 класс: Учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

11 класс: Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Для 10 класса: Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. / Под ред. Торкунова А. В. «История России. 10 класс» Учебник в 3-х частях.

+

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под ред. А. А. Искендерова «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебное пособие» (синхронизированное с историей России пособие по всеобщей истории)

Для 11 класса:

Борисов Н. С., Левандовский А. А. Под ред. С. П. Карпова «История. 11 класс. Углублённый уровень. Учебное пособие».

  1. В 2-х частях (повторительно-обобщающий курс истории России с древности до 1914 г.)
  2. Данный вариант показан на слайде 1.
  3. 2 вариант

(Для изучения учебного предмета «Россия в мире», который может быть выбран вместо «Истории» (базовый уровень). См.: ПООП СОО. Примерный учебный план. С. 511):

При выборе данного варианта следует учесть, что курс «Россия в мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История» (базовый уровень). См.: ПООП ООО. Примерные программы отдельных учебных предметов. Россия в мире. С. 339).

10 класс: Учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

  • 11 класс: Интегрированный курс всеобщей и отечественной истории «Россия в мире» до 1914 г.
  • Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:
  • Для 10 класса:

Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. / Под ред. Торкунова А. В. «История России. 10 класс» Учебник в 3-х частях.

+

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Под ред. А. А. Искендерова «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровень. Учебное пособие» (синхронизированное с историей России пособие по всеобщей истории)

Для 11 класса:

Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. и др. под ред. А. А. Торкунова «Россия в мире. 10—11 кл. Базовый уровень. Учебное пособие». В 2-х ч.

Данный вариант показан на слайде 2.

3 вариант (для базового уровня изучения предмета «История»):

В соответствии с ПООП СОО, структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2018 гг. — («История России»).

События XX — начала XXI века распределяются на два года изучения, в 10 классе изучается период с 1914 по 1945 г., в 11 классе — период с 1945 по 2018 г. Это позволяет учащимся лучше изучить новейшую историю России, знание которой проверяются на ЕГЭ в 50 % заданий.

Для данного варианта АО «Издательство «Просвещение» подготовлены:

Для 10 класса:

Горинов М. М., Данилов А. А., Косулина Л. Г. и др. Под ред. А. В. Торкунова «История России. 10 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие». В 2-х ч.

+

О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. Под ред. А. О. Чубарьяна «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие»

Для 11 класса:

Данилов А. А., Торкунов А. В., Хлевнюк О. В. и др. Под ред. А. В. Торкунова «История России. 11 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебное пособие». В 2-х ч.

+

Источник: https://multiurok.ru/files/rekomendatsii-po-izucheniiu-uchebnogo-predmeta-ist.html

Ссылка на основную публикацию