Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

Пользу от продвижения бизнеса в интернет трудно переоценить. Платные способы требуют серьезных вложений. Затрат времени и денег на привлечение посетителя. Конвертацию потенциального клиента в реального. Верным решением станет формирование рекламного…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В последние годы в России наблюдается активное развитие рынка недвижимости, переход его на более высокий уровень. Еще недавно риэлторы не вызывали особого доверия у граждан. Теперь отношение к ним кардинально…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

Мебель играет огромную роль в обеспечении комфортного существования людей. Она присутствует во всех помещениях. Предметы мебели выполняют утилитарную, декоративную функции. Они привносят в наши жилища комфорт и особую атмосферу уюта.…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

Личные автомобили давно стали неотъемлемой частью жизни людей, привнося в нее изрядную долю комфорта. Они помогают оперативно и качественно решать всевозможные задачи. А также экономить время, путешествовать. Однако по разным…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  10 причин продолжать учиться всю жизнь

Оценим за полчаса!

Электричество – основа нашей цивилизации. Ученые утверждают, что если оно по какой-то причине исчезнет, то начнется регресс эволюционного развития человечества. Неудивительно, что услуги таких специалистов как электрики чрезвычайно востребованы. В…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

Домовладельцы в разных регионах страны стремятся создать независимую систему жизнеобеспечения и выбирают бурение скважин на воду. После мониторинга актуальных предложений на рынке, важно определить, как рассчитывается стоимость работ и материала.…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

С древних времен женщины стремятся сохранить молодость и красоту как можно дольше. Заветная цель вела по пути смелых или безрассудных экспериментов. Современная медицина позволяет исправить любые несовершенства внешности без опаски…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

В 2018 году промышленность и доставку полезных ископаемых невозможно представить без услуг по грузоперевозкам. Перевозка оборудования, комплектующих деталей и другой продукции выполняется разными видами транспорта. Транспортные услуги имеют большое значение…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

Диетолог – врач, который специализируется на восстановлении здоровья при помощи правильно подобранного рациона. Однако в вопросе похудения каждому необходим персональный подход. Как выбрать для себя «доктора стройности», чем он сможет…

Читать дальше Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

По состоянию на 2018 год, услуги профессиональной уборки получили активное развитие практически в каждом населенном пункте. Существует множество компаний, которые помогут быстро и качественно привести в порядок любое помещение, экономя…

Читать дальше

Профессиональные сантехники решают важные задачи. Без их участия не обойтись при прокладке систем водоснабжения, отопления, канализации. Их услуги востребованы при строительстве домов, квартир. Проведение капитального ремонта помещений разного назначения тоже…

Читать дальше

Современная жизнь часто предполагает необходимость смены жилья. Переезд на новую съемную квартиру, соседний город из-за специфики работы, обмен или продажа недвижимости. Эти случаи требуют помощи грузчиков, ведь самостоятельно справиться с…

Читать дальше

Ни одна компания или индивидуальный предприниматель не могут осуществлять свою деятельность без бухгалтерского учета. Бухучет призван отражать все события и факты их работы, используя метод двойной записи. Работники бухгалтерии выявляют…

Читать дальше

Для продвижения услуг и товаров в 2018 году социальные сети не использует только ленивый. В сумме платформы собирают на своих страницах более 1 миллиарда потенциальных клиентов каждый 24 часа. 70%…

Читать дальше

Редкие события обходятся без снимков на память. 2018 год продолжает культ фотографии, подогреваемый социальными сетями и современными гаджетами. Порядка 83% мероприятий обходятся без услуги фотографа. Оставшиеся приходятся на такие события,…

Читать дальше

Одна из наиболее романтизированных профессий. Благодаря писателям и кинематографам, частный детектив представляется отважным героем. Лицом, сражающимся с преступностью. Обязательно имеющим заклятого врага, злого гения и подпольного правителя города. Так ли…

Читать дальше

Репетитор помогает освоить новый материал или закрепить пройденную программу. Наряду с групповыми занятиями, услуга отличается большей продуктивностью. Причина повышения КПД скрывается в индивидуальном подходе к ученику. В обзоре мы подробно…

Читать дальше

Перевод является одним из самых востребованных в 2018 году видов услуг. Хороший специалист позволяет заказчику преодолеть барьеры непонимания. Открывает пути к получению новой информации. Охраняет спокойствие клиента при заключении важной…

Читать дальше

Система кредитования несовершенна. Неудачное сочетание объективных и субъективных причин приводит к тому, что заемщик не может выплачивать кредит. С каждым годом, особенно после очередной волны кризиса, неплательщиков становится все больше.…

Читать дальше

Психолог – практикующий специалист, помогающий преодолеть сложные жизненные ситуации. Избавиться от стресса, тревоги, наладить семейные отношения. Решить внутренние конфликты. Услуги психолога не предполагают постановки диагноза. Он не выписывает лекарственных средств.…

Читать дальше

К услуге прибегают в случаях, когда косметические работы не способны решить поставленную задачу. Капитальный ремонт требует более детального подхода и последовательности действий. Он связан с перепланировкой квартиры, заменой водопровода и…

Читать дальше

Ритм жизни диктует свои законы. Решения принимаются быстро и требуют незамедлительной реализации. Выбор в пользу косметического ремонта квартиры не является исключением. Он позволяет обновить внешний облик жилплощади за считанные дни.…

Читать дальше

Ритм жизни диктует рынку обслуживания свои законы. С каждым годом спрос на услуги няни повышается на 3,5 %. Это связано с завидной рождаемостью и количеством работающих матерей. Что вместе с…

Читать дальше

Автомобильный рынок стремительно развивается. По данным Автостата, за 2017 год в России продано более 1000,000 новых единиц смешанного сегмента. Ежемесячно перепродается свыше 350,000 подержанных машин. Неудивительно, что автоуслуги в нашей…

Читать дальше

Деловые услуги – это общий термин, описывающий работу лиц, направленную на поддержание экономического регулирования и оптимизацию бизнес процессов. Формально, это те виды обслуживания, которые помогают физическим и юридическим лицам осуществлять…

Читать дальше

Источник: https://xn--c1aaceockkwavod1ac.xn--p1ai/sfera-uslug/

Сфера услуг в Финляндии: чего изволите?

Свыше 70 % – именно столько занимает сфера услуг в экономике Финляндии. Это при том, что страна относится к промышленно развитым государствам Европы, где важными отраслями являются машиностроение, химическая, бумажная и деревообрабатывающая промышленность и др. Какие самые простые и необходимые гражданам профессии пользуются в Финляндии неизменным спросом – в нашем материале.

Подавляющее большинство населения Финляндии трудится в секторе общественных услуг.

Это транспортные работники, жилищно-коммунальные службы, обеспечение тепло-, электро- и газоснабжения, строительство, торговля, бытовые услуги, связь и телекоммуникация.

А также работа, связанная с предоставлением услуг социальной сферы: юристы, финансисты, медики и педагоги, информационные услуги, и, конечно, далеко не последнюю роль играют представители сферы туризма.

За последние 20 лет мало, что изменилось: в топе востребованных профессий – любые работники медицинской службы, сиделки, уборщицы, педагоги и воспитатели в детских садах.

Важной с экономической точки зрения отраслью промышленности для Финляндии является деревообрабатывающая. И здесь существует огромная проблема.

Специалистов очень мало, а они очень нужны. Осталось только старое поколение, которое скоро уйдет на пенсию, и не останется никого, кто бы смог продолжить дело.

Современная молодежь предпочитает более интересные и престижные с их точки зрения профессии.

Однако финские производители не теряют надежду и проводят агитацию среди школьников, приглашают на учебу, заманивают хорошими зарплатами и хорошими трудовыми условиями.

Самая востребованная профессия Финляндии – lähihoitaja, что-то среднее между простой сиделкой и медсестрой. Очень много вакансий по всей стране и очень высокий конкурс.

Чтобы получить такую работу, надо поступить в училище (срок учебы – 3 года), сдать экзамены и проходить обучение на языке страны. Знание финского просто обязательно, потому что люди этой профессии нужны, прежде всего, для пожилого населения, которое часто не владеет английским.

Средняя зарплата сиделок варьируется от 1800 до 2000 евро. Если вы знаете финский и официально зарегистрированы на бирже труда, то можете обучиться на курсах. С курсов можно попасть на практику, а далее – на хорошее место.

Однако так происходит не всегда, и часто соискатели кочуют с практики на практику, так и не получив постоянной работы. А практика оплачивается совсем по-другому.

Вторая по востребованности и популярности профессия – это уборщица. И, как ни странно, чтобы ей стать, тоже необходимо отучиться 3 года в училище. Впрочем, на бирже могут предложить подобную работу и людям без образования. Но обязательным требованием является наличие водительских прав и умение управлять автомобилем.

Однако это довольно низко оплачиваемая работа. Если же вы сами хотите нанять уборщицу, то следует обратиться в клининговую компанию. Зарплата уборщицы начинается от 7 евро в час (это самый низкий тариф, обычно все же повыше). Средняя цена на услугу – около 10 евро.

Не стоит забывать, что оплата труда зависит еще и от количества рабочих часов (тут как повезет) и иногда от площади убираемого пространства.

Надо отметить, что в Финляндии все гораздо строже с официальным трудоустройством. Поэтому «частники» не популярны. Так же, как и передача работников по знакомству.

Конечно, русские эмигранты, постоянно проживающие на территории Финляндии, пользуются поиском через Интернет или платят тем же русскоговорящим знакомым и друзьям, например, если нужна няня.

Или берут няню с собой в поездку и даже на длительное проживание. Это распространенная практика.

Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг? amiedu.fi

Сами же финны в большинстве случаев пойдут официальным путем. Что же касается профессии няни, то иностранки здесь встречаются редко. Все это обусловлено теми же причинами – официальное устройство, знание финского, наличие профильного образования.

Есть еще система Au Pair – возможность проживать в другой стране бесплатно при условии, что ты работаешь на человека, у которого живешь. Принимающая сторона предоставляет участнику программы жилье, еду и иногда карманные деньги.

За это «переселенец» выполняет домашнюю работу. Чаще всего присматривает за детьми и (или) убирает квартиру.

Бонусом ко всему участник получает возможность учить язык в среде и изучать культуру страны, в которую, возможно, хочет переехать.

Для того чтобы стать участником программы, нужно подходить под определенные параметры. И, разумеется, хотеть работать за еду и кров.

Специальное образование для этой программы не требуется, однако есть возрастное ограничение. Для местных это своеобразная возможность сэкономить на няне или уборщице.

С другой стороны, качество работы может быть весьма неудовлетворительным. С подробностями можно ознакомиться здесь.

Отношение людей

Любой труд в Финляндии уважают. Никто не будет смеяться или выражать пренебрежение к тем, кто моет полы за деньги или присматривает за пожилыми людьми. Труд сам по себе – достойное занятие. Конечно, всегда все зависит от конкретного человека. Отдельно взятый финн может считать какую-то профессию непрестижной для себя, но никогда не укорит другого в выборе работы.

Однако профессии, для которых люди получают высшее образование, сложные, и высоко квалифицированные специалисты неизменно вызывают всеобщее уважение. Таких людей финны ценят и при возможности выразят свое почтение.

Самые оригинальные и самые бесполезные профессии

Что касается других профессий, чья деятельность связана с благоустройством домов и быта, большинство из них не так популярны или не популярны совсем в отличие от России. Дизайнер интерьера во многих европейских странах – совершенно бесполезная работа.

Так же дела обстоят и в Финляндии. На бытовом уровне никто не будет нанимать специального человека, чтобы обставить дом. Финны доверяют своему вкусу и не тратят деньги без необходимости.

Такая ситуация характерна для стран с развитым промышленным и мебельным дизайном.

Многие финны живут в домах, а не в квартирах. Но предпочитают озеленять, ухаживать за садом, газоном, чистить бассейн и решать другие проблемы, связанные с благоустройством и поддержкой бытовых нужд, либо самостоятельно, либо с помощью городских служб. «Рукастые» мужчины чинят все сами и в редких случаях обращаются к специалистам, когда дело касается каких-то сложных задач.

Но есть в Финляндии и несколько весьма экзотических и уникальных профессий. В 2013 году отель Hotel Finn предложил весьма оригинальную работу: от наемного сотрудника требовалось спать на кроватях отеля, а затем описывать это живым и ярким языком для блога, и все это за вполне круглую сумму. Профессиональный соня – это ли не мечта большинства взрослых?

Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг? riveria.fi

Наблюдатель за северным сиянием

Другой известный отель Лапландии тоже отличился: здесь искали смотрителя за северным сиянием. Дело в том, что многие туристы мечтают его увидеть.

Но погода малопредсказуема, а если бронировать номера заранее, то тем более получить какие-либо гарантии невозможно.

И вот финны нашли выход: нанять специального человека, который не будет спать по ночам, а при наступлении северного сияния информировать гостей отеля. Из требований к кандидату – знание финского, английского и желательно русского языков.

Ну и наконец, еще одна в целом не самая оригинальная, но все же забавная и типично финская профессия – водитель перевозной сауны. Да, это весьма популярный формат, когда на праздники приезжает специальный фургон-сауна, чтобы люди в любом месте могли продолжить праздник по всем правилам финских традиций – ведь без сауны не обходится ни одно мероприятие в стране!

Источник: https://e-finland.ru/info/smi/sfera-uslug-v-finlyandii-chego-izvolite/

Образование — услуга или служение?

«Отрасли сферы услуг довольно разнообразны. В государственный сектор входят суды, службы занятости почта, школы, контролирующие органы…»

Ф. Котлер, К. Келлер «Маркетинг менеджмент»

Каждое утро я, подмосковный учитель истории, захожу на сайт «Госуслуги» и навожу мышку на иконку «Школьный портал» (рис. 1).

Что заставило меня в этот раз остановиться и обратить внимание на своих соседей по каталогу, начиная с оплаты квитанций и заканчивая обслуживанием карты «Стрелка»? Не знаю! К тому, что мой труд так откровенно уравняли с услугами по регистрации автомобиля, я отнеслась скорее с юмором, чем с возмущением. Однако факт этот весьма показателен и заставляет вспомнить о дискуссии, которая ведется с тех самых пор, как в Федеральном законе «Об образовании в РФ» появилось выражение «оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования» [1]. Как можно поставить на одну доску самоотверженное служение педагога, призванного сеять «разумное, доброе, вечное» [2] и сферу сервиса? 

Читайте также:  Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов

Справедливости ради стоит сказать, что в подавляющем большинстве случаев в законе говорится об образовательной деятельности, а термин «услуга» преимущественно встречается в статьях, посвященных финансовому обеспечению. Да и времена, когда «услуга» ассоциировалась с выражением «в услужении», а то и с «чего изволите?» давно в прошлом.

Общеизвестно, что наступление постиндустриального общества неразрывно связано с процессом «сервизации экономики», при котором сфера услуг превращается в движущую силу хозяйственного развития. Предприятия этой сферы развиваются в условиях жесткой конкурентной борьбы, а, значит, их существование напрямую зависит от эффективности.

Стоит ли удивляться, что эта отрасль экономики может предложить нам примеры передовых технологий в области менеджмента и маркетинга, богатый опыт правового регулирования? Я считаю, что авторы закона об образовании, не побоявшиеся заявить об «оказании государственных услуг по реализации образовательной программы», должны сделать следующий шаг и перенести в систему образования все то лучшее, чем может поделиться с ней сфера сервиса.

С точки зрения маркетинга услуги имеют одну существенную особенность: они неосязаемы! «В отличие от материальных товаров их нельзя увидеть, попробовать, почувствовать, услышать или уловить их запах до тех пор, пока они не будут приобретены», — пишут авторы известного учебника [3]. Это утверждение справедливо и для услуг в сфере образования.

Иногда их результаты человек начинает ценить, лишь закончив школу и столкнувшись с другими учреждениями этой сферы. Для «материализации нематериального» маркетологи сферы сервиса используют инжиниринг впечатлений покупателя.

Оборудованное в соответствии с законами эргономики помещение, доброжелательный и высокопрофессиональный персонал, современная техника – все это должно тотально воздействовать на пять органов чувств потребителя, подтверждая, что он сделал правильный выбор.

Вот так и наши ученики, и их родители, попадая в светлое и просторное школьное пространство, оборудованное мобильной мебелью и виртуальными лабораториями, видя работающую интерактивную доску и удобные жалюзи, позволяющие быстро создать затемнение в классе, должны настраиваться на интересную и продуктивную работу вместе с учителем (рис. 2).

Сама по себе образовательная среда не сформирует мотивы учебной деятельности, однако поддержать позитивную мотивацию таким образом возможно. Согласитесь, что сеять «разумное, доброе, вечное» лучше в комфортном классе, оснащенном по последнему слову техники. И я не вижу здесь противоречия между служением и технологиями инжиниринга впечатлений, заимствованными из сферы услуг.

Мне могут возразить, что цвет стен и конструкция штор не гарантируют качественного образования, так же как эргономичный дизайн медицинского центра не является залогом высокопрофессиональной медицинской помощи. Не буду спорить с этим утверждением! Но… Во-первых, это не повод отказываться от всего того опыта, который сфера услуг накопила в области инжиниринга впечатлений.

Особенно учитывая тот факт, что требования (вполне разумные) к своему рабочему месту у молодого поколения учителей значительно выше, чем у моего.

Во-вторых, в законе достаточно, на мой взгляд, механизмов, чтобы обеспечить качество образования: система государственных стандартов и образовательных программ, механизм аттестации педагогических работников, лицензирование и аккредитация образовательной деятельности.

В законе об образовании достаточно подробно описаны обязанности и ответственность педагогических работников, а вот в статье 44, посвященной родителям наших учеников, права явно превалируют.

Все обязанности родителей по этой статье сводятся к тому, что они должны обеспечить получение детьми общего образования; соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательной организации [4].

Общие слова, не способные конкретизировать расплывчатое положение, с которого данная статья начинается: родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Не в пример лучше, по моему мнению, решает вопросы правового регулирования сфера услуг. Любое предприятие в области сервиса в соответствии с обязательственным правом (раздел гражданского права) заключает со своим клиентом договор. Именно он делает отношения между ними ясными и определенными.

Заключение договора подразумевает точное выполнение обязательств, из него вытекающих, в том числе благодаря системе штрафных санкций.

Почему, поставив меня в один ряд с другими поставщиками госуслуг, государство не обеспечило мне такой же ясности и прозрачности во взаимоотношениях с учениками и их родителями?

На заре внедрения ФГОС нового поколения предполагалось заключение договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями [5]. Договор должен был быть трехсторонним и предусматривал права и обязанности муниципалитета, школы и родителей.

Обязанности последних, кстати, были изложены в семи пунктах и детализированы. Так, например, родители обязаны были обеспечить ребенка письменно-канцелярскими принадлежностями. На первый взгляд, это излишняя регламентация и данный вопрос не нуждается в правовом регулировании.

Да и мой запас ручек и карандашей эконом-класса позволяет потратить меньше минуты на решение этой проблемы. Но… Если в классе находится больше тридцати учеников, а ручки забыли десяток из них, минуты будут складываться в часы и влиять на качество услуг, которые я предоставляю.

Я думаю, что коммерческая фирма, предоставляющая услуги населению, обязательно учла бы такой нюанс в договоре с клиентом!

Говоря об ответственности родителей, я вовсе не желаю переложить на них часть своей работы. Я, например, считаю, что родители не должны участвовать в выполнении домашнего задания или проверять его строчка за строчкой.

Да, бывают случаи, когда выполнение домашнего задания – это повод пообщаться с ребенком, поделиться своим жизненным опытом. Но это скорее исключение, чем правило. В неосуществленном договоре у родителей была обязанность «обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий».

Требование вполне разумное, если под этим понимать рабочее место школьника и режим дня. Невыспавшийся ученик, несколько часов при попустительстве родителей занимавшийся игрой на компьютере, не способен не только сделать домашнее задание, но и увлечься работой в классе.

К сожалению, закон об образовании не дает, на мой взгляд, правовых оснований для урегулирования таких ситуаций, а заключение договора связывает исключительно с платными услугами.

Так стоит ли нам, учителям, жалеть о том, что слово услуга в описании нашей работы постепенно вытесняет понятие служение, и означает ли это бесславный закат нашей профессии? Или, находя себя между службой кадастра и записью в детский сад, рано делать такие выводы? А может, это просто повод задуматься над тем, что хорошего способна дать нам сфера сервиса, в которой мы так неожиданно оказались? Думаю, если это будут ясные договорные отношения с родителями и комфортная образовательная среда, даже отъявленный пурист втайне порадуется, что выражение «образовательные услуги» попало в новую редакцию закона.  

  • Рисунок 1. Место автора статьи на портале «Госуслуги МО»
  • Рисунок 2. Работа с интерактивной доской на уроке в VIII классе

Рисунок 3. Пенал ученика VII класса. Ответа на вопрос, зачем школьник взял с собой корректор, я не получила

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ». М., 2016.
  2. Н.А. Некрасов Сеятелям//Русские поэты. Антология в четырех томах., М., 1968.
  3. Ф. Котлер, К. Келлер Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс., СПб., 2010.
  4. Федеральный закон «Об образовании в РФ». М., 2016.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., 2011.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/opinion/obrazovanie-usluga-ili-sluzhenie/

Открытое образование, как сфера услуг перспективы развития

На протяжении всей истории человечества роль и место образования в жизни людей исключительны и уникальны.

На сегодняшний день образование является, пожалуй, тем самым инструментом, через который осуществляется передача и воплощение базовых нравственных и интеллектуальных ценностей, осуществляется ориентация молодежи на основные цели развития российского общества.

В недавнем прошлом в нашей стране произошли коренные изменения в идеологии, в сфере социальных представлений, которые не лучшим образом сказались на жизни людей. На мой взгляд, именно образование является той опорной точкой, которая поддержит процесс передачи социального опыта, поможет определить новые ориентиры развития общества.

Образование — сфера социальных услуг, имеющая исключительное значение и для отдельного человека, и для общества.

Необходимо отметить, что услуги социально-культурной сферы ориентированы на обслуживание конкретного человека, а результатом их воздействия являются изменения социального характера, которые проявляются в повышении уровня жизни и культуры всего населения. Социальные услуги имеют такую специфику, что экономические отношения в этой сфере в определенной степени ограниченны.

Важнейшим социальным правом человека является право на получение образования. Именно этот пункт является основой равенства возможностей граждан в условиях рынка. Реализация этого права предопределяет снижение социально-экономического неравенства и влечет за собой необходимость государственного регулирования системы образования.

Известно, что «производитель» и «покупатель» – это основные звенья в рыночной сфере. Но здесь же может присутствовать и промежуточное звено – посредник-продавец. Естественно, что рыночные отношения будут более динамичными и цивилизованными, если промежуточное звено будет минимальным.

Становление рыночных отношений в нашей стране характеризовалось тем, что государственная монополия сохранялась почти во всех социальных сферах, в том числе и в образовании при значительном сокращении государственного финансирования.

Новая экономика явила на свет и новый рыночный образовательный сектор. В России начало ему было положено законом РФ «Об образовании». На сегодняшний день этот образовательный сектор динамично растет и развивается.

Развитие сектора негосударственных образовательных услуг позволяет профинансировать приоритетные для государства направления в системе образования.

В условиях рынка можно представить любое образовательное учреждение как некое предприятие, тогда образовательный процесс будет рассматриваться как производственный, при этом мы выпускаем уникальную социально-экономическую продукцию – образовательных услуги.

Полученные учащимися образование, знания, умения и навыки могут рассматриваться как средства производства, с помощью которых их обладатель в будущем будет способен обеспечить себе достойный уровень жизни.

Продолжая наши рассуждения, можно провести аналогию между учащимся и продукцией, находящейся на стадии производства, между выпускником и конечной продукцией.

Образовательный процесс, как и производственный, основывается на использовании каких-то материалов, рабочей силы, энергии, технических средств, значит он требует определенных затрат, поэтому образовательная услуга обладает стоимостью.

А поскольку образовательный продукт удовлетворяет потребности не только одного человека, а совокупности людей, значит можно говорить о потребительской стоимости.

При этом образовательный товар обладает такой спецификой, что последствия от потребления образовательных услуг положительно сказываются и на потребителе услуги, и на государственной экономике в целом.

Образовательный продукт – это товар, который имеет еще и первостепенную общественную значимость. Поэтому данная специфическая черта образовательной услуги требует государственного регулирования образовательной сферы.

Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, которые поддерживают различные формы образования и самообразования; предпринимает меры по сохранению гарантий на бесплатное образование. Но вместе с тем создается и расширяется рынок платных образовательных услуг.

Стоит отметить, что в экономическом образовательном пространстве сохраняются все основные фонды образовательных учреждений, финансирование ведется и за счет государства, и за счет привлечения дополнительных источников, постепенно осуществляется переход на многоканальную модель финансирования.

Основным достижением современной России является тот факт, что человек может выбирать какого рода образовательные услуги и чьи ему предпочесть. Другое дело — качество этих услуг. Но об этом позже.

По данным Министерства Образования РФ на ноябрь 2007, в стране неуклонно растет количество ВУЗов. За период с 1990 года по 2005 год их количество выросло с 514 до 1 068. Причем в большей степени растет число негосударственных ВУЗов, которых в 1990 году по стране не насчитывалось ни одного, а к 2005 году было зарегистрировано уже 413 коммерческих высших учебных заведения. [1]

Соответственно, выросло и число студентов, в 1990 году на 1 курс было принято около 584 000 человек, а в 2005 году количество первокурсников выросло уже до 1 640 000 человек. Закончили же обучение в 1990 году 401 000 человек, а в 2005-м уже 1 151 000 человек. [1]

Фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян в 2003 году, в результате которого стало ясно, что 88% граждан России признают важность высшего образования в нынешних условиях. Среди москвичей этого же мнения придерживаются 92% респондентов. К тому же две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность. [1]

Аналитическая служба ВЦИОМ утверждает, что в последние годы особенно сильно возрос интерес россиян к высшему образованию. Причем необходимость его наличия признают не только взрослые люди, но и школьники со студентами. Мало того, интерес ко второму высшему также возрос за последние несколько лет. Данные за 2001 год:

— 13% учащихся ПТУ считают, что обучение не в одном, а в двух ВУЗах дает человеку наилучшие возможности

— 44% студентов высших учебных заведений придерживаются такой же точки зрения.

  • — 14% студентов считают важным дальнейшее обучение в аспирантуре. [1]
  • По данным всероссийского опроса, проведенного летом 2003 года Аналитической службой ВЦИОМ, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет:

— 20% респондентов нацелены на получение второго высшего образования

— 6% получают его в настоящий момент. [1]

Среди людей с высоким уровнем дохода доля лиц, имеющих или собирающихся получить второе высшее образование, существенно больше.

По данным того же опроса 33% выпускников российских ВУЗов работают по другой специальности, чем полученное ими образование. Таким образом, почти 1/3 бюджетных расходов на высшее профессиональное образование была использована неэффективно. [1]

По подсчетам специалистов, к потерям государства из-за дисбаланса между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников ВУЗов стоит относить 50% от 1/3 расходов бюджета на высшее профессиональное образование.

— 2001 г. — 5,5 млрд. руб.

— 2002 г. — 8 млрд. руб.

— 2003 г. — 9,5 млрд. руб. [1]

Не правда ли эти цифры заставляют задуматься о многом? Очень важен тот факт, что такое несоответствие работы полученному образованию наиболее характерно для молодежи.

— 81% респондентов, заявивших о несоответствии, — это лица от 18 до 39 лет.

— 46% респондентов – юноши и девушки от 18 до 24 лет.

Такие данные означают, что без кардинальных изменений в сфере образования, в ближайшем будущем доля потерь бюджетных средств, выделяемых на финансирование высшего образования, может существенно возрасти. [1]

Еще более катастрофически обстоят дела с качеством образования. В ноябре 2007 года в Нью-Йорке (США) был представлен очередной 6-й доклад ЮНЕСКО, посвященный обзору ситуации с качеством образования в мире.

В докладе подробно проанализированы достижения и провалы в области образования 129 стран мира. В 2000-м году в Дакаре перед этими странами были поставлены определенные цели, направленные на улучшение качества образования.

В результате, авторы доклада составили рейтинг стран с самыми лучшими показателями по обеспечению доступа к образованию и его качеству:

1-е место: Норвегия

2-е место: Великобритания

3-е место: Словения

4-е место: Швеция

5-е место: Республика Корея

6-е место: Италия. [1]

    Докладом также отмечены успехи стран Северной Америки, Европы, бывшие страны СССР, кроме Молдовы, Аргентина, Бруней-Даруссалам, Бахрейн, Мексика и Республика Корея.

    По отдельным же показателям страны СНГ еще далеки от успеха.

    Примеры тому Россия, Украина и Турция, в которых находится самое большое в мире количество детей младшего школьного возраста, не посещающих школу – почти по 300 000 человек в каждой. [1]

    Мировой рейтинг ВУЗов (2005 год)

    1-е место: Гарвардский университет

    2-е место: Стэнфордский университет

    3-е место: университет Калтех

    4-е место: университет Беркли

    5-е место: Кембриджский университет

    6-е место: Массачусетский технологический университет

    7-е место: Принстонский университет

    8-е место: Йельский университет

    9-е место: Оксфордский университет

    10-е место: Колумбийский университет.

    Российские университеты представлены в рейтинге Московским Государственным Университетом имени М.В. Ломоносова (112-е место) и Санкт-Петербургским Университетом (422-е место). [1]

    Согласно данным российских социологов Россия занимает 27-е место в мире по качеству образования. Что примечательно, еще в 1992 году мы занимали 3-е место в том же самом рейтинге. [1]

    Исходя из приведенных выше цифр, можно с определенной степенью достоверности представить положение российского образования как внутри страны, так и на мировой арене. При этом выстраивается не очень лицеприятная картина.

    Читайте также:  История станет обязательным предметом егэ

    Вообще говоря, получается, что треть всех средств, которые выделяются государством на образование, оказываются выброшенными на ветер, так как 33% выпускников российских ВУЗов работают по другой специальности, чем полученное ими образование.

    Выправить ситуацию, на мой взгляд, может система «открытого» образования, в том числе дистанционное обучение. Конечно это не панацея от всех бед, но тем не менее.

    Не секрет (и об этом говорят статистические данные), что мы, несмотря на значительные реформы в этой области существенно отстаем от мировой образовательной системы. А главным ее достоинством является возможность получения нужного уровня образования в свободном временном режиме за счет накопления баллов по дисциплинам. Такая форма обучения называется «открытым » образованием.

    Данная система имеет ряд достоинств.

    Во-первых, есть возможность получения нескольких специальностей по разным формам обучения; во-вторых, освоить в выбранном вузе интересующие вас дисциплины в удобной для обучаемого форме; в – третьих есть возможность освоить программу по частям в различных формах в нескольких вузах с получением документа о высшем профессиональном образовании или о дополнительном образовании.

    Следовательно, «открытое » образование может распространяться на любой уровень, любой этап, любую форму образования.

    Оно позволяет осуществить получение непрерывного образования, или «образования на протяжении всей профессиональной карьеры».

    Система открытого образования дает возможность освоения новой профессиональной специализации, переквалификации, повышения квалификации, удовлетворения потребности личности в получении новых знаний, несвязанных с профессией.

    Таким образом, использование этой системы обучения является вполне перспективным. Россия сделала в этом направлении первые шаги.

    Открытое образование приходит на помощь в случае смены места жительства (можно продолжать обучение в том же вузе где начинался образовательный процесс); в том случае если человек работает, и хочет продолжать обучение; при определенных семейных обстоятельствах; если есть желание осваивать определенную дисциплину в свободном временном режиме.

    Подводя итог, можно сказать, что «открытое» образование является весьма перспективным направлением, так как оно выгодно с экономической точки зрения. Опираясь на зарубежный опыт, при должном уровне методологической базы, я думаю, что именно это направление в образовании способно как-то выправить существующее положение вещей.

    Литература:

    1. Борисова Н.Б. Российское образование в системе рыночных отношений// Труды российских ученых. – 2008. — №3

    2. Гордус О.И.Обучающая система Ассемблер 2008г// ДонНТУ , IV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, «Компьютерный мониторинг и информационные технологии» (КМИТ-2008)

    3. Лазарева М.А. От экономики – к мотивации// Первое сентября. — 2006. — №11

    4. Ланина О.И. К вопросу о рыночных отношениях в системе подготовки специалистов высшей квалификации// Экономика образования. — 2001. — № 1

    5. Могильчак Е.Л. Высшее образование и рыночные отношения: социологический аспект взаимодействия// Известия УРГУ. Общественные науки. – 2009. – №1/2

    6. Соболева И., Ломоносова С. Рыночные и нерыночные механизмы регулирования образования// Проблемы теории и практики управления. – 2005. — №6

    7. http://statistika.ru/obraz/2007/12/08/obraz_9809

    8. http://demoscope.ru/weekly/2005/0189/analit02.php

    9. http://revolution.allbest.ru/management/00037333_0

    10. http://www.russia.edu.ru/news/5093/

    11. http://ria.ru/society/20070320/62338377.html

      Основные термины (генерируются автоматически): образование, высшее образование, высшее профессиональное образование, россия, образовательный процесс, качество образования, услуга, Аналитическая служба, мой взгляд, образовательная услуга.

      Источник: https://moluch.ru/archive/34/3914/

      Учёба.ру

      Кто сидя дома, помимо дистанционного обучения решил заниматься еще и самообразованием, вы молодцы! Надеемся несколько советов сделают этот процесс только эффективнее????

      Чтобы знать, куда идти, необходимо видеть перед собой конкретную цель. Чем четче вы ее сформулируете, тем выше вероятность успеха. Если вы собираетесь на курсы английского, не ставьте своей целью «подтянуть язык», сформулируйте иначе.

      Например, «через полгода сдать IELTS» или «посмотреть первый… сезон „Настоящего детектива“ на английском».

      Для поддержания мотивации создайте свою собственную «карту желаний» — панно из картинок и фотографий, иллюстрирующих ваши мечты и цели.

      ???? Составьте план

      Длинный путь лучше раздробить на множество маленьких отрезков. Подробно записывайте все, что может понадобиться вам в процессе обучения, какие действия необходимо предпринимать каждый день, что собираетесь делать раз в неделю и т. д. Начинайте день, сверяясь с планом и составляя список дел на ближайшее время. Не меняйте планы в процессе, но и не расстраивайтесь, если что-то пошло не так.

      ???? Придумайте мотивацию

      Ставьте промежуточные цели: например, подготовьте презентацию для друзей в конце второй недели обучения, напишите подробный пост в соцсетях о том, что вы вынесли из занятий. Это не только даст вам новый стимул, но и поможет уложить в голове полученные знания. После сдачи сложного экзамена или зачета наградите себя походом в кино или выходным днем.

      ????Делайте перерывы

      Занимаясь по несколько часов без отдыха, вы скорее приобретете не новые знания, а стресс, недосып и нервное истощение. Делайте паузу каждые полчаса. Старайтесь в это время выйти на улицу, пройтись, помедитировать. Соцсети и другие источники информации могут стать дополнительным источником стресса, старайтесь не злоупотреблять ими.

      ????Используйте дополнительные ресурсы

      Несмотря на свежие исследования, которые доказали низкую эффективность аудио- и видеокурсов, их все же можно использовать как альтернативный источник информации. Ищите интересных спикеров, обращайте внимание на нестандартную подачу, выбирайте лекции на иностранном языке — это удвоит пользу от занятий и поможет лучше запомнить то, что уже узнали.

      ????Обучайте других

      В 1969 году американский учитель Эдгар Дейл выяснил, что наиболее эффективный способ учиться чему-либо — обучать этому других. Попробуйте устроить импровизированный мастер-класс для друзей, расскажите новую информацию младшему брату или перескажите прочитанное другу. Материал, который вы объяснили другому своими словами, будет усвоен вами навсегда.

      ????Ешьте

      Да, вы не ослышались. Не так давно British Journal of Nutrition опубликовал исследование, которое подтверждает важную роль жирных кислот омега-3 в процессе обучения: они улучшают память, положительно влияют на способность рассуждать и в целом хорошо сказываются на физическом самочувствии. Омега-3 содержатся в орехах и жирных сортах рыбы (тунец, лосось и т. д.).

      Источник: https://www.facebook.com/ucheba.ru/posts

      Проблема 3. Может ли образование быть сферой услуг?

      Рассматривая будущее образование как часть социально-экономичес­кого пространства страны, его иногда представляют как разветвленную сферу доступных и качественных социальных услуг.

      В такой системе человека, получающего образование, его родителей и работодателей считают потребителями (заказчиками) образовательных услуг, а отношения между ними и образовательной организацией регулируются соответствующим договором.

      Наши стереотипы говорят о том, что если кто-то оказывает нам услуги (почтовые, транспортные, услуги связи и др.), то именно он выполняет необходимые действия, несет за это ответственность, обеспечивает качество, а наша задача как потребителей – выбрать необходимую услугу и оплатить ее предоставление. В образовании далеко не все так просто.

      Ни в одной другой сфере невозможен случай, когда человек, обращаясь к сфере услуг, избегает получения услуги или даже готов платить за то, чтобы ему ее не оказывали. А в образовании возможен.

      Почему? Потому что, во-первых, «получить» образовательную услугу не менее сложно, чем ее оказать, во-вторых, отказываясь от самой услуги, потребитель рассчитывает получить нечто другое, более ценное для него, в данном случае – документальное подтверждение образовательного уровня.

      Но если покупателю холодильника важнее будет паспорт на него, а не основные функции данного устройства, то рыночные механизмы приведут к тому, что будут совершенствоваться паспорта, а не холодильники.

      Конечно, такая ситуация в обычных сферах услуг невозможна, поскольку потребитель знает суть и оценивает товары и услуги в соответствии с их прямым назначением, но в образовании подмена ценности приобретаемого опыта ценностью отметки или документа не является редкостью. Таким образом, в образовательных системах ориентация на запросы потребителя может как повышать, так и снижать качество образования.

      Проблема. Можно ли в таком случае считать образование сферой услуг? Нужно ли развивать его в этом качестве? Если да, то при каких условиях?

      Рассмотрим данную проблему на примере высшего образования и начнем с необходимости нового статуса образования.

      Не обусловлено ли смещение фокуса рассмотрения образования как общественного блага к его представлению как сферы социальных услуг нежеланием государства регулировать и обеспечивать эту сферу, отдав на откуп рыночной экономике с ее механизмами свободы и конкуренции? Вероятно, это не так.

      Вместе со значительной либеризацией высшего образования, государство сохраняет достаточно сильные позиции в контроле и управлении им, не снимая свои обязательства по финансированию образования, но развивая новые механизмы и актуализируя дополнительные источники инвестиций в эту сферу.

      Основными предпосылками развития образования как сферы услуг являются не столько экономические, сколько социальные тенденции.

      В современном динамичном мире, когда получение и обновление знаний включено во все производственные и общественные процессы, залогом общественного прогресса и успешной карьеры человека становится непрерывное образование в течение жизни.

      Для этого системой образования должно быть предусмотрено удовлетворение разнообразных образовательных потребностей, индивидуализация образовательных траекторий, когда «большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого»[26]. С этим связаны новые требования к образованию, предполагающие резкое увеличение выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта. В привлечении рыночных механизмов и ориентации на потребителя государство видит особые возможности для реализации образовательной политики и осуществления требуемых преобразований в системе образования. Поэтому одним из принципов образовательной политики установлено сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

      Одной из особенностей сферы образовательных услуг является специфическая и очень существенная роль непосредственных потребителей – учащихся, студентов, слушателей. Насколько готовы абитуриенты быть сознательными и ответственными потребителями услуг профессионального образования? Приведем несколько примеров.

      В 2009 году введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не только как обязательного способа оценки результатов среднего образования, но и как основного инструмента конкурсного отбора абитуриентов позволило существенно повысить их возможности в плане поступления в вуз.

      Предоставленное абитуриентам право подавать документы одновременно в любое число вузов привело к «валу» заявлений, существенно затруднившему, а в некоторых случаях и парализовавшему работу приемных комиссий. При этом большинство абитуриентов подавали не 2–3 заявления, что свидетельствовало бы об обдуманности выбора и целенаправленности, а значительно больше.

      Некоторые из них не могли даже вспомнить, в какие вузы они отправляли копии документов и какие специальности указывали в заявлении. Таким образом, предоставленная системой образования дополнительная возможность для реализации собственной образовательной траектории была использована многими абитуриентами для того, чтобы фактически отказаться от выбора.

      То есть у многих абитуриентов стратегия «лишь бы поступить в вуз» преобладает над стратегией «добиться поставленных целей».

      Известно, что в России одна из самых высоких в мире доля людей, получающих второе и даже третье высшее образование. Это кажется позитивным фактом, демонстрирующим ценность образования для россиян, а также потребности рынка труда в многопрофильных специалистах.

      Но если учесть, что по уровню участия населения в непрерывном образовании Россия далеко позади большинства европейских стран (находится на 25-м месте из 30 обследованных стран) и доля работающих не по специальности, полученной в учебном заведении, составляет 43%[27], то, вероятно, нужно искать и другое объяснение.

      На наш взгляд, необходимость второго высшего образования может быть также обусловлена тем, что первое профессиональное образование человек получает недостаточно самоопределившись. Об этом свидетельствуют и социологические данные: только до половины студентов связывают свою работу с той специальностью, которую получают в учебном заведении.

      Для значительной части студентов (около 35%) планы не столь однозначны: они весьма склонны допустить, что будут работать не по полученной специальности. Примерно 10–15% студентов практически уверены в том, что у них будет другая работа[28].

      Но если многие выпускники школы подходят к выбору дальнейшей образовательной траектории без осмысления того, что «хочу», «могу» и «требуется», то есть без самоопределения в отношении своего дальнейшего образования, то насколько они способны делать осознанный выбор и реализовать собственную образовательную траекторию?

      Вовсе не на такой образ студента ориентирована выстраиваемая в России система высшего профессионального образования, предполагающая вариативность, ориентацию на интересы потребителей, предоставление обучающимся существенных свобод и возможностей для выбора и реализации собственной образовательной траектории.

      Большинство абитуриентов не готовы к этому, и включение их в такую систему даст совершенно иные результаты.

      В крайних вариантах свобода, предоставляемая вузом, превратится не в «свободу для», а в «свободу от», выбор будет случайным или ситуативным, учебная деятельность – неритмичной и неэффективной и, соответственно, качество образования – недопустимо низким.

      Таким образом, для того чтобы образование могло выполнять функции сферы услуг, необходим компетентный их потребитель.

      Под компетентным потребителем образовательных услуг будем понимать субъекта, у которого на основе понимания жизненных целей, образовательной реальности и себя в ней, сформированы ценностное отношение к образованию, способность и готовность выбирать собственную образовательную траекторию, ставить и реализовать цели собственной образовательной деятельности, решать проблемы и противоречия, возникающие в ней.

      Такая компетентность (назовем ее образовательной) формируется и развивается в течение всей жизни человека под влиянием стихийно сложившихся условий и в целенаправленно организованных процессах, переходя от своих предпосылок и первичных форм (осведомленности и умелости) к наивысшему уровню – самообразовательной компетентности. Следует отметить, что, как и любые другие виды, образовательная компетентность имеет личностную основу и формируется в русле жизненных ценностей человека, в тесной взаимосвязи с его способностями ставить перспективные цели, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, управлять своей деятельностью, включаться в субъективно значимые действия и т.п. Особое значение имеет сформированная на уровне понимания картина мира, себя и своего места в нем, целостные представления об образовательной реальности, понимание значения образования для общества и его личностного смысла, ценностное отношение к образованию, нацеленность на овладение профессией и личностное развитие (подробнее см. проблему 20). Эти качества характеризуют подлинного субъекта образования – человека как активную и ответственную инстанцию, способную управлять собственным образованием.

      Студенты, являющиеся субъектами образования, критично и осмысленно (в сопоставлении с имеющимся опытом и перспективными целями) воспринимают учебный материал, проявляют познавательную инициативу, активно участвуют в занятиях, ищут способы интенсификации и рациональной организации учебной деятельности, с интересом берутся за учебные проекты, стараются максимально проявить в их выполнении свой творческий потенциал, включаются в научную деятельность. Предоставляемые вузом свободы (например, посещения занятий) и возможности выбора (учебных дисциплин, направлений специализации или дополнительной подготовки) ответственно используются ими для собственного развития. С психологических позиций такие характеристики объясняются высокой мотивацией учебной деятельности, основанной на познавательных мотивах, мотивах личностного и профессионального развития, а также осознанном и удачном (с точки зрения соответствия собственным интересам, особенностям) профессиональном выборе. В учебной деятельности такие студенты и реализуют свой интеллектуальный, творческий, личностный потенциал, и развивают его. Эта деятельность для них ценна, интересна, увлекательна как сама по себе, так и с точки зрения внутренней необходимости саморазвития, овладения избранной профессией.

      Вывод.

      В свете современных тенденций развития образования, позиционирование его не только как общественного блага, но и как сферы услуг, где имеет место договорное регулирование отношений, открывает новые возможности для удовлетворения разнообразных потребностей обучающихся, организации непрерывности образования и индивидуализации образовательных траекторий. Однако эти возможности реализуются только в том случае, если потребитель образовательных услуг обладает необходимым уровнем образовательной компетентности, является субъектом образования, осознанно выбирающим и ответственно реализующим собственную образовательную траекторию.

      Источник: https://pdnr.ru/a9794.html

      Ссылка на основную публикацию