Егэ по астрономии не будет

С 2017 учебного года в школы вернулась астрономия. Её вроде бы ждали, но вернулась она, конечно, всё равно неожиданно.

Где учителю искать материалы по предмету, когда лучше начинать учить астрономию и как она помогает бороться с фейками в сети.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Об этом главный редактор «Мела» Никита Белоголовцев поговорил с астрономом и старшим научным сотрудником Государственного астрономического института имени Штернберга Владимиром Сурдиным.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Владимир Георгиевич, наверное, для вас стала большой радостью и даже профессиональной гордостью новость о том, что астрономия вернулась в школу?

В первую очередь это был шок. Я не ожидал, что она так неподготовленно вернётся в школу. Примерно 25 лет астрономии как обязательного предмета в школе не было. Пришло новое поколение учителей — их не учили астрономии в педвузах.

Старые учителя постепенно уходят и просто забывают этот предмет, потому что он был второстепенным. И вдруг она вернулась.

Неподготовленная ни с какой стороны: нет современных учебников, нет современных пособий для учителей, для учеников.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Талант к познанию: как научить себя учиться

Оценим за полчаса!

Конечно, я радовался, что она вернулась. И не только потому, что я астроном, и моя наука стала опять обязательной. Нет. Я довольно давно занимаюсь и университетским, и школьным образованием, и успел почувствовать, что астрономия инициирует интерес к другим предметам.

Это такое широкое знание о Вселенной: там нужно знать и физику, и математику, и химию, и биологию. Поэтому это полезно, особенно в наше время, когда очень много юристов, программистов и прочих людей, далёких от реальной техники. На самом деле в стране популяция инженеров почти закончилась.

Нам нужны мощные, современные инженеры, но их невозможно подготовить без физики, без фундаментальных наук естественнонаучного клана.

И тут астрономия может сыграть роль «зажигателя» интереса. У школьника, который слышит о Вселенной, о планетах, населённых или не населённых разумными или неразумными существами, может появиться интерес к более точным и менее романтическим, я бы сказал, предметам.

Это значит, что мы готовим людей к тому, чтобы они выросли инженерами. И могли не только из западных составляющих собирать автомобиль, а сами придумывать новый — что-то, что позволило бы стране выйти на общий уровень технологического прогресса. Я так об этом думаю.

Астрономия — это запал, взрыватель, а не просто предмет о космосе, который кто-то хочет учить, а кто-то не хочет.

ЕГЭ по астрономии не будет

Помню, когда сам был школьником и жил в Волгограде, у нас был свой небольшой астрономический кружок, — около 30 человек со всего города. Был хороший преподаватель, был планетарий.

Чем дело кончилось? Из этого кружка вышло только два профессиональных астронома. Остальные стали сильными инженерами и врачами.

Но зажёг их интерес, любознательность и настрой заниматься чем-то серьёзным именно астрономический кружок.

Когда началась дискуссия по поводу введения астрономии в школу, я почти не слышал мнений: «Какая астрономия? Зачем? Куда?».

Скорее, была такая точка зрения: «Слушайте, зачем нам ещё одна строчка в расписании и ещё один предмет, когда у нас есть часы физики?». Признаюсь, мне это мнение близко.

Классно учить науки через астрономию, но в качестве модуля, а не по принципу «час отсюда — час сюда».

Я такого же мнения. Да, она интегрирует, она связывает, склеивает разные предметы. Что такое астрономия? Это физика за пределами земли. Это химия за пределами Земли. Мы уже сегодня работаем за пределами Земли. Земля — это только часть пространства, на котором мы что-то делаем, о котором мы думаем.

Мы живём на Земле, поэтому не можем обойтись без географии. С астрономией точно так же — мы сделали шаг с Земли, и жить без астрономии становится невозможно. Она нужна не только космонавтам и профессиональным астрономам, она нужна людям, чтобы представлять себе этот мир.

В конце концов, астрономия нужна, чтобы не обманываться, когда в интернете появляются всякие фейки и стараются вас провести и надуть.

Конечно, воткнуть астрономию в современную школу нелегко: перегружено расписание, нет часов, от чего-то надо отрывать, учителей надо переучивать. И вот уже около года мы мечемся по стране. Мы — это несколько университетских астрономов, которые знают и умеют преподавать этот предмет. Мы организовываем курсы подготовки учителей, пишем учебники, пишем пособия.

ЕГЭ по астрономии не будет

Насколько я понимаю, астрономию в школах преподают в основном учителя-физики?

Да. Они понимают этот предмет лучше других. Иногда ещё учителя географии — для них это тоже не чужое дело. Математикам это совсем чуждо, но последние несколько месяцев я езжу по городам и рассказываю о том, как можно было бы безболезненно ввести этот новый предмет.

Смотрите, я ребёнок, которого интересует физика. У меня появляется астрономия, я, естественно, рад этому. А если я ребёнок, которому чужды все эти математики, физики, химии? Я люблю историю, литературу.

И вот ещё один предмет, который мне не интересен. Так вот, оказывается, можно из астрономии повести в литературу, в биологию, в экологию, даже в экономику. У меня есть презентация, в которой об этом рассказано подробнее.

Почувствуйте, чем ученик увлечён, попробуйте найти для него нишу.

Например, языки. Мы сегодня ищем способ наладить связь с неземными цивилизациями. Этим заняты только астрономы, потому что космос проходит по нашему департаменту. Хорошо, наладим связь, а как с ними поговорить? На каком языке, какими жестами, рисунками, буквами, звуками мы можем обменяться информацией с братьями по разуму? Вот задача для любителя филологии, истории, языков.

Попробуйте найти связь и способ связи с существом, про которого вы ничего не знаете — ни сколько у него щупалец, ни сколько хвостов и голов.

Но вы знаете, что он разумный, что он умеет думать, мыслить, и воспримет какую-то информацию от вас независимо от того, есть ли у него глаза и уши. Попробуйте эту очень сложную задачу решить.

Школьники буквально кидаются со своими предложениями, когда мы говорим об этом: как можно поговорить с разумной медузой, с каким-нибудь разумным камнем, с компьютером, который сегодня не глупее человека становится.

В общем, в литературу, в филологию астрономия тоже может войти как естественный предмет интереса.

ЕГЭ по астрономии не будет

Как отреагировали на появление астрономии ученики и учителя из региональных школ?

Реакция была однозначная. Я был недавно в Новосибирске, я там преподаю в университете астрономию. И тут меня попросили собрать учителей физики и научить их.

Вышла учительница и сказала: «Коллеги, перед нами сложная задача, нам надо понять, как нам выпутаться из этой астрономии на ЕГЭ».

Ещё не ввели предмет в школьную программу, но уже ввели по нему аттестацию — в ЕГЭ по физике есть задача по астрономии. Но ведь учителя не готовы, а школьники тем более.

Зачем нужно было в этом году сразу начинать с экзаменов по этому новому предмету? Ну вот как-то пытаемся и из этого выпутаться

Только что вышел журнал «Квант», где расписали по пунктам, как отвечать на вопросы в ЕГЭ, посвящённые астрономии. Делаем, что можем. Думаю, к выпускным экзаменам в мае всё будет нормально.

А учителям нравится преподавать астрономию?

Нравится учителям из старшего поколения, которые 20 лет назад этот предмет в пединститутах слушали. Конечно, что-то они забыли, но сейчас восстанавливают знания. Новому поколению не очень нравится. Они в педвузах прошли мимо этого предмета.

Не все, конечно, — в московских педвузах неплохо преподавали астрономию, но на периферии не очень хорошо. Им, конечно, сложновато. Потому что любой новый предмет требует осмысления — надо иметь бэкграунд, уложить какие-то факты внутри себя. Мы стараемся им в этом помочь.

Для этого мы пишем книги, которые выходят за пределы учебника. Учитель должен быть грамотнее ученика. Если он просто будет читать учебник — кому это надо? Он должен легко отвечать на вопросы, создавать какие-то свои новые темы. И для этого есть научно-популярная литература.

Достаточно лёгкая для чтения, но точная в смысле научного содержания.

ЕГЭ по астрономии не будет

Есть ещё одно довольно полезное направление — это онлайн-лекции. На «Открытом образовании», в «Лекториуме» выложены университетские курсы по общим предметам: физика, химия и много-много разных. И там сейчас лежат мои курсы по астрономии для учителей. Преподаватели их слушают и получают сертификаты.

Ведь учитель должен доказать свою способность вести этот предмет. Это стоит недорого, как и любой сертификат заочного обучения. И тогда учитель получает право преподавать предмет в школе. Это хорошая форма. Интернет доступен всем, значит, эти лекции доходят до всех, и не только на территории России.

Я получаю письма из Южной Америки, Израиля, Восточной Европы, где люди тоже с удовольствием слушают эти лекции.

Если бы внедрением астрономии в школьную программу занимались вы, то в каком классе бы вы её ввели?

Начну с того, что сегодня она вернулась в таком же виде, в каком была в советское время, а именно — в выпускном классе. Но это и тогда было неправильно, и сегодня, потому что выпускной класс — это экзамены.

Любознательность очень хорошо срабатывает в 5-7 классах средней школы. Я бы ввёл астрономию именно там

К 8 классу область интересов у ребёнка почти сформировалась. Его уже куда-то потянуло, и вряд ли это изменится. 8-9 класс — это уже определённое направление в мозгах у человека, 5, 6, 7 — это ещё метание, это ещё интерес ко всему. И тут как раз очень хорошо было бы ввести астрономию.

Это не только моя точка зрения. Все мои коллеги, которые преподавали в школе, такого же мнения. Посмотрим, как она приживётся в 11-м. Кстати, сейчас она рекомендована в 10 или 11 классе, школы могут выбирать сами. Как правило, школьное руководство выбирает 10 классы — правильно делает.

Он легче, ещё есть время подготовиться к ЕГЭ.

ЕГЭ по астрономии не будет

Наша школа страдает разорванностью знаний. Не только по предметам, но и по времени. Например, ускорение в физике проходят в 8 классе, а математика этот уровень задач догоняет, например, в 9-м.

Или, например, ДНК появляется в средней школе, а органическая химия обрушивается на ребёнка в старшей.

Вы не боитесь, что если астрономия спустится совсем вниз, это породит много вопросов, на которые можно отвечать олимпиадникам и заинтересованным детям, но для обычных школьников это будет довольно сложно.

Да-да, конечно. Так оно и будет. Не зная физики, многого не поймёшь, например, про эволюцию звёзд, формирование галактик. Но мне кажется, это и не нужно. К каждому предмету человек в течение жизни возвращается многократно.

Когда мы читаем литературные произведения в школе, они нас часто не задевают, мы много в них не понимаем. В «Войне и мире» одни читают про войну, другие — про мир. Потом по жизни мы к одному и тому же несколько раз возвращаемся и каждый раз на новом уровне.

Точно так же и с астрономией.

Был в дореволюционные времена такой предмет «мироведение». Красивое слово. Это была астрономия без формул. Это был рассказ о том, как устроена Вселенная, но без математики. И это было здорово, потому что человек понимал, где он, что вокруг него, на какой он планете.

В мире о многом можно рассказать, не прибегая к математике. А на следующем этапе, когда ты преодолел физику и математику, можно посмотреть, как это устроено на глубоком уровне.

Может быть, в курсе физики 10-11 классов тебе расскажут, почему светят звёзды, как работают термоядерные реакции, почему на Земле тепло, а на Марсе холодно и так далее. Для начала надо просто набрать фактический материал.

Если пятиклассник будет знать, что Марс — холодная планета, а Венера — горячая, этого достаточно. Даже без тонкостей строений атмосфер, парникового эффекта, инфракрасного излучения.

Если дальше ему понадобится углублять знания — он к этому придёт, прочитает, услышит от кого-то. Если не понадобится, значит, он на всю жизнь запомнит, что Венера — это горячий ад, а Марс — холодная Антарктида. И для него этого будет достаточно.

Что почитать про астрономию:

Что можно посмотреть (и послушать):

Полную запись разговора можно послушать здесь. Разговор прошёл в эфире программы «Радиошкола», которая выходит на радио «Говорит Москва» по воскресеньям в 16.00. Гости программы — педагоги, психологи, социологи и учёные, которые обсуждают вместе с Никитой Белоголовцевым вопросы образования и воспитания детей (и не только).

Читайте также:  Как противостоять манипуляциям: советы психолога

Иллюстрации: Shutterstock (esk1m0, Catherine Glazkova, Kat Buslaeva, Maltiase, Plateresca, Eisfrei, jara3000)

Источник: https://mel.fm/slovo_pedagoga/3059127-astronomy

Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков

Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку.

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.

Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива.

В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

ЕГЭ по астрономии не будет

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике. Фото petrsu.ru

Егэ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в егэ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го.

Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета.

В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

ЕГЭ по астрономии не будет

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин.

Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу.

Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.

ЕГЭ по астрономии не будет

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды.

Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников.

Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.

ЕГЭ по астрономии не будет

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место.

Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой.

С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции.

Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер.

Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/72752-s-1-sentyabrya-v-shkolah-vvoditsya-astronomiya

Изменения в ЕГЭ по физике | Демоверсия ЕГЭ 2018 года

ЕГЭ по астрономии не будет

ЕГЭ по физике 2018 г.

В 2018 году в КИМах ЕГЭ по физике ученики найдут опять 32 задания. Напомним, что в 2017 году количество заданий было сокращено до 31. Дополнительным заданием станет вопрос по астрономии, которую, к слову, опять вводят обязательным предметом.

Не совсем понятно, правда, за счет каких часов, но, скорее всего, пострадает физика. Так что, если в 11 классе вы не досчитаетесь уроков, то наверняка виной тому древняя наука о звездах.

Соответственно, готовиться самостоятельно придется больше, потому как объема школьной физики будет крайне мало, для того чтоб хоть как-то сдать ЕГЭ. Но не будем о грустном.

Вопрос по астрономии стоит 24 номером и им заканчивается первая тестовая часть. Вторая часть, соответственно, сдвинулась и теперь начинается с 25 номера. Помимо этого, каких-либо серьезных изменений обнаружено не было. Те же вопросы с записью краткого ответа, задания на установление соответствий и множественный выбор, ну и, конечно, задачи с кратким и развернутым ответом.

Задания экзамена охватывают следующие разделы физики:

  1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).
  2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика).

  3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО).

  4. Квантовая физика (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома и атомного ядра).

  5. Элементы астрофизики (Солнечная система, звезды, галактики и вселенная)

Ниже вы можете ознакомиться с примерными заданиями ЕГЭ 2018 года в демонстрационном варианте от ФИПИ. А так же ознакомиться с кодификатором и спецификацией.

Демоверсия ЕГЭ 2018 года.
Кодификатор
Спецификация

И как говорится: «Подтянуть можно только штаны». Поэтому изучайте физику, решайте задачи и до встречи на экзаменах!!! Желаю успехов

ЕГЭ по астрономии не будет

Источник: https://physicsline.ru/praktika/novosti/izmeneniya-v-ege-po-fizike-demoversiya-ege-2018-goda/

Егэ по физике: открытый банк заданий пополнится задачами по астрономии

Москва, 15 января 2018, 19:03 — REGNUM В январе 2017 года открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений пополнится новыми задачами по астрономии. Об этом 15 января заявила руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике Марина Демидова в эфире программы «О ЕГЭ предметно» на ОТР.

ЕГЭ по астрономии не будет

ЕГЭ

Дарья Антонова © ИА REGNUM

«Буквально в конце января наш открытый банк пополнится группой заданий как раз на этом астрономическом материале. Поэтому не волнуйтесь, ещё будет возможность на них посмотреть и внимательно проанализировать, доучить в конце года то, что нужно выучить по этому разделу», — заявила Демидова.

Как ранее сообщали в Рособрнадзоре, среди нововведений, внесённых в задания ЕГЭ и на 2018 год, будет одно задание «с элементами астрофизики». Эта линия заданий построена на материале, который теперь изучается в рамках школьного курса физики — при этом ученики будут проходить астрономию только в конце 11 класса.

В связи с этим возникло мнение, что для детей такие задания вызовут особенные затруднения. Тем не менее, в действительности такая задача будет по большей части просто обобщать уже ранее существовавший в ЕГЭ материал, подчеркнула Демидова.

«По сути этот астрономический материал уже был в ЕГЭ по физике, но он был разбросан между разными заданиями — спутники летали, скорость вычисляли, какие-то задачи были на астрономическом содержании. Теперь же их собрали в одну линию», — пояснила она.

Она также заверила, что такие задачи не потребуют непропорционально больших теоретических знаний от ученика в сравнении с остальными экзаменационными заданиям.

«Это задания, построенные на материале, где есть уже половина ответа. Там текст и большая таблица данных, которую нужно проанализировать — не так много знаний нужно и дополнительной информации, чтобы ответить на эти вопросы», — добавила руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике.

Напомним, что в рамках ЕГЭ физика остаётся предметом по выбору. В 2016 году его сдавало 24% от общего числа российских выпускников. Максимально на этом экзамене можно набрать 52 первичных балла, при этом минимальная граница для сдачи экзамена — 36 баллов. Всего для успешной сдачи необходимо выполнить 32 задания-теста. Продолжительность экзамена — 3 часа 55 минут.

Читайте развитие сюжета: ЕГЭ по физике: сколько нужно выучить, чтобы сдать?

Источник: https://regnum.ru/news/2367762.html

Решу егэ

Задание 24 № 9324

  • Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.
  • Наименование звездыТемпература, КМасса (в массах Солнца)Радиус (в радиусах Солнца)Расстояние до звезды (св. год)
    Альдебаран 3500 2,5 43 65
    Альтаир 8000 1,7 1,7 17
    Бетельгейзе 3600 15 1000 650
    Вега 9600 2 3 25
    Капелла 5000 3 12 42
    Кастор 10400 2 2,5 50
    Процион 6600 1,5 2 11
    Спика 22000 11 8 260
  • Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.
  • 1) Температура поверхности и радиус Бетельгейзе говорят о том, что эта звезда относится к красным сверхгигантам.
  • 2) Температура на поверхности Проциона в 2 раза ниже, чем на поверхности Солнца.
  • 3) Звезды Кастор и Капелла находятся на примерно одинаковом расстоянии от Земли и, следовательно, относятся к одному созвездию.
  • 4) Звезда Вега относится к белым звездам спектрального класса А.
  • 5) Так как массы звезд Вега и Капелла одинаковы, то они относятся к одному и тому же спектральному классу.

Решение.

1) К красным сверхгигантам относят звёзды с низкой температурой (3000—5000 K) и большим радиусом (200—1500 радиусов Солнца). Бетельгейзе попадает в эту категорию.

  1. Утверждение 1 верно.
  2. 2) Температура на поверхности Проциона (6600 К) больше, чем на поверхности Солнца (6000 К).
  3. Утверждение 2 неверно.
Читайте также:  Специалисты -яндекса и -лаборатории касперского прочитают лекции в школах

3) Звёзды одного созвездия находятся на небольших угловых расстояниях друг от друга. Расстояния звёзд до Земли не влияют на разбиение их по созвездиям.

  • Утверждение 3 неверно.
  • 4) Рассмотрим фрагмент классификации звёзд по спектральным классам:
  • Спектральный классТемпература, КМасса (в массах Солнца)Радиус (в радиусах Солнца)
    B 10000—30000 18 7
    A 7500—10000 3,1 2,1
    F 6000—7500 1,7 1,3
  • Учитывая массу, радиус и температуру, заключаем, что Вега попадет в спектральный класс A.
  • Утверждение 4 верно.
  • 5) Температуры поверхностей Веги и Капеллы сильно различаются, они относятся к различным спектральным классам.
  • Утверждение 5 неверно.
  • Ответ: 14

Ответ: 14|41

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2018 по физике.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.4.2 Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности

Источник: https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=385

Астрономия снова в школе. Кто ее теперь преподает и как

Несмотря на то, что астрономию никогда официально не запрещали в российских школах, ее внезапное возвращение стало для учителей, детей и их родителей настоящим сюрпризом – и не для всех приятным. Подробнее о курсе астрономии и связанных с ним тонкостях читайте в нашей статье.

Из истории вопроса

В царской России. Впервые курс астрономии в учебных заведениях ввел Петр Великий. С тех пор в течение трехсот лет предмет являлся отдельной наукой в рамках учебной программы. 

Все началось, когда в 1699 году в Москве по указу царя появилась Школа математических и навигацких наук. Это было первое учебное заведение в России, где преподавали астрономию. Специально для нее в 1692–1695 гг.

построили Сухареву башню, где оснастили обсерваторию.

С этого момента наука о небесных телах стала обязательной дисциплиной в технических учебных заведениях (для моряков, военных, инженеров, специалистов горного дела, учителей для других школ, архитекторов и пр.). 

В ХIХ веке в Российской империи астрономии («космографии») уделялось повышенное внимание, она преподавалась на высочайшем уровне. Обучение носило дифференцированный характер и интегрировалось с курсом физики.

То, что астрономию в течение 100 лет изучали в средних учебных заведениях – уникальный факт в мировой педагогике. При этом преподаватели были абсолютно свободны в выборе методики, дидактических пособий, учебной программы и средств обучения.

Благо, выбор был богатейшим. 

В СССР. В первые годы советской власти преподавание астрономии существенно ухудшилось. Но уже в конце 30-х годов эта наука вернула свои позиции.

С 1932 года астрономия в Советском Союзе являлась самостоятельным предметом, в учебном плане на нее отводилось 35 часов.

Изначально ее главное предназначение было идеологическим: формирование научного мировоззрения учащихся для борьбы с религиозными взглядами. 

Настоящий астрономический бум случился в СССР на рубеже 50–60-х гг. с началом космической эры. Главучтехпром выпускал новые наглядные пособия и ТСО (технические средства обучения), как отдельная наука появилась методика преподавания астрономии, широко использовались межпредметные связи.

В 1980–90-е годы интерес к науке о небесных телах в образовательных структурах постепенно пошел на спад, она начала исчезать из школьных программ – в том числе, и из-за недостатка финансирования. 

В современной России. В постсоветской России в 1993 году астрономию окончательно убрали из списка обязательных предметов. То есть официально ее никто не запрещал. Она просто осталась на уровне вариативных дисциплин, которые могли включаться в учебный план на усмотрение школьной администрации и по желанию учащихся и их родителей. 

В качестве позитивного примера можно привести школу в селе Ново-Чечкабы в Татарстане. Ее директор на собственные средства купил телескоп, в который показывал детям звезды. Постепенно интерес к науке усиливался.

На полученный грант школа купила гораздо более мощный телескоп, оборудовала кабинет астрономии, в котором дети занимались по вечерам – ведь официально науки о звездах в учебном плане не было.

В результате ученики этой сельской школы неоднократно становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии. 

В большинстве же остальных учебных заведений дети получали лишь элементарные знания о космосе в начальной школе, на уроках по окружающему миру. Да еще осталось буквально полсотни посвященных астрономии страниц в учебнике по физике для старших классов.

В частности, в разделе «Механика» движение небесных тел объяснялось с помощью законов механики, показывалось значение этих законов для развития космических исследований.

В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» школьники знакомились с Солнечной системой, звездами, происхождением и движением небесных тел, масштабами Вселенной, объяснением космических явлений через законы физики. В общем, для полноценного знакомства с предметом явно маловато.

Результаты такого пренебрежения к науке оказались весьма печальными. Согласно проведенному ВЦИОМ в 2011 году социологическому опросу, треть взрослых россиян (32 %) считают, что это именно Солнце вращается вокруг Земли. В 2007 году так думали 28 % наших соотечественников.

Кроме того, 20 % россиян в 2011 году считали, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца всего за один месяц. Четырьмя годами ранее этого заблуждения придерживались 14 % россиян.

Сложно в такое поверить, правда? И это в стране, которая первой запустила на орбиту искусственный спутник Земли и первой отправила человека в космос!

Современное положение

И вот астрономия вернулась в школы. О необходимости такого шага заявила на пресс-конференции министр просвещения Ольга Васильева 21 сентября 2016 года.

На заседании Минобрнауки 3 апреля 2017 года она напомнила о том, что «в школьной программе с этого года вводится курс астрономии. Учителя физики готовы к тому, что будут читать этот предмет отдельно.

Никаких изменений в часах не происходит».

Пожалуй, главная претензия родителей заключается в следующем: у детей и так мало времени на подготовку к ЕГЭ, а тут еще целый час в неделю отдавать астрономии. Однако эти претензии напрасны: несколько заданий по астрономии в обязательном порядке включены в ЕГЭ по физике, так что изучение науки о звездах необходимо. 

Приказ № 506 существовавшего еще тогда Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 года утверждает астрономию в качестве обязательного школьного предмета  в системе ФГОС.

Федеральный образовательный стандарт при этом дополнили отдельным разделом по общей астрономии базового уровня. Стоит отметить, что связанные с этой наукой сведения остаются в курсе физики.

Просто при изучении астрономии они изучаются намного более подробно.

Все решает школа

В официальном учебном плане на изучение астрономии отводятся те же самые 35 часов, что и в советской школе. То есть по одному часу в неделю в течение стандартного учебного года. При этом школьная администрация решает, когда именно проводить занятия: второе полугодие 10-го класса вкупе с первым полугодием 11-го класса либо захватить 11-й класс целиком.

Есть еще третий способ. Его можно считать наиболее краткосрочным и интенсивным: два часа в неделю в течение первого полугодия в 11-м классе. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Кроме того, школы самостоятельно решают, за счет сдвига каких предметов астрономия будет введена в учебное расписание.

Естественно, перераспределение часов должно быть сделано не в ущерб другим дисциплинам. 

Школа сама выбирает учебно-методический комплект, по которому будут проходить занятия. Решающее слово остается за учителем-предметником. Федеральный перечень учебников предлагает два основных пособия от разных издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Естественно, педагог может разнообразить курс дополнительными цифровыми материалами и электронными ресурсами.

«Просвещение» предлагает созданный буквально за несколько месяцев и явно сыроватый еще учебно-методический комплект В. М. Чаругина «Астрономия», который рассчитан на 36 учебных часов в 10–11-х классах. Но основным все же считается учебник для 11-го класса «Астрономия. Базовый уровень» Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К.

Страута, изданный «Дрофой». Точнее, переизданный. Эту книгу Воронцов-Вельяминов написал еще для десятиклассников Советского Союза, и с тех пор она выдержала 17 переизданий. Но ведь наука не стоит на месте! Письмо № 194/08 Минобрнауки от 20 июня 2017 года содержит тем не менее рекомендацию именно этого учебника.

Оно и понятно: возвращение астрономии в школьную программу было настолько стремительным, что участники образовательного процесса оказались просто не готовы к этому. Нет современных учебников, квалифицированных преподавателей, учебной программы. Все это нужно было подготовить всего за несколько месяцев.

Сроки удалось соблюсти, но, увы, за счет качества. 

Не все школы обладают достаточной материально-технической базой для знакомства учащихся с современным уровнем развития астрономии как науки.

И, конечно, не все учебные заведения имеют в шаговой (или хотя бы транспортной) доступности планетарий. А ведь именно его рекомендуется посещать классу в течение учебного года для работы над некоторыми темами.

Как вариант – в некоторых регионах возможно использование мобильного планетария. 

Естественно, возникает вопрос, кто будет вести новый (точнее, хорошо забытый старый) предмет. В подавляющем большинстве школ дипломированного астронома-предметника нет. Появится ли такая специализация в педвузах, неизвестно. Ну а пока, очевидно, за дело возьмутся учителя физики: их предметные компетенции ближе всего к астрономическим вопросам.

На курсах повышения квалификации (переподготовки на учителя астрономии) предусмотрены 36 часов занятий для преподавателей физики и 72 часа для преподавателей естественнонаучного цикла (учителей математики, географии).

Ощутимая разница! Впрочем, по закону директор может на свой страх и риск оставить преподавателя астрономии без всяких дополнительных курсов, если уверен в его квалификации и не боится вопросов со стороны проверяющих органов. 

Что на выходе

Согласно программе, во вновь вернувшемся курсе астрономии старшеклассники изучат:

  • эволюцию человечества в восприятии Вселенной, роль астрономии в развитии цивилизации,
  • практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени,
  • развитие отечественной космонавтики и прикладной технологии спутников Земли,
  • развитие мировой космонавтики, достижения в исследовании космоса,
  • основы практической астрономии, методы астрономических исследований, эффект Доплера, закон Стефана-Больцмана, электромагнитное излучение,
  • законы движения небесных тел, законы небесной механики,
  • законы Солнечной системы, ее строение и природу тел (Луны, астероидов, метеоров и метеоритов, болидов, комет), суть геоцентрической и гелиоцентрической систем, законы Кеплера,
  • Солнце и звезды, их характеристики, внутреннее строение и источники энергии, происхождение химических элементов, солнечно-земные связи,
  • мегагалактики и галактики (в том числе нашу Галактику – Млечный Путь), теории их происхождения, состав и структуру, строение и эволюцию Вселенной, закон Хаббла, реликтовое излучение, черные дыры.

Такое построение курса позволяет добиться межпредметных результатов, что соответствует новым стандартам.

Чтобы проконтролировать уровень усвоения знаний, учитель может использовать (помимо устных опросов) тесты, презентации, доклады и рефераты, практические работы с применением астрономического календаря и карт звездного неба.  Всероссийские проверочные работы (ВПР) по астрономии ожидаются ориентировочно в 2020 году.

Однако способ проконтролировать знания по этому предмету уже есть. Вопросы по астрономии входят в список заданий контрольно–измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике. Отдельного ЕГЭ по астрономии вводить не планируется.

Поскольку астрономия входит в число обязательных предметов по ФГОС, то оценка по ней идет в аттестат абсолютно всех одиннадцатиклассников. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/cherez-ternii-k-zvezdam/

Егэ по астрономии: образовательные каналы в помощь

Версия для печати

некоммерческий образовательный проект о космосе, объединяющий в себе сайт и YouTube-канал. На канале регулярно проходят прямые трансляции космических запусков, публикуются ролики NASA и Европейского космического агентства и собственные ролики канала. Например

Вебкаст от NASA и ESO расскажет нам, какие открытия позволил совершить человечеству запущенный 27 лет назад телескоп имени Хаббла!
Бесконечна ли Вселенная?
Чёрные дыры и физика высоких энергий

Постнаука

У Постнауки конечно же есть отдельный плейлист, посвященный астрономии

Анатолий Засов — Эволюция галактик.
Темная материя — Дмитрий Казаков. Что такое микромир и макромир? Из чего состоит темная материя? И что такое WIMP?
Анатолий Засов — Внегалактическая астрономия. Какова история открытия Туманности Андромеды? И какие общие свойства у всех галактик?
Анатолий Засов — Квазары

Роскосмос ТВ

Официальный канал Телестудии Роскосмоса. Плейлисты: Ученые о космосе (Лекции и интервью) и Интересные факты о космосе, энциклопедии «Космонавты» и «Конструкторы»

Звезда по имени МКС — Документальный фильм телестудии Роскосмоса к 20 летию Международной космической станции.
Млечный Путь столкнется с Андромедой. 
Урок из космоса.Физика невесомости — Совместный проект Роскосмоса и Минобрнауки России. Космонавты с борта МКС рассказывают о проявлении законов физики в условиях невесомости.

Ускоренный курс. Астрономия на канале Узнать

Введение в астрономию. Ускоренный курс. Астрономия. #1 серия

QWERTY

Плейлист Заметки астронома — секреты легендарного пулковского астронома и другие научно-популярные видео

Профессия звездочёт: чем занимаются астрономы на самом деле?
Что, если Земля ускорит вращение в 10 раз?
Теория струн для чайников

Наука 2.0

Плейлисты про космос — Путеводитель по Вселенной, про космос, Год на орбите, Космические факты

Топлес

Плейлист Космос — Сложные вещи простым языком.

Как оттолкнуться от пустоты?

Первый космический — «Космо»

Познавательный канал о тайнах и загадках вселенной

Что происходит, когда планеты встают в ряд?
Что с нами будет на скорости света?
Как летит время во вселенной?

Космос Просто

Видео о космосе простым языком

Как появилась Солнечная система? Почему она “плоская”? Откуда мы это знаем? Небулярная гипотеза
Формы галактик
Великий Аттрактор / Гравитационная аномалия? Что притягивает галактики?

Ridddle

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.» (К. Циолковский)

Планеты на которых «могут жить» люди
Самое опасное явление в космосе
Самая странная планета во всем космосе

Канал Это [Интересно]

Космос — Это [Интересно]!

Сборник Звезды
Сборник Загадки солнечной системы
Сборник — Звезды и жизнь во Вселенной

Vert Dider

Перевод и озвучка научно-популярных материалов.

Почему Земля вертится?
Сколько времени нужно для взрыва сверхновой? [Fraser Cain]
Как попасть в космос без ракеты? [Fraser Cain]

Hubble

Что такое ВСЕЛЕННАЯ на самом деле? (теория струн)

Zемлякова

Плейлист Астрономия на пальцах

Астрономия на пальцах: подвижная карта звездного неба

Источник: https://usperm.ru/publication/ege-po-astronomii-obrazovatelnye-kanaly-v-pomoshch

Ссылка на основную публикацию