Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

Через пять лет количество бюджетных мест в вузах уменьшится на 17%, при том что количество абитуриентов увеличится на 15% – такие данные приведены в докладе правительства Федеральному собранию. То есть, если в 2019 году количество абитуриентов составляет почти 714 тыс., а количество бюджетных мест чуть больше 518 тыс., то к 2024 году разрыв существенно увеличится – почти 824 тыс. абитуриентов и 432 тыс. мест.

Специалисты, которые поддерживают эту меру, уверяют, что таким образом взращивается конкуренция, начинается «охота за талантами». Например, в «Сколково» уверены, что не только потенциальный работодатель, но и даже некоторые учебные заведения согласятся платить за учебу талантливого кадра.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Поддержать студентов готовы и крупные компании, и сами университеты.

Например, ИТМО, МИФИ, ВШЭ, Тюменский госуниверситет и другие вузы принимают на платное отделение способных ребят с высокими баллами и сами же оплачивают их обучение полностью или частично», – уверены сколковские специалисты. Более того, там считают, что не все выпускники школ обязаны поступать в вузы – дескать, профессиональные навыки ценятся больше.

И если на словах это, может быть, звучит не так плохо, то на деле все может оказаться, как всегда, куда хуже, уверен доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. В своем тг-канале «Антискрепа» он так прокомментировал эти планы и заявления:

«Все отсылки на мифические гранты или обучение за счет будущего работодателя – детский лепет. Мир движется в направлении бюджетного получения компетенций, и только Россия считает, что зарабатывать нужно на всем, включая будущее страны».

Чем чреваты планы правительства и как скажутся они не только на студентах, но и на стране в целом – своим мнением об этом в беседе с Накануне.RU поделился Никита Кричевский.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

  • – На ваш взгляд, к чему приведет такой рукотворный разрыв между абитуриентами и бюджетными местами?
  • Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?– Это приведет к деградации страны – не только пресловутой экономики, но в первую очередь госуправления и социальной сферы.
  • – Почему?
  • – Я уже говорил, что мир движется в направлении бесплатного, то есть бюджетного высшего образования, например, в Японии и некоторых других странах всерьез рассуждают о всеобщем высшем образовании, о максимальном увеличении уровня компетенций для населения, особенно молодого.

Мир, особенно молодежь, движется в направлении самореализации, индивидуальной реализации, когда проектом становится не корпорация, не государство, не фирма, а человек сам по себе.

Это всеобщая тенденция, она проявляется и в экономике, ведь крупнейшие корпорации сегодня ассоциируются с именами создателей (в качестве примера – Илон Маск, Джеф Безос, Джек Ма и прочие) – то есть это люди, которые сделали себя сами и на этом базисе построили свою империю.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В россии появится издательство компьютерных игр

Оценим за полчаса!

Это проявляется и в политике. В последние годы во множестве стран лидерами государств стали люди, которые прежде, вроде бы, особого отношения к политике не имели, либо пришли в нее недавно: это и Хорватия, и Словакия, и Армения, и Украина, и Канада, и даже Франция отчасти, та же Америка.

Дональд Трамп никогда не имел непосредственного отношения к политике, он всегда был бизнесменом. И доверие людей сегодня проецируется на личность, на фигуру. Естественно, эта фигура должна обладать сопоставимым уровнем компетенций – соответствующим образованием и полученными знаниями.

Потому что высшее образование – это не только и не столько знания, сколько умение мыслить, делать выводы, это анализ ситуации, продвижение тех или иных решений, поиск кратчайшего пути по достижению цели. Это естественно развивает интеллектуальные способности человека. Вероятно, прикладные индустриальные знания остались в прошлом веке.

– Они уже неактуальны?

– По большому счету, они стали неактуальными уже где-то в середине 90-х. Особенно это имеет отношение к развитию интернета, когда ваш уровень дохода напрямую зависит от того, насколько хорошо вы можете себя преподнести в интернете, в сетях, в работе.

В этой связи естественно было бы ждать от нашего родного государства увеличения вложений (не инвестиций – это неправильное слово, в человека нельзя инвестировать) в расширение доступа к бюджетному высшему образованию. Но на практике получается так, что столичные вузы недостатка финансирования испытывать не будут, а сокращение бюджетных мест пойдет в первую очередь за счет регионов.

Вузы в Москве, как и прежде, будут получать достаточно финансирования, будут постепенно повышать свои ценники, а региональные – будут испытывать как проблемы с финансированием, так и с небюджетными студентами, поскольку в регионах, естественно, более остро стоит проблема снижения реальных доходов, по сравнению со столицами. Под столицами я подразумеваю не только Москву и Питер, но и Свердловск, Сочи, Краснодар, Новосибирск, Тюмень – крупные города-миллионники.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

– Насколько это критично и во что это выльется?

– Это выльется в снижение общего уровня грамотности – финансовой, экономической, инженерной, поведенческой – в регионах это будет способствовать оттоку молодежи в столицы, расширению мегаполисов, в первую очередь, естественно, Москвы. Выхолащиванию человеческих ресурсов с территорий, деградации территорий, а вместе с этим деградации страны в целом.

– То есть слова о том, что работодатель или сам университет будет платить за таланты – это лишь красивые слова?

– Дело в том, что сегодня у предприятий нет свободных средств для того, чтобы финансировать чье-то обучение.

Те, кто выдвигают подобные теории, мыслят категориями 12-15-летней давности – тогда это было актуально и действительно было распространено – это я как бывший завкафедрой говорю – но распространено примерно с третьего курса.

Приходили «охотники за головами», смотрели не на человека, а на его успеваемость, его прилежание, брали на карандаш и некоторым даже предлагали заключить контракты.

Сегодня интереса к этому нет, поскольку, если мы ищем таланты, нам выгодно взять готового специалиста. Например, после вуза или переманить его откуда-то большей зарплатой, нежели чем обращать внимание на подготовку, ведение специалиста, например, с первого курса.

К тому же человек может быть талантлив в какой-то одной узкоспециализированной квалификации, а по другим он может испытывать серьезные проблемы – это касается и школы, и вуза.

Например, у человека развито аналитическое мышление, человек хорошо умеет считать, находить какие-то «подводные камни» в той или иной специальности, но при этом по каким-то дисциплинам он может иметь очень серьезные проблемы.

Такой специалист будет неинтересен потенциальному работодателю, поскольку, например, по юриспруденции он может получать «тройки», а по теории вероятности, по матанализу может быть круглым отличником.

Но его таланты будут иметь отношение, например, к организации производства, но не к изучению юридических тонкостей. Это очень серьезная проблема, поскольку значительная часть тех, кто сегодня добился успеха в бизнесе, либо не имеет высшего образования вовсе, либо получили его уже в процессе трудовой деятельности.

– Это же коснется, наверное, и самих вузов каким-то образом?

– Это повлияет на уровень профессорско-преподавательского состава. Иными словами, сегодня при таких зарплатах в вузах очень немногие молодые специалисты пойдут работать по специальности, по преподаванию тех или иных дисциплин. Будут это делать разве что ради получения или кандидатской степени, или докторской, или звания профессора. В последнем случае это я.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

– Из слов специалистов «Сколково» получается, что высшее образование становится привилегированным – для тех, кто умеет договариваться, у кого есть деньги? Остальным его получать необязательно?

– Ну, договариваться – это не совсем верно, а вот когда у тебя (а точнее, у твоих родителей) есть деньги – это в точку.

Что касается специалистов «Сколково», то они живут в своем придуманном мире и, конечно, всерьез не задумываются о путях развития России как государства.

То есть для того, чтобы крутить проволоку для их экспериментов, действительно, высшего образования не нужно. Но в масштабах страны, в масштабах нации, чем выше у нации компетенции, тем быстрее и эффективнее она развивается.

А у них узкоспециализированный подход, который имеет отношение непосредственно к их деятельности. А в Китае, например, в некоторых университетах появляются такие специальности, как стюардесса. И это высшее образование.

Потому что стюардесса – это не только умение красиво присесть перед пассажиром, это и основы психологии, основы медицины, основы летного дела – то есть это целый комплекс знаний. Еще одна специальность, которая в Китае очень популярна, это оператор беспилотных летательных аппаратов.

Казалось бы, о чем тут говорить? А на самом деле китайцы уделяют операторам дронов огромное внимание, потому что за дронами будущее. У нас же не знают, как к этой истории подступиться – это какие-то самоучки.

Самоучки, все знания которых упираются в миникатастрофы, сродни той, которая была с дроном «Почты России», который разбился об первое же попавшееся здание.

Во всем мире все более востребована специальность, которую дает вуз – это социальный работник. У нас в стране единственный специализированный вуз РГСУ, который готовит социальных работников, причем готовит по устаревшим лекалам и до сих пор нет четкой программы по подготовке таких специалистов.

А социальный работник, особенно по работе с пожилыми людьми, – это все более и более востребованная профессия в Европе, в Китае, в других странах. У нас этого нет.

Почему? Все очень легко объяснить – потому что государство не выделяет достаточно средств для этого, иными словами, оно в этом не заинтересовано. Оно заинтересовано в том, чтобы привлечь, например, французскую компанию для обустройства дома престарелых, месяц пребывания в котором обходится в 15 тыс.

евро. И эта французская компания сегодня активно продвигается на российскую социальную почву, естественно, людьми не последними в нашем государстве.

Повторюсь, в Китае эта специальность – номер один, в Европе тоже номер один. Не инженер, не филолог, не какой-то специалист, программист, а именно социальный работник.

Потому что деньги у государства, правительства есть, и они, естественно, заинтересованы в повышении жизненного уровня пожилых людей.

И только в России на это по-прежнему не обращают внимания, потому что нет компетенций не только внизу, но и в сфере высшего образования. И это пролонгированная, можно сказать, деградация общества.

То есть то, что началось в 90-х годах, и немного притормозилось в 2000-е, сегодня снова набирает обороты. Это, естественно, не может не тревожить и не вызывать протест.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/115260/

Госдума просит Медведева изменить финансирование отраслевых вузов

Москва, 17 февраля 2017, 17:53 — REGNUM Госдума обратилась к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву по вопросу обеспечения образовательной деятельности вузов, находящихся в ведении федеральных органов госвласти, передает корреспондент ИА REGNUM17 февраля. Парламентарии предлагают Медведеву пересмотреть подходы к обеспечению качества образовательной деятельности отраслевых вузов и более активно применять имеющиеся у уполномоченных федеральных органов исполнительной власти инструменты развития отраслевых вузов.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

Государственная дума

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В 2015—2016 годах Рособрнадзором проведено 56 проверок аграрных вузов и их филиалов, в результате которых в отношении 34 аграрных вузов приняты решения о приостановлении действия государственной аккредитации образовательной деятельности по экономическим и юридическим специальностям, направлениям подготовки (далее также — аккредитация), а в отношении 14 из указанных вузов в дальнейшем были приняты решения о лишении их аккредитации, отмечают в Госдуме.

Депутаты обеспокоены происходящим в системе образования усилением дифференциации финансирования отраслевых вузов, а также организацией подготовки в них по отдельным специальностям, направлениям подготовки, не совпадающим с их основным направлением образовательной деятельности.

Речь прежде всего идет о вузах, находящихся в ведении Минсельхоза, Минтранса, Минкультуры, Минздрава, Минспорта. Так, по данным Минсельхоза, в его вузах финансирование сократилось на 1,23 млрд рублей, финансирование вузов Минкультуры сократилось на 1,1 млрд рублей.

  • Парламентарии обратили внимание на то, что нормативы финансирования отраслевых вузов различаются в два раза.
  • При определении финансирования не в полной мере учитывается специфика образовательного процесса, в том числе использование сложного оборудования, техники, технологий, содержание земельных участков, здания, строения.
  • Так, по мнению Минздрава, стоимость реализации отдельных программ превышает стоимость других образовательных программ за счет расходов на приобретение и содержание медицинского и лабораторного оборудования, обеспечение его расходными материалами, содержание клинических подразделений для обеспечения образовательных процессов.
Читайте также:  Чего изволите: может ли образование быть сферой услуг?

По мнению депутатов, вопрос обеспечения качества образовательной деятельности отраслевых вузов, в том числе по непрофильным специальностям и направлениям подготовки, заслуживает самого пристального внимания и должен решаться совместно с отраслевыми министерствами, Минфином, Минобрнауки, Рособрнадзором.

«Необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в применяемую в настоящее время методику расчета нормативов финансирования образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, провести дополнительный анализ распространения специальностей, направлений подготовки по установленным стоимостным группам, размеров применяемых по ним корректирующих коэфициентов», — говорится в обращении.

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

Обращение Государственной думы к председателю правительства РФ

© ИА REGNUM

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

Обращение Государственной думы к председателю правительства РФ

© ИА REGNUM

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

Обращение Государственной думы к председателю правительства РФ

© ИА REGNUM

Следует также иметь в виду, что сейчас при осуществлении контроля и надзора за качеством образования в отраслевых вузах, а также при проведении аккредитации осуществляемой ими деятельности недостаточно используется потенциал отраслевых экспертов, указали депутаты Госдумы.

«Представляется целесообразным создать при Минсельхозе России соответствующую экспертную структуру, представители которой смогут привлекаться Рособрнадзором к участию в аккредитации образовательной деятельности аграрных вузов и участвовать в осуществлении общественного контроля при проведении такой аккредитации», — предлагают депутаты правительству.

Читайте ранее в этом сюжете: Госдума укажет Медведеву на проблемы финансирования всех отраслевых вузов

Читайте развитие сюжета: В Госдуме против диспропорции в финансировании отраслевых вузов

Источник: https://regnum.ru/news/society/2240499.html

Отраслевым вузам подравняют финансирование

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

В феврале 2017 года депутаты Госдумы выступили с обращением к председателю Правительства по вопросам обеспечения качества образовательной деятельности отраслевых вузов. Поводом для этого послужило уменьшение бюджетов организаций на 30 процентов за пять лет.

Как заявили участники парламентских слушаний по проблемам учреждений высшего образования при отраслевых министерствах, сейчас в финансировании российских вузов наблюдается явная диспропорция.

Обучение студента аграрного института обходится порядка 40-60 тысяч рублей в год, а будущего педагога в 2, 5 раза дороже — около 170 тысяч в год.

Причина проста — специалистов в области сельского хозяйства готовят в высших учебных заведениях при Минсельхозе, а педагогические университеты подчиняются Минобрнауки.

Дополнительного финансирования не хватает  

По итогам обращения парламентариев, Правительство выделило «отраслевикам» дополнительное финансирование в размере 26, 8 миллиарда рублей. Однако этих средств не хватит, чтобы залатать все дыры в бюджете вузов. Почти пять лет отраслевым университетам не индексируют затраты на коммунальные платежи.

Учитывая, что многие учреждения располагаются в старинных зданиях, половину транша съедят расходы на капремонт. Кроме того, вузы испытывают дефицит в оборудовании. Всего 24 медицинских вуза из 46 имеют собственную медицинскую базу, студентов остальных учат на симуляторах, что не лучшим образом сказывается на подготовке будущих врачей.

Театральным вузам требуются свои площадки, аграриям — топливо и сельхозтехника и так далее.

Ну разве можно сравнивать МГИМО и аграрный институт.

«Сегодня недофинансирование по-прежнему сохраняется, — подытожил глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. — Для медицинских вузов — на уровне 5 миллиардов рублей, для театральных — около 2 миллиардов рублей, для спортивных — один миллиард». Но это далеко не единственная претензия участников слушаний в адрес Минобрнауки. В прошлом году ведомство ввело отраслевые корректирующие коэффициенты, согласно которым распределяются дотации из бюджета. Одним из таких коэффициентов являются результаты ЕГЭ, из-за чего сельхозвузы, где этот коэффициент традиционно невысокий, обречены всегда быть в аутсайдерах. «Ну разве можно сравнивать МГИМО и аграрный институт», — задаётся резонным вопросом председатель профильного комитета Госдумы. Наконец, Минобрнауки лишило многие отраслевые вузы права готовить непрофильных специалистов: юристов и экономистов, из-за чего количество абитуриентов резко сократилось, а следовательно, и уменьшилось финансирование. Ведь согласно принципу подушевого финансирования, деньги в учреждение образования идут следом за учащимися. «С одной стороны, есть фундаментальные вузы, с другой — отраслевые, где будут готовить, к примеру, юристов в области сельского хозяйства», — говорит Никонов.

Возродить профтехучилища, а в агровузы принимать без экзаменов

Предложение главы Комитета по образованию и науке поддержали его коллеги из других комитетов и фракций.

Так, лидер думской фракции ЛДПР Владимир Жириновский предлагает не только увеличить финансирование вузов, где готовят узких специалистов, но и возродить низовой уровень отраслевого образования, а учащихся профтехучилищ перевести на полное гособеспечение. Тогда в рабочие специальности, планирует Жириновский, потянется молодёжь.

Сельские профессии тоже, по мнению парламентария, надо всячески пропагандировать. «Это неправильно, когда мама-доярка мечтает, чтобы её дочь стала актрисой», — говорит Жириновский. Сельских юношей и девушек в агровузы вообще нужно принимать без экзаменов, предлагает он.

Помните, как нас уговаривали работодатели: квартира, зарплата, а мы ещё кочевряжились.

Председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов считает, что молодёжь, чтобы она вернулась на село, необходимо мотивировать.

«Помните, как нас уговаривали работодатели: квартира, зарплата, а мы ещё кочевряжились», — поделился воспоминаниями глава комитета. По мнению Харитонова, Минобрнауки необходимо в ходе мониторинга определить, сколько стране нужно специалистов и каких именно специальностей.

«Все получают высшее образование, но кто будет работать на земле, на ферме?» — задаётся он вопросом. Депутат предлагает все вузы передать Минобрнауки или обеспечить им финансирование согласно реальным потребностям.

С этим предложением категорически не согласен первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин. «Не нужно все вузы собирать под одним крылом, сразу возникнут проблемы», — высказался первый зампред комитета.

Со своими замечаниями на парламентских чтениях выступили ректоры отраслевых вузов, а также представители курирующих министерств. В первые дни осенней сессии рекомендации будут утверждены на заседании профильного комитета Госдумы. Не исключено, что некоторые из них станут впоследствии основой для будущих законопроектов.

Источник: https://www.pnp.ru/social/otraslevym-vuzam-podravnyayut-finansirovanie.html

Финансирование отраслевых вузов вызвало обеспокоенность

Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится?

Изначально авторы документы указывали на ситуацию вокруг аграрных вузов. Вместе с тем, после обсуждения спикер Вячеслав Володин сообщил, что депутаты сошлись во мнении о том, что проблема касается всех отраслевых университетов. Наибольшую обеспокоенность у парламентариев вызвала ситуация вокруг вузов, находящихся в ведении Минздрава. В связи с этим Володин обратился к думским комитетам с предложением проработать проект постановления по данной теме.

Итогом обсуждения стало обращение, в котором депутаты указали на рост дифференциации финансирования отраслевых университетов. Еще одной проблемой, по мнению парламентариев, является подготовка в вузах по специальностям, не входящих в его основную специализацию.

Особенное внимание авторы документа обратили на вузы Минздрава, Минсельхоза, Микультуры, Минтранса и Минспорта. В частности, парламентарии привели в пример уменьшение финансирования аграрных вузов в 2017 году по сравнению с предыдущим на 1,23 млрд. рублей.

Университеты, подведомственные Минкультуры, соответственно, получили в этом году на 1,1 млрд. рублей меньше, чем в предыдущем.

Дефицит финансирования, в свою очередь, может привести к срыву выполнения госзаданий, проблемам с оплатой коммунальных услуг, ремонтом учебных корпусов и общежитий, заявили депутаты.

Проанализировав причину усиления дифференциации финансирования в отраслевых вузах по ряду специальностей, авторы обращения пришли к выводу о том, что нормативы финансирования на одного обучающегося существенно отличаются.

В вузах, находящихся в ведении разных ведомств, эта разница может быть в два и более раз.

При этом парламентарии указали на тот факт, что при определении нормативов финансирования не учитывается конкретная специфика отраслевых вузов, и существенные материальные затраты на образовательный процесс.

В частности, авторы документа обратили внимание на то, что подготовка определенных специалистов требует закупки дорогостоящего оборудования, содержания земельных участков, сооружения учебно-опытных подразделений и т.д.

Так, в Минздраве указали, что норматив для медицинских вузов не учитывает необходимость содержания в исправном состоянии высокотехнологичного лабораторного и медицинского оборудования, клинических подразделений, а также практический подготовки учащихся.

В итоговом документе парламентарии призвали провести дополнительный анализ нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности с тем, чтобы внести необходимые коррективы. 

Источник: https://www.vedu.ru/news-finansirovanie-otraslevyh-vuzov/

Госдума выразила обеспокоенность ситуацией с финансированием отраслевых вузов

17.02.2017 19:27:22 Финансирование отраслевых вузов: сократится или увеличится? В пятницу, 17 февраля, в повестку нижней палаты парламента был включен проект обращения депутатов к Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву по вопросу обеспечения качества образовательной деятельности вузов аграрного профиля. При обсуждении порядка работы палаты первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков обратил внимание коллег, что эта же проблема касается и других отраслевых вузов, в частности, медицинских, в сфере культуры, транспорта. В связи с этим он предложил думскому комитету по образованию расширить рассматриваемый проект постановления и «в целом обсудить проблему финансирования в отраслевых вузах». Председатель Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, назвал ситуацию с финансированием отраслевых вузов «вопиющей», поручив профильным комитетам изучить данную проблему и подготовить новый, расширенный проект постановления до завершения сегодняшнего пленарного заседания.

Доработанный проект обращения был рассмотрен парламентариями в ходе вечернего пленарного заседания. В итоговой версии обращения депутаты выразили обеспокоенность «происходящим в системе российского образования усилением дифференциации финансирования образовательной деятельности» отраслевых вузов, а также организацией подготовки в них «по отдельным специальностям, направлениям подготовки, не совпадающим с их основным направлением образовательной деятельности». В наибольшей степени это касается вузов, находящихся в ведении Минсельхоза, Минтранса, Минкультуры, Минздрава, а также Минспорта РФ, говорится в документе.

По его словам, депутаты «справедливо забили тревогу по в общем-то частному вопросу, преподавании экономики и права в непрофильных отраслевых вузах».

«Конечно, это преподавание – благо, — признал Никонов. — Прежде всего, потому, что нужны специалисты – юристы, экономисты, представляющие специфику отрасли.

Их можно готовить в университетах, но трудно, и выпускники университетов вряд ли поедут на село. Поэтому надо их готовить в специализированых учреждениях. Безусловно, эти специалисты востребованы в большинстве мест.

В ряде регионов это вообще единственный способ дать образование экономическое, юридическое или менеджерское».

«Поэтому все это нужно, плюс, это выгодно для большого количества сельхозвузов и не только. Это единственный источник внебюджетных средств. Они у нас не избалованы часто бюджетными средствами», — добавил глава комитета по образованию и науке.

«При этом, надо себе отдавать отчет и в том, что существуют и проблемы, — отметил он. — Те претензии, которые есть у Рособрнадзора, тоже нельзя сбрасывать со счетов, как незначимые. Потому что это, на самом деле, проблема качества образования».

«Потому что есть федеральные государственные образовательные стандарты не только в школе, но и в вузах.

И, скажем, для юриста этот стандарт одинаков для юрфака Санкт-Петербургского федерального университета, который заканчивали у нас Президент и премьер, и для любого филиала сельскохозяйственного вуза.

Согласитесь, что в Санкт-Петербурге эти стандарты выдержать проще, чем в сельскохозяйственных вузах», — пояснил Никонов.

«Преобладает заочное образование, преподавательский состав часто на стороне. Для заочников отсутствует часто производственная практика. Это все абсолютно реальные вещи. Более того, есть вот какая проблема.

Знаете какой процент студентов сельхозвузов осваивают профильную специальность, имеется в виду, сельское хозяйство и рыбное хозяйство? 41%. Следующие 24% — это экономика, управление и юриспруденция. Но дальше – это психология, дизайн, социально-культурная деятельность, социология, языкознание и литературоведение.

Мне очень также нравится теология, изучаемая в некоторых аграрных вузах. Конечно, с этим тоже надо разбираться», — добавил глава комитета.

По его словам, Председатель палаты «совершенно правильно перевел обсуждение в плоскость системной проблемы отраслевого образования». В нашей стране половина вузов, грубо, относится к системе образования и науки, половина вузов – отраслевые.

При этом отраслевые вузы, очевидно, сталкиваются с проблемой привлечения дополнительного финансирования. «Никакого шанса выиграть хоть какой-либо грант Министерства образования и науки и поправить свое материальное положение у них нет.

Шанса стать федеральным, опорным, научно-исследовательским у них нет, и никогда не будет.

Для своих министерств эти отраслевые вузы тоже являются пасынками, потому что с министерств спрашивают за продукцию, с них не спрашивают за качество подготовки специалистов», — пояснил Никонов.

«И поэтому финансирование по остаточному принципу идет и по линии Министерства образования и науки, и по линии профильных министерств. Именно на эту проблему мы обращаем внимание в этом постановлении, — отметил глава комитета.

— И в результате, действительно, финансирование вузов Министерства образования и науки оказалось гораздо выше, чем медицинских вузов, или, тем более, сельскохозяйственных вузов, хотя подготовка в медицинских или сельхозвузах стоит достаточно дорого».

По мнению Никонова, главное – выравнивание нормативов подушевого финансирования и совершенствование методики расчета нормативов финансирования на реализацию образовательных программ.

«Мы считаем, что было бы очень полезно в отраслевой программе развития сельского хозяйства нашей страны специально предусмотреть развитие сельскохозяйственных вузов. Необходимо создать в нашей стране территориальный образовательный кластер», — заявил глава комитета Госдумы по образованию и науке.

По его словам, подобные образовательные кластеры очень неплохо работают в некоторых регионах, когда «объединена региональная отраслевая наука, соответствующее учебное заведение и производство, которое заинтересовано в этих выпускниках и которое само вкладывает в образовательные и научные проекты».

Кроме того, надо развивать собственные научные школы. «Все нам говорят – надо готовить специалистов именно в области экономики сельского хозяйства. Но в самих этих вузах не преподают экономисты сельского хозяйства, а часто это просто экономисты или просто юристы, а не юристы, которые разбираются в этом предмете. Нужно создавать свои отдельные школы», — подчеркнул Никонов.

Очень важное направление — целевой прием и особенно целевое обучение. «Целевой прием сейчас преобладает. Почти 90% у нас обучающихся в целевом порядке, это целевой прием. А что такое целевой прием? Это выпускник школы, который не добирает баллы в ЕГЭ, чтобы поступить по обычному приему. Он заключает договор целевой, неизвестно, как будет учиться и через 4-6 лет он придет на производство.

А целевое обучение – это когда вы заключаете договор с теми, кто себя уже проявил на старших курсах, с теми же самыми условиями. И при этом, если на целевой прием есть квоты, против которых выступает справедливо аграрный комитет, на целевое обучение никаких квот нет. Заключайте, если решается проблема обеспечения кадров, а не устройства абитуриентов для нужных людей», — сказал Никонов.

«Конечно, спасение – это применение сетевой формы реализации образовательных программ, которые сейчас разрешены законом об образовании», — добавил парламентарий.

«Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержит принятие этого обращения, которое поможет России оставаться крупной образовательной державой и уже аграрной сверхдержавой. Я просто напомню, мы экспортеры продовольствия номер один в мире», — заключил Никонов.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, со своей стороны, подчеркнул, что «большинство вузов относится к ведению Министерства образования, и те стандарты, которые сегодня достигнуты в этой области по финансированию на одного студента, значительно выше».

По его словам, в обращении Госдумы речь идет о тех отраслевых вузах, которые как раз в советское время финансировались в разы лучше. Это вузы Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта.

«Сейчас самое большое количество вузов, которые имеют отношение к Министерству образования, у них ситуация намного лучше, чем у тех, кто раньше имел это финансирование», — отметил Володин.

Читайте также:  -вышка вошла в топ-50 молодых университетов мира

«Мы должны отдавать себе отчет: на подготовку врачей должно тратиться значительно больше средств.

И, тем более, мы видим, наши ведущие университеты эти средства получают и развиваются, а вузы системы здравоохранения, их чуть более 50, оказались на уровне 72 тысяч на одного студента.

Притом что вузы Министерства образования порядка 170 тысяч на одного студента. Представьте себе соотношение», — заявил Председатель Госдумы.

Вячеслав Володин также отметил, что данная тема «объединила и комитеты, и депутатов».

По итогам рассмотрения Госдума единогласно приняла обращение к Правительству РФ. Документ поддержали 416 депутатов.

Источник: http://www.er-duma.ru/news/gosduma-vyrazila-obespokoennost-situatsiey-s-finansirovaniem-otraslevykh-vuzov/

Необходимо менять подход к финансированию отраслевых вузов

20.09.2017

Комитет Госдумы РФ по образованию и науке подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов на заседании 19 сентября. Об этом сообщает пресс-служба РИК НРО партии «Единая Россия».

  • По результатам парламентских слушаний, состоявшихся 20 июля, комитет принял рекомендации, которые будут направлены правительству РФ, министерству образования, министерству финансов, отраслевым федеральным министерствам, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • По словам председателя комитета Вячеслава Никонова, переход к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации привел к снижению общего объема финансирования значительного числа высших учебных заведений.
  • По данным Российской ассоциации исследования образования, удельные затраты на одного студента в рамках субсидии по выполнению госзадания у разных вузов могут различаться более чем в четыре раза.

В вузах с низкими удельными затратами планируемая субсидия фактически полностью уходит на покрытие расходов по оплате труда.

На другие расходы, связанные с содержанием имущественного комплекса и обеспечением учебного процесса, бюджетных ассигнований не хватает.

При этом вузы, финансовое положение которых осложнилось, сосредоточены преимущественно в экономически слабо развитых, дотационных регионах. Сбои в их деятельности, в свою очередь, могут породить целый ряд социально-экономических проблем.

«Корректирующие коэффициенты, назначаемые вузам, в том числе, например, за право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, высокий и средний балл ЕГЭ, научный потенциал организации, дают значительное преимущество ведущим университетам. Более слабые вузы оказываются недофинансированными даже с учетом этих коэффициентов. Кроме того, корректирующие коэффициенты далеко не всегда применяются в отношении отраслевых вузов», — отметил Никонов.

По мнению депутата, коэффициенты должны применяться ко всем вузам, независимо от их ведомственной принадлежности.

«Не в полной мере выделяются средства на решение задачи повышения заработной платы научно-педагогическим работникам в отраслевых вузах.

Это побуждает вузы сокращать профессорско-преподавательские составы, повышать учебную нагрузку на оставшихся преподавателей», — констатировал Никонов.

«Еще одна большая проблема: при финансировании вузов учитываются только затраты на текущее содержание имущества, — сказал глава комитента. — При этом 70% аудиторных фондов введены в эксплуатацию 50 и более лет назад и нуждаются в капитальном ремонте. Разрушаются здания, деньги на ремонт не выделяются вообще.

По учебно-экспериментальной базе единственным источником финансирования являются внебюджетные средства, а их явно недостаточно. Руководители вузов получают предписания по нарушениям от пожарных, санитарно-эпидемиологических служб и так далее. Таких предписаний уже выписано на 51 миллиард рублей. Эти средства вообще не предусмотрены — нигде и никак.

А невыплата этих денег означает уголовное преследование руководителей высших учебных заведений».

По информации, которую комитет получил от федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения, выделенные им по состоянию на 1 января 2017 года бюджетные ассигнования на 10-12% ниже ассигнований, которые выделялись по состоянию на 1 января 2016 года.

Глава комитета назвал конкретные цифры.

По линии министерства сельского хозяйства недофинансирование составляет 3 миллиарда 762 миллиона рублей, по линии Минкультуры — 2 миллиарда 95 миллионов рублей, Минздрава — 5 миллиардов 227 миллионов, министерства спорта — 974 миллиона, министерства транспорта — 864 миллиона, по линии Федерального агентства воздушного транспорта — более 1 миллиарда рублей, Федерального агентства морского и речного транспорта — 639 миллионов, Федерального агентства железнодорожного транспорта — 980 миллионов рублей.

Министерство образования и науки Российской Федерации и подведомственные ему учреждения недофинансированы на 26,8 миллиарда рублей. Никонов напомнил, что 17 февраля Госдума направила официальное обращение председателю правительства, в котором выразила обеспокоенность усилившейся дифференциацией финансирования отраслевых вузов.

«Известно, что председатель правительства дал поручение министру финансов. Надеемся, эти вопросы будут решены, потому что они действительно носят вопиющий характер», — сказал Вячеслав Никонов, одновременно призвав и сами вузы подключиться к работе по совершенствованию финансирования, в том числе по корректировке коэффициентов.

По итогам слушаний правительству рекомендовано при работе над бюджетом 2018 года обеспечить финансирование отраслевых вузов на уровне не ниже действующих нормативов, предусмотрев средства на капремонт и обновление лабораторного фонда.

Предложено также принять стратегию развития высшего образования на долгосрочный период, определив в ней перспективы развития отраслевых учебных заведений, и концепцию территориального развития вузов, основанную на стратегии развития отраслей экономики.

Кроме того, в документе назван целый ряд мер, реализация которых позволит изменить подход к финансированию отраслевых вузов и более четко учитывать их особенности.

Информационное агентство «Время Н»

Источник: http://komitet8.km.duma.gov.ru/Publikacii/item/12884622/

Медицинские вузы далеки от казны

Сейчас разница в финансировании в расчете на одного обучающегося в вузах, находящихся в ведении разных федеральных органов государственной власти, может различаться в два и более раза.

На эту несправедливость депутаты указали на заседании Госдумы 17 февраля, когда было принято соответствующее обращение в правительство.

Правда, в первоначальной редакции документа речь шла только об аграрных вузах, однако спикер нижней палаты Вячеслав Володин заявил, что проблема намного шире и касается по сути всех отраслевых вузов. Особенно «кричащей» он назвал ситуацию с финансированием вузов, подведомственных Минздраву.

В результате Комитет по охране здоровья Госдумы направил еще одно обращение, к вице-премьеру Ольге Голодец, отдельно по медицине.

Как полагают парламентарии, на подготовку врачей государство должно тратить больше средств.

И настаивают на дополнительном анализе распределения специальностей, направлений подготовки по установленным стоимостным группам и размеров применяемых по ним корректирующих коэффициентов.

Средства, выделяемые Минздраву РФ из федерального бюджета на образование, тыс. руб

Вузы, как и школы, финансируются исходя из количества обучающихся. Каждое ведомство определяет базовый норматив, то есть минимальную сумму на обучение и поправочные коэффициенты.

Правда, для вузов предусмотрены еще и разные повышающие коэффициенты, они не для всех одинаковы — где-то больше, где-то меньше. Есть целевые субсидии, гранты. Но не все, конечно, их получают.

Поэтому в итоге в разных вузах разная финансовая ситуация», — прокомментировал «МВ» заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Леонид Огуль.

Элита и рабочие лошадки

Как уточнил депутат, поток финансирования может различаться и в зависимости от специальности.

Так, например, по таким направлениям, как медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, затраты на обучение одного студента составляют сейчас 120-130 тысяч рублей в год.

По другим медицинским специальностям — общей врачебной практики, терапии, педиатрии, анестезиологии-реаниматологии – чуть более 70 тысяч рублей. Это, так называемая вторая стоимостная группа.

При этом базовая сумма в 76,7 тысячи рублей не учитывает затраты на практическую подготовку будущих медиков, то есть не покрывает реальных затрат на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами. И вуз вынужден выходить из ситуации за счет платных студентов.

«В итоге больше знаний и опыта получит тот студент, вуз которого может позволить себе собственные клинические базы и лаборатории. Но среди медицинских вузов, подведомственных Минздраву, таких 29 из 47.

Отсюда и неравенство в качестве подготовки медиков, при том, что диплом врача у всех одинаковый», — уточняет Леонид Огуль.

Отдельно в послании Ольге Голодец затронут вопрос обучения непрофильным специальностям. «Нормальная логика подсказывает, что если вуз отраслевой, то и готовить он должен студентов на отраслевые специальности, то есть вузы Минздрава должны готовить врачей, а не делать из себя университеты и академии.

То же самое по вузам Минобра — учителей, а не всех подряд. В последние лет 20 реформа вузовского образования привела к тому, что все то, что раньше называлось институт, то есть было отраслевым вузом, расширило специальности, по которым готовят студентов, и стало университетом или академией.

Не знаю точно, но, скорее всего, это было связано в бОльшим финансированием и статусом, что позволяло получить больше студентов и денег. Естественно, что профессиональная подготовка по непрофильным специальностям не могла быть столь же хорошей, как по традиционным профильным.

В итоге — общее снижение качества образования», — считает директор Департамента управления и развития персонала медицинского холдинга «СМ-Клиника» Татьяна Григоренко.

По мнению экспертов, надо увеличивать финансирование профильных специальностей. Тогда у вузов была бы мотивация для сокращения непрофильных и перевода их в соответствующие вузы.

Сплошные минусы

Между тем на днях было опубликовано постановление правительства, в соответствии с которым финансирование ведущих российских университетов уменьшено почти на треть.

Речь идет о вузах, которые входят в программу «5-100», направленную на продвижение отечественных образовательных учреждений в сотню лучших университетов мир.

Правда, из профильных вузов Минздрава этом списке только Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Согласно документу, финансирование ведущих университетов России из программы «5-100» в 2017–2019 годах будет сокращено на 12,7 млрд рублей.

В следующем году дотации вузам сократятся до 10,6 млрд рублей, в 2018 году — до 10,2 млрд, а в 2019-м — до 10 млрд рублей.

В предыдущем постановлении правительства от 16 марта 2013 года говорится, что в 2017 году и в последующие два года на поддержку вузов должно выделяться по 14,5 млрд рублей.

При этом министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что базовое финансирование вузов в рамках государственного задания не сокращалось, не был урезан и стипендиальный фонд, а вузовская наука, наоборот, получит денег больше, чем планировалось.

Источник: https://medvestnik.ru/content/articles/Medicinskie-vuzy-daleki-ot-kazny.html

Сокращение финансирования образования

В связи с тяжелой экономической ситуацией в стране, правительством было принято решение о сокращении финансирования всех министерств на десять процентов. Министерство образования сократить финансирование ВУЗов. Такое решение было принято на последнем заседании министерства.

Представители министерства заверили, что сокращение финансирования ВУЗов Москвы, ни как не отразится на преподавателях. Правительство понимает, что обязано выполнить свои социальные обязательства перед педагогами.

В этом году их зарплата поднялась на двадцать процентов, и стала значительно выше, чем средняя заработная плата по стране. В правительстве понимают, что если сокращение бюджета минобрнауки скажется на зарплатах преподавателей, то люди выйдут на улицы протестовать. А сейчас нельзя накалять социальную обстановку.

Таким образом, будет сокращено финансирование ВУЗов России, но это не скажется на сотрудниках.

Михаил Алакшкевич – глава финансового департамента в министерстве образования и науки – уточнил, что финансовые трудности не затронут студентов.

Если где-то, будет выявлен факт экономии средств ВУЗами за счёт стипендии учащихся, то будут предприняты самые жесткие меры, и ответственные за это будут наказаны.

Таким образом, государство планирует выполнить свои социальные обязательства не только перед преподавателями, но и перед студентами.

Депутаты КПРФ решили дополнительно поддержать студентов, и предложили заморозить стоимость обучения на три года.

В сложной экономической ситуации – это гарант стабильности для тех, кто планирует получить высшее образование.

Это, конечно, негативно скажется на финансовом состоянии ВУЗов, но зато сохранит социальную стабильность. ВУЗам необходимо провести анализ своих расходов увеличить эффективность использования средств.

В недавнем рейтинге ВУЗов QS по странам восточной Европы, Россия заняла первое место количеству ВУЗов вошедших в топ100. Это отличный показатель.

За небольшой период времени, прошедший между публикаций мирового рейтинга ВУЗов QS и региональным, российские ВУЗы сделали шаг вперёд.

Правительство ненамеренно сокращать расходы по программе улучшения позиций российских ВУЗов в мировых рейтингах.

Эксперты отмечают, что основой роста позиций стало несколько факторов. Один из основных – это объединение ВУЗов в крупные образовательные структуры. По результатам государственного мониторинга, неэффективные ВУЗы или присоединены к более крупный ученым заведениям.

Крупные ВУЗы получили в своё распоряжение новые территории и финансирования, объединился научный коллектив. Это помогла занять им более высокие позиции. Ещё одна важная черта – это сотрудничество с промышленностью. Больших успехов достиг МИФИ и значительно поднялся в рейтинге ВУЗов.

МИФИ начал развивать программы сотрудничества с промышленностью и крупными госкорпорациями. Благодаря этому, студентам легче найти работу, профессора получают больше статистической информации с производства для аналитики, новые разработки быстрее находят инвестиции для реализации.

Таким образом, симбиоз науки и производства дал возможность развиваться как ВУЗам, так и промышленным предприятиям.

Источник: https://www.uchistut.ru/articles/29520/

Правительство решило сократить финансирование ведущих вузов

Правительство России приняло решение сократить финансовую поддержку ведущих университетов страны. Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовой информации.

В документе говорится, что финансирование вузов из федерального бюджета в 2017-2019 годах снижается. Ранее кабмин выделил на ежегодную поддержку вузов 14,5 млрд рублей.

Теперь правительство решило сократить эту сумму до 10,6 млрд рублей в 2017 году. В 2018-м вузам будет перечислено 10,2 млрд рублей, а в 2019-м — 10 млрд.

На 2020 год объем финансирования пока не меняется и составляет 14,5 млрд рублей.

Средства выделяются университетам для «повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».

Финансовую поддержку в рамках проекта «5-100» получали, в частности, Высшая школа экономики (ВШЭ), Первый московский государственный медицинский университет имени И. М.

Сеченова, Уральский федеральный университет (УрФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и другие вузы.

На сайте проекта отмечается, что его цель — «максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ».

В проекте участвует 21 российский университет, победивший в конкурсе на предоставление государственной поддержки. При этом участники проекта отчитываются о выполнении своих программ повышения конкурентоспособности перед международным советом и Министерством образования. Важными условиями предоставления университетам субсидии является их вхождение в мировые рейтинги.

В конце января стало известно о планах правительства сократить расходы на развитие научно-технологического комплекса в 2017-2019 годах на 25 млрд рублей по сравнению с суммами, заложенными в федеральной целевой программе развития научно-технологического комплекса на 2014-2020 годы.

Согласно опубликованному проекту постановления, на научные исследования по программе будет потрачено почти на 19 млрд рублей меньше. В документе говорилось, что общая стоимость программы будет уменьшена до 203,7 млрд рублей, из них бюджетные средства составляют 168,3 млрд рублей.

На научные исследования выделено 103 млрд рублей.

Источник: https://www.newsru.com/russia/14feb2017/vuzy.html

Ссылка на основную публикацию