Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз

Говоря об инстаграме, мы сразу вспоминаем его бесчисленные фильтры. Приложения для обработки снимков могут добавить немного солнечных лучей даже в самый унылый день — хотя бы на фото.

Аналитики говорят, что тщательная обработка фотографий выходит из моды, но волна популярности хештега #nofilter приводит лишь к появлению новых «натуральных» фильтров.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Обработка фото останется с нами надолго — а значит, ее можно использовать не только для красоты.

В середине 2010-х инстаграм завладел вниманием медиков. Гарвардский психолог Эндрю Рис и IT-специалист Кристофер Данфорт разработали алгоритм, который делает выводы о состоянии психического здоровья пользователей на основе того, как они обрабатывают свои фото.

Рис и Данфорт использовали данные более ранних психологических исследований:

люди без ментальных расстройств в среднем предпочитают более яркие цвета, а приглушенные темные оттенки ассоциируют с плохим настроением. В то же время люди с диагнозом «депрессия» склонны выбирать более темные и серые оттенки.

Иногда они сообщают, что во время депрессивного эпизода весь мир для них как будто выцветает, всё видится серым.

Ученые исследовали профили 166 добровольцев, из которых у 71 человека за последние три года диагностировали депрессию (степень тяжести состояния проверили дополнительно с помощью психиатрического опросника CES-D).

Всего Рис и Данфорт изучили почти 44 тысячи фото. Алгоритм учитывал тон снимка, степень его яркости и насыщенности.

Кроме того, ученые проанализировали, насколько часто участники эксперимента размещали посты в инстаграме и сколько лиц в среднем попадало на фотографию.

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз

Выяснилось, что люди, имевшие опыт депрессии, действительно выкладывали менее яркие и насыщенные снимки, а их тон смещался ближе к синей части спектра. Такие участники реже пользовались фильтрами, а если прибегали к ним, то выбирали черно-белые Inkwell и Willow.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Получить 90 млн рублей на исследование

Оценим за полчаса!

Также волонтеры с депрессией чаще размещали фото с людьми, но лиц на них было в среднем меньше. Ученые выдвинули «гипотезу грустного селфи»: возможно, обилие фотографий себя помогает уменьшить остроту симптомов депрессии.

Впрочем, это предположение еще предстоит проверить.

Инстаграмеры без депрессивных расстройств обычно использовали фильтр Valencia — он придает фотографии теплый желтоватый оттенок.

Программа Данфорта и Риса верно «диагностировала» депрессию в 70 % случаев — и в этом преуспела больше, чем многие врачи общей практики (согласно метаанализу 2009 года, психиатры безошибочно определяют расстройство примерно в половине случаев).

Но, конечно, алгоритм не заменит психиатра, ведь депрессия — это сложный индивидуальный комплекс симптомов. К тому же часто ее сопровождают и другие расстройства — разобраться в сложных механизмах человеческой психики машинам пока не под силу.

Программы такого рода могут лишь помочь быстрее заметить тревожные звоночки и обратиться к специалисту-человеку — и это, если подумать, не так уж мало.

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз

Пора притормозить: соцсети предупредят о зависимости

Профиль в социальных сетях может отразить то, в чем человек не готов признаться даже самому себе, например постепенно возникающую зависимость от алкоголя. В 2018 году методику, помогающую заметить подозрительные признаки заранее, предложили ученые из Дартмутского колледжа.

В исследовании поучаствовали 2287 пользователей инстаграма. Они предоставили ученым данные своих профилей и заполнили одну из версий опросника ASSIST, указав, как часто они выпивают, курят или употребляют наркотики.

Фотографии анализировала сверточная нейронная сеть, а подписи и комментарии к ним изучили методом долгой краткосрочной памяти (LSTM). Это один из типов рекуррентных нейросетей (РНС), которые при обучении используют не только информацию, поступающую извне, но и собственную внутреннюю память.

Они умеют обрабатывать массивы данных, для которых важен и характер каждого отдельного элемента (например, слова), и порядок, в котором эти элементы следуют друг за другом.

На 80 % постов ученые тренировали нейросети: алгоритмы учились искать комбинации черт, характерных для пользователей, часто употребляющих алкоголь, наркотики или табак. Еще 10 % фото использовали для проверки. «Скормив» нейросетям оставшиеся 10 % снимков, исследователи выяснили:

машина хорошо выявляет тех, кто злоупотребляет алкоголем, но не курит и не употребляет наркотики.

Авторы метода считают, что причиной этого может быть самоцензура пользователей: возможно, окружающие обычно осуждают пьющих знакомых не так сильно, как потребителей наркотиков и табака, поэтому люди не выкладывают фото, связанные с более порицаемыми привычками.

Еще один способ узнать, не нависла ли над вами угроза алкоголизма, предлагают ученые из Университета Мэриленда. Они проанализировали 21 миллион постов в фейсбуке и данные о лайках 250 тысяч пользователей этой сети.

Эту информацию сопоставили с опросом о зависимостях, в котором поучаствовали около 13,5 тысячи респондентов. Алгоритм выявил множество корреляций, от вполне ожидаемых до весьма необычных.

Например, выяснилось, что потребители алкоголя чаще используют в постах слова, описывающие ночную жизнь (бар, клуб, вечеринка, диджей), активно лайкают фильм «Лабиринт Фавна» и относительно равнодушны к «Голодным играм».

Курящие, как оказалось, нередко слушают Tool и The Misfits, но обычно не любят Кэти Перри. Конечно, метод рассматривает комбинации таких связей, а не отдельные корреляции — сама по себе любовь к «Лабиринту Фавна» еще никому не навредила.

Авторы обеих методик предупреждают: их исследования только начинаются и пройдет еще немало времени до того, как каждый сможет проверить свой аккаунт на предмет подозрительных совпадений. Не стоит забывать и о том, что, как и в случае с выявлением депрессии, эти методы не ставят диагноз, а лишь предупреждают о возможной склонности к зависимости.

На что жалуемся: нейросеть в поисках побочных эффектов

Еще одна сфера, заинтересованная в данных из соцсетей, — фармацевтика.

В социальных медиа можно найти множество отзывов о лекарствах, причем авторы зачастую пишут их совершенно бесплатно, просто чтобы поделиться своим опытом, предостеречь других или, напротив, похвалить эффективное средство.

Новые методики анализа таких отзывов помогают найти как можно больше возможных побочных эффектов лекарства. Эти данные пригодятся при разработке и клинических исследованиях новых препаратов.

Найти и отсортировать отзывы обычно помогают нейросети. Перед ними стоит непростая задача: перевести сообщения с живого («естественного») языка — с его ошибками, жаргонизмами и неожиданными сравнениями — на универсальный язык машин.

Этот процесс называют нормализацией медицинских концептов. Здесь снова приходят на помощь уже упомянутые рекуррентные нейросети с их способностью использовать собственную внутреннюю память.

При обучении каждый искусственный нейрон такой сети получает и новую информацию, и часть данных о том, что сеть уже успела усвоить.

В 2018 году метод на основе РНС представили российские ученые. Их нейросеть, как и другие подобные, читает текст в нескольких направлениях, выявляя его структуру и другие характеристики.

Одновременно термины из текста автоматически сопоставляются с крупной базой знаний UMLS (Unified Medical Language System), которая «синхронизирует» принятые в разных традициях названия медицинских проблем и концептов, присваивая им определенные коды.

Сопоставляя слои информации, сеть ищет наиболее вероятный вариант перевода с человеческого языка на формальный медицинский. Так ей удается узнать, что «не мог уснуть всю ночь» значит «бессонница».

Способности алгоритма проверили на корпусе CADEC — это размеченная коллекция отзывов на лекарства с англоязычного сайта Ask a Patient. Пока методика работает только с текстами на английском, но ученые обещают, что со временем она начнет понимать и русскоязычные сообщения.

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз

До применения таких алгоритмов на практике еще далеко, разработчикам придется решить немало задач. Например, нужно научить нейросети «переваривать» отзывы с большим количеством ошибок.

Еще одна проблема — склонность пользователей описывать явления не терминами-существительными, а другими частями речи, а то и развернутыми оборотами.

Говоря о боли, пациент-англичанин не обязательно использует слово pain: он может выразить свои ощущения иначе, например словами killing, hurting или aching. Непросто работать и со сравнениями, скажем, разобраться, что «как ножом режет» — это тоже о боли.

Что-то страшное грядет: прогнозирование вспышек болезней

«Узнайте, что происходит в мире прямо сейчас» — так встречает пользователя главная страница твиттера. Наука предлагает пойти дальше и с помощью твитов узнать, что может произойти в обозримом будущем. Скажем, отыскивая и анализируя ключевые слова, можно спрогнозировать возможные вспышки многих заболеваний.

Итальянские и американские ученые утверждают: твиттер отлично подходит для «предсказания» деталей эпидемии гриппа.

Их алгоритм учитывает, как ключевые термины, связанные с гриппом и похожими заболеваниями («кашель», «градусник», «воспаленный»), распределяются по карте — здесь помогают данные о геолокации твитов.

На эту карту накладывают сведения о том, сколько жителей этой территории получили вакцину от гриппа и какие штаммы вируса распространены в регионе. Затем подключаются данные общих исследований, например сведения о том, сколько длится инкубационный период болезни и сколько людей может заразить заболевший.

В 2017 году эта модель могла относительно надежно предсказать характер эпидемии на шесть недель вперед.

Похожую методику разработали в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, чтобы спрогнозировать будущие вспышки заражения сифилисом.

Для поиска по твиттеру ученые построили карту постов с ключевыми словами и наложили на нее данные об уже выявленных случаях заболевания на каждой территории.

Чтобы сделать прогноз точнее, в список ключевых понятий добавили не только описания симптомов болезни, но и множество просторечных слов, так или иначе связанных с сексом.

Авторы этих разработок считают, что хотя их технологии и не заменят полноценную диагностику, но помогут врачам прогнозировать нагрузку больниц во время грядущей эпидемии.

Поговорить об этом: онлайн-общение и ментальные расстройства

Помочь сохранить здоровье могут не только сложные манипуляции с большими данными социальных сетей, но и само общение на этих платформах.

К такому выводу приходят многие ученые, в том числе Альберт Парк и Майк Конуэй из Университета Юты, изучающие работу специальных онлайн-сообществ для людей с ментальными расстройствами.

Они уже несколько лет анализируют массивы текстов, написанных пользователями Reddit, крупнейшего социального новостного портала.

Чаще всего Парк и Конуэй работают с подразделом сайта (сабреддитом) о депрессии — r/depression (сейчас у него более 480 тысяч подписчиков).

Они сравнивают этот раздел с другими: например, в 2017 году статистику r/depression сопоставили с текстами из сабреддита r/happy (кстати, подписчиков у него намного меньше, всего 340 тысяч).

Еще одним источником данных стали подразделы r/diabetes и r/ibs, посвященные, соответственно, диабету и синдрому раздраженного кишечника. Так ученые протестировали, насколько сообщества для поддержки при ментальных расстройствах отличаются от тех, что посвящены иным проблемам со здоровьем.

Исследователи изучили около 850 тысяч небольших текстов (постов и комментариев) с реддита с помощью программы Linguistic Inquiry and Word Count (LIWC).

Она сопоставляет каждое прочитанное слово с крупным словарем и присваивает ему определенную «эмоциональную категорию» — например, слово «плакать» она помещает в категории «негативные эмоции» и «печаль».

Еще LIWC распознает лингвистические категории, в том числе ругательства и слова отрицания («нет», «никогда») или согласия («да», «ок»). Используя информацию о дате и времени публикаций, ученые проследили, как постепенно менялась речь участников сообществ.

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз

Оказалось, что со временем подписчики r/depression использовали всё меньше слов из категорий вроде «печаль», «тревога», «гнев», «негативные эмоции».

Их речь теряла негативные тона куда быстрее, чем у подписчиков r/happy (впрочем, от ругательств они не отказались). А вот разницы с теми, кто писал о диабете и проблемах с кишечником, ученые почти не нашли.

Парк и Конуэй сделали вывод, что сообщества онлайн-поддержки могут облегчить психологическое состояние человека и при психических, и при соматических расстройствах.

Похожее исследование ученые из Юты опубликовали в 2018 году: тогда они изучили сабреддиты о депрессии, шизофрении и биполярном расстройстве. Выяснилось, что все эти онлайн-сообщества поддержки облегчают состояние своих участников — их письменная речь постепенно становилась куда более внятной.

Читайте также:  Минобрнауки разработает электронные версии учебников по истории и географии

Источник: https://knife.media/net-medicine/

Figma компонент и организация экземпляров на примере Userpic

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз Качественная дизайн-система в Фигме всегда учитывает возможные состояния определенных компонентов. Если до появления Global Styles вариант был лишь один — всегда создавать новый компонент для каждого состояния (например текстовое поле может быть default, а может быть focused), то после внедрения стилей многие UI-элементы удалось унифицировать лишь до одного в своей категории, а разнообразие создавать экземплярами, присоединяя лишь новые стили и цвета. Это позволило свести количество элементов к минимально необходимому. Поиск стал проще, система стала чище. Но как быть, если в одном проекте часто используется несколько стилей для одного компонента? Вдобавок, требуется часто переключаться между двумя или тремя.

Userpic

Это самый простой пример компонента, который в дизайн-проекте может быть использован в нескольких состояниях.

Если вы думаете, что это просто круглая фоточка с симпатичной девочкой, то вы смотрите недостаточно далеко, ведь на самом деле юзерпик может быть:

  • без загруженной фотографии
  • с инициалами вместо фотографии
  • с индикатором состояния “онлайн / оффлайн”
  • с бейджиком нотификаций
  • содержащий иконку дополнительного действия
  • содержащий несколько лиц для прототипирования
  • использован в разной размерности на разных экранах без отсоединения

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагноз

Очевидно, что в хорошей Figma системе для hi-end прототипирования мы хотим получить все эти состояния быстро и удобно. Вдобавок мы хотим оставаться с минимумом необходимых компонентов. Поэтому возникает вопрос: хранить все состояния в виде скрытых слоёв в мастере или каждое состояние должно быть объявлено самостоятельным компонентом?

Создание компонента из экземпляра

Этот способ сохранил свои преимущества и после прихода Global Styles. Переключение экземпляра оптимально в том случае, когда в нем достаточно много отличий от родительского компонента. Например другой цвет, толщина обводки, тень, изображение и так далее.

Например, состояния инпутов быстрее переключать через экземпляры. Особенно в большом проекте со множеством страниц. А, например, иконку внутрь кнопки лучше вложить на уровне мастера и отключить. Так гораздо быстрее скопипастить кнопку из соседнего артборда и просто сделать Visible слой с иконкой.

Pros: позволяет быстро перключать состояния экземпляров со множеством отличий

Cons: заведомо большее число компонентов, требуется время на их организацию

Скрытые слои внутри master-компонента

В наши дни Фигма отлично справляется с сотнями экземпляров, которые содержат 5-10 скрытых групп со десятками слоев и разбросаны по множеству страниц. Так что не переживайте за производительность, хотя когда-то давно 10 таких страниц буквально вешали проект.

Ведь в случае использования этого метода всего-навсего в мастер-компонент Userpic, помимо фотки, нужно будет запихать и сразу же спрятать:

  • слой или группу с векторными объектами для пустого юзерпика
  • текстовый слой для инициалов, центрированный
  • бейджик нотификаций, в правый верхний угол
  • индикатор состояния онлайн/оффлайн, в нижний
  • иконку в центр компонента или угол, для мобильных сценариев (например призыв редактировать фото, удалить)
  • несколько изображений лиц (в Figma iOS design toolkit сделано 5 мужских, 5 женских и всё сгруппировано)
  • каждому элементу расставить Constraints, чтобы Userpic можно было использовать в нескольких размерах
  • что еще я забыл? 🙂

Pros: быстрое получение нужного состояния экземпляра, путем переключения видимсти слоёв

Cons: если переключать 3+ слоя и вдобавок присоединять новые стили, действий становится слишком много

Ох, кажется простой Userpic оказался не таким уж и простым. Инструменты дают нам упрощение дизайн процессов, но сложностей неожиданно доезжает совсем с другой стороны. Надо учиться работать с компонентами, понимать их логику и сущность переиспользуемости.

Меньше лишних действий

Создавая новое правило, вы возможно улучшаете свой алгоритм.

Я остановился на таком для себя: если создание нового состояния требует 3 или более переключения слоев в “Видимый”, то лучше предопределять это состояние в отдельный компонент, который сначала был экземпляром.

Помните, что потребуется потратить время на организацию, проверить нейминг каждого слоя (чтобы текстовые элементы не теряли контент при перключении), констрейны, порядок следования… и много чего еще!

После того как врачи поставили мне диагноз «компонент головного мозга», я стал использовать такой подход в своих шаблонах для Figma. Так что если вы фрилансер, организация, разработчик или начинающий Figma-дизайнер, обратите внимание на то, что развернуть дизайн-систему внутри вашей организации гораздо быстрее на базе готовых решений.

Кстати, если вы хороший дизайнер, любите детальки, работаете в Фигме и понимаете архитектуру и принципы работы с компонентами я предлагаю вам совместно зарабатывать: вы делаете хорошую дизайн систему, я её публикую в своем маркетплейсе, 70% с продаж Ваши. Высокому качеству — высокие цены. Я в поиске талантов, умов, идей и тех, кто готов выпиливать “компоненты из ближайшего будущего”. Пишите в Телеграм. Кстати, частенько во время рабочего процесса меня накрывает выводами о дизайн-тенденциях, наблюдениями за западными продуктами, да и просто UI-философией, которую я незамедлительно выдаю в свой телеграм-канал «Полезное Дизайнеру». Присоединяйтесь!

Источник: https://habr.com/p/442494/

Роль математики в медицине: примеры, интересные факты

Относиться к математике «царице всех наук» можно по-разному: одним она дается легко, другим же для достижения результата следует попотеть.

Если первоначально взглянуть на такие две науки как математики и медицина, то нет уверенности найти что-то общее. Однако, медикам необходимо прекрасно разбираться в математических вопросах, так как роли этих дисциплин взаимодополняемые.

История развития математики и медицины

По истории, астрономия и физика тесно соприкасались с математическими вычислениями. Медицина же развивалась стороной, и долго не признавалась формально. После ее становления, как науки, связь математики и медицины стала неразрывна.

Галилей утверждал, что вся сущность природы зависит от математики. Того же мнения придерживались и Кант, Леонардо да Винчи.

Итальянский художник применял методы математики для того, чтобы изучить все аспекты анатомии.

Первые связанные цепочки между двумя науками удалось обнаружить в рисунке «Витрувианский человек», на котором изображены мужчина, круг и квадрат. Он наглядно иллюстрирует канонические пропорции, соотношение частей тела.

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагнозЛегендарное творение Леонардо да Винчи

Значение математики в медицине

Роль математики в медицине – помощь в проведении диагностических процедур, пользовании компьютером, медицинском оборудовании. На сегодняшний день расширились методы лечения и диагностики: большинство медицинских центров используют методы математического моделирования, что помогает установить более точный диагноз.

Знания основ математики применяются врачами для описания процессов, происходящих в организме человека.

Это необходимо, так как позволяет различать болезненный организм от здорового по сделанным снимкам и экранам монитора.

В большинстве учебных заведений наряду с основными медицинскими дисциплинами, студенты изучают математику. Считается, что медицинские работники должны уметь решать профессиональные задачи, применяя математические методы.

Что математика получила от медицины

Не стоит думать, что медики нуждаются в математике больше, чем она в них. Эти две науки сыграли важную роль в совместном развитии, дополняли друг друга. Под воздействием медико-биологических проблем возникли новые вычислительные алгоритмы и математические понятия. К примеру:

  • теория автоматов;
  • математическая статистика;
  • теория вероятностей;
  • методы оптимального управления;
  • теория игр.

По истории, медицина играет немаловажную роль в развитии математики. Специалисты смогли многое изучить, благодаря влиянию медицины. Новые знания были успешно применены в других дисциплинах, технике, науке.

Применение математики в медицине: примеры

Одним из ярких примеров совмещения этих двух наук является статистика. Адольф Кетле – основатель теории статистики. Ученый привел следующий пример использования статистических данных для решения медицинской задачи.

Некие профессоры сделали выводы по поводу скорости частоты ударов сердца. Кетле сравнил их наблюдения со своими, и обнаружил: между числом пульса и ростом есть взаимосвязь. Возраст оказывает влияние при изменении величины роста. Частота ударов сердца располагается  в обратном отношении с квадратным корнем роста.

Если у человека рост 1,68 м, то частота ударов сердца будет равняться 70. Таким образом, это позволяет определить пульс у человека любого роста.

Роль статистических наблюдений довольна важна: их можно использовать где и как угодно. Например, по новостям часто можно услышать такие фразы «согласно статистике, число заболеваемости возросло на 30%», — эти выводы делаются на основе математики.

Остальные примеры использования математики:

  1. Чтение рентгенограммы томографии и др. диагностических методов.
  2. Расчет дозировки лекарств.
  3. Сбор и составление статистики.
  4. Прогноз улучшения или ухудшения состояния.
  5. Работа с компьютерной техникой, занесение отчетов.

Математика спасла жизнь

Лучше понять, зачем математика в медицине, можно, прочитав не только интересные факты, но и жизненную историю о том, как она спасла девочке жизнь. Вики Алекс была школьницей 14-ти лет. Внезапно она стала испытывать проблемы с дыхательной системой. Ее семья никак не могла понять, в чем дело, пока медики не озвучили диагноз – рак крови.

Девочке назначили длительный курс лечения, который ей действительно помогал до тех пор, пока Вики не начала ощущать симптомы простудного заболевания. Далее, на спине вскочила шишка, которую медики диагностировали как фурункул. Специалисты прописали антибиотики.

Подобного рода препараты сильно влияют даже на самого крепкого человека, не говоря уже про ребенка с ослабленным иммунитетом. Организм не мог избавиться от инфекции, и было решено погрузить Вики в кому, чтобы иметь возможность использовать лекарства.

Но врачи сказали сразу, что медикаменты если и подействуют, то шансов на возвращение из комы у девочки нет. После лекарственного курса, медики пытались вернуть девочку в сознание, но ничего не получалось. Еще одним способом выхода из комы, являются голоса родных людей.

Родителей впустили в комнату, и они днями напролет разговаривали с дочерью обо всем на свете. Но ничего не помогало.

Вдруг отец вспомнил интересный факт из жизни ее биографии: его дочь очень любила считать. Он начал спрашивать простые вещи, к примеру, сколько будет 1 плюс 1. И тут, губы дочери едва заметно шевельнулись, а отец спросил: «Два?». Пациентка слегка кивнула. Постепенно, отец начал давать дочке более сложные задания и Вики очнулась тем же днем.

Это конечно не пример абсолютного участия математики в спасении человека, но показывает ее роль в улучшении состояния здоровья. Случай наглядным образом иллюстрирует, как мозг любит решать своеобразные математические задачки.

Кому нужна математика и как юзерпик ставит диагнозЛевое полушарие мозга помогает решать математические задачки

Интересные факты

Существуют не менее интересные факты, описывающие связь математики и медицины. Так, математик сумел вычислить, когда умрет. Будучи стариком, он обнаружил, что стал больше спать. Каждый день продолжительность сна увеличивалась на 15 минут. Благодаря арифметической прогрессии им была вычислена дата, когда сон достигнет 24 часа.

Другие интересные факты про медицину, которые не возможно было бы определить без использования математики:

  1. При разговоре напрягаются 72 мышцы.
  2. Мозгу для функционирования достаточно лишь 10 Ватт энергии.
  3. Скелет человека состоит из 206 костей, 25% из которых находятся в нижних конечностях.
  4. Цепочка из капилляров легких превысила бы длину в 2400 км.
  5. Фильтрация в почках происходит следующим образом: 1,3 л крови в течение 60-ти секунд и вывод мочи 1,4 л ежедневно.
  6. Тепло, выделяемое телом человека, вскипятит 2 л воды.
  7. На 8 мм увеличивается рост во время сна, но после пробуждения возвращается к прежним цифрам. Всему виной закон гравитации.

Источник: https://medicina.top/rol-matematiki-v-medicine-primery-interesnye-fakty/

Пмпк или про то как ставят диагнозы детям

Пмпк или про то как ставят диагнозы детям

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»

И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание.

И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.

Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз.

Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным.

И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием.

Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

Читайте также:  Лайфхак от студента -станкина : как совместить высокие технологии и стимпанк

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям.

Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии.

Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо».

«А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя.

А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками.

Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка.

И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.

От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда.

И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество.

И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто.

И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной.

И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

Источник: https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/

Ответы на эти 7 вопросов с головой выдают людей с расстройствами психики

  • Как снимали фильм «День сурка» и почему его название стало нарицательным
  • 12 пикантных фактов о нарядах и аксессуарах, которые покажут их с новой стороны
  • Ученые выяснили, что кошки воспринимают нас как родителей
  • Вот как бы выглядели 17 знаменитых женщин, если бы родились мужчинами
  • 19 крутых дизайнерских вещей, которыми хочется завладеть сразу, как только увидишь
  • 5 фактов о благотворительности — для тех, кто хочет помочь, но боится быть обманутым
  • 8 детских сказок, в сюжетах которых скрыты взрослые секреты
  • 30+ человек, чья жизнь была бы тоской зеленой, если бы не их странные фамилии
  • 15+ мифов о правильном питании, из-за которых так трудно похудеть
  • 19 звезд, которые внезапно празднуют 40-летие в 2020 году
  • 17 странных историй, которые могли произойти только с людьми в белых халатах
  • 20+ фактов об английском языке от опытного лингвиста, о которых вам не расскажут ни в одной школе
  • Почему принц Гарри и Меган Маркл сложили полномочия и отказались от престола
  • 15 историй от читателей AdMe.ru, которые доказывают, что мир спасет не красота, а доброта
  • Психолог рассказала, как воспитывать детей. И ее посты важно прочитать всем родителям
  • Вам не кажется, что все кинопостеры похожи друг на друга. Так оно и есть

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psihiatry-nazvali-7-voprosov-s-pomoschyu-kotoryh-mozhno-mnogoe-rasskazat-o-vashej-psihike-1616315/

Скептический подход, искусственные языки и понятная математика // Топ-5 событий фестиваля премии «Просветитель» по версии «Кота Шрёдингера»

С 9 по 12 ноября в Москве пройдет Фестиваль премии «Просветитель». Он объединит всех, кто хочет знать, как устроен человек и мир вокруг нас. Перед тем, как объявить лучшие работы в области научно-популярной литературы, номинанты и друзья премии соберутся на большом интеллектуальном празднике.

За четыре дня пройдет более 20 лекций, экскурсий и встреч: вы узнаете, что такое Буквоскоп, заговорите на дотракийском, поставите диагноз по юзерпику и попробуете Китай кусочками.

Откроется фестиваль лекцией научного журналиста и лауреата премии Аси Казанцевой – о транскраниальной стимуляции, которая, возможно, каждого из нас сделает сверхчеловеком. 

Лекторами фестиваля станут финалисты, лауреаты и члены жюри премии «Просветитель» разных лет, а также эксперты, занимающиеся математикой, историей, биологией, лингвистикой и экономикой. Среди спикеров – Сергей Шандарин, Андрей Балдин, Юрий Иляхин, Нелли Литвак, Шауль Басси и другие.

Специально на фестиваль с публичной лекцией приедет американский историк и популяризатор науки, основатель Общества скептиков Майкл Шермер.

События фестиваля пройдут на самых разных площадках города – штаб-квартире «Яндекса», в Политехническом музее, библиотеке-читальне имени И. С. Тургенева, Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева, кафе «Дом 12», Центральной универсальной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова. 

Редакция «Кота Шрёдингера» выбрала пять самых интересных событий фестиваля

Безумная пятница в большом городе

// 10 ноября, 19:00, Музей «Москва-Сити», бар «Высотка», Деловой комплекс «Империя». Южное лобби, 56 этаж, Пресненская наб., 6с2

Авторы книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города», вошедшей в короткий список Премии «Просветитель», Дарья Варламова и Антон Зайниев беседуют с историками, сотрудниками Международного общества «Мемориал» Ольгой Лебедевой и Алексеем Макаровым.

Совместно с обществом «Мемориал», Бар «Высотка». При поддержке «Альпина Паблишер».

Регистрация: https://premiya-prosvetite-events.timepad.ru/event/596494/

Искусственные языки в кино: от Стар Трека до наших дней

Лингвистический кинопоказ

// 11 ноября, 16:00, Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, Бауманская ул., 58/25, стр. 14

После Толкина почти каждый уважающий себя изобретатель вымышленного мира придумывает для этого мира ещё и особый язык.

Особенно популярны стали искусственные языки в кино: достаточно вспомнить «Стар Трек», «Аватар», «Игру престолов» и «Прибытие».

Мы вместе посмотрим небольшие лингвистические фрагменты из этих и других фильмов и обсудим, какими интересными свойствами обладают изображённые там языки.

Александр Пиперски — лингвист, кандидат филологических наук, доцент кафедры компьютерной лингвистики Института лингвистики РГГУ, научный сотрудник школы филологии НИУ ВШЭ. Область научных интересов — корпусная лингвистика, количественные методы в филологии, социолингвистика.

При поддержке «Альпина нон-фикшн».

Регистрация: https://premiya-prosvetite-events.timepad.ru/event/596530/ (стоимость: 150 р.)

Диагноз по юзерпику

Лекция Дарьи Саркисян

// 12 ноября, 13:00, Штаб-квартира Яндекса, зал «Экстрополис», ул. Льва Толстого, 16

Дарья Саркисян, медицинский журналист, редактор «Медузы» и соосновательница телеграм-канала «Намочи манту» прочитает лекцию о том, как искать медицинскую информацию в интернете и вообще болеть по науке.

Что делать, если два врача назначают разное лечение? Как понять, что этот препарат поможет, а этот нет? Стоит ли принимать растительные препараты? Где проверить совместимость лекарств? На какие сайты не стоит заходить вообще никогда? Как понять, что самолечением уже не обойтись? И, в конце концов, что такое доказательная медицина, о которой так много говорят? Из лекции вы узнаете ответы на все эти вопросы.

Совместно с компанией «Яндекс».

Регистрация: https://premiya-prosvetite-events.timepad.ru/event/596548/

Кому нужна математика?

Понятная лекция о том, как устроен цифровой мир

// 12 ноября, 14:00, Штаб-квартира Яндекса, зал «Экстрополис», ул. Льва Толстого, 16

На лекции-презентации одноименной книги авторы расскажут о современных приложениях математики,без которых невозможно существование авиации, страхования, железных дорог, медицины, интернета, экономики. Список можно продолжать долго, но проще будет сказать — невозможно существование современного мира, каким мы его знаем.

Нелли Литвак — профессор математики, преподаватель в Университете Твенте (Нидерланды), автор книг и более 60 научных работ.

Андрей Райгородский — федеральный профессор математики, автор более 150 научных статей, 20 книг и 10 онлайн-курсов.

Директор физтех-школы прикладной математики и информатики, заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики и сетевых приложений МФТИ, заведующий кафедрой дискретной математики МФТИ, руководитель исследовательской группы компании «Яндекс».

Совместно с компанией «Яндекс».

Регистрация: https://premiya-prosvetite-events.timepad.ru/event/596564/

Скептический подход

Лекция Майкла Шермера (США)

// 12 ноября, 16:00, Российская государственная библиотека, Конференц-зал, ул. Воздвиженка, 3/5

Липа, дезинформация, альтернативные факты, псевдонаука – чему верить? Об этом нам расскажет специальный гость Фестиваля премии «Просветитель» Майкл Шермер.

Майкл Шермер – американский историк и популяризатор науки, основатель Общества скептиков, издатель журнала «Скептик», обозреватель Scientific American, автор книг «Скептик: рациональный взгляд на мир», «Тайны мозга: почему мы во все верим» и многих других. Известный научный спикер, чьи выступления входят в топ-100 TED talks.

Регистрация будет открыта после 30 октября.

Полная программа фестиваля — на сайте

Источник: https://kot.sh/statya/3793/skepticheskiy-podhod-iskusstvennye-yazyki-i-ponyatnaya-matematika

Кому нужна математика? (Нелли Литвак, Андрей Райгородский) — купить в МИФе

Книга о том, как благодаря математике вертится современный мир.

Зачем мне математика? Как мне это может пригодиться? В жизни никому и никогда не придется вычислять интеграл!

Удивительно, но в эпоху цифровых технологий многие люди так размышляют и считают математику абстрактной и ненужной наукой…

А ведь без нее невозможно существование современных авиации, страхования, железных дорог, медицины, интернета, экономики… Список можно продолжать долго, но проще будет сказать — невозможно существование современного мира, каким мы его знаем.

Нелли Литвак и Андрей Райгородский исправили эту несправедливость, написав книгу о современных приложениях математики.

Книгу, которая будет одинаково интересна и доступна как неподготовленному читателю (за что отвечает основной текст — легкий, интересный и понятный), так и продвинутому (благодаря развернутым объяснениям в каждой главе).

Подойдет книга и для старшеклассников и студентов, интересующихся математикой, — для них есть более строгие математические формулировки и даже доказательства теорем.

В книге Нелли и Андрей рассказывают, как математика помогает:

  • Планировать и составлять расписания (например, железных дорог);
  • Кодировать тексты;
  • Обеспечивать надежную связь в сети;
  • Балансировать нагрузку в телекоммуникациях;
  • Шифровать сообщения;
  • Распределять рекламные места в поисковых сетях.

Из предисловия

После длинного перелета и полутора часов стояния в очереди я, наконец, предъявляю паспорт и кладу указательный палец на маленький сканер в аэропорту Атланты.

Унесенные ветром…

— С какой целью Вы приехали в США? — в голосе пограничника нет ни капли интереса.

  • — Я приехала на конференцию.
  • — На какую тему конференция?
  • — По математике.
  • Со мной все ясно, пограничник ухмыляется и берется за печать:
  • — И что, кому-то еще нужна математика?

Нет, вы только подумайте! Он сидит в аэропорту Атланты, где буквально каждые десять минут приземляется самолет. Он сканирует мой паспорт, в долю секунды компьютер находит мои отпечатки пальцев среди миллионов других отпечатков и сравнивает мой файл с сотнями тонких линий на маленьком сканере.

Каким образом, интересно, было решено, во сколько, куда и какой самолет должен садиться? Как сохранить отпечатки пальцев в компьютере, который, хоть и показывает на экране всякие картинки, на самом деле не умеет хранить ничего, кроме нулей и единиц? Как быстро найти нужную запись среди миллионов других? И каким образом компьютер — кучка пластмассы и железа — может решить, совпадают ли две картинки, отфильтровав при этом неизбежные помехи и неточности?

Можно копать и дальше, разбираться в конструкции самолета (максимальная прочность при минимальном весе), вникать в таинственную систему определения стоимости билетов и так далее и тому подобное. И ничего этого — то есть абсолютно ничего! — нельзя было бы сделать без математики.

Для кого эта книга

Эта книга для широкого круга читателей и не требует никакой подготовки. При этом для наиболее заинтересованных и подготовленных читателей авторы добавили дополнительные детали. Поэтому, кроме основного текста, в книгу входят дополнительные объяснения и приложения.

Источник: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/book/komu-nuzhna-matematika/

Ссылка на основную публикацию