Мфти и мифи стали одними из лучших физических вузов мира

Если вы думаете над тем, какой российский вуз дает наиболее фундаментальное образование в областях, связанных с физикой, биоинформатикой, IT и другими дисциплинами, то вас наверняка заинтересует знаменитый Физтех — Московский физико-технический институт, расположенный в Долгопрудном. О том, чем он принципиально отличается от других вузов и какую роль в его становлении сыграл выдающийся отечественный ученый, нобелевский лауреат Петр Капица, читайте в нашем материале, подготовленном совместно с МФТИ.

Сто двадцать пять лет назад в Кронштадте родился физик Петр Леонидович Капица.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Он знаменит не только тем, что открыл и объяснил сверхтекучесть жидкого гелия (за что ему была присуждена Нобелевская премия), исследовал сверхсильные магнитные поля и возможности управляемого термоядерного синтеза.

Кроме этого, Петр Капица совместно с двумя другими нобелевскими лауреатами — Львом Ландау и Николаем Семеновым, а также академиком Сергеем Христиановичем основал один из сильнейших вузов России — Московский физико-технический институт.

Молодые Петр Капица и Николай Семенов однажды задались амбициозной целью — они хотели, чтобы их парный портрет написал художник Борис Михайлович Кустодиев, автор знаменитых полотен «Портрет Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Русская Венера». Кустодиев не делал заказных портретов, а писал только тех, кто интересовал его своей неординарностью. На вопрос художника: «А почему вы полагаете, я должен вас писать?» — Капица ответил: «Перед вами два будущих нобелевских лауреата».
МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Борис Кустодиев. Портрет профессоров П.Л. Капицы и Н.Н. Семенова, 1921

wikimedia commons

Капица понимал, что СССР нужны люди, с одной стороны, глубоко погруженные в физическую теорию, а с другой — обладающие инженерными навыками, умеющие проводить эксперименты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Открыт набор в -школу программистов online

Оценим за полчаса!

Сам Капица 13 лет проработал в Кембриджской лаборатории «отца ядерной физики» Эрнеста Резерфорда, и именно этот опыт позволил будущему нобелевскому лауреату понять, чего не хватает физическому образованию в СССР.

Капица решил внедрить новые принципы обучения — сначала на специально созданном факультете МГУ, а потом и в новом институте — в МФТИ.

Датой основания МФТИ считается 25 ноября 1946 года, когда по адресу Институтский переулок, дом 9, в Долгопрудном на базе МГУ был открыт физико-технический факультет. Жесточайший отбор абитуриентов, фундаментальная научная база, индивидуальный подход к каждому студенту и привлечение его к реальной научной работе — вот что с первых дней отличало систему Физтеха.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Лабораторный корпус Физтеха

МФТИ

В 1951 году факультет расформировали, в том числе из-за его повышенной привлекательности в глазах молодых ученых — они стали переходить туда с других факультетов МГУ и даже из других вузов. Через год факультет возродился, но уже в виде независимого института — МФТИ, или Физтеха, каким мы его знаем сегодня.

20 июня 2019 года приемная комиссия МФТИ в очередной раз открыла двери для абитуриентов, желающих учиться в одном из лучших вузов России. Это не преувеличение — Физтех входит в топ-50 двух международных рейтингов по физике (QS и THE), в тройку лучших вузов России по версии Forbes Russia и занимает первое место по уровню зарплат выпускников в сфере IT (Superjob, 2019 год).

Как устроен Физтех

Физтех и сегодня стремится следовать принципами Капицы. По мнению Петра Леонидовича, главная высшая политехническая школа страны должна начинаться с отбора одаренной и склонной к творческой работе молодежи.

Поиск и отбор лучших начинается задолго до выпускных экзаменов: для школьников созданы заочная и вечерняя физико-технические школы, проводятся ежегодные физико-математические олимпиады, преподаватели вуза занимаются отбором и подготовкой российской сборной на международной олимпиаде по физике.

«Учеба в заочной физико-технической школе и участие в олимпиадах сделали мое поступление на Физтех довольно простым».

Константин Новоселов,выпускник МФТИ 1997 года, лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года

Сегодня в МФТИ могут поступить не только обладатели высоких баллов ЕГЭ, но и призеры и победители олимпиад: Открытой химической олимпиады, Международной олимпиады Phystech.

International, собственной олимпиады Физтеха и ряда других. Призеры и победители могут засчитать себе 100 баллов по профильному предмету олимпиады.

 Победители олимпиады «Физтех» окажутся в верхних строчках конкурсного списка поступающих вне зависимости от баллов, набранных на ЕГЭ.

Что делать тем, кому не хватило баллов?

Объясняет Денис Дмитриев, заместитель проректора по учебной работе и довузовской подготовке:

«Все абитуриенты МФТИ не только подают результаты ЕГЭ или сдают вступительные испытания, но и проходят собеседование — его задача в том, чтобы познакомиться со всеми поступающими и найти наиболее талантливых. На таком собеседовании не бывает неправильных ответов.

Комиссия смотрит, как человек рассуждает и на его достижения и заслуги. Если ему не хватает несколько баллов до проходного, то в МФТИ есть система грантов, которые покрывают расходы на платное обучение в вузе.

Грант выделяется из собственных средств МФТИ, средств партнеров вуза и выпускников Физтеха.

Если абитуриент проявил себя на собеседовании, но ему не хватает баллов на бюджет, то ему могут предложить полностью оплатить обучение за счет гранта. Обычно на грант планируется набор около 20 человек».

Образование в МФТИ состоит из шести Физтех-школ, включающих в себя одиннадцать ранее существовавших факультетов. Абитуриент выбирает одну из Физтех-школ, студенты которых уже со второго-третьего курса всерьез углубляются в практическую работу по будущей специальности. Так реализуется первый базовый принцип Капицы — вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Лазер с импульсами фемтосекундной продолжительности

МФТИ

  • Всего Физтех-школ шесть (и еще один институт):
  • Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий — для тех, кому нравится паять, кто знаком с понятиями computer science и hardware и хочет стать успешным разработчиком в одной из топовых мировых компаний (например, Intel).

Физтех-школа аэрокосмических технологий — здесь учатся будущие геофизики, аэродинамики, проектировщики космических аппаратов, специалисты по физике атмосфер других планет и добыче полезных ископаемых. Они проектируют самолеты и искусственные спутники в РКК «Энергия» и ЦАГИ, рассчитывают оборудование для добычи полезных ископаемых для «Роснефти» и «Газпрома».

Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики — у выпускников этой школы много задач, от изучения межзвездной плазмы и работы с электроникой до экспериментов с биомолекулами и двумерными материалами.

И у них есть на кого ориентироваться — их предшественник Константин Новоселов в 2010 году получил Нобелевскую премию за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном».

В 1997 году Новоселов закончил факультет физической и квантовой электроники, на базе которого и была создана эта Физтех-школа.

Физтех-школа прикладной математики и информатики — здесь учатся будущие специалисты по вычислительной математике, программированию, моделированию и управлению технологическими проектами. Они проходят подготовку по уникальным программам, разработанным совместно с компаниями-лидерами рынка: Яндексом, Acronis, Parallels, РВК.

Физтех-школа биологической и медицинской физики — здесь проходят подготовку специалисты в области биофизики, биоинформатики и когнитивных технологий. Если вы собираетесь стать нейрофизиком, инженером человеческих тканей и разработчиком медицинского оборудования — то вам на ФБМФ.

Физтех-школа физики и исследований имени Ландау — еще одна школа, вырастившая нобелевского лауреата.

В 1982 году факультет общей и прикладной физики (нынешнюю школу Ландау) закончил Андрей Гейм, получивший Нобелевскую премию вместе с Новоселовым.

Поступить сюда до сих пор непросто: в ЛФИ традиционно самый высокий проходной балл и очередь из победителей олимпиад, в том числе и международных.

Здесь занимаются фундаментальными исследованиями в области физики частиц, в сфере энергетики, физики космоса и климата. Здесь сохранились традиции физиков-теоретиков времен Ландау, а студенты некоторых кафедр до сих пор сдают знаменитый теоретический минимум (подробнее об этом — в нашем материале о Ландау).

Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий — эта школа готовит специалистов, ориентированных на решение задач в области природоподобных технологий на стыке наук. Научной и учебной базой для ИНБИКСТ является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Двигатель на импульсной плазме

МФТИ

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Студенты Физтеха

МФТИ

Особое место

Географическое местоположение МФТИ тоже отражает замысел Капицы. Работая в кембриджской лаборатории Резерфорда, он пришел к выводу, что лучшее место для ученого — вне большого города, но рядом с коллегами и единомышленниками, рядом с лабораториями и возможностями проводить эксперименты.

Неофициально МФТИ принято называть Физтехом, но у этого слова есть и другое значение: физтехом (только уже с маленькой буквы) называют выпускника или студента МФТИ. Каждый, кто прошел суровую школу этого университета, с гордостью может сказать о себе: «Я — физтех».

Поэтому сам институт, его учебные и лабораторные корпуса, студенческие и аспирантские общежития, дома для преподавателей находятся в одном месте — в Долгопрудном. Студенты, аспиранты и молодые ученые находятся рядом, постоянно общаются друг с другом, обмениваются идеями, придумывают новое — так возникает братство Физтеха.

Жизнь кампуса не ограничивается только наукой и учебой. У физтехов есть масса возможностей проявить себя и в других областях: здесь есть три спортивных клуба, стадион, бассейн, есть студенческий театр, стартап-акселератор, работает более 50 студенческих клубов.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

МФТИ

Студенты МФТИ ежегодно организуют свой собственный масштабный фестиваль с выступлением музыкальных групп и антинаучной конференцией — Дни Физика. Любой студент может организовать свой клуб, если он не смог найти что-то подходящее из уже существующих.

«В этой коммуне все друг друга понимают, потому что говорят на одном языке. Люди открыты, готовы помогать и с невероятным энтузиазмом загораются смелыми, порой даже безумными идеями. При этом важно, что вы никогда не будете один на один со своими проблемами. Когда вам понадобится помощь, всегда найдется как минимум один энтузиаст, готовый ночи напролет помогать постигать тайны матанализа или писать тысячи строк кода для очередного смелого проекта, который способен изменить мир».

Михаил Ерохин,выпускник МФТИ.

Наука со второго курса

С первого по третий курс студентам Физтеха дают теоретические знания — базис их дальнейшей работы. После третьего курса студенты идут на факультетские или базовые кафедры. Базовые кафедры — это более 100 партнерских организаций, где студенты занимаются научной и практической работой.

В числе организаций-партнеров — ведущие институты РАН, например Институт космических исследований или Институт радиоэлектроники, а также ведущие технологические компании России: РКК «Энергия», PG Photonics, Центр Кельдыша и многие другие, а также компании, создающие цифровую экономику: Яндекс, ABBYY, 1С, Сбербанк. Так реализуется еще один принцип Капицы: того, кто хочет стать специалистом, и учить должны специалисты.

«Стандартная программа обучения студентов технических вузов обычно длится 5–6 лет, однако отцы-основатели Физтеха ужали эту своего рода пятилетку до трех лет. Таким образом, основные базовые дисциплины на Физтехе изучаются именно на первых трех курсах, а затем начинается реальная научная работа в базовых организациях. МФТИ дает огромный фундамент для дальнейшего развития, и даже если вы не свяжете свою жизнь с наукой, то запас знаний позволит вам построить успешную карьеру во многих иных сферах жизни и вполне неплохо при этом зарабатывать».

Михаил Ерохин,выпускник МФТИ

Если во время поступления абитуриенты конкурируют между собой, то во время учебы за них самих конкурируют базовые организации.

«У нас идет конкуренция базовых организаций за студентов. Почти в 100 процентах случаев физтехов берут на работу или выплачивают им стипендии. Для тех, кто поступит в этом году и еще даже не выбрал кафедру, Яндекс организовал специальную стипендию, которую получат лучшие 10-20 студентов», — рассказывает проректор по научной работе и программам развития Виталий Баган.

Чтобы помочь студентам определиться с будущей карьерой, на 2-3 курсе их знакомят с работой на кафедрах. Студент может выбрать несколько компаний и поработать в них некоторое время, чтобы потом сделать окончательный выбор — на какую кафедру, базовую или факультетскую, ему идти.

Это позволяет избежать ситуации, когда из-за недостатка информации студент выбирает не интересное ему направление, и вместо, скажем, изучения искусственного интеллекта мучается на вычислительных методах прикладной математики.

Соавторы профессоров

Студенты Физтеха могут заниматься наукой не только на базовых и факультетских кафедрах, у них есть возможность работать под руководством лучших ученых мира по программе «Визит профессоров» в лабораториях на кампусе.

В рамках этой программы студенты или аспиранты ведут исследовательский проект совместно с приезжающим профессором и получают возможность обменяться реальным опытом научной работы с представителем передовой научной школы. В случае успеха они могут стать соавтором статьи в престижном научном журнале.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

В лаборатории перспективных исследований

МФТИ

Например, студент МФТИ Егор Марьин работал совместно с профессором Эрнстом Бамбергом, сотрудником Института биофизики Макса Планка в Германии, над проектом по исследованию светочувствительного белка родопсина. По итогам работы исследование было опубликовано в журнале Science. Статья в самом престижном научном журнале мира — неплохое достижение для студента четвертого курса.

Еще одна возможность познакомиться с передовым опытом научной работы — принять участие в международной стажировке.

«Мы работаем как с иностранными студентами, так и с иностранными вузами. У нас есть совместные программы с французскими, испанскими университетами. Причем это могут быть и короткие стажировки на один-два месяца», — объясняет проректор по международным программам Алексей Малеев.

«В моем случае это очень помогло с дальнейшим самоопределением. Летом я старался выбирать разные стажировки и менять направления. Например, одно лето я проработал в НИИ генетики, другое — в Юлихе и Гренобле во Франции, занимался кристаллизацией мембранных белков и молекулярным моделированием. Третье лето я проработал в институте в США, занимался биоинформатикой и моделированием молекул ДНК. Каждое лето — стажировка на два-три месяца, где я получал опыт, а в течение следующего года добирал курсы, чтобы следующим летом поехать в новое место».

  1. Георгий Соловьев,
    основатель онлайн школы SkyEng,

  2. выпускник факультета общей и прикладной физики (Физтех-школы ЛФИ)

Индивидуальная траектория

Балльно-рейтинговая система в МФТИ построена так, что студенту, не успевающему посещать лекции из-за научной работы, но успешно изучающему материал дома, не снижают баллы на сессии. Ведь конечная цель образования — получение знаний, которые активно используются на практике. Также физтехи могут брать дополнительные курсы на других факультетах.

Подобный индивидуальный подход в свое время обосновал сам Капица:

Творческие способности ума человека, как правило, выявляются рано, и их можно развивать уже в средней школе, но их характер и направление определяются обычно к 18 годам.

Поэтому высшее образование, которое начинается с этого возраста, уже должно быть специализированным согласно индивидуальным способностям человека До сих пор основной задачей среднего образования было накопление определенного количества сведений в различных областях знаний, необходимых каждому человеку, чтобы быть полноценным гражданином своей страны. Но при воспитании творческих способностей к ученику требуется индивидуальный подход, что в значительной мере осложняет обучение».

Из Доклада на Международном конгрессе по подготовке преподавателей физики для средней школы, Венгрия, 1970.

Источник: https://nplus1.ru/material/2019/07/12/mipt

Мфти — в топ100. что дальше?

Опубликован мировой рейтинг вузов по версии Международного совета ученых (Worldwide Professional University Rankings RankPro® 2014/2015).

В первой сотне лучших вузов оказались и три российских вуза: Московский государственный университет на 37 месте, Новосибирский государственный университет на 43 месте и Московский физико-технический институт на 77 месте.

Всего в рейтинг вошло 26 вузов России. В прошлогоднем рейтинге единственным представителем нашей страны в этом рейтинге был МГУ — 61 место.

Также на этой неделе была новость о том, что МФТИ попал в 100 лучших институтов стран БРИКС и других развивающихся стран по рейтингу Times Higher Education.

Физтех занял 69 место между СПбГУ (64 место) и Уфимским государственным авиационным техническим университетом (70 место).

Кроме того, в рейтинге присутствуют и другие российские вузы: МГУ занял 5 место, МИФИ — 13, НГУ — 34, МГТУ им. Баумана — 90.

Давайте обсудим эти рейтинговые достижения.

Сначала давайте посмотрим на первый рейтинг, в котором МФТИ занял 77 место.

Worldwide Professional University Rankings RankPro — это профессиональный рейтинг университетов мира, который составляется Международным советом ученых совместно с Академией наук Латвии в рамках международной программы Global World Communicator (GWC). Международный Совет ученых — негосударственное, постоянно действующее объединение ученых со всего мира, работающих в разных академических областях.

Читайте также:  Лайфхак: подробная инструкция, как сдавать егэ

Основные критерии оценки в этом рейтинге (всего их 3):

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мираПервый критерий — Academic possibilities of a university — academic ranking (Академические возможности/академический рейтинг) — составляет половину оценки. Сюда входит преподавание и научная деятельность института. У МФТИ он оказался выше, чем у Гарварда, Принстона или Стэнфорда — 27,087. Преподавание в МФТИ действительно, по-прежнему остается на высоком уровне (что отмечает второй рейтинг, ВУЗов развивающихся стран, где оно вынесено отдельно). Но кажется сомнительным, что мы сильнее этих ведущих западных университетов по деятельности собственно научной.

Согласно дайджесту «МФТИ в 2014 году», на Физтехе сейчас работают 30 лабораторий. Сказано, что почти все они открыты в 2014 году (на самом деле часть из них начала работать чуть раньше). При этом общее число публикаций — 96, общий объем финансирования — 741 млн. руб. (из них 525 — в рамках программы «5ТОП100).

Для сравнения: бюджет города Долгопрудного на 2014 год — 2 млрд. руб. Причем почти везде указано «публикаций сотрудников лаборатории», то есть не все они — результаты работы непосредственно лаборатории (сотрудники могут работать и в другом месте или являться соавторами работ, выполненных в совместных или вовсе чужих, не относящихся к Физтеху проектах).

Среднее число публикаций на лабораторию — 3,3 по всем лабораториям и 6, если учитывать только лаборатории с публикациями (публикации указаны только у 16 лабораторий). Понятно, что за первый год (даже за первые два-три года), с чистого листа наработать много не получится — но в рейтинг попасть уже надо, вот и оказалось, что публикаций под сотню.

Лично у меня вызывает сомнение справедливость такого подсчета. В дайджест в раздел «Научно-Исследовательская деятельность» включены в основном работы выпускников или близких к Физтеху людей, а не своих лабораторий (в том числе 2 работы моей группы, которые сделаны физтехами, но не на Физтехе).

Исходя из этого, я нахожу обращение с этим вопросом — по крайней мере, у авторов дайджеста — довольно вольным.

Максимальное число публикаций одной лаборатории — 12 (не забывайте и про вольности подсчета), а в среднем — в 2 раза меньше. Я сам работаю в довольно маленькой лаборатории, относящейся к моей базовой кафедре. Лаборатория небольшая, работает в ней около 20 сотрудников.

Физтеховские, по крайней мере, не меньше и по размеру, а бюджет у них, судя по дайджесту, значительно больше. Как мне сказал мой научрук, он же — начальник лаборатории, за год было около 20 публикаций (не помню точно — 18 или 19). Понятно, что лаборатории Физтеха начали работать всего пару лет назад. Но всё равно: 5-6 публикаций — результат слабенький.

То есть по-хорошему, физтеховская лаборатория должна давать результат хотя бы раза в два больше, а с таким финансированием — в три-четыре.

На месте студента-потенциального ученого — какая лаборатория привлекательнее? Недавно открытая, пусть и с большим финансированием или уже давно успешно работающая, но с финансированием скромным? В какой лаборатории проще будет расти как ученому — в лаборатории с пятью публикациями в год (или 10 лет эдак через пять)  или с двадцатью? При этом, по сути, единственное преимущество лаборатории непосредственно в институте — транспортная доступность. И какая лаборатория оказывается полезнее для российской науки в целом? К тому же большинству открытых на Физтехе лаб можно найти аналоги в тех же Институтах РАН, где уже есть и коллективы, и какая-никакая инфраструктура. Но для развития науки попадания в рейтинг всё решили создавать с нуля.

Второй критерий — «Communicability of a university internet homepage – ranking by BC-Index» — «коммуникационная способность интернет-сайта университета».

Этот критерий в науке и обучению студентов вообще никакого отношения не имеет, BC-индекс — это индекс, характеризующий доступность информации об университете по всему миру. Подсчитывается он исходя из «общей информации (описание университета), академической информации, коммуникационные возможности института».

В конечную оценку этот критерий вносит 20%. Оценка МФТИ в этом критерии — 10,5. В первой сотне ниже только у Mines ParisTech (9,755, 27 место). А у MIT, например — 17,9, у МГУ — 13,9.

Третий критерий — «University reputation – public ranking». Он также к науке никакого отношения не имеет. Определяется он «по результатам позиций университета (колледжа) рейтинга в национальных и международных рейтингах и путем опроса членов Международного совета ученых». То есть этот критерий — «имя», «марка» университета.

В конечную оценку этот критерий вносит 30%. Почему-то имя Физтеху насчитали совсем смешное — на 0,239 балла, а МГУ — на 1 балл.

Понятно, что Кембридж (26 баллов) и Оксфорд (20) — это университеты со столетней историей, но неужели они в 100 (сто) больше котируются, чем Физтех, чьи выпускники успешно работают по всему миру?

Андрей Гейм и Константин Новоселов — Нобелевские лауреаты, выпускники Физтеха, работающие в Университете Манчестера

Подводя итог. По основному — академическому — критерию мы другим ВУЗам в рейтинге проигрываем. Но связано это не с тем, что на Физтехе плохо учат, а связано с историей развития Физтеха и российской науки в целом.

У нас исторически ВУЗ — это прежде всего учебное заведение, Как правильно сказал наш ректор Николай Николаевич Кудрявцев в одном из своих интервью, «главный продукт ВУЗа — это его студенты». А теперь мы свою систему науки (и систему Физтеха заодно) ломаем — и ради чего? Для попадания в сомнительно составленные рейтинги.

С научной точки зрения этот рейтинг действительно сомнителен — почти половина оценки ни с наукой, ни с обучением никак не связана. Критерий №3 — вообще чисто субъективный: репутация, измеренная в баллах.Сможем ли мы подняться выше в этом рейтинге?

По основному критерию мы отстаем от университетов-лидеров раза в два. Уровень студентов МФТИ уже давно падает. В первую очередь это, конечно, связано с падением уровня школьного образования. Олимпиадников — мало, сильно картину они изменить не могут.

По моей оценке, мы, недавние выпускники МФТИ, заметно уступаем по уровню знаний Физтехам 10-летней давности, а следующие за нами поколения — уже заметно уступают нам. При этом именно уровень подготовки студентов — наш козырь при сравнениями с западными вузами, по сути, мы за 3 года проходим то, что они учат 6-7.

То есть величина «вклада» преподавания в институте в рейтинговую оценку — будет падать. Вклад научной деятельности — сильно увеличиться не может, система ещё только строится. Сейчас его, по факту, искусственно накачали огромными денежными вложениями, в том числе «перекупкой» крупных ученых.

К тому же раз студенты ничего не знают — то и коллектив лабораторий качественно расти не сможет, нет гарантий успешной сменяемости поколений. Расти как ученому студенту в лаборатории-новоделе сложнее. Открыть лаборатории при институтах — дело хорошее, студентам так действительно удобнее.

Но для нашей системы науки разумнее сделать эти лаборатории скорее учебными, подготавливающими студентов — типа тех же физтеховских «базовых кафедр». Два другие критерия сами по себе крайне сомнительные, особенно «репутация».

К тому же учитывая различные мировые и локальные события, например, недавний скандал вокруг Физтеха, вряд ли эта «репутация» может заметно улучшиться. То есть по-хорошему максимум, что мы можем, если не произойдет каких-то решительных сдвигов или потрясений — всеми правдами и неправдами задержаться в районе 50-100 мест ещё несколько лет. Вот если честно: неужели это настолько важно и этому необходимо уделять такое внимание, затрачивать столько сил и средств?

Теперь давайте посмотрим на второй рейтинг — рейтинг стран институтов стран БРИКС и других развивающихся стран.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Критерии оценки в этом рейтинге разделены на 5 групп:

— Преподавание: 32,2 (сказано «среда обучения» — то есть оценивается комплексно, 30% оценки)

— Исследовательская работа: 17,2 (объем и значимость, репутация, 30% оценки)- Цитируемость: 13,9 (влиятельность исследований, рассматриваются публикации с 2008 по 2012 год, 20%)- Международное присутствие: 44 (количество иностранных студентов и преподавателей, количество иностранцев в соавторах публикуемых работ, 10%)- Инновационность, доход от «индустрии»: 43,5 (объем средств, привлеченный со стороны компаний для проведения исследований, 10%).Если сравнивать с другими нашими ВУЗами: по преподаванию и исследовательской работе мы уступаем только МГУ и СпбГУ (55,9 и 32,9, 42,1 и 18,4), по международному присутствию — только МГУ (60,4). Из наших ВУЗов самая высокая цитируемость — у МИФИ (100), а доход от индустрии — у «Бауманки» (87,5). Если честно, критерии и результаты этого рейтинга более понятны и вызывают большее доверие.Первые места — нетрудно догадаться, у китайских университетов, которые ни о каких рейтингах особо не думают, а просто работают на науку страны:МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Я уже говорил, что саму постановку задачи в программе  «5ТОП100» — попадание в рейтинги, я считаю неправильной. Задача должна ставится — «развитие отечественной науки». А пекутся, получается, не о науке, а о том, куда нас поставят рейтинговые агентства.

Можно, конечно, залить всё деньгами, навыдергивать западных ученых, построить новые корпуса (новые корпуса — всегда пригодятся).

Но при этом уровень образования и уровень подготовки студентов падает, а созданный ходе реформ и принятия подобных программ перекос в финансировании может прикончить остатки отечественной науки.

Как я уже говорил, на «проектную мощность» новая лаборатория быстро выйти не может по определению. К тому же ничего не делается для того, чтобы полученные научные результаты пошли в жизнь, в производство. Тут нужна тяжелая комплексная работа, а не погоня за рейтингами.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мираПремьер-министр Д. А. Медведев во время визита в МФТИ

Физтех и другие наши ведущие вузы попали в этот тор100. Формально — успех: программа выполнена на 60%, 3топ100.

Но что это даёт отечественной науке? Стране в целом? Начнется ли производство айфонов в Зеленограде?  Перейдет ли стремительным домкратом экономика на инновационные рельсы (что необходимо)? Нет, в итоге мы имеем скорее другое. Это попадание в рейтинги — не успех, а всего лишь видимость успеха.

Источник: https://atsinis.livejournal.com/9718.html

10 российских вузов вошли в предметный рейтинг THE по физическим наукам

В понедельник в национальном исследовательском ядерном университете МИФИ были объявлены лидеры всемирного рейтинга Times Higher Education (THE) по направлению «физические науки».

В 2018 году топ исследования был расширен до 500 университетов (год назад в него входили только 100 вузов). Изменение методологии привело к увеличению числа российских вузов в рейтинге: с 2 до 10.

В сотню лучших вузов мира, как и год назад, попали два вуза РФ: МФТИ (48-е место) и НИЯУ МИФИ (89-е место). МГУ имени Ломоносова не вошел в топ-100, оказавшись в группе 101–125.

Россию в топ-500 лучших университетов мира по направлению «физические науки» в рейтинге THE кроме МГУ представляют Новосибирский госуниверситет, Томский политехнический университет (оба вуза вошли в группу мест 126–150), Санкт-Петербургский госуниверситет (176–200), Томский госуниверситет (201–250), Казанский федеральный университет (301–400), НИУ Высшая школа экономики и университет ИТМО (401–500). Об этом 27 ноября сообщили представители рейтинга THE в рамках конференции в НИЯУ МИФИ. Ректор МФТИ Николай Кудрявцев подчеркнул, что теперь Физтех входит в топ-50 двух самых престижных рейтингов — THE и QS — по направлению «физика». «Это очень многофакторный процесс: воспитать талантливых исследователей, привлечь сильнейших ученых, создать им такие условия работы, чтобы они могли получать самые передовые результаты, но именно такая работа позволяет нам занимать высокие места в международных рейтингах»,— сказал “Ъ” господин Кудрявцев.

«Совершив впечатляющий рывок сразу же на 30 позиций и заняв 48-е место в рейтинге, МФТИ показал впечатляющий результат,— прокомментировал результаты рейтинга главный редактор всемирного рейтинга THE Фил Бейти.

— Как итог — он обогнал многие ведущие западные университеты, в том числе Университет Британской Колумбии, Мельбурнский университет, Университет штата Пенсильвания и Берлинский университет имени Гумбольдта».

Первые три места в мировом рейтинге заняли вузы США: Принстонский, Гарвардский и Стэнфордский университеты.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

В предметных рейтингах THE используются те же 13 индикаторов, что и в мировом рейтинге, также объединенные в пять категорий: преподавание (среда обучения), исследования (объем, доход и репутация), цитирование (влияние исследований), международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования) и доход от производственной деятельности (инноваций). Впрочем, методология предметных рейтингов учитывает особенности предметных областей. В рейтинг по физическим наукам входит не только физика, но и ряд других направлений, в том числе химия, математика, астрономия, геология.

Рейтинг позволит изучить, «какие сильные стороны нашего университета могли бы способствовать продвижению в рейтингах THE в дальнейшем», считает ректор НГУ Михаил Федорук: «Есть предположения, что THE с некоторой задержкой реагирует на изменения, которые происходят в нашем университете, поэтому основной рывок в этом рейтинге еще впереди».

«Вхождение НИЯУ МИФИ пятый год подряд в топ-100 говорит о том, что физическая школа вуза действительно является одной из лучших в России и в мире.

Это значимый результат, поскольку для постоянного подтверждения такого высокого статуса с учетом возрастающей конкуренции среди лучших университетов мира и существенно изменившейся в последние годы методологии рейтинга, практически исключивший из рассмотрения научные статьи крупных коллабораций, в которых физики НИЯУ МИФИ играют важную роль, в университете потребовалось провести глубинную трансформацию в науке, образовании, управлении»,— рассказал “Ъ” ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Всего в 2018 году в опубликованный предметный рейтинг вошли десять российских вузов, восемь из которых участвуют в программе повышения международной конкурентоспособности вузов РФ «5–100». Не участвуют в проекте только МГУ и СПбГУ.

Напомним, программа создана для реализации одного из майских указов президента РФ 2012 года, согласно которому не менее пяти российских университетов к 2020 году должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов университетов.

Как сообщал “Ъ”, глава Минобрнауки Ольга Васильева 4 октября 2017 года предложила исключить из проекта большинство вузов, которые, по мнению министерства, не смогут выполнить президентский указ. По мнению главы ведомства, в программе стоит оставить только шесть университетов, которые уже попали в топ-100 предметных рейтингов.

Однако это предложение не было подержано в правительстве. 28 октября вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что дополнительное финансирование продолжат получать все 21 вуз-участник программы. Ранее в Минобрнауки сообщали, что за прошедшие пять лет объем государственной поддержки вузам-участникам проекта составил более 50 млрд руб.

, а за оставшиеся три года будет выделено еще примерно 30 млрд руб.

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО Илья Куфтырев отметил, что вхождение вуза в топ исследования во многом связано с изменением методологии: «Университет ИТМО дебютировал в предметном рейтинге THE по физике, войдя в мировой топ-500 — а это примерно 2% от всех вузов мира.

Это стало возможным в первую очередь потому, что THE изменил сам формат представления результатов, расширив свои рейтинговые топ-листы практически по всем предметным областям: если раньше рейтинги по физическим и техническим наукам ограничивались только первой сотней сильнейших вузов планеты, то сейчас они включают по 500 университетов. Поэтому мы стали в них заметны».

Анна Макеева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3480102

Мифи обошел мгу в мировом рейтинге вузов по физическим наукам

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

В этом году МИФИ поднялся с 95-го сразу на 36-е место /Валерий Шарифулин

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Новосибирский государственный университет (НГУ) вошли в первую сотню свежего рейтинга вузов по физическим наукам Times Higher Education Physical Sciences.

В этом году МИФИ поднялся с 95-го сразу на 36-е место, тем самым обогнав МГУ, который тоже улучшил свой результат (с 59-го на 56-е). НГУ в этом году сохранил свою позицию в рейтинге – в 2014-м он дебютировал на 86-м месте. Годом ранее в тройку российских вузов входил Московский физико-технический институт (МФТИ), деливший с МГУ 63-ю строчку.

Своим успехом МИФИ во многом обязан проекту повышения международной конкурентоспособности «5-100», цитирует заявление ректора НИЯУ МИФИ Михаила Стриханова пресс-служба Минобрнауки.

По словам ректора, за последние годы МИФИ стал площадкой для международных научных конференций, симпозиумов, мастер-классов, школ, возросла академическая мобильность преподавателей и студентов университета, повысилась эффективность научных исследований как в области фундаментальных наук, так и прикладных, кроме того, МИФИ «вошел в большое число международных научных коллабораций — CMS, HADES, PANDA, CBM и др.».

В этом году в первой тройке рейтинга сменились лидеры. Если раньше это были Принстон, MIT и Гарвард (соответственно), то теперь на первое место с четвертого поднялся Калифорнийский технологический институт. Массачусетский технологический институт опустился со второго на третье место, а вторую строчку занял Стэнфорд, ранее деливший четвертое место с Калифорнийским технологическим.

В рейтинге используются 13 индикаторов, объединенных в пять категорий: «преподавание» (среда обучения), «исследования» (объем, доход и репутация), «цитирование» (влияние исследований), «международное взаимодействие» (сотрудники, студенты и исследования), «доход от промышленности» (передача знаний).

Методология полностью учитывает особенности предметных областей. В то же время в тех предметных областях, где количество публикаций и количество цитирований традиционно высокое, вес индикатора «цитирование» (влияние исследований), наоборот, увеличен до 35% (для физических и биологических наук, а также для наук в сфере медицины).

Читайте также:  Ночь — время для искусства

МФТИ и МИФИ стали одними из лучших физических вузов мира

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/11/18/617402-tri-rossiiskih-vuza-times-higher-education

Мифи или мфти | женский журнал онлайн — eva.ru | образование и работа

Открыть тему в окнах

  • Один на Каширке, другой в Долгопрудном. А что?
  • МФТИ — элитный вуз, МИФИ — второй эшелон.
  • А почему он в какой-то жопе в Долгопе?
  • Если вы такие вопросы задаете, то вам вообще ничего о Физтехе знать не нужно. Отдыхайте.
  • А почему у нас многие ведущие научно-исследовательские институты находятся не просто в ближнем Подмосковье, а вообще в регионах?! ))
  • В СССР была элитная четверка вузов МГУ, МФТИ, МГИМО и МИФИ.Я закончила МИФИ, а вы- второй эшелон или, судя по знаниям, ПТУ.
  • МИФИ всегда был вторым эшелоном. Понимаю, вам обидно за альма матер, но странно утверждать обратное. Привет от МГУ
  • Не был никогда вторым, вы смешны в своих идиотских поползновениях. МГУ разве что главным ВУзом в стране считался, только и всего, поступить в него было легче. Вы просто не в курсе всех нюансов, которые были в мое время. Один из: Вступительные экзамены в МИФИ были всегда в июле, и, в случае неудачи, была возможность подать документы в другой вуз. Ответите мне на вопрос, эшелонница, почему в июле?Могли бы сразу привет из какой-нибудь Сорбонны или Кембриджа передать. И вы МГУ с опечаткой написали
  • Не буду с вами спорить… Стиль ваш бесподобен. Сразу видно выпускницу «элитного» вуза
  • Хоть обкидайтесь ссылками, МИФИ от этого не станет элитным. Здорово вы про СССР вспомнили. Вы ещё времена царской империи осветите. Тема не раскрыта!
  • В проходных баллах. Например, на специальность 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» проходной в 2016 году был в МФТИ 290-296 баллов, а в МИФИ 258 баллов.
  • Физтех — это просто элита, был во времена СССР и остаётся сейчас, это в некотором роде круче МГУ. МИФИ — это, ну чтоб вы нк обижались, просто один из первоэшелонных ВУЗов Но физтехом надо «родиться», если встает вопрос «надо ли?» — то, наверно, и не надо, может быть плохо и невесело.
  • Не был МИФИ никогда в этой четверке. В МИФИ шли те, кто не поступил в МГУ.
  • МИФИ ваш очень близко к ПТУ и без всяких запятых))
  • Самый элитный всегда был МГИМО. В него раньше других были экзамены. Ваш МИФИ оццтой))
  • В МФТИ бюджет почти на 100% заполняют олимпиадниками, в МИФИ поступить проще. Но образование в МФТИ на порядок лучше.
  • Угу, самые крутые физики выпускались мгимо)
  • МАИ был 2 эшелон. Не путайте
  • В Долгопе часть факультетов, некоторые фак-ты в Москве.
  • Блин, но и 258 баллов это не хило, это 86 по всем трем предметам, а лучше 90.
  • Ну да. В среднем 85 по предмету + ИД

Источник: https://eva.ru/carrier-and-law/messages-3493826.htm

Мифи упрочил статус одного из лучших физических университетов мира

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» вошел в топ-100 предметного рейтинга QS-2015.

Обнародованные в среду, 29 апреля, результаты предметного рейтинга QS (QS Subjects-2015) отразили положительную динамику целого ряда российских вузов, среди которых МИФИ достиг одного из самых заметных профессиональному сообществу показателей. Наш университет поднялся с третьей в первую сотню вузов мира по направлению подготовки «физика и астрономия»: МГУ–36 место, МИФИ–51-100, НГУ–101-150, СПбГУ и МФТИ –151- 200, ТГУ–301-400.

Всего в предметный рейтинг QS Subjects-2015 вошли 10 российских вузов, 4 университета – МГУ, СПбГУ, МИФИ, ВШЭ достигли топ-100. Для сравнения, в прошлом году в топе были только МГУ и СПбГУ.

О том, что способствовало улучшению результатов, показанных российскими вузами в предметном рейтинге QS, каковы их перспективы и основные тренды мирового рынка образования, – этим вопросам был посвящен видеомост Москва–Новосибирск–Лондон, состоявшийся на площадке МИА «Россия сегодня» в день публикации русскоязычной версии рейтинга.

В Москве к обсуждению были приглашены ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, проректор МВТУ им. Н.Э.

Баумана Иван Архаров, директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков; в Новосибирске – ректор НГУ Михаил Федорук; в Лондоне – региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS ltd Зоя Зайцева и официальный представитель QS по международным исследованиям Дарья Корзунина. Модератором беседы выступил начальник управления проектов в области образования МИА «Россия сегодня» Дмитрий Гужеля.

Комментируя итоги рейтинга, представители QS связали успехи российских вузов с тем, что «во многом подтягивается наука, российские ученые становятся более дисциплинированными, правильно атрибутируют свои научные статьи».

Кроме того, ключевое отличие предметного рейтинга от глобального заключается в иных индикаторах и критериях. Вузы оценивались по четырем критериям: мнение академического сообщества, работодателей, индекс цитирования на статью и индекс Хирша, который оценивает вклад ученого в науку.

Причем, по словам экспертов, в этом году репутационные показатели рассматривались за последние пять лет, а не три года, как это было раньше.

Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов высказал мнение, что российским вузам необходимо принимать участие в глобальных рейтингах и что глобальные рейтинги – это довольно независимая оценка среди самих российских вузов.

Предметные рейтинги для российских вузов более конкурентны, чем рейтинги глобальные вследствие их достаточно узкой направленности.

«Экспертная оценка для предметных рейтингов составляет 60 процентов, то есть, фактически мы находимся в руках объективных и строгих международных экспертов», — отметил ректор, призвав российское экспертное сообщество к более активной работе.

«Российское экспертное сообщество должно понимать, что оно тоже является участником глобального образовательного процесса, и от его мнения зависит позиция наших вузов в мировых рейтингах», — добавил ректор.

Во время прямого включения из Новосибирска ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук обратил внимание экспертов на том, что подобные рейтинги «дисциплинируют российское образование и позволяют вузам сверить дорожные карты».

Проректор по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Иван Архаров подчеркнул, что участие в рейтинге – нормализующий и стимулирующий фактор, позволяющий понять расстановку сил.

«Предметный рейтинг позволяет ответить на ключевой вопрос: «кто и в чем силен в российском образовании», — сказал ректор, добавив, что «работодатели смотрят, кто может подготовить наиболее адаптированного к рынку труда специалиста».

Анализируя подобные исследования, специалисты МГТУ им. Баумана пришли к выводу, что в России следует уходить от традиционной модели дистанцирования науки от образования, двигаясь в сторону международной системы, где наблюдается теснейшая интеграция науки в образовательный процесс.

Ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев подчеркнул, что рейтинг позволяет взглянуть на себя со стороны. «Наш конек – физика, математика, естественные науки и инженерия», — сказал ректор, добавив, что анализ показывает, что по этим четырем направлениям растут репутационные показатели, однако есть проблемы с показателями научных публикаций.

Директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков рассказал о том, что компания вот уже 10 лет работает с QS, предоставляя информацию из базы данных «Scopus».

При этом он обратил внимание на то, что последние годы в российском образовании резко увеличился фокус на публикационную активность, причем это касается как количества, так и качества публикуемых научных материалов.

«Мы оптимистично смотрим на динамику по предметным областям российских вузов, хотя по некоторым позициям по-прежнему уступаем вузам стран БРИКС», — добавил эксперт.

Начальник Управления проектов в области образования МИА «Россия сегодня» Дмитрий Гужеля отметил, что предметный рейтинг ориентирован не только на профессиональное сообщество, но и на аудиторию потенциальных студентов, которым подобные исследования позволяют выбрать себе университет и выстроить свою образовательную траекторию.

Релиз подготовлен с использованием публикаций РИА-новости

Видео: http://ria.ru/abitura_world/20150429/1061672481.html

Источник: https://admission.mephi.ru/new/20150501128

Два российских вуза: МФТИ и МИФИ вошли в топ-100 предметного рейтинга по физике THE

На 48-й позиции оказался МФТИ, 89 место занял МИФИ

Московский физико-технический институт (МФТИ) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» вошли в топ-100 лучших вузов мира по направлению «физика» по версии издания Times Higher Education (THE). Об этом в понедельник сообщили в пресс-службе проекта «5-100» — госпрограммы по повышению конкурентоспособности российских вузов в мире.

«Всего в предметный рейтинг по физике TНЕ вошли 10 российских университетов, восемь из которых представляют проект «5-100». Россию в сотне лучших вузов мира, как и год назад, представляют два вуза — участника проекта «5-100» — Московский физико-технический институт (48-я позиция) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (89-я позиция)», — отметили в пресс-службе.

При этом МФТИ значительно улучшил свои позиции, поднявшись с 78 места в 2016 году на 48-е в 2017-м. МИФИ при этом упал на пять строчек. Еще четыре российских университета вошли в топ-200, два из которых также являются участниками проекта: Новосибирский государственный университет и Томский политехнический университет (группа 126-150).

Томский государственный университет вошел в рейтинговый диапазон 201-250, Казанский федеральный университет занял место в группе 301-400, а Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) — в группе 401-500.

Помимо вузов проекта «5-100», российская высшая школа в обнародованном рейтинге также представлена Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова (группа 101-125) и Санкт-Петербургским государственным университетом (группа 176-200).Исследования и интернационализация

«Последние несколько лет мы ведем активную работу по созданию исследовательской базы непосредственно внутри кампуса: только по программе «5-100» с 2014 года у нас было открыто более 50 лабораторий.

Все они занимаются исследованиями по самым передовым областям современной науки.

Так, например, у нас работает один из сильнейших коллективов в области биофизики, сразу несколько лабораторий занимаются фотоникой и двумерными материалами», — сказал ТАСС ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

По его словам, сейчас очень перспективными являются разработки на стыке наук, и вуз продолжает активно двигаться в сторону междисциплинарности.

«У нас ведется ряд исследований по созданию компонентов для квантового компьютера, есть серьезные успехи в области оптогенетики.

Это очень многофакторный процесс: воспитать талантливых исследователей, привлечь сильнейших ученых, создать им такие условия работы, чтобы они могли получать самые передовые результаты — но именно такая работа позволяет нам занимать высокие места в международных рейтингах и подтверждать статус ведущего технического вуза нашей страны», — сказал Кудрявцев.

Он добавил, что среди выпускников МФТИ множество ученых с мировыми именами — более 150 членов-корреспондентов и академиков РАН, а также лауреаты Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новоселов.

В свою очередь, ректор НИЯУ «МИФИ» Михаил Стриханов напомнил, что этот вуз входит в топ-100 TНЕ пятый год подряд.

«Во многом благодаря участию НИЯУ МИФИ в проекте «5-100″, направленном на повышение глобальной конкурентоспособности вузов России, нам удалось добиться заметного повышения качества обучения студентов, развития новых прорывных научных направлений в ядерной, лазерной физике, физике твердого тела, плазмы и др. Существенно возросла интернационализация — в МИФИ учится 20% иностранных студентов, работает примерно 15% иностранных преподавателей», — отметил Стриханов.

Источник: https://nangs.org/news/education/dva-rossijskikh-vuza-mfti-i-mifi-voshli-v-top-100-predmetnogo-rejtinga-po-fizike-the

Мифи упрочил статус одного из лучших физических университетов мира

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» вошел в топ-100 предметного рейтинга QS-2015.

Обнародованные в среду, 29 апреля, результаты предметного рейтинга QS (QS Subjects-2015) отразили положительную динамику целого ряда российских вузов, среди которых МИФИ достиг одного из самых заметных профессиональному сообществу показателей. Наш университет поднялся с третьей в первую сотню вузов мира по направлению подготовки «физика и астрономия»: МГУ–36 место, МИФИ–51-100, НГУ–101-150, СПбГУ и МФТИ –151- 200, ТГУ–301-400.

Всего в предметный рейтинг QS Subjects-2015 вошли 10 российских вузов, 4 университета – МГУ, СПбГУ, МИФИ, ВШЭ достигли топ-100. Для сравнения, в прошлом году в топе были только МГУ и СПбГУ.

О том, что способствовало улучшению результатов, показанных российскими вузами в предметном рейтинге QS, каковы их перспективы и основные тренды мирового рынка образования, – этим вопросам был посвящен видеомост Москва–Новосибирск–Лондон, состоявшийся на площадке МИА «Россия сегодня» в день публикации русскоязычной версии рейтинга.

В Москве к обсуждению были приглашены ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, проректор МВТУ им. Н.Э.

Баумана Иван Архаров, директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков; в Новосибирске – ректор НГУ Михаил Федорук; в Лондоне – региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS ltd Зоя Зайцева и официальный представитель QS по международным исследованиям Дарья Корзунина. Модератором беседы выступил начальник управления проектов в области образования МИА «Россия сегодня» Дмитрий Гужеля.

Комментируя итоги рейтинга, представители QS связали успехи российских вузов с тем, что «во многом подтягивается наука, российские ученые становятся более дисциплинированными, правильно атрибутируют свои научные статьи».

Кроме того, ключевое отличие предметного рейтинга от глобального заключается в иных индикаторах и критериях. Вузы оценивались по четырем критериям: мнение академического сообщества, работодателей, индекс цитирования на статью и индекс Хирша, который оценивает вклад ученого в науку.

Причем, по словам экспертов, в этом году репутационные показатели рассматривались за последние пять лет, а не три года, как это было раньше.

Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов высказал мнение, что российским вузам необходимо принимать участие в глобальных рейтингах и что глобальные рейтинги – это довольно независимая оценка среди самих российских вузов.

Предметные рейтинги для российских вузов более конкурентны, чем рейтинги глобальные вследствие их достаточно узкой направленности.

«Экспертная оценка для предметных рейтингов составляет 60 процентов, то есть, фактически мы находимся в руках объективных и строгих международных экспертов«, — отметил ректор, призвав российское экспертное сообщество к более активной работе.

«Российское экспертное сообщество должно понимать, что оно тоже является участником глобального образовательного процесса, и от его мнения зависит позиция наших вузов в мировых рейтингах«, — добавил ректор.

Во время прямого включения из Новосибирска ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук обратил внимание экспертов на том, что подобные рейтинги «дисциплинируют российское образование и позволяют вузам сверить дорожные карты».

Проректор по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана Иван Архаров подчеркнул, что участие в рейтинге – нормализующий и стимулирующий фактор, позволяющий понять расстановку сил.

«Предметный рейтинг позволяет ответить на ключевой вопрос: «кто и в чем силен в российском образовании», — сказал ректор, добавив, что «работодатели смотрят, кто может подготовить наиболее адаптированного к рынку труда специалиста».

Анализируя подобные исследования, специалисты МГТУ им. Баумана пришли к выводу, что в России следует уходить от традиционной модели дистанцирования науки от образования, двигаясь в сторону международной системы, где наблюдается теснейшая интеграция науки в образовательный процесс.

Ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев подчеркнул, что рейтинг позволяет взглянуть на себя со стороны. «Наш конек – физика, математика, естественные науки и инженерия», — сказал ректор, добавив, что анализ показывает, что по этим четырем направлениям растут репутационные показатели, однако есть проблемы с показателями научных публикаций.

Директор по ключевым клиентам компании ELSEVIER в России Евгений Крюков рассказал о том, что компания вот уже 10 лет работает с QS, предоставляя информацию из базы данных «Scopus».

При этом он обратил внимание на то, что последние годы в российском образовании резко увеличился фокус на публикационную активность, причем это касается как количества, так и качества публикуемых научных материалов.

«Мы оптимистично смотрим на динамику по предметным областям российских вузов, хотя по некоторым позициям по-прежнему уступаем вузам стран БРИКС«, — добавил эксперт.

Начальник Управления проектов в области образования МИА «Россия сегодня» Дмитрий Гужеля отметил, что предметный рейтинг ориентирован не только на профессиональное сообщество, но и на аудиторию потенциальных студентов, которым подобные исследования позволяют выбрать себе университет и выстроить свою образовательную траекторию.

Релиз подготовлен с использованием публикаций РИА-новости

Видео: http://ria.ru/abitura_world/20150429/1061672481.html

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Moskva.BezFormata.com/listnews/mifi-uprochil-status-odnogo/32435156/

Ссылка на основную публикацию