Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева мягко, но настойчиво продвигает идею возрождения трудового воспитания школьников.

Казалось бы, всё логично: школа должна воспитывать, а любовь к труду, без которого, как всем известно, не вынешь и рыбку из пруда, – едва ли не основная составляющая в личностном формировании молодого человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако инициатива министра вызвала бурные дискуссии: как оказалось, за несколько десятилетий, прошедших после отмены уроков труда в школе, в общественном сознании начали происходить необратимые изменения. Можно ли возродить разрушенные традиции?

Что именно сказала министр образования

Накануне нового учебного года вступившая в должность министра образования Ольга Васильева заявила, что Минобрнауки намерено заняться возвращением в школы «трудового воспитания». Министр напомнила, что к задачам школы относится не только образование, но и воспитание, в котором важной составляющей является формирование отношения к труду.

«Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», – сказала Ольга Васильева.

Пояснив, что трудиться следует «головой, руками и душой», глава Минобрнауки заверила, что методические рекомендации по программам общественно полезного труда будут подготовлены в течение текущего учебного года, а со следующего года можно будет начинать «потихоньку» вводить их в общеобразовательных школах.

На заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (26.09.2016 – profiok.com) Ольга Васильева вернулась к теме трудового воспитания.

Она заявила, что следует вернуть в сельские школы трудовые бригады и работу на приусадебных участках, а также привлекать школьников к уборке школьных помещений.

Всё это нужно, уверена Васильева, чтобы растить «не потребителей, а созидателей», ответственных «за то место, где они проводят одиннадцать лет».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ночь — время для искусства

Оценим за полчаса!

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания«Всё новое – хорошо забытое старое», – любит повторять Ольга Васильева. Этот тезис относится и к трудовому воспитанию, которому советская общеобразовательная школа уделяла немало внимания. Но руководство нашей страны в 1990-е годы так увлеклось построением «правового общества», что трудовое воспитание в школах по сути было прекращено. Субботники, уборка помещений, поливка цветов, элементарная протирка доски мокрой тряпкой – всё это, если буквально следовать закону «Об образовании», должно происходить только с письменного согласия родителей школьника, а также его личного согласия. Впрочем, с нормативной базой ещё предстоит разобраться – например, в 2004 году была законодательно закреплена возможность участия школьников в уборке территории вокруг школы. Судя по тому, сколько возмущения и эмоций вызвали высказывания Ольги Васильевой, не все взяли на себя труд (да, и это тоже труд – profiok.com) ознакомиться с действующим законодательством. Что касается уроков труда, то они уже закреплены действующим образовательным стандартом. Да и другие предметы, по словам Васильевой, включают в себя «элементы трудового воспитания», вопрос только в акцентах, которые делает на них школа. Этим и предстоит заниматься учебным учреждениям в ближайшем будущем. Причём, уверена министр, никто не мешает директорам школ сделать это уже сейчас.

Аргументы «против»

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитанияНынешних детей родители, как правило, холят и балуют. Мало у кого из подростков есть домашние обязанности. Дети либо учатся, либо занимаются своими делами, даже посуду за собой моет далеко не каждый. В результате школьники, привыкшие к роли «цветов жизни», реагируют на инициативу министра негативно.

Не отстают и родители: некоторые считают, что уборка класса и прочая «грязная» работа унижает их чадо, затрагивает его человеческое достоинство. Да и успеет дитятко наработаться во «взрослой» жизни, а пока пусть учится и копит силы.

Интернет переполнен ми, где упоминается «возвращение крепостного права», «использование рабского труда» и «замена уборщиц детьми». Для уборки школы и прилегающих территорий, считают многие, существуют специальные люди, на оплату труда которых государство выделяет бюджетные средства.

Со всех сторон звучат истории о том, как на родительских собраниях решено было «скинуться» на уборщицу, лишь бы только не вынуждать детишек прикасаться к швабре и грязной тряпке.

В результате у некоторых людей возникли опасения, что классы будут мыть только дети из малообеспеченных семей, чьи родители не смогли оплатить уборку.

Наконец, у ряда противников подобных реформ ассоциация с советской школой вызывает стойкое отторжение, нередко всерьёз политизированное – мол, может быть, сразу и пионерские галстуки детям повяжем?

Аргументы «за»

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитанияМногим из тех, кто вырос в СССР, доводы протестующих слышать странно: советские школьники и дежурили, и мыли полы, и шили-строгали на уроках труда. Никого это особенно не напрягало – в конце концов, к работе все относились с разной степенью добросовестности. Зато ни у кого из тогдашних школьников сейчас не возникает проблем, если вдруг нужно забить гвоздь, отремонтировать розетку или прострочить что-то на швейной машинке. Дети рано или поздно вырастают, и если школа в состоянии привить элементарные навыки, которые неизбежно понадобятся в быту, – это пойдёт им только на пользу. Ведь задача школы – подготовить ребёнка к взрослой жизни, разве не так? А жизнь – это, как ни крути, труд. Сегодняшние школьники трудиться, к сожалению, не любят и не умеют. Да и учиться тоже!

Кроме того, труд воспитывает и учит ценить не только собственные усилия, но и чужие. Вряд ли человек, многократно вымывший пол за своими приятелями, станет намеренно пачкать и мусорить.

Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая считает, что умение трудиться – неотъемлемая характеристика зрелости человека. Другое дело, что нужно по возможности уходить от навязывания и демонстрации власти взрослых, заставляющих ребёнка что-то делать.

«Участие школьника в трудовой деятельности должно стать для него признанием его взрослости, равнозначности и равноправности взрослому, свидетельствовать о его новой социальной позиции, о реальной значимости его поступков для окружающих людей», – процитировала Вербицкая психолога Д.Б.

Эльконина.

Комментарий profiok.com

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания«Я не уборщица!» – педагоги жалуются, что эту фразу нередко можно услышать из уст школьника, которого попросили поднять бумажку с пола. Не зря Ольга Васильева возмущается, когда применительно к школе и образованию употребляется термин «услуга». На наш взгляд, следует начинать с изменения отношения к школе. Ведь если учреждение оказывает услугу, кто будет заботиться о чистоте пола и уюте в классах?

Сломать традиции оказалось легко, а на восстановление могут уйти долгие годы. Конечно, стоит учитывать, что прошло несколько десятилетий, изменился стиль и уровень жизни, технологии, психология детей и их родителей.

Уроки труда из советской школы возродить уже вряд ли получится: ловца покемонов сложно будет увлечь молотком и рубанком.

Но варианты есть – можно, например, как это делается во многих западных странах, привлекать школьников к работе на производстве – по мере их сил и возможностей, естественно.

Известно, что самым большим недостатком высшего образования является отсутствие у студентов предварительных практических навыков по выбранной профессии.

Если бы в медицинские вузы принимали только тех, кто несколько лет проработал санитаром в больнице (можно даже заменить работой в больнице службу в армии), общество, может быть, наконец обрело бы настоящих, «человеческих» врачей.

Может быть, практику работы в больницах можно начинать со школьного возраста?

Удивительно, что идут споры о нужности или ненужности введения уроков труда. Вспомните восхитительные традиции подготовки к жизни русских девушек-аристократок! Вот ведь удивительная вещь: после революции 1917 года Париж стал столицей мировой моды за счёт российских аристократок, которые благодаря «трудовому» аристократическому воспитанию в изгнании нашли себе применение и кусок хлеба.

Сейчас столько развелось «ненужных» людей от российского высшего образования, что очень хочется посмотреть на редкую диковину – на ремесленника, на человека, который умеет что-то делать своими руками. Надо признаться, что человек умеющий сшить сапоги, вызывает большее уважение, чем неумеха, претендующий на высокооплачиваемую должность юриста, экономиста, менеджера и прочие.

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитанияСовременные молодые люди сломя голову мчатся в высшие учебные заведения за «знаниями», которые никогда не станут применять на практике, так как в этом возрасте они понятия не имеют, кем же они хотят стать – даже после окончания вуза. Ну, кроме того, что хотят получать много денег. Знания перестали быть той ценностью, которая позволяет воплощать мечты молодых идиотов о «манне небесной». Владельцы платной «корочки» самим своим существованием опустили высшее образование ниже плинтуса. Наглость этих владельцев с заоблачными требованиями заоблачных же зарплат доходит до абсурда. Смешно и грустно одновременно наблюдать за выпускниками вузов с купленными дипломами на собеседованиях при приёме на работу. Любая неумеха считает себя секретарём просто потому, что может нажать на кнопку клавиатуры. И зарплата ей нужна тысяч пятьдесят с социальными гарантиями и, конечно, без интима, с интимом дороже. А за тридцать тысяч рублей она готова ответить на два звонка, принести чай-кофе и сделать вид, что она работает. Отчего-то у неофитов от российского образования существует заблуждение, что «корочка» гарантирует им высокую зарплату и необыкновенные условия для реализации мечты о сверхвысоком доходе. Кто же им наконец-то объяснит, что деньги, потраченные на диплом, не принесут безумных процентов, что частный работодатель не обязан обучать их бесплатно, что ценятся – и сейчас, и во все времена – навыки и умение трудиться, а не свидетельства и сертификаты?

Воистину пришла пора людей, делающих что-то своими руками. А молодым людям, нацеленным на поступление в вуз, стоит поработать и определиться со своими предпочтениями. Понять где, в какой сфере деятельности они будут наиболее востребованы будущим работодателем и интересны самим себе.

Научиться трудиться тоже нужно – делать что-то самостоятельно, не бояться «чёрной» и скучной работы, ценить труд своих друзей и коллег.

Если первые шаги в этом направлении можно будет сделать в общеобразовательной школе – значит, система образования разворачивается в правильном направлении.

Хочется только, чтобы трудовое воспитание не свелось к отпискам и профанации. Ольга Васильева права: школа воспитывает.

Причём воспитывает она не только в тот момент, когда педагог читает ученикам нотации, описывает примеры для подражания или рассказывает о морали.

Воспитывать будет и то, как будут относиться к труду школьников их родители и педагоги и насколько искренне включатся в процесс сами дети. 

Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3394#ixzz4N2jP4200

Источник: https://xn--80aaxridipd.xn--p1ai/mnenie-shvabra-ili-rozgi-o-trudovom-vospitanii/

Новый законопроект о трудовом воспитании в школе 2018

Сегодня система образования, по мнению экспертов, переживает не самые лучшие времена, в результате чего можно слышать большое много негативной критики и отзывов в эту сторону.

Новый законопроект о трудовом воспитании 2018 года поможет хоть как-то урегулировать нынешнюю ситуацию и направить её в более благоприятное и эффективное русло.

В настоящее время ведутся активные работы комитета по образованию и науке совместно с Госдумой, в результате уже сейчас можно похвастаться тем, что в их копилке, то есть портфеле насчитывается 31 законопроект по системе образования и чуть меньше, а, точнее, 19 по науке.

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания

Новая дисциплина, и суть проекта

Этот законопроект в большей степени является плодом упорной и кропотливой работы членов Совета Федерации Виктора Кресса и Александра Волкова.

По мнению авторов самым правильным и первым шагом к изменению системы образования является возврат такого понятия, как «трудовой воспитание».

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания

  • Во-первых, трудовое воспитание в новом законе подразумевает современный процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, которые должны быть главным образом направлены на приобретение творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.
  • Во-вторых, запрещается привлечение обучающихся без их согласия и их родителей к труду, который не предусмотрен и не прописан в законе образовательной программы.
  • В-третьих, в закон будут введены поправки, согласно которым будут прописаны все виды работ и их освоения в рамках трудового воспитания. Именно это воспитание будет осуществляться в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей учащихся.
  • В-четвёртых, введения в общеобразовательную программу предмета «Технология». Эта дисциплина будет изучаться с 1 по 9 классы. Согласно этого предмета ребята будет постигать определённые навыки и умения. К примеру, для девочек предусмотрены уроки кройки и шитья, а для мальчиков – столярные работы. Стоит отметить, что ещё в советские времена в рамках подобного предмета учащиеся также привлекались к уборке помещений и другим вспомогательным работам. По мнению министра образования Ольги Васильевы в российские школы необходимо любыми путями вернуть уборку школьных помещений самими учениками а также работу на приусадебных участках, которая была несколько лет тому назад.
Читайте также:  Инструкция: как поступить в магистратуру

Иными словами все эти преобразования, связанные с трудовым воспитанием являются хорошо забытым опытом, которые в былые времена показал и давал не плохие результаты.

Ведь именно такой безопасный и очень полезный труд, прежде всего, воспитывает ответственность маленького человека за то место, в котором ему предстоит провести все 11 лет.

Иными словами, ученик уже с 1 класса должен осознавать и примерить на себе роль не маленького потребителя, а созидателя, который в этой школе созидает вместе с вами, с учителями и родителями.Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитанияКак утверждают многие эксперты и политические деятели, этот законопроект, касающийся внедрения стандартов трудового воспитания будет поддержан двумя руками, так как без изменения образовательного процесса отношение даже самых маленьких ребят к труду просто-напрсото теряется, ребята перестают чувствовать ответственность. Проще говоря, без этой реформы сейчас системе образования просто-напросто не обойтись. Первым шагом на пути внедрения всех инноваций в школьный процесс станет возврат старых и уже забытых традиций, а, точнее, школьникам снова придётся убирать своими силами и самостоятельно классы, помещения, школьный двор, а вот для сельских школ снова будут введены в практику сельхозбригады. 

Именно эти, казалось бы, несущественные и малозначимые шаги позволят более лучшему и эффективному воспитанию в ребёнке трудовых качеств и уважения к чужому труду уже с 1 класса. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания обучающихся.

Именно поэтому в процессе систематического общественного полезного труда у ребёнка будут формироваться такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, уважение к труду и достижениям, творческая активность и, конечно же, самостоятельность.

Иными словами, на выходе выпускник должен представлять собой гармонически развитую личность во всех отношениях и направлениях.

Источник

Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/1276797775975811151/novyj-zakonoproekt-o-trudovom-vospitanii-v-shkole-2018/

В онф убеждены, что нормы трудового воспитания школьников необходимо закрепить в законе об образовании

То, что детям необходимо со школьной скамьи прививать любовь к общественно полезному труду, обсуждали на площадке «Образование и культура как основы национальной идентичности» форума ОНФ «Форум действия. Регионы», проходящего в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл).

Участники дискуссии пришли к выводу, что нормы трудового воспитания школьников нужно закрепить в законе об образовании.

По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения.

Участники форума отметили, что задача создать условия для развития и самореализации учащихся поставлена в поручениях президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, данных по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г.

Эксперты ОНФ отметили, что в настоящее время пока не создано соответствующих благоприятных условий для трудового воспитания школьников. Это обусловлено в том числе особенностями действующего законодательства, которое позволяет привлекать ученика к труду без дополнительных условий лишь в рамках образовательной программы.

На площадке прозвучало предложение разграничить в законе «Об образовании» понятия труда по благоустройству школы и работ в рамках учебного процесса.

При таком подходе общественно полезным трудом следует считать, к примеру, уборку школьных помещений во время каникул, сезонное мытье окон, наведение порядка после ремонта и т.п.

Если же требуется после уроков убрать учебный инвентарь, лабораторные образцы, подмести класс во время дежурства – то это относится к необходимой работе в ходе учебного процесса.

Эксперты отметили, что данное разделение должно быть закреплено законодательно на федеральном уровне и детализировано региональными актами, включая положение о самообслуживании обучающихся. Для того чтобы такое положение устраивало все стороны, его следует утвердить решением органа школьного самоуправления.

«Необходимо со школьной скамьи прививать ребенку любовь к труду, который облагораживает и возвышает человека, дает личности возможность состояться в жизни. Эта фундаментальная истина должна быть отражена в законе об образовании.

Тем самым будут созданы необходимые условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.

В настоящее время закон «Об образовании», как отметили участники площадки, запрещает привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия, а для несовершеннолетних – без согласия родителей.

Других норм о школьном труде закон не устанавливает.

Получается, что дежурство по классу после уроков, уход за пришкольным участком или уборка беговых дорожек школьного стадиона – это та работа, на которую требуется согласие ученика или специальное разрешение его родителей.

Известны случаи, когда между учителями и учащимися нередки «бытовые» конфликты, когда, например, ребенок отказывается стереть пролитую воду, заявляя, что для этого есть уборщица и он не обязан убирать за собой. По мнению экспертов и самих родителей, педагог не должен испытывать затруднений, прививая ученику трудолюбие, потребность поддерживать вокруг себя чистоту и порядок.

«У трудового воспитания есть содержательная основа, которая включает в себя два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Ограничения по привлечению обучающихся к труду, которые распространяются на образовательные учреждения, существенно усложняют процесс воспитания и замедляют социализацию, вхождение ребенка в окружающий мир», – сказала Духанина.

«Без трудового воспитания невозможно воспитать из школьника личность и патриота. Отказ от общественно полезного труда разрушает школу, которая была построена на трудовом воспитании. Нельзя растить белоручек, которые ничего не делают и не отвечают за свои поступки.

Трудовое воспитание прививает уважение к чужому труду и повышает в глазах учащегося ценность собственной проделанной работы», – подчеркнул народный учитель России, заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания гимназии № 44 им. В.Н.

Деева из Ульяновской области, член регионального штаба ОНФ, доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина Юрий Латышев.

Координатор по работе со СМИ отделения ОНФ в Ульяновской области Ольга Коваленкова: (8422) 41-85-42 (раб.), 89025820051 (моб.).

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитания

СПРАВКА
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года.  Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны.

Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством.

В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.

Источник: https://ulpressa.ru/2016/04/26/v-onf-ubezhdenyi-chto-normyi-trudovogo-vospitaniya-shkolnikov-neobhodimo-zakrepit-v-zakone-ob-obrazovanii/

В образовательном ведомстве против закрепления понятия трудового воспитания в школах законодательно

Минобрнауки выступило против закрепления понятия -трудового воспитанияВо вторник состоялось заседание думского комитета по образованию и науке, на котором, в частности, обсудили законопроект, предлагающий закрепить понятие «трудовое воспитание». Авторы документа предлагают предусмотреть реализацию трудового воспитания на всех уровнях образования. Они уверены, что законопроект поможет формированию у детей уважительного отношения к труду.

Вместе с тем, в Минобрнауки выступили против принятия соответствующих изменений.

Представители ведомства отмечают, что каждый директор образовательной организации в рамках действующего законодательства имеет право привлекать детей к труду.

Однако, по словам Ирины Мануйловой, врио главы департамента госполитики в сфере общего образования, не всегда образовательные программы проработаны так, что дети привлекаются к общественно полезному труду.

С учетом этого образовательное ведомство готовит собственные поправки во ФГОСы и примерные образовательные программы.

Данные документы, отметила Мануйлова, помогут сформировать у школьников навыки самообслуживания, бережного отношения к результатам труда, интерес к разным специальностям.

С помощью этих изменений удастся ликвидировать существующие пробелы, поэтому Минобрнауки не поддерживает предложенный законопроект.

Однако с мнением Минобрнауки не согласна Любовь Духанина, зампред думского комитета по образованию и науке. Она отметила, что школам будет трудно доказать, что трудовое воспитание соответствует законодательству страны, если они просто впишут его в свои образовательные программы.

Трудовой кодекс РФ сегодня определяет только наемный вид труда. Таким образом, отправляя детей на производственные практики, необходимо будет заключать определенные договора. Опытные трудовые бригады и их работа также будет считаться нарушением закона, заметила Духанина.

Поэтому она уверена, что нужно создать нормальную базу для существования лучших практик трудового воспитания в стране.

Зампред добавила, что сегодня существуют весомые штрафы за неправомерное использование труда ученика. Она подчеркнула, что нельзя возлагать всю полноту ответственности на школы, необходимы изменения не только в законе «Об образовании в РФ», но и в Налоговом и Трудовом кодексе России. Духанина предложила принять проект закона уже в первом чтении.

Однако по итогам заседания не было выработано консенсуса, поэтому решено продолжить работу над законопроектом с тем, чтобы довести его до единой позиции. 

Источник: https://www.vedu.ru/news-protiv-zakreplenija-trudovogo-vospitanija-v-zakone/

В госдуму внесен законопроект о трудовом воспитании в школе — meduza

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект о введении «трудового воспитания» в общеобразовательных учебных заведениях. Документ подготовили члены Совета Федерации Виктор Кресс и Александр Волков.

  • Авторы документа предлагают прописать в законе «Об образовании» понятие «трудовое воспитание», а также указать, что оно «осуществляется на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных и (или) дополнительных общеобразовательных программ».
  • Под трудовым воспитанием, говорится в пояснительной записке, подразумевает «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов».
  • Действующая редакция закона «Об образовании», сообщается в пояснительной записке, запрещает «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой».
  • Широкое толкование указанной нормы закона, считают авторы законопроекта, «нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях».
  • В связи с этим они предлагают прописать в законе «Об образовании», что «включение обучающихся в освоение работ в рамках трудового воспитания осуществляется в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей обучающихся».
  • Исключение сделано для работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания обучающихся. В процессе систематического общественно полезного труда у ребенка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, уважение к труду и достижениям, творческая активность и самостоятельность.

Госдума РФ

В учебную программу российских общеобразовательных школ в настоящий момент входит предмет «технология», который преподают с 1 по 9 классы. В рамках этого предмета в средней школе девочкам, например, дают уроки кройки и шитья, а мальчикам — столярного дела. В советской школе учеников также привлекали к уборке помещений и другим вспомогательным работам.

Министр образования Ольга Васильева в сентябре 2016 года заявляла, что в российских школах необходимо вернуть уборку школьных помещений самими учениками, а также работу на приусадебных участках для учеников сельских общеобразовательных заведений.

Источник: https://meduza.io/news/2017/03/30/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-o-trudovom-vospitanii-v-shkole

Госдума решит судьбу трудового воспитания в школах

Члены Совета федерации внесли в Госдуму законопроект, предполагающий внесение поправок в закон «Об образовании». В частности, авторы инициативы – сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков – предлагают ввести в закон понятие «трудовое воспитание». Об этом сообщается на сайте Госдумы.

В пояснительной записке к документу говорится, что «трудовое воспитание» подразумевает под собой «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов».

Сенаторы отмечают, что поправки подготовлены с учетом положений Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года, главная задача которой является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями».

По мнению авторов законотворческой инициативы, отсутствие понятия «трудовое воспитание» в действующем законодательстве препятствует его внедрению в образовательный процесс школьников.

«Трудолюбие и способность к труду важно воспитывать с самого раннего детства.

В связи с этим законопроектом вносятся изменения в действующее законодательство, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс», – уточняют сенаторы.

Кресс и Волков также подчеркнули, что «общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания обучающихся».

«В процессе систематического общественно полезного труда у ребенка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, уважение к труду и достижениям, творческая активность и самостоятельность», – говорится в пояснительной записке к документу.

Напомним, в середине марта Министерство образования и науки выступило против закрепления в законе «Об образовании» понятия «трудовое воспитание».

Это произошло несмотря на то, что глава ведомства Ольга Васильева ранее неоднократно призывала вернуть трудовое воспитание в школы.

Как отмечает «Коммерсантъ», депутаты с такой постановкой вопроса не согласились, указав, что без этого понятия в законе школы вынуждены платить штрафы за использование детского труда.

Москва, Иван Гридин

Москва. Другие новости 30.03.17

Ройзман заявил, что выиграет губернаторскую гонку, если его зарегистрируют. / Весной и летом в армию призовут 142 тысячи россиян. Число призывников сократилось в сравнении с прошлым годом. / Генпрокуратура предложила проверять доходы экс-чиновников. И изымать незаконно нажитое, в том числе у членов их семей. Читать дальше

© 2017, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Источник: https://newdaynews.ru/policy/598552.html

Духанина: Трудовое воспитание школьников должно найти отражение в законе об образовании

Законодательное закрепление прав и обязанностей школы в сфере трудового воспитания позволит педагогам вести работу по воспитанию у детей трудолюбия, создаст условия для их самореализации, отмечает руководитель проекта Народного фронта «Равные возможности – детям», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Эксперт также подчеркивает, что внесение соответствующих корректив в закон об образовании защитит учителей от незаслуженных обвинений в эксплуатации детей. Инициативу о возвращении в школу трудового воспитания поддержал на встрече с учителями и президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин.

Эксперты ОНФ рассказали, что в этом году в Госдуму был внесен законопроект о закреплении понятия «трудовое воспитание» в законе об образовании. Однако в Минобрнауки высказали мнение, что закон менять не надо, а достаточно будет скорректировать образовательную программу и образовательные стандарты.

Сегодня школа отошла от работы в мастерских и уроков домоводства, а основной целью учебного предмета «Технология» стало в первую очередь формирование проектного мышления.

  В ОНФ регулярно поступают обращения родителей с жалобами на то, что даже в полумиллионном городе некуда отдать подростка, чтобы он научился работать руками: «Нет дополнительного образования технической направленности, нет возможности ребенку работать руками» (г.

Людиново, Калужская область); «Мне бы очень хотелось кружки, где мальчиков бы учили делать что-то своими руками, розетки менять, сантехнику, столярные работы… и т.д. Папы вечно на работе, а эти элементарные вещи должен знать каждый мужчина» (г.

Майкоп, Республика Адыгея); «Раньше были бесплатные кружки радиотехники, где в мальчиков закладывали мужские навыки. Или нужно что-нибудь, связанное с трудом, где ребенок сам может и табурет сколотить, и маме доску выжечь, и гвоздь забить. Уроков труда в школе недостаточно, да и не всегда они интересные» (г. Брянск).

«Очевидно, что родителям не хватает пространства для трудового и профессионального самоопределения ребенка. Именно поэтому мы работаем над тем, чтобы оно получило четкий законодательный статус.

Понятия «развитие трудовых навыков в рамках образовательного процесса», «общественно полезный труд», «труд по самообслуживанию» должны быть закреплены в федеральном законе об образовании.

Читайте также:  Школьники прочтут стихи в транспорте

Назрела необходимость создать правила, которые будут ориентиром в вопросах трудового воспитания не только для школ и колледжей, но и для общественных организаций, работающих со школьниками, а также для кружков и клубов. Решение по этому вопросу должно приниматься родителями, общественностью в целом, а не только правительством», – отметила Любовь Духанина.

По словам активистов Народного фронта, неурегулированность этого вопроса уже оборачивается для школ санкциями надзорных органов, даже при отсутствии жалоб от родителей.

Детей опасаются привлекать и к патриотическим акциям памяти, и к обучению работе на пришкольном участке, не говоря уже о том, чтобы давать им первичные профессиональные навыки. Школы стараются решить эту проблему вписыванием труда в соответствующие планы работ, но с точки зрения закона этого недостаточно.

Известны случаи, когда в образовательных организациях проходили проверки прокуратуры, которая анализирует состояние этого вопроса.

Так, недавно по обращению родителей учеников двух школ города Троицка Челябинской области городская прокуратура провела проверку соблюдения законодательства об образовании.

Как говорится в сообщении надзорного ведомства, руководство школ сформировало на летнее время бригады из числа учеников шестых – девятых классов, которые занимались прополкой и поливом клумб на территории школы, уборкой территории, реставрацией книг в школьной библиотеке и другой деятельностью, не предусмотренной учебным планом.

Школам внесены представления об устранении нарушений, а также объявлены предостережения. В коррекционной школе-интернате №2 Прохладненского района Кабардино-Балкарии прокуратура зафиксировала дежурство детей в столовой и также признала это незаконным.

«Ограничения по привлечению обучающихся к труду, которые распространяются на образовательные учреждения, существенно усложняют процесс воспитания и замедляют социализацию ребенка. Для нас по-прежнему значимо, чтобы дети знали, что такое труд.

При этом нельзя сводить все трудовое воспитание к дежурству по классу. Это целый комплекс мер с огромным количеством вовлеченных людей. Школам необходимо создавать новые возможности для трудового воспитания и развития личности.

Например, привлекать школьников к волонтерской деятельности.

Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий поможет учащимся в реальном трудовом процессе сформировать ценностные ориентиры, активную жизненную позицию, научиться работать в команде и уважать чужой труд», – убеждена Духанина.

Как показал мониторинг, проведенный ОНФ с участием более двух тысяч родителей, большинство из них (40%) положительно относятся к инициативе ОНФ законодательно закрепить понятие «трудовое воспитание» и отмечают, что эта необходимость возникла давно.

Еще 35% опрошенных относятся к данной инициативе в целом положительно при условии, что им как законным представителям ребенка будет дана возможность влиять на то, как она будет реализовываться на практике, и только 4% отнеслись к этому негативно.

Большинство родителей (70%) сообщили, что не возражали бы против привлечения их ребенка к дежурству по классу (полить цветы, стереть с доски и т.д.).

За получение детьми первичных профессиональных навыков (основ профессий) выступили 62% родителей, 50% – за привлечение детей к проектной деятельности, например созданию дизайн-макетов, программированию, разработке мобильных приложений.

Только 3,5% респондентов высказались против любой трудовой активности детей. Таким образом, большинство родителей не возражают против того, чтобы их дети занимались трудовой деятельностью.

Это касается в том числе волонтерской деятельности, участия в городских и федеральных мероприятиях и т.д.

«Трудовое воспитание должно быть признано неотъемлемой частью школьного образовательного процесса, и это возможно только на законодательном уровне.

Трудовое воспитание должно найти отражение как в законе, так и в примерных основных образовательных программах, которые предлагает школам Минобрнауки.

В преддверии нового учебного года учителя должны быть уверены, что решение задачи трудового воспитания школьников обеспечивается на системной основе», – заключила Духанина.

Напомним, вопрос о возвращении трудового воспитания в школу впервые был поднят на форуме ОНФ «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 г. На «Форуме Действий» Народного фронта в Йошкар-Оле в апреле 2016 г.

президент РФ поддержал инициативу о нормативно-правовом регулировании привлечения школьников к труду, в рамках которого были бы определены виды трудовой деятельности учащихся.

За возврат трудового воспитания неоднократно выступало и Минобрнауки.

Источник: https://onf.ru/2017/06/30/duhanina-trudovoe-vospitanie-shkolnikov-dolzhno-nayti-otrazhenie-v-zakone-ob-obrazovanii/

Школьников воспитают трудом. В Думу внесли поправки к закону об образовании

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Размахнин. На рассмотрение Госдумы внесен проект поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации», посвященный трудовому воспитанию. О том, в чем состоят эти поправки, каковы их перспективы и что ждет общество от трудового воспитания в школах – в материале РИА Новости.

Воспитание через труд

Авторы внесенного в Думу 29 марта законопроекта – сенаторы Виктор Кресс (глава Томской области в 1991 – 2012 году) и Александр Волков (президент Удмуртии в 2000 – 2014 году). Они предлагают ввести в школьную программу трудовое воспитание, «за исключением работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации».

«В процессе систематического общественно полезного труда у ребенка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, ответственность, уважение к труду и достижениям, творческая активность и самостоятельность», — пишут авторы законопроекта в пояснительной записке.

Санитарные нормы, касающиеся труда несовершеннолетних — ныне действующих только на подростков начиная с 14 лет — планируется распространить и на младшеклассников.

«Мы, по глупости, включили в закон об образовании несколько статей, которые запрещают вовлекать школьников в не относящиеся к образовательным процессы, то есть учащемуся нельзя сегодня взять веник и подмести в своем классе. Это дурость. — рассказал РИА Новости Александр Волков. — К трудовому воспитанию, о котором идет речь, такие элементарные вещи не относятся. Речь о части школьной программы, по которой ребят аттестуют, дают оценки».

По словам Волкова, воспитание трудом ничем заменить нельзя. «У взрослых должно быть право работать с детьми. Ну не захочет там кто-то и ладно. Другие согласятся, потрудятся и будут радоваться результатам».

Сенатор привел в пример одну из столичных школ, директор которой выступал в Совете федерации на днях. «Он привез с собой целую выставку из разных поделок старшеклассников, в том числе из мира современной техники», — отметил Волков.

Вопрос техники

Тема трудового воспитания давно назрела и перезрела, полагает первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко.

«Вырастить полноценного гражданина общества без трудового воспитания невозможно, это очевидно даже людям с ультралиберальными взглядами, — отметил парламентарий в интервью РИА Новости.

 — Мы с удовлетворением воспринимаем инициативу сенаторов, а что касается юридической техники, это вопрос решаемый».

По словам Онищенко, в ближайшее время в Госдуме будет создана рабочая группа, которая подготовит подробный проект поправок в законодательство, касающийся темы трудового воспитания.

Де факто уроки труда – ныне называемые технологией – из школ никуда не уходили. Единственная причина отсутствия такого термина в законе – боязнь эксплуатации детей, которая возобладала при написании нынешнего закона об образовании.

Кому робота, а кому табуретку

Учить школьников работать руками – само по себе прекрасно, комментирует инициативу директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Однако если к закону не будет прилагаться современная программа, а главное – ресурсы, такая инициатива может не улучшить, а только ухудшить ситуацию.

«В хороших школах, лицеях – особенно тех, что связаны с техническими вузами – и сейчас совершенно потрясающие уроки технологии, — говорит Абанкина. — Ребята учатся робототехнике и другим сверхсовременным вещам.

Но сравним ресурсы этих лицеев и обычных – особенно сельских школ.

Если мы будем педалировать тему «умных рук», но не дадим простым школам ресурсов на современные уроки и программы – получится колоссальное социальное расслоение, когда одни школьники будут строить роботов, а другие выпиливать лобзиком».

Само по себе трудовое воспитание очень неплохо, оценивает москвичка, мама второклассницы Анна Гончарова. Но оно плохо сочетается с нынешней школой – где принята концепция «образовательных услуг».

«Уметь делать что-то руками — это прекрасно, — говорит Анна. — Но боюсь, что всё закончится тем, что родители будут по ночам клепать для детей поделки, а оценка по труду станет еще одним рычагом давления учителей на учеников».

«Я целиком и полностью поддерживаю возврат к урокам труда, — говорит отец двух сыновей Артемий Пушкарев. — В наше время умение что-то полезное сделать руками становится очень важным и даже модным. Но я считаю, что занятия со станками надо дополнить практическими занятиями, связанными не с изготовлением, а с ремонтом».

На уроках труда XXI века было бы полезно учить детей, как починить развалившийся стул, заменить провод в утюге или выключатель в стене. Наконец, всем были бы интересны мастер-классы по замене экрана мобильника своими руками, уверен Пушкарев.

При хорошем стечении обстоятельств можно вести обучение и на станках — изготовлять детали для того же ремонта. А потом «подтянутся» и 3D принтеры.

«Отдельное спасибо мальчишки сказали бы урокам авторемонта, — говорит Артемий Пушкарев, — Ремонт двигателей и подвески, замена тормозных колодок своими руками, выпиливание приварившихся болтов».

Источник: https://ria.ru/20170330/1491150754.html

Сенаторы внесли в Госдуму законопроект о трудовом воспитании школьников и студентов

Сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект, предполагающий введение трудового воспитания на всех уровнях общего образования в России.

В пояснительной записке отмечается, что в действующем законодательстве отсутствует понятие «трудовое воспитание», кроме того, законом «Об образовании» установлен запрет на привлечение к труду обучающихся без согласия их самих и их родителей. «Широкое толкование указанной нормы закона нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях», — настаивают сенаторы.

  • В связи с этим проект вносит в действующее законодательство изменения, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.
  • После митингов «Он нам не Димон» Матвиенко призвала заняться молодежью
  • Так, согласно проекту закона, трудовое воспитание должно осуществляться на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) дополнительных общеобразовательных программ.
  • Включение обучающихся в освоение работ в рамках трудового воспитания (за исключением работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации) осуществляется в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей обучающихся, отмечает «Интерфакс».

Вопрос о законодательной базе трудового воспитания в России в Госдуме обсуждается с осени 2016 года, когда в депутатском комитете по образованию начали работать над пакетом законодательных предложений Минобрнауки.

Глава комитета Вячеслав Никонов тогда отмечал, что «возвращение трудового воспитания вызвало много споров».

В свою очередь, министр образования РФ Ольга Васильева, выступая в сенате, заявила о необходимости возвращения в систему образования уборки детьми классов и работы на прилегающей к школе территории.

Ранее, сразу после вступления в должность, Васильева на Общероссийском родительском собрании огласила свою мини-программу, согласно которой «семья и школа должны воспитывать трудолюбие с самых малых лет». «Минобрнауки заканчивает разработку методических рекомендаций по организации трудовой деятельности школьников», — напомнила ее слова «Независимая газета».

Призыв министра заставить детей трудиться вызвал широкую реакцию в обществе. Многие усомнились в целесообразности предложения и увидели в этом реинкарнацию школьных дежурств с мытьем полов после уроков.

Кто-то разглядел намек на будущую эксплуатацию детского труда (на личном приусадебном участке директора школы, например).

Кто-то пожалел детей: как можно вообще заставлять их трудиться при такой сильной занятости, как сегодня? Кого-то возмутила нерациональность использования свободного времени школьника. Но вопрос трудового воспитания детей с повестки дня снят не был, отмечает издание.

В то же время на прошлой неделе, когда законопроект обсуждался на заседании думского комитета по образованию, Минобрнауки выступило против инициативы, напоминает ТАСС.

«В части действующего законодательства право привлекать детей к труду есть у директора любой образовательной организации.

Другое дело — образовательные программы в учебных заведениях не всегда проработаны таким образом, чтобы дети были привлечены к общественно полезному труду», — пояснила глава департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова.

Она напомнила, что ведомство готовит изменения в примерные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах планируется закрепить уважительное отношение к труду, бережное отношение к результатам труда, формирование в школе навыков самообслуживания, развитие у детей интереса к различным профессиям.

Депутат Любовь Духанина раскритиковала позицию Минобразования, указав на то, что если «школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе России». Зампред комитета по образованию напомнила, что сейчас Трудовой кодекс предусматривает только один вид труда — наемный — и, соответственно, учителя обязаны заключать с детьми договоры.

Источник: https://www.newsru.com/russia/30mar2017/trud.html

Как законодательно закрепить понятие «трудовое воспитание» в школах: чиновники не договорились

История вопроса В сентябре 2016 года, выступая на заседании комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре, глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о необходимости возвращения в систему образования уборки детьми школьных классов и работу на окружающей школу территории. Слова министра вызвали широкий резонанс в обществе.

Позиция Минобрнауки

На заседании комитета Госдумы по образованию и науке было рассмотрено предложение закрепить понятие «трудового воспитания» в рамках закона «Об образовании». В Министерстве образования и науки РФ проект не поддержали.

«В части действующего законодательства право привлекать детей к труду есть у директора любой образовательной организации. Другое дело — образовательные программы в учебных заведениях не всегда проработаны таким образом, чтобы дети были привлечены к общественно полезному труду», — сказала врио директора департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова. 

В связи с этим, по ее словам, Минобрнауки готовит изменения в примерные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах планируется закрепить уважительное отношение к труду, бережное отношение к результатам труда, формирование в школе навыков самообслуживания, развитие у детей интереса к различным профессиям.

«Уверены, что внесение изменений в примерную образовательную программу и во ФГОСЫ позволит ликвидировать те пробелы, о которых мы говорим. На основании этого правительство не поддерживает предлагаемый законопроект и предлагает отклонить его», — отметила Мануйлова, подчеркнув, что к труду вне всякого сомнения должны привлекаться все школьники.

Позиция профильного комитета Госдумы

С позицией министерства не согласилась зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Если школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе России», — сказала Духанина на заседании.

Она добавила, что сегодня, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, есть только один вид труда — наемный.

«В этой ситуации учитель должен заключать некие договора, отправляя на производственные практики детей. Нарушением закона также является организации опытных трудовых бригад. Чтобы сохранить лучшие практики с точки зрения трудового воспитания в нашей стране, нам нужно нормальную базу для их существования», — подчеркнула зампредседателя.

По ее словам, школа нуждается в поддержке с точки зрения уточнения правовых норм. «У нас есть прокурорские проверки, которые признают трудовое воспитание деятельностью незаконной. На сегодня штраф, когда прокуратура признает неправомерное использование труда ученика, составляет от 30 до 300 тысяч рублей», — указала Духанина.

Она подчеркнула, что не стоит возлагать всю ответственность на школу, рекомендуя им использовать понятие, которое отсутствует в нормативно-правовой базе.

«Понятно, что не достаточно внести правки в закон «Об образовании», нужны правки в Трудовой кодекс, Налоговый кодекс.

Министр образования неоднократно заявляла о возвращении трудового воспитания, а мы сейчас вдруг начинаем уходить от этой ситуации», — сказала зампредседателя комитета, предложив принять законопроект в первом чтении.

По итогам обсуждения, вследствие отсутствия консенсуса, было решено продолжить работать над законопроектом для выработки согласованной позиции.

Источник: https://mgazeta.com/category/vazhno/kak-zakonodatelno-zakrepit-ponyatie-trudovoe-vospitanie-v-shkolakh-chinovniki-ne-dogovorilis/

Ссылка на основную публикацию