музыкальное образование в россии

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о профессиональном музыкальном образовании в России, частных уроках и о том, как правильно подойти к выбору преподавателя для наиболее эффективного творческого роста и быстрого достижения успехов игры на инструменте. 

Для начала представлюсь: меня зовут Антон Макаров, мне 25 лет, родился и вырос в Москве, закончил ГМК имени Гнесиных по классу классической гитары.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

4 года назад после колледжа серьезно увлекся бас-гитарой и с тех пор это мой основной инструмент. В данный момент играю в московской рок-группе «Dahaka» и параллельно во многих проектах на сессионной основе.

Так же 6 лет занимался педагогической деятельностью. Это моя первая статья, так что не судите строго 🙂 

Музыкальное образование в России

С чего начинается музыка в жизни человека? У кого-то с детских колыбельных, которые им пели мамы и бабушки у младенческом возрасте и запомнились на всю жизнь, у кого-то с групп вроде Nirvana, Metallica, Limp Bizkit, услышанных на кассете в 13 лет у школьного товарища, у кого-то с музыкальной школы по классу баяна, куда притащили родители, только чтобы их любимое чадо «не болталось по улицам в дурной компании» 🙂 В общем, у всех по-разному. Но если вы сейчас читаете эту статью, значит музыка в вашей жизни стоит далеко не на последнем месте.

Возраст музыкальной школы наверняка пройден — либо она была (и скорее всего прошла мимо :-)), либо уже поздно, и такой вопрос может стоять только в контексте собственных детей: отдавать ли? Однозначно ДА! Даже если ребенок и не станет музыкантом в итоге, это исключительно полезный опыт.

Я вообще считаю, что начальное музыкальное образование обязательно для каждого человека, даже и не специализированное (без инструмента), ребенок должен уметь СЛУШАТЬ музыку, а не только дергаться под «умца-умца» на дискотеке.

В данном вопросе родителям стоит уделить внимание вопросу схождения характерами с учителем по выбранному инструменту — излишне строгий и чопорный препод старой закалки, оставшийся душой в прошлом веке и не понимающий современных музыкальных реалий, может надолго отбить интерес к музыке, а молодой и неопытный — недостаточно дать мотивацию для развития и заинтересовать своим предметом.

Не следует небрежно подходить к выбору инструмента: прислушайтесь к желаниям ребенка и рекомендациям приемной комиссии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Школьная форма может оказаться подделкой

Оценим за полчаса!

Так же нужно контролировать домашние занятия — любой инструмент сложен на первых порах, и бывает, что столкнувшись с первыми трудностям, ребенок пытается их обойти стороной.

Но умение трудиться всегда пригодится в жизни! Так что не стоит думать, что просто ограничиться записью в музыкалку и контролем посещений занятий, в самом начале потребуется ваша помощь и поддержка.

Музыкальное образование в России

Итак, ДМШ уже позади, элементарная база или есть, или какие обрывки и куски неоформленных знаний, либо её вообще нет.

Что делать, куда податься? Для начала надо для себя четко определить собственно цель этих занятий — какого уровня игры вы хотите достичь: играть для себя дома и в компании 3 аккорда и петь простые песенки, играть в группе или соло и регулярно выступать на публике, или же вообще профессионально заниматься и этим зарабатывать себе на жизнь. В случае последнего варианта, вы скорее понимаете, насколько это сложно, поэтому подробно останавливаться на нем не буду. Скажу только одно: недостаточно просто быть талантливым и хорошо уметь играть. Надо быть всесторонне развитым человеком с неисчерпаемым запасом энергии, очень коммуникативным и общительным, не готовым останавливаться ни перед какими трудностями, и прошибать руками, ногами, лбом и любыми другими частями тела стоящие на пути преграды.

Так же приведу отрывок интервью с Jonas Hellborg (шведский бас-гитарист, работавший с John McLaughlin, Ustad Sultan Khan, Fazal Qureshi, Bill Laswell, Shawn Lane, Jens Johansson, Michael Shrieve, V.

Selvaganesh, Mattias IA Eklundh и Buckethead) от 2001 года, с которым я во многом согласен: «Музыка сама по себе не содержит никакой информации.

Это все равно, что говорить на французском, греческом, шведском, да хоть албанском, это просто средство коммуникации, посредством которого мы стараемся донести свою мысль, если она есть. Если же ее нет, то без разницы, сколько слов ты скажешь – все будет впустую.

Просто сотрясение воздуха. Если ты играешь музыку, то ты должен иметь что-то, что ты хочешь сказать. Ты должен жить, переживать и передавать в музыке свои ощущения от всего этого. Иначе все это бессмысленно и бесполезно.

Вот почему все это ретро совсем не интересно. Это как будто музыканты читают текст, который они не понимают. Они просто говорят слова, но сами никакого отношения к ним не имеют. Такое часто случается в джазовой музыке, где многие пользуются словарем джазовых фраз, составленных на самом деле людьми, находившимися в депрессии, наркотическом опьянении или бедности.

Все эти музыканты выучили эти фразы в колледже, но что они означают, никто из них не имеет ни малейшего понятия. На самом деле я буду лучше слушать человека, который не умеет петь, но делает это от души и в силу большого внутреннего желания, чем того, что делает это профессионально, но давно потерял страсть.

Все умеют петь и играть, вопрос только в том, насколько каждый из нас желает быть тем, кем он является». 

Музыкальное образование в России

Рассмотрим подробнее иную ситуацию: в данный момент вы сидите перед компьютером, в голове играют разные темы и мелодии, хочется уверенно их (и не только) воспроизводить на любимом инструменте, который стоит рядом или же его покупка не за горами, в гугле уже вбито «преподаватель по гитаре (фортепиано, ударным, бас-гитаре и т.д.

) в моем городе», отфильтрованы варианты по параметру цены (учтите, что это не дешевое занятие, в Москве индивидуальный урок 45 минут от 700 рублей — норма, от групповых занятий за 300 рэ полчаса вы вряд ли получите желаемое), и…

Тут встает вопрос: а надо ли оно мне? Может и сам смогу, вон приятель же по ютубовским урокам выучился и вона как поливает! Ответ: в 95% случаях надо. Особенно на самых первых порах, постановки рук и элементарной теории. Преподаватель должен уметь внятно объяснять, что он хочет услышать от ученика и сыграть это сам.

Если: «ммм, ну тут надо играть эээ, как бы тебе объяснить-то…» и «сейчас, погоди, пальцы чего-то не бегают сегодня, не выспался наверное» — бегите от него как можно дальше, сэкономите деньги, нервы и время 🙂

Так же педагог должен быть хорошо подкован в теории. Есть конечно индивиды, которые и без простейшей подготовки научились неплохо играть, но рано или поздно возникают вопросы: а что это вообще за закорючки? «Ноты? Не, не слышал!» Не пойдет. Ноты — это наш музыкальный алфавит, который надо знать и понимать его правила и особенности.

Услышав разные байки от том, что такой-то музыкант с мировым именем не знает нот и никогда ничему не учился, не верьте им. Возможно, сначала они их и не знали, но рано или поздно любой исполнитель сталкивается с ограничениями в развитии, которые ему ставят именно недостаточные знания.

Оптимальное соотношение первых уроков — 75% практики и 25% теории.

Далее: что собственно хотим играть? Попсу из телевизора, жесткие роковые риффы и соляки или пионерские песни у костра? «Учу играть все, от кузнечика до адского хардкора» — это скорее всего не самый лучшей вариант, так или иначе все музыканты больше тяготеют к каким-то определенным стилям музыки, от этого так же скорее всего зависит и совпадение по темпераменту с преподавателем. Большинство педагогов имеют аудио и видео портфолио со своей игрой и игрой их учеников — оно и поможет сделать правильный выбор.

Музыкальное образование в России

От возраста препода зависит очень мало. На 2 году моей педагогической практики в свои 20 лет я уже достаточно уверенно вел уроки и не терялся ни в каких ситуациях.

Хотя тут наверное разные случаи бывают 🙂 Для более продвинутых советы по выбору педагога — те же самые, как и для новичков, только с корректировкой под ваш индивидуальный уровень. Подробнее остановлюсь на моменте «все играть по нотам». Да, теория необходима.

И технические упражнения естественно тоже. Но только на одних нотах вы далеко не уедете — снимайте на слух!

Постоянно учите новые вещи, подбирайте, развивайте прямую связку «голова — руки», препод должен уделять этому много внимания, поправлять вас и объяснять, где и какие ошибки вы допускаете в процессе съема.

Каждая новая сложная пьеса, подобранная и выученная самостоятельно поднимет вас на на такую ступень выше, которую не даст месяц гоняния гамм и упражнений. А учитель покажет вам правильные штрихи, поправит аппликатурные моменты и объяснит фразировку, динамику и прочие нюансы.

Так же будьте осмотрительней в плане тех, которые говорят: «Делай точно как я». На первых порах это практически единственно верная концепция, а вот для людей, которые уже уже уверенно играют и хотят продвинуться дальше, такое работает не всегда.

Исключения — случаи когда вы осознанно идете к преподавателю, чтобы конкретно научиться именно его фишкам и приемам игры.

Самое главное — помните, занятия музыкой должны приносить удовольствие! Чтобы вы сами в дальнейшем дарили эти ощущения и эмоции своим слушателям.

Творческих успехов! 

Источник: https://www.kombik.com/blog/read/muzykalnoe-obrazovanie-v-rossii-kak-pravilno-vybrat-prepodavatelja/

История музыкального образования в России: основные этапы

Музыкальное образование в России

Зарождение музыкальной педагогики

Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования.

В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось  на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.

В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика.

Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики.

В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.

Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений

История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.

Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию.

Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге.

Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.

Примеру старшего брата следовал и  Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и  Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.

В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания.

Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего).

Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».

Музыкальное образование в России

История музыкального образования в России в советский период

Наряду с первыми консерваториями,  в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.

Читайте также:  Получить стипендию на обучение за рубежом

Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами.

РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения.

Многие выдающиеся музыканты покинули страну.

Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях,  поддерживающих высокий уровень обучения.

Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России.

 Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени.

Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.

Современное музыкальное образование

К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности.

Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние).

 Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте “Как поступить в музыкальную школу“.

Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе.

По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – “Как поступить в музыкальное училище?“.

Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.

Музыкальное образование в России

Источник: https://music-education.ru/istoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii/

Зачем государству физики, которые играют на флейте. Что станет с музыкальным образованием в России?

Что такое сертификат на дополнительное образование, кому достанутся бесплатные занятия, почему родителям и детям придется выбирать между футболом и игрой на инструменте, все ли пианисты орут на учеников и нужно ли заниматься музыкой, если ты – будущий физик, рассказывает пианистка Екатерина Мечетина.

– Какого вопроса вы ждали от прямой линии с президентом? 

– Мои коллеги отправили множество обращений, в том числе на «прямую линию», о внедрении сертификатов на дополнительное образование. Мы уверены, это приведет к деградации и уравнению музыкальных школ с кружками и секциями. Хотя идея получила отрицательную оценку профессионального сообщества, в том числе в комитете по культуре Госдумы, тревожные звонки из регионов поступают.

Справка: сертификат ПФДО – это счет, с которого списываются бюджетные средства на оплату занятий в выбранном кружке. Именной сертификат введен в пилотных регионах с 1 сентября 2018 года.

Он выдается на все программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные) один раз.

Государство гарантирует, что дополнительное образование будет для ребенка бесплатным, правда в объеме, определяемом сертификатом.

– Обращения писали коллеги-москвичи?

– Как раз Москвы проблема пока не касается, а вот Подмосковья и нескольких регионов (Ярославской области, Алтайского края, Республики Коми, ХМАО) – напрямую. При том, что президент дважды высказывался в защиту музыкальных школ, чем вселил надежду в сердца музыкантов, что школы не тронут. Так что вопрос сводился к простому «как». Как остановить внедрение ПФДО в школах искусств?

– Расстроились, что до обсуждения музыкальных школ так и не дошло?

– Мы и правда очень ждали. Президент неоднократно высказывался, что музыкальные школы надо сохранить. Я даже думаю, за этим стоит воспоминание о школах нашего детства, в которых учиться мог каждый.

Каждый получал не упрощенную, сокращенную, а полноценную программу и через семь лет мог выбрать музыкальную профессию, а мог и не выбрать. Главное – приобретал отличные знания, умения и навыки.

А тут вдруг – получите сертификаты.

Мы расстроились, но спустя два дня после прямой линии стало известно, что министр культуры Владимир Мединский и министр просвещения Ольга Васильева подписали совместную рекомендацию главам регионов по сохранению существующей модели финансирования детских школ искусств.

Рекомендовали не применять для предпрофессиональных программ сертификаты ПФДО. Это большой шаг. Правда, до конца не понимаю, что именно стоит за словом «рекомендация». Надеюсь, рекомендации приобретут характер закона.

Тем более, что мы непрестанно на эту тему говорим в Госдуме.

Музыкальное образование в России

Екатерина Мечетина. music-nn.ru

– В каких-то регионах музыканты уже столкнулись с введением сертификатов на обучение?

Именно. Их уже ввели в пилотных регионах. Один мне хорошо знаком – Ханты-Мансийский автономный округ. Я бываю там регулярно, потому что в апреле там проходит мой авторский фестиваль «Зеленый шум».

Этой весной мы собрали коллегию из директоров и методистов музыкальных школ, которые на практике столкнулись с нововведением. Понятно, все нововведения возникают из желания сэкономить средства.

Ни разу в жизни не сталкивалась с проектами или реформами, которые имели бы цель максимум средств направить на финансирование образования, тем более музыкального. Все направлено на экономию. И это тот самый случай.

Коллеги подробно рассказали, что сертификат стоимостью до 30 тысяч рублей (ни в одном из пилотных регионов он не стоит дороже, а в Московской области даже меньше – 20 тысяч) дается одному ребенку на один год.

Как они будут распределяться, достанутся ли на следующий год тем же детям или уже другим, непонятно. Зато ясно, что, получив такой сертификат, ребенок не может с ним пойти на предпрофессиональные занятия по скрипке.

Почему?

– Потому что это стоит гораздо дороже. Мы же понимаем, что занятия, обучающие игре на инструменте, индивидуальны, поэтому стоят не менее ста тысяч. Под стоимость сертификата каждое учебное заведение должно разработать такие программы (естественно, групповые), которые укладывались бы в эту сумму. Объемными и полноценными они не получатся по определению. Попробуй уложись в тридцать тысяч.

Да, есть прекрасное групповое занятие – хоровое пение, но остальные предметы – сольфеджио, общее фортепиано, музыкальная литература – в рамки выделяемых средств не помещаются.

Все остальные занятия строго за счет родителей. В этом месте мы промолчим о зарплатах в регионах.

– Фактически это введение имущественного ценза? Музыка не для всех?

– Именно так. Постепенно. А еще это уход государства из сферы образовательных услуг. Мы привыкли, что дополнительное художественное и музыкальное образование для наших детей доступно, а тут вдруг оказывается совсем иначе. Платить сто тысяч в год за обучение игре на фортепиано или скрипке, согласитесь, мало кто может себе позволить.

Кстати, в советский период музыкальное образование однозначно бесплатным не было. Например, уроки фортепиано в СССР стоили 21 рубль в месяц, уроки скрипки и виолончели обходились дешевле. Но в последнее время в нашей стране музыкальное образование вообще было официально бесплатным, а по факту существуют «добровольные» родительские пожертвования.

Сейчас активно обсуждается введение более существенной официальной родительской платы, софинансирования с государством, но не потому что мы хотим ограничить круг учеников, а потому что важно повышение степени ответственности.

Ряд исследований говорит, что полностью бесплатное обучение музыке (заниматься музыкой вообще-то трудно) вызывает безответственное отношение.

Многие начинают относиться к музыкальной школе как к чему-то развлекательному, неважному, необязательному.

Введение посильной дифференцированной платы (для малоимущих плату стоит отменять, для талантливых детей ввести стипендии) – это разумная мера, хотя и спорная, должна быть всесторонне обсуждена.

  • По вашему мнению, кому должны быть подчинены и перед кем ответственны детские музыкальные школы?
  • – Они должны быть в ведении Министерства культуры, а не Минобразования, не должны иметь и двойного подчинения.
  • Почему же? 

– Хотя бы потому, что Министерство образования требует избыточной отчетности. Все педагоги страдают от этого, особенно в вузах. Один коллега показывал мне огромную папку бумаг. Это была отчетность за год по одному студенту, не по специальности, а по не самому главному предмету.

Очевидно, в Минобразования просто не понимают специфику функционирования музыкальных школ. Знаете, какое лучшее доказательство этому? Проводимые проверки. Иногда доходит до комичного.

Например, проверяющие в одной из музыкальных школ Москвы были возмущены, что на экзамене по специальности (на котором традиционно исполняют заранее подготовленную программу на инструменте) ученик не тянул билет.

Как реформа может повлиять на качество образования?

– Мы мечтаем о реформе, которая была бы настроена на реальное улучшение образования. Но случалось преимущественно лишь урезание и сокращение. Что может быть хорошего в сознательном ухудшении? Даже за счет максимального охвата детей. Не нужно в угоду этому показателю упрощать и сокращать.

Физик, который умеет играть на флейте

Общедоступные музыкальные школы возникли в СССР в 30-е годы, то есть история не такая уж и длинная. Какая идея лежала в основе тогда и куда она улетучилась? 

– Во-первых, была другая экономика, совсем не рыночная. Во-вторых, было представление о классическом образовании, которое должно включать в себя обучение изящным искусствам. Музыкальное образование признано психологами как наиболее развивающее мозговую деятельность, причем в раннем возрасте.

Есть исследования о влиянии развития мелкой моторики в сочетании с рядом интеллектуальных действий, связанных с эмоциональной сферой, на мозг. Обучение музыке, пусть звучит пафосно – это всеобъемлющий инструмент развития личности.

В Советском Союзе это прекрасно понимали, поэтому-то и развивали сеть музыкальных школ по всей стране.

В-третьих, не забываем о политике.

СССР стремился продемонстрировать миру, что его детям, вне зависимости от социального статуса, доступно то самое воспитание, которое до революции было уделом аристократии, а в других странах могли позволить себе лишь высшие слои общества. В СССР абсолютно любой ребенок мог стать музыкантом или художником, а простой учитель музыки – получать достойные деньги.

Музыкальное образование в России

Когда все встало на рыночные рельсы, финансирование не просто резко упало, особенно это заметно было в 90-е, оно стало издевательским.

Я приношу искреннюю благодарность и кланяюсь педагогам, которые в тяжелейшие годы, в середине 90-х, получая зарплату в 10$ в месяц, а хватало ее только на проезд в транспорте, продолжали воспитывать музыкантов и сохранять уникальную систему музыкального образования. Эта система продолжает работать и сейчас, стоит на плечах энтузиастов.

Лучшее подтверждение – международный конкурс Чайковского, на котором наши музыканты выступают просто феноменально. А ведь они и есть те самые дети, которые родились после перестройки.

Вкладывая в музыкальное образование, мы отапливаем улицу. Сколько выпускников музыкальных школ становится выдающимися музыкантами? Подобные упреки довольно часто звучат. Как вы к этому относитесь?

– Мне и моим единомышленникам такие упреки очень помогают. Есть исследования, что среди юных правонарушителей процент учащихся музыкальных школ ничтожен. Это говорит о том, что мы воспитываем не будущих профессиональных музыкантов, да и задачи такой не ставится, хотя небольшой процент талантливых детей профессионалами все-таки становятся.

Музыкальные программы составлены так, что логическим продолжением обучения в школе становится обучение в училище, а потом и в консерватории. Это единое целое, это та самая преемственность образовательных программ. Но из музыкальной школы прежде всего выходит личность, гражданин, образованный человек.

Обвинения в пустой трате государственных денег кажутся мне нелепыми и свидетельствуют о полном непонимании сути образования.

Как можно жалеть о потраченных деньгах, если ребенок становится не просто культурным, эмпатичным, но разносторонним, устойчивым к опасностям, которые подстерегают его вовне.

Как можно это игнорировать? Если все-таки пренебрегаете, то, как сказал один из моих коллег, «закрывая музыкальную школу, не забудьте построить на ее месте тюрьму».

Однажды уважаемый мной Михаил Швыдкой, бывший министр культуры, сказал: «Физик, который умеет играть на флейте, талантливее того, который играть не умеет».

У чиновников есть такое диковатое выражение – человеческий капитал. Так стоит вкладываться в этот капитал или мы отапливаем улицу?

У меня есть фестиваль Ассоциации студенческих клубов классической музыки. В ассоциацию входят студенты не-музыканты из МГУ, Бауманки, любых вузов, имеющие за плечами музыкальную школу. Ребята не забыли, как играли в детстве на инструментах, поэтому собираются в оркестры и ансамбли, музицируют. В этом их поддерживают профессиональные музыканты.

Такой фестиваль – это что-то удивительное. Но и в СССР, в доме ученых в Москве, в Новосибирске, были оркестры, которые помогали ученым расслабиться после трудовых будней. Они играли на очень хорошем уровне и даже выступали. Музыкальное образование – это признак культурного человека.

Конечно, упрек про отапливание улицы возмутил, но он же позволил консолидироваться коллегам и четче высказать нашу позицию.

Польза, которую можно пощупать руками

Общим местом в спорах об актуальности музыкальных школ является история детских травм. Бьют по рукам, орут, отбивают охоту к музыке. Что вы думаете о музыкальной повинности, которую еще недавно отбывали девочки и некоторые мальчики из интеллигентных семей?

– Бьют, унижают, кричат… с этим в профессиональной среде надо жестко бороться. Не знаю, с чем связано, может, это личностные особенности отдельных педагогов, хотя, действительно, у старшего поколения даже в высшем звене это случалось, кое-где бывает и теперь.

Но я не представляю, чтобы педагог сегодня, выезжая на мастер-класс в страны Юго-Восточной Азии, Европу или в Америку, прикрикивал бы на учеников. Если нечто подобное происходит – это вопиющий случай и исключение. Иными словами, кое-что меняется.

Профессиональное сообщество обязано жестко противостоять такой манере обучения, бороться на всех уровнях, в том числе путем увольнения таких педагогов.

Источник: https://www.pravmir.ru/zachem-gosudarstvu-fiziki-kotorye-igrayut-na-flejte-chto-stanet-s-muzykalnym-obrazovaniem-v-rossii/

Музыкальное образование — три ступени традиционного музыкального образования в России, в Москве

Главная — Музыкальное образование

Как получить музыкальное образование в России?
Информация для тех, кто решил начать или продолжить обучение музыке в учебном заведении.

Существует три основных ступени музыкального обучения:

  1. Начальное музыкальное образование (для детей)
  2. Среднее специальное образование (для выпускников школ)
  3. Высшее образование (для выпускников школ и средних специальных учебных заведений)

Большинство учащихся в рамках классического музыкального образования проходит по всем трем ступеням: ребенок с малых лет начинает учиться музыке в подготовительном отделении музыкальной школы, поступает в школу, заканчивает ее, затем поступает в музыкальный колледж, а после окончания колледжа — в ВУЗ. Но бывают и исключения. Например, некоторые вундеркинды поступают после школы сразу в консерваторию. Или занимаются с частными преподавателями начальным музыкальным образованием, а затем поступают в музыкальный колледж.

Музыкальное образование считается одним из самых длительных. С момента поступления в музыкальную школу до окончания института может пройти 16 лет. В ДМШ, как правило, учатся 5-7 лет; в училищах и колледжах — 4 года; в консерваториях и институтах — 5 лет.

Читайте также:  Самые умные в мире: российские победы на международных олимпиадах

Срок обучения зависит от выбранной специальности и от индивидуальных способностей. Дольше всех обучаются по специальностям: композиция, теория музыки, дирижирование, классическое исполнительское искусство (фортепиано, инструменты классического оркестра) .

Быстрее проходит обучение по специальностям: вокал, народные инструменты.

Следует учесть, что существуют нетиповые музыкально-образовательные учебные заведения, которые могут отличаться от указанных сведений.

Темп (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость движения музыки, определяемая количеством метрических долей в единице времени. Темп принято обозначать на итальянском языке. Большинство терминов обозначают также и характер движения.

Темп более точно определяется по ударам в минуту, для точного установления темпа используется метроном — прибор, отстукивающий равномерные удары. На метрономе можно задать количество ударов в минуту, соответствующих нужному темпу. Каждый удар обозначает одну долю (четверть или восьмую в соответствии с размером).Читать далее

  1. Теория музыки. Представители музыкальной теории.
  2. Звук. Свойства и качества звука. Обертоны.
  3. Строй и темперация.Читать далее

Несколько примеров решений задач по гармонии из учебника:
И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин, В.Соколов. Учебник гармонии.

  • Формат MIDI, просмотр возможен с помощью нотных редакторов.
  • Читать далее

Перечень контактов музыкальных ВУЗов Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.

Читать далее

Перечень контактов Музыкальных училищ и Музыкальных колледжей Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.Читать далее

Перечень контактов ДМШ и ДШИ Москвы и Московской области с указанием названия, адреса, ближайших станций метро, основных телефонов, сайтов.Читать далее

Учебные заведения: Консерватория, Академия, Институт.

Содержит очные, заочные и вечерние факультеты. В списке ниже указаны наиболее распространенные факультеты (у каждого ВУЗа свой набор отделений).Читать далее

Учебные заведения: Музыкальное училище, Музыкальный колледж.Читать далее

Учебные заведения: Детская музыкальная школа, Детская школа искусств (ДМШ, ДШИ).Читать далее

Источник: http://diafon.ru/education/

Музыкальное образование

Музыкальное образование также употребляется в значении «профессионального образования», включающее в себя — начальное, среднее специальное и высшее. Начальное дают музыкальные школы со сроком обучения не менее 7 классов.

По окончании музыкальной школы, выпускники, которые приняли решение продолжать обучение, могут поступать в музыкальные училища или колледжи, которые обеспечивают среднее специальное образование.

После окончания которых, желающие могут продолжить продолжить учебу в консерватории, институте или академии искусств, для получения высшего музыкального образования.

Какие учебные организации и заведения дают музыкальное образование?

  • Музыкальные студии для детей
  • Центры развития детей
  • Детские муниципальные музыкальные школы
  • Частные детские музыкальные школы
  • Специализированные детские музыкальные школы
  • Музыкальные училища
  • Музыкальные колледжи
  • Музыкально-педагогические институты
  • Музыкальные консерватории
  • Институты культуры
  • Академии искусств

Начальное музыкальное образование

Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере.

Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы.

Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.

Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте.

В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения.

Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

Среднее-специальное образование

С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж.

При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными. Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк.

Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры.

Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

Музыкальные ВУЗы

Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п.

Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания.

Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.

В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

Источник: https://national-travel.ru/muzykalnoe-obrazovanie

Ученые выяснили, как музыкальное образование влияет на человека

2019-11-11T09:00+0300

2020-03-03T17:20+0300

https://ria.ru/20191111/1560734522.html

Ученые выяснили, как музыкальное образование влияет на человека

https://cdn25.img.ria.ru/images/156073/47/1560734797_0:120:2910:1757_1036x0_80_0_0_0c906715cc26627612354979163cf8a5.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости. Ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ) совместно с российскими коллегами установили связь между советским музыкальным образованием и жизненной траекторией. Более половины выпускников детской музыкальной школы заявили, что обучение повлияло на выбор профессии, сообщили авторы исследования.

Известно, что первые детские музыкальные школы (ДМШ) в России появились в XIX веке. Однако свое массовое развитие ДМШ получили в советское время. По данным исследования, к 1991 году на территории РСФСР функционировали 5 700 детских школ искусств (ДШИ).

Научная группа провела исследование с участием 105 человек в возрасте от 39 до 73 лет, которые в детстве обучались в музыкальной школе. Ученые подготовили структурированное интервью из трех групп вопросов: «Родительская семья респондента», «Обучение в детской музыкальной школе», «Жизненный путь респондента после окончания школы».

«Одним из островков советской детской повседневности была детская музыкальная школа. Нас интересовало, какую роль ДМШ сыграли в жизни этих людей. С одной стороны, они рассказывают, что им до сих пор по ночам снится сон: «Надо идти на экзамен, а пьеса не выучена».

Они просыпаются в горячем поту, вновь через десятилетия переживая детский страх.

А с другой, игра на музыкальном инструменте, музыкальный вкус, способность сосредоточиться, собраться в трудный момент – до сих пор являются конкурентными преимуществами выпускниками ДМШ», – прокомментировал автор исследования, профессор департамента педагогики МГПУ, доктор педагогических наук Борис Куприянов.

Опрос показал, что 19% респондентов связали свою жизнь с музыкой (преподаватель музыкальной школы, музыкант, певец), 12% выбрали художественно-творческие профессии (работа на радио, хореограф, работник культуры), 13% выпускников стали учителями начальных классов.

Еще 8% респондентов фиксируют связь музыкального образования и жизненной траектории, хотя их профессии (врач, летчик, программист) формально не связаны с музыкой.

Остальные участники исследования заявили, что связи между музыкальным образованием и профессией нет или ее трудно установить.

Выпускники музыкальных школ также отметили, что прежде всего научились усидчивости, самодисциплине, терпению и трудолюбию. Однако значительная часть названных вариантов связана с содержанием музыкального образования: любовь к музыке, развитие музыкальных способностей, знание нотной грамоты, умение владеть музыкальным инструментом.

Исследование показало, что самым распространенным музыкальным инструментом среди советских школьников оказалось фортепиано, на втором месте – аккордеон и баян, на третьем – струнные инструменты.

По официальным данным Минкультуры России, в настоящее время в стране — 5007 детских школ искусств, в которых обучают 1,5 млн человек. В результате реформы системы музыкального образования с 2015 года ДШИ обучают по двум типам дополнительных общеобразовательных программ: предпрофессиональным и общеразвивающим. Нововведения получили неоднозначную оценку профессионального сообщества.

В исследовании принимали участие Воронежский государственный педагогический университет, Костромской государственный университет, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, Новосибирский государственный педагогический университет, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в Ялте. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ.

Источник: https://ria.ru/20191111/1560734522.html

Музыкальное образование в России и за границей: различия и схожие черты

Споры об образовании в России и за рубежом продолжаются, кажется, уже сотни лет. Одни эксперты говорят, что такой замечательной системы теоретического образования нет больше ни в одной стране мира, другие парируют, что в Европе и заморской Америке гораздо большее внимание уделяется практике, а значит в большой мир молодые специалисты выходят более подготовленными.

Впрочем, в большинстве споров об уровне развития высших школ речь все-таки идет о науке, тогда как мы хотим поговорить о творческих профессиях. Например, о музыкальном образовании в России и за границей.

Путь музыканта в России

Детская музыкальная школа обычно становится первым знакомством ребенка с музыкой.

Опытные преподаватели определяют его таланты, смотрят на то, что интересует самого малыша и начинают «бить в одну точку» — если родители и учителя решают, что юному дарованию лучше всего удается фортепиано, в ближайшие несколько лет его ждет обучение игре на фортепиано, изучение классических музыкальных произведений и истории музыки, участие в многочисленных музыкальных конкурсах и концертах.

Сразу стоит отметить, что всем вышеперечисленным ребенок будет заниматься после уроков в средней школе, где он наравне со всеми будет постигать азы математики, литературы и других традиционных предметов. Поэтому заканчивают российские музыкальные школы обычно самые стойкие и целеустремленные – в подростковом возрасте непросто заставить себя посвящать учебе столь значительное количество времени.

Зачастую, музыкальной школой все и ограничивается, однако те, кто хочет достичь большего, могут поступить в консерваторию и продолжить свою музыкальное образование.

Впрочем, дорогу к сцене им в любом случае придется прокладывать самостоятельное – даже лучшие выпускники высших учебных заведений по классу музыки в России часто заканчивают свою карьеру в должности преподавателей музыкальных школ.

Таким образом, к достоинствам музыкального образования в России можно отнести его фундаментальность и верность традициям.

Вас ждут отличные знания истории музыкальных инструментов и классической музыки, биографий композиторов и их произведений, Вы сможете сыграть все известные композиции, созданные для Вашего музыкального инструмента, однако поможет ли все это развивать в Вас творческую составляющую – это вопрос.

Основным же недостатком российского музыкального образования становится его второстепенность. К сожалению, музыкальные школы не относятся к престижным учебным заведениям, а многочасовое обучение игре на фортепиано или гитаре не станет оправданием ни для школьных учителей, ни для родителей, которые начнут ругать своего талантливого ребенка за двойку по математике.

Путь музыканта за рубежом

Основное кредо зарубежного образования: «Каждый должен заниматься своим делом».

Иными словами, если Вы отлично играете на фортепиано и хотите развивать свой талант в этом направлении, математика Вам не нужна.

То есть, конечно же, Вас научат складывать, вычитать, делить и умножать, но беспокоиться о том, что Вы не сразу дадите определение интегралу или докажете теорему Пифагора, никто не будет.

Профессиональные музыкальные школы в Европе тщательно отбирают молодые таланты и делают все возможное, чтобы воспитать настоящих музыкантов, лучших из лучших.

Именно по этой причине лучшие зарубежные музыкальные школы работают в формате пансионов – дети живут при школе в течение всего учебного года, не отвлекаются на посторонние задачи и проблемы, не общаются с родителями и не видят друзей из соседнего подъезда.

Их распорядок дня полностью подчинен музыке, и от погружения в творчество не отвлекает ничто, хотя, конечно же, в таких пансионах учат и основным, общеобразовательным предметам.

Чаще всего, судьба ребенка, закончившего такую музыкальную школу, предопределена – он будет продолжать свое музыкальное образование и развиваться, достигая новых высот. Ведь фактически музыка – это то, что являлось основой его жизни с самого детства.

Основным достоинством музыкального образования за рубежом можно считать то самое полное погружение в мир музыки и творчества. Не отвлекаясь на другие предметы, проблемы дома и шум за окном, Вы сможете творить, экспериментировать, создавать что-то свое.

Однако есть и недостатки – делая основной упор на музыкальную составляющую, зарубежные преподаватели зачастую забывают о том, что подросший талант может передумать связывать свою жизнь с музыкой. А будет ли он уметь что-либо еще – это большой вопрос.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….1

Тема 1. История музыкального образования как наука и как учебная дисциплина. Основные подходы к ее изучению……………………………………………………………………….1

Лиля Хусаинова

Тема 2. Педагогическая мысль и практика в Древнем мире и Средневековье………………5

Лиля Хусаинова

Тема 3. Музыкальное образование эпохи Возрождения………………………………………..9

  • Лиля Хусаинова
  • Тема 4. Музыкальное образование эпохи Просвещения Музыкально-педагогические концепции мастеров клавирного искусства XVI-XVIII вв………………………………12
  • Катя

Тема 5. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII — начале XIX вв. Педагогическая и просветительская деятельность Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа…………………………………………………………… 16

Катя

Тема 6. Основные этапы музыкального образования в России. Музыкальное образование русского средневековья (XI — XVII вв.)…………………………………………………………..20

  1. Нурзиля
  2. Тема 7. Музыкальное образование в России в ХVII — первой половине ХIХ вв………24
  3. Рузиля

Тема 8. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования и просвещения…………………………………………………………………………………..32

Лиля Галимова

Тема 9. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ вв………………………………….39

Алина

Тема 10. Музыкальное образование советского периода…………………………………….47

Катя

Тема 11. Основные отечественные профессиональные музыкально-исполнительские школы ХХ в……………………………. ……………………………………………………………………53

Резеда

Тема 12. Исторические традиции и современные проблемы музыкального образования………………………………………………………………………………………………………………………….73

Нурзиля

Тема 13.Музыкальное образование в США………………………………………………………………75

Лиля Галимова

Тема 14. Музыкальное образование в Германии…………………………………………………….76

Катя

Тема 13.Музыкальное образование в России и за границей:

различия и схожие черты……………………………………………………………………………………….76

  • Рузиля
  • Катя 12-20, 47-53
  • Лиля Х. 1-12
  • Лиля Г. 32-39,75-76
  • Алина 39-47
  • Резеда 53-73
  • Нурзиля 20-24, 73-75, Рузиля 24-32, 76

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/23361.html

Ссылка на основную публикацию