Началась модернизация системы подготовки кадров спо

Началась модернизация системы подготовки кадров СПО

Главную роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва для экономики начинают играть колледжи. Одна из задач для учебных заведений системы СПО – разработка образовательных программ для повышения квалификации уже работающих специалистов.

К такому выводу пришли участники круглого стола «О законодательном обеспечении подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики субъектов РФ», который состоялся сегодня в Совете Федерации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Во всероссийской олимпиаде школьников слишком много победителей

Оценим за полчаса!

По словамзаместителя Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктора Кресса, для обеспечения прорыва в области экономического и социального развития, необходимо обеспечить базовые отрасли экономики высококвалифицированными кадрами. Именно об этом говорил в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин.

В последнее время Россия столкнулась с нарастающей проблемой дефицита трудовых ресурсов.

Причин много – демографический спад, старение населения и постепенное нарастание дефицита квалифицированных кадров, способных работать в высокотехнологичном секторе экономики.

Именно дефицит кадров является острейшей проблемой для экономики. Чтобы ослабить эту проблему, нужно модернизировать систему образования.

Перемены к лучшему в системе СПО уже происходят. По данным директора департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения РФ Инны Черноскутовой, за последние 5 лет число студентов колледжей выросло на треть. Ежегодно рабочие профессии выбирают более 900 тысяч девятиклассников.

Началось омоложение преподавательского состава: «Нас радует то, что в последние три года с помощью национального проекта «Образование», внедрения движения WorldSkills в нашей системе произошло омоложение кадрового состава мастеров СПО, и сегодня средний возраст преподавателей составляет 46 лет. Сейчас есть задача непрерывного обновления компетенций работающими гражданами. И в этом плане на систему СПО ложится задача обучения работающего населения в рамках коротких программ,» – подчеркнула Инна Черноскутова.

Настоящих профессионалов невозможно готовить без хорошей техники.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Егэ для родителей и рейтинг детских садов

Оценим за полчаса!

Результаты мониторинга качества подготовки кадров в субъектах РФ, проведенного специалистами Российского технологического университета, свидетельствуют о том, что возраст только 37% оборудования в колледжах составляет менее 5 лет. В 2015 году этот показатель был в два раза ниже.

Вырос уровень доступности СПО – сейчас в России 4,5 тысячи учебных заведений. 48 процентов студентов выбирают технические науки, инженерное дело и технологии. Так что тренд на инновационное развитие будет обеспечен.

Содержательное изменение процесса образования отметил генеральный директор Союза «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills – независимая оценка практических умений и навыков студентов и выпускников, задания которого моделируют реальные производственные процессы, набирает обороты.

В прошлом году экзамен сдавали 15 тысяч выпускников, в нынешнем более 30 тысяч. С испытаниями справился каждый третий.

Мы научились готовить молодых профессионалов по некоторым направлениям лучше всех в мире. Это подтверждают победы на международных соревнованиях, и сейчас важно перенести этот опыт на взрослых.

«Профессиональное образование – это не только первичное образование, но и регулярное повышение квалификации. К сожалению, в России с этим очень плохо. Если брать данные Высшей школы экономики, только 15 % взрослых людей находятся в системе регулярного повышения квалификации.

Это говорит о том, что огромный потенциал тех людей, которые уже сейчас работают, для системы СПО не является объектом внимания. Мне кажется, что это категорически неправильно. Нужно упростить процедуры доступа в колледжи для всех работающих и процедуры создания образовательных программ.

Мы говорим о том, что нужны короткие образовательные программы, но, к сожалению, этого не происходит», – отметил Роберт Уразов.

Все предложения, прозвучавшие во время работы «Круглого стола», будут внесены в итоговую рекомендацию профильного комитета Совета Федерации.

    Началась модернизация системы подготовки кадров СПОНачалась модернизация системы подготовки кадров СПОНачалась модернизация системы подготовки кадров СПО

Источник: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/kadrovyie-problemyi-ekonomiki-smozhet-reshit-modernizacziya-sistemyi-spo.html

Дмитрий Глушко: Модернизация промышленности начинается с модернизации системы подготовки рабочих кадров

13 октября министр профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Якутии Дмитрий Глушко принял участие в качестве эксперта в секции «Образование, кадры, промышленность – пути взаимодействия» на  X Национальном конгрессе «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития».

 

Конгресс прошел  12-13 октября в Москве.  На нем были обсуждены  вопросы промышленной политики, импортозамещения, региональных моделей подготовки рабочих кадров.

Состоялись отраслевые дискуссии, касающиеся развития жилищно-коммунального хозяйства, строительной отрасли, развития транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, кадрового обеспечения роста экономики.

Дмитрий Глушко выступил с докладом о  модернизации системы среднего профессионального образования. 

Как отметил министр, перспективы социально-экономического роста Якутии основываются на развитии производительных сил, транспорта и энергетики республики, оптимальном использовании ее природно-экономического потенциала. 

Дмитрий Глушко озвучил основные задачи развития промышленности в республике на период 2016-2018 годов.

Среди них он назвал сохранение лидирующей позиции на мировом алмазном рынке сырья, вовлечение в промышленную эксплуатацию нефтегазовых месторождений в Западной Якутии, строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», освоение Эльгинского угольного месторождения, запуск других угольных проектов Южной Якутии, создание условий для нового этапа развития золотодобычи: освоение месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции и Нежданинского месторождения в Томпонском районе, привлечение инвестиций в алмазогранильную и ювелирную промышленность, развитие обрабатывающих отраслей, в том числе на основе разворачивания деятельности ТОСЭР «Кангалассы». 

«Решение данных стратегических задач связано с вопросами обеспечения их трудовыми ресурсами. При реализации инвестиционных проектов до 2025 года будет создано более 140 тыс. новых рабочих мест» , — отметил Дмитрий Глушко. 

Министр подчеркнул, что первая Программа модернизации системы СПО на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Главы республики 18 марта 2011 года, дала новый импульс для развития региональной системы профобразования, основными результатами которого являются реструктуризация сети, внедрение новых финансово-экономических механизмов, укрепление материально-технической базы системы СПО. 

Наряду с этим он отметил и существующий разрыв качества подготовки рабочих кадров с реальной потребностью работодателей.

Основными их причинами назвал слабую оснащенность учебных мастерских и лабораторий высокотехнологичным учебно-производственным оборудованием, недостаточный опыт работы в реальных производственных условиях педагогического состава, невысокий объем применения активных педагогических технологий, а также практического обучения студентов на предприятиях и, конечно же, низкий престиж рабочих профессий в обществе и недостаточную мотивацию самих студентов.

Как сообщил Глушко, главный результат прошедших пяти лет заключается в том, что система стала открытой перед обществом и работодателями.

Республиканское министерство профобразования, подготовки и расстановки кадров видит основное направление развития системы в привлечении реального сектора экономики в сферу профобразования и обеспечения соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики. 

Основным механизмом для этого стало создание профессионально-образовательных кластеров.

Создано пять профессионально-образовательных кластеров, в том числе в сфере промышленности: Золотодобывающий на базе Алданского политехнического техникума и Угледобывающий на базе Южно-Якутского технологического колледжа.

Кроме них действуют кластеры Строительный на базе Якутского коммунально-строительного техникума, IT-технологий на базе Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И. Дудкина и Оленеводства на базе Арктического колледжа народов Севера.

Планируется создание еще 3 кластеров: Алмазогранильного и ювелирного производства на базе Якутского промышленного техникума, Индустрии питания — Якутского технологического техникума сервиса и Сельского хозяйства — Якутского сельскохозяйственного техникума.

Кроме того, ведется целенаправленная работа по обеспечению механизма государственно-частного партнерства в системе профобразования. Договора и соглашения подписаны с ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром», ООО «Колмар» и   АК «АЛРОСА» (ОАО). Налаживается систематическая работа с общественными организациями работодателей.

Союз строителей Якутии, Союз рестораторов уже участвуют в управлении образовательными учреждениями. На базе образовательных учреждений, предприятий начали создаваться совместные учебно-производственные площадки и кафедры.

Система ориентирована на внедрение дуального обучения: введение наставничества – еще один механизм повышения качества образования.

«Необходимо признать, что сегодня при происходящих сокращениях бюджета на профессиональное образование, количество образовательных организаций и их профильная рассредоточенность снижает эффективность работы системы в целом.

Решение проблемы предусматривает упорядочивание структуры подготовки рабочих кадров посредством приведения в соответствие профиля образовательных учреждений отраслевой структуре экономики Республики Саха (Якутия)», — сказал Глушко. 

Согласно Прогнозу социально-экономического развития республики и территорий опережающего развития региона будут определены профили образовательных организаций.  Колледжи и техникумы станут ресурсными центрами по отраслям: золотодобывающий и угледобывающий в Южной Якутии,  Алмазодобывающий и Нефтегазовый в Западной Якутии, Алмазогранильный и Ювелирный производства в Якутске. 

Вместе с тем Дмитрий Евгеньевич сделал упор и на необходимость учета специфики региона, труднодоступность и отдаленность районов Якутии.

«Мы живем в регионе, где требуется особо бережный подход происходящим структурным изменениям. Преобразования не должны ломать социальный уклад, сложившийся в национальной республике с труднодоступными территориями и малочисленностью населения.

Нельзя забывать ту высокую миссию перед человечеством за освоение и облагораживание северных территорий планеты Земля.

И в то же время мы не должны забывать, что образовательные учреждения среднего профессионального образования выполняют функции социальной защиты значительной части населения, остро нуждающейся в государственной поддержке», — подытожил свое выступление Дмитрий Глушко. 

По информации пресс-службы Минпрофобразования Республики Саха (Якутия)

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Yakutsk.BezFormata.com/listnews/glushko-modernizatciya-promishlennosti/39062333/

Модернизация среднего профессионального образования

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

МОДЕРНИЗАЦИЯ  СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Алешина  Анна  Владимировна

канд.  экон.  наук,  ФГАОУ  ВПО  «Северо-Кавказский  федеральный  университет»,  филиал  в  г.  Пятигорске,  специалист  по  методической  работе,  г.  Пятигорск

Е-mail:  omrc@pfncfu.ru

Сердюкова  Любовь  Николаевна

канд.  экон.  наук,  ФГАОУ  ВПО  «Северо-Кавказский  федеральный  университет»,  филиал  в  г.  Пятигорске,  специалист  по  методической  работе,  г.  Пятигорск

  • MODERNIZATION  OF  SECONDARY  PROFESSIONAL  EDUCATION
  • Aleshina  Anna
  • phD  in  Economics,  North-Caucasus  Federal  University,  branch  in  Pyatigorsk,  specialist  on  Methodology,  Pyatigorsk
  • Serdyukova  Lyubov
  • phD  in  Economics,  North-Caucasus  Federal  University,  branch  in  Pyatigorsk,  specialist  on  Methodology,  Pyatigorsk
  • АННОТАЦИЯ

В  статье  рассмотрены  вопросы  сегодняшнего  дня,  о  модернизации  среднего  профессионального  образования,  на  которые  требуется  ответить.

Читайте также:  Для изучения информационных технологий нужны только -бумага и карандаш

  Сущность  состоит  не  в  том,  чему  или  как  учить  (хотя,  безусловно,  это  важнейшие  проблемы  образования),  а  по  какому  направлению  (специальности)  и  для  какой  отрасли  экономики,  чтобы  у  работодателей  и  социальных  партнеров  возникала  потребность  в  выпускниках  техникумов  и  колледжей  нужной  квалификации.

ABSTRACT

This  article  presents  the  acute  problems  of  modernization  of  vocational  education,  which  are  needed  to  be  solved.

  The  essence  is  not  to  what  or  how  to  teach  (although,  of  course,  these  are  the  most  important  issues  of  education)  but  on  which  direction  (specialty)  and  to  which  sectors  of  the  economy  we  should  take  course,  so  that  employers  and  social  partners  get  graduates  of  technical  schools  and  colleges  with  the  adequate  skills.

Ключевые  слова:  модернизация;  сегментация;  социальный  партнер;  технологии  современного  производства;  профессиональное  развитие  специалистов  высокой  квалификации.

Keywords:  modernization;  segmentation;  social  partner;  modern  production  technology;  professional  development  of  qualified  professionals.

Среднее  профессиональное  образование  является  базисом  социально-экономического  развития  общества,  основой  многих  сфер  жизнедеятельности  государства,  средством  личностного  и  профессионального  развития  и  самоутверждения  личности.

  Если  от  качества  подготовки  выпускников  вузов  зависят  уровень  и  ускорение  научно-технического  прогресса,  то  от  профессионализма  выпускников  техникумов  и  колледжей  —  его  глубина  и  масштабы.

  Стремительно  меняющиеся  и  усложняющиеся  технологии  современного  производства  требуют  не  просто  рабочих,  а  специалистов  высокой  квалификации,  имеющих  глубокие  технические  знания,  мобильное  мышление,  легко  перестраивающихся  на  работу  по  новым  технологиям  производства.

  Эти  параметры  стараются  учитывать  государственные  общеобразовательные  учреждения  среднего  профессионального  образования  (далее  —  ГОУ  СПО)  в  процессе  воспитательно-образовательной  деятельности.  У  выпускников  техникумов  и  колледжей  социализация  проходит  быстрее  и  успешнее.

  Студенты  учреждений  СПО  знакомятся  с  проблемами  и  особенностями  производства  в  процессе  учебы  и,  прежде  всего,  в  ходе  производственной  практики,  которая  составляет  до  50  %  учебного  времени  по  различным  специальностям.

  Среди  образовательных  учреждений  системы  СПО  колледжи  реализуют  образовательные  программы  повышенного  уровня  среднего  профессионального  образования.  Среднее  профессиональное  образование  является  важным  объектом  модернизации  экономики  и  реформирования  образования  в  целом.

  Возникает  необходимость  модернизации  профессионального  образования,  ликвидации  его  несоответствия  реальным  и  перспективным  потребностям  страны  в  кадрах  нужной  квалификации.  В  связи  с  этим  назрела  необходимость  приоритетного  развития  среднего  профессионального  образования.  Достижение  нового  качества  профессионального  образования  мы  видим  в  определении  следующих  условий: 

  1. ·       в  прогнозировании  потребностей  рынка  труда  и  создании  кооперации  сети  профессиональных  образовательных  учреждений,  приближении  профессионального  образования  к  потребностям  территорий  и  региональным  рынкам  труда;
  2. ·       в  повышении  эффективности  рынка  профессионального  образования,  устранении  его  сегментации,  неоправданного  монополизма  и  слабой  информированности  потребителей;
  3. ·       в  устранении  диспропорций  и  излишнего  дублирования  в  подготовке  кадров,  оптимизации  перечней  профессий  и  специальностей,  по  которым  осуществляется  подготовка  кадров;
  4. ·       в  структурной  перестройке  профессионального  образования,  оптимизации  сети  его  учреждений,  отработке  различных  моделей  интеграции,  обеспечении  реальной  многоуровневости  СПО,  создании  профессионально-корпоративных  образовательных  комплексов  (ассоциаций),  учебно-научно-производственных  объединений;
  5. ·       в  радикальном  улучшении  материально-технической  базы  профессиональных  учебных  заведений,  дающих  фундаментальное  инженерно-техническое  образование;
  6. ·       в  активном  использовании  технологий  «открытого  образования»,  информатизации  образования  и  оптимизации  методов  обучения,  расширении  тех  из  них,  которые  формируют  практические  навыки  анализа  информации  и  самообучения,  в  увеличении  роли  самостоятельной  работы  студентов;
  7. ·       в  формировании  условий  для  непрерывного  профессионального  роста  кадров,  обеспечении  преемственности  различных  уровней  профессионального  образования  и  создании  эффективной  системы  дополнительного  профессионального  образования;
  8. ·       в  нормативно-правовом  обеспечении  активного  участия  работодателей  и  других  социальных  партнеров  в  решении  проблем  профессионального  образования,  в  том  числе  —  в  выработке  его  стандартов,  в  формировании  заказа  учреждениям  профессионального  образования,  в  контрактной  подготовке  кадров  и  проведении  кадровой  политики  на  уровне  субъектов  Федерации.

Сущность  главных  вопросов  сегодняшнего  дня,  на  которые  требуется  ответить,  состоит  не  в  том,  чему  или  как  учить  (хотя,  безусловно,  это  важнейшие  проблемы  образования),  а  по  какому  направлению  (специальности),  для  какой  отрасли  экономики  учить.

  Необходимо  определиться  с  профессиональными  характеристиками  нашего  выпускника  в  связи  с  динамичными  изменениями  производства  и  социальных  процессов  общества.

  На  современном  этапе  профессиональное  образование  наилучшим  образом  оказывается  приспособленным  для  удовлетворения  потребностей  личности  и  общества  в  саморазвитии.  Решение  этих  задач  видится  в  создании  системы  непрерывного  профессионального  образования.

  Сейчас  существует  спектр  проблем,  без  решения  которых  качественная  подготовка  специалистов  среднего  звена  не  представляется  возможной. 

Первый  блок  проблем  —  методологический.  Он  касается  вопросов  содержания  и  сущности  основного  понятия  «качество  среднего  профессионального  образования»  [1,  c.  77].

  Необходима  разработка  методологического  инструментария  выявления,  изучения  и  учета  всех  возможных  потребителей  профессиональных  знаний.

  Обобщенные  критерии  качества  подготовки  специалистов  среднего  звена  включают  следующие  группы:  удовлетворенность  работодателя  (производство);  выпускник  (личность);  социум  (общество)  высшей  школы  как  потребитель  выпускников  ссузов  (система  образования). 

Второй  блок  —  управление  качеством  подготовки  специалистов.  Здесь  главным  является  оценочный  компонент,  ориентируемый  на  выявление  соответствия  между  целями  и  результатами  образовательного  процесса.

  Это,  в  свою  очередь,  требует  разработки  объективного  многоуровневого  педагогического  инструментария,  позволяющего  осуществить  количественную  оценку  результатов  —  мониторинга  качества  подготовки  специалистов.

  Целесообразно  усилить  диагностическую  подготовку  и  переподготовку  инженерно-педагогических  работников,  разрабатывать  и  накапливать  диагностические  методики  для  совершенствования  системы  управления  образованием. 

Третий  блок  —  ресурсное  обеспечение  качества  подготовки  специалистов.

  Для  того  чтобы  образовательное  учреждение  добивалось  стабильно  высокого  качества  подготовки  выпускников,  необходимо  обеспечить  выполнение  следующей  группы  основных  образовательных  действий:  сделать  руководство  мотивированным;  усовершенствовать  кадровые,  методические,  информационные,  материально-технические,  нормативно-правовые  и  финансовые  составляющие  профессионального  обучения.

Вполне  понятно,  что  для  модернизации  среднего  профессионального  образования  в  новых  условиях  необходима  кардинальная  перестройка  образовательного  процесса  для  качественной  подготовки  студентов,  поиск  новых  форм  взаимодействия  с  работодателями,  бизнесом,  заинтересованными  структурами.

Список  литературы: 

  1. Ибрагимов  Г.И.  Качество  среднего  профессионального  образования  в  современных  условиях  /  Г.И.  Ибрагимов  //  Педагогика.  —  2006.  —  №  6.  —  С.  75—81.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxx/33493

Минобрнауки России намерено создать конкурентоспособную систему среднего профобразования к 2020 году

​Открывая заседание,  министр образования и науки России Ольга Васильева сообщила, что проект по созданию Межрегиональных центров компетенции (МЦК) реализуется в 7 субъектах Российской Федерации.

  • — МЦК отводится ведущая роль в  выявлении, формировании и широком распространении в системе профессионального образования лучших практик подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организаций, — сказала Ольга Васильева.
  • Министр отметила, что деятельность МЦК направлена на достижение нового уровня качества СПО и ориентирована на самые передовые рубежи в подготовке рабочих кадров и специалистов.
  • Министр подчеркнула, что при внедрении новых ФГОС СПО созданные в рамках МЦК учебные центры выполняют функции экспериментальных и координационных площадок федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования.
  • — Это  обеспечивает необходимую основу для сохранения единого образовательного пространства в условиях перехода системы СПО на новые содержание и технологии обучения, — сказала министр.
  • Ольга Васильева акцентировала внимание еще на одной важной задаче деятельности МЦК – создании условий для подготовки национальной сборной и команд отдельных субъектов РФ к участию в национальных и международных чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс.
  • — В МЦК аккумулируются необходимая современная технологическая база и кадры, что формирует принципиально новую инфраструктуру для  реализации новых ФГОС и организации тренировок, — подчеркнула министр.

Министр также сообщила о заинтересованности предприятий  в развитии деятельности МЦК. По ее словам, уже обозначился спрос на программы подготовки и повышения квалификации действующего персонала по профессиям и специальностям ТОП-50.

Врио директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Инна Черноскутова в своем докладе сообщила о роли Межрегиональных центров компетенций в реализации задач курируемого Минобрнауки России приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий».

Она отметила, что большинство поступивших от 23 регионов заявок (15 заявок, или 65,2%) составлено по  техническим профессиям и специальностям.

— Выбор регионов совпадает с тенденцией увеличения объемов подготовки по техническим профессиям и специальностям СПО, сложившейся в последние 5 лет в системе профессионального образования.

В результате конкурсного отбора 7 регионов (Республики Татарстан и Чувашия, Московская, Ульяновская, Тюменская, Свердловская области, Хабаровский край) получили государственную поддержку на создание МЦК по 6 группам компетенций, — сказала Инна Черноскутова.

Инна Анатольевна проинформировала, что общий объем средств, направленных на создание МЦК, составил: в 2016 году – 

один миллиард девятьсот семьдесят два миллиона двести тысяч рублей. В 2017 году запланировано выделение одного миллиарда трехсот семидесяти двух миллионов девятисот тысяч рублей.

Глава департамента отметила, что сеть партнерских организаций МЦК в настоящее время включает 358 профессиональных образовательных организаций, расположенных в 68 субъектах РФ. 

— В 2018 году регионам будет оказана государственная поддержка на внедрение программ модернизации систем профессионального образования в части совершенствования содержания профессионального образования, внедрения актуальных методик, образовательных технологий и нового инструмента оценки качества подготовки кадров – демонстрационного экзамена, — сообщила врио директора Департамента.

В качестве цели было отмечено создание к концу 2020 г. конкурентоспособной системы СПО и увеличение числа выпускников организаций СПО.

По информации Минобрнауки РФ

Фото источника

Источник: http://www.ug.ru/news/22340

Ссылка на основную публикацию