Научить детей отличать правду от фейка

Умеете ли вы отличать фейк от реальной новости? Информационная эпоха – это время, когда важно уметь видеть, где вымысел, а где – правда. С каждым днем наша жизнь все больше и больше обрастает шумом – тем самым, о котором писал Станислав Лем. Яркая реклама отвлекает наше внимание от значимых вещей, негативные новости с телеэкранов сеют панику и страх.

Одна из таких новых «страшилок» – коронавирус. Безымянная болезнь, ведь коронавирусом называется семейство РНК-вирусов. Их сегодня насчитывают 39. Шумиха вокруг коронавируса обрастает сотнями новостей каждый день, но далеко не все эти новости правдивы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ниже мы расскажем вам о 10 приемах, которые помогут распознать фейк в нашей стремительно развивающейся инфо-среде.

Научить детей отличать правду от фейкаft.com

Не коронавирусом единым, или как отличить фейк от правды

А пока мы не перешли к вишенке на нашем торте, предлагаем вам пройти небольшой тест. Он покажет, умеете ли вы отличать правду от лжи в сети. Итак… Поехали! ????

  • Новость №1
  • Недавно пенсионер спасся от акулы, обругав и избив ее.
  • Новость №2

В США из романа «Унесенные ветром» решили убрать персонажа Р. Батлера.

  1. Новость №3
  2. Каждые десять лет на Земле есть опасность пробуждения спящего вулкана.
  3. Новость №4
  4. Некоторые страны принимают законы против фейковых новостей.
  5. Новость №5
  6. В Instagram хотят запретить применять фильтры, кардинально меняющие человеческую внешность.

Научить детей отличать правду от фейкаvimeo.com

Прошли? Отлично! Что из этого было правдой, а что – ложью, вы найдете в конце этой статьи. А теперь мы научим вас 10 приемам защиты от фейковых новостей. С помощью этих советов вы сможете отличать настоящие новости от фейков.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Человек читающий: как превратить чтение в полезную привычку

Оценим за полчаса!

Советы для разоблачения фейков

Проблема состоит в том, что люди в большинстве своем, к сожалению, не умеют критически мыслить. Как и раньше, часто бездумно верят СМИ, которые со своей аудиторией не так уж честны. Международные организации «USAID» и «Internews», например, провели небольшое исследование, согласно которому 60% людей не мыслят критически.

Научить детей отличать правду от фейкаft.com

  1. Обратите внимание на заголовок: видите намек на сенсацию или шок, значит перед вами (наиболее вероятно) – фейк и вами пытаются манипулировать.
  2. Если материал новости чрезмерно эмоционален или же там много прилагательных, то это тоже, скорее всего, фейк.
  3. Разговорная лексика, слова, задающие поведенческие установки («разберемся», «выйдем», «сделаем» и т. д.), – явный признак фейка.
  4. Важно, чтобы новость была подкреплена источником. Если таковой отсутствует, то вероятность правдивости информации неуклонно снижается.
  5. Фейковая новость также чаще всего та, которая не дает никаких комментариев очевидцев, мнений со стороны, фотоматериалов. В таких новостях, как правило, акцент делается лишь на одно мнение или на одну какую-то мысль.

Научить детей отличать правду от фейкаdm.com

Таким образом, яркая, выраженная эмоциональность, спекуляция чувством справедливости, гордостью, восхищением значительно усиливает манипулятивность статей. А фейк и манипуляция часто идут рука об руку.

А вы знаете, что такая эмоциональная форма подачи новостей появилась во времена Пулитцера? Он счел обычные, сухие новости скучными, и решил подавать информацию в газетах так, будто это отрывок из художественного произведения. Сегодня в журналистике даже существует премия имени Пулитцера.

Только вот неясно до конца, в пользу или во вред информационной среде были эти нововведения.

Научить детей отличать правду от фейкаvox.com

No. 1. Анализируйте заголовки

Обычная, правдивая новость выглядит не так «вкусно», как фейк. И не так «важно». Мы не зря взяли это в кавычки. Фейк кажется уникальным, исключительным, невероятно важным. В конце таких заголовков часто стоят знаки восклицания. Степень невероятности заголовка напрямую зависит от его правдивости: чем менее невероятно, тем, как правило, правдивее.

No. 2. Обратите внимание на URL

Порой фейковые сайты почти целиком имитируют настоящие (оригинальные), меняя в своем названии или адресе лишь незначительную деталь. Это похоже на то, как восточные бренды заменяют яблоко Apple грушей или меняют одну букву в названии бренда Armani.

Научить детей отличать правду от фейкаamazonaws.com

No. 3. Проверяйте, есть ли первоисточник

Фейковые новости (по понятным причинам) не могут сослаться на первоисточник. Как ни парадоксально, но они сами являются первоисточником. Просто лживым. Поэтому всегда проверяйте, на что ссылается автор статьи, когда освещает то или иное событие. А порой у фейковых новостей даже автора нет!

No. 4. Найдите опечатки в тексте

Фейковые новости – как бесхозное дитя смутного журналистского гения. Это мусор, и с ними обращаются, как с мусором. В таких новостях много опечаток, грамматических ошибок. Все внимание «писателей» уходит на заголовки, а до знаков препинания и дела нет. Ведь кому это интересно, правда?

Научить детей отличать правду от фейкаnewscientist.com

No. 5. Осмотрите фото- и видеоконтент

Фейковые новости грешат фотошопом. Это логично, ведь где им взять реальную фотографию? Бывают (хоть и редко) случаи, когда не так уж очевидно, что фотография или видео прошли через редактор. Но чаще всего подделка фотографий и видео налицо.

No. 6. Посмотрите на дату публикации

Как правило, фейковая новость не содержит не только имени автора, но и даты публикации. Если вы проанализируете все эти «звоночки», то поймете, что текст о том, чего и вовсе не происходило.

Научить детей отличать правду от фейкаscience.org

No. 7. Проанализируйте, есть ли в новости ссылки

Идеальная новость должна быть максимально объективной.

Конечно, мы не можем говорить о полноценной объективности, потому что тексты новостей пишут журналисты, а они – люди, которые имеют собственное мнение.

Но правила гласят, что журналист должен привести комментарии очевидцев, мнения других лиц, чтобы представить картину события как можно полнее. Если этого нет, будьте уверены, – новость фейковая.

No. 8. Посмотрите, повторяется ли эта новость в сети

Фейк во всех смыслах тяготеет к уникальности. Ни одно серьезное издание не возьмет в работу ложную новость. Поэтому подозрительный URL, отсутствие повторения новости в сети свидетельствуют о фейковом характере того или иного медиа-сообщения.

Научить детей отличать правду от фейкаvienna.at

No. 9. Проверьте, не шутка ли перед вами

Если сегодня первое апреля, то есть все шансы, что над вами просто пошутили. Но и в другое время года попасться на розыгрыш тоже вполне возможно. Кроме того, есть целые порталы, посвященные исключительно фейковым новостям. На это следует обратить внимание.

No. 10. Простая бдительность тоже не помешает

Усталость, бешеный ритм жизни, суета, переработка – это реалии нашей жизни. И в этом нет ничего хорошего.

Журналист, даже если он работает в «New York Times», может плохо себя чувствовать и ненароком ошибиться при публикации новости.

Тиражирование неправды, порождение фейков порой случается и несознательно – по ошибке или из-за случайности. Поэтому повторим слова известного журналиста Юлиуса Фучика:

«Люди, будьте бдительны!»

Научить детей отличать правду от фейкаwikimedia.org

  • ***
  • А сейчас мы раскроем вам ответы на наш мини-тест. Итак:
  • Новость №1 – правда.
  • Новость №2 – фейк.
  • Новость №3 – фейк.
  • Новость №4 – правда.
  • Новость №5 – фейк.

Согласитесь, в этом списке новостей далеко не очевидно, где правда, а что оказалось фейком! Поэтому следуйте нашим советам, развивайте критическое мышление и соблюдайте завет французского философа Рене Декарта: сомневайтесь во всем. А если вас заинтересовал вопрос манипуляций человеческим сознанием, то советуем заглянуть сюда.

Источник: https://e-w-e.ru/po-sledam-koronavirusa-kak-otlichit-fejkovuyu-novost-ot-nastoyashhej/

Как научиться отличать фейки от правды и чем опасны дипфейки? Повышаем информационную грамотность вместе

Источник материала: СТВ

Новости Беларуси. Что такое дипфейк и как Беларусь защищает свое информационное пространство? Как отличить правду от вымысла? Об этом говорим с гостем программы.

В студии аналитик Белорусского института стратегических исследований Виталий Демиров.

Научить детей отличать правду от фейка

Ирина Мартьянова, СТВ:
Если продолжать тему фейков и коронавируса, неужели манипуляция этой темой тоже может быть кому-то выгодна?

«В современном мире тема фейков приобретает особо острый контекст»

Научить детей отличать правду от фейка

Виталий Демиров, аналитик Белорусского института стратегических исследований:
Действительно, в современном мире тема фейков приобретает особо острый контекст. Поскольку если раньше доминировала такая парадигма, когда поставщик интернет-услуг определял форму и содержание контента, правила представления услуги, то сегодня в рамках парадигмы Web 2.0 было осознанно, что экономически более эффективно, когда сами пользователи наполняют содержанием те или иные ресурсы, сайты.

Ирина Мартьянова:
Как защитить человека? Как научить человека разбираться, отличать правду от вымысла?

Есть ряд мер информационной грамотности или цифрового иммунитета фейкам

Научить детей отличать правду от фейка

Виталий Демиров:
Есть действительно ряд мер информационной грамотности или так называемого цифрового иммунитета фейкам. Если вы видите гиперболизированные заголовки, кликбейтные заголовки, то скорей всего это фейк.

Если привести пример, если будет такое сообщение, как глава государства недоволен каким-то законом, то очевидно, что скорей всего это фейк, потому что новость всегда будет конкретизировать, каким конкретно законом и почему.

Далее, если вы видите какие-то непонятные, подозрительные доменные имена, если вы видите названия сайтов, которые похожи на какие-то известные, но отличаются на какую-то букву…

Есть такой интересный прием: вы можете поискать новость, «забить» в поисковик и поставить фильтр времени – допустим, год назад. Если эта новость выскакивает в архиве, значит, это фейк.

Очень часто фейкам не ставят временную метку, чтобы продлить срок жизни новости. Кроме того, если вы не видите автора, источник информации, это также скорей всего фейк. Потому что сегодня доминирует именно автоматизированная генерация новостей.

И, естественно, там не будет никакой ссылки на авторство.

Научить детей отличать правду от фейка

Ирина Мартьянова:
Совсем недавно министр информации Беларуси предложил пересмотреть законодательство. Например, внести такие понятия, как «фейк», «дипфейк». Потому что, как оказалось, у нас нет такой терминологии в документах. Есть такое понятие, как «недостоверная информация» и всё на этом. Насколько правильно, вы считаете, такая инициатива?

Не нужно регулировать весь интернет. Достаточно регулирования конкретных отношений в интернете

Виталий Демиров:
Не нужно регулировать в целом весь интернет. Здесь достаточно регулирования конкретных отношений в интернете.

Поскольку пользователи – это такие же реальные люди, которые обладают правами и обязанностями, как и в оффлайне.

Я считаю, что в целом наше законодательство достаточно прогрессивно и есть стратегия развития информационно-коммуникационных технологий.

Ирина Мартьянова:
Может, нам закрыть свое информационное пространство, как это сделал Китай?

Научить детей отличать правду от фейка

Виталий Демиров:
Это может повлечь определенные экономические издержки.

Ирина Мартьянова:
Но Китай сталкивается с проблемой фейков? Наверное, в меньшей степени, да?

Виталий Демиров:
В меньшей степени, да, но, как мы понимаем, структура экономики Китая несколько отличается от белорусской. Если посмотреть, доля услуг в нашем экспорте достигает более 9 миллиардов, например, нефти – 5,5. Поэтому какие-то возможные экономические издержки в области предоставления услуг здесь также нужно учитывать.

«Дипфейк – это высокотехнологичный инструмент редактирования контента»

Ирина Мартьянова:
Дипфейки – насколько они несут серьезную угрозу для информационного общества?

Виталий Демиров:
Дипфейк – это высокотехнологичный инструмент редактирования контента. То есть можно создавать видеоролики поддельные, где какие-то действия будет совершать лицо, которое никогда этого не делало. Можно аудиоконтент редактировать.

Научить детей отличать правду от фейка

Ирина Мартьянова:
Самый яркий – с Бараком Обамой, по-моему.

Виталий Демиров:
На ресурсе BuzzFeed в 2018 году был размещен ролик, где Обама оскорбляет Дональда Трампа.

Также есть ролик с Трампом, где он обращается к жителям Бельгии для того, чтобы они выступили по отношению к своему правительству с инициативой нератификации Парижского соглашения по климату.

Также был ролик, где глава Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси в нетрезвом виде сообщает какие-то вещи, информацию. Данный фейковый ролик практически не стоил ей карьеры.

Читайте также:  5 шагов, чтобы стать номером один в своем деле

Источник: https://news.21.by/other-news/2020/02/26/1988491.html

Различай и понимай: учимся распознавать фейки, факты, суждения!

Научить детей отличать правду от фейка

Инна Большакова, сертифицированный тренер международного проекта «Читання і письмо для розвитку критичного мислення», методист по дошкольному воспитанию и начальному обучению НМЦ дошкольного и начального образования, эксперт ГС «Освіторія», методист НВК «Новопечерська школа», автор учебников НУШ для учеников начальной школы, детский психолог.

Почему важно различать понятия факт, фейк, мнение?

Недавно было проведено исследование уровня медиаграмотности в Украине*. Среди прочего выявлено, что 65 % опрошенных уверены, что обнаружат фейк в случае необходимости, но только 11 % смогли определить фейковость трех предложенных новостей. Правда, один из трех фейков узнали 68 % опрошенных.

Уже этих данных достаточно, дабы понимать: взрослым украинцам необходимо улучшать свои навыки распознавания, чтобы защитить себя от влияния неправдивой информации и научить этому детей.

Предлагаем вам методики развития критического мышления, которые могут лечь в основу медиаграмотности, причем не только вашей, но и ваших детей.

Как различать факты и мнения?

Научить детей отличать правду от фейка

Этому вопросу посвящен видеоурок для родителей в рамках «Курса по медиаграмотности для родителей» на сайте 4mama.ua, где на примерах диалога с ребятишками вы можете познакомиться с одной из методик формирования критического мышления и медиаграмотности. Ниже более действенные способы, помогающие научить детей различать факты и мнения.

Стратегия «Графический органайзер. Т-схема «Факты и мысли»

  • Во время чтения или просмотра новости предложите ребенку назвать факты и мнения, которые он услышал или прочитал.
  • Нарисуйте букву Т (или сделайте таблицу), по обеим сторонам которой напишите ключевые слова: слева – факты, справа – мысли.  
  • Например, вы читаете новость о том, что ребенок посылал фото незнакомцу и стал жертвой шантажа.
  • Спросите у сына или дочери, что в этой новости может быть фактом. Например, имя пострадавшего ребенка, его местонахождение, название социальной сети, фото, скрины  и тому подобное. Запишите эти ключевые слова в графе «Факты».
  • Спросите, что может быть мнением журналиста, рассказывающего об этой новости. Например, негативная оценка желания подростков в общении в соцсетях, выражения типа «недостойное занятие», «катастрофа нашего времени» и другие. Запишите их в графе «Мнение».
  • Проанализируйте высказывания: «Обмениваться фотографиями в социальных сетях опасно. Никогда ни с кем не делайте такого – это факт или мнение? Как на это реагировать?

Для формулирования вывода ответьте на вопросы:

  • Для чего создана эта новость? Сообщить об опасности или в случае большого количества эмоционально заряженных слов напугать, заставить что-то сделать?
  • Сколько в ней перечисленных фактов? Само событие, которое произошло. Конкретные данные об этом человеке и т.д.
  • Как проверить их достоверность и есть ли в этом необходимость? Можно проверить в ресурсах официальных органов и должностных лиц. Если нет ссылок на эти ресурсы или прямой речи чиновников в самой новости, то это повод проверить.
  • Не содержит ли новость мыслей больше, чем фактов? Если это так, то в ее достоверности стоит усомниться и ее следует проверить.
  • Является ли новостью сообщение, которое содержит один факт и много мыслей? Да. Но важно видеть, что все существующие факты показаны, а не только те, которые должны подтвердить мнение (доминирует когнитивное искажение). Для этого же нужно свериться с другими источниками.
  • Какие выводы вы можете сделать вместе с ребенком?

Мы видим факт: человек пострадал. Думаем: не исключено, что подобное может случиться с нами при схожих обстоятельствах и действиях.

Но является ли это явление массовым, а общение в сетях «катастрофой современности», как указано в новости, – нам неизвестно, потому что не приведены статистические данные и другие доказательства.

Что нужно: собрать данные о других случаях (статистика), откорректировать свои действия в соцсетях, дабы обезопасить себя.

Методика формирования критического мышления «Я знаю. Я думаю». Топ 5 (10) фактов и мнений

Знакомясь с понятием, историческим периодом, литературным произведением, рекламой продукта, новостью о случае в родном городе и т.п., сначала предложите сыну или дочери назвать 5 (10) фактов о них, а затем – 5 (10) мнений об этом.

  • Например, перед просмотром видео о влиянии наркотиков на организм человека попросите ребенка рассказать о фактах, которые ему известны. Пусть так и начнет со слов: «Я знаю…» А потом пусть последует мнение: «Я думаю…»  Спросите, что из того, что вы посмотрели, является фактом, о котором авторы говорили бы «Я знаю…», а что находится в пределах «Я думаю…»
  • Спросите, поменял ли ребенок свое мнение после просмотра видео. Что на него больше повлияло: факты или мысли? Почему он изменил мнение или остался при своем? Что нужно еще сделать, чтобы прояснить вопросы, которые возникли или не нашли объяснения в фильме?

Стратегия «Две руки» для закрепления навыка отличать факты и мнения

Договоритесь с ребенком о жестах руками, которыми вы будете пользоваться, просматривая новости. В процессе просмотра сигнализируйте друг другу, что вы слышите – факт или мнение.

После просмотра обсудите причины своих решений в процессе распознавания.

Научить детей отличать правду от фейка

Стратегия «Стулья»

Прикрепите к одному стулу табличку «Факты», а к другому – «Мысли».

Читайте новость и пересаживайтесь на один из стульев. Такое игровое познание разницы между фактом и мнением улучшит запоминание.

Обсуждайте ошибки сразу!

Игра для формирования навыков критического мышления «Бумажные шарики»

  • Прочитайте новости.
  • Предложите детям написать факты из новости. Читайте вместе.
  • Если это действительно факт, сворачивайте шарик и выстреливайте им. Если нет, то бумажка остается в привычном виде.

Стратегия «Разноцветная газета»

  • Дайте детям газету и маркеры.
  • Выберите новость.
  • Договоритесь, какими цветами дети обозначат факты, а какими — мысли.
  • После раскрашивания обсудите. Подумайте вместе, могут ли приведенные факты быть подделкой, то есть фейком?
  • Обсудите, как это проверить.

Как распознать фейки и факты? Стратегии для обучения

  • Во многом «тренировки» распознавания фактов и фейков пересекаются с распознаванием мнений и фактов. Но это умение требует еще более глубокого анализа.

Стратегия «Побег»

Эта стратегия базируется на анализе нескольких аспектов, обозначенных английской аббревиатурой ESCAPE, что переводится как бегство. 

Как использовать?

  • Прочитайте/ознакомьтесь вместе с ребенком с медиасообщениями.
  • Спросите: можешь ли ты определить, насколько эта история правдива? Почему так или почему нет?
  • На какие вопросы к медиасообщению (автор, журналист, репортер и т.д.) важно ответить и что проверить, дабы определить достоверность истории? Почему ты выбрал/выбрала именно этот вопрос?
  • Найдите ответы на вопросы о медиасообщениях, использовав схему ESCAPE.

Научить детей отличать правду от фейка

Если ты хочешь съесть сэндвич, позаботься, чтобы продукты, из которых ты будешь его готовить, были безопасными.

Если ты хочешь получить факты, а не фейки, бери «здоровые» источники информации, избегай тех, которые хотя бы раз публиковали «испорченные» новости. Бери только проверенный медиапродукт, который предоставляет факты, а не мнения, не манипулирует, не использует эмоциональные вбросы как способ привлечения внимания.

Если пользуешься менее надежными источниками, включи фильтр.

Включает фильтр проверки информации, чтобы отсеять фейки.

Кто? Где? Когда?

Используй вопросы из таблицы ESCAPE

Кроме того, уточни, не Clickbait ли это. Новости с сенсационными заголовками, которые создают для того, чтобы мы кликнули и перешли на соответствующий сайт. Таким образом владельцы зарабатывают деньги для сайта. Лучше подобные новости вообще не «кликать».

Читай также: Чем удивить ребенка: 25 интересных фактов о лошадях

Подумай, не пропаганда ли это. Пропаганда — информация манипулятивного характера, которую создают, чтобы продвинуть какую-то идею, чью-то точку зрения (без учета других) и заручиться вашей поддержкой.

Если ты убедился, что информация фейковая, думай в следующий раз, стоит ли пользоваться этим источником информации, чаще проверяй. Даже однократная неправдивая информация — повод перепроверять источники (сайты, страницы социальных сетей, блоги).

Внимание!

Учись не попадать в пузырь фильтров — Filter bubble (автор термина — Eli Pariser).

Мы попадаем в пузырь фильтров, когда следуем выбору, который предлагают нам поисковые системы Интернета. Веб-сайты определяют, что вы хотите увидеть, основываясь на информации о местоположении, предварительном поиске, кликах.

И показывают то, что согласуется с предыдущими точками зрения. Вся остальная информация, как правило, не выводится. В таком случае у нас нет полной картины по определенному вопросу. Поэтому нам нужно читать и слушать оппозиционные нашей точке зрения мысли.

Чтобы сбалансировать мысли.

Умение различать факты, мнения и фейки является базовым для того, чтобы принимать взвешенные решения. Учите этому детей каждый день. И это станет их обычным способом понимания медиасообщений.

* Социологическая компания InMind по заказу международной неприбыльной организации Internews, которая реализует «Контекстно-медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID)

Источник: https://4mama.ua/

Источник: https://tvoymalysh.com.ua/children/development/16844-razlichay-i-ponimay-uchimsya-raspoznavat-feyki-fakty-suzhdeniya.html

Когда весь интернет под рукой: как научить ребенка отличать фейковые новости от настоящих

Научить детей отличать правду от фейка

Сегодняшние новости не всегда являются правдивыми. Появляются фейки, которые способны ввести в заблуждение даже взрослых, а не только детей. Поэтому у родителей появилась еще одна проблема: оградить отпрысков от вредной или бесполезной информации. Вот как это рекомендуют делать опытные специалисты.

Моделируйте привычки распознавания

Самым эффективным методом является собственный пример. Дети с удовольствием повторяют за родителями все действия, и этим необходимо воспользоваться. Когда вы находите в интернете информацию, в правдивости которой сомневаетесь, вы начинаете искать подтверждения.

Покажите детям, как это сделать, какие кнопки нажать, на какой сайт зайти и пр. Они должны понимать, что верить всему подряд – это означает позволить себя обманывать. Поэтому, если существует хоть малейшее сомнение, необходимо сразу приступить к поиску доказательств.

Определяйте, кому это выгодно

Вы должны сами смотреть в корень: кому выгодно обманывать читателей? Если вы найдете источник, сумеете выстроить логическую цепочку появления фейковых новостей, это поможет вам не только «отфильтровать» ненужную информацию, но и объяснить ее значение детям. Объясните, что благодаря таким сообщениям некоторые недобросовестные люди имеют возможность обогатиться за чужой счет (чаще всего именно эта причина является основной).

Научить детей отличать правду от фейка

Проверяйте источники

Есть много источников, которым можно доверять. Но и они часто подводят своих читателей или зрителей, поскольку информируют неправдиво. Это возникает случайно или делается умышленно, никто не знает. Просто объясните ребятам, что нужно проверять любую информацию, которая попадается на глаза.

Если они даже почти полностью уверены, что это правда, пусть не позволяют себя обмануть. Поскольку ста процентов уверенности быть не может, нужно найти хотя бы еще один источник и посмотреть, как преподносятся факты с другой точки зрения. Если появляются различия – значит, есть большой риск фейка.

Знакомьтесь с полной информацией

Иногда заглавия говорят об одном, а сам текст освещает совершенно другое. Поэтому очень важной является возможность просмотреть наличие опасной информации в самой статье или программе.

Безобидный заголовок может быть началом для опасных призывов, соблазнов и искушений. Поэтому постарайтесь определять это сами и расскажите, как это делать, своим детям.

Если, пробежав глазами по тексту, вы не удостоверились в теме – значит, вам там читать нечего. Именно такой подход должен быть и у ваших детей.

Проверяйте реакцию

Если вы удивлены, восхищены или расстроены после прочтения новостей – значит, эти статьи написаны особым образом. Они созданы для того, чтобы манипулировать вашими эмоциями. Вы должны воспринимать любую информацию как факт, а не как сенсацию.

По мнению экспертов, новости должны влиять на ваш интеллект, а не «доставать» эмоции. Помните об этом сами и следите за своими детьми.

Если некоторые сообщения производят впечатление на взрослых людей, можете себе представить, как они влияют на детскую психику? Не позволяйте фейковой информации нарушать равновесие в физическом и психическом здоровье ваших малышей.

Научить детей отличать правду от фейка

Найдите разницу между предвзятостью, пропагандой и ошибками

Поговорите со своими детьми и вместе определите, кто именно намерен ввести вас в заблуждение и по какой причине он это делает. Есть источники, которые выказывают свое собственное субъективное отношение к тому или иному событию.

Нередко случается и такое: новости имеют пропагандистский характер, и очень важно, чтобы в данном случае они были положительными. А есть просто ошибки, которые совершают журналисты (это встречается даже среди профессионалов).

Поэтому обращайте внимание на способ подачи информации и обязательно обговаривайте его со своим ребенком.

Поделитесь своими приоритетами

Если вы скажете своему шестнадцатилетнему ребенку, что ему не стоит верить данной новости, это может быть проигнорировано. Поэтому всегда приводите аргументы, ищите аналогичные истории, рассказывайте случаи из своей практики.

Попытайтесь объяснить ребенку, что именно вызывает у вас сомнение. Ознакомьте его со своими принципами и приоритетами, чтобы он не ориентировался на точку зрения неизвестных ему людей, а больше доверял вам и собственной интуиции.

Научите детей самостоятельно анализировать

Рано или поздно вы не сможете полностью контролировать своих детей. Невозможно предварительно ознакомиться с каждым заголовком и текстом, который будет попадаться им на глаза. Поэтому вашей задачей является научить ребенка приходить к самостоятельным выводам.

А для этого нужны обширные знания, опыт коммуникации, общение со специалистами и возможность путешествий по разным странам. Если последнее для вас является проблематичным, приучите ребенка интересоваться другими культурами виртуально.

Тогда он будет читать новости, а затем самостоятельно давать им оценку, основываясь на собственных правильных заключениях.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/220950427

Прививка от фейков: как отличать информацию от лжи?

Украинские знатоки фейковых новостей и обличители пропаганды из проекта StopFake уже стали звездами западного телевидения, ведь никто в мире не имеет столько опыта в деле борьбы с пропагандой Кремля, в 2014 году аннексировавшего украинский Крым и поддерживающего боевиков на востоке Украины.

Но и их усилий недостаточно, если люди не имеют прививки от информационных фейков, а не имеют ее даже украинцы, ставшие первой жертвой гибридных войн.

Как научить человека критически мыслить и отличать настоящие сообщения от фейковых? Об этом мы говорили с экспертом по образовательным программам проекта StopFake Викторией Романюк.

Научить детей отличать правду от фейка

Виктория Романюк

‒ Если говорить о StopFake, сам проект возник в 2014 году, когда просто была такая страшная потребность в том, чтобы разбирать ту информацию, которая на нас сыпалась, проверять ее и демонстрировать примеры фейковой и манипулятивной информации. Тогда для нас была главная цель ‒ это показать степень пропаганды и показывать, каким образом эта пропаганда меняет украинское медийное пространство.

Просто демонстрировать эту угрозу недостаточно. Проблема гораздо глубже. Надо менять отношение людей к потреблению информации

Создав такой ресурс и создав такой архив фейков ‒ а таких материалов на нашем сайте более 2000 ‒ стало очевидно, что просто демонстрировать эту угрозу недостаточно. Проблема гораздо глубже.

Читайте также:  Учителя оставили отзывы о школьных учебниках

Надо менять отношение людей к потреблению информации, к пониманию информации, формировать критическое мышление и учить людей более критично относиться к тому, что предлагается СМИ.

Поэтому StopFake начал проводить различные мероприятия и создавать различные события, которые были бы направлены именно на образовательный процесс.

‒ Что конкретно Вы делаете? Кто Вам в этом помогает?

‒ Одним из крупнейших проектов еще в 2015 году ‒ это было создание учебника по медиаграмотности и проведение тренингов для преподавателей, библиотекарей и для такой более широкой аудитории с тем, чтобы научить людей, собственно, работать с другими типами аудитории.

В общем стала задача подготовить и рассказать людям, которые имеют отношение к населению непосредственно где-то в регионах, научить их, собственно, этим медиа-образовательным правилам и образовательным принципам. Этот проект был создан совместно с Академией украинской прессы и IREX.

Таким образом были охвачены более 10 тысяч участников из разных регионов Украины.

Еще один интересный проект, который делал StopFake уже в этом году, и, кстати, он был осуществлен вместе с чешскими коллегами, ‒ это проект практического fact-checking в украинских регионах, который был осуществлен совместно с чешской организацией Ассоциацией по международным делам при поддержке Министерства иностранных дел Чешской Республики. Речь шла о, опять же, тренинговом формате для студентов и для региональных журналистов, и для общественных активистов.

‒ В каком возрасте, по Вашему мнению, нужно начинать учить людей критически мыслить и проверять факты? Я спрашиваю, потому что появилась интересная публикация американского учителя, который научил своих пятиклассников, десятилетних детей, как проверять информацию, и говорит, что теперь они и его проверяют. В моей школе, моего сына, которому 7 лет и который ходит во второй класс, их уже учат отличать факты от общественного мнения, интерпретации этих фактов. Как это происходит в Украине?

Начинать говорить о проверке фактов, критическом мышлении и об отделении лжи от правды нужно не только в студенческие годы, не только в старших школьных классах, но надо начинать с младшего возраста

‒ Если мы говорим о проектах, которые осуществлял непосредственно проект StopFake, мы не работали со школьниками.

Но говоря об этих процессах, очевидно, Вы абсолютно правы ‒ начинать говорить о проверке фактов, критическом мышлении и об отделении лжи от правды нужно не только в студенческие годы, не только в старших школьных классах, но надо начинать с младшего возраста. В мире существует много разных интересных методик по работе со школьниками младшего школьного возраста.

Но по своему опыту я хочу сказать, что проблема, когда мы говорим, собственно, о школьных форматах, в основном состоит не в том, что мы должны учить детей, а в том, что наши учителя, особенно когда речь идет о регионах, очень часто сами этого не могут делать. Они сами трудно понимают эти принципы технологий. Поэтому StopFake начал работать с учителями и с другими людьми, которые должны непосредственное коммуницировать с разной аудиторией.

Источник: https://ru.krymr.com/a/28412736.html

«Срочно донесите это до детей!» Признаки фейка в вашем школьном чате

«Новая смертельная игра распространяется по всему миру» — такое сообщение сейчас рассылают по всем родительским чатам. Это не первый случай, когда люди пугают друг друга фейками — отравленными конфетами, которые якобы раздают у школы, опасными группами в соцсетях или чем-то еще. Как распознать фейк и чем он опасен рассуждает Ирина Якушева. 

  • Как понять, что вам прислали фейк? Его основные признаки — это:
  • — Неясен источник: не СМИ, не официальный орган со ссылкой на сайт («в одной школе сказали», «наш директор точно сказал», «участковый заявил», «мамочка из нашего класса», «администрация района предупреждает», «я сама лично видела») — сообщение переслали до вас тысячи раз, как узнать, откуда оно?
  • — Неясно, где произошло событие (в мире, в нашем районе, на улице Строителей, прямо в нашей школе, в одном городе, из Китая, из Америки). 

— Вот такие вот слова: «СРОЧНО!!!», «УЖАС!», «Донесите это до ваших ДЕТОК!!!», «Распространите это везде!!!», «Перешлите это минимум 30 людям, мы запустим цепочку добра!!!!»

  1. — Мнимая «новизна» — новый ужасный наркотик, новая смертельная игра, новая угроза, новый опасный маньяк.
  2. — Цифры, якобы подтверждающие точность: «банда из трёх педофилов», «143 пса усыпят», «18 террористов-смертников», «два человека стоят, третий прыгает»…
  3. — Полумистические пугающие образы, якобы подтверждающие точность: «на черной ладе», «женщина вышла из кустов в синем пиджаке», «одна девочка съела розовую конфету и умерла», «дети ломают голову и позвоночник», «вызывают моментальное отравление».

— Неясного происхождения фото, видео и аудиозаписи, на которых изображены неконкретные лица («фоторобот маньяка»), фантики от якобы конфет с наркотиками «из Китая», аудио с голосом взволнованной мамочки и т.д.

— Брожение таких сообщений годами (легко проверить, забив слова в поисковик), их обширная география.

Некоторые считают, что ничего плохого в таких сообщениях нет — мы просто еще раз предупредим детей. Но это не так. Бездумное распространение фейков вредит развитию критического мышления.

О реальных опасностях и правилах поведения на улице, в школе, транспорте, с чужими взрослыми, со сверстниками, в интернете, с детьми часто не говорят, вместо этого передавая им общие слова, страх, вызывая насмешку и создавая у себя ложное ощущение того, что будто бы провели с детьми полезный разговор.

Сами дети фейки тоже постоянно друг другу рассылают, не отличая правду от лжи, опасное от безопасного, считая это приколом. Объясните детям, что нельзя рассылать в чатах непроверенную информацию, а также пугающую, унижающую и очевидно вредную для кого-то. Пускай приходят и спрашивают, можно ли такое переслать другим. 

  • Без умения оценить поступающую информацию приколы могут стать кошмаром для детей, и это — реально опасно, в отличие от «новой смертельно опасной игры», от которой сейчас предостерегают в чатах.
  • Источник:

Источник: https://www.pravmir.ru/srochno-donesite-eto-do-detej-priznaki-fejka-v-vashem-shkolnom-chate/

Эксперты: медиаобразование поможет школьникам отличить правду от фейка

  • Медиаобразование должно стать одним из важнейших инструментов, который поможет школьникам научиться работать с источниками новостей, оценивать их качество и достоверность, считают участники Международного форума “Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению”, прошедшего в Москве 16-17 марта.
  • В условиях глобальной информатизации важнейшей задачей образования становится подготовка молодого поколения к восприятию информации, поступающей по разным каналам, в том числе и через СМИ, считает министр образования РФ Ольга Васильева.
  • “Одним из ключевых инструментов ее решения может стать медиаобразование, в арсенале которого – система знаний и навыков по работе с источниками новостей, оценка их качества и достоверности, умение защититься от массового распространения недобросовестных и опасных сообщений”, – заявила она в приветственном слове к участникам форума.
  • По данным статистики, 44% детей в Российской Федерации проводят в сети практически круглые сутки, еще 30% имеют симптомы компьютерной зависимости, сообщил ректор МПГУ Алексей Лубков.

“Нам хорошо известно, какой негативный опыт дети получают в информационной среде, если делают это бесконтрольно, неосознанно, в отсутствие надежной медийной навигации.

Вопрос медийного информационного сопровождения – это не вопрос отдельного педагога или директора какой-то конкретной школы. Это масштабная государственная задача сегодняшнего дня”, — рассказал он на форуме.

  1. Он также отметил, что российскими медиапедагогами-практиками накоплен богатый опыт работы со школьниками: издание ученических газет и журналов, создание кино-, фото- и видеоматериалов, документальных и анимационных фильмов и многое другое, хотя пока эта работа ведется в школьных студиях и редакциях бессистемно.
  2. Именно развитие информационной грамотности у молодежи поможет человечеству “побороть такие явления как бедность, социальную несправедливость и терроризм”, заявил в своем выступлении директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжань.
  3. Работа с российской молодежью в сфере медиаобразования сегодня начинается только в вузах, отметила начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА “Россия сегодня” Наталья Тюрина.

“Уже в школе необходимо учить детей отличать качественную и достоверную информацию от фейков. Только объединение усилий и системный подход к решению актуальных вопросов медиаобразования позволит нашему государству двигаться дальше”, — подчеркнула она.

В Международном медиаобразовательном форуме приняли участие более 200 руководителей и представителей педагогических вузов России и стран СНГ, российских и международных экспертов в области медиаобразования, медийной и информационной грамотности.

Организаторами ММФ выступили Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Евразийская ассоциации педагогических университетов, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Ассоциация специалистов медиаобразования при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Генеральный информационный партнер форума – проект “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня”.

Информация с сайта РИА-новости

Источник: http://mpgu.su/novosti/ekspertyi-mediaobrazovanie-pomozhet-shkolnikam-otlichit-pravdu-ot-feyka/

Анджелина Джоли научит детей отличать фейки от фактов

Анджелина Джоли совместно с BBC собирается научить молодых зрителей отличать фейковые новости от основанных на фактах.

Джоли будет исполнительным продюсером программы «BBC My World», посвящённой разъяснению подлинных историй, стоящих за новостями.

Дополнительная информация о событиях поможет детям старше 13 лет принять решение о насущных международных проблемах, сообщает американское издание Variety. 

Серии программы будут посвящены репортажам Всемирной службы BBC и будут представлять собой коллаборацию телеканала, Джоли и Microsoft Education.

«Будучи родителем, я счастлива, что могу поддержать программу, цель которой – помочь детям узнать больше о жизни других молодых людей по всему миру и связать их друг с другом», — говорит Джоли в подготовленном заявлении.

Антифейк: в Казахстане появился школьный учебник по медиаграмотности

«Я надеюсь, что это поможет детям найти информацию и необходимые инструменты, чтобы помочь им разобраться в важных вопросах, опираясь на сеть BBC World Service, состоящую из тысяч журналистов и нескольких языковых служб по всему миру», — добавляет она. 

Еженедельная получасовая программа будет транслироваться на BBC World News, и будет передана 42 различным языковым службам BBC. Она также будет доступна через канал YouTube и iPlayer BBC в Великобритании.

«Существует недостаток в предоставлении (информационных) услуг для молодых людей, которые хотят понять, как делаются новости и какие ценности стоят за ними.

Им нужны инструменты, чтобы отличить реальное от ложного онлайн, и навыки критического осмысления информации, где бы они ни встречались, — говорит Джейми Ангус, директор BBC World Service Group, — Воспитание этих способностей является целью “BBC My World”, и это имеет решающее значение для современной молодежи, причём не только для личного развития, но и для будущего здоровья глобальной демократии. Всемирная служба BBC обладает уникальными возможностями для того, чтобы обеспечить по-настоящему глобальный взгляд на самые важные новости и темы дня».

Сообщается, что каждая серия программы будет сопровождаться обучающим сегментом, а планы уроков будут доступны через Microsoft Education.

Контекст

В ноябре 2019 года Международный центр журналистики MediaNet совместно с Internews выпустил пилотный учебник по медиаграмотности для 9-11 классов. Над пособием работала большая команда медиаспециалистов из Казахстана, России, Украины, Кыргызстана и Литвы.

Источник: https://FactCheck.kz/obrazovanie/andzhelina-dzholi-nauchit-detej-otlichat-fejki-ot-faktov/

Украинских школьников учат различать фейковые новости

В Украине начали тестировать курс медиаграмотности для школьников, который впоследствии введут в каждой школе.

Об этом сообщает издание “Голос Америки”.

“Не принимать на веру все, что пишут в Интернете. Проверять информацию, которая кажется подозрительной, и не распространять фейков. Этого начали учить учеников в украинских школах.

Программа “Изучай и различай” уже охватила полсотни школ в четырех крупных городах, а вскоре курс медиаграмотности будут преподавать в 500 школах по всей Украине. Программу, которую выполняют общественные организации в партнерстве с Министерством образования, поддерживает посольство США в Украине.

“Мы с вами сегодня будем развенчивать легенды и мифы, а именно о гайдамаках”, – с таких слов начинается урок истории в 8 классе киевской школы №292.

Ученикам дали домашнее задание: вбить в поисковик “Гайдамацкое движение” и найти интересные факты, которых нет в учебнике.

“Сейчас, на уроке, вместе выясняют, что правда, а что нет. Разбились на группы. Одни ищут в Интернете подтверждения найденной информации. Может, есть воспоминания очевидцев, может, комментарий историка, может, художник об этом картину написал. Другие выпускают газету – представив, какой она могла бы быть в гайдамацкие времена”, – сообщает издание.

Ученики быстро разобрались: где правда, где – вымысел.

“Правда о Довбуше это то, что он был гайдамаком и возглавлял повстанцев. А ложь про Довбуша это то, что он встречал черта и то, что господа считали Довбуша бессмертным”, – говорит один из учеников.

Ученики жалуются, что в современных событиях информации больше, разобраться сложнее. Загрузил, распространил – а это оказывается фейк.

“Иногда в Интернете я нахожу информацию и думаю, что это правда. А потом узнаю, что это неправда”, – жалуется восьмиклассница Маша Буртовая.

В школе их учат отличать одно от другого. Сомневаться и проверять.

“Эти уроки могут помочь понимать, какая информация является правдой, а какая является неправдой. Потому что в Интернете очень много различной информации”, – говорит восьмиклассник Иван Ярковой.

“Мы с ними изучаем в процессе урока, что такое факты, такое фейки, что такое суждение, в чем их разница. Потому что если это факт, то это определенное событие, и оно указано.

Если это суждение, то значит утверждение кого-то, кто вам навязывает свое мнение.

И с помощью информации мы должны научить детей, чтобы не навязывали мысль, чтобы они имели свою”, – рассказывает учительница истории Елена Степаненко.

Уже год как медиаграмотность начали преподавать в украинских школах. Киевская школа №292 – одна из пилотных, где тестировали программу.

“Этот проект просто замечательный”, – говорит директор школы Ольга Слободянюк.

По ее словам, “он развивает критическое мышление, учит детей отличить правду от лжи. Сегодня это очень важно. Особенно в условиях войны “.

Проект “Изучай и различай” поддерживает посольство США в Украине.

“Медиаграмотность, информационная грамотность важна сегодня не только для Украины. Мы живем в мире, где каждый впервые имеет возможность не просто потреблять, но и распространять информацию.

Однако наша способность к критическому мышлению эволюционирует не так быстро, как информационные технологии.

Поэтому мы, педагоги, должны вооружить молодежь навыками, как ориентироваться в этом информационном море”, – отметила Мехри Дракман из организации IREX-Украина.

Ранее Ранее Президент Украины Петр Порошенко отметил, что те украинские политики, которых больше всех “мочат” в эфире российских телеканалов, и есть истинными патриотами.

В октябре прошлого года секретарь СНБО Александр Турчинов сообщил, что Совет национальной безопасности и обороны Украины оперативно рассмотрит вопрос введения санкций относительно телеканалов “112 Украина” и NewsOne. При этом ограничительные меры могут быть введены против основателей каналов.

Обнародованная на сайте Верховной Рады петиция с призывом прекратить антиукраинскую деятельность телеканалов “112 Украина” и NewsOne, набрала необходимое количество подписей – 25 тысяч.

Источник: https://bykvu.com/bukvy/116821-ukrainskikh-shkolnikov-uchat-razlichat-fejkovye-novosti/

Ссылка на основную публикацию