Первокурсников из регионов стало вдвое больше

Тунис ушел в самоизоляцию в условиях пандемииАмериканские биржи закрылись падениемОт нового коронавируса умер первый израильтянинНорвегия предложила отложить летнюю Олимпиаду в ТокиоПравительство намерено выделить на поддержку ИЖС 138 млрд рублейСмольный оценил ущерб для бюджета от эпидемии коронавирусаПолиция Петербурга назвала одиночный пикет массовым мероприятиемСтрельба на северо-востоке Петербурга. Полиция ищет «Форд Фокус»В Петербурге коронавирус поразил четырёх женщин от 51 до 87 летПетербургских доноров коронавирус не пугает. Дефицита крови пока нетНа выходных в Петербурге приморозит, в Ленобласти ночью — до минус 14Минздрав: Чтобы не потолстеть на карантине, надо танцевать«Итоги недели» с Андреем Константиновым:В России 54 новых больных коронавирусом. Четверо нашлись в ПетербургеНа Староневском встретились BMW и Mercedes и уронили столб на тротуарМЧС России ограничило проведение проверок до 1 маяМишустин прописал стройке лекарство от коронавирусаВ больницах Петербурга частично отменили плановую госпитализациюПредыдущие новостиАрхив материалов

Более 60% поступивших в петербургские вузы – иногородние. В стране завершается приемная кампания: вузы подсчитывают количество поданных заявлений, вычисляют проходные баллы и начинают публиковать первые списки студентов. По предварительным итогам, конкурс на некоторые специальности в Петербурге составил несколько сотен (!) человек на место. «Город 812» изучил, где больше всего хотят учиться вчерашние школьники.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Антон Подгайко/Коммерсантъ

В этом году выпускники могли подать заявления о поступлении сразу в пять вузов, на три специальности в каждом. 26 июля прием заявлений закончился. К 1 августа абитуриенты должны определиться и принести оригиналы документов в выбранное учебное заведение.

Вузы имеют право добавлять к результатам ЕГЭ еще до 10 баллов — за особые достижения выпускников: золотую медаль, спортивные успехи, победы на олимпиадах и т.д. К примеру, за золотой значок ГТО в Политехническом университете Петра Великого дают 10 баллов, а в СПбГУ – всего 1 балл.

В итоге на топовые специальности в престижные вузы проходной балл «на бюджет» может достигать 310 из трехсот возможных (за три ЕГЭ). Трижды стобалльников особенно много поступает в СПбГУ – на направления «Прикладная математика и информатика», «Юриспруденция», «Лингвистика».

Некоторые не столь престижные вузы заманивают высокобалльных выпускников повышенной стипендией. В ЛЭТИ, например, обещают платить первокурсникам, набравшим на ЕГЭ более 285 баллов, по 15 тысяч рублей в месяц. Обычная стипендия – 2100 руб. в месяц.

Понаехали из Москвы

Петербург является главным «центром мобильности» абитуриентов со всей страны: более 60% петербургских первокурсников – иногородние. Для сравнения: в Москве лишь 36% первокурсников – приезжие. Такие данные приводит рейтинговое агентство RAEX.

Петербургский госуниверситет опубликовал собственную статистику по абитуриентам-2019. Доля иногородних там оказалась выше 80%. Больше всего желающих учиться в СПбГУ прибыло из Краснодарского края, Свердловской, Челябинской областей, Татарстана, Башкортостана и Москвы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В апреле пройдет первое народное сочинение

Оценим за полчаса!

Сами петербуржцы уезжают на учебу в другие города неохотно – таких всего 18%.

Поступать в Петербург едут в основном из-за того, что здесь проще пробиться «на бюджет» и платное обучение стоит дешевле, чем в Москве. По информации RAEX, в гуманитарных и экономических вузах доля платных студентов, как правило, выше, чем бюджетных. В медицинских вузах соотношение примерно 50/50. В технических – наоборот: студентов, обучающихся на бюджетной основе больше, чем платников.

По данным портала «Вузотека», обучение на самой дорогой в Петербурге специальности – «Международный менеджмент» – в СПбГУ стоит в год 485 100 рублей (данные за 2018-й). На втором месте «Востоковедение и африканистика» в петербургском НИУ ВШЭ – 390 тысяч рублей.

Лечить и управлять

В настоящий момент в Петербурге подводят первые итоги приемной кампании. По данным комитета по науке и высшей школе, количество бюджетных мест в вузах города (27 тысяч) в 2019 году превысило количество выпускников школ (25,4 тысячи). Несмотря на кажущийся избыток бюджетных мест, конкурс на некоторые специальности в вузах достигает астрономических цифр.

Учебные заведения обязаны публиковать сведения о поданных заявлениях и количестве бюджетных мест по каждому направлению обучения. На основе этих данных «Город 812» составил выборочный рейтинг петербургских вузов и специальностей, сравнив их по степени ажиотажа, вызываемого у абитуриентов.

Наибольший спрос – на специальности, связанные с программированием, управленческой деятельностью, медициной. По-прежнему популярны пиар и юриспруденция.

Максимальный конкурс, который удалось обнаружить, – 536 человек на место – зафиксирован в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, на специальность «Государственное и муниципальное управление».

На второй позиции – специальность «Стоматология» в СЗГМУ им. Мечникова, конкурс – 313 человек на место. ТОП-3 завершает направление «Реклама и связи с общественностью» в Политехе — 120 человек на место.

В СПбГУ самый высокий конкурс – на «Современное программирование», он составил почти 60 человек на место.

Среди вузов наиболее востребованным оказался СПбГЭУ – более 42 человек на место. Второе и третью позицию заняли медицинские университеты. Это предварительные данные. После того, как абитуриенты принесут в вузы оригиналы документов, можно будет судить об окончательных цифрах.

По мнению профессора Игоря Максимцева, ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета, для оценки конкурса в вузы правильнее пересчитывать реальных абитуриентов, а не заявления.

— Каждый ребенок мог одновременно подать копии документов на три направления подготовки в одном вузе.

К нам пришли почти девять тысяч человек на 637 бюджетных мест — это соотношение показывает реальный конкурс. А заявлений на поступление было подано в три раза больше — порядка 27 тысяч штук.

Эта цифра учитывается в статотчетности, но практически она ни о чем не говорит, — полагает Игорь Максимцев.

Самые популярные направления в Петербургском экономическом университете — «Таможенное дело», «Экономическая безопасность», «Государственное и муниципальное управление». Последняя специальность стала рекордной по количеству поданных заявлений: на три бюджетных места (одно из которых занято по квоте) подали документы 1072 человека.

По словам Игоря Максимцева, в СПбГЭУ всегда высокий конкурс: в прошлом году был 13 человек на место, в этом году будет не меньше. Особых потрясений от нынешней приемной кампании ректор Максимцев не ожидает.

  • К 3 августа все вузы Петербурга должны издать приказы о зачислении первой волны абитуриентов.
  • Елена Роткевич,
  • «Город 812»

Конкурс в вузы Петербурга  (количество бюджетных мест, количество завлений, количество человек на одно место) Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта Кол-во бюджетных мест — 1660 Кол-во заявлений — 2985 Конкурс, человек на место — 1,8 Санкт-Петербургский горный университет Кол-во бюджетных мест — 1554 Кол-во заявлений — 6217 Конкурс, человек на место — 4 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет — ЛЭТИ Кол-во бюджетных мест — 1636 Кол-во заявлений — более 7200 Конкурс, человек на место — более 4,4 Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет — СПбГАСУ Кол-во бюджетных мест — 902 Кол-во заявлений — 4285 Конкурс, человек на место — 4,8 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики — ИТМО Кол-во бюджетных мест — 1115 Кол-во заявлений — 10 073 Конкурс, человек на место — 9 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица Кол-во бюджетных мест — 272 Кол-во заявлений — 2718 Конкурс, человек на место — 10 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Кол-во бюджетных мест — 540 Кол-во заявлений — 6155 Конкурс, человек на место — 11,4 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого — Политех Кол-во бюджетных мест — 2693 Кол-во заявлений — 44 604 Конкурс, человек на место — 16,6 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет – СПбГМТУ («Корабелка») Кол-во бюджетных мест — 961 Кол-во заявлений — 17 236 Конкурс, человек на место — 17,9 Санкт-Петербургский государственный университет — СПбГУ Кол-во бюджетных мест — 2009 Кол-во заявлений — 39 418 Конкурс, человек на место — 19,6 Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова — СЗГМУ Кол-во бюджетных мест — 208 Кол-во заявлений — 5816 Конкурс, человек на место — 28 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика Павлова Кол-во бюджетных мест — 203 Кол-во заявлений — 7812 Конкурс, человек на место — 38,5 Санкт-Петербургский государственный экономический университет — СПбГЭУ Кол-во бюджетных мест — 637 Кол-во заявлений — более 27 000

Читайте также:  10 навыков, которые нужны всем подросткам

Конкурс, человек на место — более 42,4

Рассылка «Фонтанки»: главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Первокурсников из регионов стало вдвое большеmccaron01 Авг 2019 в 16:01И такие конкурсы при нынешней демографической ситуации. А если рожать вдруг начнут? (спойлер — не начнут), только кавказ. Медным тазом образование. И тот сдадутПервокурсников из регионов стало вдвое большеПохоже за счёт студентов решили исполнить майский указ Путина о увлечение зарплат преподавателям, сократив бюджетные места и увеличив стоимость обучение.
Посмотрел списки стобалльников криминального ничего нет, но есть маленькое НО, посмотрите списки сдавших вступительные экзамены СПГУ (филологический факультет, журналистика), выяснится что некоторые не смогли подтвердить 100 результат ЭГ (русский язык, литература) почему то на вступительном экзамене получили от 50 до 80 баллов это вопрос.читать все комментариидобавить комментарий

Источник: https://www.fontanka.ru/2019/07/31/026/

Добавочная себестоимость: финансово благополучных регионов стало почти вдвое больше

В России практически удвоилось (с 28 до 50) количество регионов, которые можно отнести к категории финансово устойчивых. Об этом говорят результаты исследования, которое специально для «Известий» подготовило агентство «Эксперт РА».

Аналитики изучили долю собственных доходов регионов без учета трансфертов из федерального центра. В прошлом году субъекты РФ показали впечатляющие результаты: их собственные доходы выросли почти на 12%.

По мнению экспертов, прорыв состоялся благодаря стабильным ценам на нефть и курсу рубля, а также бюджетной дисциплине глав регионов и запущенной государством программе реструктуризации кредитов. По итогам 2019-го, как прогнозируют в Минфине, темпы роста доходов бюджетов субъектов будут более умеренными — 6–7%.

Этого будет достаточно для того, чтобы рассчитывать на продление программы реструктуризации, а высвободившиеся средства регионы могут направить на улучшение социально-экономической ситуации.

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев обратил внимание на регионы с самой неблагоприятной социально-экономической ситуацией и поручил профильным ведомствам до 15 апреля разработать дополнительный комплекс мер по развитию отстающих. В числе проблемных глава правительства назвал Калмыкию, Мордовию, Марий Эл и Республику Алтай, а также Саратовскую, Курганскую и Пензенскую области и Республику Тыву.

За исключением Саратовской области, все упомянутые территориальные объединения являются или высокодотационными, или недостаточно финансово самостоятельными, следует из впервые проведенного исследования устойчивости субъектов РФ.

Аналитики «Эксперт РА» посчитали долю ННД (налоговые и неналоговые доходы) в доходах консолидированных бюджетов регионов, чтобы выяснить, в какой степени субъекты РФ могут обеспечить себя сами без поддержки из центра.

Этот показатель чрезвычайно важен для поддержания социально-экономической стабильности, в том числе за счет увеличения выплат жителям и выравнивания дисбаланса в доходах, считают эксперты.

— Если доля ННД в структуре доходов консолидированного бюджета региона свыше 70%, его можно относить к категории устойчивых по собственной доходной базе. По итогам 2018 года таких субъектов стало 50, а в 2017-м их было 28, — пояснила «Известиям» старший директор по корпоративным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева.

По ее словам, к высокодотационным и неустойчивым с финансовой точки зрения относятся регионы, доля ННД у которых составляет менее 50%. «Середнячки» с показателем 50–70% считаются недостаточно устойчивыми, поскольку значительная часть их доходной базы формируется за счет средств федерального центра.

Почти все регионы из «списка премьера» к устойчивым не относятся, показало исследование «Эксперт РА». Тыва с показателем 23,3% и Алтай с 30,6% входят в категорию высокодотационных, Курганская область (53,7%), Калмыкия (54,5%), Марий Эл (64,1%), Пензенская область (66,9%) и Мордовия (69,8%) — имеют невысокий уровень собственных доходов.

Недостаточно зарабатывают по итогам прошлого года 35 российских регионов. Причем 13 из них являются высокодотационными с долей ННД от 20,1% до 47,7% (см. инфографику).

Первокурсников из регионов стало вдвое больше

Хороший год

В целом ситуация с поступлением собственных доходов регионов в прошлом году оказалась весьма благоприятной, отметили аналитики «Эксперт РА». Позитивную динамику продемонстрировали даже большинство представителей «отстающей» группы. При этом лидерами по приросту доли собственных доходов среди всех регионов стали Дагестан и Ингушетия (32,6% и 20,5% соответственно).

В двух других группах остальные субъекты — кроме Сахалинской области и Ямало-Ненецкого округа, где было зафиксировано незначительное снижение (с 89,5% до 85,5% и с 92% до 91,7% соответственно) — также существенно улучшили свои показатели.

Причем значительная часть из них совершила настоящий прорыв — доля собственных доходов увеличилась на 10% и более.

В итоге 11 субъектов (Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский округ, Ленинградская область, Московская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Коми и Самарская область) имеют долю ННД в доходах консолидированного бюджета выше 90%.

«В 2018 году у 67 регионов рост совокупных доходов консолидированных бюджетов превысил значение бенчмарка 10,0% (к ВВП за 2018-й в текущих ценах), у 18 регионов доходы увеличились, но с темпом ниже бенчмарка.

В 2018-м впервые за несколько лет отсутствовали регионы, у которых совокупные доходы снизились в номинальном выражении. По итогам 2018 года рост совокупных ННД субъектов составил 13,6%.

Основную роль в рост ННД внес налог на прибыль», — отмечается в исследовании «Эксперт РА».

— Прошедший год был достаточно благополучным для сырьевых компаний. Именно они обеспечили основной вклад в прирост налога на прибыль. Этому способствовали высокие цены на нефть, газ и уголь. Позитивное влияние оказала также динамика валютного курса рубля, — считает Гульназ Галиева.

«В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ доминировали налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. За счет них формируется 29,5% и 25,1% всех доходов соответственно. По сравнению с 2017 годом поступления НДФЛ увеличились на 12,4%, а налога на прибыль — на 22,8%, что существенно превышает темпы инфляции», — отмечают аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Политолог, гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов полагает, что почти двукратный рост количества регионов с устойчивыми собственными доходами может быть обусловлен повышением эффективности налогового администрирования и более жесткой политикой в отношении обязательств региональных бюджетов.

Самодостаточность в зачет долга

В Минфине улучшение показателей объясняют в том числе и снижением долговой нагрузки субъектов РФ.

— Сейчас бюджеты регионов наиболее устойчивы за последние десять лет.

За 2018 год объем госдолга регионов сократился на 109,1 млрд рублей (почти на 5%) и составил 2,2 трлн рублей — это 25,3% объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов.

Этому способствовали эффективная бюджетная политика, реструктуризация бюджетных кредитов и ответственные решения глав регионов, — пояснили «Известиям» в финансовом ведомстве.

Желание решить проблему задолженности стало мощным стимулом для властей регионов наращивать собственную доходную базу.

— С 1 января 2018 года федеральный центр прекратил выдачу бюджетных кредитов и запустил программу реструктуризации долгов регионов, рассчитанную на семь лет. Она предполагает, что в первые два года регионы получают максимально льготные условия — им придется выплачивать всего 5% от задолженности ежегодно, — подчеркнули в «Эксперт РА».

Это позволяет направлять высвободившиеся средства на погашение коммерческого долга, инвестиционные, социальные и другие цели. Более того, если в 2018–2019 годах региональные власти обеспечат рост ННД в свои бюджеты темпами не ниже инфляции, программа реструктуризации может быть продлена на срок до 12 лет.

Темпы роста доходов субъектов в нынешнем году будут более умеренными, чем в 2018 году, в целом должны будут вырасти на примерно на 6–7%. Что незначительно, но превышает уточненный ЦБ в конце марта прогнозный уровень инфляции на конец этого года — 4,7–5,2%. Снижение темпов роста собственных доходов эксперты объясняют эффектом высокой базы после прорыва в 2018-м году.

«Прошлый год был отмечен не только впечатляющим ростом собственных доходов регионов, но и аналогичным увеличением трансфертов из бюджета.

По итогам 2018 года суммарный объем перечислений всех видов регионам из федеральный бюджета впервые превысил 1 трлн рублей.

Особенность 2018 года — те или иные трансферты получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область», — говорится в исследовании «Эксперт РА».

Аналитики РЭУ им. Плеханова отмечают и существенный рост расходов федерального бюджета на трансферты. «Удельный вес этих расходов вырос с 4,8 до 6,6%. Такое увеличение связано с выполнением майских указов президента 2012 года», — говорится в исследовании.

— Вероятная главная причина роста объемов федеральных трансфертов — исполнение долгосрочных обязательств регионов по «майским указам», — согласен с экспертами и Дмитрий Орлов.

Занимающие верхние строчки рейтинга Москва и Тюменская область (96,8% и 96,1% соответственно) получили средства в целях компенсации выпадающих доходов в результате отмены налога на движимое имущество, уточнили в Минфине.

Источник: https://iz.ru/863376/anna-kaledina/dobavochnaia-sebestoimost-finansovo-blagopoluchnykh-regionov-stalo-pochti-vdvoe-bolshe

Как не вылететь после первой сессии: 9 полезных советов первокурсникам

Первокурсников из регионов стало вдвое большеКадр из мультфильма «Шрек 2»

Поступление в университет — одно из самых волнительных событий в жизни. Кажется, что после опубликования заветного приказа о зачислении можно вздохнуть спокойно. На деле первая сессия для многих оказывается последней и оборачивается настоящей катастрофой. Дарья Крамер делится своим печальным опытом и рассказывает, как не попасть в эту ситуацию.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я пришла на первый курс в статусе «девочки-отличницы», хоть и без медали. Неплохо сдала ЕГЭ, поступила туда, куда и хотела (даже в первой волне) и была уверена, что я буду если и не лучшей студенткой, то в топ хороших учеников, конечно же, попаду. С такой уверенностью я жила весь семестр и свою первую сессию встретила достаточно спокойно и расслабленно.

Что случилось дальше — понять несложно. После зимней сессии я распрощалась со стипендией, обнаружив себя в списках студентов, приговоренных к пересдаче.

Как ни странно, каких-либо серьёзных выводов я тогда не сделала и во втором семестре ничего не поменяла в отношении к учёбе. Как итог, на лето я осталась с кучей долгов, а всю осень второго курса регулярно мониторила приказы об отчислении.

На втором курсе наконец-то наступило прозрение. Мне пришлось приложить кучу усилий, для того чтобы улучшить свой имидж в глазах преподавателей и одногруппников. Тем не менее, шанс получить красный диплом был навсегда потерян — вместе с дополнительными баллами для поступления в магистратуру (удалось и без них, но нервы, говорят, не восстанавливаются).

Основываясь на своём печальном опыте, я составила перечень рекомендаций для первокурсников — что делать (или не делать), чтобы не попасть в такую же ситуацию и не быть отчисленным уже на первой сессии.

1. Забудьте о школьных достижениях

Золотая медаль, статус старосты класса или лидера школьного самоуправления — это хорошо, но, к сожалению, это никак не повлияет на вашу студенческую жизнь. Я пришла в университет с уверенностью, что все в курсе, какая я «хорошая девочка». Что было со мной дальше, вы уже знаете. Студенчество — жизнь с чистого листа, репутацию придётся выстраивать заново.

2. Забудьте о результатах ЕГЭ

Пункт немного похож на первый, но достоин отдельного упоминания. Вопрос количества баллов на ЕГЭ для некоторых первокурсников может сыграть злую шутку не только с восприятием себя самого, но и с искажённым восприятием одногруппников. На самом деле, ровно с момента вашего зачисления баллы по ЕГЭ утратили свою значимость.

Ни один преподаватель не спросит у вас: «Сколько баллов по ЕГЭ набрал?». Если и спросит, то из чистого любопытства, на ваш рейтинг и оценки на экзамене это не повлияет

Никак. Вообще. Не стоит свысока относиться и к тем, кто в конкурсных списках был ниже вас — это ещё не значит, что это ребята глупее. Возможно, учиться они будут даже лучше (как минимум они не страдают «синдромом отличника»).

3. Посещайте пары

Этот и несколько следующих пунктов объединены вредными советами, которые дают первокурсникам «бывалые» студенты второго курса и выше.

На самом деле успешная сдача сессии тесно связана с вашей посещаемостью — это и дополнительные баллы, и хорошее отношение преподавателя, и более глубокое понимание предмета.

«Пойти навстречу» и закрыть глаза на ваши прогулы могут где-то курсе на третьем, и то не везде и не все. И скорее всего, не в том случае, если вы работаете барменом или грузчиком в соседнем продуктовом.

Читайте также:  Выпускные экзамены могут немного измениться

4. Зарабатывайте рейтинг

  • Скорее всего, у вас будет балльно-рейтинговая система (хромая, косая и непрозрачная) и с той же долей вероятности вы в первые дни учёбы услышите от старшекурсников: «На баллы никто не смотрит».
  • Вплоть до четвёртого курса я убеждалась, что на каждой сессии находятся преподаватели, которые честно ставят автоматы, если это позволяет ваш рейтинг.
  • Уповать на то, что ваш преподаватель «не будет смотреть на баллы», не стоит — в итоге может оказаться, что вам просто не хватает пары пунктов до пятёрки даже с идеальным ответом на вопросы из билета.

5. Готовьтесь к экзамену заранее

Лучше с первого же дня. Можно тратить время в транспорте на беглое перечитывание конспектов — и к экзамену вы подойдёте с намного более целостным пониманием предмета.

На своём первом курсе я совершила сразу все ошибки — плюнула на рейтинг, периодически прогуливала скучные пары по матанализу и была полностью уверена, что всё наверстаю за пару дней подготовки к экзамену и отвечу идеально. Выучить все предметы во время сессии мне не удалось (если вы сможете — вы гений, тогда зачем вам университет?).

6. Готовьте ответы к билетам самостоятельно

Возможно, этот пункт очень субъективный — но мне ни разу не удавалось спокойно выучить предмет по чужим ответам. Даже на первом курсе я писала ответ на каждый из вопросов сама (кстати, пользуясь моими ответами, другие сдавали, а я — нет).

Просто чтение и попытка вызубрить отличаются от процесса поиска адекватной информации на тему и её анализа — второе даёт намного более глубокое понимание темы.

В защиту этого пункта скажу, что после провала на первом курсе последующие сессии я сдавала вполне успешно и никогда не зубрила. Информация запоминалась как-то сама собой в процессе поиска ответов на вопросы билетов.

7. Не ставьте внеучебные активности превыше самой учёбы

  1. Скажу сразу — я ничего не имею против студенческой самодеятельности, волонтёрства и прочих интересных и важных для вашей социализации вещей.

  2. Если большую часть пар вы пропускаете, потому что у вас КВН, «Студенческая весна» или игры в мафию через день — на сессии вы можете быть неприятно удивлены
  3. Вашего преподавателя это всё не касается, при этом ваш рейтинг в районе нуля и особым знанием предмета вы не блещете.

Сотрудники профкомов могут даже обещать, что ваша активность пойдёт в плюс учёбе, преподаватели будут сразу ставить вам автомат, а там и повышенная стипендия не за горами. Однако всё может быть совсем иначе и часто очень сильно зависит от конкретного преподавателя.

8. Форма обучения не даёт никаких преимуществ

Одновременно существуют сразу два взаимоисключающих мифа, согласно одному из которых «на коммерции учиться проще», согласно другому — проще учиться на бюджете, а студентам с коммерции и вовсе могут подсунуть вопросы посложнее.

На деле преподаватель даже не знает, «платник» вы или «бюджетник». Ему в целом абсолютно всё равно, а вопросы для всех одинаковые.

Списки на отчисление формируются, исходя из количества «хвостов», и шанс быть отчисленным на коммерции точно такой же, как и на бюджете. В моей группе именно «платница» уехала домой первой, что для многих прозвучит невероятно.

9. Как можно раньше начните заниматься студенческой наукой

Студенческие научные конференции пользуются намного меньшей популярностью, чем КВН или студвесна, а зря! В отличие от других видов активностей, участие в научной жизни действительно упрощает сдачу сессии и повышает шанс на оценку «отлично» или автомат. К тому же, за выступления на конференциях можно получать повышенную стипендию.

На самом деле заниматься научной деятельностью не так сложно, как кажется на первый взгляд. Работа над собственной статьёй значительно повысит ваш уровень знаний в выбранной предметной области. К тому же, чем раньше вы освоите навык обработки большого количества научной информации, тем проще вам будет в дальнейшем писать курсовые и дипломную работу.

Знай я всё это заранее — моя студенческая жизнь сложилась бы намного лучше. Теперь остаётся только предостеречь всех остальных от своих ошибок.

Источник: https://mel.fm/blog/dasha-kramer/9486-kak-ne-vyletet-posle-pervoy-sessii-9-poleznykh-sovetov-pervokursnikam

Глава РАН предложил увеличить стипендию первокурсников до 20-30 тысяч рублей

В Рособрнадзоре идею поддержали.

В России может появиться фонд, средства которого будут направлены на выплаты дополнительных стипендиальных средств студентам-первокурсникам. Соответствующее предложение озвучил на встрече со стобалльниками ЕГЭ глава Российской академии наук Александр Сергеев. Он уверен, что подобное новшество помогло бы студентам уделять больше времени учебе, а не подработкам.

Нужно ставить вопрос о создании какого-то фонда, который бы наполнялся с разных сторон: что-то государство может бросить, что-то – высокотехнологическая компания. Это фонд именно поддержки студентов на первом и втором курсе, чтобы они получали минимальные средства, которые им нужны, 20-30 тыс. рублей, чтобы они чувствовали себя нормально,

— заявил Александр Сергеев.

Он уверен: подобный фонд обеспечит студентам комфортную жизнь и позволит многим успешно осваивать предложенную вузом программу по специальности. Сегодня же первокурсники зачастую стараются искать подработку, а потом уделяют ей времени больше, чем учебе. Однако, по мнению главы РАН, это не позволяет им стать успешными в своей специальности.

Мы все озабочены этим моментом – как поддержать ребят на первых курсах, поддержать их финансово. Наука еще отдачи от вас не может получить, это на старших курсах. А на младших вы пока еще не умеете что-то приличное, существенное внести в науку, чтобы вас взяли на грант. Это очень серьезная головная боль для всех,

— добавил он.

По мнению главы РАН, студенты, уделившие время учебе на первых курсах, на третьем-четвертом уже востребованы для науки и квалифицированных заказчиков. Фонд, считает Александр Сергеев, мог бы пополняться из различных источников: «Что-то государство может бросить, что-то – высокотехнологическая компания».

Предложение ученого слышал и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Он эту идею поддержал, но отметил, что пока никакой работы для ее осуществления не проводилось.

Мы видим, что одаренные ребята идут двумя траекториями: на взлет и вниз. Вниз есть разные причины почему идут, важно тут поддержать.

А по поводу фонда поддержки студентов первых курсов, можно рассмотреть вопрос кредитования по 20 тыс., а потом, когда студенты начнут работать, может, как-то вычитать.

Может, и профильному комитету Госдумы это передать как предложение,

— прокомментировал Сергей Кравцов.

Напомним, на 1 января 2018 года установленная законом минимальная ставка месячной стипендии составляет 1484 рубля. Однако зачастую вузы стараются поддержать студентов за счет собственного бюджета и увеличивают размер этой суммы. Известно, что с 1 сентября 2018 года стипендиальный фонд вырастет на 3,7 млрд рублей. Это позволит повысить выплаты студентам на 4 %.

shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/novosti/glava-ran-predlozhil-uvelichit-stipendiyu-pervokursnikov-do-20-30-tysyach-rublei-30-05-2018.htm

Проблемы студентов-первокурсников

Подавая документы в учебное заведение, абитуриент в первую очередь сосредоточивает все свое внимание на сдаче вступительных экзаменов.

И лишь после зачисления, поселения в общежитие, когда все проблемы и формальности утрясены и начинается учеба, студенты сталкиваются с буднями обучения, которые нередко довольно сильно отличаются от того, что представляли и ожидали молодые люди, будучи школьниками.

В большинстве случаев имеют место психологические, организационные и финансовые проблемы, которые связаны со сменой обстановки, появлением новых обязанностей, сменой круга общения и т.д.

Больше всего проблем психологического плана появляется у отличников, которые привыкли в школе быть первыми и хотят сразу же завоевать лидерские позиции.

Но никто не объясняет первокурснику, что в первые месяцы ему необходимо думать не о лучших оценках, а о том, как адаптироваться к новым требованиям, преподавателям, группе, условиям проживания и т.д.

Как правило, отличники сразу же рьяно берутся за учебу, понимают, что не могут усвоить учебную программу в полной мере и начинают отчаиваться.

Вместо того, чтобы постепенно втягиваться в учебный процесс и к первой сессии показывать хорошие результаты, отличники стараются проявить все свои знания на первых порах, что не удается по вполне объективным причинам и сразу же появляется психологический блок.

В таких случаях нередко студенты перестают верить в свои силы, запускают учебный процесс и лишь на втором-третьем курсе понимают, что это не они были неспособными, а просто не прошли полный этап адаптации, стараясь сразу же во все вникнуть и везде успеть.

Для того, чтобы избежать подобных проблем, необходимо хотя бы первые несколько месяцев не стараться быть впереди, а просто приспосабливаться к распорядку дня, лекциям, знакомиться с преподавателями, осваивать различные технологии обучения, самостоятельных занятий, искать эффективные способы запоминания материала. Но самое главное – необходимо быть готовым к тому, что не все сразу получится.

Серьезной проблемой для вчерашних школьников является и проблема адаптации к новому окружению – одногруппникам и соседям в общежитии. Не стоит повторять одну и ту же ошибку и сразу же стараться со всеми подружиться. Необходимо помнить, что друзья выбираются по интересам, а не по критерию совместного проживания или обучения.

Поэтому ничего страшного, если на первых порах у первокурсника не появится множества друзей. При этом придется учиться заводить спокойные приятельские отношения с окружающими людьми, так как с ними придется проводить большую часть свободного времени и желательно, чтобы обстановка в комнате и группе была благоприятной и ровной.

Часто первокурсники сталкиваются с такой проблемой, как необходимость рационально организовывать свою деятельность, приспосабливаться к самостоятельной жизни.

Большая часть занятий приходится именно на самостоятельное обучение и для успешной учебы придется вырабатывать индивидуальные методики усвоения и запоминания материала.

Здесь тоже не все сразу пойдет гладко, так как умение учиться приходит, как правило, с опытом.

Источник: https://infourok.ru/user/dudina-irina-anatolevna1/blog/problemi-studentovpervokursnikov-22524.html

Почему первая сессия может стать последней? Три типичные ошибки первокурсников

По статистике, именно первая сессия наиболее богата на отчисления. Около 20% первокурсников вынуждены покинуть вуз уже после первого семестра. Причина – неумение самостоятельно организовать работу и непонимание того, что лекции и семинары – не школьные уроки, а экзамены в вузе – не школьная контрольная.

Система контроля за посещениями и результатами работы в течение семестра в вузе  менее жесткая, чем в школе.

При этом не каждый первокурсник обладает перспективным мышлением, не каждый готов к ответственности взрослого человека за использование (и разбазаривание) своего времени.

Отсутствие «учительской розги» рождает соблазн использовать «свободное время» для личных дел, а наверстать перед сессией.

Мы попытались выделить типичные ошибки первокурсников: надежду на учебник, списанные лекции и традиционное «за ночь все успею».

 Почему не хватает учебника

Огромным потрясением для большинства первокурсников становится тот факт, что учебник играет в вузе вспомогательную роль. И зубрежка перед экзаменом отнюдь не гарантирует успешную сдачу!

Школьник получает базовые знания на основе учебника, а студент сталкивается с многообразием научных точек зрений и концепций.

Умение самостоятельно в них разобраться у большинства студентов появляется где-то к четвёртому – пятому курсу (а у многих не появляется вообще).

На лекциях преподаватель помогает студентам логически выстроить объем знаний, дает новейшие данные, которые еще не попали в учебники.

Надо ли переписывать лекции?

Итак, без лекций никуда – ведь преподаватель по натуре такое въедливое создание, что именно то индивидуальное, что он сказал на лекции, он и попытается узнать у вас на экзамене!

Поэтому ближе к сессии студенты начинают переписывать, ксерокопировать лекции более усидчивых товарищей. Тут-то и ожидают первокурсника очередная «засада».

Каждая запись лекции на бумаге или набор на ноутбуке (сейчас распространяется и такой метод работы) является продуктом творчества человека, личной интерпретацией услышанного. У каждого студента – свои сокращения, свои опорные слова. Кстати, слепое переписывание лекций и конспектов легко различается преподавателем.

В блогах преподавателей можно почитать забавные истории о тупо списанных лекциях. Например, о том, как двадцать человек подали конспекты, где использовали слово «ревантность». Ясно, что ошибся кто-то один, а остальные переписали.

На другом курсе в лекциях массово использовалось слово «комунатор» вместо «коммуникатор»…

В общем, если ваш сокурсник запишет, что крокодилы прячут яйца в песок, потому что боятся отморозить, а вы спишете эту лекцию – есть шанс, что преподаватель будет ржать не над одним недоумком, а сразу над двумя.

Китайский за ночь

Сессия как нельзя лучше оправдывает цитату Рабле:

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Тем студентам, кто в течение семестра не выполнил необходимый объем самостоятельной работы, и особенно тем, кто бодро прогуливал семинары, «надышаться перед сессией» будет непросто. Вы уверены, что за три дня сможете прочитать огромный комплекс рекомендованной литературы? И не просто прочитать, но осознать, проанализировать, сравнить позиции авторов, выработать собственное мнение?

Кроме того, в последние дни декабря студент чаще всего сталкивается с такой проблемой: единственная на всю библиотеку книга, оказывается, нужна не только ему! А в интернете её почему-то нет (увы, пока во всемирной паутине успели запутаться далеко не все учебники). Ксерокс, как говорится, наш спаситель, но ведь ещё надо успеть всё это прочесть…

Что же посоветовать первокурснику, который не желает попасть в 20% отчисленных после первой же сессии? Об этом читайте в следующем посте нашего блога!

Источник: https://studlance.ru/blog/tri-tipichnye-oshibki-pervokursnikov

Ссылка на основную публикацию