Пятерка по поведению: как личностные качества влияют на учебу

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности.

Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя.

Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению.

Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

Определение 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как продвигать учебное заведение в соцсетях?

Оценим за полчаса!

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

  • Эрудицией.
  • Преданностью к своему труду.
  • Научной увлеченностью.
  • Глубокими познаниями своей области преподавания.
  • Методиками ведения деятельности.
  • Психологической подготовкой.
  • Широким культурным кругозором.
  • Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Стандарт педагогического образа

Если говорить о педагогической деятельностиможно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Определение 2

Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Определение 3

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

  • Профессиональные качества.
  • Цели, ценности, принципы.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические технологии, методики, способы.
  • Профессиональные позиции.

Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.

Пятерка по поведению: как личностные качества влияют на учебу

Рисунок 1

Компетентностная модель современного учителя

Определение 4

В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.

Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.

Пятерка по поведению: как личностные качества влияют на учебу

Рисунок 2

Ключевые компетенции будущего учителя

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Вывод

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/vvedenie-v-pedagogicheskuju-professiju/kachestva-sovremennogo-pedagoga/

Почему плохо быть отличником

Я отличница. Конечно, не совсем та, которая со сложенными ручками, пятёркой по поведению и отглаженным воротничком. Но золотая медаль, олимпиады, красные дипломы в количестве трёх штук и прочая атрибутика «школьного» успеха налицо.

Вот уже 11 лет я работаю в бизнесе — всё это время в ИТ: инженером по тестированию, инженером VoIP, коммерсом. Хорошо работаю, почти не придраться. Всё на «пять», часто с плюсом.

И у меня, как у любой отличницы, много историй про одноклассниц, которые в 33 года и замужем, и на последних «мерсах», и со своим делом. «Харэ ныть, пора разобраться, какого, собственно, так происходит?» — в один из дней эта мысль плотно засела в голове.

И вот он, разбор полётов — для нас, отличников, для будущего поколения и для родителей, которые «тянут» своих детей от пятёрки к пятёрке. Пятерка по поведению: как личностные качества влияют на учебу

Школьное время чудесное

Как правило, история начинается со школы. Именно в ней мы знакомимся с системой оценки своих усилий по пятибалльной шкале. И именно в ней начинаются ожидания родных, близких, знакомых и учителей и разделение на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Первые социальные касты, первые социальные роли, привилегии и т.д.

Итак, школьник проявил себя как старательный и способный ученик и попал в список потенциальных отличников. Пока это младшеклассник Вася или милая второклассница Ирочка, но проблемы уже тут как тут. Механизм запущен.

  • К успешному и смышлёному школьнику повышаются требования, теперь он безоговорочно должен понимать материал. Любой неуспех осуждается и критикуется.
  • Постепенно ребёнок (подросток) начинает бояться ошибок и ищет пути их избежать. В лучшем случае он начинает зубрить материал без особого осмысления, а в худшем — начинает избегать сложных заданий и задач, чтобы на них не споткнуться.
  • Нередко учителя вводят ограничения из разряда: «всем на 5 надо упражнение 562, а отличникам — два со звёздочкой». При этом нередко (что врать — в 99% случаев) учителя не заморачиваются объяснить углублённый материал, а валят это на родителей и репетиторов (как так Вася не решил задачу с **, срочно подтягивать!).
  • Школьникам-отличникам не остаётся ничего, кроме как учиться: ржавеют и становятся маленькими коньки, заброшен спорт, забыты друзья. Летом — толстый список книг и куча «хвостов» и подготовки к новому учебному году. Рвутся социальные связи, человек отрывается от общества в самый неподходящий период становления личности.
  • Некоторые отличники приспосабливаются и начинают выпрашивать оценки, объясняя, что вот только этой пятёрки не хватает — остальные все на месте. Понятно, что с этой точки начинается ещё и падение качества знаний.
  • Завышенные требования всех сторон учебного процесса ввергают школьника в непрерывный стресс, с которым никто и не думает бороться. Появляются ранние депрессии, психологические и нервные расстройства, обостряется хроника, снижается иммунитет. Школьник, особенно старшеклассник, может просто заболеть.

В моём случае произошёл страшный срыв.

В 8-9 классе слетели катушки, и я стала учиться гораздо хуже, скандалить, срывать уроки, драться и игнорировать всё то, что не нравилось: историю, литературу и прочие зарубежки и эстетики (да-да, я, «технарь», волею территориальной близости попала в самую гуманитарную гимназию города).

Родители как могли исправляли ситуацию, пока не началась очередная серия олимпиад — по русскому, литературе, физике, биологии были первые места на районном уровне и призовые на областном и всероссийском. И никто не задался вопросом, как это так: за контрольную тройка, а на олимпиаде — первое место? А ответ был найден совсем недавно — на контрольной было страшно, а на олимпиаде — нет. Поэтому и появлялись на двойных листочках калории, не переведённые в джоули, лабораторные с глупыми описками, не исключённые посторонние корни уравнений и т.д.

Институт

Нет, не университет, не академия, не вуз, а именно «поступаем в институт» — конечно же, по желанию родителей и потому что «быть юристом» и «быть экономистом» — это круто. К предыдущим проблемам добавляются новые, вузовские, связанные со взрослой жизнью и уже с работой.

Студент-отличник часто не может работать и получать практический опыт, потому что очень трудно найти баланс между работой и блестящей учёбой. В итоге на первом же собеседовании опыт работы и коммуникативность среднего студента легко бьют пафосный красный диплом. Но, кстати, не всегда.

Например, у меня в регионе нередко всплывает вакансия одного крупного пищевого завода с обязательным требованием золотой медали и красного диплома. Всплывает с завидной частотой — видимо, не сильно отличники учёбы справляются с молочными реками.

Но в целом компании, особенно в ИТ-сфере, хотят видеть опыт, навыки и конкретные умения.

Поскольку, увы, в вузах пока превалируют преподаватели старой формации, рецепт завоевания отличных оценок сводится к зазубриванию и усвоению теории. В моей практике особо прекрасными были теория Java и теория С++ на дополнительном высшем. Угадайте, кто из группы на них пишет? Никто.

Соответственно, почти всё время уходит не на то, чтобы освоить и применить на практике, а на то, чтобы отшпарить материал и понравиться преподавателю. Особо изощрённая клиника — наличие учебника или методички авторства вашего преподавателя. Например, у меня на первом высшем в 2006 году маркетинг преподавался по методичке 1997 года.

Так что неудивительно, что в России с этим делом настолько хреново.

Чтобы заслужить повышенную стипендию, студент не только учится, но и начинает заниматься всей внеучебной деятельностью в вузе подряд, тратя ещё больше времени. Но, кстати, это не так плохо — часть коммуникативных навыков и социальных связей удаётся восстановить. Вы можете меня расстрелять, но я убеждена, что вуз — не то место, где надо класть жизнь на красный диплом. Тут так: либо получается, либо лучше сочетать с практикой и иметь опыт. Более того, на практические дрожжи теория ровнее ложится — поэтому ищите стажировку, ментора, прикипайте к ним, высматривайте и осознавайте, что же вам нужно из теории, а какая экономическая теория, социология и история могут потесниться в пользу реально применимых знаний.

Работа, мы с тобой на всю жизнь

И вот начинается работа, где взрощенный и вызревший за предыдущие 15-17 лет синдром отличника расцветает во всей своей клинической картине и принимает форму не милого старания, а патологии. Работодатель, взявший на работу выпускника со средним баллом 5.

0, через некоторое время обнаруживает кошмарные и неожиданные метаморфозы.

Отличник тратит на работу гораздо больше времени, поскольку стремится сделать идеально (в его понимании) всю работу, теряет чувство приоритета и в итоге закапывается в мелочах.

Например, может два дня составлять поздравительное письмо для клиентов, забыв при этом про прямые обязанности продвигать или продавать.

Отличник не готов терпеть какую-либо критику — и это не от того, что он считает себя непогрешимым гением, а от того, что не уверен в себе и болезненно воспринимает критику как укор и крах своего идеального мира.

Реагируя на критику остро негативно, он получает проблемы в отношениях с руководством и коллегами, карьера начинает стопориться. И вот вчерашний ещё отличник с розовыми щеками становится хмурым и загнанным работником.

Отличник вновь решает избегать ошибок и отказывается от сложной работы, двигаясь по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от ценных для опыта решений.

Наконец, отличник начинает рваться и постигать рабочие вопросы семимильными шагами, стремится к росту и, с одной стороны, становится врагом коллегам, с другой, выгорает от постоянной напряжённой работы на пять с плюсом.

Мой опыт. В компании, куда я устроилась работать инженером по тестированию, была отличная практика — обучение + менторство. В наставники мне попался блестящий практик, а начальницей была такая же отличница. Мне удалось быстро увидеть разницу и понять, что быть крутым профи гораздо лучше, чем филигранно оформлять минорные баги в Багизилле. И тогда удалось преодолеть главное — перестать превращать обучение в запись в тетради определений транка, плана нумерации, периметра, радиуса, NAT и схем звонков. Надо было брать и смотреть глазами, что это такое, как реплицируется БД, как падает стенд, как капризничает ОКС-7 и жутко настраивается Cisco — совсем не так, как в красочной презентации. Завершив обучение раньше положенного, я прекрасно въехала в работу и стала учиться воевать с разработчиками и быть профессионалом. Это был крутой, ценный опыт.Но если вы сейчас решили, что отличник = неудачник, то вы глубоко не правы. Мы пока наблюдали за ним, а что там с теми, кто учился не очень? Я не раз наблюдала, как люди пишут «малако» и «ришенее», не знают, что такое Сенатская площадь и легко путают факториал с фракталом, но при этом занимают руководящие посты, являются менеджерами проекта только за счёт того, что они научились выживать и достигать  результат с помощью лести, подмазок и выкручивания. Они уверены в себе и готовы двигаться вперёд, не сильно заморачиваясь о навыках — хотя бы потому что они знают, что хорошими специалистами им не быть, а значит нужно подняться, окружить себя такими же слабыми ребятами и худо-бедно вести дела. Они не боятся. А отличник? Он боится ошибиться и демонстрирует свою успешность, чтобы хоть как-то выжить в корпоративном мире. Разумеется, коллеги послабее стремятся его устранить.  Тремя годами позже, когда я стала руководить отделом, у меня была подчинённая, женщина 38 лет, круглая отличница, которая постоянно говорила о своих школе и вузе. Она работала «от сих до сих» и боялась креативить, потому что «так нельзя, так не бывает». Однажды она написала рассылку для иностранных коллег — сухую и чертовски выверенную. Перфекционизм в чистом виде. Я похвалила её стиль и язык, отметила серьёзность и глубину. Через 40 минут она принесла 4 варианта такого же текста, креативных и ещё более крутых. Ей просто нужно было, чтобы в неё поверили и дали ей знак, что она молодец. С тех пор это была лучшая из коллег. Конечно, вся ситуация обозначена слишком выпукло, и есть много достойных ребят среди всех — прежде всего, потому что большинство понимают, что все вокруг люди и нужно делать хорошо то, на что ты способен. Я знаю вчерашних троечников и хорошистов, а сегодня блистательных рестораторов, строителей, инженеров, программистов, руководителей и знаю вчерашних отличников, а сегодня продавцов в Эльдорадо и в KFC. И знаю тех, кто пронёс своё до конца: отличная учёба, кандидатская, блестящая работа, докторская. Но в целом хочется, чтобы на учёбу не убивались жизни, чтобы за ней не терялись социальные связи и дружеские отношения. А работодателей, особенно первых у выпускников, я хочу попросить об адаптации. Из вчерашних отличников вырастают блестящие сотрудники, если суметь их интегрировать в бизнес правильно. Вот несколько секретов обращения с такими ребятами.

  • Расставлять приоритеты и рассказывать, какие задачи важнее, а какие могут быть рассмотрены как вспомогательные.
  • Пояснить, что в работе не столь важны вылизанные таблички и код ёлочкой (важен! всегда соблюдайте code style!), сколько важен достижимый и нужный результат.  
  • Рассказать о принципах работы бизнеса, об отсутствии необходимости теоретизировать всё вокруг и аккуратно записывать в тетрадку всё подряд.
  • Хвалить за достижения и критиковать, поясняя, что критика — это не ругань, а обучение, освоение нового опыта и новых знаний.
  • Заботиться о социализации сотрудника, обращать внимание на его позиционирование в коллективе, стремиться сделать его не обособленной белой вороной, а частью дружной и приветливой команды.
  • Показывать, что есть жизнь за рамками ГОСТов и СНиПов, что можно развивать мысль и предлагать новое, не бояться создавать что-то такое, что уже завтра станет новым эталоном. Мозги-то на это есть, но, как говорил герой «Зимнего вечера в Гаграх», куражу не хватает.
Читайте также:  Гёте-институт проведет праздник немецкого языка

Источник: https://habr.com/post/345998/

Основные черты личности в модели «Большая пятерка»

Джеймс Л. Адамс (James L. Adams), заслуженный профессор Стэндфордского университета, консультант общественных и коммерческих организаций. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.

Когда одни люди описывают других, зачастую можно услышать следующее: «Она широкой души человек», при этом имеется в виду, что она жизнерадостна, дружелюбна и общительна, или же: «У него мелкая душа», что означает скучного и нудного человека. На самом деле, конечно, душа не может быть ни мелкой, ни широкой; просто у каждого свой тип личности.

Личность — это важный определяющий фактор мыслей, чувств и поведения человека. Исследователи потратили немало времени и сил в попытках описать эти типы. Один из наиболее значимых способов изучения личности, найденный учеными, — это описание его черт.

Черта — это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности. Таким образом, говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека.

Ученые определили множество черт личности, и большинство психологов согласны с тем, что черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности — «Большая пятерка» — сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту.

Каждая черта «Большой пятерки» состоит из различных особых черт. Например, экстраверсия (склонность к положительному отношению к жизни) состоит из таких специфических черт, как положительный эмоциональный настрой, общительность и душевность.

Черты «Большой пятерки» и специфические черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны.

Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.

Таблица 1. Иерархическая схема личности.

Аспекты личности модели «Большая пятерка» Экстраверсия Невротизм Уживчивость Добросовестность Открытость опыту
Особые черты, относящиеся к «Большой пятерке»
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Общительность
  • Душевность
  1. Беспокойство
  2. Застенчивость
  3. Уязвимость
  • Доверчивость
  • Прямота
  • Отзывчивость
  1. Компетентность
  2. Любовь к порядку
  3. Самодисциплина
  • Фантазия
  • Действия
  • Идеи

Каждая из общих и специфических черт представляет собой континуум, в который может быть помещен некоторый аспект личности.

Любая черта личности человека может располагаться в этом континууме сверху, внизу, посередине или где угодно.

Чтобы лучше понять, что означает модель «Большая пятерка», мы опишем крайности, присущие каждой черте личности. Но помните, что личностная черта человека может находиться в своем континууме где угодно.

1. Экстраверсия

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты — люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны.

Интроверты — люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми.

На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы, и в целом их мнение об организации и окружающих людях можно охарактеризовать как позитивное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами.

Они могут отлично работать там, где требуются частые контакты с людьми, например в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.

2. Невротизм

В отличие от экстраверсии невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим.

Люди, в большой степени склонные к невротизму, чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам.

Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают на работе отрицательные эмоции, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к обстановке в своей организации.

Часто термин «невротик» используется в средствах массовой информации и популярных изданиях применительно к людям с психологическими проблемами. На самом деле невротизм — это черта характера, которая в той или иной степени присуща всем нормальным и психически здоровым людям.

Люди с высокой степенью невротичности часто более критичны к себе и к своей работе, чем те, у кого этот показатель ниже. Это свойство позволяет им работать лучше других, и потому они способны проявить себя в сферах контроля качества, где необходимо критическое мышление и умение давать критическую оценку.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как справиться с раздражением: шесть практических способов

Люди с высоким показателем невротизма могут отрезвляюще воздействовать на коллег, указывая на недостатки принимаемого совместно решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоконевротичные коллеги.

3. Уживчивость

Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью.

Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе.

Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, например сборщик налогов или сержант, муштрующий роту.

С уживчивыми людьми в целом легко найти общий язык, они «командные игроки». Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.

4. Добросовестность личности

Добросовестность — это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны.

Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины.

Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности.

Роджер Салквист (Roger Salquist), предприниматель и руководитель успешной Calgene Incorporated, известен своей дотошностью.

Например, в попытке добиться одобрения Управления по продуктам питания и лекарственным препаратам США (FDA) для своих генетически измененных томатов Салквист совершил более двадцати пяти поездок в Вашингтон, округ Колумбия, без устали снабжая управление и другие учреждения всевозможными научными материалами, которые он смог раздобыть в поддержку безопасности своих помидоров. Добросовестность Салквиста окупилась сполна, поскольку управление постановило, что для таких генетически измененных продуктов не требуется никаких специальных этикеток и тестовых испытаний.

5. Открытость опыту

Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски.

Чтобы эта черта работника проявилась в творческом и инновационном поведении, организации нужно убрать препятствия с дороги инноваций. Кроме того, надо определить должность и должностные обязанности как можно более широко, чтобы открытость опыту могла послужить рождению новых идей.

Предприниматели, которых характеризуют как любителей риска, нередко открывают собственное дело потому, что крупные организации, в которых они работали, накладывали на их действия слишком много ограничений, лишь незначительно поощряя за риск и нововведения.

Хотя открытость опыту, безусловно, является достоинством и в сфере предпринимательства, и в областях, где необходимы новшества, все же организациям также требуются люди, которые четко выполняли бы свою работу и не слишком много вольнодумствовали. К тому же организации порой опасаются брать сотрудников, которые могли бы преуспеть благодаря рискам.

Выводы

Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для определения взаимоотношений и типов поведения на работе и таким образом для понимания в целом организационного поведения.

Ученые обнаружили, что люди с сильным отрицательным эмоциональным настроем более склонны переживать стрессы на работе.

Исследования также показали, что люди с положительным эмоциональным настроем, как правило, чувствуют себя на работе хорошо, испытывают удовлетворение, а также чаще всего успешно трудятся там, где требуется взаимодействие с другими людьми, например, в области управления и продаж.

Как вы, наверное, уже поняли, не бывает хорошего или плохого типа личности. Каждый человек по-своему уникален, и разные типы личности могут соответствовать различным сферам деятельности. Хорошие руководители должны понимать особенности личности и уметь работать с разными людьми.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/cherty-lichnosti-harakter-ehkstravert-introvert-nevrotizm-dobrosovestnost-ehmociya-povedenie-chuvstvo-nastroj-sklonnost-rabota-organizaciya-upravlenie-deyatelnost/

8 причин, почему отличник в школе — не отличник в жизни

  • 20+ человек, которые ненавидят День всех влюбленных, и у них есть на это веские причины
  • 14 секретов экономии из разных стран, над которыми хочется посмеяться, а потом попробовать их на себе
  • 16 фактов о животных, о которых даже не все зоологи знают
  • 7 мест, в которые хочет вернуться каждый турист, и 7 мест, куда не едут во второй раз
  • Пользователи сети рассказали, как они развлекались в детстве, когда не было интернета и компьютеров
  • 16 странностей, которые выглядят эффектно, но объясняются на раз-два
  • 20+ особенностей жизни за границей, от которых у приезжих глаза по 5 копеек
  • 17 непредсказуемых СМС-переписок, в которых сложно предугадать исход
  • 16 человек рассказали о странных правилах, которые в детстве в их семьях считали нормой
  • 5 причин, почему лучше пройти мимо бездомного человека, а не пытаться ему помочь
  • Как удачно сфотографироваться с первого раза, если твой размер — XL
  • 20 человек, которые завели собаку и теперь разгребают последствия
  • 25 фото из прошлого, которые доказывают, что наши предки были куда круче нас
  • Что не так с современным искусством, которое нередко выглядит абсурдным, а стоит при этом миллионы
  • Пользователи твиттера поделились самыми счастливыми моментами 2019 года
  • 20+ человек рассказали, какие очевидные вещи осознали только недавно

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/8-prichin-po-kotorym-iz-malenkih-otlichnikov-vyrastayut-vzroslye-neudachniki-1793815/

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В приложении к этой статье (см. с. 13) даны материалы, которые были представлены на педсовете психологом для учителей.

НЕБЕЗЫЗВЕСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Напомню, что еще Л.С.

Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности: младенцы — непосредственно эмоциональное общение; раннее детство — манипулятивная деятельность; дошкольники — игровая деятельность; младшие школьники — учебная деятельность; подростки — социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники — учебно-профессиональная деятельность.

Для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным, но есть, несомненно, общее — эмоционально окрашенное восприятие любой оценки и влияние ее на самооценку ребенка.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок.

Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Малышам важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.

От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности.

Тот ученик, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.

Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности.

ПОДРОСТКИ

Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания, чем младшие школьники. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят общению, развлечениям.

Читайте также:  Детям до 14: нет паспорта — нет социальной сети

В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого переноса оценок взрослых на самооценку. Ребенок все больше опирается на свои внутренние критерии, сравнивает себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость оценки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей.

Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

В подростковом возрасте нередко возникают разнообразные нарушения, в том числе и в учебной деятельности. В подавляющем большинстве эти нарушения связаны с проблемами в общении с кем-то из значимых для подростка людей (сверстников, родителей, учителей). Оценка в подростковом возрасте выступает как катализатор ухудшения или улучшения общения со сверстниками.

СТАРШЕКЛАССНИКИ

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам.

Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то его отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему предмету. В этом возрасте притупляется острота восприятия сверстников, важней становится потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности. В целом, для любого возраста важна форма, в которой оценка выражается.

ИСКУССТВО ОЦЕНИВАНИЯ

Таким образом, оценка может выступать в качестве мотива учебной деятельности ученика, воплощать в себе отношение со стороны учителя. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее.

  • Инна ЛАЗАРЕНКО, психолог,
  • г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
  • ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р.С. Психология. Книга II. М., 1994, с. 377—391. 2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980. 3. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды в 2-х тт. М., 1980. 4. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
  • При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.
  • Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
  • Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
  • Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200204115

Успеваемость зависит от характера, а не от уровня интеллекта

Ранее в ходе исследования учеными было доказано влияние личностных качеств человека на успешность его карьеры. Однако новый эксперимент психологов показал, что характер важен также для образования.

Исследователи выяснили, что черты характера имеют большее значение для продвижения по карьерной лестнице, чем интеллектуальные способности человека. В Университете Гриффита специалисты провели опыты, подтверждающие преимущество личностных качеств над умственными способностями во всем, что касается образования.

Причин, по которым студент «вспоминает» о дипломной работе или реферате накануне защиты может быть множество: от болезни до банального разгильдяйства, но выбор у него все равно небольшой — либо отчисление, либо попытаться все-таки выполнить требования учебного заведения. Но даже написание дипломной работы профессионалом в короткие сроки не дает гарантий успешной сдачи — защищать работу придется все равно самому.

В ходе эксперимента психологами были тщательно проанализированы основные человеческие качества, такие, как добросовестность, открытость, уступчивость, эмоциональная устойчивость и экстроверсия. Затем все эти характеристики ученые соотнесли с успеваемостью студентов.

Эксперты выяснили, что по оценке студентами их личностных качеств можно предсказать, насколько выдающимися будут их академические успехи. Кроме того, прогноз является не менее точным, чем определение успешности по уровню знаний.

Однако если о чертах характера студента судили окружающие его люди, прогноз был значительно точнее.

Таким образом, личностные качества, которыми, по мнению близких людей, обладал человек, позволяли спрогнозировать его успехи в учебе в четыре раза эффективнее, чем уровень его интеллектуальных способностей.

Оказалось, что основными качествами, которые воздействуют на успеваемость студентов, являются добросовестность и открытость.

Напомним, что ранее исследователи доказывали негативное влияние чрезмерной уверенности в себе на образование человека.

По мнению ученых, студенты, которые оценивают свой уровень интеллекта слишком высоко, чаще остальных забрасывают учебу. Такие ученики перестают стараться, а уровень их успеваемости снижается со временем.

Те студенты, которые считают себя трудолюбивыми, добиваются значительных успехов в учебе. Ученые рекомендуют сосредоточиться на развитии своих положительных качеств для достижения желаемых целей.

Характер, по мнению психологов из Университета Ноттингема и Университета Калифорнии, влияет не только на успешность в карьере и образовании, но и на состояние здоровья человека.

Эксперимент с участием 121 добровольца показал, что иммунная система экстравертов, успешно борется с различными заболеваниями. Уровень защиты организма осторожных людей оказался более низким.

Источник: https://wek.ru/uspevaemost-zavisit-ot-xaraktera-a-ne-ot-urovnya-intellekta

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Шишкина К. И., Акульшина И. А. Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/39/1311/ (дата обращения: 21.03.2020).



Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимопереплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их под частую сложно разграничить.

Тем не менее, существенные их различия очень важны. Человеку свойственно рассудочное поведение.

Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным «высвечиванием» существующих между предметами связей и отношений [1, с.22].

Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматическими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются действия [4, с. 123].

С. Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматическим действиям. Другими словами, привычка — это действие, выполнение которого становится потребностью.

Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры, компьютерная зависимость и т. п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением.

Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное.

И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить её, чтобы не оказаться в плену аддиктивного поведения [5, с. 48].

Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

И именно внеурочная деятельность является огромным полем для профилактики аддиктивного поведения младших школьников. [2, с.205]

В нашем исследовании мы изучали проблему аддиктивного поведения и предложили программу внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения младших школьников.

В теоретической части исследования мы выявили, что процесс формирования аддиктивного поведения во многом обусловлен личностной составляющей. Поэтому наша экспериментальная работа была направлена на изучение личностных качеств ребенка.

  • Нами было проведено констатирующее тестирование по методике «Большая пятерка личностных качеств»
  • Выявив у ребенка личностные качества, способствующие аддиктивному поведению, на раннем этапе, мы во время сможем начать профилактику.
  • С помощью данной методики можно определить степень выраженности таких личностных качеств ребенка, как:
  • – коммуникабельность (экстраверсия — интроверсия);
  • – эмоциональная устойчивость;
  • – открытость — закрытость к новому;
  • – сознательность — несобранность;
  • – доброжелательность.
  • После обработки данных нами были получены следующие результаты.
  • Таблица 1
Уровень выраженности Личностные качества
Коммуникабельность (экстраверсия-интроверсия) Эмоциональная устойчивость Открытость-закрытость новому Сознательность- несобранность Доброжелательность-враждебность
Низкий (0–3) 7 человек 9 человек 2 человека 4 человека 1 человек
Ниже среднего (4–6) 3 человека 2 человека 3 человек 7 человек 4 человека
Средний (7–9) 12 человек 7 человек 5 человек 10 человек 13 человек
Выше среднего (10–12) 3 человека 3 человек 8 человек 6 человек 6 человек
Высокий (13–16) 5 человек 9 человек 12 человек 3 человека 6 человек

Анализируя полученные данные, следует отметить, что учащиеся с низким и высоким уровнями выраженности личностных качеств, находятся в зоне риска.

Разберем по отдельности каждое личностное качество.

Личностное качество Количество учащихся, находящихся взоне риска.
Числовое (Z) Процентное (%)
Коммуникабельность (экстраверсия– интроверсия) 12 человек 40 %

Анализируя полученные данные следует отметить, что 40 % учащихся находятся в зоне риска.

Экстраверт — человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий свою работу в компании, чем в одиночестве.

Через чур высокая эмоциональность может привести к быстрому эмоциональному выгоранию или же человек может поддаться влиянию компании и таким образом приобрести аддикцию

Интроверт — сдержанный, трезво мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, он индивидуалист.

Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.

Интроверт может замкнуться в себе или уйти от реальности с помощью агентов аддиктивного поведения (компьютерных игр, ПАВ, переедания или голодания, длительного прослушивания ритмичной музыки, алкоголя, наркотиков).

Личностное качество Количество учащихся, находящихся взоне риска.
Числовое (Z) Процентное (%)
Эмоциональная устойчивость 18 человек 60 %

Эмоциональная устойчивость — повышенная эмоциональность реакций. Это показатель эмоциональной стабильности.

Данные показали, что детей в зоне риска 60 %, больше половины класса.

Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств. У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях.

Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но в, то, же время это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные.

Высокий и низкий показатели эмоциональной устойчивости могут в дальнейшем спровоцировать аддиктивное поведение у человека.

Личностное качество Количество учащихся, находящихся взоне риска.
Числовое (Z) Процентное (%)
Открытость-закрытость новому 24 человека 80 %

Проанализировав данные можно сказать, что 80 % учащихся имеют крайние показатели. Для младшего школьного возраста свойственна открытость новому, так как основным видом деятельности для них является учеба.

Они легко воспринимают все-то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонны к творчеству. Но это может вызвать интерес и к негативным вещам (наркотикам, алкоголю, ПАВ).

Закрытый новому человек относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить ее в своей жизни.

Личностное качество Количество учащихся, находящихся взоне риска.
Числовое (Z) Процентное (%)
Сознательность- несобранность 7 человек 24 %

У протестированных школьников 24 % находятся в зоне риска. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые.

Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс — беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям.

Именно в таких ситуациях человек старается уйти от реальности посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах.

Личностное качество Количество учащихся, находящихся взоне риска.
Числовое (Z) Процентное (%)
Доброжелательность- враждебность 7 человек 24 %

Проанализировав результаты, уровень доброжелательности и враждебности 24 %. В первом случае человек доброжелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают располагать к себе окружающих, хотя иногда окружающие начинают злоупотреблять его бескорыстием.

Во втором случае человек насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов, не дает злоупотреблять своим доверием, нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями. Обе эти границы могут в будущем привести к аддиктивному поведению.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что у учащихся выявлены зоны риска личностных качеств, которые в дальнейшем могут спровоцировать аддиктивное поведение. И для профилактики развития в будущем аддикций у детей, нами была предложена программа внеурочной деятельность, направленная на развитие личностных качеств детей.

Литература:

  1. Аметов, В. И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В. А. / В. И. Ахметов. — М.: Просвещение, 2006.- 25 с.
  2. Бабанский, Ю. В. Оптимизация процесса обучения / Ю. В. Бабанский.- М.: Просвещение, 2007.- 289 с.
  3. Белкин, А. С. Внимание — ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / А. С. Белкин.- М.: Дрофа, 2007.- 55 с.
  4. Бодалёв, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалёв. — М.: Просвещение, 2007.- 167 с.
  5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.- 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): личностное качество, эмоциональная устойчивость, зона риска, поведение, учащийся, внеурочная деятельность, личностное качество ребенка, сознательность — несобранность, случай человек, время.

Развитие личностных качеств осуществляется в 3 направлениях:  зависит от генотипа человека;  личностные качества формируются как устойчивые диспозиции поведения

А личностные качества — это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека [1].

Критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности.

Нравственность (сознательность, справедливость, гуманность, духовность). Акцент воспитания на данные качества позволяет учащимся осмысливать и…

Не только деятельность и её ход влияет на эмоции человека, но и эмоции имеют влияние на деятельность.

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи успешности обучения подростков с эмоциональноличностными нарушениями.

Итак, личностные качества — это психологические особенности, характеристики личности, способные к обогащению, которые проявляются через определенные отношения к кому-либо в поведении и деятельности.

Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Проблема высокой личностной и школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся

Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие.

Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы…

Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что такие люди

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1311/

Ссылка на основную публикацию