Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Общественный совет при Рособрнадзоре предложил не учитывать средний балл Единого государственного экзамена (ЕГЭ) при оценке работы школ, поскольку он не описывает реального положения дел в образовательных учреждениях. Предложение по замене одного критерия пятью другими предстоит обсудить общественному совету при Министерстве образования. Казалось бы, дождались: вот-вот учителей освободят от обязанности по «натаскиванию» на ЕГЭ и переориентируют на качественное обучение. Но оказалось, что предложение Рособрнадзора можно трактовать иначе, а именно как предвосхищение краха среднего образования. Дело в том, что обучение в 10-11 классах с каждым годом становится все более «факультативным», следовательно, оценивать школы по результатам ЕГЭ, который сдают только 11-классники, станет нецелесообразно, передает корреспондент Накануне.RU.

По итогам заседания общественного совета Рособрнадзора, которое прошло в конце прошлой недели в закрытом режиме, эксперты решили представить на суд Минобрнауки и его общественного совета предложения по замене одного критерия оценки работы школ на пять других.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Итак, средний балл ЕГЭ предлагается заменить на такие показатели, как массовость достижения базовых результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды, результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.

Ректор Московского городского педагогического университета, председатель общественного совета Рособрнадзора Игорь Реморенко отметил, что решение отказаться от показателя ЕГЭ в оценке работы школ связано с тем, что средний балл ЕГЭ, по которому сегодня оцениваются ключевые показатели эффективности школы, по сути не отражает реального положения дел в учебном заведении.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

«Средний тестовый балл ЕГЭ без привязки к иным критериям качества образования не описывает реального положения дел в школе: уровень подготовки выпускников; уровень профессионального мастерства педагогов по учебным предметам; качества условий, организованных для осуществления учебного процесса.

Поэтому оценка школы должна производиться по комплексу различных показателей, включающих качество образовательной среды и прозрачность и объективность образовательного процесса и другие.

Мы намерены активизировать работу по исключению различных связанных с ЕГЭ показателей из перечня критериев оценкирезультатов социально-экономической деятельности», — цитируют Игоря Реморенко «Известия».

Однако результаты ЕГЭ все же будут учитываться при оценке эффективности школ, как элемент критерия «массовость достижения базовых результатов».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как я сдал егэ по математике на 100 баллов

Оценим за полчаса!

В нем предлагается оценивать, какое количество среди обучающихся в школе набрали не менее 10 баллов по сумме трех предметов основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятых классах.

Затем предлагается производить оценку результатов всероссийских проверочных работ в четвертых классах, которые набрали не менее 11 баллов по сумме трех предметов. Оценку результатов ЕГЭ предлагается проводить по количеству учеников, набравших не менее 160 баллов по сумме трех выпускных экзаменов.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

В показателе «развитие таланта» предлагается оценивать количество призеров и победителей всех этапов всероссийских олимпиад школьников, о «прозрачности и объективности» образовательного процесса будут судить по участию школы в независимых диагностических или мониторинговых процедурах. Положительными факторами станут наличие сайта, внутреннего регламента, правила приема, число и наполняемость классов и публичные отзывы о школе.

Качество образовательной среды будет определяться по компьютеризированности школ, доступу к интернету, наличию бассейна, спортзала, доступной среды для инвалидов, доле педагогов с профильным образованием.

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Сергей Комков считает, что в умах чиновников от образования произошло долгожданное просветление.

«О том, что ЕГЭ не может быть критерием оценки работы школы, ведущие эксперты в сфере образования говорили еще 15 лет назад.

Но тогда «авторы» и разработчики ЕГЭ активно внедряли мысль о том, что «единый государственный экзамен» может стать универсальным измерительным инструментом, при помощи которого будет четко определяться уровень развития каждого отдельно взятого образовательного учреждения и всей системы в целом.

При этом все остальные критерии отвергались напрочь. Между отдельными школами, а затем – между районами, городами и целыми регионами начались соревнования по успешной сдаче ЕГЭ. Начал процветать формализм, натаскивание на тестовые задания, репетиторство.

Из школы быстро выветрился дух творчества и активной развивающей деятельности. Выпускники все больше и больше стали напоминать тупых роботов, натасканных на заранее заученные тестовые задания. И все это не могло не сказаться на общем уровне всего образования в стране.

Совершенно очевидно, что рано или поздно, должно было наступить прозрение. И, слава Богу, что оно, наконец-то, наступило! Поэтому решение Общественного Совета при Рособрнадзоре об отмене ЕГЭ в качестве основного параметра оценки деятельности школы меня лично нисколько не удивляет», — сообщил Сергей Комков корреспонденту Накануне.RU.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Профессор добавил, что Игорь Реморенко, который ратует за отказ от такого критерия, будучи бывшим сотрудником Минобра, активно отстаивал идею внедрения ЕГЭ в школе. «Видимо, возглавив педагогический вуз, этот человек очень многое понял и пересмотрел в своем отношении к этой проблеме», — считает Комков.

По мнению Комкова, ЕГЭ изначально задумывался как тестовый экзамен, а не как показатель деятельности школы, поэтому с отказом от ЕГЭ, как от критерия, можно ждать существенных улучшений.

 «В первую очередь, это позволит изменить психологию деятельности школьного учителя, который постепенно будет возвращаться из стадии «репетитора», натаскивающего своих выпускников на совершенно тупые тестовые задания ЕГЭ, в статус педагога-наставника, готовящего своих подопечных к предстоящей жизни. Что сразу же скажется и на качестве итоговой подготовки выпускников. Конечно же, в лучшую сторону», — добавил Сергей Комков. 

Согласен с этим и заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Он считает, что предложение Рособрнадзора способно исключить «натаскивание» на ЕГЭ в школах и вернуть качественное обучение.

«В принципе, решение верное. Хотя характерно, что Рособрнадзор предлагает исключить результаты ЕГЭ из оценки работы школ.

Дело в том, что в противном случае школы забывают о том, что образование – это не «дрессировка» на ЕГЭ, а, как написано в законе, воспитание и обучение.

Поэтому предложение Рособрнадзора, если оно будет реализовано, уменьшит количество «дрессировки» в школе, и, как мы надеемся, увеличит количество нормального образования», — сообщил Смолин корреспонденту Накануне.RU.

Депутат признался, что все же сохранил бы ЕГЭ в качестве одного из критериев оценки эффективности школ.

«У нас сейчас школы и учителей оценивают по результатам ЕГЭ и по количеству олимпиадников. Это было бы возможно, если бы этих критериев было не два, а например 12.

Если же этих критериев два, то совершенно не факт, что учитель, который подготовил больше олимпиадников, систематически работает и с остальным классом.

Не факт, что учитель, у которого дети лучше сдают ЕГЭ по литературе, лучше выполняет главную миссию литературы – воспитание души и воспитание читателя.

Поэтому я бы даже согласился с тем, чтобы ЕГЭ мог остаться одним из критериев оценки работы школы, если бы таких критериев было много, и ЕГЭ ни в коем случае не играл главную роль. Но если Рособрнадзор сам предлагает исключить ЕГЭ из критериев оценки работы школ, с моей стороны было бы странным это не поддерживать. Я поддерживаю предложение Рособрнадзора», — добавил Олег Смолин.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

По словам зампреда комитета по образованию, определить критерии для оценки работы школ достаточно трудно. Особенно это касается воспитательной работы. «Наверное, одним из критериев могло бы быть отсутствие правонарушений.

Одним из критериев мог бы быть, например, социологический опрос, который бы показал, как дети чувствуют себя в школе. Мы помним советские фильмы «Чучело» и «Плюмбум, или Опасная игра», которые описывают, что отношения в детских коллективах очень часто бывают непростыми.

Умение создать нормальный климат, когда ребята ориентируются не на то, у кого круче «Айфон», а на то, кто больше работает, добрее и кто помогает другим, — вот это задача, которая стоит перед учителем.

Критериев должно быть значительно больше пяти, чтобы объективно оценить работу школ, в том числе и психологический климат, и самочувствие ребенка в детском коллективе», — заключил эксперт.

О том, что определить критерии эффективности образовательных учреждений непросто, свидетельствуют документы Минобра. В настоящее время образовательное ведомство руководствуется приказом № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 5 декабря 2014 г.

Описанные в нем критерии оценки школ имеют мало общего с» качеством образовательной деятельности». Так, в числе первых показателей – показатели открытости информации об организациях: размещение основных сведений о школе в интернете, наличие официального сайта со сведениями о работниках, доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Вторая группа показателей касается комфортности условий. В нее входит материально-техническое обеспечение школ, условия для индивидуальной работы с учащимися, наличие возможности участия в олимпиадах, обеспечение доступной среды для инвалидов. Третья и четвертая группа критериев связаны с компетентностью работников и удовлетворенностью получателей образовательной услуги ее качеством.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Дополнительные критерии, согласно закону об образовании, устанавливают общественные советы при Минобре и Рособрнадзоре. Предложенные взамен ЕГЭ показатели не впечатлили Сергея Комкова.

«Складывается впечатление, что «критерии» эти кто-то берет с какого-то потолка. Посудите сами: что такое «массовое достижение базовых результатов»? Это опять все тот же подсчет каких-то баллов. И, при этом, опять-таки – все тот же пресловутый ЕГЭ! От которого, ну никак не могут оторваться наши «реформаторы»! Показатель «Развитие талантов» должен стоять на одном из главных мест.

Но лишь при условии, что перед ним будет стоять аксиома: «Каждый ребенок – талантлив от природы, и задача школы – разбудить в нем этот талант». Поэтому ограничивать данный показатель участием во всероссийских олимпиадах не стоит. Что такое «Прозрачность и объективность образовательного процесса», по-моему, на сегодня не понимает никто.

Ибо, участие школы в неких диагностических и мониторинговых процедурах никому ни о чем не говорит. Потому что все прекрасно знают, что мы еще не научились толком проводить у себя в России ни мониторингов, ни диагностики. Ну и, наконец, такой показатель как «Качество образовательной среды».

Над этим показателем должна работать, скорее всего, не сама школа, а власти региона и муниципальные органы. Таким образом, над критериями показателей работы школы предстоит еще много думать и работать. Всему образовательному сообществу: чиновникам, ученым, экспертам, общественности, законодательной власти всех уровней.

 Радует только одно: делать теперь это будут люди с просветленными мозгами, из которых выветрились иллюзии, навеянные безобразием из трех букв, которым столько лет пугали выпускников российских школ – ЕГЭ!» — заключил эксперт.

Радоваться тому, что федеральная служба по надзору в сфере образования и науки решила пренебречь результатами ЕГЭ при оценке школ, еще рано. Это решение может означать приближение краха среднего образования, считает представитель общественного движения «За возрождение образования» Дарья Иванова.

«Не так давно Голодец заявила, что что высшее образование в стране должны получать не более 30% выпускников. С другой стороны, 10-11 классы массово превращают в профильные, то есть они официально становятся подготовительными курсами для поступления в вуз. Статья 43 Конституции вменяет в обязанность только получение девятилетнего образования.

А ПРАВО на получение среднего все более и более размывается. И вот, на основании последних заявлений Правительства и ситуаций с набором в 10-е классы, можно сделать вывод, что и средним образованием скоро будет охвачено только 30% детей. Конечно, в таком случае результаты ЕГЭ не могут служить для оценки качества образования», — сообщила Накануне.

Читайте также:  Московские школьники будут изучать математику углубленно

RU Дарья Иванова.

Общественники выяснили, что за последние годы все больше детей стали покидать школу после окончания девятого класса.

«Общая доля таких ребят составляет 40%, а в отдельных районах уже достигла 70%. Причем значительная часть из них не продолжает обучение ни в какой форме.

Здесь сошлись два встречных процесса: с одной стороны, школьники, не нацеленные на поступление в вуз, не видят смысла в дополнительном двухлетнем пребывании в школе, на выходе из которой вступительные ЕГЭ и ничего больше; с другой — сама школа заинтересована в том, чтобы из нее ушли слабые ученики, способные испортить статистику предстоящих единых экзаменов. И в этом школу полностью поддерживает Минобр. В старшей школе вводится двухуровневое обучение: «базовое» и «профильное» (углубленное). Разработка соответствующего комплекса учебных программ (ПООПСОО) близится к завершению. Выпускные классы практически полностью должны стать профильными. Тем самым школа организационно уподобляется подготовительным курсам к поступлению в вуз. Дети будут старательно изучать дисциплины, нужные им для ЕГЭ, а все остальное — «на базовом уровне», то есть фактически — никак. Ну а тем, кто захочет попасть на настоящий профиль, придется потрудиться. Конкурсными вступительными экзаменами здесь станут соответствующие ОГЭ. будет пропуск в лучшую школу в лучший профильный класс. А неудачников из этих классов выгонят без зазрения совести. Баллы профильных ОГЭ станут главной целью общего образования (9 классов), и мы увидим в среднем звене во всей красе процессы, которые уже накрыли старшую школу: дети будут учить только те предметы, которые соответствуют их профилю, встречая полное понимание учителей», — отмечает профессор Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.

Таким образом, отказ от ЕГЭ при оценке работы школ – еще не повод для радости, а скорее напротив – для опасений за будущее российского образования, которое вскоре может остаться без общедоступной школьной «ступени».

Источник: https://www.nakanune.ru/news/2016/7/19/22442080

Рособрнадзор проверит качество образования школьников и образованности учителей

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям На днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов представил
формирующуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). 24
октября руководитель выступил с этой темой на совещании в Карелии, а на
следующий день — на заседании Коллегии Минобрнауки РФ. По словам Сергея Кравцова,
система будет базироваться на пяти основных принципах: 1. оценка является
составной частью учебного процесса; 2. оценка должна быть объективной; 3. нужно
оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования); 4. формат
оценивания влияет на содержание обучения (отсюда — уход от тестовой части ЕГЭ);
5. результаты оценивания должны использоваться корректно.

Международные исследования

ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Первая из них
касается участия России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy) позволяет сравнить
уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов.

В ней, по
словам Сергея Кравцова, Россия показывает хорошие результаты, что говорит о
высоком качестве образования в начальной школе. 
В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study),
проверяющем качество математического и
естественнонаучного
образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также
входит в число лучших.

Однако проблемы наблюдаются в еще одном
авторитетном международном исследовании — PISA (Programme for
International Student Assessment
). Оно предполагает
мониторинг качества образования в школе и проводится среди 15-летних учащихся
по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая,
естественнонаучная и компьютерная грамотность.

Так, по результатам PISA-2012 российские
школьники показали результаты ниже
среднего. 

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Однако, надежда есть: весной этого года все школы Москвы
добровольно приняли участие в исследовании PISA, и их результаты оказались
одними из лучших в
мире. По мнению Сергея Кравцова, это произошло не из-за «определенного
финансирования».

— В Москве есть объективное оценивание школьников по
итогам каждого года, есть объективная аттестация учителей и назначение
директоров не по принципу «хороший человек». Каждый директор московской школы
проходит соответствующий отбор, оценивание, защиту. Эти факторы очень сильно влияют
на качество образования, — подчеркнул глава ведомства.

Итоговая аттестация

Следующий элемент ЕСОКО — это итоговая аттестация: единый
государственный экзамен и ГИА в 9 классах. При этом ЕГЭ Сергей Кравцов называет
ключевым, но не главным элементом системы. «Это завершение обучения.

Главное —
это основная школа.

Там, как мы видим в результате наших исследований,
сосредоточены основные проблемы», — отметил глава Рособрнадзора, добавив, что
невнимание к основной школе порождает проблемы, которые углубляются потом на
итоговых аттестациях.

Итак, из ЕГЭ уходит тестовая часть с выбором ответов
почти по всем предметам. Разрабатывается модель устной части экзамена по
русскому языку. Уже есть новая модель экзамена по литературе, предполагающая
отказ от кратких ответов. Планируется, что ЕГЭ по литературе будет состоять
только из заданий, требующих развернутых ответов. Создается модель сдачи
информатики на компьютерах.

«Можно обсуждать совершенствование экзаменационных
заданий. Мы готовы учитывать конструктивные предложения в своей работе», —
добавил Сергей Кравцов. 

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

Но если в ЕГЭ, по мнению чиновников, уровень
объективности приближается к максимуму, то по остальным испытаниям остаются
вопросы.

Так, не все в порядке с объективностью оценивания итогового сочинения:
«У нас есть случаи, когда сочинение пишется отлично, а потом на ЕГЭ по русскому
языку выявляются проблемы», — констатировал глава федеральной службы. Кроме
того, есть проблемы и с объективностью оценки ГИА-9.

Это в свою очередь,
создает «напряженность» в 11-м классе, когда ученик, получивший
несоответствующую оценку, переходит в старшую школу, где затем сталкивается «с
объективным экзаменом».

Для повышения качества образования Рособрнадзор
увеличивает количество предметов по выбору в ГИА-9. «Не надо бояться тех или
иных результатов. Они же объективные, — призвал Сергей Кравцов. — Нужно с ними
работать. Если мы не знаем объективной ситуации, мы не понимаем, как и над чем
работать».

Национальное исследование качества образования (НИКО)

НИКО — это аналогичные международным исследованиям срезы
знаний. В России, в частности, уже состоялись НИКО в 4, 5, 6-х классах, которые
показали проблемные зоны по основной школе.

— У нас есть определенная тенденция к снижению качества
образования от 4 к 6 классам. В основной школе мотивация детей начинает
снижаться, у них появляются другие интересы. И если нет объективной внешней
оценки… появляется педагогическая запущенность, и она очень сложно
корректируется в старшей школе. Поэтому внимание нужно уделять именно 4, 5, 6
классу, — пояснил Сергей Кравцов.

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

ВПР — это контрольные работы, которые пишут школьники по
итогам года обучения. Их разрабатывают на федеральном уровне в соответствии с
ФГОС, а результаты учеников заносят в информационную систему, что, по словам
главы Рособрнадзора, позволяет работать с этими данными и видеть, какие
проблемы с качеством знаний есть в той или иной школе. 

Первые всероссийские контрольные 4-е классы писали
добровольно (участвовало около 30 тысяч школьников). Теперь ВПР по русскому,
математике и окружающему миру станут для них обязательными. Добровольно ВПР по
русскому языку напишут в этом году 2-е и 5-е классы. Кроме того, выполнить
контрольные федерального масштаба предложат и 11-классникам. 

«Для того, чтобы усвоение и обучение было по всем
предметам, а не только по тем, которые сдаются в ЕГЭ, — пояснил Сергей Кравцов.

— У нас есть случаи, когда школы или учащиеся уделяют внимание только тем
предметам, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Это неправильно. Образование должно
быть общее…

Мы также анализируем результаты для того, чтобы понять, какое
качество в целом полного общего образования».

Уже известно, что в контрольных работах не будет тестовых
заданий. Несмотря на то, что предполагается добровольное участие выпускных
классов в ВПР, школам некоторых регионов рекомендуют их написать. К примеру, об
этом уже заявил министр образования Карелии Александр Морозов.

Исследование профессиональных компетенций учителей

Предметные и методические компетенции учителей также
проверят и оценят. Проверка проходит деперсонифицированно. Уже состоялись такие
исследования по русскому языку, математике и истории. Оказалось, что у примерно
10-15% учителей не сформированы предметные знания. 

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

— Как мы можем требовать качества образования, если сам
учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского
языка? — задался риторическим вопросом Сергей Кравцов.

По его словам, это исследование поможет сформировать
задания для проведения объективной аттестации учителей и впоследствии будет
способствовать решению имеющихся проблем. По итогам такой аттестации учителей
будут направлять на курсы повышения квалификации для оказания «соответствующей
методической помощи».

В итоге — инспекция

Таким образом, предполагается, что все перечисленные
элементы будут работать в единой системе. Результаты же этого оценивания должны
использоваться институтами повышения квалификации и методическими кабинетами.

— Важнейшим элементом остается инспекция в системе
школьного образования, — подчеркнул Сергей Кравцов.

— Инспекция должна работать
не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми,
которые показывают низкие либо необъективные.

С необъективными результатами
нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу
методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не
карательный, а развивающий характер.

Рособрнадзор оценит готовность школьников к различным жизненным ситуациям

При этом, как считают в Рособрнадзоре, к инспекции должны
подключаться лучшие директора и учителя, которые на практике показывают хорошие
результаты — дабы помочь слабой школе в преодолении трудностей. А уж если школа
не будет эти рекомендации выполнять, ее ждут административные меры.

«При этом ИПК также должны помогать школе в реализации
методических рекомендаций, которые подготовила инспекция. Вот тогда у нас будет
все в единой системе, тогда мы будем понимать, какую необходимо оказать
методическую поддержку конкретной школе, конкретному ученику», — подытожил
глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Источник: http://www.ug.ru/article/943

Проект «Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы»

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
  • Проект
  • «Создание условий для эффективной и качественной
  • подготовки к государственной итоговой
  • аттестации выпускников школы»
  • Подготовила:

Астафурова Т.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2016 год

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3-7
Пояснительная записка…………………………………………………….

  1. — проблема проекта;
  2. — актуальность;
  3. — цель проекта и задачи.
8-10
Этапы реализации проекта…………………………………………………… 10-12
План мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» ……………………………………………………………………….. 12-18
Критерии и показатели эффективности проекта ……………… 18
Основные риски проекта ……………………………………….. 18-19
Список литературы……………………………………………………………… 19
Приложение ……………………………………………………… 20-21
Наименование проекта «Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы»
Заказчики проекта
  • администрация и педагоги школы;
  • обучающиеся и родители (законные представители).
Разработчик проекта Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Основание для разработки Федеральный уровень

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

Источник: https://intolimp.org/publication/proiekt-sozdaniie-uslovii-dlia-effiektivnoi-i-kachiestviennoi-podghotovki-k-ghos.html

Глава Рособрнадзора рассказал родителям школьников о ЕГЭ-2018 и других оценочных процедурах

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в третий раз провел Всероссийскую встречу с родителями, в ходе которой ответил на вопросы о ЕГЭ, итоговой аттестации в 9 классах, всероссийских проверочных работах, исследованиях качества образования, проведении итогового сочинения.

Открывая встречу, Сергей Кравцов рассказал, какие экзамены и проверочные работы ждут школьников в этом учебном году: всероссийские проверочные работы весной пройдут для учащихся 4, 5, 6 и 11 классов, а в октябре будет проведено национальное исследование качества образования по биологии и химии в 10 классах. В проведении ЕГЭ и итогового сочинения в этом году существенных изменений ждать не следует. «В части единого государственного экзамена у нас никаких серьезных изменений нет, для нас важна стабильность», — сказал глава Рособрнадзора.

Вопросы родителей касались изменений системы ЕГЭ, которые могут произойти в будущем. Сергей Кравцов рассказал, что иностранный язык должен стать обязательным предметом на ЕГЭ для выпускников 11 классов с 2022 года.

Сейчас разработана дорожная карта мероприятий, реализация которых будет предшествовать данному нововведению, ведется работа с учителями и школьниками.

Что касается истории, то вопрос о ее включении в число обязательных предметов еще будет обсуждаться.

Руководитель Рособрнадзора не исключил изменения в дальнейшем сроков подачи заявлений на участие в ЕГЭ.

Это может стать возможным в связи с широким распространением технологии печати экзаменационных материалов непосредственно в аудитории проведения ЕГЭ, что позволит сократить время на подготовку к проведению экзаменов. «В этом учебном году срок подачи заявлений останется прежним – до 1 февраля 2018 года», — уточнил он.

Интересовались родители также, какими пособиями и ресурсами лучше пользоваться при подготовке к ЕГЭ, как сдать экзамены, проходя службу по призыву в вооруженных силах РФ, особенностями экзаменационных процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Своим опытом успешной подготовки к экзаменам поделились присутствовавшие на встрече родители двоих трехсотбалльников – выпускников 2017 года, которым удалось набрать 100 баллов на ЕГЭ сразу по трем предметам. По словам Ольги Камзеевой, матери трехсотбалльницы, главное – это настрой на учебу у школьника с 1 по 11 класс, поддержка и понимание со стороны родителей.

Несколько вопросов было задано об итоговом собеседовании по русскому языку, которое должно стать допуском к итоговой аттестации в 9 классах. Сергей Кравцов рассказал, что в текущем учебном году будет продолжена апробация и доработка экзаменационной модели, а в штатный режим, как допуск к ГИА-9, итоговое собеседование, скорее всего, войдет с 2019 года.

Интересовало родителей, будет ли устный экзамен посилен выпускникам школ из национальных республик.

Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова пояснила, что особых форм проведения собеседования для отдельных регионов вводить не планируется. «Это будет посильная процедура для ваших ребят.

Не волнуйтесь, мы все попробуем вместе, внимательно проанализируем все итоги апробаций до введения собеседования в штатный режим», — заверила она.

Также глава Рособрнадзора и руководитель Центра национальных и международных исследований Сергей Станченко ответили на ряд вопросов, связанных с проведением всероссийских проверочных работ и национальных исследований качества образования.

Свои вопросы родители школьников из разных регионов России присылали Сергею Кравцову в течение нескольких недель на специальный почтовый ящик и в социальной сети ВКонтакте. Всего за время подготовки встречи поступило свыше 2 тысяч вопросов и обращений. Некоторые из родителей прислали свои вопросы, записав их на видео.

Помимо родителей из Москвы и Московской области, присутствующих на встрече, свои вопросы руководителю Рособрнадзора в ходе прямых видеоподключений задали жители Республики Крым, Чеченской Республики, Республики Алтай и Ярославской области.

Читайте также:  В россии появится издательство компьютерных игр

Видеозапись встречи будет опубликована на канале Рособрнадзора в YouTube. Также ответы на поступившие вопросы будут размещены на официальном сайте ведомства.  

Источник: https://obraz.tmbreg.ru/obs/item/2181-glava-rosobrnadzora-rasskazal-roditelyam-shkolnikov-o-ege-2018-i-drugikh-otsenochnykh-protsedurakh.html

Статья (4 класс): Трудности при подготовке учащихся к ВПР | Социальная сеть работников образования

  • Трудности при подготовке учащихся к ВПР
  • Цель: рассказать о затруднениях при подготовке учащихся к ВПР и путях их решения.
  • ВПР в 4 классах пишется по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир.
  •  Рособрнадзор сообщает:
  • ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
  • ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
  • ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС.
  1. Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы.
  2. Русский язык
  3. При подготовке учащихся к написанию ВПР по русскому языку, мы столкнулись с такими трудностями как: недостаточное внимание к пословицам и поговоркам; неумение объяснить значение слов, озаглавливать части текста.
  4. При выполнении первой части учащимся нужно было записать текст под диктовку и выполнить два грамматических задания.
  5. Помимо этого, проверялось соблюдение пунктуационных норм.
  6. Анализ грамматических ошибок показал, что большая их часть была на правописание падежных окончаний существительных и правописание безударных личных окончаний глаголов.
  7. Помимо этих ошибок, были пропуски и замена букв.

 При выполнении грамматического задания на нахождение однородных членов, учащиеся допустили больше всего ошибок. Почти все ребята справились с заданием на нахождение главных членов предложения.

Анализ проверки выполнения 2 части показал, что хорошо ребята справились с заданием на определение ударения в слове, выполнение звукобуквенного анализа слова, подбор синонимов и антонимов, разбор по составу, разбор имени существительного как часть речи, нахождение в данном предложении глаголов.  

Трудным оказалось составление плана к данному тексту, определить и записать значение слова из данного предложения, достаточно много ошибок было допущено в разборе имени прилагательного как часть речи.  

Трудным для учащихся оказалось задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации. Многие учащиеся придумывали ситуацию опираясь на слова из выражения, а не на смысл.

Например, «Работать спустя рукава». Неудобно работать, когда спущены рукава.

  • Особые трудности вызвало задание по определению основной мысли текста.
  • Предложения по устранению недостатков
  • Следует включить в работу некоторые пункты:
  • отбирать тексты разных стилей, родов и жанров
  • продумать работу с различными источниками информации.
  • обратить внимание на работу с информационными текстами.
  • методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины.
  • продолжить работу над классификацией слов по составу.
  • выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.  
  • продумать перечень творческих домашних заданий.
  • работать над определением главной мысли текста

                Математика.

При подготовке учащихся к написанию ВПР по математике, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка логических задач и задач на предположение в школьной программе, отсутствие задач на классификацию.

Анализ работ показал, что учащиеся достаточно легко справились с заданиями, где проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, умения выполнять письменно действия с многозначными числами, умение решать арифметическим способом (в одно, два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Дети умеют читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.

  1. При решении текстовых задач в три, четыре действия, учащиеся испытывали затруднения.
  2. При решении задания с зеркальным отражением некоторые учащиеся писали буквы в неверном направлении.
  3. Большинство детей умеют исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, вычислять площадь прямоугольника и строить фигуру по заданным параметрам.
  4. Многие учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.
  5. Особую сложность для учащихся вызвали задачи на предположение и классификацию.
  6. Полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета:
  1. Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи используя схемы, таблицы.
  2. Взять на особый контроль формирование умения решать задачи, связанные со сравнением величин.
  3. Обратить особое внимание на решение задач с основами логического и алгоритмического мышления.
  4. Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин и задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
  • Окружающий мир.
  • При подготовке учащихся к написанию ВПР по окружающему миру, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка уроков по темам, которые раскрывались в некоторых заданиях ВПР («Вещества и материалы окружающего мира», «Знаки», «Проведение экспериментов, наблюдений и опытов», «Профессии», «Мой край»).
  • Анализ работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса могут узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а также объекты, созданные человеком; находить информацию на печатных носителях, сравнивать её, делать выводы; умение определять территорию, континент на географической карте; распознавать объекты живой природы в разных климатических зонах; могут использовать знания о строении функционировании организма человека в целом.
  • У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.
  • Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Если название региона и главный город назвали многие учащиеся правильно, то культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают недостаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.

Предложения по устранению недостатков.

1.Усилить внимание на формировании следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

2.В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение

заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.

3.Четко спланировать в рабочих программах по учебным предметам формирование таких УУД как: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

4.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.

5.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему.

  1. Общие рекомендации
  2. При календарно-тематическом планировании усилить краеведческую направленность курса.
  3. Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать.

Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.

Организовывать дополнительные занятия (например во время внеурочной деятельности) по подготовке к ВПР.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/10/20/trudnosti-pri-podgotovke-uchashchihsya-k-vpr

Проблемы, с которыми вы столкнетесь в начале учебного года, и шесть готовых решений

Разъясните вашему коллективу, какие шесть проблем придется решать в учебном году. Первая и вторая проблема – это подготовка учеников к новым ОГЭ и к оценке качества по международным критериям. Третья проблема – ВПР. В 2020 году семиклассники второй раз напишут ВПР и есть шанс улучшить результат прошлого года, а 8-е классы впервые поучаствуют в проверочных работах.

Четвертая – проверка качества условий в вашей школе по новым требованиям Минпросвещения. Нужен план, чтобы улучшить условия. Пятая – необходимо обновить содержание образовательных программ по новым предметным концепциям. А шестая – переход на обновленные ФГОС начального и основного общего образования.

Помогите педагогам реализовать новые концепции и спланируйте переход на обновленные ФГОС.

Проблема 1. Как проконтролировать подготовку к ОГЭ-2020

С 2019 года содержание КИМ Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) готовит по требованиям ФГОС основного общего образования.

Покажите педагогам презентации о перспективных моделях ОГЭ по русскому, английскому, математике, литературе, биологии, физике, химии, географии, информатике, истории, обществознанию, а на сайте fipi.

ru – дополнительно модели КИМ по немецкому, французскому, испанскому языкам.

Расскажите учителям, что по каждому предмету стало больше заданий, которые проверяют умение выпускника использовать теоретические знания по предметам на практике.

То есть девятикласснику на уроках и на ОГЭ надо не просто дать определение, сопоставить термины, назвать дату, а систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис, выполнить эксперимент, практическую работу, которая связана с жизненной ситуацией.

В Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой для школьников и педагогов представлены тренажеры по ОГЭ/ЕГЭ, электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 классы, которые соответствуют ФГОС. Каждый урок содержит теоретический материал, упражнения на закрепление пройденного материала и тестирование. Уроками можно пользоваться в любое удобное время и месте с любого мобильного устройства.

Изучите на заседаниях профобъединений педагогов спецификацию КИМ, где все задания распределены по уровням сложности, баллам и времени, которое потратит ученик на его выполнение, – пример 1.

ПРИМЕР 1. В 8-м классе по физике после раздела «Электрические явления» предложите учителю включить в проверочную работу задание по сборке электрической цепи и измерению силы тока в ее различных участках. Тогда в 9-м классе учащиеся выполнят практическое задание по сбору экспериментальной установки, чтобы измерить физическую величину и определить результаты измерений.

Посмотрите календарь подготовки к ОГЭ. В нем есть мероприятия, на которых вы оцените качество подготовки выпускников к новым экзаменам и качество работы педагогов с учениками.

Проверьте по календарю, как учителя готовят учеников к новым ОГЭ

Проблема 2. Как разъяснить педагогам требования новой оценки качества по международным исследованиям

С 2019 года Рособрнадзор планирует ежегодно проводить в регионах оценку качества по модели PISA. Ознакомьте учителей с Методологией и критериями оценки качества… (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019).

Если в 2019 году ваш регион будет участвовать в проекте, то времени на подготовку у вас мало, – остался только сентябрь. Общероссийская оценка по модели PISA проводится в октябре или ноябре ежегодно. В ней примут участие все регионы.

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой на 18 специальностей. Обучение в удобной и современной форме по выгодной цене! Успейте подать заявку до 14 августа!

Разъясните, что во ВСОКО будет новое направление – контроль результатов по модели PISA. Воспользуйтесь презентацией и объясните педагогам компоненты читательской грамотности. Посмотрите инфографику.

Раздайте учителям инфографику об оценке читательской грамотности

Проблема 3. Как подготовить семиклассников к новым ВПР

Впервые 7-е классы участвовали в ВПР в 2019 году по восьми предметам: английскому языку, обществознанию, русскому языку, биологии, математике, физике и истории. По результатам их работы надо подготовить новые 7-е классы к ВПР с учетом заданий 2019 года.

Чтобы составить карту контроля деятельности семиклассников для подготовки к ВПР, выделите объекты контроля – те умения школьников, которые проверяет ВПР. Подберите примеры заданий по каждому предмету из демоверсий ВПР. Посмотрите образец карты.

Проверьте по карте контроля подготовку семиклассников к ВПР-2020 

Проблема 4. Как улучшить условия в школе по новым показателям Минпросвещения

Качество образовательной деятельности в вашей школе с 2019 года оценят по новым критериям. В критерии включили доступность образовательной деятельности для инвалидов.

На сайте Института новых технологий в образовании педагоги могут воспользоваться бесплатными рекомендациями и советами экспертов, скачать материалы, памятки, шаблоны документов и программ, отследить последние новости из сферы образования, подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ», а также пройти дистанционное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, принять участие в факультативах, семинарах и международных конкурсах.

Посмотрите образец плана, который поможет улучшить условия в школе. Новый план включает Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (приказ Минпросвещения от 13.03.2019 № 114).

Ознакомьте учителей с мероприятиями, чтобы улучшить условия в школе

Проблема 5. Как помочь учителям преподавать уроки по новым предметным концепциям

Минпросвещения утвердило концепции учебных предметов: по обществознанию, географии, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Также Минпросвещения утвердило концепции двух предметных областей: «Искусство» и «Технология».

Концепции утвердили в декабре 2018 года, когда уже было поздно менять планы и контрольные мероприятия в школе.

Поэтому с начала 2019/20 учебного года используйте на занятиях современные информационные технологии: дополненной и виртуальной реальностей, информационных и тренажерных систем, возможностей моделирования, проектной деятельности.

Разработчики концепций ориентируют учителей больше внимания уделять практическим занятиям по любому учебному предмету.

Чтобы помочь педагогам внедрить новые концепции в уроки, воспользуйтесь планом мероприятий. Также включите мероприятия плана во внутришкольный контроль на 2019/20 учебный год.

План мероприятий по реализации нового содержания образования на основе новых предметных концепций

Проблема 6. Как спланировать подготовку программ по обновленным ФГОС

Весной Минпросвещения предложило на общественное обсуждение два обновленных ФГОС: начального и основного общего образования. В обновленных ФГОС есть новые требования к образовательным результатам.

Предметные результаты впервые распределили по годам обучения для учебных предметов.

Например, для начального образования на четыре года систематизировали результаты по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру.

В обновленном ФГОС основного общего образования прописали требования по годам обучения для предметов: русский язык; литература; иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский); история; обществознание; география; математика (включая алгебру, геометрию, вероятность, статистику); информатика; физика; биология; химия.

В обновленном ФГОС начального общего образования требования к результатам не разбили по годам, а разделили на тематические модули по предметам: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ».

Также и в обновленном ФГОС основного общего образования есть модули по предметам: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «ОРКСЭ», «Родная литература», «Родной язык».

Когда вы будете рассказывать на августовском педсовете про обновленные ФГОС, разъясните учителям вашей школы, что в требованиях обновленных ФГОС появились нормы чтения. То есть обновленные ФГОС, как и новая методология оценки качества образования, повышают требования к качеству чтения учеников. Покажите педагогам инфографику про нормы чтения.

Чтобы переход на обновленные ФГОС не стал внезапным и неприятным сюрпризом, спланируйте подготовку основных образовательных программ в 2019/20 учебном году. Посмотрите готовый план, как разработать документы по обновленным ФГОС.

План для подготовки к переходу на обновленные ФГОС

Специальные предложения:

  1. Конструкториндивидуальной траектории обучения. Выбирайте профессиональные компетенции сами и получайте повышенную скидку.
  2. Уникальное предложение для граждан предпенсионного возраста. Подробнее по ссылке.
  3. Экспресс-обучениедля тех, кто не любит ждать! Программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышение квалификации от 3 дней.
  4. Для руководителейобразовательных организаций разработаны выгодные пакетные предложения.
  5. На коллективные заявки на обучениепо программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30%на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Источник: справочник руководителя образовательного учреждения

Источник: http://anna-muratova-school.ru/news/problemyi-s-kotoryimi-vyi-stolknetes-v-nachale-uchebnogo-goda-i-shest-gotovyih-resheniy/

Ссылка на основную публикацию