Рособрнадзор рекомендует ввести курс обж с 5 класса

Все экзамены за 4-й класс сданы, и ваш малыш успешно завершил обучение в младшей школе – самое время узнать, какие обязательные предметы будет учить ребенок в 5 классе и какие дополнительные курсы могут предлагать ученикам школы в 2019-2020 учебном году.

Федеральный базисный учебный план

Все образовательные учреждения РФ составляют свои рабочие планы, опираясь на примерный (базисный) план, разработанный Минобрнауки. В этом документе четко прописывается перечень предметов и количество часов, отводимых для их изучения в том или ином классе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса

Примерный учебный план включает в себя:

  1. инвариантную составляющую (список дисциплин, обязательных для изучения во всех школах РФ);
  2. вариативную составляющую (курсы, которые школы могут включать либо не включать в учебную нагрузку в зависимости от профиля обучения);

При планировании нагрузки для учащихся 5-х классов руководство школ и гимназий отталкивается от данных, приведенных в базисном плане для V-IX классов. При этом за образовательными учреждениями РФ закреплено право распределять учебную нагрузку в рамках реализации принципов дифференциации и вариативности при модульном обучении.

При этом обязательно должны быть соблюдены такие соотношения:

  • не менее 75% — федеральный компонент;
  • не менее 10% — национально-региональный компонент;
  • не менее 10% — компонент образовательного учреждения.

Часы, отведенные на национально-региональный и собственный компонент школы, могут быть использованы для введения дополнительных часов по профильным дисциплинам.

Согласно нормам годовая учебная нагрузка в 5-х классах не должна превышать:

5-дневка 6-дневка
Федеральный компонент 805 часов 805 часов
  • Региональный компонент
  • +
  • компонент образовательного учреждения
175 часов 280 часов
Предельно допустимая нагрузка 980 часов 1085 часов

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса

Инвариантная составляющая (обязательные предметы)

В 2019-2020 году для обучающихся 5 классе (независимо от региона, языка обучения и других параметров) обязательными будут 11 предметов:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Советы эксперта: как сдать егэ по химии

Оценим за полчаса!
Дисциплины Кол-во часов в неделю
1 Математика 5
2 Русский язык 5
3 Литература 3
4 Иностранный язык 3
5 Физкультура 3
6 История 2
7 География 1
8 Музыка 1
9 Изобразительное искусство 1
10 Основы безопасности жизнедеятельности 1
11 Технологии (труд) 1

Робототехника вместо трудов

Нововведением 2019 года будет замена привычного для многих предмета «Трудовое обучение» курсом «Технологии». Более того, уже в 2019-2020 году пятиклассникам предлагают изучать робототехнику. В Минобрнауки считают, что чем раньше школьники начнут знакомиться с современными технологиями, тем легче им будут даваться курсы, связанные с этим направлением в будущем.

Из основных плюсов введения данного предмета в качестве обязательного, стоит отметить:

  • раннюю профориентацию для ребят с техническим складом ума;
  • эффективное развитие у детей лидерских качеств;
  • обучение работе с различными платформами;
  • развитие умения работать в команде;
  • мощнейшая мотивация к изучению математики и физики.

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса

Естественно, для интеграции в школьное обучение таких курсов, потребуется улучшение материально-технической базы. Так, уже в этом году, многие школы России должны получить новые 3D-принтеры и комплекты оборудования, необходимые для проведения практических занятий по робототехнике.

Второй иностранный язык

В письме Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.18 сказано, что второй иностранный язык должен быть включен в образовательный стандарт. Тем не менее, в 2018-2019 году не все школы смогли реализовать идею на практике. Среди проблем, препятствующих реализации требования, называют:

  • нехватку квалифицированных педагогов;
  • отсутствие программ и учебных материалов;
  • нехватку часов (особенно в школах с 5-дневной неделей обучения);
  • негативное отношение к введению второго иностранного со стороны учащихся и родителей;

Вопрос, станет ли норма обязательной для учащихся 5-9 классов уже в 2019-2020 году, остается открытым.

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса

Как правило, основным языком, изучаемым сегодня в большинстве образовательных учреждений РФ, является английский. В качестве второго (изучаемого на базовом уровне), учащимся российских школ могут предложить:

  • испанский;
  • французский;
  • немецкий;
  • китайский.

Вариативная составляющая (предметы по выбору)

На практике, список предметов, с которыми предстоит познакомиться 5-тиклассникам в 2019-2020 году намного шире, так как в образовательном плане любой школы обязательно есть предметы из вариативной составляющей. Как правило, в расписании пятиклассника представлены 15 учебных дисциплин.

Какие именно дисциплины будут изучать дети, решает педагогический коллектив и администрация школы, отталкиваясь от наличия свободных часов, профиля учебного заведения и, в некоторых случаях (но далеко не всегда), желания родителей.

В 2019-2020 году «по выбору» учащимся в 5 классе могут предложить такие предметы (список может быть расширен):

Дисциплины Особенности
1 Природоведение 1 час в неделю
2 Биология самостоятельно или в курсе ОБЖ
3 Информатика (ИКТ) 1-2 часа в неделю
4 Граждановедение 1 час в неделю
5 Обществознание с 6-го класса обязательно, а в 5 факультативно
6  Естествознание 1 час в неделю
7 Основы религиозных культур и светской этики
8 ОДНКНР(основы духовно-нравственной культуры народов России) 1 час в неделю
9 Краеведение 1 час в неделю
10 Второй иностранный должен перейти в обязательные

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса

Также в расписании пятиклассника могут появиться и другие уроки, такие как: ритмика, шахматы, проектирование, основы финансовой грамотности и др.

Заключение

Узнать, какие именно предметы будет изучать в 5 классе ваш ребенок можно, ознакомившись с информации на официальном сайте учебного заведения или обратившись с этим вопросом к классному руководителю либо администрации.

Среди родителей все чаще обсуждается тема несогласия с выбором предметов инвариантной составляющей. Кто-то хочет, что бы ребенок изучал иностранные языки, а кто-то за раннюю интеграцию в технические науки.

Выбирая школу, в которую малыш пойдет в 1 класс родители часто ориентируются не на программу самого образовательного учреждения, а на «хорошего учителя».

Если это ваш случай, то уже в 4 классе необходимо выяснить, что будет изучать ребенок в средней школе и, если предложенная программа не соответствует вашим ожиданиям, задуматься о смене учебного заведения.

Но, прежде чем принять окончательное решение, обязательно узнайте, что думает о смене школы сам ученик.

(3

Источник: https://2020-god.com/predmety-v-5-klasse-v-2019-2020-godu/

Обж могут сделать обязательным предметом с пятого класса

Министерство образования и науки РФ рассматривает возможность введения в школьную программу пятиклассников обязательного предмета Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

11 июля 2017

ОБЖ

Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9)

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. ОБЖ (5-9)

Линия УМК Ю. Л. Воробьева. ОБЖ (5-9)

Среднее общее образование

Такое решение вызвано результатами тестирования, проведенного в апреле 2017 года. В первом национальном исследовании качества образования (НИКО) по ОБЖ приняли участие более 60 тысяч школьников из 75 регионов. Анализ исследования показал, что каждый четвертый ученик (23 %) выбрал опасное для жизни или здоровья поведение в тестовой ситуации. Читайте по теме: Наталья Виноградова: «В семье главным методом воспитания считаются запреты» Рособрнадзор отмечает, что задания тестирования относились к базовому уровню и проверяли знание детьми «основ комплексной безопасности личности, средств защиты от чрезвычайных ситуаций, основ противодействия терроризму, экстремизму и наркомании». Каждое из заданий имело варианты ответов как безопасные, так и ведущие к неправильным, то есть рискованным действиям. Например, многие школьники выбрали вариант перехода дороги на красный свет светофора при пустой дороге. Еще пример: более четверти шестиклассников, оценивающих свое умение плавать как хорошее (то есть возможность проплыть несколько сот метров), готовы пойти купаться без разрешения родителей. Почти треть восьми- и девятиклассников считают, что нет опасности в съемках селфи на перилах балкона или на подоконнике и не боятся приманивать дикое животное в зоопарке засунутой в клетку рукой. Около 20% респондентов не смогли внятно объяснить, есть ли опасность в езде на скейтборде, прицепившись к автобусу. Смотрите по теме: Нормативно-методические основы организации и проведения летнего отдыха детей Эксперты отмечают, что среди тестируемых шестиклассников были и те, кто изучает ОБЖ. Согласно исследованию, эти школьники на 5% чаще выбирали безопасные модели поведения и дали на 7% больше ответов, не связанных с рисками при общении в социальных сетях. «ОБЖ — особенный предмет, по нему нет государственной итоговой аттестации и практически не проводится процедур оценки знаний. В то же время безопасность жизни не просто школьный предмет», — заявил руководитель проекта НИКО Сергей Станченко. По итогам исследования Рособрнадзор предложили ввести обязательное изучение предмета с пятого класса (сейчас обязательное изучение предмета начинается с восьмого класса). В свою очередь Министерство образования и науки России готово рассмотреть это предложение, однако оно требует серьезного обсуждения и анализа, поскольку введение дополнительных часов по ОБЖ не должно происходить за счет сокращения других предметов.

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 классаСергей Константинович Миронов, заведующий редакцией физической культуры и ОБЖ Корпорации «Российский учебник»* (Издательская группа Дрофа-Вентана):

«Наиболее важными причинами включения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в обязательную часть учебного плана для 5 — 6 классов являются следующие. • При отсутствии предмета в системе обучения этих классов исчезает преемственность между начальной школой (предмет «Окружающий мир») и основной школой (предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»). Кроме того, в 5 — 6 классах подростки наиболее восприимчивы к обучению. • Как утверждает педагогическая наука, в этом возрасте школьники стремятся активно включиться в социальный мир, жить по-взрослому, но не всегда способны правильно анализировать и оценивать своё поведение, предвидеть последствия своих действий и испытывают недостаток знаний и навыков, чтобы успешно справляться с возникающими ситуациями. Помочь правильно решить эти проблемы может предмет ОБЖ. • Объём учебного материала по основам безопасности жизнедеятельности, предусмотренный для изучения в основной школе, не позволяет качественно усвоить его в течение двух лет обучения (70 часов в 8 и 9 классах). • Практика показывает, что высоких результатов на Всероссийских олимпиадах по ОБЖ достигают учащиеся, изучающие предмет по учебникам ведущих издательств, рассчитанным на непрерывное изучение с 5 по 11 классы. Этот перечень можно продолжать, но и перечисленных причин достаточно, чтобы предлагать изучение этого важного предмета в 5 и 6 классах». интерцимла.рф _______________________

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA».

Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA).

Хотите сохранить новость на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/news/obzh-mogut-sdelat-obyazatelnym-predmetom-s-pyatogo-klassa/

Новости

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса Национальное исследование качества образования (НИКО) по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) пишут свыше 60 тысяч школьников. 

«Этот предмет чрезвычайно важен для безопасной жизни. Основная цель исследования, проводимого Рособрнадзором – выявить уровень подготовки школьников по ОБЖ, в том числе, уровень культуры безопасного поведения в быту и в различных жизненных ситуациях. Столь масштабные исследования по курсу нами проводятся впервые», – сказал начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко. 

НИКО пройдёт в два дня: 11 апреля – для 6 классов и 13 апреля – для 8 общеобразовательных классов и 9 классов, обучающихся по программам военно- патриотической направленности (кадетские). 

В исследовании принимают участие почти 1500 школ из 75 регионов России. 

«Среди 9 классов НИКО пишут учащиеся кадетских школ – ОБЖ там уделяется особое внимание. Поэтому, будет интересно проанализировать их результаты в сравнении с итогами учеников 8 классов общеобразовательных школ.

Выбрав 6 классы для проведения исследования, мы ставили перед собой дополнительную задачу – привлечь внимание детей и их родителей к теме безопасности.

К сожалению, ребята этого возраста часто попадают в различные ЧП», – прокомментировал руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования, руководитель проектов НИКО и ВПР Сергей Станченко. 

Учащимся 6 классов в рамках НИКО предстоит заполнить расширенную анкету, в которую включены, в том числе, вопросы с выбором вариантов поведения в тех или иных жизненных ситуациях.  

Восьмиклассники общеобразовательных школ и девятиклассники кадетских школ напишут диагностические работы и пройдут анкетирование. Задания составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по предмету ОБЖ, рекомендаций Министерства по чрезвычайным ситуациям и Национального антитеррористического комитета. 

НИКО по ОБЖ направлено на выявление уровня знаний основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, навыков соблюдения мер безопасности и правил поведения в чрезвычайных ситуациях, умения предвидеть возникновение опасных ситуаций и т.п. 

Председатель общественной организации «Клуб учителей ОБЖ» (г. Москва) Николай Антонов заметил, что у детей не возникает сомнений в важности изучения предмета. «ОБЖ – предмет практический.

По каждой теме теоретическую часть можно сопроводить практическими заданиями. Задача – сформировать у ребенка культуру безопасного образа жизни.

Читайте также:  Научить детей отличать правду от фейка

Чтобы он знал, как действовать в различных, в том числе кризисных ситуациях», – отметил он. 

Результаты данного исследования будут известны через полтора месяца. 

СПРАВОЧНО: 

Национальные исследования качества образования — общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора.

Исследования проводятся на выборке школ из различных субъектов РФ по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования и включают в себя проведение диагностической работы и анкетирование.

Целью исследований является развитие единого образовательного пространства в России и совершенствование единой системы оценки качества образования. 

  • В рамках НИКО уже были проведены мониторинговые исследования: 
  • — качества математического образования в 5-7 классах (октябрь 2014 г.); 
  • — качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе (апрель 2015 г.); 
  • — качества образования в области информационных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.); 
  • — качества образования по истории и обществознанию в 6 и 8 классах (апрель 2016 г.); 
  • — качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах (октябрь 2016 г.) 
  • Планируемые НИКО: 
  • — качества образования по химии и биологии в 10 классах (октябрь 2017 г.); 
  • — качества образования по литературе, мировой художественной культуре (МХК) в 6 и 8 классах (апрель 2018 г.) ;
  • — качества образования по географии в 7 и 10 классах (октябрь — ноябрь 2018 г.); 
  • — качества образования по физкультуре в 6 и 10 классах (апрель 2019 г.);

— качества образования по математике в 5, 7 и 10 классах (октябрь 2019 г.). 

Дата последнего изменения: 19.04.2017

Источник: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6220

Обж предложили изучать с 5-6 класса

Рособрнадзор рекомендует ввести курс ОБЖ с 5 класса

Станченко указал, что общей проблемой для всех проверочных работ является объективность оценивания. Вместе с тем, в этом году из всех работ «двойки» зафиксированы только у 5% участников, что является нормальным результатом. Также представитель надзорного ведомства анонсировал проведение в 2018 году ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру в 4-х классах. Для пятиклассников проведут проверочные работы по математике, русскому языку, биологии и истории, а шестиклассников — по математике, географии, обществознанию, русскому языку, биологии и истории. Кроме того, ВПР для одиннадцатиклассников проведут по географии, химии, биологии, истории, физике и иностранному языку.

В своем выступлении Станченко также рассказал об инициативе Рособрнадзора о введении изучения курса ОБЖ с 5-6 класса. По мнению представителя ведомства, это поможет развитию навыков безопасного поведения у школьников.

На данный момент, напомнил глава Центра национальных и международных исследований качества образования, «Основы безопасности жизнедеятельности» преподают с 8 класса.

Решение о начале изучения курса с более раннего возраста принимаются региональными органами управления образованием на местах.

Вместе с тем, итоги НИКО по ОБЖ свидетельствуют о низком уровне ответственности детей в отношении своей безопасности. Исследование, проводившееся в 2017 году, показало, что вне группы риска находятся только 27% детей, отметил Станченко. При этом полностью безрисковые варианты выбрало только 7% детей.

В исследовании приняли участие школьники 6 и 8-9 классов. Ребятам предлагались самые разные вопросы и жизненные ситуации, а отдельным блоком выделили вопросы кибербезопасности.

В итоге около 12,5% детей согласились пригласить знакомых из соцсетей к себе домой, а 65% восьмиклассников не определили опасность групп с суицидальным контекстом.

Однако более низкий процент неправильных ответов обнаружен у учащихся 6-х классов, которые изучают предмет ОБЖ, в сравнении с их одногодками, не изучающими дисциплину.

Общее число учащихся НИКО, проводившегося в апреле этого года, составило около 50 тыс. человек, из которых около 43 тыс. — это учащиеся восьмых классов. Ситуации, которые предлагались ребятам, преимущественно взяты из материалов Национального антитеррористического комитета и МЧС. Окончательные итоги исследования станут известны к началу сентября этого года. 

Источник: https://www.vedu.ru/news-obzh-predlozhili-izuchat-s-5-6-klassa/

Основы безопасности жизнедеятельности могут начать преподавать с пятого класса — МК

Школьный курс ОБЖ: от светофоров до соцсетей

11 и 13 апреля впервые в истории отечественного образования пройдет Национальное исследование качества образования (НИКО) по основам безопасности жизнедеятельности — ОБЖ. Работу напишут около 60 тысяч шести- и восьмиклассников.

А по ее итогам, как сказал «МК» глава управления надзора и контроля за деятельностью региональных органов исполнительной власти Рособрнадзора Евгений Семченко, власти обсудят, вводить ли обязательный ОБЖ с 5-го класса (пока он входит в обязательную программу начиная с 8-го).

— Именно ОБЖ учит прогнозировать развитие событий и тем самым избегать сложных ситуаций, а уж если попал в такую — как действовать, чтобы сохранить жизнь и здоровье, — констатировал председатель столичного Клуба учителей ОБЖ Николай Антонов. — Но хотя школе дано право начать изучение этого предмета с 5-го класса, обязательным он является только с 8-го, включая модуль подготовки старшеклассников к военной службе с 35-часовыми сборами.

Достаточными ли навыками выживания в таких условиях вооружены наши школьники, для начала выявит НИКО по ОБЖ, которое шестиклассники написали 11 апреля, а восьмиклассники общеобразовательных школ и девятиклассники кадетских училищ напишут 13-го.

При этом работы шестиклассников, в большинстве своем не изучавших ОБЖ, оцениваться в баллах не будут: исследователей интересует лишь, знают ли они, как правильно себя вести, уточнил руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования, глава проектов НИКО Сергей Станченко.

Так что проверять будут «не узкие вопросы по всем пройденным темам, а общее понимание правил поведения в определенных ситуациях».

Вот примеры теста для шестиклассников с выбором одного из ответов:

«Тебе предстоит перейти небольшую улицу по переходу со светофором. Горит красный свет. Но машин нет. Как ты поступишь?»

«Гуляя в холодную погоду, ты сильно замерз. Твои действия?»

«Как поступить девушке, которую подруга в соцсетях, с которой та никогда не встречалась лично, пригласила в гости?»

Варианты ответов на последний вопрос: принять приглашение; отказать, но пригласить ее к себе; отказать, но продолжать общение в соцсетях; прервать общение полностью. Но, честно говоря, окончательно выбрать между последним и предпоследним ответом трудно даже мне, взрослой.

Вопросы для восьми- и девятиклассников сложнее. Например: объяснить по картинке, что грозит подросткам, собравшимся на льду возле полыньи.

Или расписать по другой картинке, чего опасаться пешеходам, идущим по тротуару возле проезжей части.

Или написать сочинение на тему: «Ваш друг рассказал, что познакомился в соцсетях с людьми, активно обсуждающими способы добровольного ухода из жизни. От какой опасности вы бы его предостерегли и что бы сделали?»

Многие эксперты сходятся на том, что верные ответы на подобные вопросы суперважны — и не для контрольных, а для жизни! Так что обязательный курс ОБЖ должен быть в школе не с 8-го, как сейчас, а с 5-го класса. Однако делать ли это, будут решать в июне — в зависимости от итогов нынешнего НИКО. А вот вводить ЕГЭ по ОБЖ власти явно не планируют: «Эту идею я только что впервые услышал от «МК», — отметил Семченко.

СПРАВКА «МК»

В общей сложности НИКО по ОБЖ за два дня напишут около 60 тыс. учащихся из 1,5 тыс. школ 75 регионов. В том числе в Москве — около 1 тыс. учеников 20 школ.

МЕЖДУ ТЕМ

В 2019 году пройдет НИКО по физвоспитанию. Форма его проведения еще обсуждается, но это точно будет не теоретический курс, заверил «МК» Станченко: «Реальная физическая культура детей будет исследована. Цель — понять, как условия проведения занятий по физвоспитанию влияют на физическую подготовку детей и общее состояние их здоровья».

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/04/11/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-mogut-nachat-prepodavat-s-pyatogo-klassa.html

Гафнер В.В. Обсуждение содержания предмета ОБЖ в материалах отечественных СМИ — Сайт Гафнер Василия Викторовича

  • Обсуждение содержания предмета ОБЖ в материалах отечественных СМИ
  • Гафнер Василий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент
  • Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

Аннотация.

В российской прессе последних лет появилась масса предложений о реформировании содержания школьного предмета ОБЖ. Часть из них носит популистский характер,  другая – позволяет повысить связь между предметом ОБЖ и безопасностью жизни. Общество дает четкий сигнал о том, нужны серьезные изменения в области обучения безопасности жизнедеятельности.

Обилие предложений «скорректировать» содержание предмета ОБЖ должно активизировать педагогов и ученых для выработки своих предложений.

  1. Ключевые слова: ОБЖ; СМИ; содержание учебного предмета; практические занятия.
  2. Заголовки российской прессы последнего времени говорят о том, что нужно обновлять (сокращать, дополнять)  программу школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности предлагается:
  3. – вести уроки электробезопасности в программу средних общеобразовательных школ в рамках уроков ОБЖ [27];
  4. – ввести уроки медиабезопасности. Астахов предложил рассказывать школьникам на ОБЖ о безопасности в интернете [1];
  5. – вести обязательные уроки по кибербезопасности. Авторы обращения отмечают, что ради включения нового предмета в обязательный курс потребуется сократить часы, выделенные на ОБЖ [29]; 
  6. – заменить в школе ОБЖ на ЗОЖ [23];
  7. – изучать основы правильного питания [25];
  8. – включить вопросы психологии табакокурения, профилактики потребления наркотических средств [5];
  9. – ввести курс психологии, который будут преподавать в рамках ОБЖ [9], причем учебники разрабатывает Центр психиатрии и наркологии имени Сербского;
  10. – возобновить занятия начальной военной подготовкой в школах [8];
  11. – сделать ПДД обязательным предметом в школе [28];
  12. – ввести темы о правилах поведения на железной дороге [18];
  13. – научить спасать утопающих [4];
  14. – ввести курс основ медицинских знаний [16];
  15. – рассказывать детям о том, как не попасть в террористическую организацию [33];
  16. – ввести отдельную программу – как ребенку вести себя в чрезвычайных ситуациях и учредить нагрудный знак «Готов к спасению жизни» [19];
  17. – дополнить уроки ОБЖ вопросами самозащиты детей от сексуального насилия [6].

В Общественной палате считают необходимым при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности сделать основной упор на практику [24]. Отмечается необходимость сконцентрировать внимание на обучении оказанию первой помощи при ДТП и бытовых травмах. После трагедии в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове обсуждение этого вопроса в СМИ возобновилось [32].

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов после трагедии с подростками в поселке Лянтор (ХМАО) написал «…Курсы ОБЖ в школах недостаточно практичны. Необходимо срочно обновить и дополнить программу ОБЖ практическими занятиями, тренировками, учениями…» [2]. Позже он предложил реформировать ОБЖ после терактов в Париже [17].

Резонансом среди учителей ОБЖ прошла информация о том, что тема оказания первой помощи в учебниках по ОБЖ в России представлена слабо и не всегда верна (Ю. Шойгу) [7].

Напомним, что ранее предлагалось ввести в предмет ОБЖ уроки селфи, уроки трезвости, программу «Нравственных основ семейной жизни», курс «о воздействии информационных технологий на здоровье людей», программу «для взрослых школьников, которые катаются на скутерах, электровелосипедах и байках», обучать езде на велосипеде, рассматривать проблемы кибербуллинга, «разъяснять, показывать, как разделять мусор» … Перечень предложений не просто большой, он огромный. В обществе нет такого количества предложений по коррекции содержания других предметов – математики, литературы, физики, химии, физической культуры…

К приведенным выше цитатам и информации можно относиться по-разному: соглашаться, критиковать, дискутировать, но ясно одно – их нельзя игнорировать. Общество нам дает четкий сигнал о том, что связь между предметом ОБЖ и безопасностью жизни не очевидна, нужны серьезные изменения в области обучения безопасности жизнедеятельности.

Чтобы предмет ОБЖ не «растащили по кусочкам» и эта связь с жизнью стала реальностью, нужно приступить к решению рассмотренных выше противоречий.

Свой вклад должны внести все – ученые, учителя в школах, сотрудники Министерства образования и науки, эксперты… Только через сформированную культуру безопасности у обучающихся, у населения, мы в итоге будем иметь снижение уровня смертности наших соотечественников.

В апреле 2017 года Рособрнадзор провел Национальное исследование качества образования по ОБЖ, в котором причиняли участие почти 43 тысячи восьмиклассников, по 7 тысяч учеников 9-х и 6-х классов [30].

По итогам  исследования выяснилось, что только 27% детей ответственно относятся к вопросам собственной безопасности.

Руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования Рособрнадзора Сергей Станченко сообщил, что Рособрнадзор предлагает ввести обязательное изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с 5-6 класса, чтобы развить навыки безопасного поведения у детей [22].

Нам представляется, что образование в области безопасности жизнедеятельности вплотную подошло к точке, где «количество переходит в качество», но перехода не происходит.

Причина кроется в противоречиях, без разрешения которых развитие образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» может приостановиться [14].

Педагогическая практика по-прежнему, как 25 лет назад, идет впереди педагогической теории, хотя защищены десятки диссертаций, эти научные знания не востребованы.

  • Для исправления сложившейся ситуации необходимо прилагать усилия в следующих направлениях:
  • – продолжить формировать положительный имидж предмета ОБЖ в сознании общества через информирование в СМИ о целях и содержании предмета, результатах обучения в виде участия в тематических олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, кружках, секциях, движениях, профориентационной работе;
  • – при планировании содержания предусмотреть достаточное количество времени на отработку практических умений и навыков действий в чрезвычайных ситуациях и при оказании первой помощи, в том числе, допсихологической помощи, усилить психологическую готовность учащихся к действиям в ЧС [34];
  • – провести ревизию содержания предмета ОБЖ с учетом имеющихся актуальных опасностей личного, национального и глобального уровней [10; 13; 21; 26; 32];
  • – провести ревизию методики преподавания предмета ОБЖ [3; 15] с включением в нее результатов педагогической теории (концепции и технологии обучения безопасности жизнедеятельности, формы, средства, методы воспитания культуры безопасности с инструментами диагностики и др.), которая уже имеет хорошие результаты [12];
  • – повышать уровень профессиональной компетентности учителей ОБЖ [11].

Обилие предложений «скорректировать» содержание предмета ОБЖ должно активизировать педагогов и ученых (специалистов в данной области) для выработки своих предложений. В противном случае это сделают «за нас», и не обязательно это приведет к положительному результату.

Не следует забывать, что в нашей стране есть и такие специалисты в области реформирования образования, которые в настоящее время формируют стратегию «реформ», и считают, что «кроме «Основ безопасности жизни» (ОБЖ), все остальное имеет право на существование» [20].

Литература:

Источник: http://xn--80afh5aqv.xn--p1ai/glavnaya/gafner-v-v-obsuzhdenie-soderzhaniya-predmeta-obzh-v-materialah-otechestvennyh-smi/

В школах предлагают ввести егэ по обж

Изучать правила безопасного поведения россиянам необходимо с детского сада до окончания школы, а одиннадцатиклассникам надо дать возможность сдавать ЕГЭ по ОБЖ. К такому выводу пришли авторы концепции преподавания ОБЖ.

По их мнению, результаты экзаменов по этому предмету стоит учитывать при поступлении в вузы на ряд специальностей.

Какие еще изменения произойдут, когда Минпросвещения утвердит концепцию и новые федеральные государственные образовательные стандарты, эксперты обсудили на круглом столе «Известий».

Читайте также:  Школьники покажут свое инженерное мышление

«Известия»: Сейчас пересматриваются подходы к обучению ОБЖ. Чем это вызвано, почему настало время что-то поменять?

Ольга Ратникова, заместитель начальника НИЦ ВНИИПО МЧС России: Три четверти пожаров в прошлом году произошли из-за человеческого фактора — неосторожного обращения с огнем и нарушений требований пожарной безопасности. Причина — либо незнание правил, либо нежелание им следовать. Поэтому обучение мерам пожарной безопасности должно проходить на всех этапах жизни человека — с младшего возраста до преклонного.

Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России десять лет исследовал этот вопрос. Анализ учебно-методической литературы выявил ряд проблем.

В начальной школе в программе курса «Окружающий мир» сказано, что знания о безопасности жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире.

Однако в ряде авторских программ не запланировано ни одной темы, связанной с обеспечением пожарной безопасности.

Кроме того, программа и содержание курса ОБЖ с 1 по 11 класс предполагает распределение материала таким образом, что основные и наиболее важные вопросы изучаются в младших классах.

Уже в средней школе эти темы затрагиваются в незначительной степени, а в старшей не изучаются вообще.

В итоге основные знания ребенок получает со второго по пятый класс, когда он еще не в состоянии их в полной мере осознать.

Нормативно закрепленные правила пожаробезопасного поведения отсутствуют в 50% учебников по ОБЖ. Наиболее приемлемый стиль изложения правил пожарной безопасности характерен для учебников младших классов.

В учебниках для старших классов приводится безадресный хаотичный перечень правил. В рамках школьного курса ОБЖ не просматривается единого подхода к объему и качеству информации по пожарной безопасности.

«Известия»: Надо ли менять федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ОБЖ?

Светлана Третьякова, начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ: Структура стандарта в целом меняться не будет. Конкретизируются требования к предметным результатам.

Вопросы безопасности прописаны в стандартах по всем предметам, не говоря уже об ОБЖ. Есть аспекты, которые надо дорабатывать. Мы обсуждаем их и с разработчиками стандарта, и с экспертным сообществом: предметными ассоциациями, представителями учебно-методических объединений в субъектах. Мы получили замечания и предложения, сейчас идет доработка проектов стандартов.

Стандарт — это нормативно-правовой акт, который утверждается приказом и регистрируется в Минюсте. Данная процедура занимает достаточно длительный период времени. После того как стандарт будет принят, в соответствии с ним будут доработаны примерные образовательные программы. А авторские коллективы сформируют учебники.

«Известия»: В чем еще отличие нового проекта стандарта?

Светлана Третьякова: Предметные результаты в нем детализированы по годам обучения, чтобы обеспечить единство образовательного пространства на всей территории страны.

Когда учитель имеет полный комплект того, что он должен делать на каждый год обучения, ему не надо думать как формировать уроки. Он может задуматься о том, как их провести. Детализированные требования высвободят время на творчество учителя.

Юлия Соловьева, заведующая лабораторией развития общего образованияЦентра развития образования РАО: Раньше не было разбивки, что и в каком классе ученик должен изучать.

В составе ФГОС были обозначены предметные результаты обучения по ОБЖ на момент окончания основной школы, то есть девятого класса.

Содержательные линии учебного предмета в данном нормативном документе обозначены не были.

Если ребенок учился, например, в Курске и по окончании 8-го класса переехал в Тверь, или в одном и том же городе просто перешел в другую школу, то он в 9-м классе на уроках ОБЖ мог по второму круг начать изучение техногенных аварий, а как себя вести при природных катастрофах вообще не изучать.

После принятия новых ФГОС мы будем уверены, что все выйдут из школы с одним и тем же набором знаний, который экспертное сообщество считает нужным включить в этот стандарт.

Дмитрий Рудаков, кандидат военных наук, доцент, методист ГБОУ «Школа «Кузьминки»: Должен быть обязательный минимум содержания. Мне очень нравится этот подход.

Юлия Соловьева: При этом вариативность останется. Если вы живете на Камчатке, для школьников актуальным будут знания о поведении вулканов, землетрясениях, цунами. В средней полосе России эти знания нужны больше для общего развития.

Учитель сам может определить объем изучения материала, степень подробности его изложения. Кроме того, учитель выбирает методы, приемы, педагогические технологии, которые будет применять на уроках, во внеурочной деятельности для достижения обозначенных во ФГОС результатов.

В этом суть изменения: именно ФГОС как нормативный документ определяет содержание учебного предмета. Ни вправо, ни влево.

«Известия»: Когда ожидается принятие новых стандартов?

Светлана Третьякова: По начальной школе Российская академия образования в настоящее время дорабатывает стандарты после всех общественных обсуждений. По средней школе есть задание, разрабатывается детализация требований.

«Известия»: Какие проблемы предстоит решить, чтобы обучение по программам ОБЖ в школе было максимально эффективным?

Валентина Мапельман, доктор философских наук, профессор Московского городского педагогического университета: Когда случается трагедия с участием детей, в школы сразу поступает распоряжение сосредоточиться на этой конкретной теме.

Сейчас наиболее актуальна пожарная безопасность, а до этого была транспортная, ранее — безопасность на воде и антитеррористическая. Но чтобы выкроить на это время, нужно что-то изъять из изучаемого предмета. Это одна проблема. Другая — мы получаем распоряжения от Минобрнауки, Минздрава, МЧС, МВД.

Они между собой что-нибудь согласовывают? А ведь в их рекомендациях, распоряжениях, и даже федеральных законах есть позиции, связанные с образованием.

Есть и кадровая проблема. Сегодня ни один педагогический вуз Москвы не готовит учителей ОБЖ. Таких специалистов выпускают некоторые университеты в регионах. А вот преподавателей безопасности жизнедеятельности для самих вузов не готовит никто.

Для решения этих и других проблем по поручению Минобрнауки была создана рабочая группа «Основы безопасности жизнедеятельности». Мы постарались учесть все уровни образования, от дошкольного до высшего.

Концепция прошла серию экспертиз и общественных обсуждений. Она была одобрена на коллегии МЧС с участием представителей Минобрнауки.

Светлана Третьякова: Концепция — стратегический документ. Его важная особенность — ориентированность на практику. Учителя должны создавать учебные ситуации, в которых ребенок сам найдет выход. И, безусловно, помогать вести к правильному решению.

Дмитрий Рудаков: Совсем недавно нашему предмету исполнилось 27 лет, и до сих пор нет единого понимания его содержания. Все говорят, что ОБЖ нужно, но что это такое?

В концепции мы заложили структурно-содержательный стандарт нашего предмета, выделили тематические линии, которые непременно должны в нем быть.

Параллельно идет разработка образовательного стандарта. Но авторы концепции не допущены к его разработке. Это серьезная проблема.

Валентина Мапельман: Мы скомпоновали учебный материал по шести блокам. Первый — безопасность, связанная с помещениями и бытовыми условиями. Второй — улица, транспорт, общественные помещения. Далее — природные процессы. Четвертый блок — массовые скопления людей. Пятый — все виды коммуникации.

Шестой  связан с рисками в культурной среде. Риски, угрозы и даже опасности могут возникнуть в процессе межнационального и межконфессионального общения. Даже художественные произведения могут воздействовать на психику любого человека неоднозначно.

А ведь это сферы нашей жизнедеятельности, на которые мы смотрим как на развлечение.

  • «Известия»: Когда ожидается утверждение концепции?
  • Александр Гордиевский, главный редактор журнала «Основы безопасности жизнедеятельности»: Мы планировали утвердить ее в мае, но заседание было перенесено.
  • Светлана Третьякова: В ближайший месяц будет принято решение, когда ее утвердят.

«Известия»: Концепция предполагает обучение основам безопасности жизнедеятельности с детского сада. Что будут рассказывать дошкольникам?

Александр Гордиевский: Необходимо, чтобы дети понимали: счастливое детство связано с безопасностью личного поведения в быту, социуме, на природе. Чтобы они осознавали ценность здорового образа жизни. И чтобы усваивали простейшие правила безопасного индивидуального поведения.

Светлана Третьякова: Начинается всё с детства. Если вы идете с ребенком, ребенок побежал, а впереди препятствие, что вы сделаете? Лежит бревно на дороге, ребенок бежит впереди. Вы должны контролировать, как он пройдет все эти этапы: видит ли он препятствие, как постарается его преодолеть. Вы должны просто быть рядом. Так же должен поступать и учитель.

Большинство учителей привыкли давать знания. Все темы в программе прописаны, в журнале прописаны, оценки стоят, и он спокоен. Но на самом деле можно быть спокойным лишь когда дети умеют предвидеть опасность.

Когда я вывожу на экскурсию детей, иду в театр, устраиваю уборку территории, я вижу, как мои дети в этом участвуют. Для учителя, который ведет ОБЖ, это экзамен в какой-то мере. Он смотрит, как дети ведут себя на практике, и понимает: «Петрова я этому не научил, а Иванова научил».

Должны меняться подходы учителя, его ментальность в том, как он видит свой предмет. Это как раз то, что заложено в концепции.

«Известия»: Существуют ли единые требования, какое оборудование для обучения ОБЖ должно быть в школе?

Светлана Третьякова: Сегодня это нигде не регламентировано. Мы только начали говорить, какое оборудование нам необходимо. Это касается не только собственно уроков ОБЖ.

Есть ведь безопасность и самой образовательной организации и прилегающей территории.

Это один из факторов, который должен ребенка приучать к тому, что жизнь комфортна, когда сама территория школы является безопасным объектом.

Дмитрий Рудаков: В 2005 году в департаменте образования Москвы создали модель комплексной безопасности школы — то, о чем вы говорите. Ее основные направления: пожарная безопасность, антитеррористическая защищенность, профилактика курения, употребления алкоголя, наркомании, основы оказания первой помощи, защита персональных данных обучающихся и персонала.

Светлана Третьякова: Некоторые школы занимаются этим по своей инициативе.

Мы хотим на федеральном уровне составить проект плана безопасности, чтобы школы в субъектах РФ на основе этой модели создавали свой план безопасности образовательной организации. Идет работа с МЧС, МВД, Минобрнауки.

Модель будет разработана, когда мы достигнем консенсуса. В практико-ориентированной деятельности можно использовать ресурсы подразделений МЧС, МВД.

Одна из особенностей концепции и перспективное направление — участие в волонтерской деятельности, акциях и использование ресурсов. Только совместными усилиями Министерства образования с МЧС и МВД, других организаций, мы сможем чего-то достичь. Модель будет разработана, когда мы достигнем консенсуса.

«Известия»: Наверное, непросто координировать работу стольких ведомств?

Светлана Третьякова: Думаю, что очень легко. Когда концепция будет утверждена, появится план ее реализации, в котором будут прописаны все мероприятия.

Их распишут по зонам ответственности. Кто будет верховодить в определенном направлении, тот за него и отчитается. Это общепринятая практика.

План мероприятий должен быть утвержден в течение трех месяцев с момента принятия концепции.

«Известия»: Как нужно проверять результаты обучения? Будут ли вводится государственная итоговая аттестация по этому предмету или всероссийские проверочные работы (ВПР)?

Светлана Третьякова: Всероссийские проверочные работы и национальные исследования качества образования (НИКО) проводит Рособрнадзор.

Когда шла работа над стандартами, на последнем этапе мы привлекали сотрудников Федерального института педагогических измерений, которые помогали привести детализированные требования к измеряемости.

Предметы, которые не входят в обязательную государственную итоговую аттестацию, выносятся на НИКО и ВПР. Думаю, что не за горами и аттестация в той или иной форме по ОБЖ.

  1. Валентина Мапельман: В концепции мы перечислили направления подготовки, при поступлении на которые в вузы надо принимать студентов с учетом результатов ЕГЭ по ОБЖ: техносферная безопасность, пожарная безопасность, туризм, информационная безопасность, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.
  2. Это, в свою очередь, требует, чтобы ОБЖ стал предметом, по которому можно сдавать ЕГЭ — по выбору.
  3. Светлана Третьякова: Это пожелание разработчиков концепции.
  4. «Известия»: Останется ли, согласно новой концепции, начальная военная подготовка в школе?

Александр Гордиевский: Она есть в концепции. Это называется «Основы военной службы».

«Известия»: Зачем детям начальная военная подготовка?

Валентина Мапельман: Кого не касается национальная безопасность государства? Мы же граждане. Есть школы, которые находятся в приграничных зонах. А кроме того, откуда мы знаем, что понадобится выпускнику? Не бывает ненужных знаний и умений.

«Известия»: Когда будет принята концепция, а в соответствии с ней изменятся стандарты и программы, что мы получим на выходе?

Дмитрий Рудаков: Личность безопасного типа. Дошкольное и начальное общее образование — это начальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности. Среднее образование — это базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности. Это уровень безопасного поведения, который обеспечивает выпускнику школы благоприятные условия для социализации и дальнейшего развития.

  • «Известия»: Что конкретно должна уметь такая личность?
  • Дмитрий Рудаков: Предвидеть опасность, по возможности ее избегать и при необходимости действовать.
  • По материалам iz.ru

Источник: http://gazeta19.ru/index.php/v-rossii-i-mire/item/13446-v-shkolakh-predlagayut-vvesti-ege-po-obzh

Рособрнадзор проработает вопрос введения ОБЖ в 5 и 6 классах — Агентство городских новостей «Москва» — информационное агентство

03.07.2017 09:03

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проработает вопрос введения в 5 и 6 классах предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Об этом журналистам сообщил руководитель центра национальных и международных исследований качества образования Рособрнадзора Сергей Станченко.

«Один из основных выводов, которые мы сделали по результатам Национальных исследований качества образования (НИКО) по ОБЖ в 6 классах, заключается в том, что этот предмет надо вводить в 5 и 6 классе. Мы безусловно будем ставить вопрос о введении предмета.

Среди участников НИКО в 6 классе были как классы, в учебном плане которых есть учебный ОБЖ, так и те, которые не изучают ОБЖ в 6 классе.

Шестиклассники, изучающие ОБЖ, более осторожны в повседневных ситуациях (они на 5% чаще выбирали безопасные модели поведения); применительно к экстремальным ситуациям они дали на 6% больше ответов, не связанных с рискованным поведением.

Они также дали на 7% больше ответов, не связанных с рисками при общении в социальных сетях. Таким образом, изучение ОБЖ в 6 классе способствует снижению рисков в поведении шестиклассников», — сказал С.Станченко.

Он также отметил, что исследование для 8 и 9 классов показало в целом невысокое качество освоения школьниками ОБЖ.

«Следует отметить отсутствие заметных различий в результатах восьмиклассников и девятиклассников, то есть год изучения ОБЖ не оказывает значимого влияния на формирование у подростков моделей безопасного поведения в жизненно-практических ситуациях.

При выполнении заданий на объяснение опасности в ситуации изображенного на рисунке заведомо рискованного, неправильного поведения ребенка 18-30% восьми- и девятиклассников не усмотрели опасности в ситуациях съемки селфи на перилах балкона или на подоконнике, во время езды на велосипеде, приманивания дикого животного в зоопарке (с рукой, засунутой в клетку с диким животным). Оценить потенциально опасную повседневную ситуацию, ситуацию взаимодействия с незнакомыми людьми и назвать несколько действий, которые категорически нельзя совершать/необходимо совершить, смогли в среднем менее 40% восьмиклассников и немногим более половины девятиклассников. Например, указать, что если в дверь квартиры/дома позвонил незнакомый человек, нельзя открывать дверь, вступать с незнакомцем в диалог даже через закрытую дверь, смогли лишь 63% девятиклассников», — добавил С.Станченко.

Исследование качества образования по ОБЖ проводилось в 6 классах 11 апреля, а в 8 и 9 классах 13 апреля 2017 г. Участниками исследования стали 7 тыс. 99 шестиклассников из 72 субъектов РФ, 42 тыс. 788 восьмиклассников из субъектов РФ и 7 тыс. 260 девятиклассников из субъектов РФ. Девятиклассники представляли классы военно-патриотической направленности.

Источник: https://www.mskagency.ru/materials/2681448

Ссылка на основную публикацию