Школьная форма может оказаться подделкой

ГЛАВНАЯ / Новости России Ирина Дубченко , Опубликовано 29 Янв 2020, 3:37

Роскачество проверило отдельные элементы школьной формы различных производителей на предмет соблюдения гигиенических показателей. Практически все исследуемые образцы не соответствуют нормам и требованиям. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Содержание

  • Что и как проверяли
  • Как отреагировали производители

Что и как проверяли

Образцы для исследования школьной формы были отобраны еще в августе прошлого года. В крупных торговых центрах и больших рынках специалисты купили отдельные элементы школьной формы — пиджаки для мальчиков. Всего отобрали 21 образец одежды, которая была произведена в Китае, Вьетнаме и Турции. Закупочная стоимость одежды составила от 1300 до 8790 рублей за единицу.

Школьная форма может оказаться подделкой

«Исследование показало, что в восьми образцах были выявлены нарушения технического регламента по способности некоторых веществ поглощать водяные пары из воздуха, гигроскопичности. Это говорит о том, что форма небезопасна для здоровья детей», — говорится в сообщении Роскачества.

Помимо этого, исследования продукции восьми торговых марок зафиксировали нарушения по показателю воздухопроницаемости. Это может спровоцировать повышение температуры тела детей, избыточное потоотделение, а также парадоксальные сосудистые реакции.

Соответствующими необходимым требованиям по качеству и безопасности оказались пиджаки только шести торговых марок. В девяти образцах эксперты выявили несоответствия информации в маркировке по составу.

Во время исследования эксперты нашли на рынках также контрафактные пиджаки, продававшиеся под брендом известных марок. После этого Роспотребнадзор провел соответствующие проверки, но продавцов контрафакта обнаружить не удалось, так как точки в торговых комплексах и на рынках, где продавалась поддельная продукция, были закрыты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Курсы для психологов: от коучинга до песочной терапии

Оценим за полчаса!

Как отреагировали производители

Несколько предприятий, чья продукция не соответствует требованиям ГОСТа, уже отреагировали на замечание Роскачества и отозвали из продажи партии товаров с нарушениями и запустив корректирующие мероприятия на производствах. В ближайшее время эксперты проверят исправились ли они.

Если при повторной проверке окажется, что недочеты не устранены, и форма шьется с нарушениями, то руководителей предприятий-производителей могут привлечь к административной ответственности (штраф).

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Школьная форма может оказаться подделкой Школьная форма может оказаться подделкой Школьная форма может оказаться подделкой Школьная форма может оказаться подделкой Школьная форма может оказаться подделкой

Источник: https://ftimes.ru/308940-roskachestvo-proverilo-shkolnuyu-formu-kakie-narusheniya-nashli-i-chem-opasna-odezhda.html

Второе полугодие: школьная форма – опять двойка?! | Спецпроекты от Роскачества

Какие именно проблемы выявлены у пиджаков, закупленных в самый пик сезона, буквально плечом к плечу с рядовыми покупателями, на что стоит обратить внимание при покупке форменной одежды для детей – читайте далее.

Ранее мы уже проводили масштабные исследования детской школьной формы – пиджаков, брюк, сарафанов, сорочек – и делились результатами испытаний перед 1 сентября. О результатах основного исследования пиджаков читайте ЗДЕСЬ.

Однако закупки образцов в этих случаях проводились на несколько месяцев раньше публикации, чтобы специалисты успели протестировать товары к школе.

Понятно, что на момент закупки форма бывала в наличии в основном в специализированных магазинах, в онлайн-магазинах компаний-производителей. И уж конечно, не в таком изобилии, как в пик сезона.

Поэтому мы провели дополнительное исследование в рамках данного спецпроекта.

Коротко о спецпроекте

В августе 2019 года вместе с родителями учеников на закупки школьной формы отправились сотрудники Роскачества. Мы выяснили, товары какого качества предлагает рынок в тот момент, когда на них самый высокий спрос. А также узнали, как крупные бренды реагируют на подделки и какие магазины торгуют от лица давным-давно закрытых ИП!

Для чистоты эксперимента наши эксперты, помимо популярных интернет-магазинов, покупали одежду на школьных базарах в детских магазинах, а также в наиболее «рисковых» точках – на рынках, в торговых комплексах – бок о бок с родителями школьников. И именно в августе закупили привлекательные по цене и наиболее популярные товары производства России, Китая, Вьетнама и Турции – школьные пиджаки 21 торговой марки.

Закупочная стоимость товаров варьировала от 1300 до 8790 рублей за единицу.

Читайте далее:

В горячий сезон возрастает риск приобретения товара с нарушениями

  1. Состав материала. Выявлено 9 несоответствий информации в маркировке по составу изделия среди 21 товара.
  2. Гигроскопичность. Выявлено 8 несоответствий требованиям технического регламента на изделия третьего слоя.
  3. Воздухопроницаемость.

    Выявлено 8 несоответствий требованиям технического регламента на изделия третьего слоя.

Претензий не возникло только к товарам шести торговых марок – ни одного из трех нарушений не выявлено.

Это Chessford, Finn Flare, Kiabi, Concept Club, Cleverly, ASN Aselin.

У прочих товаров – от одного до трех несоответствий одновременно. В нескольких случаях все три несоответствия совпали – и это не случайно. Обман с составом ткани (как правило, подмена хлопка или шерсти дешевой синтетикой) приводит к нарушениям по гигроскопичности изделия.

Школьная форма может оказаться подделкой

Какие случаи выявлены в результате исследования

  • Состав написан честно, но ткань с таким составом не годится для школьной формы. Изделие не соответствует техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС) по гигроскопичности или воздухопроницаемости. Оно небезопасно для здоровья ребенка. (Товары шести ТМ.) Производителям стоит пересмотреть качество тканей.
  • Этикетка недостоверна (состав в реальности иной, чем заявлен в маркировке), но при этом безопасность изделия в норме! (Товары двух ТМ.) Однако товар с недостоверным составом может представлять потенциальную опасность, например, для детей, склонных к аллергическим проявлениям на те или иные волокна.
  • И этикетка обманывает, и показатели небезопасные. (Товары семи ТМ.)
  • Хороший состав, в норме и показатели безопасности. (Товары шести ТМ из 21.)

Итого: товары шести торговых марок из 21 безопасны для здоровья ребенка.

Отклонения относительно требований ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» выявлены у 13 из 21 товара, которые были отправлены на исследование.

Имеет ли право магазин продолжать торговать одеждой, не соответствующей требованиям ТР ТС?

Нет. Организациям и предприятиям всех форм собственности, осуществляющим реализацию указанных товаров, необходимо изъять их из оборота и прекратить реализацию.

Чем грозит ребенку экономия на качестве ткани?

Такая «экономия» скажется в первую очередь на здоровье ребенка.

Согласно многолетним исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, во время носки одежды с низкими значениями гигроскопичности (от 1 до 5%) и воздухопроницаемости (от 20 до 40 дм3/м2с) у детей повышается температура кожи, начинается избыточное потоотделение, появляются парадоксальные сосудистые реакции (неадекватные и биологически нецелесообразные реакции организма на воздействие различных раздражителей. – Прим. ред.) и прочее.

Школьная форма может оказаться подделкой президент – председатель правления Национального союза производителей школьной и форменной одежды «Союзформа»

– Важнейшие гигиенические показатели (воздухопроницаемость и гигроскопичность) напрямую влияют на комфорт и безопасность школьной формы. Свойства ткани пропускать воздух зависят от ее структуры: чем она плотнее, тем меньше воздуха будет поступать к телу ребенка.

Что касается гигроскопичности, то данный показатель зависит исключительно от сырьевого состава тканей. Оптимальный состав должен включать от 35% натуральных или искусственных волокон (например, вискозы). Подкладка должна быть или вискозной, или с содержанием вискозы.

– Если подкладка в изделии обладает низкой воздухопроницаемостью, то есть не дает возможности воздухообмена, то тело человека не «дышит», а соответственно, быстрее потеет, – отмечает Дмитрий Гузов, проектный директор государственного Инновационного центра текстильной и легкой промышленности (ИНПЦ ТЛП). – Ребенок в такой одежде чувствует себя дискомфортно, ему становится жарко, он быстрее утомляется. Нарушение теплообмена может привести к частым простудным заболеваниям.

«Эффект Роскачества»: реакция производителей

Несколько производителей, среди которых Сookie, Stilnyashka и Barkito, отреагировали на сообщения о результатах исследования оперативно и положительно: партии товаров с нарушениями были отозваны из продажи, на производствах запущены корректирующие мероприятия. В дальнейшем товары данных производителей будут переисследованы.

Школьная форма может оказаться подделкой Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли

– Порой производитель школьной формы может и не догадываться, что состав ткани, которую он использует для пошива, некачественный. Многие производители закупают ткани у поставщиков, не проводя входной контроль, полагаясь на действия органов по сертификации, потому что это дорогое удовольствие.

Состав ткани, как правило, заявлен в сертификате, который производителю предоставляет поставщик, к чему дополнительные проверки? К сожалению, наше доисследование показало, что состав изделия может отличаться от заявленного.

И конечно, производитель, который дорожит своей репутацией, не должен верить поставщикам «на слово» и тем более покупать дешевые сертификаты и протоколы без исследования образцов.

Исправить ситуацию возможно, если производители более тщательно будут подходить к выбору контрагентов по сертификации и поставкам сырья, усилят входной контроль и по итогам внутренних проверок доведут дело до отзывных кампаний, будут возвращать некачественные ткани, мотивируя поставщиков таким образом быть более добросовестными.

Для родителей спасение – проверять сертификаты товаров на сайте Росаккредитации. Если продавец отказывается предоставить сертификат или сертификат имеет статус отмененного, от покупки лучше воздержаться.

Осторожно: подделки!

В рамках спецпроекта, помимо выявления качества изделий, эксперты обращали внимание и на контрафакт. Можно ли на рынке купить пиджак под брендом известной марки? Можно – подтвердили эксперты.

Так, среди закупленных товаров фигурировала продукция торговых марок Gucci и Billionaire стоимостью более 5000 рублей.

На запрос Роскачества о подлинности данных изделий в представительствах компаний отреагировали по-разному.

Компания Gucci, лейбл которой завсегдатай на контрафактной продукции, проигнорировала запрос, правообладатель не выразил заинтересованности в данном конкретном случае.

А вот в Billionaire ответили, что пиджаки под торговой маркой Billionaire, реализуемые ООО «Каллиста» и закупленные в ТК «Дубровка» (Москва), являются подделкой и не имеют никакого отношения к продукции компании «Биллионер Интернэшнл АГ».

Также компания направила в Роскачество просьбу предоставить информацию о выявленном правонарушении в контрольно-надзорные органы.

В связи с этим Роскачеством в Роспотребнадзор направлена информация в отношении реализации поддельной продукции. 

Осторожно: несуществующие продавцы!

Что касается пиджака Gucci, который продавался в розничной точке в ТЯК «Москва», выяснилось, что товар не просто подделка. ИП Ку Надежда Енхоновна, у которой приобретался товар, попросту не существует. Данный ИП был указан на чеке в печати.

Эксперты вбили ИНН в систему и выяснили, что ИНН продавца ликвидирован в 2013 году, шесть лет назад. Приобретая такой товар, потребитель многократно рискует. Если товар окажется некачественным, предъявить кому-либо претензии будет крайне затруднительно.

ВНИМАНИЕ! По заявлению Роскачества контрольно-надзорными органами были проведены соответствующие проверки, однако продавцов контрафакта представители закона не нашли. Торговые точки, в которых была обнаружена продукция с нарушениями, оказались закрыты.

В такой ситуации может оказаться и рядовой потребитель: покупая товар в магазинах-однодневках, он не сможет вернуть деньги за некачественный товар.

Школьная форма может оказаться подделкой

Бренд, цена, производитель не являются залогом качества

В целом сегмент детских школьных пиджаков среди школьной формы считается наиболее благополучным, ведь пиджаки – самый дорогой, самый сложный в исполнении предмет, по сравнению с брюками и рубашками. Многие покупатели думают, что производители не экономят на качестве ткани для такого изделия, как пиджак.

Но исследование формы, закупленной в конце учебного года и в пик сезона, показало, что разница в качестве все-таки есть: в августе товаров, не соответствующих обязательным требованиям, больше, чем до начала сезона. Видимо, производители не опасаются, что к ним придут с проверкой в период высочайшего спроса.

К сожалению, не является залогом качества и высокая цена пиджака.

Большинство пиджаков, сшитых из тканей, соответствующих ТР ТС 021 по воздухопроницаемости и гигроскопичности, стоили не более 3000 рублей. А среди товаров стоимостью выше 5000 рублей и вовсе были обнаружены подделки.

Если торговая марка подлинная, то многое зависит от конкретного производителя. В данном спецпроекте фигурировал пиджак ТМ «Новая школа».

По итогам экспертизы у изделия недостоверная маркировка, а с безопасностью все в порядке.

В предыдущем масштабном исследовании пиджаков мы проверили пиджак «Олми» того же производителя, что и у ТМ «Новая школа». У пиджака «Олми» оказалась низкая воздухопроницаемость. 

Один и тот же производитель был у пиджака ТМ Button Blue, купленного в августе, и ТМ Gulliver, фигурировавшего в первом исследовании. У обоих пиджаков низкая воздухопроницаемость. У Button Blue к тому же недостоверный состав в маркировке. 

Таким образом, и бренд – это не всегда гарантия качества. Чтобы обезопасить себя, пользуйтесь информацией, размещенной на портале для умного покупателя.

Можно ли отстоять свои права и вернуть деньги?

Если вы купили ребенку одежду, которая, по вашему мнению, не соответствует требованиям технического регламента, вы имеете право на возврат денежных средств в том случае, если ваши подозрения подтвердятся и продукция окажется некачественной.

Товар ненадлежащего качества можно вернуть в течение гарантийного срока или срока службы!

Согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей», сдать продавцу товар надлежащего качества (если он не был в употреблении и сохранены его потребительские свойства) можно только в течение 14 дней, не считая дня покупки. Законодательством установлен список товаров, которые нельзя сдать обратно по нормам данной статьи (белье, средства личной гигиены и другие).

А вот товар ненадлежащего качества* можно вернуть в течение гарантийного срока или срока службы. Начало течения срока, как правило, исчисляется с момента продажи товара. По товарам, гарантийный срок которых не установлен, претензии могут быть предъявлены в течение двух лет с даты покупки.

Тултип *: Товар ненадлежащего качества – имеющий недостатки, то есть несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию).

Потребитель должен предъявить продавцу претензию, а продавец, в свою очередь, обязан провести проверку качества товара и в дальнейшем, если потребитель не согласен, экспертизу товара.

Если же продавец уклоняется от исполнения своих обязанностей, потребитель вправе провести экспертизу товара за свой счет. В случае подтверждения опасений о ненадлежащем качестве товара продавец обязан возместить покупателю и стоимость товара, и стоимость экспертизы.

Подробности – ЗДЕСЬ. 

Школьная форма может оказаться подделкой заместитель руководителя Роскачества

– В Роскачество поступает много вопросов, связанных с защитой прав потребителя. Наиболее частые – из серии «Я купил точно такой же товар, который вы исследовали, могу ли я на основании результатов вашей экспертизы подать в суд на продавца и вернуть деньги?».

Нет, покупатель должен убедиться в наличии недостатков именно в том товаре, который принадлежит ему.

Наше исследование для рядового потребителя является потребительским навигатором и может лишь обозначать потенциальные проблемные моменты. Качество товаров в разных партиях может различаться.

Условия хранения, выкладки на полках также потенциально могут влиять на качество товаров, при этом совершенно не обязательно, что в одинаковой форме.

Новым средством защиты прав потребителей для российской практики является коллективный иск. Суть этого нового для россиян института, но широко применяемого на практике, например, в США состоит в том, что объединяется пул недовольных качеством одних и тех же товаров потребителей.

Они обращаются с коллективным иском в суд.

Если они суд выигрывают, то любое лицо, которое купило точно такой же товар (пиджак в данном случае), может в установленной процедуре присоединиться к иску и распространить результаты выигрыша коллективного иска на себя без прохождения судебного процесса и процедур доказывания в полном объеме.

Школьная форма может оказаться подделкой заместитель руководителя Роскачества

– Часто встречаются и вопросы о компенсации вреда, который может быть причинен здоровью школьника ненадлежащего качества пиджаком. Доказать, причинен ли ущерб и какой именно, – крайне непростая задача.

 Здесь уместнее говорить о моральном вреде – физических или нравственных страданиях школьника.

Они подлежат компенсации вне зависимости от возмещения имущественного ущерба в зависимости от виновности действий другой стороны. 

Часто встречаются и вопросы о компенсации вреда, который может быть причинен здоровью школьника ненадлежащего качества пиджаком.

Доказать, причинен ли ущерб и какой именно, – крайне непростая задача, – напоминает Андрей Белоусов. – Здесь уместнее говорить о моральном вреде – физических или нравственных страданиях школьника.

Они подлежат компенсации вне зависимости от возмещения имущественного ущерба в зависимости от виновности действий другой стороны.

Рекомендации Роскачества:

  • Прежде чем сделать покупку, просите у продавца сертификат соответствия.
  • Проверьте, действителен ли сертификат, в реестре на сайте Росаккредитации.
  • Откажитесь от покупки, если продавец отказывается предоставить сертификат или сертификат на сайте Росаккредитации имеет статус отмененного.
  • Откажитесь от покупки, если подкладка пиджака синтетическая (100% полиэстер). Скорее всего, воздухопроницаемость и гигроскопичность такого изделия будут низкими.
  • Старайтесь избегать покупок на рынке. Если нет доказательств, нет свидетелей покупки, то сдать товар обратно весьма и весьма проблематично. «Рыночные истории» опасны и тем, что продавца может де-юре не существовать. Предъявлять претензии порой просто некому.
  • Приобретайте одежду в специализированных магазинах или крупных интернет-магазинах. В случае выявления недостатков товара покупатель сможет предъявить продавцу претензии.

 Следите за новостями,подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материалаактивная ссылка на источникобязательна.

Источник: https://rskrf.ru/tips/spetsproekty/pidzhaki-dlya-malchikov-kakaya-shkolnaya-forma-luchshe/

Внешний вид школьника: где заканчивается законность требований школы?

Школьная форма может оказаться подделкой

С началом каждого учебного года юристам поступает масса вопросов на тему: «Законны ли те или иные требования к внешнему виду школьника?» При этом вопросы касаются как запретов на посещение школы в джинсах, шортах и футболках, так и доходит до сообщений о таких маразматичных запретов, как на распущенные волосы или туфли на каблуках.

Действительно, федеральный закон «Об образовании» (статья 38) дал право устанавливать требования к одежде учащихся как на уровне субъектов РФ, так и на уровне самих школ. И стоит отметить, что в отдельных регионах и отдельных школах в установлении таких требований «преуспели до фанатизма».

В настоящей статье мы рассмотрим, какие же требования школ к внешнему виду учащихся являются законными, а какие нарушают права ребенка и как следует реагировать на нарушение школой прав ученика.

Одежда в школу

Сразу отмечу, что установленное законом об образовании право школы самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду учащихся вовсе не означает того, что школа может «творить беспредел». Федеральными законодательными и подзаконными актами все же установлены так называемые «рамки», ограничивающие полномочия школ.

Основополагающим актом является ​ письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся», называемое ​ «Модельным актом». Таких общих требований можно выделить четыре:

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • соответствие погоде и температурному режиму в помещении;
  • соответствие общепринятым нормам делового стиля;
  • светский характер.

На основании статьи 26 закона об образовании требования к одежде учеников должны приниматься школой с учетом мнения как самих школьников, так и их родителей, и особое внимание должно быть обращено на защиту интересов детей из малообеспеченных и многодетных семей. Это означает, что «постановка перед фактом», например, о том, что «в нашей школе запрещено носить джинсы», незаконна по определению.

Кроме того, на территории школ все ученики и сотрудники должны находиться без головных уборов, о чем имеется заключение Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23: головные уборы в пределах школы признаны источником опасных заболеваний, в частности – педикулеза.

Школьная форма

Как было сказано выше, каждая школа имеет право установить свои требования к школьной форме. Но возможности «беспредела» школы ограничены законом, и эти ограничения сводятся к следующему:

  • любые требования к школьной форме должны приниматься не администрацией школы единолично, а с участием самих школьников и их родителей, при этом особое внимание должно быть уделено интересам многодетных и малообеспеченных семей (статьи 26, 30, 45 закона об образовании);
  • запрещается обязывать родителей покупать детям форму в определенной торговой точке или определенного бренда (федеральный закон «О защите конкуренции», статья 421 Гражданского кодекса России). Родители имеют право по своему усмотрению купить ребенку форму в любом магазине, заказать в ателье или даже сшить самостоятельно.

Религиозная одежда в школе

Статья 14 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация – светское государство». Следовательно, дети в школе должны быть одеты без учета их религиозных убеждений. ​ Окончательный ответ по данному вопросу дал Верховный суд РФ в своем Определении ​ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ 13-2.

Суд сделал три основных вывода:

  • единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
  • головные уборы в помещении (в том числе хиджаб, косынка) являются причиной различных заболеваний;
  • ​ запрет на ношение хиджаба или косынки не нарушает права на получение образования.

Какую одежду следует считать запрещенной к ношению в школе?

Это:

  • головные уборы, включая хиджабы и косынки;
  • религиозная одежда;
  • одежда, содержащая надписи явно экстремистского характера, призывы к употреблению наркотиков или психотропных веществ, оскорбления чести и достоинства других людей;
  • одежда, содержащая элементы, которые могут травмировать ребенка или его окружение;
  • одежда, ​ не соответствующая полу ребенка.

Только в этих случаях родители (а в отдельных случаях – и сам ребенок) могут понести административную или даже уголовную ответственность по таким статьям, как «экстремизм», «пропаганда гомосексуализма», «призывы к употреблению наркотиков», «оскорбление», «оскорбление чувств верующих» и т.п.​ ​

Внешний вид ребенка

Распущенные волосы, окраска волос или стильная прическа, макияж, маникюр у девочек (девушек); длинные волосы или, наоборот, стрижка «наголо» или даже усы и бороды у мальчиков и юношей очень часто являются предметом разногласий школьников и администрации.

Прокуратуры регионов многократно оспаривали чересчур «завинченные требования» школ к своим ученикам. Статья 8 Конвенции о правах ребенка устанавливает право ребенка на индивидуальность. Следовательно, любые ограничения во внешнем виде ребенка незаконны, если только они не нарушают иных требований законодательства.

  • Возможных же нарушений действующих законов можно выделить только два. Это:
  • а) несоответствие внешнего вида ребенка его полу (может быть расценено как «пропаганда гомосексуализма»);
  • б) внешний вид ребенка приведен к какой-либо религии («оскорбление чувств верующих»).

Таким образом, любые замечания по поводу распущенных или окрашенных волос, накрашенных ногтей, макияжа, усов или бород со стороны администраций школ являются незаконными по определению.

Можно ли не пускать ребенка в школу за ненадлежащую одежду или внешний вид?

На этот счет законодатель ответил однозначно – запрещено. За нарушение требований к одежде или внешнему виду школьник может быть подвергнут дисциплинарному наказанию: это выговор, беседа с директором, вызов родителей и т.д.

Если одежда или внешний вид ученика содержит признаки преступления или административного правонарушения – сотрудники школы обязаны вызвать представителей правоохранительных органов (полицию, следственный комитет).

​ ​ Но школа не имеет права не допускать ученика к занятиям по какой-либо причине, тем более — из-за неформального внешнего вида.

Как сказано в статье 51 закона «Об образовании», образовательное учреждение должно создавать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья обучающихся.

С юридической точки зрения недопуск к занятиям расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное Конвенцией ООН о правах ребенка, а также как нарушение конституционного права гражданина России на получение образования, гарантированного частью 1 статьи 43 Конституции РФ.

Как администрации школ пытаются запугать учеников и их родителей и что в реальности представляют эти «пугалки» – я расскажу вам в своей следующей статье.

Как урегулировать конфликтную ситуацию?

  1. Конечно, начинать решение проблемы нужно путем переговоров.

    И, в первую очередь, ссылаться нужно на типичные жизненные ситуации, например:

  2. «Скажите, каким образом маникюр моей дочери влияет на ее способность слушать объяснения учителя или отвечать у доски?»
  3. «Если на улице и в классе 30 градусов жары, почему ребенок должен сидеть в синтетической рубашке и брюках?»
  4. По каждой ситуации можно найти адекватные доводы.​ Если же школа продолжает нагло игнорировать мнение учеников и родителей, то можно пойти двумя путями:

1. Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (статья 45 закона об образовании). Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.

2. Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.

Защищайте права своего ребенка и учите детей отстаивать свои права.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777758733/

Школьная форма: за и против

Школьная форма может оказаться подделкой

Современная школьная форма — признак хорошей школы? Наследие советских времен? Деталь, позволяющая чувствовать себя причастным к определенному коллективу? Об этом поразмышляли ученики александровских школ.

Зачем нужна школьная форма?

Нужна ли школьная форма? Тема, я уверена, интересна и родителям, и педагогам, и, конечно, школьникам.
В начале немного истории. Еще в XIX веке в российских гимназиях мальчики носили форменные фуражки и строгие мундиры. У гимназисток также была специальная одежда.

В советское время ношение формы было обязательным. Сейчас любая школа имеет право решать, носить ли ученикам форму — и какую. Но в любом случае, в основе принятия решения лежит добрая воля администрации и родителей.

Критерии выбора формы одежды у каждой школы, конечно, разные, но строгость или умеренность по отношению к макияжу и ювелирным украшениям обязательна.

Золотые украшения, распущенные волосы, глубокие вырезы, короткие юбки, яркий макияж, накрашенные ногти, экстравагантная обувь — все это атрибуты взрослого человека, но никак не подростка.

Так какие же плюсы и минусы у школьной формы? Начну с минусов.

Навязывание формы ущемляет самолюбие, ограничивает права и мешает раскрыться личности, потому что одежда для школьников является одним из способов самовыражения.

Им просто хочется надевать то, в чем они ощущают себя комфортно, и то, что подчеркивает их индивидуальность, делает их значимыми в глазах сверстников. Для родителей введение формы сопряжено с дополнительными затратами.

Плюсы просты и потому очевидны. Единая униформа прививает дух единства и воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Школьная форма обязывает к определенной модели поведения и повышает дисциплину. Улучшение дисциплины в классе и, соответственно, повышение уровня внимания учеников способствует лучшему усвоению предмета.

Введение формы прекращает соревнование в одежде среди детей, которое может привести к возникновению комплекса «человека второго сорта», негативно отразиться на результатах учебы и оставить отпечаток в душе ребенка на всю жизнь. Если к форме относиться как к необходимости, то никакого принижения самолюбия и индивидуальности не произойдет.

Достаточно вспомнить стюардесс, официантов, милицию, железнодорожников, офисных работников. По моему убеждению, не одежда красит человека, а его ум, эрудиция и человеческие качества.
К тому же, всегда можно найти компромисс путем опроса школьников, членов родительского комитета и педагогического совета.

Приемлемым для всех вариантом может быть, например, строгая деловая одежда.

Десятиклассница.

Деньги на ветер

Я считаю, что ничего сверхужасного в школьной форме нет. Да, это неудобно, но зато ученик выглядит в форме опрятно. Нет ни голых животов, ни спин до самой попы (у девочек), ни грязных, потертых и изношенных джинсов и растянутых свитеров (на мальчиках).

Но все же форма, я думаю, больше подходит для школ, где есть новая мебель. В нашей школе есть классы со старыми стульями и партами… Из них обязательно где-нибудь торчит гвоздь.

Купите форму, придите и посидите на таких стульях: вы обязательно что-нибудь порвете, будь то брюки, пиджак, юбка или колготки, и, извините, деньги на ветер!

Одиннадцатиклассница.

Короткие штаны — это форма?

Я согласна, что должна быть форма, это все-таки школа, а не дискотека. К тому же форма должна быть темных цветов: черных, коричневых, серых и др. Пиджак, юбка, брюки — форма. А вот бриджи — школьная форма или нет? К новому учебному году я купила бриджи (коричневые с лампасами).

Делаю ударение на то, что купила их в школьном отделе, с этикеткой «школьная форма». Ну, думаю, приду в школу, похвастаюсь. Не тут-то было! 1 сентября, в праздник, мне сделали выговор за нарушение устава школы.

Вот и ломай голову: то ли у нас устав старый, то ли бриджи — последний крик моды?

Восьмиклассница.

Форменное безобразие

Это началось незаметно. Сначала было слышно лишь тихое ворчание учителей о яркой, вызывающей одежде некоторых учащихся. Потом последовала череда вспышек разбирательств с родителями, и — затишье. Но это было затишье перед бурей.

В один прекрасный день ученики увидели на дверях школы объявление, гласившее о введении школьной формы. Никто не придал этому особого значения, как и предупреждениям и замечаниям учителей. Дети продолжали приходить в обычной одежде.

И учителя придумали другой способ. Они созвали Родительское Собрание, предупредив всех взрослых о введении школьной формы. У детей просто не было выбора. Через неделю уже все ходили в одинаковой одежде. Все были похожи друг на друга, как две капли воды. Девочек было сложно отличить от мальчиков — все носили на лицах унылые маски серости и скуки. Для учеников наступили темные времена…

Но были и те, кто боролся. Те, кто носил под пиджаком греющую душу футболку с названием любимой футбольной команды, музыкальной группы, или, на худой конец, с Микки Маусом. Нашлись и активисты, расклеивающие агитационные плакаты по школе.

Однако стук каблуков форменных туфель слишком громко разносился по пустым коридорам, а скотч и бумага постоянно вываливались из неудобных карманов. Вскоре волнение улеглось, и дети приняли свое бремя…
Но надежда еще жива.

Надежда на то, что характер детей не сломается, их личность не растворится в серых красках серьезности и порядка. Пока нас не заставили носить форму за пределами школы — мы остаемся ДЕТЬМИ.

Десятиклассник.

Студийцы высказали свое мнение. А что думаете вы, уважаемые читатели: школьники и выпускники, родители, учителя и те, кто конструирует и шьет форменную одежду? Может, есть решение, которое устроило бы всех?

Студия «Микс»,
фото Юлии Савиной.

Источник: https://www.alexnews.info/archives/2548

Никто не имеет права заставлять родителей покупать школьную форму

Основные затраты на школу делятся на три категории: школьная форма, спортивная форма, рюкзак и канцелярские принадлежности.

Согласно данным Росстата и онлайн-ретейлеров, траты на покупку формы для мальчика составят не менее 7300 руб.: сюда входят две рубашки — 1500 руб., брюки — 1400 руб., пиджак — 2200 руб., обувь — 2100 руб.; для девочки — 9200 руб.: две блузки — 2300 руб., юбка — 600 руб., жакет — 2500 руб., сарафан — 1700 руб., обувь — 2100 руб.

На спортивную форму, куда входит спортивный костюм для прохладной погоды — примерно 1800 руб., шорты и футболка — 450 руб., кроссовки — 1400 руб., чешки — от 250 руб., потратить придётся как минимум 3900 руб.

Ещё 3000 руб. следует запланировать на покупку канцтоваров во всём их разнообразии, от ластика до пенала (если повезёт со скидками, то сумма может уменьшится ровно вполовину), и около 2000 руб. на школьный рюкзак.

Таким образом, траты на сборы мальчика составят примерно 16 200 руб., на девочку — 18 100 руб.

По данным Росстата, затраты на школьную форму значительно различаются от региона к региону.

Можно ли обойтись без формы?

Для жителей двух российских столиц закупить всё необходимое, чтобы отправить ребёнка в школу, не такая уж большая проблема. Другое дело в глубинке, где средние зарплаты редко превышают 24 000 руб.

Неспроста по всей стране стартовали акции, цель которых — помочь собрать детей в школу тем семьям, которые испытывают материальные трудности. В названии таких мероприятий разного рода вариации призыва «Собери ребёнка в школу».

От населения и организаций принимают школьную и спортивную форму, обувь, ранцы, канцелярские принадлежности, которые затем раздают в семьи, испытывающие нужду.

В Ульяновске функцию помощи школьникам взяла на себя городская администрация: детям из неполных, малообеспеченных и многодетных семей выдают школьную, спортивную форму, письменные принадлежности либо денежные сертификаты на их приобретение.

Многодетные семьи во всех регионах получают «ежегодную компенсацию на покупку детской одежды на период обучения в образовательных организациях». Размеры компенсации значительно колеблются от региона к региону: от 10 000 руб. в столице до скромных 1500 руб. в большей части регионов.

Что делать, если покупка школьной формы оказалась всё же не по карману?

С точки зрения закона, покупать школьную форму никто не обязывает.

Законодательно школьная форма не закреплена.

Заставить родителей покупать её никто не имеет права, и даже рабочие тетради к учебнику покупать не имеют права заставлять: если родители не купили рабочие тетради, то учитель будет в обычную тетрадь в клеточку перерисовывать эти задания.

То же самое со школьной формой: дирекция школы не имеет права отказаться принимать документы у ребёнка без школьной формы, особенно если это школа районная и ребёнок идёт туда по прописке.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/8/1/parents/8724-nikto_ne_imeet_prava_zastavlyat_roditeley_pokupat_shkolnuyu_formu

Школьная форма: дисциплина и аккуратность, или унылое однообразие?. Новости. Первый канал

С накопленным за лето задором противники и сторонники школьной формы снова вступили в спор. Где-то установили строжайший дресс-код, в других заведениях ребята самовыражаются через одежду, как хотят. И в том, и в другом случае приводятся веские, убедительные аргументы, что надо именно так, а не иначе.

Репортаж Елены Борисовой.

В форменной одежде и в футбол не погоняешь, и с горки зимой не прокатишься. Форма, конечно, ограничивает свободу, но третьеклассник Тимофей относится к ней с особым почтением.

Тимофей Козачкин, ученик гимназии № 9: «Мне не тяжело было. Я уже знал, что такое галстук, и знал, что с ним будет всё отлично».

Из костюма школьного образца он когда-нибудь вырастет, а вот привычка носить галстук останется. В будущем Тимофей видит себя высоким начальником, а значит, умение завязывать узел точно пригодится.

Дмитрий в этом вопросе сына поддерживает. Чем чётче стрелки на брюках, тем больше гарантий получить от судьбы блестящие перспективы.

Дмитрий Козачкин, папа Тимофея: «Приходится обновлять гардероб. И брюки, и рубашки. Примерно раз в полгода обновляем. Одна смена получается в пределах 3-5 тысяч рублей».

В Советском Союзе о таком фасоне можно было только мечтать. Дресс-код тех времен – это, прежде всего, унылые краски. Мальчики в синих костюмах, девочки в коричневых платьях. Советскую форму отменили в 90-х, но этот теперь уже ретро-стиль снова возвращается в школы России.

Носить или не носить школьную форму, решают администрация школы и родители. Аргументы «за»: форма дисциплинирует и сглаживает социальное неравенство. Правда, мнение самих школьников в этом вопросе никто не учитывает.

Заместитель директора Клара Мозгалина объясняет, как должна выглядеть форма в их гимназии. Три-четыре рубашки на смену — это минимум. И брюки — из плотной ткани. Клетка не дозволяется.

Клара Мозгалина, заместитель директора гимназии № 9 г.Екатеринбурга: «Здесь только одно требование — чтобы был тёмный цвет. То есть, либо серый цвет, либо чёрный, либо коричневый».

Восьмиклассник Иван такие костюмы не носит. Галстук душит, пиджак ограничивает движения. Его школьная форма — это средство самовыражения. Потёртые джинсы и разноцветные футболки. В смысл надписей Иван не вдаётся.

Иван Русанов, ученик Вальдорфской школы: «Например, все ходят в чёрном. А я надену вот такое радужное — и выделяться сразу буду. И все на меня смотреть будут. Мне очень даже нравится, когда на меня все смотрят».

Источник: https://www.1tv.ru/news/2009-09-07/158333-shkolnaya_forma_distsiplina_i_akkuratnost_ili_unyloe_odnoobrazie

Требования к внешнему виду учеников: что школа может запрещать, а что нет?

Школы предъявляют много требований к внешнему виду учеников. Иногда эти требования противоречат законам и другим нормативным актам. Разбираемся, какие нормы и правила может диктовать школа, а какие нет.

Что случилось?

В начале сентября в школах Санкт-Петербурга и Перми школьниц отстранили от занятий из-за внешнего вида. Точнее из-за цвета волос — синего и розового. В обоих городах ситуации развивались по похожему сценарию: школьницу приводят к директору, она требует письменного распоряжения об отстранении от занятий, приказ издают с ошибкой, случай попадает в СМИ, в школу приходит проверка.

Скорее всего подобные ситуации случились во многих школах, просто о них никто не написал в соцсетях и СМИ. Часто ученики подчиняются требованиям администрации и не требуют, чтобы им выдали приказ о взыскании под подпись. И даже родители могут быть не в курсе нарушения, которое допустил их ребенок.

Что говорит закон о внешнем виде школьников?

В законе «Об образовании» сказано, что школа может сама устанавливать требования к одежде учащихся, ее цвету, фасону, знакам отличия. Требования должны быть оформлены в отдельном локальном акте, который, в свою очередь, должен быть утвержден профсоюзом, родительским советом и советом учеников. Раньше это было записано в статье 28, теперь в статье 38.

Обратите внимание, о цвете волос, проколотых ушах, татуировках и прочем в законе нет ни слова. Также в законе сказано, что школа сама формирует устав, в котором записаны нормы поведения. Но вряд ли цвет волос как-то мешает ученикам получать знания, общаться друг с другом и личностно расти.

Что может школа запрещать в локальном акте?

Получается, что в локальном акте о требованиях к внешнему виду школа может устанавливать цвет и фасон школьной формы, а также уточнять некоторые нюансы. Например, разрешить девочкам носить юбку или брюки, разрешить мальчикам не носить галстук и так далее. Устанавливать требования к прическе, цвету волос и другим внешним особенностям нельзя.

Что школа должна делать, если ученик нарушает требования?

Если ученик пришел в школу без формы, дежурный администратор должен сообщить об этом родителям ученика. В разговоре с ними он может попросить их привезти ему форму.

Если родители отказались, администрация школы может издать приказ об административном взыскании. С ним нужно будет ознакомить и ученика, и родителей.

Также администрация может провести беседу с родителями ученика и рассказать, как важно соблюдать правила школы и чем школьная форма может быть полезна ученику и школе.

Позвонить родителям, издать приказ об административном правонарушении и вызвать к директору — всё, что может сделать школа с учеником без формы

Никаких других мер в запасе у школы нет. Отстранять ученика от занятий нельзя — это нарушает конституционное право на получение образования. А если администратор отправит ученика домой, то нарушит закон «Об образовании»: он несет ответственность за него во время учебного процесса и не может отпускать одного из школы.

Если родители категорически против школьной формы, то администрация может предложить им перевести ученика в другую школу или на домашнее обучение. Но родители имеют полное право отказаться.

Если ученик не согласен, что он может делать?

Ученик должен звонить родителям или попросить об этом администратора. Родители должны быть в курсе нарушения, именно они договариваются с администрацией школы о следующем шаге. Даже если ученик будет сам защищать свои права, родители должны быть оповещены.

Ученик должен требовать приказ о взыскании. Он должен ознакомиться с ним и подписать. Приказ стоит внимательно прочитать и, если возникают сомнения, попросить локальный акт с требованиями к внешнему виду и устав школы.

Если администрация школы оказывает психологическое давление, можно забрать копию приказа, покинуть школу и вернуться на следующий день с родителями. Можно взять с собой адвоката. Если администрация не признает незаконность отстранения от занятий, можно писать заявление в прокуратуру или письмо в региональный департамент образования.

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/shkolnaja-forma/

Научно — исследовательский проект "школьная форма: «за» или «против»"

  • НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
  • ПРОЕКТ
  • Школьная форма: «за» или «против»
  • Иванова Анастасия
  • ученики 4 «А» класса
  • Научный руководитель:
  • Удачина Людмила Александровна,
  • учитель, первая категория
  • г. Каменск-Уральский
  • Введение
  • Казалось бы, 18 лет назад, в 1992 году было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации.

Её отмена должна бала стать одним из признаков того, что в России победила демократия.

Но скоро, однако, мы поняли, что демократия заключается вовсе не в том, чтобы забросить на антресоли коричневые платьица и синие костюмчики и ходить в школу кому, в чем хочется. Да, учащиеся получили возможность выглядеть на уроках сообразно своему вкусу и возможностям.

Правда, не у всех вкус оказался отточенным, а возможностей — тьма. И спустя 18 лет проблема школьной формы внезапно стала столь актуальной, как и тогда, когда ее отменили.

Приведу только один факт: по данным социологов, более 70 % родителей, замученных подготовкой к 1 сентября, за то, чтобы снова в обязательном порядке ввести школьную форму.

Большинство россиян (64%) выступают за введение в школах формы, треть опрошенных (31%) выступает против, а 5% затруднились ответить. Таковы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в июле 2006 г., в котором приняли участие 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России.

Сегодня традиция ношения школьной формы возрождается, и вновь, как прежде, лучшие школы, лицеи и гимназии вводят правила обязательного ношения школьной формы. Хорошо это или плохо? Форма – средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Нужна форма или нет, могут решить только сами ребята.

Тема исследования:

Школьная форма: ее влияние на психическое, физиологическое состояние учащихся. Здоровье сберегающий аспект школьной формы.

  1. Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
  2. Нужна ли школьная форма?
  3. Цель исследования:
  4. — Определить отношение учителей, учащихся и родителей школы к введению школьной формы
  5. Задачи:
  6. Изучить:
  7. — Что такое школьная форма? Здоровье сберегающий аспект в ношении формы
  8. — Из истории школьной формы в России.
  9. — Школьная форма в других странах
  10. Школьная форма в нашей школе
  11. Узнать:
  12. — Что значит единый стиль в одежде?
  13. — Влияет ли на поведение человека единый стиль в одежде?
  14. — Что такое школьная форма? Мнение врачей
  15. — Нужна ли в школе форма?
  16. — Как менялась школьная форма в России?
  17. — Какая форма у учащихся разных стран ?
  18. Глава I. Школьная форма
  19. Что же такое школьная форма?

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Зачем вводится школьная форма?

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И мне очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму. Во- вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие.

Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.

В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников. Нынешняя молодежная мода часто пугает: сочетание ярких кричащих цветов, обнаженная поясница, джинсы, обтягивающие до предела.

Девочки носят мини-юбки и брюки на бедрах, из-под которых видно нижнее белье, мальчики ходят с развязанными шнурками на кроссовках.

Здоровье сберегающий аспект

  Мнение врачей

Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.

Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока.

Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья. Конечно, первоклассники не ходят с голыми пупками, но как раз у них школьная форма и не вызывает негативных эмоций.

Наоборот, они ждут не дождутся того дня, когда им придется ее надеть. Поэтому к тому времени, как они станут подростками, ношение деловой одежды войдет у них в устойчивую привычку.

1.1.История школьной формы в России

В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896г. Форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер.

Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с черным козырьком, цветным кантом и эмблемой.

Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква «Г» (например, «СПБ.3.Г.» или «М.5.Г.»). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки.

Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки были черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму — мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок.

Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов.

Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

Учителя и прежде всего надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма.

Но по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевертывалась, пряталась бляха ремня.

Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного цвета. Однако ученики старших классов гимназии зачастую носили разные по цвету брюки и костюм.

Повседневные платья воспитанниц институтов благородных девиц шили из камлота.

Гимназистки приготовительных классов (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти — голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати — серые. Старшие гимназистки носили белые платья.

Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и, иногда — белые рукавчики.

В женских гимназиях также существовала форма. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. Если в городе было несколько женских гимназий, то в них, как правило, форма была разного цвета.

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими наработками в области образования.

С одной стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.

Упоминается в мультфильме «Вовка в тридевятом царстве», а также в поэме Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я»:

Примерно в 1990-91 гг. некоторые советские школы, расположенные за пределами СССР, отменили обязательное ношение школьной формы.

Это было связано с негативным отношением местного населения к советским гражданам, особенно военнослужащим и членам их семей.

Однако свободная форма одежды на раннем этапе по-прежнему подразумевала ношение учениками или строгого костюма с галстуком (не обязательно школьного покроя), или, в крайнем случае, свитера или джемпера сдержанной расцветки.

В 1992г принимается закон об отмене школьной формы в школах Российской Федерации.

И потом, уже начиная с 1999г.- отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии. Особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.

Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники.

1.2. Школьная форма в зарубежных странах

А вот в Японии сейчас школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят некое подобие своей школьной формы. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много.

Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Интересной деталью формы являются носочки, аккуратно натянутые и приклеенные ! специальным клеем.

Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

Великобританию считают местом, где впервые появилась школьная форма. Там к такой одежде относят не только верхнюю одежду, обувь, но и даже носки. В каждой школе есть своя школьная форма, хранящаяся там же и выдаваемая всем ученикам бесплатно.

К форме обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы и фирменный галстук.

В Соединенных Штатах форма для школьников была введена по необходимости. В 80-е годы прошлого века, для того, чтобы «дети перестали стрелять друг в друга из-за дорогих кроссовок», в некоторых городских районах внедрили первый эксперимент.

И лишь в 1996 году, после того, как Билл Клинтон в своем ежегодном обращении к нации назвал школьную форму одним из способов решения проблемы гангстеризма, школьная форма приобрела статус повседневного предмета обихода американских детей.

Ныне главное ее назначение – служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся одного учебного заведения от питомцев другого. Школа сама определяет dress code для своих учеников. Запрещены слишком открытые топы, низко сидящие брюки.

Ученики американских школ предпочитают носить джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой.

В Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды(dress code).

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах.

В Польше — до 1988 года. Хотя сейчас в польских школах решено ввести обязательное ношение единой формы одежды всеми учениками.

Для одних этот шаг ассоциируется исключительно с социалистическим прошлым, другие видят в нем возможность улучшения дисциплины в школах.

Согласно новым правилам, речь не идет о каком-то одном образце школьного костюма для мальчиков и платья для девочек. То, какую форму будут носить ученики, решит руководство конкретной школы в тесном сотрудничестве с родителями.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

1.3.История школьной формы в моей школе.

Источник: https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskiy-proekt-shkolnaya-forma-za-ili-protiv-2283546.html

Ссылка на основную публикацию