Школьники смогут решить задачи крупных компаний

В России запустился проект «Проектория» – сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика, рассчитывают организаторы программы.

Запущен проект, предлагающий школьникам со всей России решать задачи крупных компаний Олег Овечкин

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Проект «Проектория» был запущен в ноябре 2016 года. В данный момент на сайте размещено примерно 60 задач в различных областях – от создания внедорожника для арктических экспедиций для «Автоваза» и беспилотного автомобиля для МГТУ имени Баумана до планетохода для ОРКК и неинвазивного нейроинтерфейса для Курчатовского института.

Пользователи со всей России (единственное условие – наличие доступа в интернет) после регистрации на сайте могут объединяться в команды и предлагать собственные концепты решения той или иной задачи. Помогать им будут эксперты («тьюторы») – ученые, преподаватели и другие представители вузов, сотрудничающих с «Проекторией».

Все взаимодействие с участниками осуществляется через интернет. На финальном этапе школьники презентуют свои концепты представителям бизнеса, которые «оценят предложенные проекты и вынесут экспертное заключение», рассказывают организаторы.

Система мотивации участников пока не проработана до конца, признала в разговоре с Rusbase представитель «Проектории» Мария Золотухина.

Предполагается, что заказчики смогут поощрить успешных участников стажировкой, трудоустройством или учебой в вузе, однако пока что таких ситуаций не было.

Читайте также:  Планы на неделю с 29 мая по 4 июня

В целом над различными проектами сейчас работают 20 команд, количество зарегистрированных пользователей – более 1500 человек, добавили в «Проектории».

В данный момент «Проектория» предоставляет все услуги бесплатно и не зарабатывает – проект полностью финансируется из государственного гранта на 4,5 млн рублей, который был выделен правительством РФ в 2016 году. Золотухина не исключает появления монетизации в будущем – по ее словам, для этого проект намерен искать партнеров.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
Rusbase отслеживает все конкурсы, хакатоны и чемпионаты, чтобы вы не упустили свой шанс. Жмите #chance, чтобы посмотреть все.
Еще на Rusbase есть актуальный календарь всех событий для бизнесменов и молодых ученых в области технологий.
Подпишитесь на еженедельную рассылку ближайших мероприятий в вашем регионе, чтобы ничего не прошло мимо!

Источник: https://rb.ru/news/proektoria/

5 задач, которые предлагают решить на собеседованиях в Google и других крупных компаниях

Крупные технологические компании любят озадачивать соискателей логическими головоломками, чтобы проверить их аналитические способности и творческое мышление. Узнайте, под силу ли вам такие задания.

1. Задача об испорченных таблетках

На столе стоят пять баночек с таблетками. В одной из них все таблетки испорчены. Определить это можно только по весу. Обычная пилюля весит 10 граммов, а испорченная — 9 граммов. Как узнать, в какой баночке лежат испорченные таблетки? Можно воспользоваться весами, но только один раз.

Шанс, что при первом замере нам сразу же попадётся та самая испорченная таблетка, равен одному из пяти. Значит, нужно одновременно взвешивать пилюли из нескольких баночек.

Если взять по одной таблетке из каждой банки и положить их все на весы, получится такая сумма: 10 + 10 + 10 + 10 + 9 = 49 граммов. Но это понятно и без взвешивания.

Таким способом невозможно узнать, в какой именно из банок находится испорченная пилюля.

Нужно действовать иначе. Сначала присвоим каждой баночке порядковый номер от одного до пяти. Затем положим на весы одну таблетку из первой банки, две из второй банки, три из третьей, четыре из четвёртой, пять из пятой.

Если бы все таблетки были нормального веса, результат получился бы такой: 10 + 20 + 30 + 40 + 50 = 150 граммов.

Но в нашем случае вес будет меньше как раз на то количество граммов, которое соответствует номеру баночки с испорченными таблетками.

Например, у нас получился вес 146 граммов. 150 − 146 = 4 грамма. Значит, испорченные таблетки лежат в четвёртой банке. Если вес 147 граммов, то испорченные таблетки в третьей банке.

Есть и другой вариант решения. Взвешиваем одну таблетку из первой банки, две из второй, три из третьей, четыре из четвёртой. Если вес меньше 100 граммов, то количество недостающих граммов укажет на бракованную упаковку. Если вес ровно 100 граммов, то испорченные пилюли находятся в пятой баночке.

Оригинал задачи можно посмотреть здесь.

2. Задача о муравьях‑путешественниках

В трёх углах равностороннего треугольника сидит по муравью. Каждый из муравьёв начинает двигаться в другой случайно выбранный угол по прямой. Какова вероятность того, что ни один из них не столкнётся с другим?

Муравьи не столкнутся друг с другом или когда все будут двигаться по часовой стрелке, или когда все — против часовой стрелки. В остальных случаях встреча неизбежна.

Каждый муравей может пойти в две стороны, всего муравьёв три. Значит, число возможных комбинаций направлений таково: 2 × 2 × 2 = 8. Из всех комбинаций только две удовлетворяют условию, что они не встретятся.

Вспоминаем формулу вычисления вероятностей: p = m ÷ n, где m — число исходов, благоприятствующих осуществлению события, а n — число всех равновозможных исходов. Подставим наши цифры: 2 ÷ 8 = ¼. Значит, шанс избежать столкновения — один из четырёх.

Оригинал задачи можно посмотреть здесь.

3. Задача о горящих верёвках

Есть две верёвки, пропитанные бензином для лучшей воспламеняемости. Каждая из них сгорает ровно за час. Известно, что верёвки горят с непостоянной скоростью: некоторые отрезки быстрее, некоторые медленнее. Но для завершения процесса всегда требуется час. Как можно узнать, что прошло 45 минут, используя только эти две верёвки и зажигалку?

Нужно одновременно поджечь первую верёвку с двух концов, а вторую верёвку только с одного конца. Эти верёвки не должны соприкасаться.

Первая сгорит за 30 минут — именно через столько встретятся подожжённые с обеих сторон кончики. Когда это произойдёт, у второй верёвки останется длины только на 30 минут горения.

Нужно быстро поджечь её со второго конца, тогда огоньки встретятся через 15 минут, а всего пройдёт 45.

Оригинал задачки можно посмотреть здесь.

4. Задача о переливании воды

Есть два ведра ёмкостью 3 и 5 литров, а ещё неограниченный запас воды. Как можно отмерить ровно 4 литра воды с их помощью? Наливать и выливать жидкость на глаз нельзя, переливать её в какие‑то ёмкости и места, не обозначенные в условии, тоже.

Решение 1. Нужно налить 5 литров воды в большое ведро, потом перелить из него 3 литра воды в маленькое. В большом ведре останется 2 литра воды.

Теперь выливаем из маленького ведра 3 литра воды и переливаем в него те 2 литра, что оставались в большом ведре. Заново наполняем до краёв пятилитровое ведро, отливаем из него один литр в трёхлитровое ведро, в котором уже есть два.

Значит, в большом ведре останется 4 литра, которые нам и были нужны.

Решение 2. Наполняем до краёв трёхлитровое ведро, переливаем его целиком в пятилитровое. Потом повторяем эти действия ещё раз, пока пятилитровое ведро не заполнится до краёв, а в маленьком не останется 1 литр. Теперь выливаем воду из пятилитрового ведра. Переливаем 1 литр в пятилитровое ведро, наполняем маленькое ведро до краёв, переливаем в большое. Вуаля!

Оригинал задачи можно посмотреть здесь.

5. Задача о фруктах и коробках

Перед вами три коробки с фруктами. В одной из них только яблоки, в другой — только апельсины, в третьей — и яблоки, и апельсины. Что за фрукты находятся внутри коробок, вам не видно. На каждой из коробок есть этикетка с надписью, но информация на ней неверна.

Вы можете с закрытыми глазами взять из любой коробки один фрукт и потом рассмотреть его. Как определить, какие фрукты находятся в каждой коробке?

Фишка в том, что все коробки помечены неправильно. Значит, в каждой лежит не то, что указано на этикетке. То есть в коробке с надписью «Яблоки + апельсины» могут быть либо только яблоки, либо только апельсины. Достаём оттуда фрукт. Допустим, нам попалось яблоко. Значит, это коробка с яблоками. Осталось две коробки: с пометкой «Яблоки» и с пометкой «Апельсины».

Помним о том, что информация на этикетках неверная. Значит, в коробке с пометкой «Апельсины» могут быть либо яблоки, либо смесь фруктов. Но яблоки мы уже нашли.

Следовательно, в этой коробке находится смесь фруктов. В оставшейся коробке с надписью «Яблоки», получается, находятся апельсины.

Аналогичные рассуждения позволяют решить задачу, если бы мы достали из коробки с надписью «Яблоки + апельсины» апельсин.

Оригинал задачи можно посмотреть здесь.

Источник: https://Lifehacker.ru/zadachi-s-sobesedovanij/

Кейс-чемпионаты для школьников «Эврика. Образование будущего» стартуют в столице

В сентябре 2018 года в Москве фонд «Будущие лидеры» при поддержке фонда президентских грантов запускает федеральную образовательную программу для школьников «Эврика. Образование будущего».

Проект направлен на увеличение степени практикоориентированности школьного образования с помощью кейс-метода обучения.

Данный метод позволяет погрузить школьников в реальные производственные проблемы, предоставив им возможность самостоятельно разработать уникальные решения.

Ученикам школ из 3 регионов — Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска — будет предложено решить кейс, посвященный теме «Цифровизация городской среды». Школьники смогут предложить свои решения по урбанистике, цифровому развитию городской среды и формированию комфортного городского устройства.

Кейс-чемпионат предполагает комплексный подход: после обучающих мастер-классов в школах ребята получают подробный кейс. В кейсе описана прикладная ситуация, требующая решения, поставлены конкретные цели и задачи.

Команды, отобранные в результате заочного этапа, охватывающего более 5000 школьников, презентуют свои разработки перед экспертами. В рамках общего кейс-чемпионата предусмотрены 2 региональных этапа — в Москве, Мурманске и Санкт-Петербурге.

 7 лучших команд из каждого региона отправятся в федеральный этап в Санкт-Петербурге.

Обучение с помощью кейс-метода позволяет развивать аналитические, практические и коммуникативные навыки, параллельно формируя представление о работе специалистов различных сфер.

Каждый из кейсов помогает участникам понять взаимосвязь теоретических знаний и практических задач из различных отраслей при решении актуальных производственных проблем.

Большую роль играют мастер-классы, в рамках которых ученики подготавливаются к предстоящему кейс-чемпионату и развивают необходимые компетенции: анализ большого объема информации, решение нестандартных производственных задач, умение работать в команде, навык создания презентаций, искусство выступления на публике.

  • Члены команд, продемонстрировавшие лучшие результаты и отобранные в ходе трехэтапного чемпионата, получат всестороннюю поддержку организаторов и партнеров проекта, среди которых крупные компании и ведущие вузы.
  • Подать заявку на участие
  • Назад к списку мероприятий
Вебинар «О чем молчат работодатели»
Профессиональные рекрутеры часто говорят, что наиболее информативно не то, как отвечает соискатель, а то, как и о чем он спрашивает сам. Как задавать верные вопросы на собеседовании? Как формулировать сложные, неудобные вопросы? Как научиться держать себя уверенно? Какие ваши вопросы могут навредить вам?

Источник: https://hh.ru/article/23068

Обучаем решать открытые задачи

Гин Анатолий, Кавтрев Александр

Педагоги многих развитых стран пришли к выводу, что новые условия жизни в динамичном информационном обществе требуют не столько обучения «запоминающего», сколько «формирующего мышление». Некоторые страны уже начали соответствующие реформы систем образования.

В Советском Союзе около 30 лет назад группа последователей Г.С. Альтшуллера — основоположника теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), начала работу по развитию ТРИЗ-педагогики.

Одной из целей ТРИЗ-педагогики является научить детей решать открытые (творческие, эвристические, жизненные) задачи.

Такой подход позволяет сформировать «решательный» подход к любой ситуации, как учебной, так и жизненной.

В ТРИЗ-педагогике мы выделяем два основных типа открытых задач: изобретательские и исследовательские.

Изобретательские задачи

В изобретательской задаче требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно.

Примеры изобретательских задач:

Как избавить цех от простоев?Представьте себе столярный цех небольшого мебельного завода. В цеху стоит большой стальной бак с клеем. Клей в бак наливают сверху, а в нижней части бака сделан кран, и на него надет шланг. С помощью шланга клей удобно подводить прямо к рабочим верстакам. 

Проблема в том, что точно рассчитать, насколько хватит клея после заправки бака, невозможно — это зависит от многих факторов. И регулярно возникает ситуация: клей неожиданно кончается.

Мастер пишет заявку начальнику цеха, эта заявка отправляется на склад, там выдаётся новая порция клея, которая и заливается в бак. На всё это уходит около двух часов — а цех все это время простаивает.

Как быть? Решение должно быть дешёвым и легко внедряемым.

Сохраним памятники! Сохранение культурно-исторического достояния требует новых решений.

Например, как сохранить старинные изделия из дерева? Да еще с учетом того, что некоторые из них находятся под открытым небом…

Смертельные качели Во время Великой отечественной войны бои шли под Старой Руссой. Передний край обороны советских войск проходил по опушке леса. Для наблюдения за немцами советские солдаты залезали на высокие сосны. Под тяжестью человеческого тела деревья начинали раскачиваться. На фоне остальных неподвижных деревьев это было очень заметно. Немцы быстро поняли, что происходит, и открыли по качающимся соснам огонь. Советские солдаты пытались остановить раскачивание деревьев, но это оказалось невозможно.

Как быть? Как вести наблюдение за противником из густого леса?

Итак, изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: «Как быть?». При решении изобретательской задачи грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков…), как правило, недостаточно.

Исследовательские задачи

Исследовательской мы считаем задачу, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

Примеры исследовательских задач:

Почему лопались чугунные трубы? Дело было в конце XIX века. К известному российскому ученому Николаю Егоровичу Жуковскому за помощью обратился молодой инженер Зимин, заведующий московским водопроводом. Глубоко под землей лопались водопроводные трубы. Качество чугуна было безупречно. Но трубы лопались так, словно были сделаны не из прочного чугуна, а из простого стекла. В чем дело? Зимин не мог найти ответа. Рабочие едва успевали исправлять повреждения в различных концах города. Городская администрация задумалась: а не проще ли опять развозить воду в бочках.

Попробуйте разобраться, почему лопались чугунные водопроводные трубы?

Зыбучие пески Весной 1945 года, когда войска союзников уже были в Германии, по автостраде шла колонна американских грузовиков с продуктами. Показались фашистские самолеты, и один из водителей быстро свернул с дороги и укрылся в кустах. Через несколько минут вражеские самолеты исчезли, но машина за эти минуты так погрузилась в грунт, что водитель даже не смог открыть дверцы кабины. Перепуганный солдат только-только успел выбраться через верх кабины, как тут же, на его глазах, тяжелый грузовик исчез в песчаной пучине. Водитель спасся, ухватившись за куст. В этом месте оказались зыбучие пески. Ученые давно исследуют этот феномен.

Выскажите свои предположения, объясняющие действие зыбучих песков.

Почему у водолазов «утиная речь»? Вам когда-нибудь приходилось разговаривать по обычному телефону с водолазом или аквалангистом, находящимся на большой глубине? Поначалу может показаться, что он просто издевается над вами. По мере погружения в глубину голос водолаза становится визгливым, а речь неразборчива. Учитывая «бубнящий» характер такой речи, ей даже дали специальное название — «утиная». Если водолаз находится на большой глубине, то его речь совершенно неразборчива, и общаться с ним по телефону невозможно.

По какой причине у водолазов и аквалангистов возникает «утиная речь»?

Источниками учебных открытых задач служат исторические факты, научные и научно-популярные книги, периодика, документальные фильмы, патентный фонд, а также случаи из практики специалистов по ТРИЗ. Тематика открытых задач не ограничивается сферой техники, ведь простор для мысли изобретателя и исследователя есть в любых сферах человеческой деятельности.

Открытые задачи не похожи на обычные школьные задачи. Иногда школьники смотрят на такую задачу, и даже не понимают, как к ней подступиться.

Мы считаем, что начинать обучение школьников решению открытых задач лучше всего с метода «Мозгового штурма».

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма разработал в Соединённых Штатах Америки совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн. В конце 1930-х годов он со своими сотрудниками начал использовать этот метод для поиска новых идей. После выхода в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» метод мозгового штурма стал широко известен.

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении написано много. В данной статье мы рассмотрим учебный мозговой штурм (далее УМШ).

Основная цель использования УМШ — развитие у школьников творческого стиля мышления. Штурм состоит из двух основных этапов: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором — эти идеи анализируются.

Выдвижение и анализ идей являются важнейшими составляющими умения решать открытые задачи.

Технология проведения УМШ

Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.

  1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма (при выдвижении идей) — НИКАКОЙ КРИТИКИ! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.
  2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.
  3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).
  4. Группам выдается одна или несколько задач и проводится первичное обсуждение и уточнение условий этих задач.
  5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.

Первый этап УМШ. Создание банка идей.

Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап до окончания отведенного времени, если поток идей иссяк, и ведущий не может исправить положение.

После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап УМШ. Анализ идей

На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап УМШ. Обработка результатов

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».

В некоторых случаях учитель может поставить цель: найти как можно больше решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.

При использовании УМШ дети с большим интересом решают открытые задачи в группах. Этим методом они хорошо и быстро «раскалывают» относительно простые задачи.

Но если задача долго не решается, то, высказав ряд идей, участники штурма теряют интерес, начинают скучать. Практика показывает, что для решения сложных открытых задач лучше всего использовать специальные алгоритмы.

Это приводит мысли в порядок и повышает шансы на успех.

Алгоритмы

Для решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллер разработал ряд приемов и алгоритмов [1-3]. В данной статье мы их рассматривать не будем — это сложные и многоходовые инструменты, которые требуют особого навыка и определенных умений для работы с ними.

Специально для детей мы разработали и проверили на практике упрощенный инструмент — ПРИЗ (процедура решения изобретательских задач), который, тем не менее, мы рекомендуем использовать и для решения более сложных исследовательских задач.

Эту процедуру можно назвать и алгоритмом, выполнение которого шаг за шагом приближает решателя к ответу.

Вот несколько отзывов московских школьников о работе с ПРИЗом.

  • Работа с алгоритмом ПРИЗ очень помогла организовать мышление, направить мысли в нужную сторону.
  • Алгоритм мне очень помог. Сразу в голове возникает много гипотез, идей.
  • Мне понравилось работать с ПРИЗом, потому что он помогает разобраться в задаче тем, что всё раскладывает по полочкам.
  • Сначала было сложно найти какие-то решения, а когда раздали бланки ПРИЗа, то стало намного легче сконцентрировать мысли.
  • ПРИЗ оказался интересным способом решения задач, и хотелось бы позаниматься им ещё.

Как решать задачи по ПРИЗу? Рассмотрим пять шагов ПРИЗа и дадим к ним краткие комментарии.

Процедура решения исследовательских задач (ПРИЗ)

  • 1. Подготовка к работе
  • На этом шаге предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме: Дано: …
  • Найти (Объяснить): …
  • Если школьникам кажется, что они могут дать ответ «сходу», пусть запишут свою гипотезу (идею) и продолжат решение задачи по ПРИЗу — скорее всего они смогут выдвинуть и другие гипотезы.
  • 2. Анализ условия
  • Здесь школьникам предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:
  1. Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?
  2. Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?
  3. Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?Если на этом шаге возникли какие-то гипотезы, их нужно записать.

    Отметим, что на этом шаге не следует спешить решать задачу, так как главная цель шага — как можно лучше осмыслить условие задачи.

  1. 3. Выдвижение гипотез
  2. Рекомендуется подумать, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?
  3. Список явлений:
  • механические;
  • акустические;
  • тепловые;
  • электрические;
  • магнитные;
  • электромагнитные (оптические);
  • ядерные;
  • химические;
  • биологические.

Данный шаг — главный для выдвижения гипотез. Учитель объясняет, что на этом шаге не нужно быть слишком критичными, так как следует постараться наработать максимум гипотез. Отметим, что в процессе решения иногда возникают 1-2 идеи, а иногда и более 10.

4. Отбор гипотез

На этом шаге школьники отбирают из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные и расставляют их в порядке убывания правдоподобности.

Если школьникам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, то можно рекомендовать глубже изучить условие задачи, а также поискать дополнительные справочные материалы. После этого стоит пройти шаги ПРИЗа еще раз, причем постараться сделать это более внимательно.

5. Проверка гипотез

На этом заключительном шаге школьники должны предложить эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчеты.

Примеры решения исследовательских задач по ПРИЗу

Далее мы приводим примеры решения двух задач с использованием ПРИЗа. Эти задачи школьники решали на семинарах (учебных погружениях) авторов данной статьи. Выдвинутые ими гипотезы вы найдете в приведенных решениях.

  • Чаша Зибольда

В одном из наиболее засушливых районов Черноморского побережья расположен небольшой городок — Феодосия.

В начале XX века на склонах ближайшей к городу горы обнаружили большие кучи камней искусственного происхождения. А рядом с этими грудами остатки старых керамических труб. Инженер Ф.И.

Зибольд провел серию экспериментов и доказал, что груды камней могли быть источниками воды для древнего водопровода.

Откуда бралась вода в грудах камней?

Кучи камней на склонах горы вполне могли быть аккумуляторами влаги. Они действовали следующим образом: ночью камни груд остывали, и на них из влажного атмосферного воздуха оседала роса. Капли воды стекали к основаниям куч и постепенно наполняли емкость, устроенную в основании каждой кучи. Собранная таким образом вода могла подаваться в город по керамическому водопроводу. 

Источник: https://trizway.com/art/practical/obuchaem-reshat-otkritie-zadachi.html

Ссылка на основную публикацию