Система учительского роста: что ждет педагогов

Система учительского роста: что ждет педагогов

  • Банки Сегодня Лайв
  • Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
  • А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Система учительского роста: что ждет педагогов

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Даты впр, профильные классы журфака и победа в школе тубельского

Оценим за полчаса!

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

  Что такое «Евробонды», и стоит ли «иметь с ними дело»?

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать. По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.
  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

  Когда можно и когда нужно включать учебу в стаж?

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Система учительского роста: что ждет педагогов

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

  Что делать если банкомат забрал карту?

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Читайте также:  Московские школьники будут изучать математику углубленно

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/attestatsiya-uchitelej-po-novym-pravilam-v-2020-godu-chto-ob-etom-uzhe-izvestno

Национальная система учительского роста: реформа системы образования продолжается, Познавательные статьи

​О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Система учительского роста: что ждет педагогов

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Что такое национальная система учительского роста?

Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ).

Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.

Система учительского роста: что ждет педагогов

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В.

Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне.

Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

Особенностью новой системы являются следующие составляющие:

  • Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
  • Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
  • Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.

С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.

Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.

Система учительского роста: что ждет педагогов

Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.

В настоящий момент утверждена «дорожная карта» по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.

Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.

В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1281_nacionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta-reforma-si.html

Проект "Учитель будущего": новая система аттестации, ЕФОМы, профстандарт

Система учительского роста: что ждет педагогов

В образовании проводятся изменения, которые затронут всех учителей, преподавателей, директоров. Основной проект «Учитель будущего» предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Какие изменения ждут учительский состав российских школ? Главные цели и задачи проекта и проведения новой аттестации учителей?

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю? Что такое единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМы)?

В 2017 году введен профессиональный стандарт педагога. К 2019 году в него планируют внести изменения. Тогда в школах будут работать не только учителя, но и старшие и ведущие учителя. Чтобы ввести эти должности, придется изменить систему аттестации педагогов. О том, какие изменения ждут педагогов разбираемся в статье.

Ольга Васильева, министр просвещения России:

— Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала — по собственному желанию в течение какого-то времени, потом — обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю.

В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.

В октябре 2018 года Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать 18 тысяч человек из 45 регионов. Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

— Цель — не «найти и наказать», а понять, как повысить качество преподавания в школах.

Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, — рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.

— Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Основные цели и задачи проекта «Учитель будущего»

Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект «Учитель будущего». Он во многом ключевой: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста.

То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Например, учитель — наставник.

 

Обсуждение новой аттестации и ЕФОМов идет на сайте>>

Кроме того, сейчас проходит апробацию новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно «в два клика».

Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей.

Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.

Зачем нужна аттестация учителей?

Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников.

За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 — за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности — максимум 5.

И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. 

Переход на новую модель учительского роста пройдет в четыре этапа

  • — Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)
  • — Второй этап: внесение изменений в профстандарт «педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)
  • — Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)
  • — Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Какой будет аттестация по новым правилам? 

Как будет проводиться новая аттестация учителей, начиная с 2020 года? Какие требования будут предъявлять к педагогам среднего общеобразовательного учреждения? Смогут ли получать бОльшую зарплату учителя, повысив свою категорию, пройдя аттестацию? Какие этапы будут проходить учителя при аттестации?

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки. Точные формы оценки пока неизвестны. В сентябре-октябре 2017 проводилась апробация ЕФОМ: учителя проводили видеурок, решали предметные, методические и профессиональные (как выйти из определенной ситуации на уроке) задачи.

1. Проведение ЕФОМов

В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко — ЕФОМы. 

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне.

Какие предметы — в фокусе? В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы «Россия в мире» «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Система учительского роста: что ждет педагогов

Профстандарты станут обязательными с 1 июля 2016 года: вопросы и ответы

Для обычного «уха» аббревиатура ЕФОМ пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые «педагогические кейсы».

Первый «блок» — письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные.

В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще.

И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

«Обкаткой» Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

— Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, — говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. — Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года — разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов.

В фокусе — русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право.

При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила «оценка».

— Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, — подчеркнул Анзор Музаев. — То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

2. Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций

Еще один «блок», который предполагается в аттестации, — это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

— Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы.

К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, — говорит Андрей Милехин. — Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка.) решенных примеров с выставленной за них оценкой.

Плюс — анализ учителя собственной работы на уроке.

3. Решение «педагогического кейса» на компьютере

И последний «блок» — решение «педагогического кейса» на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

Читайте также:  Курсы маркетинга: для начинающих и руководителей

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности.

В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом — 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах.

Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

4. Дополнительные баллы к аттестации

Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 — на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя — до 10 баллов, 5 баллов — мнения выпускников.

Введение новых должностей в карьере учителя

В школах могут появиться новые должности — «старший учитель», «ведущий учитель». Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший — по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей.

Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.

Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности.

В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы.

И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев. 

Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудил ее детали на всероссийской конференции.

Что за профстандарт «Педагог»?

Профессиональный стандарт «Педагог» рассказывает о том, каким должны быть учителя и воспитатели детских садов. В нем указаны трудовые функции, например, общаться с родителями или готовиться к уроку. К 2019 году в стандарте должна появиться модель профессионального роста — учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Учителем может быть выпускник вуза, воспитателем детского сада — выпускник вуза или суза. Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. То есть выполнять функции администратора.

Кто будет аттестовать педагогов?

Комиссии, как и раньше. Сейчас комиссии состоят из опытных педагогов, экспертов, научных сотрудников: региональные власти самостоятельно создают локальные акты и определяют, кто будет входить в комиссию. Как будут назначаться комиссии по новым правилам точно неизвестно. Скорее всего, это будет единый порядок и единое для всех регионов положение.

А нельзя проходить по старым правилам?

Пока точно можно. Ольга Васильева, министр образования и науки РФ, в интервью «РИА Новости» сказала, что в ближайшие два года аттестация как минимум будет проходить по выбору: классически, как она идет сейчас, или по трем направлениям, которые предлагает новая система.

А если я не пройду аттестацию?

Отправят повышать квалификацию. К 2020 году планируют создать НСУР. Сейчас готова только дорожная карта: в 2018 году проводят совещания, апробируют формы оценки педагогов.

В 15 регионах введут новые правила аттестации — точный список регионов определят к концу 2018 года. В тестовом режиме работает сайт российской электронной школы.

На нем можно найти материалы для подготовки к урокам, разработанные лучшими учителями РФ. Как определялся список лучших, точно неизвестно.

К 2020 году заработает НСУР — национальная система учительского роста. В нее будут входить аттестационные комиссии, центры повышения квалификации педагогов

Когда начнут действовать новые правила?

Профстандарт уже частично действует. До 2020 года внедрят новые правила аттестации. За 2018 год разработают систему оценки педагогов, до конца 2019 внедрят новую систему повышения квалификации. Заодно будут повышать престиж профессии — улучшат награды и поощрения.

Новая модель аттестации учителей (схема)

Система учительского роста: что ждет педагогов

Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Прямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

— В рамках нацпроекта «Образование» мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

— В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

Источник: https://informatio.ru/news/education/middledu/proekt_uchitel_budushchego_novaya_sistema/

Национальная система учительского роста, НСУР, 1 января 2020 года, поручение Владимира Путина

В декабре 2015 года от Президента Владимира Путина поступило поручение по созданию проекта национальной системы учительского роста, перед которым стояли бы следующие задачи:

  • обеспечение процессов проверки компетенций педагогических специалистов;
  • наличие механизмов, способствующих карьерному росту современного учителя, а также повышению уровня качества образования.

К перечню причин для создания НСУР можно отнести следующее:

  • необходимость преодолеть проблемы негативных тенденций современного образовательного процесса;
  • повышение престижности педагогического труда среди населения;
  • обеспечение талантливых педагогов не только возможностями для карьерного роста, но и для самореализации в профессиональной сфере.

Таким образом, Национальная система учительского роста (НСУР) планируется как передовая форма аттестационных процедур для педагогов. Она должна служить в качестве средства реализации реформирования всех уровней учебно-воспитательного процесса.

Поэтому НСУР берет на себя задачи: по объективной оценке навыков педагогов, упрощению систем аттестационных процедур и формированию новой системы классификации существующих педагогических должностей с учетом запросов общественности и времени.

НСУР предусматривает введение единых требований к проверка квалификационных и профессиональных требований к педагогическим работникам с последующей оценкой их компетенций.

Данные материалы должны восприниматься как ориентир для повышения качества и эффективности образовательной деятельности, а также для внутренней оценки деятельности педагогов. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 26 июля 2017 г.

№703 апробация данной модели аттестации началась в 2018 году. А с 1 января 2020 года все педагогическое сообщество ожидает начала реализации НСУР.

В рамках Национальной система учительского роста служат будут реализовываться подпрограммы, которые служат для определения и устранения профессиональных дефицитов. Также сам процесс модернизации системы аттестации учителей станет комплексным и будет включать в себя:

  • тестирование из вопросов закрытого типа на проверку предметных знаний, методик преподавания, психологии;
  • независимая внешняя проверка достижений учащихся как показатель профессионализма педагога.

Сам механизм реализации Национальной системы учительского роста содержит в себе следующие положения:

  • многоуровневая дифференциация педагогов. В данном случае подразумевается введение новых уровней для педработников: «учитель» – «учитель-методист» – «учитель-наставник»;
  • аттестационная и сертификационная оценка компетенций учителей. Иными словами, помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту;
  • общественное признание.

При этом представители профсоюзов высказываются достаточно негативно относительно введения НСУР. По их мнению, дорожная карта проекта не раскрывает многих вопросов, в том числе и механизмы повышения престижности профессии учителя.

Кроме того, представленное тестирование, в рамках которого учитель должен продемонстрировать не только знания по предмету, умения его преподавания, но и проявить себя как психолог, вызывает определенные вопросы.

Во-первых, это связано с тем, что поведенческие задачи и кейсы, представленные в экзамене, могут быть однообразными или же наоборот достаточно неоднозначными, что уже препятствует объективной оценке.

Во-вторых, все учителя работают в разных условиях, таким образом некорректно будет соотносить компетенции педагога лицей и школы, где учатся дети со сложными социальными условиями.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/nsur-chto-eto-i-dlya-chego/

Презентация к уроку

  • Секционное занятие районного методического объединения
  •  учителей начальных классов
  • НСУР —
  • национальная система учительского роста
  • Выступление подготовила
  •  учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли

Садыкова Р. Р.

  1. 2018 год
  2. СЛАЙД 1
  3. НСУР —  национальная система учительского роста
  4. СЛАЙД 2

Что же такое НСУР? Это усовершенствованная система аттестации педагогов, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

СЛАЙД 3 

        Справка.

23 декабря 2015 года на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, проходившего под председательством Президента РФ, Правительству был дан ряд поручений.

Одним из них стало обеспечение формирования НСУР, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

  • СЛАЙД 4 
  • Приказом Министерства образования и науки РФ до 2020 года предусмотрена поэтапная реализации «дорожной карты» формирования и введения НСУР.
  • Ключевые мероприятия – это:
  • установление новых должностей педагогических работников – 2017 г.
  • внесение изменений в Федеральные образовательные стандарты ВО и СПО по направлению «Образование и педагогические науки» – 2017 г.
  • разработка нового Порядка проведения аттестации – 2017 г.,
  • внесение изменений в профстандарт «Педагог» в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций – 2018 г.
  • внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам – 2019 г.
  • составление и апробация контрольных измерительных материалов – 2020 г.
  • разработка разноуровневых программ повышения квалификации по итогам апробации новой системы аттестации – 2020 г.

СЛАЙД 5 

 «Внедрение национальной системы учительского роста даст перспективу молодым учителям. Если учитель видит себя как профессионала нового поколения, то сможет раньше выйти на профессиональную аттестацию. Каждый учитель независимо от стажа работы сможет сам выбрать время, когда проходить аттестацию» — пояснила министр образования и науки Ольга Васильева.

  1. СЛАЙД 6 
  2. Разберемся подробнее.
  3. Проект модели аттестации на сегодняшний день включает:
  4. — независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);
  5. — анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя);
  6. — анализ образовательных результатов деятельности учителя;
  7. — учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.
  8. СЛАЙД 7

Каждый из этих элементов приносит педагогу определенное количество баллов. Например, оценка квалификации учителя (ЕФОМ) – 60 баллов и оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности учителя – 40 баллов.

Причем 40 баллов складываются из оценки образовательных результатов обучающихся (от 0 до 25 баллов), справки работодателя (от 0 до 10 баллов) и учета мнения выпускников (от 1 до 5 баллов). В итоге учитель может получить максимум 100 баллов.

Чем не ЕГЭ для педагога?

СЛАЙД 8

ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

2. Методические компетенции.

3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

  •         Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.
  • СЛАЙД 9 
  • Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:
  • • план (конспект) урока,
  • • видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,
  • • образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),
  • • рефлексивный самоотчет.
  • Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.
  • СЛАЙД 10
  • Предусмотрены четыре ступени уровня квалификации учителя, в которых будут меняться лишь уровни сложности заданий:
  • «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
  • Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация.
  • Первая категория – аттестация по желанию.
  • Высшая категория — аттестация по желанию.        
  1. СЛАЙД 11
  2. Рассмотрим систему учительских должностей
  3. Предлагается выделение уровней квалификации по всем должностям:
Должности Обобщенные трудовые функции по ПСП
Ведущий учитель

  •  Высшая категория
  •  Первая категория
  •  Соответствие
С. Управление проектированием и реализацией образовательных программ
Старший учитель

  •  Высшая категория
  •  Первая категория
  •  Соответствие
В. Проектирование и реализация образовательных программ
Учитель

  •  Высшая категория
  •  Первая категория
  •  Соответствие
А. Реализация образовательных программ

СЛАЙД 12

Какова же система аттестации?

В настоящее время–подтверждение соответствиязанимаемой должностиили– установление квалификационнойкатегории по результатам субъективной оценки труда (фактически – на основе «портфолио», в связи с отсутствием единых критериев оценки) Согласно предлагаемой модели НСУР– подтверждение соответствиязанимаемой должностиили– установление квалификационнойкатегорииили– замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии                      с квалификацией с использованием при аттестации контрольных измерительных материалов)

В период введения НСУР (до 2020 г.) аттестация будет проводиться в одной из форм на выбор: либо как сейчас, либо на основе Единой федеральной оценки.

СЛАЙД 13

Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки.

        Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

  •         Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников — после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.
  • СЛАЙД 14
  • Рекомендации: учителям продолжить работу над самообразованием, прочитать в сети интернет статью «Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов».
  •  Использованные Интернет – ресурсы:

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/02/18/nsur-natsionalnaya-sistema

Ссылка на основную публикацию