Советы эксперта: как сдать огэ по литературе

  • Споры об эффективности экзамена по литературе в виде теста продолжаются по сей день.
  • С одной стороны – те, кто считает: невозможно «загнать» эту область в чёткие рамки, как задачи по математике и физике, где только один ответ будет верным.
  • Другие выступают «за» вводимые изменения и приведение аттестаций по всем предметам к единой форме, чтобы у школьников в 9 классе не «взрывалась» голова от количества вариантов.
  • Как бы там ни было, сегодня мы имеем то, что имеем: всем принявшим решение сдавать литературу как экзамен по выбору, придётся столкнуться с форматом ОГЭ.

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Чтобы найти баланс между творчеством, полётом мысли и чёткой схемой оформления работы – предлагаем пошагово разобраться, что из себя представляет испытание, какими советами лучше воспользоваться, дабы получить отличный результат.

Что нужно знать об ОГЭ по литературе?

Прежде всего, это первое серьёзное испытание для школьника. Чтобы сдать ОГЭ по литературе, недостаточно просто выучить наизусть поэмы и басни, проштудировать школьную программу за 9 классов и заполучить возможные темы сочинений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Тест проверяет не только фактические знания (поэтов, писателей, жанры, произведения), но и умение анализировать, проводить ассоциации и аналогии, подмечать подробности и детали, уметь чётко и грамотно излагать свои мысли. Для работы даны только отрывки произведений. Это осложнит задачу, если не ознакомиться с ними заранее целиком.

Экзаменуемым предлагается выполнить всего четыре задания: три задания из части 1, одно задание из части 2.

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Типы заданий

1 Часть 1 (на выбор предлагается 2 варианта) 2 12 Задание с развернутым ответом в объеме 3-5 предложений
1 8 Задание с развернутым ответом в объеме 5-8 предложений
2 Часть 2 (на выбор предлагается 4 задания) 1 13 Задание с развернутым ответом (сочинение в объеме не менее 200 слов)
Итого 4 33

Испытание длится 3 часа 55 минут. Чтобы грамотно воспользоваться отведённым временем, лучше заранее во время выполнения пробных заданий отметить для себя, какое задание даётся сложнее всего и занимает больше времени.

Особенности восприятия у всех разные – что-то будет удаваться лучше, что-то хуже.

Не забывайте об этом и планируйте время работы так, как удобно вам, ориентируясь не только на советы и указания (это очень общая информация), но и на свои способности и навыки.

Как оценивается сочинение

Короткие задания нумеруются в тестах, как 1.1, 1.2 и 1.3 (иногда к ним добавляется третья цифра, обозначающая вариант) и в общей сумме дают 20 баллов из 33 возможных.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Божественная защита: в россии появился первый кандидат теологии

Оценим за полчаса!

Критерий оценивания 2 заданий (1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2)

Максимальный балл

Соответствие ответа заданию 2
Привлечение текста произведения для аргументации 2
Логичность и соблюдение речевых норм 2
Критерий оценивания заданий 1.1.3 и 1.2.3 Максимальный балл
Сопоставление произведений 2
Привлечение текста произведения для аргументации 4
Логичность и соблюдение речевых норм 2

Остальные 13 можно набрать, только написав грамотное сочинение (задание 2.1 или 2.2), чётко соответствующее всем требованиям.

Содержание сочинения по литературе в формате ОГЭ – 200 и более слов (существенно превышать объёмы также не рекомендуется).

Как же писать сочинение ОГЭ по литературе, чтобы получить максимально высокую оценку?

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Критерии оценки сочинения по литературе

1. Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.

Пример: «Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Укажите описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы лучше передать образы.

2. Анализ темы подкреплён аргументами.

Пример: «Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума?»

Выберите отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их, приведите необходимые доказательства.

3. Использование художественных средств языка.

Пример: «Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

С помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).

4. Соблюдение композиции сочинения.

Ответ должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.

Руководствуйтесь следующим планом:

  • Вступление + обозначение проблематики
  • Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация, сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными ситуациями из них) и ответ на главный вопрос
  • Заключение – выводы, умозаключения

Рекомендуется заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.

5. Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.

Это справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить осмысленность сочинения.

Можно грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

Важно: обращайте внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу. Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ», «сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».

Например, если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и не отходите от неё.

Правильно определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.

6. Верно даны все факты.

На экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.

Рекомендуется ознакомиться со списком литературы заранее, тогда сборник станет подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.

В стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не придумывать, сочиняя на ходу.

7. Соблюдены речевые нормы.

Мысли должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».

Мы разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае, сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит существенной потерей баллов.

Важно: в случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому отдельному требованию.

Какая необходима литература

  1. В 2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.
  2. И всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью «зубрёжки».

  3. Например, вы можете подобрать:
  • Цитаты, которые точно планируете использовать
  • Произведения, которые приведёте в сравнение с другими
  • Ситуации героев, которые кажутся вам схожими

Имея такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Список литературы, который необходим девятиклассникам в этом году, включает в себя:

  • Произведения древнерусской литературы
  • Басни: И.А. Крылов
  • Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин
  • Прозу: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин
  • Поэзию: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский, Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок
  • Лирику и прозу: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский

Все произведения обязательно проходят и разбирают в рамках школьной программы, на них нужно опираться при подготовке в первую очередь.

Если есть возможность прочитать что-то за рамками – обязательно прочтите, но не увлекайтесь. Убедитесь, что произведение вам понятно, интересно и не отвлекает от основного материала подготовки. Никакого чёткого списка литературы к ОГЭ не существует, в отличие от основного. Выбор продиктован исключительно вашим интересом.

Какие бывают темы сочинений и как сделать выбор?

ОГЭ по литературе коварно формулировками, о которых уже говорилось. На основе одного произведения вам могут задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется в качестве темы).

Вот только некоторые из них:

  • Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?
  • В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?
  • Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?
  • Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?
  • Почему ситуация произошла/не произошла с героями?
  • [Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств выражена?
  • Каково отношение автора к героям?
  • Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к чему-либо?
  • В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди аналогичных, что в нём уникального?

Вопросы будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.

Советы при подготовке к ОГЭ по литературе

  • Настройтесь, что без тренировок не обойдётся, даже если это ваш любимый предмет и вы знаете его назубок. Постарайтесь проработать как можно больше разных тем и определите, с какими из них вы легче всего справляетесь. Пропишите шаблоны сочинений, чтобы информация отложилась в голове. На ОГЭ по литературе вам не позволят использовать наработки, но память уже будет содержать необходимую структуру сочинения.
  • Подготовку к экзамену надо распланировать по шагам и приступать к ней заранее. У вас должно быть достаточно времени, чтобы ознакомиться с большим объёмом произведений, и при этом не перегрузиться, ведь это не единственный предмет для сдачи.
  • Уделяйте большое внимание деталям: следите за изменениями в формате и структуре экзамена, улавливайте тенденции, подстраивайтесь под них.
  • Тренируйте память – на экзамене потребуется продемонстрировать максимум возможностей и знаний. И постарайтесь поменьше нервничать, ведь у вас обязательно всё получится.

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/ya-vam-pishu-ili-sovety-kak-napisat-sochinenie-dlya-oge-po-literature/

Советы при написании ОГЭ по литературе

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Кому нужна литература?

Литературу сдают не только будущие филологи, но и люди творческие. Если вы собираетесь через два года поступать в театральный или художественный вуз, то высокие баллы по литературе вам пригодятся.

Поэтому лучше готовиться заранее — программных произведений и теории очень много. Выучить и прочитать всё сразу за короткий период времени невозможно.

Пусть ОГЭ станет вашей генеральной репетицией, и тогда ЕГЭ в 11 классе вам будет сдавать намного легче.

Подводные камни ОГЭ по литературе

Задания экзамена построены таким образом, чтобы проверить:

  • умеете ли вы работать с прозаическими и стихотворными текстами, анализировать отрывки произведения, сравнивать произведения разных авторов;
  • хорошо ли ориентируетесь в историко-литературном процессе;
  • умеете ли писать развернутые ответы-эссе с привлечением художественного материала;
  • владеете ли литературоведческими терминами;
  • разбираетесь ли в художественных выразительных средствах.

Наиболее обидные недочеты, которые допускают школьники при сдаче ОГЭ, — это неправильно приведенные цитаты, неточное употребление слов и терминов.

Среди  фактических ошибок встречается неверное написание имен авторов, главных и второстепенных героев, искажение ключевых моментов произведений, а также орфографические и пунктуационные ошибки.

Всего этого можно избежать, если отнестись к предэкзаменационной подготовке серьезно.

Как готовиться к ОГЭ по литературе, коль скоро вам его сдавать?

1. Читайте и записывайте

Список произведений, которые могут встретиться на экзамене, можно найти на сайте ФИПИ, этот институт и разрабатывает контрольно-измерительные материалы для ОГЭ. Их нужно хорошо знать.

Мы советуем вам вести читательский дневник, он поможет быстро освежить текст в памяти перед экзаменами.

По ходу чтения выписывайте в тетрадь основных персонажей, их краткую характеристику, годы создания произведения, указывая имя автора полностью, предпосылки написания, основные проблемы, которые поднимаются в произведении, словом, всю информацию, которая может потребоваться.

Не хватает времени? Найдите качественные краткие пересказы с ми. В больших книжных магазинах, часто в отделах методической литературы, продаются издания, где подробно пересказаны программные произведения с подробным анализом. В этих книгах вы найдете много полезной информации, которая поможет вам правильно ответить на задания экзамена.

При возможности посмотрите советские экранизации классической литературы  —  «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова и т. д. Они сняты, что называется, близко к тексту, и помогут вам лучше понять произведение.

Работая с критическими материалами, не забывайте также записывать в читательский дневник основные моменты, имена, факты. По каждому произведению у вас должно получиться что-то вроде статьи из «Википедии».

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

2. Разложите по полочкам

В заданиях часто требуется провести параллели между произведениями разных авторов. Даже если вы читали, на то, чтобы вспомнить, какие проблемам поднимаются в том или ином стихотворении или рассказе, уйдет драгоценное время.

Мы предлагаем заранее разделить хотя бы лирику по темам: любовь, поэт и общество, война, любовь к родине, творчество и т. д. Так вы убьете двух зайцев: внимательно прочитаете текст, выделяя проблематику и структурируя знания.

3. Домашние заготовки

Сочинение — одно из самых сложных заданий. В основном, причина ошибок с неумением связно и грамотно излагать свои мысли.

Преподаватели «Мерлина» советуют писать сочинение по заранее подготовленному плану, используя фразы-клише, которые помогут композиционно и логически выстроить текст.

Старайтесь писать подобные сочинения каждую неделю в течение года и показывайте их учителю, чтобы он помог вам объективно оценить текст.

4. Пользуйтесь сборниками

Нельзя забывать и о сборниках типовых экзаменационных заданий – это главные помощники при подготовке к ОГЭ. Перед началом занятий ознакомьтесь с критериями оценивания работ. Ответы используйте только для самопроверки. Просмотрите задания прошлых лет.

5. Запишитесь на подготовительные курсы

Самостоятельно подготовиться к экзамену вполне реально, но это под силу только дисциплинированному и ответственному человеку. Если вы не уверены, что точно сможете хотя бы один день в неделю уделять литературе, лучше не рисковать и записаться на курсы. Так, вы будете регулярно заниматься, восполните пробелы и систематизируете свои знания.

Желаем вам успехов!

Источник: https://Ege-Merlin.ru/sovetyi_po_podgotovke_k_oge_po_literature.html

Как сдать ОГЭ по литературе, чтобы не сдали нервы

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Выпускники 9-х и 11-х классов выбирают предметы, которые они будут сдавать, кроме русского и математики. Выбирая тот или иной предмет, надо понять, как к нему готовиться. Наш блогер, десятиклассница Любовь Сультеева, рассказывает, как она готовилась к ОГЭ по литературе, и делится своими лайфхаками.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Привет! Меня зовут Любовь, я учусь в 10 классе. В 2019 году я, как и все девятиклассники, сдавала ОГЭ. Дополнительными предметами выбрала литературу и информатику. Как раз о литературе я и хотела бы рассказать. Начну, пожалуй, с двух пунктов:

  • Я с детства любила читать;
  • Мне очень повезло с учителем литературы. Она действительно Учитель с большой буквы.

Это и сподвигло меня сдавать литературу (к слову, нас было только двое из всего района). Сдала я на «5». В 11 классе также буду сдавать литературу. Чтобы я могла посоветовать сдающим ОГЭ по литературе в этом учебном году?

1. Главное условие для выбора предмета

Сдавать литературу следует только в том случае, если действительно интересуетесь ей и можете прочувствовать произведение (не прочитав анализ из интернета, а самостоятельно, сердцем). Конечно, есть свои клише для сочинений. Но проверяющие — не просто люди с улицы, а профессиональные педагоги, и обмануть их вводными фразами из анализов вы точно не сможете.

Читайте также:  Получить 90 млн рублей на исследование

2. Кодификатор

Изучите кодификатор от и до: 90% указанных там произведений вы точно уже изучали в школьной программе. Тем не менее, не обольщайтесь и не упускайте эти произведения из виду. Перечитайте каждое из них. Поверьте, читая текст ещё раз, вы найдёте в нём ещё больше художественных деталей, отсылок, сможете лучше разобраться в замысле автора.

3. Цитаты

Выписывайте понравившиеся цитаты. Так у вас будет работать как зрительная память, так и мышечная, а потом вы можете вспомнить ключевые моменты произведения, просто прочитав их.

Можно использовать альтернативный вариант. Есть карманные книги с газетной бумагой в мягком переплете. Они стоят недорого, рублей 70 (в некоторых магазинах даже дешевле). Берете эту книгу, читаете, по ходу делаете заметки на полях, выделяете цитаты, отмечаете переплетение судеб, хронотопы и так далее.

Я ни в коем случае не призываю к вандализму по отношению к книгам — нет-нет-нет! Это как небольшой черновой вариант текста. Вы можете и сами распечатать его, но по себестоимости это выйдет намного дороже.

4. Будьте готовы ко всему

Структура экзаменационной работы позволяет выбрать вариант, грубо говоря — поэзия или проза. Весь год я была серьёзно настроена на прозу и варианты решала только с прозой. А на экзамене попались «Мертвые души» Гоголя.

Мне не очень понравилось это произведение — я не смогла его прочувствовать (то, о чём я говорила в первом пункте). Вдохновение, соответственно, не пришло.

И я не нашла ничего лучше, чем взять поэзию, хотя ни разу не решала пробный вариант по ней.

Что я этим хочу сказать? Не будьте самоуверенны в своём везении и будьте готовы к любому набору произведений.

5. Социальные сети в помощь

Думаю, у каждого школьника средних и старших классов есть как минимум одна страница в социальных сетях. Я зарегистрирована только во ВКонтакте. Вопреки стереотипу, что соцсети — это совершенно бесполезная вещь, отнимающая время, скажу, что соцсети очень даже полезны.

Множество групп выкладывает интересную и познавательную информацию о произведения, авторах, жанрах, направлениях! Вот список сообществ во ВКонтакте, которые информативны в этом плане:

  • GRIDMIR;
  • Фаталист;
  • КВ;
  • Литература (аватарка — черная надпись на белом фоне);
  • Book is the part of me;
  • Олимпиады по литературе (несмотря на название там много всего полезного к экзамену).

Помимо информационной ценности, эти группы несут в себе ещё и вдохновение, мотивацию, они могут пробудить в интерес к тому, что раньше было обделено вниманием. Так, я полюбила творчество Бродского. В некоторых группах даже продаются различные литературные «штучки» для настоящих любителей предмета.

Либо мы управляем нашим днём, либо день управляет нами, — немного перефразированные слова Дж. Рона. Они стали моим девизом не только на год экзаменов. Теперь, как только я собираюсь перейти на сторону лени и стать немножко Обломовым, вспоминаю их и сразу же перехожу на сторону Штольца.

Готовьтесь к экзамену, не ленитесь, не откладывайте всё в дальний ящик, консультируйтесь с учителем, давайте читать свои сочинения другим, объективно воспринимайте критику, принимайте к сведению замечания и старайтесь исправить ошибки — подготовка к экзамену пройдёт максимально продуктивно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/lyubov-sulteyeva/70243-kak-sdat-oge-po-literature-chtoby-ne-sdali-nervy

Как сдать ОГЭ по литературе на «отлично»? Разбор заданий, советы, личный опыт

Что нужно знать об ОГЭ по литературе

Экзамен состоит из двух частей. В первом блоке нужно написать три мини-сочинения по предложенному отрывку из прозы или по лирическому стихотворению на ваш выбор.

Во втором — написать полноценное сочинение на одну из пяти предложенных тем. На выполнение работы дадут 235 минут.

Составители КИМов рекомендуют отвести два часа на выполнение заданий первой части и столько же — на задание второй части.

На протяжении всего экзамена у вас будет возможность пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Приносить тексты с собой нельзя — необходимые произведения в нескольких экземплярах будут заранее подготовлены для вашей аудитории.

Как готовиться и на что обращать внимание

Главное в ОГЭ по литературе — не только прочтение всех произведений из кодификатора, но и умение работать в нужном формате.

На первый взгляд, экзамен по литературе творческий: вместо скучных тестовых заданий — четыре сочинения, в которых можно выразить своё мнение о том или ином произведении.

Однако в свободное плавание отправляться нельзя, потому что есть определённые критерии оценивания вашего «творчества», и нужно знать, как по каждому из них набрать максимум.

Тут на помощь приходят материалы ФИПИ и «домашние заготовки» — фразы-клише, которые помогут вам композиционно и логически выстроить текст на экзамене. Все они быстро гуглятся, ваша задача — отобрать наиболее удачные и как можно чаще использовать их в своих работах: так на ОГЭ вы сможете избежать ступора, просто подставив цитаты и термины в нужные места.

Кстати, о терминах. Их использование в ответах очень важно — они показывают вашу эрудированность и начитанность и убеждают экзаменатора в том, что вы хорошо разбираетесь в теме. Только не путайтесь в них и используйте по делу, а то могут снять баллы.

Следующий момент — сами произведения. Тут большая интрига: в кодификаторе многие книги не называются конкретно, а указываются лишь авторы.

Поэтому тактика успеха одна: чем больше прочитаете, тем больше будете знать. Хотя брать, конечно, лучше не количеством, а качеством. Одно дело — прочитать 15 стихотворений Фета и ни одно не запомнить.

Другое — понять и проанализировать три конкретных лирических произведения.

Для того чтобы ничего не забыть, советуем вести дневник и записывать в него сюжет, цитаты, имена персонажей и их характеристики, основные проблемы, которые поднимаются в тексте. Так, во-первых, информация будет лучше усваиваться, а во-вторых, у вас будет что почитать перед экзаменом для повторения.

И ещё одно важное замечание — объём ваших сочинений. Ответы на первую часть должны состоять из трёх-пяти предложений (задание №1 и №2) и пяти-восьми предложений (задание №3), сочинение из второй части должно быть не менее 150 слов.

Первое требование условно: всё зависит от содержательности вашего ответа, так что не пытайтесь обмануть проверяющего, просто налив воду и тем самым набрав объём. А вот 150 слов в сочинении второй части нужно набрать обязательно — иначе сочинение просто не засчитают.

Лучше всего, если вы перейдете порог хотя бы в 200 слов.

За что снимут баллы?

  • Всего за экзамен можно получить 39 первичных баллов. Снизить оценку могут в следующих случаях:
  • — 1 балл за фактические ошибки
  • — 1 балл за искажение авторской позиции
  • — 1 балл за речевые и логические ошибки
  • — 1 балл за поверхностный анализ текста
  • — 1 балл за недостаточное аргументирование

Опыт предыдущих участников

«Главное — перебороть себя и заставить учить материал. Важно понять, ради чего ты стараешься и к чему идёшь, определиться с планами на будущее, поставить цель. Всё это значительно облегчит подготовку к экзаменам.

Сдать ОГЭ по литературе без репетитора можно — уделяйте подготовке хотя бы полчаса к день, учите теорию, читайте книги, решайте тесты, чтобы закрепить пройденный материал. И обязательно записывайте ошибки в тетрадь для конспектов, чтобы потом снова их не совершить.

Из сборников по подготовке могу посоветовать А. В. Федорова и Л. В. Новикову»

— Ангелина С., Ульяновск

«Любая подготовка начинается с правильного настроя. Нас почему-то запугивают в школах, дома давят родители, да и в целом общество стоит над душой: «Не сдашь экзамены, будешь дворником». Из-за этого у меня были серьёзные нервные срывы. Литературу мне вообще запрещали сдавать, а в итоге я получила по нему высший балл! Хоть и осталась без нервных клеток.

В ОГЭ нет суперсложных заданий. Всё решаемо, если готовиться. Постарайтесь не нервничать и грамотно распределить свои силы».

— Алёна Б., Королёв

Источник: https://5uglov.ru/post/14861_kak_sdat_oge_po_literature_na_otlichno_razbor_zadaniy_soveti_lichniy_opit

Огэ по литературе: как готовилась и как сдавала

Часто так бывает, что ребята, решившие сдавать редкие предметы, неудобны учителям-предметникам. Нам говорили: «Это сложно, вы не сдадите! Зачем оно вам?» вместо того, чтобы показать ОГЭшные задания и объяснить, что и как там обстоит. В нашей школе этими редкими предметами были химия, история и литература.

Я искренне люблю литературу и английский, поэтому проблем с выбором предметов не было. На ЕГЭ я планирую сдавать эти же предметы, поэтому мне было важно качественно подготовиться к ОГЭ.

Как готовилась?

Сама. Сочинения никто за тебя не напишет. Конечно, поначалу было сложно: объективно проверить свою работу — та еще задача (особенно на коварные речевые ошибки). Но есть критерии и примеры сочинений в Интернете, так что все здорово и радужно. Но не сразу.

План был такой: всю осень я пишу конспекты по прозе из кодификатора, а потом оставшиеся полгода пишу варианты (30 штук) из сборника для ОГЭ от ФИПИ.

Зачем конспекты? Школьная программа была прочитана, теперь мне нужно было разобрать все по полочкам. Я визуал, поэтому красиво оформленные анализы книг были важны мне при подготовке и написании сочинений. Да и процесс мне тоже нравился.

Как писала? Мои конспекты по литературе — это краткая выжимка самого главного из книги и критике по ней. Делать их мне помогали эти сайты Полка, А4 формат, Obrazovaka, Literaturus, а также лекции Быкова (для увеселения процесса) и пособие в электронке «Русская литература в таблицах и схемах» Крутецкой.

Ну а потом полгода нарешивала ОГЭшные задания — писала сочинения. Всегда выбирала прозу, если только в стихах не был предложен Маяковский. Лирику не трогала.

Как сдавала и как сдала?

ОГЭ по литературе был аж 11 июня. Это был единственный экзамен, когда пришлось ехать в чужую школу на другой конец города.

В кабинетах было душно. Благо, я все-таки додумалась встать и попить воды, чтобы мысли перевести (всё еще думаю, что именно непрерывное трехчасовое сидение на математике помешало мне правильно раскрыть модуль).

Никогда не думала, что буду писать четвертое сочинение по Салтыкову-Щедрину («Кого и за что осмеивает Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?» )

Так хотела, чтобы попалось сочинение по «Герою нашего времени». И оно попалось. Но! Тема звучала как-то так: «Каким предстает Печорин в повести «Тамань?». А «Тамань» — это самая мутная и неинтересная часть всех похождений Печорина (для меня). Так что я не знала особо, что писать, кроме того, что он плавать не умеет и его обокрали.

Огромный плюс ОГЭ по литературы — это наличие всех произведений, которые могут попасться на экзамене (чего не будет на ЕГЭ). Можно встать и взять книгу в аудитории. Мне нужна была цитата и точная дата написания, чтоб наверняка.

Одна из девочек накопала в своей аудитории нужную книгу, где еще была и критическая статья (почти готовое сочинение!).

Итак, сдала на 32 балла из 33. Потеряла балл на критерии «Опора на теоретико-литературные понятия», ой.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cfa2cd934ace300afb32dbc/5d4a86565ba2b500adf9361c

Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Итоговый экзамен по литературе в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть подразумевает работу с текстом, а во второй части нужно написать сочинение объёмом не менее 200 слов.

В первой части 3 задания.

В заданиях 1 и 2 нужно прочитать приведённый фрагмент текста и ответить на вопросы. Ответ должен состоять из 3–5 связных предложений. Это примерный объём: можно написать и 6–7 предложений, а можно уложиться в 2. Главное не количество, а качество.

В задании 3 необходимо сравнить фрагменты двух произведений и сформулировать ответ из 5–8 предложений.

Во второй части от вас требуется написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем. Здесь количество слов — условие обязательное.

Баллы

Задания 1–2 → 6 баллов,

задание 3 → 8 баллов.

  • Максимальное количество баллов за весь экзамен — 33.
  • Экзамен по литературе в 11 классе состоит из двух частей и 17 заданий.
  • В первой части 16 заданий.

Задания 1–9 относятся к приведённому в бланке фрагменту эпического, лиро-эпического или драматического произведения. В заданиях 1–7 нужно дать краткий ответ, задания 8–9 требуют развёрнутого ответа объёмом 5–10 предложений. Здесь также указан примерный объём, считать предложения эксперты не будут.

  1. Задания 10–16 относятся к приведённому лирическому произведению.
  2. Во второй части задание одно — написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем.
  3. Баллы
  • Задания 1–7 и 10–14 → 1 балл,
  • задания 8 и 15 → 6 баллов,
  • задания 9 и 16 → 10 баллов.

Максимальное количество баллов за весь экзамен — 58.

Список произведений, на который нужно ориентироваться, содержится в кодификаторе. Он выложен на сайте ФИПИ. Книги стоит прочитать полностью, не ограничиваясь кратким пересказом. Так вы сможете лучше понять текст, познакомиться с нюансами сюжета и стиля автора. Всё это пригодится для ответов на вопросы экзамена.

Перечитайте произведения, которые вы проходили в предыдущих классах. С тех пор как вы изучали программу средней школы, прошло несколько лет: вы изменились, повзрослели, стали больше знать и лучше понимать классику. Перечитывая книги, вы посмотрите на них под новым углом, освежите в памяти содержание и будете готовы к самым неожиданным вопросам на экзамене.

Просто читать книги для сдачи экзамена недостаточно. Необходимо заранее проанализировать произведения, записать и запомнить наиболее важные моменты, которые понадобятся для ответов на вопросы.

Проза

1. По каждому произведению составьте таблицу и выучите наизусть информацию, которая в ней содержится.

Автор Название Жанр (написан в кодификаторе) Полные имена героев Место действия
Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума» Комедия Александр Андреевич ЧацкийСофья Павловна ФамусоваПавел Афанасьевич ФамусовАлексей Степанович МолчалинЛизанька Москва
Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах Евгений ОнегинТатьяна Дмитриевна ЛаринаВладимир Ленский Петербургдеревня МоскваПетербург
Федор Достоевский «Преступление и наказание» Роман Родион Романович РаскольниковСофья Семёновна Мармеладова… Петербургкаторга

2. Разберитесь в системе образов.

Составьте схему или интеллектуальную карту с обозначением всех героев, начиная с главного. Из схемы должно быть сразу понятно, какое отношение персонажи имеют друг к другу, откуда они появились в сюжете, как взаимодействуют с главным героем.

3. Обращайте внимание на характер и личные качества главных персонажей.

Составьте список ярких цитат из монологов, в которых герой демонстрирует личные качества, и значимых эпизодов, раскрывающих характер героя. Разберитесь, в чём суть монолога и фрагмента, каково его значение в изображении персонажа.

Поэзия

Для каждого стихотворения из кодификатора составьте таблицу:

Автор Название Тематика Ключевая цитата, которую можно использовать на экзамене
Владимир Владимирович Маяковский «Скрипка и немножко нервно» тема любви;тема одиночества;тема поэта и поэзии «Мы ужасно похожи: // я вот тоже // ору — // а доказать ничего не умею!»
Осип Эмилевич Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» тема одиночества;философская лирика «Где к зловещему дёгтю подмешан желток. // Петербург! я еще не хочу умирать! // У тебя телефонов моих номера»
Борис Леонидович Пастернак «Определение поэзии» тема поэта и поэзии «Это — щёлканье сдавленных льдинок, // Это — ночь, леденящая лист»

Чтобы быстрее запомнить цитаты, используйте карточки. На небольшом листе бумаги или картона напишите с одной стороны автора и название стихотворения, с другой стороны — цитату из него. Берите карточки с собой в транспорт, повторяйте материал в любое свободное время, пока не выучите все нужные цитаты.

Они содержатся в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе, выложенных на сайте ФИПИ. В требованиях подробно изложено, чего именно ждут от вас на экзамене и что хотят видеть в ваших работах.

Зная требования, вы сможете выучить нужный материал во время подготовки и самостоятельно проверить свою работу на экзамене. Выполняя типовые экзаменационные задания, обязательно делайте такую проверку на соответствие критериям. Основные требования — это полнота раскрытия темы, использование цитат и ссылок на произведение, применение теоретико-литературных терминов.

Чтобы успешно проанализировать приведённый текстовый отрывок или раскрыть тему сочинения, вам понадобится знать не только тексты, но и критику. Она позволит посмотреть на текст с другой точки зрения, как будто его читали не вы, а третий человек. Все основные критические статьи упоминаются в школьной программе.

Ознакомьтесь с первоисточниками, а не с кратким пересказом.

Знание критики также поможет ответить на вопросы вроде: «Какие ещё произведения этого автора получили неоднозначную оценку современников?»

Вы также сможете подробнее проанализировать произведение, если будете знать о связанных с текстом фактах биографии автора. К примеру, отвечая на вопросы о стихотворении Михаила Лермонтова «Нищий», полезно знать, что поэт написал его под впечатлением от собственной влюблённости.

Не помешает и знание исторического контекста, особенно если автор был свидетелем исторических событий, отражённых в произведении. Например, поэма Александра Блока «Двенадцать» понимается лучше, если вспомнить, что автор жил в революционном Петрограде.

Недостаточно знать, что такое метафора, эпитет или лирический герой. Необходимо к месту употреблять эти понятия при анализе произведения. Составьте список необходимых понятий, опираясь на школьную программу и кодификатор.

Помните о том, что знать нужно не только сам термин, но и все понятия, которые с ним связаны: например, сюжет и фабула.

Читайте также:  Марш открывает прием в бакалавриат и магистратуру

Используйте теоретические понятия, когда пишете тренировочные сочинения и выполняете типовые экзаменационные задания.

✔️ Внимательно читайте текст задания.

Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.

  1. ✔️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.
  2. При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.
  3. ✔️ Не искажайте авторскую позицию.

В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы.

Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся.

По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.

✔️ Не стремитесь выразить своё мнение.

Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.

Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста. Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.

✔️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.

Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.

Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует.

Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.

Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.

Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений.

В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро.

Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.

Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.

Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:

  • оно соответствует теме;
  • авторская позиция не искажена;
  • тема раскрыта полностью;
  • в качестве аргументов приведены примеры из текста;
  • использованы теоретико-литературные понятия;
  • композиция отличается цельностью;
  • мысли изложены последовательно и логично;
  • нет речевых ошибок.
  • Начните работу с основной части.
  • Составьте план будущего сочинения.
  • Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.

Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.

  • Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.

Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»

  • Выберите отсылки к тексту произведения.

Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.

  • Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.

Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».

  • Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.

Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.

Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.

Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.

Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».

В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.

Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..

Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.

Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.

Источник: https://media.foxford.ru/literature_oge_ege/

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по литературе

Насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по литературе?

Говорить обо всех девятиклассниках, насколько они знают или не знают литературу, неправильно. Как всегда и во всем, кто-то знает, кто-то не очень, кто-то не знает совсем. Для успешной сдачи экзамена необходимо не только хорошо знать литературу, но и быть знакомым с форматом ОГЭ.

Формат не сложен, но имеет свою специфику, и есть критерии оценивания ответа, с которыми необходимо ознакомиться. Как правило, на школьных уроках этому не уделяется внимания, в том числе потому, что литературу обычно сдают немногие.

Поэтому курсы или репетитор, учитывающие специфику подготовки к ОГЭ, необходимы.

Мне представляется абсурдной идея экзамена по литературе, на котором ученики не пользуются текстами произведений. Тем не менее условия проведения ОГЭ именно такие: тексты есть только в голове у школьников. Видеть перед собой художественные произведения, по которым ты пишешь сочинения, совершенно логично.

Анализ литературного произведения изначально подразумевает использование самого текста, ведь прозу невозможно выучить наизусть. Конечно, можно выучить отрывки из «Евгения Онегина», но невозможно заучить «Преступление и наказание» или «Войну и мир».

Отсутствие текстов на экзамене создает дополнительные трудности при подготовке: все необходимые для сочинений цитаты необходимо выучить наизусть.

По Вашему опыту преподавания, какие разделы литературы самые сложные для школьников? А какие темы самые простые?

Традиционно сложен (прежде всего из-за языка) материал по древнерусской литературе («Слово о полку Игореве») и литературе XVIII века (Ломоносов, Державин, Карамзин).

Как правило, девятиклассники хуже воспринимают поэтические тексты, совсем не умеют их анализировать. В школе этому уделяется недостаточно внимания. Особенно трудны Тютчев и Фет.

А вот «Герой нашего времени» Лермонтова и «Капитанская дочка» Пушкина традиционно легки для восприятия девятиклассника.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе, надо ли читать литературные произведения за рамками школьной программы?

Разумеется, надо. Всегда хорошо, если школьник будет читать больше. Это несомненно расширит его кругозор, обогатит язык, улучшит речь. Но определенного списка, что именно нужно прочитать перед ОГЭ за рамками программы, не существует.

Расскажите, пожалуйста, про структуру экзамена. Какие темы охватывают задания?

Экзаменационная работа по литературе — это, грубо говоря, четыре сочинения. Два мини-сочинения (письменный ответ в объеме трех-пяти предложений), сравнительный анализ двух фрагментов текста (пять-восемь предложений) и большое «традиционное» сочинение — такое, как пишут в школе.

Задания охватывают огромный исторический период — от древнерусской литературы до литературы XX века. Не совсем понятно, почему это так — ведь полноценное знакомство со многими авторами (с теми же Тютчевым, Фетом, Достоевским, Блоком, Солженицыным, Шукшиным и др.

) школьникам, сдающим ОГЭ, еще только предстоит в течение следующих двух лет.

Первые три задания ОГЭ основаны на предложенном фрагменте текста. Из какого именно произведения будет этот фрагмент — неизвестно. Получается, что на экзамене девятиклассник получает «кота в мешке».

Особенно это касается литературы второй половины XX века, о которой школьники имеют весьма смутное представление. В школе это вообще не проходят, а в рамках курсов или репетиторских занятий соответствующие произведения сложно охватить по времени.

Да, в кодификаторе ФИПИ дается список фамилий авторов, произведения которых могут появиться на экзамене. Но какие именно стихотворения Евтушенко, Бродского или Самойлова там будут или какие произведения прозаиков (12-15 фамилий), никому заранее неизвестно.

Экзамен предполагает начитанность и широкий кругозор ученика, что, как мне кажется, преждевременно требовать от каждого девятиклассника.

Конечно, ОГЭ по литературе проще, чем ЕГЭ. Здесь ученику дается на выбор два варианта, и можно выбрать для выполнения один из них. Но фактор неопределенности по произведениям на ОГЭ существует так же, как и на ЕГЭ.

  • Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов.
  • Наибольшее число баллов (13) дается за сочинение (задание № 4, часть 2), но в сумме три задания части 1 дают больше — всего 20 баллов (6+6+8).
  • Как подготовиться к ОГЭ по литературе наилучшим образом?

«Формула успеха», безусловно, есть, но она у каждого своя, поскольку литература, как и любое гуманитарное знание, в значительной степени зависят от восприятия и особенностей личности. Для литературы главным было и остается — больше читать и стараться лучше понимать прочитанное.

Остальное — приложится! Последний месяц лучше посвятить повторению материала — например, написать планы всех больших сочинений, подготовить цитаты. Для подготовки я рекомендую использовать типовые экзаменационные варианты под редакцией А.В. Федорова и универсальный справочник О.И.

Нестеровой.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям ОГЭ по литературе? Какие есть подводные камни у разного типа заданий?

Задания № 1, № 2

В этих заданиях школьникам предлагается ответить на вопрос по предложенному фрагменту произведения. Здесь требуется дать прямой и внятный ответ на поставленный вопрос в объеме трех-пяти предложений.

Свою позицию необходимо аргументировать текстом. То есть в ответе нужно использовать цитаты из ключевых произведений.

Задание оценивается в шесть баллов, и два из них школьник получает за своевременно и правильно употребленные цитаты.

Мы с моими учениками на последних занятиях курса отдельное внимание уделяем именно цитатам. Каждый ученик делает подбор цитат по ключевым произведениям и заучивает их наизусть. В итоге получается большой список цитат, которые можно использовать на экзамене.

Задание № 3Здесь нужно сделать сравнительный анализ двух фрагментов произведений. Первый вариант предполагает сравнение двух прозаических текстов, второй — двух стихотворений.

При выполнении этого задания необходимо уметь строить сравнительную характеристику, знать требования и отработать заранее этот навык, а также не забывать о цитировании.

Задание № 4

В этом задании необходимо написать полноценное сочинение объемом не менее 200 слов на одну из четырех предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать литературоведческую терминологию.

Во всех заданиях строго оценивается письменная речь — это слабое место современных школьников, поэтому необходима тщательная самопроверка.

Источник: https://infourok.ru/user/hmelev-sergey-gennadevich/blog/soveti-eksperta-kak-sdat-oge-po-literature-76004.html

Подготовка с нуля к ОГЭ по литературе

Как подготовиться к ОГЭ по литературе с нуля?

Для начала посмотри, какие задания встретятся тебе на ОГЭ по литературе, и прочитай их разбор. Реши, какой вариант ты возьмешь, – первый или второй. Первый вариант (задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3) – это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Второй вариант (задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3) – это лирика, то есть небольшие стихотворения.

Если ты выберешь задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3, то повтори следующие произведения:

  • — «Слово о полку Игореве»
  • — «Недоросль»
  • — «Евгений Онегин»
  • — «Капитанская дочка»
  • — «Горе от ума»
  • — «Мцыри»
  • — «Герой нашего времени»
  • — «Ревизор»
  • — «Шинель»
  • — «Мертвые души»
  • — «Судьба человека»
  • — «Матренин двор»

Список внушительный. Но именно эти книги чаще всего попадаются на экзамене. Как повторить эти произведения? Лучше всего перечитать. Если у тебя мало времени, слушай аудиокниги. Читай дополнительную литературу. В ней дается анализ книг. Это будет хорошей помощью при написании письменных ответов и сочинения.

Тебе надо будет ответить на вопросы по предложенному отрывку. Например, такие: «Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?» или «С какой целью автор упоминает о двадцатилетнем юноше?»

Вопросы непростые. Не пиши первое, что придет в голову. Подумай, какая тема является главной в отрывке. О чем хотел сказать автор? Чему он хотел научить читателя? Или какой порок писатель осуждает?

Попробуй определить, как автор оценивает героя и его поступки. Например, откроем «Капитанскую дочку». Пушкин пишет о Швабрине, что он отпускает «колкие замечания» о семье коменданта крепости. Ясно, что Швабрин – человек злой, язвительный.

Или прочтем описание Манилова в «Мертвых душах»: «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Понятно, что Гоголь иронизирует над приторностью героя.

Далее, третий вопрос. В нем нужно будет сопоставить два отрывка. Для этого учись находить общую мысль в разных произведениях. Подумай, может, оба писателя относятся к чему-то одинаково. К примеру, и Шолохов («Судьба человека»), и Твардовский («Василий Теркин») осуждают войну.

Или же нужно будет подчеркнуть отличия отрывков. Например, сон Татьяны в «Евгении Онегине» предвещает беду, а сон Светланы в балладе Жуковского обернется счастьем.
Повтори термины. Например, такие: эпитет, метафора, автор, герой, идея, система образов, кульминация, завязка. Их нужно будет включить в ответ.

Ты можешь также выбрать второй вариант – задания по лирическим произведениям. Тогда акцент надо сделать на другом. Учись анализировать лирику, видеть в ней средства выразительности. Подумай, для чего поэт их использует. Например, эпитет «заунывный ветер» создает печальный настрой стихотворения.

И последнее, четвертое задание – это большое сочинение. Обязательно тренируйся его писать. За него дают больше всего баллов.

Тебе на выбор будет предложено пять тем. Вероятнее всего, темы будут соответствовать произведениям, список которых дан в начале статьи.

Самое главное требование – сочинение должно раскрывать тему задания. Если ты дашь ответ не по теме, баллы не получишь.

  1. Научись писать план сочинения. Он обязательно должен включать:
  2. — вступление
  3. — основную часть (делится на несколько абзацев)
  4. — заключение

План поможет тебе не сбиться с мысли. Без плана ты можешь начать писать не по теме сочинения.
Не затягивай с началом подготовки. Экзамен по литературе – очень объемный. Чем раньше начнешь, тем больше времени для чтения произведений.

Не рекомендуем тебе читать «краткие содержания» литературных произведений. Эксперт сразу поймет, что саму книгу ты не прочитал – и тогда на высокий балл не рассчитывай.

Пользуйся дополнительной литературой. Чтобы не потеряться в море книг, читай нашу статью: Справочники и пособия для подготовки к ОГЭ по литературе.

Автор статьи Анна Беляева

Источник: https://ege-study.ru/ru/oge/materialy/literatura/s-nulya/

Ссылка на основную публикацию