В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

26 мая на базе Казанского федерального университета (КФУ) под председательством премьер-министра Д.А.

МЕДВЕДЕВА состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Целью встречи стало обсуждение вопросов развития студенческого технологического предпринимательства и роли университетского предпринимательства в экономике России.

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

В работе заседания приняли участие президент Республики Татарстан Р.Н. МИННИХАНОВ, заместитель председателя Правительства А.В. ДВОРКОВИЧ, глава Министерства образования и науки РФ О.Ю. ВАСИЛЬЕВА, министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.

А. НИКИФОРОВ и другие представители кабинета министров, представители профильных компаний и научного сообщества. Участие в заседании принял ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И. РУДСКОЙ.

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

Д.А. МЕДВЕДЕВ подчеркнул, что ведущим университетам страны Правительство уделяет значительное внимание – так, за в последние 10 лет в их развитие вложено 114 млрд рублей. По его словам, в результате удалось создать современную исследовательскую и образовательную инфраструктуру.

Реализуется специальный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», который направлен на укрепление глобальной конкурентоспособности российских университетов, на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вузы с самыми высокими стипендиями

Оценим за полчаса!

«Общая задача, конечно, чтобы эти инвестиции работали в интересах всего общества, чтобы результаты интеллектуального труда не только были доступны специалистам, но и превращались в экономически оправданные проекты», – выразил пожелание премьер-министр.

Федеральный закон № 217 разрешил государственным вузам и НИИ создавать малые предприятия. И результат есть – с 2009 года их было создано около 3 тысяч. Большая часть из них (2,7 тыс.) работают на базе 307 российских университетов.

 При Фонде содействия инновациям работает программа «Умник», которая направлена на поддержку молодых инноваторов до 30 лет. А по программе «Старт» поддержку получают стартапы на ранних этапах развития.

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

«Тем, чтобы в нашей стране развивалось технологическое предпринимательство, мы занимаемся уже лет десять.

Согласно Федеральному закону от 2 августа 2009 года, в России разрешено создавать на базе университетов и научных организаций инновационные предприятия, которые занимаются коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности. Этот закон, что называется, “попал в кассу”.

Молодые ученые, аспиранты могут получать не только опыт исследовательской работы, но и решать прикладные задачи, пробовать свои силы в организации бизнеса», – отметил премьер-министр России.

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

Как одну из наиболее действенных стимулирующих мер премьер-министр озвучил программу мегагрантов (за пять лет в рамках этой программы было создано 200 лабораторий; в них работают 5 тыс. ученых, научных сотрудников, свыше 700 студентов, 900 аспирантов).

В рамках другой программы, по развитию инжиниринговых центров, порядка 50 центров получили господдержку на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Высказался премьер-министр и о планируемых проектах на стадии запуска. Так, в рамках Национальной технологической инициативы планируется сформировать сеть профильных центров на базе университетов и научных организаций.

 Однако, несмотря на то, что в целом все эти элементы поддержки «неплохо себя зарекомендовали», премьер подчеркнул, что «масштабного эффекта все-таки не удалось добиться». «Чтобы стартапы были более успешными, нужно понимать потенциальный спрос. Его как никто лучше понимают именно промышленные компании.

И они должны видеть в студентах не только общих сотрудников, но и в принципе доверять проектным командам решение технологических задач». По мнению Д.А.

МЕДВЕДЕВА, нынешнее заседание президиума Совета при Президенте РФ позволит обсудить то, что «можно сделать дополнительно, как использовать наиболее удачный опыт передовых университетов, что нужно для внедрения современных подходов, включая механизмы так называемой акселерации стартапов, развитие системы бизнес-наставничества (бизнес-менторства) и другие направления».

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ по материалам официального сайта Правительства России.

Источник: https://www.spbstu.ru/media/news/other/rector-spbspu-ai-rudskoy-meeting-council-economy-modernization/

Медведев пожаловался на не окупившиеся «и на 10%» студенческие стартапы :: Общество :: РБК

Глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что студенческие стартапы в России не оправдали ожиданий и не окупились даже на 10% от того, на что рассчитывали власти

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

Дмитрий Медведев ( Екатерина Штукина / пресс-служба правительства РФ / ТАСС)

Стартапы российских студентов не окупились и на 10% от того, на что рассчитывало правительство, об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече со студентами Приволжского федерального университета, пишет «Интерфакс». «Я вам больше скажу, несмотря на то что мы публично общаемся.

Я считаю, что пока все это не принесло даже 10% той отдачи, на которую мы рассчитывали», — сказал Медведев.

Он также отметил, что, «если говорить о количестве стартапов, если говорить о студенческом творчестве и, соответственно, предпринимательстве, конечно, пока это ни в какое сравнение не идет с теми результатами, которых за границей добиваются».

«И на это нужно здесь и силы, и средства планировать, и решения принимать. Мы буквально вчера это обсуждали, кстати, у президента вечером, и сегодня вот здесь я тоже буду обсуждать, и с ребятами сейчас», — добавил премьер.

Он подчеркнул, что пока бизнес плохо заходит в стартапы. «Все любят вкладываться в беспроигрышные дела, чтобы сразу была отдача, полноценная, чтобы окупаемость была быстрая», — объяснил Медведев. При этом вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что в ближайшее время нескольким вузам правительство планирует выделить по 30 млн руб.

, для того чтобы они занялись поддержкой научных разработок студентов. «Из нескольких пилотных программ поддержки технологичного предпринимательства каждый вуз получит примерно по 30 млн руб.

и сможет выбрать, что именно поддерживать — либо поездки, либо гранты давать», — сказал Дворкович, отвечая на заявление студентов о невозможности вузов финансировать их командировки и другие мероприятия, необходимые для развития профессиональных навыков.

Медведев уточнил, что Минобрнауки необходимо принять решения, которые позволят вузам финансировать такие командировки студентов, но при этом необходимо избежать «отнесения таких расходов к категории неэффективных». «Нужно все-таки договариваться с работодателями, которые способны иногда такие расходы на себя взять», — считает Медведев.

«Но если это в чистом виде пока еще экспериментальная стадия, пока нет партнерских фирм, давайте подумаем, каким образом упростить оформление такого рода командировок с тем, чтобы руководство университетов не упрекали в неэффективном расходовании средств», — заключил премьер. По его словам, за последние десять лет вложено в развитие системы университетов 114 млрд руб.

«Мы довольно значительное внимание уделяем нашим ведущим университетам, включая и московский, и петербургский, федеральным университетам, национальным исследовательским университетам. За десять лет в развитие этой системы вложено 114 млрд руб.

, что для нашей страны немаленькие деньги», — добавил Медведев, подчеркнув, что сейчас в рамках проектной деятельности реализуется специальный проект по развитию вузов как центров инноваций. Этот проект должен укрепить глобальную конкурентоспособность российских университетов, отметил он.

Ранее, в феврале, выступая на инвестиционном форуме в Сочи, Дмитрий Медведев посетовал на то, что российские стартапы нередко «утекают за границу», потому что там есть комфортная для их развития среда. ​«Государственные фонды и частные структуры вкладывают в такие проекты серьезные средства, даже если изобретатель живет в другом государстве», — говорил Медведев. «Столь же эффективную «экосистему» нам необходимо создать в России. Наша задача — чтобы цифровые технологии охватывали все сферы: от торговли и логистики до государственных услуг, от промышленности до образования, здравоохранения и ЖКХ», — заявил глава правительства.

Ася Сотникова

Источник: https://www.rbc.ru/society/25/05/2017/5926ef489a7947524fe9cec5

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

25 мая 2017 16:30

  • О развитии студенческого технологического предпринимательства.
  • Вступительное слово Дмитрия Медведева
  • Брифинг Николая Никифорова по завершении заседания
  • Вступительное слово Дмитрия Медведева:

В развитие университетов вложено 114 млрд рублей

Казань

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Мы собрались в
Казанском федеральном университете. Это большой, серьёзный образовательный
комплекс. Я сегодня посетил разные образовательные учреждения здесь, в
Татарстане.

Посетил сначала IT-лицей,
где занимаются ребята, которые предметно интересуются новыми технологиями,
готовятся к научному будущему.

Познакомился с инфраструктурой, которая создана уже
в университете в рамках Института фундаментальной медицины и биологии.

Всё это
производит очень хорошее впечатление. Очевидно, что это всё очень хорошего
технологического уровня, можно сказать, мирового уровня.

Для подготовки
врачей, например, применяются самые современные решения, включая (я в первый
раз это увидел) виртуальную больницу, где есть различные виды медицинской
помощи, самые разные виды операций, которые студенты тренируются осуществлять.

https://www.youtube.com/watch?v=-ecpEkRNKxQ

И со
студентами мы сейчас пообщались. Обсуждали вопросы технологического
предпринимательства. Они, естественно, идеи всякие высказывали. Я обещал, что
часть этих идей мы сегодня обсудим на заседании президиума совета по
модернизации.

Мы довольно
значительное внимание уделяем нашим ведущим университетам, включая Московский и
Санкт-Петербургский университеты, федеральным университетам, национальным исследовательским университетам.

За 10 лет в
развитие этой системы вложено 114 млрд рублей – для нашей страны в общем
немаленькие деньги.

В результате удалось создать достаточно современную
исследовательскую и образовательную инфраструктуру.

Сейчас в
рамках проектной деятельности мы реализуем специальный приоритетный проект «Вузы
как центры пространства создания инноваций». Он направлен на укрепление
глобальной конкурентоспособности российских университетов, на создание
университетских центров инновационного, технологического и социального развития
регионов.

Общая задача, конечно, чтобы эти
инвестиции работали в интересах всего общества, чтобы результаты
интеллектуального труда не только были доступны специалистам, но и превращались
в экономически оправданные проекты (там, где это возможно, конечно).

Мы очень часто слышим, что наша
страна богата талантливыми изобретателями, но крайне слабо использует
экономический эффект от изобретений.

Или что мы очень слабы в коммерциализации
тех идей, тех изобретений, тех интеллектуальных решений, которые мы получаем, что
нашим учёным, да и инженерам тоже, интереснее творчески развивать передовые
идеи, что мы действительно умеем делать, нежели создавать конечный,
востребованный рынком продукт. И что этому нужно специальным образом учить,
если не со школьной скамьи (хотя, наверное, и со школьной скамьи тоже), то как
минимум в университетах.

Очевидно, что это не совсем так,
тем не менее проблема существует. И давайте сегодня обсудим, в какой мы фазе, в какой стадии
находимся.

Естественно,
мы начинаем не с чистого листа. Тем, чтобы технологическое предпринимательство
стало популярным, мы, здесь присутствующие (большинство присутствующих),
занимаемся в разных форматах уже лет десять.

Когда-то я
начинал эту деятельность на площадке нашего совета по модернизации. Были
приняты важные решения, которые, кстати, до сих пор считают удачными.

Например,
мы разрешили создавать при университетах, при научных организациях малые
инновационные предприятия, которые занимаются коммерциализацией результатов
интеллектуальной деятельности.

Это Федеральный
закон от 2 августа 2009 года №217, я его когда-то подписывал. В общем, все считают,
что он попал, что называется, в кассу.

По этому закону молодые учёные, студенты, аспиранты могут не только получать
опыт исследовательской работы, но и решать прикладные задачи, пробовать свои
силы в организации бизнеса. За это время, то есть с 2009 года, таких
предприятий появилось около 3 тыс., причём значительная часть (почти 2,7 тыс.)
создана именно при университетах (таких университетов у нас 307).

Мы продолжаем
обсуждать, как они работают, снимаем различные ограничения. Но остаются и
неурегулированные проблемы. Сегодня мы их можем также обсудить, говорили об
этом со студентами.

Чтобы стартапы
были более успешными, нужно понимать потенциальный спрос. А спрос лучше всех
понимают именно промышленники, промышленные компании. Они должны не только
видеть в студентах своих будущих сотрудников, но и в принципе доверять
проектным командам из университетов решение технологических задач. Именно об
этом сейчас студенты меня и просили.

Мы предлагаем
для этого целый ряд стимулирующих мер. В частности, была
реализована программа субсидирования исследований и технологических разработок
силами университетов и государственных научных центров. Это известное постановление
Правительства от 9 апреля 2010 года №218. Оно оказалось достаточно удачным,
мы неоднократно это обсуждали.

Есть и 220-е
постановление, это программа мегагрантов. За пять лет в рамках этой
программы было создано 200 лабораторий. В них работают 5 тыс. учёных, научных
сотрудников, свыше 700 студентов, 900 аспирантов. То есть в общем и целом эти
меры свою роль сыграли.

Сейчас мы реализуем программу по
развитию инжиниринговых центров. Порядка 50 таких центров получили господдержку
на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Это центры, которые занимаются
перспективными разработками (это и композиты, и микропроцессоры, и лазеры, и
биотехнологии) в интересах целых отраслей.

Заседание президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России

Есть Фонд содействия инновациям,
в рамках которого реализуется программа «Умник». Она направлена на поддержку
молодых инноваторов (до 30 лет).

По программе «Старт» поддержку
получают стартапы на ранних этапах своего развития (на так называемой посевной
стадии).

Эти программы оцениваются как
достаточно неплохие, эффективные. Хотя понятно, что фонд мог бы играть более
активную роль в развитии технологического предпринимательства, и здесь мы также
обсудим возможные решения.

Наконец, в рамках Национальной
технологической инициативы планируется сформировать сеть профильных центров на
базе университетов, научных организаций. Такие центры также должны
способствовать перетоку (или, как говорят, трансферу) разработок в интересах
проектов Национальной технологической инициативы.

В целом все эти элементы
поддержки себя зарекомендовали, ещё раз подчеркну, неплохо. Но надо признать,
что масштабного эффекта всё-таки не удалось добиться. Мы это констатируем на
различных встречах.

Обсудим сегодня, что можно сделать дополнительно, как
использовать наиболее удачный опыт передовых университетов, что нужно для
внедрения современных подходов, включая механизмы так называемой акселерации
стартапов, развитие системы бизнес-наставничества (бизнес-менторства) и другие
направления.

Из стенограммы:

Вопрос: На встрече со студентами Премьер говорил о
необходимости создания какого-то серьезного информационного ресурса, который бы
объединял сведения о всех возможных формах поддержки стартапов, в том числе
студенческих.

Н.Никифоров: Я бы предложил, чтобы такой сводный
перечень всех программ развития мы сделали на одном из самых популярных сайтов
– сайте «Госуслуги.ру».

Это единый портал получения госуслуг, на котором
зарегистрировано уже почти 50 млн россиян. Там это будет удобно, просто,
доступно. И соответствующее предложение мы будем вносить. Думаю, что это можно
сделать буквально за несколько месяцев.

Полагаю, что в этом году такой единый
информационный ресурс уже начнёт свою работу.

Вопрос: Премьер-министр сказал, что только 10% средств оправдались
– вложений в эти стартапы. Вы согласны с этим? Вы сказали, что очень много
проектов – и студенческих, и других.

Н.Никифоров: Во-первых, есть вложения в стартапы
частных инвесторов. И здесь уже критерии эффективности и оценку эффективности
делает частный инвестор. Инвестор сам голосует рублём.

Читайте также:  -я к вам пишу : 5 профессий, связанных с текстом

А с точки зрения
различных форм государственной поддержки (здесь также лучше посмотреть
статистику всё-таки по конкретным институтам развития) специфика венчурного
финансирования и финансирования стартапов как раз примерно такое соотношение и
даёт: выигрывает, или выстреливает, можно сказать, буквально одна из десяти и
бизнес-идей, и компаний.

И мне кажется, что одна из задач студенческого
предпринимательства – как раз привить такую культуру, в рамках которой мы не
боимся этих проигрышей, поражений, несостоявшихся бизнес-планов.

Это одна из
наших, на мой взгляд, проблем, что мы считаем несостоявшийся стартап каким-то
провалом, а на самом деле с точки зрения студенческого предпринимательства это
никакой не провал, наоборот, это ценнейший жизненный опыт, реальная компетенция
учиться на собственных ошибках и двигаться дальше. Для этого такие программы
поддержки предпринимательства и нужны.

Вопрос: Николай Анатольевич, по программе цифровой экономики. Вы
сказали, что она будет представлена Президенту. Когда планируете это сделать?
И, на Ваш взгляд, когда должна начаться реализация этой программы? Первые меры?

Н.Никифоров: Срок представления программы
«Цифровая экономика» от Правительства в Администрацию Президента, главе
государства – начало июня. Поэтому мы находимся в самой завершающей стадии.

Как
я уже сказал, прошли финальные экспертные обсуждения. Будут сделаны небольшие,
точечные редакционные изменения. В целом цели, задачи, вехи, ключевые
показатели утверждены.

Мы планируем рассмотреть это в Правительстве и уже
направлять на утверждение главе государства.

Реализация
программы должна начаться как можно скорее.

Более того, мы в ходе заседания
рабочей группы экономического совета при Президенте фактически поручили
руководителям соответствующих направлений уже готовить конкретные планы и
продумывать «дорожные карты» реализации мероприятий программы на ближайшие три
года. Сама программа – до 2024-го, но каждый год мы хотим детализировать план
её реализации по крайней мере на трёхлетнюю перспективу.

Такой план
мы уже фактически начинаем делать. Считаем, что это один из важнейших факторов
для создания дополнительных условий экономического роста в нашей стране.

Цифровая экономика – это про то, как мы будем ускорять экономический рост, делать
жизнь россиян удобней, использовать максимум из тех технологических
возможностей, которые нам приносит сегодня IT-революция, технологическая
революция.

Вопрос: То есть уже в этом году возможно?

Н.Никифоров: Конечно, мы рассчитываем, что
программа будет утверждена в этом году и мероприятия начнут воплощаться уже
сейчас.

Источник: http://government.ru/news/27805/

Дмитрий Медведев: За последние 10 лет в систему развития университетов вложено 114 млрд рублей

(Казань, 25 мая, «Татар-информ», Айгуль Мутыгуллина). 114 млрд рублей было вложено систему развития университетов России. Об этом сегодня на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России доложил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Председатель Правительства отметил, что в стране уделяется большое внимание российским университетам, удалось создать современную образовательную исследовательскую инфраструктуру. На сегодняшний день реализуется специальный проект «Вузы как центр создания инноваций». 

«Он направлен на глобальное укрепление конкурентоспособности российских университетов, на создание университетских центров для инновационного, технологического и социального развития регионов.

Общая задача — чтобы эти инвестиции работали в интересах всего общества, чтобы результаты интеллектуального труда были доступны не только специалистам, но и превращались в экономически оправданные проекты там, где это возможно», – отметил Премьер.

В эти минуты в Казани проходит заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России во главе с Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Он прибыл в столицу Татарстана в рамках двухдневного рабочего визита. Заседание проходит на площадке Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета.

В рамках визита в КФУ Председатель Правительства РФ пообщался со студентами и осмотрел IT-лицей университета, где ведется обучение детей с 7-го класса , а с этого года – и школьников с 6-го класса. Кампус лицея расположен на территории Деревни Универсиады.

Осмотрел Дмитрий Медведев уникальный Центр симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии КФУ.

Здесь на площади в 400 квадратных метров создана виртуальная больница, где есть палаты разной направленности: приемный покой, операционная, интенсивная терапия, родильное отделение, детская реанимационная.

В Центре представлены десятки компьютеризированных роботов-манекенов, имитирующих пациентов, а также тренажеры, симуляторы, электронные фантомы. 

На площадке Института фундаментальной медицины Премьер-министр России встретился с молодыми учеными Казанского университета, работающими в высокотехнологичных научных отраслях и ориентирующих свою деятельность на внедрение технологий в экономику.

В заседании также принимают участие вице-премьер Аркадий Дворкович, помощник Президента РФ Андрей Белоусов, министр финансов Антон Силуанов, министр образования и науки Ольга Васильева, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, министр Российской Федерации Михаил Абызов и другие. Участники заседания обсудят вопросы развития студенческого технологического предпринимательства, а также роль университетского предпринимательства в экономике.

Завтра Дмитрий Медведев примет участие в заседаниях Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета.

В повестке дня значатся вопросы дальнейшего развития в рамках содружества, включая подписание международных договоров в таких сферах, как использование атомной энергии в мирных целях; геодезия, картография, кадастр и дистанционное зондирование Земли, противодействие производству и распространению контрафактной продукции, защита интеллектуальной собственности.

В ходе встречи на заседании Евразийского межправительственного совета будут рассмотрены вопросы интеграционного взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию.

Кроме того, планируется утвердить план совместных мероприятий по устранению изъятий и ограничений на рынке ЕАЭС, обсудить ход работы по подготовке основных направлений реализации цифровой повестки и развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах. Также будут рассмотрены вопросы организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса, порядка согласования специфических субсидий в отношении промышленных товаров и другие темы.

Источник: https://www.tatar-inform.ru/news/official/25-05-2017/dmitriy-medvedev-za-poslednie-10-let-v-sistemu-razvitiya-universitetov-vlozheno-114-mlrd-rubley-5124557

Дмитрий Медведев распределил субсидии ведущим вузам

Председатель правительства России Дмитрий Медведев утвердил распределение субсидий, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов. 9,9 млрд руб.

будет распределено между 21 вузом—участником программы «5–100», инициированной в 2012 году президентом Владимиром Путиным и предусматривающей выход пяти российских высших учебных заведений в топ-100 глобальных рейтингов к 2020 году.

По 860,96 млн руб. получат следующие вузы:

  • Московский физико-технический институт (МФТИ),
  • Новосибирский государственный университет (НГУ),
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
  • Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ),
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ,
  • Томский государственный университет (ТГУ),
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

По 430,48 млн руб. получат:

  • Казанский федеральный университет (КФУ),
  • Российский университет дружбы народов (РУДН),
  • Сеченовский университет,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ),
  • Томский политехнический университет (ТПУ),
  • Тюменский государственный университет (ТюмГУ),
  • Уральский федеральный университет (УрФУ).

По 122,99 млн руб. выделят:

  • Балтийскому федеральному университету (БФУ имени Канта),
  • Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ),
  • Самарскому университету,
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,
  • Сибирскому федеральному университету (СФУ),
  • Университету Лобачевского,
  • Южно-Уральскому государственному университету.

По словам ректора ИТМО Владимира Васильева, финансирование, которое вуз получает по проекту «5–100», является «значительным вкладом в повышение конкурентоспособности вуза», однако «крайне важно уже сейчас закладывать в деятельность университета определенные механизмы, которые позволят продолжать устойчивое развитие и по окончании программы». При этом он отмечает, что в 2019–2020 годах при помощи полученного финансирования вуз займется «реорганизацией инновационной и предпринимательской деятельности».

Ректор УрФУ Виктор Кокшаров заявил “Ъ”, что вуз «продолжит курс на увеличение числа иностранных студентов и привлечение мировых ученых и преподавателей», а ректор БФУ Андрей Клемешев отметил, что для вуза «участие в проекте важно не столько с точки зрения получения денег», но и для «выработки программы нового понимания приоритетов развития».

В конце 2018 года стало известно, что проект «5–100», инициированный в 2012 году президентом Владимиром Путиным и предусматривающий выход пяти российских высших учебных заведений в топ-100 глобальных рейтингов к 2020 году, будет продлен после завершения первого отчетного периода. Сейчас в нем принимает участие 21 вуз. В дальнейшем число участников будет увеличено — на конкурсной основе отберут еще не менее девяти университетов, которые получат государственную поддержку.

Предполагается, что до 2020 года федеральный бюджет ежегодно будет выделять около 10 млрд руб. на программу «5–100» по поддержке российских вузов.

Каждый год объем субсидирования программы составляет примерно 10 млрд руб. (в прошлом году между 21 вузом также было распределено 9,9 млрд руб.). В 2013–2015 годах субсидии в рамках программы получали около сначала 15 (2013), затем 14 университетов.

Ксения Миронова

В 2018 году 47 российских университетов были представлены в ведущих мировых рейтингах — на семь больше, чем год назад. При этом в 2012 году таких университетов было только 15. В предметные (отраслевые) рейтинги вошли 44 российских вуза, что на 14 больше, чем в прошлом году.

Укрепить свои позиции смогли, в частности, участники проекта «5–100», предусматривающего выход пяти российских высших учебных заведений в сотню лидеров глобальных рейтингов к 2020 году.

Несмотря на хорошие показатели в мировых рейтингах, согласно исследованию качества приема в российские университеты, в текущем году «сильные вузы стали сильнее, а слабые — слабее».

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3881975

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

25 мая 2017 года в Казани полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич принял участие в заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Речь, главным образом, шла о развитии студенческого технологического предпринимательства.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Мы собрались в Казанском федеральном университете. Это большой, серьёзный образовательный комплекс. Я сегодня посетил разные образовательные учреждения здесь, в Татарстане.

Посетил сначала IT-лицей, где занимаются ребята, которые предметно интересуются новыми технологиями, готовятся к научному будущему.

Познакомился с инфраструктурой, которая создана уже в университете в рамках Института фундаментальной медицины и биологии.

Всё это производит очень хорошее впечатление. Очевидно, что это всё очень хорошего технологического уровня, можно сказать, мирового уровня.

Для подготовки врачей, например, применяются самые современные решения, включая (я в первый раз это увидел) виртуальную больницу, где есть различные виды медицинской помощи, самые разные виды операций, которые студенты тренируются осуществлять.

И со студентами мы сейчас пообщались. Обсуждали вопросы технологического предпринимательства. Они, естественно, идеи всякие высказывали. Я обещал, что часть этих идей мы сегодня обсудим на заседании президиума совета по модернизации.

Мы довольно значительное внимание уделяем нашим ведущим университетам, включая Московский и Санкт-Петербургский университеты, федеральным университетам, национальным исследовательским университетам.

За 10 лет в развитие этой системы вложено 114 млрд рублей – для нашей страны в общем немаленькие деньги.

В результате удалось создать достаточно современную исследовательскую и образовательную инфраструктуру.

Сейчас в рамках проектной деятельности мы реализуем специальный приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он направлен на укрепление глобальной конкурентоспособности российских университетов, на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

Общая задача, конечно, чтобы эти инвестиции работали в интересах всего общества, чтобы результаты интеллектуального труда не только были доступны специалистам, но и превращались в экономически оправданные проекты (там, где это возможно, конечно).

Мы очень часто слышим, что наша страна богата талантливыми изобретателями, но крайне слабо использует экономический эффект от изобретений.

Или что мы очень слабы в коммерциализации тех идей, тех изобретений, тех интеллектуальных решений, которые мы получаем, что нашим учёным, да и инженерам тоже, интереснее творчески развивать передовые идеи, что мы действительно умеем делать, нежели создавать конечный, востребованный рынком продукт. И что этому нужно специальным образом учить, если не со школьной скамьи (хотя, наверное, и со школьной скамьи тоже), то как минимум в университетах.

Очевидно, что это не совсем так, тем не менее проблема существует. И давайте сегодня обсудим, в какой мы фазе, в какой стадии находимся.

Естественно, мы начинаем не с чистого листа. Тем, чтобы технологическое предпринимательство стало популярным, мы, здесь присутствующие (большинство присутствующих), занимаемся в разных форматах уже лет десять.

Когда-то я начинал эту деятельность на площадке нашего совета по модернизации. Были приняты важные решения, которые, кстати, до сих пор считают удачными.

Например, мы разрешили создавать при университетах, при научных организациях малые инновационные предприятия, которые занимаются коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности.

Это Федеральный закон от 2 августа 2009 года №217, я его когда-то подписывал. В общем, все считают, что он попал, что называется, в кассу.

По этому закону молодые учёные, студенты, аспиранты могут не только получать опыт исследовательской работы, но и решать прикладные задачи, пробовать свои силы в организации бизнеса. За это время, то есть с 2009 года, таких предприятий появилось около 3 тыс., причём значительная часть (почти 2,7 тыс.) создана именно при университетах (таких университетов у нас 307).

Мы продолжаем обсуждать, как они работают, снимаем различные ограничения. Но остаются и неурегулированные проблемы. Сегодня мы их можем также обсудить, говорили об этом со студентами.

Чтобы стартапы были более успешными, нужно понимать потенциальный спрос. А спрос лучше всех понимают именно промышленники, промышленные компании. Они должны не только видеть в студентах своих будущих сотрудников, но и в принципе доверять проектным командам из университетов решение технологических задач. Именно об этом сейчас студенты меня и просили.

Мы предлагаем для этого целый ряд стимулирующих мер. В частности, была реализована программа субсидирования исследований и технологических разработок силами университетов и государственных научных центров. Это известное постановление Правительства от 9 апреля 2010 года №218. Оно оказалось достаточно удачным, мы неоднократно это обсуждали.

Есть и 220-е постановление, это программа мегагрантов. За пять лет в рамках этой программы было создано 200 лабораторий. В них работают 5 тыс. учёных, научных сотрудников, свыше 700 студентов, 900 аспирантов. То есть в общем и целом эти меры свою роль сыграли.

Сейчас мы реализуем программу по развитию инжиниринговых центров. Порядка 50 таких центров получили господдержку на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Это центры, которые занимаются перспективными разработками (это и композиты, и микропроцессоры, и лазеры, и биотехнологии) в интересах целых отраслей.

Есть Фонд содействия инновациям, в рамках которого реализуется программа «Умник». Она направлена на поддержку молодых инноваторов (до 30 лет).

По программе «Старт» поддержку получают стартапы на ранних этапах своего развития (на так называемой посевной стадии).

Эти программы оцениваются как достаточно неплохие, эффективные. Хотя понятно, что фонд мог бы играть более активную роль в развитии технологического предпринимательства, и здесь мы также обсудим возможные решения.

Наконец, в рамках Национальной технологической инициативы планируется сформировать сеть профильных центров на базе университетов, научных организаций. Такие центры также должны способствовать перетоку (или, как говорят, трансферу) разработок в интересах проектов Национальной технологической инициативы.

В целом все эти элементы поддержки себя зарекомендовали, ещё раз подчеркну, неплохо. Но надо признать, что масштабного эффекта всё-таки не удалось добиться. Мы это констатируем на различных встречах.

Обсудим сегодня, что можно сделать дополнительно, как использовать наиболее удачный опыт передовых университетов, что нужно для внедрения современных подходов, включая механизмы так называемой акселерации стартапов, развитие системы бизнес-наставничества (бизнес-менторства) и другие направления.

Сайт Правительства Российской Федерации

Источник: http://gfi.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/933600.htm

Российские вузы «слили» 80 млрд руб. на рейтинг

Слева направо: Андрей Волков, Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов

В коворкинге на 8-м этаже башни «Империя» в «Москва-сити» легко найти девушку с ноутбуком — это представитель ООО «Международный издатель». Ее компания продает соавторство в статьях для международных научных журналов.

«Статьи уже написаны и приняты в журналы «…» От вас только деньги», — говорится на сайте компании. Стать первым соавтором в статье о факторах производственного стресса у разработчиков IТ-продуктов стоит, например, 22 000 руб. Статью в 2020 г.

Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как я сдала егэ по английскому языку на 100 баллов

должен опубликовать научный журнал из Венесуэлы.

За три года компания опубликовала 2000 статей, ее услугами воспользовалось более 10 000 ученых. Раньше «Международный издатель» работал с российскими изданиями, например публиковал статьи в журналах Высшей аттестационной комиссии. Эти публикации нужны для защиты диссертаций.

Но в 2013 г. рынок научных публикаций перевернулся. Годом ранее сразу после избрания президентом на третий срок Владимир Путин подписал майские указы. Один из них предусматривал, что пять российских вузов к 2020 г.

должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов. Эта госпрограмма в просторечии получила название «5–100». Государство выделило 80 млрд руб.

Но чуда не случилось: наши вузы так и не попали в топ-100 мировых рейтингов, а некоторые из них, погнавшись за KPI программы, и вовсе начали терять позиции.

10 млрд руб. в год на прорыв У президента формулировка была очень общая — не уточнялось даже, какие рейтинги имеются в виду.

«В сообществе, конечно, под мировыми рейтингами имеют в виду большую тройку — Times Higher Education (THE), QS World University Rankings, Шанхайский рейтинг (ARWU) — и прежде всего общие, а не предметные рейтинги», — объясняет замдиректора научно-технической библиотеки Сибирского отделения (НТБ СО) РАН Денис Косяков.

В топе этих рейтингов — Стэнфорд, Гарвард, Оксфорд и Кембридж. Места в первой сотне давно поделены, говорил помощник президента Андрей Фурсенко телеканалу «Россия 24»: «80 мест занято навсегда, а 20 мест — туда-сюда».

За то, чтобы сделать попадание в рейтинги ключевым критерием успеха, выступали, например, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и Дмитрий Ливанов, тогда министр образования и науки, говорит Андрей Волков, научный руководитель школы управления «Сколково» и член совета госпрограммы «5–100». Ливанов подтвердил это «Ведомостям». Кузьминов ответил «Ведомостям», что это было предложение Ливанова, которое все единогласно поддержали. Сам Волков тоже сторонник этой идеи: «Никакой другой общей линейки для вузов в мире пока нет».

В 2013 г. совет при правительстве по повышению конкурентоспособности ведущих университетов выбрал 15 вузов, которые должны были попытаться попасть в топ-100. Потом к ним добавилось еще шесть. Чтобы попасть в этот список, вуз должен был либо входить в топ-600 рейтинга QS или THE, либо выполнять несколько других требований — например, по количеству студентов, аспирантов и преподавателей.

Каждый год федеральный бюджет выделяет им примерно 10 млрд руб., которые распределяются между участниками решением совета — в зависимости от качества программы развития и достигнутых результатов.

Для вузов это может быть существенной прибавкой к бюджету. В 2018 г. каждый получил от государства дотацию в размере от 100 млн до 800 млн руб. Например, Томскому госуниверситету и МФТИ досталось по 800 млн руб.

при бюджетах 4,6 млрд и 6,6 млрд руб. соответственно.

Про рейтинги и методы Три рейтинга, в которые должны попасть российские вузы, различаются между собой по строгости отбора. Самый жесткий — Шанхайский. В нем учитывается количество лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии в вузе и цитируемость в самых известных научных журналах мира — Nature и Science.

Больше шансов на продвижение у российских вузов было в рейтингах THE и QS. Считается, что рейтинг QS больше ориентирован на студентов, а THE больше веса придает научно-исследовательской репутации.

На что еще вузы тратят миллиарды

Вузы могут также тратить субсидии на привлечение научных кадров, иностранных студентов, оснащение лабораторий. Благодаря проекту «5–100» в вузах начала формироваться культура исследований, считает Косяков: «Во всем мире их принято делать с помощью студентов, так как при помощи штатных сотрудников это дороже».

Представитель ВШЭ сообщил «Ведомостям», что его вуз создал на деньги проекта семь новых международных лабораторий. В МИСиСе создано 30 лабораторий, а вуз начал работать в двух меганаучных проектах. В МФТИ создано 64 лаборатории.

В Самарском научно-исследовательском университете им. С. П. Королева создали научную лабораторию по изучению процессов горения в сотрудничестве с профессором Международного университета Флориды Александром Мебелем.

Вуз также запустил малый космический аппарат «Аист-2Д».

В 2020 г. проект «5–100» закончится, но вузы продолжат получать деньги на глобальное развитие, обещает представитель Миннауки. Проект «Глобальное образование» входит в программу «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Общие расходы на программу — 156 млрд руб. до 2024 г., но часть этих денег должна быть потрачена на среднее образование.

В рейтинге THE две трети баллов начисляется за измеримые достижения: цитирование, доходы от исследований, долю иностранных студентов. В QS за измеримые достижения дают только половину баллов, остальная часть начисляется по итогам опросов — про академическую репутацию вуза и репутацию у работодателей.

Оба рейтинга используют наукометрическую базу данных Scopus, ее ведет компания Elsevier. До 2016 г. THE использовал базу Web of Science. Эти базы хранят данные научных журналов и конференций со всего мира.

«Мы собираем информацию по журнальным публикациям напрямую от их издателей.

Все журналы мы отбираем на основании единой политики отбора, и если новый журнал отвечает всем нашим критериям, то по итогам оценки мы начинаем его индексировать», — объясняет эксперт по библиометрии Web of Science Group Павел Касьянов.

Чтобы войти хотя бы в 1000 вузов, которую рассматривают рейтинги, нужно набрать минимум 1000 публикаций в Scopus, объясняет представитель Балтийского федерального университета (Калининград).

В THE на основе Scopus присваивается 30% баллов, в QS — 20% баллов. Неудивительно, что российские вузы — участники проекта начали работать над увеличением количества публикаций.

Правда, иногда спорными методами.

Как вузы увеличивали цитируемость «После того как запустилась «5–100», вузы начали приходить к нам, просить научить их работать со Scopus», — говорит Косяков. Учились вузы быстро. За годы работы проекта количество вузовских публикаций в Scopus выросло более чем втрое — с 19 000 в 2010–2012 гг. до 63 500 в 2014–2016 гг.

Три года назад Косяков и двое его коллег из НТБ СО РАН написали исследование о том, какими способами российские вузы увеличивают количество публикаций. Свыше 40% прироста произошло за счет сомнительных стратегий, подсчитали соавторы. Нормальный рост цитируемости можно увидеть на примере ВШЭ, объясняет Косяков: «У них почти нет перекосов, рост ровный и стабильный».

«Перекосы» можно увидеть на примере Казанского федерального университета (КФУ) — почти половина прироста у него идет за счет «мусорных» журналов. Именно так они названы в исследовании.

Как работает хороший научный журнал? Касьянов объясняет: «Допустим, вы провели исследование, написали статью и прислали ее в редакцию. Если редактора она устроила, то он отправляет ее авторитетному ученому, работающему в том же самом научном направлении, на «слепое» рецензирование».

Что такое «мусорный» журнал? Косяков характеризует их как журналы с «низкой социальной ответственностью». Они не обеспечивают должной процедуры рецензирования, т. е. если автор заплатил, то попасть к ним может почти любое исследование.

Журнал выводится на уровень, необходимый для индексации в международных базах, и после этого резко увеличивает количество публикаций. Как правило, такие журналы долго не существуют. «Чтобы удостовериться, что журнал «мусорный», уходит время.

За пару-тройку лет, до тех пор пока базы данных не исключат журнал, издательство успевает хорошо заработать», — объясняет Косяков. Многие такие журналы имеют индийское или пакистанское происхождение.

Еще одна популярная стратегия — это привлеченные статьи. Это может быть как результатом совместного проекта, так и временным оформлением автора публикуемой статьи в вуз для увеличения цитируемости последнего.

Допустим, ученый проводит исследование на деньги и при помощи научно-исследовательской организации А, но вписывает второе место работы — вуз Б, который платит ему за это упоминание, объясняет Косяков.

Фактически это покупка университетом места в списке соавторов, говорит он.

«Брокеры статей — это известное явление, и, если мы узнаем об этой практике, мы исследуем, участвуют ли какие-либо конкретные журналы, и при необходимости прекращаем индексацию этих журналов», — заявил представитель Elsevier.

Норматив по «мусору» По количеству «мусорных» публикаций КФУ оставил далеко позади все остальные вузы. С 2010 г. его ректором является физик Ильшат Гафуров. «Новый ректор пообещал привести федеральные деньги, — рассказывает близкий к вузу человек. — Он их и привел — КФУ попал в программу «5–100», а потом оказалось, что эти средства надо отрабатывать».

Один из сотрудников КФУ так описывает механизм работы с «мусорными» журналами. Руководство рассылает по кафедрам норматив по публикациям в расчете на одного преподавателя. Дальше сотрудники приносят в отдел по сопровождению научной деятельности свои статьи и деньги — минимум 12 000 руб., бывает, и значительно больше.

В отделе в тексте проставляют перекрестные ссылки на другие статьи КФУ, иначе на «мусорных» публикациях цитируемость не вырастишь. Дальше эти деньги возмещают премией. Так достигается важный побочный эффект — растет средний уровень оплаты труда до уровня майского указа президента.

«Года через два, когда мы полностью засорим такой журнал, его выкидывают из Scopus, и появляется новый», — подытоживает собеседник «Ведомостей».

«Все это знают, все это видят, так оно и растет, и мы отчитываемся этими показателями», — продолжает он. В закупках КФУ можно найти как минимум три контракта на публикацию научных статей на 85 млн руб. Тексты контрактов закрыты.

«В КФУ внедрена система эффективного контракта, и каждый преподаватель подписывает договор с ключевыми показателями эффективности, в том числе статьи в [научных] журналах, — рассказал «Ведомостям» представитель вуза. — Сотрудник вправе самостоятельно выбирать способы апробации результатов своих научных изысканий».

Представитель федерального Миннауки ответил «Ведомостям», что еще в 2015 г. власти обратили внимание на эту проблему и «университетам, уличенным в подобных практиках, было значительно сокращено финансирование». Так, в 2015 г. финансирование было сокращено КФУ — с 600 млн до 378 млн руб., ННГУ им. Лобачевского и Самарскому научно-исследовательскому университету им. С. П. Королева.

Но зато уже через год, в 2016 г., субсидия КФУ выросла в 2,5 раза до 900 млн руб. От практики «мусорных» журналов в вузе по-прежнему не отказались. «Потенциально «мусорным» является, например, журнал Journal of Social Sciences Research.

Сотрудники КФУ опубликовали в нем 88 статей из 223 по направлению социальных и экономических наук, гуманитарных исследований в 2018 г.», — указывает Косяков.

Пресс-служба КФУ в ответ на вопрос о «мусорных» журналах назвала эти обвинения «недобросовестной конкуренцией».

«Сложно проанализировать, как часто вузы — участники проекта «5–100» публикуются в «мусорных» журналах, потому что, несмотря на распространенность данного термина, для него нет общепринятого определения», — говорит представитель Elsevier.

Конференции по переписке В рейтинге можно продвинуться не только за счет журналов, но и за счет конференций, говорит директор наукометрического центра ВШЭ Иван Стерлигов. А опубликовать материалы конференций в Web of Science и Scopus зачастую значительно проще.

По данным Web of Science, в прошлом году Россия стала чуть ли не одним из мировых лидеров по научным конференциям. Перескочив 16 строчек, наша страна вышла на 4-е место в мире, уступив только США, Китаю и Индии.

Количество публикаций в трудах конференций с 2010 г. выросло в 27 раз, говорится в исследовании НТБ СО РАН.

При этом по публикациям в качественных научных журналах (верхние индексы Web of Science) Россия поднялась только с 16-го на 15-е место.

Этот рост — в основном за счет второстепенных конференций на базе российских вузов и заочных платных конференций, в том числе недобросовестных, говорится в докладе Стерлигова «Российский конференционный взрыв».

«Почта каждого научного сотрудника завалена предложениями: участие в конференции с публикацией материалов в Web of Science и Scopus. Причем участие «заочное» — т. е. просто высылаешь им какие-то тезисы, платишь деньги и публикуешься», — говорит Стерлигов.

Правда, в некоторых темах, например компьютерных науках, развитие идет так быстро, что основным каналом информации служат именно конференции, отмечает Стерлигов.

Поэтому много публикуется в материалах конференций Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики.

Преподаватели КФУ также очень увлекаются публикациями в трудах конференций, указывает Косяков. Представители других лидеров в этом сегменте — Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Томского политехнического университета и Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) — не ответили на вопросы «Ведомостей» о таких публикациях.

«Для того чтобы попасть в Web of Science и Scopus, конференция должна быть международной, — поясняет близкий к одной из баз данных человек. — Вуз зовет на конференцию двух казахов и двух китайцев, и вот уже она формально международная, материалы публикуются, показатели растут».

Представитель Миннауки с выводами Косякова не согласен: «Авторы искажают смысл понятий, применяя манипулятивную семантику, метод создания фактов, наклеивание ярлыков, а также используют выборочный подбор информации, не принимая во внимание основные тенденции и реалии развития как российской, так и международной науки».

Нереалистичные цели «Поставленные цели изначально были нереалистичны, — считает проректор по программам развития Новосибирского государственного университета Алексей Окунев. — Никому из международных вузов ранее за шесть лет не удавалось сделать скачок вверх на 300–400 мест и переместиться с позиции 400+ в топ-100».

Сейчас в топ-100 глобального рейтинга QS входит только МГУ (84-е место), который не участвует в программе «5–100». В Шанхайском рейтинге это тоже единственный российский вуз — он на 86-м месте.

Ни один участник «5–100» до первой сотни так и не добрался, а Тюменский университет не вошел даже в 1000. Хотя некоторые вузы все же заметно поднялись. Ближе всего к топ-100 в QS приблизились Новосибирский и Томский университеты — 231-е и 268-е места (ранее — 371-е и 600-е).

Неожиданным стало то, что за время проекта некоторые вузы-участники начали падать в рейтинге THE. Терять позиции, например, стали МИФИ, Томский политехнический университет, КФУ. «Негативно оцениваемые практики» дают кратковременный эффект, объясняет представитель THE Егор Яблоков.

Еще одна причина — российские вузы не смогли конкурировать с университетами Китая, Индии и других стран, которые тоже попали в рейтинг, добавляет Яблоков. Представитель QS объяснил это тем, что этот рейтинг используют отличные от THE методы.

Падение в THE тревоги не вызывает и на заседаниях отдельно не обсуждается, потому что совет «5–100» ориентируется не только на рейтинги, но и на общую программу развития вузов, говорит член совета Волков.

На проект уже были выделены бюджетные деньги, отказаться от него было невозможно, поэтому в 2017 г. было объявлено, что цель — не только глобальные, но и предметные рейтинги, рассказывает Яблоков.

В предметных рейтингах подняться проще: например, в гуманитарных предметах очень большой вес (до 90%) имеет «репутация», которая измеряется опросами. Картинка в них действительно лучше, чем в глобальных. Например, МФТИ в 2018 г.

занял 51-е место в рейтинге QS по физике, а ВШЭ — 51-е по экономике. Всего в топ-100 предметных рейтингов входят семь участников «5–100». «До начала проекта туда не входил ни один из них», — сообщил «Ведомостям» представитель Миннауки.

*** ИНФОРМАЦИЯ ***

  • Новости размещаются в автоматическом режиме.
  • В данном случае источником новости под заголовком «Российские вузы «слили» 80 млрд руб. на рейтинг.» является данный сайт.
  • По вопросу размещения новостей и другим услугам смотрите информацию в соответствующем разделе услуги.
  • *****

    Источник: http://infopressa.com/2019/09/09/rossiiskie-vyzy-slili-80-mlrd-ryb-na-reiting/

    Ссылка на основную публикацию