В россии открылся музей истории образования

Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I.

Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.

В России открылся музей истории образования

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете.

При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции – Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер — Кунсткамерой (кабинет редкостей).

Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина.

После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ученики жалеют об уходе из школы

Оценим за полчаса!

Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

В России открылся музей истории образования

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло.

Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей.

В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь.

Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.

В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году.

Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали.

Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».

В России открылся музей истории образования

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы.

По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка.

Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде.

Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр.

В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

В России открылся музей истории образования

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки.

Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях.

В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли.

Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне.

Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов.

По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова.

Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара — в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

В России открылся музей истории образования

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии.

Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов.

Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

В России открылся музей истории образования

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг.

Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров.

В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе.

Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей.

Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

В России открылся музей истории образования

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств.

Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет.

Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.

Источник: https://www.syl.ru/article/352453/pervyiy-muzey-v-rossii-istoriya-sozdaniya

В каком городе и когда открылся первый музей в россии?

Пользователь удален Мыслитель (9293) 12 лет назад Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей), или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.В России открылся музей истории образованияПётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (улица Шпалерная, дом 9).Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне —»Готторпский» (с 1754 Большой академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.Некоторые экспонаты музея:http://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/233.htmlhttp://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/234.htmlhttp://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/235.htmlhttp://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/236.htmlhttp://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/237.htmlhttp://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/238.htmlhttp://foto.mail.ru/mail/tornado.com/_answers/239.htmlисточник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кунсткамера

источник: http://www.kunstkamera.ru/

Комментарий удален

Владимир Сверчков Мастер (1188) 12 лет назад САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КУНТСКАМЕРАУказы Петра I «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей» (Полное собрание законов Российской империи, т. IV, СПб. , 1830, № 1964, 3159 и др.) . Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии. 1714–1719 гг. В связи с переносом столицы России из Москвы в Санкт-Петербург все коллекции были расставлены в Летнем дворце в новой столице. Хранение коллекций было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру. Музей получил имя «Кунсткамера», но в эти годы был недоступен для публичного обозрения. 1719–1727 гг. Открытие коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в Кикиных палатах — доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора. В первые годы Музей имел в своем составе и ряд «живых» экспонатов – монстров, карликов, великанов. 1727 г. Перемещение Кунсткамеры и Библиотеки академии наук в специально выстроенное по указу Петра здание (архитекторы И. Матарнови и М. Г. Земцов) на Стрелке Васильевского о-ва. Согласно указу Петра I Музей был бесплатным для посетителей. Более того, Петр считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать» . 1741–1745 гг. Публикация двухтомного каталога Кунсткамеры (Musei Imperialis Petropolitani) и иллюстрированного путеводителя по Музею на немецком и русском языках. 1747 г. Пожар в здании Кунсткамеры, в результате которого погибла большая часть этнографических коллекций. 1766 г. Окончание ремонта и возобновление работы Музея. Конец 18 – начало 19 в. Пополнение этнографических коллекций Музея вещами, собранными капитаном Д. Куком в Полинезии, этнографическими коллекциями из Северо-Восточной Азии (чукчи, алеуты, эскимосы) , Северной и Южной Америки (коллекции Российско-Американской компании и кругосветных путешествийрусских моряков и ученых: И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лиснянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, М. Н. Станюковича и др.) .20–30 гг. 19 вв. Создание на базе Кунсткамеры ряда самостоятельных академических музеев – Этнографического, Азиатского, Египетского, Анатомического, Зоологического, Ботанического, Минералогического музеев и Кабинета Петра I (Указ «Устав и штат Императорской Санкт-Петербургской Академии наук» от 8 января 1836 г.) . 1842 г. Руководителем Анатомического кабинета становится академик К. М. Бэр, положивший начало собирания антропологических (остеологических) коллекций Кунсткамеры. 5 декабря 1878 По предложению директора Этнографического музея академика А. А. Шифнера и директора Антропологического музея академика К. М. Бэра Академия наук принимает решение «вместо нынешних двух музеев Антропологического и Этнографического учредить при Академии один Музей – Музей антропологии и этнографии». Этот Музей должен был в своих стенах объединить все данные о происхождении человека и его культуре – антропологии, археологии и этнографии. 70-80 гг. 19 вв. Пополнение Музея уникальными коллекциями, собранными русскими путешественниками в Африке (В. В. Юнкер) и Новой Гвинее (Н. Н. Миклухо-Маклай) . 1889 г. Открытие экспозиций Музея в пристроенном со стороны Таможенного переулка новом здании (экспозиции по России, Азии, Африке, Австралии, Америке, разделы «Художественно-промышленные изделия», «Принадлежности буддийской веры», «Древности каменного века», «Человеческие черепа и скелеты» и др. ) 1894 г. Назначение на пост директора Музея В. В. Радлова, крупнейшего специалиста по этнографии и лингвистике тюркских народов Сибири. 1903 г. В связи с празднованием 200-летия основания Петербурга Музею было присвоено имя «Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого». Это имя Музей носит и сегодня.

Читайте также:  Божественная защита: в россии появился первый кандидат теологии

1910 г. Расширение музейных экспозиций за счет надстройки третьего этажа в музейном здании по Таможенном

Источник: http://www.kunstkamera.ru/history/chronicle/

Источник: https://otvet.mail.ru/question/12532579

Интернет-галерея музеев

В России открылся музей истории образованияМузей «Истории профессионального образования города Москвы» является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания».  

Музей создан по инициативе Департамента образования города Москвы, является структурным подразделением ГБОУ ДПО ЦВПГВ. Общая площадь музея – 128,5 м. Количество единиц музейного фонда: основного – 781 ед. вспомогательного — 132 ед.

Цель музея: информировать посетителей об истории развития профессионального образования в городе Москве, о деятельности человека в рамках развития массовых и редких профессий, производств, технологий; формировать представления и убеждения в престижности рабочих профессий и получения профессионального образования; содействовать межличностному и корпоративному общению, связям работодателей с «кузницей кадров» – колледжами Москвы; организовывать творческие вечера в дни праздников профессий, культурную программу, демонстрацию фильмов, выставки, презентации.

Своей деятельностью музей призван формировать у подрастающего поколения уважение к историческому прошлому своего народа на примере истории создания системы «Трудовых резервов» страны, биографий известных людей труда и выдающихся выпускников профессиональных образовательных организаций, трудовых достижений в различных отраслях народного хозяйства, трудовых подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Подвиги Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда являют собой примеры самоотверженного отношения к своей Родине и своему профессиональному долгу. Наши учёные совершают выдающиеся открытия, инженеры создают уникальное оборудование, артисты, писатели, спортсмены укрепляют авторитет страны на мировом уровне – каждый из них вносит свой вклад в развитие нашей Родины, направляя свою деятельность на возрождение и укрепление социально – экономического потенциала России. Рассказ о них содержится в экспозициях музея, воспитывая юных посетителей на примере трудовых и боевых подвигов предыдущих поколений, содействуя формированию в обществе уважительного отношения к человеку труда и его заслугам. В современном мегаполисе всё более востребованными становятся специалисты рабочих профессий. Возвращается понимание необходимости трудового воспитания и ориентирования подростков на получение профессионального образования. Музей решает актуальную задачу привлечения внимания своих экскурсантов к истории профессионального образования, воспитывает активную жизненную позицию, патриотизм, повышает интеллектуальный и культурный уровень развития молодёжи.

Свою деятельность музей «Истории профессионального образования города Москвы» осуществляет при тесном взаимодействии с образовательными и общественными организациями, музеями Москвы, патриотическими центрами с привлечением ветеранских и творческих организаций, союзов. В России всегда с особым уважением относились к людям, достигшим высоких профессиональных результатов.

Герои труда – это лучшие представители нашей страны, самоотверженно и эффективно выполняющие свою повседневную работу, составляющие основной производственный потенциал, интеллектуальную и рабочую элиту нашего общества, делающие бесценный вклад в развитие страны на основе трудовых свершений. Их знания и опыт нужны сегодня для формирования жизненных ценностей молодого поколения.

История нашей страны наполнена множеством ярких примеров созидательного труда её многонационального народа. Благодаря напряжённому труду и трудовому энтузиазму наших соотечественников Россия стала одной из великих держав, и в современную эпоху мы во многом опираемся на трудовые традиции прошедшего столетия.

Музей стал местом встречи людей, достигших в своей жизни высоких профессиональных результатов, с молодежью: школьниками и студентами образовательных организаций Москвы.

Исходя из того, что выпускники профессиональных образовательных организаций кроме получения общего образования и овладения навыками по профессии или специальности, должны   соответствовать современному социуму, на первый план в работе музея выходит социально-культурная деятельность.

В центре музейно-педагогического процесса находятся вещественные предметы, рассказывающие об историческом пути зарождения и развития сети учреждений профессионального образования в столице. Отсюда, в музее проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на учащегося-посетителя.

Информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

В музее создаются все условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента: пробуждается интерес обучающихся к своим историческим корням, воспитывается чувство значимости выбранной профессии и осознания необходимости семейной и трудовой преемственности; стимулируется проведение исследовательской работы в семейных и государственных архивах, с целью нахождения прямых или косвенных упоминаний о трудовых буднях военных лет, участии членов семьи обучающихся в трудовых подвигах мирного времени; воспитывается осознание важности сохранения истории своей семьи, своего народа, своей страны, сохранения исторической памяти для повышения престижа и роли труда в духовно-нравственном возрождении народа; развивается способность к письменному анализу собранного во время исследовательской работы материала, активизируется исследовательская, проектная и презентационная деятельность.  

Для достижения положительных результатов в процессе воспитания молодёжи и повышения её интереса к творчеству развиваются следующие направления деятельности Музея:

  • фондовая деятельность;
  • экспозиционно-выставочная деятельность;
  • экскурсионная деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • научно-исследовательская и консультационная деятельность;
  • культурно-массовая деятельность.

Музей осуществляет свою работу под руководством отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов, который реализует все направления деятельности музея, организует экскурсии по экспозициям, разрабатывает текущие планы работы.

Реализация целенаправленного систематического педагогического и методического руководства в работе с молодёжью, направленного на развитие музейного движения — важнейшее условие участия музея в воспитательном процессе.

Координацию деятельности Музея осуществляет руководитель отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов.

В работе музея принимает активное участие общественная организация ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы. Данное сотрудничество позволяет использовать опыт и духовный потенциал ветеранов в целях сохранения и преемственности традиций столичного профессионального образования.

История создания музея В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания.

В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории.

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» был создан на базе ГБОУ города Москвы «Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования» (сегодня – структурное подразделение ГБОУ ДПО ЦВПГВ) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы «О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве “Рабочие кадры” на 2008-2010 годы» от 4.12.2007 N 1036-ПП. Музей открылся в 2010 году при широкой поддержке общественности и Департамента образования города Москвы. Он стал итогом целеустремлённой, самоотверженной работы сотрудников Центра совместно с ветеранами педагогического труда, учащимися и педагогическими коллективами учебных заведений, которые стремились воссоздать историю профессионально-технического образования России и пополняли музей бесценными реликвиями, рассказывающими о зарождении профобразования в нашей стране и его развитии.   Открытие было приурочено к важнейшей исторической дате — 70-летию образования Трудовых резервов страны. Ветераны приносили сюда свои награды за сражения и победу в Великой Отечественной войне, передавали в дар музею огромный информационный материал об истории училищ, в которых трудились многие десятки лет, о замечательных выпускниках, сражавшихся на фронтах, о Героях Трудовых резервов, имена которых носят теперь многие образовательные учреждения Москвы.

История профессионального образования России – это история бесконечных реформ и поисков идеальной модели системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных специалистов для важнейших отраслей государственной службы и промышленности.

Уникальность истории развития российской и московской системы профессионального образования заключается в том, что она появилась раньше системы учреждений общего образования, развивалась естественно на фоне развития общеобразовательной школы, но никогда не смешивалось с ней, так как рассматривалась как совершенно самостоятельное направление деятельности государства.

Цели и задачи музея:

1.

Информировать посетителей об истории развития профессионального образования в Москве, о деятельности человека в рамках развития массовых и редких профессий, производств, технологий, формировать представления и убеждения в повышении престижа рабочих профессий и в престижности получения среднего образования.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: Организовать выявление, сбор, отражение в экспозиции и справочно-информационных фондах музея историю профессионального образования Москвы, современного состояния массовых и редких профессий; Оснастить музей кино и видеоматериалами на современных компактных носителях, использовать в работе компьютерные технологии; Организовать возможность групповой и индивидуальной работы посетителей музея с экспозицией и справочно-информационным фондом музея через сеть компьютеризированных рабочих мест или просмотр кино и видеоматериалов на расположенных в музее телеэкранах; Организовывать мероприятия презентационного, рекламного, тематического характера для привлечения в музей молодежи и представителей разных профессий, социальных слоев и возрастов; Оказать научно-методическую и практическую   помощь музеям учреждений профессионального образования города Москвы.

2. Повысить эффективность работы системы профессионального образования столицы.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: Проводить в музее профессиональные мероприятия (лекции, встречи с работодателями, мастер-классы, распространение информации о конкурсах мастерства, в том числе европейского и международного уровня); Комплектовать и представлять через сменные выставки разнообразные по типу и составу материалы, показывающие суть и результаты профессионального обучения в колледжах Москвы, виртуозные навыки и умения специалистов – выпускников этих колледжей; Накапливать и предоставлять посетителям музея информацию о профессиях и специальностях, которым обучают в профессиональных образовательных организациях Москвы; Содействовать рекламе и саморекламе профессиональных образовательных организаций Москвы; Помогать модернизации учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях Москвы; Развивать межличностное и корпоративное общение, связи работодателей с «кузницей кадров» – профессиональными образовательными организациями Москвы.

3. Стать для работников профессионального образования столицы профессиональным клубом. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: Организовывать творческие вечера в дни праздников профессий; Организовывать культурную программу, демонстрацию фильмов, выставки, презентации.

Музей функционирует как: информационно-просветительный центр, в котором сосредоточена информация о профессиональном образовании города Москвы, не представленная больше нигде в столице, что делает музей уникальным явлением в ее культурной жизни; музейно-образовательный центр, где посетитель получит не только знания, но и положительные эмоции; центр социального общения, объединяющий людей разных профессий; центр профессионального общения, работающий по типу профессиональных клубов; центр пропаганды рабочих профессий, среднего профессионального образования, московских профессиональных образовательных организаций; центр профориентации молодежи; культурно-образовательный и досуговый центр, доступный всем жителям столицы. Музей создавался как образовательный, культурологический проект развития социальных компетенций и творческой активности студентов колледжей, как информационный ресурс профессионального ориентирования на рабочие профессии и специальности СПО в системе столичного образования, как объект культурного наследия, хранящий память о поколениях людей Труда. Ветераны войны и военной службы, ветераны московского городского Совета ветеранов педагогического труда регулярно становятся участниками, выступающими и почётными гостями мероприятий Центра и музея «Истории профессионального образования города Москвы».

Контактные данные

Директор: Мельниченко Игорь Иннокентьевич +7(499)164-08-06 Секретарь: +7(499)164-08-06 Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наш адрес: 105425 Москва, 5-я Парковая улица, дом 51 Станция метро: Щелковская;

Как нас найти: Наше здание находится по адресу: г. Москва, ул. 5-я парковая, д.51. Выход из последнего вагона. Из вестибюля выход направо, далее опять направо и потом налево во двор.

Затем через дворы пройти 700 метров до пересечения с 5-й парковой улицей. Перейдя улицу повернуть налево и пройти 150 метров. С правой стороны будет 5-и этажная школа, в которой располагается Центр.

Экспозиция музея

Источник: https://museum.moscowia.su/1609-muzej-istorii-professionalnogo-obrazovaniya-goroda-moskvy-tsentra-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya

В туле открылся музей истории образования

В Туле 26 ноября на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования начал работу Музей истории развития образования в Тульской области, сообщает управление пресс-службы и протокола аппарата правительства.

Участниками церемонии открытия, в частности стали, представители профильного регионального министерства.

После торжественной части состоялась экскурсию по музею, которую провела ректор упомянутого Института Инна Якунина. Как стало известно ИА «Тульская пресса», она рассказала об основных вехах в истории просвещения областии. После церемонии открытия состоялась экскурсия по музею. Об основных этапах истории образования в Тульской области рассказала ректор Института Инна Якунина.

Первый этап — это время после отмены крепостного права в царской России. В Тульской губернии открываются многочисленные школы грамоты и церковно-приходские учреждения, что позволяет обучать письму тех, кто ранее не имел доступа к получению образования.

  • Также идет активное развитие среднего и высшего образования.
  • Переходя к современному периоду, Инна Якунина отметила, что система претерпела множество реформ, а образовательные организации обрели свободу в выборе методов и средств обучения.
  • «Наш музей сегодня – это место, где каждый посетитель, будь то педагогический работник, учащийся или родитель, сможет почувствовать себя учеником или преподавателем представленных эпох, узнать что-то интересное, необычное и удивительное о том, без чего немыслима жизнь любого человека – об образовании и людях, повлиявших на его развитие в Тульском регионе», — подытожила ректор.

Сегодня музей располагается в особняке купца Добрынина, где в начале XX в. находилось Коммерческое училище. В 1917-1924 годах здесь функционировали школы №3 и 12.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Тульской области по теме:В туле открылся музей истории образования

В туле открылся музей истории образования — Тула

В Туле 26 ноября на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования начал работу Музей истории развития образования в Тульской области,13:32 27.11.2015 ИА Тульская пресса.Ru

Источник: https://Tula.BezFormata.com/listnews/otkrilsya-muzej-istorii-obrazovaniya/40736138/

Первые публичные музеи в России. Справка

Согласно указу Петра I музей был бесплатным для посетителей. Петр считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать».

На специально выделенные царем средства в Кунсткамере предлагали посетителям «кофе и цукерброды», закуски и венгерское вино.

Посетителей встречали «суббиблиотекарь» или другие служители, которые водили по всем комнатам и показывали редкости с кратким объяснением.

С 1721 года собрание Кунсткамеры пополнилось картинами.

С 1724 года в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, и Кунсткамера превратилась в научное учреждение. В 1718–1734 годах для Кунсткамеры было построено новое здание, куда в 1728 году была перенесена часть коллекций.

В 1820-1830-е годы на базе Кунсткамеры были созданы академические музеи: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Они располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, в том числе Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I — в здании Кунсткамеры.

В 1703 году по приказу Петра I был основан Цейхгауз – место хранения «достопамятных и курьезных» артиллерийских орудий, который в 1756 году был преобразован в Достопамятный зал (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Согласно специальному указу в Цейхгауз со всей России доставлялись наиболее ценные и интересные экземпляры артиллерийских орудий, а позже и других видов вооружения, униформы, знамен.

Музейная жизнь собрания началась в 1868 году, когда часть здания Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла была отведена для размещения военно-исторических коллекций.

В 1709 году Петром I была создана «Модель-камора» при Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге – хранилище кораблестроительных моделей и чертежей, собрания которой позже были переданы в Морской музей, открывшийся в 1805 году (ныне – Центральный военно-морской музей).

В экспозиции и собрании музея представлена вся история Российского флота. В 1908 году музею было присвоено имя его основателя – императора Петра Великого.

Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939 году он переехал в здание бывшей Фондовой биржи.

В 1773 году был образован Горный музей при Горном корпусе в Санкт-Петербурге — хранитель уникальных коллекций минералов, руд, горных пород, палеонтологических остатков, собраний моделей и макетов по истории горной и горнозаводской техники, холодного оружия, изделий камнерезного и ювелирного искусства.

В 1791 году был создан Кабинет натуральной истории при Московском университете (ныне Зоологический музей Московского университета), все собрания которого, кроме части кораллов и раковин моллюсков, погибли в московском пожаре 1812 года. В настоящее время его научные фонды включают более 4,5 миллиона единиц – обширные коллекции жуков, млекопитающих и птиц.

В 1806 году указом императора Александра I в публичный музей была преобразована Оружейная палата — один самых ранних художественных и исторических музеев России.

Оружейная палата, как хранилище наследственных сокровищ царского двора, упоминается со второй половины XVI века. Здесь были собраны регалии, оружие, предметы дворцового обихода, подарки иностранных послов.

Читайте также:  5 вещей, которые надо знать перед днем открытых дверей

1726 году Оружейная палата была объединена с Казенным двором и Конюшенной казной, Мастерской и другими палатами и стала называться Мастерской и Оружейной палатой.

Еще в 1718 году Петр I повелел устроить в Мастерской палате показ царских одежд и других реликвий, но из-за пожара (1737) собрание перевели в пустующие помещения Кремля.

После преобразования Оружейной палаты в публичный музей, в 1806–1809 годах на Сенатской площади в Кремле для нее было построено первое в Москве специальное музейное здание по проекту архитектора Еготова.

Во время войны с Наполеоном коллекцию вывезли в Нижний Новгород. Летом 1813 года экспонаты были благополучно возвращены в Москву.

Первая экспозиция музея была открыта в 1814 году, когда его возглавил один из известнейших и влиятельнейших вельмож своего времени князь Николай Юсупов.

В 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было построено новое здание Оружейной палаты, в котором она размещается до сих пор.

В 1831 году во дворце Николая Румянцева, согласно его завещанию, на Английской набережной в Санкт-Петербурге открылся общедоступный музей (Румянцевский музей), где были представлены коллекции исторических и художественных ценностей канцлера: рукописные и печатные книги ХII-ХIХ веков, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики, а также минералы и археологическое и этнографическое собрание. По понедельникам музей был открыт для всех, в остальные дни – для ученых.

В 1861 году Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву в Дом Пашкова.

В Москве в музее было организовано «отделение изящных искусств», начало которому положил дар Александра II – картина Александра Иванова «Явление Христа народу».

В 1862 году из Эрмитажа в Румянцевский музей поступила 201 картина, затем влились другие собрания. К 1867 году «отделение изящных искусств» состояло из картинной галереи, кабинета гравюр, кабинета древностей и отделения скульптуры.

После реорганизации 1924 года на базе книжной части собрания была сформирована Библиотека имени В.И.

Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), остальные коллекции разошлись по разным музеям и архивам страны.

После ликвидации музея фонды были распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Музеем народов СССР (впоследствии – Ленинградским этнографическим музеем).

В 1852 году раскрыл свои двери для публики Эрмитаж — один из крупнейших художественных музеев мира, основанный в 1764 году как частное собрание Екатерины II.

Начало коллекции музея положила Екатерина II приобретением 255 картин мировых мастеров. Большая часть работ размещалась в обособленных помещениях Зимнего дворца, которым дали французское наименование «Эрмитаж» – определение уединения. Впоследствии Екатерина, а в дальнейшем и другие правители продолжили приобретение работ известных мастеров.

В 1839–1852 годах по распоряжению Николая I был построен Новый Эрмитаж – первое здание в России, созданное специально для музея.Ныне коллекции Эрмитажа расположены в Зимнем дворце (1754–1762), Малом Эрмитаже (1764–1767), Старом Эрмитаже (1771–1787), Эрмитажном театре (1783–1787) и Новом Эрмитаже, а также в Меньшиковском дворце и здании Главного штаба.

Государственный Эрмитаж обладает более 2,7 миллиона экспонатов и отображает искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории – от Древнего Египта до начала XX века в Европе.

Здесь можно увидеть бесценные произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, работы Ренуара, Сезанна, Мане, Моне и Писарро, полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и скульптуры Родена.

С конца XVIII века в губернских городах стали появляться краеведческие музеи – в Иркутске (1783, ныне Иркутский областной краеведческий музей), Оренбурге (1831, ныне Оренбургский областной краеведческий музей), Астрахани (1836, ныне Астраханский краеведческий музей) и других городах России.

В 1834 году в Екатеринбурге по инициативе Горного общества был создан первый в России публичный Геологический музей.

Его устроители стремились показать геологическую уникальность Уральских гор и тем самым способствовать развитию горной промышленности в России.

Новый музей сразу вызвал большой интерес, как у специалистов, так и у простых посетителей и уже к концу 1836 года стал одним из крупнейших минералогических собраний мира.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Источник: https://ria.ru/20120217/566523278.html

Музей московского образования создан Правительством Москвы и Департаментом образования города Москвы в 2005 г. в старинном купеческом особняке в Замоскворечье. Здание музея в настоящее время является основной частью исторической территории городской купеческой усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот.

Участок домовладения №12 по Вишняковскому переулку, в котором находится музей, входит в состав Объединенной охранной зоны объектов историко-культурного наследия – одной из заповедных зон исторического центра Москвы и имеет статус памятника истории и культуры федерального значения «Дом жилой (палаты) XVII-XIX вв.», государственный охранный № 676 (Решение Моссовета №84 от 30.07.1992 г.).

Дом и усадьба за время своего существования принадлежали нескольким владельцам, изменялись, перестраивались. В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (её инициалы красуются на аттике) по проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор.

Через сто лет, в конце XX – начале XXI в. именно в таком виде реставраторы восстановили исторические интерьеры и внешний вид фасада здания.

После 1917 г. все строения усадьбы были приспособлены под жильё.

Революционные перемены разрушили привычный купеческому Замоскворечью уклад жизни, быт, столетиями отшлифованные семейные и религиозные традиции, отношения между людьми.

В 20-е 30-е годы дом № 12 на Вишняковском переулке перешел в управление «Жилтоварищества» и, в результате «уплотнения квартир частных домовладений», превратился в коммунальное жилье для 73 человек.

Позже здание перешло в управление Московского отдела образования. Его использовали для образовательной и воспитательной работы различные учреждения московской системы образования: в послевоенные годы здесь располагался детский дом, с конца 1950-х гг. педагогический колледж.

Сегодня дом № 12 на Вишняковском переулке представляет собой хорошо сохранившийся, охраняемый государством образец исторической застройки заповедной зоны Москвы «Замоскворечье», а то, что здесь теперь расположен Московский городской Дом учителя, делает его особенно привлекательным для москвичей.

Ежедневно в Музее московского образования Дома учителя проводятся экскурсии, выставки, концерты, спектакли, творческие встречи для всех, кому интересна педагогика и проблемы воспитания и образования. Наши посетители от первоклассников до ветеранов педагогического труда находят в доме на Вишняковском источник вдохновения и творческой энергии.

Московский городской Дом учителя с радостью и любовью работает для московской системы образования: школьники, студенты, учителя, преподаватели, родители, ветераны педагогического труда, жители Москвы и Московской области всегда желанные гости Музея московского образования.

Музей активно участвует в городских проектах «Субботы московского школьника», олимпиаде «Музеи, парки, усадьбы». Количество наших посетителей растёт с каждым годом: желающих прийти в музей в субботу за последний год стало в четыре раза больше (500 чел.), участников олимпиады стало больше в два раза (2000 чел.). На экскурсиях в Музее московского образования ежегодно бывает около 7500 чел.

Все мероприятия проводятся бесплатно (по предварительной записи)

Добро пожаловать!

Источник: https://mgdu.dogm.mos.ru/directions-of-activities/the-moscow-museum-of-education/

История музея — Федеральный музей профессионального образования. г. Подольск

История музея

Музей профессионально-технического образования РСФСР (ныне — Федеральный музей профессионального образования — филиал Московского политехнического университета в г. Подольске) был создан в г.

Подольске Московской области Постановлением Совета Министров РСФСР № 152 от 18 апреля  1987 г.

«в целях усиления пропаганды системы профессионально-технического образования, воспитания молодежи на трудовых традициях рабочего класса».

Размещен Музей в подмосковной усадьбе Ивановское — историко-архитектурном памятнике конца XVIII – XIX вв. федерального значения, что отразилось на стиле, художественном оформлении музейного учреждения и обогатило содержание направлений его деятельности.

С первого дня работы музей видел главной своей задачей сохранение и популяризацию истории и достижений отечественной системы профессионального образования.

На решение этой задачи была нацелена работа по основным направлениям музейной деятельности: комплектование, учет и обеспечение сохранности фондового собрания, научно-исследовательская, научно-методическая, экспозиционная, экскурсионная и научно-просветительская работа, координация деятельности профильных музеев субъектов Российской Федерации.

Торжественное открытие Музея состоялось 5 декабря 1987 года с участием заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Е. М. Чехарина. Особую роль в создании музея сыграли Герой Социалистического Труда, бывший директор машиностроительного завода им. С. Орджоникидзе А. А.

Долгий и Заслуженный учитель РФ, директор профессионального училища  №  27 г. Подольска Б. А. Папиров. Историческая роль в открытии и дальнейшем развитии Музея принадлежит председателю Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому  образованию В. А. Казначееву и первым директорам музея А.

Б. Папирову и Л. А. Дорофеевой.

Первая экспозиция «Страницы истории профессионально-технического образования РСФСР» была размещена в пяти центральных  залах музея и имела следующие разделы: «История ПТО с 1917 г. по 1980-е гг.», «Художественное и техническое творчество учащихся ПТО», «Спортивные достижения», «ПТО – сегодня». За первые пять лет своего существования музей трижды менял свою экспозицию.

С 1990 г. было сформировано принципиально новое направление в исследовательской деятельности музея, результатом которого стало открытие новых экспозиционных залов, посвященных теме «Народно-художественные промыслы России и профессиональное образование».

В 1992 г. был открыт раздел «История профессионально-технического образования России в послевоенный период». В 2001 г. экспозиция музея была значительно расширена и отражала трехсотлетний период развития Российской профессиональной школы с 1701 года.

В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации Музей был включен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». С 1996 г. зарегистрирован во Всероссийском Реестре музеев.

Сегодня Федеральный музей профессионального образования – многопрофильное, научно-методическое и культурно-просветительное учреждение Министерства образования и науки РФ, взаимодействующее с региональными музеями учреждений профессионального образования всех уровней. Музей выступает как социальный институт, целью которого является активное участие в формировании современной гармонично развитой личности.

Музей занимает площадь 3165,5 кв.м. в памятнике архитектуры конца XVIII века, из них экспозиционная — 2300 кв.м. (т.е. 73%). Фондовая – 157 кв.м. За годы работы его посетило более 1 миллиона человек (основная аудитория музея – учащаяся молодежь).    

Фондовое собрание ФМПО насчитывает около 40000 единиц хранения, из них более 18 тысяч – предметы основного фонда.

В процессе научного комплектования в музее собраны уникальные документально-вещественные экспонаты по истории Российской профессиональной школы, коллекции личных предметов и фотографий деятелей профессионального образования и выпускников системы, предметы декоративно-прикладного искусства. Особый интерес представляют музейные предметы конца XIX – начала XX веков, в том числе фонд редких книг по российскому профессиональному образованию.

  • Одним из важнейших направлений музейной деятельности является экспозиционная работа. Основные экспозиционные разделы включают в себя три направления:
  • — История профессионального образования России  XVIII – XXI вв.;
  • — Народно-художественные промыслы России;
  • — История усадьбы Ивановское.

Главная экспозиция музея «История профессионального образования России» начинается с преобразовательной деятельности Петра I, являющегося родоначальником отечественной системы профессионального образования. Значительное место занимают документы о деятелях XIX века — В. Н. Татищеве, А. Г. Неболсине, Д. К. Советкине.

В следующем зале показана роль профобразования в советское время. Никого не оставляет равнодушным военный зал, посвященный подвигу воспитанников Трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные подлинные документы и фотографии рассказывают о трудовом героизме наших подростков, заменивших у станков отцов и братьев.

Несколько тысяч выпускников сражались на фронтах войны, более 800 стали Героями Советского Союза.

Зал современной истории профессионального образования отражает развитие системы профобразования второй половины XX – начало XXI века, опыт наиболее успешных профильных учебных заведений. Один из разделов посвящен космонавтам – Ю. А. Гагарину, П. Р.

Поповичу и главному конструктору космических кораблей – С. П. Королеву – выпускникам российской профшколы. Завершает композицию зала Мемориальный кабинет российского ученого академика С. Я. Батышева, являющегося патриархом профессиональной педагогики.

Раздел экспозиции «Народно-художественные промыслы России» рассказывает о становлении и развитии художественно-промышленного образования России, знакомит с историей наиболее известных и распространенных в нашей стране промыслов.

Это искусство Хохломской и Городецкой росписи,  Богородской резьбы; Филимоновская и Дымковская игрушка, Гжель, Каслинское литье, кружева России, лаковая миниатюра и многое другое. Обзору посетителей предлагается мастерски выполненные работы, сочетающие в себе профессионализм исполнения, соблюдение традиций и оригинальность трактовки.

Все изделия выполнены обучающимися и выпускниками профессиональных учебных заведений из разных регионов Российской Федерации.

Экспозиция «История усадьбы Ивановское» посвящена бывшим владельцам  усадьбы, на территории которой располагается Федеральный музей профессионального образования.

История усадьбы связана с именами выдающихся деятелей России. В разные годы ее владельцами были сенатор и известный библиофил граф Ф. А.

Толстой, крупный военный и государственный деятель, генерал-губернатор Москвы граф А. А. Закревский, купцы и меценаты Бахрушины.   

В  музее ведется активная выставочная деятельность, рассчитанная на посетителей различных категорий и возрастов. Тематика выставок разнообразна и отвечает трем основным направлениям — профессиональному образованию, народно-художественным промыслам и усадебной культуре. 

Экскурсионная деятельность ведется по основным направлениям экспозиционно-выставочной деятельности. Проводятся лекции для учащихся образовательных школ и студентов учреждений профессионального образования.

Успешно функционирует музейно-образовательная программа для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Музей и дети», а также творческая лаборатория «Кладовая времени», в рамках которой для посетителей разных возрастов предлагаются интерактивные экскурсии и детская музейно-педагогическая программа.

ФМПО является инициатором проведения крупных всероссийских мероприятий для руководителей музеев, педагогов и учащихся учреждений профессионального образования:  конкурсов  музейно-педагогических программ, конкурсов «Мастерами славится Россия», «Лучший экспонат по истории профобразования», «Лучший экспонат по истории Великой отечественной войны», а также молодежных слётов  поисковых отрядов и музейных объединений «Войди в историю России» (п. Сукко, г. Анапа). Музей организует научно-практические конференции и семинары, круглые столы.

Особой популярностью среди педагогов и учащихся пользуются мастер-классы по народно-художественным ремеслам, которые проводят высокопрофессиональные мастера из Москвы и других российских регионов. 

ФМПО издаются сборники материалов научно-практических конференций и научных статей.

Выпущены «Летопись профессионального образования», календари знаменательных дат, альманахи «100 великих имен Российской профессиональной школы», «Говорят Герои», каталоги конкурсов и тематические брошюры.

В помощь руководителям профильных музеев издаются методические рекомендации, сборники нормативно-правовых документов,  справочники музеев.

В 2012 году музеем был издан первый отечественный буклет, посвященный бывшему владельцу усадьбы «Ивановское» видному военному и государственному деятелю первой пол. XIX века, участнику Отечественной войны 1812 года графу А. А. Закревскому.  

Для гостей и жителей Подольска предлагаются различные услуги в сфере культурной, просветительской и образовательной деятельности. Среди них самые востребованные: тематические и интерактивные выставки, передвижные выставки, как в городе, так и за его пределами, мастер-классы и другие формы деятельности,  разработанные с учетом возрастных категорий и интересов посетителей.

Музей традиционно проводит профессиональные, общегосударственные, православные и народные праздники, а также новогодние мероприятия для детей.

Проведение в ФМПО Дней городов Российской Федерации с показом достижений в области профобразования получило широкий положительный отклик в регионах России. 

В 2009-2012 годах  Музей стал участником Федеральной целевой программы «Культура России» и с большим успехом реализовал четыре крупных музейных проекта: «Всероссийский конкурс художественного и декоративного творчества «Мастерами славится Россия», «Мир русской усадьбы в современном контексте», «Этнографический фестиваль «Народные узоры» и «Виват, победителям!».     

Благодаря сохранившемуся усадебному театру Музей ведет регулярную культурно-просветительскую деятельность с участием видных деятелей музыкального и театрального искусства —  концерты, творческие встречи, музыкально — литературные вечера, фестивали. С  2009 г. Музею удалось возродить давние театральные связи с Государственным академическим Малым театром России.

ФМПО заложил традицию проведения акции «Ночь в музее» в г. Подольске, которая проводится с помощью привлекаемых спонсорских средств.

Многие музейные мероприятия проходят в сотрудничестве с Администрацией г. Подольска и Подольского района и с участием широкого круга общеобразовательных культурных муниципальных учреждений.

В разные годы музей посещали видные государственные деятели, политики, творческая интеллигенция. Среди гостей: политики – Г. Н.Селезнев, Р. Хасбулатов, патриарх Всея Руси – Алексий II, шахматист – Г. Каспаров, народный артист РФ – А. Михайлов и многие другие.

ФМПО является членом Союза музеев России, членом Российского комитета Международного совета музеев (ICOM) и участвует в совместных выставках, конференциях и семинарах.  На протяжении многих лет Музей — участник Всероссийских выставок «Интермузей» и российского образовательного форума. 

Источник: http://www.muz-prof.ru/istorija-muzeja

Ссылка на основную публикацию