В школьную программу планируют добавить психологию

Александра Баженова-Сорокина

Чем дальше от выпускных экзаменов, тем хуже мы помним всё выученное в школе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В то же время школьная программа — это тот набор знаний, который по-настоящему объединяет всё население одной страны: в отличие от навыков, полученных позже, школа даёт самый широкий охват основ разных дисциплин и одновременно помогает узнать, что на данный момент является научной константой. Сегодня вспомнить или заново выучить что-то из школьной программы легче, чем когда-либо, благодаря тематическим сайтам, традиционным и онлайн-библиотекам, YouTube-каналам и другим ресурсам, хотя онлайн-курсов для взрослых людей по школьной программе прискорбно мало. Мы собрали одиннадцать источников, с помощью которых можно освежить в памяти самые разные предметы — от алгебры до школьного французского — или попробовать себя в прохождении ЕГЭ по одному из школьных предметов.

Задачи

В школьную программу планируют добавить психологию

Если вы хорошо помните математику, но вам не хватает практики или вы просто хотите потренировать мозг, сайт «Задачи» — для вас, хоть он и заявлен как ресурс для учителей и преподавателей.

Тут размещено море задач по математике, геометрии, алгебре, матанализу и информатике: от максимально простых про Чебурашек и воздушные шарики до таких, за решением которых можно провести пару часов или дней. К задачам прилагаются решения, а в геометрии ещё и схемы.

К сожалению, на ресурсе нет теоретической части, так что нельзя сначала вспомнить тему, а потом уже потренировать её на практике, однако подспорье для взрослого, освежающего былые знания, действительно огромное.

Интернет-урок

В школьную программу планируют добавить психологию

Сайт с видеоуроками и тренировочными заданиями для всех желающих по разным предметам школьной программы. Сейчас на сайте есть практически все занятия по естественным наукам и примерно половина — по гуманитарным.

Предназначены уроки в первую очередь для школьников, но воспользоваться сервисом может каждый: видео можно скачивать, тут есть скрипты, списки литературы и домашние задания. По сайту легко ориентироваться, и у него приятный интерфейс, что для образовательных проектов — редкость.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как продвигать учебное заведение в соцсетях?

Оценим за полчаса!

Особенно важна возможность слушать живых учителей и смотреть видео, так как учить или вспоминать школьные знания только через тексты — это всё-таки совершенно другой опыт.

Биология

В школьную программу планируют добавить психологию

Одно из главных достижений цифровой эпохи — это электронные учебники: в них гораздо больше иллюстраций, есть возможность обновления информации со скоростью, которая не снилась бумажным изданиям, а на каждый урок приходится в разы больше информации, гиперссылок и заданий. В открытом доступе есть, например, такой учебник биологии.

Предназначен он для современных школьников, поэтому формулировки объяснений и заданий выглядят формально и не всегда удобны для взрослого человека.

Зато есть возможность погрузиться в мир ботаники, общей биологии или экологии на том уровне, на котором ещё десять лет назад не получилось бы и во многих хороших школах — ведь и сама наука уже на другом этапе развития.

Органическая химия

В школьную программу планируют добавить психологию

Наиболее приятный интерфейс из размещённых в открытом доступе интернет-учебников — неожиданным образом у мультимедийного учебника органической химии. Он прост в обращении, здесь есть не только тексты и задания с иллюстрациями, но и видео, анимация, а также игры, кроссворды и финальный тест, трогательно названный «мини-ЕГЭ».

Текст учебника выглядит на удивление не пугающим, а обилие картинок и схем помогает быстро разобраться и с химическими задачами, и с такими когда-то вводившими в ступор понятиями, как полимеры или термохимические расчёты. Если раньше вы не выносили химии, но хотите вернуться к её изучению, это может быть очень удачным способом.

Надо 5

В школьную программу планируют добавить психологию

Несколько неожиданный сайт для самостоятельного обучения «Надо 5» создан для поиска репетитора по нужному предмету.

Тем не менее здесь есть раздел «wiki-учебник», в котором выложены объединённые по темам и годам школьного обучения материалы по разным предметам (тут и история, и география, и обществознание), написанные и редактируемые пользователями.

Хотя понять, насколько хорошего качества каждый отдельный текст, невозможно, вполне можно прибегать к помощи такого ресурса, чтобы узнать общую информацию по определённой теме и копать дальше, опираясь на видеоуроки или текстовые материалы.

Русский на 5

В школьную программу планируют добавить психологию

Как ни прискорбно, особенно мало материалов школьной программы для взрослых существует именно по русскому языку, хотя умение грамотно писать — навык, который далеко не все получили в школе, а с теорией языка дела обстоят ещё сложнее.

Сайт «Русский на 5» предлагает упражнения, уроки, онлайн-словари и подготовку к ЕГЭ для взрослых и детей и сделан достаточно понятно, чтобы заниматься по нему самостоятельно. Дополнительно к нему всегда можно пользоваться сайтами «Грамота.

ру» и академическими словарями плюс проходить тесты или писать диктанты.

Экзамен RU

В школьную программу планируют добавить психологию

Если вы хотите проверить собственные знания, всегда можно обратиться к экзаменационным заданиям. На сайте «Экзамен RU» есть тесты ЕГЭ по всем основным предметам школьной программы, от обществознания до информатики, и их можно пройти и даже написать на официальной бумаге ЕГЭ чёрной ручкой (правда, неочевидно, каким способом нужно узнать результат при таком раскладе).

Есть здесь и онлайн-тесты по разным предметам уровня девятого класса — ГИА. Дополнительная информация на сайте, вроде ссылки на то, сколько должен весить рюкзак ученика или как можно не ходить в школу по законным причинам, вряд ли понадобится взрослому, но возможность прочувствовать на себе выпускные экзамены сегодняшних одиннадцатиклассников действительно захватывает.

Гипермаркет знаний

В школьную программу планируют добавить психологию

Ещё один сайт с онлайн-уроками по школьной программе. «Гипермаркет знаний» предлагает широкий выбор предметов, включая искусство, этику и предметы украинской школьной программы, что вдвойне интересно и приятно.

На сайте есть какое-то количество текстов и упражнений, но нет никакой интерактивности; также не совсем понятно, какова история и миссия «Гипермаркета».

Тем не менее на безрыбье вполне можно пользоваться его уроками, чтобы дальше уже искать упражнения, тесты или видеозанятия по конкретным темам.

МетаШкола

В школьную программу планируют добавить психологию

«МетаШкола» — петербургский образовательный портал, где есть кружки по основным школьным предметам, олимпиады, онлайн-курсы по устному счёту и математике 5–8-го класса, по алгебре и геометрии уровня средней школы. Курсы платные, но стоимость их явно окупается количеством ресурсов и индивидуальным подходом.

Здесь работают преподаватели с педагогическим образованием, и, что особенно приятно, обучение не заточено на тесты, а предполагает веселье и получение реальных знаний.

Очевидный минус, правда, в том, что рассчитаны курсы в первую очередь на детей и на их родителей, а не на взрослых людей, которые сами для себя хотят что-то узнать или повторить.

ICS Learn

В школьную программу планируют добавить психологию

Английская система школьного образования выглядит совсем иначе, но она предлагает не менее интересный корпус знаний. Огромный плюс в онлайн-обучении по английской (GCSE) или международной (IGCSE) программе средней школы в том, что вы одновременно тренируете иностранный язык и получаете всю терминологию по интересующему вас предмету.

К сожалению, все подобные курсы для взрослых готовят именно к сдаче экзаменов средней и старшей школы, чтобы получить аттестат, и стоят соответственно. Зато плюс данного курса, например, в том, что при регистрации пользователь получает бесплатный .

pdf с сэмплом выбранного предмета, например IGSCE biology, который даёт возможность понять, нужно ли тебе это вообще.

Ayp.ru

Сложнее всего в самостоятельном освоении дела обстоят с королевой школьного непонимания — физикой. Эта наука мало кому даётся легко даже при хорошем учителе, а уж без него и подавно.

К сожалению, онлайн-ресурсы по физике чаще всего сводятся к уже упомянутым нами сайтам с задачами или тестами, но есть и, например, вот такой полный курс физики, основа которого — объяснения учебника.

Вся школьная программа физики разбита на темы и написана относительно понятным языком, есть много иллюстраций, но, увы, необъяснимым образом отсутствуют задачи — их придётся искать самостоятельно.

Фотография: Artistic Endeavor

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/220229-back-to-school

7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы — Телеканал «О!»

В школьную программу планируют добавить психологию

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!» Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, её часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счёт.

Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность.

Ну и, конечно, методика обучает ребёнка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют её простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем.

Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей).

В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания.

Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

В школьную программу планируют добавить психологию

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы.

Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам.

Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

«РИТМ»

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики.

Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания.

Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива» создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.

Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез.

Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдёт тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

  • Подробнее об образовательных программах:
  • 8 плюсов учебной программы «Перспектива»
  • 10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»
  • В школу в 6 лет: мнение психолога
  • До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать
  • Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
  • Shutterstock.com

образованиеполезные советышколаобществовшколувместесО!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11124

Какие предметы нужно ввести в школьную программу?

Научиться можно только тому, что любишь.

https://www.youtube.com/watch?v=F66VLNS47bA

В преддверии нового учебного года мы в TutorOnline решили озадачить своих сотрудников и учеников, попросив их поразмышлять о том, каких предметов не хватает современной российской школе. Делимся самыми честными и интересными мнениями, которые полностью разделяем и берём на заметку.

Нонна Борисенок

преподаватель физики и математики

Думаю, проблема современной школы заключается не в том, что дети изучают мало дисциплин, а в том, что сам учебный процесс слишком автоматизирован. Стандартные учебные планы, которые стремятся выполнять учителя, разработаны без учета ценностных аспектов. Дети часто учатся ради отметки, чтобы сдать экзамен или потому что «надо».

В эпоху глобальной информатизации жизненного пространства важную роль вновь начинают играть экзистенциальные вопросы.

Каждый учитель должен пытаться вернуть знание в человекоразмерный контекст, делая акцент на ценности личности, её уникальности.

Школьники должны учиться думать, писать эссе, генерировать идеи, искать альтернативные решения, анализировать, критиковать, дискутировать, участвовать в интеллектуальных поединках и пр. Любой предмет, неважно, физика это или литература, любой учебный материал можно обернуть в такой формат, который предполагает активное мышление, а не пассивное слушание и впоследствии зазубривание.

Читайте также:  Сдавать нельзя бояться: что нужно знать о егэ по информатике в 2020 году

Возможно, полезно было бы ввести отчётные часы, обязательные для посещения, на которых ученики представляли бы свои проекты в самых разных областях знания. Это был бы результат их самостоятельной работы по интересующей их учебной проблеме. В такой деятельности были бы не только смысл и польза, но и душа.

Юлия Богомолова

выпускница

Школе не хватает творчества. Если бы у меня была возможность ввести один дополнительный предмет в учебную программу, я бы обязала (именно обязала!) всех учеников от мала до велика посещать уроки творчества.

Здесь варианты возможны самые различные.

Например, в качестве одного из экзаменов, позволяющих перейти из одного класса в другой, можно делать ежегодный отчётный спектакль, который ученики будут готовить со своими одноклассниками и педагогами на протяжении всего года.

  • Подобные инициативы помогли бы детям не только развить в себе скрытые таланты и реализовать творческий потенциал, но и стали бы отличным способом отвлечься, отдохнуть, выплеснуть накопившиеся эмоции, разрешить внутренние противоречия, разнообразить свой досуг и расширить культурный бэкграунд.
  • Можно сколько угодно заставлять детей на уроках литературы читать Шекспира, но так и не привить любовь к чтению.
  • А какой был бы эффект, если бы произведение читалось, разбиралась в деталях, а затем ставилось на сцене школьного театра!
  • Кто-то может сказать, что далеко не всем ученикам интересны подобные занятия, но и математика нравится не каждому, биологию половина класса забудет после выпускного как страшный сон, а из курса химии лично я запомню только неудачные опыты.

В школьную программу планируют добавить психологию

Занина Алена

преподаватель английского и японского языков

Обычной школе критически не хватает навыков преподавания иностранных языков.

Вроде бы английский всюду учат, где-то преподаётся даже несколько языков, но из года в год ситуация одна и та же: после 11 лет сидения за партой многие не продвигаются дальше уровня «Лондэн из зэ кэпитал ов Грейт Бритн».

Вероятно, стоит вести речь не о нехватке предметов, а о несовершенной программе, недостаточно мотивированных и квалифицированных учителях.

Конечно, от ученика тоже многое зависит, но, на мой взгляд, неправильно, что детям приходится несколько лет заниматься с репетитором, чтобы иметь шанс сдать ЕГЭ по английскому языку на достойный балл.

Складывается ощущение, что школа дает уже не необходимую базу, а минимум, который приходится прокачивать при помощи репетиторов, факультативов, курсов… Дети должны заниматься самостоятельно, трудиться и стремиться, но и школа тоже кое-что должна. Ученик, идущий первый раз в первый класс, не виноват в том, что Марь Иванна, его учительница, получает маленькую зарплату, а потому не будет особенно переживать за его будущее.

Семён Гирса

выпускник

Я бы вернул в учебную программу в качестве обязательного предмета черчение. В этом году, готовясь к поступлению в архитектурный, столкнулся с огромной проблемой: в моей школе не было предмета, не было факультатива, а в городе не было даже опытного репетитора. Приходилось ездить за 80 км два раза в неделю к репетитору в другой город.

В итоге я вспоминаю выпускной класс как период постоянного недосыпа, нервного напряжения и нехватки денег у родителей, вынужденных оплачивать мои дополнительные уроки.

Возможно, это лишь моя проблема, и другим выпускникам черчение бы только мешало (предмет, конечно, специфический). Но, как вариант, школа может предложить мотивированным ученикам спецкурс или факультатив.

Да хотя бы онлайн-курс, доступный в кабинете информатики. Я знаю, что такие программы сегодня есть.

Для поступления этого было бы недостаточно, но ещё класса с 8-го ученик имел бы возможность определиться с выбором и хотя бы с чего-то начать подготовку.

Ольга Лукашонок

преподаватель физики

Я полагаю, что крайне полезно было бы ввести в старших классах предмет под условным названием «Эффективная коммуникация».

В рамках данного курса учитель объяснял бы ученикам принципы и правила межличностного взаимодействия не в контексте общественных норм, а в контексте логики, когнитивной психологии, личностной психологии.

Подобные дисциплины преподаются в вузах, и я не говорю о том, чтобы грузить детей лишней и сложной для понимания информацией.

Но выпускник — это уже не маленький ребенок, а взрослый человек, который учится принимать ответственность за собственную жизнь.

В этом возрасте важно понимать себя, уметь общаться с другими людьми, выстраивать отношения и формировать прочные социальные связи.

Уроки общей психологии также были бы крайне полезны. Их можно проводить, используя разнообразные увлекательные форматы: психологические игры, тестирования, круглые столы, диспуты и т. п.

В целом, школа должна делать всё возможное, чтобы человек выходил из alma mater, способным не только сдать ЕГЭ, но и успешно адаптироваться к самостоятельной жизни, принимать взрослые решения и осознавать всю степень ответственности перед социумом.

Александр Пашков

предприниматель в сфере онлайн-образования

В школе нужны качественные уроки профориентации. Я бы даже сказал, что это должны быть практические уроки, в процессе которых дети могли знакомиться с профессиями, так скажем, из первых уст и рук.

Я знаю, что школы по-своему стараются этот вопрос решать: иногда приглашают в классы представителей разных профессий, проводят тестирование, беседы, ходят на экскурсии, возможно, уже какие-то онлайн-гиды по миру профессий придумали, чтобы демонстрировать в классе при помощи специального оборудования. Но подобные уроки всё-таки должны являться не инициативой школы или учителя, а обязательным предметом с четко выработанными методиками, программой, критериями оценки их эффективности. Очевидно, что для московских школьников вариантов профориентироваться существует огромное количество, школы могут пригласить любых специалистов, даже известных людей. В маленьком населенном пункте нет таких возможностей и средств, чтобы компенсировать географическую удаленность от столицы. Поэтому важно учесть и использовать различные форматы подобных занятий.

Предположим, в столичную гимназию может прийти ректор МГУ, пилот или звезда эстрады, а провинциальная школа может организовать те же встречи, но в формате скайп-конференции.

Подобная практика должна быть доступна, хорошо изучена и внедрена во все школы. Государству в этих вопросах должен помогать бизнес: частные компании вполне могут курировать подобные проекты, участвовать в решении финансовых и организационных вопросов. Но для начала необходимо ввести подобную практику в качестве обязательной.

Марта Крицкая

мама

В школе нужны уроки полового просвещения, но только без ханжества, лицемерия и псевдоморали. Всем старшеклассникам известно, откуда берутся дети. Им не нужно, чтобы учителя убеждали их в безнравственности свободной любви или запугивали рассказами о ВИЧ. Они в курсе, чем отличается М от Ж с точки зрения анатомии.

  1. Подростку в 14, 15 или 16 лет иногда бывает страшно и неловко: на многие вопросы он не знает верный ответ и боится спросить у родителей.
  2. Половое просвещение, которое должно преподаваться в школе, — это не азбука секса, не гид по увлекательной биологии, не чтение псалмов о добродетели.
  3. Такие уроки должны помогать ученикам формировать правильное отношение к собственному телу, должны освещать вопросы пола и гендера, должны помогать молодым парням и девушкам принять себя такими, какие они есть (не оглядываясь каждую секунду назад, не опасаясь быть осмеянными).

Что нужно, чтобы такие уроки появились в школах? Наверное, смелые учителя, которые не откажутся признать, что 10-15-20 лет назад были такими же подростками с тайными желаниями и страхом оказаться белой вороной.

И немного бонусных ответов

Среди недостающих школе предметов несколько учеников назвали каллиграфию. Кому-то очень пригодились бы уроки ПДД (чтобы выпускники могли проходить в автошколах только практическую часть, а теорию изучать в обычной школе).

Наиболее продвинутые школьники мечтают видеть в своем расписании «айтишные» специализации по выбору в рамках информатики для старших классов. Многие девушки не отказались бы посещать занятия по истории искусств или истории моды.

Некоторые респонденты предложили ввести в учебную программу уроки ЧГК (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»), которые позволили бы в увлекательной форме развивать логическое мышление и повышать общий интеллектуальный уровень учеников.

30 августа 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://newtonew.com/school/what-if

В течение ближайших двух лет в школьную программу планируется ввести курс психологии

В школьную программу планируют добавить психологиюОб этом рассказал вчера на пресс-конференции ТАСС генеральный директор ФМИЦПН им. В.П. Сербского, главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе. Стоит отметить, что разговоры об изучении этого курса школьниками ведутся уже давно. Так, еще в 2012 году был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, предусматривающий право школ включить в свои учебные планы дисциплину «Психология» в качестве дополнительного учебного предмета либо курса, который ученики могут выбирать по своему усмотрению (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).

Однако теперь этот предмет может стать обязательным для всех учеников с третьего по 11 классы. «Вопрос уже решен в Минздраве и в Минобрнауки России. Предполагается, что этот курс психологии пройдет в рамках ОБЖ и составит 20 часов в каждом учебном году.

Речь идет не о философских основах психологии, а о том, чтобы знать психологию человека, что такое переходный возраст и что происходит в это время. Вот эти элементарные основы психологии дети должны знать», – пояснил эксперт. По его словам, группа авторов уже собрана и написаны учебники для третьего и четвертого классов.

Предполагается, что до конца 2017 года работа по подготовке оставшихся учебников будет полностью завершена.

О том, является ли попытка самоубийства основанием для отказа в оплате больничного листа и влияет ли на это дата наступления нетрудоспособности, узнайте из материала «Пособие по временной нетрудоспособности» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!Получить доступ

Такое нововведение должно стать одним из ключевых методов профилактики детского и подросткового суицида в России.

По данным, озвученным Зурабом Кекелидзе, в 2015 году на 100 тыс. человек приходилось два случая суицида детей от 0 до 14 лет и 11,5 случаев суицида среди подростков от 15 до 19 лет.

Правда, этот показатель за последние 10 лет существенно снизился – в 2005 году было зафиксировано 3,3 и 19,8 случаев соответственно.

Но тем не менее, текущие значения все равно выше средних общемировых показателей (один случай детского суицида и 7,4 случаев подросткового суицида на 100 тыс. человек).

Аналогичная ситуация складывается и применительно к общему количеству самоубийств среди всех возрастных групп населения – в 2015 году их было 17,1 на 100 тыс. человек. Это также ниже показателя за 2005 год (32,2 случая), но выше общемирового уровня почти в 1,5 раза – 11,4 на 100 тыс. человек.

«Количество суицидов в мире достигло цифры 800 тыс., а самоубийства в подростковом возрасте вышли на второе место среди всех причин смертности», – уточнил специальный представитель директора Европейского регионального бюро ВОЗ Гайк Никогосян.

«В России в 2015 году вследствие самоубийства ушли из жизни 136 детей до 14 лет и 688 подростков 15-19 лет», – продолжил эту неутешительную статистику руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ФМИЦПН им. В.П.

Сербского, руководитель исследования «Суициды в Европе и странах Центральной Азии» ВОЗ Борис Положий.

Помимо включения в школьную программу курса психологии эксперты предложили еще ряд мер по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. К ним можно отнести:

  • введение специального курса по психологии детей и подростков для студентов педагогических вузов – такая инициатива, по словам Зураба Кекелидзе, поддержана директором Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александром Соболевым. Данный курс должен составлять от 36 до 72 часов за все время обучения. «Программа уже подготовлена, находится в стадии обсуждения», – пояснил эксперт;
  • активное взаимодействие психологов и психиатров с органами опеки и попечительства. По мнению первого заместителя председателя комиссии по поддержке семьи, детей и материнства ОП РФ Павла Сычёва, должен быть выработан ряд комплексных мер по работе с «проблемными» семьями как со стороны надзорных органов, так и со стороны врачей и психологов;
  • активное участие владельцев социальных сетей в мониторинге контента. «Владельцам социальных сетей стоит задуматься от том, что у них там внутри происходит. Потому что они имеют техническую возможность быстрее всех проверять и администрировать свой контент. Хотелось бы призвать к этому, поскольку проблема носит актуальный характер», – высказался заместитель руководителя отдела процессуального контроля за расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних Следственного комитета России Юлиан Коваль. Эксперт пояснил, что существует проблема выявления так называемых «групп смерти», потому что их создание и закрытие занимают несколько минут: «Можно там пообщаться 10 минут, сказать друг другу все, что надо, и закрыть группу. Закрытие таких страниц на официальном уровне занимает гораздо больше времени». Вот почему так важно, чтобы к решению этой проблемы подключились владельцы социальных сетей;
  • создание унифицированной системы суицидологической помощи (организация эффективной службы телефонов доверия, интернет-консультирования и врачебной помощи). «Я категорически настаиваю на этом, поскольку служба, которая сейчас существует, не отвечает сегодняшним задачам – она разрозненна, по-разному работает, где-то ее вообще нет», – посетовал Борис Положий. Эксперт также настаивает на обучении врачей общей медицинской практики навыкам диагностики суициальных поведений и суицидально опасных состояний. Речь идет в первую очередь о выявлении депрессий и стрессовых ситуаций, которые могут стать причиной самоубийства. И в этом направлении есть определенная динамика. «Пилотным проектом с подачи Министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой стало обучение врачей-онкологов своевременному выявлению депрессий и суицидального риска. Вообще обучение интернистов в этом направлении – одно из немногих научно доказанных эффективных подходов для ранней профилактики суицидального поведения», – добавил руководитель отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии Евгений Любов.

Последняя из указанных мер вполне может считаться универсальной и применяться в целях сокращения числа суицидов среди всего населения.

В этих же целях могут создаваться кабинеты социально-психологической службы в офисах работодателей и территориальных центрах социального обслуживания.

«Они должны развиваться вне зоны ответственности психиатрических учреждений, а, например, в рабочих коллективах и в ЦСО, так как значительно большим риском суицидального поведения отличаются лица среднего возраста и пожилые люди», – предложил Любов.

Одной из ключевых проблем при проведении профилактических антисуицидальных мер является отсутствие комплексного подхода различных ведомств к этому вопросу. Вот почему, по убеждению Бориса Положего, не обойтись без Государственной программы предупреждения суицидов.

«Нам не справиться с этой проблемой, если у нас не будет такой программы. Решать вопрос профилактики самоубийств нужно разным ведомствам комплексно. Если эту программу будет курировать Правительство РФ или другой властный орган, я думаю, дело может сдвинуться.

И не мы это придумали, мы только в чем-то повторяем зарубежный опыт, поскольку традиционно страны с высокой частотой суицидов, такие как Швеция, Финляндия, Германия и ряд других, приняли такую программу, и она дала хорошие результаты – сейчас они очень далеко от плохого уровня частоты суицидов», – рассказал он.

Поддержал эту инициативу и Руководитель Патриаршего центра кризисной психологии Михаил Хасьминский: «Я думаю, что без программы невозможно ничего решить. Именно комплексность и может в данном плане что-то гарантировать. Потому что «Тришкин кафтан» получается – все тянут в разные стороны, а в результате ничего не выходит».

Читайте также:  Экзамен по профильной математике пройден успешно

Не забыли эксперты и о законопроекте, который позволит привлекать к уголовной ответственности злоумышленников за склонение к суициду в том числе посредством интернет-ресурсов.

Напомним, что действующая в настоящий момент редакция закона такого положения не содержит, предусматривая уголовную ответственность лишь за доведение до самоубийства путем личных угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110 УК РФ). «Мы разработали законопроект, который, надеемся, будет в ближайшее время Госдумой принят.

Тогда у нас как у правоприменителей особых проблем не будет, потому что само по себе найти человека, который со злым умыслом находит в сети подростков и склоняет их к суициду, не проблема», – подытожил Юлиан Коваль.

Немало зависит и от самих родителей. Михаил Хасьминский предлагает родителям использовать специальный пароль при предоставлении детям доступа в Интернет, определять время пользования компьютером, а также устанавливать фильтры доступа к определенным ресурсам.

Источник: https://www.garant.ru/news/939809/

В минздраве предложил ввести в школах уроки психологии :: общество :: рбк

Учителя, по мнению Кекелидзе, тоже должны будут пройти специальную подготовку. Им предложат закончить курс по основам психологии детского и подросткового возраста, пишет «Интерфакс».

  • Что предлагали вернуть в школьную программу
  • Министр образования Ольга Васильева предложила вернуть преподавание астрономии за счет часов преподавания второго иностранного языка.
  • В сентябре 2016 года Ольга Васильева предложила вернуть внеклассное чтение в программу начальной школы.

В 2014 году депутаты фракции КПРФ готовили законопроект о возвращении в школьную программу политинформации. Предполагалось, что час политинформации будет идти два раза в неделю и попадет в список экзаменационных предметов.

В 2014 году депутаты Госдумы от «Единой России» заявляли о подготовке законопроекта, который обяжет местных депутатов проводить ежемесячные беседы со школьниками на политические темы, и ввести в школах факультативные занятия с просмотром советских фильмов и беседами о семейных ценностях

Гроссмейстер Анатолий Карпов и председатель парламента Республики Северная Осетия Алексей Мачнев предлагали включить в школьную программу шахматы.

Лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин предлагал Министерству образования с 1 сентября 2015 года ввести в школах новую дисциплину либо обучать детей сельскому хозяйству в рамках уроков труда. Предмет «Земледелие» предлагают преподавать учащимся с пятого класса.

Председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов предлагал дополнить школьную программу курсом «Нравственные основы семейной жизни».

Президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая предложила убрать из школьной программы некоторые романы Федора Достоевского, а также «Войну и мир» Льва Толстого. Вместо книг вышеупомянутых писателей Людмила Вербицкая предложила изучать в школе Библию.

«Детям необходимо знать о психологии человека, что такое подростковый возраст, что первая любовь не может закончиться ничем хорошим — в 13–14 лет рожать нельзя. Это вещи, которые знать необходимо, но, к сожалению, многие их не знают», — пояснил Кекелидзе.

Ранее президент Владимир Путин поддержал идею ввести в школах уроки духовно-нравственной культуры, а новый министр образования Ольга Васильева предложила вернуть в школьную программу занятия по астрономии. Время для них, по мнению Васильевой, удастся найти за счет сокращения учебных часов на второй иностранный язык.

Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57f4fb3f9a79473de45ca48f

Предметы, которые нужно ввести в школьную программу

Так часто слышно со всех сторон, что необходимо пересмотреть школьную программу, сделать ее близкой современным реалиям. Среднее и высшее профессиональное образование также выпускает недостаточно подготовленных специалистов, а проблема тоже в программах подготовки.

Яндекс.Картинки

Какие предметы можно было бы ввести в школьную программу? В любом случае курсы внеурочной деятельности предлагают такую возможность.

Основы тайм-менеджмента

Современные дети испытывают трудности в организации своего времени. А при этом время – это богатство, которым необходимо учить пользоваться. И управление своим временем – это не только режим дня. Это умение отделять главные дела от второстепенных, а значит, выполнение важных дел будет качественным и эффективным.

Подробнее о тайм-менеджменте можно прочитать по ссылке.

Логика

Выполнение логических заданий, а также обучение алгоритмам позволяет ребенку лучше концентрироваться, структурировать информацию, анализировать и находить нестандартные решения сложных задач. Дети учатся устанавливать взаимосвязи, выделять основное.

Во время обучения логике можно учить работать с текстом, развивать смысловое чтение, повышать функциональную грамотность. В наше время работа с информацией – это важный навык, который можно отработать на занятиях по логике.

Уроки психологической безопасности

Уроки психологической безопасности – это цикл практических занятий с детьми в виде тренингов, ролевых, тематических игр, при этом образовательная среда должна быть позитивной.

На этих занятиях также можно формировать умения решать конфликтные ситуации в классе со сверстниками.

Основы предпринимательства

Уроки по основам предпринимательства – этот не обязательно обучение ведению бизнеса, эти уроки могут помочь ребятам расширить свои умения видеть возможности для развития.

Яндекс.Картинки

Основной формой работы на этих занятиях может стать работа в группе, в команде, где ребята будут учиться брать ответственность на себя, распределять обязанности внутри команды, распределяя роли в соответствии с бизнес-моделями.

Уроки финансовой грамотности

Подобные уроки направлены на то, чтобы приобщить учащихся к области управления собственными финансами, призваны повысить интерес к изучению экономики. На этих уроках следовало бы обучать моделям экономического управления, воспитывать бережное отношение к деньгам, готовить заинтересованных ребят к олимпиадам по экономике.

Умение планировать семейный бюджет, понимание налоговых норм, работа банков, электронные кошельки – все это необходимые умения современной жизни.

Стоит отметить, что с 2017 года уроки финансовой грамотности проводятся в школах.

Уроки психологии

На этих уроках ребята могут изучать себя, свои психические процессы, получать рекомендации для по развитию памяти, мышления, внимания. В групповой работе можно учиться налаживать отношения с окружающими, работать над сплочением коллектива.

Независимо от того, какие изменения в программе нас ждут, будьте счастливы при любой возможности!

Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале «Обучение PRO«.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/obucheniepro/predmety-kotorye-nujno-vvesti-v-shkolnuiu-programmu-5e3e5a76df9304340b25e1c9

В российских школах введут предмет «психология»

На протяжении всего года Министерство здравоохранения России обсуждало вопрос о введении в школьную программу предмета «психология». Теперь такое решение принято, передает корреспондент «МИР 24» со ссылкой на главного внештатного психиатра Минздрава РФ, директора государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураба Кекелидзе.

«Речь не идет о философских основах психологии.

Речь идет о том, чтобы знать психологию человека, знать, что такое переходный возраст, знать, что происходит в это время, знать, что первая любовь никак не может окончиться положительно, что нельзя рожать в 12-14 лет и так далее. Эти элементарные вещи о психологии дети и подростки обязательно должны знать. К сожалению, об этом многие не знают».

«И обратите внимание, что вышеуказанная тенденция напрямую коррелирует с комплексом медико-социальных проблем несовершеннолетних: асоциальная, криминальная, агрессивная форма поведения, употребление алкоголя, наркотиков и так далее», — отметил главных психиатр Минздрава.

В свою очередь, другой специалист Центра им. Сербского Борис Положский добавил, что «наше население абсолютно безграмотно в вопросах психологического образования» и находится на пещерном уровне, поэтому просветительская работа в области психологии необходима.

Отдельным уроком «психология» не станет — ее будут изучать ученики 3-11 классов в рамках предмета «основы безопасности жизнедеятельности» по 20 часов ежегодно.

Завершить написание учебников по психологии предполагается в 2017 году. Кроме учебников ведомство намерено выпустить учебники-справочники для родителей.

Ранее министр образования России Ольга Васильева заявила, что школьную программу будет также добавлена астрономия. Недавно назначенная глава Минобрнауки пояснила, что этот предмет заместит преподавание второго иностранного языка.

«Где взять один час на этот предмет? Отвечу. У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас был один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10 классе, другой час — в 11-м», — цитирует Васильеву «Комсомольская правда».

Астрономия была исключена из школьной программы в начале 90-х годов. Для этой дисциплины отводилось несколько учебных часов в рамках изучения физики в старших классах. С призывом вернуть изучение астрономии к властям ранее неоднократно обращались различные общественные организации.

Источник: https://mir24.tv/news/15152234/v-rossiiskih-shkolah-vvedut-predmet-psihologiya

Психология возвращается в школьную программу

В российских школах уже в 2018 году может появиться новый обязательный предмет — «Психология». Об этом в интервью Дождю сообщила руководитель Лаборатории психогигиены центра имени Сербского Вера Булыгина. 

По ее словам, подготовить учебники для преподавания этого предмета центру Сербского поручил Минздрав.

Проекты учебников будут готовы к концу следующего года, а сам предмет могут ввести уже в 2018 году, надеется руководитель Лаборатории психогигиены.

Психология  станет частью базового курса российских школ, и преподавать предмет  будут с 3 по 11 классы. Всего для Психологии выделят  20 часов в год  в рамках ОБЖ, а вести предмет смогут школьные психологи.

«История преподавания психологии насчитывает более 100 лет в России: он то включался в школьную программу дисциплин, то исключался, — сказала Булыгина, — …та концепция, которую предложили мы, направлена на повышение психологической компетентности учеников. Чтобы все-таки мы повышали уровень стрессоустойчивости, психологической защищенности учеников».

Ранее о введении предмета «Психология» в школах говорил и сам гендиректор центра имени Сербского, главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе.

«Детям необходимо знать о психологии человека, что такое подростковый возраст, что первая любовь не может закончиться ничем хорошим: в 13-14 лет рожать нельзя», — отмечал Кекелидзе.

По его оценке,  у 40% учащихся школ специалисты диагностируют школьную дезадаптацию, а у 70% — пограничные психические расстройства.

Depositphotos.com

Популярное у подписчиков Дождя за неделю

Источник: https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/psihologija_vozvraschaetsja_v_shkolnuju_programmu-421671/

В школах планируют ввести психологию

Наши
дети нуждаются в психологических знаниях и поддержке, заявил на недавней встрече
со СМИ и.о. директора Научного центра социальной и судебной психиатрии имени
Сербского Зураб Кекелидзе. По мнению специалиста, мир захлестывают депрессии и
к 2020 году они окажутся на первом месте среди всех патологий.


Российские дети не вооружены никакими знаниями психологии, — отметил Кекелидзе,
— так что в первую очередь поддержать нужно подрастающее поколение.

Для этого психиатры, психологи и педагоги начали подготовку школьных учебников
по психологии для детей трех ступеней обучения: младших школьников (3–4
классов), средней школы (5–8 классов) и старших (8–11 кл), а также учебника для
педагогов.

О
необходимости всеобщего психологического образования и преподавания психологии
в школах Кекелидзе уже заявлял в октябре этого года.

«Еще осенью у меня была
встреча с министром Андреем Фурсенко, мы нашли взаимопонимание, — сказал Зураб
Кекелидзе, — рабочая группа создана.

Учебники могут появиться уже в 2011 году и
начнется плотный проект по обучению психологии в школах в центральном округе
Москвы».

Курс
психологии должен быть обязательным, считают психиатры.

Эксперты также
отметили, что дети не знают, что представляет из себя их организм, не понимают
своих чувств и мыслей, не осознают влияния на мозговую деятельность табака,
алкоголя и наркотиков, не умеют преодолевать проблемы.

По мнению Зураба
Кекелидзе, «о проблемах наркотиков, например, можно говорить уже в четвертом классе».
Наблюдение детей у врача-психиатра и психолога, по его мнению, необходимо
начинать с рождения ребенка, а не с 3-х лет, как сейчас.

Интересно,
что психология уже включена в факультативную программу в ряде школ Москвы,
прежде всего в южном округе столицы. В 3–4 и 5–8 классах школьники обучаются по
комплекту учебно-методической литературы «Психология», под редакцией доктора
психологических наук, академика Российской академии образования Ирины
Дубровиной.


Этот факультатив введен в ряде школ столицы уже около пяти лет, — пояснил ректор
Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов.


Сейчас готовится учебник для старших классов, так же под редакцией Ирины
Дубровиной. Пока это эксперимент и говорить о введении предмета повсеместно
нельзя.

Хотя этот школьный курс читают и еще и в нескольких городах: в
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Омске.

Рубцов,
узнав о договоренности Института Сербского и Минобрнауки, заявил, что надеется,
что эта работа будет доведена до логического конца.


Психология в школах действительно нужна. Наш опыт показывает, что такой предмет
востребован и школьниками и учителями,— добавил Рубцов.

Информация
с сайта www.gzt.ru

Фото с сайта www.justidea.ru

Источник: http://www.ug.ru/news/492

Вопрос дня: какую дисциплину вы бы добавили к школьной программе?

На данный момент школьная программа среднего общеобразовательного учреждения включает в себя 34 предмета, среди которых как и всем привычные русский язык, математика, физика и химия, так и «новобранцы», которые появились в учебном плане совсем недавно. Среди таких новых предметов, например, основы религиозных культур, краеведение, основы экономики и астрономия. В качестве факультативных занятий детям предлагается изучать несколько иностранных языков дополнительно, мировую художественную культуру и риторику.

Каких дисциплин не хватает в школе?

Кто лучше водит автомобиль — мужчины или женщины?

Корреспонденты Teleprogramma.pro спросили у прохожих на улицах города, считают ли они ныне существующую систему школьного образования оптимальной для современных школьников или же у них есть пожелания, какие еще предметы могли бы пригодиться детям?

Как оказалось, многим опрошенным есть, что предложить. Некоторые, например, предлагали ввести в школу не один, а несколько обязательных иностранных языков. Другие были всерьез озабочены тем, что школьники проводят слишком много времени за партами, штудируя учебники, и им явно  не достаточно активных занятий.

 Решить проблему предлагали например, уроками танцев. Еще одна идея, которая заслуживает внимания, — введение нового предмета, актуальность которого обусловлена развитием высоких технологий в сфере общения: «безопасность в социальных сетях».

Многие выражали сожаление, что школа несколько отстает от реальной жизни и в ней нет таких дисциплин, как сексология (кстати, общественная дискуссия о необходимости этого предмета много лет не утихает и на родительских форумах, и в Государственной думе), современная этика общения и введение в программирование.

Ну а сами школьники, конечно же, желали только одного: чтобы  у них было поменьше экзаменов, а предметов им и так хватает.

Мнение специалиста: каких дисциплин не хватает в школьной программе?

Надежда Никитина,
преподаватель клинической психологии,
автор методик и программ личностного роста,
автор книги «Создай себя сам. Путь, длинною в Жизнь».

Школа — это  особый социальный мир, где ребенок учится контактировать с другими людьми и нарабатывает личностные качества, которые в дальнейшем пригодятся во взрослой жизни.

Поэтому уроки этикета — правил поведения в обществе — в школе бы не помешали. Обучение хорошим манерам является жизненно необходимым для процесса развития личности.

Отсутствие навыков воспитания дает простор для самовыражения низких качеств, которые сопровождаются такими эмоциями как гнев и страх, что порождает конфликтные ситуации.

Против дополнительных иностранных языков тоже ничего не имею — они учат переключаться с одного задания на другое и раскрывает гибкость мышленияТанцы тоже очень полезны с точки зрения личностного развития. Через них ребенок учиться принимать себя и владеть своим телом.

Основы программирования и безопасность в социальных сетях, на мой взгляд, одни из самых необходимых предметов. Социальные сети — это целый мир, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Детям нужно учиться, как правильно пользоваться возможностями, которые предоставляют социальные сети. И без основ программирования в современном мире не обойтись.

 Они дают возможность построения бизнес-отношений и развития буквально в любой сфере жизни.

А вот сексуальное воспитание — тема весьма деликатная. Я считаю, что девочек нужно учить быть девочками, а мальчиков — мальчиками и раскрывать их базовые качества. Тогда вопрос о сексуальном воспитании отпадает сам по себе.

А какие бы вы дисциплины ввели в школу?

Источник: https://teleprogramma.pro/hb/parents/433166/

Ссылка на основную публикацию