Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Достижение поставленной президентом задачи по увеличению числа иностранных студентов в России во многом лежит на плечах Российского университета дружбы народов (РУДН). Такое заявление сделала в субботу спикер Совета Федерации, председатель Наблюдательного совета РУДН Валентина Матвиенко, выступая на праздничном вечере, посвященном шестидесятилетию вуза.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

27.ЯНВ., 09:30

Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов «Думал, что умру тут от холода»: что больше всего шокирует иностранных студентов в России

«Президентом России поставлена стратегическая задача по обеспечению глобально конкурентоспособности российского образования. К 2024 году планируется двое увеличить число иностранных студентов, обучающихся в нашей стране. И, конечно, же одну из ведущих ролей в достижении этой цели должен сыграть РУДН», — заявила она.

Матвиенко добавила, что работа в этом направлении уже начата: например, запущен проект по созданию системы довузовской подготовки иностранцев, а в Киргизии, Монголии, Таджикистане Болгарии и Турции появились ресурсные центры российского образования, которых к 2024 году будет уже не менее 50 в мире.

10.ДЕК., 10:00

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Божественная защита: в россии появился первый кандидат теологии

Оценим за полчаса!

Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов Все флаги в гости будут к нам: как работают программы студенческого обмена в регионах

«На протяжении всей своей истории университет объединял и продолжает объединять людей практически из всех стран мира. Только сегодня в его стенах, как уже было сказано, обучаются граждане ни много ни мало 158 государств со всех континентов нашей планеты. Не удивлюсь, если и на Антарктиде сегодня трудится ваш аспирант», — добавила спикер верхней палаты парламента.

Она также отметила, что помимо «храма науки и образования РУДН является уникальной кузницей настоящих лидеров, среди выпускников которой — главы зарубежных государств и правительств, видные парламентарии и дипломаты», которые работают на самых ответственных постах, принимают серьезные государственные решения участвуют в укреплении «уз дружбы с нашими партнерами по всеми миру».

Быть лидером

На уникальность вуза в своем поздравлении также обратил внимание министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По его словам, университет «всегда оставался площадкой, где свободно учатся и занимаются наукой люди доброй воли, независимо от национальной, религиозной расовой или иной принадлежности».

«РУДН формирует мировую элиту, следуя принципам дружбы и взаимной поддержки. Здесь закладываются основы будущего международного сотрудничества ученых и специалистов, учатся понимать и принимать друг друга молодые люди разных культур и традиций», — сказал он.

В то же время министр подчеркнул, что статус одного из лидирующих вузов России ко многому обязывает.

«Быть лидером — это означает иметь сильную программу развития и понимать, что происходит вокруг, иметь объективную повестку и хорошие отношения со всеми теми, кто заинтересован в развитии университета: выпускниками, компаниями, другими университетами, государством, гражданским обществом», — заключил он.

Вклад в здравоохранение России

Вместе с тем министр здравоохранения России Михаил Мурашко напомнил, что в то время как сам университет празднует свое шестидесятилетие, его медицинскому институту в этом году «без малого 59 лет».

«Это та основа, которая привносит российское здравоохранение неоценимый вклад», — отметил он.

Мурашко добавил, что в вузе не только преподаются клинические дисциплины, но и создаются серьезные научные разработки, и поблагодарил всех врачей, которые работают в стенах университета.

Российский университет дружбы народов (РУДН) — один из крупнейших в России учебно-научных центров. 5 февраля 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об образовании в Москве Университета дружбы народов (УДН).

Со дня своего основания университет является международно-ориентированным вузом.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/matvienko-rudn-dolzen-sygrat-vedusuu-rol-v-privlecenii-inostrannyh-studentov

Иностранные студенты российских вузов

Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов © ЛЭТИ

Молодые люди из разных стран мира стремятся получить высшее образование в России. Откуда они приезжают, какие вузы и специальности выбирают, сколько платят за обучение – рассказываем в статье.

Российские университеты принимают все больше студентов из-за рубежа. Так, в 2015/2016 учебном году в России училось 200 тысяч иностранцев, в 2016/2017 году – 230 тысяч, а в 2017/2018 году – 257 тысяч. То есть их количество за три года возросло на 22%.

Вузов, в которых обучают иностранных студентов, тоже становится все больше. Если в 2016/2017 учебном году молодые люди из-за границы учились в 693 университетах нашей страны, то сейчас – в 703.

Это почти 92% всех вузов (всего в России работает 766 высших учебных заведений)1.

Откуда приезжают иностранные студенты

Российские университеты пользуются популярностью во многих государствах. Однако преимущество по-прежнему у абитуриентов из стран СНГ: в 2017/2018 году 136 090 ребят из ближнего зарубежья приехали получать высшее образование в России. Больше всего молодых людей, желающих получить российский диплом, прибывают из Казахстана (41 285 человек).

На втором месте – Туркмения (22 093), на третьем – Узбекистан (16 954). Много студентов приезжает из стран Азии (64 621 человек). В 2017/2018 учебном году каждый четвертый иностранный студент был представителем этого региона. Самый большой поток абитуриентов – из Китая (29 172 человека). На втором месте – Индия (13 176 человек), на третьем – Вьетнам (4758 человек).

Традиционно много студентов приезжает из Ирана, Монголии, Южной Кореи.

Со времен СССР российское образование востребовано среди граждан арабских государств – Северной Африки и Ближнего Востока. В 2017/2018 учебном году их в совокупности было 22 180 человек.

Большинство – из Ирака (4438 студентов), Египта (3763 студента), Марокко (2869 студентов) и Сирии (2752 студента). Остальные страны Африки добавляют к ним еще 14 589 человек.

Это на полторы тысячи больше, чем в прошлом году.

Стабильно сохраняется интерес к российскому образованию в Европе. 11 884 европейца учатся сейчас в российских университетах. Больше всего студентов приехали из Италии, Германии и Франции.

Стоит также отметить быстрое увеличение числа студентов из Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Куба, Мексика, Перу и другие страны): 5339 человек, в 2017/1018 году прирост составил 21% по сравнению с 2016/2017 годом.

Где учатся иностранцы

Чаще всего зарубежные абитуриенты поступают в университеты Москвы и Санкт-Петербурга (20,5% и 8,7% от общей численности соответственно).

Если говорить о регионах, интерес у иностранцев вызывают вузы Приволжья и Сибири (туда приезжают 15,8% и 11,5% всех зарубежных студентов).

Самый интернациональный вуз – Российский университет дружбы народов, в нем учатся 14 896 иностранцев, на втором месте – Санкт-Петербургский политехнический университет (5928 человек), на третьем – Казанский федеральный университет (5564 человека).

Какие специальности самые популярные

Одно из преимуществ российских университетов – большой выбор специальностей и программ. В России можно получить практически любую профессию. Вузы нашей страны выпускают специалистов, востребованных во всем мире.

Традиционно наибольшим спросом у иностранных студентов пользуются инженерно-технические специальности. Чаще всего на эти направления поступают молодые люди из стран СНГ и Азии.

Среди инженерно-технических дисциплин студентов больше всего привлекают технологии строительства (это направление в 2017/1018 году выбрали 6899 человек), машиностроение (6104 человека) и электро- и теплоэнергетика (6041 человек).

Инженерно-технические направления представлены в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», Московском физико-техническом институте, Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», Университете ИТМО, Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Томском политехническом университете, Самарском университете, Южно-Уральском государственном университете.

На втором месте по популярности у иностранных студентов медицинские специальности. Их в 2017/2018 учебном году в России получали 53,5 тысячи человек (20,8% иностранцев, обучающихся в России). Это на 7,7 тысячи больше, чем в 2016/2017 году.

Студенты-медики в основном приезжают из Азии (17 248 человек), стран Африки и Ближнего Востока (12 569 человек), а также из СНГ (16 430 человек). Программы по медицине предлагают Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова, Казанский федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени И.

Канта, Новосибирский государственный университет, Университет Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Дальневосточный федеральный университет и другие.

Третье популярное направление – экономика. За знаниями в этой области в Россию в 2017 году приехали 31,5 тысячи иностранцев (12,3% всех зарубежных студентов). Большинство – из стран СНГ (18 058 человек), Азии (8592 человека), Южной Африки (1751 человек).

Качественное образование по экономическим дисциплинам можно получить в Высшей школе экономики, Сибирском федеральном университете, Томском государственном университете, Тюменском государственном университете, Уральском федеральном университете и других вузах.

Сколько стоит учеба в российском вузе

Более 60% иностранных студентов российских университетов учатся на платных программах. Обучение по престижным специальностям в России обходится значительно дешевле, чем в США и большинстве европейских государств.

Так, наименьшая стоимость программ бакалавриата в университетах технического профиля – 126 500 рублей ($1946) в год, а максимальная – 632 000 рублей ($9723) в год2. Студенты-медики платят от 196 000 рублей ($3015) до 617 500 рублей ($9500) в год за обучение по программам специалитета.

Программы бакалавриата по экономике, в зависимости от вуза и направления, обойдутся от 99 000 рублей ($1523) до 550 000 рублей ($8461) в год.

Список лучших государственных университетов России, входящих в Проект повышения конкурентоспособности вузов 5-100, вы можете увидеть на нашем сайте.

В разделе каждого можно узнать о том, какие общежития вуз предоставляет иностранным студентам, в каких мероприятиях участвует, какие места занимает в международных рейтингах, какие программы предлагает.

Чтобы связаться с интересующим вас вузом напрямую, зарегистрируйтесь в Личном кабинете абитуриента и направьте заявку. Вам ответят в течение 10 рабочих дней.

Источник: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostrannye-studenty-rossiyskikh-vuzov/

Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается

Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов
КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов

В течение двух последних десятилетий в российских университетах значительно увеличилась роль международной деятельности, а правовая база её стала более сложной.

Одним из следствий этих изменений стало усиление потребности централизованно управлять и оказывать всестороннюю поддержку работе, которая раньше считалась ответственностью отдельного структурного подразделения.

И хотя в разных университетах этому уделяется разное внимание, можно констатировать, что реформы в отношении институциональной международной деятельности коснулись всех без исключения российских вузов, и они еще далеки от завершения.

Направления деятельности

Основными направлениями международной деятельности вузов являются привлечение иностранных студентов и аспирантов на обучение и их поддержка в этом процессе, расширение межвузовских и международных связей, внутренняя интернационализация.

Рекрутинг иностранных студентов – относительно новое направление в большинстве российских вузов. Этот факт объясняется исторически сложившейся формой работы с иностранными студентами еще с советских времен.

Тогда только ограниченное число учебных заведений занималось обучением иностранцев, а их привлечением не занимался ни один вуз, поскольку эта функция была возложена на союзные органы управления образованием.

 

С введением показателей по доле иностранных студентов в российских вузах в рамках ежегодного мониторинга эффективности, проводимого Минобрнауки РФ, ситуация кардинально изменилась. В большинстве вузов выделены специальные структурные подразделения, занимающиеся набором и обслуживанием иностранных студентов, появились отдельные статьи расходов на этот вид деятельности.

Российские вузы используют как традиционные, так и новые формы привлечения иностранных студентов на обучение. Рассмотрим относительно новые практики привлечения к набору иностранных студентов специализированных рекрутинговых агентств или агентств образовательной мобильности – российских и зарубежных.

Агенты влияния

Под агентом образовательной мобильности понимается физическое лицо, компания или общественная организация, предоставляющие консультационные услуги для студентов, стремящихся получить образование за рубежом. Для образовательных организаций это лицо или организация, рекламирующие в определенном регионе и создающие поток запросов от абитуриентов, прошедших предварительную квалификацию.

В настоящее время существуют различные категории рекрутинговых агентств: представительства образовательных организаций, консультанты по вопросам международного образования, туристические агентства с интегрированным отделом образования1.

Из российских агентств самым старейшим и известным является организация «РАКУС», которая была создана в 1991 году в г. Санкт-Петербурге. В настоящее время она имеет представительства в 61 государстве Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки, СНГ и Европы, а также филиалы в 10 городах европейской части России.

Отдельные рекрутинговые агентства специализируются на наборе студентов из конкретной страны. Как правило, их создают иностранные выпускники российских вузов. Например, Русско-китайский центр по сотрудничеству в области образования, науки, культуры и здравоохранения, туризма и спорта, уже восемнадцать лет специализирующийся на наборе китайских студентов, основал выпускник РУДН Лю Синь.

  • Права и обязанности
  • Российские вузы работают с рекрутинговыми агентствами в рамках агентских договоров, в соответствии с которыми агентства за комиссионное вознаграждение осуществляют набор иностранных студентов в вуз.
  • Предметом договора является деятельность рекрутингового агентства по организации подбора, направления на обучение кандидатов на подготовительный и основные факультеты вуза с целью получения ими образования на уровне бакалавра, магистра, дипломированного специалиста или кандидата наук. Обязанности рекрутингового агентства в рамках таких договоров могут быть следующие:
  • обеспечить подбор из страны кандидатов, желающих получить образование в вузе по контрактной форме обучения, в количестве, определенном вузом и агентством (при этом окончательное решение о приеме выносит приемная комиссия вуза);
  • разъяснять кандидатам на английском и/или национальном языке условия и правила поступления, обучения и проживания в вузе, а также ознакомить с нормами законодательства Российской Федерации, касающимися правил пребывания иностранного гражданина на территории РФ;
  • осуществлять сбор у кандидатов всех необходимых для поступления в вуз документов, предусмотренных правилами приема иностранных граждан, и передавать их в вуз не позднее даты прибытия кандидатов в Россию;
  • размещать за свой счет информацию о вузе и объявления о наборе в местных СМИ и распространять её другими, не противоречащими законам способами;
  • обеспечивать прохождение кандидатами медицинского освидетельствования;
  • способствовать получению кандидатами и студентами в установленном порядке въездных и выездных виз для следования на учебу в Россию и выезда из нее;
  • обеспечивать организованную отправку кандидатов в РФ, заблаговременно информировать вуз об их прибытии;
  • на основании предоставленных вузом списков кандидатов, зачисленных на обучение, организовывать оплату их обучения.
Читайте также:  Запустить краудфандинговый проект за 60 минут

Расчеты между вузами и рекрутинговыми агентствами, как правило, производятся раз в год по результатам приемной кампании. В среднем размер комиссионного вознаграждения составляет 15 % от стоимости года обучения иностранного студента. Традиционно вузы единожды оплачивают услуги рекрутингового агентства после поступления студента на обучение.

При этом образовательная организация оставляет за собой право:

  • не зачислять на обучение кандидатов, направленных рекрутинговым агентством, в случае несоответствия уровня их знаний предъявленным требованиям, а также в случае обнаружения фальсифицированных документов, предоставленных кандидатом или рекрутинговым агентством;
  • отчислять студентов в случае невозможности продолжения обучения (по медицинским показаниям или неуспеваемости), а также в случае грубых нарушений нормативных документов вуза или законодательства РФ, с последующим уведомлением рекрутингового агентства в течение определенного времени.

Проблемы и их решение 

Основными проблемами по осуществлению набора российскими вузами через рекрутинговые агентства являются недостаток или искажение информации, что приводит к репутационным потерям вузов в зарубежных странах.

 В погоне за количеством абитуриентов рекрутинговые агентства могут предоставлять неполную или искаженную информацию о вузе и России, что в последующем приводит к неоправданным ожиданиям со стороны иностранных студентов и даже разочарованию.

Иногда предоставляется недостоверная или неполная информация о предыдущем образовании абитуриента, что приводит к неверным решениям приемной комиссии вуза при зачислении на обучение.

Все эти проблемы связаны с отсутствием достаточного опыта работы у российских вузов с рекрутинговыми агентствами. Безусловно, использование специализированных организаций при наборе иностранных студентов может быть очень полезно российским вузам.

Особенно это касается стран, куда сложно выехать непосредственно сотрудникам международной службы вуза в силу отсутствия безопасности, дипломатических отношений между странами, высокой стоимости транспортных расходов и других причин.

В ряде стран от 60 до 80 % студентов поступают в зарубежные вузы с помощью рекрутинговых агентов.

В некоторых – например, в Китае – эта деятельность лицензируется и контролируется органами государственной власти.

Вместе с тем выбрать надежного партнера за рубежом крайне сложно.

Необходимо обращать внимание на такие данные, как год создания рекрутингового агентства; страны и вузы, с которыми агентством ведется работа по набору студентов; официальные данные, публикуемые на сайте агентства и национального министерства образования, а также рекомендации партнеров агентства.

Кроме того, необходимо учитывать, что хороших рекрутинговых агентств значительно меньше, чем образовательных организаций, желающих с ними работать. От стратегии взаимоотношений с агентством зависит интенсивность потока зарубежных абитуриентов из этого агентства и страны в целом.

Отдельные российские вузы устраивают встречи с рекрутинговыми агентствами перед началом приемной кампании с целью информирования о новых образовательных программах, условиях приема, изменениях в законодательстве и прочем. В идеальном случае сотрудничество с рекрутинговыми агентствами представляет собой возможность выхода на международный рынок набора студентов с минимальными затратами времени и финансовых средств.

  1. Преимущества для вузов и студентов
  2. По мнению специалистов, существенные преимущества от работы с агентствами академической мобильности имеются и для образовательных организаций, и для обучающихся.
  3. Для вузов преимущества заключаются в следующем:
  • агентства представляют вузы в течение всего календарного года;
  • распространяют рекламную информацию, проводя целевые кампании в СМИ, участвуя в студенческих выставках и днях открытых дверей для школьников;
  • предоставляют достоверную информацию о состоянии регионального образовательного рынка;
  • предоставляют доступ к региональной инфраструктуре;
  • помогают продвигать программы, пользующиеся низким спросом;
  • увеличивают соотношение успешных поступлений к поданным заявлениям;
  • предоставляют отзывы студентов после завершения обучения.

Для студентов – свои преимущества:

  • агент является надежным, компетентным и ответственным представителем вуза в стране происхождения студента;
  • консультирует студентов и их родителей на родном языке, что особенно важно при выборе долгосрочных программ;
  • предлагает оптимальное место и направление обучения в соответствии с интересами студента и особенностями вузов;
  • предоставляет полезные дополнительные услуги (заполнение регистрационных формуляров, страховку, билеты, визы);
  • за счет консультаций и дополнительных услуг увеличивает ценность образования в вузе без увеличения его стоимости;
  • агент предлагает поддержку в течение всего процесса поступления и обучения1.

Известной платформой для установления сотрудничества с рекрутинговыми агентствами являются образовательные выставки ICEF – International Conferences and Educational Fairs. Каждая конференция ICEF фокусируется на определенном регионе, охватывая в целом все страны мира.

Участникам конференций предоставляются инструменты для работы в режиме онлайн, способствующие выстраиванию эффективной работы с агентами. Особенно важно, что ICEF проводит строгий отбор агентов для участия в своих конференциях, а также оплачивает их участие из собственных средств. Охват участников конференций ICEF: свыше 2,2 тыс. агентов из 1,4 тыс. агентств и 180 стран мира, более 1 тыс.

образовательных организаций из 45 стран мира. В рамках конференций проводятся индивидуальные встречи с агентами из интересующих регионов мира, посвященные новинкам рынка международного образования семинары, встречи с зарубежными вузами для установления сотрудничества. Стоимость участия для вузов – около 5 тыс. евро, для рекрутинговых агентств – бесплатно.

Список российских вузов, участвующих в выставках ICEF, в последние годы постепенно расширяется, но в целом этот инструмент рекрутинга пока недооценен российскими вузами.

  1. Краснянский С.А. Набор иностранных студентов в вузы РФ при содействии агентств образовательной мобильности. Презентация. Совещание проректоров по международной деятельности. РУДН. 19 ноября 2010 года. Москва.

Источник: https://akvobr.ru/rekruting_inostrannyh_studentov_v_rossiiskie_vuzy_uvelichivaetsya.html

Привлечение иностранных студентов: мотивы, способы, последствия (на примере США)

23 апреля в МГИМО прошла научная студенческая конференция по проблемам развития высшего образования. В ней приняло участие несколько десятков студентов разныз факультетов.

Результаты конференции противоречивы. С одной стороны, был немалый интерес студентов МГИМО к вопросам конференции (их примерный перечень был дан заранее). С другой стороны, недостаточный профессионализм большинства участников не позволил им сделать содержательные и глубокие доклады. Тем не менее они были.

В статье излагаются вопросы привлечения иностранных студентов на примере США

Ключевые слова: иностранные студенты

S.Mosina. Foreign Students’ Attraction: USA Example

The article analyses the various aspects of the attraction of foreign students to the USA

Key words: foreign students, USA

Глобализация проявляется во многих сферах жизни общества, в том числе и в образовании. Поэтому сегодня существует довольно развитая сеть программ, которые предлагают студентам пройти курс обучения за границей.

Странами-реципиентами являются, по большей части, развитые страны (Австралия, Великобритания, Австрия, Швейцария, Новая Зеландия) [1], однако есть и исключения: Китай, Индия, Южная Корея, и, в меньшей степени, Мексика, ОАЭ, Индонезия. [2]

На сегодняшний день Россия входит в первую пятерку стран-поставщиков человеческого ресурса в развитые страны. Ежегодно из России уезжает порядка 10.000 (20% всех эмигрантов) студентов для обучения за рубежом, для прохождения стажировок или для принятия участия в программах по обмену.

Так, из России в Великобританию и США по учебным визам ежегодно уезжают свыше 2000 человек, плюс ещё более 3000 студентов едут в Германию, менее 1000 в Израиль, а также во Францию. Статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% из них не возвращаются.

Далее вопросы привлечения иностранных студентов будут рассматриваться на примере США. В первой части будут рассмотрены основные мотивы для тех, кто отправляется за границу в поисках идеального образования и тех, кто предоставляет студентам из-за рубежа право получать образование.

Затем будут выявлены основные способы привлечения студентов из-за рубежа и последствия такого обмена как для страны-реципиента, так и для страны-донора, а также для самого студента, получившего образование за рубежом.

В конце будут представлены несколько идей для России как страны-донора по изменению ситуации в нужном направлении.

Каковы же мотивы тех, кто организует данные программы?

Мотивами студентов, решивших получить образование за рубежом являются:

  1. Возможность получить более качественное образование, чем у себя на родине.
  2. Престиж, «вес» диплома.
  3. Тяга к новому, поиск себя.
  4. Перспективы трудоустройства за границей

Мотивами для привлечения иностранных студентов являются:

  1. Материальная заинтересованность (стоимость обучения в Нью-Йоркском университете по направлению «экономика».— $ 65.000)
  2. Пропаганда политической и экономической модели устройства общества страны-реципиента
  3. Усиление научно-технической базы за счет тех, кто делает открытия и проводит исследования, результатами которых пользуется принимающая страна.

Долгосрочные программы, вроде той, что создал Нью-Йоркский Университет в своем филиале в Абу-Даби, направлены на привлечение лучших студентов из других стран с перспективами последующего их трудоустройства в американских компаниях.

Филиал Нью-Йоркского университета в Абу-Даби (ОАЭ) был открыт в 2010 году, прошлой осенью был произведен набор во второй раз. Особенность данного филиала в следующем: привлекаются студенты со всего мира.

Сейчас в этом университете проходят обучение 13 наших соотечественников.

Как правило, такие программы привлекательны для студентов из развивающихся стран, где уровень образования недостаточно высок либо, даже при наличии хороших университетов, для молодых специалистов нет условий для саморазвития, трудоустройства, реализации собственных амбиций. США, в свою очередь, являясь мировым лидером по числу принимаемых студентов (18% от общего числа), привлекают тех, кто соответствует их требованиям: студенты должны быть трудолюбивы, амбициозны, активны и должны обладать теми знаниями, которые будут востребованы в тех областях, развивать которые штаты собираются. Кроме того, ненавязчиво, но целенаправленно идет пропаганда «у нас лучше, лучше, чем где бы то ни было, мы обеспечим вас всем необходимым, только оставайтесь у нас, работайте на нас, способствуйте процветанию нашего государства».

  • Теперь, когда мы знаем, зачем нужно привлекать студентов, нужно выяснить, как это делают.
  • Можно выделить основные направления:
  • 1. Программы по обмену
  • 2. Предоставление льготных условий для поступления в вузы

3. Организация форумов, конференций с последующим установлением тесного сотрудничества с участниками.

  1. И способы:
  2. 1. Открытая пропаганда
  3. 2. Скрытая или косвенная пропаганда
  4. 3. Демонстрационный эффект
  5. 4. Льготы, субсидии, гранты

1. Программы по обмену.

Такие программы существуют практически при каждом крупном университете США. Разумеется, университеты, которые входят в ТОП-20 мира не нуждаются в саморекламе, то есть в открытой пропаганде. Из 20 мировых лидеров на долю вузов США приходится 13.

Ведущие российские вузы запустили проект по привлечению иностранных студентов

Здесь скорее имеет место скрытая или косвенная пропаганда. Достаточно увидеть рейтинги университетов и сразу захочется учиться в любом их тех, что занимают первые строчки.

Сайт такого университета, как правило, содержит раздел «наши достижения» или «наши выпускники». Список внушает уважение, и руководству университета даже не нужно писать «поступайте к нам».

потому что все и так хотят туда поступить.

2. Предоставление льготных условий для поступления в вузы.

Вернемся к филиалу Нью-йоркского университета в Абу-Даби. Чтобы поступить туда, кандидату необходимо написать несколько эссе, пройти ряд собеседований, и, если удача улыбнется, — кандидат станет студентом.

Обучение полностью бесплатно. Оплачивается дорога домой два раза в год, питание и проживание — также за счет университета. Живут студенты в специально для них построенном кампусе со всеми удобствами.

Климат ОАЭ не нуждается в рекламе.

Теперь сравним условия для абитуриентов в престижном по российским меркам в РГГУ: первокурсникам общежитие не предоставляется, для того, чтобы поступить необходимо сдать 3-4 ЕГЭ на максимально хорошие баллы, так как бюджетных мест не так уж и много — от 50 до 2 в зависимости от факультета. Оплатить обучение по карману далеко не каждому.

3. Организация форумов, конференций с последующим установлением тесного сотрудничества с участниками.

  • Здесь можно выделить Стэнфордский российско-американский форум SURF[3], в рамках которого студенты из России и США принимают участие в конференциях с ведущими российскими и американскими экспертами для обсуждения вопросов в области политики, культуры, экономики.
  • Последствия
  • Для студентов:
  • 1. Бесценный опыт
  • 2. Обмен знаниями
  • 3. Возможность реализовать свои проекты
  • 4. Расширение кругозора, знакомство с другой страной, культурой
  • 5. Сравнительный анализ условий для самореализации в своей стране или стране, где он проходил обучение (стажировку)
  • 6. Возможность трудоустройства за границей
  • 7. Психологическое воздействие другой культуры, другого менталитета
  • 8. Совершенствование языка
  • Для страны-реципиента:
  • Положительные:
  1. Приток новых специалистов
  2. Потенциал для пополнения высококвалифицированных кадров
  3. Доступ к инновациям, изобретениям и идеям молодых специалистов
  4. Лишение основных конкурентов ценных кадров
  5. Усиление связей со страной — «донором».
  6. Наращивание экономической мощи путем внедрения новых проектов, предложенных молодыми специалистами.
  7. Расширение своего влияния, распространения своего образа жизни, усиление международных позиций.

Отрицательные:

  1. Увеличение доли расходов на образование, которые не 100% возвращаются (в случае, если студент все-таки вернется на Родину).

Для страны- «донора»:

Отрицательные:

  1. Утечка умов
  2. Потеря научного потенциала
  3. Старение научно-технической базы
  4. Кадровый голод
  5. Экономическое отставание
  6. Потеря престижа страны, ее уровня образования, ослабление позиций на международной арене.

Положительные:

  1. Усиление связей со страной-реципиентом.
  2. В случае возврата студента — бесценные кадры, полученные «бесплатно».

Предложения для России

1. Развитие двусторонних обменов с упором на привлечение молодых специалистов из других стран в Россию..

2. Превратить Сколково и Открытый университет в мировой научно-исследовательский центр.

3. Использовать возможности МГИМО для установления и усиления контактов с зарубежными специалистами.

Принципиально важным является дальнейшее развитие двусторонних обменов, однако необходимо делать упор именно на собственных интересах, привлекать молодых специалистов из США с помощью грамотного маркетинка, пиар-кампаний, агитационных конференций.

Стэнфордский российско-американский форум SURF нужно превратить в механизм для привлечения, в первую очередь, американских молодых специалистов.

Провести переговоры, целью которых будет увеличение времени, которое представители США проводят в России, расширить культурную программу, показать новейшие изобретения российских ученых, ознакомить их с ультрасовременными проектами, представить проект «Сколково» в выгодном для России свете, возможно, создать искусственную конкуренцию, чтобы студенты из США боролись за место на форуме также, как студенты из России, претендуя на участие в данном проекте.

Читайте также:  Международная деятельность рэу им. г.в. плеханова

Госдепартамент США весьма заинтересован проектом «Сколково».[4] Нужно сыграть на этом и использовать этот шанс для привлечения перспективных студентов из Стэнфорда и других университетов.

МГИМО — как вуз, занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса по числу преподаваемых языков, может занять ведущее место в мире как центр обмена знаниями, увеличить число программ, стажировок, конференций, чаще приглашать иностранных специалистов, совмещать теорию с практикой, делать рекламу за рубежом и, программа максимум, — подняться до уровня ведущей 20ки университетов мира.

Источник: https://mirec.mgimo.ru/2012-02/privlechenie-inostrannyh-studentov-motivy-sposoby-posledstviya-na-primere-ssha

Матвиенко: РУДН должен сыграть ведущую роль в привлечении иностранных студентов

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Достижение поставленной президентом задачи по увеличению числа иностранных студентов в России во многом лежит на плечах Российского университета дружбы народов (РУДН). Такое заявление сделала в субботу спикер Совета Федерации, председатель Наблюдательного совета РУДН Валентина Матвиенко, выступая на праздничном вечере, посвященном шестидесятилетию вуза.

«Президентом России поставлена стратегическая задача по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования. К 2024 году планируется вдвое увеличить число иностранных студентов, обучающихся в нашей стране. И, конечно же, одну из ведущих ролей в достижении этой цели должен сыграть РУДН», — сказала она.

Матвиенко добавила, что работа в этом направлении уже начата: запущен проект по созданию системы довузовской подготовки иностранцев, а в Киргизии, Монголии, Таджикистане, Болгарии и Турции появились ресурсные центры российского образования, которых к 2024 году будет уже не менее 50 в мире.

«На протяжении всей своей истории университет объединял и продолжает объединять людей практически из всех стран мира. Только сегодня в его стенах, как уже было сказано, обучаются граждане ни много ни мало 158 государств со всех континентов нашей планеты. Не удивлюсь, если и на Антарктиде сегодня трудится ваш аспирант», — добавила спикер.

Она отметила, что помимо «храма науки и образования РУДН является уникальной кузницей лидеров, среди выпускников которой — главы зарубежных государств и правительств, видные парламентарии и дипломаты», которые работают на самых ответственных постах, принимают серьезные государственные решения, участвуют в укреплении «уз дружбы с нашими партнерами по всему миру».

Быть лидером

На уникальность вуза в своем поздравлении также обратил внимание министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

По его словам, университет «всегда оставался площадкой, где свободно учатся и занимаются наукой люди доброй воли, независимо от национальной, религиозной расовой или иной принадлежности». «РУДН формирует мировую элиту, следуя принципам дружбы и взаимной поддержки.

Здесь закладываются основы будущего международного сотрудничества ученых и специалистов, учатся понимать и принимать друг друга молодые люди разных культур и традиций», — сказал он.

Министр подчеркнул, что статус одного из лидирующих вузов России ко многому обязывает. «Быть лидером — это означает иметь сильную программу развития и понимать, что происходит вокруг, иметь объективную повестку и хорошие отношения со всеми теми, кто заинтересован в развитии университета: выпускниками, компаниями, другими университетами, государством, гражданским обществом», — отметил он.

Вместе с тем министр здравоохранения России Михаил Мурашко напомнил, что в то время как сам университет празднует свое шестидесятилетие, его медицинскому институту в этом году «без малого 59 лет».

«Это та основа, которая привносит в российское здравоохранение неоценимый вклад», — отметил он.

Мурашко добавил, что в вузе не только преподаются клинические дисциплины, но и создаются серьезные научные разработки, и поблагодарил всех врачей, которые работают в стенах университета.

Российский университет дружбы народов — один из крупнейших в России учебно-научных центров. 5 февраля 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об образовании в Москве Университета дружбы народов. Со дня основания университет является международно-ориентированным вузом.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7717431

Российские вузы увеличат доход от иностранных студентов

Приоритетная программа была разработана в мае 2017 года, ее цель — повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке, а также сделать пребывание иностранных студентов на территории России в период их обучения более комфортным. В понятие «экспорт образования» входит также количество слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций. Их число должно вырасти с 1,1 миллиона человек в прошлом году до 3,5 миллиона к 2025 году.

«Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов, прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширений культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Экспорт российского образования должен стать национальной задачей, заявил глава правительства, а в ближайшие годы конкуренция за иностранных студентов во всем мире будет усиливаться.

Чтобы сделать свои образовательные программы более привлекательными для иностранцев, российские вузы будут внедрять целевую модель деятельности экспорту образования. Одна из частей такой модели — международные службы поддержки иностранных студентов. Модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

Планируется также развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Все эти мероприятия должен реализовать консорциум из 39-ти ведущих российских вузов — Дальневосточный федеральный университет, МГИМО, МГУ, МГТУ им.Баумана, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Саратовский государственный аграрный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Южный федеральный университет и другие.

По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году во все мире будут учиться более 7 миллионов иностранных студентов, а в денежном выражении объем мирового рынка образовательных услуг достигнет нескольких миллиардов долларов.

На том же заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Дмитрий Медведев подчеркнул, что США уже сейчас зарабатывают на иностранных студентов в 15 раз больше, чем тратят на них.

По данным ОЭСР за 2016 год, на США приходилось около 12 процентов мирового рынка высшего образования, на втором месте Великобритания (9 процентов). У России 4,5 процента рынка, однако по уровню доходов от образовательных услуг на США приходится больше трети рынка, а на Россию — всего 0,7 процента.

Глобальная конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования — это приоритетная цель и национального проекта «Образование», напомнила министр просвещения Ольга Васильева на встрече с директором департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андресом Шляйхером. В свою очередь Андреас Шляйхер отметил, что Россия достигла заметных успехов в образовании за последнее десятилетие.

«Меня очень впечатляют достижения в области образования в вашей стране.

Эта цель — войти в десятку самых лучших — она очень амбициозная, но, если оценить темпы роста и прогресса, которого добилась Россия за последние 10 лет, эта цель становится вполне реалистичной.

Вы создали хорошие материальные предпосылки: условия работы учителей улучшились, их зарплаты повысились, поэтому сейчас очень хороший момент для развития», — подчеркнул Шляйхер.

Источник: https://rg.ru/2018/12/05/rossijskie-vuzy-uvelichat-dohod-ot-inostrannyh-studentov.html

Тгу и минобрнауки подготовят рекомендации для вузов по привлечению иностранных студентов

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Томский государственный университет (ТГУ) вместе с Министерством науки и высшего образования России проводят исследования предпочтений иностранных студентов и ученых при выборе российских вузов.

На основе результатов анализа для университетов будут подготовлены рекомендации по привлечению студентов из-за рубежа, сообщили порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, в пресс-службе ведомства.

«Исследовательская группа Томского государственного университета при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ реализует масштабный исследовательский проект по изучению предпочтений иностранных студентов и зарубежных ученых по выбору российских вузов для учебы или работы.

Исследование завершится в середине декабря 2019 г. На основе его результатов будут подготовлены справочные материалы и методические рекомендации по привлечению иностранных студентов и ученых для российских вузов», — говорится в сообщении.

Как пояснили в ведомстве, в проекте задействованы десять университетов-экспортеров образования как столичных, так и региональных.

В исследовании эксперты ТГУ используют данные социальных сетей, проводят онлайн-опрос зарубежных студентов и абитуриентов, берут интервью у студентов, ученых и сотрудников международных служб, а также обрабатывают статистику и результаты предыдущих исследований на эту тему. Все это, полагают в министерстве, позволит обеспечить «максимальную достоверность результатов, детализацию и глубину анализа данных».

«Мы сделали упор на региональные российские вузы. Так как в столичных вузах работа по привлечению лучших иностранных студентов ведется на высоком уровне. Поэтому мы задействовали опыт высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы сделать нашу работу еще более эффективной», — цитирует пресс-служба Минобрнауки проректора по международным связям ТГУ Артема Рыкуна.

Первые выводы

По словам проректора вуза, во время работы над проектом эксперты пришли к интересным выводам.

Так, впервые фокус привлечения иностранных студентов был смещен со стран СНГ, с которыми российские вузы традиционно и давно работают, на дальнее зарубежье, в частности, на страны Азии.

При этом в борьбе за лучших азиатских студентов у России появился мощный конкурент — Китай. Помимо него на образовательном международном рынке наша страна конкурирует с Турцией, Саудовской Аравией и Ираном.

«Несмотря на то, что зарубежные студенты хотят обучаться на английском языке, позиции русского языка во многих странах растут, необходимо продолжить их укрепление, чтобы привлечь как можно больше талантливых молодых людей», — добавил Рыкун.

Анализ предпочтений иностранных ученых, отметил представитель ТГУ, показывает, что в большей степени они хотят оставаться мобильными: для них важна возможность реализовать свои идеи по всему миру и работать в хорошей команде, имея доступ ко всей необходимой инфраструктуре. «Поэтому для успешной реализации федерального проекта „Экспорт образования“ (национального проекта „Образование“ — прим. ТАСС) важно сделать так, чтобы пункты остановок ученых из-за рубежа в России были максимально комфортны», — заключил он.

В соответствии с федеральным проектом, число иностранных студентов в российских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое — до 425 тысяч человек.

Читать ещё •••

Видео дня. Голосование за поправки в конституцию пройдёт 22 апреля

Источник: https://news.rambler.ru/education/43343105-tgu-i-minobrnauki-podgotovyat-rekomendatsii-dlya-vuzov-po-privlecheniyu-inostrannyh-studentov/

Иностранных студентов умножат на два

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, который позволит иностранным студентам, обучающимся в России, работать без специальных разрешений. В Госдуме считают, что это поспособствует увеличению числа иностранных студентов в России.

Эксперты считают текущее законодательство, разрешающее иностранным студентам работать только в своих вузах, одним из факторов, сдерживающих развитие образовательного экспорта РФ.

В целом в вузах положительно оценивают инициативу, но при этом надеются, что она не повлияет на учебный процесс.

Законопроект, внесенный председателем Госдумы Вячеславом Володиным и председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко, предусматривает возможность для иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских государственных вузах, работать в свободное от учебы время без получения соответствующего разрешения. Сейчас студенты—граждане других государств могут работать только в течение каникул и только в организациях, в которых они обучаются. В случае принятия закона иностранные учащиеся смогут получить работу на основании трудового или гражданско-правового договора.

«Такие иностранные студенты имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу.

Оно выдается согласно сокращенному перечню документов и без учета квот на выдачу упомянутого разрешения.

Работодатели и заказчики работ освобождены от обязанности иметь разрешение на привлечение и использование указанной категории иностранных работников»,— уточняется в пояснительной записке.

Вячеслав Володин в ходе обсуждения законопроекта отметил, что новые правила позволят «увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в наших вузах и профучилищах».

Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров заявил “Ъ”, что считает законопроект «своевременным»: «Мы не должны ставить в неравные условия российских и зарубежных студентов. Закон поможет устранить несправедливость и подготовить более квалифицированных специалистов, а также даст возможность иностранным студентам сделать выбор в пользу российских предприятий»,— считает он.

Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ ЛЭТИ Анастасия Минина, комментируя инициативу, отметила, что «на сегодняшний день иностранным студентам довольно сложно устроиться даже на практику»: «Иногда вузы включаются в решение проблемы, устраивают студентов к себе в лаборатории. Большие сложности возникают у ребят с устройством на практику на предприятия реального сектора, которые в перспективе готовы принять их на работу»,— сказала она “Ъ”.

Проректор по социальным коммуникациям БФУ им. И. Канта Ефим Фидря отмечает, что уровень материального благосостояния семей иностранных абитуриентов «может быть очень разным», и для них «было бы важно иметь возможность зарабатывать в период обучения, тем более что они и так довольно часто получают достаточно много предложений о работе, прежде всего в языковых центрах.

Сейчас законной процедуры их трудоустройства нет». Проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Арсеньев считает, что «нововведение будет способствовать привлечению большего числа иностранных студентов в российские вузы», но «главное — поддерживать баланс и не забывать про учебный процесс»,— заявил он “Ъ”.

Начальник отдела международного рекрутинга Новосибирского госуниверситета Ольга Кузнецова отмечает, что многие иностранные обучающиеся — «достаточно взрослые, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры», и им «важно иметь возможность обеспечивать себя во время обучения в России». Часто еще на стадии подачи заявки на обучение иностранные абитуриенты интересуются возможностью работы на время обучения, говорит госпожа Кузнецова.

Проректор ТГУ по международным связям Артем Рыкун заявил “Ъ”, что отсутствие возможности для работы было «одним из факторов, сдерживающих развитие образовательного экспорта РФ». «Наша целевая аудитория — не самые богатые студенты.

Многие хотели бы работать для того в том числе, чтобы оплачивать образование.

Хочется надеяться, что местные подразделения МВД, осуществляющие миграционный учет будут способствовать скорой и полномасштабной реализации данной меры»,— отметил он.

В 2018 году по очной форме в российских вузах обучались 210 тыс. иностранцев. Из них, по сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД России, лишь 859 человек воспользовались возможностью получить в установленном порядке разрешение на работу и трудоустроиться.

Как ранее сообщал “Ъ”, количество заявок на обучение в России от иностранных абитуриентов за последний год выросло примерно на 20%.

Самыми популярными среди иностранцев остаются СПбГУ, РУДН и Казанский (Приволжский) федеральный университет; самые популярные направления — медицина, экономика, менеджмент, стоматология и международные отношения. Чаще всего в Россию едут студенты из арабских и других азиатских и африканских стран, а также из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.

Также за последний год более чем на 10% увеличилось число китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Эксперты связывают прирост с увеличением количества краткосрочных программ и квот для иностранных граждан.

Вместе с тем в августе стало известно, что Минобрнауки издало приказ, ужесточающий правила взаимодействия российских ученых с иностранными коллегами и организациями. Приказ вызвал возмущение научного сообщества.

В Минобрнауки тогда заявили “Ъ”, что документ «носит рекомендательный характер», а в Кремле призвали не «создавать излишества» в правилах, но напомнили, что «зарубежные спецслужбы не дремлют и научно-промышленный шпионаж никто не отменял».

Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4226395

Ссылка на основную публикацию