Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты социологического исследования, проведенного недавно. Результаты его показали, что большинство российских мам и пап полностью поддерживают идею ввести в школах уроки полового просвещения и воспитания.

21% опрошенных взрослых, имеющих детей-школьников, полностью поддержали идею, еще 39% родителей сказали, что они склонны поддержать такое начинание. Категорически против выступили лишь 12% опрошенных мам и пап. 15% родителей пока не определились для себя со столь деликатным вопросом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников

63% мам и пап выразили уверенность, что такие уроки должны вводиться уже в средних классах, 24% родителей считают, что вводить новый предмет нужно только для старшеклассников.

Ранее тема занятий по половому воспитанию неоднократно поднималась на уровне Министерства просвещения России. Говоря о планах на будущее, чиновники не исключили возможности возвращения этого «предмета» в современные российские школы.

Говоря о возвращении, эксперты подразумевали практику СССР. В Советском Союзе система полового воспитания была четкой и слаженной, выстроенной в пять этапов.

Начиналась она с момента, когда ребенку исполнялось 3 года, затрагивала подростковый возраст 12-16 лет, юношеский возраст с 16 лет до 21 года.

Преподавание предмета полового просвещения вводилось с 8 класса (учились тогда не 11, а 10 лет).

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников

Были ли советские занятия эффективными, сказать сложно, поскольку статистически и аналитически этим вопросом никто не занимался.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мастер слова: самые смешные школьные сочинения

Оценим за полчаса!

Сегодня система полового воспитания существует в большинстве стран мира, но в России ей пока не придают должного значения.

Министерство просвещения, говоря о возможности восстановления таких уроков, подчеркивало, что занятия будут носить медико-педагогический характер. Проводить их будут исключительно медицинские работники и учителя.

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников

Опрос ВЦИОМ показал, что родители хотели бы видеть в качестве преподавателей именно врачей

Источник: https://o-krohe.ru/news/bolshinstvo-rossiyan-hotyat-chtoby-shkolah-byli-vvedeny-uroki-polovogo-vospitaniya/

65% россиян считают профессию учителя непривлекательной

Источник: Фонд Общественное Мнение

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников

К таким выводам пришли специалисты Фонда «Общественное мнение». Профессия учителя на сегодняшний день непривлекательна, уверены 65% россиян. Значительно меньше распространено мнение, что профессия учителя сейчас привлекательна: его разделяют только 23% участников опроса.

34% россиян (а среди молодых граждан 45%), – за то, чтобы учителя занимались только образованием. Однако 62%, три четверти людей старшего возраста, вменяют учителям в обязанность еще и воспитывать школьников. 

  • Россиянам задавали следующие вопросы:
  • Как вы оцениваете качество современного российского школьного образования в целом – как хорошее, среднее или плохое?
  • хорошее — 13%;
    среднее — 42%;
    плохое — 33%;
  • затрудняюсь ответить — 12%
  • Как вам кажется, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?
  • улучшается — 12%;
    ухудшается — 37%;
    не меняется 33%;
  • затрудняюсь ответить — 18%
  • Как вы думаете, сейчас профессия школьного учителя привлекательна или непривлекательна?
  • привлекательна — 23%;
    непривлекательна — 65%;
  • затрудняюсь ответить — 12%

Одни считают, что учителя должны заниматься только преподаванием. Другие считают, что учителя, помимо преподавания, должны заниматься воспитанием учеников. Какая точка зрения вам ближе?

  1. должны заниматься только преподаванием — 34%;
    должны заниматься ещё и воспитанием учеников — 62%;
  2. затрудняюсь ответить — 4%
  3. Вспомните, пожалуйста, ваши школьные годы: был ли у вас учитель, который повлиял на ваши взгляды, убеждения, которого вы могли бы назвать «учителем жизни», или такого учителя не было?
  4. был — 66%;
    не было — 31%;
  5. затрудняюсь ответить — 3%
  6. Как вы думаете, если бы вы получили педагогическое образование и работали в школе, то вы могли или не могли бы стать хорошим учителем?
  7. я работаю (работал) школьным учителем — 5%;
    не мог бы — 38%;
    мог бы — 37%;
  8. затрудняюсь ответить — 20%
  9. Как, по вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?
  10. отлично и хорошо — 42%;
    удовлетворительно — 31%;
    плохо и очень хорошо — 10%;
  11. затрудняюсь ответить — 17%

В опросе приняли участие 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов.

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на этот материал с друзьями!

Источник: https://www.uchportal.ru/news/2019-10-13-814

«К хорошему не приведет»: от чего страдают школы

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников

Газета.Ru

Нехватка молодых учителей, отсутствие свободы выбора для детей и полностью нарушенная система финансирования: с этими проблемами российские школы вошли в 2020 год. При этом стандарты образования, одобренные Министерством просвещения, заставляют страдать от чрезмерной нагрузки и скуки не только учеников, но и педагогов. «Газета.Ru» поговорила с экспертами о задачах, которые, по их мнению, нужно решить новому министру просвещения Сергею Кравцову.

Почему учителя не занимаются детьми

России не хватает молодых учителей. Согласно данным за 2019 год, которые ранее приводила экс-министр просвещения Ольга Васильева, количество преподавателей, не достигших пенсионного или предпенсионного возраста, колеблется в пределах 11-13% от общей доли педагогического сообщества. Как пояснил «Газете.

Ru» заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Борис Чернышов, сейчас проблема подготовки и привлечения молодых специалистов в школу является одной из основных в сфере образования.

«Начинающим педагогам еще в процессе обучения нужно давать возможность приходить в школы и оценивать свои возможности, а также среду, в которой им предстоит работать.

Кроме того, нам давно необходимо озаботиться улучшением условий, в которые попадают педагоги — в первую очередь, они не должны заниматься заполнением журналов и прочих бумаг.

Сейчас вся эта бюрократия буквально крадет время у учителей, а потом мы сталкиваемся с такими проблемами как буллинг, жестокие нападения школьников друг на друга и на преподавателей. Все это идет из-за недостатка внимания к детям в начальной школе», — уверен Чернышов.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этой проблемы он считает появление в школах новой должности — специалиста, который будет разбираться только с бумагами, при этом не затрагивая процесс обучения детей.

«Должна быть создана такая инфраструктура в школах, чтобы учитель приходил туда и занимался только своими непосредственными обязанностями — обучением и воспитанием. Единственное, в чем можно было бы расширить сферу его деятельности, — это детская психология на профессиональном уровне. В особенности курсы по ней пригодились бы учителям начальной школы», — считает депутат.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в свою очередь предложила повышать квалификацию учителей, так как сейчас далеко не во всех школах начальное образование позволяет детям получить необходимые для дальнейшей жизни навыки.
«Очень важную роль играет умение работать в команде, критически и креативно размышлять, видеть варианты решения поставленных задач, обосновывать их. Эти навыки мы сейчас в недостаточной степени формируем в начальной школе. Поэтому нужно думать, как в современных условиях, не перегружая и без того уставших школьников, трансформировать форматы работы с ними. Просто сидение за партами и изучение предметов ни к чему хорошему нас не приведет», — уверена Абанкина.

Финансирование растет, а учителя недовольны

Отдельное внимание российским школам стоит уделить вопросу цифровизации обучения, уверены эксперты. Такой подход к образовательному процессу будет включать в себя не только активное использование интернет-ресурсов, но и технологии работы в дополненной реальности.

«Безусловно в дело пойдут и новые возможности коммуникаций, которые могли бы проникнуть в школу и предоставить возможности для самостоятельной работы школьников. Те же гаджеты, которые у нас так яростно пытаются запретить, нужно включать в процесс обучения. Это серьезная задача, там есть определенные риски, но с другой стороны цифровизация идет очень высокими темпами, поэтому убегать от нее бессмысленно», — считает Абанкина.

По мнению Бориса Чернышова, развитие технических возможностей будет способствовать постепенному переходу российских школ к междисциплинарному подходу — когда дети изучают не ряд явлений в рамках одного предмета, а одно явление с помощью нескольких предметов.

«Условно говоря, над одним проектом могут в режиме онлайн работать сразу несколько школьников. При этом они могут разделить обязанности — кто-то хорошо может хорошо провести исследовательскую работу, кто-то обработать информацию, а кто-то выдать итог. Эту историю нужно развивать и дальше. Для большинства школьников это может стать способом познания мира, которое будет проходит через разные предметы. Этот подход наиболее прозрачный и жизненный», — подчеркнул депутат.

При этом для учителей обновленный подход к обучению детей не должен строиться на одном энтузиазме, уверены специалисты в сфере образования.

По мнению Абанкиной, оплата труда должна расти соразмерно увеличению нагрузки. В регионах средняя зарплата учителя составляет порядка 15–30 тыс. рублей в месяц, в Москве она доходит до 70–90 тыс.

Но даже эти цифры выглядят совсем не привлекательно на фоне колоссального объема работы.

Как отметил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, в современной системе образования наблюдается настоящий парадокс — увеличение объемов финансирования приводит к негативному результату.
«Это видно по тому, как администрируется указ президента о заработной плате учителей. Деньги выделены огромные, а психологический климат в учительском сообществе становится только хуже. А все потому что на фоне постоянно растущей нагрузки финансовая мотивация оказывается недостаточной и недовольство властью только растет», — подчеркнул Адамский в разговоре с «Газетой.Ru».

По его мнению, Министерство просвещения как регулятор создания условий для школ сейчас абсолютно не выполняет свои функциональные обязанности: оно не влияет ни на объем поступающих средств, ни на механизм расходования денег, ни на его эффективность. В связи с этим появляется большой разрыв между финансированием и качеством образования.

«Основания проблема нашего образования — это нормализация финансовых потоков, потому что сейчас национализированный бюджет составляет примерно 2,76 триллионов рублей при необходимых 3,6. Кроме того, учитывая то, через какой ряд преград деньги проходят прежде чем попасть в регионы, по данным разных источников, от первоначальных цифр убывает около 30%», — рассказал собеседник издания.

По словам Адамского, за последние три года из сферы начального и среднего образования полностью исчезла «управляемость», так как государство значительно отстранилось от позиции ее регулятора.

«Из-за этого в принципе исчезла общая система оплаты труда учителей. Ее по факту просто нет — у нас как минимум три действующих алгоритма выплат, однако не действует ни один. Сначала была погоня за средней зарплатой, потом началась погоня за нагрузкой, и в итоге ни о каком значении системы оплаты труда как механизме качества образования, мотивации учителей у нас не идет речи. Надо сначала условия создавать, а потом ставить задачи», — подчеркнул эксперт.

Система образования не интресна ни школьникам, ни учителям

Недовольны собеседники «Газеты.Ru» остались и новым проектом федерального государственного образовательного стандарта, обязательного для всех школ и детских садов. Министерство просвещения одобрило его 28 ноября минувшего года, однако, по мнению специалистов, его ни в коем случае нельзя принимать.

«Это архаичный пыльный вариант, который приведет к колоссальной перегрузке учеников за счет заучивания огромных массивов информации. Учебный материал, как известно, подобен газу — он занимает все предоставленное ему пространство. Вот методисты и напихали в стандарт все, что посчитали нужным. Выучить это невозможно, прочитать тоже, — отмечает Александр Адамский. — И при этом каждый год хотят проводить аттестацию по всем предметам. Какое уж тут развитие, внеурочная деятельность, цифровая грамотность — все будут гнаться только за высокими результатами на бумаге».

На архаичность ФГОС указал и депутат Борис Чернышов. По его словам, вычислять наиболее верные пути развития сферы образования нужно путем проб и ошибок, а не стоять годами на одном и том же месте.

«Для современного образования полностью опираться на стандарты, которые были актуальны еще в царское время, совершенно недопустимо. Мы видим, что сейчас происходит с системой образования — она уже давно не интересна ни школьникам, ни учителям. Было бы неплохо привлечь самые выдающиеся школы из регионов, пообщаться с их учителями и директорами и предоставить им возможность участия в написании ФГОС», — предложил депутат.

Кроме того, принимать участие в обсуждении вопроса стандартов образования должны и сами школьники, уверен Чернышов. Каждый из них должен понять, что конкретно его не устраивает в системе обучения, а специалисты должны сделать выводы на основании этих размышлений.

«ФГОС в нынешнем виде только закручивает гайки в увеличении нагрузки на учащихся в процессе освоения предметов. Мне кажется это не перспективно. Поддержка осознанного выбора предметов учениками, который делается при помощи учителей-наставников, чрезвычайно важна», — согласилась с коллегой Абанкина.

Она также подчеркнула, что школьникам нужно предоставлять возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения не только в своей школе, но и в других учреждениях.

Тем не менее, по мнению Адамского, прежде чем переходить к таким мерам, необходимо для начала обеспечить жизнедеятельность системы образования в России. Для этого уже сейчас нужно начинать работу по продумыванию и осмыслению методологии нового поколения ФГОС, который наконец поставит точку во всех спорах.

«Только для создания новых мест для учеников потребуется как минимум шесть триллионов рублей, что в три раза больше существующего бюджета. А мы третий год тратим на споры о том, включать в программу Шолохова или Пастернака», — заключил специалист.

Источник: https://news.rambler.ru/education/43548957-k-horoshemu-ne-privedet-ot-chego-stradayut-rossiyskie-shkoly/

Егэ может быть честным, но при этом несправедливым

12.07.2018 00:01:00

Родители считают, что сдать госэкзамен без репетиторов невозможно

Большинство россиян считает, что учителя должны воспитывать школьников В нынешнем году ни одного обращения на горячую линию с критикой заданий ЕГЭ не поступило. Фото РИА Новости

Большинство россиян считают, что их детей только натаскивают на прохождение тестов единого госэкзамена (ЕГЭ), в связи с чем ухудшается качество их знаний. И это число недовольных ЕГЭ все растет. Например, если в 2014 году так считали 64% опрошенных, то в 2018-м – 77%. Таковы данные опроса ВЦИОМа. На «обвинения» поспешил ответить Рособрнадзор.

Читайте также:  10 способов повысить продуктивность учебы

Как следует из опроса, проведенного ВЦИОМом,  единый госэкзамен не учитывает индивидуальные особенности школьников – так считают большинство респондентов.

И в то же время 57% отмечают, что одаренные дети из регионов получили возможность учиться в престижных вузах страны. По мнению 65% опрошенных, отмена тестовой части ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень образования (в 2016-м таковых было 49%).

И каждый второй (52%) говорит, что система оценки знаний избавилась от субъективного фактора.

Однако картина омрачается данными по поводу подготовки к ЕГЭ в школе. Здесь  42% из тех, у кого есть дети школьного возраста, не удовлетворены такой подготовкой (обратную точку зрения высказывают 40% респондентов).

При этом:  об экзамене знает абсолютное большинство россиян (89%); из них более половины (55%) сталкивались с ЕГЭ на личном опыте (проходили аттестацию дети, родственники или лично); остальные (34%) черпали информацию из СМИ.

Неприятные моменты исследования не остались без внимания заинтересованных сторон. Первым отреагировал Рособрнадзор. «Мы провели анализ обращений, поступивших на горячую линию и линию доверия ЕГЭ.

Судя по поступившим сообщениям, у родителей и школьников нет критических замечаний к единому госэкзамену, но звучит критика по поводу государственной итоговой аттестации в девятых классах.

Мы с уверенностью можем констатировать, что те, кто знакомы с системой ЕГЭ и хоть что-то знают, больше чем заголовки, заявляют, что система объективно и отлично работает», – сообщил заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев.

Фактически поддержала Рособрнадзор и Общественная палата РФ, которая тоже хвалит ЕГЭ. Например, зампред Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила такой момент, выявленный по итогам работы горячей линии ЕГЭ: «Ни одного обращения на горячую линию в этом году не поступило с критикой заданий, и это неплохой сигнал».

Зато с тем заявлением, что экзамен «натаскивает» детей и влияет на качество образования, соглашаются учителя на форумах. Отмечают они и случаи утечек заданий, про котореы не говорят наверху. Напомним, учитель года Дмитрий Гущин первым объяснил всем, что «сливать в Интернет научились теперь не задания, а шаблоны» (и это не является утечкой).

По этому поводу преподаватели на интернет-форумах высказываются теперь более откровенно. «Купить билеты нельзя, – пишут педагоги, – но можно пройти обучение у особых репетиторов, которые каким-то совершенно мистическим образом знают направление и типы заданий текущего года. Как у них получается – это уж догадайтесь сами…

Но по факту с точки зрения закона все ЧЕСТНО!!!»

Сразу напомним, что Рособрнадзор сегодня подал на учителя Гущина в суд. И обозначим основные претензии учителей к экзамену. Они считают, что без репетиторства сдать хорошо ЕГЭ невозможно. По той простой причине, что дети бывают разной степени обучаемости. И кто-то начинает учиться поздно, когда нагнать упущенное самому почти невозможно, а денег на репетиторов нет.

Заставить всех детей одинаково хорошо учиться в школьные годы невозможно, пишут педагоги. Но при этом безнравственно закрывать людям все пути для дальнейшей успешной жизни. А у нас получается, не сдал на высокий балл, не поступил в вуз мечты – все! Жизнь закончена… Поэтому иные люди прыгают через голову, совесть, мораль, идут на подлог, чтобы благополучно проскочить узкое горлышко ЕГЭ.

Источник: http://www.ng.ru/education/2018-07-12/8_7264_ege.html

ВЦИОМ: введение уроков полового воспитания в школе поддерживают 60% россиян

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Появление в школах уроков полового просвещения поддерживают 60% россиян. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которые имеются в распоряжении ТАСС.

Ранее вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила о том, что о методах контрацепции детям нужно рассказывать уже в школе. В свою очередь министр просвещения Ольга Васильева отмечала, что эта тема должна обсуждаться в рамках семьи.

Согласно опросу, 21% россиян «полностью» и 39% «скорее» поддерживают введение уроков полового воспитания в школе. Полностью не поддерживает инициативу 12% респондентов, еще 15% «скорее не поддерживают» появление таких учебных курсов.

«Беседы с родителями по-прежнему являются для россиян наиболее приемлемым и эффективным способом сексуального просвещения молодежи (47%), на втором месте стоят консультации у врачей-специалистов (37%).

Доверие к специальной научно-популярной литературе как к способу донесения информации о сексуальной жизни выросло с 26% в 2014 году до 36% в 2018 году. А вот специальные учебные курсы в школе продолжают терять свои позиции: если в 2014 году к такому виду сексуального просвещения склонялись 40% опрошенных, то в 2018 году — 30%.

Почти четверть россиян считает, что учить лучше на собственном опыте (24%)», — отмечают специалисты ВЦИОМ, анализируя результаты опроса.

Почти две трети (63%) участников опроса считают, что лучшее время для сексуального просвещения и рассказа о методах контрацепции — средние классы школы (5-9 классы).

Еще четверть (24%) опрошенных полагает, что лучшее время для знаний подобного рода — старшие классы. Полагающих, что поднимать эту тему нужно в начальных классах или уже после окончания школы, — по 3%.

Еще 3% респондентов ответили, что об этом вообще не нужно рассказывать.

При этом 69% респондентов полагают, что о методах контрацепции в школах должны рассказывать врачи и медицинские работники. Еще 23% считают это делом школьных психологов, только 4% отмечают, что этим следует заниматься школьным учителям. На вопрос, планируют ли они сами говорить на тему полового воспитания со своими детьми, 68% опрошенных ответили утвердительно, 27% отрицательно.

Центральные вопросы в половом воспитании

Согласно результатам опроса ВЦИОМ, большинство россиян (61%) считает, что центральным вопросом в половом воспитании молодежи должна стать нравственная сторона ранних сексуальных отношений и воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Выросла доля россиян, считающих приоритетом в сексуальном просвещении донесение информации о средствах и методах предупреждения венерических заболеваний (с 44% в 2014 году до 53% в 2018 году) и средствах и методах предупреждения беременности (с 41% до 46%).

Еще 43% респондентов выступают за то, чтобы центральными темами в сексуальном просвещении были вопросы влияния ранней сексуальной жизни на здоровье будущих мам и детей (рост с 34% в 2014 году) и влияние добрачных сексуальных отношений на создание семей, дальнейшую сексуальную жизнь (36%).

«Начиная с 1989 года (тогда был проведен подобный опрос ВЦИОМ — прим. ТАСС) в обществе в целом тема сексуальных отношений стала заметно менее табуированной, но на межпоколенческом уровне многие ограничения до сих пор не утратили своей силы.

Около половины опрошенных предпочитают отстраниться от этого диалога с детьми и делегировать вопросы сексуального просвещения третьей стороне: врачам-специалистам, научно-популярным материалам, школе», — прокомментировал данные опроса руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 28 октября 2018 года. В нем приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по случайной выборке стационарных и мобильных номеров, задействованных на территории РФ, объемом 1600 респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5794294

Школа должна образовывать и воспитывать

Школа мало занимается воспитанием детей, сетуют родители. Подростки часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло, отвечают учителя.

Им крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя, а в самом образовательном учреждении больше всего ценятся достижения учеников в учебе, рассказали на семинаре в НИУ ВШЭ Елена Аржаных и Елена Новикова

Подростки ведут себя хорошо, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов, рассказали завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова в докладе «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения». Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе. Она или почти не ведется, или превращается в формальность.

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются.

Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками.

При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Родители, подчеркивая роль семьи в воспитании ребенка, тем не менее, видят в качестве второго значимого «ментора» именно школу. Более трех четвертей респондентов среди родителей (77%) считают, что именно школа должна воспитывать детей. В то же время, лишь половина (49%) родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.

Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме.

Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Это плохо влияет на учебу, добавляют авторы доклада.

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

Весьма тревожным симптомом состояния общества, по мнению авторов доклада, оказалось распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня в обществе ценятся любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство?» Эти ценности девальвировались в обществе – таков был ответ половины (50,1%) родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Исследователи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям, в первую очередь, нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».

Источник: https://iq.hse.ru/1775215.html

Воспитанными быть не учат в школе

Своей главной функцией подавляющее большинство учителей считают передачу детям знаний, но только половина из них чувствует ответственность за то, чтобы ребенок интересовался учебой, показал всероссийский опрос педагогов.

И лишь 2,9% опрошенных полагают, что школа должна помочь детям научиться уважительно относиться к другим людям.

По мнению экспертов, такое положение вещей приводит к тому, что дети не получают навыков, позволяющих им быть успешными в XXI веке.

Лишь 15% российских педагогов считают себя ответственными за гражданское воспитание школьников, и почти никто их них не думает, что должен научить ребенка уважительному отношению к окружающим (лишь 2,9%). Такие результаты были  получены  исследователями НИУ ВШЭ и МГПУ в результате опроса 4,5 тыс. учителей в 85 регионах России.

Почти четверть учителей не верит в возможность развития критического мышления ребенка, показало исследование. Еще 37% считают, что креативность — это сугубо врожденное качество («дано или не дано»).

По мнению большинства педагогов, их главная задача — дать знания (80%), но заинтересовать ребенка предметом считает нужным только половина (53%). 

— Пробудить интерес к урокам — это функция школы. Если учесть, что не все родители интересуются делами своих детей, то ребенок рискует оказаться в ситуации, когда мотивация к учебе — это его собственное дело. И вряд ли у него получится справиться одному, — рассказала «Известиям» главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова.

По ее словам, успех современного человека зависит от коммуникативных навыков, креативности мышления, способности критически оценить огромный объем информации и выбрать то, что нужно для дела, а также от умения действовать самостоятельно и вместе с другими людьми. Всё это может дать школа. При этом, например, воспитание не должно быть назидательным, вроде урока политинформации. Хорошее отношение к людям формируется у ребенка за счет правильной среды.

  • — Если в школе заведено дружелюбно здороваться с уборщицей, с вахтером, с директором, то ребенок привыкает относиться одинаково хорошо к людям независимо от их возраста и положения, — объяснила Мария Добрякова.
  • Чтобы изменить сегодняшнюю ситуацию, российскую школу необходимо трансформировать, уточняя образовательные программы и программы повышения квалификации учителей, полагает эксперт.
  • Данные о том, что половина педагогов не считает нужным заинтересовать детей своим предметом, весьма сомнительны, заметил директор московской школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский.
  • — Не исключаю, что речь идет о маргинальной части учительства, которой платят маленькую зарплату, над которой довлеет административный ресурс дурного директора и которая «собачится» с родителями, — пояснил он.
Читайте также:  Молодые мамы смогут получить образование по спецпрограмме

Ефим Рачевский подчеркнул, что в воспитании и обучении ребенка семья имеет не меньшее значение, чем школа. При этом есть не только профнепригодные учителя, но и «профнепригодные» родители.

— Что-то толковое можно сделать только при взаимодействии школы и родителей. Умная школа не закрывает перед семьей бронированные двери, а умные родители видят в учителях союзников, а не врагов, — полагает эксперт.

В свою очередь председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец считает результаты опроса ожидаемыми.

— Сегодня учитель — это исполнитель образовательных услуг, ни в каких регламентах его воспитательные функции не прописаны, — отметила эксперт.

Она пояснила, что даже обладающие педагогическим талантом учителя не стремятся его проявлять. Во-первых, от них никто этого не требует, а во-вторых, любая инициатива может быть негативно воспринята родителями учеников.

— В сознании родителей сформировалась отношение к учителям, как персоналу, которому можно в любой момент предъявить претензии. Администрация школы, как правило, пытается избавиться от учителя, которым недовольны, — пояснила Ирина Волынец.

По ее мнению, выход из ситуации — повышение престижа профессии учителя. И речь не только об увеличении зарплат, но и об изменении массового сознания.

Ранее «Известия» сообщали, что Минобрнауки рекомендует нанять психологов в каждую школу.

Источник: https://iz.ru/750893/nataliia-berishvili/vospitannymi-byt-ne-uchat-v-shkole

Большинство учителей считают, что образовательные программы нужно улучшить

Большинство российских учителей – 73,6% – полагают, что содержание школьных образовательных программ нуждается в улучшении, поскольку таким образом можно повысить интерес детей к учебе. Такие данные приводятся в исследовании Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, которое посвящено изучению интереса к обучению в школе.

«Большинство педагогов (73,6%) считают, что содержание образовательных программ нуждается в улучшении, и больше всего убеждены в этом учителя сельских школ (77%)», – говорится в материалах исследования.

Кроме того, необходимость изменения содержания образования отмечают 74,8% учителей обычных школы, 70,1% педагогов гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.

«Чем больше опыт работы учителей, тем большая часть из них отмечает необходимость совершенствования содержания учебных программ, и тем меньшее число педагогов сомневается в правильности такого решения», – отмечают авторы исследования.

Кроме того, почти треть родителей (30,9%) убеждены, что образовательные программы нуждаются в улучшении.

«Необходимость изменения содержания образовательных программ для повышения мотивации отмечают как родители детей, обучающихся в обычных школах (31,7% родителей), так и семьи, в которых дети учатся в школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях (28,5% семей)», – отмечают эксперты. При этом чем старше становятся дети, тем чаще родители задумываются о необходимости внесения таких изменений.

«Среди родителей первоклассников 24,2% семей отметили необходимость данной меры, а среди родителей учащихся шестых классов – уже 35% семей», – говорится в исследовании.

Как отмечают в РАНХиГС, полностью удовлетворены содержанием школьных программ 36,6% родителей, 52% семей – удовлетворены более-менее, 9,6% родителей недовольны и 1,8% родителей совершенно недовольны содержанием образовательных программ. При этом доля неудовлетворенных родителей наиболее высока в 6-9 классах (более 13%), наименьшее число недовольных родителей среди 11-классников (7,6%).

«Сложности в освоении программы, по их мнению, наиболее ощутимы с шестого по девятый класс: среди семей, чьи дети учатся в этих классах, самая большая доля родителей (около 13%), которые не совсем удовлетворены содержанием учебных программ. В 10-11-х классах уровень неудовлетворения семей содержанием образования сокращается, т. к. основное внимание родители старшеклассников уделяют вопросам подготовки своих детей к сдаче ЕГЭ», – поясняют эксперты.

Исследование проводилось в Псковской, Самарской и Ярославской областях в апреле 2019 года. Совокупный объем выборки в 2019 году по регионам исследования составил 2247 учителей и 2100 родителей.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/3/analitycs/9718-bolshinstvo_uchiteley_schitayut_chto_obrazovatelnye_programmy_nuzhno_uluchshit

Большинство россиян считают, что учеников к ЕГЭ должна готовить школа

Более половины россиян, дети которых оканчивают школу в этом или в следующем году, уверены, что к сдаче ЕГЭ учеников должны готовить в школе. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru.

В том, что именно школа должна осуществлять основную подготовку школьников к сдаче ЕГЭ, убеждены 65% респондентов, однако большинство из них уточняет, что многое зависит от желания самого ребёнка, а также от его родителей: «Ребёнок должен сам стремиться к знаниям, поскольку кроме учёбы от него практически ничего не требуют»; «В школе надо хорошо учиться все десять лет, тогда ЕГЭ — не проблема»; «Если появятся вопросы — помогут родители».

Однако в способностях школьных учителей уверены далеко не все родители: «То, что к ЕГЭ должны готовить в школе, — это бесспорно. Но наши школы уже давно перестали давать какие-либо знания. Знания можно получить только за деньги».

По мнению 43% участников опроса, для успешной сдачи ЕГЭ школьнику необходимо дополнительно заниматься с преподавателями.

«Даже если ребёнок может и стремится заниматься самостоятельно, не стоит отказываться от дополнительных занятий с преподавателями»; «Помогут частные репетиторы», — комментируют они.

Четверть респондентов (25%) уверена, что школьнику под силу подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, конечно, если «ребёнок уверенно знает предмет» и стремится получить хорошие результаты.

Но даже если старшеклассник успешно справляется с подготовкой, школьные учителя и родители всё равно должны контролировать процесс: «Дома ребёнок должен выполнять задания самостоятельно, а в школе — разбирать ошибки и проверять результаты»; «Ему должны помогать родители».

Стоит отметить, что, по мнению значительного числа респондентов, в подготовке к итоговому экзамену хороши все средства: «курсы при институте, дополнительные занятия в школе, персональные репетиторы». По их словам, «необходимо использовать все возможные формы подготовки к ЕГЭ, тогда шансов на максимально высокую оценку будет больше».

В свою очередь среди родителей, выбравших вариант ответа «другое» (4%), многие убеждены, что «в большинстве случаев ЕГЭ не показывает знаний ученика», следовательно, «нужно отменить ЕГЭ как единую форму экзамена для поступления в вузы». Некоторые респонденты и вовсе предлагают «разогнать Министерство образования и вернуть старые программы обучения».

Затруднились с ответом 6% участников исследования. Большинству из них также не нравится существующая норма проверки знаний учеников. «Необходимы кардинальные изменения в системе образования», — считают они.

Материал предоставлен Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru

Источник: https://www.sch2000.ru/employees/news/20/1042/

7 непривычных школьных подходов, которые заставляют многое переосмыслить

  • 16 свежих лайфхаков от главных хитрецов интернета
  • История о том, на какие подвиги способны ради любви одни и на какие пустяки не готовы другие
  • Как лишенная эмоций Белла из «Сумерек» смогла стать лучшей актрисой десятилетия
  • 19 приспособлений, которых нет на кухне только у тех, кто о них ничего не знает
  • 30 привычных для Китая вещей, которые вызывают сначала шок, а потом жгучее любопытство
  • 8 детских сказок, в сюжетах которых скрыты взрослые секреты
  • «Нужно любить свою жену так же, как я хочу, чтобы любили мою дочь». Вещи, которые стоит помнить каждому отцу
  • 10 иллюстраций о том, как крупно можно ошибиться, оценив человека за 2 минуты
  • 7 стильных, но абсолютно непрактичных решений для ремонта и обустройства кухни
  • 20 человек, которые хотели пушистого милаху, а получили кота с дюжиной странностей
  • 7 причин, почему детей стоит серьезно ограничить в просмотре мультфильмов
  • 15 человек, которые были готовы ко всему, но все равно остались в шоке от того, что получили
  • Пользователи сети рассказали о случаях, когда интуиция непостижимым образом спасла жизнь им и их близким
  • 30 животных, которые своими пушистыми лапками разгонят все хмурые тучи над вами
  • 17 ситуаций, которые приняли слишком неожиданный оборот
  • 14 крутых отцов, которым стоит вручить медаль за отличное чувство юмора

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/7-shkol-raznyh-stran-mira-kotorye-znayut-kak-vospitat-yunyh-geniev-1766565/

ВЦИОМ: Большинство россиян не хотят, чтобы их дети работали школьными учителями

Большинство россиян с теплотой вспоминают школьных учителей (78%). Еще 15% не вспоминают своих педагогов. 6% говорят, что эти воспоминания им неприятны. 2% затруднились ответить.

Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в 42 регионах России в канун Дня учителя.

Треть россиян не общаются со своими педагогами после окончания школы (33% опрошенных). В равных долях (по 22%) респонденты ответили, что поддерживали контакт первое время после школы, но сейчас нет, или поддерживали долгое время, но сейчас нет, или же поддерживают до сих пор. Почти каждый третий (33%) не общался с педагогами после завершения школьного образования. 2% затруднились ответить.

Только 23% наших соотечественников уверены, что учитель — вполне престижная профессия. 35% склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, и непрестижной ее назвать нельзя. 4% затруднились ответить.

Респонденты в возрасте от 60 лет и старше чаще называют профессию учителя «вполне престижной» (31%).

Чем ниже самооценка материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя сегодня непрестижна: об этом заявляют 41% россиян с низкой самооценкой материального положения и 29% наших соотечественников с высокой самооценкой материального положения соответственно.

Почти половина россиян уверены, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле (48%). Еще 35% наших соотечественников склонны думать, что эта профессия и не слишком удачная, и не слишком проигрышная с точки зрения заработка.

Почти каждый десятый (11%) полагает, что эта профессия позволяет устроить свою материальную жизнь успешно. 6% затруднились ответить. То, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле, чаще отмечают жители средних и крупных городов (58% и 52% соответственно).

Москвичи и петербуржцы, а также жители маленьких городов наиболее склонны считать, что с этой профессией можно вполне успешно устроить материальную жизнь (16% и 15% соответственно).

Чем ниже уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя позволяет устроить успешно материальную жизнь: 17% опрошенных с высшим или неоконченным высшим образованием «против» 9% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.

Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% наших соотечественников. 19% затруднились ответить.

Москвичи и петербуржцы чаще остальных респондентов отмечают, что хотели бы видеть своего ребенка школьным учителем (26%), а жители средних городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%).

Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они отмечают, что профессия учителя нежелательна для их детей: 47% опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 68% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.

В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Источник: https://news.novgorod.ru/news/vciom-bolshinstvo-rossiyan-ne-khotyat-chtoby-ikh-deti-rabotali-shkolnymi-uchitelyami—37610.html

Нельзя оправдать, но можно понять: почему учителя стали проявлять агрессию к ученикам

Деньги как главный признак успеха

В школу идут дети тех, кто родился в 80-е и вырос в 90-е. Пусть на меня не обижаются люди этого поколения, это относится далеко не ко всем.

Но именно в это тяжелое время для нашей страны произошла десакрализация педагогической профессии и формировался культ денег как главного мерила успешности, статуса и т. д.

Это серьезно сказалось на формировании личности людей, у них сложились определенные модели поведения и ценности, которые они передали своим детям. Я еще раз подчеркну, что это не про всех, но такой процент существует, и о нем стоит сказать.

Агрессивная информационная и общественная среда, культ индивидуальности и нездоровой конкуренции

На форумах все чаще слышу от психологов и педагогов о расцвете жесткого конкурентного индивидуализма в нашем обществе, когда человек испытывает радость не только от своей победы, но и от поражения других. Дети очень тонко чувствуют настроения и впитывают поощряемые модели поведения.

Какое влияние это имеет на школу? Прямое: с 2013 по 2017 год в системе российского образования произошло 15 случаев публичного насилия. Тенденция увеличения насилия прослеживается очень четко.

Еще одно исследование: в онлайн-опросе проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ приняли участие 2,8 тысячи преподавателей из 75 регионов РФ. 70% опрошенных заявили, что сталкивались с разными формами насилия.

Здоровье детей

Данные по этому вопросу очень разнятся.

 Если Минздрав говорит, что со здоровьем детей все хорошо — по стране 85% детей здоровы или практически здоровы, то Роспотрбнадзор утверждает, что число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, а у 60% школьников есть хронические заболевания.

За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней — в два раза. При этом психическое состояние школьников ещё хуже.

По данным экспертов Российской академии образования, уже к первому классу 48% детей находятся в пограничном психологическом состоянии — между нормой и отклонением. По данным НМИЦ ПН им. В.П. Сербского Минздрава России, сегодня дезадаптация в социуме наблюдается примерно у 30 процентов детей, а 70% школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. Как-то так…

Загруженность детей

Ну и последнее — сами дети, которые находятся в переполненном информации мире, где от них требуют всё больше и больше. В итоге нарушается зона ближайшего развития ребенка (зона определяется содержанием тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности), начинаются проблемы в адаптации, успеваемости в школе и т. д.

Все эти проблемы в комплексе дают такую печальную картину. Конечно, все варьируется в зависимости от школы, но в общем мы имеем именно такой расклад, когда руки не доходят до детей как в школе, так и дома.

Современное образование, которое все больше погружается в теорию образовательных услуг, теряет акцент на личность ребенка и учителя, превращаясь в «мертвое образование», где важны отчетность и формальные показатели.

Это «мертвое образование» можно охарактеризовать печальной шуткой: «Разговаривают учителя в каникулярное время, говорят, что хорошо, что детей в школе нет, можно нормально поработать и заполнить отчеты».

Что же делать? Для начала родителям, учителям, администрации школ и детям необходимо понять, что они на одной стороне и сегодня они заложники сложившейся системы.

Пора действительно решать проблемы образования, а не придумывать, как сделать «лучше» жизнь детям, вводя все новые и новые предметы и «совершенствуя» требования к ним и учителям, заботясь об их «благополучии», вводя очередные профстандарты и новые требования и обязанности. Иначе скоро мы получим ситуацию, когда учить будет некому, а учиться незачем.

Источник: https://ngs55.ru/news/more/66279232/

Ссылка на основную публикацию