Чат-бот по егэ и главные проблемы учителей

«Если в начале прошлого века было 500 тысяч студентов, то сегодня их 200 миллионов. Каждый год появляется 140 тысяч новых абитуриентов.

Это значит, что буквально через 12 лет придется открывать МГУ каждый день», — сообщил Нурлан Киясов, основатель EdCrunch, директор по развитию НИТУ «МИСИС».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Экстенсивный способ в данном случае не работает, поэтому нужно переходить к интенсивному — вводить онлайн-обучение.

Кампусы, аудитории, общежития уйдут на второй план. Слушать лекции и выполнять задания можно будет из родительского дома или палаточного лагеря в любое время.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

И даже Кембридж перестал быть недосягаемой величиной — университет также запустил свой онлайн-курс.

В Нижегородской области уже вводят так называемое цифровое пространство единой школы, где ребенок может найти всех педагогов муниципалитета и послушать интересующую его лекцию.

«Ребенок получает доступ к хорошему образованию за пределами той школы, в которую его угораздило попасть по месту рождения и месту жительства родителей», — уточнил Сергей Злобин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

Главная проблема — цифровое неравенство. В половине сельских школ области, которые хотели подключить к программе, нет интернета.

Благодаря цифровизации даже беженцы и люди, в чьих странах бушуют гражданские войны, смогут продолжать обучение. По словам Пи Джей Гунсагара, сооснователя и директора Kidaptive, ливанские дети посещали онлайн-школу четыре года. Когда они вернулись к традиционному обучению, выяснилось, что от сверстников не отставали. Стоила эта программа 125 долларов на каждого учащегося.

Digital не есть data

Эпоха life of learning, когда человек учится в течение всей жизни, граничит с такими понятиями, как «образовательный стандарт» и «рынок труда». Это семантический и когнитивный разрыв.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  47% россиян считают, что знают историю недостаточно хорошо

Оценим за полчаса!

По данным Дмитрия Пескова, специального представителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, он выражается еще и в том, что 70 % детей и взрослых проверяют свой телефон или планшет чаще одного раза в час.

Однако 70 % родителей категорически против, чтобы смартфоны использовались в школе.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

«Когда сегодня говорят, что построили роскошный цифровой университет — это значит, что есть проекторы, электронная бухгалтерия и Wi-Fi в коридоре. А данные? Данные, с помощью которых можно лучше понимать своих студентов и учить их эффективнее? Об этом ничего не известно», — заявил Песков.

На этой почве появилась новая профессия — сборщик цифрового следа, или, как говорят люди причастные, фиксик.

Это человек, который помогает учителям собирать всевозможные данные об учениках и трансформировать их в знание того, как лучше построить программу под конкретного учащегося. Фиксики — это промежуточное звено между олдскул-патриархами и адаптивными системами.

Адаптивные системы

Адаптивные системы — это системы онлайн-обучения, которые подстраиваются под каждого человека, то есть это персональное обучение. Причин разработать такую модель было несколько, но главная — все люди воспринимают информацию по-разному. Некоторым достаточно один раз прочитать параграф, а кому-то мало и недели зубрежки.

Типичный курс — это линейный путь. Адаптивное обучение — это сеть, в центре адаптивного обучения — сам студент. Он решает, как именно ему осваивать курс: с чего начать, какие разделы пропускать, к каким возвращаться.

Так студент постепенно осваивает все, а программа время от времени смотрит, хорошо ли он понял темы, нужно ли делать дополнительные задания.

«Это не просто игра, где можно направиться куда угодно, это своего рода местность, вы на карте, у вас есть конечная цель. Вы можете пойти так и так.

Но мы не просто выкидываем студентов в образовательную среду, нет, у нас есть проработанные маршруты, которые позволяют эффективно осваивать программу.

Адаптивная система всегда порекомендует, как лучше построить свое обучение», — добавил Колм Хоулин, главный научный сотрудник Realizeit.

Одна из самых крупных и продуманных адаптивных систем сегодня — это CogBooks. Курсы, размещенные на платформе, разрабатываются вместе с научными работниками университетов. И они самые разные, начиная от истории США и заканчивая микробиологией. А один из курсов даже позволяет подтянуть студентов перед занятиями, чтобы на пары они пришли с одинаковым уровнем знаний.

В России подобную программу онлайн-обучения разработал Николай Вяххи — он создал платформу Stepik. Помимо обычных курсов, которых около 300, там еще можно подготовиться к ЕГЭ.

По словам Джима Томпсона, генерального директора CogBooks, благодаря адаптивным системам возникает новая культура образования, а успеваемость студентов увеличивается на 20 %.

Геймификация

Главный плюс игрового обучения — человек сразу получает фидбек. Как отметил Джеф Маджионкалда, генеральный директор Coursera, если обучение проходит в формате видеоигры, то это мотивирует людей: им хочется развивать навыки, получая дополнительные очки, и они сразу видят свои правильные ответы и ошибки.

Сейчас обучающих игр больше все же для детей. Например, компания Kidaptive делает мультики для планшета, в которые интегрированы игры. Ребенок может продолжать смотреть, только когда выполнит задание.

Но задания не универсальные, программа подстраивается под каждого ребенка и его способности.

Для этого разработчики использовали машинное обучение: залили данные из приложений и мобильных устройств, например умных часов.

Платформа позволяет создавать огромное количество мультиков, которые можно интегрировать в любой контекст обучения. Сейчас самая популярная игра компании Kidaptive — это Leo’s Pad. В ней ребенок путешествует вместе с молодыми Леонардо да Винчи, Галилео Галилеем, Марией Кюри и выполняет задания, которые являются частью сюжета.

У создателей главной целью было научить детей сотрудничать. И вот ситуация: Леонардо да Винчи, его друг дракончик и ребенок должны нарисовать открытку. Есть холст Леонардо, холст дракончика и холст ребенка. Но кисточки только две. Чтобы все смогли выполнить задание, нужно делиться.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

«Когда в эту игру начали играть дети до трех лет, они этого не делали.

Но по мере того, как они играли все больше, начали понимать, что если поделиться, то все закончат открытку и будут счастливы», — сказал Пи Джей Гунсагара. Этот навык дошколята перенесли в реальную жизнь.

Разработчики игры попросили родителей проследить за их детьми: как они себя ведут в очереди на качели. Оказалось, хорошо ведут, не капризничают.

А для детей постарше уже поработала компания Microsoft. Недавно она купила Minecraft и сейчас создает образовательную игру на ее основе. Планируется, что играть можно будет прямо на уроке вместе с одноклассниками и учителем.

Нейротехнологии для обучения детей

Нейротехнологии, помимо прочего, помогают понять, что же на самом деле интересно детям, правда ли, что только яркое и блестящее.

Для этого ученые использовали достаточно простой прием: они посадили детей перед мониторами и изучили видеотрекинг глаз — запись того, куда смотрит человек.

Оказалось, если верстка учебника простая и предсказуемая, то внимание ребенка рассеивается намного меньше, чем в случае с хаотичной версткой, которая может показаться интереснее. Также детям было сложно воспринимать текст, который расположен плотно и под неправильным углом.

Дети быстрее выполняют те задания, в которых мало визуального мусора. На яркие объекты они смотрят непроизвольно, даже если в этих объектах ничего интересного нет.

Благодаря нейротехнологиям можно помочь усваивать материал и детям с психологическими расстройствами.

По словам Татьяны Ахутиной, доктора психологических наук, специалиста в области нейропсихологии и психолингвистики, сегодня один ребенок из 66 имеет расстройства аутистического спектра, а за последние пять лет число случаев диагностированного аутизма в мире выросло на 78 %.

Но лекарств нет, причины расстройства неясны, поэтому единственный выход — выявлять аутизм на ранних стадиях и сразу корректировать поведение, чтобы человек мог жить полноценно.

Один из выходов предложил Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Вместе с коллегами, основываясь на достижениях нейротехнологий, он создал первый коммуникатор на русском языке «Аутизм: Общение».

Игры и задания этого приложения помогают аутичному ребенку научиться взаимодействовать с окружающими.

Коммуникатор будет внесен в федеральный перечень технических средств реабилитации, и пользоваться им можно не только детям, но и людям, пережившим инсульт.

Цифровой след

В Томском государственном университете проанализировали цифровой след старшеклассников, которые те оставили во «ВКонтакте», чтобы выявить креативных, интеллектуальных и замотивированных молодых людей. Сначала более 2000 школьников прошли тесты — определяли их уровень интеллекта, потом результаты теста каждого участника соотнесли с его подписками в социальных сетях. Запустили машинное обучение.

И программа нашла взаимосвязь между уровнем одаренности и теми сообществами, на которые человек подписан. Впоследствии выяснилось, что точность этого прогноза 73–90 %.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

Изучали только подписки, потому что, как сказал Артем Фещенко, заведующий лабораторией компьютерных средств обучения ТГУ, молодые люди пишут мало, и чаще текст размещен на картинке. А вот сообществ у всех достаточно, многие из которых маркерные.

Например, в сообществах Esquire, «Просветленный 18+», «Твоя доза деградации» и «Какие-то биохимические мемы» чаще всего находятся дети с уровнем интеллекта выше среднего.

А в сообществах «АТАШОЛ», «Они тупые?», «КЕКС» и «Ti_Shop Одежда в наличии» — ниже среднего.

Таких маркеров от 70 до 150, один из которых — мат.

«Для нас удивительно было, что интеллектуалы интересуются контентом с нецензурной лексикой, а креативные — всем, что связано с психоделией», — добавил Артем Фещенко.

Источник: https://knife.media/edcrunch/

Егэ против технологий: что дают школьные олимпиады на экзаменах

Школь­ни­ки боль­ше не сидят за учеб­ни­ка­ми: они пишут чат-ботов, соби­ра­ют дро­ны и про­ек­ти­ру­ют робо­тов.

Надеж­да Вечо­рек, пресс-сек­ре­тарь Олим­пи­а­ды Наци­о­наль­ной тех­но­ло­ги­че­ской ини­ци­а­ти­вы (НТИ), спе­ци­аль­но для Теп­ли­цы спро­си­ла у фина­ли­стов инже­нер­ных сорев­но­ва­ний, как новые навы­ки помог­ли им в под­го­тов­ке к ЕГЭ.

Ока­за­лось, уме­ние настра­и­вать аква­пон­ную уста­нов­ку не при­не­сет 100 бал­лов, но помо­жет най­ти силы на моно­тон­ную под­го­тов­ку и справ­лять­ся со стрес­сом.

Никита Игнатьев, Москва

99 баллов по математике и 90 – по физике

Ники­та стал побе­ди­те­лем в про­фи­ле «Авто­ном­ные транс­порт­ные систе­мы». Он счи­та­ет, что опыт реше­ния акту­аль­ных инже­нер­ных задач на ЕГЭ не при­го­дил­ся, но и не поме­шал.

«Я писал ЕГЭ само­сто­я­тель­но, без осо­бой под­го­тов­ки. ЕГЭ рази­тель­но отли­ча­ет­ся от какой-либо прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Там тре­бу­ет­ся сле­до­вать шаб­ло­ну, а подав­ля­ю­щее боль­шин­ство вопро­сов тесто­вые.

На Олим­пиа­де НТИ мы рабо­та­ем с тех­но­ло­ги­я­ми, робо­та­ми, обо­ру­до­ва­ни­ем, про­яв­ля­ем твор­че­ский под­ход, выпол­ня­ем прак­ти­че­ские зада­ния. Так что эти зна­ния не помог­ли в ЕГЭ, но могут помочь в реаль­ных зада­чах».

Ники­та Игна­тьев 

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителейШколь­ни­ки счи­та­ют, что уме­ние выпол­нять прак­ти­че­ские зада­ния на экза­мене не поме­ша­ет. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

Виктория Попова, Губкин

100 баллов по химии

Вик­то­рия – при­зер Олим­пи­а­ды НТИ по про­фи­лю «Инже­нер­ные био­ло­ги­че­ские систе­мы, Агро­био­тех­но­ло­гии». Она тоже дума­ет, что уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях не помог­ло ей на экза­ме­нах.

«Я пора­бо­та­ла с аква­пон­ны­ми уста­нов­ка­ми, но вряд ли это ока­за­ло весо­мое вли­я­ние на под­го­тов­ку. Кро­ме изу­че­ния каких-либо вопро­сов, в том чис­ле встре­ча­ю­щих­ся на ЕГЭ», – гово­рит она.

 

Леонид Безвершенко, Саратов

100 баллов по информатике, больше 90 по математике и физике

Лео­нид стал побе­ди­те­лем про­фи­ля «Боль­шие дан­ные и машин­ное обу­че­ние». Три года назад он увлек­ся про­грам­ми­ро­ва­ни­ем и был в чис­ле луч­ших выпуск­ни­ков пилот­но­го запус­ка «Яндекс.Лицея» в сво­ем горо­де.

«Для под­го­тов­ки к зада­ни­ям по выбо­ру пра­виль­но­го уда­ре­ния я напи­сал чат-бота. Соста­вил пул отве­тов на осно­ве орфо­эпи­че­ско­го мини­му­ма, игро­фи­ци­ро­вал про­цесс, что­бы было инте­рес­ней.

В ито­ге моим ботом поль­зо­вал­ся и я сам, и мои зна­ко­мые. Каж­дый день появ­ля­лось по 5–6 новых поль­зо­ва­те­лей.

Подоб­ная шту­ка есть для бра­у­зе­ра, но я очень мно­го вре­ме­ни про­во­жу в чатах, поэто­му и сде­лал бота, что­бы не лазать туда посто­ян­но». Лео­нид Без­вер­шен­ко

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителейЛео­нид Без­вер­шен­ко для под­го­тов­ки к ЕГЭ напи­сал чат-бота. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

Лео­нид счи­та­ет, что прак­ти­че­ские навы­ки имен­но для ЕГЭ не осо­бо полез­ны. Но реше­ние инже­нер­ных задач все рав­но дает важ­ный опыт. Напри­мер, он научил­ся рас­пре­де­лять вре­мя, оце­ни­вать слож­ность зада­ний, раз­би­вать ком­плекс­ные зада­чи на эта­пы. Это помог­ло во вто­рой части ЕГЭ, кото­рую он решал имен­но по тако­му прин­ци­пу.

Читайте также:  Чем бы ни тешилось: самые необычные студенческие кружки и сообщества

Марк Капланский, Первоуральск

96 баллов по математике, 98 – по химии

Марк Кап­лан­ский стал побе­ди­те­лем Олим­пи­а­ды НТИ по про­фи­лю «Ком­по­зит­ные тех­но­ло­гии». Он тра­тил мно­го вре­ме­ни на под­го­тов­ку к ЕГЭ по учеб­ни­кам.

Но потом понял, что бес­ко­неч­ные заня­тия по кни­гам уби­ва­ют его инте­рес к реаль­ным нау­кам. Най­ден­ный выход – уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях с прак­ти­че­ской частью.

Хотя поезд­ки и отни­ма­ли вре­мя от под­го­тов­ки к экза­ме­нам, они помог­ли Мар­ку вер­нуть утра­чен­ную моти­ва­цию и добить­ся в ито­ге отлич­ных резуль­та­тов.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителейУчаст­ни­ки сорев­но­ва­ний рабо­та­ют с совре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

«Я был счаст­лив рабо­тать в лабо­ра­то­ри­ях, про­во­дить хими­че­ские пре­вра­ще­ния и кон­стру­и­ро­вать слож­ные устрой­ства. Обу­чать­ся чему-то гораз­до про­ще и инте­рес­нее на прак­ти­ке, непо­сред­ствен­но за рабо­той. Невоз­мож­но научить­ся про­грам­ми­ро­вать, не побы­вав за ком­пью­те­ром.

И невоз­мож­но научить­ся выпа­ри­вать, не потро­гав вытяж­ной шкаф. В шко­ле без кон­ца мож­но читать, как реа­ги­ру­ет щелочь с кис­ло­той, но эффек­тив­ней один раз про­ве­сти этот опыт само­му, пора­бо­тать с хими­че­ской посу­дой и элек­трон­ным обо­ру­до­ва­ни­ем.

Химия, физи­ка – это при­клад­ные нау­ки, а зна­чит, зани­ма­ясь ими, сто­ит искать воз­мож­ность пора­бо­тать рука­ми». Марк Кап­лан­ский

Егор Зайцев, Калининград

100 баллов по информатике

Егор Зай­цев в 2018 году побе­дил в про­фи­ле «Авто­ном­ные транс­порт­ные систе­мы» в лич­ном и команд­ном заче­те. В отли­чие от Мар­ка, Егор не гото­вил­ся к экза­ме­нам спе­ци­аль­но.

Он уве­рен, что для успе­ха доста­точ­но хоро­ших педа­го­гов в шко­ле и высо­кой моти­ва­ции. Так­же Егор счи­та­ет, что рабо­та с робо­та­ми дает реаль­ные навы­ки и насто­я­щее пони­ма­ние совре­мен­ных инже­нер­ных про­блем.

Но эти зна­ния важ­ны не для ЕГЭ, а для буду­щей рабо­ты. 

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителейЕгор Зай­цев счи­та­ет, уча­стие в сорев­но­ва­ни­ях не помо­га­ет решать шаб­лон­ные зада­ния на экза­мене. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой Олим­пи­а­ды НТИ.

«Не думаю, что Олим­пи­а­да НТИ как-то силь­но помог­ла мне под­го­то­вить­ся к ЕГЭ. Все-таки в ЕГЭ мно­го шаб­лон­ных задач, и уме­ние про­грам­ми­ро­вать коптер тут осо­бо не нуж­но. Пред­мет­ные навы­ки, кото­рые мы полу­чи­ли, участ­вуя в олим­пиа­де, напря­мую не при­го­ди­лись. Зато это был очень полез­ный опыт кос­вен­но.

Рабо­та в коман­де, в сжа­тых вре­мен­ных рам­ках учит справ­лять­ся со стрес­сом, соби­рать­ся с мыс­ля­ми и не под­да­вать­ся пани­ке. А это очень важ­но во вре­мя экза­ме­на. Вто­рой боль­шой бонус, кото­рый я полу­чил, – моти­ва­ция. Моти­ва­ция у меня была высо­кой с момен­та побе­ды в Олим­пиа­де НТИ.

Я думал, что эти зада­чи для меня – раз плю­нуть, после того как про­грам­ми­ро­вал коптер. Так и вышло. Я вооб­ще не вол­но­вал­ся». Егор Зай­цев

Александр Яковлев, Оренбург

100 баллов по физике, 98 по русскому языку, 94 балла по математике и информатике

Алек­сандр Яко­влев стал фина­ли­стом про­фи­ля «Систе­мы свя­зи и дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния зем­ли». Он согла­сен, что рабо­та с совре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем мало помо­га­ет при под­го­тов­ке к экза­ме­нам, но дает дру­гие пре­иму­ще­ства.

«Чем мне помог­ли сорев­но­ва­ния? Обще­ние с людь­ми с похо­жи­ми инте­ре­са­ми, с кото­ры­ми мы в ито­ге гото­ви­лись вме­сте. Мы рабо­та­ли в лабо­ра­то­рии боль­ше 10 часов в день и поло­ви­ну ночи еще реша­ли задач­ки. Это силь­но зака­ля­ет чело­ве­ка перед экза­ме­ном, к тому же под­го­тов­ка в таком же мно­го­ча­со­вом режи­ме после это­го уже не страш­на.

Так­же вто­рой отбо­роч­ный и заклю­чи­тель­ный тур тре­бу­ют хоро­ших зна­ний по опре­де­лен­ной теме, застав­ля­ют на более глу­бо­ком уровне выучить пред­мет, а это тоже неред­ко быва­ет необ­хо­ди­мо на ЕГЭ. На про­тя­же­нии несколь­ких меся­цев я решал аст­ро­но­ми­че­ские задач­ки.

И был вполне уве­рен, что если мне дадут на ЕГЭ задач­ку из небес­ной меха­ни­ки, то я точ­но с ней справ­люсь». Алек­сандр Яко­влев

Участ­во­вать во все­рос­сий­ской инже­нер­ной олим­пиа­де НТИ может любой уче­ник 8–11 клас­сов. Для это­го нуж­но заре­ги­стри­ро­вать­ся на сай­те и решить зада­чи пер­во­го эта­па.

Источник: https://te-st.ru/2019/07/18/robots-and-exams/

Чат-боты: заменят ли они книги и учителей?

20 февраля 2019 | Время чтения 6 мин

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

В конце 80-х годов электронные версии книг появились в виде перепечатанного в текстовый документ для последующей пиратской печати или чтения с экрана текста. В середине 2000-х, с развитием техники, их частично заменил формат отсканированных разворотов, закодированных в специальные форматы.

Их довольно быстро, со взрывным развитием интернета, сменили форматы, использующие языки разметки, аналогичные веб-страницам. И примерно тогда же появились и первые электронные издательства и дистрибьюторы.

И вот сейчас, куда ни глянь, читающие люди в основном наслаждаются литературой с экранов своих устройств.

Достаточные скорости и качество интернета для потокового воспроизведения аудио увеличили и так немалое количество любителей слушать аудиокниги, а упрощение технологий звукозаписи позволило «оцифрозвучить» огромный объем литературы.

Рынок электронной и аудиокниги, только по официальной статистике ЛитРеса, рос с 2010 по 2015 год в среднем на 95% ежегодно. Сейчас темпы снизились, по итогам 2018 года рынок вырос на 47%. Роспечать вместе с тем с ЛитРесом не согласна и утверждает, что рост был всего на 8%.

Впрочем, оба источника не предоставляли исходных данных для самостоятельной оценки и учитывали только официальную статистику продаж. И это при том, что внимательному человеку очевидно, что доля пиратских книг в электронном формате явно выше доли лицензионных.

В этом случае я говорю не только про использование специальных ресурсов, которые цветут и пахнут, несмотря на все блокировки.

Следует также учитывать социально принятую традицию обмениваться и «давать почитать», что в случае с электронными книгами является просто копированием, без повторной оплаты книги конечным получателем.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

Особенно ярко выделяется книжное пиратство на рынке именно образовательной электронной литературы и обучающих цифровых материалов. Многие учителя и общепризнанные эксперты просто сразу выкладывают электронные версии своих книг. Зачастую они используются просто как приманка для получения контактов заинтересованного темой клиента (лид-магнит). Бумажные же распространяют с автографами.

При этом именно такое «дал другу почитать» на образовательном рынке вовсе повальное. На специальных ресурсах как раз образовательные книги появляются реже и с некоторой задержкой, зависящей от популярности автора.

Вместе с тем весьма ироничное решение этой проблемы лежит на поверхности. Ирония состоит в том, что крупнейшие пиратские библиотеки ушли после блокировок в формат чат-ботов в различных мессенджерах. И само собой напрашивающееся решение вопроса с таким пиратством лежит как раз в той же сфере чат-ботов.

Чат-боты: тогда и сейчас

Изначально чат-боты являлись воплощением мечтаний людей о беседе с компьютером. Так, в 1966 году увидела свет ELIZA, первый широко известный чат-бот, которая поддерживала беседу, перефразируя заявление собеседника.

До конца 90-х годов оставались развлечением программистов, пока, с распространением интернета и мессенджеров, не приобрели массовый характер. Читатель наверняка вспомнит ботов тех времен: модераторов, помощников, собеседников, раздатчиков развлекательного контента.

Сейчас на рынке происходит принципиально то же самое. Чат-бот сейчас — просто программа, которая в качестве интерфейса использует определенный мессенджер или виджет на сайте. Например, наша команда ИА REGNUM активно использует четырех самописных ботов для облегчения контроля над сайтом и подведения промежуточных итогов.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

Согласно исследованию «Вымпелкома», доля трафика мессенджеров неуклонно растет.

Простые наблюдения показывают, что люди общаются в мессенджерах по рабочим и личным вопросам почти все активное время. А боты в этих мессенджерах помогают им, выполняя рутинную работу, развлекая, доставляя контент, продавая и обучая.

Сам рынок чат-ботов сейчас переживает взрывной рост. Боты заказывают такси, бронируют отели, продают телефоны, ориентируют в аэропортах и выполняют еще миллион рутинных обязанностей.

Своими ботами-сотрудниками давно обзавелись как такие гиганты, как Ebay, SkyScanner и AliExpress, так и малые бизнесы, вплоть до районных пирожковых. Даже у «Почты России» есть свои боты, которые помогают следить за посылкой и рассылают оповещения.

А те, кто пишет этих ботов, лихорадочно расширяют штаты и пишут среды создания ботов без программирования. Просто потому, что не справляются с потоком заказов.

Уже сейчас есть боты-учебники. Пока их мало, и они в основном учат языкам, теории первой помощи и выживания, математике.

То есть те самые боты, которые поначалу использовались в плане электронной литературы в основном для пиратства, сейчас уже используются наиболее прогрессивными товарищами как упаковка для обучающих курсов.

Впрочем, чаще всего это тот же самый бесплатный лид-магнит, нужный для рекламы основного товара. Но и сами обучающие книги в наше время используются скорее как микроценность для продажи уже высокоценного продукта — личного обучения.

Если же внимательнее рассматривать тему чат-учебника, то очевидны следующие преимущества:

  • обладает всеми преимуществами электронной книги: вес, навигация, настраиваемое отображение и т.д.;
  • позволяет задавать вопросы и отвечать на задаваемые в том же чате;
  • отзывы и рейтинги на площадках распространения, позволяющие выбирать наилучшие программы обучения;
  • позволяет регулировать выдачу контента — читать лекции или сидеть над упражнениями, когда интересно;
  • возможен обмен вопросами и ответами с автором учебника;
  • находится там же, где человек и так проводит уйму времени;
  • ошибки исправляются в зависимости от ответственности издателя, возможно, в тот же день;
  • возможна установка напоминаний для регулярных упражнений;
  • возможны отсечки времени на выполнение заданий;
  • в недалеком будущем возможен разбор ручного почерка, хоть рукописное выполнение заданий и уходит в прошлое;
  • самое главное для издателей и авторов: возможен доступ по одноразовому паролю; один пользователь — один учебник.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

При общей тенденции ухудшения офлайн-образования рисуется интересная картина. Учителей у нас отправляют «в бизнес», из молодежи идут работать простыми учителями только идейные.

Рынок репетиторства вырос в шесть раз с начала века, опять же официального репетиторства.

Что будет через пять лет в школах? А через десять? И какая доля детей уже сейчас учится читать с телефоном, а не в детском саду?

Источник: https://regnum.ru/news/2577222.html

Чат-бот поможет подготовиться к ЕГЭ | Чат боты для сайта

Также робот поможет узнать расписание ЕГЭ, порядок подачи апелляции и подскажет, что делать, если выпускник пропустил экзамен, — сообщает пресс-центр Минобрнауки РФ. Разработчики отмечают, что чат-бот будут пополнять новой информацией, основанной на самых популярных вопросах пользователей.Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

Кроме того, свои пожелания о том, каких данных в нем не  хватает, подписчики смогут оставлять в специально созданной теме для  обсуждения нового сервиса. Это позволит максимально доработать чат-бот с учётом потребностей самих участников единого государственного экзамена.

Первая официальная группа Минобрнауки России по ЕГЭ в социальной сети «ВКонтакте» появилась в феврале этого года.

В сообществе публикуют советы по подготовке к экзаменам, разбирают наиболее сложные задания и еженедельно в прямом эфире проводят консультации по всем предметам ЕГЭ с возможностью задать вопросы экспертам,  получить ответы на самые актуальные вопросы.

Благодаря чат-боту можно узнать расписание экзаменов, правила подачи апелляции, а также узнать, как поступить, если выпускник пропустил экзамен.

Как отмечают разработчики проекта, чат-бот будет пополняться новой информацией, которая будет формироваться за счет самых популярных вопросов пользователей. Также можно оставить свои комментарии и пожелания, указать, какой информации не хватает. Это позволит доработать чат-бот в соответствии с потребностями участников ЕГЭ.

Министерство образования запустило официальную группу, посвященную ЕГЭ, в феврале 2018 года. Сообщество нацелено на помощь выпускникам в подготовке к экзаменам, разбор наиболее сложных заданий. Также каждую неделю в сообществе проходят онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по всем предметам. Информацию о планируемых мероприятиях можно узнать в новостях.

Единый государственный экзамен является одновременно и выпускным школьным экзаменом, и вступительным экзаменом во все российские вузы. Для того, чтобы получить аттестат об оконченном школьном образовании, необходимо успешно сдать два обязательных ЕГЭ – по русскому языку и математике (базовый уровень).

Те, кто планирует продолжить обучение в вузах, сдают также ЕГЭ по выбору в зависимости от того, на какую специальность они собираются поступать. Каждый вуз вправе самостоятельно устанавливать перечень экзаменов на те или иные программы обучения.

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

Источник: https://bot.konveier.com/2018/04/30/chat-bot-pomozhet-podgotovitsya-k-ege/

Чат-боты в электронном обучении

Чат-бот по ЕГЭ и главные проблемы учителей

Использование Chatbots в наши дни нашло отражение практически во всех сферах деятельности: от электронной коммерции до промышленности. Попробуем выделить некоторые области применения, подходы и инструментарий для преподавателей университетов.

30.08.2017 4899

Использование Chatbots в наши дни нашло отражение практически во всех сферах деятельности: от электронной коммерции до промышленности. В одном из интервью Билл Гейтс указывает на их растущую роль в организации образовательного процесса. Попробуем выделить некоторые области применения, подходы и инструментарий для преподавателей университетов.

Что такое чат боты, и почему все говорят о них?

Chatbots — это системы искусственного интеллекта, с которыми пользователи взаимодействуют через текст. Моделируется взаимодействие с человеком, сходное с опытом использования Apple Siri или Amazon’s Alexa.

В течение последних лет мы видим существенный рост в практике использования чат-ботов. Их можно найти практически в любой отрасли, от туристических порталов онлайн-бронирования до правительственных платформ с услугами для населения. Можно выделись несколько причин распространения этой тенденции.

Во-первых, это многочисленные исследования в области NPL (обработка естественного языка), помогающие сделать общение с чат-ботом более естественным. Технологические аспекты программирования становятся все более доступными: до такой степени, что вскоре даже люди, не знакомые с принципами разработки, смогут создавать простых, но полезных чатботов.

Другая причина популярности ботов – окончательно закрепившаяся практика использования приложений, пришедшая на смену «сервисам» программных пакетов. Логичным продолжением в стратегии пользовательского поведения стал подход, когда вместо загрузки еще одного, люди стремятся извлечь максимум возможностей из обращения с основным приложением (чаще всего это мессенджер).

Еще год назад, в интервью The Verge, Билл Гейтс указывал на огромный потенциал чат-ботов в образовании. По его словам, даже самые сложные и специализированные дисциплины можно преподавать, используя Chatbots в качестве тьюторов. Для Гейтса ключ к освоению новых навыков заключается в доступности обратной связи и поддержке со стороны людей, компетентных в соответствующей области.

Поддержка электронного обучения

Цифровой формат освоения учебных программ продолжает свою экспансию на всех уровнях образования. И хотя онлайн-курсы сделали обучение доступным для миллионов людей по всему миру, исследования показали, что только около 7% слушателей от зачисленных на курс фактически завершают их.

Несмотря на глобальную диджитализацию и тенденции роста автономии, пользователи в «веб-аудиториях» MOOC ощущают дискомфорт в отсутствие поддержки и обратной связи. Этот разрыв чат-боты помогают преодолевать, функционируя в качестве учебных ассистентов.

При обилии действующих онлайн-сервисов в сегменте eLearning, чат-боты представляются многообещающим инструментом, поскольку могут сопровождать каждого слушателя индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, имеющего доступ к Wi-Fi.

По сравнению с традиционным тьюторингом, чат-боты не требуют существенных ресурсных затрат, и потенциально могут помочь миллионам студентов по всему миру.

Читайте также:  Наблюдатели поймали на списывании 6 участников егэ

Чат-боты для языковой подготовки

Одной из областей образования, где чат-боты могут вскоре занять серьёзную нишу, является изучение языка.

В качестве примера достаточно привести популярное приложение Duolingo, создатели которого одними из первых стали использовать ботов.

Для Duolingo были разработаны несколько персонажей для «живых» разговоров на иностранном языке, чтобы студенты могли практиковать свой словарный запас и проверять правильность грамматических конструкций.

По сравнению с традиционным программным обеспечением для обучения языку, чат-боты гораздо более гибкий и адаптируемый инструмент. Они реагируют по-разному в зависимости от ответа, который дает пользователь, учитывая различные варианты, как в реальных диалогах. В конце концов, есть много разных способов ответить на вопросы, и боты даже «делают первый шаг», если ученик застрял в разговоре.

Приложения с чат-ботами для высшего образования

Поддержка преподавателей

С развитием технологии искусственного интеллекта получает распространение миф о том, что традиционное преподавание уходит в прошлое, а роль профессора умаляется. Однако, мало внимания уделяется позитивной стороне вопроса: роботы не смогут заменить человека в аудитории в ближайшее время, но уже могут взять часть его рабочей нагрузки на себя.

Предметные тесты и эссе отнимают у преподавателя значительное время на проверку, и при этом задания в них часто повторяются.

Особенно ярко это проявляется в массовых открытых онлайн-курсах (MOOC), где счёт идёт на сотни и тысячи студентов, что делает индивидуальную обратную связь практически недоступной роскошью.

Чат-боты могут быть идеальным решением данной проблемы, и в этой области уже проводятся исследования и эксперименты.

Перспективы

Возможность машинного обучения делает Chatbots столь многообещающей технологией в области образования. Их база знаний, при активном использовании, будет только расти, а сами боты смогут потенциально учиться вместе со студентами уже через несколько лет.

Поскольку основанные на подписке бизнес-модели становятся все более популярными и востребованными, несложно представить мир, в котором люди, желающие освоить новую область знаний, будут приобретать аккаунты для доступа к всемирной библиотеке образовательной информации с поддержкой чат-ботов, которые смогут извлекать информацию из сотен различных источников, включая ресурсы университетов.

Chatbots находятся на первых этапах развития и по-прежнему требуют существенной поддержки со стороны людей. Однако перспективы для их использования на всех уровнях образования практически безграничны.

Взаимодействие с мессенджерами уже доминирует у современных студентов над общением в социальных сетях, и это всего лишь вопрос времени, прежде чем они будут учиться под руководством ботов-тьюторов в WhatsApp или получать развернутые отзывы по выполненным курсовым работам через Telegram

Источник: https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/dajdzhest-elearning/chat-boty-v-elektronnom-obuchenii

Минобрнауки представило чат-бот по ЕГЭ

В официальном сообществе Единого государственного экзамена во «ВКонтакте», созданном Министерством образования и науки, начал работать чат-бот. Он позволяет получить ответы на 48 связанных с ЕГЭ вопросов, разбитых на 11 категорий. Например, у робота можно спросить, когда и какие экзамены будут проходить, как подать апелляцию и что делать, если вы пропустили сдачу.

Создатели чат-бота говорят, что в ближайшее время в нем появятся новые вопросы из списка самых популярных. Подписчики могут оставить свои пожелания по работе сервиса в рамках его обсуждения в группе.

Половине учителей не хватает денег

По данным исследования, проведенного специалистами Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РАНХиГС), порядка 50% школьных педагогов вынуждены подрабатывать, чтобы свести концы с концами. При этом большинство из них признаются, что работать в школе стало сложнее.

Эксперты выяснили, что педагогов затронул экономический кризис: треть опрошенных (31,4%) заявили, что их материальное положение ниже среднего уровня, а 12,1% оценили уровень как низкий.

Также учителя говорят, что работать в школе стало труднее. Главной причиной они называют рост объема отчетности и организационной работы — об этом заявили 84% респондентов. Также педагоги считают, что проблемы создает введение независимой системы оценки образовательных достижений, включая государственную итоговую аттестацию (31,4%).

На военную кафедру можно будет поступать в другой вуз

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которое разрешает студентам бакалавриата зачисляться на программы военной подготовки офицеров запаса в других федеральных или военных вузов. Таким образом, отсутствие военной кафедры в вузе больше не будет препятствием.

В пояснительной записке к документу отмечается, что речь идет об учащихся федеральных вузов, где собственной военной подготовки нет.

Для выпускников бренд вуза важнее спе­ци­аль­но­сти

Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что при выборе университета престижность диплома для абитуриентов оказывается важнее, чем профиль обучения. Ребята часто воспринимают бренд вуза как сигнал о качестве обучения: они уверены, что известность гарантирует высокий уровень подготовки. А вот специальность значит для них куда меньше.

Эксперты отмечают, что респонденты, по всей видимости, ориентируются на логику работодателей, которые также придают большое значение брендам учебных заведений.

Опрошенные отмечали, что хотели бы «иметь диплом, который открывает самые разные варианты карьеры, неважно, какая специальность там указана».

Иными словами, свое будущее старшеклассники видят весьма неопределенно и нередко не могут принять решения о выборе карьерного пути.

Блокировки Роскомнадзора мешают работе Совета по науке

Совет по науке при Минобрнауки заявил, что действия Роскомнадзора по блокировке «Телеграм» ставят научную работу в России под угрозу срыва. В своем обращении ученые жалуются на проблемы с доступом к научным сервисам и онлайн-ресурсам по обработке информации. Например, теперь им сложно использовать ключевой ресурс идентификации научных статей dx.doi.org.

В документе говорится, что крупнейшие государственные научные организации тратят миллиарды рублей на обеспечение доступа к полнотекстовым коллекциям статей в ведущих мировых научных журналах и базам профильной литературы. В Совете по науке заявили, что из-за «действий Роскомнадзора по блокировке отдельных подсетей Интернета» эти средства оказались потрачены впустую.

«Совет требует в кратчайшие сроки обеспечить беспрепятственный доступ ко всем интернет-ресурсам, которые критически важны для нормальной работы научно-исследовательских и образовательных организаций Российской Федерации. Срыв научной работы во всей стране — слишком высокая цена за неуклюжую попытку исполнения судебного решения в отношении одной компании», — пишут представители Минобрнауки.

70% педагогов подвергаются травле в школе

Проектно-учебная лаборатория образовательной журналистики НИУ ВШЭ и «Директория.онлайн» совместно с редакциями «Педсовета» и «Комсомольской правды» в ходе исследования выяснили, что 70% учителей жалуются на буллинг.

Эксперты опросили 2800 педагогов из 75 регионов РФ. Учиталя рассказали, что ученики дразнят их, придумывают им клички или игнорируют. Кроме того, ребята обсуждают их личную жизнь, специально нарушают дисциплину в классе и отказываются выполнять требования учителя.

Цифры, полученные в ходе исследования, выглядят пугающе: 51,1% респондентов получали угрозы от учеников, 28,6%  —  комментарии интимного характера, а 42,4% стали жертвами кибербуллинга.

Открылась бесплатная онлайн-школа для активной молодежи

В рамках проекта «Теплосеть» можно обучиться профессии верстальщика, программиста, комьюнити-менеджера или менеджера некоммерческой организации. На занятия приглашают старшеклассников и студентов — в особенности тех, кто живет в удаленных населенных пунктах.

Онлайн-школа организована в рамках общественного образовательного проекта «Теплица социальных технологий».

«За сложные практические задания игрок значительно увеличивает свои баллы, — объясняет координатор проекта Мария Борисенок.

— Система рейтингов позволяет понять, кто еще из твоего города есть в проекте, и если у вас схожие интересы, то почему бы не встретиться в реальности».

Она уточнила, что при этом педагоги онлайн-школы будут предлагать студентам универсальный набор знаний будущего активиста.

Источник: https://infourok.ru/user/hmelev-sergey-gennadevich/blog/minobrnauki-predstavilo-chatbot-po-ege-71922.html

Заменят ли роботы учителей: все за и против

В 1977 году американский писатель-фантаст Айзек Азимов выпустил эссе «Новые учителя», в котором он предложил создать для каждого человека специальную обучающую машину, которая сможет анализировать его уровень знаний и, соответственно, автоматически задавать курс обучения.

Чтобы пожилые люди не теряли воображения и творческих способностей и не стали обузой для постоянно уменьшающегося числа активных молодых людей, я часто выступал с предложениями модифицировать нашу систему образования таким образом, чтобы человек продолжал учиться до конца жизни.

Но как это сделать? Откуда взять столько учителей, размышлял Азимов.

Спустя почти 40 лет этот вопрос остается актуальным. Сейчас мы живем в век инновационных технологий, и с каждым годом появляются новые изобретения, которые вытесняют когда-то незаменимые кнопочные телефоны, деревянные неуклюжие автомобили и перьевые ручки.

Но должно же остаться что-то незаменимое, проверенное временем и опытом, например, образование, — с этих слов началась конференция, организованная корпорацией Российский учебник на Международном московском салоне образования.

Во многих отраслях происходит вторжение искусственного интеллекта в деятельность человека. Не избежала этого и школа, в которой ИИ хочет встать на место учителя. Но значит ли это, что в будущем профессии преподавателя уже не будет, а детей станут обучать компьютеры и роботы?

Кто победит: искусственный или естественный интеллект — вопрос интересный, так как сейчас между ними присутствует некое противостояние. Наши дети все чаще предпочитают проводить выходной с планшетом, чем с родителями на природе, и тут явная победа ИИ.

Но если ребенок упал и разбил коленку, он вряд ли побежит к планшету, верно? Так что естественный интеллект не сдает позиций, рассказал «Ридусу» вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию Корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

Это напрямую связано и с противостоянием преподавателя и робота: никто не заметит учительской чуткости, личного примера, эмоциональной связи учитель-ученик. Учитель — не аудиокнига, тут важны личностные качества.

Вместо или вместе?

Но не все с этим полностью согласны. Например, директор по бизнес-развитию SkyEng Ларьяновский Александр уверен, что учителя можно частично заменить искусственным интеллектом. Конечно, до выражения эмоций роботам еще далеко, но помочь разобраться с рутинной работой и систематизировать данные ему точно под силу.

Учителям бывает непросто держать под контролем целый класс, заметить у каждого слабое место. Машина это сделает за несколько секунд: проанализирует работу ученика, его ответы, чтобы потом выдать учителю всю информацию «по полочкам». В таком формате ИИ выступает не вместо учителя, а вместе, пояснил «Ридусу» Александр Ларьяновский.

Если роботы будут сотрудничать вместе с учителями, которые несколько лет обучались в университетах, стажировались и имеют немалый опыт за плечами, то кто будет учить самих роботов?

Чтобы обеспечить качественную связь ученик-робот-учитель, нужен надзорный орган, который будет контролировать все процессы: исправна ли система ИИ, правильно ли педагог понимает послания компьютера, а главное, нравится ли такой подход к образованию ребенку.

Для этого Александр Адамский, кандидат педагогических наук и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», предлагает институционально оформить отношения между ИИ, учителем, учеником и его родителями, чтобы были общие нормы и правила.

Новичок в классе

Представителям системы образования стоит рассматривать роботов как новых учеников, которым тоже необходимо создать условия для работы.

Раньше существовала замечательная система парного обучения, когда один ученик помогает другому в учебе. Сейчас для нас роботы или искусственный интеллект — это и есть тот слабый ученик, которому нужно помочь. Причем помочь как ученикам, так и учителям, считает Адамский.

Если грамотно подойти к этому вопросу, ИИ действительно облегчит и усовершенствует работу учителей. Роботы могут стать своеобразным министерством образования, в котором будет обрабатываться большой поток данных.

Например, искусственный интеллект сможет дистанционно собирать все данные о ребенке: его успехи в учебе, участие в олимпиадах, оценки, рекомендации учителей, — огромный пласт информации будет доступен для родителей и учителей.

Учитель с душой

Рядом со мной на конференции сидела женщина лет 60−65, которая всю лекцию что-то динамично записывала в блокноте. В ее глазах было то полное несогласие со спикерами, то какое-то смирение. Очевидно, тема образования ее очень волновала, и женщина хотела задать вопросы экспертам, но из-за ограниченного времени микрофон ей так и не достался.

Как оказалось, Инна Ивановна — учительница истории в одной из московских школ. Большую часть жизни она проработала в школе, и как никто другой знакома со старой системой образования, в которой учитель был не просто лектором, а другом и примером для ребенка.

На конференцию женщина пришла не сама, «направили весь учительский коллектив, деваться некуда» — рассказывает учительница. С новыми технологиями Инне Ивановне приходится сталкиваться постоянно: электронные дневники, интерактивные доски, презентации для урока — ко всему уже привыкли.

Но понимание того, что скоро место учителя займет робот, пугает старшее поколение.

Я не против современных технологий, это замечательно. Как когда-то печатный станок создал новую эпоху, сейчас эту эпоху создает робот. Но уместно ли это для школы? Школа — это не контора по предоставлению услуг, это нечто больше. Сможет ли робот обучить ребенка ценностям, дружбе, взаимопомощи, рассказала учительница.

Инна Ивановна задала хорошие вопросы, на которые сейчас, наверное, ответить невозможно. Для этого должно пройти несколько десятков лет, чтобы дети, выращенные роботами, вышли в социум.

Уже сейчас есть сотни онлайн-сервисов по изучению языков, подготовке к ЕГЭ и тренировки решения логарифмов, но мне еще не попадались программы по обучению ребенка нравственности и честности. И такие программы вряд ли появятся, так как объяснить это на схеме невозможно. Нужен личный пример.

А как вы относитесь к новой экосистеме образования? Нужен ли робот в классе?

Источник: https://news.rambler.ru/education/39662341-zamenyat-li-roboty-uchiteley-vse-za-i-protiv/

Использование чат-ботов в качестве современного инструмента коммуникаций — Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Под чат-ботами понимаются специальные программы, имитирующие речевое поведение человека и выступающие в качестве виртуальных собеседников в интернет-общении с одним или несколькими собеседниками.

Чат-боты могут быть реализованы во многих сферах, они используются для развлечения, обучения, выступают в качестве помощников для интернет-пользователей, но также могут применяться и в бизнесе. В работе рассматривается специфика применения чат-ботов в бизнесе для решения коммерческих и маркетинговых задач.

В работе рассматривается механизм работы чат-ботов, процесс построения им коммуникации с интернет-пользователем. Также приводится классификация чат-ботов и анализ их использования в различных сферах бизнеса на примере реальных успешных и неудачных кейсов внедрения чат-ботов в практику коммуникаций с потребителем.

Выделяются основные проблемы, связанные с использованием чат-ботов, а также основные пути их решения.

На основе проведенного анализа намечаются основные перспективы развития чат-ботов как инструментов коммуникации в бизнесе и различных его сферах, а также даются практические рекомендации по внедрению чат-ботов в каналы коммуникации с потребителями.

Текст работы (работа добавлена 15 мая 2017г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

  • ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
  • В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.
  • Расширенный поиск ВКР

Источник: https://www.hse.ru/edu/vkr/206753936

Ссылка на основную публикацию