Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Некоторые дети имеют плохую успеваемость в школе. Они стремятся к тому, чтобы получать хорошие оценки. Выполняют всё домашнее задание. Проявляют интерес к учебе. Но, тем не менее, все равно отстают в успеваемости от других учеников.

Мы расскажем, по каким причинам у ребенка могут появляться проблемы в учебе. А также разберемся в том, как от них избавиться. Сделать так, чтобы подросток снова стал учиться на хорошие оценки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Почему дети плохо учатся в школе?

Проблемой с успеваемостью принято считать ситуацию, когда подросток на протяжении года получает плохие оценки. Двойки и тройки. Если ребенок — хорошист, но у него иногда проскакивают неудовлетворительные оценки, то переживать не стоит. Достаточно лишь отправить чадо к репетитору. И подтянуть проблемные предметы.

Причин, по которым ребенок регулярно получает двойки и тройки в школе — несколько. Давайте рассмотрим их.

Плохая дошкольная подготовка или ее полное отсутствие

Проблемы с успеваемостью возникают, в основном, у тех детей, которые не проходили дошкольную подготовку. Или же если она у них была слабая. Например, когда детям не давали возможности эффективно подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в школе.

Перед тем, как пойти в учебное заведение, будущий первоклассник должен освоить:

  1. Минимальные навыки чтения.
  2. Базовые знания арифметики.
  3. Знать, как пишутся те или иные буквы.
  4. Уметь выражать свои мысли.

И множество других аспектов. Помимо этого, в процессе подготовки к школе, преподаватели должны развить в ребенке усидчивость. Чтобы он смог выдерживать уроки, которые длятся по сорок — сорок пять минут. 

Перед тем, как отправить ребенка в школу, родители должны объяснить ему, чем дети занимаются в учебных заведениях. Какие у чада есть права. Какие обязанности он должен выполнять. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Курсы менеджмента: от шоу-бизнеса до медицины

Оценим за полчаса!

В школе чересчур сложная программа

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

В отдельных школах (с уклоном, например, на экономику) очень непростая программа. Детей начинают нагружать профильными предметами с самого первого класса.

Если ребенок никогда не проявлял особого интереса к математике, то в экономическую гимназию его ни в коем случае отправлять нельзя. Это будет чревато тем, что подросток потеряет интерес к арифметике.

И не сможет эффективно учиться. Поскольку математика окажется для него слишком сложным предметом.

Если хотите отдать ребенка в гимназию с профильным уклоном, то для начала поговорите с ним. Узнайте, хотел бы он изучать то или иное направление. Если получите утвердительный ответ, то отправьте чадо на соответствующие курсы дошкольного образования. Если ребенку идея не понравится, то отправьте его в обычную школу. Без уклона на какой-либо предмет. Там чаду будет намного легче учиться.

Наличие ссор с преподавателем

Многие дети теряют желание хорошо учиться потому, что сталкиваются с конфликтными учителями. Которые всячески пытаются их задеть, оскорбить и без причины снизить оценку. Очень часто бывает так, что преподаватель начинает придираться даже к хорошему ученику. И это вызывает у него отторжение по отношению к учебе.

В школе знания ребенка не оценивают по достоинству

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Еще одна распространенная причина снижения успеваемости — то, что знания чада не оценивают по достоинству. Например, когда он пишет контрольную по математике так же, как другой ученик. Указывает абсолютно те же правильные ответы. И учитель ставит другому ученику — 5, а вашему ребенку — 4. Аргументируя это, якобы, наличием ошибок (которых на самом деле нет).

В этом случае ребенок чувствует несправедливость. Понимает, что хорошо учиться — бессмысленно, поскольку учитель снизит ему оценку из-за личного отношения. И перестает стремиться к получению высоких баллов.

У ребенка наблюдаются проблемы с родителями

Если ребенок часто конфликтует с родителями, то у него с высокой вероятностью будут наблюдаться проблемы с успеваемостью. В этом случае дети используют школу, как средство для мести. Они получают двойки и тройки для того, чтобы вывести родителей на эмоции. Спровоцировать злость, агрессию и, впоследствии, грусть. 

Также, получение плохих оценок используется детьми, как инструмент протеста. Их может намеренно получать тот ребенок, в жизни которого много запретов. Помимо этого, тинейджеры могут получать плохие оценки и в том случае, если они обделены родительским вниманием.

Ребенку скучно

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Множество детей, которые активно учились с первого по пятый класс, в старшей школе теряют интерес к учебе. Начинают реже выполнять задания. Перестают относиться со страхом к получению плохих оценок. 

Большинство детей стараются держать планку, и учиться на уровне четверок. Однако, бывают ситуации, когда они скатываются на тройки. И получают исключительно их. При этом, даже не пытаются исправить ситуацию.

Постарайтесь подобного не допустить.

В классе ребенка развит буллинг

Если в классе ребенка дразнят, то его настрой по отношению к учебе ухудшается. Он начинает чувствовать себя плохо в моральном плане. И поэтому перестает хорошо учиться. 

Бывают ситуации, когда отличника дразнят за то, что он хорошо учится. В результате, он сознательно скатывается на четверки и даже тройки, чтобы стать частью «крутых парней». Подобное подражание заканчивается довольно плачевно. Поскольку ребенка продолжают дразнить, несмотря на то, что он стал хуже учиться.

Ребенок устал

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Некоторые дети не имеют возможности учиться на хорошие оценки из-за усталости и стресса. Последний может быть вызван чрезмерными нагрузками. Многочисленными секциями, дополнительными занятиями после школы. И многими другими делами, на которые родители отдают ребенка.

Если чадо резко стало плохо учиться, то проследите за его поведением и состоянием. Вполне возможно, что ребенок просто устал. И должен отдохнуть перед тем, как снова начать учиться дальше.

Перед тем, как помогать ребенку повышать оценки, определитесь, почему он стал плохо учиться

В обязательном порядке проанализируйте поведение ребенка. Выясните, по какой причине его оценки снизились. И только после этого переходите к исправлению ситуации.

Если вы начнете пытаться вернуть тягу к учебе, не зная истинной причины возникновения проблем, это не приведет ни к чему хорошему. Ребенок станет еще больше не любить школу. Ситуация с его оценками ни коим образом не изменится.

Как улучшить успеваемость ребенка?

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Чтобы улучшить успеваемость ребенка, родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Найдите точки преткновения. Поговорите с ребенком. Попытайтесь понять, почему он стал хуже учиться. Определите, к чему он стремится в жизни. Чего боится во время учебы. Какие опасения у него вызывают самостоятельные, контрольные работы.
  2. Проявляйте любовь. Показывайте ребенку, что любите его. Несмотря на то, какие оценки он получает в школе. Хорошие или плохие. Не ругайте ребенка за неудовлетворительные оценки. Не оскорбляйте и не унижайте его. Подобные действия приведут только лишь к понижению самооценки. Отметки в школе это не улучшит.
  3. Хвалите ребенка за его стремление получить знания, а не оценку. Вы должны поощрять чадо за то, что он стремится получить знания. А не за то, что он хочет получить определенную оценку. Отметки — не главное. Главное — то, какие знания останутся в голове ребенка.
  4. Мотивируйте ребенка. Объясняйте, для чего ему нужно учиться. Говорите, что хорошие оценки помогут ему поступить в престижный ВУЗ. А затем — найти высокооплачиваемую работу. Как следствие, стать успешным человеком. Который сможет воплощать в реальность все свои мечты. 

Не отказывайтесь от ребенка, если он плохо учится

Бывают ситуации, когда родители делают трагедию из того, что в средней школе ребенок учится на тройки. Говорят всем под ряд, что «Он не поступит в университет. Станет дворником» и так далее. Если ребенок получает плохие оценки с пятого по девятый класс — это не страшно. Самые важные года обучения — десятый и одиннадцатый.

Именно в этих классах нужно зарабатывать хорошие оценки, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. А в средней школе двойки и тройки не так страшны, как кажутся на первый взгляд.

Заключение

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Детальный анализ причин плохой успеваемости подскажет вам, как действовать дальше. Если ребенок будет продолжать плохо учиться, то обратитесь к психологу. Он подскажет, как улучшить успеваемость. И даже может пригласить ребенка на сеанс. Чтобы помочь ему избавиться от проблем, которые мешают хорошо учиться в школе.

Источник: https://www.vikids.ru/articles/rebenok-ploho-uchitsya-v-shkole-prichiny-kak-ispravit-situatsiyu

Ребенок плохо учится — что делать?

Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего, но, как быть, если ребенок совсем не хочет учиться? Мы желаем ему счастья, и уж нам-то хорошо известно, что хорошая профессия и безбедное будущее невозможны без образования.

Но, что, если постоянными нравоучениями, строгими наказаниями или запретами мы лишь вредим ребенку? О том, как мотивировать учиться подростка и малыша, как помочь ему преодолеть трудности учебного процесса в нашем материале, где мы постарались собрать советы педагогов, психологов и одновременно родителей, которые действительно нашли способ помочь своим детям.

В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней».

Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами.

«Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!

Важно понять самим и объяснить ребенку, что двойка или тройка — оценка исключительно его понимания одной конкретной темы и, разобравшись с ней, можно получить совсем другую оценку. Педагог Дима Зицер, к слову, советует совсем отказаться от стандартной оценочной системы:

«Когда я маленький, мне всё ужасно любопытно, всё интересно, я ориентируюсь в мире очень свободно. Когда взрослый любимый партнер – мама или папа вместо того, чтобы помочь мне ориентироваться в этом мире, исследовать мир вместе со мной, ставит меня в рамки «черное – белое», этот мир начинает замыкаться, пока постепенно не придет к клетушке в собственной квартире.

Из такой клетушки страшно выходить, страшно пробовать новое, страшно любопытствовать, страшно идти вперед. В этом смысле нет особой разницы между плохими оценками и хорошими. Мы называем хорошие оценки «хорошими», потому что они на первый взгляд имеют положительный окрас, но в принципе любая оценка ограничивает.

Хорошая оценка – такое же ограничение, как и плохая.

Почему, например, если я нарисовал домик красного цвета – я «умница», а если нарисую домик синего цвета – перестану быть «умницей»? В этот момент у меня закрепляется суждение: домик должен быть красного цвета. Это происходит почти на автомате, почти машинально, почти случайно, но закрепляется серьезно и надолго».

Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.

Причины неуспеваемости

  • Педагог Дима Зицер отмечает, что дети меняются, сейчас у современных подростков, да и у малышей больше свободы:

Если мы говорим про то, что было пятнадцать или двадцать лет назад, это были такие же чудесные и замечательные дети. Однако их готовность «стоять там, куда их поставят», была гораздо выше.

Я с восторгом наблюдаю за этой тенденцией: они все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли.

  • Психолог Людмила Петрановская напоминает, что у подростков в определенном возрасте появляются нейрофизиологические трудности, у нас есть все основания полагать, что влияет это и на учебу:

«В это время ребенок может испытывать сложности с критичностью, с оценкой последствий своих поступков, с прогнозированием. Самые сложные и поздно созревающие структуры мозга, которые отвечают за целеполагание, за прогнозирование, оказываются уязвимыми и в состоянии перестройки не очень хорошо действуют».

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Дима Зицер: В сегодняшней педагогике мы идём как по минному полю

Как помочь ребенку, если он плохо учится

  • Иногда родители считают нужным воспитывать ребенка «ремнем», вспоминая о том, как в их собственном детстве на страхе перед физическим наказанием удавалось добиться успехов в учебе. Психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и мотивации к учебе:

«Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет.

Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.

Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

Читайте также:  Как абитуриенту выбрать it-специальность в вузе?

То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог».

  • Покажите ребенку, что предмет действительно интересный! Сейчас открыто очень много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок, увлекательных книг даже по самым «скучным» предметам. Малышей особенно важно заинтересовать предметом. Конечно, не все в учебе обязательно будет интересным, но мотивация узнать больше о любимом деле поможет справиться с трудностями.
  • Поговорите с ребенком. Удивительно, но этот простой выход не всегда первым приходит на ум. Может быть, подросток давно ждал этого момента. Но говорить тоже надо правильно. Важно научиться слушать и слышать ребенка, не унижая его и принимая в расчет его мнение. Если подросток говорит «учитель унижает меня» или «одноклассники меня травят», надо прислушаться к нему, а не отвечать «не выдумывай, тебе лишь бы ничего не делать», так вы потеряете доверие. В ситуацией с травлей, вы должны встать на защиту ребенка и противостоять ей. Не стоит предлагать подростку решить проблему самостоятельно, травля иногда оборачивается настоящей трагедией, особенно, если ее сопровождает бездействие учителей.
  • Позволить ребенку плохо учиться. Иногда это действительно действенный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки ребенку иногда выставляют за неправильное оформление работы.

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Психолог Людмила Петрановская предлагает не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

«Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна.

А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так.

И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно».

Как правильно мотивировать ребенка

  • Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина. Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку. Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
  • Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
  • Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
  • Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
  • Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
  • Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

Педагог Дима Зицер:

«Если человек пишет сочинение, и в этом сочинении почему-то вдруг учителю важно оценить уровень его грамотности, а не обратить внимание на то, как происходит у него процесс творчества, то зачем нужна оценка за грамотность? Неужели недостаточно просто исправить ошибки? Ребенок ведь, как и все остальные люди, способен видеть, способен понимать, способен осознавать. Если я в этот момент обратил его внимание на то, что «стеклянный», «деревянный», «оловянный» пишется определенным образом, почему, если я не подкреплю это двойкой, нам кажется, что ребенок это не запомнит? Почему в этот момент нужно вводить систему условных рефлексов, как с животными при дрессировке?»

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Александр Привалов: Школа умерла – никто не заметил

Педагог Дима Зицер:

«Когда моему интересу дается свобода, я абсолютно точно дотягиваюсь и до Эйнштейна, и до Пушкина, и до червячков, и до космоса. Одно тянет за собой другое. Особенно, когда рядом есть люди, помогающие мне открыть, осмыслить, сопоставить, присвоить знание.

А в тот момент, когда мне говорят: “Будешь учить это, и все! — Почему? — По кочану!” – я буду учить, у меня выхода нет, но мне так и останется невдомек, зачем я это делал. Я на той же учительской конференции в очередной раз проделал свой частый фокус про Пушкина:

  • — Надо учить Пушкина в школе?
  • — Да, конечно.
  • — Сможете что-то процитировать, не входящее в школьную программу?

Тишина. Опять тишина. Значит ли это, что они обязаны цитировать? Нет, не значит. Это значит, что, как педагоги, мы должны сделать выводы: в чем-то наши учителя ошиблись, если мы закрыли этого самого Пушкина в школе и дальше не стали открывать. А жаль – он ведь действительно прекрасен…»

Источник: https://www.pravmir.ru/rebenok-ploho-uchitsya-chto-delat/

Ребёнок стал плохо учиться — мнение психолога (+Видео)

Когда у ребенка начинаются проблемы в школе, обычно это провоцирует семейные конфликты. Родители чувствуют вину, страх, начинают срываться на чадо, упрекая его в бестолковости.

Ищут причины друг в друге: «Это ты не доглядела!», «Что ты за отец, когда ты с сыном разговаривал последний раз?!» А ребенок в этот момент остается один на один с проблемой, с которой не в силах справиться.

О критической ситуации в семейных отношениях рассказала Евгения Андреева, семейный психолог, сотрудник психологической мастерской «Хорошие отношения».

Достаточно частая ситуация, с которой родители обращаются на консультацию — это изменения успеваемости или поведения ребенка в школе, а именно её снижение.

Это может быть неожиданно для родителей, и за своим беспокойством и тревогой по этому поводу взрослым бывает сложно увидеть, что произошло или происходит с ребенком на самом деле.

Часто они опасаются, что в жизни сына или дочери что-то происходит, а они об этом не знают.

Я думаю, что есть две самые распространенные причины, которые могут влиять на поведение ребенка в этой ситуации. Первая: взросление ребенка.

Если в младшей школе в большинстве своем детям важно хорошо учиться, получать хорошие оценки, похвалу взрослых, то к средней и старшей школе какая-то другая мотивация может стать ведущей.

Ребенок может измениться довольно быстро, и родители не успевают к этим изменениям приспособиться. Для подростка на первый план в жизни выходит общение, и в какой-то момент оно становится более важным и значимым, чем учеба.

В этот момент в его жизни происходит некая переоценка ценностей, и он чувствует, что отметки, которые он получает за контрольные в школе, для него не так важны, как, например, пойти, пообщаться с друзьями, сходить куда-то вместе потусоваться. И в этот момент у ребенка начинается снижение успеваемости — и из-за того, что программа в старших классах довольно сложная и что появились другие интересы.

В этой ситуации родителям важно найти правильный подход к  подростку, чтобы поддерживать и обучающий процесс, но также не обесценивать желание ребенка общаться со сверстниками, быть принятым в какой-то компании.

Потому что часто родители устанавливают такую взаимосвязь: «Ты стал общаться с этой компанией и стал плохо учиться, так что теперь никуда ты не ходишь, нигде не гуляешь, а будешь сидеть дома и заниматься уроками». Таким образом, родители устанавливают некие границы, чтобы ребенку якобы можно было сосредоточиться на учебе.

В этот момент ребенка, по сути, лишают чего-то очень важного для него, и это вызывает у него много эмоций, от злости на родителей до опасения, что в своей компании он больше не будет принят.

На таком фоне хорошо учиться довольно сложно. Думаю, что в такой ситуации родителям важно не паниковать и не бросаться в крайности, ограничивая свободу ребенка, а учиться договариваться с ним.

Здесь необходимо найти партнерский способ общения с ребенком, удержать контакт с ним, чтобы он мог прислушиваться к родительским советам.

Это не директивный способ решения проблемы, а способ сотрудничества.

Другой причиной ухудшения поведения ребенка может быть сложность в отношениях: резко изменившаяся ситуация в семье либо проблемы во взаимодействии с теми же одноклассниками. Возможно, ребенок где-то сталкивается с такой эмоционально сложной для себя ситуацией, что ему просто не до учебы. Например, развод в семье, когда родители скандалят каждый день, и он это слышит.

Но ведь они ссорятся на кухне, когда он якобы спит, и у них есть ощущение, что он ничего об этом не знает. И когда ребенок начинает плохо учиться — они недоумевают, ведь по факту ничего в семье не поменялось, а про то, что ребенок об их ссорах все знает, родителям даже бывает неизвестно.

Так возникает некая табуированная тема, которая в семье не обсуждается, но влияет на ребенка и на его успеваемость.

Важно постараться увидеть ситуацию в общем, потому что родители привыкли рассматривать ее узко: «Ты стал плохо учиться, значит, ты плохо готовишься к урокам, надо интенсивней заниматься».

Ситуация как будто закрывается, закольцовывается, а стоит рассмотреть ее в формате всей жизни, есть ли сейчас в жизни ребенка какие-то обстоятельства, которые вызывают у него напряжение, дискомфорт. Не обязательно дело в учебе, как правило, это связано с какими-либо отношениями.

Если мы это увидим, то будет гораздо проще с ребенком разговаривать, помогать ему выражать свои эмоции.

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Довольно часто изменения касаются не только успеваемости ребенка, но и его поведения. Например, вежливый, спокойный ребенок может в какой-то момент стать агрессивным, задевать других детей, конфликтовать с учителем.

Как правило, об этом довольно быстро становится известно родителям, и они могут очень сильно удивляться, потому что дома ребенок ведет себя совершенно спокойно и вообще, «непонятно, что вы с ним в школе делаете, что он так себя ведет».

А может быть и другая ситуация, когда он такое же поведение демонстрирует и дома, и это тоже является сигналом о том, что есть какая-то стрессовая ситуация, в которой ребенок находится. Дальше сложно обобщать, потому что надо разбираться, в чем именно это напряжение.

Единственное, что я могу сказать про это: если поведение ребенка стало необычно агрессивным, часто это происходит вследствие агрессивного поведения по отношению к нему самому.

Если ребенок встречается с большим количеством агрессии в свой адрес, например, от взрослого, и это слишком сильная для него фигура, чтобы ей как-то противостоять или дать отпор, то злость, которая возникает в ответ, остается внутри него.

Выражение этой злости обычно происходит либо через близких — братьев и сестер, либо через одноклассников, либо через учителей.

Я думаю, что учителя — это такие взрослые, которые все-таки менее значимы, чем родители, поэтому с ними не так опасно выражать свою злость. Иногда реакция родителей на агрессивное поведение ребенка — наказать его, поругать, т.е.

выразить еще больше агрессии в его адрес, стараясь как будто его таким образом успокоить.

Как правило, это не помогает, потому что отрицательных эмоций у ребенка становится еще больше, их надо где-то выразить, и он направляет эту энергию либо вовне, либо на себя: начинает болеть, что-то с собой делать, или становится еще более агрессивным, чем был.

Если родители говорят, что дома ребенок ведет себя спокойно, а в детском саду или в школе становится неуправляемым, думаю, это сигнал о том, что что-то дома не может быть выражено, похоже, там такая атмосфера, в которой какие-то чувства нужно удерживать. Либо еще один вариант: в школе происходит травля ребенка, когда одноклассники его обижают, и ему неоткуда получить защиту. Тогда ребенок становится агрессивным, потому что ему нужно просто защищаться.

Сложность такой ситуации в том, что, как правило, агрессивное поведение ребенка побуждает родителей вести себя с ним строже, отстраненней, в то время как именно такой настрой и сигнализирует о том, что ребенку нужна помощь. Если родитель сможет преодолеть собственную злость в адрес ребенка и будет с ним рядом, то, возможно, получится ему помочь, иначе тот останется один на один со своей проблемой.

Любое резкое изменение поведения ребенка — это повод для родителей повнимательней к нему приглядеться, попробовать не реагировать  на внешнее поведение, а понять, какие обстоятельства за этим стоят.

Открыть для себя, что он это делает не из желания насолить окружающим, а от невозможности выразить какие-то эмоции.

Никакого удовольствия ребенку такое поведение не приносит, это просто его способ сказать, что сейчас в его жизни происходит что-то, с чем он не может справиться.

Источник: https://www.matrony.ru/rebyonok-stal-ploxo-uchitsya-mnenie-psixologa-video/

Что делать, если ребенок стал плохо учиться?

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?Плохая успеваемость волнует и детей, и родителей. Проявляется она в плохих отметках, проблемах с выполнением домашних заданий, повышенной утомляемости, нежелании учиться и конфликтах с учителями. Причины подобных проблем бывают разнообразными.

Необходимо помнить, что так или иначе трудности с успеваемостью по одному или нескольким школьным предметам возникают у подавляющего большинства школьников, особенно в переходном возрасте.

Снижение интереса к учебе у подростков может быть вызвано переоценкой ценностей, появлением новых увлечений, хобби, уменьшением авторитетности взрослых.

Кроме того, растущий организм испытывает перегрузки, вследствие чего наблюдается снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, утомляемость и даже проблемы со здоровьем.

На всех детей, которые еще не вполне научились самостоятельно справляться со стрессом, оказывают сильное воздействие конфликты в семье, повышая их тревожность и вызывая расстройства настроения и поведения.

Ссоры, плохие отношения со сверстниками также стоят в ряду причин плохой успеваемости. Если ребенок недостаточно любим в классе, посещение школы может вызывать недовольство, в результате чего многие дети начинают избегать всего, что связано с учебой.

И еще одним фактором, нередко вызывающим снижение успеваемости, являются возросшие требования преподавателей при переходе в старшие классы или в новое учебное заведение.

Если удастся выявить причину плохих отметок, считайте, что вы на полпути к решению проблемы. Каждый случай – индивидуален, поэтому вам придется побеседовать с самим ребенком, вероятно, с его преподавателями и даже психологом. Делайте это ненавязчиво, чтобы не обидеть ребенка и не проявить по отношению к нему неуважение.

Дальше начинайте думать, как можно исправить ситуацию. Если вы видите, что плохая учеба связана с конфликтами в семье, скорее всего, потребуется помощь семейного психолога.

Читайте также:  Что такое международный бакалавриат и кому он подойдет

Если низкая успеваемость вызвана особенностями переходного возраста, то сделать что-либо будет не так просто. Во-первых, вы и ваши пожелания к отличной учебе могут восприниматься подростком не столь серьезно, как раньше.

Во-вторых, по объективным причинам ему труднее концентрироваться на учебе.
Поможет появление новых полезных хобби, увлечение спортом, искусством или какой-то областью науки.

От вас требуется во всем способствовать самореализации подростка, поскольку только так вы в ближайшее время сможете наладить с ним отношения и побудить к хорошей учебе.

Если ребенок испытывает проблемы в общении со сверстниками, рекомендуется обратиться к хорошему психологу. Возможно, удастся избежать перевода в другую школу.

При появлении плохих отметок и снижении интереса к учебе родители и прочие родственники ни в коем случае не должны прибегать к «дедовским» методам воспитания. К сожалению, некоторые считают, что все конфликты с младшими можно решить хорошей поркой.

Но излишняя требовательность и страх только ухудшают успеваемость, а в перспективе приводят к неврозам и прочим расстройствам, пагубно сказываются на фор-мирующемся характере ребенка.
При отсутствии должной мотивации повысить отметки в школе довольно трудно. Именно поэтому требуется найти то звено, которое бы смогло стимулировать у ребенка желание хорошо учиться.

На помощь могут прийти только терпение, собственное чутье и умение понимать других, а также профессиональная помощь психолога.

Источник: https://prouchebu.com/psiholog_dlya_roditelej1/chto_delat_esli_rebenok_stal_ploho_uchit_sya/

Почему ребенок плохо учится в школе и что делать: советы психолога

Большинство родителей ожидают от своего отпрыска старательной учебы, однако не всегда получают желаемое. Не все дети с удовольствием посещают занятия и выдают достойный результат.

Некоторые с трудом дотягивают до среднего уровня, то и дело огорчая родителей низкими оценками.

Почему ребенок плохо учится и как ему помочь стать хорошистом или даже отличником? Мы рассмотрим эти вопросы подробнее и разберем основные причины детской неуспеваемости.

Далеко не все детки горят желанием стараться для получения высоких оценок

Причины неуспеваемости

Нет доказанной зависимости между оценками в школе и будущими успехами в карьере. Истории известны множественные факты того как двоечники становились великими учеными, исследователями, артистами.

При этом стоит сделать все, чтобы помочь ребенку справиться со школьной нагрузкой. Это сделать будет легче, если выяснить причину его проблем. Некоторые из них не очевидны и не всегда замечаются родителями.

Проблемы со здоровьем

Прежде чем ругать своего ученика за плохие отметки, следует разобраться, нет ли у него проблем со здоровьем, мешающих учебе. Школьник может и сам не осознавать, что он не в состоянии спокойно слушать учителя, так как имеет сложности с восприятием информации. Причины отставания в учебе, связанные со здоровьем:

  • Задержка умстенного развития, которую также называют дисфункцией мозга. Иногда ребенок нормально развивается, не отставая от сверстников. Однако уже в начальной школе начинают проявляться симптомы отсталости, которые ранее никто не замечал. Такая проблема может отмечаться лишь в какой-то одной области – например, в математике, тогда как другие предметы школьнику даются легче.
  • В некоторых случаях ребенок немного отстает в развитии от сверстников, если его мозг развивается медленнее. Причиной такого отставания может быть алкоголизм родителей, всевозможные травмы, затронувшие мозг, инсульт, несколько операций под общим наркозом, тяжелая болезнь.
  • Слабое зрение, сниженный слух. Бывает так, что родители долгое время не замечают, что сын или дочь недостаточно хорошо слышит, а зрение может упасть в короткий промежуток времени. Такой ученик не получает полную информацию на уроке, ему гораздо сложнее учиться, чем соседу по парте.

Ребенку со слабым зрением сложнее отслеживать объяснения учителя

  • Некоторые заболевания, не влияя на интеллект, затрудняют восприятие информации. Мы говорим об аутизме, гипервозбудимости. Такой малыш с трудом заставляет себя сидеть на уроке, слушать учителя.
  • Существуют такие заболевания как дислексия, дисграфия – эти отклонения не позволяют ребенку научиться читать и писать. Иногда проблема решается сама собой, но бывает что ее приходится решать довольно сложными методами.

Психологические сложности

Иногда простая конфликтная ситуация, которая случилась в классе, может превратиться в источник проблем с учебой. Почему школьник не всегда хорошо усваивает новый материал? Перечислим причины, связанные с психологическим комфортом:

  • Обстановка в классе. Учителя иногда из всех подопечных выбирают себе любимчиков, а также вполне могут невзлюбить одного из учеников – ставить ему 2 и 1 за ответ среднего уровня. Кроме того, сверстники могут травить одноклассника, обижать его и подсмеиваться над ним, когда он отвечает у доски. Все это не будет способствовать высоким оценкам. Очень часто таким грешат подростки, а не только малыши-первоклассники.
  • Семейные проблемы. Ссоры родителей, развод или конфликт папы и бабушки гораздо сильнее могут сказаться на учебе их отпрыска, чем кажется на первый взгляд. Не все дети осознают, что их вины нет в том, что взрослые ссорятся.
  • Внутренние противоречия, комплексы. Некоторые дети от природы очень застенчивы, зажаты. Им довольно проблематично заставить себя отвечать перед классом. Они могут не захотеть признаваться в этом родителям и тщательно избегать выходить «на сцену». Нечуткий учитель может ставить низкие оценки за устные ответы таким детям. Например, оценить на «3» стихотворение, рассказанное тихим голосом.

Зажатый ребенок чаще всего не может блеснуть своими талантами и получает незаслуженно низкие оценки

  • Непонимание важности учебы. Не все дети готовы тратить время на учебу, считая, что в жизни им математика не пригодится. В частности, подростки часто перестают стараться, когда у них пропадает мотивация. Им очень сложно выучить стих, от которого нет никакой пользы, либо просидеть весь вечер, решая сложные уравнения. Тем более, если подросток уверен, что точно знает, кем он хочет стать.

Как найти проблему?

Если ребенок плохо учится в школе, стоит попытаться выяснить причину самостоятельно. Специалисты рекомендуют родителям присмотреться к сыну или дочери.

  • Для начала поискать предположительные проблемы со здоровьем. Насколько хорошо ребенок видит, можно выяснить, попросив его прочитать надпись некрупным шрифтом на вывеске. Чтобы проверить слух, поиграть в игру – прошептать слово, и попросить малыша повторить его. Иногда низкое зрение ни при чем – ребенок носит очки, в которых хорошо видит написанное на доске. Однако если ребенка дразнят в классе «очкариком», он может снимать очки и прятать их в футляр на уроках.
  • Некоторые родители не задумываются о том, что должен уметь делать ребенок в определенном возрасте, поскольку не имеют достаточно времени на общение с отпрыском. Стоит поговорить с ребенком, проверить его живость ума. Например, выучить с ним простой стишок, попросить отсчитать сдачу, привлечь к заполнению квитанций. Также можно поиграть с ним в настольные игры, купить книгу с логическими задачками по возрасту. Подобные действия помогут прощупать мыслительные способности ребенка, логическое мышление. В любом случае такие занятия не повредят малышу.
  • Можно попытаться выяснить, как ребенок себя чувствует на уроках, не отвлекает ли его соседка по парте. Узнать, что говорил на уроке учитель, не ругал ли сына за поведение. Вся эта информация довольна ценная, именно она поможет найти источник проблемы.

Вполне возможно, что причиной нежелания ребенка учить определенный предмет являются плохие отношения с педагогом

Способы воздействия

По мнению опытных родителей, ребенка, который плохо учится, заставить стать хорошистом нельзя. Он получит пару хороших оценок после строгого внушения, но тут же схлопочет двойку, которая перечеркнет все старания мамы и папы. Наши советы, как попытаться найти подход к своему школьнику и сделать это максимально деликатно:

  • Сначала необходимо поговорить с ребенком и объяснить, зачем ему необходимо хорошо учиться. В первую очередь, не нужно давить на жалость, отмечая, что мама расстраивается от плохих оценок. Во-вторых, лучше обрисовать ему перспективы, дать стимул получать высокие баллы, чтобы стать хорошим специалистом на выбранном поприще.
  • Обязательно нужно сделать упор, что мама с папой любят ребенка, несмотря на его оценки. Хвалить за каждый положительный балл, радоваться полученной «5» вместе со своим учеником и стараться не обвинять его, когда оценка низкая.
  • Планируется переход в другую школу (например, в связи с переездом)? Можно воспользоваться этой ситуацией. В новой школе никто не знает, что ребенок плохо учился, часто получал двойки, поэтому перед одноклассниками можно предстать в другом свете и сформировать себе иную репутацию. Для этого нужно мотивировать ребенка учить дома уроки, помогать ему на первых порах.
  • Родителям необходимо строго следить за режимом дня ребенка, стараться обеспечить ему полноценный сон, отдых после уроков. Невыспавшийся ученик не будет внимательным на уроке, ему трудно сосредоточиться на новом материале. Не стоит забывать о прогулках и физических нагрузках.
  • Если в семье ученик средней школы, важно обеспечить ему комфортную обстановку. Подросток может плохо учиться, если ему не хочется оставаться дома, где родители постоянно «пилят» его.
  • Чтобы пробудить интерес к занятиям, надо постараться увлечь его духом соревнований. Например, предлагать ответить на какой-либо вопрос, заданный неожиданно по истории, географии, или по русскому языку. Если ответ верный – поощрять, хвалить, стимулировать тем, что он любит. Можно придумать и собственные способы разогревания интереса.

Что говорят психологи?

По мнению психологов, усталость – наиболее распространенная причина того что ребенок плохо учится. Специалисты рекомендуют обратить внимание на внешкольную нагрузку ребенка.

Часто мама с папой хотят дать малышу как можно больше и водят его на танцы, пение, курсы английского и т.д. Ребенок может не успевать отдохнуть, и приходить в школу с несделанными уроками.

Есть мнение, что школьник может одновременно посещать не более двух дополнительных занятий, чтобы такая нагрузка не отразилась на основной учебе.

Родителям стоит научиться прямо, но деликатно разговаривать с отпрыском

Также психологи советуют всячески показывать ребенку свою заинтересованность его учебой. Нужно проверять домашние задания и делать это систематически. Таким образом у ребенка сформируется чувство ответственности.

Кроме того, необходимо стараться держать руку на пульсе школьной жизни отпрыска. Всегда спрашивать о том, как прошел день, как решился конфликт, о котором вы говорили.

Если постоянно поддерживать контакт с ребенком, он будет всегда обращаться к родителям со своими проблемами.

Обязательно нужно говорить сыну или дочери, что он молодец, хвалить его за помощь и выученный урок. Показывать ему, что мама всегда поддержит, несмотря ни на что.

Не стоит слишком расстраиваться, если ребенок учится хуже, чем соседский мальчишка. Попытаться решить его проблемы стоит, а если источник не найден, значит у малыша собственное представление о хорошей учебе. Быть может, вы растите гения, и его будущее будет ярким и непохожим на судьбу одноклассников.

Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться?

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/rebenok-ploho-uchitsya.html

12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника  

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика.

Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей.

Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

  • Почему дети не хотят учиться в школе?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: https://pedsovet.su/publ/47-1-0-4793

Ссылка на основную публикацию