Дети будут работать над собственными научными проектами

  1. Выбор темы исследования.
  2. Формулировка проблемы исследования.
  3. Определение целей и задач.
  4. Формулировка гипотезы исследования.
  5. Проведение исследования.

  6. Написание научного текста.
  7. Презентация результатов научного исследования.

Как в действительности школьники занимаются проектной деятельностью? Возьмем для примера реальные темы школьных проектов (их легко можно найти в интернете):

  • «Жизнь и творчество М. И. Цветаевой»
  • «Литературная карта России»
  • «Жилища народов мира»
  • «Музыка и география»
  • «Занимательная физика»
  • «История партизанского движения в России»
  • «Россияне — это кто?»
  • «Как устроен интернет?»
  • «Влияние СМИ на формирование нравственности»
  • «Туризм — путешествие, отдых, познание»
  • «Городской транспорт»
  • «Корни добра и зла»

Некоторым из этих тем посвящены докторские диссертации и научные труды! А что делает школьник, когда получает тему? Конечно — отправляется искать информацию в интернете. И результат такого проекта нулевой. Необходимые навыки не сформированы, информация в голове не отложилась.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Проблема исследования

Чтобы предупредить негативный исход работы, начинать нужно с проблемы исследования. А заодно и ответить на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что не было изучено ранее?»

Требования к учебно-научной проблеме:

  • проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя;
  • проблема должна давать возможность ученику продемонстрировать отличительные признаки исследовательской работы.

Примеры учебно-научных проблем:

  • Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды молодежи?
  • Какие критерии позволяют оценить наши представления о родном крае?
  • Каково состояние преступности в нашем городе?
  • В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?

Важно отличать проблему от собственно темы. Тема формируется после определения проблемы.

Объект и предмет исследования

Когда есть проблема, нужно разобраться с объектом и предметом исследования — это позволит ученику яснее понимать, над чем он работает. Часто даже первокурсники не понимают, что является объектом, и что — предметом исследования.

Например, в теме «В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?» Объектом исследования является молодежь нашего города, а предметом — понимание молодежью нашего города жизненного успеха человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Цели и задачи проекта

Цель проекта — это то, что достигается посредством реализации проекта. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», однако такая цель как «Я хочу купить еды» не позволяет сформулировать задачу. 

Задача отвечает на вопрос «Как?». Необходимо сначала уточнить цель — какой еды?  Только после этого узнать, где магазин, а потом пойти и купить.

Для формулировки цели исследования следует использовать глаголы или существительные, передающие смысл не процесса, а совершенного действия и получения каких-то содержательных результатов, например: не проведение анализа (это, кстати, инструмент, а не цель), а выявление роли, интерпретация смысла, формирование типологии и т.д. — то есть как раз то, что вы хотите получить как результат.

То же относится и к формулировке задачи: 

  • не «провести обзор литературы», а «систематизация точек зрения, представляющих различные позиции, по вопросу…» 
  • не «проведение опроса», а «получение данных о мнениях…», «выяснение позиций»
  • не «анализ данных», а «анализ формальных правил, по которым действуют субъекты…» или «выявление противоречий в …»
  • не «формулировка выводов», а «определение типов поведения…» или «сопоставление стратегий…»

Часто дети совершают ошибки при формулировке задачи, и в результате:

  • задача не соответствует заявленной цели; 
  • задача не сужена или излишне детализирована (в работе решается несколько задач); 
  • не указаны конкретно ожидаемые результаты.

Дети будут работать над собственными научными проектами

Гипотеза исследования

Очень часто школьники (да и научные руководители) забывают, что перед началом работы уже должна быть сформулирована гипотеза, доказательству которой и посвящена работа. А поэтому, кстати, литературу надо искать именно ту, которая подтверждает гипотезу исследования.

Гипотеза исследования — это тот результат, который вы хотите получить в конце. Это обязательно нужно объяснить ребенку. Понимание, чего от него ожидает учитель и каковы будут плоды его деятельности — важный аспект. В гипотезе всегда предполагается некая возможность. С оттенком возможности и нужно формулировать гипотезу:

«Введение такой меры, как „материнский капитал“ может привести к изменению рождаемости».

Сравните:

  • Если изменить формулировку на «Рождаемость вырастет, если ввести материнский капитал», то получится прогноз.
  • Если же написать: «Введение материнского капитала ведет к росту рождаемости», — это будет заключение.

Это позволяет детям развивать критическое мышление, они учатся анализировать оттенки смысла.

Чем завершить отчет о работе:

  • сказать, что именно было сделано; 
  • по каждой из решенных задач изложить содержательные результаты, но сделать это кратко и другими словами, без повторов тех выводов, которые написаны в основной части; 
  • можно предложить пути дальнейших исследований;
  • указать, в чем заключается главный смысл работы.

Для того чтобы ученик (да и каждый человек) что-то понял, он должен пересказать в своей голове услышанное или прочитанное, как бы перевести на свой собственный понятный язык. Поэтому если ребенок три раза повторит одну и ту же мысль по-разному, это будет означать, что он хорошо понял идею.

 Попросите детей сформулировать собственное мнение по проблеме. Обычно это становится настоящим испытанием для школьников. В зарубежных вузах даже есть специальный вид задания: Position Paper — эссе, выражающее личное мнение студента.

 Кроме того, когда ребенок проникся работой и думает о том, что еще можно было бы сделать, ему можно предложить путь дальнейших исследований.

О пособиях для проектной деятельности

Пример из реального пособия по организации проектной деятельности для школьников:

Поисковый этап.  На данном этапе необходимо: 1. Найти информацию по теме. 2. Отобрать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы. 3. Сопоставить и отобрать информацию, полученную из разных источников, структурировать ее и выделить главное. 4. Сформулировать ключевые слова.

Во-первых, непонятно, где искать источники. Во-вторых, перед началом работы необходимо понимать, каким типом источников пользоваться — первичным, вторичным или третичным.

Обратите внимание — пункт с формулировкой ключевых слов самый последний. Но ведь искать информацию без предварительного определения ключевых слов — нонсенс! А пункт 3 — сопоставить и отобрать информацию — это самый высокий уровень, 6-й в таксономии учебных целей Блума:

  1. знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
  2. понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
  3. применение;
  4. анализ (взаимосвязей, принципов построения);
  5. синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
  6. оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

В пособии предлагается перескочить все уровни и сразу приступить к оценке суждений. Это тоже невозможно осуществить!

И еще один неудачный пример пособия из интернета:

I этап: выбор темы проекта II этап: сбор информации III этап: обдумывание плана работы над проектом IV этап: реализация проекта

Нас просят сначала собрать информацию, а потом обдумать план работы. Но позвольте, как можно собирать информацию, если нет плана? Несомненно, план работы — это то, с чего начинается любая деятельность!

Как оценивать проект

Мы знаем, что многие из тех проектов, которые делают дети, носят описательный характер. Ребенок едва познакомился с темой и вникнуть во все детали не успел. Как оценивать такой проект? Давайте разберемся. ЮНЕСКО утверждает, что учителя должны формировать у детей два основных навыка:

  1. Умение искать информацию в интернете.
  2. Умение критически оценивать информацию.

Если проект носит описательный характер, но в процессе работы ребенок освоил поиск информации в интернете — он уже молодец.

Понятно: скопировал — вставил, но ведь это не банальный «копипаст» — ребенок перед этим отобрал нужную информацию. Оба навыка, рекомендованные ЮНЕСКО, освоены.

Что ж, работу стоит засчитать! Как говорил Эдуард Бернштейн, «Движение — все, цель — ничто!» Истинно так.

«Намного важнее те знания, которые ребенок усвоил в процессе подготовки к проекту. Именно методика в значительной степени определяет результат».

Как писать парафраз

Если нужно, чтобы ребенок освоил ту информацию, которую вы хотите ему преподнести, дайте задание написать парафраз, то есть подготовить пересказ информации.

Как это осуществить? Прочитать материал, из которого нужно сделать парафраз, и постараться понять его. Найти значения сложных слов и оборотов в словарях и подобрать синонимы, перестроить структуру фраз или абзацев.

Отложить текст в сторону и написать своими словами понятый смысл. Еще раз убедиться, что переписанный текст не нарушает смысла и не утратил первичную информацию. Парафраз должен получиться осмысленным. Нужно отредактировать его.

Оформить ссылку на оригинальный текст.

Библиографическое описание

Соблюдение авторских прав предполагает наличие ссылки на оригинал материала. Скачайте документ с общими требованиями и правилами составления библиографических записей и описаний.

Он подготовлен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Не обязательно изучать его целиком, но основные положения нужно знать, потому что дети должны научиться делать правильные ссылки.

Если ссылка оформлена не так, то система антиплагиата выдаст плохой результат.

Пример библиографического описания:

Ю. В. Янушкина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. — Волгоград: ВолГАСУ, 2014. — ISBN 978-5-982766-693-9. — Раздел 1. — С. 8–61. — URL: http://vgasu.ru/attachments/oi_yanushkina_01.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

Поиск информации

90% пользователей просматривают только первые 6 адресов в выдаче поисковой системы. Значит, очень важно, какие сайты будут выведены в топ.

Поисковик выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова в тексте. Ключевые слова синонимами не заменяются, а значит, выдача будет различной для пар близких по значению слов.

Конечно же, в связи с этим очень важно научить детей грамотно формулировать ключевые слова.

Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения достоверности, точности и обоснованности.

Общепринятым является использование методики CARS — Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»).

Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.

Траст — степень доверия к сайтам

Дети не смогут самостоятельно анализировать достоверность материала, который размещен на сайте. Да и вообще, что это за сайт, можно ли доверять ему? Познакомьте класс с  xtool.ru. С помощью сервиса можно проверить, стоит ли доверять источнику. Если уровень доверия к сайту ниже 6, то его лучше сразу закрыть.

Оценка соответствия текста возрасту и названию

К сожалению, дети часто не осознают, насколько важно название письменной работы. Порой после получения темы ученик использует формулировку темы в качестве названия. Более того, практически всегда название работы используется в качестве поискового запроса при поиске информации в интернете.

Несовпадение ключевых слов (и, как следствие, смысла) в названии и в тексте работы является признаком того, что тема не раскрыта или недостаточно сужена — в этом случае ключевые слова в названии и в тексте будут принадлежать к разным семантическим кластерам.

В системах поисковой оптимизации существуют интернет-сервисы для оценки качества поисковых запросов. По сути, решается задача оценки релевантности двух текстов. И первый пример — contenthelper.ru — сервис, который оценивает, насколько название релевантно тексту. Сайт ru.readability.

io позволяет оценить сложность текста. Его могут использовать и дети, и учителя. Кстати, проверьте, соответствует ли то, что вы написали, возрасту детей. Часто одиннадцатиклассник может написать текст, который по уровню соответствует ребенку 11-12 лет.

Владение словарным запасом, лексика, стиль языка — все это можно проверить в системе.

Проверка на плагиат

Оригинальность складывается из уникального текста и цитирования. Лучше всего просить детей сразу проверять все, что они пишут, в системе antiplagiat.ru. И, если оригинальность текста меньше 70%, то работу лучше переделать.

«Заимствование из одного источника — плагиат, из двух — компиляция, из многих — эрудиция. Поэтому студентам я всегда рекомендую использовать как минимум пять источников для написания любой работы».

Как оценить, умеет ли ребенок критически оценивать информацию? Это тоже можно проверить с помощью antiplagiat.ru. Если цитирование равно 0, то это означает, что ребенок неправильно поставил ссылку. Потому что в действительности так не бывает. Еще детям нужно объяснить, что в список литературы необходимо включать только те источники, которые действительно были использованы при написании работы.

Сервис  «Адвего» позволяет провести семантический анализ текста. Если у ребенка маленький активный словарный запас, он не может использовать синонимы, и в этом случае классическая и академическая тошнота будут завышены.

При оформлении списка источников важно помнить, что, помимо самого издания, нужно упомянуть и страницу. Если использовать электронную версию бумажного сборника, то нумерация, конечно же, будет соответствовать оригиналу. А если ссылка будет на текст, размещенный на странице сайта, то номер не ставится.

Визуализация работы: облако тегов и семантическое ядро

Облако тегов позволяет увидеть наиболее часто используемые слова, вся работа укладывается в небольшую словарную картинку, где самые распространенные слова из текста начертаны крупнее, а более редкие — мельче. Важно, чтобы главным словом, которое расположено в середине и написано крупным шрифтом, было какое-то понятие, относящееся к теме, или утвердительное слово.

Дети будут работать над собственными научными проектами

Популярные сервисы для создания облака тегов:

  • Word It Out
  • Tagxedo
  • Tagul Word
  • Cloud Wordle

Если же и словарное облако не помогло разобраться в проблеме, можно изучить семантическое ядро текста — там будет показано точное количество наиболее популярных слов в тексте. Так легко можно увидеть, сужена ли тема в работе. Если не сужена, значит, ученик исследует несколько явлений, а это считается отклонением от тематики проекта.

Презентация проекта

Статистика говорит, что преподаватели более старшего возраста рекомендуют детям создавать презентацию в Power Point. Но сейчас есть много сервисов, которые позволяют быстро и красиво сделать слайды:

  • Prezi.com
  • Timeline JS

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-povysit-effektivnost-proektnoy-deyatelnosti-article/

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

  • Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
  • «Расскажи – и я забуду,
  • Покажи – и я запомню,
  • Дай попробовать – и я пойму»

            Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.

Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

        Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.

Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

  1. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
  2. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
  3. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

          На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

  • Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
  • Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
  • Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
  • Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
  • а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
  • в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
  • г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5- 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

  1. Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
  2.          Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
  3. Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
  4. Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
  5. •    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ууд) в содержательной области проекта;
  6. •    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

         В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяют развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

  •       В рамках традиционных учебных занятий используют:
  • •    проблемное введение в тему урока;
  • •    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
  • •    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
  • •    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
  • •    выдвижение идеи (мозговой штурм);
  • •    постановку вопроса (поиск гипотезы);
  • •    формулировку предположения (гипотезы);
  • •    обоснованный выбор способа выполнения задания;
  • •    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
  • •    поиск дополнительной литературы;
  • •    подготовку доклада (сообщения);
  • •    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

          Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

  1. Общие правила для педагогов – руководителей проектов
  2. • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
  3. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  4. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  5. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
  6. • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  7. • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
  8. • Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.

  • Примерные критерии оценок проектной деятельности:
  • 1.самостоятельность работы над проектом
  • 2.актуальность и значимость темы
  • 3.полнота раскрытия темы
  • 4.оригинальность решения проблемы
  • 5.артистизм и выразительность выступления
  • 6.как раскрыто содержание проекта в презентации
  • 7.использование средств наглядности, технических средств
  •        Какова же роль учителя в ПД?

           Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

          Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

        Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

           Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Источник: https://infourok.ru/kak-podgotovit-detey-k-proektnoissledovatelskoy-deyatelnosti-959146.html

Мышление будущего: зачем в регионах открывают технопарки для детей

МОСКВА, 30 дек — РИА Новости.

Основы программирования, дизайна и робототехники, последние достижения в области IT-технологий и VR — все это теперь доступно юным жителям амурских сел, где с середины декабря работает мобильный технопарк «Кванториум».

Оснащенный современным оборудованием «КамАЗ» непрерывно курсирует по шести населенным пунктам региона и помогает ученикам местных школ погрузиться в интересующие их сферы с помощью собственных проектов.

Пока машина была в производстве, в селах с юными исследователями работали наставники, которые знакомили ребят с основами технологии и помогали им развивать навыки работы в команде, достижения цели и создания востребованного проекта. Теперь школьники могут применить знания и умения по трем направлениям: «Робо/Промдизайн», «VR/IT» и «Гео/Аэро».

По словам директора технопарка Натальи Домашенко, этот кванториум — самый большой мобильный центр в стране.

«Длина автомобиля составляет почти 14 метров, его высота около четырех метров, а ширина в разложенном состоянии — 5,5 метра. В машине есть проектная и рабочие зоны, а также зона хранения», — отметила она.

Количество таких передвижных лабораторий в регионе планируют увеличить, чтобы охватить больше труднодоступных территорий и малонаселенных пунктов, уточнили в Министерстве образования и науки Амурской области.

«В крупных городах — Благовещенске и Свободном — у нас есть стационарные кванториумы.

Но чтобы у детей в отдаленных селах и из глубинок тоже был доступ к новому оборудованию и различным современным технологиям, мы планируем закупить кванториумы и на другие территории.

Грубо говоря, чтобы один колесил на севере, другой на юге, третий — на западе и четвертый — на востоке», — рассказала РИА Новости пресс-секретарь ведомства Анастасия Милова, добавив, что амурским технопарком уже заинтересовались и в других субъектах страны.

Дальше — больше

Что же такое «Кванториум»? Это сеть образовательных площадок, на которых высококвалифицированные специалисты развивают у детей мышление будущего, помогают им не только получать базовые знания в области инженерии и технологий, но и развивать навыки планирования, работы в команде, глубокого анализа.

Главная миссия проекта — ранняя профориентация, подготовка новых высококвалифицированных инженерных кадров, ускоренное техническое развитие детей и реализация научно-технического потенциала российской молодежи.

Обучаться на таких площадках приглашают школьников 12–17 лет в зависимости от выбранного направления — квантума. Посещение технопарков бесплатное.

С 2019 года кванториумы открываются во всех регионах страны. В дальнейшем планируется увеличить количество как стационарных площадок, так и передвижных лабораторий для обеспечения доступа к современным технологиям жителей удаленных и труднодоступных населенных пунктов.

Вклад в будущее

Так, в следующем году первые мобильные лаборатории появятся в Республике Алтай. А пока в регионе успешно работает технопарк «Кванториум-04», запущенный в центре дополнительного образования в сентябре.

За это время учащиеся IT-направления уже запустили несколько проектов. По словам Клима Богданцева, ученика 10-го класса, команда технопарка успела поучаствовать в региональном конкурсе, на котором заняла второе место. Сейчас школьники перешли к разработке собственных проектов.

«Один проект мы уже закончили: управление мышкой с помощью камеры. Мы предметом водим перед веб-камерой, а его координаты проецируются на экран монитора, в соответствии с чем перемещается мышка по экрану. А сейчас мы работаем над чат-ботом.

Его основная функция — анонимный чат, когда пользователь пишет команду, ему подбирается случайный собеседник.

Еще есть функция поиска информации, но не как это обычно происходит — через поисковик, — а человек пишет чат-боту, что он хочет найти, а тот уже обрабатывает информацию», — рассказал он в интервью РИА Новости.

По словам школьника, его всегда привлекала сфера IT-технологий, более того, он планирует в будущем поступить в вуз по этой специальности и далее работать в сфере информационных технологий.

«Информатика — это прежде всего проектная деятельность, мне нужны будут портфолио и опыт работы с проектами, чтобы проступить в вуз и найти работу в будущем. Поэтому я ни в коем случае не жалею, что пришел в кванториум, мне очень нравится работать над проектами», — отметил он.

Педагоги уверены: знания, полученные в таких технопарках, обязательно пригодятся ученикам в будущем при сдаче экзаменов и выборе специальности, а устойчивые социальные навыки будут полезны в жизни в целом.

«Прогнозирование ребенком перспективы — это очень необходимо в жизни взрослому человеку. Когда ребенок погружен в проектную деятельность в 5–7-м классе, жизненные ситуации, когда нужно принимать решение, даются намного легче», — подчеркнула в интервью РИА Новости наставник биоквантума кандидат биологических наук Анастасия Малкова.

По ее словам, кванториум пользуется в республике большим спросом, так как многим родителям важно, чтобы ребенок не просто наполнял портфолио, а приносил реальную пользу.

«В первую четверть мои четыре группы прошли обучение по одному общему кейс: разрабатывали ферму дождевых червей для получения биогумата (органического удобрения для рассады и растений и для улучшения почвы. — Прим.ред.).

А во второй четверти ребята разбились на микрогруппы и работали над собственными проектами.

Например, была разработка фитовинта, который распространяет фитонциды в помещении, то есть благотворно влияет в период острой простудной заболеваемости», — рассказала Малкова.

Далее ученики планируют совместить усилия с ребятами из других квантумов, чтобы улучшить разработки и добавить уникальное техническое оснащение.

«У нас в плане с IT-квантумом сделать датчики влажности и температуры для червей, чтобы контролировать, когда пересыхает земля. А для фитовинта — создать сам винт, а не довольствоваться коробкой с вентилятором. Ребята очень ждут начала занятий в январе, чтобы включиться в создание готового продукта», — отметила наставница.

Расширение границ

Всего в алтайском технопарке открыты шесть направлений: IT-квантум, промробоквантум, энерджиквантум, биоквантум, геоквантум и хай-тек. Для занятий в середине декабря власти региона предоставили новое здание, полностью укомплектованное необходимым для юных исследователей оборудованием.

«Площадка кванториума дает возможность попробовать себя в разных направлениях технического творчества и в естественно-научном направлении. Ребенок может фантазировать, изобретать, на практике выполнить, что сегодня недоступно в рамках школы либо учреждений допобразования.

То оборудование, которым мы сегодня располагаем, и наши педагоги дают новые возможности нашим детям, в том числе попробовать себя в различных направлениях, выбрать, возможно, свою будущую профессию, определиться, что больше нравится», — отметила в разговоре с корреспондентом РИА Новости заместитель директора республиканского центра дополнительного образования, руководитель детского технопарка «Кванториум-04» Наталья Герасимова.

По ее словам, на сегодняшний день в технопарке проходят обучение 814 детей, и эта цифра еще будет расти, так как кванториумы вызывают большой интерес у местных жителей.

«У нас очень позитивный отклик. Восторг даже, потому что давно такого не было, чтобы именно техническим наукам уделяли столько внимания. К нам обращались и взрослые люди, которые видели наши возможности, тоже хотели бы попробовать себя. Думаем открыть курсы для взрослых на площадке кванториума», — поделилась планами Герасимова.

Источник: https://ria.ru/20191230/1562957378.html

Минобрнауки РФ поддержит проигравшие на конкурсе НОЦ проекты

НОВОСИБИРСК, 18 сентября. /ТАСС/. Министерство науки и высшего образования (Минобрнауки) РФ обещало поддержать проекты научно-образовательных центров (НОЦ), которые не пройдут конкурсный отбор и не получат субсидию на создание центра. Об этом сообщил директор департамента проектной деятельности Минобрнауки Андрей Зарубин на международном форуме Технопром — 2019.

Одной из задач нацпроекта «Наука» является создание в РФ сети из 15 НОЦ. В 2019 году принято решение создать пять пилотных НОЦ в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях. Остальные центры будут отбираться на конкурсной основе в 2020-2021 годах.

«Мы ожидаем, что НОЦ — это будет новая история про конкретные технологии и разработки. А мы будем стараться поддерживать эти идеи независимо от того, пройдете вы конкурсный отбор или нет. У нас есть 26 заявок на создание НОЦ, конкурс на создание НОЦ мы должны запустить уже в этом году. Хотя не исключаю, что конкурс перенесется на следующий год», — сказал Зарубин.

По его словам, при рассмотрении заявок представители министерства сталкиваются с нехваткой идей.

Зарубин посоветовал инициаторам создания центров прежде, чем подавать заявки, ответить на следующие вопросы: какие три передовые технологии, три мировых продукта будут созданы научно-образовательным центром к 2024 году, чтобы о них говорили во всем мире.

«Если вы имеете ответ на этот вопрос, тогда программа будет активно поддерживаться министерством. Если ответа на этот вопрос нет, то над программой еще нужно поработать», — пояснил Зарубин.

Он добавил, что еще одно направление, по которому не хватает идей, — создание специализированных учебно-научных центров (СУНЦ), школ-интернатов для одаренных детей при вузах.

Сейчас их создано четыре, в 2020 году должно быть не менее пяти, в 2021-2024 годах — не менее восьми СУНЦ.

Больше идей, по его словам, хочется получать и при создании опорных университетов, и студенческих городков — новых образовательных пространств, которые должны стать центрами притяжения молодежи.

Согласно целям нацпроекта «Наука», в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

Должны быть созданы привлекательные условия для работы в РФ российских и зарубежных ведущих ученых, а также молодых перспективных исследователей, увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки.

В частности, нацпроект предусматривает, что приборная база ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, должна быть обновлена не менее чем на 50%.

О форуме

Международный форум технологического развития «Технопром» проходит в Новосибирске 18-20 сентября. В 2019 году его главная тема — «Наука новой эры: технологии трансформации». Деловая программа включает более 90 мероприятий.

В прошлом году площадки форума посетили более 7,8 тыс. человек. В числе его организаторов — правительство РФ, власти Новосибирской области и Сибирское отделение РАН.

Информационное агентство ТАСС является информационным партнером «Технопрома — 2019».

Источник: https://tass.ru/nacproekt-nauka/6898492

Как научить ребёнка работать над проектом?. Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают. — презентация

1 Как научить ребёнка работать над проектом?

2 Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Проект

3 раскрытие творческого потенциала; умение работать в группе; деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися; умение презентовать свою работу. Что такое проект? Для ученика

4 Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация. Что такое проект? Для учителя

5 Чему учит проектирование: строгости и четкости в работе; умению планировать свои изыскания; формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели. Проектирование – это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках.

  • 6 o Монопредметный; o Межпредметный — прослеживает связи двух, реже трех учебных предметов, например, литературы и истории, географии и биологии; o Надпредметный — не выделяет для реализации отдельные предметные области, а способствует формированию метапредметных знаний и ключевых компетенций. Классификация по предмету:
  • 7 Классификация по количеству участников: o Индивидуальный; o Групповой (работа в небольшой группе обычно от 23 до 7 человек); o Коллективный (работа с целым классом или несколькими группами).
  • 8 Классификация по ведущей компетенции: o Исследовательский (ведущая компетенция — учебно-познавательная); o Информационный (ведущая компетенция — информационная); o Коммуникативный (ведущая компетенция — коммуникационная); o Социальный (ведущая компетенция — социально- трудовая); o Развивающий (ведущая компетенция — саморазвитие).

9 План создания проекта: 4 этапа: 1.Подготовительный 2.Ориентировочный 3.Организационный 4. Продуктивный

10 Особенности организации Тема проекта — выбирается из содержания учебных предметов; — близка и понятна детям; — находится в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта 1-2 урока; 1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей. Оценка выполнения проекта Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

11 Проект – это пять «П»: -роблема, -роектирование -оиск информации, -родукт, -резентация.

12 Требования к проектам В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно. Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.

13 Структура учебно- исследовательской работы: I.Введение. 1.Актуальность. 2.Объект исследования. 3.Предмет исследования. 4.Цели и задачи исследования. 5.Гипотеза. 6.Практическое значение работы. II.Основная часть (теоретическая). III.Практико-ориентированная часть (проведение эксперимента, диагностика). IV.Выводы.

14 Как сформулировать цель? Цель звучит ёмко и отражает тему проекта: написать.. ··написать.. составить.. · составить.. сделать.. · сделать.. выяснить.. · выяснить.. доказать.. · доказать.. разработать… · разработать… убедить.. · убедить..

15 Как сформулировать задачи? Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… изучить… описать… описать… установить установить выявить… выявить… сформулировать… сформулировать… привлечь… привлечь… исследовать… исследовать…

16 Как сформулировать гипотезу? Гипотеза – это предвидение событий. Гипотезы – обычно начинаются словами: предположим… — предположим… — допустим… — возможно… — возможно… — что, если…

  1. 17 Методы исследования ПонаблюдатьПрочитать Найти в Интернете Спросить у взрослыхПровести опыт
  2. 18 Рефлексия: Я узнала… В ходе работы удалось научиться… Порадовалась тому, что… Постигаешь (улавливаешь) смысл… Выражу свое мнение, свою позицию…
  3. 19 Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.

20 Формы презентации проектов демонстрация медиа-презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п.

21 Литература Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа С Кривцова А. Правило трех «С»//Школьный психолог Кузнецова Л.М. Параллельный мир//Школьный психолог С Рубцов В.В.

Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, Цукерман Г.Л., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М А.И.Савенков.

Методика исследовательского обучения младших школьников, Издательство «Учебная литература», 2008.

22 Исследовательские умения Менеджерские умения Оценочные умения Рефлексивные умения Презентационные умения Информационные умения Коммуникативные умения Развитие школьников в процессе проектной деятельности

23 Критерии успеха работы над проектом Достижение конечного результата. Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний. Сплоченность участников команды. Получение удовлетворения от сделанного. Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/229203

Организация работы над индивидуальным проектом | НОВАТОР

Уже несколько лет “Гуманитарно-юридический лицей №86” города Ижевска работает в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и мы можем подводить промежуточные итоги в плане выполнения сформулированных в них требований.  С 2016 года организуем работу учащихся 9-х и 10-х классов над индивидуальным проектом, и за три года накопили определенный опыт, которым многие педагоги просят поделиться.

Для начала позволю себе длинную цитату из документа1 (пункт 11)

  • “Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного”.

Итак, наши учащиеся работают над индивидуальным проектом дважды: в 9-м и 10-м классах. Приветствуется продолжение работы в 10-м над темой, выбранной в 9-м классе. Но это не обязательно. Обучающийся может работать над совершенно разными проектами в разных предметных областях.

Сроки: на выполнение проекта отводится  4 месяца, с сентября по декабрь.

Учебным планом отводится 1 час в неделю на электив “Проектная деятельность”, на котором школьники знакомятся с этапами проектной деятельности или повторяют изученное ранее, и работают над проектом.  Нужно отметить, что  времени, отведенного учебным планом, конечно, не хватает, и значительную часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время.

После организационного собрания ученики выбирают направление работы, тему проекта и тьютора, который будет их сопровождать. Тьюторов может быть и несколько, если проект межпредметный.  В прошлом году одну исследовательскую работу по архитектурным особенностям г.

Ижевска в 30-50-е годы сопровождали три тьютора: два учителя лицея (учитель искусства и методист, наставник проектов), а также учитель истории из сопредельного государства. Интересный опыт, который требует, возможно, отдельного поста.

В локальном акте лицея есть пункт о том, что тьютором может являться не только школьный учитель, но и педагог дополнительного образования, тренер, а также родители. Иногда ученик настаивает на самостоятельной работе над проектом, и это не запрещено. Мы стараемся давать школьникам как можно больше свободы выбора.

Но справедливости ради нужно признать, что проекты, выполненные не под руководством педагога-профессионала, практически всегда слабые, а иногда и очень слабые, такие, что ученик вынужден приходить на повторную защиту несколько раз.

Выбор темы и тьютора сопровождается подписанием информационного документа, в котором прописаны сроки выполнения всех этапов проекта. Этот документ подписывают ученик, один из его родителей и тьютор(ы). Копия остается ученику, а оригинал передается заместителю по НМР для дальнейшей работы.

Дальше начинается самый непростой этап, когда кажется, что времени еще очень много и можно не торопиться. Тут решающим фактором является грамотное сопровождение тьютора, который включается в работу с учениками.

Каждый учитель решает для себя самостоятельно, как ему работать со школьником: кто-то делает это только в очной форме после уроков, кто-то выносит общение в сеть. Самым удачным вариантом, на наш взгляд, является сопровождение проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения.

Это значит, что основные теоретические знания и небольшую практическую часть ученик получает и выполняет на элективном курсе, а остальной объем работы — в сети.

Для сопровождения проектной и исследовательской деятельности создана виртуальная среда, основной частью которой является социальная сеть «ВКонтакте».

В группе “В хорошей физической форме”, которая изначально была создана только для физиков, а сейчас выполняет более широкие функции, выложены все необходимые для ребят учебные и информационные материалы.

Навигация в группе организована с помощью графического меню, поэтому что найти все документы очень легко.

Обсуждения текущих вопросов сейчас происходят в беседах.

Например, для учащихся, работающих над проектами по физике или межпредметными проектами с тьютором — автором статьи, созданы сразу несколько бесед “ВКонтакте”.

Сейчас это очень удобный инструмент, так как беседа позволяет сохранять и быстро находить все вложения, отправленные школьникам: ссылки на документы, фото, аудио и видео материалы.      

Непосредственная работа над проектом ведется параллельно в нескольких направлениях: самостоятельная работа ученика (поиск и обработка информации, выполнение некоторой практической части работы), работа с тьютором в онлай-документе и работа над практической частью в школьной лаборатории.        

На этапе планирования работы: написания цели, задач проекта, выбора объекта и предмета исследования (тут у ребят всегда сложности), выбора методов исследования — ученик переходит к работе в гугл-документе с доступом по ссылке. Часто именно гугл-документ является основной площадкой для взаимодействия наставника с учеником вне учебного заведения.

Здесь тьютор видит, что делает обучающийся, на каком этапе он находится, какие испытывает затруднения. Тьютор может оставлять комментарии, а может писать просто в самом документе свои соображения. Иногда достаточно  полчаса совместной работы вечером, чтобы ученик понял, как выйти из затруднений и двигаться дальше.

Шаблон такого документа можно увидеть по ссылке

Таким образом, в школьной лаборатории ученик делает только экспериментальную часть, если она необходима. Всю остальную работу —  в сети.

Естественно, оформление результатов проекта также происходит в общем гугл-документе. Можно работать в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок сохраняется и можно вернуться к любой из версий в любой момент. В конце работы все комментарии убираются, документ оформляется согласно требованиям локального акта лицея, добавляется титульный лист и распечатывается.

Видео — рассказ об организации проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения:

За две-три недели до защиты проектов проводится предварительная защита. На нее обучающиеся приходят с теми материалами, которые уже есть на данный момент. За 3 мин они озвучивают название работы, цель, задачи и показывают уже выполненный объем. Учителя, слушающие ребят, дают советы, как улучшить работу, указывают на недостатки, помогают решить любые проблемы, возникшие в ходе работы.

К защите ученик должен подготовить:

  1. текстовую часть работы (требования к работе);
  2. продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть);
  3. презентацию к выступлению.

Защита проектов происходит по секциям в несколько дней. Комиссия состоит из трех человек — учителей различных профилей. Регламент на защите выдерживается жестко: 5 мин — доклад, 3 мин — вопросы. На защиту приглашаем и родителей защищающихся лицеистов.

После слушаний выставляются баллы согласно критериям  и ученик получает «зачет» (от 50-ти баллов). Если учащийся получил «незачет», то обязан доработать проект и прийти на повторную защиту через 1,5-2 недели. При этом, родители получают уведомление о неудовлетворительном результате ребенка.

         На фото один из членов комиссии рассматривает продукт проекта — фотоальбом с фотографиями, выполненными различными фотоаппаратами — от пленочного до цифрового

Учащимся, чьи работы получили 90 баллов и выше, комиссия рекомендует принять участие в научно-практической конференции школьников “Шаг в науку”, которая проходит в лицее в конце февраля. Часто бывает, что из небольшой проектной работы вырастает глубокое исследование, которое позже ученик представляет на различных Всероссийских конференциях и конкурсах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Откуда брать темы для проектов, исследования?

Лучше всего отталкиваться от интересов ребенка, поэтому сначала выясняем, что ему интересно, потом под этот интерес либо он сам выдвигает, либо учитель предлагает темы.

Например, в начале этого года паренек подошел с полным непониманием, что ему делать. На вопрос “что он любит?” ответил  “играть в компьютерные игры” (как неожиданно!)  Тут же предлагаю интерес перенести в проектную деятельность, изучить тему образовательных мобильных приложений.

Найти в сети мобильные образовательные игры, поиграть в них немного, найти достоинства и недостатки, создать таблицу, классифицировать игры, проверить собственные знания и знания одноклассников, и дать совет геймера, стоит ли в них играть, чтобы повысить качество знаний.

Чем не проект?  И работа у мальчишки получилась.

Еще один вариант. Чтобы ребенок смог определиться с тем, что ему интересно (а он часто представляет себе только область интереса, но не конкретное направление), нужно показать ему спектр возможностей для изучения. Так что иногда я отправляю школьника на сайт http://obuchonok.ru, где собрана огромная подборка тем для исследования. НО! Это только отправная точка. Если школьнику интересна тема звуковых колебаний, дальше нужно выбрать узкое направление для проекта или исследования. И тогда устраиваем мозговой штурм, куда можем пригласить несколько учащихся, родителей, интересующихся темой или еще одного учителя по смежной дисциплине, например, биолога. Штурм проводим или в общем документе или на стикерной доске http://linoit.com. В результате таких штурмов рождаются межпредметные и очень интересные темы. Например, почему, подзывая кошку, мы говорим “кис-кис”? Это достаточно серьезное исследование ультразвукового диапазона, который содержится в шипящих и который слышат кошки.

2. А с гуманитарными предметами как быть? Там лишь рефераты получатся? Какие там методы исследования, только опрос?

Конечно же нет. Да и реферативные работы запрещены в нашем лицее  (вполне возможно, что в других учебных заведениях такого запрета нет).

Честно говоря, я иногда жалею, что не гуманитарий, потому что темы для гуманитарных проектов можно выбрать просто захватывающие! Думаю, читателям не надо напоминать, что проект — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата.

Итак, какой может быть проблема при изучении русского или иностранного языка? Проблема чтения и понимания текста школьниками существует?  Программы по литературе и истории не имеют точек соприкосновения — это проблема? Недостаток материалов с национальными особенностями — существует такая проблема?

Имея сформулированную проблему, можно  нанизать целую “гирлянду” тем для проектов: историческая канва литературных произведений (изучи исторический период,  который описывается в произведении, проведи параллели, найди причины, почему герои поступают именно так, возможно на них влияют конкретные исторические события, создай ленту времени, на которой отобрази исторический и литературный ряд, проанализируй полученный результат); виртуальные экскурсии по… (собери информацию, отсортируй, создай свой видеоряд, озвучь, сними, смонтируй фильм); русские сказки на английском (татарском, удмуртском…) языке (выбери любимые сказки первоклассников вашего лицея, переведи, запиши аудио файл, подбери видеоряд, возможно, из рисунков самих первоклассников, проведи занятие, используя полученный продукт). Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно.

3. Что делать, если нет научности в проекте?

Давайте вернемся к цитате, приведенной мною в начале текста. Прочитайте этот текст внимательно еще раз. Где-нибудь упоминается термин “научный”? Нет, речь идет об учебных проектах.

Обратите внимание на то, что должны отражать результаты выполнения индивидуального проекта, какие навыки. И вы увидите, что речь идет о навыках, необходимых каждому человеку в любой сфере деятельности, чтобы быть успешным.

А научностью пусть занимаются научные центры 😉

4. Как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности?

Это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по простому пути: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам НПК и  конкурсов). В каждом коллективе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

На этом останавливаюсь. Тема эта бесконечна, статья может превратиться в нечитаемую из-за ее размера.

  1. Большое спасибо Татьяне Серовой за мотивацию к написанию этой статьи и за неубывающий интерес к теме проектной деятельности в школе.
  2. Отвечу на любые вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в школе, так как за пределами этой статьи их осталось много.
  3. Источник
  4. 1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Источник: https://novator.team/post/594

Ссылка на основную публикацию