Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза

В майском указе Президента России поставлена задача увеличения количества иностранных студентов к 2024 году не менее чем в два раза. Для ее решения необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон, а также создание всемирно узнаваемых брендов Russian International School и Russian Science School, заявил президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников в ходе экспертной дискуссии «Развитие экспорта образования».

Дискуссия состоялась 16 января на Гайдаровском форуме-2020 «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», партнером которого является Группа компаний «Просвещение».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Открывая дискуссию, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков отметил, что еще три-четыре года назад тема экспорта образования в нашей стране воспринималась как экзотика. Теперь же это один из приоритетов государственной образовательной политики. Развитые страны конкурируют за иностранных студентов, и это важная статья экспортного дохода.

Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ, подчеркнула, что иностранным студентам в России необходимо обеспечить не только качественное обучение, но и достойную социализацию. Старший президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич сделал акцент на обеспечении комфортных условий их жизни и учебы в России.

В Томской области и Пермском крае предстоит построить современные межвузовские кампусы с использованием механизмов государственно-частного партнерства – в ближайшее время будет подана частная концессионная инициатива.

Кампусы будут представлять собой современное образовательное пространство со жилыми корпусами, спортзалами, коворкингами, столовыми.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин рассказал, что в 1991 году, когда этот регион был закрытым, иностранцев там не было вообще, теперь же в томские вузы приезжают учиться студенты из 93 стран.

Он подчеркнул, что их привлечение – это не только возможность влияния на ситуацию в других странах с помощью «мягкой силы», но и бизнес. «Я как руководитель региона буду этот бизнес продолжать», — заявил он.

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский добавил, что наличие иностранных студентов в вузе позитивно влияет и на их российских сверстников, получающих опыт общения в международной среде.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Наблюдатели поймали на списывании 6 участников егэ

Оценим за полчаса!

По мнению Татьяны Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, основной контингент студентов, которых реально привлечь в Россию, — из Азии и Африки. При этом очень важна популяризация российского образования за рубежом, так как основной источник информации – «сарафанное радио».

Президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников подчеркнул, что экспорт образования начинается со школы. Российским вузам нужны хорошо подготовленные и мотивированные студенты, поэтому их отбирать стоит еще в то время, когда они учатся в школах в своих странах.

Михаил Кожевников напомнил, что группа компаний обладает опытом сотрудничества и интеграции образовательных программ с большинством стран СНГ, ведет там работу по оснащению школ и обучению учителей.

Особый интерес учителя и дети проявляют к российским методикам обучения математики, физике, химии, биологии.

Одновременно «Просвещение» способствует тому, чтобы во время учебы в школе потенциальные студенты получали информацию о том, что представляет собой российское высшее образование сегодня.

По мнению президента группы компаний, для успешного экспорта образования нужны узнаваемые бренды. Таковыми могут стать Russian International School (изучение русского языка) и Russian Science School (изучение математических и естественнонаучных дисциплин).

Кроме того, для решения задачи, поставленной в майском указе, необходимо формирование централизованной системы, интегрирующей весь накопленный в нашей стране опыт по экспорту образования. Министерства и ведомства, вузы, институты развития, «Просвещение» как образовательный интегратор должны консолидировать свои усилия в этом направлении, считает Михаил Кожевников.

Источник: https://prosv.ru/news/show/5616.html

«Законодательство не способствует продвижению российского образования на международный рынок»

Россия уже сейчас предоставляет образовательные услуги такого уровня, что их можно экспортировать. С ежегодной выручкой от предоставления образовательных услуг иностранцам в 70 млрд руб. (около $1,2 млрд) Россия входит в десятку крупнейших экспортеров образовательных услуг.

В США, которые являются мировым лидером по оказанию образовательных услуг иностранным гражданам (35,8 млрд долл. в год), образование является пятой по значимости статьей экспорта. При этом выручка от реализации образовательных услуг высшего образования в 15 раз превышает затраты правительства США на высшую школу.

Далее по объему выручки следуют Австралия ($14,1 млрд), Канада ($4,6 млрд), Япония ($2,4 млрд), Новая Зеландия ($2,3 млрд), Италия ($1,1 млрд).

На реализацию приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по стратегическому направлению развития «Международная кооперация и экспорт» предусматривается выделение 4,9 млрд. руб. в период с 2018 по 2025 г.

, причем в период с 2019 по 2021 предусмотрено выделение свыше 2,6 млрд. руб., то есть более половины от общей суммы проекта. Что именно Россия может экспортировать? Об этом своим мнением поделился проректор по развитию РЭУ им.Плеханова Дмитрий Штыхно

Эксперт

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза подробнее

«Наиболее популярными направлениями получения высшего образования у иностранных студентов в России являются здравоохранение (17%), экономика и управление (16%), гуманитарные науки (11%). Далее идут русский язык,  архитектура и строительство, юриспруденция (около 4% на каждом направлении).

Технические науки по различным причинам пока не пользуются популярностью, вероятно, расширение востребованности этих направлений будет являться одной из задач проекта.

Однако специфика образования заключается в том, что помимо того, что экспорт образовательных услуг позволяет привлекать в страну средства иностранных граждан, обучение в России способствует формированию международных дружественных связей, являющихся фундаментом будущих политических и экономических отношений, а также вовлечению в экономику страны квалифицированных кадров, сохранению и воспроизводству кадрового потенциала ведущих российских университетов.

В приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» ставится задача увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс.

в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1,1 млн человек до 3,5 млн. При этом выручка от экспорта образовательных услуг должна вырасти более чем в пять раз: с 70 млрд. руб. в 2016 до 373 млрд руб.

к 2025 году.

  • Отдельно указана задача по увеличение числа иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования: с 2017 по 2025 год предполагается удвоить это число.
  • Первые результаты проекта можно ожидать достаточно быстро – через год-два, но при условии, что в течение конца 2017 — начала 2018 будут внесены соответствующие поправки в законодательство, в частности, возможность выдачи многолетних (на три года) студенческих виз. 
  • Существенные результаты и по количеству иностранных граждан, и по объему внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, можно ожидать не ранее 2021 года, когда на каждом курсе будут учиться принятые в результате мероприятий проекта иностранные граждане.

 О недоиспользовании экспортного потенциала российского образования говорилось уже с конца 2000-х гг.

Когда в 2013 году начал реализовываться Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект «5-100»), необходимость увеличения доли иностранных студентов стала рассматриваться уже как фактор международной конкурентоспособности.

К этому времени стало понятно, что законодательство, в том числе миграционное, не способствует продвижению российского образования на международный рынок, и потенциал этой статьи экспорта не используется в полной мере.

Помимо решения вопросов въезда и пребывания иностранных граждан в России, проект «Экспорт образования» подразумевает совершенствование законодательства, которое регулирует вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, в частности, процедуру признания иностранных документов об образовании.

Проектом предусмотрено создание консорциума вузов, которые смогли бы отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования. Российский экономический университет им. Г.В.

Плеханова подал заявку на участие в таком консорциуме, предложив ряд мероприятий, которые учитывают имеющиеся у университета ресурсы: наличие четырех зарубежных филиалов, в которых реализуются программы школьного, среднего специального и высшего образования, подготовительного отделения, большого числа вузов-партнеров и соглашений о двойном дипломе, а также второго по популярности у иностранных граждан направления подготовки – экономика и менеджмент.

Проектом предусматривается создание комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах, включая признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации, усовершенствование образовательных программ на английском языке в российских вузах, привлечение талантливых иностранных студентов и иностранных выпускников российских образовательных организаций высшего образования к работе на территории Российской Федерации, создание благоприятных условий для пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации, а также комплекс мер по продвижению «бренда» российского образования на международном образовательном рынке.

Важным инструментом проекта должно стать участие российских корпораций, активно работающих на внешних рынках. Кроме этого необходимо будет усовершенствовать систему трудоустройства и стажировок иностранных студентов в России на время обучения и каникул.

Среди иностранных студентов в России почти 80% – граждане бывшего СССР, которые обучаются на бюджетных местах (на эти страны приходится более 82% бюджетных мест).

Из этих стран наиболее представленными являются Казахстан (36% от общего числа студентов из бывших республик Советского Союза), Узбекистан (11%), Украина (11%), Туркменистан (9%), Беларусь (8%).

Наибольшее число иностранных студентов из стран, не входивших в состав СССР, прибывает из Азии (57% от числа студентов из таких стран), почти половина студентов из этого региона — выходцы из Китая. Следующий по представленности географический регион — Северная Африка и Ближний Восток (19%).

Скорее всего,Проект не предусматривает увеличение числа бюджетных мест для иностранных граждан (сейчас их количество составляет 15000 в год), весь прирост численности ожидается за счет оказания платных образовательных услуг среднего профессионального и высшего образования, включая дополнительное образование.

С точки зрения диверсификации географии экспорта российских образовательных услуг следует обратить внимание на Восточно-Европейские и Балканские страны, а также страны Латинской Америки, число студентов из которых в СССР было достаточно высоким.

Распределение общей численности иностранных студентов в России крайне неравномерно: на 90% вузов и филиалов приходится лишь 20% иностранных студентов, и пока не ясно, сможет ли проект обеспечить более равномерное распределение студентов.

Треть иностранных студентов, обучающихся в России, сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.

В рамках проекта планируется создать консорциум из ведущих российских вузов, в которых есть положительный опыт работы с иностранными гражданами, чтобы отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования.

Но есть опасность, что, как и проект «5-100», этот проект может вовлечь достаточно малое число участников, которые уже являются лидерами в обучении иностранных студентов в России, в таком случае остальные вузы могут оказаться в стороне от экспортных усилий Правительства».

Источник: https://fedpress.ru/personal-view/1823855

Нацпроект уперся в мягкую силу

26.02.2020 18:47:00

Промежуточные итоги экспорта образовательных услуг в 2019 году

Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза Численность иностранных граждан, обучающихся в российских вузах в 2018/19 учебном году составила 284 662 человек. Фото агентства «Москва»

Прошел год с запуска федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование», основная задача которого – увеличение численности иностранных студентов в российских вузах в 2024 году до 425 тыс. человек. В 2019 году этот показатель должен был составить 241 тыс. человек.

По данным федерального статистического наблюдения ВПО-1, в 2018/19 учебном году численность иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, составила 284 662 человека. Из них по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры – 273 963 человек, по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры – 10 699 человек.

Таким образом, показатель по численности иностранных студентов в 2019 году был перевыполнен. Но проблема заключается в том, что средний темп роста численности иностранных студентов с 2016/17 по 2017/18 учебный год составил 6,2% в год. А для достижения планового показателя в 425 тыс. человек к 2024 году он должен составлять не менее 7,6% с 2019 по 2024 год.

Что касается других показателей, то и к ним много вопросов.

К примеру, «Трудоустройство не менее 5% иностранных обучающихся, завершивших обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, по востребованным направлениям подготовки, в российских компаниях, в том числе для работы за рубежом» – это скорее декларация. Проблема в том, что получить данные по трудоустройству иностранных выпускников российских вузов в российских и транснациональных компаниях за рубежом можно только путем запросов в эти компании.

Читайте также:  Как помочь ребенку сдать егэ: советы родителям

По состоянию на 2018 год в России насчитывалось 47 413 российских компаний-экспортеров. Для сравнения: в 2017-м – 30 114, в 2016-м – 16 198. Данные о количестве сотрудников, их гражданстве российские компании не публикуют в открытом доступе.

Ситуация осложняется тем, что для иностранных граждан регистрация в системе пенсионного страхования РФ не является обязательной, в Федеральном реестре документов об образовании отсутствует разделение по гражданству обладателя документа об образовании.

Что касается прямых запросов о трудоустройстве иностранных выпускников в транснациональные компании, то это маловероятно.

Теперь то, что касается численности иностранных выпускников, которые должны быть трудоустроены в российских и транснациональных компаниях.

Если предположить, что все иностранные студенты, принятые на обучение в 2018/19 учебном году, завершат обучение в 2024/25 учебном году (92 167 человек), то для выполнения целевого показателя по трудоустройству 5% иностранных выпускников, должно быть трудоустроено 4500 иностранных граждан. Необходимо признать, что эта цифра не может оказать существенного влияния на кадровое обеспечение российских компаний за рубежом.

Показатель «Реализация не менее 5% преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, учебных дисциплин, курсов (модулей) на иностранном языке», конечно, важный. Наличие англоязычных образовательных программ в российских университетах, безусловно, будет способствовать увеличению численности иностранных студентов. Поэтому российские университеты стремятся вводить такие программы.

Вместе с тем этот показатель предполагает, что у образовательной организации есть программы на иностранных языках. Но можно с уверенностью предположить, что таких программ незначительное количество у незначительного количества вузов.

Поэтому представляется, что на данном этапе необходим показатель по количеству образовательных программ на иностранных языках, а не по доле преподавателей, которые их реализуют.

Таким образом, представляется, что показатели федерального проекта «Экспорт образования» оставляют много вопросов и сомнений, как и их выбор.

Например, в утвержденных целевых показателях почему-то отсутствуют показатели, характеризующие объемы экспорта услуг в сфере образования в денежном выражении. А ведь они являются ключевыми для целей федерального проекта «Экспорт образования».

Надо отметить, что в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российского образования» такой показатель был: увеличение доходов от экспорта образования более чем в пять раз – до 373 млрд руб. к 2024 году при вложении государством 4972,1 млн руб. Напомним, что общий объем финансового обеспечения мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» к 2024 году составит 107 493,29 млн руб.

Какое же влияние оказал федеральный проект «Экспорт образования» на прием иностранных студентов в 2019 году в российских вузах? По-видимому, особенно никакого.

Объявления о конкурсном отборе организаций в целях реализации мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» были опубликованы в конце августа – середине сентября 2019 года, в результате организации-победители были определены лишь в октябре-ноябре.

Результаты работ организаций – победителей конкурсов до настоящего времени не были опубликованы в открытом доступе. Это не позволило их обсудить широкому экспертному сообществу и оценить их реальную значимость для развития экспорта российского образования.

Какие перспективы у российских вузов в 2020 году? Представляется, что приемная компания будет крайне сложной. В том числе и в связи с эпидемией короновируса.

В целом российские вузы в большинстве своем не имеют условий для обеспечения карантина, и проще всего будет ограничить прием иностранных студентов, особенно из Азии.

Но именно эти страны составляют львиную долю контингента из стран дальнего зарубежья, а китайские студенты вообще занимают второе место по численности.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя курс на активную экспортную политику в сфере образования был провозглашен на самом высоком уровне и государство вкладывает в его развитие и расширение значительное финансирование, ситуация на уровне управления не изменилась со времен, когда привлечение иностранных студентов рассматривалось в рамках мягкой силы. 

Источник: http://www.ng.ru/education/2020-02-26/8_7803_export.html

Правительство намерено повысить привлекательность отечественного образования среди иностранных студентов

​Срок реализации проекта: с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно.

В рамках проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

По словам председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, сейчас Россия занимает четвёртое-пятое место в мире по экспортным услугам, впереди — США, Великобритания, Франция, Германия и Австралия.

«Очевидно, что в ближайшие годы конкуренция за иностранных учащихся будет усиливаться. Многими государствами эта работа заявлена в качестве стратегического национального приоритета, — отметил Дмитрий Медведев.

Кроме того, по словам премьера, экспорт образования — это не только возможность заработать для университетов, но и еще и сильнейший фактор межличностных коммуникаций, расширение культурных контактов, привлечение в национальную экономику наиболее талантливых людей и «просто выстраивание долгосрочной политики нашей страны».

Председатель правительства рассказал, что в приоритетном проекте заложен комплекс мер по повышению привлекательности российской школы на международном рынке образовательных услуг. 

— Во-первых, мы должны усовершенствовать законодательство, которое регулирует вопросы приёма, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуру их въезда и пребывания на территории нашей страны.

В частности, нужно скорректировать миграционные законы, сделать их более спокойными, лояльными для зарубежных студентов, — пояснил Дмитрий Медведев. — Во-вторых, мы планируем создать консорциум из ведущих вузов, у которых есть положительный опыт.

Это позволит отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования. Мы также предложим поучаствовать в этом проекте ведущим российским корпорациям, которые активно работают на внешних рынках.

Чтобы выиграть в конкуренции с западными вузами, да и с азиатскими теперь вузами, которые не меньший вес имеют, нужно предлагать по-настоящему уникальные программы обучения в тех сферах, где наша наука и технологии лидируют.

  • В качестве третьего пункта глава кабмина назвал необходимость отработать вопросы трудоустройства и стажировок на время обучения и каникул — «чтобы иностранные студенты могли учиться и жить в нормальных условиях, работать и отдыхать в России». 
  • «В результате, по нашим прикидкам, к 2025 году мы сможем обучать иностранных студентов, аспирантов по российским программам, причём их должно стать больше в 3,5 раза», — подытожил премьер-министр.
  • По информации government.ru
  • Фото источника

Источник: http://www.ug.ru/news/21926

Дмитрий Медведев предложил экспортировать российское образование

Образование в России должно стать статьей экспорта и привлечь новых талантливых специалистов. Для этого правительство планирует смягчить миграционные законы для иностранных студентов и создать для них комфортные условия.

Экспорт российского образования должен стать национальной задачей, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев во вторник на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, передает корреспондент РБК.

«Экспорт образования — это не только и даже не столько возможность заработать для университетов, прежде всего это один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширений культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться», — подчеркнул Медведев.

По его словам, речь идет о глобализации российского образования, и в ближайшие годы конкуренция за иностранных учащихся во всем мире будет усиливаться.

Президиум совета сегодня утвердил паспорт нового приоритетного проекта по экспорту образования. Власти ставят задачу увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, в три раза — с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс.

в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должно вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн, сообщили в департаменте проектной деятельности правительства.

По прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов в мире уже к 2025 году может превысить 7 млн человек, а объемы международного рынка образовательных услуг — «это миллиарды долларов», рассказал премьер.

«Американская высшая школа зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем тратит на нее правительство США», — отметил Медведев. Он также подчеркнул, что в США образование является пятой по значимости статьей экспорта.

Россия занимает четвертое — пятое место в мире по экспорту услуг, указал премьер, уступая США, Великобритании, Франции, Германии и Австралии, и делит позиции с Канадой. «В этом смысле наши возможности имеются, но их нужно наращивать», — отметил Медведев.

России в мировой статистике нет

Не ясно, что имел в виду Медведев под приведенными цифрами, но по общему экспорту услуг Россия занимает место в мировом третьем десятке с показателем в $50,5 млрд, а экспорт российских образовательных услуг не фигурирует ни в статистике ЦБ, ни в оценках международных торговых институтов.

Банк России составляет свою статистику на основе международной расширенной классификации услуг EBOPS, а там образовательные услуги можно найти в основном в категории «Поездки», частично — в категории «Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха».

Лидерами по оказанию образовательных услуг иностранцам являются США ($35,8 млрд), Австралия ($14,1 млрд), Канада ($4,6 млрд), Япония ($2,4 млрд), Новая Зеландия ($2,3 млрд), Италия ($1,1 млрд), следует из данных Международного торгового центра (ITC) за 2015 год.

По данным Высшей школы экономики, число иностранных студентов в России на 2015/16 учебный год составляло 237,5 тыс. человек (5% от общего числа студентов в России). Большая часть из них приходится на студентов из стран бывшего СССР (79% от числа иностранных студентов).

Наиболее популярными направлениями у иностранных студентов являются здравоохранение, экономика и управление, а также гуманитарные науки. Лидерами по численности иностранных студентов являются Российский университет дружбы народов (5,1 тыс.), Национальный исследовательский Томский политехнический университет(2,3 тыс.), МГМУ им. Сеченова (1,8 тыс.

), Новосибирский государственный технический университет (1,8 тыс.), Курский государственный медицинский университет (1,7 тыс.). МГУ занимал лишь шестое место с 1,6 тыс. иностранных студентов, говорилось в докладе ВШЭ «Академическая мобильность иностранных студентов в России» (авторы ссылались на данные Министерства образования и науки).

Консорциум вузов и корпораций

Чтобы развивать экспорт российских образовательных услуг, необходимо улучшить законодательство, которое регулирует вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуру их въезда и пребывания на территории страны, сказал Медведев.

«В частности, нужно скорректировать миграционные законы, сделать их более спокойными, лояльными для зарубежных студентов», — подчеркнул премьер.Планируется также создать консорциум из ведущих российских вузов, «в которых есть положительный опыт», чтобы отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования.

В проекте также будут участвовать российские корпорации, «которые активно работают на внешних рынках», рассказал глава правительства. «Нужно предлагать по-настоящему уникальные программы обучения в тех сферах, где наша наука и технологии лидируют, а такие сферы есть.

Многие технологические виды образования и в сфере точных, естественных наук, инженерных наук, они ценятся за границей», — заявил Медведев. Кроме этого необходимо отработать вопросы трудоустройства и стажировок студентов на время обучения и каникул, чтобы иностранные студенты могли учиться и жить в нормальных условиях, работать и отдыхать в России.

Эти меры, по мнению Медведева, приведут к тому, что к 2025 году в России станет в 3,5 раза больше иностранных студентов и аспирантов, обучающихся по российским программам.

Накануне Минобрнауки предложило выдавать иностранным студентам учебные визы сроком на три года. Соответствующий документ ведомство разместило на портале regulation.gov.ru.

Сейчас студенты получают однократные визы на срок до трех месяцев, с возможностью продления до одного года. Визы на три года усилят конкурентные преимущества России на международном рынке образовательных услуг, полагают в Минобрнауки. РБК ожидает ответа от министерства по поводу других мер, с помощью которых ведомство планирует развивать экспорт образовательных услуг.

Источник: http://www.sib-science.info/ru/heis/eksportirovat-rossiyskoe-30052017

Экспорт образования

Российские вузы и колледжи имеют почти 4% иностранных студентов (225 тыс. человек). При этом меньше 0,8% россиян получает высшее образование за границей. Формально ситуация напоминает США и Великобританию, которые также выигрывают от «притока мозгов».

Если рассмотреть ситуацию более детально, то позитивная тенденция характерна для бакалавриата (больше 10% иностранцев), но становится обратной в СПО и на более высоких уровнях образования. Среди аспирантов иностранных граждан всего 5%, в то время как в развитых странах — больше 20%.

Таким образом, приток в Россию человеческого капитала через образование слабо затрагивает два наиболее важных для экономики сектора: квалифицированные работники со средним профессиональным образованием и молодые исследователи.

Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает сопоставимых доходов. Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает 18 млрд долларов в год — Россия менее 1 млрд долларов. Повышению качества и росту количества иностранных студентов

России мешает неоптимальная структура иностранных студентов, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых иностранных магистрантов и аспирантов. Серьезным препятствием является и нехватка кон-курентоспособных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах.

Россия опоздала к началу формирования рынка глобальных образовательных продуктов, что создает риски доминирования даже в нашей собственной стране цифровых образовательных ресурсов крупных иностранных провайдеров и массо-вых онлайн-курсов иностранных университетов.

Россия имеет неплохие стартовые позиции на формирующемся глобальном рынке университетского онлайн-образо-вания, но в основном — благодаря инициативе нескольких ведущих университетов.

«До 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт».Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

  • создание условий для массового привлечения иностранных студентов, платеже-способных и с хорошим образовательным потенциалом, через:
  • o создание современных миграционных процедур, системы тьюторского сопровождения образовательных траекторий иностранных студентов от этапа на-бора до выхода на рынок труда, предоставление гражданства России успешно окончившим аспирантуру, постоянного вида на жительство — магистратуру ведущих российских университетов;
  • o запуск комплекса маркетинговых программ и сети агентств, включая специ-альные программы в развивающихся платежеспособных странах;
  • специальные грантовые программы для привлечения талантливых иностранных студентов на уровень магистратуры и аспирантуры в приоритетных технологических областях в партнерстве с российскими технологическими компаниями и научными центрами;
  • повышение в ведущих вузах доли профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава со знанием английского языка до 90% и 50% соответственно;
  • стимулирование создания и развития российскими университетами массовых от-крытых онлайн-курсов на глобальных платформах, таких как Coursera, EdX и т. д.;
  • грантовую и организационную поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов, включая массовые экзамены, учебные программы, образовательно-развлекательные сервисы и платформы;
  • строительство новых и модернизацию действующих кампусов ведущих вузов в соответствии с мировыми стандартами;
  • гранты зарубежным ученым и исследовательским командам, покрывающим в том числе проживание семьи, с целью их привлечения в международные исследовательские центры и центры превосходства, созданные на базе ведущих вузов.
  • Повысится предложение рабочей силы по особенно дефицитным направлениям для российской экономики
  • Вырастут доходы от экспорта образования

На реализацию проекта необходимо 797 млрд руб., из которых 302 млрд руб. — разовые расходы:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого за весь
период
Млрд руб. 11,72 138,16 146,90 156,17 166,25 177,33 796,54
Читайте также:  Молодым учителям могут поднять зарплаты

Начиная с 2025 года доходы от реализации проекта превышают бюджетные инвестиции.

Ежегодное введение 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема талантливых иностранных граждан потребует 2 млрд руб. в 2019 году, 4 млрд руб. в 2020 году, 5 млрд руб. в 2021 году, 7 млрд руб. в 2022 году, 8 млрд руб. в 2023 году, 10 млрд руб. в 2024 году.

Стимулирование (20-процентная надбавка от уровня средней заработной платы по экономике) знания английского и иного иностранного языка (с целью работы с ино-странными студентами) для не менее чем 1/3 учебно-вспомогательного персонала вузов, принимающих иностранных студентов в 2020 году, потребует 37 млрд руб., 42 млрд руб. в 2021 году, 46 млрд руб. в 2022 году, в 2023 году 51 млрд руб., в 2024 году 56 млрд руб..

Выделение грантов на конкурсной основе для создания и продвижения онлайн-про-дуктов для учащихся всех возрастов на иностранных языках (онлайн-курсов, обра-зовательных онлайн-игр, комплексов облачных ресурсов массовых онлайн-курсов), в том числе на глобальных платформах Coursera и EdX. Всего понадобится по 3 млрд руб. в 2019–2020 годах, по 4 млрд руб. в 2021–2023 годах, 5 млрд руб. в 2024 году.

Строительство кампусов и общежитий потребует 302 млрд руб., из которых 232 млрд руб. пойдет на строительство 5 кампусов и 70 млрд руб. на строительство 25 обще-житий вместимостью 3 тыс. мест.

Расширение практики использования онлайн-курсов и других глобальных ЦОР по-зволит вузам получить дополнительные доходы от их реализации в размере от 2 до 15 млрд руб. к 2024 году. Рассчитанный объем финансирования также позволит обе-спечить 10 000 дополнительных бюджетных мест для приема иностранных граждан.

Предоставление 2000 грантов на исследования с целью привлечения зарубежных молодых ученых и их исследовательских команд в центры превосходства для 2 тыс.

ученых исходя из стоимости 1 гранта 15 млн рублей, включающей затраты на проживание семьи ученого. Всего на привлечение зарубежных ученых необходимо 161 млрд руб.,из которых 30 млрд руб. в 2020 году, 31 млрд руб.

в 2021 году, 32 млрд руб. в 2022 году, 33 млрд руб. в 2023 году, 34 млрд руб. в 2024 году.

Повышение привлекательности российского образования для иностранных студентов, возможность качественного онлайн-обучения увеличит поток и платных студентов, что позволит нарастать доходы системы в рассматриваемый период до 35 млрд руб.

Повышение привлекательности образовательных услуг для иностранных студен-тов позволит привлечь в систему образования до 300 млрд руб. в 2024 году.

Риски отказа от проекта

При отказе от реализации этого проекта российский экспорт потеряет как минимум 1% своего объема. Более того, Россия недополучит 100 тыс. высококвалифициро-ванных и мотивированных специалистов, что не позволит компенсировать выпа-дающую рабочую силу в связи со старением населения и растущим демографическим вызовом.

Потери для экономики будут особенно существенными, учитывая мультипликативный эффект от расходов иностранных студентов на проживание, питание и досуг в стране. Еще одним потерянным источником доходов станет сокращение внебюджетных поступлений в вузы за счет оплаты сертификатов о прохождении онлайн-курса обучающимися из-за рубежа.

Будут ослаблены инструменты укрепления международных позиций России через «мягкую силу».

Источник: https://www.hse.ru/twelve/part10

В наших вузах сегодня — 240 тысяч иностранных студентов. будет в три раза больше

В программу «Экспорт образования», рассчитанную на срок до 2025 года, вошли 39 вузов. Перед университетами стоит серьезная задача — увеличить число иностранных студентов в три раза.

Где мы возьмем столько? Зачем строить в общежитии бассейн и ресторан? Чем плох Шанхайский рейтинг? Что общего между Салтыковым-Щедриным и инженерным факультетом? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Филиппов, ректор РУДН — одного из вузов, которые вошли в программу.

Владимир Михайлович, в наших вузах учатся 240 тысяч иностранных студентов. Через восемь лет их должно быть больше семисот тысяч. Где их найти?

Владимир Филиппов: 700 тысяч иностранных студентов должны учиться не только в этих 39 университетах. Речь идет в том числе и о дистанционном образовании, и о дополнительном образовании для иностранцев — выпускников российских вузов.

Наши выпускники уезжают повышать квалификацию в европейские страны и обучаются работать уже на другом оборудовании и по другим технологиям, фактически переучиваясь.

Если мы хотим, чтобы какие-то отрасли, например, атомная энергетика, оборонка, ориентировались на наших иностранных выпускников, мы должны создать условия для повышения квалификации.

Кто будет оплачивать им учебу или станем учить бесплатно?

Владимир Филиппов: К сожалению, пока у нашего бизнеса нет такой культуры и средств, чтобы переобучать выпускников-иностранцев. В отличие от частных западных компаний. Поэтому для некоторых отраслей, думаю, нужны и государственные стипендии тем, кто к нам поедет.

Также нужно вести работу среди наших компаний и объяснять, что оплата учебы, прежде всего, это вложения в свой рынок. Еще один источник — иностранные компании. Сотрудник, получивший сертификат, принесет компании больше прибыли. Будут и люди, которые сами заплатят за учебу.

Но взрослый человек не поедет на курсы в другую страну, если ему придется жить в комнате общежития на 3-4 человека. В РУДН готов проект строительства Института повышения квалификации для выпускников российских и советских вузов на тысячу человек.

Это будет современное здание на территории РУДН с хорошими аудиториями, рестораном, бассейном. Группы будут маленькие, по 10-15 человек. В год планируем набирать примерно 70 групп.

Надо себя продвигать, делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН

Допустим, я окончила не РУДН, а Воронежский госуниверситет. Смогу я к вам приехать?

Владимир Филиппов: Мы должны принимать на переобучение выпускников любых российских вузов. В РУДН разработано 1600 программ дополнительного образования. Такая многопрофильность позволяет предлагать и междисциплинарные программы.

Но надо знать, что будет востребовано на этом рынке, понимать, в каких странах каких специалистов ждут. Первый проректор РУДН сейчас находится на Мадагаскаре, где много наших выпускников — специалистов горной промышленности.

Может быть, они станут одними из первых слушателей института. В Ливане, Иордании есть наши выпускники-медики и у них есть потребность в повышении квалификации. Мы поняли это по выездным конференциям и семинарам.

Может быть, другим вузам необязательно открывать большой институт, но программы дополнительного профобразования для иностранных выпускников у них быть должны.

Что надо сделать нашим вузам, чтобы вместо Мюнхенского технологического или Хельсинкского университетов студент выбрал Бауманку или РУДН?

Владимир Филиппов: Когда меня на одном из съездов ректоров в очередной раз пытались критиковать за введение системы бакалавров и магистров, на сцену вышел ректор Челябинского госуниверситета Герман Платонович Вяткин и обратился к президенту: «Мы, конечно, лучшие в мире в области высшего образования, но плохо, что они там за рубежом об этом не знают».

У нас хорошее образование по соотношению цена — качество, тут мы конкурентоспособны. Я недавно встречался с ректором Университета города Сальвадор. Инженерное образование в этом вузе стоит 10 тысяч долларов в год. У нас — 3-4 тысячи.

Но нам надо активнее себя продвигать, сравнивать наши и западные вузы по уровню образования и рассказывать студентам, что рейтинги построены в основном на принципах науки, и количества нобелевских лауреатов.

А студент, может, ни разу за время учебы ни одного лауреата и не увидит.

Как себя продвигать? Первое: надо делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН — это русский, английский, французский, испанский, арабский, китайский. Второе: надо создавать студентам нормальные бытовые условия.

И не так, чтобы в хорошем общежитии жили иностранцы, а российских селили абы куда. Все это отталкивает людей. Третье: ректорам стоит активнее выступать на международных конференциях и семинарах. К сожалению, наша беда в том, что многие руководители вузов не знают английского.

У меня два языка — английский и французский, я часто выступаю на разных мероприятиях и вижу, как мало ректоров там бывает.

Извините, можете назвать тех, кого видите на международных конференциях?

Владимир Филиппов: Ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, ректора Академии госслужбы Владимира Александровича Мау, ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова.

Много ездят ректоры Санкт-Петербурского университета Николай Михайлович Кропачев, Томского политеха и госуниверситета Петр Савельевич Чубик и Эдуард Владимирович Галажинский.

С трудом наберется 10 ректоров из 900.

РУДН сейчас строит общежитие. В какую сумму обойдется стройка?

Владимир Филиппов: Примерно 700 миллионов, 350 миллионов — наши деньги, а еще половину надеемся получить от минобрнауки. У нас сейчас 14 корпусов, будет пятнадцатый. Общежития приходится строить раз в пять лет — благодаря ЕГЭ постоянно растет число иногородних студентов.

У нас стал проседать инженерный факультет… Мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс

С рождения ЕГЭ прошло почти 20 лет. Откройте секрет: кто его все-таки придумал? Вы?

Владимир Филиппов: Впервые проблема была обозначена на Всероссийском съезде работников образования в Кремле в январе 2000 года. Пять тысяч делегатов согласились, что есть серьезные проблемы: школам нужен единый измеритель знаний.

Уже после съезда, во время проработки решений, появилась идея соединить выпускной и вступительный экзамены. А название ЕГЭ родилось, когда мы обсуждали этот вопрос с Ярославом Ивановичем Кузьминовым и Виктором Ивановичем Болотовым.

И в докладе на Госсовете в августе 2000 года уже звучало слово «ЕГЭ».

ЕГЭ приняли, бакалавриат и магистратуру одобрили, аспирантуру переводим на полный день. Что дальше?

Владимир Филиппов: Надо поднимать качество образования, вкладываться в оборудование для вузов, инфраструктуру, больше приглашать на работу иностранных преподавателей.

Но им платить надо, как на Западе — не 50 тысяч рублей, а 5 тысяч долларов.

Владимир Филиппов: Помните, у Салтыкова-Щедрина есть фраза: «Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя». Такого быть не может. Хотим что-то изменить — надо платить зарплату. И нашим российским преподавателям удвоить и иностранным, конечно, платить больше, если мы хотим, чтобы были для нас образцом.

Чтобы не ректор сказал нашим преподавателям: «Работайте лучше!», а приехавший коллега. В РУДН пока всего 1,4 процента иностранных преподавателей, это 25 человек, а надо 190. Мы поставили себе такую задачу в «дорожную карту» до 2020 года. Объявляется свободной ставка доцента — ты выноси ее на общий конкурс, и к тебе приедут и индус, и китаец, и араб, и преподаватель из Европы.

1600 программ дополнительного образованипя предлагает РУДН

Вы легко расстаетесь с людьми, которые не очень соответствуют своим должностям в вузе?

Владимир Филиппов: Это как хирургическая операция. Иногда ее затягиваешь, но потом все равно приходится резать… В какой-то момент у нас по показателям стал проседать инженерный факультет.

Закончилось это тем, что мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс. Сорок процентов ушли из университета. Среди них были и те, кто учил меня.

Да, они проработали 30-40 лет, но они не соответствовали современным требованиям. Претензий было много.

Есть в России нехорошая привычка: люди, которые защитили кандидатскую диссертацию, пытаются тащить свою тему диссертации до конца жизни. А нужна другая культура — готовности к резким переменам в жизни. На западе ребенок часто меняет школу и учится привыкать к новым коллективам.

В России пока низкая мобильность и в перемещении, а значит, и в идеях. Все новое приживается с трудом. Возьмите хотя бы аккредитацию выпускников-медиков.

Иностранцы не обязаны ее проходить, потому что все равно будут сдавать трудный экзамен в своих странах на право заниматься практикой. Но многие соглашаются пройти аккредитацию в России и получить сертификат.

А наши российские студенты недовольны: почему экзамены принимают не их вузовские педагоги? Но не должен принимать экзамен тот, кто учит. Иначе экзамен обесценивается. У нас не все это понимают.

Источник: Российская газета

Источник: https://www.informio.ru/news/id14614/V-nashih-vuzah-segodnja-240-tysjach-inostrannyh-studentov-Budet-v-tri-raza-bolshe

Программа «Набор иностранных студентов в приоритетных странах экспорта российского образования»

29 ноября 2018 года в Северо — Кавказском институте-филиале РАНХиГС стартовала двухдневная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в рамках модуля «Набор иностранных студентов в приоритетных странах экспорта российского образования».

Программу повышения квалификации проходят руководители и специалисты международных служб образовательных организаций высшего образования СКФО. В их числе представители вузов Ставропольского края, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики.

С приветственным словом к участникам обратилась заместитель директора Северо-Кавказского института РАНХиГС Алтынай Аджикова, которая отметила важность выработки комплекса мероприятий по продвижению российского образования на международном рынке образовательных услуг и росту числа иностранных граждан в российских образовательных учреждениях.

В первый день обучения участники программы познакомились с современными подходами к рекрутингу иностранных студентов, изучили основные методы и формы набора иностранных студентов, рассмотрели организацию приемной кампании в российском вузе: календарный план, контрольные цифры приема, маркетинговую стратегию. Также были приведены маркетинговые исследования приоритетных стран приема и особенности набора студентов.

Лекции-визуализаци для участников программы провела Гульнара Краснова, главный научный сотрудник Центра компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС. Она акцентировала внимание аудитории на задачи поставленные Президентом РФ.

Число иностранных студентов, приезжающих в Россию в соответствии с проектом по продвижению отечественного образования за рубежом, к 2025 году должно увеличиться в два раза. «Потребуются усилия всех служб института. Предстоит полная перестройка в образовательном процессе, не избежать изменений в материально-технической базе, обязательно возникнет вопрос адаптации.

Также нужно понимать современные тенденции и реалии в вопросах рекрутинга»,- отметила эксперт.

На сегодняшний день более 75% образовательных организаций во всем мире занимаются он-лайн рекрутингом. До конца 2019 года все вузы РФ должны иметь англоязычную версию сайта. 92% иностранных студентов выбирают обучение в вузе другой страны через сайт.

«Основной задачей англоязычного сайта института является выстраивание содержательной коммуникации с зарубежными целевыми группами. Многие сайты российских университетов вполне продвинуты. Однако их наполнение на английском языке оставляет желать лучшего», — резюмировала Гульнара Краснова.

В рамках модуля «Набор иностранных студентов в приоритетных странах экспорта российского образования» участникам предстоит ознакомиться с итогами приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», рассмотреть лучшие практики вузов по набору иностранных студентов. А также сдать очный письменный экзамен по итоговой аттестации.

Обучение проводится за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на повышение квалификации работников системы образования в 2018 году.

Справочно: В рамках реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.05.

2017 № 6) Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проводит повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Источник: https://www.riakchr.ru/programma-nabor-inostrannykh-studentov-v-prioritetnykh-stranakh-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya/

Ссылка на основную публикацию