Феномен финской школы: -она не является источником стресса

Вместо предисловия: Электронная промышленность, леса, машиностроение — ключевые статьи экспорта Финляндии.

Тем не менее образование – еще одна сфера, которая, пожалуй, даже шире известна простым смертным, в силу своей B2C направленности и благодаря многочисленным публикация в прессе, электронных медиа и упоминаниям в родительских чатах, сопровождающихся обычно чем-то в духе «и когда у нас все так будет» или «наши-то так точно не сделают» — в зависимости от степени оптимистичности родителя. В статье, расскажу о том, что по факту происходит в школах Финляндии и с системой среднего образования. Без деталей и постараюсь по делу. Феномен финской школы: -Она не является источником стресса Ключевые выводы:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

1. Для таких стран, как Казахстан или Россия, экспорт образовательной системы общеобразовательных школ практически невозможен и нерелевантен на национальном уровне, хотя возможна реаппликация отдельных программ и элементов в рамках как государственных, так и частных инициатив.

2. Наиболее экспортабелен и универсален финский опыт в сфере развития «кросс-предметных навыков» детей и наделения школ полномочиями в модификации программы.

3. На протяжении последнего десятка лет наблюдается постепенное падение уровня финских школьников относительно международных конкурентов, что признает финское руководство. Новые учебные программы, призванные вернуть Финляндии статус «лидера в образовании» запущены только во второй половине 2016 года, поэтому говорить о их результативности еще очень и очень рано.

Про Финляндию, которая не Казахстан. Да и не Россия.

Начинайте с географии и демографии. Говоря о том, насколько переносим опыт чего бы то ни было – один из первых вопросов, который стоит себе задать – а чем отличаются страны, города, люди – те, чей опыт мы берем и те, кто его использует. Специфика Финляндии, как страны, весьма примечательна: — Маленькое население. Всего в стране 5.5 миллионов человек, причем живут они концентированно на юге, на очень небольшой территории. — Крайне гомогенное население. 89% населения – это этнические финны, 5.5% — шведы. Проблемы с различными религиозными течениями и верованиями тоже по сути нет. — Незначительная разница в доходах населения. — По статистике 2008 года, 1/3 школ – меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более. А теперь сравните это со средним количеством в 336 учеников на школу в Казахстане, разнообразным по этническому составу населением, которое значительно разнится в зависимости от области и существенно отличается по уровню дохода. Вполне резонно предположить, что уже это одно ограничивает возможность полного переноса финской системы в наши реалии, хотя и не говорит о том, что нельзя использовать отдельные ее элементы в изоляции, встраивая в национальные планы. Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Откуда растут ноги «финской системы образования» периода лидерства в PISA

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В россии появятся степени кандидата и доктора теологии

Оценим за полчаса!

Из 1980-1990-ых годов, по большей части. Основные изменения, привнесенные в тот момент: — Одинаковая школьная программа и бесплатные для всех школы. — Качественно обученные преподаватели в начальной школе. — Степень «преподавателя» открывала двери не только для работы в школе, но и в государственном и частном секторе, что снимала лимиты профессии и позволяла расти дальше. — Развитие культуры доверия преподавателям. Результатом этого периода стало лидерство Финляндии в рейтинге PISA – сначала в 2000, потом 2003, 2006 и позиции в топ 5 в другие периоды. В 2013 году в Business Insider появилась другая статья. Про то, что сейчас Финляндия – только 12-ая в списке. И про то, что с этим делать.

Сложности финских школ

“Неожиданное положение в качестве глобального образовательного лидера и образца для подражания отвлекли Финляндию от фокуса на постоянном совершенствовании и обновлении. Некоторые утверждают, что сосредоточенность на объяснении прошлых успехов для тысяч туристов и сферы образовании отвлекли финов от разработки собственной системы. Другие говорят, что популярность PISA стимулировала другие страны изменить свои учебные программы. Эти страны взяли вопросы PISA и начали формировать уроки на основе этих вопросов, что подняло средний уровень ответов» — так объяснил ситуацию Паси Салберг на презентации результатов PISA. Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Если кратко, основными сложностями текущей системы являются:

— Низкий интерес к науке у школьников. 65% учеников показали плохие результаты по этому направлению. 2/3 из них – мальчики. — Большая разница в успехах мальчиков и девочек. Девочки, в целом, показывают значительно лучшие результаты (примечание автора: долго пыталась понять – почему и чем грозит – но не поняла. — Минимальная в абсолютах, но растущая, относительно прошлых лет, разница между школами. — Отсутствие мотивации у успевающих детей. В Финляндии – своя уравниловка и большой фокус на то, чтобы никто не остался позади. К сожалению, это приводит к тому, что талантливым ребятам в школе может быть очень и очень скучно.

Свежие реформы. Совсем свежие.

«Я все еще верю в нашу систему образования» — говорит министр образования и культуры Финляндии и готовит план реформ. Те, что касаются 1-6 классов – были представлены в августе 2016. Программы для 7-9 классов – по плану в 2017, 2018, 2019.

Что в них сохраняется:

— равный доступ к образованию для всех — значительный фокус на обучение педагогов — ответственность и свобода на уровне отдельных школ и районов Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Что меняется:

— Добавление кросс-дисциплинарного модуля в обязательную программу. В рамках него ребята решают задачи, которые не относятся исключительно в одному предмету, а дают возможность применить разные знания. Интересно, что именно по этому поводу министерство образования и культуры даже выпустило отдельный релиз, полностью посвященный мысли «нет, мы не отказываемся от предметов в школе, мы просто добавляем кросс-дисциплинарный модуль. Медиа-ресурсы, которые говорят про отмену предметов в финских школах – неправы». — Введение тьютора для каждой школы. Задача тьютора – помогать с использованием новых педагогических практик и продвигать использование новых цифровых технологий. — LUMA-программа, с задачей стимулирования изучения математики и естественных наук, начиная с детского сада и до университетского уровня. Фокус в программе делается на обучение на конкретных жизненных примерах и в естественной среде (природа, предприятие и тп). — Multiliteracy (знание нескольких языков) для возможности изучения предметов на этих языках

Вместо послесловия:

Финская система, однозначно входит в топ и я ни в коей степени не хочу преуменьшать ее значимость, однако, пытаясь переложить ее на местные реалии – всегда стоит задавать себе 2 вопроса:

1. А на сколько эти вещи релевантны в моей среде?

2. А те ли это вещи, которые вывели Финляндию в лидеры?

Ибо – а вдруг вы не то реапплицируете?

Источник: https://habr.com/post/322154/

Финский феномен

Финский хоккей на коне. Спустя 16 лет Суоми – короли, и никто в ближайший хоккейный сезон согнать их с трона не в состоянии. Триумф сборной Финляндии образца 2011 года ценен ещё и тем, что в составе этой команды не было россыпи звёзд.

Многие, и вполне справедливо сравнивают Финляндию-2011 с Чехией-2010, которая смогла добраться до золота чемпионата мира с двумя десятками «отказников”. Веду я это к тому, что две последние победы на мировом первенстве – тренерские.

И Ялонен, и Ружичка создали крепкие, ровные команды, знающие, как обороняться и имеющие в своём арсенале отточенные и выверенные контратаки.

Для финской тренерской школы – это момент знаковый. Дело в том, что в том далёком 1995 году, когда финны стали впервые чемпионами мира, возглавлял их Курт Линдстрем – тренер из соседней Швеции, тот самый, что одно время был наставником сборной Латвии.

Да и победа та оказалась, справедливости ради, неполноценной, ведь в тот год в Швеции чемпионат прошёл без участия профессионалов из НХЛ – виной тому стал локаут. И вот через полтора десятка лет финны возвращают себе титул чемпионов мира.

После первого золота со шведским отливом сборная Финляндии завоёвывала четыре серебра, три бронзы чемпионатов мира, а в Турине финны были в шаге от титула олимпийских чемпионов.

Сказать про какую-либо другую хоккейную страну, что именно они заслуживают золота своими многолетними мучениями больше сборной Финляндии, значит рассмеяться в лицо финнам. Суоми много лет ходили вокруг да около, но всё же своё взяли.

Но поговорить сейчас хочется всё же не об этом. Последует ли за этим триумфом доминирование финского хоккея на мировом пространстве, вопрос спорный. Скажем прямо: сценарий мало реальный. Нет у финского хоккея такого багажа молодых талантов, как у шведов – вот уж кто в ближайшие годы не будет испытывать проблем с составом на любых турнирах.

Ресурс финнов в другом – в тренерских кадрах. И в КХЛ это поняли чуть ли не первыми, создав моду на финских тренеров. Хорошо это или плохо, тема дискуссионная. Милош Ржига, например, обмолвился, что мода всё-таки дело сезонное, и вскоре российские клубы переключатся на шведов или других иностранцев – ведь это весело, разнообразие как-никак.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Финский триумф-2011

А ведь когда-то именно наши специалисты поднимали их хоккей, стоит хотя бы вспомнить Владимира Юрзинова-старшего и Бориса Майорова. Да, в дальнейшем в Финляндию хлынули канадские тренеры, и стиль финнов видоизменился. Но главное – они впитали в себя всё лучшее, словно губка. Так чем же хороши финские тренеры? Чем они так манят руководителей российских клубов?

В первую очередь это дисциплина. Финны сами по себе очень трудолюбивая и исполнительная нация, по крайней мере, что касается хоккея. Своего рода это европейские азиаты, у которых отлично получается быть исполнителями, действовать по чётким схемам и тренироваться, тренироваться, тренироваться.

Всё это национальные черты, но и роль тренеров здесь недооценивать не стоит. В большинстве своём тренер-финн – это если не диктатор, то человек жёсткий и вряд ли готовый простить вольности на льду.

Ещё одна черта национального финского хоккея – паническая боязнь ошибиться, абсолютно в любых ситуациях и моментах. Тем удивительнее, что самый эффектный гол чемпионата мира в Словакии забил именно финн.

Не удивлюсь, что если бы у Гранлунда этот трюк не вышел, а финны получили бы контратаку на свои ворота, Ялонен отправил бы пацана в глубокий запас, игроком какого бы великого таланта он ни был.

Именно отсюда идёт постоянный и не утихающий на протяжении всего сезона конфликт Сумманена и Куляша в „Авангарде”.

Свободолюбивый в плане действий на льду защитник раз за разом нарушал план на игру финского тренера, за что чуть было не был обменян в “Салават” на Твердовского, а в приступах гнева Сумманена именно Куляш был одним из главных объектов издевательств. По крайней мере, об этом говорили многие игроки омского клуба.

Понятно, что Сумманен – это несколько извращённая, концентрированная версия финского тренера. Жить и работать под гнётом целый год, а то и больше даже самый стойкий оловянный солдатик не справится, не то что живой человек. Но как играл „Авангард”! Из-под палки, в сопровождении истерик и чуть ли не под воздействием пыток, но играл.

Со вполне допустимыми творческими нотками, но предельно слаженно и дисциплинированно. Кубок континента – целиком заслуга Сумманена, так же как и валидольная серия с “Нефтехимиком” и поражение от „Магнитки” – на его совести.

Пусть сейчас критически ухмыльнётся Антон Курьянов, перекрестится Денис Куляш и в судорогах оторопеет Ягр, но Сумманен – это благо для Омска, и в целом он оставил о себе хорошую память. Если говорить о Раймо как о публичной фигуре, он был в прошедшем году безупречен.

Ну, быть может, с небольшой оговоркой, кроме критики Вамполы, но то было в плей-офф, когда Сумманен уже потихоньку начинал терять контроль над ситуацией. Этот финский улыбчивый мужчина всегда охотно общался с журналистами на пресс-конференциях и уважительно относился к коллегам, не раз комплиментарно высказываясь об их работе.

Но главное всё же не на поверхности, а внутри. Почему-то есть уверенность, что работа в Сумманеном для многих в “Авангарде” отложится в памяти надолго. Пройдя такую закалку, вряд ли кто-то из состава победителей регулярки КХЛ-2011 когда-нибудь станет сетовать на чрезмерную требовательность наставника и жёсткость его методов.

Скорее планка, занесённая Сумманеном до небес, будет неким ориентиром для его бывших подопечных. Тот же Куляш в работе с Билялетдиновым в „Ак Барсе” вряд ли узнает что-то новое — хотя бы по части дисциплины.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Раймо Сумманен – «омский ужас, летящий на крыльях ночи»

Родоначальник финской экспансии в России — Кари Хейккиля. Два серебра и бронза в ярославскую эпоху – весьма неплохо. Только если обладатель этих наград не столь амбициозная организация, как “Локомотив” Яковлева. Разбавь Хейккиля эту коллекцию хотя бы одним золотом, поставили бы ему в Ярославле памятник, ну или хотя бы чтили наряду с Вуйтеком.

»Вот что увидел: как только сложная ситуация в игре, этот финн начинает почёсывать подбородок. Я знаю, что это прострационная позиция. Он ни хера не может поймать. Всё, что делает чешущий подбородок тренер, мимо”, — как-то подметил острый на язык Сергей Николаев.

И ведь правда, есть в словах Сеича здравое зерно. Хейккиля – вечно второй, он олицетворение финского хоккея. Вся хоккейная идеология Суоми проникла в его нутро сполна. Он всё делает правильно, умеет поставить игру, казалось бы, руководит командной, но победы не приходят.

Был один чемпионский титул у Хейккили на родине, в 2004 году, перед отъездом в «Локомотив”. Но то – лучший среди равных. А вот в среде повышенной конкуренции, в сериях против русских тренеров Кари не хватало „инстинкта убийцы“, чувства собственного достоинства и, если обобщать, духа победителя.

Он боялся сделать последний шаг.

Но даже от спокойного с виду Хейккили в Ярославле не у всех остались приятные воспоминания. Так, Даниил Собченко после победы на молодёжном чемпионате мира над финнами прошёлся и по своему бывшему тренеру, и по этой нации в целом. В общем, не всегда загадочная русская душа поёт в унисон с финским кнутом.

Мистер Суйкканен, наследник Хейккили в Ярославле, себя в полной мере раскрыть не сумел. Суровый на вид, со скулами терминатора, он вряд ли позволял своим подопечными больше, чем его предшественник. Но хочется сказать о другом.

Всплеск результативности „Локомотива” при Вуйтеке, думается, не был бы возможен без подготовки и наработок Кая Суйкканена. Он ставил команде атакующий хоккей, а переход с оборонительной модели Хейккили давался отнюдь не безболезненно.

Вот только раз за разом шли поражения от равных себе, от топ-клубов лиги, а это лишь доказательство озвученной выше теории.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Кай Суйкканен – непонятый и неоцененный

Три финна в российской лиге одновременно – рекорд, который поставили наши клубы в минувшем сезоне. Всех героев этого рекорда уже нет на своих местах, разъехались кто куда. Пришли новые – опять же трое. Финская тренерская школа в полной готовности восстановить статус-кво.

Вот только Ялонен (Не Юкка, а Кари), Йортикка и Раутакаллио пришли в команды не столь звёздные и требовательные до результата. Чемпион СМ-лиги в составе ХИФКа Кари Ялонен спешит поднимать амбициозное “Торпедо”.

Ханну Йортикка, член Зала славы финского хоккея и трёхкратный чемпион Финляндии, не побоялся сумасшедших перелётов „Амура” и стал первым тренером-иностранцем в истории хабаровского клуба.

Пекка Раутакаллио, в свою очередь, постарается выполнить свою работу в Риге так, чтобы местные болельщики поскорее забыли Юлиуса Шуплера.

В успех этих тренеров почему-то верится. Не находясь под давлением, которое свойственно ведущим клубам, эти финны способны выжать из средних команд максимум и, быть может, пригнуть выше головы. Не застрахованы они, правда, и от ошибок предшественников.

У Ханну Йортикка, между прочим, на родине репутация сродни той, что имеется в портфолио у Раймо Сумманена. Иными словами, не прочь Йортикка палку порой перегнуть.

Другое дело, что в “Амуре” нет звёзд калибра Ягра, которые способны если не самолично уволить тренера, то всерьёз этому поспособствовать.

Финские тренеры на данный момент, пожалуй, наиболее специфичные среди всех европейских специалистов. В сочетании с не всегда трудолюбивыми русскими талантливыми хоккеистами эти любители порядка и организованности вполне способны создавать идеальные союзы. Вот только материальной отдачи от подобных комбинаций мы пока не наблюдали. Финн-тренер – будто воспитатель, но вряд ли победитель. Пока.

Читайте также:  В 1 класс пойдут миллионы детей

Выиграет ли когда-нибудь финн Кубок Гагарина? Что бы ни говорили о кризисе в отечественном тренерском цехе, а заветный кубок иностранец в руках не держал, если таковым, конечно, не считать швейцарца Быкова и шведа Захаркина.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

В планетарном масштабе у финнов получилось. Получится ли в масштабе КХЛ?

Источник: https://www.championat.com/hockey/article-3128731-finskij-fenomen.html

Невероятная образовательная реформа в Финляндии: от предметов к темам

Ричард Гарнер, корреспондент британской газеты The Independent, специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr

Надо сказать, что в математической части тестов PISA безоговорочным лидером является восточные страны — Китай, Сингапур, Тайвань, Корея, Япония. Читайте об особенностях математического образования в Шанхае, а также о двуликих традициях китайского высшего образования.

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний.

Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.

Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система — шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно.

Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» — элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику.

В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает.

Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг.

Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой.

Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы — например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Помимо изменений в учебной программе предполагается и повсеместное внедрение активного обучения, которое убирает учителя из центра класса, а основой учебного процесса становится совместная проектная деятельность небольших групп учеников.

Марьо Киллонен, глава департамента образования г. Хельсинки, говорит о планирующейся реформе:

Школы сейчас работают по устаревшей модели 90-х годов прошлого века; но нужды времени изменились, и нам необходимы перемены, которые удовлетворят потребности XXI века.

Можете себе представить, какой резонанс вызывают внутри страны среди педагогов известия о таких коренных изменениях.

Государство озаботилось возможным беспокойством со стороны работников образования, и готово простимулировать учителей прибавкой к зарплате.

Это естественно, ведь новая реформа, ставящая целью передачу междисциплинарных знаний, требует от каждого учителя-предметника плотной работы со своими коллегами. В такой системе нет смысла замыкаться на своей специализации.

Первыми реформы обкатываются в Хельсинки. По словам Паси Силандера, уже 70% учителей города, преподающих в старших классах школы, сейчас проходят курсы повышения квалификации и адаптации к новым реформам.

Нам приходится менять образ мышления. Крайне сложно помочь учителям начать, сделать первый шаг… Но те учителя, кто всё же осмелился, говорят, что ни за что бы не вернулись обратно.

На данный момент реформы претворяются в жизнь в лёгкой адаптивной форме — ежегодно школы страны проводят у себя «период тематического обучения», который длится несколько недель. В Хельсинки этот процесс имеет более жёсткие формы — новая модель обучения апробируется два раза в год. Планируется, что полностью на новую систему образования Финляндия перейдёт к 2020 году.

Источник: https://newtonew.com/school/finland-epic-education-reform

Феномен финской школы: меньше учишься — больше знаешь

Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Система образования Финляндии признана одной из лучших, а школьники демонстрируют самый высокий в мире уровень знаний

Не секрет, что современная система образования во многих странах отчаянно нуждается в реформировании.

Дети оканчивают школу, не понимая, как заработать на жизнь, заплатить по счетам или выполнять ежедневные рутинные действия взрослого человека.

Единственной и главной целью образования должно быть развитие человека и общества, но вместо этого нам говорят, что думать (а не как думать). В итоге мы учимся только тому, как влиться в общество и смешаться с другими людьми.

Однако это не касается Финляндии. Финская система образования признана одной из лучших в мире.

Например, согласно международным исследованиям, которые проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний.

При этом дети проводят наименьшее количество времени за учебой, а государство затрачивает на качественное и бесплатное образование школьников весьма умеренные средства.

Но Финляндия не почивает на лаврах, продолжая реформировать систему образования. Сейчас она занята внедрением подхода, позволяющего ученикам отказаться от изучения стандартных школьных дисциплин и перейти на комплексное междисциплинарное обучение.

«Школа в нынешнем виде, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик. Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию, делать то, что тебе велят.

Традиционная школа и сама похожа на фабрику – ряды парт, задание одно для всех, разговаривать нельзя, не то учитель накажет. Открываем учебник мировой истории: промышленная революция началась почти 150 лет назад. За это время много раз поменялись заводы, страны и люди. Но школа осталась той же. Лишь учебники распухли от новых фактов и цифр.

А парты рядами и учеба от звонка до звонка никуда не делись. Современные технологии сильно изменили жизнь и способ мышления. Раньше у учеников был один источник знаний – учитель. Сегодня им доступны сотни ресурсов, и учитель не должен пересказывать информацию из них, стоя у доски.

Проблема также в том, что мир быстро меняется, и непонятно, чему учить ребенка, чтобы это точно пригодилось ему в будущем. Старые профессии умирают, а какие придут им на смену, можно только гадать», — Марьо Киллонен, глава Департамента образования (Хельсинки).

Что такое межпредметная система обучения?

Это особенный подход к образованию, предполагающий отход от классического разделения материала на учебные дисциплины вроде математики и науки. Вместо этого, ученики будут выбирать одно конкретное направление и рассматривать разные его аспекты с точки зрения географии, истории или экономики.

Такая система обучения обучение использует естественный интерес детей к изучению мира в глобальном и реальном контексте. Вся информация и необходимые навыки преподаются без учета каких-либо границ между предметными сферами. Это позволит учащимся лучше освоить такие важные навыки для XXI века, как мышление, креативность, инновационность, командная работа и коммуникация.

Таким образом, школьникам больше не придется изучать только один предмет вроде физики, а сразу множество других, относящихся к какой-то одной теме (междисциплинарный подход).

Например, сначала школьники могут изучать Европейский Союз одновременно в языковом, экономическом, историческом и географическом аспектах, а на следующей неделе заняться рассмотрением климатических изменений, что уже будет включать в себя науку, экологию, экономику и политологию.

Отношения между учителем и учеником тоже меняется, поскольку школьник теперь сможет сочетать посещение школьных уроков и онлайн-обучение. Новая образовательная система также поощряет более открытый диалог. Сама структура системы образования станет менее иерархичной, больше опираясь на командные взаимоотношения.

Кроме того, составление программы обучения и оценивание успеваемости теперь будут проводиться не только преподавателями и другими сотрудниками факультетов, но и при непосредственном участии самих учащихся.

Как Финляндия будет внедрять новый подход

Финляндия славится своей прогрессивностью в сфере образования и очень высоким уровнем грамотности населения.

Один из ведущих экспертов в области реформирования школ и образования, профессор Гарварда Паси Салберг написал множество статей об образовательной системе Финляндии.

Он проделал огромную работу, чтобы поделиться финским опытом реформирования с остальным миром, и на то была веская причина.

Система образования Финляндии не всегда была такой, она претерпела значительные изменения. Например, финны не пользуются оценками, чтобы измерить уровень образованности. Тут нет общенациональных экзаменов или тестов. Тут обращают внимание на то, что детям необходимо знать для жизни, а не на рейтинги учеников.

Образовательная система Финляндии является децентрализованной, позволяя учителям менять расписание занятий в школах в соответствии с потребностями и предпочтениями конкретного региона.

Систему обучения Финляндия меняется постепенно, поэтому все школы будут переведены на новый формат только к 2020-му году. Хотя междисциплинарный подход к обучению многие финские учителя уже практикуют на своих занятиях.

Почему это так важно?

Многие дети не могут похвалиться идеальной семьей, и учатся на своем собственном опыте, за пределами стен родительского дома. Вот почему утверждение о том, что в школе дети не должны обучаться практичным дисциплинам, очень ошибочно.

Система образования призвана обучать детей всему тому, что им действительно поможет в дальнейшей жизни.

Зачем тогда мы засоряем их мозг пропагандистскими идеями и говорим, что есть лишь один способ чувствовать, думать и оценивать интеллект? Ведь не существует какого-то одного способа измерить разум — каждый человек особенный.

В этом и заключается вся прелесть дуализма: наши отличия являются нашими сильными сторонами, и мы не должны подавлять их только для того, чтобы удовлетворить требования общества. Система государственного образования должна это учитывать.

Именно поэтому децентрализация и междисциплинарная система обучения могут стать очень полезными для общества.

Они создают благоприятную среду для сотрудничества и помогают ученикам/студентам и преподавателям взаимодействовать между собой так, как они не могли этого делать при существующей до этого иерархии.

Возможно, новая система покажет учителям, что они могут учиться у своих учеников точно так же, как дети учатся у них.

Источник

Источник: https://samorealisazia.ru/fenomen-finskoj-shkoly-menshe-uchishsya-bolshe-znaesh/

Почему финские школы лучше американских

Если бы живущему в Финляндии американскому преподавателю Тиму Уокеру (Tim Walker) пару лет назад сказали, что его класс однажды попадет в документальный фильм известного режиссера Майкла Мура (Michael Moore), он бы не поверил. Тем не менее, это случилось.

В документальном фильме Where to Invade Next («Куда бы еще вторгнуться»), финская премьера которого состоялась 15 апреля, режиссер Майкл Мур ищет ответ на вопрос о том, каким образом финская школьная система за сравнительно короткий срок достигла таких блестящих показателей и стала образцом для тех стран, которые хотят достичь хорошего уровня образования.

В документальном фильме, привлекшем внимание многих еще до премьеры, есть интервью с министром образования Кристой Киуру (Krista Kiuru), приглашенным профессором Гарвардского университета Паси Салбергом (Pasi Sahlberg) и многими американскими учителями, работающими в Финляндии.

Один из них — Тим Уокер, учитель младших классов школы Рессу в Хельсинки, который своими коллегами принял участие в фильме. «Не мог себе представить, что однажды вместе со своим классом попаду в документальный фильм Майкла Мура. Он влиятельная, однако неоднозначная личность в США. Когда я узнал о возможности побеседовать с ним, я очень удивился.

Кроме школы Рессу, Уокер побывал в школах разных частей Финляндии. «В США очень интересуются финской системой школьного образования. Поскольку я живу в Финляндии и работаю в школах, я считаю одной из своих обязанностей рассказать о местной школьной системе и американцам».

Блог Уокера Taught by Finland и страница в Фейсбуке уже собрали более 20 тысяч читателей, его юмористические заметки о различиях в финской и американской культуре известны во всем мире и даже были напечатаны в американском журнале The Atlantic.

Helsingin Sanomat29.06.2004Yle28.05.2015Yle31.03.2016The Guardian07.03.2015Уокер рассказывает, что впервые узнал о различиях финской и американской школьных систем, еще когда жил в США. Тогда его жена рассказала о своем друге и школьном учителе, рабочий день которого часто заканчивался в час дня. В то время сам Уокер вкалывал, будучи учителем начальных классов, в среднем по 50 часов в неделю.«Мне действительно было тяжело ей поверить. Я считал, что рабочий день хорошего преподавателя не может таким коротким».Кроме того, информация о школьных переменах и их продолжительности удивила добросовестного американского учителя. «Моя жена рассказала, что в финских школах практически каждый час перемены по 15 минут. В это время учителя уходят в учительские пить кофе и читать газеты». «Я сказал, что этого не может быть. Хорошие учителя так не делают», — смеется Уокер.Мнение учителя изменилось только в Финляндии, когда Уокер сам стал частью финской школьной системы в начальных классах школы Рессу. Разница была большой: в Финляндии минимальная нагрузка преподавателя составляет 18 часов в неделю, в то время как в США — в среднем 30 часов в неделю.«Я оказался в абсолютно других учебных условиях и начал замечать, что все можно делать не так, как я привык, но при этом все равно можно достичь великолепных результатов. Учителю не нужно работать по 50 часов в неделю, чтобы заставить учеников учиться.По словам Уокера, в США о длинных и суматошных буднях учителей уже слагают анекдоты. Вкалывающие по 50 часов преподаватели расстраиваются из-за того, что не успевают даже сходить в туалет.«В Финляндии ни от кого не услышишь жалобу о том, что не хватает времени на то, чтобы сходить в туалет. У вас же есть пятнадцатиминутный перерыв практически каждый час».В США же нет таких царских перерывов между уроками.«В начальных классах продолжительность учебного дня — семь часов, из которых перемены составляют всего двадцать минут. Перемены устраиваются каждые два-три часа».Уокер, тем не менее, напоминает, что назвать американскую школьную систему образования плохой по сравнению с финской было бы очень просто.«В целом, обучение в американской школе, тем не менее, вызывает больше стресса. Школьные дни длиннее, времени на перемены нет, больше тестов и домашних заданий. Это сказывается на том, что у школьников наблюдается стресс, а у учителей в худшем случае наблюдается депрессия от переутомления на работе. Практически все без исключения американские учителя, приезжающие в финские школы, обращают внимание на то, что здесь школьники не находятся под давлением».Кроме того, Уокер особенно выделяет одинаковый уровень финских школ, что является очень необычным для американской системы. В США школы сильно различаются в зависимости от своего местоположения. Лучшие школы находятся, как можно догадаться, в самых богатых районах, где на образование выделяются большие финансовые ресурсы. «В Финляндии большой разницы между школами не наблюдается, вне зависимости от того, где находится школа — в Хельсинки, Турку или где-нибудь в Лапландии. Качество образования везде примерно одинаковое. В бедных районах США школам не хватает денег, в то время как в Финляндии самым бедным районам оказывается различная помощь.По мнению Уокера, Финляндия, по крайней мере, могла бы поучиться у страны за океаном развитию социальных навыков у детей. По его словам, в американских школах день начинается с того, что весь класс садится в кружок, и преподаватель рассказывает о важнейших событиях этого дня, ученики могут пообщаться или даже спеть вместе.Пользу от таких утренних собраний Уокер видит в развитии и поддержании сплоченности класса. В лучшем случае, количество ссор в финских школах можно было бы снизить, если бы у учащихся было время укрепить сплоченность на общих утренних встречах.Уокер рассказывает, что опробовал ежедневные утренние встречи со школьниками в начальных классах Рессу. Через некоторое время он заменил их на еженедельные. В конце концов, ему пришлось совсем от них отказаться, потому что возникла большая проблема.

«Утренняя беседа может продолжаться 20-30 минут. В финских школах на это трудно найти достаточно времени».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках, чтобы быть в теме главных событий. Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ
Феномен финской школы: -Она не является источником стресса

Источник: https://inosmi.ru/social/20160418/236171249.html

Финское образование: «феноменальный» подход… Размышляем вместе? | НОВАТОР

В прямой трансляции, организованной из Хельсинки Борисом Ярмаховым, значительное место было уделено разговору о феноменах, неких надпредметных явлениях и понятиях, вокруг которых может выстраиваться предметное содержание образования.

Хочется разобраться, что же все-таки это такое? Какими могут быть феномены? Есть ли что-то подобное у нас? Как это работает?

Феномены vs предметы

Феномены в финской школе появились в связи с намеченной реформой образования: первыми в мире финны решились уйти от деления учебного содержания на предметы, заменив их междисциплинарными курсами.

Читайте также:  Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа

В августе 2016 года в  Национальную образовательную программу Финляндии было включено тематическое обучение (phenomenon-based learning), приветствующее междисциплинарный подход. В полной мере внедрение этой системы должно произойти в 2020 году. Но и сегодня многие учебные заведения уже работают по-новому, особенно в старшей школе.

Вместо предметов в таком обучении есть темы. В качестве тем выступают такие комплексные понятия, как человек, Евросоюз, СМИ, технологии, вода, энергия и другие.

  • Авторы идеи утверждают, что такой подход является более гармоничным, эффективным, а также позволяет формировать у учеников навыки, необходимые для жизни в XXI веке: критическое мышление, креативность, умение работать в команде, находить, анализировать, обобщать и передавать информацию, предлагать нестандартные решения.
  • Но надо отметить, что предметы не заменяются полностью, они остаются; просто какую-то часть учебного материала школа дает в формате тем.
  • В начальной школе, где все уроки ведет один учитель, такой подход очень естественен. Изучаете вы, скажем, времена года, посмотрите на причину их смены (естественные науки) и на то, как это природное явление отразилось в литературе, музыке, живописи, познакомьтесь с новыми словами, которые потребуются для описания сезонных явлений, составьте словарик…

Понятно это и в старшей школе. Чаще всего в статьях по теме приводится пример с профессиональными курсами.

Например, подросток изучает профессиональный курс, ориентированный на подготовку специалистов для работы в сети ресторанов и кафе.

Что потребуется от него для этой работы? Математические навыки и некоторые экономические знания, навыки устной и письменной коммуникации, иностранные языки… Всё это и будет включать данный профессиональный курс.

Но нигде не увидела, ведет ли такой математико-экономико-филологический курс один учитель или целая команда педагогов. Если один, то откуда финны берут учителей, которые готовы вести все предметы одновременно? Если несколько, то как эти учителя договариваются между собой, чтобы курс был целостным, а не распадался на отдельные предметы?

А вот в основной школе, думаю, от предметов никуда не уйти. Ведь тогда разрушится системность знаний, которую человечество выстраивало столетия. Многие согласятся, что предметы — это фундамент. Предметы не только поле для совершенствования функциональной грамотности, но и поле для интеллектуального развития, формирования мировоззрения, понимания общей картины мира.

Есть хороший пример из истории американского образования, когда семьдесят пять лет назад Массачусетский технологический институт совершил прорыв в подготовке инженерных кадров.

Главным вызовом того сдвига было растущее расхождение между доминировавшей моделью профессионального образования, построенной на уже известном перечне профессиональных навыков, и ускоряющимся темпом научно-технического прогресса, благодаря которому многие из этих навыков устарели бы еще до конца карьеры специалиста. Решением, которое было найдено тогда, была идея готовить технических специалистов с фундаментальной научной подготовкой, что позволило бы инженерам оставаться на переднем крае своей профессии по мере ее развития.

Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures

Сегодня это еще более актуально. Навыки устаревают еще быстрее. И школьное образование обязано быть фундаментальным. Оно шире и глубже, чем те практико-ориентированные навыки, которые востребованы здесь и сейчас.

На определенном этапе реформирования российской школы конечный образовательный результат был низведен до уровня «функциональной грамотности» (Концепция модернизации российского образования, 2001), под которой понималась совокупность навыков, позволяющих выпускнику школы успешно справляться с жизненными ситуациями (вычислить проценты при оформлении кредита, написать резюме на английском языке, найти информацию в Интернете, вести здоровый образ жизни, правильно ориентироваться в текущих политических событиях и т.п.).

Конечно, хорошо, если ученики умеют выполнять простейшие действия в типичных практических ситуациях. Однако при этом не должна игнорироваться задача интеллектуального воспитания личности.

Ибо интеллект – это не только способность к адаптации к требованиям социальной ситуации, но и способность к надситуативному поведению, когда человек способен изменять наличные обстоятельства на основе выявления некоторых скрытых закономерностей и прогноза будущих событий.

М.А. Холодная и Э.Г. Гельфман. «Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся» 

А значит, и предметам всегда останется в школе место?

Но вернемся к феноменам, которые вместе с предметами завоевали себе место под солнцем. Являются ли они чисто финским изобретением? Или и в нашем образовании мы видим нечто подобное? Где именно?

Приведу несколько примеров того, что мне кажется похожим на финские феномены, надеясь, что участники сертификационной Академии смогут расставить все точки над i.

Ключевые межпредметные понятия

  1. Примерная основная образовательная программа включает в метапредметные результаты не только универсальные учебные действия, но и освоенные обучающимися межпредметные понятия, такие, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез.

  2. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

  3. Более подробный перечень межпредметных понятий можно посмотреть здесь.
  4. Есть ли родственная связь между этими межпредметными понятиями и финскими феноменами?

Интегрированные уроки

В памяти сохранился школьный педсовет, проходивший в середине девяностых. Учитель истории вышла с несколькими книгами энциклопедии для детей «Что есть что» издательства «Слово».

Это был перевод немецкой серии «Was ist was» (1960-2000), из  133 томов у нас было издано 35 и специальный выпуск.

Историк тогда сказала, что это книги, на которые стоит обратить внимание, потому что они задают новый подход: каждая из них рассматривает одно явление, но с совершенно разных сторон, безо всякого деления на предметы. Надо и нам учиться так работать.

И тогда в школе стали популярными интегрированные уроки. Вместе с учителем русского языка мы проводили урок «Периодическая система», вместе с математиком — урок по решению задач на проценты, в теме «Фотосинтез» объединились химик, физик и биолог, а «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери рассматривали вместе словесник, географ, биолог…

Скорее всего, объекты, ставшие основой интегрированных уроков, вполне могут называться феноменами.

Можно считать интегрированными и уроки, в которых какой-то объект рассматривается с разных точек зрения.

Например, в моем тематическом планировании давно прописались урок-конференция по теме «Вода – удивительное вещество» (9 класс) и ролевая игра «Суд над этиловым спиртом» (10 класс).

На уроке о воде ребята работают в группах: «физики», «химики», «биологи», «технологи», «географы», «экологи»… Правда, ищут информацию группы, выполняя домашнее задание, но представляют работу групп на уроке.

Образовательные путешествия

Формат, ставший популярным совсем недавно. Есть термин «междисциплинарные дни». Предположу, что это одно и то же. В нашей школе, например, образовательные путешествия стали традицией основной школы. Последнее было для 8 классов в эпоху Петра Великого.

Целый день восьмиклассники путешествовали по эпохе, а каждый из учителей реализовывал общую концепцию, наполняя, нет, не урок, станцию, своим предметным содержанием.

Объединившись с учителем английского языка, химик предложил детям создать музей европейских естествоиспытателей той эпохи на английском языке, на уроке физики дети моделировали, как рычаги и блоки могли использоваться на верфях, повторяя тему «Простые механизмы», а на математике решали проблемы строительства Санкт-Петербурга… Что это дает? В предметных знаниях выигрыша мы, возможно, не увидели. Но зато как это сплачивает и детей, и учителей!

Другими объектами образовательных путешествий были «Сказка о потерянном времени» (время) — 5 класс, золотое сечение — 6 класс, озеро Байкал — 7 класс…

Есть ли тут пересечение с феноменами, использующимися в финском образовании?

Проектная деятельность

Проекты по сути своей межпредметны. У многих пользователей портала «Новатор» есть опыт сетевых проектов программы Intel. Часть учителей и сейчас продолжают со своими учениками участвовать в проектной деятельности, выбирая подходящие для себя мероприятия в «Путеводителе сетевых проектов».

  • ФГОС основного общего образования предполагает создание школьниками межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно или социально значимой проблемы.
  • Проект, изучающий разные грани одного явления, это тоже феномен?
  • И, конечно, с феноменами тесно связаны артековские сетевые образовательные модули, о которых неоднократно рассказывалось на портале.
     

Коллеги, а как вы считаете, есть ли у нас феномены? Какие преимущества дает такой подход? И можете ли вы предложить интересные варианты феноменов?

Источник: https://novator.team/post/696

Phenomenon-based learning

Phenomenon-based learning или Явление-ориентированное обучение (PhBL или PhenoBL) является многопрофильной, конструктивистской формой обучения или педагогики , где студенты изучают тему или концепцию в целом, а не согласно предметно-ориентированному подходу.

PhBL включает тематическое обучение (также известный как раздел обучение или обучение), где  изучается конкретная тема, событие или факт, и тематическое обучение , где изучается понятие или идея. PhBL возник как ответ на идею о том, что традиционное предметно-ориентированное обучение устарело и удалено от реального мира.

Он начал использоваться в ВУЗах и совсем недавно в школах.[1]

Особенности

PhBL направлен на обнаружение связей между содержанием и предметными областями в рамках конкретной направленности.

[2] Он может быть использован как часть учитель-центрированного  пассивного обучения , хотя на практике он используется еще в личностно-ориентированном активном обучении средах.

Пример актуальных тем для изучения может быть изучение явления или темы (например, географические особенности, историческое событие, или примечательный человек) вместо отдельных предметов (например, географии, истории или литературе). .[3]

Актуальные обучения чаще всего применяется в качестве личностно-ориентированного подхода, где ученик, а не учитель выбирает тему или явление, которое должно быть изучено. [4]

Также как и проектное обучение, он также предоставляет возможности для изучения определенной темы или концепции в деталях. С позиции более глубоких знаний студенты развивают свои собственные идеи, осознания и эмоции по поводу этой темы.[5]

PhBL имеет несколько основных особенностей:

PhBL обеспечивает процесс, в котором новая информация наносится на явление или проблему. Информация, которая усваивается только посредством слушания или чтения, или в аннотации (такие как формулы и теории),часто остается в кратковременной памяти и не усвоены.

PhBL может продемонстрировать подлинность обучения, основное требование для более глубокого обучения. В среде PhBL , когнитивные процессы соответствуют тем, что имеются в реальных жизненных ситуациях, где изучаемый  предмет или умение используется. .

PhBL-это конструктивистская форма обучения, в которой учащийся рассматривается как активный строитель знаний и информации, формируемой в результате решения проблем.

Навыки

Характеристика внедрения

При обучении согласно Phenomenon-based learning уроков в традиционном понимании теперь нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

Предметы остаются в учебном плане. Но за год школа должна организовать по крайней мере один проект, по которому ученики будут работать в группе.

Задачу они могут выбрать сами, а подход к теме или феномену должен быть мультидисциплинарным”.

Финляндия

Начиная с 2016-2017 учебного года, в  Финляндии начинается реализация реформы образования, в результате которого будет введено Phenomenon-based learning .

Примечания

  1. ↑ Phenomenal Education. Retrieved 2017-06-03
  2. Differentiated Instruction — Thematic vs. Topical Instruction, Richland School District webpage Архивная копия от 13 декабря 2017 на Wayback Machine.

    Retrieved 2017-06-02

  3. ↑ Bashaer Al Kilani: What is Phenomenon-Based Learning?, Teach Middle East, April 21, 2016. Retrieved 2017-06-03
  4. ↑ Gary J. Mires and Peter W. Howie, and R.M.

    Harden: A 'topical' approach to planned teaching and using a topic-based study guide, Medical Teacher Journal, Volume 20, 1998 — Issue 5.

    Retrieved 2017-06-02

  5. ↑ Esim Gursoy: Implementing environmental education to foreign language teaching to young learners, in Educational Research (ISSN: 2141-5161) Vol. 1(8) pp. 232-238, September 2010. Retrieved 2017-06-02

Ссылки

  • Phenomemon-base learning
  • Навыки и феномены новой финской школы

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Phenomenon-based_learning

Хорошее самочувствие и хорошие оценки: может ли учеба приносить счастье? Американский опыт в финской школе

Моя жена Йоханна, финка по национальности, очень волновалась за меня. Она боялась, что если я не сбавлю обороты, то дело закончится больничным. Но я заявил, что это исключено.

Йоханна никак не могла понять, почему я не делаю перерывов и собираюсь и впредь работать в таком же режиме. Жена рассказала, что ее финская подруга, учительница из Хельсинки, трудится не больше шести часов в день, включая один-два часа на подготовку к урокам.

Мало того, уходя из школы где-то в начале третьего, она забывает о работе и полностью отключается. Я решил, что либо Йоханна что-то перепутала, либо ее подруга не ахти какой педагог. И заявил жене, что хорошие учителя не уходят домой сразу после обеда.

Они работают на износ, стараясь выложиться по максимуму. «Только не в Финляндии», — возразила Йоханна.

Я приготовился сменить профессию и забыть работу в школе, словно кошмарный сон. Однако один вопрос не давал мне покоя: а вдруг моя жена права? Неужели и впрямь возможно работать учителем и при этом оставаться здоровым и счастливым? Через три года мы с Йоханной решили переехать в Финляндию.

Когда в 2001 году были объявлены первые результаты теста PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в Финляндии с удивлением узнали, что их система образования оказалась лучшей в мире.

Довольно мягкий подход, которого там придерживались: короткие учебные дни, небольшой объем домашних заданий и минимум стандартизированных тестов — поколебал традиционные представления о том, как можно добиться отличных результатов учебы.

Маленькая северная страна показала Америке и всему миру, что есть другой способ обучать школьников, не сужая учебный план и не подвергая стрессу учителей и детей.

При этом отличия в методах видны как на уровне государственной образовательной политики, так и в малых масштабах, на уровне обычного класса.

Отрывок из главы 3. Независимость.

В первый год моей работы в Финляндии, за день до начала нового учебного года, у нас в школе состоялся педсовет. Перед тем как отпустить всех по домам, директор поинтересовалась, есть ли у учителей вопросы. Лично у меня их оставалось немало, но один вызывал особое беспокойство: куда вести пятиклассников после окончания занятий?

В Америке во всех начальных школах, где мне приходилось бывать, учителя каждый день после уроков отводят учеников к выходу и потом дети садятся на автобус или их забирают родители (в очень редких случаях ребятишки сами идут домой). Я полагал, что и в Хельсинки дело обстоит примерно так же. Но когда я задал этот вопрос коллегам, они были изумлены.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что их так поразило. Оказывается, финские учителя обычно не провожают детей после уроков. Здесь ученики просто выходят из класса и самостоятельно покидают школу — абсолютно все, даже первоклассники.

И вот в первый день учебного года я поступил так, как обычно делают мои финские коллеги. Когда закончился последний урок, я отпустил пятиклассников к выходу без сопровождения и с любопытством наблюдал, как они снимают одежду с вешалки в гардеробе.

Несколько учеников вынули телефоны и позвонили родителям, что было для меня совершенно необычным явлением. Более того, я услышал, как некоторые сообщают, что направляются домой — одни. На следующий день я между делом спросил, кто сам добирается домой, и три четверти класса подняли руки.

Как выяснилось, некоторые дети ездят на метро, кое-кто — на трамвае, а остальные идут пешком или садятся на велосипед.

В тот же учебный год я познакомился с второклассницей, которая сказала, что ходит домой одна. (Дорога шла через центр Хельсинки и ее длина составляла около километра.) Мало того, малышка добавила, что обычно ее родители возвращаются только вечером.

Но она не сидит сложа руки в ожидании взрослых, а самостоятельно делает уроки (если их задали) и готовит себе какую-нибудь нехитрую еду, например яичницу — свое любимое блюдо. Когда я рассказал парочке пятиклассников об этой девочке, они отреагировали совершенно равнодушно: «Да ничего особенного».

Один ученик заявил, что, еще будучи детсадовцем, ходил домой сам. Помню, в этот момент я подумал: «На какой я планете?».

В целом финские дети кажутся гораздо более самостоятельными, чем американские, но, конечно же, дело тут вовсе не в генетике. Причина этого феномена, по моим наблюдениям, заключается в том, что как дома, так и в школе им предоставляют многочисленные возможности делать самые разные вещи без опеки взрослых, благодаря чему они обретают бо́льшую независимость, в том числе и в учебе.

Преподавая в США, я всегда старался развивать в детях самостоятельность, особенно в начале учебного года. Но в Финляндии мне пришлось изменить свой подход: ведь, как оказалось, у большинства моих пятиклассников этого качества и без того имелось в избытке.

Я взял курс на независимость.

Как установили ученые, ощущение независимости является важнейшим компонентом счастья, и за два года работы в Хельсинки я убедился в этом на собственном опыте: мои ученики просто расцветали, когда я доверял им действовать по собственному усмотрению.

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/358119-horoshee-samochuvstvie-i-horoshie-ocenki-mozhet-li-ucheba-prinosit-schaste

Ссылка на основную публикацию