Финансовая грамотность появится в детских садах

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Финансовая грамотность появится в детских садах

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет – крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг. 

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой.

Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании», который пройдёт в г.

Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года. 

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как 

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников. 

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Повлиять на введение астрономии в школах

Оценим за полчаса!

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок». 

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер.

Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»,  «подарить», «положить в копилку» и т. п.).

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными. 

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Финансовая грамотность появится в детских садах

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между «хочу» и «надо». 

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях. 

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали? 

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на семинаре в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе! 

Рекомендуем прочитать: 

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ «Весь», 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ «Весь», 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ «Весь», 2013. 

Мария Юрьевна Чередилина, ведущий эксперт ООО «Академии профессионального развития», руководитель Международной школы практической педагогики, к.пед.н., магистрант программы EMBA Школы бизнеса МИРБИС.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/finansovaja-gramotnost-v-doshkolnom-obrazovanii

Экономическое воспитание дошкольников

Чистой экономики в дошкольном периоде нет, но есть предпосылки экономического воспитания ребенка. Можно давать доступные знания, знакомить с бережливостью, экономностью, рациональностью, деловитостью.

Читайте также:  10 книг из школьной программы, которые стоит перечитать взрослым

Экономика — есть искусство и правило ведения домашнего хозяйства. Именно такое определение подходит для дошкольного образования.

Ребенок воспитывается только в деятельности. Когда речь идет об экономической культуре, деятельность должна быть трудовой. Труд — важнейшая категория экономического мышления, он актуален в любой форме общества. Финансы, деньги, цена, стоимость только составляющие этой категории.

Автор курса «Тропинка в экономику» корпорации «Российский учебник» подчеркивает, что формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо встроить в систему нравственно-трудового воспитания.

Целью курса является экономическая социализация детей. Ребята учатся с ранних лет ценить то, что создают взрослые для них и для счастливой жизни. Это важное умение гармоничной социализированной личности.

Финансовая грамотность появится в детских садах

Часто задаваемые вопросы

С какого возраста ребенок готов узнать экономические основы?

Как правило, с пяти лет. Уровень подготовленности детей бывает разный. Однако, как показывает практика, в старших дошкольных группах дети уже разбираются в таких понятиях как цена и выгода.

Как реализовывать программу экономической грамотности?

Можно как в отдельных учебных блоках, так и в рамках привычных занятий. Лучше всего совмещать: дважды в неделю отводить время для целенаправленного формирования экономического представления у детей, а также ежедневно внедрять определенные приемы в стандартные учебные ситуации.

Чем могут помочь родители?

Родителям стоит брать детей с собой в банк, демонстрировать способы обращения с деньгами, а на учебных занятиях — рассказывать о работе, о новых модных профессиях. Также взрослый может готовить ребенка к походу в магазин, предупреждать, какие именно будут сделаны покупки. Это не только позволит избежать неловких ситуаций, но и приучит детей к планированию.

Как подготовить детей?

Прежде, чем реализовывать методы, нужно подготовить учебное пространство. Первое правило: все, что есть в детском саду, создано для интересной и счастливой жизни ребенка. Ни в коем случае нельзя наказывать детей за поломку игрушек.

Важно создать благоприятную среду, где нет страха, где ученик проявит самостоятельность и попробует починить игрушку или обратится за помощью к воспитателю. Второе правило: ничего не выбрасывать зря. Даже при таком простом действии как вырезание кружков, можно научить ребенка рационально использовать ресурсы.

Суть не в том, чтобы сэкономить бумагу, а в том, чтобы познакомить с понятием бережливости.

Финансовая грамотность появится в детских садах

Математика до школы. 6-7 лет. Рабочая тетрадь Часть 1.

Задания, предлагаемые в первой части тетради, знакомят детей с плоскими и объемными фигурами, их вершинами, ребрами и гранями, понятиями симметрии и проекции, демонстрируют математические фокусы и парадоксы.

Базовые математические понятия вплетены в увлекательную сказку, героями которой становятся точки, лучи, отрезки, квадраты и треугольники, ломаные и кривые.

Занимаясь по тетради, ребята учатся логически рассуждать и находить нестандартные способы решения задач, быть аккуратными и внимательными.

Купить

  1. Труд — продукт — товар.
  2. Деньги — цена — стоимость.
  3. Реклама.
  4. Полезные навыки и привычки в быту.

Темы занятий:

  1. Какие бывают деньги.
  2. Что было, когда не было денег.
  3. Откуда берутся деньги.
  4. Богатство и бедность.
  5. Благотворительность.
  6. Как заработать деньги.

На начальном этапе формирования компетентности нужно не возбуждать у детей повышенный интерес к деньгам, а знакомить ребят с социокультурным аспектом финансовой грамотности.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ekonomicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

В детских садах россии появились уроки финансовой грамотности

Сводить дебет с кредитом научат любого, кому исполнилось пять лет. И покупки к школе дети смогут сделать уже сами, правда, пока на родительские деньги.

Шестилетний Гоша тщательно выбирает продукты для семейного ужина. Хлеб, молоко и сладости – строго по маминому списку.

Несмотря на возраст мальчик уже умеет планировать бюджет и, по возможности, пытается экономить. Финансовую грамотность ему прививали буквально с пеленок.

Понятно, что ему не хватает математических знаний, он не считает в пределах сотни, он считает в пределах десятки. Но ему хватает смелости, умения читать список. То, что там написано.

А вот в семействе Пимковых «безденежье» отпрысков наоборот считают залогом счастливого детства. Пока дочери Кире доверяют лишь самые мелкие траты – на корм для животных и небольшие игрушки.

«Я люблю рыбок кормить», — признается Кира.

По мнению родителей, детям такого возраста куда важнее прививать духовные ценности.

«Важно, чтобы отношения человеческие оценивал ребенок не с помощью материального. А чтобы ценил искренность, душевность. Мне бы хотелось, чтобы мои дети росли без этого. По крайней мере, на дошкольном этапе», — рассказала мама Киры Ольга Пимкова.

Психологи соглашаются – к занятиям по обращению с деньгами некоторые дети могут быть не готовы. Однако такие уроки в раннем детстве зачастую определяют будущий род занятий.

«В этом возрасте ребенок хочет быть на кого-то похож, он может через эти уроки получить идентификацию с каким-то человеком. Например, «хочу быть как вот этот, быть как Ротшильд», — отметила психоаналитик Анна Кондякова.

На вопрос о пользе финансовой грамотности в детсадах страны уже ответили экспериментом. В Пермском крае простейшие понятия из мира финансов ребятам объясняют при помощи спектаклей и квестов. Детей знакомят с азами «купли-продажи» и даже валютным рынком.

О криптовалюте, блокчейне и майнинге здесь, конечно, не расскажут. Но вот что такое основы экономики объяснят легко: воспитатели даже запустили в оборот собственную игровую валюту.

«Это маленькие такие денежки «инвестики» и маленькие монетки – «инвики». Их дети могут использовать для игр, а также на занятия по ручному труду они могут этими деньгами расплачиваться», — рассказывает воспитатель детского сада №50.

Доступные занятия по обращению с деньгами для малышей разработали в Минпросвещения. Там же утвердили и специальный учебник для дошколят. В ближайшее время пособия хотят отправить в каждый из детсадов России.

«Мы выбрали для детей всего одиннадцать таких понятий. Что такое труд, покупка, деньги, сбережения. И самый, наверное, подходящий возраст, где начинается зарождение этих азов, это 5-7 лет», — заявила начальник управления реализации госзадания Татьяна Болотина.

Вместе с разработкой новой программы финграмотности ее создатели провели и соцопрос в регионах страны. Большая часть воспитателей и родителей высказалась за введение нового предмета. Теперь его планируют сделать обязательным.

Пока будущая программа находится на финальной стадии разработки. Методические рекомендации для педагогов уже обсуждают в федеральном Министерстве образования. В случае их утверждения финансовые уроки для самых маленьких могут стартовать уже в этом году.

Источник: https://ren.tv/novosti/2019-04-16/v-detskih-sadah-rossii-poyavilis-uroki-finansovoy-gramotnosti

С 1 сентября в детских садах могут появиться уроки финансовой грамотности

Минобрнауки и Центробанк запустили совместный проект. Теперь давать уроки финансовой грамотности нам будут, так сказать, смолоду….

Читать полностью…

Обрушение мировых фондовых рынков привело и к падению гривны. Украинская валюта менее зависима от цены на нефть, поэтому теряла стоимость не так резко, но сейчас ее падение побило все рекорды….

Мир возвращается в эпоху дешевой нефти, что является угрозой для современной, как оказалось, неустойчивой мировой экономики. Крупнейшие производители собираются нарастить добычу «черного золота», но это обернется длительным снижением котировок. Сейчас эксперты пытаются понять, кто при этом сильнее…

СМ-92Т «Финист» — это многоцелевое транспортное легкомоторное воздушное средство представляет собой цельнометаллический высокоплан, силовая установка которого имеет двигатель Walter M-601 производства компании «Aerotech Slovakia»…

Пресловутая «горячая кровь» и, мягко говоря, психологическая неустойчивость, присущие нередко восточным политикам, в том числе по причине абсолютного характера их власти, стали благодаря обвалу цен на нефть проблемой для всего мира….

Недавно российский миллиардер Леонид Федун (состояние $8,7 млрд), вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ», основной акционер и бывший председатель совета директоров этой компании, предсказал, что потери России из-за разрыва сделки ОПЕК+, в связи с коронавирусной инфекцией 2019-nCov (COVID-19), составят $100 -…

Китайская государственная нефтехимическая компания Sinochem Corp решила с мая 2020 года отказаться от продукции ПАО «НК Роснефть» и сотрудничества со связанными с ней фирмами, сообщает агентство Reuters. В компании увязали свое решение с санкциями США, направленными против Rosneft Trading SA,…

Бедность не порок, а серьезная проблема, с которой неизбежно сталкиваются миллионы россиян после выхода на пенсию. Резкое падение доходов и уровня жизни на заслуженном отдыхе практически неизбежно. Это подтверждает статистика – средняя зарплата в 2019 году в России составила около 47,5 тысячи…

Черное золото последний раз было так дешево почти два десятилетия назад. Такой нефтяной шок мало кто мог себе представить еще совсем недавно, как и возникновение пандемии в мире. Страдают все производители без исключения….

Украинские власти должны направить имеющиеся ресурсы на решение внутренних проблем страны, а не тратить почти половину бюджета на возврат долгов Международному валютному фонду. У Украины нет запасов на случай финансового кризиса, из-за чего государство стоит на грани….

Источник: https://finobzor.ru/67206-s-1-sentyabrya-v-detskih-sadah-mogut-poyavitsya-uroki-finansovoy-gramotnosti.html

В детских садах начнут обучать финансовой грамотности

В качестве официального повода для нововведения названо отсутствие финансовой грамотность населения. Согласно статистике 10% не вникают в содержание подписываемых ими финансовых договоров в банках. Каждый третий, несмотря на ведение личного бюджета не ориентируется в мире финансовых услуг, таковыми могут назвать себя лишь 2% населения страны. Ежегодно  НИУ «Высшая школа экономики» проводит опрос населения на тему финансовой грамотности, и по итогам становится понятно, что необходимо просвещать россиян в этом плане. Примечательно, что нынешняя кризисная ситуация в стране не увеличила число относительно финансово грамотных людей, как это было ранее – сейчас на первый план выходят политические события. Предполагается, что проведение финансового ликбеза среди подрастающего поколения сможет исправить ситуацию.

Воспитатели детских садов, комментируя нововведение, говорят, что уже привыкли к разнообразным творческим инициативам, которые влияют на содержание занятий в группах.

Уже сейчас можно привести примеры сказок, которые читают дети в детском саду, где имеются примеры неразумного обращения с финансами. Это и история Буратино, и старуха из сказки Пушкина.

Впрочем, современным детям ближе и понятнее другие герои, часто вещающие с телевизора. Но и в мультсериалах можно найти примеры разумного и не очень экономического поведения.

Чиновники предполагают, что введение уроков финансовой грамотности для самых маленьких поможет исправить ситуацию среди молодежи, которая привыкла жить сегодняшним днем, имея кредиты и не имея никаких накоплений. Причем так живут молодые люди не только в России.

Именно это и стало предпосылкой для попыток введения уроков финансовой грамотности в разных странах – их пытались ввести в курс обучения как самостоятельный предмет или сделать частью другого учебного курса.

По мнению многих международных и российских экспертов, такие знания полезно получать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у себя полезные финансовые привычки и избегать ошибок в будущем.

За рубежом практикуют различные методы финансового ликбеза. Так в Австралии играют в UnderstandingMoney, в Австрии работает программа под названием «Экономическая и финансовая грамотность», которая предусматривает походы в музеи денег и чтение тематических лекций.

В Голландии есть программа «Научиться занимать деньги на ранней стадии» для школьников, которая помогает им усваивать знания, в том числе и в игровой форме. Похожие программы запущены в Италии, Польше, Франции, Канаде, США и в других уголках мира. Что касается России, то здесь идея только на стадии воплощения.

Инициатива по введению уроков финансовой грамотности реализуется лишь в отдельных регионах, в некоторых частных дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.

Свою роль играют также и брошюры, дающие советы как детям в будущем стать богатыми. Взрослые могут почерпнуть из них полезную информацию.

Так, один из главных советов – по достижению ребенком 5-6–летнего возраста ему нужно выдавать карманные деньги, но не в качестве поощрения за выполненную работу. Этими деньгами он будет учиться распоряжаться, планировать свои расходы, сопоставляя их с доходами.

При этом нельзя давать ребенку слишком мало денег, чтобы у него не потерялся интерес, и нельзя строго контролировать его траты.

Со временем малыш научится разумно обращаться со своим «заработком», подрастет и тогда настанет время для того, чтобы родители могли поручать ему зарабатывать по-настоящему, выполняя посильную работу. И лучше если ее будут давать родственники ребенка. Так, моя машину, выгуливая собаку или поливая цветы, он начнет получать первые заработки.

Читайте также:  А судьи кто? школьные учителя будут сдавать экзамены

Источник: https://www.budumnum.ru/news/detskie-sadu.html

Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ

Дошкольный возраст (периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина)

  • Возраст: 3-7 лет;
  • Социальная ситуация развития: освоение социальных норм взаимоотношений между людьми;
  • Ведущая деятельность: игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра);
  • Новообразование: произвольность поведения, стремление к общественно-значимой деятельности.

Когда дети могут принимать финансовые решения:

  1. Опыт обращения с карманными деньгами после 4 лет;
  2. В 5 — 6 лет дети могут принимать небольшие финансовые решения с подаренными им деньгами;
  3. С 6 лет по гражданскому кодексу дети могут совершать мелкие финансовые сделки;
  4. В 7 лет могут потратить деньги самостоятельное (пользование социальной картой);
  5. От 14 – 18 дети могут активно участвовать в экономической жизни страны;
  6. Экономич самостоятельность у детей наступает с 17 лет;
  7. Открыть своё дело доступно с 18 лет.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решениц в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  • Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
  • Основные подходы:
  • формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
  • закрепление разумных материальных потребностей;
  • формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре — зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

Первичные финансовые навыки:

Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков (наглядных примеров), умело демонстрируемых взрослыми

  1. обозначение образца,
  2. действие по образцу,
  3. состояние эмоционального комфорта,
  4. повторение образца,
  5. выработка ритуального стереотипа,
  6. ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий,
  7. возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Сначала ребенку показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие «бережливого ребенка» (аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.).

Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения.

Важные моменты:

  1. Главное качество, которое воспитываем в ребёнке – бережливость.
  2. Всё время покупать – это неправильно.
  3. Бережливый подход к бюджету: у нас (у семьи) есть другие цели.
  4. Денежные средства зарабатываются трудом. Но труд бывает разный.
  5. Деньги – инструмент нашей жизни.
  6. Потредности детей должны быть разумными.

Разумные материальные потребности

Критерии «разумности»:

  • то, что имеет подавляющее большинство сверстников (платье на каждый праздник – учитывать, присоединиться к мнению большинства);
  • то, что вызывает у ребенка чувство удовлетворения, исключает зависть к другим, или, наоборот, чувство превосходства, желание демонстрировать перед другими имеющиеся «блага» (телефон старой модели – не удовлетворяет);
  • порождает у ребенка стремление бережно относиться к тому, что он имеет (разумное количество игрушек).

Эти критерии прежде всего обсуждать с родителями.

Опережающее – это формирование потребности. Сами предложите игрушку или вид деят – ти ( будет играть с конструктором – покупать развные конструкт)

Погашение – это удовлетворение потребности. Отслеживать, может ребёнок просто хочет быть лидером, тогда нужно погасить то, что стоит за потребностью.

  1. Переключение – машинки дорогие, предложить их вылепить из пластилина (с покупки на изготовление).
  2. Базовые нравственные понятия: (психологические установки)
  3. Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре — зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
  4. Нравственные представления дошкольников отражают нравственные оценки взрослого, в контексте конкретных поступков окружающих (прежде всего сверстников), сказочных и литературных героев, сюжетно-ролевых игр.
  5.    

Новые реалии современной жизни:

  • Экономические, социальные, культурные
  • Новые деньги
  • Новые семьи
  • Мультикультурность

Новая образовательная реальность:

  • Грамотные современные материалы
  • От практического опыта и умений к знанию
  • Индивидуализация
  • Соблюдения права семьи на автономию
  • Учет культурных различий

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
  • Определять разницу между «хочу» и «надо».

Иные задачи:

  • Популяризация темы для родителей и других воспитателей
  • Расширение социальных связей

Методы:

  • Беседа (диалог)
  • Ролевая игра
  • Дидактическая игра
  • Подвижная игра
  • Квест
  • Загадка
  • Экскурсия
  • Составление ментальных карт
  • Составление коллажей
  • Создание матриц для составления рассказов
  • Создать картотеку финансовых терминов
  • Условия индивидуализации и поддержки инициативы:
  • Базовое условие – в проект включаются только желающие дети и семьи.
  • Дополнительные условия индивидуализации:
  • вариативность, многообразие форм работы – каждому откликается что-то свое;
  • можно выбрать свою роль в игре или сказке, маршрут в квесте или музее;
  • на некоторые занятия можно пригласить своих друзей, членов семьи;
  • беседы строим как диалог, дети свободно говорят;
  • обсуждаем сложные ситуации, выбор героев сказок;
  • дети создают свои коллажи и ментальные карты – это тоже способ их самовыражения.

Роль родителей:

  • Включены в опросы и беседы, где могут проявить свою позицию, запрос
  • Помощники при организации экскурсий, игр.
  • Участники детско-взрослых занятий (активностей) по финансовой грамотности.
  • Зрители детских выступлений, наша «группа поддержки».

Циклограмма работы:

Циклограмма запускается 2 раза в год. Проект не имеет заранее заданного жесткого списка мероприятий, они формируются под задачи полугодия, которые видны из бесед и наблюдений и о которых удалось договориться с родителями и детьми.

  1. Беседа / Анкетирование родителей – выявление ситуации и запросов;
  2. Вводная беседа с детьми – выявление ситуации и запросов;
  3. Беседа с родителями – ознакомление с результатами опросов и бесед, уточнение запроса и плана работы;
  4. Создание избыточной образовательной среды:
  • Коммуникативной: игры, беседы, составление рассказов, экскурсии, квесты;
  • Функциональной: пополнение атрибутами, использование интернет-ресурсов;
  • Информационной: рассматривание картинок, чтение художественной литературы, обсуждение мультфильмов, беседы, анкетирование, видео-интервью.
  1. Совместные игры и квесты с родителями и детьми, Маршруты выходного дня, экскурсии на места работы родителей (банк, магазин, малое предприятие и др.), тематические экскурсии в этнографические и исторические музеи;
  2. Дополнительные занятия с детьми (чтение, игры);
  3. Оформление и обсуждение проделанной работы (фото, видео, выставка, полочка с книгами, творческие работы детей).

Анкета для детей:

  1. Что такое деньги?
  2. Зачем они нужны?
  3. Откуда берутся деньги?
  4. Есть ли у тебя деньги?
  5. Как ты их тратишь?
  6. Сколько тебе нужно денег?
  1. Анкета для родителей от 4 до 7 лет: 
  2. Уважаемые родители!
  3. Финансовая грамотность — умение принимать рациональные финансовые решения.

Наша команда  исследует  возможности усовершенствовать педагогическую работу родителей и воспитателей  по финансовой грамотности детей дошкольного возраста.Просим Вас принять участие в анкетировании.

Это будет возможно лишь в том случае, если Ваши ответы будут искренни и обдуманы (заполнены все пункты анкеты). Анкетирование проводится анонимно. Не забудьте, пожалуйста, указать сколько полных лет и месяцев Вашему ребенку и его пол. Спасибо

Ребенку   ___ лет ____месяцев

Мальчик / Девочка

  1. Как Вы считаете, надо ли проводить с ребенком дошкольного возраста работу по финансовой грамотности?
  2. Что Ваш ребенок  знает о деньгах?  Отличает ли он  различные монеты и банкноты?

     3.Умеет ли Ваш ребенок   сам расплачиваться в магазине наличными?

  1. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или не время от времени? В каком размере?

Пример ответа: еженедельно 100 руб от мамы.

  1. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?

     6. Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?

     7.Обсуждаете ли Вы  с  ребенком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).

    8. Привлекаете ли Вы   ребенка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

Специфика работы с дошкольниками:

  1. Использование сюж/ролевых игр типа: «Магазин», «Банк», «Кафе», «Почта», «Прачечная», «Семья» и т.д.4
  2. Продуктивная и трудовая деятельность с моментами бережливости:
  • как из этого листа бумаги получить как можно больше деталей или как лучше сложить лис бумаги и получить больше заготовок;
  • для пирожков муку нужно взвесить и взять необходимое количество и т.д.
  1. Использовать прозрачные кошельки и копилки, чтобы дети могли видеть, как накапливаются деньги.

Источник: https://kudlivskaya-nfdou12.edumsko.ru/articles/post/1831837

Финансовая грамотность в детском саду | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Короп Наталья Ивановна
  • Организация: Детский сад №10
  • Населенный пункт: Белгородская область, Алексеевский городской округ

Я работаю в детском саду уже много лет. И наблюдая за детьми, вижу, как вместе с изменениями условий нашей жизни изменяются дети, их игры, игрушки.

В современном мире родители все меньше уделяют времени обучению и воспитанию своих детей, все чаще дети сами смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры. Однажды в саду дети рассказывали кому, какие игрушки купили родители, как много игрушек у них дома. А я спросила, откуда же родители берут деньги, чтобы покупать им игрушки. И одна девочка сказала в банкомате.

Мне стало интересно, а знают ли они что деньги не просто можно взять в банкомате их нужно зарабатывать. Проведя, с детьми беседы о деньгах, о том, что бы они хотели иметь. Как они считают, легко ли можно заработать деньги, что необходимо покупать, а что необязательно.

Я поняла, что большинство детей имеют поверхностные знания о финансах, но при этом с большим интересом относятся к деньгам, значит, нужно нам взрослым рассказать им о них. Необходимо предложить детям игры с экономическим уклоном.

Работу по знакомству дошкольников с финансовой грамотностью я разделила на несколько этапов, включающих в себя серию игр и занятий.

На 1 этапе дети получали знания о «потребностях» на основе дидактических игр «хочу — надо», «потребности человека».

На 2 этапе детям давались знания о деньгах, понятии «семейный бюджет» из чего он состоит, что такое «цена товара» и откуда она берется. Знакомство с этими понятиями проходит через игры «семейный бюджет», «что можно купить за деньги», «семья», «маленькие покупки».

Следующим 3 этапом ознакомления детей с миром финансов проходило, через знакомство дошкольников с ресурсами (человеческими, природными). Я знакомила ребят с представителями товаров и услуг. Знакомила с понятием «экономия ресурсов». Проводила занятия по теме «Что кому нужно, что кем производится?»

Следующий шаг знакомства детей с экономикой воспитание полезных навыков и привычек, формирование бережного отношения к ресурсам. В процессе освоения 4 этапа подвожу детей к пониманию ограниченности ресурсов, бережному отношению к вещам, игрушкам. Воспитываю привычки соблюдать чистоту, порядок, бережно пользоваться всем, что дают им для игр, не тратить ничего зря.

В процессе освоения всех этапов дети усваивают следующие экономические понятия: потребности, товар, потребители, продажа, деньги, цена, рынок, бережливость, рациональность, экономность.

Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества.

У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходить к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Я продолжаю работать в данном направлении, разрабатывать и изготавливать новые интересные игры и занятия. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «мир финансов» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Родители стали моими помощниками и партнерами. Мне очень приятно, что я смогла заинтересовать родителей и донести до них значимость финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Я подготовила для педагогов и родителей мастер-класс и презентацию для ознакомления со своей работой.

Приложения:

  1. file0.docx.. 14,1 КБ
  2. file1.ppt.zip.. 5,5 МБ

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/12451

Ссылка на основную публикацию