Итоговое собеседование по русскому языку

Устное тестирование — глобальный проект, который объединяет в себе разные технические компоненты и требует тщательной подготовки. Для собеседования необходимо обустроить штаб, отделенный от основного учебного процесса. В штаб входят:

  • Помещение, в котором находятся компьютер (подключенный к интернету, с ПО «Результаты итогового собеседования») и принтер — то есть все то, что необходимо для получения и передачи по закрытым каналам связи экзаменационных материалов.
  • Аудитория (лучше несколько) для поведения экзамена. В каждом экзаменационном классе должны быть ноутбук, микрофон и часы.
  • Аудитория ожидания. Педагоги рекомендуют делать две аудитории ожидания, причем первая должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами.
  • Группа дежурных.

Кадровый состав:

  • Ответственный организатор — директор или заместитель директора.
  • Организатор вне аудитории — любой работник школы.
  • Технический специалист — учитель, владеющий навыками работы с компьютером.
  • Оценивающий эксперт — учитель русского языка и литературы (и никто иной!)
  • Экзаменатор-собеседник — педагог с хорошими коммуникативными навыками. Лучше, если девятиклассники уже привыкли с ним работать. Это может быть классный руководитель (если он не учитель русского), педагог-психолог, а также учитель, который преподает во всей параллели.

Хорошо, когда количество аудиторий для проведения собеседования равно количеству классов в параллели — но этот организационный момент зависит от того, сколько учителей русского языка и литературы работает в школе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Материалы итогового собеседования приходят через веб-портал, используемый для доставки экзаменационного пакета, либо через личный кабинет школы на сайте ВПР, с помощью кода.

Школа получает комплект с одним вариантом заданий, а также дополнительную форму оценки.

В каждую аудиторию, где проходит собеседование, необходимо распечатать по два экземпляра комплекта: для экзаменатора-собеседника и для эксперта.

Обратим внимание на распечатку. Составители ВПР утверждают, что цветная печать не обязательна, однако цветность может повлиять на ответ ученика.

Речь идет не об иллюстрации, сопровождающей текст для чтения, а о задании, где ученик составляет монолог по фотографии. На практике даже просто блеклые краски затрудняют работу: сложно определить время года, погоду.

Поэтому, если есть возможность, стоит распечатать на цветном принтере хотя бы изображения к монологу.

Важно помнить, что условие проведения собеседования — поточная запись. Микрофоны включаются в 9 часов и выключаются только тогда, когда заканчивает ответ последний ученик. После запись сохраняется, архивируется и передается в РЦОИ через «облако» или флеш-накопитель. Для аудиозаписи можно использовать бесплатную программу, например, Audasity.

Итоговое собеседование по русскому языку

Последовательность действий

Получив представление о том, кем и в каких условиях и должно проводиться собеседование, рассмотрим организацию в день проведения экзамена.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Устная часть егэ по русскому пройдет в форме собеседования

Оценим за полчаса!

Предварительная подготовка

Мероприятие начинается после 9 утра. Нужно учесть, что печать и прочая подготовка материалов занимает некоторое время.

Как совместить экзамен с учебным процессом — в разных школах этот вопрос решают по-разному. Можно встретить рекомендацию поочередно забирать учеников с уроков. Однако такое «выдергивание» сказывается негативно. Собеседование — это коммуникативная задача, школьником нужно настроиться на соответствующее общение, поэтому лучше уделить внимание подготовке в аудиториях ожидания.

Разделение по группам

Классы можно разделить на подгруппы, составом, например, по 5 человек из класса. Каждая группа подходит в первую (или единственную) аудиторию ожидания к определенному времени.

Там находится список участников, в котором указан номер кабинета для сдачи экзамена или проставлена неявка. Если аудиторий ожидания две, дежурные постепенно проводят ребят во вторую, рядом с экзаменационными кабинетами.

С определенной периодичностью в первую аудиторию ожидания подтягиваются следующие группы.

Целесообразно аудиторию подготовки снабдить иллюстрированными журналами, книгами или иной литературой, настраивающей учеников на предстоящие коммуникативные задачи.

Правильно будет распределить учеников по группам в зависимости от активности и успеваемости. Пусть наиболее коммуникабельные и уверенные в своих знаниях ученики идут первыми, за ними — хорошисты, а «слабые» ребята сдают последними.

Некоторых педагогов смущает, что в собеседовании представлен всего один вариант заданий, и первые учащиеся, прошедшие экзамен, могут передать вопросы остальным. В этом нет ничего страшного.

Собеседование проверяет умение общаться, владение речью и, если школьник не освоил это до экзамена, знание вопросов ему не поможет.

Итоговое собеседование по русскому языку

В экзаменационной комнате

Процесс собеседования четко регламентирован и ограничен по времени. На ответ одного ученика дается не более пятнадцати минут, за час пройти собеседование должны четыре ребенка. Желательно, чтобы ученик, который идет после экзаменуемого, уже ждал свой очереди на стуле рядом с дверью в кабинет.

Правила общения прописаны до мелочей. Войдя в кабинет, ученик должен назвать в микрофон фамилию, имя, отчество, класс, номер варианта работы. Экзаменатор-собеседник, выдавая карточку с заданием, обязан озвучить его номер, сами требования, количество времени на подготовку.

Прежде чем приступить к ответу, ученик тоже называет номер задания. Педагогу очень важно отследить этот момент, поскольку задание засчитывается, только если школьник указал, что начинает отвечать, а это часто забывается.

Экзаменатор может напомнить: «Объявите, пожалуйста, номер вашего задания».

Во время подготовки к пересказу ученик имеет право делать пометки на черновике, выстраивать план. Когда приходит время ответа, педагог объявляет: «Пересказ текста» и забирает текст, у школьника остается на руках карточка с цитатой, которую нужно использовать в своем пересказе.

В задании, где сразу начинается живой диалог, учитель вначале говорит «Давайте с вами побеседуем», а после задает только те вопросы, которые есть в карточке. Подобные правила прописаны для каждого задания, поэтому педагогу-экзаменатору необходимо запомнить инструкции из спецификации.

Работа учителя-эксперта на собеседовании — оперативная и многозадачная. При ответе ученика нужно заполнять одновременно две формы:

  • протокол (индивидуальный для каждого участника), данные из которого потом попадут в Специализированную форму внесения результатов,
  • дополнительную схему оценивания.

Теоретически, эксперт может провести оценку после, на основе аудиозаписей.

Однако результаты должны быть отправлены организаторам собеседования еще в день экзамена, поэтому на практике у эксперта нет времени заново прослушивать всех учеников.

Аудиозапись можно использовать для перепроверки ответов отдельных школьников. Экспертам лучше расположиться за спиной экзаменуемого — так, чтобы ученик не видел процесс выставления оценок и не отвлекался на него.

Итоговое собеседование по русскому языку

Система оценки

По результатам собеседования школьник получает зачет или незачет.

Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Таким образом, за работу ученик может получить максимум 19 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов.

Критерии преимущественно разделены по заданиям. Например, в пересказе учитывается сохранение микротем, соблюдение фактологической точности, работа с высказыванием, способ цитирования.

Если ученик сохранил в ответе все микротемы, он получает за это 1 балл, если нет — 0 баллов.

Иначе выглядит дополнительная схема оценивания. Таблица рассчитана на внесение информации по нескольким ученикам и разделена на две части: задания 1 и 2, задания 3 и 4. Первая часть содержит следующие критерии:

  • Чтение вслух — интонация и темп.
  • Пересказ текста — микротемы, фактические ошибки, уместность цитаты, ошибки при цитировании.
  • Грамотность речи в обоих заданиях — грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, искажение слов.

Вторая часть собеседования оценивается аналогично:

  • Монолог — количество фраз по теме высказывания, соответствие речевой ситуации, смысловая цельность и логика.
  • Диалог — ответы на вопросы, соответствие речевой ситуации.
  • Грамотность речи в обоих заданиях — грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, богатство речи.

По каждому критерию ученик получает 1 или 0 баллов.

Поскольку большинство элементов экзамена представлено в открытом доступе, учителя могут потренироваться с учениками в проведении собеседования. Как готовиться к выполнению заданий, описано в нашем материале: Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки.

Дополнительная информация (примеры форм, фотографии рабочего места и схемы организации работы) содержится в презентации.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-2018-poryadok/

Как сдать итоговое собеседование по русскому в девятом классе

Уже через две недели все девятиклассники впервые пройдут обязательное собеседование по русскому языку. С 2019 года «зачет» по нему официально считается допуском ко всем остальным экзаменам. О подробностях «РГ» рассказала заместитель директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Ольга Котова.

Ольга Алексеевна, о чем на устном экзамене спросят школьников?

Ольга Котова: Это не экзамен, а допуск к экзаменам. Цель испытания — понять, как хорошо дети владеют русским языком. Всего четыре задания. Первое — чтение вслух небольшого текста — около 180 слов. Несколько абзацев.

Пару минут можно потратить на то, чтобы пробежать их глазами, познакомиться, и затем начать читать. Материалы интересные: посвящены выдающимся россиянам, знакомым ребятам по урокам истории, обществознания, литературы, биологии.

Итоговое собеседование по русскому языку

Ольга Васильева: ЕГЭ в России стал социальным лифтом

Второе задание — пересказ. Здесь также несколько минут на подготовку. Можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную мысль.

Но есть важное условие — нужно не просто пересказать прочитанный текст, а постараться органично «вплести» в свою речь цитату. Она дается здесь же.

Например, в демоверсии на сайте ФИПИ размещен текст про Юрия Гагарина. А цитата про него — от Сергея Королева.

Зачем нужна цитата?

Ольга Котова: Она расширяет контекст. Позволяет перейти от биографии конкретного человека, например, к значению подвига, научно-исследовательской работы. Вариантов может быть много. Но все они абсолютно посильны для девятиклассников. Третье задание — монолог. И здесь у ребенка уже появляется выбор.

Какой?

Ольга Котова: Ученик может выбрать описание, повествование или рассуждение. Эти задания предполагают принципиально разный характер речи. В первом случае ребенку будет показана фотография: допустим, школьного праздника или спортивного соревнования.

Нужно описать, что видишь: место и время события, кто в нем участвует… Во втором случае школьник должен будет рассказать о чем-то на основе своего жизненного опыта. К примеру, о походе или экскурсии, которая запомнилась больше всего.

Третья тема носит проблемный характер, предполагает рассуждение и ответ на вопрос «нужно ли?». Например: «Всегда ли нужно следовать моде?».

В этих трех вариантах мы предлагаем небольшой примерный план с наводящими вопросами, которые помогут раскрыть тему. А вот четвертое задание — диалог с собеседником-экзаменатором. Вопросы могут быть направлены на то, чтобы школьник расширил свой ответ, дополнил, уточнил. На всякий случай для учителя тоже составлена «шпаргалка» — карточки с примерными вопросами по теме.

Экзаменатором-собеседником будет русист?

Ольга Котова: Не обязательно. Это может быть любой педагог, у которого есть хороший контакт с детьми. Учитель физкультуры или труда? Пожалуйста. Если он может разговорить школьника — отлично. Школьный психолог, социальный педагог тоже могут выступать в этой роли.

Максимальный балл за собеседование — 19. Для «зачета» достаточно 10. У тех, кто не сдаст с первого захода, будут еще две попытки — 13 марта и 6 мая

Собеседование проводится в той же школе, где учится ребенок, максимально мягко, и занимает не больше 15-16 минут. Нет ни рамок металлоискателей, как на ЕГЭ, ни камер. Даже учебный процесс прерывать не обязательно. Мы апробировали модель, когда прямо во время уроков ребят по списку вызывают для собеседования в отдельный кабинет, а затем они возвращаются в класс.

За что можно получить «незачет»?

Ольга Котова: На собеседовании проверяются не знания правил русского языка, а умение их применять в речи. Оценивается качество речи в целом, в системе. Поэтому важно говорить максимально грамотно.

Это первое условие. А второе — не подменять задание другой темой, которая больше нравится. Если выбираешь описание — описывай именно то, что реально есть на фотографии, не воспроизводя заученные тексты.

Итоговое собеседование по русскому языку

В России появится система аттестации директоров школ

В целом речь ребенка оценивается по целому ряду критериев. Среди них — темп чтения, правильная интонация, соблюдение речевых, грамматических, орфоэпических норм… Максимальный балл за собеседование — 19. Для «зачета» достаточно 10. По нашим прогнозам, с первого раза справиться должны 92-95 процентов ребят. У остальных будут еще две попытки — 13 марта и 6 мая.

Есть ли специфика собеседования для школ в национальных республиках?

Ольга Котова: Задания изначально выстраивались с учетом возможностей ребят, для которых русский язык неродной.

Мы знаем, какие у них возникают трудности, какие есть типичные ошибки: национальные республики участвовали в апробации итогового собеседования с первого дня. И мы понимаем, что в некоторых регионах есть очень яркая этнокультурная специфика.

Поэтому в разнообразии тем, исторических личностей, изображений, предложенных для описания, могут быть нюансы. Но и только. В каждом регионе будет свой комплект заданий.

Где и как потренироваться в красноречии

Ольга Котова: Главный совет — больше разговаривать с друзьями, родителями, учителями. Говорить по-русски, без сленга, не стесняясь. Задания действительно простые.

Если все-таки есть неуверенность, например, при расстановке ударения, можно потренироваться чтению вслух дома. Для тренировки подойдет практически любой учебник. Еще вариант — описывать вслух свои ежедневные впечатления.

Что я вижу, когда иду в школу? Что интересного было на занятиях в школе? Как прошел мой учебный день?.. Это самые простые коммуникативные упражнения.

Если ребенок от волнения впадает в ступор и двух слов связать не в состоянии? Как правило, школа таких ребят знает: примерно также они могут вести себя, защищая проект перед классом или просто отвечая у доски.

Учителя должны постараться снять возможный стресс, создать для ученика максимально комфортную обстановку. Сделать все возможное, чтобы он успокоился, собрался.

Здесь очень много будет зависеть от мастерства педагога-экзаменатора: важно, чтобы он нашел подход.

Источник: https://rg.ru/2019/01/28/kak-sdat-itogovoe-sobesedovanie-po-russkomu-v-deviatom-klasse.html

Девятиклассники могут записаться на итоговое собеседование по русскому языку онлайн

Учащиеся девятых классов столичных школ могут записаться на итоговое собеседование по русскому языку онлайн. Услуга доступна на портале mos.ru.

Читайте также:  Наблюдатели поймали на списывании 6 участников егэ

Подать заявку на регистрацию может школьник старше 14 лет или родитель (законный представитель).

Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо открыть раздел «Образование» в «Услугах» и выбрать «Запись на участие в ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итоговом сочинении (изложении), итоговом собеседовании по русскому языку для девятых классов».

Затем указать нужный тип записи (запись на участие в итоговом собеседовании по русскому языку) и заполнить открывшуюся электронную форму, обращая внимание на подсказки.

Здесь потребуется внести сведения об участнике собеседования и данные документа, удостоверяющего его личность. Если заявление подает родитель или законный представитель, нужны его данные.

Имеющиеся в личном кабинете сведения загрузятся автоматически. Если школьнику требуются специальные условия, следует предоставить документ, который подтверждает их необходимость.

Заявление рассматривается в течение 14 календарных дней.

Уведомление об участии в итоговом собеседовании направят в личный кабинет. Сообщение будет содержать информацию о дате и месте проведения экзамена.

Воспользоваться услугой могут только пользователи, которые указали номер СНИЛС в личном кабинете. Заявление можно подать с любого компьютера, планшета или смартфона с доступом в интернет не позднее, чем за две недели до даты проведения собеседования.

Раньше для участия в итоговом собеседовании учащиеся подавали заявления в письменном виде в школах.

Сервисы для школьников на mos.ru

На mos.ru доступна услуга записи на участие в ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ-11), ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ-9). При этом горожане с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать условия для проведения экзаменов, рекомендованных Центральной психолого-медико-педагогической комиссией.

На mos.ru также можно узнать результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В личном кабинете на портале mos.ru есть виджет «Государственная итоговая аттестация».

Он позволяет получать информацию о количестве набранных баллов и оценках, а также видеть ссылку, перейдя по которой можно ознакомиться с результатами ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения) и итогового собеседования по русскому языку.

Школьникам и их родителям доступны подробные результаты, изображения бланков, аудиозаписи устной части ответов по иностранным языкам.

Через mos.ru также можно подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами за экзамен. Чтобы воспользоваться услугой, следует выбрать «Среднее общее», а затем перейти к сервису «Подача апелляции на результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)».

Пользователи также могут подключить уведомления — сообщения будут поступать на электронную почту и на телефон в виде пуш-уведомлений.

Для этого необходимо в личном кабинете зайти в раздел «Профиль», выбрать «Олимпиады и ГИА», указать данные об участнике экзамена и в разделе «Настройка подписок» подписаться на уведомления.

Подписка действует и в мобильном приложении «Госуслуги Москвы».

Для пользователей разработали инструкции, где описан пошаговый алгоритм действий и указаны сроки подачи заявлений на портале. Инструкции размещены на сайте регионального центра обработки информации города Москвы в подразделах «Регистрация участников» соответствующих разделов ГИА-9 и ГИА-11.

Итоговое собеседование по русскому языку

Источник: https://www.mos.ru/news/item/64735073/

Как подготовиться к итоговому собеседованию

Итоговое собеседование по русскому языку

Очередной эксперимент над учениками девятых классов — итоговое собеседование, которое является допуском к ОГЭ по русскому языку. Преподаватель Анастасия Веремчук даёт советы по подготовке к этой работе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

С нынешнего года итоговое собеседование по русскому языку становится обязательным для всех школ. Работа состоит из четырёх заданий: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание, диалог. Зачет получат дети, набравшие от 10 баллов из возможных 19. Давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание, готовясь к новой февральской «экзекуции».

1. Чтение текста

Время на подготовку — 2 минуты. Оцениваются интонация, темп чтения и соблюдение языковых норм. Основные камни преткновения в задании: постановка ударений, склонение числительных, нормы произношения и дикция.

Как готовиться. Запомните, как ставятся ударения в словах, в которых чаще всего делают ошибки не только школьники, но и взрослые (см. орфоэпический словник, составленный ФИПИ). Обратите внимание на постановку ударений в глаголах прошедшего времени (начал-началаачали, принял-приняла-приняли и т. п.).

Потренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество (более пятисот, равно двумстам, о трёхстах) и порядок при счёте, годы (в тысяча девятьсот пятидесятом году). Вспомните, как читаются римские цифры (XVII = 17-й век). Почитайте тексты вслух с размеренной интонацией, делая нужные паузы на месте соответствующих знаков препинания.

Не торопитесь: оценивается не скорость вашего чтения, а выразительность.

2. Пересказ текста

Время на подготовку — 2 минуты. Для пересказа вам понадобятся примерно те же приемы, что и для написания изложений. Выбрасывайте ненужные детали, сложные обороты, повторяющиеся мысли, объединяйте похожие факты в одно целое, перефразируйте, говорите простым и понятным языком.

Постарайтесь уже во время чтения рисовать в голове картинки происходящего, визуализировать текст, чтобы затем по этим кадрам воссоздать прочитанное

Используйте примерно минуту подготовки, чтобы сокращённо записать ключевые слова: глаголы, существительные, числительные. Применяйте условные знаки, схематические изображения, любые удобные для вас сокращения.

Если вы неплохо знаете английский, то можете использовать в своих заметках короткие слова из этого лаконичного языка («let» вместо «позволили», «предоставили возможность»; «age» вместо «возраст» и т. п). Многие тексты в официальном сборнике ФИПИ посвящены знаменитым российским спортсменам.

Чтобы перечислить их достижения, не допустив фактических ошибок, продумайте заранее сокращения для разных видов спортивных состязаний (ЧМ — чемпионат мира, ЧЕ — чемпионат Европы, ОИ — Олимпийские игры).

Так как при оценке вашего пересказа учитывается соблюдение языковых норм, постарайтесь, чтобы в вашей речи отсутствовали: тавтология («рисовал рисунки»), плеоназм — повтор близких по смыслу слов («главная суть»), некорректное сочетание слов («уделять значение» вместо верных вариантов «уделять внимание» либо «придавать значение»), ошибки в употреблении предлога с существительным («по окончанию» вместо «по окончании», «согласно приказа» вместо «согласно приказу»), коряво прикреплённый к предложению деепричастный оборот («Окончив институт, учёным было сделано важное открытие» вместо «Окончив институт, учёный сделал важное открытие»), неправильно построенное сложное предложение («Он решил то, что нужно развивать отечественную авиацию» с лишним словом «то»), ошибки в управлении («Он любил и гордился своей страной» вместо «Он любил свою страну и гордился ею»).

В пересказ текста вам необходимо будет включить одну конкретную цитату. Её можно переделать в косвенную речь, а можно оставить без изменений. Главное — найти для неё место, опираясь на логику и содержание текста. Иногда это место очевидно сразу, но в некоторых случаях нужно время, чтобы его обнаружить. Постарайтесь отвести на это хотя бы полминуты.

3. Монологическое высказывание

Время на подготовку — 1 минута. В третьем задании у вас есть возможность выбрать одну тему из трёх предложенных и построить своё высказывание по законам описания, повествования или же рассуждения.

Выбирайте ту тему, которая вам ближе и понятнее.

Если вы совсем не разбираетесь в катании на сноуборде или не любите театр, то не беритесь за монолог, посвящённый этой теме: последующие вопросы преподавателя будут касаться того же вида досуга.

1. Описание. Перед вами фотография или репродукция картины. Внимательно рассмотрите изображение и его детали (одной минуты на это, пожалуй, хватит, а вот ваша речь по большому счёту будет уже спонтанной).

Если вы не уверены в том, какое именно действие или событие отражено на снимке, примерьте на себя роль знатока из игры «Что? Где? Когда?»

Помните, как строит свой ответ знаток, которому не хватило времени на размышление? Он подробно описывает то, что видит перед собой, а в процессе этого размышления рождается правильный вывод.

Попробуйте сделать так же: «Я вижу на фотографии…» Кого? Как они выглядят? Во что одеты? В какое время года обычно носят такую одежду? Каков возраст этих людей? Похожи ли они друг на друга? Они родственники или, может, друзья? Как они относятся друг к другу? Что можно сказать о выражении их лиц? Им нравится то, что они делают? Какие детали помогают нам понять, что же всё-таки происходит на картинке? Сделайте вывод. Не забудьте о примерном плане своего ответа, полученном вместе с фотографией: если вы отвечали в произвольном порядке, то убедитесь, что все пункты освещены.

Как готовиться. Описывайте вслух разные снимки — в первую очередь те, на которых просматривается определённый сюжет.

Листая свою ленту Инстаграм, останавливайтесь на тех кадрах, которые можно использовать для тренировки. Это задание интересно выполнять в паре, подкидывая друг другу неожиданные фото, достойные описания.

Но эффективнее, конечно, готовиться по сборнику ФИПИ с типичными картинками и планами ответов.

2. Повествование — развитие действия во времени. Выбрав этот тип монолога, представьте себя сказочником, эдаким Оле Лукойе, а ещё лучше — знаменитостью, вспоминающей интересный случай.

Добавьте к плану ответа, который вам достался, вступление и заключение: это улучшит впечатление от вашего рассказа, укрепит его структуру.

Опора вашей речи — глаголы, описывающие, что произошло, в какой последовательности, какие эмоции это вызвало у вас и у других участников событий и т. п.

Как готовиться. Потренируйтесь рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни.

Попросите своих слушателей давать вам задания для спонтанного монолога: «Расскажи о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии, о прошлых выходных…» Эти и подобные задания включены в сборник от ФИПИ. Еще там много тем, связанных с семьёй, с отношениями в ней, а также с активным отдыхом.

3. Рассуждение. С одной стороны, это самый интересный вид высказывания, а с другой — самый сложный, если учесть, что на подготовку к нему отводится всё та же сиротливая минута.

Диапазон тем широк, многие из них носят отвлечённо-философский характер, содержат дискусионные вопросы, на которые непросто ответить без промедления даже взрослому.

Вот вопросы из опорного плана к некоторым темам:

  • Какой герой нужен нашему времени?
  • Есть ли ситуации, в которых правду лучше скрыть?
  • В каких сферах жизни общества заимствованные слова используются чаще всего?
  • Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигаются в современном мире?
  • Что влияет на выбор жизненной цели?

Если вы с ходу готовы рассуждать на подобные темы, подкрепляя свои мысли какими-то доказательствами и примерами, то вы справитесь с этим заданием. В случае затруднения благоразумнее всё же выбрать повествование или описание. Хотя лёгкие темы для рассуждения в сборнике всё-таки есть: о роли Интернета в современном мире, о важности книг, о здоровом образе жизни и др.

Выбрав монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов в названии темы. Допустим, вы рассуждаете о том, нужно ли следовать моде в наше время. Дайте своё определение слову «мода», задумайтесь о плюсах и минусах этого явления, об отличии понятий «модный» и «стильный». Не забывайте о примерном плане вашего ответа.

Попробуйте привести примеры из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей. Возможно, вы вспомните афоризмы и высказывания известных людей на эту тему. Всё это способно украсить ваше рассуждение, сделать его более аргументированным.

Придумайте финальную фразу со словом «итак» или «таким образом», чтобы достойно завершить свой монолог.

4. Диалог

Это ответы на дополнительные вопросы учителя в рамках той темы, которую вы выбрали в предыдущем задании. Постарайтесь отнестись к диалогу с азартом.

Представьте, что это блиц в игре «Что? Где? Когда?» Именно вам, как самому надежному игроку, команда доверила возможность довести счёт до победного

Если вам достался сложный вопрос, не молчите: скажите, что вопрос очень интересный и вам нужно над ним подумать. Рассуждайте вслух. Попробуйте рассмотреть проблему с разных сторон, используйте конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если… то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные.

Слишком сильно волнуетесь, а это мешает вам размышлять? Скажите об этом. Нормальный учитель с пониманием отнесётся к вашему состоянию и поможет выйти из затруднительного положения.

Кстати, для учителей устное собеседование — такой же эксперимент, как и для вас: они тоже участвуют в этой авантюре в первый, максимум второй раз. Просто взрослым проще скрыть своё волнение.

Какие еще советы по подготовке можно дать?

Тренируйтесь. Сначала не ограничивайте себя во времени. Затем старайтесь ускорить выполнение заданий. Записывайте себя на диктофон и слушайте, что получилось. Вполне возможно, что первые попытки вам совсем не понравятся. Изменяйте, корректируйте свою интонацию, темп, манеру речи.

Примеряйте на себя разные образы: подумайте, как ту или иную историю рассказал бы ваш друг, учитель, любимый музыкант, актёр, спортсмен, видеоблогер.

Воспроизведите свой текст от лица человека, вполне уверенного в себе, привыкшего давать интервью. Пусть он попробует пройти собеседование «за вас». Если вас не устроит результат, «пригласите» другого персонажа, который уж точно справится.

Не забывайте записывать то, что выходит: это поможет вам отслеживать свой прогресс и привыкать к диктофону, фиксирующему вашу речь. Вскоре вы поймёте, что это всего лишь кнопка, которая не имеет над вами никакой власти.

Воспринимайте собеседование не как экзамен, а как интервью — первое и далеко не последнее в вашей будущей интересной работе. Делайте то, чего боитесь, и с каждым разом страх будет уменьшаться, отступать, сходить на нет, а вы — приближаться к поставленной цели!

Источник: https://mel.fm/blog/nastya-veremchuk/62490-kak-podgotovitsya-k-itogovomu-sobesedovaniyu

Модель итогового собеседования 9 классов по русскому языку

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся.

По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 21 регионе РФ.

Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное, и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. 

Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты. 
Модель собеседования включает следующие типы заданий: 
1) чтение текста вслух; 
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации; 
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 
4) диалог с экзаменатором-собеседником. 

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. 
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». 

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении. 

Проект демонстрационного варианта итогового собеседования по русскому языку опубликован на сайте ФИПИ в разделе ОГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы

Источник: http://fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovaniya-9-klassov-po-russkomu-yazyku

Итоговое собеседование

  • Итоговое собеседование
  • Участники итогового собеседования
  • Участники с ОВЗ
  • Сроки и места регистрации
  • Места проведения итогового собеседования
  • Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
  • Задания итогового собеседования
  • Результаты итогового собеседования
  • С 2019 года итоговое собеседование является обязательным условием допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования допуска.

Участники итогового собеседования

Итоговое собеседование проводится для обучающихся 9 классов, в том числе для:

  • лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (экстерны);
  • обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам основного общего образования, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Читайте также:  Чат-бот по егэ и главные проблемы учителей

Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны — в образовательную организацию по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку.

Участники с ОВЗ

  1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК (для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях).
  2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Министерство образования и науки Челябинской области организуют проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
  3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
  4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) Министерство образования и науки Челябинской области обеспечивает создание следующих условий проведения итогового собеседования:
  • беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже);
  • наличие специальных кресел и других приспособлений;
  • увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
  • Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.
  • Организуется присутствие ассистентов, оказывающих участникам итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, использовать необходимые технические средства для выполнения заданий.
  • Для слабослышащих участников итогового собеседования:
  • оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
  • Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.
  • Для слепых участников итогового собеседования:
  • оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
  • Для слабовидящих участников итогового собеседования:
  • копирование комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в аудитории в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
  • обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
  • индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).

Для участников с расстройствами аутистического спектра:

привлечение специалистов по коррекционной педагогике, а также людей, с которыми указанный участник знаком, находится в контакте (например, родитель) в качестве экзаменаторов-собеседников.

Оценивание работ таких участников проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание происходит по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.

Сроки и места регистрациина участие в итоговом собеседовании по русскому языку в Челябинской области в 2020 году

п/п Категория участников итогового собеседования по русскому языку Сроки проведения итогового собеседования по русскому языку Сроки регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку (не позднее указанной даты) Место регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку
1 Обучающиеся IX (X) классов по образовательным программам основного общего образования (как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9)) 12 февраля 2020 года(основной срок) 29 января 2020 года Образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования
11 марта 2020 года(дополнительный срок) 26 февраля 2020 года
18 мая 2020 года(дополнительный срок) 04 мая 2020 года
2 Лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования;лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования. 12 февраля 2020 года(основной срок) 29 января 2020 года образовательные организации, в которые указанные лица зачисляются на срок, необходимый для прохождения ГИА-9

Места проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях и (или) в местах, определенных Министерством образования и науки Челябинской области.

Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования

  1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.
  2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.

  3. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.

В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).

В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая).

Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие обучающиеся, экстерны:

  • получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
  • не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  • не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Задания итогового собеседования

  • Комплекты текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку доставляются в день проведения итогового собеседования по русскому языку.
  • Хранение комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и позволяющих обеспечить его сохранность.
  • Вскрытие комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку до начала проведения итогового собеседования по русскому языку не допускается.
  • Типы заданий:
  • выразительное чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Результаты итогового собеседования

  1. После передачи протокола проверки итогового собеседования в образовательные организации в течение трёх рабочих дней осуществляется ознакомление участников итогового собеседования с полученными ими результатами под подпись в образовательных организациях, в которой участник итогового собеседования подавал заявление на участие в итоговом собеседовании по русскому языку.
  2. Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет».
  3. Срок действия итогового собеседования как допуск к ГИА – бессрочно.

Источник: https://rcokio.ru/itogovoe-sobesedovanie/

Как сдать итоговое собеседование в 9 классе: советы экспертов ОГЭ

Секреты выполнения заданий и чего нельзя делать на экзамене

Zach Den Adel / CC BY-ND 2.0

С 2019 года устное собеседование станет обязательной частью экзамена по русскому языку для 9-х классов. Школьники будут сдавать собеседование 13 февраля, и от его результатов будет зависеть допуск к ОГЭ.

«Поступи Онлайн» выяснил, как правильно сдавать этот экзамен.

Для этого мы поговорили с экспертами ОГЭ: репетитором «ОК ЕГЭ», кандидатом филологических наук Оксаной Беляевой и учителем русского языка и литературы Алексеем Гуляновым, который участвовал в испытаниях экзамена.

Что показали испытания итогового собеседования? Легко ли девятиклассникам справиться с ним?

Испытания итогового собеседования прошли в апреле 2018 года. В нем принимали участие все ученики 9-х классов. Результаты оказались неутешительными.

Эксперты, которые оценивали выпускников, заметили, что многие читают «без точек и запятых», путают слова, додумывают окончания слов («организовал» вместо «организовывал») и проглатывают слоги («расфасая» вместо «расфасовывая»).

Во время чтения типичными стали ошибки в правильном употреблении форм имен числительных, которые в тексте написаны цифрами («более четыреста» вместо «более четырехсот», «одна тысяча» вместо «тысяча»).

Было много ошибок, связанных с постановкой ударения («создАл» вместо «сОздал», «водопрОвод» вместо «водопровОд»). Даже в словах с поставленным ударением школьники читают вслух с ошибками. Например, «ГлинкА» вместо «Глинка».

Второе задание — пересказ текста — было сложным для многих потому, что у них отсутствует умение выделять ключевые слова, необходимые для пересказа. Выделять микротемы, важные для пересказа, школьники тоже не умеют.

А ведь делать это они учились на подготовке к изложению на ОГЭ. В пересказе много орфоэпических ошибок, ребята искажают слова, переосмысливают и додумывают содержание текста.

Комплексные задания № 3 и № 4 (монолог и диалог) — самая трудная для девятиклассников часть собеседования. Как показала практика, привести 10 фраз по теме высказывания — задача не из простых.

Нехватка словарного запаса, незнание структуры типов речи и правил построения монологического высказывания, неумение дать ответ на предложенный вопрос в полном объеме — вот с какими проблемами столкнулись все учащиеся без исключения.

Испытания показали, что умение вести беседу в заданном направлении — посильная задача далеко не для каждого выпускника.

И дело даже не в том, что они не обладают такими навыками, а в том, что проверка проходит в форме экзамена. И тренировочные работы во многих школах только усугубляют ситуацию.

Часто их проводят с усложнением требований вместо того, чтобы показать, каким будет экзамен на самом деле.

Зачем вводится такая модель допуска к ОГЭ?

В школу пришла «новая форма мониторинга качества образования, которая вводится для проверки навыков устной речи девятиклассников». ФИПИ собирается таким образом проверить, развито ли у детей умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей».

Нужно ли проверять наличие этого навыка в конце 9-го класса, или экзамен был бы более уместным в другое время, когда выпускники не заняты подготовкой к профильным экзаменам? Этот вопрос ФИПИ решил и за учеников, и за родителей, и за школу. Так что вопрос «зачем» становится риторическим. Теперь главный вопрос — этот экзамен сдать.

Как оценивается экзамен? Можно его пересдать?

Нужно ответить на «зачет», то есть получить хотя бы 10 баллов по 19-ти критериям оценивания. Возможно, для кого-то набрать необходимую половину баллов с первого раза будет затруднительно, но шанс изменить результат будет. В случае провала, неявки по уважительной причине или невозможности завершить экзамен по уважительной причине школьникам предложат две пересдачи: 13 марта и 6 мая.

Как проходит собеседование?

Собеседование проводится в той школе, где вы учитесь или к которой вы прикреплены. Экзамен проходит по принципу «Микрофон — собеседник — я». Собеседник, который, по замыслу организаторов, должен создавать доброжелательную обстановку, общается со школьником. Эксперт молча делает свою работу, его не нужно бояться.

Что можно и чего нельзя брать с собой?

Только ручку. Всё остальное: тетради, словари, перекус, — в кабинет приносить нельзя.

Какие проблемы могут возникнуть на собеседовании?

Итоговое собеседование — экзамен устный, поэтому большинство проблем связано с неподготовленностью к устному общению. Многие ребята «бубнят под нос», отвечают односложно, просто теряются и замолкают. Кто-то может заплакать. Старайтесь не делать этого — вас записывают!

Говорите хоть что-то, вам поможет экзаменатор. У него есть целый список наводящих вопросов. А самое главное — никогда не произносите в микрофон фразы, типа «у меня нет слов», «я закончил ответ». Получается нелепо, как на физкультуре: «Расчет окончен». Ну и, конечно, не рассказывайте о личном — этого не нужно.

Основная проблема собеседования — влияние непривычной обстановки.

Современным детям не так часто приходится отвечать устно перед «комиссией», которая еще и записывает ответ ученика на диктофон, иногда даже два раза.

Хорошо подготовленным старшеклассникам все эти задания кажутся подозрительно простыми, но ребята с низким уровнем подготовки думают, что они сложные и непонятные. И само это страшное слово — «экзамен»…

Рецепт для того, чтобы избавиться от паники, простой. Напомните себе, что этот экзамен по уровню сложности недалеко ушел от заданий для 5-6 класса. А еще — что в случае провала у вас есть ещё две попытки. Настоящие экзамены у вас пока только впереди, это просто маленькая тренировка.

Как дополнительно подготовиться к собеседованию за оставшиеся две недели?

Некоторые секреты подготовки к собеседованию приведены в повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Герои этой книги поняли, что лучший способ подготовки — не ждать дополнительных заданий от учителя, а тренироваться, чтобы проработать базовые навыки и снизить уровень тревожности. Для этого нужно:

  • не стесняться устного общения,
  • разговаривать друг с другом на разные темы «полными предложениями», без подсчета предложений и без «ну-у», «э-э», «короче», «типа»,
  • играть в устные языковые игры (помните, из детства: «Я знаю пять имён мальчиков», «Да и нет не говорить»).

Мы посоветуем почитать вслух орфоэпический словарь школьника. Да, это скучно, но это пригодится вам даже на ЕГЭ.

Также нужно найти и проработать со взрослыми (с учителем или с родителями) тренировочные варианты собеседования на сайте ФИПИ.

А еще полезно вспомнить основные правила этикета — первый балл на этом экзамене можно потерять просто за то, как именно школьник поздоровался с экзаменаторами.

Возьмите любую понравившуюся вам картину или фотографию и попробуйте рассказать о ней родителям, другу или просто так, вслух. Говорите обо всем, что видите на ней. Попробуйте записать себя на диктофон. Посчитайте — должно быть не менее 10 фраз. Если получилось, вы на верном пути!

Не злитесь и не выказывайте эмоций: экзаменатор ни в чем не виноват, а звук записывается в течение всего экзамена. И не волнуйтесь: 10 баллов набрать нетрудно. У вас обязательно все получится! Великий академик Д.С.

Лихачев однажды сказал: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде.

Чтобы научиться писать, надо писать!» А мы добавим от себя: чтобы сдать итоговое собеседование — надо внимательно прочитать рекомендации и поменьше волноваться!

Как выполнить задания

Задание № 1: чтение

Тексты, предлагаемые на собеседовании, по мысли ФИПИ, содержат нравственно ценную информацию (об интересных людях). Структура у них одинакова: четыре абзаца, 300-350 слов. Соблюдайте во время чтения ударения, поставленные в тексте.

Они там будут обязательно, поэтому будьте внимательны и не игнорируйте эти значки. Помните: одна орфоэпическая ошибка — и вы сразу теряете балл. И повторите склонение числительных.

Они есть в каждом тексте , и это самое «ошибкоопасное» место (не «к четыреста» а «к четыремстам»).

Задание № 2: пересказ

Главное — запишите в бланк (его вам выдадут на экзамене) ключевые слова абзацев. И все получится! За две минуты, которые даны на подготовку, сделать это вполне возможно. Не теряйте первое предложение.

Опирайтесь на бланк с записями при ответе, запишите в него всё, что сможете. Но, конечно, не нужно переписывать весь текст. На это и времени не хватит, и пересказ не получится. Две минуты прошли — текст забирают, остаются только записи.

Поэтому чем больше ключевых слов — тем лучше.

Задание № 3: монолог

В помощь ребятам дается три варианта: описать, рассказать и порассуждать. Помните — описать проще всего. Вы должны привести 10 фраз по теме приведенной фотографии. Вопросы-помощники вы найдете под текстом задания.

Если дело совсем плохо, вам окажет помощь собеседник. Он направит вас на правильные 10 фраз. Экзаменатор-собеседник является в этом задании именно помощником, но вы должны внимательно его слушать и не отвечать просто «да» и «нет».

Задание № 4: диалог

Это диалог по теме предыдущего высказывания. Главное — отвечать не как в «Ералаше»: «да», «э-э-э», «м-м-м», «нет». Старайтесь начать с самого вопроса (он у вас написан) — и необходимое количество баллов вы обязательно наберете!

Наталия Киеня, редактор «Поступи Онлайн»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592f3a59d7d0a6f53d9a37c2/5c545d257aa4b200ae00e310

Ссылка на основную публикацию