Как выиграть -всеросс по редким предметам

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее. 

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

(источник: )

Еще раз расставим все точки над «i»

Как выиграть -Всеросс  по редким предметамМатвей Бронштейн: жизнь, смерть и квантовая гравитация

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов). 

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ.

То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли? 

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учитель месяца: -наша школьная математика неоправданно сложная, а финская — неоправданно слабая

Оценим за полчаса!

Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии.

Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно.

Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

(источник: )

Подготовка: где и с кем?

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»: тест на речевую безграмотность

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения.

По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно).

Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели. 

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения.

Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует.

Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам.

Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция», Центр Педагогического Мастерства, Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие.

Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет. 

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

(источник: )

что читать

Как выиграть -Всеросс  по редким предметамЛитература с человеческим лицом

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом.

Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса.

На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М.  Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л.  Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа. 

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

(источник: )

структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам5 принципов захватывающей истории

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию».

Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно.

Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз.

Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами.

Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени.

На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора.

Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными).

Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно.

Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло.

Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри.

В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата.

Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения.

У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится». 

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

(источник: )

и ещё несколько советов

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

(источник: )

самое важное

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе.

Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели.

Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

Источник: https://newtonew.com/school/kak-vyigrat-vserossiyskuyu-olimpiadu-shkolnikov-po-literature-i-ne-posedet

20 проверенных советов от призёров олимпиад

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

Создайте здоровую конкуренцию

Для меня здоровая конкуренция внутри коллектива оказалась важным фактором успеха. Я учился в олимпиадной школе и постоянно стремился превзойти своих товарищей — и благодаря этому добился отличных результатов.

Разработайте стратегию подготовки

Нужно заниматься всё свободное время, каждый день. Как говорит мой учитель: «У олимпиад нет каникул». Я обожаю олимпиадное лето: это возможность глубоко изучить право и обществознание, не отвлекаясь на школу.

Читайте также:  Выбор специальности по набору егэ

Также необходимо составить подробный план занятий, особенно если готовишься по нескольким предметам. На первом месте в моём дневном расписании стояла отработка олимпиадных заданий и теории по какому-либо блоку, а уже потом — всё остальное.

Вот план подготовки к олимпиадам по обществознанию и праву, которые я разработал вместе со своим учителем.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам План подготовки по обществознанию Как выиграть -Всеросс  по редким предметам План подготовки по обществознанию Как выиграть -Всеросс  по редким предметам План подготовки по праву

Узнайте критерии оценивания

Для победы в олимпиадах стоит знать критерии оценивания и понимать, что именно ждут от вас разработчики и эксперты. Выполняя задания, требующие развёрнутого ответа, нужно быть логичным и последовательным, не допускать повторов и подмены понятий.

Учитесь быстро запоминать материал

1. Графические зарисовки. Рисунки, схемы и диаграммы помогают систематизировать материал и быстрее усваивать даже сложную информацию.

2. Деление информации на структурированные блоки — частями материал учить проще.

3. Стикеры. Я записывал информацию на цветном стикере и наклеивал его над столом или где-то ещё, чтобы он постоянно был перед глазами.

4. Решение тестов. Они помогают закрепить полученные знания.

5. Ассоциации. Чтобы запомнить материал, я придумывал к ней ассоциацию и потом с её помощью легко вспоминал выученное.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

Заручитесь поддержкой сильных преподавателей

В седьмом классе я заняла первое место в школьной олимпиаде по русскому языку. В восьмом к нам пришла сильная учительница по русскому и литературе, которая заметила мой интерес и предложила серьёзно готовиться к олимпиадам. Я начала ходить на факультативы — 2 раза в неделю по 2–3 часа.

В дополнение к школьным занятиям я купила курс по русскому языку в «Фоксфорде». Преподавателем был Никита Змановский, который сам выиграл две олимпиады, сейчас учится в Высшей школе экономики и в курсе последних тенденций в лингвистике.

  • Так я училась у разных преподавателей: у того, кто хорошо разбирается в основах, и у того, кто больше понимает в современной лингвистике.
  • Начните участвовать как можно раньше
  • Результаты Всероса действительны в течение четырёх лет: если вы начнёте участвовать с восьмого класса, то у вас будет больше шансов занять призовое место и заранее гарантировать себе поступление.

Активной подготовкой я советую заниматься в 8–9 классе, поскольку к этому времени вы успеете достаточно познакомиться с предметом и вас не будет отвлекать ЕГЭ. Следует готовиться сразу к нескольким олимпиадам по тому предмету, который вы выбрали. Решая задачи разных типов, вы получите хороший опыт.

Обязательно отдыхайте

Во время подготовки к олимпиадам мой учебный день выглядел примерно так:

  • занятия в школе;
  • на переменах или в окнах между уроками — изучение словарей в библиотеке или просмотр лекций известных лингвистов Зализняка или Плунгяна;
  • после уроков — факультатив со школьным учителем или онлайн-уроки в «Фоксфорде» по русскому языку.

По выходным тоже старалась заниматься — мне казалось, что я делаю недостаточно. Сейчас я понимаю, что нужно было делать больше перерывов в учёбе, потому что под конец года я очень устала. Лучшим отдыхом в то время для меня были встречи с друзьями: с ними получалось отвлечься и немного переключиться.

Не бойтесь отстаивать своё мнение

Когда в конце заключительного этапа я увидела свои баллы, то поняла, что прохожу в призёры. Однако воспользовалась возможностью и обсудила спорные моменты с составителем. Я подошла к нескольким профессорам: не со всеми диалог получился приятным — им тоже не хотелось признавать свои ошибки. В итоге я смогла убедить оппонентов и набрала 4 дополнительных балла.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

Не готовьтесь в одиночку

При подготовке к олимпиаде в течение года накапливается усталость, поэтому лучше заранее заручиться поддержкой. Найдите школьного преподавателя, который будет знать, что вы готовитесь к олимпиаде, поможет с материалами и проверит творческое задание.

Соберите одноклассников и вместе с ними решайте олимпиадные задачи. Также полезно познакомиться с другими олимпиадниками, с которыми можно обсудить общие проблемы, например, в группе «Типичный олимпиадник» во «ВКонтакте» или на форуме «Покори Воробьёвы горы!».

Занимайтесь при любой возможности

На уроках. Я занималась вместе с другом, и мы договорились с нашей учительницей по обществознанию, что на её уроках будем готовиться к олимпиадам.

С предметами у меня не было проблем, поэтому учительница была не против и даже сама помогала разбирать задания. Во время урока мы с другом садились на заднюю парту и решали задания по сборникам и учебникам.

С некоторыми учителями тоже получилось так договориться.

Дома. В свободное время я тоже постоянно занималась: обклеила всю комнату портретами философов, записывала важные факты на доске и в телефонных заметках. Даты записывала в виде напоминалок в будильнике, иллюстрации ставила на заставку телефона. С другом мы тоже часто переписывалась — задавали друг другу проверочные вопросы.

Чередуйте учёбу и физические нагрузки

Весь год я жила в очень напряжённом графике: приходя домой, садилась заниматься, участвовала в онлайн-этапе одной из олимпиад или вообще уезжала на очный тур в другой город.

В это время мне не хватало общения с семьёй: мы встречались только во время ужинов. К счастью, несколько раз удалось всем вместе выехать покататься на лыжах. Спорт и физическая активность для меня — отличная разгрузка.

Также я тренер по спортивным бальным танцам — в перерывах между уроками и подготовкой к олимпиадам ходила заниматься с детьми. Так я давала голове отдохнуть и переключиться.

Не сдавайтесь

Однажды у меня случилась череда проигрышей. Хотелось всё бросить и просто сосредоточиться на ЕГЭ. Пару раз я ложилась спать с мыслями, что больше не буду готовиться, но утром просыпалась с новыми идеями, что ещё можно доучить.

Также меня здорово поддерживали родители: «Ты уже такой путь прошла, поздно отступать».

В результате наш с другом план подготовки сработал. «Покори Воробьёвы горы!» была последней олимпиадой, в которой я участвовала, и именно на ней я заняла призовое место. Благодаря этому я поступила в Высшую школу экономики на специальность «Государственное и социальное управление». Друг тоже занял призовое место и поступил в Вышку в Питере.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

Полюбите предмет

Довольно сложно просто взять и что-то полюбить, но если участвовать в олимпиадах только ради льгот при поступлении, то азарт быстро пройдёт. То же самое с высшим образованием: получать его просто ради корочки, я думаю, бессмысленно.

Если же идёшь за знаниями, то, конечно, нужно поступать в вуз на любимую специальность. Лучшая работа — та, которая приносит удовольствие. Иначе это не работа, а мучение.

Не забывайте про русский язык и пишите сочинения

Когда из-за досадной арифметической ошибки я потерял льготу поступления без вступительных испытаний, меня спас хороший результат по русскому. Обязательно в течение 11 класса пишите сочинения и прорешивайте первую часть.

Поначалу это сложно, особенно когда приоритетно готовишься к физике и математике.

Однако это важно, и не только для поступления: грамотная и культурная речь поможет налаживать контакты с новыми знакомыми, работодателями и коллегами.

Переключайтесь

Чтобы морально не перегореть и не подпортить себе здоровье во время интенсивной подготовки, советую переключаться на другие занятия. Например, очень хорошо помогает спорт.

Я знал парня, который все 8–9 классы занимался только химией, в 9 классе был на Всеросе по химии, а в 10 уже видеть её не мог. В итоге он поступил на факультет радиотехники в Екатеринбурге. Это не самый плохой вариант, но, думаю, он мог легко поступить на химфак МГУ, если бы занимался чем-то ещё кроме химии.

Не волнуйтесь

Паника — частый бич участников олимпиад. Когда я пришёл на Московскую олимпиаду по физике, то почему-то очень испугался страшных и нестандартных задач. В итоге так разволновался, что почти ничего не решил.

У меня так было в самом начале олимпиадного пути: я думал не о заданиях, а о том, как бы не выступить плохо. С каждой же решённой олимпиадой чувствовал себя увереннее, поэтому советую участвовать в олимпиадах как можно больше.

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

Заслужите доверие преподавателей

Я придерживался принципа «выполняй маленькие правила, нарушай большие». Например, в начале учебного года выделил несколько месяцев, чтобы тщательно заниматься теми школьными предметами, по которым отставал. В течение этого времени я выполнял домашние задания, не пропускал уроки и выстроил хорошие отношения с преподавателями.

В результате доверие, которое я заслужил среди учителей, начало работать на меня: через несколько месяцев прилежной учёбы я смог договориться о свободном посещении. Так, большую часть года я готовился к олимпиадам, а домашние задания делал по возможности.

Запаситесь временем и много занимайтесь

Советую самостоятельно освоить школьный уровень химии летом или в начале года. Так у вас будут хорошие отношения со школьным учителем и теоретическая база, чтобы решать олимпиадные задания.

Также прорешивайте побольше задач прошлых олимпиад. Задачи по химии требуют особой тренировки — нужно выделить много времени, чтобы начать в них разбираться. Для закрепления знаний занимайтесь в школьной лаборатории. Практические опыты помогут лучше понимать логику задач в практической части олимпиады.

Тренируйте логическое мышление и изучайте другие предметы

Всероссийская олимпиада более сложная, чем остальные олимпиады по химии. Она требует логического мышления и знания по другим предметам: физике, математике и химии. Их не нужно изучать углублённо, но основные понятия важно знать.

Также советую пройти курс по биохимии. Я прошёл курс Никиты Сергеевича Шлапакова в «Фоксфорде», и он мне очень помог продвинуться. Вопросы по биохимии встречаются именно на Всероссийской олимпиаде, а в школе никто не объясняет, как их решать.

Подавайте апелляцию

На олимпиадах по химии апелляция особенно важна и часто даёт участникам дополнительные баллы. За все 3 года участия в олимпиаде мои работы ни разу не оценивали полностью, что-нибудь всегда упускали.

Члены комиссии хорошо понимают, что можно придумать разные решения для одной и той же задачи по химии. Главное — объяснить им свой ответ. Не врываться в аудиторию и не кричать, а спокойно рассказать, что в вашей работе недооценили. Так я на апелляции смог добавить 12,25 балла к своей изначальной оценке.

Источник: https://media.foxford.ru/tips_winners/

Как выиграть «Всерос» по редким предметам

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 дисциплинам. Среди них есть не только общеобразовательные предметы, но и направления, необычные для олимпийского движения.

В этом году школьники демонстрировали свои достижения в том числе по астрономии, МХК, технологии, экологии, ОБЖ, физкультуре. О том, как добиться высоких результатов, «Учёба.

ру» побеседовала с победителями и призерами олимпиады — 2018.

Sagesolar / Flickr / CC BY 2.0

  • Расписание ближайших олимпиад смотрите в разделе «Олимпиады»

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

«Мое увлечение астрономией началось с кружка — там я решал задачи по основным темам и осваивал базовые вещи. Потом начал заниматься самостоятельно. К олимпиадам я готовился, в основном, в 8 и 9 классах, дальше было значительно легче: достаточно просто прорешивать подряд «Всеросы» прошлых лет (все задачи есть на astroolymp.ru).

Все, что непонятно, можно узнавать из литературы или спрашивать у старших. Зачастую необходимые выкладки вообще можно найти и непосредственно в файле с авторскими решениями. Кроме того, в олимпиадах по астрономии очень сильно помогают знания по физике.

Если получается добиться результатов на физических олимпиадах, то для успехов в астрономических особых усилий не требуется.

Из полезных учебных пособий могу порекомендовать «Общий курс астрономии» (Э. Кононович, В. Мороз) и «Fundamental Astronomy» (H. Karttunen). Второй учебник значительно лучше, но он на английском.

Также много информации можно найти в сообществе «Астрономические олимпиады» «ВКонтакте». Там же размещен «Астрадь» — краткий сборник астрономических понятий и формул, написанный участниками олимпиады.

В этом году мне можно было участвовать сразу в заключительном этапе олимпиады, так как есть диплом прошлого года, но из интереса я прошел и региональный тур (всем, кстати, советую, помогает проверить знания).

Что касается сложности заданий, что-то существенное появляется только на заключительном этапе, а на предыдущих турах требуются лишь базовые знания по программе, немного опыта и чуть-чуть аккуратности.

Заключительный этап проводится в три тура, задания в этом году оказались довольно простыми (правда, с несколькими существенными подводными камнями), поэтому критерии оценивания были жесткими, расписанными до мелочей.

Чтобы выиграть «Всерос» по астрономии, достаточно хорошей мотивации, некоторых знаний по предмету и знакомства со стилем заданий (для этого необходимо прорешивать задачи прошлых лет — чем больше, тем лучше). Ничего непосильного здесь нет.

В будущем я хочу заниматься наукой, поэтому собираюсь поступать на факультет общей и прикладной физики МФТИ. В ближайшее время планирую подтянуть необходимые для учебы в университете предметы (программирование, английский), а в июле — съездить на сборы перед международной олимпиадой по астрономии.

Кстати, параллельно со сборами каждый год проходит «Летняя астрошкола» — всем будущим олимпиадникам советую, по возможности, в ней участвовать».

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

«В кадетском корпусе, где я учусь, ОБЖ уделяется много внимания, ведь это именно тот предмет школьного курса, который в экстренной ситуации может спасти жизнь. На этих уроках ты учишься выживать в автономных условиях, оказывать помощь пострадавшим, а также узнаешь основы военной службы.

Благодаря нашим преподавателям — Олегу Николаевичу Найдину и Сергею Владимировичу Шарову — мои одноклассники-кадеты довольно хорошо знают программу ОБЖ.

Я увлекся этим предметом именно после поступления в кадетский корпус, ведь для таких занятий у нас созданы отличные условия — в частности, специально оборудованный кабинет с тематическим оформлением.

Подготовку к олимпиаде я разделил на две части. Первая часть — это теория. Пробелы в знаниях помогли вычислить задания прошлых лет. Именно структуризация и анализ помогли мне на пути к финалу. Далее следовало подготовиться к практической части олимпиады.

С основами военной службы у меня проблем не было, помог профиль моего учебного заведения. А вот медицинскую часть и ориентирование на местности мне пришлось подтягивать.

Я тренировался на медицинских тренажерах «Глаша» и «Гоша», а также изучал понятия склонения, сближения, истинного азимута, магнитного азимута и другие определения топографии.

Региональный этап запомнился благодаря месту проведения практического тура. Он проходил в центре подготовки МЧС России. Это была непередаваемая атмосфера.

Заключительный этап начался для меня со встречи в аэропорту Шереметьево с командой Москвы, с которой мы уже успели сдружиться на учебных сборах. На следующий день после нашего прилета в Уфу, где в этом году проходил финал, нас ждал теоретический тур.

Я не могу сказать, что волновался. Волнения не было. Сказывалась поддержка тренерского штаба сборной, за что огромное им спасибо.

Сначала я не мог поверить, что стал призером, ведь существует мнение, что это слишком сложно. Но, как показала практика, если заниматься с энтузиазмом, то все осуществимо.

Чтобы победить на «Всеросе» не нужно быть гением, но необходимо иметь достаточный багаж знаний практически по всем школьным предметам.

На мой взгляд, достаточно добросовестно отнестись к подготовке, добавить каплю дисциплинированности, «залить соусом» эрудиции, присыпать сверху усердными занятиями, украсить замечательной командой и тренерским составом, — и блюдо с изысканным вкусом победы будет готово».

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

«Я всегда активно занималась спортом. Сначала это было плавание, затем спортивные танцы, а последние пять лет я занимаюсь легкой атлетикой. В олимпиадах по физкультуре начала участвовать с 7 класса.

Перед финалом «Всероса» все участники сборной команды Москвы проходят теоретическую и практическую подготовку.

По теории у нас были занятия раз в неделю, а в остальные дни мы готовились к практическому туру (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика и задания по прикладной полосе препятствий). Три раза за этот год мы выезжали на сборы в Белоруссию, где интенсивно занимались.

Финал проходил в Ульяновске. Там у нас практически не было свободного времени, что мне очень нравилось. Перед каждым испытанием я сильно волновалась. Тренеры и ребята по команде поддерживали меня, и это помогало справляться с волнением и испытаниями. Практический тур состоял из большого количества разноплановых заданий.

В блоке спортигр нужно было продемонстрировать навыки игры в футбол, флорбол, баскетбол: например, мы обводили конусы футбольным мячом, били по воротам, бросали мяч в кольцо. По гимнастике необходимо было составить связку из различных элементов. Из-за дождя прикладная полоса препятствий располагалась в зале.

Среди заданий была стрельба из электронного оружия, прыжки, бег по бревну, метание теннисного мяча, пролезание и оббегание конусов.

Я думаю, чтобы выиграть «Всерос», нужна огромная мотивация и стремление к победе, также очень важен интерес к предмету. Пока я не смогла выбрать университет, но одним из вариантов будет РГУФК, потому что я не представляю свою жизнь без спорта».

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

«Я учусь в профильном биологическом классе при МГУ, где предусмотрен отдельный курс по экологии. Серьезно заниматься этим предметом я начал еще в 9 классе. Все началось с курса лекций по экологии (в том числе и для подготовки к олимпиаде) в рамках биологического кружка.

Мне было интересно попробовать принять участие в олимпиаде, и школьные учителя меня в этом поддерживали.

В качестве подготовки я учил теоретический материал (частично из лекций, частично из учебников) и готовил проект, который требуется представить на региональном и заключительном этапах.

Заключительный этап в этом году состоял из двух туров: теоретического и практического. В рамках обоих нам были предложены задания на знание экологии и по содержанию выполненного проекта, на которые нужно было дать письменный ответ.

Читайте также:  Чиновники предложили создать факультет киберспорта

Волнения не было, поскольку для меня это был уже третий «Всерос». Чтобы выиграть эту олимпиаду, нужно просто разбираться в предмете, иметь интерес и терпение, которые позволяют узнавать и изучать новые его аспекты. В ближайшее время в моих планах — подготовиться к ЕГЭ и хорошо сдать его, чтобы иметь и другие варианты для поступления, кроме экологических направлений».

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

«МХК в школе мы изучали только в 7 классе, но учительница активно приглашала нас участвовать в олимпиаде, поэтому я писала ее почти каждый год. По-настоящему серьезные занятия МХК начались, когда в 8 классе я поступила в художественную школу. Там мы раз в неделю слушали курс по истории искусств, от первобытного мира до наших дней.

Так я поняла, насколько мне интересен этот предмет, и начала усерднее участвовать в олимпиадах. В 10 классе, уже по предложению учительницы ИЗО, я снова написала школьный тур по МХК, но более серьезно и обдуманно. К сожалению, в тот год я стала только призером региона, в финал не прошла.

Это дало мне повод готовиться еще активнее, чем я и занималась все лето перед 11 классом.

К школьному и муниципальному этапу я практически не готовилась, только читала искусствоведческую литературу и ходила в музеи. Сразу после муниципального этапа начала посещать курсы в Центре педагогического мастерства, где нас готовили непосредственно к «региону».

Вместе с нашими преподавателями я поехала на сборы в декабре и целую неделю интенсивно готовилась к олимпиаде. Такие же сборы у нас были и перед финалом. Во многом мне помогла наша школьная учительница, которая давала необходимую литературу и отвечала на мои вопросы.

Финал проходил в Смоленске и состоял из двух туров — теоретического и творческого. На первом туре были вопросы по изобразительному искусству, музыке и кино, много заданий на атрибуцию произведений искусства и их анализ.

Например, в первом задании мы анализировали «Кошачий дуэт» Пирсолла. Нужно было отметить средства музыкальной выразительности и настроение, «сюжет» произведения.

На творческом туре — моем любимом — мы должны были придумать парк храмового зодчества, составить путеводитель, нарисовать обложку и карту к нему, написать таблички. Художественное оформление тоже сыграло большую роль, за него давали достаточно много баллов.

На награждении я безумно радовалась — все-таки это был мой первый и последний финал «Всероса». Было бы обидно после такой долгой подготовки и вечного стресса остаться ни с чем.

Для успеха на «Всеросе» по МХК нужно, в первую очередь, смотреть задания прошлого года, а также критерии, ключи, работы победителей. К сожалению, зачастую самым важным в олимпиаде становится такое своеобразное «задание» — как понять, что от тебя хочет жюри.

Например, в творческом туре за аллегорические заголовки дается больше баллов, чем за простые и конкретные. Такое условие не прописано в задании, но знать это важно и нужно. Конечно, теоретические знания тоже играют большую роль.

Хронологическая табличка по всем стилям и эпохам иногда может просто «спасти жизнь».

Сейчас я готовлюсь к экзаменам и поступлению в вуз на отделение искусствоведения. Благодаря олимпиаде я могу не волноваться об экзаменах, но сдать их на «отлично» все равно хочется, хотя бы для себя».

Как выиграть -Всеросс  по редким предметам

«Я занимаюсь спортом с 5 лет, у меня первый разряд по спортивной акробатике и футболу. В 9 классе учитель физкультуры предложил мне поучаствовать в олимпиаде, так началась моя олимпийская карьера. Уже в 10 классе я попал в команду кандидатов в сборную Москвы. Целый год я готовился с тренерами, чтобы достичь такого результата.

В этом году заключительный этап «Всероса» по физкультуре отличался от финалов в предыдущие годы.

В программу было включено очень много спортивных дисциплин, в которых ты должен показать свои навыки: футбол, баскетбол, флорбол, гимнастика и, самое сложное, бег на 3 км.

Во время бега проявляются твои «физические кондиции» и, конечно же, морально-волевые качества, так как очень трудно перебороть самого себя, ведь дистанция немаленькая.

Волнение преследовало меня на протяжении всей олимпиады. Очень сложно управлять эмоциями, но, если ты справишься с ними, то будешь на пьедестале. Чтобы выиграть «Всерос», нужно иметь волю к победе и желание достичь успеха.

Мои интересы спортом не ограничиваются, в будущем хочу заниматься банковским делом, поэтому планирую поступать в РЭУ имени Плеханова. Также в качестве одного из вариантов рассматриваю спортивное образование и поступление в РГУФК. Так что с вузом пока до конца не определился».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/6141

Возможно ли за год подготовиться к Всероссийской олимпиаде по истории и победить/стать призером? Обязателен ли репетитор?

Я не историк, а химик. Но, думаю, в вопросе подготовки к всероссам предметы похожи друг на друга. Мой ответ на вопрос: возможно всё. А теперь это же через свой пример.

Я училась в обычном классе общеобразовательной школы, где олимпиадники редкость, потому что их никто не готовит, а учителя считают, что просто «на олимпиады проходят одаренные, для них больше чем достаточно школьной программы». Но мне довелось сломать систему.

Меньше чем за месяц, практически с нуля я подготовилась сама региональному этапу по химии (10 класс), заняв 9 место в области.

Через год, начав готовиться за пару месяцев, заняла 5 место (отдельный привет моей внимательности, благодаря которой слетело в ноль баллов 20), оставив в верхних строках только лицей — умнейших детей области и России.

Что изменилось за эти два раза? В первый — все казалось случайным, начиная от того, как я туда попала, заканчивая тем, как все завершилось. Во второй — за два месяца перед олимпиадой до меня дошло, что всеросс — это реально. Для него не нужно быть учеником профильного класса, лицея, просто сильной школы. Нужен лишь труд участника. Почувствовалась конкурентоспособность.

Не было никаких репетиторов, знакомых олимпиадников, никого, кто мог бы как-то помочь. Представьте, как все удивлялись, когда узнавали это: обычный школьник и без Больших помощников обходит умнейших людей области?)) Это было забавное ощущение.

Теперь несколько советов и некоторых мыслей о ВсОШ:

• В школах учителя часто считают и доносят своим ученикам, что для олимпиад не нужно что-то большее школьной программы. Это не так! Школьной программы может быть достаточно только для школьного этапа. Дальше нужно усиленно ботать. (Об этом чуть ниже).

• Помните, что всеросс — это реально!! Туда может попасть каждый, кто будет качественно работать над достижением этой цели.

• Есть ли смысл в репетиторах? И да, и нет. С одной стороны, они могут реально помочь (если это хороший препод), с другой, помощью может оказаться иллюзией. Вам может казаться: вот, я хожу к репету, значит, я затащу всерос.

Но дело не в репетиторах, а в самом человеке. Мало по часу три раза в неделю решать задания. Олимпиадами нужно жить.

И для этого необязательны репетиторы, теперь у меня есть много знакомых призеров и победителей заключительного этапа, которые никогда не занимались с репетиторами.

• Сколько времени для подготовки достаточно? Разумеется, чем больше, тем лучше. Но, как показала практика, подготовиться можно и за месяц, и за год, и за 5 лет. Тут все зависит от упорства и желания достичь цель.

• Как готовиться? Читайте литературу, которая реально полезна на всероссе, и решайте прошлые года. Литературу можно в поиске позабивать, но лучше искать в группах олимпиадников (типа «Всероснутые»). Там сами олимпиадники советуют.

• Как окунуться в атмосферу олимпиадников? Вступайте в группы в вк для олимпиадников, их очень много и имеют они очень разные названия. Нам вы почувствуете настрой, олимпиадные шутки, увидите лайфхаки. Найдите друзей или знакомых — всероссников или хотя бы региональщиков. Для ботания есть классная песенка в вк: ЭТО ТьМА — BOTAY.

Главное — очень много ботать и спокойно переступать через все неудачи, реально стремиться достичь цели. Всё получится! Всероссы — это реально, они дают преимущества в будущем.

Если бы у меня была возможность ещё один раз поучаствовать во всероссийской олимпиаде школьников, я бы вложила все силы в то, чтобы уйти победителем заключительного этапа (а лучше межнара ????), но то, что это, правда, реально, я поняла слишком поздно. Дерзай!

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/329615/vozmozhno_li_za_god_podgotovitsia_k_po_i_6d2b615b

«Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе». Советы по подготовке от проигравшего | Rusbase

Ты уже читал кучу историй успеха от тех, кто сдал экзамены на высший балл и поступил в крутой университет. Логично, что надо брать пример с победителей. Но если посмотреть на всю массу школьников, то единицы поступают на бюджет и выигрывают олимпиады. 

О пути к цели судят по победившим, о них есть много информации, а о проигравших ничего неизвестно. Это называют «ошибкой выжившего». Но и у тех, кто не добился своего, есть чему поучиться! Для подготовки к олимпиадам или экзаменам предлагаю посмотреть на вопрос с точки зрения не только победителя, но и проигравшего – то есть моей.

«Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе». Советы по подготовке от проигравшего Серафима Михайлова

Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе. Девятый и десятый классы, подготовка, анализы произведений, затмение рассудка на четыре часа олимпиадного тура — 40 баллов, нижняя часть таблицы, слезы, прощай, нервы и сон. После осознания результатов я приходила в себя неделю. С того момента прошло семь месяцев, и я решила – буду пытаться снова. 

Справиться с проигрышем

Сложно признать, но поражение — это не конец жизни, и можно пробовать снова. Но сначала нужно время, чтобы просто осознать и принять, справиться со стрессом. Причем советы вроде «это был бесценный опыт» могут раздражать. Для меня лучшим решением было побыть наедине с собой.

«Я ничего не знаю, у меня ничего не получится» — это нормальные мысли, но хорошо бы вместо них спросить себя: «Я не знаю это и это – как мне решить проблему?». Пробелы в знаниях не делают нас хуже, надо научиться не паниковать, а понимать причину и решать проблемы по мере их поступления. 

Побеждают не умом, а дисциплиной 

Я не умная, без особенных талантов: сначала просто любила читать, а потом решила участвовать в олимпиаде. Важно желание, понимание, зачем тебе это надо, и сила воли, чтобы работать над собой минимум два часа каждый день. Регулярность — это лучшее, что можно сделать при подготовке. Нужно постоянно держать себя в тонусе. 

Советы от «выжившего»  

Что к этому может добавить «выживший»? В этом году Богдан Чечин выпустился из Президентского физико-математического лицея 239 Санкт-Петербурга — «инкубатора» для умных школьников, в который Богдан попал благодаря упорной работе.

Было лето, когда на учебу уходило от 4 до 8 часов в день.

Он поделился советами, которые помогли ему стать призером заключительного этапа международного турнира городов по математике, призером Санкт-Петербургской математической олимпиады и победителем московской математической регаты.

Не ботай 24/7

Как бы это странно ни звучало, занимаясь меньше, ты можешь освоить больше. Занимаясь круглые сутки, ты не будешь успевать отдыхать и усваивать информацию. Пойми, сколько комфортно работать именно тебе.

Занимайся системно

Если ты решил начать заниматься, не стоит сразу же бросаться на задания. Нужно определить цель, понять, что может стать препятствием (к примеру, сложности с той или иной темой), устранять эти препятствия от больших к малым. Лучше потратить лишний час или даже день на то, чтобы понять, что именно важно сделать, чем потратить кучу времени впустую. 

Решай сложные задания

Здорово, когда у тебя все получается быстро и правильно, но решая простые задачи, ты рискуешь топтаться на месте. Выбирай такие задания, которые ты решаешь с трудом, постепенно повышай планку. Но не забывай о существовании простых! Их можно использовать для разминки.

Не стесняйся просить помощи

Скорее всего, с большей частью проблем, с которыми ты сталкиваешься, имел дело кто-то из окружающих. Если что-то не получается, попроси помощи у опытных знакомых. Можно попробовать найти человека, с которым будешь ботать. Это также даст необходимую мотивацию.

Грамотно используй решения

Попытайтесь сдержать желание прочитать решение задачи после 30 минут раздумий. Это принесет куда меньшую пользу, чем решение задачи от и до, даже если учитывать разницу во времени. Если ты все-таки решил посмотреть ответ — не читай решение целиком. Уловил начало — попытайся теперь решить задачу.

Фото на обложке: Unsplashed

Источник: https://rb.ru/opinion/survival-bias/

Как выиграть школьную олимпиаду: все секреты подготовки

Учебный год только начался, но уже сейчас стоит заранее подумать о своём будущем и рациональном использовании возможностей современного образования. Например, почему бы вам не поступить в вуз минуя экзамены, благодаря олимпиаде?

О том, чтобы выиграть олимпиаду школьников, грезят ученики по всей стране. И неудивительно: статус призёра престижной российской олимпиады – звание не просто почётное.

Оно даёт реальное преимущество при поступлении в вуз. И совсем не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы добиться этого. Дорогу осилит идущий, а любую олимпиаду – школьник, который просто знает, как надо к ней готовиться.

Об этапах подготовки и расскажет эта статья.

Подготовка: организационные моменты

Чтобы не растрачивать силы и время на участие во всех проводимых олимпиадах надо определиться с рядом критериев:

  • Решить, в какой вуз и на какую специальность поступать.
  • Внимательно изучить сайт вуза и почитать правила приёма по результатам олимпиад. Каждый вуз имеет право сам устанавливать, какие олимпиады будет засчитывать к поступлению. Из этого-то списка с учётом той специальности, на которую хотелось бы поступить, и следует выбирать олимпиады для участия.
  • Ознакомиться с перечнем олимпиад на сайте Российского совета олимпиад школьников, обратить внимание, какая из них подойдёт для поступления в выбранный вуз.
  • Изучить основную информацию на сайте олимпиады: какие у неё этапы, в какие сроки и где она проводится.
  • Ознакомиться со сроками регистрации на олимпиаду. Она может длиться как полгода, так и несколько дней, может закончиться за месяц до первого этапа или продолжаться до его окончания. Столь простая формальность как подача заявки не в срок может помешать вашему участию уже на первом этапе.

Большинство олимпиад проводятся в два этапа:

  • Заочный – может длиться от нескольких дней до полугода. Для него требуется создать личный кабинет на сайте олимпиады, ссылки на задания находятся, как правило, там же. Неважно, когда вы приступите к выполнению задания, главное – успеть уложиться в отведённый на него срок. Это может быть полчаса, несколько часов или даже несколько суток, если задание творческое. Бывает, что на каждый вопрос отводится лишь несколько минут.
  • Очный – проводится в один или два дня в заранее определённом месте. Этапы крупных вузовских олимпиад могут проводиться сразу в нескольких регионах и городах. Задания очного этапа рассчитаны на несколько часов работы в классе.

Подготовка: больше практики

Многие школьники задолго до старших классов начинают готовиться к участию в олимпиадах, тренируются в решении оригинальных и сложных задач, которые не встретишь в школьных учебниках.

Учителя в школах часто совсем не готовят к таким заданиям, специальных решебников для них тоже нет, да и сами задания создаются таким образом, чтобы раскрыть в школьнике творческий потенциал, нестандартность мышления и самостоятельность в их решении.

Существует много проверенных способов подготовки:

  • Изучить задания олимпиад в прошедшие годы. Они часто даются в определённой форме, ознакомьтесь с ней, чтобы представлять, чего ожидать. Разберите задания, обратите особое внимание на сложные и неясные моменты.
  • Изучите сайт олимпиады. Иногда организаторы сами выкладывают лекции и видеоразборы своих заданий.
  • Расширяйте сферу интересов, читайте больше дополнительного материала. Не ограничивайтесь школьными учебниками, дополните их вузовскими книгами и методичками, научной литературой, статьями из профильных журналов и с интернет-сайтов.
  • Сочетайте регулярную самоподготовку с занятиями в группе. Можно найти репетитора, который готовит именно к той олимпиаде, в которой вы собираетесь участвовать. Такие занятия дадут преимущество: репетитор не только имеет опыт подготовки, но и знает формат проведения олимпиады, особенности заданий. Он расскажет о «подводных камнях».
  • Связывайтесь с другими участниками олимпиады, советуйтесь с победителями и призёрами прошлых лет. Не стоит воспринимать такое общение как конкурентную борьбу. Это, прежде всего, обмен опытом и обогащение своих знаний.
  • Принимайте участие в разных олимпиадах по избранному профилю. Так вы будете совершенствоваться в решении заданий разного формата.

Так ли это сложно?

Если тут есть, чего бояться, так только неизведанности формата олимпиады как такового. Сама подготовка – это вовсе не страшный и не утомительный процесс, как может показаться поначалу. Наоборот, такая форма контроля и проверки знаний способна пробудить интерес к предмету и желание глубже погрузиться в него.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c746c278fd40000b3b2c0d3/5d77b6ad3f548700ad8b8588

Ссылка на основную публикацию