Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

Всероссийская олимпиада складывается удачно для столичных школьников. Москвичи уже одержали 146 побед и завоевали 512 дипломов призеров. Впереди у ребят из 9–11-х классов еще состязания по географии, биологии, математике, праву, немецкому языку и ОБЖ.

В этом году в программу соревнований вошли 24 предмета. Победители финального этапа олимпиады смогут без экзаменов поступить в любой российский вуз на профильные специальности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

О том, как проходила подготовка и состязания, рассказали сами школьники — победители олимпиад по истории, экономике, физике, английскому и итальянскому языкам.

Александра Гулькова, ученица 10-го класса школы № 1944

Победительница Всероссийской олимпиады школьников — 2019 по истории

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

— Историей я увлекаюсь примерно с восьмого класса.

Моя учительница порекомендовала испытать свои силы, проверить знания, и я согласилась — просто пошла в школьную библиотеку, взяла книги и начала заниматься.

Потом попробовала принять участие в Московской олимпиаде школьников по истории. Мне это понравилось, затянуло, и я увлеклась историей серьезно. На курсах я встретила ребят со схожими интересами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Новые правила по медалям и на каких егэ больше стобалльников

Оценим за полчаса!

К Всероссийской олимпиаде школьников — 2019 я готовилась два года. В девятом классе прошла в заключительный этап, но мне не хватило пяти баллов, чтобы стать призером. Зато в этом году стала победителем.

В подготовке помогали учебники по разным периодам — не школьные, а вузовские, более углубленные, которые дают больше информации об исторических событиях и более конкретные факты.

Читала статьи, монографии ученых, искала в интернете информацию по каким-то определенным вопросам, делала конспекты, чтобы лучше все запомнить.

54 награды: как москвичи выступили в финале всероссийской олимпиады по истории

Мне очень понравился тестовый тур олимпиады этого года: в нем было много заданий на «подумать», чем на знание конкретных исторических фактов.

Пришлось использовать не только память, но и аналитические навыки — это довольно интересно.

И в целом мне очень понравилось, как все было организовано: в Саранске — очень приятном городе — нас водили на экскурсии и спектакли. И компания была хорошая — мы весело провели время.

В следующем году я снова попробую свои силы на Всеросе по истории. Но, возможно, приму участие в олимпиадах и по другим гуманитарным предметам — по литературе или мировой художественной культуре. Меня очень привлекают эти сферы. Насчет будущей работы у меня пока нет представления, но зато почти определилась с вузом: думаю о факультете международных отношений в МГИМО.

Семен Морозов, ученик 11-го класса школы № 444

Победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2019 по экономике

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

— О том, что в Москве проходит олимпиада школьников по экономике, я узнал еще в восьмом классе. Понемногу начал интересоваться, ходить на дополнительные занятия в школе. А в девятом классе стал усиленно заниматься предметом — тогда я впервые и вышел в заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Готовился к олимпиаде и самостоятельно — по материалам прошлых лет, и в школе — там были созданы все условия, чтобы было комфортно тренироваться, совмещать уроки с дополнительными занятиями. Еще я ездил в выездные школы и проходил онлайн-курсы по предмету.

Московские школьники стали победителями Всероссийской олимпиады по экономике

Всерос по экономике в Воронове проходит уже больше трех лет. Это, конечно, замечательная площадка. Там очень комфортно жить и, помимо написания туров, можно классно проводить время с другими участниками.

Поэтому у меня каждый год отличные воспоминания непосредственно об этом. Сами туры очень понравились: в них были интересные, более экономические задания, чем год назад.

И получилось хорошо написать — от этого тоже положительные эмоции.

Поступать планирую в Высшую школу экономики. Насчет факультета не решил, более далекие планы тоже пока не строю. Как начну учиться в университете — посмотрю, что конкретно больше нравится.

Татьяна Емельянова, ученица 10-го класса школы № 2007

Победительница Всероссийской олимпиады школьников — 2019 по физике

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

— Первый раз я попала на сборы по физике в восьмом классе, когда проходила отбор в образовательный центр «Сириус» и участвовала в олимпиаде имени Дж.К. Максвелла. После меня взяли в команду. До этого я не особенно выделяла физику среди других предметов. Но тогда я целый месяц занималась только ею и поняла, что это мне интересно по-настоящему.

Готовилась я так: ходила на кружки, которые Центр педагогического мастерства организовал для московских школьников, ездила на сборы и решала задания всероссийской олимпиады предыдущих лет: дошла с 2018 года до 2000-го. Готовилась на самом деле не так много — думаю, что должна была приложить больше усилий.

Лучший результат: московские школьники завоевали 59 наград в финале всероссийской олимпиады по физике

Финал олимпиады по физике в этом году проходил в Томске. Задания были подозрительно легкими для заключительного этапа.

Довольно интересно организовали открытие и закрытие олимпиады: их постарались сделать менее формальными, устраивали забавные развлекательные мероприятия: например, на открытии выступал фристайлер, который должен был сочинять рэп со словами из курса физики, которые ему задавали зрители.

В следующем году я тоже буду участвовать во Всеросе. А поступать хочу в Московский физико-технический институт, на факультет общей и прикладной физики. Это самый теоретически углубленный, самый сложный факультет МФТИ — судя по тому, что о нем говорят. Большинство школьников, которые занимаются физикой на олимпиадном уровне, идут туда.

Елизавета Костенко, ученица 11-го класса школы № 1799

Победительница Всероссийской олимпиады школьников — 2019 по итальянскому языку

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

— Любовь к итальянскому случилась два года назад. Все началось с занятий в МГУ имени М.В. Ломоносова: знакомые рассказали, что там можно записаться на базовый курс итальянского языка. Я сходила, осталась довольна и с тех пор начала заниматься сама — с репетитором, ездила учиться в Италию и так далее.

Мне вообще нравится учить языки, и итальянский я выбрала на самом деле совершенно случайно. Сначала учила для себя, а затем узнала про олимпиаду — что существует такой способ поступить в университет без экзаменов.

И с первого сентября 2018-го начала серьезно заниматься — уже не для удовольствия, а чтобы стать призером или победить, ведь это возможность поступить в вуз мечты. Для меня это МГУ, факультет иностранных языков.

С сентября я занималась итальянским ежедневно. Секрет моего успеха в том, что я проводила за учебой очень много времени — от пяти до восьми часов в день. Я читала книги, все учебники, которые есть, постепенно повышая уровень.

Самый популярный учебник грамматики итальянского языка я просто переписывала в тетрадь с первой страницы до последней. Делала все — даже самые простые упражнения, чтобы и выучить, и закрепить знания.

Кроме того, у меня был репетитор, который давал рекомендации и проверял меня.

Испанский, китайский и итальянский: как москвичи показали себя в финале всероссийской олимпиады

Не обошлось и без носителей языка — это очень помогает в развитии навыков устной речи. Я много общалась с итальянцами, которые приезжают в Москву учить русский.

У нас был культурный обмен: они учили меня своему языку, культуре, рассказывали об итальянском менталитете, а я делилась знаниями о русском языке и о России. Теперь у меня много друзей-итальянцев.

Самой сложной частью Всероса по итальянскому считаются задания по лингвострановедению — вопросы о культуре, истории страны и языка, который учишь. Поэтому это был крайне полезный опыт.

В будущем я хотела бы стать и преподавателем иностранного языка, и переводчиком — одно не исключает другого. Некоторые преподаватели говорили, что невозможно преподавать язык, не практикуя — то есть не работая переводчиком. Так что в целом я хотела бы, чтобы моя работа была связана с итальянским языком — а может, в дальнейшем и с каким-то другим.

Софья Пак, ученица 11-го класса школы № 1980

Победительница Всероссийской олимпиады школьников — 2019 по английскому языку

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

— Английский я начала изучать дополнительно еще в начальной школе — просто потому, что моему старшему брату хорошо давались языки. А олимпиадным английским стала заниматься в десятом классе. Сложно посчитать, сколько конкретно времени ушло на подготовку — если говорить именно о Всеросе, то, наверное, почти два года, с десятого класса.

Олимпиада проходила в Москве на базе Московского государственного лингвистического университета. Осталось много ярких впечатлений, но в первую очередь мне запомнились люди, новые знакомства. Меня окружали по-настоящему уникальные ребята — участники Всероса и очень хорошие преподаватели.

Английский язык и технология: москвичи завоевали 64 награды в финале всероссийской олимпиады

Заключительный этап сильно отличается от всех предыдущих. Нельзя сказать, что задания сложнее, но они интереснее, потому что формат вопросов немного другой. Все задания в этом году удивили: и обновленный формат раздела «Письмо», состоявшего из двух частей, и проверка знаний по географии в разделе страноведения, и кое-что новое в разделе «Чтение».

Изначально я участвовала в олимпиаде, скорее, из-за интереса, из-за духа соперничества. На самом деле никогда не планировала идти учиться на переводчика или преподавателя иностранных языков. О выборе университета пока сложно говорить.

Наверное, буду поступать в Высшую школу экономики, но пока не решила, на какое направление. Скорее всего, это будет специальность, связанная с людьми. Мне всегда интересно общение, а знание языка в этом смысле открывает больше возможностей.

В любом случае в будущем хотелось бы использовать язык как инструмент, а не как отдельную специальность.

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

24 предмета и 13 городов: в финальном этапе Всероссийской олимпиады школьников примут участие более 1500 москвичей

Источник: https://www.mos.ru/news/item/54422073/

Гордость школы: зачем побеждать в олимпиадах

Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

ТАСС/Валерий Бушухин

На днях были объявлены основные итоги Всероссийской олимпиады школьников, где столичные ученики завоевали 39 процентов первых мест. О том, что олимпиады дают школам и школьникам и как правильно к ним готовиться – в материале m24.ru.

О всероссийской олимпиаде и ее итогах

Ежегодно проводится множество олимпиад по самым разным дисциплинам. На сайте olimpiada.ru только по одному предмету представлено порядка 750 олимпиад, причем как для начальных классов, так и выпускных.

Но основа основ – это, конечно же, Всероссийская олимпиада школьников. Это крупнейшее в России интеллектуальное соревнование учащихся, делящееся на четыре уровня:

  • школьный;
  • муниципальный;
  • региональный;
  • заключительный.
  • Проводится всероссийская олимпиада по 24 предметам:

    • математика;
    • русский язык;
    • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский);
    • информатика и ИКТ;
    • физика;
    • химия;
    • биология;
    • экология;
    • география;
    • астрономия;
    • литература;
    • история;
    • обществознание;
    • экономика;
    • право;
    • искусство (мировая художественная культура);
    • физическая культура;
    • технология;
    • основы безопасности жизнедеятельности.

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

    m24.ru/Лидия Широнина

    Результаты олимпиады, также как и Единый госэкзамен, являются важнейшим независимым показателем качества образования в конкретной школе, муниципальном образовании и субъекте Федерации в целом.

    2015-2016 учебный год по нескольким показателям стал рекордным для московских школьников. 145 учеников столичных школ заняли первые места на Всероссийской олимпиаде в этом году, что составляет 39 процентов от всех победителей.

    Число московских школьников, которые стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады в этом году, выросло в 2,5 раза за последние шесть лет – до 699 человек. Для столицы это рекорд.

    Больше всего дипломов школьники из Москвы завоевали по таким предметам, как обществознание (52), экономика (49), биология (47), математика (45), искусство (40), физика (39).

    Обществознание – один их самых популярных предметов для участия в олимпиаде. По словам тренера сборной Москвы по истории и обществознанию Александра Безносова, все дело в том, что этот предмет включает в себя целый комплекс дисциплин.

    Читайте также:  Планы на неделю с 6 по 12 марта

    Это и философия, и социология, право, экономика, политология и так далее, что привлекает детей.

    По мнению Безносова, если бы на олимпиаде была дисциплина «естествознание», которая включала бы в себя точные науки, она пользовалась бы таким же успехом.

    Что дают олимпиады школьникам

    Принять участие в олимпиаде может любой учащийся. Школа лишь рекламирует олимпиаду. Желающих на самом деле много, ведь победа в этом соревновании дает ряд привилегий. Как рассказал m24.ru Александр Безносов, победители получают определенные льготы при поступлении в вуз.

    «Льготы для олимпиадников бывают двух типов – зачисление без вступительных испытаний и получение максимального балла за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады», – сказал тренер сборной Москвы по истории и обществознанию.

    По словам директора школа №1950 Екатерины Паршиной, чья ученица Полина Хохлова стала абсолютным победителем олимпиады по французскому языку, участие в олимпиаде – это не базовые знания, которые преподаются в школе в рамках учебника, это все вне этих рамок. Поэтому для того, чтобы победить в этой олимпиаде, получить преимущество при поступлении, нужно много трудиться.

    «Школа, в частности каждый учитель, который работает с ребенком, видит потенциал и может рекомендовать участвовать в этих олимпиадах. Обзор олимпиад ведет учитель, а вот решение участвовать или нет принимают ученики и их родители самостоятельно», – сказала она.

    Паршина добавила, что дети идут на олимпиады с охотой, потому что даже маленькая победа на этапе муниципального тура дает силы и уверенность в своих способностях. Олимпиада, по ее словам, – мощный ресурс для развития личности и интеллектуальных возможностей для каждого ребенка.

    «Но и, конечно же, особенно для старшеклассников, победа в олимпиадах такого уровня как всероссийская дает возможность выбора того места обучения после 11 класса, которое они для себя уже выбрали.

    Например, наша победительница всероссийской олимпиады по французскому языку Полина Хохлова рассматривает для себя такие университеты, как МГУ или МГИМО, и это стопроцентная уверенность, что она в один из этих вузов попадет», – подчеркнула директор.

    Я изучаю французский язык со второго класса, то есть уже восемь лет. Именно в детстве у меня зародилась любовь к этому предмету, а точнее к языку, так как меня очаровывало звучание речи. В начале изучения меня очень заинтересовала французская грамматика, все лексико-грамматические задания казались мне трудной, но очень увлекательной головоломкой.

    А ближе к средней школе я открыла для себя шарм непосредственно самой французской культуры, после чего я уже не представляла свою жизнь без этого языка.

    К подготовке к олимпиаде пришлось подойти очень серьезно, так как на заключительном этапе конкуренция очень велика.

    Мне особенно помогли пособия с заданиями прошлых лет, а также в свое удовольствие я читала французскую художественную литературу и слушала выпуски радиостанции RFI.

    Для меня самой большой трудностью как по жизни, так и на олимпиаде, оказалось преодоление собственного волнения.

    Так как именно оно порой может сбить меня с правильного пути при выполнении заданий, особенно на конкурсе устной части.

    Я еще дома старалась настроить себя на то, что я должна превзойти все эмоциональные переживания и просто показать тот результат, к которому я так долго готовилась.

    Точного решения насчет поступления, к сожалению, я еще не приняла. Но уверена в том, что это обязательно будет связано с французским. Я бы очень хотела найти такой факультет, где я бы смогла приложить свои знания языка в какой-нибудь более точной сфере. Все зависит от моих результатов ЕГЭ в следующем году. Так что могу утверждать, что путь найден, но окончательного решения еще нет.

    Всероссийская олимпиада школьников – это бесценный опыт для каждого – как для победителя, так и для всех участников, так как это возможность научиться грамотно преподнести свои знания в нужный момент и приобрести опыт состязания, где главный соперник – это ты сам. Мне лично и олимпиада, и подготовка к ней помогли обрести уверенность в себе, научиться получать удовольствие от обучения непосредственно на протяжении самого состязания.

    Участие в олимпиаде я рассматривала как возможность усовершенствовать свои знания, повысить свой уровень. Скорее всего, именно это и подтолкнуло меня на участие в конкурсе.

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

    Полина Хохлова

    Победительница Всероссийской олимпиады по французскому языку

    Своей точкой зрения по поводу значимости олимпиады поделилась с m24.ru и директор школы №1247 Солвейга Валаткайте. Ее ученик Даниил Комур стал победителем всероссийской олимпиады по истории.

    По ее словам, олимпиады дают несколько позиций. Первое – это возможность не только попробовать свои силы, но и увидеть планку, которую можно взять, исходя из знаний, которые есть у ученика, исходя из того, что они проходят по программе.

    «Это та планка, которая ставится всем сверстникам, всем ученикам. И это очень важно, чтобы каждый мог увидеть, куда он может стремиться, и тогда уже попробовать свои силы. А самое главное – тогда он может определиться в цели, может понимать, какую вершину он может достигнуть», – сказала Валаткайте.

    Второе – это возможность актуализировать совместную работу педагога и ученика.

    «Это очень важно, потому что стремление к качеству, когда мы говорим о качественном образовании, не может быть однородным и однотипным – просто контрольные и проверочные работы.

    Необходимо пробовать силы в других форматах. Только тогда есть движение и возможность положительной динамики и совместного сотрудничества педагога и ученика», – добавила директор.

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

    m24.ru/Игорь Иванко

    Как победить на олимпиаде

    О том, как победить на олимпиаде, можно писать целые книги. Но все сводится к одному – нужна долгая и усердная работа над собой. А в каком именно направлении двигаться, зависит от дисциплины. Здесь важно понимать, что олимпиада выходит за рамки школьной программы и требует большой подготовки.

    Например, Александр Безносов считает, что в первую очередь нужно много читать полезных и интересных книг и обсуждать их с интересными людьми.

    Солвейга Валаткайте отметила, что подготовка к олимпиадам по разным предметам должна иметь разные формы. «Одно дело – олимпиада по математике – это одни формы, которые учитель может использовать, и другое дело олимпиада по, например, истории. Здесь уже другие формы подготовки», – сказала она.

    Сложно подготовить ученика к олимпиаде, хорошим результатам, если он не посещает музеи, не обсуждает с учителями и сверстниками, например, документальные и исторические фильмы, и так далее.

    То есть это должна быть целая система работы учителей и учеников с использованием разных форм, включая и проектную деятельность, защиту этих проектов, начиная со школьного уровня, со школьной научно-практической конференции учащихся, и затем заявляя себя по проектам на более высоком уровне – округа, города и так далее.

    «Формы должны быть разными, самое главное, чтобы учитель предлагал систему и видел возможность воплощения этой системы по подготовке учеников к этой олимпиаде», – подчеркнула директор.

    Несколько советов дала и Екатерина Паршина. Совет первый – выбрать для себя область, потому что талантливых детей во всех областях очень мало, распыляться на математику и обществознание в один момент не получится.

    Поэтому для конкретного года нужно выбрать определенный предмет, например, если это девятый класс, можно выбрать один предмет, для десятого – другой. В первую очередь нужно определиться в своих возможностях и способностях к изучению этого предмета вне рамках учебника.

    Во-вторых, олимпиада – это соревнование, где нужно проявить бодрость духа и победить в себе волнение.

    Поэтому очень важно работать над собой и преодолеть это все, чтобы проявить не только знания, но и четкую позицию, что «да, я могу, знаю и буду четко говорить об этом перед аудиторией, членами жюри», и быть уверенным в своих силах, то есть заниматься по большому счету еще и ораторским искусством, если это касается устных олимпиад.

    А то, что касается олимпиад в точных науках, то нужно больше решать, больше интересоваться, брать как можно выше планку. Если задача нерешаема сегодня, завтра она может уже каждому ребенку открыть какие-то пути и все разрешится. Здесь важны только практика, самообладание. Нужно быть готовым к тяжелому труду, но в любом случае этот труд принесет победу, считает Паршина.

    Источник: https://www.m24.ru/articles/shkoly/26052016/106079

    Спорт для ботаников

    Аббревиатурой «ЕГЭ» словарь абитуриента не ограничивается. Поступить в вуз можно и по результатам олимпиад. Их список Министерство образования обновляет каждый год, и Всероссийская олимпиада школьников — ​одна из них.

    В ней дети участвуют с младших классов. Сначала задача олимпиады — ​просто нащупать интересующие ребенка сферы и подготовить его к более серьезному этапу. Туры олимпиады имеют возрастные ограничения: пятиклассник не пройдет дальше муниципального, восьмиклассник — ​регионального. А вот с девятого класса открывается дорога к заключительному туру — ​Всероссу — ​соревнованию лучших в стране.

    Всеросс — ​это поездка в другой город на неделю, два или три тура, экскурсии, олимпиадный мерч* и куча погубленных нервов.

    Призеры и победители олимпиады могут поступить на бюджет в любой государственный вуз по профилю без экзаменов.

    В некоторые вузы берут даже без подтверждения ЕГЭ — ​то есть не важно, сдашь ли ты ЕГЭ по предмету на 75 баллов и выше; такую возможность дают не все олимпиады. Диплом работает четыре года, так что время на подумать тоже есть.

    Но всегда нужно помнить о соотношении профиля и факультета (призерство по географии в мед дорогу не откроет) и изучать правила приема олимпиадников на сайте вуза — ​бывают казусы.

    Как готовятся к Всероссу

    В «ВКонтакте» есть сообщества, где олимпиадники обмениваются опытом, задают свои вопросы («По каким учебникам готовиться к астрономии?», «Что поможет взять диплом права?») и знакомятся, чтобы вместе ботать — ​то есть учиться. Любой школьник может скачать материалы для самостоятельной подготовки. Что касается очных занятий в Москве и регионах, разница довольно заметная.

    Очевидно, что москвичам доступно многое: курсы, репетиторы, большое количество хороших школ — ​так что сборная Москвы из года в год побеждает в командном зачете.

    В Москве есть специализирующийся на олимпиадах Центр педагогического мастерства (ЦПМ), где в течение учебного года постоянно проводятся регулярные занятия и интенсивы.

    Тех москвичей, кто прошел на заключительный этап олимпиады, весной чаще всего отправляют на бесплатные сборы, где они готовятся к предмету около недели — ​в группах и индивидуально.

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета Победители Всероссийской олимпиады школьников 2019 года.  olimpiada.ru

    В регионах с подготовкой сложнее: как правило, в крупных городах все зависит от школы, а в маленьких — ​от самого олимпиадника. Где-то есть центры дополнительного образования, где-то организуют предметные кружки специально для потенциальных всероссников — ​добытчиков баллов для рейтинга учебного заведения.

    Некоторые дети занимаются со своими учителями, некоторые находят олимпиадных репетиторов (такие есть не в каждом регионе). Но часто ресурсов в родном городе не хватает.

    Например, Полина из Екатеринбурга перед Всероссом поехала на выездную школу от коммерческой организации: она жила и училась вместе с москвичами на сборах в Подмосковье, только для нее та же программа была платной.

    «Если ты ничего не знаешь про Всеросс и просто любишь свой предмет, вряд ли что-то получится: нужно знать формат олимпиады, а учителя в школах обычно имеют о нем смутное представление», — ​говорит она, объясняя, почему выездная была необходима.

    Москвичи на заключительном этапе — ​это толпа в темно-синих толстовках сборной, составляющая примерно треть (а то и больше) всех участников. Московские школьники последние два года получали от города крупные суммы (150 и 300 тысяч в 2018 году) за попадание в число призеров и победителей. Некоторые регионы тоже награждают своих дипломантов.

    Но вот моей знакомой из Кирова, например, за призерство учительница торжественно вручила тысячу.

    Известны случаи, когда олимпиадников из регионов, набравших нужный балл для Всеросса, региональное руководство отказывалось на него отправлять — ​денег, дети, нет.

    Поэтому многие олимпиадники из других городов и областей относятся к самой крупной всероссной сборной с нескрываемой неприязнью — ​вплоть до того, что могут прервать знакомство, узнав, что ты москвич.

    Хотя, конечно, это касается далеко не всех: Всеросс — ​еще и про дружбу.

    Дипломы получают только ботаники?

    Нет. Одни проходят на Всеросс потому, что целенаправленно зубрят предмет. А другие — ​случайно. Скажем, кто-то пишет туры потому, что задания классные и хочется проверить себя — ​таким часто везет. Можно быть биологом или физматом, написать региональный этап по литературе «по приколу» и оказаться на заключительном.

    Можно вообще не хотеть ничего писать: в девятом классе меня еле выпихнули на регион, я считала олимпиадный мир территорией ботанов и, сдавая работу, думала только о том, как найти метро в этом Бутове. Сейчас у меня два диплома заключительного этапа и спокойный май в одиннадцатом классе. Но это — ​про предпоследний этап, региональный. А вот случайно взять Всеросс** куда сложнее.

    К тому же Всеросс проверяет не только знания, но и стрессоустойчивость. Бывает тяжело.

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

    Постоянное ожидание результатов, недосып, переживания после обсуждений заданий со знакомыми («Я хуже всех написал!») — ​частые атрибуты финальной недели.

    На кого-то «сваливается пофигизм», кто-то не выпускает из рук таблетки от головной боли, а после показа работ и апелляций случаются истерики. У Кати семь дипломов Всеросса по четырем предметам.

    Она рассказывает, что сложнее всего, как ни странно, было в одиннадцатом классе, когда поступление уже год как было в кармане: «Такая ответственность, все на тебя смотрят — ​ты призер прошлого года, — ​было по-настоящему тяжело».

    Проблема иногда не только в закономерном волнении: в этом году на Всероссе по литературе некоторым детям, недобравшим баллов, дипломы выдали по ошибке, как всем — ​под музыку и аплодисменты. А потом дипломы просто забрали. Почему подобное случается (косяки на финалах — ​не редкость) — ​вопрос, на который лично я не могу ответить.

    Зачем возвращаться на Всеросс?

    Дипломанты автоматом проходят на следующий, заключительный этап. Зачем им — ​нам — ​уже имеющим льготы, возвращаться на Всеросс? Примерно за тем же, зачем ехать на него в первый раз. За предметом, который нравится. За новым городом. За поднятием самооценки. За грантом.

    За общением. За впечатлениями. «Мне казалось, что не поехать еще раз — ​это сдаться. Один раз может быть случайностью, а два — ​это уже что-то значит», — ​вспоминает Катя.

    «Наверное, в следующем году поеду, потому что пригласят, и мне очень захочется еще бесплатно поесть», — ​предполагает Соня.

    *Мерч — предметы с символикой **Победить на заключительном этапе Всероссийской олимпиады

    Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/06/11/80833-sport-dlya-botanikov

    Вступительные льготы победителей школьных олимпиад оказались под вопросом — МК

    Заключительные этапы ряда конкурсов отложены на неопределенное время

    11.03.2020 в 18:01, просмотров: 18370

    Вслед за туризмом и нефтянкой коронавирус нанес удар по сфере, казалось бы, от него бесконечно далекой: под угрозой оказалось проведение решающих. заключительных этапов главных олимпиад школьников.

    Финалы олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», как оказалось, уже отложены на неопределенный срок. Судьба заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников решится в ближайшее время в зависимости от эпидемиологической обстановки, заявили «МК» в Минпросвещения.

    И все это вместе взятое рождает опасения, что набор в вузы в этом году может пройти исключительно по результатам ЕГЭ.

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

    Каждый год в ведущие российские университеты поступают около 10 тыс. льготников из числа победителей и призеров олимпиад школьников. Конечно, на фоне полумиллиона всех бюджетных мест это сравнительно немного.

    Читайте также:  Устная часть егэ по русскому пройдет в форме собеседования

    Однако как раз сейчас на финишную прямую вышли десятки тысяч реальных претендентов на получение этих бонусов.

    И каждый волнуется: а не отменят ли из-за коронавируса самые важные, заключительные этапы олимпиад школьников, а с ними и льготы победителей при поступлении в вузы?

    Тревожных слухов на этот счет в соцсетях хоть пруд пруди. Реальная же картина такова: об отмене заключительных этапов ни одной из значимых для поступления олимпиад речи пока не идет. Однако финалы двух олимпиад МГУ — «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» — отложены на неопределенный срок. И это, возможно, лишь первые ласточки.

    Московский университет, как подтвердили «МК» в МГУ, «заботясь о здоровье участников олимпиад, студентов и сотрудников университета, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и применяемыми мерами по противодействию распространению этой инфекции, принял решение перенести проведение заключительных этапов олимпиад школьников, проведение которых запланировано в МГУ им. Ломоносова и на региональных площадках, до нормализации эпидемиологической обстановки».

    Никаких временных ориентиров для взятой паузы не уточняется: на сайтах обеих олимпиад лишь отмечается, что «о новых датах проведения заключительных этапов олимпиад будет сообщено дополнительно, и содержится призыв «следить за новостями на сайтах олимпиад».

    Но с официального сайта «Ломоносова» удалили прежний график проведения заключительных этапов (они должны были пройти в марте, а оглашение перечня победителей должно было состояться до 10 апреля), а на сайте «Воробьевых гор» на самом видном месте вывесили правила возврата трат за проезд школьников к местам так и не состоявшихся «олимпийских» испытаний.

    В то же время вопрос о финале Всероссийской олимпиады школьников остается открытым.

    Окончательное решение будет принимать тандем Минпросвещения — Межведомственный координационный штаб по предупреждению коронавируса под предводительством вице-премьера Голиковой.

    Но произойдет это, как сообщили «МК» в министерстве, «в зависимости от эпидемиологической обстановки. Мы внимательно следим за ситуацией с распространением коронавируса, и если понадобится, соответствующее решение будет принято», — заявили в ведомстве.

    Пойдет ли тогда речь об отмене олимпиады, или, скажем, о переводе ее финала в режим онлайн, неизвестно — официального решения на этот счет пока нет. Однако в неофициальном порядке организаторы олимпиады уверяют:

    — Пока школы страны не закрыты на карантин, олимпиаду проводить можно и нужно. В соответствии с нашими правилами, ребята сидят по одному за партой, а, значит, риск заражения у нас ниже, чем в обычных классах, где сидят по двое.

    Можно было бы лишь отменить все массовые мероприятия, связанные с олимпиадой, включая торжественные процедуры ее открытия и закрытия — эту потерю легко пережить. Да и апелляции можно проводить в дистанционном режиме.

    Конечно, закрыть олимпиаду проще всего! Но делать все надо в интересах детей! И мы надеемся, что олимпиаду все же не отменят.

    Источник: https://www.mk.ru/social/2020/03/11/vstupitelnye-lgoty-pobediteley-shkolnykh-olimpiad-okazalis-pod-voprosom.html

    Утрата доверия: Россия отменит олимпиады

    Министр уверена, что многие победители олимпиад не знают своего предмета

    Валерий Матыцин/ТАСС

    Министр образования Ольга Васильева призвала сократить количество олимпиад для школьников.

    Она считает, что результаты таких соревнований для детей можно поставить под сомнение, поскольку около 40% призеров набирают меньше 60 баллов на ЕГЭ.

    Эксперты называют уровень коррупции в сфере олимпиад угрожающим, но призвали сократить перечень предметов, по которым соревнуются школьники, убрав, к примеру, физкультуру.

    Глава Минобрнауки Ольга Васильева усомнилась в эффективности олимпиад для школьников. Она предложила сократить их количество: соответствующие изменения могут произойти уже в этом году. По словам министра, победители олимпиад периодически получают низкие баллы за ЕГЭ, что заставляет сомневаться в объективности результатов соревнований. Васильева назвала «ненормальной» ситуацию, когда олимпиадник сдает ЕГЭ по своему предмету ниже, чем на 60 баллов. «Количество олимпиад должно сокращаться. Я думаю, что Всероссийская олимпиада, конечно, идет вне обсуждения, все остальные олимпиады должны быть четко обоснованы», — сказала министр в интервью телеканалу «Россия-24».
    Сейчас в России действует несколько типов олимпиад, включая районные и краевые. Всероссийская олимпиада проводится по 24-м предметам и делится на три уровня, каждый дает свои привилегии. Так, например, второй уровень обеспечивает 100 баллов по выбранному предмету, а первый гарантирует поступление на бюджетное отделение в один (любой) российский вуз без дополнительных экзаменов.
    При этом результаты олимпиады требуется подтверждать: если школьник выиграл Всероссийскую олимпиаду по одному предмету, то и на соответствующем ЕГЭ он должен набрать не менее 75 баллов. Именно здесь начинаются подозрения: далеко не все учащиеся способны подтвердить свои результаты. «В среднем 30% победителей и призеров олимпиад не выбирают для сдачи ЕГЭ тот предмет, по которому они победили. А есть еще более удивительные цифры, над которыми стоит задуматься, — 40% победителей и призеров олимпиад не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов. Какие же это олимпийские призеры и лауреаты?», — говорила министр образования в интервью РИА «Новости».

    По ее словам, это свидетельствует о том, что все то необъективное, что когда-то присутствовало в системе ЕГЭ, теперь начало перетекать в олимпиадное движение школьников. «Это вещь, с которой нужно разобраться, проанализировать и, прошу прощения, в общем-то, действовать достаточно четко и жестко, потому что это недопустимо», — подчеркивала Васильева.

    Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков убежден в необходимости сокращения количества олимпиад регионального уровня, но выступает за сохранение Всероссийского этапа соревнований. Он считает, что олимпиады нужно не только сохранять, но и расширять.
    «Всероссийский этап олимпиады, как правило, выявляет самых талантливых ребят. На таких соревнованиях смухлевать очень непросто. Победители потом показывают очень хороший результат в вузе, мы это видим статистически», — отмечает он.

    Эксперт убежден, что подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников постепенно вытесняет подготовку к ЕГЭ: «Думаю, от того вида ЕГЭ, который существует сейчас, мы вскоре будем отказываться. Олимпиада более объективна и сейчас студенты хотят готовиться именно к ней.

    С момента, как появились привилегии для призеров олимпиад, многие погнались за грамотой победителя в расчете на более легкий путь».

    Комков считает, что необходимо упразднить олимпиады по некоторым предметам: к примеру, по физкультуре, но оставить соревнования по химии и физике необходимо. Он добавил, что решение по сокращению числа олимпиад связано с махинациями вокруг их проведения.

    «Сокращение массы мелких «олимпиадочек» поможет избежать коррупции в этой сфере. Проводить конкурсы, викторины стоит — это формирует интерес к предметам. Но это не должно учитываться при итоговой аттестации», — считает Комков.
    Директор Института образовательных программ НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что олимпиадное движение стоит сохранить в нетронутом виде.
    «Призеры могут и не справиться с той нагрузкой вуза, в который они поступили. Но это не повод резко сокращать олимпиадное движение, которое поможет сохранять высокие шансы на поступление ребят из регионов», — полагает эксперт.
    Олимпиады ставят немало барьеров: к примеру, балл соответствия всегда повышался, однако олимпиада и ЕГЭ по-разному ориентированы, отмечает Абанкина. «ЕГЭ — это проверка школьных знаний, а олимпиада выявляет талант комбинировать знания и решать творческие задачи. Из-за сокращения олимпиад станет меньше и их участников, и мест, которые выделяются для поступления на бюджет вне конкурса. Сейчас олимпиадники и льготники зачастую занимают большинство бюджетных мест: на востребованных специальностях этот показатель может достигать 80-90%», — пояснила эксперт.

    Она добавила, что если при проведении олимпиад появится дополнительный контроль, то соревнованиям вернется престиж, а к их участникам — доверие.

    Читать ещё •••

    Видео дня. Голосование за поправки в конституцию пройдёт 22 апреля

    Источник: https://news.rambler.ru/education/39271938-utrata-doveriya-rossiya-otmenit-olimpiady/

    В вуз с олимпийским огнем . вузовские олимпиады олимпиады вузовские

    Содержание:

    Существует три способа поступить в вуз, и все они дополняют друг друга: ЕГЭ (плюс дополнительные испытания), Всероссийская олимпиада школьников и (отдельно!) олимпиады школьников. Важно не путать второе и третье.

    Панацея от ЕГЭ

    До недавнего времени ежегодно проходило несколько сотен самых разнообразных олимпиад. В июне 2007 года был основан Российский совет олимпиад школьников (председатель — В. А. Садовничий).

    Одна из его центральных задач — определить ограниченный список олимпиад, которые действительно способствовали бы раскрытию выдающихся способностей участников. В 2008-2009 годах таких олимпиад будет 120.

    Новая схема олимпиадного движения выглядит следующим образом.

    Всероссийская олимпиада школьников существует давно, проходит в четыре этапа по общеобразовательным дисциплинам: математике, физике, химии, биологии, русскому языку и т. д.

     Это уже отлаженная система, поддерживаемая Министерством образования и науки. Победители разных этапов получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Какие именно — зависит от каждого конкретного вуза.

    Причем правила ежегодно меняются, поэтому важно заранее выяснить этот вопрос в выбранном вузе.

    Олимпиады школьников — инициатива вузовского сообщества. Они проводятся и по общеобразовательным дисциплинам, и по целым комплексам предметов. Например, по технике и технологиям, социальным и гуманитарным наукам, экономике и управлению, культуре и искусству.

    Что это дает? Таких предметов в школе нет, но победа в олимпиаде, скажем, по естественным наукам позволяет получить льготы по биологии и химии.

    Другими словами, результаты олимпиад засчитываются на вступительных испытаниях по специальностям, где эти предметы считаются профильными.

    Проверено временем

    Принято считать, что студенты, зачисленные в вуз по результатам олимпиад, — самые талантливые. Отличаются ли они от тех, кто поступил традиционным путем? «Такие студенты, по нашим наблюдениям, учатся добросовестнее остальных, лучше сдают экзамены.

    И знаете почему? Они точно не ошиблись, придя к нам, поскольку уже давно хотели посвятить себя физике, — делится размышлениями Владимир Трухин, декан физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — А что такое стандартные экзамены? Это результаты безликого ЕГЭ плюс дополнительные испытания.

    Среди поступивших традиционным путем немало тех, кто ошибся: одним на самом деле ближе математика, другим — филология… Но среди зачисленных в университет по результатам специализированных олимпиад таких нет. Вывод: необходимо учитывать способности и интересы абитуриентов, чтобы все были на своих местах.

    Например, во Франции в некоторых вузах отбор длится целых три года! Это долго, но честно: в результате среди студентов нет случайных людей. А у нас в стране олимпиады — пока единственный способ выявить настоящие таланты в разных областях».

    7 вопросов о вузовских олимпиадах

    Кто имеет право проводить олимпиады школьников? Один или несколько федеральных органов государственной власти, органы власти субъектов РФ; государственные вузы и негосударственные вузы, имеющие аккредитацию; научные учреждения при участии школ, гимназий, лицеев — государственных и коммерческих (при наличии аккредитации).

    Когда проводятся 120 олимпиад школьников? Ежегодно с 1 сентября по 15 мая. Олимпиады включают несколько этапов — среди них есть и заочные, в ходе которых применяются дистанционные образовательные технологии. Важно: заключительный этап олимпиады подразумевает участие только в очной форме.

    Сколько этапов насчитывают олимпиады школьников? Олимпиады проводятся на четырех уровнях: общероссийском, межрегиональном, региональном и локальном. Важно: льготы при поступлении имеют только победители первых трех уровней. Локальный этап считается подготовительным к трем остальным.

    Кто участвует в олимпиадах? Учащиеся общеобразовательных учебных заведений (на добровольной основе). Но к участию в заключительном этапе допускаются только победители и призеры предшествующего года аналогичной олимпиады в случае, если они продолжают обучение в школе.

    В чем разница между победителями и призерами олимпиад? Победители — участники, награжденные дипломами первой степени. Призеры — обладатели дипломов второй или третьей степени. Остальные участники могут награждаться свидетельствами и грамотами. Важно: количество победителей и призеров не должно превышать 45% от общего числа участников заключительного этапа олимпиады.

    Каким критериям должны соответствовать олимпиады, вошедшие в число 120? Обязательные признаки: существование олимпиады не менее двух лет; творческий характер испытаний; беспрепятственный и бесплатный доступ школьников к участию; свободный доступ к информации об олимпиаде (задания, состав участников, победители и призеры); наличие опыта и финансовой возможности проводить подобные мероприятия.

    И самый важный для абитуриентов вопрос: какие льготы предоставляются победителям и призерам при поступлении? В течение одного года с момента утверждения списка победителей и призеров в зависимости от уровня олимпиады победители и призеры имеют право (по решению вуза) реализовать одну из трех льгот:

    • быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
    • быть приравненными к лицам, которые успешно прошли дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в образовательные учреждения высшего профессионального образования), творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», — по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией образовательного учреждения;
    • быть зачисленными в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.

    Пробный год

    Все ли вузы принимают результаты олимпиад школьников? Согласно пункту 19 приказа Министерства образования и науки РФ № 285 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников», победители и призеры олимпиад имеют право на льготы по решению образовательного учреждения.

    Как рассказал Никита Анисимов, ответственный секретарь Российского совета олимпиад школьников, «теоретически любой вуз может засчитывать результаты олимпиад при наборе абитуриентов, и это должно быть прописано в положении о приеме в учебное заведение.

    Другой вопрос, что по критериям министерства выделяются три уровня олимпиад, которые дают льготы, и пока из министерства не поступали разъяснения касательно прав победителей олимпиад разного уровня. В приказе ничего не говорится и о разграничении государственных и негосударственных вузов.

    Негосударственные вузы, получившие государственную аккредитацию, имеют право быть организаторами олимпиад из перечня 120. Соответственно, они могут засчитывать результаты олимпиад на приеме как минимум в свое учебное заведение».

    Конечно, победители и призеры олимпиад отдают предпочтение знаменитым вузам с высококлассной научной базой. Обычно они учатся на очных отделениях, посвящая много времени теоретическому погружению и научно-исследовательской работе.

    Совсем немногие призеры (а тем более победители) олимпиад поступают в негосударственные учебные заведения. И все же важно знать, что между государственными и негосударственными вузами в отношении учета результатов олимпиад по закону разницы нет.

    Привилегии победителям и призерам четко прописаны — это не скидки при платном обучении, а исключительно льготы при приеме.

    Выиграв олимпиаду в одном вузе, можно поступать в другой, но опять-таки — если такое право предусмотрено правилами учебного заведения.

    Например, ученик из Астрахани, победивший на олимпиаде по математике в МГУ или Бауманском университете, может пойти учиться в волгоградский вуз (ближе к дому, не нужно ехать в Москву и пр.), принимающий к себе победителей олимпиады второго уровня.

    Подобных прецедентов пока нет, поскольку олимпиадное движение в подобном формате — явление новое и вся система начнет обкатываться только в этом учебном году. Но теоретически должно быть именно так.

    Тонкие моменты

    С одной стороны, чем больше вуз примет победителей олимпиад, тем лучше для вуза. С другой стороны, есть опасность несправедливости.

    Об этом говорил Виктор Садовничий в своем докладе «O деятельности Российского совета олимпиад школьников»: «Олимпиада должна иметь равные условия и предоставлять равные льготы для всех. К примеру, МГУ им. М. В.

     Ломоносова признает победителей общероссийских олимпиад по физике и по химии. Но тогда этот вуз обязан признать все общероссийские олимпиады, которые проводятся в этом году, и зачислять любого победителя с любой олимпиады со льготами.

    Представители многих факультетов университета уверены, что таких льготников будет больше, чем предполагает план приема. Можно быть жадными до талантливых ребят, но нужно все время соизмерять свои возможности с реальностью».

    «Если победителей окажется больше, чем бюджетных мест в вузе, — не вижу проблемы, — пояснил Никита Анисимов. — Просто на престижных специальностях и направлениях наберется много абитуриентов с высшим баллом по профильному предмету. Их не станут зачислять без экзаменов, и реальный конкурс будет идти по сумме баллов за ЕГЭ по остальным предметам.

    Пример — МГИМО, специальность „Международные отношения“: конкурс по четырем ЕГЭ — русский язык, история (профильный), иностранный, обществознание. В конкурсе много олимпиадников по истории, следовательно, у каждого из них 100 баллов по истории.

    Но суммируются-то все ЕГЭ! Значит, будет конкурс, и даже тот, кто на ЕГЭ по истории без всяких олимпиад набрал 85 баллов, имеет много шансов, если по остальным предметам он показал высокие баллы».

    Больной вопрос

    Способна ли школа подготовить талантливых учеников к олимпиаде, которая дает льготы при поступлении в вуз? «Самородки есть везде, — считает Светлана Алфутова, завуч по учебно-воспитательной работе Московской городской лингвистической гимназии № 1513.

     — Конечно, олимпиада ставит высокую планку, и обычные общеобразовательные школы не всегда в состоянии дать ученикам необходимые знания. В школах с углубленным изучением того или иного предмета, лицеях и гимназиях дела обстоят лучше.

    К примеру, если школа предлагает углубленное изучение химии, у ее учеников есть хорошие шансы занять призовые места на олимпиаде по этой дисциплине… Участие и победы в олимпиадах — показатель уровня учебного заведения.

    Вместе с тем необходимо понимать, что много победителей быть не может: в олимпиадах первые места занимают единицы».

    Много победителей не бывает

    Сложно ли победить на олимпиаде? Что труднее — поступить или победить? Стандартным путем (ЕГЭ + дополнительные испытания) идут 95% школьников, для которых и существует классическая абитуриентская программа.

    Это выпускники разного уровня подготовки — от низкого до отличного. Многие из них участвовали в олимпиадах, но все-таки предпочли идти по пути ЕГЭ и дополнительных экзаменов, поскольку так психологически комфортнее.

    Психологический комфорт — немаловажная составляющая. И абитуриенты, выбирающие вариант «олимпиадного» поступления, видят для себя больше плюсов именно в этом способе покорения вуза. Речь идет о школьниках с творческим или нестандартным мышлением, активно проявляющих интерес к той или иной дисциплине или комплексу дисциплин.

    Анна Кононова

    Источник: https://www.7ya.ru/article/V-vuz-s-olimpijskim-ognem/

    Ссылка на основную публикацию