На лекции можно будет не ходить

На лекции можно будет не ходить

Помните фильм «Карнавальная ночь» и вдрабадан пьяного лектора из общества «Знание»? «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно! Наука еще пока не в курсе дела. Асса!»

Вот примерно то же самое будет твориться во многих московских барах 1 сентября. А вы что, хотели просто культурно выпить в честь того, что у вас ребенок в первый раз в первый класс? Не выйдет! День знаний — он для всех!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На самом деле это вторжение в святая святых будет называться Science Bar Hopping и пройдет в 20 московских заведениях, объединенных под крышами «Флакона», «Винзавода» и Artplay.

К примеру, Дарья Саркисян, медицинский редактор «Медузы» и соосновательница телеграм-канала «Намочи манту», расскажет в Market Burger Bar о том, почему так сложно найти хорошего врача.

А в 9 вечера там же вы сможете узнать 100 способов применения пороха в мирных целях от Владимира Сизова, ассистента кафедры химии и технологии высокомолекулярных соединений РХТУ им. Д. И. Менделеева.

В пабе Howard Loves Craft энтомолог Олег Валерский расскажет, где искать красивых тараканов и почему пауки-птицееды не едят птиц.

В «Ваня нальет» биоэколог и археолог Иван Горлов введет собравшихся в курс современной подводной археологии палеолита.

А после него кандидат физико-математических наук и сотрудник Сколтеха Александр Квашнин ответит на вопрос «Можно ли создать новый материал на компьютере и предсказать его свойства для промышленности?».

В «Рюмочной 9» магистр градостроительства и преподаватель ВШЭ Ксения Майорова прочтет лекцию о шумовом загрязнении и о том, как оно влияет на жителей городов. Ну а известный всему YouTube антрополог Станислав Дробышевский в баре «Гоген», как обычно, расскажет удивительные истории из жизни древних людей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Чат-бот по егэ и главные проблемы учителей

Оценим за полчаса!

Разумеется, всем вышеперечисленным список лекций не ограничивается. Для посещения Science Bar Hopping необходима предварительная запись на сайте мероприятия. Кроме того, в рамках акции CO2 Killers гости, прибывшие послушать лекцию на транспорте, не использующем двигатель внутреннего сгорания, получат подарки от Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Science Bar HoppingДень знаний На лекции можно будет не ходить Город На лекции можно будет не ходить Люди На лекции можно будет не ходить Город На лекции можно будет не ходить Город На лекции можно будет не ходить Люди На лекции можно будет не ходить Город

Источник: https://moskvichmag.ru/gorod/1-sentyabrya-v-shkolu-mozhno-ne-hodit-uchenye-budut-chitat-lektsii-v-moskovskih-barah/

Нужно ли ходить на лекции: как выглядит онлайн-образование в России

МОСКВА, 22 авг — РИА Новости, Александр Лесных.

К 2021-му сегмент образовательных онлайн-услуг в стране вырастет до 53,3 миллиарда рублей в год, уверены авторы исследования, проведенного по инициативе «Нетология-групп».

Хотя это лишь 2,5% всего рынка, аналитики не сомневаются: будущее — за синтезом традиционных методов преподавания с современными IT-технологиями. Накануне нового учебного года РИА Новости выясняет перспективы интернет-образования.

Университеты в авангарде

В ежегодном докладе о главных интернет-трендах известный аналитик Мэри Микер сообщает, что с 2012 по 2017 год доля студентов, записавшихся только на традиционные офлайн-лекции, упала с 74% до 67% — и так по всему миру.

«Россия не исключение. В некоторых сегментах, мне кажется, мы даже быстрее растем. Причем при отсутствии специальных программ или льгот для инвестиций мы видим, что интерес инвесторов к этому рынку усиливается», — говорит вице-президент фонда «Сколково» Константин Паршин.

Разумеется, благодаря высокому спросу на онлайн-курсы рынок переживает взрывной рост и развивается в два-три раза быстрее обычного. Основным драйвером в ближайшие годы останется высшее образование — если в 2016-м на этот сегмент приходилось около семи миллиардов рублей, то к 2021-му будет 15 миллиардов.

Доля частного бизнеса в этой области очень мала, и в основном развитием образовательных онлайн-технологий для студентов занимаются сами университеты. Примечательно, что отечественные вузы не только закупают зарубежные онлайн-курсы, но и выпускают собственные, пользующиеся популярностью у иностранцев.

«Российские университеты давно перестали быть лишь потребителями импортного образовательного контента, — рассказывает проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин в интервью РИА Новости.

— Более полутора миллионов человек слушают наши онлайн-курсы по всему миру. Сейчас мы предлагаем 90 различных курсов, из которых 40 — на английском языке.

Их популярность подтверждается статистикой — половина выбирает англоязычные программы».

Отметим, что для вузов создание таких курсов далеко не всегда подразумевает коммерческую выгоду. Зачастую речь идет о позиционировании и брендировании, выполнении миссии университета. Ведь эффективность высших учебных заведений измеряется не прибылью.

Что касается внедрения онлайн-курсов в учебные программы, самый важный момент — не противопоставлять традиционное образование онлайн-технологиям, а работать над созданием эффективной образовательной системы с учетом всех возможностей транслируемых знаний, уверен Рощин.

Иными словами, онлайн-курсы должны применяться вместе с традиционными формами обучения. В этом смысле в большинстве университетов стараются придерживаться стратегии blended-learning, когда часть курса преподается в онлайн-формате, а часть — в аудиториях.

Во ВШЭ онлайн-курсы включены во все образовательные программы на всех факультетах и каждый бакалавр проходит как минимум один из них. Кроме того, студенты могут самостоятельно выбирать дополнительные курсы, которые потом идут в зачет изученных ими дисциплин.

Интерес студентов к онлайн-обучению постоянно растет: в прошлом учебном году институт использовал около 400 различных онлайн-курсов. Почти 100 из них были записаны в стенах университета, остальные — ведущими отечественными и зарубежными вузами.

Тем не менее, по словам Рощина, внедрение онлайн-курсов в образовательные программы сталкивается с недостатками действующей нормативно-правовой базы. И если со стороны Министерства науки и высшего образования никаких ограничений нет, то с Рособрнадзором иногда возникают проблемы.

«У ведомства есть различные требования по кадровому составу, методическим материалам, которые должны принадлежать университету. А это препятствует использованию каких-то внешних онлайн-курсов, поскольку преподаватель, их читающий, университету не принадлежит. Это влияет на параметры, важные для аккредитации, и остается весомой проблемой», — сетует проректор.

На лекции можно будет не ходить

Сергей Рощин

Проректор Высшей школы экономики

На лекции можно будет не ходить

1 из 3

Преподаватели Высшей школы экономики записывают онлайн-курсы

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

На лекции можно будет не ходить

2 из 3

Преподаватели Высшей школы экономики записывают онлайн-курсы

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

На лекции можно будет не ходить

3 из 3

Студенты Высшей школы экономики

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

1 из 3

Преподаватели Высшей школы экономики записывают онлайн-курсы

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

2 из 3

Преподаватели Высшей школы экономики записывают онлайн-курсы

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

3 из 3

Студенты Высшей школы экономики

© Фото : предоставлено пресс-службой НИУ ВШЭ

Экран вместо парты

С дополнительным школьным образованием совершенно другая ситуация. К 2021-му году этот рынок вырастет почти до 150 миллиардов рублей, причем, как и сейчас, на 100% будет обеспечен частными компаниями. А доля онлайн-образования в этом сегменте увеличится до десяти миллиардов рублей.

Свои проекты есть у нескольких IT-гигантов. Например, «Ростелеком» и «Яндекс» продвигают платформы, помогающие школьникам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Но это не значит, что весь рынок поделил крупный бизнес: все чаще сюда выходят те, кто раньше занимался частным репетиторством.

Одним из первых так поступил бывший студент МФТИ Юрий Спивак. С первого курса института он преподавал математику школьникам — тогда у него было порядка восьми постоянных учеников. В 2011-м, на пятом курсе, Юрий открыл офлайн-школу «Хочу знать!» и за шесть лет превратил ее в организацию с годовой выручкой 30 миллионов рублей, готовившую около тысячи учеников в год.

В беседе с РИА Новости Юрий рассказал, что еще тогда вместе с преподавателями своей школы записал почти пять тысяч уроков, которые можно было бесплатно посмотреть на популярных хостингах — YouTube и «ВКонтакте». Всего же, по статистике, на одном только YouTube ежегодно транслируется 4,5 миллиарда часов обучающих видеороликов.

«Это очень простой контент — листочек, ручка, камера снимает все сверху, преподаватель что-то объясняет. Но собирает сотни тысяч просмотров. О востребованности говорит даже то, что мне сообщали дети из маленьких провинциальных городов: они смотрели мои видеоуроки всей школой. Однажды признались, что только благодаря им сдали ЕГЭ», — вспоминает предприниматель.

Спустя несколько лет Юрий продал офлайн-школу и запустил совместный онлайн-проект с одним из профильных порталов — набрал группу из 250 школьников, которые занимались уже на платной основе.

Такие курсы хороши тем, что обходятся дешевле ученикам и их родителям (около двух тысяч рублей за месяц занятий), а репетитор при этом зарабатывает гораздо больше, привлекая столько учеников, сколько он никак не набрал бы в офлайне.

Такая модель положительно сказывается и на самих уроках. «В офлайне ученик с преподавателем встретился, позанимался и они разошлись до следующего занятия. Теперь же обучение становится непрерывным — вот у тебя прошел вебинар, вот у тебя есть видео для повторения, вот ты задал вопрос и тут же получил ответ», — объясняет Спивак.

Репетитор для репетиторов

Как и в любой активно развивающейся области, в онлайн-образовании возникают и совершенно новые направления. Сейчас Юрий Спивак занят онлайн-курсами, предназначенными для самих репетиторов.

Они учатся создавать образовательный контент, доводить его до аудитории и грамотно выстраивать собственные школы с точки зрения бизнеса.

Иными словами, обычные репетиторы превращаются в преподавателей-блогеров.

На лекции можно будет не ходить

1 из 2

Юрий Спивак, создатель онлайн-школы для репетиторов

© Фото : из личного архива Юрия Спивака

На лекции можно будет не ходить

2 из 2

Юрий Спивак, создатель онлайн-школы для репетиторов

© Фото : из личного архива Юрия Спивака

1 из 2

Юрий Спивак, создатель онлайн-школы для репетиторов

© Фото : из личного архива Юрия Спивака

2 из 2

Юрий Спивак, создатель онлайн-школы для репетиторов

© Фото : из личного архива Юрия Спивака

В соцсети, чаще всего в Instagram, они выкладывают бесплатный контент и рекламируют платные курсы. На стотысячную аудиторию обычно приходится 300-400 платных учеников.

Кроме того, у онлайн-репетиторов есть так называемая группа поддержки — несколько человек с частичной занятостью, обслуживающих выстроенную систему. Они проверяют домашние задания, переписываются с учениками в чатах, отвечают им на насущные вопросы и так далее. И зарабатывают гораздо больше офлайн-репетиторов — до миллиона рублей в месяц.

Хочу все знать

В своем исследовании Мэри Микер утверждает, что в онлайн-образовании до сих пор наблюдается большой перекос в сторону технологической тематики. Так, около 80% выручки одной из крупнейших в мире образовательных платформ — Coursera — приходятся на курсы по машинному обучению, криптовалютам, анализу данных и бизнесу.

В России, согласно исследованию Академии HeadHunter, все иначе. Около 35% опрошенных выбрали бы онлайн-курсы по английскому языку. Еще 23% предпочли развитие личной карьеры, чуть меньше — управление персоналом.

Курсы, связанные с IT-сферой и новейшими технологиями, у российской аудитории на пятом месте — 22%. Далее идут курсы по личной эффективности, предпринимательству, маркетингу и PR, а в самом низу рейтинга — прочие языки, коммуникации, естественные науки, финансы и продажи.

Источник: https://ria.ru/20190822/1557756168.html

Почему лекции в университетах всех достали, и что с этим делать

На лекции можно будет не ходить

Однажды ради лекций не нужно будет просыпаться с петухами, волочить сонное тело в университет. И полтора часа слушать начитку преподавательского конспекта. Мы просто включим видео и будем потягивать кофе. А потом пройдем онлайн-тест и займемся своими делами.

Живые лекции на самом деле мертвы

Зачем студенту ходить на лекции? Если человек полтора часа сидит в душной аудитории, в этом должен быть смысл. Он должен получить профит, доступный только в формате «здесь и сейчас». Не надо делать отработку за пропуск — это ни разу не настоящий профит.

На большинстве лекций присутствие оправдывается в двух случаях. Когда проверяют посещаемость. И когда преподаватель задает вопрос из цикла «вы должны это помнить из материалов прошлого семестра».

В оставшееся время на аудиторию обрушивается бесперебойный поток теории. Иногда он с точностью до запятой повторяется в библиотечном учебнике.

Многие преподаватели все еще работают по старинке — в радийном формате. Не замечают пылящиеся в углу проекторы. Другие — полностью дублируют лекцию на слайдах. Запихивают в презентации сорокаэтажные таблицы и графики. Никаких вам видеороликов и онлайн-сервисов.

Это не плохо и не хорошо. Это лекции в традиционном академичном понимании. Но традиция сложилась, когда работать по-другому было невозможно. Не нужно было сражаться со смартфонами за внимание студентов. Никто не мог взять на пару ноутбук и втихомолку за деньги настраивать таргет московскому магазину одежды.

Дефицита книг с теорией сегодня нет. Не говоря уже о том, что практически любую информацию можно найти в интернете.

В конце концов, что я потеряю, если прогуляю, но попрошу товарища подпольно записать лекцию на видео? Или на диктофон? Или по старинке возьму чей-то конспект?

Читайте также:  Пойди туда, не знаю куда: что делать, если так и не определился с вузом

Наверное, я не смогу задавать уточняющие вопросы. Но на них времени нет почти всегда. Слишком много материала нужно охватить. Слишком быстро нужно писать. А если несколько минут все-таки находится, то в конце пары. Когда половина аудитории шелестит сумками и мысленно бежит занимать очередь в буфет.

Еще можно было бы сесть в первом ряду, одобрительно кивать головой и смотреть лектору в рот. Запомнится преподавателю — тоже профит. Но это вообще не про подготовку профессионалов.

Так почему ради лекций мы должны просыпаться рано утром, тратить время и деньги на дорогу до университета и часами напролет сидеть на одном месте без нормального движения?

На лекции можно будет не ходить

К чему мы должны прийти

Если живое присутствие на лекциях неоправданно, нужно менять формат. И для этого есть просто и удобный способ — достаточно создать сервис с лекциями на видео.

Нужно выбрать преподавателей с лучшей подачей и лучшим контентом. Снять ролики с их лекциями. Загрузить на сайт и дать возможность авторизоваться на нем по номеру студенческого билета.

Чтобы гарантировать, что видео посмотрели полностью и внимательно, к нему прикрепляется онлайн-тест. Из тридцати преподавательских вопросов система выберет случайные десять и даст студенту пять минут, чтобы на них ответить.

Потом компьютер проверит правильность. Укажет на части видео, которые нужно пересмотреть.  Задаст домашнее задание и откроет доступ к следующей лекции.

По схожей схеме сегодня работают онлайн-сервисы по изучению языка и обучению программированию. При этом многие из них платные и пользуются большой популярностью.

На лекции можно будет не ходить

Что может пойти не так?

Дистанционные лекции не понравится преподавателям. В расписании останутся только практические занятия. Учебных часов станет меньше. А значит, часть педагогов попадет под сокращение.

Но такова обратная сторона прогресса. Когда-то люди получали деньги за то, что вручную переписывали книги. Сегодня роботы умеют писать новости и теснят журналистов.

К тому же в естественном отборе выживут лучшие преподаватели — они останутся вести практические занятия.

Пойдут разговоры о том, что ведение конспекта помогает лучше запоминать материал. Но тот, кто и раньше ничего не записывал, разницы не почувствует. А любителям делать пометки никто не запретит продолжать в том же духе дома у монитора.

Еще окажется, что систему с онлайн-тестами слишком просто обмануть.  Достаточно будет войти в аккаунт и попросить головастого одногруппника сделать пару кликов.

Вот только лучшего решения на сегодняшний день нет. После живой лекции никто не сможет гарантировать, что его слушала вся аудитория. К проверке конспектов на последней лекции студенты подготовятся за ночь. А на живом тесте почти всегда найдется возможность схитрить: списать или узнать ответы у группы, которая его уже делала.

На лекции можно будет не ходить

Почему онлайн-лекции — это круто?

Потому что учиться станет удобнее, а совсем не учиться — сложнее. Прослушать лекцию можно будет в любое время и в любом месте. Целиком или по частям. Хоть лежа в ванной — достаточно иметь под рукой смартфон.

Исчезнут ситуации, когда лектора нет на паре, не слышно, потянуло порассуждать о жизни на публику.

Лекции лучших преподавателей будут доступны всем. А не тем, кому больше повезло с расписанием.

Учебные дни станут короче. Особенно от этого выиграют факультеты, где студенты  начинают работать по специальности чуть ли не с первого курса (привет, журфак).

Преподавателям, которые останутся работать в университетах, станет проще. Не придется распинаться перед студентами, которые заняты своими делами. Бумажной работы станет меньше. Группы начнут лучше готовиться к практическим занятиям — на это появится больше времени.

После сокращения штатов университеты смогут обеспечить оставшихся преподавателей более высокой зарплатой. И даже получать дополнительный источник заработка. Достаточно ввести платный доступ к видео для нестудентов. Вот только найдется ли контент, за который люди будут готовы платить?

***

Можно до посинения спорить о том, каким должно быть наше высшее образование. Но при любом содержании нужна удобная, современная и эффективная форма подачи. Иначе какая разница, что наливать в стакан с дырявым дном?

Мнение автор может не совпадать с мнением редакции.

Илья Громадко

Источник: http://www.websmi.by/2017/12/pochemu-lektsii-v-universitetah-vseh-dostali-i-chto-s-etim-delat/

А вы ходите (ходили) на все лекции в универе?

38 ответов

Последний — 24 мая 2016 г., 12:27 Перейти

лично я в основном не ходила. училась в техническом вузе, хватало того, что давали на семинарах.

проблем с учебой не было, но это скорей всего из-за того, что умела схватывать на лету, поэтому на экзамене всегда имела положительные оценки.

а вот не очень сообразительные ребята, ходившие на все лекции , постоянно на экзаменах ныли — «ну я же на всех лекциях был», когда им ставили тройки за очень посредственное понимание, о чем идет речь.

Гость

Халява, значит была. Без теории потом тяжело сдать экзамены.

Гость

Нет,не на все.Но реально прогуляла всего один раз:с подружкой слонялись по городу.Всё остальное время учила то,что было нужнее.

Но,кстати сказать,один раз попалась.Угораздило меня сходить к одному преподавателю,только на первую лекцию,а он меня запомнил.Словил меня,отчитал.(((Ну я сходила.На последнюю.Потом на экзамене громко возмущался,что я всё знаю,хоть ни на одной(неправда,но чего в сердцах не скажешь)) лекции не была.)

Гость

так вот он мне и намекал, что мол, если сдать предмет хочешь, тащи деньги. но я в знаниях уверена, пришла с пустыми руками и он мне трояк поставил. людям которые у меня списывали и которым я помогала все писать поставил четверки, старосте пять поставил. просто потому что она староста.

а так она не в зуб ногой. я поняла, что чел он отстойный и полное г, раз оценил не знания, а посещаемость, да еще так уперто. даже пересдавать не пошла. мне хватило того, что каждый мой одногруппник его потом за глаза опускал, все были за меня, тем более, я помогла очень многим на экзамене.

keep calm

У меня был такой принцип в универе: те предметы,к-рые являются профилирующими, не пропускаю; а на всякую х р е н ь (типа «основы всемирной философии») можно и подзабить 🙂

Халва Казинакова

я сейчас студентка. на 4 курсе. Гуманитарий. Международные отношения. Второй день подряд не хожу уже. У меня уже есть 5 лет колледжа. сейчас вышка. В колледже не прогуливала и там нам дали такую сильную базу. Что сейчас в универе я не узнаю НИЧЕГО нового.

Я не знаю , зачем ходить на лекции, где изучают надгробные речи древних греков, например. Оно мне в настоящем поможет? вряд ли. Практических навыков-ничего не дают. Все что рассказывают- я уже знаю из самообразования. Хожу только чтоб отметиться, для галочки.

А так-хе рня а не образование. Жалко 5 лет зря(

Новые темы

Источник: http://www.woman.ru/psycho/career/thread/4346205/

Можно ли пропускать лекции на первом курсе на бюджете?

Многое зависит от того, какая причина пропуска. Если она уважительная, то человека вряд ли отчислят. Тем не менее определённый процент посещаемости всё-таки официально существует и при слишком большом количестве пропусков, даже уважительных, могут просто не допустить до сессии и после просто оправить в академ. Или же, если студент долго болел, а то и лежал в больнице, то сроки сессии могут перенести после письменного заявления студента, подкреплённого справкой из больницы.

К уважительным пропускам относится болезнь, а также участие в различных спортивных состязаниях и творческих конкурсах за университет, город, регион или страну. В последнем случае человек освобождается от занятий официально, по приказу ректора или другого ответственного лица в вузе.

Иногда студентов чуть ли не группами отправляют на субботники и прочие мероприятия социального характера. Это также делается на основании приказа.

Есть и другие частные случаи, когда студенту по тем или иным причинам нужно уехать. Во избежание проблем пишется заявление, чаще всего, на имя декана, но возможно, и на имя ректора. Если это заявление ими подписывается, то студент может пропустить заявленное количество занятий со спокойной душой.

Ещё бывает так, что студент надолго уезжает по обмену. В таких случаях идут навстречу и позволяют сдать экзамены, чтобы закрыть год и перевестись на следующий курс. Иногда бывает так, что человек уходит в академ и повторяет пропущенный год, если приезжает слишком поздно, но это редкость.

Короче говоря, если причина пропусков — какие-то вузовские мероприятия, то на них просто закрывают глаза и смотрят сквозь пальцы.

Если это болезнь собственная или родственников, то, в случае, если человек себя хорошо зарекомендовал, то ему, скорее всего, тоже позволят закрыть сессию. Но здесь процент посещаемости будет играть существенную роль.

В любом случае, за болезнь не отчислят, но будет вариант остаться на второй год, если пропущено слишком много.

Прогуливать, потому что просто не захотелось идти в университет или академию нельзя.

Общее правило: студент обязан посещать лекции, если он учится очно или на вечернем. Если заочно, то также обязан появляться в аудиториях во время сессии.

Посещаемость влияет на рейтинг студента. Чем она выше, тем реальнее заработать автоматический зачёт. Кроме того, так лучше усваивается информация. Первый курс — это то время, когда важно зарекомендовать себя в глазах преподавателей. Это очень важно. Поэтому пропуски нежелательны.

Кроме того, допуск к экзаменам осуществляется на основе успеваемости и посещаемости. Даже если преподаватель очень захочет, он не сможет допустить студента, если его пропуски неуважительны.

А уважительность доказывается документально. Всё дело в том, что образовательный процесс регламентирован определёнными актами, которым обязан подчиняться преподаватель.

Это касается и допуска к экзамену с учётом посещаемости.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2597752-mozhno-li-propuskat-lekcii-na-pervom-kurse-na-bjudzhete.html

Почему в ВУЗах обязательное посещение лекций, не проще выкладывать видео на YouTube, чем заставлять студентов парится в аудиториях?

Пояснение к вопросу:

Будучи студентом медвуза меня сильно раздражал факт обязательного посещения лекций. Особенно это начало бесить на 4-м курсе, когда цикл семинаров по одному предмету закончился еще в начале учебного года, а лекции еще идут в течении года. И происходит диссонанс между теоретическим материалом и практическим.

Второй раздражающий момент это сама организация аудиторий, когда приходится часами сидеть в душных непроветриваемых помещениях. Наблюдение показывает, что большинство студентов считает, что посещение лекций это пустое времяпровождение. На четвертом и последующий курсах медвуза расписание построено таким образом, что с 8.00 до 12.

00 проходят практические занятия, а с 13.00 до 16.00 лекции. Если парадигма современного образования в РФ делает уклон на самообучение, то почему бы не убрать обязательное посещение лекционных курсов. Из 8-ми часового рабочего дня у студентов в сутках появятся еще свободных 4 часа, которые студенты могут работать или заниматься самосовершенствованием.

Это позволит снизить расходы на бюджетное образование образование и в экономике появятся свободные рабочие руки.

Нет, не проще. Во-первых, надо оформлять права, защищающие интеллектуальную собственность лектора. Предположим, техник выложит эти лекции на свой сайт, заработает три копейки, старушка-профессор потребует оплату. Зачем эта морока вузу?

Во-вторых, лектор — как правило, старый и нищий, вовсе не жаждет широкого распространения кино о себе на YouTube.

Нищая старая профессор может стать жертвой насмешек, как стали отплясывающий толстяк или девочка, которая пела песенку Friday.

Той девочке пришлось переехать в другой город, а старуха может вообще коньки отбросить от стыда, и её дети будут судить вуз. Зачем это вузу? Вообще, зачем вузу демонстрировать всему миру дряхлых и ободранных профессоров?

В-третьих, лектор может использовать в своих слайдах чужие материалы без разрешения — и оформлять эти разрешения не проще, чем отмечать посещаемость. Придётся многое переделывать, а ради чего? Ради студента? Тогда это проблема вуза, а не лектора. Услугу вуз продаёт, не лектор.

В-четвёртых, YouTube может висеть. Студент может заявить, что у него нет Интернета. В общежитиях зачастую Интернет — неважный.

В-пятых, между посещаемостью и знаниями, увы, существует положительная корреляция. Те, кто ходит — знают материал лучше. Как гарантировать,что файл на YouTube открыл именно студент, а не его лакей? В вуз-то лакея не пустят, у него пропуска нет.

Ну и наконец, в общем-то никто студента ходить на лекции не заставляет. Помню, я на пятом курсе принципиально не пришёл ни на одну лекцию. Хотя потом мне было стыдно перед преподавателями, которые меня, конечно, пожалели.

А зачем вообще нужны лекции, если всё можно прочитать в книгах? Однако, очное образование почему-то ценится выше заочного. 

Во-первых, атмосфера учебного заведения. Живое общение с преподавателями, коллегами играет немаловажную роль в последующей профессиональной социализации. Все эти «мы психологи», «мы юристы» помогают ощутить себя в будущей роли и подготовиться к ней. Возможность задать лектору вопрос и получить обратную связь тоже важна.

Во-вторых, занятость студента. Предполагается, что у студентов-очников учёба — это основной вид деятельности. Заочники не могут присутствовать на лекциях, из-за работы.

Если студенты-очники смотрят лекции по ютубу, то в чём заключается их основной вид деятельности? Не сидеть же целыми днями дома — можно найти работу, и не на полставки, а на весь день.

В итоге, получаем всё того же заочника, который учится в свободное от работы время (что для многих равнозначно «не учится»).

В-третьих, технические вопросы. Частично их описал Леонид. Добавлю, что снять видеолекцию совсем не просто. Нужна качественная аппаратура, освещение, монтаж, работа оператора и звукорежиссёра. Возможно, в будущем вузы будут постепенно переходить на этот формат, но это работа не на один год.

В-третьих, контроль учебного процесса. Не секрет, что к заочникам преподаватели относятся не так, как к очникам. К заочникам часто отношение формальное. Явился на зачёт — считай сдал. А к студентам, регулярно посещающих лекции, отношение другое. Им больше дают, с них строже спрашивают. Соответственно, качество образования получается более высоким.

Согласна, что некоторые лекции — ненужная трата времени, но полностью заменять лекционные курсы видеороликами — идея, на мой взгляд, сомнительная. Пока не вижу обоснованных причин отказываться от очной формы обучения.

А) Не обязательное. Хочешь — ходи, хочешь не ходи и забудь про институт. б) На лекции есть возможность в реальном времени задать вопрос, получить ответ или бормотанье, что-то уточнить и все такое.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/89111/image_src

Студентам разрешили выбирать предметы и курсы. Но разве они так чему-то научатся? «Медуза» разбирается, как это работает — Meduza

Перейти к материаламПартнерский материал

В российских университетах все привыкли учиться по заранее составленной программе, ходить на поточные лекции, конспектировать и зубрить. В итоге выпускники зачастую разочаровываются в выбранной профессии или оказываются носителями устаревших знаний и умений. С этого года можно учиться по-новому: первокурсникам разрешили самостоятельно формировать свою образовательную программу, а значит, учиться тому, что интересно и полезно именно им. Назвали такую систему обучения — ИОТ, то есть индивидуальная образовательная траектория. Одним из первых на нее перешел Тюменский государственный университет: с 1 сентября все его студенты начали учиться именно так. Как устроена новая модель образования и не будут ли студенты выбирать только легкие занятия, нам рассказали эксперты ТюмГУ. 

Читайте также:  На новенького: 4 правила производственной практики

Нет, не все. За время обучения студенты сами выбирают часть профильных предметов и несколько отдельных курсов, так называемых элективов, — на них приходится около 25–30% учебного плана. Остальное время занимают обязательные дисциплины. 

Важнейший общеобразовательный блок, так называемый CORE, есть у всех первокурсников. Он нужен для того, чтобы привить студентам основные навыки — базу, на которую можно будет наслаивать будущие специализации.

В рамках CORE учат математику и английский язык, а еще объясняют принципы естественнонаучного познания, помогают первокурсникам научиться гибко мыслить и управлять проектами. Занятия ведут не только преподаватели ТюмГУ, но и приглашенные эксперты из других вузов.

Все дисциплины CORE взаимосвязаны, так что в работе над экзаменационными проектами учащимся нужно применить сразу несколько из полученных навыков. Например, сделать интерактивный проект по истории России в команде с другими ребятами.

Можно! Группы формируются из студентов разных специальностей, которые записались на конкретный электив. В итоге на занятиях могут встретиться юристы и биологи, историки и экономисты.

При этом профильные дисциплины они будут изучать вместе со студентами той же специальности.

Такой подход учит работать в команде вместе с людьми другого профиля — это, по мнению представителей ТюмГУ, один из ключевых навыков на современном рынке труда. 

Элективы не привязаны к семестрам, поэтому один и тот же предмет можно взять как в первый год, так и в последний. А значит, их могут изучать студенты не только разных профилей, но и с разных курсов.

Можно сначала пойти на курс риторики, а потом взять что-то ближе к своей специальности (например, «Историю искусства» на историческом направлении). Или начать со смежных предметов, а потом изучить что-то совсем новое.

Студенту, чтобы присоединиться к элективу, не нужна специальная подготовка — в отличие от профильных дисциплин.

Чтобы не упустить важное, у каждого первокурсника есть наставник — тьютор. Он встречается со студентом несколько раз за год и помогает выбирать элективы. Тьюторы также подбирают зарубежные стажировки, а на старших курсах договариваются с компаниями о практике и предлагают поучаствовать в научных конференциях.

А еще студент может получить две специальности сразу: основную («мейджор») и вторую, смежную с первой («майнор»). Например, лингвист может выпуститься с майнором по компьютерным технологиям.

Для этого тьютор порекомендует сразу группу элективов, а студент вместе с дипломом получит сертификат, подтверждающий дополнительную подготовку.

Майнор — это возможность построить свое образование так, чтобы при выпуске знать и уметь именно то, что требуют современные работодатели в той профессиональной сфере, которая интересна конкретному студенту.

Нет, от ключевых предметов отказаться не получится. В расписании каждого направления есть обязательные профильные дисциплины. То есть получить экономическую специальность без финансового анализа не выйдет.

Элективы — не дополнительные занятия: да, их можно выбрать, но это не значит, что на них можно не ходить. И они не ограничены направлением подготовки — студенты действительно могут записаться на любой курс, вне зависимости от того, какую главную специальность они выбрали.

Да и выбором элективов дело не ограничивается: специализация в ТюмГУ тоже гибкая. Некоторые университеты на старших курсах предлагают освоить один модуль, который состоит из нескольких предметов (например, фотожурналистика или политическая журналистика на журфаке).

Студенты ТюмГУ же выбирают отдельные профильные дисциплины.

А еще учащиеся влияют на обязательные занятия.

Например, после общего курса лекций по дисциплине «Россия и мир» они выбирают одну из нескольких групп для семинарских занятий (темы меняются каждый год).

Студенты также сами определяют тематику итоговых работ на «Управлении проектами», а еще они могут заниматься математикой и английским на более высоком уровне, чем это требуется на их направлении.

Ходить только на легкие предметы и выпуститься с дипломом не получится. Как минимум из-за профильных дисциплин — на них приходится 70–75% программы. 

Некоторые элективы и вправду могут показаться простыми, но только показаться. На самом деле они универсальны, а ведут их преподаватели с мультидисциплинарными компетенциями.

«Для этой цели мы приглашаем лидеров своих направлений из ведущих университетов и научных центров страны», — уверяют в вузе.

Например, в этом году в ТюмГУ будут читать лекции специалист по теории игр Александр Ветушинский и антрополог Николай Ссорин-Чайков.

Преподаватели сами выбирают, как оценивать студентов по итогам курса. Некоторые экзамены могут быть традиционными — с билетами и ответами. Другие предполагают, что студентам нужно сделать индивидуальные или групповые проекты.

А иногда преподаватели предлагают выполнить несколько контрольных заданий. На элективах студенты получают «зачет/незачет», на профильных предметах — оценку в зачетке, как обычно.

В конце обучения студенты сдают госэкзамен и защищают дипломную работу — как и в любом другом вузе.

Наоборот: знакомство с рынком труда у студентов начинается еще во время учебы. Некоторые элективы ведут потенциальные работодатели. Они же приходят на экзамены и защиту дипломов.

Такое взаимодействие с профессионалами помогает студентам понять, какие навыки важно прокачать во время учебы, чтобы выпуститься востребованным специалистом.

С начальных курсов они работают над своими проектами так, чтобы те не только удовлетворяли образовательным стандартам, но и могли привлечь внимание представителей компаний. 

Что касается диплома, он соответствует единым государственным стандартам. Во вкладыше будет информация обо всех предметах, которые полагается изучить на конкретной специальности, а также список пройденных элективов. Если элективы были тематически связаны, то к диплому добавится бонус — сертификат о получении майнора. Он поможет найти работу по смежному профилю.

В 2017 году ТюмГУ одним из первых в России сделал серьезный шаг вперед в области образовательной политики, реализовав новую образовательную модель. Узнать подробнее можно здесь.Партнерский материал

Источник: https://meduza.io/slides/studentam-razreshili-vybirat-predmety-i-kursy-no-eto-zhe-vredno

Пропущенные лекции. Или почему лучше не пропускать лекции

Опубликовано 21/06/2018

Вечная проблема для студентов – невозможность посещать лекции. Причем основная часть этой проблемы основана на отсутствии мотивации, а не времени.

Если студент единожды понимает, что он легко может пропустить лекцию, то такие пропуски становятся для него периодичными. А как следствие – студент на экзамене не обладает должным уровнем знаний.

Подготовиться самостоятельно к экзаменам с отсутствием знаний по лекциям, непросто. Именно поэтому тема нашей сегодняшней статьи сводится к тому, как заставить себя ходить на лекции.

Наверняка знакомая ситуация, когда просыпаешься дома в теплой постели и понимаешь, что уже ровно через минуту надо встать и заставить себя пойти на лекции. Но немного переосмыслив и перепланировав свой день, вы понимаете, что на лекции вам вовсе не обязательно ходить.

Профессор опять будет заваливать кучей непонятных терминов, вы будете вяло смотреть на доску и может быть, в редком исключении, что-то и запишете в свою тетрадь. Это стандартна схема для рядового студента.

Наша статья ведь пишется именно для них, а не для отличников…

Причина пропуска лекций

Итак, вы не задумывались над тем, хотите ли вы ходить на все лекции или на какие-то в исключении. Наверняка, если преподаватель ставит жесткие требования к посещаемости, например, не допускает к экзаменам, если нет определенного количества часов, которые студент присутствовал на паре.

Во многих Вузах не существует четко сформулированных критериев того, как студент должен посещать лекции. То есть, на парах преподаватель может и не отмечать фактически присутствующих или отсутствующих студентов.

Но есть и такие случаи, когда педагог устанавливает самостоятельно систему присутствия на экзаменах. то есть, если студент не отсидел на паре определенное время, то его не допускают л сдачи экзамена или зачета. Наверняка такие лекции вы посещаете.

Только в редком случае студенты предпочитают не посещать и такие занятия, но потом сдать экзамен им невероятно трудно.

Вторая мотивация пропуска лекций – отсутствие интереса к ним. Представьте, что, если вы посещаете университет и присутствовать на паре вам реально нравится.

Вам понятна и интересна та информация, которую до вас доносят, вам нравится манера поведения педагога, вам даже нравится общаться с вашими однокурсниками.

Так можно ли считать, что вопрос посещения лекций зависит от преподавателя? Неужели даже какую-нибудь линейную алгебру, математический анализ или сопромат можно сделать интересным, если правильно подойти к этому вопросу? Безусловно, это так.

Многие педагоги ходят на лекции, чтобы также, как и студенты, закрыть свои часы преподавания. То есть, они приходят, отчитают материал, при этом даже особо не беспокоясь о том, успели студенты записать лекцию или понятен им смысл предметной области. Основная часть подготовки приходится на самостоятельное изучение предмета.

То есть, по прошествии времени студенты начинают готовиться к экзамену и понимают, что ничего того, что написано в лекции им непонятно. То есть материал приходится учить заново. Безусловно, этим мы ни в коем случае не стараемся убедить вас в том, что посещение лекций для вас ненужно.

Просто нужно немного пересмотреть свои взгляды на посещение лекций.

Если вы приходите на теоретический предмет и ловите себя на мысли, что не вникаете в суть предмета, то нужно незамедлительно принимать меры для того, чтобы суть предмета вам стала понятна.

Для этого вы можете попросить преподавателя объяснить вам те моменты, которые показались для вас спорными. при этом вы сами начнете понимать, что вы втягиваетесь в процесс образования, как в интересный квест, который вам нужно разгадывать по шагам.

Если преподаватель увидит вашу заинтересованность, то наверняка у него может сложиться о вас довольно благоприятное мнение.

Если преподаватель наотрез отказывается давать вам консультации (такое тоже бывает), то вам в помощь могут прийти ваши однокурсники. если у вас возникли затруднения, то наверняка вы в своей беде не одиноки и вреди всей группы будут ваши единомышленники.

Среди них можно найти того, который более-менее вникает в суть предмета, и устроить с ним совместные посиделки где-нибудь в парке, кафе или любом другом месте, где вы все вместе сможете подтянуть свои знания по предмету.

Уже через несколько недель вы поймете, что у вас просыпается определённый интерес к изучаемой области и ходить на лекции для вас уже не так обременительно.

Источник: http://StudUslugi.ru/publishing/kak_zataschit_sebya_na_lektsiyu

научите меня жить: что делать, если студенты не слушают?

научите меня жить: что делать, если студенты не слушают? [Sep. 17th, 2005|04:30 pm]

Коллеги (в смысле, преподаватели)! А что вы делаете, когда студенты вас не слушают? (Или что делаете для того, чтобы так не бывало?)Да, я помню анекдот про «…

а теперь все сидят, а для тех, кто спит — ВСТАТЬ! СМИРРРНО!!»А еще — на Физтехе лекции по квантам у нас читал Г.С. Ирошников, он иногда поступал так: «А вот из этого выражения легко вывести вот это. Выведите!» — и замолкал на несколько минут.

И нам ничего не оставалось, как выводить формулу прямо в конспектах. Это действительно было не сложно, но для этого надо было вникнуть в контекст, а для этого — хотя бы проснуться… Действовало железно. По карйней мере, на меня.

А что еще?

Comments:
From: eutrapelia2005-09-17 12:54 pm (UTC) (Link)

если болтают — замолкаю, и все молчат, тогда разговаривающих очень хорошо становится слышно, они смуущаются и замолкают сами.Если они заняты телефоном, то шучу, что-нибудь типа — тамагочи проснулся. Если вижу, что в сети сидят, отвелкаются, говорю — по-моему, тут ищут важные дополнительные сведения по теме, не поделитесь ли с нами и т.д.И поскольку я не требую обязатеьного посещения, поэтому предлагаю просто пойти заняться более нужным делом, чем сидеть тут.

Но проблем с дисциплиной у меня не так уж много, главное требование — чтобы мне не приходилось повышать голос в ответ на шум в аудитории.

From: aneta2005-09-17 12:58 pm (UTC) (Link)

Про тамагочи — хорошо! 🙂 Кстати, а они знают, кто это такие? Вроде мода прошла давно, они тогда еще мелкие были… нет?

(Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) — eutrapelia Expand
(no subject) — 9000 Expand
(no subject) — eutrapelia Expand
(no subject) — aneta Expand
(no subject) — eutrapelia Expand
(no subject) — iad Expand
(no subject) — aneta Expand
(no subject) — iad Expand
(no subject) — aneta Expand
(осторожно: imho) — 9000 Expand
Re: (осторожно: imho) — aneta Expand
(no subject) — 9000 Expand
(no subject) — aneta Expand
(no subject) — 9000 Expand
(no subject) — rioman Expand
(no subject) — aneta Expand
(no subject) — rioman Expand
(no subject) — aneta Expand
(no subject) — rioman Expand

From: nadjyshka2005-09-17 01:22 pm (UTC) (Link)

ой, да много методов.Было один раз, что просто замолчала, минут на 15. потом прочла нотацию еще минут на 10, продиктовала вопросы на самостоятельное изучение и лекцию читать не стала. Но это — крайний метод.Сейчас очень часто говорю, причем в самом начале: «на лекцию можно не ходить. но если вы пришли на лекцию, будьте добры, слушайте и пишите». Еще часто повторяю, что на моей лекции разговариваю только я сама, и только я, а те, кто хочет говорить вместе со мной, должны выйти из аудитории. Тоже крайний метод, но если я сказала студенту выйти, я не продолжаю лекцию, пока он не выйдет. А еще стараюсь так строить лекцию, чтобы особого времени на разговоры не было. Чередую рассказ и диктовку (именно диктовку, по моим предметам это оправдано).

а больше — не помню. как вспомню — напишу 😉

From: nil_02005-09-17 01:40 pm (UTC) (Link)

1. Попросить вести себя потише.2. Позвать к доске.

Замечу, если на лекции у доски всё время торчит преподаватель, то на семинаре преподаватель может спокойно усесться на первый ряд и поочерёдно таскать к доске студентов, чтобы те решали задачки по его мудрым руководством. Заодно этот метод позволяет регулировать темп изложения, ибо студент у доски не будет разгоняться (в большинстве случаев).

From: aneta2005-09-17 07:13 pm (UTC) (Link)

А мои заранее знают, кто пойдет к доске — я им даю на дом разобрать задачки к следующему семинару. В итоге я рассказываю только что-то из теории, а задачи они разбирают сами.

Правда, друг друга они слушают еще меньше, чем меня. А еще, на первом курсе особенно, очень трудно выбить из них школьные комплексы, и убедить не «отвечать у доски», т.е.

рассказывать не мне, а своим же одногруппникам.

From: zauberer2005-09-17 02:00 pm (UTC) (Link)

В некоторых группах это бывает для меня большой проблемой. В медицинском колледже, где дисциплина у студентов в среднем ниже, бывает очень трудно читать лекции, особенно на факультетах, где преобладают девушки. По-моему, в большинстве случаев, когда в переполненную студентками аудиторию входит молодой и (не буду скромничать :)) симпатичный преподаватель, внимание от сложного и нудного предмета отвлекается сильно и надолго. Попытки вернуть тишину, если не самые отчаянные только, остаются безрезультатными. Если какое-то подобие тишины и получается, то иногда только засчёт того, что они вместо разговоров вслух начинают передавать друг другу записочки. Выгнать кого-нибудь из зала у меня ни разу не хватало злости, хотя, видимо, стоит раз-другой так сделать, чтобы хоть самому попрактиковаться.А посещать лекции там все должны в обязательном порядке, и поэтому нельзя взять и отпустить тех, кому скучно.

С занятиями в институте проще, там студенты более сдержанные, и можно просто замолчать — через несколько секунд до них доходит, и они тоже замолкают. Причем те, кому на самом деле интересно слушать, в такие моменты начинают возмущенно цыкать на нарушителей спокойствия, так что усилий даже особых прикладывать не надо.

From: aneta2005-09-17 07:09 pm (UTC) (Link)

Забавно, у меня ситуация в каком-то смысле такая же, только наоборот: в группе из 16 человек 2 девчонки (в других группах есть по 1, а в некоторых и вовсе нет). Среди препов тоже женщин мало, а

Источник: https://aneta.livejournal.com/139212.html

Ссылка на основную публикацию