Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа

Главная / Обучение в России / Общая информация

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа © shutterstock.com

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа © РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Какие книги больше всего любят читать и перечитывать россияне

Оценим за полчаса!

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа © ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа © КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат Специалитет
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование
Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

Общая информация об обучении в аспирантуре *

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа

Успешно окончив магистратуру некоторые студенты не заканчивают обучение. Учащиеся идут дальше и поступают непосредственно в аспирантуру.

Это позволяет изучать свою профессию более глубоко и по итогу получить по ней научную степень. В чем же заключаются главные особенности обучения в аспирантуре, поговорим в данной статье.

Каким образом проходит обучение в аспирантуре?

Сравнивая бакалавриат или магистратуру с аспирантурой, в первых двух случаях подразумевается, что студент посещает лекционные и практические занятия (семинары) для обучения.

С аспирантурой же все иначе. Здесь у аспиранта не выйдет прогуливать занятия, сдавать аттестационные испытания на удовлетворительную оценку или просто получать хорошие оценки автоматом.

Ведь конечной целью обучения является приобретение ученной степени, заработать которую можно только упорно трудясь.

По этой причине аспирантуру иногда приравнивают к самостоятельной форме обучения. Студент добывает знания сам, при этом руководит этим преподаватель.

Чтобы приобрести степень кандидата наук аспирант обязан проводить собственные научные исследования. По итогу этих исследований в конце обучения аспирант должен написать кандидатскую работу.

Занимаясь такой научной работой, аспирант учиться анализировать информационные материалы по разным критериям оценки, а не просто воспринимать информацию.

Какие формы обучения возможны в аспирантуре?

Магистрант, который хочет продолжить обучение в ВУЗе может непосредственно поступить в аспирантуру на выбранную форму обучения.

Допустимы 3 таких формы:

  • соискательство;
  • очная форма;
  • заочная форма.

Заметим, что как правило студенты выбирают заочную форму обучения. Благодаря ей, человек может совмещать учебу и работу. Ведь обучение в аспирантуре подразумевает финансовые затраты, и без работы тут никак.

Очную форму обучения (дневную) выбирают те студенты, которые хотят связать свой жизненный путь с научной деятельностью и в дальнейшем преподавать в ВУЗе.

Так очная форма позволит уделять много времени непосредственно науке и исследованиям, больше консультироваться у научного руководителя.

А вот на заочной форме обучения данные достоинства заметно ограничены. Если же у студента появилась какая-то рабочая занятость, то ему придется переводиться на заочную форму.

Соискательство же не подразумевает под собой вступительные экзамены и регулярное посещение ВУЗа.

В этом случае аспиранта просто прикрепляют к нужной кафедре. Диссертацию он пишет самостоятельно, и подготавливается к экзаменам тоже.

Сколько длится обучение и чем в это время занимается аспирант?

Сколько длится обучение в аспирантуре зависит от формы обучения. На очной форме обучения этот процесс занимает 3 года. На заочной же форме это время увеличивается до 4 лет.

Помимо того, что аспирант обязан заниматься исследовательской деятельностью, он еще должен вести преподавательскую деятельность.

В год продолжительность лекций, которые проводит аспирант, должна составлять не менее 50 академических часов. В разных ВУЗах эта цифра варьируется.

Если говорить об особенностях кандидатской работы, то перед ее началом студент выбирает тему аспирантской работы.

Далее он изучает теоретические материалы других научных деятелей, сам выполняет исследование и уже на основе полученных данных выявляет результаты и оригинальные выводы.

Кроме того, начинающий ученый должен обязательно проходить аттестационный контроль. Он подразумевает под собой сдачу 3-х кандидатских экзаменов.

В чем заключаются преимущества обучения в аспирантуре?

Большое количество молодежи спешит поскорее закончить обучение и отправиться на работу. Для многих научно-исследовательская деятельность проста не интересна и скучна.

Отказываясь от такой возможности, студент отказывается от некоторых преимуществ аспирантуры:

  1. Возможности получить высокооплачиваемую работу, ведь такие специалисты ценятся выше.
  2. Отсрочки от армии для студентов мужского пола очной формы обучения (на заочной форме отсрочка не предоставляется).
  3. Возможности непосредственно принимать участие в секретных научных экспериментах.
  4. Возможности получить отпуск, а после этого восстановиться в ВУЗе на аспирантуре.

Как проходит поступление в аспирантуру?

Приступить к научной работе в выбранном университете может только тот студент, который закончил бакалавриат или магистратуру.

К тому же при поступлении студент обязан пройти вступительные испытания:

  1. Профильный предмет по той специальности, по которой хочет обучаться.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык (английский или немецкий).
  • Помимо экзаменов, студент поступающий в аспирантуру должен заполнить заявление на имя ректора, а также взять письменной соглашение от научного руководителя.
  • Если у студента есть данное соглашение, он может выполнять кандидатскую работу по той теме, которая связанна со специальностью кафедры.
  • Когда студент поступает на заочную форму обучения, к вышеперечисленным документам ему необходимо будет приложить копию трудовой книжки.

Сколько же стоит обучение в аспирантуре?

Конечно, студент имеет возможность поступить на выбранный факультет аспирантуры по бюджетной форме обучения.

Однако у некоторых так не получается. Ведь конкурс на поступление в аспирантуру почти всегда высокий. В некоторых ВУЗах вообще нет бюджетных мест.

Сколько же стоит обучение? Назвать точную сумму невозможно. Ведь она зависит от конкретного ВУЗа и региона. В среднем стоимость обучения в аспирантуре колеблется от 60 до 355 тысяч рублей.

В конце отметим, что аспирантура является одним из средств развития современной науки. Ведь каждый студент в ходе исследований и научной работы может сделать открытие, которое потом потрясет научный мир.

Источник: https://disshelp.ru/blog/obshhaya-informatsiya-ob-obuchenii-v-aspiranture/

English lives here

статья подготовлена кандидатом филологических наук

Вы задаете себе эти вопросы, стоя перед выбором: идти или нет к трудно достижимой цели — степени кандидата наук. Так как вы осознаете, что путь будет сложным, важно иметь хорошую мотивацию, чтобы решиться в пользу поступления. Но о «плюшках» немного позже, сначала определим некоторые понятия.

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа

Следующие, уже знакомые вам, формы предусматривает третья ступень высшего образования — аспирантура: очная форма обучения, заочная форма обучения и для самых волевых и самостоятельных — соискательство.

Срок обучения в аспирантуре обычно зависит от ее формы:

  • Время обучения в аспирантуре очно — 3 года.
  • Заочная аспирантура, срок обучения — 4 года. 
  • Соискательство — 5 лет (я не буду останавливаться на этой форме подробно, потому что не знакома с ней).

Итак, вернемся к тому, что дает учеба в аспирантуре.

  • Для молодых людей аспирантура — отсрочка от армии. Но здесь есть ряд нюансов: 

А) форма обучения должна быть обязательно очной (если заочная аспирантура, отсрочка от армии не предоставляется), 

Б) организация, в которой числится аспирант на определенной специальности, должна иметь государственную аккредитацию по ней, 

В) молодой человек поступает на следующую ступень образования в год получения диплома по предыдущей. Поэтому отсрочка от армии в аспирантуре после магистратуры также возможна, нужно только успеть зачислиться в аспирантуру сразу, без годового, или более, перерыва.  

А теперь хорошие новости, если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, и дело стоит лишь за наличием бюджетных мест, должна вас порадовать: платная аспирантура = отсрочка от армии тоже.

Отсрочка от армии после аспирантуры действует еще в течение года после окончания обучения, — время дается на защиту кандидатской диссертации.

  • Успешно защитившим кандидатскую диссертации присуждают степень кандидата наук

По окончании обучения в аспирантуре возможны два варианта развития событий: 

  • А) просто завершить обучение, не защитив диссертацию, 
  • Б) защитить кандидатскую диссертацию.
  • Что дает аспирантура при трудоустройстве? 

Вас, возможно, интересует, что дает аспирантура без защиты диссертации? Мой ответ, — ничего, или, почти ничего. Окончание аспирантуры без защиты приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и не дает права претендовать на получение более высокой должности или надбавок к зарплате, в отличие от того случая, когда диссертация защищена. 

Выходит, что ученая степень кандидата наук является причиной для получения более высокой должности ее обладателем, но только той, в требованиях к кандидатам на которую указано «наличие степени кандидата наук». 

Читайте также:  Составлен топ-10 популярных детских книг

А факт назначения доплат за ученую степень должен быть зафиксирован во внутреннем локальном акте учреждения или трудовом договоре, в ином случае, наличие диплома кандидата не будет поощрено финансово работодателем. 

Получается, что есть необходимость защитить диссертацию преподавателю вуза, сотруднику учреждения науки, или военному, в остальных же организациях защищенная диссертация не будет давать никаких преимуществ и не обеспечит прибавки к зарплате или получения более высокой должности. Поэтому нужно хорошо взвесить свои исходные данные перед поступлением в аспирантуру, и решить «стоит ли овчинка выделки».  

Вас, возможно, интересует ответ на вопрос: обучение в аспирантуре входит в трудовой стаж? Ответ, — нет. И научно-педагогический, и трудовой стаж очную аспирантуру минует, также, как и заочную. Ранее годы обучения в очной аспирантуре засчитывались в качестве научно-педагогического стажа, после закона 2013 года перестали.

Реклама  

Начать подготовку к поступлению в аспирантуру следует с поиска научного руководителя. Этот человек будет значить очень много для вас в следующие годы обучения, и от него, практически всецело, будет зависеть, защититесь вы или нет.

Важно, чтобы он имел «вес» среди коллег своей профессии, иначе к работе его аспиранта могут отнестись предвзято, либо она и вправду может оказаться посредственной: руководителю не хватит профессионализма и «чутья» направить аспиранта в нужное русло.

Важно, чтобы у него был твердый характер, и он стремился довести аспиранта до защиты.

Важно, чтобы он был в хорошей физической и психической форме: научные руководители часто люди в возрасте и некоторые, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, все же набирают себе аспирантов, в результате они физически не могут работать совместно над исследованием, а помощь руководителя очень важна, понятно, что у такого руководителя, если один из десяти аспирантов защитится, уже хорошо, и заслуга в этом будет всецело аспиранта. Если у вас есть желание заниматься разработкой конкретной темы, нужно уточнить область научных интересов вашего предполагаемого научного руководителя, возможно тем, чем хотите заниматься вы, он не интересуется, тогда придется искать другого руководителя.

Для научного руководителя тоже важно взять к себе в аспиранты человека грамотного и ответственного, который сможет провести серьезное исследование и защитить свою работу. Поэтому к вам будут тоже хорошо присматриваться. 

После того, как вы заручились «добром» научного руководителя на совместную работу с ним, следует начать собирать пакет документов для поступления. Перечень обычно можно найти на сайте университета, в который вы собираетесь поступать.

Хочу обратить внимание на то, что вам нужно будет предоставить список своих опубликованных научных работ, если таковых нет, то придется написать вступительный реферат, на работу над которым нужно время, рассчитывайте на это и начинайте подготовку к поступлению заблаговременно.

Важно также уже при поступлении подумать о защите, которая происходит в диссертационном совете. Так вот, каждый совет имеет право «слушать» защиты только по определенным специальностям. Желательно пойти по пути наименьшего сопротивления и выбрать специальность, совет по которой есть в городе, где вам будет удобнее всего защищаться.

Вступительные экзамены по философии, иностранному языку и специальности, обычно сдают по билетам, готовясь заранее. При этом сданные ранее кандидатские экзамены не избавляют от сдачи вступительных.     

Процесс обучения в аспирантуре заочно или очно состоит из посещения лекций, семинаров, практических занятий, и получения зачетов по их завершении. А вот экзаменов предстоит сдать всего три, они называются кандидатскими: по философии, иностранному языку и специальности, по которой обучается аспирант.

  1. Лекции и семинары, по идее, призваны дать полезные сведения, которые пригодятся, снимут некоторые трудности в выполнении собственного исследования аспиранта — диссертационного.
  2. Разумеется, нужно писать диссертацию, которая должна быть готова к окончанию срока обучения в аспирантуре, и отчитываться научному руководителю и на заседании кафедры, за которой закреплены, о проделанной работе по завершении каждого учебного года
  3. Требуется также опубликовать определенное количество научных статей и пройти педагогическую практику (прочитать необходимое число (в часах) лекций).
  4. Все это должно быть выполнено к концу срока обучения в аспирантуре, а диссертацию нужно предоставить к предзащите, это значит, члены кафедры, к которой вы прикреплены, заслушают основные результаты проведенного вами исследования, работу изучат два рецензента и дадут замечания, на которые нужно ответить, потом они обсудят вашу работу и дадут или не дадут «добро» на защиту в совете.
  5. В течении года после окончания срока обучения в аспирантуре нужно будет собрать все необходимые документы, доведя диссертацию до идеала, и подать все необходимое в диссертационный совет.

Перед советом вы выступаете, делясь, опять же результатами проделанного вами исследования, члены совета слушают замечания оппонентов (людей, изучивших вашу работу), вы отвечаете на них, все члены также задают вам вопросы.

Потом диссертационный совет выносит свой «вердикт», затем соискатель оформляет в соответсвии с требованиями и отправляет документы в Высшую Аттестационную Комиссию в Москве. Комиссия присуждает степень кандидата наук и выдает соответствующий диплом.

Все, Вы — кандидат наук!

Начнем с того, что я училась в заочной аспирантуре, посещала занятия со всеми и разницу между очниками и заочниками не заметила. Ведутся занятия и аспирант, исходя из того, какой курс лекций для него больше необходим или, какой читается в более подходящее для него время, посещает какое-то количество курсов лекций. 

Финалом и очной и заочной аспирантуры является написание диссертации и ее защита, только очнику отводится на это три года, а заочнику — четыре.

Таким образом, в форме обучения важно не организация процесса обучения (разницы нет) и не результат, а только количество лет, отведенное на написание диссертационного исследования.

Обучение в аспирантуре и работа соотносятся таким образом: невзирая на форму обучения, если есть цель закончить диссертационное исследование, придется выделить время и не работать, хотя бы год, а писать диссертацию, иначе ее не завершить.

При этом, официально, обучаясь в очной аспирантуре, работать нельзя, а учась заочно — можно. Но реальность такова, что, работая на полную ставку, или еще и не на одной работе, время на диссертацию не останется, не важно, обучаться при этом очно или заочно.

  • На что придется тратиться, обучаясь в аспирантуре:
  • А) оплату обучения, если на бюджет поступить не получилось,
  • Б) бумагу и распечатку промежуточных вариантов диссертации для проверки научным руководителем (научные руководители обычно дамы, мужчины в возрасте и предпочитают работать с бумагой, а не за непонятным им «зверем» компьютером), 
  • В) оплату публикации статей в различных сборниках (результаты диссертационного исследования аспирантов обычно публикуют бесплатно, но может потребоваться напечататься в платном издании, или при бесплатной публикации оплатить, например, почтовые расходы по доставке сборника),
  • Г) иногородним придется платить за проезд и проживание в другом городе,
  • Д) подарки научному руководителю, рецензентам, оппонентам, ученому секретарю диссертационного совета, банкет для ученого совета и членов кафедры (когда дело дойдет до защиты диссертации в диссертационном совете),
  • Е) печать диссертации и автореферата в нескольких экземплярах, для научного руководителя, оппонентов, библиотек и других учреждений, в которые положено их отправлять, плюс почтовые расходы по их отправке (для защиты в совете),

Ё) возможно появление других статей расхода, когда дело дойдет до защиты, например, оплаты такси по доставке члена совета или авиабилета для оппонента, живущего в другом городе и т.п.

Таким образом, перед поступлением в аспирантуру нужно тщательно все взвесить, и свое финансовое положение в том числе. Учесть, что придется не работать какое-то время, при этом понадобится немалая сумма денег на обучение и защиту.

Если есть на кого положиться финансово, то можно позволить себе аспирантуру, если Вы основной кормилец в семье и работу оставить, даже на время, не получится, то, вероятнее всего, закончить аспирантуру завершением диссертационного исследования и его защитой, — не получится. 

О том, почему преподаватели вузов идут в аспирантуру, читайте в статье о профессии лингвиста.  
Почему становятся преподавателями? Интересно — читай здесь.
В аспирантуре потребуется написать несколько научных статей. Как правильно их писать и где публиковать? Что значит «на правах рукописи»?

  1. Если остались вопросы после прочтения статьи, задавайте их в х.
  2. Чтобы не пропустить следующую статью, подписывайтесь на мой блог (кнопка вверху страницы)
  3. Подписывайтесь также на мой мини-блог в твиттере! (Там есть еще и то, чего нет здесь)
  4. Если статья была полезна, поделитесь в любой соцсети.

Источник: https://www.englishliveshere.ru/2017/08/blog-post.html

Что выбрать – аспирантуру или второе высшее?

В наши дни современная образовательная программа включает в себя несколько ступеней обучения для получения высшего образования. Первая ступень – бакалавриат (или специалитет), далее – магистратура, и чаще всего на этих этапах многие получают дипломы и прощаются с ВУЗом.

Но бывает, что кто-то хочет продолжить свое обучение, и тогда перед ним встает важный вопрос: в какой форме продолжать обучение, что выбрать – аспирантуру или второе высшее образование? Этот вопрос требует размышления и понимания, какие преимущества дает тот или другой вариант.

Для начала нужно разобраться, что же включают в себя эти два направления.

Аспирантура – это отличный способ продолжить свою научную деятельность и одновременно начать работать по специальности. Аспирантура предлагает много возможностей для тех, кто решает продолжить свое образование по пути конкретной специализации.

Эта ступень обучения имеет множество плюсов: дает возможность для продвижения по карьерной лестнице в качестве научного работника, преподавателя, а также позволяет заниматься исследованиями и наукой в целом.

К тому же, аспирантура дает возможность получить качественное образование у лучших специалистов, совмещать трудовую деятельность и обучение, а молодым людям – получить отсрочку от армии.

Поступить учиться в аспирантуру могут люди, уже имеющие диплом о законченном высшем образовании магистра или специалиста.

По окончании аспирантуры выдается диплом государственного образца. Образование в аспирантуре дается только на платной основе. Срок обучения составляет три года, форма обучения может быть как очной, так и заочной. Такая форма обучения идеально подойдет для тех, кто хочет продолжать развиваться в научном направлении по своей специализации.

Обучение на втором высшем образовании

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа

Второе высшее образование может дать шанс для личного развития. Оно позволяет освоить абсолютно новую специальность тем, кто уже получил диплом о высшем образовании. Формы обучения на втором высшем могут быть, как и на основном – очная, заочная, а также дистанционная, и обучение выходного дня. Программа обучения длится от двух с половиной до трех лет, в зависимости от формы обучения.

Поступив на второе высшее образование, можно убить сразу несколько зайцев: получить дополнительные знания по новой отрасли, посещать мастер-классы и лекции у лучших специалистов в своей отрасли, выбрать любую подходящую форму обучения.

Ко всему прочему, второе высшее отрывает новые горизонты для продвижения по карьерной лестнице. Диплом о втором высшем образовании будет выдан государственного образца, к тому же – престижного университета столицы, с присвоением выбранной степени обучения – магистрантский или бакалаврский.

Плюсом является также то, что второе высшее образование можно получать даже параллельно учась на первом.

Получение второго высшего образования будет полезно тем, кто в своей профессиональной деятельности вынужден использовать знания по нескольким специализациям, а также тем, кто просто хочет углубленно изучить дисциплины, относящиеся к иной профессии.

Этот вопрос волнует многих из тех, кто планирует продолжать свое образование. Конечно, выбор между аспирантурой или вторым высшим образованием – довольно сложный.

Каждая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, подходящие или не подходящие по тем или иным параметрам.

Но, в любом случае, каждый, кто имеет хотя бы приблизительное представление об этих направлениях и знает, что хочет получить от своего образования, сможет сделать правильный выбор.

Так, в первую очередь, отвечая на вопрос – аспирантура или второе высшее образование, нужно помнить о том, какие преимущества дает человеку каждое из направлений.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

  • Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
  • E-mail: synergy@synergy.ru
  • График работы приёмной комиссии:Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
  • Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/bez_rubriki/chto_vyibrat_aspiranturu_ili_vtoroe_vyisshee

Что такое аспирантура — кто может стать аспирантом, как поступить, сколько учиться и зачем это надо

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Выпускники школ ломают голову? пойти ли на бакалавриат (а потом, возможно, в магистратуру) или же на специалитет.

А вот уже будучи студентами (особенно успешными) перед ними встает другая проблема — идти или не идти учиться в аспирантуру. Зачем это нужно? Что дает?

Сегодня мы как раз и рассмотрим этот вопрос, чтобы у вас сложилась общая картина, на основании которой можно будет делать выводы.

Аспирантура — это..

Аспирантура была организована в СССР 21 января 1925 (день аспиранта) как одна из форм высшего обучения, целью которой являлась подготовка лиц к научно-педагогической деятельности.

С 1 сентября 2013 года было установлено, что аспирантура – это третье высшее образование или третий уровень квалификации, который можно получить только после прохождения первых двух – бакалавриата (что это?) и магистратуры (что это такое?).

Обучение на аспирантском отделении совсем не похоже на тот же процесс, например, на бакалавриате. Там нет привычных лекций и семинаров.

Аспирантура – это самостоятельная научно-исследовательская деятельность, длящаяся 3 года, и заканчивающая защитой кандидатской диссертации.

Как это происходит:

  1. после сдачи вступительных экзаменов новоиспеченный аспирант должен определиться с предметом исследования в своей профессиональной сфере;
  2. выбрать из преподавательского состава научного руководителя, который будет сопровождать исследователя до самой защиты;
  3. после формулировки изучаемой темы учащийся ставит научный эксперимент, обрабатывает его результаты, сравнивает их с уже существующими данными;
  4. написание кандидатской диссертации на основе сделанных выводов;
  5. защита своей научной работы перед научным советом: сначала предварительная, потом основная.

Сколько учиться и на какой основе

Сколько лет учиться в аспирантуре:

  1. очное обучение займет у вас 3 года, заочное – 4.
  2. для технических специальностей эти сроки увеличиваются на год (очная форма – 4 года и заочная – 5 лет).

Также аспирантура предполагает 3 основы обучения:

  1. бесплатная или бюджетная – доступна лицам, которые сумеют набрать максимально высокий балл на экзаменах. Если абитуриент не смог показать себя на вступительном этапе, то может поступить только на контракт;
  2. платная или контрактная форма обучения – может поступить любой абитуриент, набравший на экзаменах требуемый минимум;
  3. целевая – обучение оплачивается из кармана работодателя. Так происходит, если сотрудник является ценным кадром для компании (организации, фирмы), и начальство видит смысл в его дальнейшем развитии.

Поступить на бюджет очень непросто из-за высокого конкурса – 4-5 человек на место.

Место аспиранта на платном и заочном отделении доступно всем, кто получит хотя бы минимальный балл на экзаменах.

Кто может пойти в аспиранты

Что такое аспирантура – мы выяснили. Теперь рассмотрим, кто может туда поступить:

  1. специалисты и магистры, имеющие диплом о высшем образовании любого цвета (красный, синий).
  2. окончившие в прошлом аспирантуру и ее аналоги:
    1. адъюнктура – отделение в ВУЗах, готовящих кадры для МВД и Минобороны;
    2. ординатура – заключительный, двухгодичный этап обучения медиков и фармацевтов;
    3. ассисентура-стажировка – характерна для специалистов в мире искусства и т.д.

Прием в аспирантуру

Что нужно иметь при себе при поступлении в аспирантуру – это:

  1. Заявление о приеме.
  2. Документ, удостоверяющий вашу личность ( как правило, это паспорт).
  3. Диплом (ы) о высшем образовании (специалист, бакалавр плюс магистр).
  4. Фото требуемого размера.
  5. Документы, подтверждающие наличие индивидуальных достижений, например:
    1. научные публикации (когда их нет, пишут реферат на тему своего научного направления);
    2. различные «корочки» об участии в конференциях и других научных мероприятиях;
    3. получение премий и наград за достижения в сфере своей деятельности.
Читайте также:  Олимпиада нти даст 100 баллов на егэ

После сдачи документов абитуриент ждет вступительных экзаменов, которых всего три:

  1. философия;
  2. иностранный язык;
  3. предмет вашей специализации.

В случае если экзамены провалены, пересдача возможна только в следующем году.

Зачем нужна аспирантура

Есть два варианта:

  1. Если вы окончили аспирантуру, но не защитили кандидатскую степень, то обучение будет приравниваться к курсам повышения квалификации. Такое положение вещей не особо влияет на повышение зарплаты и привилегии (что это?).
  2. Те, кто успешно провел и защитил свою исследовательскую работу, получают:
    1. новую ученую степень – звание кандидата наук;
    2. право преподавания в качестве доцента и возможность продолжать научно-исследовательскую деятельность;
    3. при трудоустройстве бывший аспирант имеет право претендовать на высокий пост и соответствующую надбавку к зарплате.

Также во время обучения мужчины освобождаются от прохождения военной службы при условии поступления в аспирантуру в год окончания предыдущего места учебы.

Таким образом, можно сказать, что бакалавриат, магистратура, аспирантура – это последовательные этапы в образовательном развитии. После окончания аспирантуры кандидат наук может поступить в докторантуру и, защитив докторскую диссертацию, получить вторую высшую ученую степень – доктора наук.

Если человек не рассматривает себя в качестве ученого, заинтересованного в научных достижениях, исследованиях и открытиях, то нет смысла идти куда-то дальше после бакалавриата и специалитета.

Что еще важно знать

  1. Раньше время, потраченное на обучение в аспирантуре, засчитывалось в трудовой стаж.

    После 2013 года этот период выпадает и не учитывается в качестве труда, а также не входит в стаж научно-педагогической деятельности;

  2. поиск и выбор научного руководителя – лучше сделать это еще до поступления.

    От того, кто будет сопровождать вас все 3 года обучения (звание, вес в обществе и научных кругах, репутация, психическое и физическое здоровье и т.д.), будет зависеть успешность вашей работы и ее защита.

    Представьте, что им окажется молодой и неопытный сотрудник института – к вашей работе могут отнестись предвзято. Или если руководитель окажется в глубоком возрасте, которому свойственны закономерные изменения психики, слабое здоровье и нехватка времени?

    В этом случае вы не получите полноценной поддержки, и тогда «плакала» ваша диссертация;

  3. если вы решили учиться и работать одновременно, то писать диссертацию будет очень проблематично (по статистике защищаются только 20-30% работающих аспирантов). Поэтому рекомендуется уволиться хотя бы на год, чтобы посвятить его работе над кандидатской.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Обучение в аспирантуре могут разделить на два этапа

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/aspirantura-chto-ehto-takoe-skolko-uchitsya.html

Этапы обучения в аспирантуре

Аспирантура – специальная форма дальнейшего (после окончания ВУЗа) образования. Цель подобного образования – воспитание научных работников, способных самостоятельно ставить научные задачи, решать их и распространять полученные знания, как в среде научного сообщества, так и вне. Срок обучения в аспирантуре – 3 года стационар, 4 года заочно.

Первый год обучения

Первый шаг аспиранта, после зачисления в аспирантуру – составление индивидуального учебного плана, а также представление его на совете факультета и на заседании кафедры. План составляется в двух экземплярах, один из которых хранится на кафедре.

Таким образом у научного руководителя, преподавателей и администрации всегда есть возможность контроля.

Индивидуальный план составляется на все время обучения и является главным документом, координирующим действия аспиранта в процессе обучения и научной работы.

Индивидуальный план обучения аспиранта включает в себя:

  • список кандидатских экзаменов и сроки из сдачи;
  • поэтапный план исследований по теме диссертации и сроки проведения исследования;
  • план выпуска печатных материалов (статей, докладов, и т. п.), участия в научных мероприятиях (конференции, семинары, симпозиумы, и т. п.), план готовности глав диссертации.

Кандидатский минимум – экзамены, подтверждающие наличие у потенциального аспиранта необходимых знания для самостоятельной научной работы (НР). В кандидатский минимум входят следующие экзамены:

  • история и философия науки;
  • иностранный язык (по выбору аспиранта);
  • профильный предмет, связанный с темой диссертации.

Чаще всего, на первом курсе аспирантуры сдают иностранный язык, а также философию и историю науки.

Также на первом курсе аспирант должен подготовить научную статью, принять участие в работе нескольких (обычно 2-3) научных конференциях, при этом обязательно опубликовать тезисы докладов, утвердить тему диссертации и подготовить ее первую главу, включая цели и задачи исследования, а также обзор литературы.

Второй год обучения

На втором году обучения аспирант обязан подготовить и предоставить отчет о проделанной за предыдущий год учебной работе, и бланк аттестации, заполненный научным руководителем.

Также на втором году обучения аспирант должен подготовить одну или две статьи, связанные с темой диссертации и опирающиеся на результаты исследований, проведенных в ходе подготовки диссертации. Принять участие в нескольких (2-3) научных конференциях (с обязательным опубликованием тезисов). Подготовить второй и третий разделы своей диссертации.

В основном, второй год обучения посвящен самостоятельной теоретической и практической научной работе в свете темы диссертации. Однако, согласно разработанному на первом году обучения индивидуальному плану, аспирант должен принимать участие в научной работе кафедры, к которой он прикреплен.

Третий и четвертый годы обучения

Обязательным остается отчет о работе, проделанной в предыдущем учебном году и предоставление аттестации от научного руководителя.

На третьем году обучения аспирант сдает последний экзамен кандидатского минимума (профильный предмет) и получает специальный документ, допускающий его к защите диссертации «Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов». После защиты диссертации документ теряет силу.

Также, на третьем и четвертом годах обучения аспирант обязан опубликовать несколько научных статей (2-3) в профильных журналах из списка ВАК при Минобрнауки России.

На последнем этапе обучения аспирант окончательно дорабатывает и готовит диссертацию к предварительному рассмотрению на заседании кафедры, пишет автореферат – краткое изложение основных результатов научной работы. По результатам предзащиты диссертации на совете кафедры, диссертация и автореферат корректируются и готовятся для подачи в диссертационный совет.

Следует отметить, что последние годы обучения в аспирантуре крайне напряженные. Помимо работы над диссертацией, научных исследований и участий в различных симпозиумах, аспиранту приходится принимать участие и в работе его кафедры, от которой никто не освобождает. Многие не выдерживают и бросают аспирантуру именно на этом этапе.

Впрочем, те, кто выдерживает, обычно не останавливаются на достигнутом и, чаще всего штурмуют третью ступень академического образования – получение степени доктора наук. Здесь также необходимо будет предоставить диссертацию, но она будет во много раз сложнее кандидатской.

Например, докторская диссертация по экономике требует многих лет работы в данной сфере и обязательных результатов, которые представляют соискателя не просто специалистом в данной области, а человеком, который имеет многочисленные серьезные достижения, которыми может поделиться.

Источник: http://diplomant.su/etapy-obucheniya-v-aspiranture

Учебный год в аспирантуре

Справочник «Учебный год в аспирантуре» представляет собой перечень контрольных периодов обучения в аспирантуре, повторяющихся каждый учебный год.

В рамках каждого из таких периодов в течение учебного года проводятся различные контрольные мероприятия (контроль утверждения научных руководителей и тем диссертаций, кандидатские экзамены, аттестации аспирантов).

В каждом учебном году даты начала и окончания контрольных периодов могут быть различными. Планирование контрольных периодов в каждом учебном году описано в разделе Календарные периоды обучения.

Данный справочник имеет иерархическую структуру, которая позволяет отражать вхождение одних контрольных периодов в состав других. Например, на приведенном выше рисунке контрольный период «аттестация» включает в себя два периода, соответствующих первому и второму этапам аттестации, которые могут проходить в разные сроки.

Добавление нового контрольного периода учебного года производится при помощи щелчка правой кнопкой мыши и вызова действия контекстного меню «Добавить этап учебного года» . В связи с иерархической структурой справочника при добавлении нового контрольного периода учебного года нужно сначала выбрать запись, соответствующую периоду, в который будет включен создаваемый этап.

Например, для добавления 2-го этапа аттестации нужно выбрать запись с наименованием «аттестация» . Для добавления осенней или весенней сессии нужно выбрать запись с наименованием «Учебный год». Для добавления структурной единицы первого уровня первоначальный выбор записи не важен.

При вызове действия добавления отобразится форма задания параметров, которую нужно заполнить следующим образом:

  • В поле Краткое наименование нужно ввести наименование контрольного периода, принятое в ВУЗе.
  • В поле Полное наименование нужно ввести полное официальное наименование контрольного этапа, которое будет отражаться в отчетных документах.
  • Поле Входит в этап заполняется автоматически ссылкой на тот контрольный этап, который был выбран перед вызовом действия добавления. Если Вы добавляете первую запись в пустой справочник, то это поле будет пустым. Если Вы хотите добавить запись первого уровня (самостоятельный этап, не входящий ни в один из существующих), то значение в этом поле нужно очистить (выделить текст в этом поле мышкой и нажать клавишу «Delete» ).
  • Признаки  «Является сессией» и «Является аттестацией» указывают на тип контрольного периода. Если период не является ни сессией, ни аттестацией (например «учебный год», 3 месяца от начала обучения) ни одной из «галок» ставить не надо.

После заполнения полей формы нужно нажать кнопку ОК или клавишу Enter , и запись о новом контрольном периоде появится в справочнике.

Редактировать введенные значения можно как в ячейках таблицы данных, так и при помощи Инспектора объектов.

При изменении краткого и полного наименования контрольного этапа, изменение отразится на всей информации о ходе выполнения аспирантами их индивидуального плана.

При изменении значения свойства «Входит в период» произойдет перемещение записи в справочнике, после которого запись будет включена в другой контрольный этап.

Для удаления записей о контрольных этапах учебного года предназначено действие контекстного меню «Удалить» .

Удалить удастся только такой контрольный этап, который не связан с другими записями в справочнике Календарные периоды обучения, а также, если удаляемый период не имеет включенных в него периодов.

При попытке удаления контрольного периода, связанного с другими записями системы, будет отображено сообщение подобное следующему:

Запись при этом удалена не будет.

Источник: https://asav.hse.ru/documentation/university/56A801386B254F65AC853DEBD6AE5238.html

Аспирантура: миссия выполнима

Мой опыт. Очная бюджетная аспирантура МГЮА, поступление в 2015 году после окончания специалитета (без перерыва). Весь период обучения в аспирантуре имела постоянное место работы. Защитила кандидатскую диссертацию в марте 2019 года.

Обратно за парту?… Аспирантура (как в очной, так и в заочной форме) не похожа на студенчество.

Студенты большого вуза сосуществуют в некой общей массе, персональное внимание к ним достаточно условно и выборочно, если только они сами не стремятся его получить. Аспиранты – «товар» более эксклюзивный.

Вас наверняка будут хорошо знать в лицо, и все 3 или 4 года вы будете формировать к себе отношение кафедры и коллег из других ВУЗов, а заодно и будущую научную репутацию.

Занятость. Занятость может включать в себя: посещение пар, консультаций научного руководителя, мероприятий кафедры, конференций и практик, написание диссертации и статей.

Она позволяет успешно учиться на очной форме, если вы находитесь на гибком графике работы (адвокат, частнопрактикующий юрист и все, кому не нужно сидеть на рабочем месте строго с 9 до 18 без возможности уйти).  

Зачеты, экзамены. За весь период обучения вас ждут: зачеты, кандидатские минимумы и 2 государственных экзамена. Зачеты сдаются, на мой взгляд, проще, чем в студенческие годы (нет выраженного «противостояния» студент-преподаватель, все участники действа – взрослые люди и отношение к ним соответствующее).

Кандидатские минимумы совсем не сдать сложно, однако стоит уделить внимание подготовке к экзамену по специальности в ее «научном аспекте» (вы же не хотите получить «удовлетворительно» по собственной специальности? J) – проще говоря, нужна начитанность. Скорее всего, у вас она уже будет к этому моменту.

Не сдать Госы – нечто из области фантастики.

Диссертация. Кандидатская диссертация отличается от студенческого диплома и от магистерской диссертации необходимостью привнесения новой научной идеи или даже концепции. Обобщить и согласиться с другими будет недостаточно. Необходимо знать ВСЕ, что писали до вас, чтобы случайно не продублировать чужую идею.

В зависимости от темы, под «всем» можно понимать российские научные труды современного, советского и имперского периода. Тема диссертации выбирается аспирантом, согласовывается с научным руководителем, утверждается кафедрой, Диссертационным и Ученым Советами.

Для того, чтобы ее утвердили, она должна быть актуальной, содержать перспективу разрешения неких практических или теоретических проблем и обладать новизной.

Риск отчисления. Да, из аспирантуры отчисляют, но не за те грехи, за которые классически могут отчислить студента.

Основание для отчисления – несоблюдение (как правило, грубое) индивидуального плана – документа, в котором указаны даты сдачи экзаменов и зачетов, написания глав диссертации, статей, прохождения практик. Как я уже писала выше, не сдать экзамены или зачеты – нонсенс.

Поэтому весь риск концентрируется в сроках написания глав диссертации и публикации статей. Особенно с последними – так как срок опубликования статей в ВАКовском журнале варьируется от недель до года. По моему опыту, подавляющее число отчислений было связанно именно с отсутствием статей.

Реже – с отсутствием глав. В этом плане бытие аспиранта намного благоприятнее, чем студента – вопрос вашего отчисления зависит не от субъективизма или везения, а лишь от вашего желания и умения планировать свою деятельность. Оно не может быть внезапным и непредсказуемым.

Теоретически, чтобы сделать субъективизм хоть сколько-то возможным, вам необходимо невообразимым образом вызывать ненависть всей кафедры и руководства аспирантуры одновременно, что под силу только настоящим мастерам этого дела. Случайно и невиновно такого эффекта не добиться.

Риск не пройти защиту диссертации (не стать к.ю.н.). Такой риск, несомненно, существует и сосредотачивается на этапе до выхода на защиту. Чтобы получить возможность защититься, нужно успешно пройти рецензирование на кафедре и предзащиту, а также иметь 3 статьи в журналах из перечня ВАК.

Но если в вашей работе нет плагиата, есть авторские идеи с их достойным обоснованием, то все пройдет успешно. Зачастую, проблема того, что аспиранты не выходят на защиту, связана с тем, что у них просто нет качественного готового текста.

После допуска к защите риски не пройти ее достаточно условны: пройдя все «фильтры», вы наверняка будете иметь сильную и качественную диссертацию (звезд диссернета в расчет не берем).

Проанализировав все «за» и «против», и выбрав путь аспирантуры, возникает резонный вопрос о подготовке к поступлению.

Не буду писать о подготовке к вступительным экзаменам, так как требования варьируются не только в вузах, но и на кафедрах.

Отмечу только, что по вопросам экзамена по специальности, как правило, не нужно готовить ответ по кодексу – презюмируется, что вы в курсе содержания закона (вы же человек с высшим образованием).

Нужно изучить практические и теоретические проблемы для каждой из тем, знать научные взгляды на пути их разрешения.

Крайне важно заранее обозначить для себя будущую область исследования: без этого вы не сможете самостоятельно сформулировать тему с учетом всех возможных рисков (отсутствие актуальности и новизны, источников и т.д.). Формируйте базу исследования – теоретическую и эмпирическую, обобщайте материал и готовьтесь доказывать ее «диссертабельность».

Также уже на этом этапе стоит задуматься о научном руководителе. И не только с позиций его авторитетности в мире науки, но и с учетом его профессиональных взглядов и предпочтений. Именно с ним вам предстоит неразрывно работать на протяжении всех лет обучения в аспирантуре.

Чтобы избежать разочарования, сразу же уточните, может ли конкретный доцент или профессор осуществлять научное руководство аспирантом. К сожалению, не всегда есть возможность продолжить работу с руководителем диплома или магистерской диссертации.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/aspirantura_missiya_vypolnima/79541

Ссылка на основную публикацию