Повлиять на введение астрономии в школах

Минобразования России заявило о введении с 1 сентября обязательного изучения предмета

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.

Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее — в материале «Реального времени».

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива.

В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Повлиять на введение астрономии в школах

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике. Фото petrsu.ru

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Блокчейн и опасности кредитов: онлайн-курсы финансовой грамотности

Оценим за полчаса!

Егэ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в егэ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение — включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го.

Определяющий фактор здесь — фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета.

В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

Повлиять на введение астрономии в школах

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого — этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин.

Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу.

Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.

Повлиять на введение астрономии в школах

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды.

Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников.

Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.

Повлиять на введение астрономии в школах

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место.

Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», — говорит завкафедрой.

С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции.

Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта — изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер.

Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/72752-s-1-sentyabrya-v-shkolah-vvoditsya-astronomiya

Введение астрономии в 2017-2018 учебном году

Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году.

Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

Повлиять на введение астрономии в школах

Место астрономии в школьной программе

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Повлиять на введение астрономии в школах

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Повлиять на введение астрономии в школах

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Источник: https://2018god.net/vvedenie-astronomii-v-2017-2018-uchebnom-godu/

Преподавание астрономии в школе в наше время

Повлиять на введение астрономии в школах

В 2017 году согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации в Федеральный государственный стандарт были внесены изменения. В результате предмет «Астрономия стал обязательным и был введён в школьную программу.

Стоит отметить, что обучение астрономии способствует развитию следующих важных навыков: Развитие фундаментальных астрономических знаний, которые способствуют освоению современного научного мировоззрения, основанного на достижениях человеческой культуры и научного знания.

У школьников должны сформироваться чёткие и ясные представления об особенностях эволюции Вселенной и нашей планеты. Такие знания должны излагаться в ясной и чёткой форме. Образование должно стать побудительным мотивом к улучшению и развитию собственных знаний.

Изучение астрономии в школах должно способствовать естественно – научной и гуманитарной грамотности населения. Формирование критического научного мировоззрения способствует более эффективному и правильному использованию приобретенных знаний. Приобретенное знание развивает интеллект, что помогает в будущем планировать и решать практические задачи в своей жизни.

Как показывает школьная практика, преподавая основу астрономии бывает еще недостаточно для того, чтобы у учащихся формировалось научное мировоззрение. В этой связи на выручку приходит предметные конференции и семинары методологической направленности.

Хочу поделиться своим опытом по проведению уроков в нашей школе. Примером являются уроки «Пресс-конференции» по астрономии.

Эти уроки я организую так, что их проводят учащиеся — консультанты. Они выступают в роли «специалистов», хорошо знающих определенные области науки.

Подготовка к уроку осуществляется следующим образом.

Предварительно (за две недели) сообщаю учащимся о проведении урока в форме «пресс-конференции» и знакомлю с вопросами, которые на нем будут освещаться. Сообщаю, что проведение подобного урока требует большой подготовительной работы.

Обращаюсь к наиболее способным ученикам с предложением об активном участии. Каждому ученику, изъявившему желание вести урок, даю книги, брошюры, из личной библиотеки для первичного ознакомления с основным материалом.

Читайте также:  11 российских вузов вошли в мировой рейтинг по трудоустройству выпускников

Затем предлагаю им перечень необходимой литературы, которую они помогут прочесть в школьной и сельской библиотеках.

Далее с этими учащимися провожу первое занятие. На нем мы вместе придумываем роли «специалистов» (с учетом выбранной роли рекомендую проработать список дополнительной литературы).

На втором занятии (его провожу уже с каждым учащимся в отдельности) определяем содержание и объем рассматриваемой на уроке информации, работаем над вопросами, которые будут заданы в ходе урока (основную часть вопросов готовлю сама).

Ответы на вопросы «специалист» находит самостоятельно (они должны быть по возможности краткими).

Приведу пример одного из своих уроков по теме: «Малые тела Солнечной системы»

План урока:

  1. Астероиды;
  2. Метеориты, болиды, метеоры;
  3. Кометы;
  4. интересные события.

На демонстрационном столе помещены таблички с указанием имен и фамилий «звездочета», «геолога», «астролога».

Ведущая (ученица) обращается к классу:

«Сегодня у нас проводится пресс-конференция. На ней будут освещены следующие вопросы (зачитывает тему урока и план). Прежде чем «пресс-центр» начнет свою работу, мы послушаем небольшое сообщение на тему: «Состав Солнечной системы». (Очень коротко ученица комментирует цветной слайд с изображением планет на фоне солнечного диска.)

А теперь послушаем наших «специалистов».

Выходит, «звездочет».

Его речь начинается со слов: «Если в безлунную ночь посмотреть на небо, то видно множество звезд. Сколько их? Возможен ли счет? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать природу небесных тел. Я постараюсь ознакомить вас с астероидами». Делает сообщение, сопровождаемое комментированием таблицы, цветного слайда с изображением планет и астероидов.

Далее «звездочет» рассказывает о некоторых событиях, связанных с появлением астероидов. Самую широкую известность приобрел открытый в 1949г. астероид Икар.

Он при своем движении близко подходит к Земле и стал знаменит в связи с возможностью столкновением с ней, которое якобы должно произойти летом 1968 г. Некоторые обсерватории вынуждены были официально опровергнуть эти предположения.

И действительно Икар при своем приближении к Земле благополучно миновал ее на расстоянии 6 млн. км.
Еще раньше тоже близко подходил к Земле астероид Гермес (1937 г.) – на расстояние 580 000 км., но это не вызвало паники.

Ведущая представляет слово «геологу».

Который делает небольшое сообщение и отвечает на интересующие вопросы. Сообщение начинается с комментирования цветного слайда с изображением метеорита, рассматриваются вопросы о природе, причинах возникновения и видах метеоритов.

«Геолог «рассказывает о различных метеоритах, болидах, а затем приводит интересные факты из истории: «Известны интересные случаи, связанные с падением метеоритов. В 1836 г. в Бразилии осколками метеорита побиты овцы, в 1911 г. в Египте убита собака. В 1684 г.

Метеорит пробил купол церкви в Тобольске, а в XVIII в. Упал на башню Баварского монастыря, разрушив ее. Иногда масса и скорость падения метеорита небольшая, и он не вызывает разрушений. Например, один из метеоритов угодил в корыто прачки, напугав ее, а другой (1927 г.

), масса которого несколько граммов, запутался в складках платья маленькой японки» .

Ведущая предлагает послушать сообщение «астролога».

Этот ученик рассказывает: «Я занимаюсь учением о возможно существующей связи между расположением небесных светил и истинными событиями, судьбами людей и народов. Моими услугами пользуются для «предсказания» будущего, составления гороскопов.

Чтобы составить гороскоп, необходимо разбираться в вопросах небесной механики. Я хочу выступить перед вами с сообщением о таких небесных телах, как кометы.

Расскажу об их природе, характере движения, коснусь исторических событий, связанных с появлением комет, и их влияния на судьбы людей»

Делается сообщение, где раскрываются физическая природа комет, их открытие и движение, а также причины исчезновения и появление метеоритных потоков. Объяснение ведется с использованием иллюстраций учебника (через эпидиаскоп). В конце рассказа «астролог» напоминает об интересных событиях, связанных с появлением комет.

Ведущий: «Итак, мы прослушали все сообщения и просим членов нашего пресс-центра занять свои места». Затем предлагается залу задавать «специалистам» вопросы (на каждом ученическом столе находится рекомендуемый перечень вопросов). Приводим некоторые из них.

«ГЕОЛОГУ»

  • Почему люди редко находят метеориты? (ОТВЕТ. Около 70% земной поверхности составляет вода, метеориты падают в воду)
  • Как можно отличить метеориты от земных пород? (ОТВЕТ. У метеоритов поверхность в виде окалины, на ней продолговатые узкие углубления – канавки, прорезанные струями, застывшие подтеки, капли вещества)
  • Можно ли на Луне наблюдать метеоры? (ОТВЕТ. Нельзя, так как там нет атмосферы)
  • Какие физические явления наблюдаются при полете в атмосфере тел с космической скоростью? (ОТВЕТ. Нагревание, испарение и разрушение тела, сопровождаемое звуком.)

«ЗВЕЗДОЧЕТУ»

  • Как можно отличить на небе астероид от звезды? (ОТВЕТ. Астероид перемещается относительно звезд.)
  • Можно ли сосчитать все астероиды? (ОТВЕТ. Нельзя)
  • Может ли астероид столкнуться с Землей? (ОТВЕТ. Может, подобно тому, как может столкнуться с Землей метеорит.)

«АСТРОЛОГУ»

  • Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности? (ОТВЕТ. При наблюдении простым глазом за несколько часов видно перемещение комет среди звезд, а туманности неподвижны.)
  • Можно ли длину кометного хвоста определить с большой точностью? (ОТВЕТ. Нельзя, так как хвост постепенно сходит на нет) [3]
  • При приближении к Земле и к Солнцу блеск некоторой кометы ослабел. Чем можно объяснить это явление? (ОТВЕТ. Либо по какой-то причине само свечение кометы ослабело, либо уменьшилась поверхность кометы, отражающая свет Солнца, возможно действие и обеих причин.)

По окончании «пресс-конференции» ведущий предоставляет слово «корреспондентам», которые рассказывают , что им особенно понравилось в сообщениях «специалистов», показывают свои рисунки, дружеские шаржи.

В результате подготовки и проведения урока-конференции у школьников формируется комплекс учебных действий: они учатся работать над информацией (читать литературы, выделяя компоненты её текста: формулировки, доказательства, примеры и т.п.

, вести записи ), разрабатывать режиссуру выступления (соразмерять его содержаний с подготовленностью аудитории, использовать элементы «Ораторского искусства», продумывать место и роль слайдов, последовательность иллюстрации и т.д.

), учитывать необходимость обеспечение общих задач урока-конференции.

Анохина Г.В.,
учитель физики
МОУ СОШ № 2

  • ст. Григорополисская, Новоалександровский городской округ
  • Литература:
  1. Климишин И.А. «Элементарная астрономия». — М.: Наука, 1991.
  2. Куликовский П.С. «Справочник любителя астрономии». — М.: УРСС, 2009.
  3. Перельман Я.И. «Занимательная астрономия». — М.: УРСС, 2008.
  4. Чурюмов К.И. «Кометы и их наблюдение». — М.: Наука, 1980.

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9910

«На нас свалилась беда — мы начинаем преподавать астрономию»: учёный о школьной астрономии

Анастасия Сваровская Иллюстрации: Катя Вакуленко

В 2011 году опрос ВЦИОМ показал: треть россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли.

В 2017 году об этом задумалось Министерство образования и вернуло астрономию в школьную программу, причём учиться ей должны школьники выпускных классов. Астрономов об этом просто уведомили, ни с кем особо не посоветовавшись.

За несколько месяцев нужно было подготовить современные учебники, преподавателей, написать учебную программу, ведь в 2018 году в ЕГЭ по физике уже был один вопрос по астрономии.

Журналист Анастасия Сваровская поговорила о проблемах преподавания астрономии в школе со старшим научным сотрудником Государственного астрономического института МГУ, кандидатом физико-математических наук Владимиром Сурдиным, который приехал на мастерскую АстроГео на Летнюю школу

http://letnyayashkola.org

.
Владимир Сурдин

— Почему астрономия не преподавалась в школах?— Приказа «не учить астрономию» не было, поэтому она формально никогда не выходила за пределы школы. Она просто была в числе предметов по выбору — вместе с экологией, историей религий и другими предметами.

А что это значит? Если ученик, а на самом деле родители учеников, дружно пишут заявление директору: мол, мы хотим, чтобы этот предмет преподавался в обязательном порядке, — тогда дети учат астрономию в школе.

Но я не знаю случаев, чтобы родители сказали: жить без этого не можем! Сильные московские школы никогда не лишали себя астрономии и всегда в полном объёме её читали, потому что понимали: у них образование элитарного класса, и там такие предметы должны быть.

Остальные школы, как правило, больше часов отдавали на физику, а сейчас и её сворачивают по количеству уроков в неделю.

— Как было с астрономией в университетах в те годы, пока её не было в школах?— На поступление в вузы скорее влияла ситуация в стране. Те, кто идёт в университет на астрономию, не со школьной скамьи начинают ею увлекаться.

Я где-то класса с пятого начинал увлекаться физикой, затем астрономией, а потом участвовал в олимпиадах, книги читал — и на школьный предмет уже особого внимания не обращал. Так всегда.

К нам в университет на астрономию приходят ребята, которые с пятого класса ею заинтересованы.

Искать зависимость между преподаванием астрономии в школах и количеством поступающих в МГУ на астрономию тоже нельзя.

Конкурсы в советское время были 10–15 человек на место, в 2000-м году — 1,5–2 человека, потому что вообще на естественные специальность не было желания идти ни у кого — тогда шли на гуманитарные направления.

Но это время кончилось: с 2010 года конкурс поднялся до прежних высот, опять стало нелегко поступать, и ребята сильные пошли. А смотреть на количество поступивших после введения астрономии в школах можно будет ещё лет через пять.

— При том, что астрономии последние годы не было в школах, олимпиада по ней была. Кто готовит школьников?— Олимпиады затрагивают узкий круг детей, которые почему-то увлеклись астрономией ещё в начальных классах. Готовятся и по книжкам, и в кружках при школах и планетариях.

Планетарии играют большую роль в астрономическом образовании. В советское время было примерно 65 планетариев, и они покрывали почти всю страну. Школьники могли туда ходить и проводить там время. Часто планетарии располагались в церквях, которые довольно хорошо подходят для этой цели.

Сейчас их осталось чуть более двадцати: церкви стали обратно возвращать себе свои здания, а новые сооружения для планетариев построить не всегда удавалось, и это самое малое. На самом деле проблем с внедрением астрономии в школы сейчас предостаточно.

Я весь год ездил по разным районам страны, собирая учителей и проводя с ними занятия, готовя их преподавать астрономию. Помню хорошо их реакцию. Как-то в новосибирском Академгородке собрали учителей физики, которым надо было читать астрономию школьникам, и руководительница этого коллектива сказала: «Коллеги, на нас свалилась беда.

Мы начинаем преподавать астрономию. И хуже того — сдавать её в ЕГЭ. Что будем делать?» Я должен был им объяснить, что делать. Я, конечно же, этого не объяснял, потому что для меня это не беда, а наоборот — радость. Я астроном, и мне без разницы, как сдадут ЕГЭ на просторах страны.

 У меня другая задача: мне главное, чтобы 20 умненьких ребят поступили на наш факультет. Для меня беда в том, что учителя плохо знают астрономию. У всех молодых физиков во время обучения в университете был курс астрономии, но он не очень серьёзный: только общие представления.

Теперь их знания откуда-то должны стать более глубокими, ведь надо детям передавать что-то. Взрослые преподаватели учили астрономию хорошо, потому что в советское время во многих педагогических институтах выдавали диплом «учитель физики и астрономии». В итоге молодые плохо знают, взрослые пытаются вспомнить — им некуда деваться.

— По каким учебникам учат школьников?— Ещё одна беда, что нормальных учебников нет. Есть старые, которые лет 30 назад в школьных библиотеках появились и так там и лежат, например Воронцова-Вельяминова и Страута. Есть новый учебник Чаругина. Его успели написать за несколько месяцев (7 июня вышел приказ, а 1 сентября школьники уже пошли в школу и начали учиться по нему).

Потом вышло методическое пособие к учебнику В. М. Чаругина «Астрономия. 10–11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень» сотрудников Новосибирского Планетария С. Ю. Масликова, И. О. Орлова и Н. Н. Самусь, состоящее почти из 30 страниц, в котором указаны ошибки учебника Чаругина.

Мне подарили эту книжечку в Новосибирске, а пока летел в Москву, нашёл ещё 30 ошибок. Чаругин — неплохой человек, профессор пединститута, но довольно узкий специалист. В Министерстве должна быть экспертиза, но всё это довольно формально проходит.

У издателей достаточно мощное лобби, то есть этот процесс так проходит, что они реально никому особо не дают толком посмотреть на учебник и проталкивают его. Удивляться этому не стоит — деньги иногда облегчают процесс.

— Как происходит процесс внедрения учебника в школы?— Появляется новый предмет, и издатели начинают борьбу за поиск автора. Школьные учебники — это гигантский бизнес, ведь они издаются миллионными тиражами и доходы от них огромные.

Издатели после выхода приказа Ольги Васильевой кинулись заполнять новую нишу, и в итоге вышел один не очень правильный учебник Чаругина. Школы просто обязаны были что-то купить к началу учебного года, а больше ничего и не было.

Получается, в первый год астрономии в школах ученики занимались либо по очень старым и неактуальным учебникам, либо по слишком поспешному и ляповатому.

— Вы были задействованы в процессе внедрения астрономии в школы?— Нет. Новая министр решила  — и астрономию быстро ввели, а нас поставили перед фактом. Я не понимаю, к чему такая спешка.

Надо было хотя бы годик дать, чтобы появились хорошие учебники, школы успели их закупить, учителя подтянули бы свои знания. Прошлым летом в Министерстве — тогда ещё образования и науки — собрали людей, связанных с астрономией, и дали такую установку: «Пишите новые учебники, но так, чтобы как для Волочковой».

Мы сказали, что так писать не будем, но постараемся, чтобы он был общепонятным. Установка на простоту была с самого начала.

— Хотя бы вопрос для ЕГЭ придумывали астрономы?— Его придумали где-то в министерстве, и снова никого не спросили. Зато когда я писал учебник, из министерства дают программу предмета, где описано, что школьники должны знать то да сё.

И ты обязан писать свой учебник так, чтобы это было, притом чтобы он был лёгкий, понятный, не очень глубокий, но и не поверхностный. А ещё интересный, и в то же время чтобы тебе не сказали, что чего-то в твоей книге не хватает. Если бы автор был свободен в выборе, он бы по-другому писал.

Но свободы нет, приходится лавировать и искать лазейки.

— Астрономия в школах — она о чём?— Советская школьная астрономия не очень удачная и не очень нужная: там много математических преобразований, систем координат, звёздных величин — это то, что в реальной жизни человека не задевает и никакой специальности в вузах, кроме астрономии, не пригодится.

Зачем учить, зная, что почти никому это не понадобится? Например, генетику изучать будущему сталевару, наверное, не очень надо.

Главная задача преподавателей астрономии сейчас — сделать предмет интересным для учителей и школьников, чтобы она вклинивалась в интересы разных людей: гуманитариев, естественников, спортсменов.  

В астрономии нужно учить бытовым, общим вещам. Например, как наша жизнь зависит от космических явлений, как что эволюционирует, но без сугубо математики. Школьник не должен уметь рассчитать время перелёта от Земли до Марса и обратно. Я считаю, что это особо не нужно, а те, кому интересно, в университете научатся.

— Есть какие-то альтернативные возможности преподавания астрономии детям?— Сейчас хорошо развиваются мобильные надувные или каркасные планетарии. Это бизнес, и хорошо, что на астрономии его тоже можно делать.

Они здорово помогают школам — приезжают, проводят свои астрономические уроки, показывают что-то в мобильном планетарии. Учителя не успели подготовиться к преподаванию астрономии, но школа может весь курс уроков закупить у мобильного планетария.

В Москве мы сделали серию лекций с одним московским мобильным планетарием, которые точно покрывают школьную программу, и они их продают другим. Думаю, это пойдёт нормально.

— Где ребёнка можно увлечь астрономией, если не в школе?— Очень много детских книжек пишут про небесные дела, но это для совсем маленьких. Есть для подростков — в последние годы делают астрономические энциклопедии.

Сейчас есть интересная серия из пяти книг для детей, которую написали Люси и Стивен Хокинг. Я редактировал их как научный редактор.

Эти книги для школьников с третьего по седьмой-восьмой классы, где есть литературная фабула, но она вполне научная и привлекает молодёжь.

Читайте также:  Думай о хорошем: чем выше ожидания, тем лучше оценки

У астрономии сейчас две ветки развития: одна из них — это когда дети увлекаются астрономией чуть ли не с начальных классов, потом начинают её самостоятельно изучать, ходить в кружки при планетариях и в другие места, участвовать в астрономических олимпиадах, потом поступают в университет. И есть второй сценарий: людей астрономии учат в 10-м или 11-м классе по часу в неделю. По сути, это просто для общей эрудиции.

— Как думаете, получится у астрономии в школах стать лучше?

— Без ошибок не бывает никакой деятельности, надо с чего-то начинать. Мы стараемся сделать так, чтобы это прошло не очень болезненно. Думаю, что пройдёт два-три года — и предмет станет достаточно интересным и понятным учителям и ученикам, учителя поднимут свой уровень — и появятся хорошие учебники.

 Елена Ростунова

Источник: https://batenka.ru/explore/science/astronomy-in-school/

Астрономия снова в школе. Кто ее теперь преподает и как

Несмотря на то, что астрономию никогда официально не запрещали в российских школах, ее внезапное возвращение стало для учителей, детей и их родителей настоящим сюрпризом – и не для всех приятным. Подробнее о курсе астрономии и связанных с ним тонкостях читайте в нашей статье.

Из истории вопроса

В царской России. Впервые курс астрономии в учебных заведениях ввел Петр Великий. С тех пор в течение трехсот лет предмет являлся отдельной наукой в рамках учебной программы. 

Все началось, когда в 1699 году в Москве по указу царя появилась Школа математических и навигацких наук. Это было первое учебное заведение в России, где преподавали астрономию. Специально для нее в 1692–1695 гг.

построили Сухареву башню, где оснастили обсерваторию.

С этого момента наука о небесных телах стала обязательной дисциплиной в технических учебных заведениях (для моряков, военных, инженеров, специалистов горного дела, учителей для других школ, архитекторов и пр.). 

В ХIХ веке в Российской империи астрономии («космографии») уделялось повышенное внимание, она преподавалась на высочайшем уровне. Обучение носило дифференцированный характер и интегрировалось с курсом физики.

То, что астрономию в течение 100 лет изучали в средних учебных заведениях – уникальный факт в мировой педагогике. При этом преподаватели были абсолютно свободны в выборе методики, дидактических пособий, учебной программы и средств обучения.

Благо, выбор был богатейшим. 

В СССР. В первые годы советской власти преподавание астрономии существенно ухудшилось. Но уже в конце 30-х годов эта наука вернула свои позиции.

С 1932 года астрономия в Советском Союзе являлась самостоятельным предметом, в учебном плане на нее отводилось 35 часов.

Изначально ее главное предназначение было идеологическим: формирование научного мировоззрения учащихся для борьбы с религиозными взглядами. 

Настоящий астрономический бум случился в СССР на рубеже 50–60-х гг. с началом космической эры. Главучтехпром выпускал новые наглядные пособия и ТСО (технические средства обучения), как отдельная наука появилась методика преподавания астрономии, широко использовались межпредметные связи.

В 1980–90-е годы интерес к науке о небесных телах в образовательных структурах постепенно пошел на спад, она начала исчезать из школьных программ – в том числе, и из-за недостатка финансирования. 

В современной России. В постсоветской России в 1993 году астрономию окончательно убрали из списка обязательных предметов. То есть официально ее никто не запрещал. Она просто осталась на уровне вариативных дисциплин, которые могли включаться в учебный план на усмотрение школьной администрации и по желанию учащихся и их родителей. 

В качестве позитивного примера можно привести школу в селе Ново-Чечкабы в Татарстане. Ее директор на собственные средства купил телескоп, в который показывал детям звезды. Постепенно интерес к науке усиливался.

На полученный грант школа купила гораздо более мощный телескоп, оборудовала кабинет астрономии, в котором дети занимались по вечерам – ведь официально науки о звездах в учебном плане не было.

В результате ученики этой сельской школы неоднократно становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии. 

В большинстве же остальных учебных заведений дети получали лишь элементарные знания о космосе в начальной школе, на уроках по окружающему миру. Да еще осталось буквально полсотни посвященных астрономии страниц в учебнике по физике для старших классов.

В частности, в разделе «Механика» движение небесных тел объяснялось с помощью законов механики, показывалось значение этих законов для развития космических исследований.

В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» школьники знакомились с Солнечной системой, звездами, происхождением и движением небесных тел, масштабами Вселенной, объяснением космических явлений через законы физики. В общем, для полноценного знакомства с предметом явно маловато.

Результаты такого пренебрежения к науке оказались весьма печальными. Согласно проведенному ВЦИОМ в 2011 году социологическому опросу, треть взрослых россиян (32 %) считают, что это именно Солнце вращается вокруг Земли. В 2007 году так думали 28 % наших соотечественников.

Кроме того, 20 % россиян в 2011 году считали, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца всего за один месяц. Четырьмя годами ранее этого заблуждения придерживались 14 % россиян.

Сложно в такое поверить, правда? И это в стране, которая первой запустила на орбиту искусственный спутник Земли и первой отправила человека в космос!

Современное положение

И вот астрономия вернулась в школы. О необходимости такого шага заявила на пресс-конференции министр просвещения Ольга Васильева 21 сентября 2016 года.

На заседании Минобрнауки 3 апреля 2017 года она напомнила о том, что «в школьной программе с этого года вводится курс астрономии. Учителя физики готовы к тому, что будут читать этот предмет отдельно.

Никаких изменений в часах не происходит».

Пожалуй, главная претензия родителей заключается в следующем: у детей и так мало времени на подготовку к ЕГЭ, а тут еще целый час в неделю отдавать астрономии. Однако эти претензии напрасны: несколько заданий по астрономии в обязательном порядке включены в ЕГЭ по физике, так что изучение науки о звездах необходимо. 

Приказ № 506 существовавшего еще тогда Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 года утверждает астрономию в качестве обязательного школьного предмета  в системе ФГОС.

Федеральный образовательный стандарт при этом дополнили отдельным разделом по общей астрономии базового уровня. Стоит отметить, что связанные с этой наукой сведения остаются в курсе физики.

Просто при изучении астрономии они изучаются намного более подробно.

Все решает школа

В официальном учебном плане на изучение астрономии отводятся те же самые 35 часов, что и в советской школе. То есть по одному часу в неделю в течение стандартного учебного года. При этом школьная администрация решает, когда именно проводить занятия: второе полугодие 10-го класса вкупе с первым полугодием 11-го класса либо захватить 11-й класс целиком.

Есть еще третий способ. Его можно считать наиболее краткосрочным и интенсивным: два часа в неделю в течение первого полугодия в 11-м классе. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Кроме того, школы самостоятельно решают, за счет сдвига каких предметов астрономия будет введена в учебное расписание.

Естественно, перераспределение часов должно быть сделано не в ущерб другим дисциплинам. 

Школа сама выбирает учебно-методический комплект, по которому будут проходить занятия. Решающее слово остается за учителем-предметником. Федеральный перечень учебников предлагает два основных пособия от разных издательств: «Дрофа» и «Просвещение». Естественно, педагог может разнообразить курс дополнительными цифровыми материалами и электронными ресурсами.

«Просвещение» предлагает созданный буквально за несколько месяцев и явно сыроватый еще учебно-методический комплект В. М. Чаругина «Астрономия», который рассчитан на 36 учебных часов в 10–11-х классах. Но основным все же считается учебник для 11-го класса «Астрономия. Базовый уровень» Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К.

Страута, изданный «Дрофой». Точнее, переизданный. Эту книгу Воронцов-Вельяминов написал еще для десятиклассников Советского Союза, и с тех пор она выдержала 17 переизданий. Но ведь наука не стоит на месте! Письмо № 194/08 Минобрнауки от 20 июня 2017 года содержит тем не менее рекомендацию именно этого учебника.

Оно и понятно: возвращение астрономии в школьную программу было настолько стремительным, что участники образовательного процесса оказались просто не готовы к этому. Нет современных учебников, квалифицированных преподавателей, учебной программы. Все это нужно было подготовить всего за несколько месяцев.

Сроки удалось соблюсти, но, увы, за счет качества. 

Не все школы обладают достаточной материально-технической базой для знакомства учащихся с современным уровнем развития астрономии как науки.

И, конечно, не все учебные заведения имеют в шаговой (или хотя бы транспортной) доступности планетарий. А ведь именно его рекомендуется посещать классу в течение учебного года для работы над некоторыми темами.

Как вариант – в некоторых регионах возможно использование мобильного планетария. 

Естественно, возникает вопрос, кто будет вести новый (точнее, хорошо забытый старый) предмет. В подавляющем большинстве школ дипломированного астронома-предметника нет. Появится ли такая специализация в педвузах, неизвестно. Ну а пока, очевидно, за дело возьмутся учителя физики: их предметные компетенции ближе всего к астрономическим вопросам.

На курсах повышения квалификации (переподготовки на учителя астрономии) предусмотрены 36 часов занятий для преподавателей физики и 72 часа для преподавателей естественнонаучного цикла (учителей математики, географии).

Ощутимая разница! Впрочем, по закону директор может на свой страх и риск оставить преподавателя астрономии без всяких дополнительных курсов, если уверен в его квалификации и не боится вопросов со стороны проверяющих органов. 

Что на выходе

Согласно программе, во вновь вернувшемся курсе астрономии старшеклассники изучат:

  • эволюцию человечества в восприятии Вселенной, роль астрономии в развитии цивилизации,
  • практическое значение астрономических исследований, специальное оборудование, связь небесных координат и географического положения, созвездия, основы измерения времени,
  • развитие отечественной космонавтики и прикладной технологии спутников Земли,
  • развитие мировой космонавтики, достижения в исследовании космоса,
  • основы практической астрономии, методы астрономических исследований, эффект Доплера, закон Стефана-Больцмана, электромагнитное излучение,
  • законы движения небесных тел, законы небесной механики,
  • законы Солнечной системы, ее строение и природу тел (Луны, астероидов, метеоров и метеоритов, болидов, комет), суть геоцентрической и гелиоцентрической систем, законы Кеплера,
  • Солнце и звезды, их характеристики, внутреннее строение и источники энергии, происхождение химических элементов, солнечно-земные связи,
  • мегагалактики и галактики (в том числе нашу Галактику – Млечный Путь), теории их происхождения, состав и структуру, строение и эволюцию Вселенной, закон Хаббла, реликтовое излучение, черные дыры.

Такое построение курса позволяет добиться межпредметных результатов, что соответствует новым стандартам.

Чтобы проконтролировать уровень усвоения знаний, учитель может использовать (помимо устных опросов) тесты, презентации, доклады и рефераты, практические работы с применением астрономического календаря и карт звездного неба.  Всероссийские проверочные работы (ВПР) по астрономии ожидаются ориентировочно в 2020 году.

Однако способ проконтролировать знания по этому предмету уже есть. Вопросы по астрономии входят в список заданий контрольно–измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике. Отдельного ЕГЭ по астрономии вводить не планируется.

Поскольку астрономия входит в число обязательных предметов по ФГОС, то оценка по ней идет в аттестат абсолютно всех одиннадцатиклассников. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/cherez-ternii-k-zvezdam/

Астрономия снова в учебном плане школы

Итак, с 2017-2018 учебного года астрономия возвращается в школу как самостоятельный учебный предмет.

Приказом Минобрнауки России от 07-06-2017 № 506 внесены соответствующие изменения в ФГОС (утвержден стандарт учебного предмета «Астрономия»), а письмом Минобрнауки от 20 июня 2017 года №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»» (далее — Рекомендации) направлены на места методические рекомендации по введению этого учебного предмета как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

В каком объеме изучается
Предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне. В 2017 – 2018 учебном году предмет «Астрономия» вносится в учебный план среднего общего образования в перечень учебных предметов независимо от профильной направленности.

Время на изучение астрономии выделяется из компонента школы в объеме не менее 35 часов.
В каком классе изучается
Каждая школа по мере создания соответствующих условий самостоятельно принимает решение о включении астрономии в расписание: с 1 сентября 2017 года или позже – с 1 января 2018-го.

В информации Минобрнауки России отмечено, что «возможен вариант изучения либо в 10-м, либо в 11-м классах. При этом может быть использован модульный принцип изучения.

Если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы школы, можно осваивать астрономию в 11-м классе в обязательной части основной образовательной программы с 1 сентября 2017 года. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов».

Согласно Рекомендациям образовательная организация самостоятельно осуществляет:

— перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом СанПиН 2.4.2.2821-10;
— определение модели изучения учебного предмета «Астрономия»;
— принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.

Об учебниках

Как сказано в Рекомендациях, «при изучении астрономии может быть использован учебник «Астрономия. Базовый уровень«. 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Этот учебник сочетает в себе классическую последовательность изложения материала с современными научными представлениями и результатами последних исследований небесных объектов, написан доступным и живым языком. Электронная форма учебника содержит разнообразные мультимедийные объекты, материалы, позволяющие проконтролировать усвоение знаний обучающимися.
Для учителей, работающих по данному учебнику, подготовлено «Методическое пособие к учебнику астрономии 11 класс». Пособие содержит рекомендации учителю-предметнику как грамотно составить рабочую программу, организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронное приложение к учебнику и интернет-ресурсы.

Скачать электронную версию можно по ссылке: http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/06/26/metodicheskoe_posobie_k_uchebniku_astronomii_11_klass.pdf

Рабочая программа предмета доступна для скачивания на сайте издательства по ссылке: https://drofa-ventana.ru/metodicheskajapomosch/materialy/umk-b-a-vorontsova-velyaminova-astronomiya-11-klass_typerabochaya-programma/
Материалы к урокам астрономии можно найти:

Материалы к урокам астрономии


Также учитель может использовать учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, например,
В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г. Издание подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС. К учебнику прилагаются методические рекомендации и поурочные разработки.

Важно: обучающиеся обеспечиваются бесплатными учебниками из библиотечного фонда школы.

ЕГЭ по астрономии
Включение астрономии в число учебных предметов, по которым проводится ГИА в форме ЕГЭ (в том числе на добровольной основе), не планируется.
Вместе с тем к 2019 году задания по астрономии будут включены в КИМ по физике.
ВПР по астрономии будут проводиться не ранее 2019 года.
Кто преподает астрономию
Право преподавания предмета «Астрономия» имеют учителя (преподаватели) физики (по диплому). Для них должна быть организована соответствующая переподготовка.
Важно: в соответствии с ТК РФ (ст.ст. 187, 196, 197) переподготовка учителей проводится за счет средств образовательной организации.
Управленческие решения
Методическими рекомендациями предлагаются следующие управленческие и организационные мероприятия по введению астрономии:

На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:

— обеспечение необходимого объёма финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;
— организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка педагогических работников);
— обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета «Астрономия»;
— организация проведения мониторинга введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.

На уровне общеобразовательной организации:

— обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);
— заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;
— обеспечение учебниками и/или учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;
— обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);
— включение учебного предмета «Астрономия» в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;
— обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).

Важно: на сайте Минобрнауки России работает электронная приемная по вопросам введения учебного предмета «Астрономия». Письма в «электронную приемную» можно направлять по адресу astronom-mon@yandex.ru

Источник: https://eduinspector.ru/2017/08/06/astronomiya-snova-v-uchebnom-plane-shkoly/

Ссылка на основную публикацию