Советы эксперта: как сдать огэ по обществознанию

  • Как устроен экзамен
  • Как оценивается работа
  • Как решать задачи с кратким ответом
  • Как работать с текстом

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

  1. Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:
  2. Человек и общество, задания 1–4
  3. Духовная культура, 5–6
  4. Экономика, 7–10
  5. Социальная сфера, 11–13
  6. Политика и социальное управление, 14–16
  7. Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.

  • Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:
  • Задание 26 → 15–20 минут
  • Задание 29 → 15–20 минут
  • Задание 31 → 10–15 минут

В задании 26 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 31 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.

1 балл → задания 1–21, 23–25

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Начинать изучение химии следует в 7 классе

Оценим за полчаса!

2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.

З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла — в зависимости от полноты ответа.

Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

  1. 15–24 → «3»
  2. 25–33 → «4»
  3. 34–39 → «5»

В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет знание для правильного решения.

  • Задание 1. Отличительной тенденцией развития современного общества является:
  • 1. Механизация
  • 2. Индустриализация
  • 3. Модернизация
  • 4. Глобализация

Решение. В данном случае ключевое слово — «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.

Ответ: 4.

Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.

Задание 2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

  1. 1. Личность
  2. 2. Темперамент
  3. 3. Индивид
  4. 4. Талант

Решение. Вспоминаем определения: «личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ на задание — личность.

Ответ: 1.

Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

  • Задание 18. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:
  • 1. Председатель Совета Безопасности
  • 2. Министр обороны
  • 3. Начальник Генерального штаба
  • 4. Президент РФ

Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».

Ответ: 4.

Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.

Задание 21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

  1. 1. Наступает только за совершённое преступление
  2. 2. Применяется компетентными органами государства
  3. 3. Строго регламентируется нормами права
  4. 4. Влечёт судимость гражданина
  5. Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:
Черты сходства Черты различия
2 1
3 4

Если каких-то данных в задании нет — значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.

Задание 23. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять некурящего специалиста?» Результаты опроса представлены в диаграмме ниже.

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознаниюРезультаты опроса для задания 23

Решение. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Предпочтение работодатели отдают некурящим офисным сотрудникам.

2. Наиболее важно для работодателей, чтобы не курили менеджеры по работе с клиентами.

3. Для работодателей не принципиально, курит или нет их бухгалтер, многие примут на эту должность курящего человека.

4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть некурящими административный персонал.

5. Работодатели не акцентируют внимание на курении медперсонала.

Нужно проанализировать диаграмму и найти несколько правильных вариантов ответа. Не привлекайте для решения задачи дополнительные знания и ничего не подсчитывайте, ведь никаких цифр и процентов на диаграмме нет. Достаточно простого сравнения.

❌ Вариант 1 не подходит, столбик «Офисные сотрудники» недостаточно высокий, чтобы говорить о предпочтении работодателей.

❌ Вариант 2 не подходит. По столбику «Менеджеры по работе с клиентами» нельзя сказать, что для их работодателей это так уж важно.

✔️ Вариант 3 подходит. Согласно данным этой таблички, курящего бухгалтера примут на работу более половины работодателей, а это действительно «многие».

✔️ Вариант 4 подходит. Столбик, посвящённый данным о «личных помощниках», самый высокий — такое большинство вполне можно назвать подавляющим.

✔️ Вариант 5 подходит. Столбик, относящийся к медперсоналу, говорит о том, что работодатели действительно не акцентируют внимание на его вредных привычках.

Ответ: 345.

На что обратить внимание. Правильная запись ответа выглядит именно так — 345, без пробелов и запятых.

Задание 24. Оно связано с заданием 23, для его решения нужно использовать ту же диаграмму.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1. Если вы хотите стать личным помощником руководителя солидной компании, стоит пересмотреть свои взгляды на курение, так как многие руководители предпочтут некурящего помощника курящему.

2. Врачи должны подавать пример остальным гражданам и отказаться от вредных привычек.

3. При трудоустройстве офисных сотрудников отрицательный ответ на вопрос о курении часто сыграет решающую роль.

4. Артисты, музыканты и иные творческие работники чаще всего курят, что не мешает их успешной карьере.

5. В резюме секретаря стоит указать, что отсутствуют вредные привычки, так как это повысит привлекательность данного работника.

Решение. Выполняя это задание, обращайтесь исключительно к диаграмме. Ориентируйтесь на представленные данные, а не на то, насколько правильным выглядит утверждение. Оно может быть абсолютно верным, но не иметь отношения к диаграмме.

В данном случае варианты 2, 3 и 4 неверны, из диаграммы подобных выводов сделать нельзя.

Ответ: 15.

На что обратить внимание. В задании 23 верными обычно бывают три варианта ответа, а в задании 24 — два варианта.

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознаниюТекст для заданий с развёрнутым ответомСоветы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознаниюТекст для заданий с развёрнутым ответом

1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, глядя на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.

Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.

6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.

Источник: https://media.foxford.ru/oge_social_studies/

Структура ОГЭ по обществознанию

  • Содержание
  • Общая информация и структура экзамена
    Темы заданий для ОГЭ по обществознанию
    Вопросы и задания
    Оценки и критерии оценивания результатов
  • Как и некоторые другие экзамены, ОГЭ по обществознанию для 9 класса в 2019 году останется фактически неизменным. Этот необязательный экзамен по выбору, рекомендуется учащимся, которые:
  • в 10 классе будут обучаться по профильной программе с гуманитарным уклоном;
  • после окончания средней школы переходят в профильные колледжи (литературные, театральные, социальные, психологические и многие другие) или планируют окончить старшую школу экстерном (за 1 год);
  • планируют в будущем сдавать ЕГЭ по обществознанию и поступать на гуманитарные специальности в профильные вузы.

Подготовку лучше начать как можно раньше – в отличие от точных наук здесь могут встречаться каверзные вопросы с «двойным смыслом», и лучше заранее научиться уверенно отвечать на них.

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознанию

Общая информация и структура экзамена

  1. В этом году, по данным ФИПИ (Федеральный институт педагогических изменений), существенных поправок и нововведений в тестах не планируется.
  2. Это позволяет опираться не только на материалы 2018-2019 года, но и задействовать более старые – 2016-2017 года.

  3. Основное:
  • Время проведения экзамена – 180 минут (3 часа).
  • Материалы на самом испытании: использование запрещено.
  • Состав теста, как и в прошлые годы, выглядит следующим образом:
  • Часть 1
  • — 25 вопросов
    — выбор краткого ответа
  • Часть 2
  • — 6 вопросов
    — необходим развёрнутый ответ
  • Общее количество заданий: 31.

Темы заданий для ОГЭ по обществознанию

Каждый из вопросов подчиняется одной конкретной теме предмета. Сложность задания зависит от того, насколько узкая сфера взята. Плюсом является то, что и баллов будет зачислено больше, в случае успешного выполнения. Ознакомимся с темами, которые затрагивает каждое из заданий:

Читайте также:  Узнать об обучении и бизнесе за рубежом можно за один день


№1 — Общество как форма жизнедеятельности
№2 — Биологическое и социальное
№3 — Социальные реалии
№4 — Анализ суждений (общество и человек)
№5 — Духовная культура и наука в обществе
№6 — Анализ суждений (сфера духовной культуры)
№7 — Экономика и ее роль в жизни общества
№8 — Предпринимательская деятельность
№9 — Социальные реалии в экономике
№10 — Анализ суждений (экономика)
№11 — Социальная структура общества и семьи
№12 — Социальные реалии
№13 — Анализ суждений (социальная сфера)
№14 — Власть, государство и политика
№15 — Социальные реалии в политике
№16 — Анализ политических суждений
№17 — Права и правонарушения
№18 — Конституция России
№19 — Трудовые и семейные права
№20 — Анализ правовых суждений
№21 — Сравнение ситуаций
№22 — Установление соответствий
№23 — Установление мнений или фактов
№24 — Выбор верной позиции
№25 — Выбор верной позиции
№26 (С1) — Составление плана текста
№27 (С2) — Информация в тексте
№28 (С3) — Интерпретация информации
№29 (С4) — Привлечение сторонних знаний
№30 (С5) — Объяснение фактов
№31 (С6) — Собственная позиция

Важно! Тестов очень много, под каждую из этих тем создано множество самых разных заданий. Не пытайтесь зазубрить вопросы и ответы – подходите с умом к подготовке и детально разбирайтесь в материале, тогда вы без труда ответите на любой вопрос.

Вопросы и задания

Задачу усложняют форматы испытаний в тесте. Вам могут встретиться задания по одной теме, но в разных формулировках. Внимательно читайте, что требуется указать – от этого зависит правильность ответа! Рассмотрим несколько примеров, которые могут встретиться на экзамене.

Пример задания с выбором варианта ответа (слово, цифра, группа цифр)

Задание №7

Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

  1. открытие сети продовольственных гипермаркетов
  2. объяснение причин роста инфляции
  3. расчёт показателей государственного бюджета
  4. прогнозирование спроса на товары

Ответ: 1

Пример демонстрационного задания на определение последовательности/соотношение понятий

Задание №22

Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд. 1) административное право
Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин. 2) трудовое право
В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.
Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанно-сти с завтрашнего дня.
Д) При приёме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ: 12122

Пример задания на развёрнутый ответ (составить несколько предложений)

  1. Задание №27
  2. Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.

  3. Ответ:
  4. Следующие проблемы могут быть указаны в качестве примеров:
  1. демографическая:
  2. экологическая:
  3. международный терроризм:
  4. СПИД, наркомания, алкоголизм и др.

(Допустимы другие варианты)

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознанию

Оценки и критерии оценивания результатов

Максимальный балл учащийся может набрать, если правильно и в полной мере выполнит все задания теста. По отдельности задания оцениваются следующим образом:

Часть 1

Количество баллов

Задание 1–21, 23–25 Выполнено верно – 1
Выполнено неверно — 0
Задание 22 Выполнено без ошибок – 2 балла
Допущена 1 ошибка – 1 балл
Допущено 2 и более ошибок – 0 баллов

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/struktura-ode-po-obshchestvoznaniyu/

Огэ по обществознанию 2020 — как сдать обществознание 9 класс

Философия, экономика, политика, социология, психология, правоведение и не только – вот, что содержится в школьном курсе обществознания. Основы этих дисциплин, самые базовые знания из них служат материалом для создания представления об обществе и происходящих в нём процессах.

Обществознание как предмет, включающий в себя значительную группу гуманитарных наук, является важным элементом учебной программы.

Очевидно, что по собственному житейскому опыту, практике общественного взаимодействия школьник оказывается уже знакомым с тем, что транслируется на уроках по этому предмету. Чаще всего он интуитивно многое понимает из учебного материала, не хватает лишь систематизации знаний и их закрепления.

Подготовка к ОГЭ поможет в этом процессе, а результатом этого станет не только желаемая оценка и освобождение от груза ответственности, но приобретенные знания, которые точно пригодятся в жизни.

Что такое ОГЭ по обществознанию 2020?

Это привычные экзаменационные варианты. Если рассматривать в сравнении ОГЭ прошлого года и экзамен, которые предстоит в этом году, то отличие прежде всего в числе заданий: оно сократилось с 31 до 24.

Отчасти изменилась структура вариантов. Появились таблица, которую необходимо проанализировать, сравнить её показатели, и задача на финансовую грамотность. 

Из 24 заданий 17 требуют краткого ответа, а 7 – развёрнутого.

  • Что касается распределения по баллам, то за все верно выполненные задания с кратким ответом можно получить чуть больше половины от суммы баллов (то есть 18 баллов).
  • Соответственно, остальную половину можно заработать за развернутые ответы в других заданиях.
  • Максимальный балл за весь экзамен в данном случае – это 35 баллов.
  • В переводе на оценку:
  • «5» – это от 30 до 35 баллов
  • «4» – от 29 до 23
  • «3» – от 14 до 22
  • «2» – от 0 до 13 баллов.

Таким образом, по крайней мере за хорошо выполненные задания с кратким ответом твёрдая «тройка» обеспечена. Но набрать выше 22 баллов – вполне посильная задача.

Некоторое беспокойство может вызвать формулировка «развёрнутый ответ», но её не стоит пугаться, так как под ней подразумеваются лишь 1-2 предложения (ответ на каждый отдельный вопрос), то есть данное задание потребует только сосредоточенности, соответствующих знаний и умения верно формулировать мысль. 

Как проводится ОГЭ по обществознанию?

На экзамен отводится 3 часа. Этого времени вполне достаточно.

За данный отрезок можно как минимум трижды внимательно и не торопясь перепроверить все свои задания. А это настоятельно рекомендуется делать.

Даже если прийти на экзамен полностью уверенным в своих знаниях, максимально натренированным на выполнение вариантов, можно не уберечься от случайной ошибки, допущенной из-за невнимательности и излишней самоуверенности.

Начинайте выполнение с лёгких заданий, потому что они позволят войти в настрой и сосредоточиться.

Совет от Тетрики

К таким заданиям определенно относится первое.

Как решать задания с кратким ответом?

В нём требуется выбрать и отнести два понятия к той или иной сфере общества: экономической, политической, социальной или духовной.

Есть большая группа понятий, которые очевидно относятся к той или иной сфере, например, искусство, мораль (духовная), авторитаризм, демократия (политическая), товар, производство (экономическая) и т.д.

Надо лишь обратить внимание на те термины, которые могут вызвать затруднения или сомнения, такие, как, к примеру, судебная система (политическая сфера) или образование (духовная сфера). Также в этом задании требуется дать определение одного из понятий. Определение к ним состоит из одного предложения. Важно выразить их содержание ясно, точно и кратко.

Задания 15 и 19 представляют собой ответ из последовательности цифр. В 15 – даются 2 (реже 3) понятия, которые нужно соотнести с теми или иными явлениями или чертами.

Как правило, эти обобщающие понятия (расположены в правом столбце) чётко отличаются друг от друга по значению (к примеру: социальные и биологические потребности человека), поэтому определить, что к чему подходит из левого столбика не так сложно.

В 19 задании говорится о двух каких-либо явлениях, примерах, понятиях. Необходимо из 4 предложенных вариантов выбрать 2 пункта сходства и 2 пункта отличия. Важно не забывать, что при проверке ответов смотрят именно на последовательность цифр, их надо выставить по порядку. Сначала, как это указано, сходства, потом отличия.

Задание 12 сразу привлекает внимание при знакомстве с каждым из вариантов теста по обществознанию. Это нововведенная таблица или диаграмма, данные которой должны навести на определенные выводы.

Обычно там сравнивается опрос среди различных социальных групп (мужчины/женщины, подростки/взрослые, со средним образованием/с высшим) или проводится сопоставление результатов опросов по годам или по разным странам.

Отличия и сходства по показателям в данном задании существенны и сразу приводят к определенным мыслям, которые остаётся лишь грамотно оформить и раскрыть.

Другое изменение в структуре экзамена наряду с заданием по анализу статистических данных – это уже упомянутая задача на финансовую грамотность. Её можно счесть как бесспорно прогрессивное добавление.

С ситуациями, которые предлагаются в этом задании (задание 6), сейчас сталкивается каждый, и если не сам, то через родных, друзей или знакомых.

Это практико-ориентированное упражнение, которое одновременно и интересно, и несложно выполнять, поскольку оно непосредственно связано с нашей повседневной действительностью.

Близким к заданию 6 могут быть и другие (например, 4 или 17), где иногда попадаются вопросы, связанные с правами и обязанностями школьников.

В них может спрашиваться об уровне образования героя гипотетической ситуации (например, десятиклассницы Маши (значит, среднее общее образование) или уточняться продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников в возрасте от 16 до 18 лет (35 часов).

Остальные задания более-менее схожи. В них нужно или выбрать один из вариантов, или указать, правильны ли суждения, или написать название понятия, о котором идёт речь.

В этой группе задач требуются определенные знания, которые можно получить, обращаясь к учебнику, пособиям по подготовке к ОГЭ, справочным материалам.

Также необходимо часто выполнять тренировочные тесты, чтобы найти пробелы в своих знаниях или закрепить пройденный материал.

Как работать с текстом?

Особую часть экзаменационного теста составляет работа с текстом – это задания 21-24.

В 21 задании необходимо составить план. Это, кстати, поможет больше познакомиться с отрывком, чтобы отвечать на последующие вопросы из заданий. Вначале надо несколько раз внимательно прочитать текст.

Затем вычленить смысловые части, обычно совпадающие с абзацами. Таким образом, количество абзацев соответствует количеству пунктов в плане. В перечне смысловых частей текста можно использовать слова из отрывка.

Поэтому во время чтения стоит обратить внимание на опорные слова – слова, в которых заключена ключевая мысль.

22 задание требует более детального анализа текста. Ответ на вопросы отсюда стоит искать в самом отрывке.

Более творческого и самостоятельного подхода требуют задания 23 и 24. В 23 необходимо не только указать ответ из самого текста, но и проиллюстрировать то, о чем спрашивается. Не стоит опасаться, что ту или иную подобранную ситуацию, явление или событие могли не учесть при составлении этого вопроса.

Обычно перечень приемлемых ответов достаточно широк. Главное, чтобы приведенные примеры действительно соответствовали указанному явлению. Наличие такого задания в экзамене говорит о том, что необходимо уметь представлять себе конкретные случаи, моделировать ситуации для понимания любого явления, понятия или процесса.

Условия 24 задания – дать объяснения, аргументы, обоснования тезиса, высказанного в тексте. При составлении ответа на этот вопрос можно обращаться к личному социальному опыту, но иногда обществоведческие знания будут звучать более авторитетно. Здесь также требуется краткий письменный ответ, где мысль была бы выражена ясно, конкретно и лаконично. 

Если говорить о подготовке к ОГЭ по обществознании в целом, то рекомендации могут заключаться в следующем: обращать внимание на понятия, их определения, на отличительные признаки тех или иных обществоведческих явлений (например, административная или дисциплинарная ответственность, выборы или референдум и т.д.); обдумывать примеры объектов или процессов, которые обсуждаются на обществознании; учиться внимательно читать текст и правильно добывать из него необходимую информацию.

Источник: https://tetrika-school.ru/blog/kak-sdat-oge-po-obshhestvoznaniyu/

Шпаргалка: как сдать ОГЭ по обществознанию

Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию

Экзамен состоит из 24 заданий: 17 с кратким ответом и семь с развёрнутым. На выполнение работы по обществознанию вам дадут 180 минут (три часа).

Как готовиться и на что обращать внимание

Обществознание — самый популярный предмет по выбору в выпускных классах. Обычно «завалов» здесь немного, однако сдать экзамен на хорошие отметки получается не у всех.

Так что если вы решили сдавать ОГЭ по обществознанию, потому что это лёгкий предмет, да и в школе по нему у вас всегда «четвёрки» и «пятёрки», то поспешим вас огорчить: готовиться придётся всё равно.

Во-первых, потому что помимо лёгкой темы «человек и общество» вам встретятся и такие: философия, право, политика, экономика. Во-вторых, потому что лить воду, как в устных ответах на уроках, тут нельзя — нужно оперировать специальными терминами.

Наконец, обществознание — это тот предмет, который постоянно меняется: то новые законы ввели, то нормы обновили. Так что сухой теории здесь мало — нужно обязательно ориентироваться в реальной жизни.

  • Теорию можно поделить на пять основных тем:
  • — Человек и общество. Духовная культура
  • — Экономика
  • — Социальная сфера
  • — Сфера политики и социального управления
  • — Право

Кстати, два последних блока чаще всего вызывают у ребят трудности: то ли потому что в школе им уделяется мало времени, то ли из-за того что они как раз завязаны на реальной жизни. Так или иначе, придётся их учить. Поможет в этом сборник П. А. Баранова — там есть вся необходимая для экзамена теория.

Для того чтобы проглотить все сложные термины, советуем прописывать теорию, кратко отмечая основные аспекты.

А ещё старайтесь всегда находить реальные примеры вокруг себя: так вы и материал быстрее запомните, и составите своё мнение насчёт той или иной ситуации, которое обязательно пригодится вам во второй части экзамена.

Хорошими источниками здесь будут служить такие издания, как «Российская газета» или «РИА Новости».

За что снимут баллы?

  1. Всего за экзамен можно получить 35 первичных баллов. Снизить оценку могут в следующих случаях:
  2. — 1 балл за за пропуск важных составляющих ответа в заданиях 
  3. — 1 балл за искажение смысла в заданиях

Опыт предыдущих участников

«Самый оптимальный вариант для подготовки — учить теорию по отдельной теме, а потом закреплять её тестом, и лучше, чтобы он был сложнее, чем в ОГЭ. За пару месяцев подготовиться к экзаменам реально — без еды, без воды, зубря теорию 24/7. Но лучше всё-таки начинать немного раньше.

Залог успеха — не подглядывать в ответы, не списывать и постоянно решать сложные варианты. Тогда на экзамене вам всё будет нипочём».

— Дарья К., Санкт-Петербург

«К обществознанию я почти не готовилась. У меня не было репетиторов, да и учитель в школе тоже был так себе, если честно. Но так как я круглая отличница, я понимала, что нужно сдать на «пятёрку». Приходилось раз в месяц решать вариант на «Решу ОГЭ». Со второй частью, конечно, были проблемы. Однако сдать без репетитора реально, ведь есть много отличных разборов тем на YouTube.

Обратить внимание, мне кажется, следует на раздел экономика и на всю вторую часть. К сожалению, в ОГЭ и ЕГЭ недостаточно показать свои знания, нужно их правильно оформить «по шаблону». Это ужасно раздражает, но поделать тут ничего нельзя. Так что учите клише, вот и всё. 

И ещё хочу дать такой совет: не полагайтесь на ответы в интернете и тем более не покупайте их! Мои одноклассники повелись на это, и их, разумеется, обманули».

— Виолетта З., Озёрный, Тверская область

Источник: https://5uglov.ru/post/14711_kak_sdat_oge_po_obschestvoznaniu_na_otlichno_razbor_zadaniy_soveti_lichniy_opit

Советы эксперта: Как сдать ОГЭ по обществознанию — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

ОГЭ по обществознанию — экзамен по выбору. Работа включает в себя 31 задание базового, повышенного и высокого уровня сложности. О том, как подготовиться к экзамену, мы побеседовали с преподавателем Института дополнительного образования РГГУ Романом Валерьевичем Зарапиным.

По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам.

Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору.

Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?

Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права.

Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать.

Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.

Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?

И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор.

Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить.

Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса.

Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?

Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.

Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ОГЭ по обществознанию наилучшим образом?

«Формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты.

По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку».

Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена), уверен, результат будет достаточно высоким.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?

ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение.

Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах.

Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

Официально экзамен составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок.

ру» и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ.

Если в школах проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать; в этом случае не поленитесь попросить второй вариант и прорешайте его дома.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21 Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать.
Задание № 22 Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так.
Задания № 23, № 24 Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы.
Задание № 25 Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники (да и одиннадцатиклассники тоже) не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка. Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа? Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания.
Задание № 26 Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.
Задания № 27, № 28 Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.
Задание № 29 Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех.
Задания № 30, № 31 В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что…». А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей. Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «…потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.

У девятиклассников впереди еще cемь месяцев до огэ по обществознанию. как вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Лучше всего спокойно проработать весь экзаменационный материал по кодификатору — тема за темой. В случае затруднений можно подойти к школьному учителю — думаю, ни один из них не откажет ребенку в консультации.

В конце концов, результаты экзамена — это показатель и его работы тоже. Апрель-май лучше оставить для повторения материала. И обязательно нужно читать российскую Конституцию.

Задания по этой теме есть везде — в ОГЭ, ЕГЭ, на любом уровне любой вузовской олимпиады.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/ogje-i-egje/39193-sovety-eksperta-kak-sdat-oge-po-obshestvoznaniu.html

Огэ по обществознанию: на что обратить внимание

ОГЭ по обществознанию – один из самых популярных экзаменов. Однако это не делает его легким: в 2015 году 42% всех сдающих получили довольно низкие баллы. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Делаем подготовку к ОГЭ эффективнее

Подготовка к ОГЭ – важнейшая задача, которая требует не только определенных навыков, но и знаний всех нюансов предмета. Чтобы успешно сдать обществознание достаточно обратить внимание на 5 вещей:

  • четкость ответов;
  • терминология;
  • умение разбираться в науках;
  • правильно подобранное пособие;
  • дополнительное время для занятий.

Теперь разберем каждый из пунктов детально

  • Четкость ответов. Среди выпускников бытует совершенно ошибочное мнение о том, что обществознание – общий предмет, не требующий углубленных знаний. И в подобном заблуждении отчасти виновна практика из школьной жизни, когда на уроке можно было дать размытый ответ. Учитель, выискивая детали, ставил оценку. На экзамене повторить подобный опыт не выйдет.
  • В части «С» предусмотрено всего несколько строчек для отдельного ответа, а потому крайне важно научиться давать четкие, понятные всем, ответы.
  • Терминология. Наличие специфической терминологии – главная особенность обществознания. Однако выпускникам следует обратить внимание не только на знание последней, но и умение работать с ней.
  • Недостаточно «зазубрить» материал. Крайне необходимо уметь им оперировать. А здесь уже подключается логическое мышление, которое также требует определенного развития..
  • Умение разбираться в науках. Обществознание – интегральный предмет, включающий в себя множество гуманитарных наук: политологию, социологию, экономику, право и философию. Каждая из них имеет специфическую терминологию и свои особенности, а потому сдающему экзамен необходимо отточить умение определять сферу вопроса, прежде чем отвечать на него..
  • Правильно подобранное пособие. При подготовке к экзамену важно понимать, что навредить может не только недостаток, но и излишек учебных пособий. Как правило, составители тестов руководствуются последними изданиями общепринятых школьных учебников, а потому за основу лучше всего брать именно их. В дополнительной литературе нередко используется другая терминология, способная ввести в заблуждение..
  • Дополнительное время для занятий. Так уж случилось, что обществознание – базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю. Этого катастрофически не хватает ученикам для полного усвоения материала..
  • Тем, кто сдает обществознание не лишним будет пройти курсы подготовки к ОГЭ, выделить лишний час для самообразования или занятий с репетитором. По статистике 30% выпускников, занимающихся подготовкой в внеклассное время, получают высокие баллы, в то время, как остальные имеют средний уровень и ниже..

Советы экспертов

Специалисты центра «Стратегия успеха» единогласно твердят: «Не стоит недооценивать этот предмет, не уделяя время для него. А давать ответы «по логике» — в корне неверно!». Совместно с экспертами, мы подготовили 5 советов, которые упростят сдачу ОГЭ по обществознанию.

  1. Относиться к обществознанию столь же серьезно, как к точным наукам – математике, химии, физике.
  2. Учиться мыслить логически.
  3. Изучить терминологию каждой из дисциплин и уметь оперировать ею.
  4. Всегда проверяйте изменения, внесенные в процесс сдачи ОГЭ.
  5. Пользуйтесь рекомендованной литературой и уделяйте достаточно времени подготовке.

Используя все советы и рекомендации любой из вас в силах получить высший балл. Немного терпения и усилий: все получится. Возврат к списку

Запишитесь на курсы и сдайте экзамены на отлично!

X

Записаться на пробный ЕГЭ

Источник: http://ege-uspeh.ru/stati/oge-po-obshchestvoznaniyu/

Подготовка с нуля к ОГЭ по Обществознанию

Как Вы знаете, ОГЭ по обществознанию и сам предмет «обществознание» состоит из блоков «Общество», «Экономика», «Право», «Политика», «Духовная сфера», «Социальные отношения».

Как готовиться к ОГЭ по обществознанию самостоятельно? Какие определения и понятия обязательно надо знать?

  • Блок «Общество».
  • Изучите информацию по таким темам, как:
  • — Общество как динамичная саморазвивающаяся система.
  • — Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
  • — Важнейшие социальные институты.
  • — Биологическое и социальное в человеке.
  • — Деятельность человека, ее основные формы.
  • — Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
  • Блок «Экономика». Обращаем внимание на темы:
  • — Измерители экономической деятельности.
  • — Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход.
  • — Государственный бюджет.
  • — Инфляция.
  • — Уровень занятости.
  • — Экономические системы и собственность.
  • — Приватизация.
  • — Собственность и несовершеннолетние.

— Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

  1. Блок «Политика».
  2. — Власть (выучить определение!)
  3. — Роль политики в жизни общества.
  4. — Понятие и признаки государства.
  5. — Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства.
  6. — Политические режимы.
  7. — Местное самоуправление.
  8. — Гражданское общество и правовое государство.
  9. Самые простые — блоки «Духовная сфера» и «Социальные отношения»:
  10. — Личность и мораль.
  11. — Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.

— Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

— Наука в жизни современного общества.

— Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества.

— Право на доступ к культурным ценностям.

— Формы и разновидности культуры.

— Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Социальная структура общества.

  • — Социальная мобильность.
  • — Социальные группы.
  • — Социальные статусы и роли.
  • — Нации и межнациональные отношения.
  • — Отклоняющееся поведение.
  • — Социальный конфликт и пути его решения.
  • Блок «Право»
  • — Право и его роль в жизни общества.
  • — Международное гуманитарное право.

— Отрасли права. Конституция РФ, кодексы.

Не стоит пугаться такого обилия тем. Если начнете вникать в обществознание – поймете, что там все, как и в других предметах, все взаимосвязано: есть свои лайфхаки, хитрости, лазейки.

  1. Из одной темы плавно и логически вытекает другая.
  2. Знание теории по вышеперечисленным темам – залог успеха на ОГЭ по обществознанию.
  3. Автор статьи Екатерина Крестьянскова

Источник: https://ege-study.ru/ru/oge/materialy/obshhestvoznanie/s-nulya/

Ссылка на основную публикацию