Создать стартап и защитить диплом

01.04.2019, Пн, 09:22, Мск , Игорь Королев

Томский политехнический университет стал первым вузом в Сибири, который дал своим студентам возможность защищать дипломы в виде стартапов. При этом защищать дипломы студенты будут перед представителями бизнеса. Но при внедрении новых методов защиты дипломов нельзя допустить, чтобы методы оценки работ остались прежними, предупреждают эксперты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Томский политехнический университет (ТПУ) предоставил своим студентам возможность защищать дипломные работы в виде стартапов. Как рассказал CNews руководитель Школы инженерного предпринимательства университета Степан Хачин, ТПУ стал первым вузом в Сибири, предоставившим такую возможность.

Первый опыт защиты дипломов в виде стартапов ТПУ получил в 2017 г., тогда это были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности». С этого времени данная возможность стала доступна студентам всех школ, входящих в ТПУ (в 2017 г. ТПУ ликвидировал традиционные институты и кафедры, заменив их инженерными школами).

Теперь у студентов ТПУ будет возможность заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсоосбережение» на раздел «Концепция стартап проекта». При этом такого рода дипломный проект, как и традиционный, должен будет содержать актуальность и научную новизну».

Защита диплома перед представителями бизнеса

Студентам, выбравшим новый формат защиты диплома, предстоит защищать свои проекты перед представителям бизнеса. Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и, возможно, привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта.

Создать стартап и защитить диплом

Томский политех стал первым вузом в Сибири, давшим студентам возможность защищать дипломы в виде стартапов

Также у студента будет возможность проверить гипотезу «рыночности» объекта своей дипломной работы вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап части диплома. А для преподавателей защита дипломов в виде стартапов даст дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Или база, или профиль: новые правила егэ по математике

Оценим за полчаса!

Студенту, желающему защитить диплом в виде стартапа, предстоит заполнить специальную анкету. Эксперты оценят возможность превращения предложенный технологии в технологический бизнес. В случае положительной оценки студенту будет назначен соруководитель от Школы инженерного предпринимательства.

Затем два раза в год в ноябре и в апреле на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат.

Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома.

А если успешно, то Концепция стартап-проекта станет частью диплома, и студент сможет выйти на его защиту перед ГАК (Государственной аттестационной комиссии) своей школы

«Диплом в виде стартапа прекрасно дополняет нашу систему вовлечения в предпринимательскую и инновационную деятельность, которую мы развиваем с 2010 г, — говорит Хачин. — Это еще одна возможность “выкристаллизовать” технологические проекты наших научных школ и помочь им с привлечение как грантовых средств институтов развития, так и частных инвестиций».

Дальневосточный опыт

Первым вузом в России, который стал использовать практику защиту диплома в виде стартапа, был Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), рассказали в пресс-службе Национальной технологической инициативы (НТИ).

При этом комиссия ДВФУ не рассматривает не рассматривает саму работу, а признает оценку внешнего института развития как подтверждение профессиональных компетенеций студента.

Такой оценка может быть статус резидента технопарка, например, «Сколково» либо гранты от различных фондов поддержки технологических проектов.

Первым студентом в ДВФУ, защитившим диплом в виде стартапа, был Евгений Перельман. Он представил бизнес-проект по продаже медицинской разработки, созданной Дальневосточным научным центром физиологии и патологии дыхания. Речь шла об аппаратно-программном комплексе для комбинированной диагностики холодовой гиперактивности дыхательных путей.

«Стартап как диплом – это инструмент независимой оценки качества образования, — пояснил CNews проректор ДВФУ, руководитель Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.

— Поскольку университет и система высшего образования в целом должна готовить людей не только к научной карьере, но и к карьере в бизнесе, в том числе собственном бизнесе, то очень важно уметь адекватно оценить подготовку.

Стартап как диплом должен стать инструментом демонстрации предпринимательских компетенций, поэтому мы как университет придерживаемся концепции, такого рода защита диплома всегда должны быть демонстрацией реального стартапа с привлеченными средствами, а не просто защита бизнес-плана».

Опасность новых методов защиты дипломов

Сегодня все ведущие технические вузы стараются предоставить возможность студентам глубже погрузиться в практическую область, расширяют лабораторную практику, создают на своей базе бизнес-инкубаторы, констатирует руководитель проекта «Криптонит Startup Challenge» Юлия Остроухова.

«Многие корпорации, в том числе и мы, наши партнеры и коллеги на ИТ-рынке, усиливают партнерство с вузами не только с целью поиска талантов себе в команду, но и интересных бизнес-идей, — добавляет Остроухова. — Единственное, мы считаем правильным включать бизнесменов в комиссию для оценки стартапов, поскольку ученые вряд ли смогут правильно оценить бизнес-составляющую проектов».

Идея замены диплома стартапом не нова, но есть опасность, с которой можем столкнуться, предупреждает советник директора ФРИИ (Фонд развития интернет инцииатив) Дарья Харченко.

«При внедрении новых форматов сдачи диплома механизмы оценки студентов могут остаться прежними, но называться будут по-другому, — опасается Харченко.

— Чтобы такого не произошло, нужно готовить педагогический состав, разрабатывать систему оценки, связанную с глубиной проработки бизнес-гипотезы, умением пользоваться и выбирать эффективные инструменты продвижения своего бизнеса.

Если эта система будет отстроена корректно, то и у нас появятся студенческие стартапы, которые смогут конкурировать на международном рынке».

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://cnews.ru/news/top/2019-04-01_v_rossii_nauchilis_zashchishchat_diplomy_v_vide_startapov

Защити диплом стартапом

Все больше российских вузов начинают принимать стартап-проекты в качестве дипломных работ. Пока это, правда, не массовая история, привязанная к ограниченному набору специальностей

Создать стартап и защитить диплом

Томский политехнический университет стал первым вузом в Сибири, который дал своим студентам возможность защищать дипломы в виде стартапов. Об этом рассказал руководитель Школы инженерного предпринимательства университета Степан Хачин (в 2017 году ТПУ ликвидировал традиционные институты и кафедры, заменив их инженерными школами).

Теперь у студентов ТПУ будет возможность заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсоосбережение» на раздел «Концепция стартап-проекта», сообщает пресс-служба вуза.

Тем, кто выбрал новый формат защиты диплома, предстоит защищать свои проекты перед представителями бизнеса.

Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и, возможно, привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта.

У студента будет также возможность проверить гипотезу «рыночности» объекта своей дипломной работы вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап-части диплома. А для преподавателей защита дипломов в виде стартапов даст дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют.

Студенту, желающему защитить диплом в виде стартапа, предстоит заполнить специальную анкету. Эксперты оценят возможность превращения предложенной технологии в технологический бизнес. В случае положительной оценки студенту будет назначен соруководитель от Школы инженерного предпринимательства.

Затем два раза в год, в ноябре и в апреле, на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат.

Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома.

А если успешно, то концепция стартап-проекта станет частью диплома и студент сможет выйти на его защиту перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) своей школы.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап.

РВК с 2011 года обеспечивает работу кафедры управления технологическими проектами на базе МФТИ. Это магистратура для студентов пятого-шестого курсов.

Программа готовит аналитиков для венчурных фондов, специалистов по инновациям для работы в корпорациях, технологических предпринимателей.

Для выпускников обязательная часть дипломной работы — разработка собственного технологического стартапа. За время работы кафедры выпускниками стали более ста студентов.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы, — рассказала «Стимулу» заместитель заведующего кафедрой РВК в МФТИ Анастасия Баскакова. — Это направление «Экономика и управление народным хозяйством».

В Физтехе — «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом. Но по специальностям, которые не входят в эти направления, формально это не разрешено.

То есть в специальности должна быть управленческая и экономическая составляющие».

Но на практике происходит так, что студенты учатся, к примеру, по естественно-научному или техническому направлению, а в дипломах пытаются описывать создание стартапов. Однако это противоречит требованиям Министерства образования.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап

«Студент пишет, по сути, два диплома, — поясняет Анастасия Баскакова. — Официально защищает диплом по своей специальности, а параллельно пишет бизнес-план по коммерциализации этой разработки.

Но формально это не является частью его магистерской диссертации. В бакалавриате еще жестче, там четкое разделение: бизнес и менеджмент и остальные специальности.

То есть писать диплом как стартап можно только по направлению: «Экономика и менеджмент».

Для чего сделано такое разделение?

«Дипломы принимают комиссии, которые формируются по областям знаний. И если это диплом, к примеру, естественно-научный, то и состав комиссии будет соответствующий. А если оценивается то, как человек это просчитал с точки зрения экономики и бизнеса, то комиссия должна состоять из людей, которые компетентны в этой области», — поясняет Анастасия Баскакова.

Однако существуют междисциплинарные направления: «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» и «Инноватика». И вузы, которые у себя эти направления открыли, имеют возможность строить такие программы на стыке экономики и науки.

Стоит также отметить, что во всем мире очень малая часть студентов может создать свой бизнес. К такому выводу недавно пришли специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета, которые провели исследование, посвященное студенческому технологическому предпринимательству.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы. Это направление «Экономика и управление народным хозяйством». В Физтехе —«Наукоемкие технологии и экономика инноваций». В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом

«В нашей стране в ближайшем окружении детей очень мало примеров подобной деятельности, которые делали бы эту сферу близкой, знакомой и безопасной, — говорит Анастасия Баскакова.

 — Опыт показывает, что те студенты, у который в семье был свой бизнес, с большей охотой и смелостью начинают пробовать.

Остальным же нужно поработать как минимум пять лет в индустрии, набраться опыта, в идеале поработать в крупной компании, в госструктурах, и прийти к пониманию, накопить компетенции, решиться создать команду, и уже тогда пробовать начинать свой бизнес».

Первым вузом в России, который стал использовать практику защиты диплома в виде стартапа, был Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

«Стартап как диплом — это инструмент независимой оценки качества образования, — пояснил проректор ДВФУ, руководитель Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.

 — Поскольку университет и система высшего образования в целом должны готовить людей не только к научной карьере, но и к карьере в бизнесе, в том числе в собственном бизнесе, очень важно уметь адекватно оценить подготовку.

Стартап как диплом должен стать инструментом демонстрации предпринимательских компетенций».

По словам руководителя проекта Start Up Challenge Юлии Остроуховой, сегодня все ведущие технические вузы стараются предоставить студентам возможность глубже погрузиться в практическую область, расширяют лабораторную практику, создают на своей базе бизнес-инкубаторы.

«Многие корпорации, в том числе мы, наши партнеры и коллеги на ИТ-рынке, усиливают партнерство с вузами, чтобы найти не только таланты себе в команду, но и интересные бизнес-идеи», — добавляет Юлия Остроухова.

Источник: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/rvk/141810/

Диплом по-новому: как студенту ТПУ защитить диплом в виде стартапа

В 2019 году студенты Томского политехнического университета смогут защитить свои выпускные квалификационные работы в виде стартапа — ТПУ первым в Сибири запускает подобную практику. Такая возможность будет доступна студентам всех школ Томского политеха. Служба новостей выяснила, что нужно делать студенту ТПУ, чтобы защитить свой диплом в новом формате.

Создать стартап и защитить диплом

При таком подходе дипломный проект так же, как и традиционный, должен будет содержать актуальность и научную новизну. Но с этого года каждый студент сможет заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение» на раздел «Концепция стартап проекта». 

«Первым о необходимости такой работы в 2017 году заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а в 2018 году эта возможность была закреплена в программе “Цифровая экономика России”.

Зачем это нужно студенту? Студент получает возможность проверить гипотезу “рыночности” объекта своей ВКР вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап-части работы»,

— говорит руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ Степан Хачин

Студентам, выбравшим такой формат защиты диплома, предстоит защитить свои проекты перед представителями бизнеса. Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и возможно привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта. 

«Диплом в виде стартапа прекрасно дополняет нашу систему вовлечения в предпринимательскую и инновационную деятельность, которую мы развиваем с 2010 года. Это еще одна возможность “выкристаллизовать” технологические проекты наших научных школ и помочь им с привлечением как грантовых средств институтов развития, так и частных инвестиций», — поясняет Степан Хачин. 

Преподавателям защита дипломов в виде стартапов дает 25 баллов в рамках эффективного контракта и возможность привлечь дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют. 

Чтобы защитить диплом в таком виде и привлечь эксперта из Школы инженерного предпринимательства, студенту или его руководителю необходимо следовать следующему алгоритму. Сначала нужно отправить заявку на почту startup@tpu.ru с названием своей выпускной квалификационной работы, ФИО, номером группы и контактными данными.

Затем нужно будет заполнить специальную анкету. По анкетным данным эксперты оценят возможность превращения предложенной технологии в технологический бизнес.

Если эксперты примут положительное решение, студенту назначат со-руководителя от Школы инженерного предпринимательства, вместе с которым студент будет работать над стартап-частью проекта.   

Читайте также:  В москве пройдет конференция технических писателей

Затем два раза в год — в ноябре и апреле — на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат. Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома. А если все пройдет успешно, «Концепция стартап-проекта» станет частью диплома, и студент сможет выйти на его защиту перед ГАК своей школы. 

Добавим, более подробная информация представлена в положении о защите выпускной квалификационной работе в виде стартапа. Ответственный за реализацию — Черний Антон Владимирович, тел.: (3822) 701-777 (вн. 3280).

Впервые в ТПУ стартапы вместо дипломных проектов выпускники защитили в 2017 году. Это были магистранты, прошедшие обучение по программе «Предпринимательство в инновационной деятельности». Проекты оценивали приглашенные специалисты в сфере бизнеса и руководители структур поддержки инновационных компаний.

Источник: https://news.tpu.ru/news/2019/03/05/34439/

Университеты засчитают стартапы как диплом

Создать стартап и защитить диплом

Минкомсвязи России разработало документ, в котором предлагается разрешить студентам засчитывать в качестве дипломной работы собственный стартап. Предполагается, что такая практика может быть внедрена в вузах уже  2019 году. Российские вузы в целом поддержали проект, заявив, что готовы внести необходимые изменения в правила защиты дипломов.

Некоторые университеты уже внедряют подобные практики в свои учебные программы: например, защита стартапов впервые пройдет в этом году в ДВФУ, где работает бизнес-инкубатор, созданный с Дальневосточным отделением Фонда Сколково. И.о. ректора ДВФУ Никита Анисимов заявил ТАСС, что это позволит студентам получить востребованные навыки.

«На выходе из университета мы сможем получать не просто дипломированных специалистов, а полноценных резидентов технологического кластера, который создается на острове Русском. Благодаря этому решается и другая не менее важная задача по самореализации выпускников ДВФУ и удержанию талантливой молодежи на Дальнем Востоке», — заявил он.

С 2012 года стартап можно использовать в качестве магистерской диссертации в ИТМО: за это время, как сообщают в университете, прошло уже более 100 защит, создано 60 компаний, которые привлекли более 60 млн рублей инвестиций. Внедрить аналогичную практику уже в следующем году планируют и в Балтийском федеральном университете имени И. Канта.

Впрочем, некоторые представители университетов считают, что такие изменения лишь помешают студентам учиться.

Начальник управления инноваций и руководитель бизнес-инкубатора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого  Владимир Макаров объяснил ТАСС, что «занятие бизнесом для студента магистратуры — дополнительная и непосильная нагрузка». «Однозначно, что это будет сильно отвлекать его от учебы.

Кроме того, на защите квалификационной работы преподаватели как правило хотят видеть не свидетельство о регистрации бизнеса, а полученные знания. К тому же, по моему более чем 30-летнему опыту, как правило первый студенческий бизнес разваливается»,  — считает он.

За рубежом такая практика широко используется во многих университетах, особенно на магистерских программах: в качестве итоговой квалификационной работы необходимо предоставить не научное исследование, а реальный проект, тема которого зависит от направления учебы. На многих программах создание реального проекта не требуется, но студенты должны подготовить план, который при желании можно воплотить в жизнь.

Источник: https://studyqa.com/articles/872

Стартап вместо диплома

Вузы начинают принимать в качестве диплома созданный студентом стартап. Согласно проекту госпрограммы «Цифровая экономика», такая возможность у всех студентов России появится уже в 2019 году. Эксперты расходятся во мнении, как повлияет такое нововведение на перспективы стартапов в России.

В России начинают стимулировать студентов к созданию стартапов еще со времен учебы: выпускные квалификационные работы в вузах можно будет выполнять в форме стартапов уже в 2019 году.

Такая норма содержится в проекте программы «Цифровая экономика», которая была подготовлена на межведомственных рабочих группах, а затем сведена в единый документ Минкомсвязью.

Уже с этого года несколько вузов начали принимать дипломы в такой форме, среди них Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) и другие.

По словам завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, на журфаке в годы СССР была так называемая «защита творческого диплома» — позже такая возможность исчезла. Сейчас речь может идти о «возвращении к истокам».

Как пояснил Иван Засурский, процесс защиты выпускных квалификационных работ стандартизирован. Существует минимальный объем диплома, который должен написать студент, — это примерно 60–80 страниц. Теперь предстоит определить, какой минимальный объем будет для творческого диплома.

15 июня состоялась защита магистерских выпускных проектов по предпринимательству на факультете технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.

— Среди проектов преобладают ИТ решения — от агрегатора хостелов и общежитий до сервиса интернет-продаж экопродуктов. Есть и «железные» проекты — одна из команд выпускников представила индивидуальные кондиционеры.

Некоторые проекты находятся на посевной стадии, другие уже в фазе активных продаж, — рассказала начальник департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО, член Ученого совета Нина Яныкина.

— Наш опыт подтверждает: подготовка и защита проекта стартапа перед инвесторами — это достойный инструмент развития компетенций, системного мышления. Обеспечивается развитие бизнеса, создание рабочих мест. 

В ДВФУ решили засчитать в качестве дипломной работы созданный одним из студентов проект. От этого выпускника не требовали подготовить письменную работу с описанием своего стартапа. Проект уже стал резидентом Сколково и самостоятельно привлек инвестиции в размере 10 млн руб.

  • — Неправильно требовать от учащегося письменную работу по своему проекту только ради соответствия формальным требованиям, — уверен проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов.
  • По мнению Минобрнауки России, уже действующие нормативные правовые акты «обеспечивают вариативный подход в вопросе выполнения выпускных квалификационных работ».
  • — Существует и возможность выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, представляющей собой создание студенческого стартапа, — отметили в пресс-службе Минобразования. 

Управляющий партнер Neurodata Lab (стартап, реализующий взаимодействие фундаментальной науки и технологического бизнеса) Георгий Плиев рассказал, что госпрограмма модернизации и повышения конкурентоспособности вузов России (так называемая «Программа 5/100») логически предполагала решения такого рода. Подобная возможность вписывается в текущую стратегию развития образования, его перевода на инновационные рельсы.

— Формат национальных исследовательских университетов и технологических кластеров подразумевает синтез прорывных научно-исследовательских компетенций с предпринимательской практикой, — уверен Георгий Плиев.

— Студенты и выпускники смогут на самых ранних этапах воплощать свои идеи в жизнь, презентовать их, привлекать инвесторов.

Это помогает формировать культуру стартап-деятельности — ключевого фактора развития современной экономики знаний.

Директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин уверен, что подобный подход к образованию способствует его ориентированности на практику, приближению науки и образования к потребностям рынка.

— Это повлечет не резкий, но всплеск научной активности, полезной для цифровой экономики, — резюмировал он.

Директор департамента экосистемных проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Маргарита Зобнина отметила, что прививать культуру ИТ-предпринимательства со студенческих лет — это правильная идея. Но выбранный способ ее реализации — стартап вместо дипломной работы — не поможет серьезно изменить ситуацию с ИТ-стартапами в стране в лучшую сторону.

— Метод «стартап в качестве диплома» — это как укол обезболивающего в попытке вылечить рак. Чтобы студенческих стартапов стало ощутимо больше, нужно перестраивать всю образовательную систему.

В нынешнем виде она учит воспроизводить уже известную информацию, а не создавать новые смыслы, идеи и проекты, — пояснила Маргарита Зобнина.

— В школах и вузах культивируется страх ошибок, поэтому большинство студентов или школьников не рискуют заниматься предпринимательством.

Эксперт уверена, что для повышения качества проектов нужны практические курсы по интернет-предпринимательству, предшествующие защите собственного «дипломного» стартапа.

Проект программы «Цифровая экономика» уже отправлен в правительство, но согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева до 1 июля нужно будет ее доработать, после чего представить проект на рассмотрение Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, предусмотрев источники, механизмы и объем финансирования программы.

Источник: https://iz.ru/608136/vladimir-zykov/startap-vmesto-diploma

Ключ на стартап: почему сантехники не могут научить менеджменту

04 июля 2017 в 17:55Технические наукиНастоящее и будущее дипломов в формате стартапов

Перспективно ли превращать студенческие стартапы в дипломные работы, что мешает российским студентам мыслить глобально и с какими проблемами сталкиваются зарубежные студенты-бизнесмены, рассказывает Indicator.Ru.

Недавно Дмитрий Медведев поручил Министерству образования и науки РФ решить, возможно ли засчитывать студенческие стартапы вместо выпускных квалификационных и дипломных работ. Такая практика уже существует в России: Дальневосточный федеральный университет, например, в июне этого года уже заменил дипломную работу стартапом — правда, в единичном случае.

На примере опыта России и других стран попытаемся разобраться, как идея премьер-министра могла бы воплотиться в жизнь и какие еще варианты нестандартных квалификационных работ существуют в мире.

Стэнфордский стартап: хороший, плохой, злой

За рубежом замена диплома студенческим стартапом уже не представляют собой что-то из ряда вон выходящее, поэтому к ним относятся без особого воодушевления. Бизнес-школа Стэндфордского университета сомневается в том, что студентам нужно создавать собственные стартапы.

Руководителей заведения, которое, по сути, должно лишь поощрять предприимчивость студентов и выпускников, расстраивает, что те, увлекшись своими идеями, подходят к учебе спустя рукава. «У нас не высшая школа индивидуального предпринимательства!» — негодует декан школы Гарт Салонер.

Он советует тем, кому не важно высшее образование, сразу идти в бизнес-инкубаторы, а не поступать в университет, раз потом они относятся к нему столь неуважительно.

Слушатели курсов MBA (Master of Business Administration, программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена) университета, вдохновившись речами заезжих представителей венчурных фондов, придумывают проекты, забросив учебу. В итоге свой бизнес основывает каждый шестой. Но какова их судьба?

Как признаются деканы бизнес-школ при Стэнфордском и Мичиганском университетах, наивные студенческие проекты не выдерживают критики с позиций «взрослого» мира бизнеса и твердой хватки невидимой руки рынка. «Многие замыслы явно не годятся для пьедестала почета», — сообщают они в The Wall Street Journal.

В Мичиганском университете даже придумали специальные программы и конкурсы, где студенты, которые и жить торопятся, и в предприниматели спешат, могут получить отрезвляющие комментарии экспертов и однокурсников, чтобы не прогореть с нежизнеспособным проектом. В Стэнфорде им скорее советуют постажироваться для начала в других компаниях, чтобы понять, как бизнес устроен изнутри, а уж потом думать об основании собственной.

Другие университеты (Гарвард, Университет Оклахомы, Университет Нью-Йорка), напротив, продолжают с энтузиазмом открывать новые факультеты, создавать акселераторы и «лаборатории инноваций».

Другим западным учебным заведениям стартапы пока приносят только головную боль: вузы переживают, например, об авторских правах. Если те переходят к университету, студент должен получить что-то взамен.

Это зависит от того, не работает ли студент по совместительству в самом университете (например, лаборантом), есть ли у его курса уклон в исследования, или он просто образовательный.

В американской Ассоциации по управлению университетскими технологиями даже написали руководство, чтобы разобраться в каждом конкретном вопросе.

«Мы не берем на себя ответственность за оценку качества стартапа»

О дальневосточном опыте рассказал проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов. По его словам, лучшее доказательство готовности студента к профессиональной деятельности – работающий бизнес, который он создал. Изучив нормативную базу, руководители ДВФУ поняли, что ничто не мешает такой практике уже сегодня.

«Мы провели ревизию наших студентов-стартаперов, – сообщил Дмитрий Земцов. – Нашли студента, который смог упаковать разработки наших ученых в форму бизнес-плана, маркетинговых стратегий, сумел добиться статуса резидента Сколково, получил еще около десяти миллионов на развитие проекта от местного бизнеса.

И мы выдвинули его на защиту диплома».

В ходе защиты этот студент — его зовут Евгений Перельман — рассказал комиссии во главе с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой о своих достижениях. «Сам стартап был медицинским – средство диагностики гиперчувствительных к холоду дыхательных путей.

На Дальнем Востоке это актуально: многие работают вахтовым методом, и заранее эту особенность никак не диагностируют – устроился на полгода зимой работать в вахту, а у тебя легкие к этому не приспособлены», – поясняет Дмитрий Земцов.

Комиссия решила зачесть достижения юного бизнесмена как квалификационную работу.

Как и стэнфордские коллеги, преподаватели ДВФУ советуют студентам поработать для начала в компании.

В ДВФУ в рамках программ-акселераторов создают условия для того, чтобы каждый студент мог поработать в команде стартапа.

Некоторые студенты придумывают идеи, другие, которые не могут сделать этого сами, помогают на других ролях – например, в качестве исследователя или разработчика программного обеспечения.

Защиту первого диплома по стартапу Земцов назвал «пробой пера», добавив, что такая методика будет вводиться в ДВФУ в общую практику со следующего учебного года. Она, по мнению эксперта, не может быть обязательной для всех: ученый покажет свою компетентность лучше, написав исследовательскую работу, для чего ему подойдет обычный формат диплома или курсовой.

Источник: https://indicator.ru/engineering-science/startapy-vmesto-diplomov.htm

Диплом по-новому: студенты РАНХиГС защитили первые дипломы в виде стартапов — Финтех

21 июня в Президентской академии прошла первая защита выпускных квалификационных работ в виде стартапов, в которой приняли участие выпускники трех институтов РАНХиГС.

Согласно проекту госпрограммы «Цифровая экономика», начиная с 2019 г. выпускники российских вузов могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Выпускники Президентской академии смогли реализовать такую возможность уже в конце текущего учебного года.

Ранее в Академии было утверждено «Положение о выпускной квалификационной работе по образовательным программам высшего образования, выполняемой в виде стартапа».

Документ установил вид и тематику ВКР, а также порядок выполнения такой работы, требования к ней и критерии оценки.

Для реализации и внедрения утвержденного положения было заключено соглашение о сотрудничестве между РАНХиГС и ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Как рассказал проректор Президентской академии Максим Назаров, дипломные работы часто носят теоретический характер, а их результаты не используются в реальном секторе экономики. «При этом во многих работах можно найти данные, которые вполне применимы на практике.

Именно поэтому в РАНХиГС запустили такой проект, причем мы планируем, что он затронет не только Московский кампус, но и наши филиалы.

Концепция защиты диплома как стартапа меняет ситуацию: теперь выпускная квалификационная работа – это практическая работа, а не теория», — сказал он.

По словам проректора, в Академии недавно прошла выставка студенческих бизнес-проектов, где были продемонстрированы очень интересные разработки. Максим Назаров выразил уверенность, что эти разработки найдут дальнейшее применение. «А если эксперимент будет развиваться и дальше, то это будет очень интересно для всех сфер деятельности», — добавил он.

Студенты Академии впервые защитили дипломы в виде стартаповВ состав экзаменационной комиссии, которая оценивала проекты студентов Президентской академии, вошли профессор Московской школы управления Сколково, гендиректор ООО «РЭСИИ» Евгений Плаксенков, гендиректор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей Железняков, академический директор магистерской программы «Финансы и Технологии», советник проректора, директор Центра дизайна корпоративных программ Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Анна Морозова, профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Людмила Дуканич, декан Факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Александр Чичин, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства ФЭСН Евгений Ицаков, гендиректор форума «Территория бизнеса – территория жизни» Дарья Сунцова и директор исследовательского центра «Интерфакс LAB», руководитель проекта скоринговых систем международной группы компаний «Интерфакс» Илья Мунерман.

Глава экзаменационной комиссии Евгений Плаксенков сравнил стартап с искрой. «Настоящая жизнь стартапа начинается в момент рождения вдохновляющей идеи.

Если стартапер не выбросил эту идею, как обгорелую спичку, если смог сложить костер своего бизнеса, собрать вокруг него единомышленников, организовать приготовление своих продуктов, привлечь, обогреть, накормить людей, получить от них благодарность во всех формах, развить свое дело и расширить число участников вокруг него – это и будет трансформация стартапа в устойчивую бизнес-модель», — отметил он.

Защищать свои бизнес-проекты вышли 14 студентов из Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) и Факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) Академии.

Читайте также:  Новые правила по медалям и на каких егэ больше стобалльников

Представленные экзаменационной комиссии работы были достаточно разнообразными: они касались и создания специализированных интернет-платформ, проектов по управлению цепями поставок и методик по сбору информации от клиентов, а также организации мастерской аниматроники и предприятий по быстрому питанию, грузовым перевозкам и изготовлению подарков.

И студенты, и члены экзаменационной комиссии заходили в зал, где им предстояло представлять свои работы, заранее. Поддержать участников пришли научные руководители, родственники и друзья. Бакалавры и магистры проверяли презентации, репетировали выступления и слушали напутствия от близких.

Как рассказала член экзаменационной комиссии Анна Морозова, в каком-то смысле новый формат защиты ВКР также является стартапом как для Академии, так и для всей сферы образования. На первой защите было представлено 8 проектов, которые готовились и отдельными студентами, и группами. «Один из проектов уже фактически реализован в формате юридического лица.

Студенты должны делать не только шаги в виде концептуализации бизнес-идеи, расчетов финансов и рисков, они должны предпринимать шаги для реализации. Первый шаг – организовать юридическое лицо, дальше – привлечь инвестора, найти финансирование, войти в акселерационные программы и так далее.

Если говорить о планах на следующий год, то хотелось бы, чтобы на защите было представлено не менее ста проектов», — отметила она.

Студенты Академии впервые защитили дипломы в виде стартаповО важности первых шагов в реальном бизнесе рассказал гендиректор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей Железняков.

По его мнению, основная идея такого формата – это практикоориентированность.

Он отметил, что студенты, выбравшие защиту диплома как стартапа, – молодцы, потому что смотрят в будущее и предлагают проекты, которыми будут заниматься в ближайшем будущем.

«Задача Правительства Москвы и департамента, который отвечает за поддержку предпринимательства, активно участвовать во всем этом, и, в первую очередь, помогать тем ребятам, которые сразу после вуза готовы стать действующими бизнесменами. Они являются примером для своих сокурсников. Я убежден в успехе этих ребят», — рассказал он, отметив, что число защит ВКР в таком формате будет увеличиваться.

Во время защиты студенты презентовали результаты своей работы, причем многие трудились над проектом не один год: делали анализ рынка, разрабатывали маркетинговые стратегии и варианты реализации проектов. Каждый из восьми представленных стартапов вызвал интерес у членов экзаменационной комиссии, которые задавали множество вопросов, а также делились советами по дальнейшему развитию проектов.

Принявшие участие в защите диплома как стартапа студенты рассказали, что такая возможность оказалась неожиданным, но интересным опытом.

Выпускник Илья Гасин, студент 4 курса бакалавриата ФЭСН, отметил, что идея стартапа по созданию сервиса персонализированных подарков появилась еще во время обучения на 1 курсе.

«Мы только планируем запуск, и для нас было неожиданностью, что наш проект выбрали для такого формата защиты. Нам сказали, что наша идея показалась необычной и интересной», — сказал он.

По словам студента, стать одним из первых, кто защищается в таком формате, не страшно, потому что так получается меньше нервничать, а кроме того, защита дает возможность получить комментарий от реальных инвесторов.

Илья Гасин отметил, что защита диплома в виде стартапа – это интересный формат, кроме того, это возможность начать свой путь в бизнесе именно с такого мероприятия.

Он считает такую форму защиты диплома очень популярной в ближайшей перспективе.

Студенты Академии впервые защитили дипломы в виде стартаповСтудент 2 курса магистратуры FinTech Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Артем Байда также отметил, что защита диплома как стартапа будет пользоваться популярностью в Академии, и рассказал о своем проекте.

Он разрабатывает HR-ассистента на основе искусственного интеллекта, который по информационному следу в социальных сетях определяет структуру личности соискателя. Артем Байда отметил, что в России наблюдается очень большая текучка кадров, которая будет только расти, в том числе и из-за того, что сотрудники занимают должности, не соответствующие их личности.

Это приводит к серьезным потерям для компании, которая тратит ресурсы на подбор сотрудника, его интеграцию в коллективе и обучение.

Студент рассказал, что у него уже есть прототип, который определяет по социальным сетям экстраверсию и интроверсию. «Я сначала делал научно-исследовательскую работу по определению того, возможно ли найти личность за аккаунтом социальной сети.

В рамках данной научно-исследовательской работы появилось понимание, что это возможно», — рассказал студент, добавив, что он собирался развивать проект в любом случае, а возможность защитить его в качестве выпускной квалификационной работы позволила совместить два важных дела в одном.

Источник: https://fintech.ranepa.ru/studenty-akademii-vpervye-zashhitili-diplomy-v-vide-startapov/

Стартап вместо диплома. В 2019 году студентам разрешат сдавать выпускные квалификационные работы в форме стартапов

Вузы начинают принимать в качестве диплома созданный студентом стартап. Согласно проекту госпрограммы «Цифровая экономика», такая возможность у всех студентов России появится уже в 2019 году. Эксперты расходятся во мнении, как повлияет такое нововведение на перспективы стартапов в России.

В России начинают стимулировать студентов к созданию стартапов еще со времен учебы: выпускные квалификационные работы в вузах можно будет выполнять в форме стартапов уже в 2019 году.

Такая норма содержится в проекте программы «Цифровая экономика», которая была подготовлена на межведомственных рабочих группах, а затем сведена в единый документ Минкомсвязью.

Уже с этого года несколько вузов начали принимать дипломы в такой форме, среди них Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) и другие.

По словам завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, на журфаке в годы СССР была так называемая «защита творческого диплома» — позже такая возможность исчезла. Сейчас речь может идти о «возвращении к истокам».

Как пояснил Иван Засурский, процесс защиты выпускных квалификационных работ стандартизирован. Существует минимальный объем диплома, который должен написать студент, — это примерно 60–80 страниц. Теперь предстоит определить, какой минимальный объем будет для творческого диплома.

15 июня состоялась защита магистерских выпускных проектов по предпринимательству на факультете технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО.

— Среди проектов преобладают ИТ решения — от агрегатора хостелов и общежитий до сервиса интернет-продаж экопродуктов. Есть и «железные» проекты — одна из команд выпускников представила индивидуальные кондиционеры.

Некоторые проекты находятся на посевной стадии, другие уже в фазе активных продаж, — рассказала начальник департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО, член Ученого совета Нина Яныкина.

 — Наш опыт подтверждает: подготовка и защита проекта стартапа перед инвесторами — это достойный инструмент развития компетенций, системного мышления. Обеспечивается развитие бизнеса, создание рабочих мест.

В ДВФУ решили засчитать в качестве дипломной работы созданный одним из студентов проект. От этого выпускника не требовали подготовить письменную работу с описанием своего стартапа. Проект уже стал резидентом Сколково и самостоятельно привлек инвестиции в размере 10 млн руб.

— Неправильно требовать от учащегося письменную работу по своему проекту только ради соответствия формальным требованиям, — уверен проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов.

По мнению Минобрнауки России, уже действующие нормативные правовые акты «обеспечивают вариативный подход в вопросе выполнения выпускных квалификационных работ».

— Существует и возможность выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, представляющей собой создание студенческого стартапа, — отметили в пресс-службе Минобразования.

Управляющий партнер Neurodata Lab (стартап, реализующий взаимодействие фундаментальной науки и технологического бизнеса) Георгий Плиев рассказал, что госпрограмма модернизации и повышения конкурентоспособности вузов России (так называемая «Программа 5/100») логически предполагала решения такого рода. Подобная возможность вписывается в текущую стратегию развития образования, его перевода на инновационные рельсы.

— Формат национальных исследовательских университетов и технологических кластеров подразумевает синтез прорывных научно-исследовательских компетенций с предпринимательской практикой, — уверен Георгий Плиев.

 — Студенты и выпускники смогут на самых ранних этапах воплощать свои идеи в жизнь, презентовать их, привлекать инвесторов.

Это помогает формировать культуру стартап-деятельности — ключевого фактора развития современной экономики знаний.

Директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин уверен, что подобный подход к образованию способствует его ориентированности на практику, приближению науки и образования к потребностям рынка.

— Это повлечет не резкий, но всплеск научной активности, полезной для цифровой экономики, — резюмировал он.

Директор департамента экосистемных проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Маргарита Зобнина отметила, что прививать культуру ИТ-предпринимательства со студенческих лет — это правильная идея. Но выбранный способ ее реализации — стартап вместо дипломной работы — не поможет серьезно изменить ситуацию с ИТ-стартапами в стране в лучшую сторону.

— Метод «стартап в качестве диплома» — это как укол обезболивающего в попытке вылечить рак. Чтобы студенческих стартапов стало ощутимо больше, нужно перестраивать всю образовательную систему.

В нынешнем виде она учит воспроизводить уже известную информацию, а не создавать новые смыслы, идеи и проекты, — пояснила Маргарита Зобнина.

 — В школах и вузах культивируется страх ошибок, поэтому большинство студентов или школьников не рискуют заниматься предпринимательством.

Эксперт уверена, что для повышения качества проектов нужны практические курсы по интернет-предпринимательству, предшествующие защите собственного «дипломного» стартапа.

Проект программы «Цифровая экономика» уже отправлен в правительство, но согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева до 1 июля нужно будет ее доработать, после чего представить проект на рассмотрение Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, предусмотрев источники, механизмы и объем финансирования программы.

Пожалуйста, оцените статью:

Источник: http://www.NanoNewsNet.ru/news/2017/rossiiskim-studentam-razreshat-zashchishchat-startap-vmesto-diploma

Защити диплом стартапом

Все больше российских вузов начинают принимать стартап-проекты в качестве дипломных работ. Пока это, правда, не массовая история, привязанная к ограниченному набору специальностей

Томский политехнический университет стал первым вузом в Сибири, который дал своим студентам возможность защищать дипломы в виде стартапов. Об этом рассказал руководитель Школы инженерного предпринимательства университета Степан Хачин (в 2017 году ТПУ ликвидировал традиционные институты и кафедры, заменив их инженерными школами).

Теперь у студентов ТПУ будет возможность заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсоосбережение» на раздел «Концепция стартап-проекта», сообщает пресс-служба вуза.

Тем, кто выбрал новый формат защиты диплома, предстоит защищать свои проекты перед представителями бизнеса.

Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и, возможно, привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта.

У студента будет также возможность проверить гипотезу «рыночности» объекта своей дипломной работы вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап-части диплома. А для преподавателей защита дипломов в виде стартапов даст дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют.

Студенту, желающему защитить диплом в виде стартапа, предстоит заполнить специальную анкету. Эксперты оценят возможность превращения предложенной технологии в технологический бизнес. В случае положительной оценки студенту будет назначен соруководитель от Школы инженерного предпринимательства.

Затем два раза в год, в ноябре и в апреле, на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат.

Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома.

А если успешно, то концепция стартап-проекта станет частью диплома и студент сможет выйти на его защиту перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) своей школы.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап.

  Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома.

А если успешно, то концепция стартап-проекта станет частью диплома и студент сможет выйти на его защиту перед Государственной аттестационной комиссией своей школы

РВК с 2011 года обеспечивает работу кафедры управления технологическими проектами на базе МФТИ. Это магистратура для студентов пятого-шестого курсов.

Программа готовит аналитиков для венчурных фондов, специалистов по инновациям для работы в корпорациях, технологических предпринимателей.

Для выпускников обязательная часть дипломной работы — разработка собственного технологического стартапа. За время работы кафедры выпускниками стали более ста студентов.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы, — рассказала “Стимулу” заместитель заведующего кафедрой РВК в МФТИ Анастасия Баскакова. — Это направление “Экономика и управление народным хозяйством”.

В Физтехе — “Наукоемкие технологии и экономика инноваций”. В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом. Но по специальностям, которые не входят в эти направления, формально это не разрешено.

То есть в специальности должна быть управленческая и экономическая составляющие».

Но на практике происходит так, что студенты учатся, к примеру, по естественно-научному или техническому направлению, а в дипломах пытаются описывать создание стартапов. Однако это противоречит требованиям Министерства образования.

  Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап

«Студент пишет, по сути, два диплома, — поясняет Анастасия Баскакова. — Официально защищает диплом по своей специальности, а параллельно пишет бизнес-план по коммерциализации этой разработки.

Но формально это не является частью его магистерской диссертации. В бакалавриате еще жестче, там четкое разделение: бизнес и менеджмент и остальные специальности.

То есть писать диплом как стартап можно только по направлению: “Экономика и менеджмент”».

Для чего сделано такое разделение? «Дипломы принимают комиссии, которые формируются по областям знаний. И если это диплом, к примеру, естественно-научный, то и состав комиссии будет соответствующий. А если оценивается то, как человек это просчитал с точки зрения экономики и бизнеса, то комиссия должна состоять из людей, которые компетентны в этой области», — поясняет Анастасия Баскакова.

Однако существуют междисциплинарные направления: «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» и «Инноватика». И вузы, которые у себя эти направления открыли, имеют возможность строить такие программы на стыке экономики и науки.

Стоит также отметить, что во всем мире очень малая часть студентов может создать свой бизнес. К такому выводу недавно пришли специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета, которые провели исследование, посвященное студенческому технологическому предпринимательству.

  «Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы. Это направление “Экономика и управление народным хозяйством”. В Физтехе —“Наукоемкие технологии и экономика инноваций”. В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом

«В нашей стране в ближайшем окружении детей очень мало примеров подобной деятельности, которые делали бы эту сферу близкой, знакомой и безопасной, — говорит Анастасия Баскакова.

— Опыт показывает, что те студенты, у который в семье был свой бизнес, с большей охотой и смелостью начинают пробовать.

Остальным же нужно поработать как минимум пять лет в индустрии, набраться опыта, в идеале поработать в крупной компании, в госструктурах, и прийти к пониманию, накопить компетенции, решиться создать команду, и уже тогда пробовать начинать свой бизнес».

Первым вузом в России, который стал использовать практику защиты диплома в виде стартапа, был Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). «Стартап как диплом — это инструмент независимой оценки качества образования, —- пояснил проректор ДВФУ, руководитель Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.

— Поскольку университет и система высшего образования в целом должны готовить людей не только к научной карьере, но и к карьере в бизнесе, в том числе в собственном бизнесе, очень важно уметь адекватно оценить подготовку. Стартап как диплом должен стать инструментом демонстрации предпринимательских компетенций».

По словам руководителя проекта Start Up Challenge Юлии Остроуховой, сегодня все ведущие технические вузы стараются предоставить студентам возможность глубже погрузиться в практическую область, расширяют лабораторную практику, создают на своей базе бизнес-инкубаторы.

«Многие корпорации, в том числе мы, наши партнеры и коллеги на ИТ-рынке, усиливают партнерство с вузами, чтобы найти не только таланты себе в команду, но и интересные бизнес-идеи», — добавляет Юлия Остроухова.

Источник: https://stimul.online/articles/sreda/zashchiti-diplom-startapom/

Ссылка на основную публикацию