Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

21 февраля 2020

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Международное рейтинговое агентство Times Higher Education опубликовало рейтинг лучших университетов, представляющих 43 страны с развивающейся экономикой. В число университетов, вошедших в рейтинг, попали 39 российских вузов, в том числе и Пермский Политех!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

12 декабря 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Стали известны результаты Международного рейтинга самых «зеленых» вузов мира. В общемировом списке Пермский Политех занимает 133 строчку, а среди университетов России — почетное 2 место! 

21 ноября 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Авторитетный международный журнал Times Higher Education опубликовал предметный рейтинг по физическим наукам. Всего в перечень вошло 1055 университетов, в числе которых Пермский Политех

30 октября 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Опубликован рейтинг QS EECA University Rankings 2020. Пермский Политех занял 181 место. Всего в рейтинг вошло 350 организаций, представляющих более 20 стран

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык

Оценим за полчаса!

22 октября 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Авторитетный международный журнал Times Higher Education опубликовал очередной рейтинг ведущих университетов мира в предметной области «Engineering and Technology»

2 октября 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Опубликован третий Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета», подготовленный Ассоциацией составителей рейтингов по инициативе Российского союза ректоров

25 сентября 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Опубликован очередной рейтинг ведущих университетов мира — THE World University Rankings. Составители рейтинга особенно отметили высокий уровень взаимодействия университета с индустриальными партнерами. По этому показателю ПНИПУ стал 16 в России и 280 в мире

18 июля 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Пермский Политех занял 15 место в рейтинге технических вузов страны в категории «Лучшие вузы». Такие данные приводит ООО «УниверЭксперт — Академический критик» в опубликованном рейтинге «Национальное признание»

27 июня 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Forbes составил рейтинг высших учебных заведений, оценив не только качество российского образования, но и выяснив, какие вузы выпускают специалистов с предпринимательской жилкой, способных в дальнейшем войти в список Forbes или стать частью российской политической элиты 

16 мая 2019

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Управление науки и инноваций Пермского Политеха объявило результаты рейтинга научной продуктивности подразделений университета

1..10 | 11..20 | 21..30 | … | Последняя

Источник: https://pstu.ru/tag_news/?tag=51

АлтГУ вошел в число ведущих вузов «Первой лиги» нового Национального агрегированного рейтинга университетов России

29 ноября 2019 года состоялась Презентация «Национального агрегированного рейтинга», созданного Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании». Представил рейтинг Владимир Наводнов, д.т.н., проф., директор Национального аккредитационного центра.

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Алтайский государственный университет

АлтГУ

Опорный Алтайский государственный университет получил высочайшую рейтинговую оценку, расположившись в высшей — «Первой лиге» ведущих университетов России. Всего в рейтинге оценен 721 вуз России, при этом в «Первую лигу» вошли только 38.

АлтГУ находится на одном уровне с университетами проекта повышения международной конкурентоспособности «5−100» — Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом, Дальневосточным федеральным университетом, Южно-Уральским государственным университетом, Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта, Сибирским федеральным университетом, Тюменским государственным университетом, а также такими сильнейшими вузами страны, как Московский политехнический университет и Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

При этом остальные вузы Алтайского края в данном рейтинге не смогли подняться выше второй лиги: best-edu.ru

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Национальный агрегированный рейтинг

АлтГУ

Рейтинг назван «агрегированным», т.к. был построен на основе результатов 8 ведущих национальных рейтингов, удовлетворяющих по утверждению составителей условиям публичности (открытый доступ), стабильности (не менее 3 лет), массовости (ранжированы не менее 100 вузов) и периодичности (составляется ежегодно):

  1. Национальный рейтинг университетов — Интерфакс
  2. Рейтинги университетов RAEX
  3. Рейтинг Самые востребованные вузы России РИА «Россия-Сегодня»
  4. Рейтинг «Первая миссия»
  5. Рейтинг мониторинга эффективности вузов
  6. Рейтинг «Оценка качества образования»
  7. Рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации
  8. Рейтинг международное признание

По утверждению составителей рейтинга впервые был предложен новый подход к оценке деятельности всех вузов, основанный на принципе максимализации объективности за счет учета/агрегирования всех известных систем оценивания (как государственных, так и независимых) и впервые применен «мягкий» математический аппарат, позволяющий минимизировать недостатки отдельных систем оценивания.

Следует также отметить, высокой имидж опорного Алтайского государственного университета был отдельно оговорен составителями рейтинга в ходе презентации и вуз был представлен на слайдах на 26-ой позиции среди ведущих вузов России, входящих в тройку глобальных рейтингов.

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Российские вузы в тройке больших рейтингов 2019

АлтГУ

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/altgu-voshel-v-chislo-vedushchih-vuzov-pervoy-ligi-novogo-natsionalnogo-agregirovannogo-reytinga-universitetov-rossii-258531

Университет ИТМО впервые вошел в топ-10 Национального рейтинга университетов

Стали известны результаты восьмого ежегодного Национального рейтинга университетов, составляемого международной информационной группой «Интерфакс», который был сформирован по итогам 2016-2017 учебного года.

Число ранжируемых вузов выросло на 26 учебных заведений – всего было оценено 264 ведущих вуза России.

Университет ИТМО не потерял свойственной ему динамики роста и поднялся на пять позиций, заняв 7-ое место в десятке лучших российских университетов. 

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Деятельность вузов оценивается по шести основным параметрам, среди которых образовательная и научно-исследовательская деятельности, социальная среда, интернационализация, инновации и предпринимательство, бренд. Первые два критерия оценки являются более весомыми.

В основе рейтинга — данные анкет, заполненных представителями вузов, информация об университетах, размещенная на официальных сайтах, открытые данные информационных ресурсов Министерства образования и науки РФ, а также аналитика, собранная системами СПАРК и СКАН.

В восьмом выпуске Национального рейтинга университетов произошли небольшие изменения в тройке лидеров. Если «золото» и «серебро» так и остались за МГУ им. М.В.

Ломоносова и Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» соответственно, то третью позицию на пьедестале почета занял СПбГУ, сместив с места Новосибирский национальный исследовательский университет (ныне занимает пятое место). Кроме них, в топ-10 вошли МФТИ, ВШЭ, Университет ИТМО, РУДН, ТГУ и ТПУ.

Университет ИТМО в десятку лидеров вошел впервые – ранее он занимал 12 место. Рост в позициях произошел благодаря улучшению результатов по следующим критериям оценки: по критерию «Исследования» вуз поднялся с 9 на 4 место, по критерию «Интернационализация» – с 6 на 5 место.

Самый крупный скачок Университет ИТМО продемонстрировал по параметру «Социализация» – с 42 на 14 место. Рост позиций по критерию «Исследования» сформировался в определенную тенденцию, актуальную для вуза последние несколько лет.

Половина оценки в данном критерии строится на основании результатов продуктивности и цитируемости публикаций авторов университета и аффилированных с вузом лиц по данным российских и зарубежных наукометрических систем.

Университет ИТМО повышает свое влияние не только в России, но и за рубежом: по результатам частного рейтинга сотрудничества с зарубежными вузами (входит в оценку интернационализации) петербургский университет вместе с РУДН и МИФИ входит в тройку лидеров.

Стабильно высокую оценку Университет ИТМО получил по показателям «Бренд» и «Инновации», отмечает директор Центра рейтинговых исследований вуза Илья Куфтырев, – 13 место в обоих параметрических рейтингах.

 Деятельность вузов в сфере инноваций и предпринимательства измеряется такими показателями, как сотрудничество с высокотехнологичными компаниями, портфель национальных и международных патентов, развитие инновационной инфраструктуры и так далее.

 Редактор Национального рейтинга университетов Алексей Чаплыгин отметил, что во многом Университет ИТМО вырос в рейтинге благодаря инновациям и успешному сотрудничеству с бизнесом.

Показателями прогресса по критерию «Бренд», в свою очередь, являются активность в СМИ, восприятие исследований вуза международным и русскоязычным академическими сообществами и так далее.

Добавим, что Международная информационная группа «Интерфакс» реализует проект «Национальный рейтинг университетов» с 2010 года.

Редакция новостного портала Университета ИТМО

Источник: https://news.itmo.ru/ru/university_live/ratings/news/6721/

Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют? :: РБК Тренды

Отвечаем на вопросы — в пяти карточках

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

Brian Snyder / Reuters

1

Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация, которая, в свою очередь, влияет на его привлекательность в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов.

Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов.

Для участия в рейтинге вузы в своей работе должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. По результатам «Проекта» не менее 5 университетов России к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых рейтингов.

2

Какие существуют рейтинги вузов?

Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты конкретной страны.

Основные международные рейтинги вузов:

Основные российские рейтинги вузов:

3

Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд.

В последнее годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

4

Что влияет на место университета в рейтинге?

Все рейтинги используют разные методологии.

Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS).

Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, к примеру, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который высчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

В критериях чаще всего фигурирует академическая репутация, научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

5

Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

Место того или иного вуза в рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже. Но прямой связи между местом вуза в глобальном рейтинге и уровнем образования в нем, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

В любом случае, всегда лучше задействовать здравый смысл и оценивать любые рейтинги с точки зрения именно выбранной специальности и профиля ВУЗа.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5d6965ba9a794773337665ff

Зачем нужны рейтинги университетов

Стали известны результаты первого национального рейтинга университетов

В России считается, что чем больше преподавателей, тем выше качество обучения /Кирилл Чаплинский

В последние годы рейтинги стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. И хотя ни один из них не может предложить объективной картины, нельзя не согласиться с тем, что этот инструмент сегодня формирует социальную реальность.

Основным фактором конкурентного успеха университета является его репутация на национальном и международном образовательных рынках.

В этом процессе рейтинги играют ключевую роль: попадая в мировой или национальный рейтинг на ведущие места, университет резко повышает свою привлекательность не только для абитуриентов, но также для работодателей, инвесторов и государства, которое может обеспечить его дополнительными субсидиями.

Высокие позиции вуза на глобальном уровне представляют собой серьезный вклад в формирование имиджа страны, а по мере глобализации рынка образовательных услуг обеспечивают рост уровня человеческого капитала в регионе, привлечение инвестиций, а также увеличивают долю образовательных услуг в структуре экспорта страны. Оснований для этого достаточно: по данным экспертов Всемирного доклада по мониторингу образования и Международного института планирования образования при ЮНЕСКО, в настоящее время более чем из 200 млн студентов мира по зарубежным университетам активно перемещается около 4 млн человек. При этом на долю России пока приходится лишь 5% от общего количества иностранных студентов, в то время как США и Великобритания привлекают около 40% иностранных студентов, а Германия и Франция – до 9%.

Основными показателями эффективности и качества университета в большинстве рейтингов является результативность его деятельности по таким направлениям, как образование, наука, интернационализация и коммерциализация.

Однако, несмотря на видимую схожесть, рейтинги довольно сильно различаются – набором, числом оцениваемых индикаторов, а также системой весовых коэффициентов и т. д. Серьезные расхождения можно увидеть на примере глобальных и национальных рейтингов.

К примеру, индекс цитирования (научных статей) в одном из самых авторитетных рейтингов мира, QS WUR, весит 30%, а в конкурирующем рейтинге THE WUR на тот же самый индекс приходится всего 20%.

Если национальный рейтинг РА «Эксперт», являясь одним из рекордсменов по количеству показателей качества научных исследований, оперирует 16 критериями, то мировой рейтинг ARWU использует для этого всего три параметра (справедливости ради нужно сказать, что российские рейтинги подходят к ранжированию намного более детально, чем их западные коллеги, которые ориентируются на создание более простого и понятного для пользователя продукта).

Рейтингам университетов мира более 30 лет: в 1983 г. журнал US News and World Report начал публиковать ежегодные рейтинги «Лучшие колледжи Америки». Первые международные рейтинги университетов появились в 2003 г., став объектом пристального внимания не только вузов, но также правительств и общественности разных стран.

Читайте также:  Колонка родителей: ты же девочка!

Сегодня существует несколько сотен национальных рейтингов, зарегистрированных IREG-обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству, а также не менее 10 престижных мировых рейтингов (их количество увеличивается с каждым годом).

В число наиболее популярных и признанных мировым сообществом глобальных рейтингов входят академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities – ARWU), QS World University Rankings, рейтинг британского еженедельника The Times Higher Education (ТНЕ WUR), набирающий вес Шанхайский рейтинг и т. д.
Присоединение в 2003 г.

России к Болонскому процессу (и последовавшая за этим реформа системы высшего образования с учетом мировых стандартов) положило начало выходу российских вузов на мировой рынок образовательных услуг, где им предстояло соперничать с зарубежными университетами. Практически в это же время в России появились свои, национальные, рейтинги. С 2005 по 2007 г.

официальный рейтинг среди университетов России проводило Министерство образования. В 2008 г. взамен «официального документа» появился национальный рейтинг, осуществляемый независимым рейтинговым агентством «РейтОР», с 2009 г. – рейтинг ИА «Интерфакс», а в 2012 г. началась публикация рейтинга вузов «Эксперт РА».

Все это приводит к серьезной разнице позиций университетов от рейтинга к рейтингу, при том что ни один из них не является совершенным измерительным инструментом.

Достаточно посмотреть на оценку качества образования, которое обычно измеряется с помощью простой операции – соотношения количества преподавателей вузов и общего числа студентов. Именно этот критерий в последние годы помог российским вузам существенно улучшить свои позиции.

В чем причина? Дело в том, что в отечественных вузах традиционно велика аудиторная нагрузка, лекции остаются основой учебного процесса, влияя на количество людей в штате. Долгое время на одного преподавателя российского вуза приходилось не больше восьми студентов, в то время как на Западе отношение 1 к 15–17.

Такая разница объяснялась традициями, а также различными подходами в построении образовательного процесса. Если в России преподаватель – прежде всего лектор, то на Западе он, скорее, супервайзер, который подключается к обучению студента (основной упор – на самостоятельном образовании) по мере необходимости.

Между тем составители рейтингов придают этому показателю большое значение. Считается, чем больше преподавателей, тем выше качество обучения. Но ведь это всего лишь допущение; прямой зависимости здесь быть не может.

Что касается дальнейшего развития событий, в ближайшем будущем это соотношение в отечественных вузах изменится до 1/12. По этому показателю российские университеты резко сдадут свои позиции. А значит, такие потери необходимо компенсировать с помощью других критериев – прежде всего, качества научных исследований.

Этот показатель тесно связан с количеством публикаций и цитированием статей. Однако поиск этой информации не входит в «обязанности» составителей рейтингов: она накапливается в базах данных (также конкурирующих между собой), которые тоже заметно отличаются друг от друга критериями, по которым туда попадают публикации.

Если западные базы данных довольно щепетильно подходят к подбору журналов и статей, российские зачастую используют публикации не только из авторитетных источников. Это позволяет вузам использовать практику самоцитирования, что приводит к различным казусам.

К примеру, два года назад таким образом несколько вузов неожиданно для всех сделали большой рывок – сразу на несколько сотен пунктов. К этому можно добавить еще одну проблему, которая распространяется уже на весь мир: вузы изучают методологию составления рейтингов и подгоняют под них свои параметры.

Именно поэтому, для того чтобы увеличить вероятность объективности и избежать различных перекосов, рейтинговые компании часто меняют механику составления рейтингов.

Нужно также помнить о том, что рейтинги – это бизнес-проекты, каждый из которых преследует определенные цели: от возможности повысить трафик посещения сайтов до продажи консалтинговых услуг университетам, желающим подняться в рейтинге. Кроме того, ни один рейтинг, как бизнес-продукт, не заинтересован в статичности: всегда должно оставаться место для интриги, которая позволит поддерживать интерес публики.

У современных рейтингов есть еще одно слабое место: они продолжают смотреть на вузы сквозь призму модели научно-исследовательского университета. Однако, следуя требованиям времени, университеты меняются. По мере их развития и появления новой модели (Университета 3.

0) рейтинги должны будут научиться учитывать новые показатели – оценивать университеты с точки зрения производимых инноваций, внедрения в экономику нового знания, а также влияния на развитие регионального сообщества (третья роль университета).

И влияние на экономику, и третью роль как общественное благо довольно сложно измерить с помощью критериев, в которых доминирует логика услуги, академического совершенства и конкурентного превосходства. Попытки посмотреть на инновации уже происходят, но косвенным образом: через «репутацию», т. е.

опросы работодателей и технического сообщества. Насколько релевантен такой сбор информации, учитывая влияние человеческого фактора, судить сложно.

Вероятнее всего, избежать противоречий, получая все более объективную картину, помогут методы работы с большими данными.

И я думаю, что в ближайшие годы будут найдены алгоритмы, позволяющие в автоматическом режиме находить выпускников вузов, сравнивать доходы образованных ими компаний и другие параметры, представляющие собой косвенное свидетельство эффективности вузов.

К примеру, Российский союз ректоров уже сейчас планирует использовать big datа для анализа соцсетей и других интернет-ресурсов в расчете оценить влияние вузов на экономику города.

Как бы то ни было, рейтинги – это данность. И университетам приходится играть в эту игру, корректируя свои программы развития, фокусируясь и опираясь на свои преимущества, а также все больше занимаясь вопросами позиционирования. Как ни парадоксально, репутация – следствие узнаваемости.

Не так давно швейцарский коллега рассказал мне историю успеха известной американской бизнес-школы, которая долгое время, по опросам экспертов, считалась лучшей школой по предпринимательству. Несколько десятилетий назад она начала организовывать в своих стенах международную конференцию по предпринимательству, на которую ежегодно собирались ведущие эксперты в области бизнес-образования.

В результате, когда приходило время опросов, большинство экспертов называли именно эту школу.

Для того чтобы выиграть в конкурентной борьбе и выделиться на фоне 30 000 университетов мира, вузам приходится искать свои способны быть узнаваемыми. Именно поэтому, продвигая свой вуз, сегодня мы делаем большую ставку на слово «Сибирь»: с одной стороны, наш университет был образован для развития этого региона, с другой – не менее важно, что слово «Сибирь» в мире очень известно.

Рейтинг – это всегда игра многих контекстов. Как и географические карты, которые отличаются друг от друга и масштабом, и типом, ни один не претендует на полную объективность. Поэтому вузы не могут позволить себе ограничиться участием в каком-либо одном исследовании.

К примеру, наш университет постоянно участвует в семи глобальных и трех национальных рейтингах: это позволяет найти необходимый баланс. Однако в этой (весьма затратной) гонке очень важно избежать превращения рейтингов в самоцель.

Необходимо помнить, что рейтинг – всего лишь зеркало, способное дать более или менее адекватное отражение в настоящий момент, в коротком промежутке времени.

Намного важнее понимание тенденций развития образования, выстраивание приоритетов на основе уникальных особенностей вуза, а также последовательное движение в направлении выбранной стратегии. Как показывает практика, верхние строчки в рейтингах занимают те вузы, которые способны сформулировать ответы на вызовы очень быстро меняющейся действительности.

Автор – ректор Томского государственного университета

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/07/17/723970-reitingi-universitetov

Стал известен топ-20 вузов первого национального рейтинга РФ

МОСКВА, 11 июля. /ТАСС/. Глава Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий сообщил во вторник итоги первого национального рейтинга вузов РФ «Три миссии университетов» на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшая двадцатка российских вузов в этом году представлена без указания конкретных мест.

Из московских вузов в список лучших учебных заведений вошли: МГИМО МИД России, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МГУ имени М. В. Ломоносова, МФТИ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, Первый МГМУ имени И. М.

Сеченова Минздрава России, Финансовый университет при правительстве РФ, РАНХиГС при президенте РФ, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, РНИМУ имени Н. И.

Пирогова Минздрава РФ, Российский университет дружбы народов.

Из вузов Петербурга в рейтинге оказались Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет ИТМО.

Среди региональных учебных заведений в топ-20 вошли Казанский федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, УрФУ имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Международная версия рейтинга с указанием конкретных мест, подготовленная при участии 30 зарубежных экспертов, появится в открытом доступе в октябре.

История вопроса

В 2014 году президент РФ Владимир Путин дал поручение создать национальный рейтинг вузов. Его задача — показать обществу и самим университетам состояние дел в вузе по каждому направлению его деятельности.

2 ноября 2016 года Садовничий объявил о начале работы Московского международного рейтинга университетов «Три миссии университета». Учредители проекта — Российский союз ректоров и Российская академия наук. Оператором стала Ассоциация составителей рейтингов, в число учредителей которой входят исследовательский центр «Эксперт РА», ВЦИОМ и другие организации.

Вузы в рейтинге оцениваются по 35 индикаторам, отражающим три основные миссии университета в современном мире: «образование», «наука», «университет и общество». Причем, в отличие от трех признанных сейчас глобальными мировых рейтингов университетов (THE, QS, ARWU), наибольший вес — порядка 40% — в новом международном рейтинге займет оценка образовательной миссии высших учебных заведений.

35 индикаторов объединены в пять групп, каждая из которых имеет определенный вес в итоговой оценке: «образование» (40%), «наука» (30%), «интернационализация», «устойчивость и потенциал развития», «дистанционное образование» — по 10%.

Результаты рейтингов будут учитываться в правительственной программе развития высшего образования в РФ «5-100».

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4406017

Пять российских вузов вошли в Топ-100 рейтинга RUR по качеству преподавания

2019-04-17T10:55+0300

2020-03-03T14:00+0300

https://na.ria.ru/20190417/1552764962.html

Пять российских вузов вошли в Топ-100 рейтинга RUR по качеству преподавания

https://cdn21.img.ria.ru/images/27514/82/275148298_0:100:3000:1788_1036x0_80_0_0_7e7c4e516cead1c6b9c0e40575f606a7.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 17 апр — РИА Новости. Пять университетов России: Московский государственный университет им. М. В.

Ломоносова, Томский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет, НИЯУ МИФИ вошли в мировой Топ-100 глобального рейтинга Round University Ranking (RUR), сообщили РИА Новости в пресс-службе проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня».

Университеты в рейтинге RUR оцениваются по 20 параметрам, сгруппированным в пять направлений измерения: качество преподавания (40% от оценки вуза), качество исследований (40%), уровень интернационализации (10% от оценки вуза), уровень финансовой устойчивости (10%).

Согласно данным первого международного рейтинга университетов российского происхождения RUR за 2019 год, Россия заняла второе место в мире по количеству университетов-участников, уступив только США. При этом сразу пять отечественных университетов вошли в мировой топ-100 в отдельном рейтинге, оценивающем качество преподавания

По результатам рейтинга, топ-5 университетов России по качеству преподавания: МГУ им. М. В. Ломоносова занял 38 место, Томский государственный университете- 59, РУДН — 77 место, Санкт-Петербургский государственный университет расположился на 83 позиции и НИЯУ МИФИ на 94 месте.

«В рейтинге RUR 2018 приняли участие 820 университетов (+37 относительно 2018 года) из 74 стран мира (73 годом ранее). Россия представлена 74 университетами из 31 региона, против 70 годом ранее… При этом, сразу 11 вузов вошли в глобальный ТОП-500 против 10 России годом ранее», — следует из релиза.

Лучшим из российских вузов, по данным рейтинга, стал МГУ, он расположился на 115 месте, за ним идет Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (157), на 178 позиции — Томский государственный университет, далее Московский физико-технический институт (216), на 314 месте Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет — 323, Томский политехнический университет занял 412 строчку, РУДН на 418 месте, Университет ИТМО- 445, и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» на 491 месте.

Round University Ranking (RUR) – это международный рейтинг университетов, издаваемый Рейтинговым Агентством RUR.

Рейтинг оценивает деятельность 1100 ведущих университетов из 86 стран мира на протяжении 10 лет (2010-2019) по 20 индикаторам, измеряющими 4 направления деятельности вузов: качество преподавания, качество исследований, уровень интернационализации и уровень финансовой устойчивости. Столь широкий охват, как географический, так и временной, делает рейтинг RUR уникальным инструментом по выбору университетов для учебы и работы, сравнению и сопоставлению высших учебных заведений в мировом масштабе. Помимо общего рейтинга, в рейтинг RUR входит 30 рейтингов по 6 предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, социальные науки, технические науки.

Международный рейтинг университетов RUR является первым регулярно обновляемым глобальным рейтингом университетов российского происхождения. Рейтинг создан для оценки и принятия решений по выбору ВУЗов в соответствии с персональными задачами ключевых заинтересованных лиц: абитуриентов и студентов, академического сообщества, менеджмента университетов, государства.

Источник: https://na.ria.ru/20190417/1552764962.html

Результаты Национального рейтинга университетов международной издательской группы «Интерфакс» и ра

Результаты Национального рейтинга университетов

международной издательской группы «Интерфакс»

и радио «Эхо Москвы» 2019

4 июня стали известны результаты Национального рейтинга университетов, составляемого Информационной группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы». Северо-Восточный федеральный университет занял 31-е место среди лучших вузов страны.

Существенно укрепились позиции университета по параметру «Бренд»: СВФУ поднялся на 24 пункта вверх и занял 84-86 место в России. Неизменно высокие позиции СВФУ показывает по параметру «Социализация» – 22 место в России.

По параметру «Инновации и предпринимательство» СВФУ занимает 30 место среди российских университетов, по параметру «Образование» – 65-67 место, по параметру «Исследования» – 68-70 место, по параметру «Интернационализация» – 79 место в России.

В Национальный рейтинг университетов 2019 года вошли 327 российских вузов, что на 39 вузов больше, чем в прошлом году (в 2018 г. было 288 вузов), включая 10 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов.

  • Методика и процедуры формирования Национального рейтинга университетов 2019 года (НРУ2019)
  • Целями ежегодного исследования «Национальный рейтинг университетов» является поиск адекватной оценки деятельности современного университета, отвечающего лучшим мировым образцам; развитие канала коммуникаций между академическим сообществом и массовыми аудиториями; поиски новых технологий оценки деятельности институтов в сфере образования, исследований и разработок, инновационного развития.
  • Задачи исследования:
  • ·                   Развитие коммуникаций с администрациями университетов и академическим сообществом страны
  • ·                   Изучение и оценка источников информации о деятельности университетов, всей сферы образования, исследований и разработок
  • ·                   Поиск новых подходов к оценке ценности некоммерческих брендов университетов
  • ·                   Проведение экспериментальных замеров новых параметров, на основании которых можно оценивать деятельность университетов в изначально принятых 6 сферах
  • ·                   Разработка методов и средств оценки связей университетов с рынками высококвалифицированного и академического труда
  • ·                   Генерирование частных оценок деятельности университетов, позволяющих аудиториям получить дополнительные возможности выбора образовательных программ, партнеров совместных работ, мест приложения таланта и пр.
  • ·                   Определение возможностей для создания на основе различных оценок информационных сервисов, интересным таким аудиториям, как академическое сообщество, потенциальные абитуриенты и их семьи, регуляторы сферы высшего образования и R&D.

Оценки деятельности университетов и формирование сводного и частных рейтингов университетов основаны преимущественно на данных анкет, представленных университетами.

Если приглашенный к участию в рейтинге университет не присылает в срок анкету, то необходимые данные заимствуются из опубликованных в 2019 году результатов Мониторинга МНВО, а также опубликованных на веб-сайте университета материалов.

Читайте также:  В новый год — с умом: празднуй и узнавай новое

Приглашения к участию в НРУ2019 разосланы в адреса 338 университетов. Анкетные данные предоставили 179 университетов. По итогам первичной обработки опубликованных материалов Мониторинга МОН в НРУ2019 включено 327 университетов.

Источник: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/news_detail.php?ELEMENT_ID=124587

Опорный вуз существенно улучшил позиции в Национальном рейтинге университетов «Интерфакса»

Стали известны результаты Международного рейтинга университетов, проводимого ежегодно международной информационной группой «Интерфакс».

Были оценены 288 ведущих университетов России (это больше на 23, чем в прошлом году), в том числе 29 национальных исследовательских университетов, 10 федеральных, 33 опорных вуза, 21 университет-участник Проекта 5-100, а также 7 ведущих негосударственных университетов. 

Деятельность вузов оценивается по шести параметрам по 1000-балльной шкале, интегральная оценка формируется по шести основным направлениям: образование, исследование, социальная среда, международное и межрегиональное сотрудничество, инновации и бренд университета.

Источниками данных являются открытые материалы о деятельности университетов, собранные экспертами «Интерфакса» анкетные данные, данные мониторинга вузов, проводимого Министерством образования и науки России, а также результаты анализа, осуществленного с помощью Системы комплексного анализа новостей (СКАН-Интерфакс). 

По итогам 2017/2018 учебного года Вятский государственный университет занял 74 место, существенно улучшив прошлогодний результат: тогда он был на 97 позиции в рейтинге. 

Что касается других участников, то лидером рейтинга остается Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; на втором месте – Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, сохранивший позиции прошлого года. Третью строку занял Московский физико-технический институт: в прошлом году он был шестым. 

Четвертым в рейтинге оказался Санкт-Петербургский государственный университет, на одну позицию ухудшивший результат прошлого года; на пятом месте Высшая школа экономики, также отступившая на одну строчку; на шестом – Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (вместо пятого места в прошлом году).

Седьмое место – у Национального исследовательского Томского государственного университета (прошлый год – 8 место); восьмое – у Национального исследовательского Томского политехнического университета (прошлый год – 10 место). Девятая позиция в рейтинге – у Университета ИТМО (прошлый год – 7 место); замыкает топ-10 Российский университет дружбы народов (прошлый год – 9 место). 

74 место вместо 97 – это безусловное достижение ВятГУ, показывающее динамику развития университета и дающее надежду на столь же значительное улучшение результата в будущем. 

Источник: https://kirov.online/nauka-i-obrazovanie-v-gorode/opornyj-vuz-susestvenno-ulucsil-pozicii-v-nacionalnom-rejtinge-universitetov-interfaksa

Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования | Капитал страны

Глобализация экономики привела к глобализации конкуренции. Этим процессом оказались затронуты и такие специфические хозяйственные структуры, как университеты. Между тем определить, какое из высших учебных заведений является лучше, а какое – хуже, по целому ряду причин представляется проблематичным.

Если же речь идет об университетах разных стран, то оценка их качества еще больше осложняется. В связи с этим в мире разворачивается большая работа по составлению глобальных университетских рейтингов, призванных проинформировать общественность, по крайней мере, о самых лучших вузах мира.

В настоящее время можно говорить о настоящей «рейтинговой лихорадке», которая близка к своему апогею.

1. Рейтинговая революция: историческая справка

История академического ранжирования университетов, как это ни парадоксально, берет свое начало в Соединенных Штатах еще с 1870 года. Однако этот почти полуторовековой период очень неоднороден по своим достижениям.

Так, первое ранжирование высших учебных заведений академическими кругами началось в конце XIX века. Дальнейшая хронология первого этапа развития рейтинговой деятельности представлена в табл.1.

Таблица 1. Хронология рейтинговой активности в США с 1870 по 1982 гг.

Годы Событие
1870–1890 Комиссия Бюро по образованию США начинает публиковать ежегодные отчеты со статистической информацией и классификацией учебных заведений.
1910 Ассоциация американских университетов убеждает Бюро по образованию США внести исправления в классификацию.
1911 Бюро по образованию США публикует обновленный рейтинг 344 образовательных учреждений
1910–1933 James Cattell, один из первых психологов Америки, профессор университета Пенсильвании и Колумбийского университета, публикует свою работу «American Men of Science», в которой располагает вузы по числу выдающихся ученых, связанных с университетом, по числу студентов или преподавателей факультета, а также по соотношению числа ученых в данном учреждении к общему количеству преподавательского состава.
1925 Raymond Hughes, ректор Университета Майами и председатель американского Совета по образованию и его Комитета по магистерской подготовке, публикует работу «A study of the Graduate Schools of America», в которой использует ранжирование по репутации в разрезе 26 научных дисциплин в 36 вузах.
1957 Chesley Manly из Chicago Tribune публикует 6 различных рейтингов: 10 лучших университетов, образовательных колледжей, колледжей раздельного обучения для юношей и для девушек, юридических и технических школ.
1959 Hayward Keniston из Университета Пенсильвании публикует рейтинг по репутации 25 университетов по группе дисциплин.
1966 Allan Carter из Американского Совета по образованию публикует «An assessment of quality in graduate education», где составляется рейтинг 106 университетов.
1973–1975 Blau и Margulies вводят рейтинг репутации для профессиональных школ.
1982 Национальная академия наук США вводит оценку исследований и докторских программ в США.
1982 Рейтинговая деятельность распространяется на преддипломное образование (бакалавриат).

Составлено по: [1-2].

Второй этап истории университетских рейтингов начинается с 1983 г.

, когда журналом «US News&World Report» был опубликован список 50 лучших вузов США, инициировавший дальнейшую систематическую работу в этом направлении.

Рейтинг создавался в помощь студентам и их родителям при принятии решения относительно выбора высшего учебного заведения. С тех пор журнал ежегодно публикует наиболее авторитетный рейтинг американских университетов [3].

В последующие годы в ряде зарубежных изданий стали появляться рейтинги независимой оценки университетов, сделанные СМИ и специализированными исследовательскими лабораториями. При этом ранжирование проводилось, как правило, на национальном уровне, когда сравниваемые университеты находились внутри одной страны.

Например, с 1986 г. в Великобритании составляется рейтинг Research Assessment Exercise (RAE), который ведется британскими организациями, ответственными за распределение государственного финансирования и контроль эффективности его использования университетами.

Рейтинг оценивает результаты исследовательской деятельности английских вузов и является основой для решений об их государственной поддержке. Однако у этого рейтинга имеется серьезный недостаток – он публикуется раз в четыре года; его последняя версия вышла в 2008 году [36]. С 1997 г.

в Великобритании составляется множество других рейтингов, успешно конкурирующих с RAE.

С 1991 года в Канаде журналом Maclean’s публикуется один из самых популярных рейтингов университетов Канады – Maclean’s University Ranking [4]. Его целью является популяризация вузов и предоставление информации относительно подготовки в вузах.

В 1992 г. был опубликован первый польский профессиональный образовательный рейтинг крупнейшим варшавским издательством Perspektywy, специализирующимся на вопросах образования [5]. Основная его задача состоит в помощи молодежи сделать правильный выбор в области образования.

С 1993 г. британская газета Times начала публиковать университетские табели о рангах, желая помочь молодым людям правильно выбрать для себя программы и вузы.

С этого же года Times начинает выпуск издания «The Good University Guide», в котором предоставляет своим читателям достоверную картину высшего образования в Великобритании.

В издании акцент делается больше на преподавании, чем на исследованиях, на программах получения диплома бакалавра, чем на магистерских и докторских программах [6].

С 1994 г. одна из ведущих японских газет, Asahi Shimbun, начинает публикацию ежегодных «Рейтингов университетов» с целью предоставления абитуриентам полной и достоверной информации о японских вузах [7].

В 1998 г. Центр по развитию высшего образования совместно с Национальным фондом оценки товаров и услуг Shiftung Watest составил первые рейтинги вузов Германии. Их целью также являлась помощь выпускникам школ при выборе вуза для дальнейшего обучения. С 1999 г. рейтинги публикуются совместно с еженедельным журналом Stern на сайте Центра по развитию высшего образования [8].

К настоящему моменту национальные и отраслевые рейтинги являются уже весьма многочисленными, однако их истинная роль для мирового информационного пространства пока так до конца и не определена.

Первый международный (но не общемировой!) университетский рейтинг был подготовлен журналом AsiaWeek в 1997 г., составившим классификацию крупнейших университетов Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако по политическим причинам, о которых будет сказано ниже, в 2001 году рейтинг прекратил свое существование [1]. Можно сказать, что данный негативный опыт послужил своеобразной репетицией для последующих более успешных действий подобного рода.

При этом следует особо отметить, что первая попытка построения глобального (международного) рейтинга была предпринята на образовательном рынке Азии.

С 2003 года начинается третий этап в развитии практики рейтингования вузов и связан он с первым шагом в построении системы глобальных университетских рейтингов.

В этом году Шанхайский университет (Shanghai Jiao Tong University) (Китай) начал составлять ежегодный академический рейтинг ведущих университетов мира (Academic Ranking of World Universities) [9]; в дальнейшем мы его будем называть ARWU. На основе этого рейтинга оцениваются научно-исследовательские достижения университетов по 6 показателям.

Интегральный показатель для учебного заведения представляет собой средневзвешенное значение по этим показателям. Вузу, получившему самый высокий балл, присваивается показатель 100; результат для остальных учебных заведений рассчитывается в процентном отношении от лидера.

Здесь также следует обратить внимание на тот факт, что первый глобальный рейтинг «стартовал» в Азии. Именно с 2003 года начинается новая история университетских рейтингов, т.к. впервые была успешно применена «сквозная» методика оценки вузов разных стран, независимо от страны их происхождения.

С 2004 года свою ежегодную версию лучших университетов мира предлагает британская организация «TSL Education Ltd», публикуя ее в издании «The Times Higher Education» [10]. C 2005 года рейтинг составлялся совместно с компанией «Quacquarelli Symonds» и назывался QS-THES (с 2009 г. – THE-QS). Однако с 2010 г.

в результате переосмысления накопившихся ошибок и критики со стороны мировой академической общественности вышеуказанный рейтинг как совместный проект THE и QS прекратил свое существование, распавшись на два самостоятельных рейтинга. Компания QS по-прежнему составляет свою версию рейтинга [27], а Times Higher Education отныне сотрудничает с агентством Thomson Reuters.

В сентябре 2010 года вышел их первый совместный рейтинг THE World University Rankings (THE). Таким образом, держателем сложившегося бренда THE осталась компания «TSL Education Ltd», а рейтинг QS перешел на положение конкурирующей системы оценки; в дальнейшем будем его обозначать QS. Здесь сразу укажем, что формальной датой рождения рейтинга QS является 2009 год, т.к.

уже в этом году рейтинги THE и QS различались, хотя их окончательное организационное и правовое размежевание произошло лишь в 2010 году.

В 2004 году международное рейтинговое движение было поддержано лабораторией «Cybermetrics», входящей в исследовательскую группу Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании и опубликовавшей свой рейтинг Webometrics [11]; в дальнейшем будем его называть Web.

Эта система оценивает присутствие вузов в виртуальном информационном пространстве и опирается в основном на Интернет-показатели университетских сайтов. В зону внимания Web попадает примерно 16-20 тыс. университетов, в результате анализа которых формируется итоговая таблица, включающая 4 тыс. вузов мира.

Это в несколько раз больше, чем в других рейтингах. Например, ARWU анализирует только 3 тыс. вузов, а THE – 3-6 тыс. Как заявляют разработчики Web, его целью является не столько ранжирование университетов, сколько поддержка их инициатив по открытию информации к научным публикациям и другим академическим материалам.

С этой целью проводится анализ вузов по четырем основным показателям, отображающим в основном исследовательскую активность университетов.

Следующий значительный шаг был сделан в 2007 году Советом по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Higer Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan), начавшего публикацию своего собственного рейтинга – Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities) [12]; в дальнейшем будем его называть PRSP. В этом рейтинге представлено 500 ведущих университетов мира, оцененных в основном с точки зрения исследовательской деятельности в части написания научных статей.

Вышеперечисленные пять глобальных рейтингов – ARWU, THE, QS, Web и PRSP – выступают в качестве общепризнанных.

Между тем начало столетия ознаменовалось многочисленными и во многом неудачными попытками построения других рейтингов, которые пока почти не учитываются мировым сообществом.

Тем не менее, некоторые из них имеют потенциал для перехода в разряд полноценных участников соответствующего информационного рынка.

Например, в 2006 году американский журнал Newsweek опубликовал свой глобальный рейтинг университетов «The Top 100 Global Universities» [13]. Однако в дальнейшем этот рейтинг больше не воспроизводился, ознаменовав тем самым некую единичную попытку вхождения на рынок составителей рейтингов.

С методической точки зрения этот рейтинг можно считать «вторичным», ибо он не основывался на собственной оригинальной системе оценки. Так, его составители при оценивании университетов использовали критерии двух других рейтингов, ставших к тому времени авторитетными, – ARWU и THE.

Вес показателей рейтинга ARWU, составил 50%, еще 40% пришлось на показатели рейтинга THE, а оставшиеся 10% были отданы «оригинальному» показателю разработчика – оценке объема библиотечных фондов университетов.

Несмотря на наличие описания используемой методологии, журнал Newsweek значения сводных и промежуточных оценок не приводит, что делает и сам рейтинг недостаточно прозрачными.

Кроме того, гибридный характер методики рейтинга Newsweek не позволяет классифицировать его как оригинальный и самостоятельный продукт. Тем не менее, сама попытка усреднения глобальных рейтингов является симптоматичной и заслуживает внимания.

Появившийся в 2007 году французский рейтинг «Professional Ranking of World Universities», разработанный Ecole nationale superieure des mines de Paris, своей главной целью объявил оценку эффективности вузов с точки зрения востребованности и успешности карьеры их выпускников.

Главный критерий оценки вуза – присутствие его выпускников в числе генеральных директоров крупнейших мировых компаний, представленных в ежегодном рейтинге Fortune Global 500 [18]. Данный университетский рейтинг по целому ряду причин является своеобразным и интересным.

Во-первых, он также является «вторичным», так как базируется на данных другого рейтинга. Во-вторых, он оценивает не потенциальные возможности университетов и, следовательно, то, что они могут дать своим выпускникам, а то, что они им реально дают в смысле профессиональной карьеры.

Между тем такая чрезмерно прагматичная оценка и узкая выборка лиц среди топ-менеджмента крупнейших компаний могут давать серьезные смещения искомых оценок.

Еще одной попыткой оценить и сравнить деятельность университетов является создание в 2009 году в рамках российско-армянского проекта рейтинга «АркаЛер» [17].

Этот рейтинг также можно отнести к категории Интернет-рейтингов, так как место (ранг) университета определяется как его позиция в мировом виртуальном информационном образовательном пространстве путем расчета обобщенного индекса виртуального интеллектуального капитала (ОИВИК).

ОИВИК выводится на основе измерения и оценки так называемых нормализованных индексов «качества и востребованности» веб-сайтов университетов с помощью индексов цитирования, выявленных из скрытых данных глобальных поисковых систем как в англоязычном, так и в русскоязычном образовательном сегменте Сети.

По словам разработчиков, в рейтинге «АркаЛер» впервые идентифицируется не столько критерий качества образования, сколько обобщенный критерий качества виртуального интеллектуального капитала университета по следующим компонентам: человеческий капитал, организационный капитал и капитал отношений.

Данный рейтинг в динамике определяет конкурентоспособность университетов, идентифицирует потенциал их возможных успехов и достижений и не зависит от предпочтений экспертов (российских и зарубежных), подверженных различным влияниям. Однако и этот рейтинг грешит отсутствием толкования используемых показателей, пояснениями о том, чему равна и как формировалась выборка вузов, как и когда проводился сбор и анализ информации.

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/globalnye_rejtingi_universitetov_praktika_sostavleniya_i_ispolzovaniya/

Ссылка на основную публикацию