Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Дважды в год Университет ИТМО отправляет своих студентов целый семестр обучаться в другой стране. Партнерами университета являются более 200 вузов в 30 странах мира. Как подать заявку на участие в программе обмена, как получить грант и какие еще возможности предоставляет университет? Рассказываем в этом материале.

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Программа академической мобильности и семестровый обмен

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Конкурс заявок проводится два раза в год: в сентябре и феврале.

Принять участие могут и студенты-бакалавры (но не первокурсники), и магистранты при условии, что они не имеют академических задолженностей, владеют английским на уровне B2, демонстрируют большие успехи в учебе (иметь четверки по предметам допускается), активно вовлечены в жизнь университета (например, в качестве волонтеров на мероприятиях) и, желательно, принимали участие в конференциях, выставках или конкурсах.

Выбирать дисциплины и, соответственно, вузы, можно только те, которые соответствуют специализации студента и его программе обучения в ИТМО. Этот момент необходимо обсудить со своим научным руководителем, он же составляет индивидуальный учебный план с учетом тех дисциплин, которые могут быть перезачтены по возвращении. В заявке можно указать до трех вузов.

Объявления о начале приема заявок и сроках проведения конкурса академической мобильности размещается в разделе «Мероприятия» в ИСУ, заявка подается через личный кабинет.

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах Информационная встреча, посвященная международным возможностям в Университете ИТМО

Для участия в первом этапе конкурса понадобится CV, мотивационное письмо на английском языке и сертификат на знание языка. Сдать тест и получить сертификат на два года можно в Центре изучения иностранных языков Университета ИТМО.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Узнать об обучении и бизнесе за рубежом можно за один день

Оценим за полчаса!

У студентов 2 и 3 курса бакалавриата, обучающихся на продвинутых курсах английского, есть возможность не сдавать тест, а сразу получить сертификат, но краткосрочный (он будет действовать только до конца учебного года) и на один уровень ниже.

С написанием письма, резюме и заявок помогут сотрудники Лаборатории академического письма.

После отборочного этапа студенты проходят устное собеседование — по его результатам сотрудники Отдела международных образовательных программ выбирают тех, кто будет предложен в качестве кандидата на обучение, и отправляют их данные в вуз-партнер.

Получив ответ принимающего вуза и письма координатора с инструкциями, студент заполняет заявку и дальше ждет письма-приглашения.

После этого необходимо оформить заявление на отъезд с точными датами начала обучения и возвращения в ИТМО, а также проект пояснительной записки с перечнем планируемых для изучения дисциплин.

Обязательно нужно прислать скан или фотографию штампа о пересечении границы.

В самом вузе нужно будет подписать Confirmation of Arrival (при начале обучения) и Confirmation of Departure (после окончания обучения).

Очень важно адекватно рассчитывать свои финансовые возможности и при выборе страны для обучения иметь в виду все сопутствующие расходы: сравнить цены на перелет, на общежитие, на жизнь. Жизненно важно убедиться, что банковская карта будет работать за границей. Карту Мир, на которую приходит стипендия, необходимо привязать к действующей карте visa или mastercard.

Дедлайн подачи заявки на семестровый обмен — 20 февраля.

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Краткосрочные курсы

Для тех, кто не хочет или не может отправиться в зарубежный вуз на целых полгода, есть вариант краткосрочных курсов и образовательных стажировок, зимних и летних школ, которые длятся всего одну-две недели. Это хороший способ испытать себя и свой английский, а еще посмотреть на вуз, в котором планируешь учиться в будущем.

Также есть возможность поучаствовать в конференции, олимпиаде или международном конкурсе. Хорошая новость: Университет ИТМО может взять на себя до 70% расходов на поездку. Однако программа финансовой поддержки действует только для студентов бюджетных отделений и осуществляется на конкурсной основе. Один студент может принимать участие в конкурсе на два мероприятия в семестр.

  • Календарь мероприятий можно посмотреть в ИСУ.
  • А посмотреть подробнее, как участвовать в конкурсе на получение финансирования, можно по этой ссылке. 

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Study abroad at home

Погрузиться в атмосферу международного обучения и подтянуть язык можно вообще не выезжая за пределы страны (и даже университета).

В ИТМО действует программа «Study abroad at home» — она дает возможность две недели обучаться вместе с интернациональными студентами, приехавшими в университет по обмену.

Правда, набор дисциплин, доступных для обучения, довольно ограничен, полный их список можно найти в группе ITMO Student Exchange ВКонтакте.

  1. Порядок записи на курсы такой же: заполнение анкеты, мотивационное письмо на английском, собеседование (тоже на английском).
  2. Дедлайн подачи заявки — 13 февраля.  

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Еще один интересный способ поучаствовать в программе интернационального обмена — это записать в группу Buddy System. Этот проект нацелен на помощь иностранным студентам, приезжающим в ИТМО.

В рамках программы к зарубежным студентам прикрепляются русскоговорящие помощники — они помогают добраться из аэропорта, заселиться в общежитие, успешно влиться в студенческое коммьюнити, помогают с бытовыми вопросами.

Участие в этой программе не только позволяет прокачать свой язык и завести друзей-иностранцев, но и дает солидный бонус в будущем: заявки волонтеров в конкурсе академической мобильности имеют приоритет при рассмотрении. 

Источник: https://news.itmo.ru/ru/education/students/news/9169/

Особенности студентов всех курсов от первокурсника до выпускника *

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Казалось бы, что может измениться в жизни студента и самом студенте на время обучения? На самом деле с первого по пятый курс учащийся кардинально меняется. Предлагаем рассмотреть «эволюцию» студента от поступления до выпуска из ВУЗа и наглядно увидеть, какие перемены он претерпевает.

Особенности студентов-первокурсников

Отличить новичка от опытного просто. Он выделяется из толпы следующими чертами:

  • пугливость и волнение. Новое здание, новые люди, новые знакомства – все это может поставить человек в ступор. Кто-то легко идет на контакт, другие же – сторонятся новшеств и долго присматриваются к новым людям. Как правило, первокурсники ходят небольшими компаниями (10-15 человек).

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузахЧем отличаются студенты первых курсов

  • приходит до начала занятий. Новое расписание и ритм жизни – к этому первокурснику предстоит привыкнуть. Он боится опоздать, боится неприязни со стороны преподавателя и пр. Поэтому предпочитает приходить на пары за 20-30 минут до их начала.
  • до конца не понимает и волнуется, когда слышит такие слова, как «физкультура», «зачет», «сессия» и пр.
  • старательно выполняет каждое задание, посещает библиотеку и все занятия по расписанию, стараясь не пропускать.

Особенности студентов второго курса

Эти учащиеся уже знают правила ВУЗа, какой педагог и как относится к предмету, его требования и пр. Здесь психологический портрет второкурсника уже отличается от новичка:

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузахОсобенности студентов вторых курсов

  • если на лице первокурсника видно волнение и пугливость, то у второкурсника более уверенный взгляд, он спокоен и менее суетлив;
  • устанавливает новые контакты на основе определенного расчета, выгоды и пр.;
  • хорошо ориентируется в ВУЗе и его филиалах, уже знаком с разными кафедрами и иными структурными подразделениями;
  • подготовка к занятиям уже не столь тщательная, но готовность их достигает 75-80%, посещаемость также немного снижается (студент выборочно посещает предметы);
  • перед зачетной неделей и сессией сохраняется волнение, но уже не в такой явной форме, как у первокурсника. Он обладает общими знаниями и знает, как проходит экзамен, зачет и пр.

Особенности студентов третьего курса

Третьекурсники отличаются самоуверенностью. Им практически неведом страх и волнение. Они могут опоздать на пару или вовсе не явиться на занятия, их подготовка зависит от настроения и желания, но исправлять полученные «неуды» они стараются до наступления сессии, так как уже знакомы с действующим порядком.

По идее, на третьем курсе начинают преподавать профильные дисциплины, но студентам они даются нелегко. Несмотря на это они продолжают верить, что это несложно, и смогут все освоить за одну ночь.

Многие преподаватели отмечают, что третьекурсники становятся наглыми, язвительными, но подобные черты в большей степени зависят от воспитания.

Особенности студентов четвертого курса

Четверокурсники находятся в предвкушении: «еще вот-вот, чуть-чуть и выпуск». Они постоянно интересуются у выпускников, как и что делать, что им предстоит испытать и пр.

Преподаватели становятся более требовательными к четверокурсникам. Как правило, образовательная программа старших курсов предусматривает написание преддипломной курсовой работы и выполнение отчета по производственной практике.

Фактически уже на четвертом курсе студенты выполняют 50% дипломной работы.

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузахСтуденты четвертого курса

Четверокурсники обладают достаточными знаниями, чтобы начать работать в рамках выбранной специализации. Они уверены в собственных силах, объективно оценивают ситуацию, знают, кто из преподавателей требователен, а кто лоялен и умело пользуются этим.

Особенности студентов пятого курса

Пятикурсники считают себя героями, пережившими «целые сражения» (зачеты, сессии, курсовые работы и пр.).

На самом деле, чем ближе к выпуску ГОСам, тем больше выпускники напоминают первокурсников: в их глазах царит ужас и страх, волнение, руки трясутся, они постоянно зубрят и читают и т.д.

Выпускники буквально мучают преподавателей и днем и ночью, чтобы выполнить диплом на высшем уровне.

К концу пятого курса студент превращается в специалиста, который владеет достаточными знаниями и навыками. Данный факт остается подтвердить на защите диплома. Нередко пятикурсники уже работают, а написание диплома заказывают у авторов (исполнителей). Перед защитой они стараются разобраться, что же «понаписывал» исполнитель и как это преподнести комиссии.

Только после защиты они обретают уверенность в собственных силах и строят дальнейшие планы: куда устроятся на работу/переведутся/продолжат обучение и пр.

Таким образом, с покорением каждого нового курса студент становится более яркой и самоуверенной личностью, которая объективно оценивает ситуацию и пользуется всеми возможными методами для достижения собственной цели. Вместе со знаниями и профессионализмом, растет личность.

Источник: https://disshelp.ru/blog/osobennosti-studentov-vseh-kursov-ot-pervokursnika-do-vypusknika/

Минобрнауки рекомендует российским вузам перейти на дистанционное обучение

Студенты смогут изучать отдельные курсы в других вузах

Министерство науки и высшего образования России порекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение из-за угрозы заболевания коронавирусом. Также учебным заведениям необходимо предусмотреть возможность отправлять отдельных учащихся на каникулы и, если потребуется, организовать их обучение по индивидуальному плану.

Читайте также:  Молодым учителям могут поднять зарплаты

Организовать обучение «вне места нахождения вузов» рекомендуется с 16 марта. Для этого будут использованы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, передает РБК.

Также Минобрнауки поручило вузам предусмотреть возможность отправить отдельных студентов на каникулы. Для этого может потребоваться перевести их на обучение по индивидуальному учебному плану, отметили в министерстве.

Рекомендации были даны после того, как министр науки и высшего образования Валерий Фальков провел совещание с ректорами высших учебных заведений.

Помимо этого в министерстве создали оперативный штаб по предупреждению распространения инфекции. Также на сайте ведомства не позднее 18 марта появится перечень онлайн-курсов, которые студенты смогут проходить бесплатно в рамках своих образовательных программ, говорится в сообщении ведомства.

Еще до того, как министерство обнародовало рекомендации, в МГТУ имени Баумана РБК сообщили, что перевели на дистанционное обучение всех, кто находится на карантине. Также удаленно занимаются иностранные студенты, которые не вернулись в Россию, уточнили в пресс-службе университета.

В МГИМО отметили, что пока в дистанционной форме работают только Дни отрытых дверей, на сайт вуза ведется их прямая трансляция.

«Учебные мероприятия проходят сейчас в очной форме», — сказали РБК в пресс-службе вуза. В РЭУ им. Г.В. Плеханова сообщили РБК, что с 16 марта будет организовано дистанционное обучение студентов, которые находятся в Китае, до этого у них были каникулы.

В СПбГУ в свою очередь издали приказ о свободном доступе студентов к электронным образовательным ресурсам. Как рассказали РБК в пресс-службе учебного заведения, с 17 марта учащимся будут бесплатно выдаваться сертификаты о прохождении онлайн-курсов после их успешного прохождения. Ранее для того, чтобы получить такой сертификат, требовалось оплатить курс.

Ранее в Москве и Подмосковье власти ввели свободное посещение в государственных школах из-за коронавируса.

При этом частным школам в Москве и школам при посольствах стран с неблагополучной обстановкой из-за инфекции было рекомендовано уйти на каникулы на две недели.

Министерство просвещения направило в регионы рекомендации усилить санитарно-эпидемиологические меры в садах, школах, организациях среднего профессионального образования и дополнительного образования детей.

vuz24.ru/Удаленное-обучение

 2,677 total views,  151 views today

Загрузка…

 2,678 total views,  152 views today

Источник: https://study.sevastopol.su/2020/03/16/minobrnauki-rekomenduet-rossijskim-vuzam-perejti-na-distancionnoe-obuchenie/

Студенты смогут получить зачет за пройденные онлайн-курсы

Российские вузы смогут зачесть студентам пройденные открытые онлайн-курсы на таких платформах, как, например, Coursera, EDX, Udacity и др., а также те предметы, которые были дистанционно изучены в любом университете.

 Такие предложения были разработаны по заказу Министерства образования и науки России.

Как рассказал «Известиям» руководитель проекта, начальник отдела дополнительного образования Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ Алексей Попов, нужно разработать единую систему перезачета дисциплин для студентов, а также систему расчета стоимости образовательных программ для вузов. В Минобрнауки считают, что онлайн-образование позволит студентам совмещать учебу с работой, а также вовлечь большее количество людей в образовательный процесс. Однако эксперты полагают, что, так же как и в Европе, система дистанционного обучения не приживется в России.

По словам руководителя проекта Алексея Попова, необходимо законодательно расширить права и возможности образовательных организаций для проведения онлайн-обучения, чтобы студенты могли дистанционно проходить отдельные курсы в разных вузах.

— В системе высшего образования существует целый ряд проблем, касающихся электронного обучения.

Например, студент учится в Санкт-Петербурге, но хочет изучать физику в МГУ, поскольку там она лучше преподается, или ему больше интересен определенный уклон.

Формально это возможно, вуз имеет право зачесть дисциплину, но практического механизма не существует — скорее всего, в деканате скажут, что не знают, как правильно оформить перезачет, — говорит Попов.

  • В отчете предлагается «разработать обобщающие рекомендации по взаимному зачету результатов изучения отдельных элементов образовательного процесса — курсов, дисциплин, модулей».
  • При «виртуальной академической мобильности» студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, встает вопрос расчета между образовательными организациями.
  • — Необходимо формирование рекомендаций для образовательных организаций по расчету стоимости модулей образовательной программы и осуществлению расчетов между организациями без проведения конкурсных процедур, — говорится в отчете.
  • — Целесообразно предоставить вузам самостоятельно определять состав, способ доступа и номенклатуру электронных ресурсов, в том числе право использовать открытые ресурсы  сторонних разработчиков.
  • По мнению Попова, студентам надо дать право засчитывать массовые открытые онлайн-курсы, такие как Coursera, EDX, Udacity, OpenupEd и др.

— У многих преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга размещены курсы на некоммерческих платформах. Но студентам, чтобы перезачесть этот курс у себя в университете, нужно предоставить документ установленного образца. При этом популярный сайт Coursera не лицензирован на территории России, — сказал он.

Для развития онлайн-образования в России предлагается внести поправки в первую очередь в нормативную базу по аккредитации и лицензировании образовательных учреждений, чтобы ликвидировать существующие противоречия.

— С одной стороны, закон «Об образовании» предоставляет право применять дистанционные образовательные технологии.

Но в то же время в нормативных актах Рособрнадзора, применяемых при лицензировании и аккредитации, содержатся требования, ограничивающие эти права — в частности, нормативы по площадям учебных и спортивных помещений.

То есть организации, применяющей электронное обучение, при проверке укажут на нарушение этого норматива, — пояснил Попов.    

Отметим, что Министерство образования в конце 2014 года заключило контракт с Институтом сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета на «Прогнозирование вариантов возможного развития нормативно-правовых основ и механизмов реализации образовательных программ высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения)». 

Как рассказали в Минобрнауки, онлайн-образование позволит студентам совмещать учебу с работой, а также поможет вовлечь большее количество людей в образовательный процесс.

— Сегодня для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом уровне, образовательные организации всё активнее внедряют в образовательной процесс технологии онлайн-образования, — отмечают в пресс-службе ведомства.

— Это позволяет усилить вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетая образовательную и профессиональную деятельность, а также дает возможность получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии, вовлекая большее количество людей в образовательный процесс.

Также ведомством было принято решение о создании Совета по открытому онлайн-образованию. В его состав вошли ректоры Московского гоударственного университета им. М.В.

Ломоносова, Государственного университета «Высшая школа экономики», Московского физико-технического института (государственного университета), Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского политехнического государственного университета, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Уральского федерального университета, представители Рособрнадзора и Минобрнауки.

  1. — По мнению всех участников первого заседания совета, открытые онлайн-курсы при условии предъявления высоких требований к их качеству и к процедурам оценки результатов обучения могут в будущем обеспечивать освоение существенной части образовательных программ, при этом право выбора онлайн-курса или традиционного курса в вузе будет гарантировано студентам, — рассказали в Минобрнауки.  
  2. В ближайшее время планируется «сформировать рекомендации вузам по вопросам признания результатов обучения, определить приоритетные направления разработки содержания онлайн-курсов, скоординировать межвузовское взаимодействие в процессе создания и совместного использования онлайн-курсов образовательными организациями».
  3. Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин отметил, что с помощью введения системы онлайн-образования вузы смогут сократить расходы на обучение и в тоже время расширить аудиторию потенциальных студентов.

— Вузы могут предоставлять образовательные услуги за тысячи километров без какой-либо географической привязки, за счет чего существенно расширяется их аудитория. Чаще всего дистанционное обучение является платным, поэтому учреждения живут на этом, — говорит эксперт. — А для студентов онлайн-обучение — это возможность сэкономить расходы на проживание в другом городе.

  • Панин считает, что, если студентам можно будет проходить открытые онлайн-курсы в качестве университетского предмета, это повысит уровень научной среды.
  • — Так возможно контактировать с учеными из разных стран, получать обратную связь, более плотно общаться для дальнейшего научного сотрудничества, — сказал он.
  • Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев рассказал, что виртуальное образование в глазах работодателей сильно проигрывает традиционным формам обучения.

— К онлайн-обучению относятся с подозрением, и, если будет выбор, при прочих равных условиях, предпочтут кандидата, учившегося на очной форме.

Если же кандидат, получавший образование дистанционно, заинтересует работодателя, то ему обязательно зададут вопросы о причинах выбора такой формы обучения.

Но если речь идет не о найме вчерашнего студента, работодателю намного важнее опыт кандидата, — сказал Лебедев.

Президент Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) Александр Сигов считает, что необходимо тщательно отбирать онлайн-курсы, которые могут быть зачтены в вузах.

— Нужно учитывать программу обучения и уровень тех знаний, которые дают лекции. Этим может заниматься только экспертный совет, — говорит Сигов. — Безусловно, дистанционное обучение должно развиваться. Для успешного функционирования нужно сочетать разные формы обучения в разумных пропорциях. Так, например, во время онлайн-обучения можно проводить очные тестирования и экзамены.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков подчеркнул, что ни в одной стране мира не прижилась система дистанционного образования.

— Главная причина неудачи онлайн-обучения заключается в том, что никто не несет ответственности за уровень образования, — говорит эксперт.

— Гарвард, Кембридж, Сорбонна, Шанхайский университет, которые одними из первых начали применять дистанционную систему, — все отказались от онлайн-обучения, поскольку в случае некачественно оказанной услуги учреждениям могут предъявить даже судебные иски.

По той же причине ведущие университеты не стали использовать систему дистанционных курсов других учреждений.  

  1. Комков отметил, что Сорбонна использует для обучения своих студентов систему открытых лекций, однако при этом руководство университета само лицензирует эти курсы.
  2. — За обучение несет ответственность только само учреждение, а не министерство, поэтому если вузы считают целесообразным ввести систему открытых курсов, то они сами должны принимать решение и выбирать нужные модули, — считает Комков.
  3. В то же время эксперт считает, что вузы могут использовать некоторые элементы дистанционного обучения.
  4. — Если студент вынужден уехать на длительное время, или он, например, переехал в другой город на последнем курсе, то возможно использовать технологии дистанционного обучения, чтобы находиться в постоянном контакте с преподавателем, — сказал он.

Источник: https://iz.ru/news/581851

Студентам разрешили выбирать предметы и курсы. Но разве они так чему-то научатся? «Медуза» разбирается, как это работает — Meduza

Перейти к материаламПартнерский материал

В российских университетах все привыкли учиться по заранее составленной программе, ходить на поточные лекции, конспектировать и зубрить. В итоге выпускники зачастую разочаровываются в выбранной профессии или оказываются носителями устаревших знаний и умений. С этого года можно учиться по-новому: первокурсникам разрешили самостоятельно формировать свою образовательную программу, а значит, учиться тому, что интересно и полезно именно им. Назвали такую систему обучения — ИОТ, то есть индивидуальная образовательная траектория. Одним из первых на нее перешел Тюменский государственный университет: с 1 сентября все его студенты начали учиться именно так. Как устроена новая модель образования и не будут ли студенты выбирать только легкие занятия, нам рассказали эксперты ТюмГУ. 

Нет, не все. За время обучения студенты сами выбирают часть профильных предметов и несколько отдельных курсов, так называемых элективов, — на них приходится около 25–30% учебного плана. Остальное время занимают обязательные дисциплины. 

Важнейший общеобразовательный блок, так называемый CORE, есть у всех первокурсников. Он нужен для того, чтобы привить студентам основные навыки — базу, на которую можно будет наслаивать будущие специализации.

В рамках CORE учат математику и английский язык, а еще объясняют принципы естественнонаучного познания, помогают первокурсникам научиться гибко мыслить и управлять проектами. Занятия ведут не только преподаватели ТюмГУ, но и приглашенные эксперты из других вузов.

Все дисциплины CORE взаимосвязаны, так что в работе над экзаменационными проектами учащимся нужно применить сразу несколько из полученных навыков. Например, сделать интерактивный проект по истории России в команде с другими ребятами.

Можно! Группы формируются из студентов разных специальностей, которые записались на конкретный электив. В итоге на занятиях могут встретиться юристы и биологи, историки и экономисты.

При этом профильные дисциплины они будут изучать вместе со студентами той же специальности.

Такой подход учит работать в команде вместе с людьми другого профиля — это, по мнению представителей ТюмГУ, один из ключевых навыков на современном рынке труда. 

Элективы не привязаны к семестрам, поэтому один и тот же предмет можно взять как в первый год, так и в последний. А значит, их могут изучать студенты не только разных профилей, но и с разных курсов.

Можно сначала пойти на курс риторики, а потом взять что-то ближе к своей специальности (например, «Историю искусства» на историческом направлении). Или начать со смежных предметов, а потом изучить что-то совсем новое.

Студенту, чтобы присоединиться к элективу, не нужна специальная подготовка — в отличие от профильных дисциплин.

Чтобы не упустить важное, у каждого первокурсника есть наставник — тьютор. Он встречается со студентом несколько раз за год и помогает выбирать элективы. Тьюторы также подбирают зарубежные стажировки, а на старших курсах договариваются с компаниями о практике и предлагают поучаствовать в научных конференциях.

А еще студент может получить две специальности сразу: основную («мейджор») и вторую, смежную с первой («майнор»). Например, лингвист может выпуститься с майнором по компьютерным технологиям.

Для этого тьютор порекомендует сразу группу элективов, а студент вместе с дипломом получит сертификат, подтверждающий дополнительную подготовку.

Майнор — это возможность построить свое образование так, чтобы при выпуске знать и уметь именно то, что требуют современные работодатели в той профессиональной сфере, которая интересна конкретному студенту.

Нет, от ключевых предметов отказаться не получится. В расписании каждого направления есть обязательные профильные дисциплины. То есть получить экономическую специальность без финансового анализа не выйдет.

Элективы — не дополнительные занятия: да, их можно выбрать, но это не значит, что на них можно не ходить. И они не ограничены направлением подготовки — студенты действительно могут записаться на любой курс, вне зависимости от того, какую главную специальность они выбрали.

Да и выбором элективов дело не ограничивается: специализация в ТюмГУ тоже гибкая. Некоторые университеты на старших курсах предлагают освоить один модуль, который состоит из нескольких предметов (например, фотожурналистика или политическая журналистика на журфаке).

Студенты ТюмГУ же выбирают отдельные профильные дисциплины.

А еще учащиеся влияют на обязательные занятия.

Например, после общего курса лекций по дисциплине «Россия и мир» они выбирают одну из нескольких групп для семинарских занятий (темы меняются каждый год).

Студенты также сами определяют тематику итоговых работ на «Управлении проектами», а еще они могут заниматься математикой и английским на более высоком уровне, чем это требуется на их направлении.

Ходить только на легкие предметы и выпуститься с дипломом не получится. Как минимум из-за профильных дисциплин — на них приходится 70–75% программы. 

Читайте также:  Как россияне относятся к школьным психологам

Некоторые элективы и вправду могут показаться простыми, но только показаться. На самом деле они универсальны, а ведут их преподаватели с мультидисциплинарными компетенциями.

«Для этой цели мы приглашаем лидеров своих направлений из ведущих университетов и научных центров страны», — уверяют в вузе.

Например, в этом году в ТюмГУ будут читать лекции специалист по теории игр Александр Ветушинский и антрополог Николай Ссорин-Чайков.

Преподаватели сами выбирают, как оценивать студентов по итогам курса. Некоторые экзамены могут быть традиционными — с билетами и ответами. Другие предполагают, что студентам нужно сделать индивидуальные или групповые проекты.

А иногда преподаватели предлагают выполнить несколько контрольных заданий. На элективах студенты получают «зачет/незачет», на профильных предметах — оценку в зачетке, как обычно.

В конце обучения студенты сдают госэкзамен и защищают дипломную работу — как и в любом другом вузе.

Наоборот: знакомство с рынком труда у студентов начинается еще во время учебы. Некоторые элективы ведут потенциальные работодатели. Они же приходят на экзамены и защиту дипломов.

Такое взаимодействие с профессионалами помогает студентам понять, какие навыки важно прокачать во время учебы, чтобы выпуститься востребованным специалистом.

С начальных курсов они работают над своими проектами так, чтобы те не только удовлетворяли образовательным стандартам, но и могли привлечь внимание представителей компаний. 

Что касается диплома, он соответствует единым государственным стандартам. Во вкладыше будет информация обо всех предметах, которые полагается изучить на конкретной специальности, а также список пройденных элективов. Если элективы были тематически связаны, то к диплому добавится бонус — сертификат о получении майнора. Он поможет найти работу по смежному профилю.

В 2017 году ТюмГУ одним из первых в России сделал серьезный шаг вперед в области образовательной политики, реализовав новую образовательную модель. Узнать подробнее можно здесь.Партнерский материал

Источник: https://meduza.io/slides/studentam-razreshili-vybirat-predmety-i-kursy-no-eto-zhe-vredno

В 2021 году студенты вузов смогут поменять специальность после 2 курса

Уже в следующем году в рамках пилотного проекта студенты некоторых регионов получат возможность менять специальность после второго курса обучения. Об этом «Известиям» рассказали в профильном комитете Совета Федерации. В 2022 году практику планируют распространить по всей стране, в ней много очевидных плюсов.

Подобную систему используют ведущие университеты Европы, США, Китая и Японии, она позволяет резко снизить количество отчислений на первых курсах вузов из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности. Однако, по мнению экспертов, внедрение новой схемы потребует не только дополнительных подзаконных актов, но и изменения образовательного госстандарта.

Кроме того, на первом этапе учащиеся смогут выбирать только смежные направления.

2 2 2

О необходимости дать студентам возможность менять направление обучения после второго курса в послании Федеральному собранию упомянул президент России Владимир Путин. В тот же день глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов заявил, что для этого понадобятся законодательные изменения, и депутаты готовы их оперативно подготовить.

На самом деле в некоторых вузах такая система частично уже существует. Но если раньше университеты вводили ее по собственному выбору, то теперь глава государства поставил задачу закрепить эту возможность на законодательном уровне, рассказал «Известиям» заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

— Будем обсуждать данный вопрос в I квартале нынешнего года. Если все ведомства пойдут друг другу навстречу, то уже в 2021 году мы наверняка сможем запустить пилотный проект в нескольких регионах, а через год или два тиражировать новую схему на всю страну, — заявил он.

Президент фактически предложил перевести российскую систему образования с уже ставшей нам привычной системы «4 2» (бакалавриат магистратура) на «2 2 2», пояснила «Известиям» директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская.

— Такую систему обучения используют ведущие университеты в Великобритании, Франции, Германии, Польше, а также в Нидерландах, Гонконге, Китае и Японии, — добавила эксперт.

— Самое большое их количество сейчас находится в США — 365. Еще около тысячи вузов в Америке используют ее элементы.

Эта система позволяет студентам дважды (и после второго курса, и после окончания бакалавриата) определиться со своей специализацией и уточнить ее.

По словам эксперта, система «2 2 2» позволяет почти до нуля снизить количество отчислений на первых курсах университетов из-за разочарования в выбранной при поступлении специальности.

От физики к лирике

Для реализации президентской инициативы необходимо решить, как будет соотноситься дополнительный профессиональный модуль с основной частью учебной программы. А также каким образом учитывать и отражать в дипломе результаты его освоения, объяснила «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

— От этих и других факторов будет зависеть скорость закрепления этого положения в законе, — добавила депутат.

При этом, отметила она, сегодня в стране уже есть успешные примеры реализации подобных программ. Так, у студентов Тюменского государственного университета (ТюмГУ) есть возможность с первого курса формировать индивидуальные образовательные траектории.

— Наш вуз внедрил такой проект в этом учебном году, и сегодня в нем задействовано порядка 4 тыс. студентов, — объяснила проректор ТюмГУ Таисья Погодаева. — Кроме того, в университете есть Школа перспективных исследований по семи направлениям, и каждый студент после двух лет общей программы выбирает одно из них.

В числе сложностей, возникших при запуске проектов, представитель вуза назвала довольно жесткие требования Федерального государственного образовательного стандарта.

На необходимость менять ФГО, делать его более гибким и вариативным, указала и заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Сегодня студент не может перейти, например, с исторической специальности на химическую, где уже с первого курса начинаются профильные предметы.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что по крайней мере на первом этапе студенты получат возможность выбирать после второго курса только близкие к их специальностям направления.

— С кардинальными переменами есть много вопросов. Например, что делать, если студент при поступлении в вуз не сдавал, допустим, физику, а потом захотел пойти на факультет, где она нужна, — отметила она в беседе с «Известиями».

Высшая школа экономики еще в 2014 году перешла на новый образовательный стандарт бакалавриата, который предусматривает выбор так называемого майнора — основного ядра образовательной программы для изучения на втором и третьем курсах, сообщила «Известиям» старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ Анна Коровко. Майнор выбирает каждый студент. Главное ограничение — направленность выбираемого майнора не должна совпадать с основным направлением подготовки студента. На внедрение этой системы понадобилось полтора года.

Обучение «под ключ»

Практика частичного применения системы «2 2 2» существует и в ряде вузов, участвующих в проекте «5-100».

— Перевод на новое направление подготовки доступен в Уральском федеральном университете круглогодично. Ежегодно этой возможностью пользуются более 500 студентов, причем около 300 человек принимают такое решение именно на втором курсе, — рассказал «Известиям» ректор вуза Виктор Кокшаров.

В Дальневосточном федеральном университете учащиеся получили возможность переходить на смежные профессии в 2017 году.

— До сегодняшнего дня это выглядело так: студенты продолжали обучаться по своей основной образовательной программе и сверх нее получали дополнительные модули. Если инициатива президента будет реализована, университеты смогут выстраивать более гибкие образовательные траектории, — сказала «Известиям» проректор вуза по учебной работе Анна Тышецкая.

  • С 2014 года обучение в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) строится по принципу «2 2 2».
  • — По окончании третьего семестра студенты в зависимости от рейтинга успешности выбирают профиль подготовки, выстраивая свою траекторию обучения на следующие два года, — сообщила проректор вуза по образовательной деятельности Елена Разинкина.
  • На данном этапе, по мнению сенатора Виктора Кресса, важно ознакомиться с существующим опытом университетов и решить, как органично его масштабировать на всю страну.

Источник: https://hdroliki.ru/v-2021-godu-studenty-vuzov-smogut-pomenyat-speczialnost-posle-2-kursa/

Вузы поддержали инициативу Минобрнауки по введению академической мобильности

МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Академическая мобильность, об эксперименте по введению которой заявило Минобрнауки РФ, позволит студентам выбирать лучшие образовательные программы в российских вузах и повысит конкуренцию среди них.

Однако нововведение потребует разработки единообразных учебных программ и дополнительного финансирования.

Как относятся к инициативе в регионах, к чему приведет усиление академической мобильности и с какими проблемами может столкнуться проект, корреспонденты ТАСС узнали у руководства вузов, экспертов и студентов.

В частности, руководителей вузов волнует, кем и как будут распределяться государственные деньги, выделяемые на финансирование обучения, какие усилия потребуются для приведения к единым стандартам образовательных программ. Студентов же беспокоит, кто и сколько заплатит за переезд и проживание в другом городе.

Ранее Минобрнауки сообщило о запуске эксперимента в сфере высшего образования, который позволит студентам выбирать, в каком вузе они хотят прослушать курс тех или иных лекций.

Запуск эксперимента планируется в сентябре 2018 года под рабочим названием «Академическая мобильность».

Этот проект позволит значительно расширить взаимодействие научных сотрудников, вузов и студентов, отмечают в министерстве.

Мобильность приведет к конкуренции

Список участников эксперимента не уточнен, но опрошенные ТАСС представители университетов положительно оценили инициативу министерства и выразили желание присоединиться к проекту. В частности, руководители вузов отметили, что академическая мобильность приведет к конкуренции за студентов и повышению качества образования.

Внедрение программы мобильности «будет подстегивать вузы, конечно, к тому, чтобы развиваться», считает ректор Томского государственного университета (ТГУ) Эдуард Галажинский.

«Если есть курсы более сильные и интересные, студент просто пройдет их в другом вузе.

С другой стороны, это возможность к кооперации, потому что ты можешь использовать ресурс другого университета для себя», — отметил он.

Ректор Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) Андрей Сергеев считает, что возможность для студентов выбирать место прохождения отдельных курсов усилит конкурентоспособность вузов. «Преподаватели не смогут навязывать свои субъективные подходы. Это хорошая, своевременная инициатива», — считает ректор МАГУ.
Возможность выбора будет несомненно выгодна и студентам, поскольку позволит им выбирать лучшие курсы по своей специальности в разных вузах. «Нет таких университетов, которые были бы лидерами абсолютно во всех научных направлениях, и когда у будущего специалиста появляется возможность взять лучшее для своей профессии там, где оно есть, это можно только приветствовать», — отметил ректор Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) Сергей Дмитриев.
С этим мнением согласен и ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (ННГУ) Евгений Чупрунов. По его словам, система мобильности позволит развивать мышление студентов через призму разных подходов и взглядов, дисциплин и научных школ. Как отметил Чупрунов, в Европе такая системы внедрена давно и показала свою успешность. «Это в какой-то степени еще и шаг в сторону междисциплинарности. В конце концов, студент может поехать не обязательно один в один послушать тот же курс. Ему, скажем, для дипломной работы, для диссертации нужно послушать курс какой-то смежной науки. Между прочим, Европа так и живет», — подчеркнул ректор ННГУ.

Новые вызовы

Однако нововведение вызывает и ряд вопросов, касающихся конкретных механизмов реализации программы. Ректоры хотят знать, как она будет финансироваться, что будет с учебными программами отдельных вузов, которые сейчас могут значительно различаться.

Логичным результатом программы академической мобильности станет приведение учебных программ к единым стандартам, считает ректор МАГУ Сергеев. Он подчеркнул, что сегодня из-за отсутствия такой унификации иногда возникают проблемы, когда студент переводится из одного вуза в другой. Его мнение поддержал первый проректор Воронежского опорного университета Сергей Сафонов. «Должны быть унифицированные учебные планы с одинаковым количеством зачетных единиц, трудоемкостью и так далее», — считает он.

У руководителей вузов возникают вопросы, связанные с финансированием мобильности. Вузы хотят знать четкие «правила игры», что связано с «подушевым» принципом финансирования высшей школы. «Государственные средства выделяются строго на каждого обучающегося», — пояснил ректор НГТУ Дмитриев, добавив, что сейчас эти вопросы решаются по взаимной договоренности.

«Если мы взяли не 10, а 100 человек, кто это будет оплачивать, кому будет перечисляться субсидия от министерства образования? Тому вузу, в который эти студенты приедут, или это будет обмен финансовыми средствами между вузами?», — сказал Сафонов. Он предложил, что начать эксперимент надо не с массовых выездов, а с небольших обменов по договоренности между вузами.

Между тем, пока еще не решены многие вопросы, вузы уже начинают готовиться к возможному прибытию студентов из других университетов. Так, руководство ННГУ уже приняло решение заложить несколько блоков в строящемся общежитии специально для того, чтобы в будущем принимать студентов и аспирантов из других вузов,

Реакция студентов

Студенты, опрошенные ТАСС, по разному оценивают инициативу министерства. Сомнения учащихся в полезности программы вызывают различия, которые существуют сегодня в учебных планах разных вузов, а также возможные финансовые расходы. Как отметил студент Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Артем Ильин, при реализации программы нужно учесть и затраты на проездные расходы, связанные с академической мобильностью. «Стоимость проезда из Якутии в центральные города России высокая. Мне кажется, этот фактор необходимо учесть, особенно для студентов из дальневосточных вузов», — отметил он.

Магистрант первого года обучения Антон Копнин из Института математики механики и компьютерных наук Южного федерального университета осторожно относится к идее мобильности. «Считаю проект „Академической мобильности“ неприемлемым.

Внутри университетов для каждой специальности есть продуманный, годами проработанный план. Предмет подается определенным образом, с расчетом на какие-то ранее приобретенные студентом знания на более ранних курсах», — считает он.

«На мой взгляд, это равносильно тому, чтобы попытаться составить мозаику, используя пазлы из разных коробок. Никакой рисунок не получится», — уверен студент.

Студент Физико-технического института СВФУ Петр Корнилов считает инициативу скорее полезной. «Инициатива нужная и полезная. Однако помимо национальной мобильности, нужно сохранить возможность и международных стажировок», — полагает он.

Использовать опыт регионов

Успешно реализовать новый проект должен помочь опыт студенческих обменов между университетами, который можно использовать для внедрения академический мобильности. Например, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) создан Дальневосточный центр онлайн-обучения.

«Одна из задач центра — формирование нормативно-правовой базы, которая позволит студентам ДВФУ иметь возможность проходить курсы в других российских вузах.

В данный момент Школа экономики и менеджмента ДВФУ запускает пилотный проект по обучению студентов в Томском государственном университете через он-лайн курсы», — рассказала заместитель проектора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Анна Тышецкая.

По ее мнению, студенты всех школ ДВФУ смогут дистанционно проходить дисциплины в других вузах с возможностью перезачесть результаты в своем университете. «ДВФУ одним их первых на Дальнем Востоке интегрирует такую форму в образовательный процесс», — отметила Тышецкая.

Межвузовские программы обменов широко используются вузами Нижегородской области. Так, ННГУ в этом году принял к себе на обучение 47 человек, а также отправил 48 своих студентов в другие вузы. Но пока эта работа ведется только по международным программам. В другом вузе — НГТУ — готовят соглашение о сотрудничестве с одним из ведущих вузов страны — МИФИ: московские студенты будут приезжать в Нижний Новгород, чтобы прослушать курс по инжинирингу, который в вузе преподается на высоком уровне.
В СВФУ много лет работает система Международного Университета Арктики, где существует программа мобильности, в том числе программа «Север-Северу» — обменная программа между вузами восьми арктических стран. «Мы активно в этом участвуем, имеем хороший положительный опыт», — рассказал первый замминистра образования и науки Якутии Михаил Присяжный. Студенты МАГУ проходят отдельные курсы в других вузах, в том числе иностранных, в первую очередь в странах Скандинавии.

Источник: https://news.rambler.ru/education/38582403-vuzy-podderzhali-initsiativu-minobrnauki-po-vvedeniyu-akademicheskoy-mobilnosti/

Ссылка на основную публикацию