Учитель месяца: -основная ценность образования — это познание мира

Очень часто в наших материалах употребляются термины и сокращения, к которым мы сами настолько привыкли, что нам кажется — все же понимают, о чём речь. А вот если мы спросим любого нашего читателя, выбранного наугад, что такое MOOC или, скажем, «гибридное обучение», нет никакой уверенности, что он ответит. Нужно это срочно исправлять.

Поэтому мы составили небольшой словарик терминов образования XXI века, на который и будем ссылаться в последующих статьях. Многие из них уже будут вам знакомы — просто потому, что современное образование не отрицает педагогической мысли прошлого, а лишь развивает её в условиях цифровой среды.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Расположим их по алфавиту, а сам материал подкрепим фотографиями из школ со всего мира.

Учитель месяца: -Основная ценность образования — это познание мира

Урок физкультуры и гражданской обороны в школе Пекина. Источник: npr.com

1:1BYODe-learning (eLearning)LMSMOOCOERАктивное обучениеАндрагогикаАсинхронное обучениеГеймификация (игрофикация)Дистанционное обучениеДифференцированный подходИгровое обучение (эдьютейнмент)Индивидуальный подходИнклюзивное образованиеИнтерактивностьКогнитивное обучениеКонструкционизмМобильное обучениеМоделирование (симуляция)Неформальное образованиеПеревёрнутый классПерсонализированный подход (адаптивное обучение)ПотокПроблемно-ориентированное обучениеПроектно-ориентированное обучениеСамообучениеСинхронное обучениеСитуативное (контекстное) познаниеСмешанное (гибридное) обучениеСоциальный конструктивизмТаксономияХьютагогикаЦифровое гражданство

Учитель месяца: -Основная ценность образования — это познание мира

Начальная школа г. Гао, Мали, самопровозглашённое государство Азавад. Источник: abcnews

1:1

«Один ученик — один компьютер». Образовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон).

BYOD

Дословно — «принеси своё устройство» (Bring Your Own Device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов — сокращение бюджетных расходов и родная привычная среда для обучения; из минусов — проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Курсы журналистики для всех возрастов

Оценим за полчаса!

Интересный совместный проект Samsung, Ростелеком и Орфограф, который делает технологию BYOD доступной — «Электронная школа будущего».

e-learning (eLearning)

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения. Цифровое образование, электронное образование, digital-образование — это всё о нём, об elearning. Близкий по духу термин — EdTech (Education Technology).

Ещё его могут называть сетевым обучением или онлайн-обучением. В основе этой свежей педагогической парадигмы лежит открытость образовательных ресурсов, децентрализация учебной деятельности и использование в этих целях информационных технологий.

Сетевое обучение предполагает создание массовой общей цифровой среды для образования и самообразования.

У нас есть небольшая подборка обзоров на образовательные продукты. А об истории образовательных технологий можно почитать трилогию «Монстры образовательных технологий»: история, идеология, проблемы.

LMS

Источник: https://newtonew.com/school/dictionary-teacher-of-future

Базовые ценности образования

Говоря о базовых ценностях образования, мы будем исходить из того, что они вытекают из двух основных обстоятельств.

Во-первых, из самого по себе удовлетворения от обладания образованием, связанного с тем, что знание отвечает на присущие всем людям импульсы любознательности и открытости к получению новых навыков, знаний и опыта.

Во-вторых, образование обладает существенной инструментальной ценностью, которая помогает в достижении иных, также имеющих значение для человека, ценностей:

  1. Образование выступает в качестве механизма увеличения собственного состояния – обретение лучшего места работы, карьерный рост, высокие заработки, высокий уровень жизни, стабильность;
  2. Образование помогает обрести власть, в том числе и такую ее разновидность, как «власть экспертную». Конечно, стоит отметить, что образование является не единственным условием для обретения этого качества.

Характеристика ценностей современного образования

Ценности образования на сегодняшний день действуют на каждом этапе его развития в виде моральных императивов. Эти ценности – не законы педагогической деятельности, а скорее основания ее самоорганизации и саморазвития, обобщенные представления о желаемом и социально необходимом для человеческого сообщества.

Учитель месяца: -Основная ценность образования — это познание мира

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Ведущие ценности современного образования – это: активность, творчество, гуманизация, толерантность, свобода, динамизм, профессионализм, конкурентоспособность.

Все они, по идее, должны воплощаться не только в содержании и процессе учебной деятельности, но и во внеучебной деятельности студентов так же активно, так как большая часть времени молодого человека посвящена досугу, общению, спорту, развлечениям.

Педагогическое сопровождение трансляции этих ценностей в студенческую среду активно развивается.

Мы рассмотрим следующие базовые ценности образования:

  1. Взаимопонимание – система чувств и взаимоотношений, которая позволяет достигнуть цели совместной деятельности или общения, а также максимально способствует соблюдению интересов всех сторон, участвующих в образовательном процессе;
  2. Выбор – наряду с самоопределением выступает как один из основных принципов личностно ориентированного образования. Ориентация происходит на внутренние резервы и душевный потенциал подрастающего организма;
  3. Добродетель – гуманистические ценности, ориентированные на человека (человеколюбие, другодоминантность, великодушие, забота, доброта);
  4. Защита – выражена в готовности и способности педагога прийти на помощь учащемуся;
  5. Индивидуализм – выражается в наивысшей ценности свободы человека. Отсюда вытекает еще одна ценность – индивидуальность как неповторимое своеобразие личности: каждый обладает своим набором уникальных качеств, которые необходимо развивать в процессе получения образования на всех этапах: начиная с дошкольного, и заканчивая послевузовским.

Ценность образования в конкурентоспособности

На сегодняшний день самый популярный ракурс, с которого многие исследователи и обыватели рассматривают образование – это его роль в повышении конкурентоспособности как общества, так и личности.

Большинство людей отмечают неразрывную связь между уровнем образования и уровнем благосостояния.

Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем выше его шансы получить более престижную и высокооплачиваемую должность.

Замечание 1

Но здесь стоит сделать оговорку: не всегда наличие образования означает, что человек сразу же, в самом начале карьеры будет зарабатывать большие деньги и обретет успех. Здесь все зависит и от личных качеств индивида: его целеустремленность, уверенность, стремление развиваться, любознательность и активность.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/bazovye_cennosti/bazovye_cennosti_obrazovaniya/

Важность и ценность знаний

Как  получить самое большое счастье?

Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (Абу Шайх).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». (Табрани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов. Вот смысл некоторых из них.

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии». Это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах  одарил особым благом.

«О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах  облегчает путь в Рай». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям,  радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится». Достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими.

  • «Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом  на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень» (Табрани в книге «Авсат»).
  • «Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табрани).
  • «Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от всего пагубного» (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умрет шахидом». (Табрани, Баззар).

Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов». Хадис приводит Ибн Маджих с красивым иснадом.

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха  и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков» (Дайлами). (Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков).

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха» (Табрани, Ибну Абдул Барри).

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех». Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах ), приводит Дайлами.

Учитель месяца: -Основная ценность образования — это познание мира

«Алимы – это светочи земли, преемники пророков и наследники мои и других пророков». Хадис, рассказанный Али-асхабом, приводит Ибн Адийна.

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои».

А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам.

Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводят Абу Шайх и Дайлами.

Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством  абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

  1. «Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).
  2. «Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах  берет на Себя».
  3. «Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды» (Абу Нуайм).
  4. «В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).
  5. «Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мертвых» (Аль-Асакири).
  6. «Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов» (Дайлами).
  7. «Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).
  8. «Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей» (Дайлами).
  9. «Приобретай знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки, Ибн Ади и другие).
  10. «Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха , того ищет ад» (Ибн Наджжар).
  11. «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).
Читайте также:  Оld school: греф назвал современное образование -школой xix века

«В День суда Аллах  соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

  • Еще говорит Аллах в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах  возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).
  • Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах ) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».
  • В досточтимом Коране еще немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава;  другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллах  делает её полезной для людей —  они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах  посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху . Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

Аллах  возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаха  о прощении их (т.е. тех, кого Аллах  возвысил  знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их». (Ибн Абдул Барри и другие).

Да поможет нам Аллах  неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.

ISLAMDAG.RU

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/23412

Государственная, общественная и личностная ценность образования (стр. 1 из 2)

  • ПРЕДМЕТ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
  • РЕФЕРАТ
  • Тема:
  • «Государственная,
  • общественная и личностная ценность образования.»
  • Оглавление

1.Введение. 2

2.Государственная, общественная и личностная ценность образования. 4

2.1.Личностная ценность образования. 4

2.2. Общественная ценность образования. 5

2.3.Государственная ценность образования. 6

3. Тенденции развития современного образования. 8

  1. 1.Введение
  2. “Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком”
  3. Жак Маритен

Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания — наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.

Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.

В XX веке наметилась тенденция отчуждения образования от человека и общефундаментальных человеческих ценностей.

Бурный научно-технический прогресс способствовал формированию в обществе гипертрофированного представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства перед духовным содержанием.

В различных социальных сферах на первый план вышли критерии целесообразности, эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.

Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, — это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности — вот цель истинной жизни.

Осмысливая современные задачи образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интериоризации объективной духовности.

Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями.

Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Главная задача воспитания — это соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их признание и развертывание.

Ведь правильное воспитание и обучение, отмечает Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, т.е. благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше — и вообще, и в смысле передачи их своему потомству.

«Обратить человека — вовсе не значит вложить в него способность видеть — она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы».

Проблема цели и сути образования действительно разрешается философией (рассмотрение вопросов формирования личности, оптимальной адаптации человека к жизни в обществе, разработки образовательных концепций и программ).

Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Таким образом, человек образованный — это тот, кто знает мир и умеет использовать свои знания.

(Первое предписание философии по Платону — это усердное развитие интеллекта с целью восстановления единства с вечным).

Образование – это единственная технологическая сфера формирования личности человека. По своей сути оно работает всегда на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении.

Поэтому роль образования в развитии любого общества является определяющей.

Только оно в состоянии переломить негативные тенденции в духовной, нравственной сфере человечества, помочь в поисках смысла человеческой жизни, дать прогрессивные жизненные ориентиры и указать критерии необратимой нравственной деградации человека.

Духовные, нравственные факторы в борьбе созидательных и разрушительных сил всегда стоят на стороне созидательных. И если разрушительные силы в основном стихийны, то созидательные всегда целенаправленны и требуют огромных усилий не только энергетических, но и временных затрат.

Мы не отрицаем личностной ценности образования, глубоко воспринимаем высшую самоценность каждого человека, но при этом уходим от перекосов и крайностей, понимая, что ценность образования не только в развитии личностных качеств, но и общественных и государственных. И только гармония этих качеств может решить вопрос о ценностном образовании.

  • 2.Государственная, общественная и личностная ценность образования
  • В зависимости от ответа, который дается человеком или — более широко — обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
  • Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:
  • ценности образования как ценности государственной,
  • — как ценности общественной,
  • — как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

2.1.Личностная ценность образования

По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства», — понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым.

Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель… — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений …

образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет».

Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности.

Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция».

Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым.

«Старые» ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются «новыми», чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

2.2. Общественная ценность образования

Образование — это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в.

Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вместе с тем цель образования — развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.

Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства.

Это не просто обуславливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является «культуросообразность».

При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Источник: https://mirznanii.com/a/230494/gosudarstvennaya-obshchestvennaya-i-lichnostnaya-tsennost-obrazovaniya

Познаю мир». Формирование ценности образования

Основным воспитательным ресурсом учреждения общего образования является образовательный процесс. Одним из главных субъектов воспитательного процесса выступает учитель, который в большей степени, чем другие может оказывать влияние на ценностное становление личности.

В образовательном процессе происходит не только формирование знаний о мире, о человеке и о процессе познания, но и формируется отношение к миру, человеку, познанию и происходит становление культуры действия в соответствии с усвоенными знаниями и ценностями.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

  • · ценности образования как ценности государственной,
  • · как ценности общественной,
  • · как ценности личностной.
  • Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена.

Существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства». Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель…

— воспроизводство самой себя без каких-либо изменений … образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

Настоящий период времени характеризуется формированием новый идеологии общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция».

Грядущая эпоха развития общества, вырастающая на основании рыночно-информационного общества, большинством исследователей трактуется как эпоха технологических прорывов и массового социального творчества; жизнь в новых условиях требует от человека ряда качеств, которые ранее формировались только в отношении элит, а именно — способности к постоянному обучению, конструктивному и продуктивному мышлению, инициативе, социальной и экологической ответственности, творческой самореализации.

Таким образом, деятельность общеобразовательных учреждений в направлении воспитания ценности образования должна отвечать ряду требований.

Сохранять и развивать петербургскую образовательную традицию – осуществлять подготовку учащихся общеобразовательных учреждений на основе глубоких фундаментальных и прикладных знаний.

Основной критерий эффективности воспитания учащихся в этой части – стремление ученика к качественному образованию, развитый познавательный интерес, позитивная образовательная динамика результатов.

Развивать способность к самостоятельной исследовательской и конструктивной деятельности, формировать культуру продуктивного мышления – умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Исходить из того, что умение думать – центральное звено умения учиться.

Формировать у учащихся такие крайне важные умения творческой деятельности, как способность анализировать ситуацию и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях; видеть и внедрять новые идеи; разрабатывать и реализовывать творческие проекты; воспринимать творчество как норму жизни.

Читайте также:  Как подговиться к егэ, не вставая из-за компьютера

Создавать условия в среде учащихся для непрерывного развития потенциала совместной деятельности по овладению знаниями. Повышать престиж познавательной деятельности в структуре повседневной жизни учащихся, развивать культуру «обучающихся организаций».

Особое внимание уделять совершенствованию организации и планирования самостоятельной работы учащихся, как методу, формирующему выпускника образовательного учреждения путем индивидуальной познавательной деятельности, при которой наиболее полно раскрываются способности обучаемого, реализуется его творческий потенциал.

Развивать институты неформального образования, всемерно стимулировать самореализацию учащихся в программах и проектах образовательной направленности, развивать клубные формы активности в сфере познавательной деятельности(конкурсы, олимпиады, сетевые образовательные проекты, фестивали и т.д.)

Развивать систему психолого-педагогического медико-социального сопровождения и поддержки развития учащихся в воспитательном процессе с учетом множественных проблем и трудностей, возникающих в социо-педагогическом процессе.

План мероприятий по направлению работы по Программе представлен в специальном разделе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_10653_poznayu-mir-formirovanie-tsennosti-obrazovaniya.html

Образовательные результаты и их особенности в условиях реализации ФГОС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Общие подходы к пониманию образовательных результатов

Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов.

В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реальных секторов экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Кроме того, необходимость модернизации системы образования обуславливается тем, что сегодня она не только не в состоянии обеспечить кадровую базу развития экономики, но и поддерживать существующей уровень экономического развития.

Новые требования к cпециалисту включают его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций, его готовность осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

  • В связи с вышесказанным меняется и «портрет выпускника» каждой из ступеней общего образования.
  • «Портрет выпускника начальной школы»):
  • — любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • — уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • — любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • — готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • — доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • — выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  • «Портрет выпускника основной школы»:
  • — любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • — осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • — активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • — социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • — уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • — осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • — ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
  • «Портрет выпускника школы»:
  • — любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • — осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • — креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • — владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • — мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • — готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • — осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • — уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • — осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • — подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • — мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
  • Перечисленные качества выпускников школы помогут им стать успешными людьми адаптироваться в современном мире.
  • Кроме того, перечисленные качества выпускников являются по сути обобщенными образовательными результатами.
  • Что же такое образовательный результат?
  • Образовательный результат– это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами.
  • Образовательные результаты выполняют функции:
  • — нормативной базы образовательного процесса;
  • — основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплектов (УМК) и, следовательно, содержания учебного предмета или образовательной области;
  • — основы итоговой аттестации учащихся;
  • — основы аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения.

Другими словами, именно образовательные результаты являются основной для отбора образовательных ресурсов (учебников, технологий, оборудования и пр.), необходимых для их достижения.

  1. Образовательные результаты в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлены тремя основными группами (блоками):
  2. а) личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;
  3. б) метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;
  4. в) предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

ВФедеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

  • Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
  • Виды образовательных результатов
  • Таким образом, в Законе указаны следующиевиды образовательных результатов:
  • — знания;
  • — умения;
  • — навыки;
  • — опыт;
  • — ценностные установки;
  • — компетенции.
  • К перечисленным результатам следуют добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия».
  • Прочтение этих видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, понятны способы их достижения и способы измерения.
  • Другие результаты (деятельностные) – универсальные учебные действия, компетенции – как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.
  • Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов.
  • Таблица. Виды и сущность образовательных результатов
Вид образовательного результата Сущность
1 Знания Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр. По своей сути, знания – это информированность.
2 Умения Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия.
3 Навыки Умения, доведенные до автоматизма. Достигается путем многократного повторения действий.
4 Опыт Итог взаимодействия человека с объективным миром.
5 Ценностные установки Включают информированность и практический опыт.
6 Универсальные учебные действия Освоенные компоненты учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.
6 Компетенции Актуализированная в образовательной деятельности система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем. Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.

Напомним, что в случае классификации по психологическому уровню выделяют следующие образовательные результаты: знание — узнавание, знание — воспроизведение, знание — понимание, знание – применение (близко к умениям, знание — автоматические действия (близко к навыкам), знания — отношение и знание — потребность (близко к ценностным установкам).

  1. Требования к формулировке образовательных результатов

  1. Общими требованиями к формулировке образовательных результатов являются:
  2. однозначность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование.
  3. конкретность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, требующих детализации или конкретизации,

завершенность: формулировка планируемого образовательного результата должна описывать сам результат, а не процесс (недопустимы формулировки «углубление знаний», «совершенствование умений» и т.п.),

  • диагностичность: формулировка планируемого образовательного результата должна позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучаемыми указанного результата,
  • прозрачность: образовательный результат должен быть сформулирован с расчетом на одинаковое понимание всеми участниками образовательного процесса.
  • Кроме того, образовательные результаты должны поддаваться измерению педагогическими средствами.
  • Таблица. Примеры формулировок образовательных результатов
Некорректная формулировка

Источник: https://multiurok.ru/files/obrazovatiel-nyie-riezul-taty-i-ikh-osobiennosti.html

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1 Кузнецова А.Я. 1 1 Новосибирский государственный педагогический университет

1. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 61- 62.
2. Гессен С.И. Основы педагогики.

Введение в прикладную философию. – М., – 1995. – 448с.
3. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. — М., 2006. — 873 с.
4. Кузнецова А.Я. Образование как становление духовного человека // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11– 2. – С. 478 — 482.
5. Кузнецова А.Я.

Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 77 — 78.
6. Кузнецова А.Я. Интеллект, интеллектуальный капитал и самопознание // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1.– С. 142 — 143.
7. Кузнецова А.Я.

Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8.– С. 85 — 86.

Образование человека это его культура. Она формируется одновременно с процессом, в котором человек становится человеком.

Культура цивилизации включает в себя науку наряду с другими составляющими, такими как искусство, народное хозяйство и др. Ценности науки как и другие ценности культуры, полученные в результате духовной творческой деятельности человека сохраняются, накапливаются и утверждаются как ценности образования [1].

В данной работе мы ставим вопрос о соотношении категорий образование, наука, культура, цели и ценности науки и образования. Анализ этих соотношений позволяет сделать следующий вывод.

Идею ценностей образования как ценностей культуры разработал С.И. Гессен в начале XX в. Его работы легли в основу новой отечественной философии образования. Им же заложены основные положения психологии личности, получившие утверждение уже в середине XX в. как новый важный раздел психологии и философии психологии [2].

Ценности науки стали наиболее осознанными ценностями образования в XX в. В этих аксиологических границах образование человека проявляется как его культура. Такое соотношение сохраняется при условии, что в процессе образования ставятся познавательные творческие цели.

С античных времён стремление к истине в процессе познания, преданность истине признаны в науке фундаментальной целью и ценностью. Такие ценности как универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм (Р. К.

Мертон) заявлены в связи с утверждением безличностного характера добываемой истины [3].

Это утверждение игнорирует ценность индивида, добывающего истину, в то время как сам индивид в процессе рефлексивного познавательного продвижения к истине личностно развивается, всё более становится человеком [4].

Сама мыслительная способность человека имеет статус главнейшей способности личности, в связи с чем, и возникает дидактическая задача: развитие интеллекта как ценности образования, т. е.

воспитание дисциплинированности и подвижности ума, внимания, памяти, воображения, проницательности или способности выделять главное, способности к собиранию знаний, анализу, синтезу или обобщению и др.

Природный интеллект человека, его познавательная деятельность, правила и методы этой деятельности, методологические познавательные умения и навыки, общие для всех наук – это ценности науки и ценности образования [5].

Такое отношение к интеллекту необходимо для утверждения личности как ценности науки и ценности образования [6]. Личность – это «дело рук самого человека», продукт его самовоспитания.

Богатство или бедность личности задается качеством поставленных ею целей. Личность достигает своих целей в результате волевых напряжений. Личность – это творческий процесс. Она всегда созидается.

Достижение научных целей невозможно без творческих и волевых напряжений личности [2].

Ценности науки и образования не существуют без личностного участия человека. Культура – явление историческое. Образование представляет собою необходимое связующее звено процесса трансляции культуры от поколения к поколению.

Индивид, природный интеллект индивида, его волевое личностное начало выполняют функцию многомерного элемента трансляции культуры. Та часть науки, которая подлежит трансляции, становится культурой. Цели такой трансляции достигаются посредством образования.

Если цели науки становятся целями образования, то образование обретает функцию формирования нового человека [7].

Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ЦЕННОСТИ НАУКИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 132-132;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5644 (дата обращения: 21.03.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5644

Ссылка на основную публикацию