Учитель месяца: -разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к уроку

TALKS Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к урокуВ формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения на тему преподавания истории России в школе.

Мне кажется, что есть старые и новые проблемы. Старые проблемы связаны с тем, что история — это дисциплина, где от личности учителя зависит практически все. Увлечь — это главная задача любого преподавателя. Но в случае с преподаванием истории это может быть задачей первостепенной важности, потому что историю можно преподать очень скучно и очень интересно, особенно в нашей стране, где история замечательная и, кроме того, не спадает живейший интерес к историческим знаниям, который поразительным образом отличает Россию от многих других стран.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Все русские крупные писатели увлекались историей и имели на нее свой собственный взгляд. Например, литератор Карамзин сначала изобрел новый литературный язык, а потом написал «Историю государства Российского».

И такой интерес очень характерен для русской среды. Но при этом, как ни странно, историю никто не знает, потому что она всегда является предметом идеологических манипуляций.

Поэтому официальной истории не верят, а вместо нее изобретают свою.

И все это, к сожалению, сказывается на качестве преподавания истории в школе, потому что если учитель адекватный, то, конечно, он будет преподавать честно и увлекательно. С другой стороны, таких учителей не так много, а от них зависит все.

Кроме того, важно понимать, о чем мы говорим: просто о средней школе или о спецклассах с уклоном в историю. Там, конечно, обстановка другая, но и требования иные. В спецклассах перед учителями-историками стоит проблема внести в головы детей новейшие достижения исторической науки, а, в отличие от математики, они имеют тенденцию со временем меняться.

В одно время считается, что Александр Невский — герой Руси, в другое — что он предатель, скользкий человек, пытавшийся договариваться с татарами и так далее. И все это выплескивается на головы детей. Что с этим делать, не всегда понятно. Может быть, спасением было бы, если бы учитель истории в школе имел бы опыт творческой научной работы.

Это сразу поменяло бы его перспективу и адаптацию материала, который он передает детям.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 20 по 26 ноября

Оценим за полчаса!

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к урокуПрямая речь: Федор Успенский

Но, к сожалению, и этого у нас в стране немного, а, учитывая такой усиливающийся идеологический фон, со временем будет все меньше.

Я боюсь, что в ближайшее время произойдет усреднение знаний, прославляющих Россию, которую, вообще говоря, и без этого есть за что прославлять, но есть и за что ругать.

Сейчас все негативное будет отсекаться как неудобное, а все позитивные клише, штампы и стандарты будут наполняться новыми смыслами и каким-то образом помещаться в головы детей.

Тем не менее меня поражает, что интерес к истории у школьников по-прежнему довольно силен. Судя по моей среде, по детям коллег или каких-то людей из смежных дисциплин, все-таки на исторический факультет люди идут охотно.

И судя по студентам исторического факультета Высшей школы экономики, с которыми я имею дело, существует огромный интерес к истории.

Они не так много знают, и тут их не за что винить, но в рвении, драйве и охоте к познанию им не откажешь.

Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Как правило, ее сводят к ЕГЭ. Но ЕГЭ лишь функция, сам по себе он очень мало что значит. Всего лишь еще одна форма контроля знаний. Но, к сожалению, ЕГЭ становится самоцелью.

То есть подготовка к сдаче ЕГЭ зачастую представляется единственной целью изучения истории в школе. Напомню, что история по-прежнему выполняет в школьном курсе три основные задачи: мировоззренческую, образовательную и воспитательную.

А если все свести к подготовке и сдаче ЕГЭ, то ни одна из этих трех задач решена не будет.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к урокуФеномен внезапности во Второй мировой войне

Вот все это приводит к тому, что интерес ученика к истории в школьном курсе приобретает явно выраженный, я бы сказал, гипертрофированно утилитарный, функциональный характер.

Это, конечно, подготовка к ЕГЭ, я это сам хорошо вижу на примере своей работы, когда еще в 10 классе интерес к истории достаточно традиционный, познавательный, а вот в 11 классе он становится сугубо утилитарно-функциональным.

Как решать эту проблему? Возможностей для этого достаточно много, но подготовка единого учебника по истории отнюдь не панацея. Прежде всего, учебник — это материал, некий инструмент, технология, которая находится в распоряжении преподавателя.

Главное — это не учебник, а то, что должно происходить на уроке — коммуникационное событие. В его рамках и осваивается необходимый материал, который предусмотрен учебным планом. Сам по себе учебник коммуникационное событие не обеспечивает.

Все решает, конечно, новая методика и методология изучения истории. И, разумеется, личность Учителя.

Когда-то в советское время у нас существовали высокопрофессиональные методические школы. И вот к этому опыту нужно возвращаться. Чтобы это состоялось, необходимо формирование нового набора внутрикорпоративных ценностей профессионального преподавательского сообщества.

В настоящее время они подменяются повышением заработной платы, что само по себе, безусловно, необходимо, но далеко не достаточно. Нужно мотивировать труд преподавателей в области разработки новых методик.

А это задача творческая, и решать ее нужно в творческой атмосфере профессионального взаимодействия.

На мой взгляд, как и в любом другом деле, в деле преподавания истории в школе очень многое зависит от людей, конкретнее от преподавателя.

Если преподаватель из урока в урок будет говорить: «Открываем учебник и читаем параграф» — мало того, что историю знать никто не будет, ее и любить никто не будет, потому что это скучно.

История — это же человеческая жизнь. В зависимости от возраста и задач ее можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий.

Кроме того, сейчас у преподавателя масса технических возможностей для привлечения визуальных материалов, которые облегчают и углубляют восприятие. Можно и презентацию сделать, и фрагмент из фильма показать.

Но в любом случае все это надо сделать так, чтобы было интересно. А возможно это, только если предмет интересен самому преподавателю.

История несет в себе такое количество культурного багажа, которое обязан освоить любой человек, что относиться к ней как к ненужному предмету нельзя. И, наверное, можно и нужно объяснять школьникам, зачем вообще изучают историю.

У любого педагога трудности связаны с возрастом тех, кому он адресует свой предмет. И еще, конечно, многое зависит от учебников. С одной стороны, преподавателям истории было ужасно трудно, когда развалился Советский Союз и исчезла определенность мнений. Что хочешь, то и говори.

А иногда у преподавателя и мнения-то своего не было, он читал так, как привык, как в учебнике написано. С этой точки зрения единый учебник облегчает задачу. Но совершенно необязательно, что каждый преподаватель в этом едином учебнике найдет ту точку зрения, которая соответствует его собственной.

Поэтому я с трудом представляю себе, как это возможно вообще — единый учебник написать. Единый набор фактов — можно. А единый набор интерпретаций — нет. В принципе, вполне можно обойтись и без него.

Опять же в том случае, если преподаватель заинтересован в предмете и ему хочется передать свои знания детям.

Я преподаю историю в вузе. Но я работаю с первокурсниками и вижу, кто приходит к нам из школы. Общая проблема касается не только истории, она касается вообще, видимо, всего школьного образования. Выпускники школ приходят на первый курс института совершенно не умеющими думать.

Соответственно, они не могут ни устно, ни письменно выражать свои мысли, если даже вдруг они есть. Почему? А потому что у нас ЕГЭ, а ЕГЭ — это в основном тесты. Их учат не рассуждать и высказывать свое мнение, а галочки ставить в правильном месте. Может быть, для математики, физики, химии такая система подходит.

Но в гуманитарных предметах это просто недопустимо.

Хорошо, что вроде бы опять вводят сочинение. Литературу последние годы тоже проходили, ориентируясь на ЕГЭ, внимательно русскую классику никто не читал. Результаты плачевны: дети вырастают черствыми, прагматичными, не замечающими «высокое».

Когда вопрос касается истории, это все всплывает, потому что им приходится объяснять, что декабристы не слабоумные идиоты и что крепостное право — это не хорошо. В общем, с такими чисто этическими проблемами история и историки тоже сталкиваются.

Ведь все гуманитарные предметы взаимосвязаны. Корень же зла, мне кажется, лежит именно в том, что школа выпускает человека, наделенного некоторой суммой знаний и навыков, но главного навыка — думать самостоятельно — не вырабатывает.

Я считаю, что введение ЕГЭ привело просто к катастрофическим последствиям.

Я думаю, что главная проблема — это отсутствие понимания, зачем нужно историческое образование в школе. Если вы не знаете цели, то вы не можете сформулировать ни то, каково должно быть содержание образования, ни то, какова должна быть методика подачи материала. Как бы по умолчанию предполагается, что знать надо все.

Учитель месяца: -Разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к урокуОсобенности либерализма в РоссииНет смысла доказывать, что это невозможно. Необходим принцип отбора информации, а его нет.

Причем из этого проистекает то, что модель образования оказывается чрезвычайно консервативной. Она воспроизводит учебник советской эпохи, но, естественно, лишена при этом концептуального насыщения этой модели.

И в итоге получается, что реализуемая модель на самом деле не решает никаких проблем и не может быть интересной для школьника. Она предельна архаична. Представляет собой своего рода ритуал, где одни воспроизводят старую схему, другие ее почему-то должны заучивать.

А по большому счету никому это не нужно. В этом и есть главная проблема.

Единый учебник по истории уже давно есть. Если посмотреть на те учебники, которые имеются сейчас в продаже, по которым учатся школьники, они мало чем отличаются друг от друга. И нельзя сказать, что в современной учебной литературе есть принципиально разные точки зрения, разные модели, разные концепции. Мне кажется, что проблема «многоголосия» учебной литературы в значительной мере надумана.

Источник: https://postnauka.ru/talks/29997

Особенности урока истории в старших классах

Надо подчеркнуть, что концентрическая система преподавания истории позволяет
эффективнее учитывать возрастные и познавательные возможности и интересы
учеников. Так, на первой ступени (5-9-е классы) целесообразно использовать
линейный подход.

Учительская практика показала, что ученики основной школы в
целом не в состоянии усвоить исторические знания, «поданные» не линейно, а,
например, проблемно или «большими блоками». В то же время именно эти
методические конструкции наиболее эффективны в старшей школе.

Одной из основных
задач учителя истории основной школы является «погружение» в эпоху, в
историческую ситуацию, показать историю в образах, ярких картинах, эмоционально
окрашенную (но по возможности деидеологизированную).

Преподавание в старших классах позволяет опираться на уже имеющиеся знания
учеников, полученные в основной школе не только по истории, но и иным
гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета. Тут
преобладание вопроса «почему» над «что, где, когда» значительно.

Необходимо,
максимально отойдя от учительского монолога, организовать всевозможные
диалоговые формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или
полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая
элементы историографии. В старших классах исторический документ может быть не
столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа,
источником познания истории.

Практика преподавания истории в старших классах показывает три основные
модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование
преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания;
проблемное преподавание истории.

Во втором концентре предпочтителен проблемный подход со сквозным изложением
той или иной проблемы в рамках данного периода, эпохи, века и т.д., допуская
«забегание» вперед, значительное «укрупнение», «блоковую подачу» материала.

Целесообразно изучать прежде всего не последовательный ряд однотипных событий,
что является предметом изучения узких специалистов, а неординарных, поворотных
событий, бифуркаций.

Наиболее эффективной представляется конструкция обучения,
предусматривающая не традиционный порядок, при котором учитель объясняет новую
тему, а затем дает задание на дом, а «обратный» порядок, при котором сначала
выделяется проблема, вопросы, дается задание по сбору информации (анализ
учебного материала, источников, дополнительной литературы и т.д.), а затем
только учитель организует обсуждение данной проблемы в классе. При этом сначала
ставить вопрос: что (что именно) происходит, затем как (каким образом)
происходит (происходило)? Сначала общий взгляд на процесс и поворотные моменты
и только затем в зависимости от степени необходимости — детализация. Он
позволяет изучить, например, не последовательно идущие события, а наиболее
важные проблемы века, эпохи и т.д. Например, при изучении истории ХIХ века
можно вычленить такие проблемы: 1. самодержавие и самодержцы ХIХ века; 2.
крестьянский вопрос в ХIХ веке; 3. особенности модернизации России в ХIХ веке и
др.

При подготовке к уроку в 10-11-х классах учителю необходимо четко знать,
какие знания ученик старших классов должен иметь (учитывать обязательный
минимум содержания исторического образования в основной школе, т.е.

«базовые знания»)
и быть способным их актуализировать; четко ориентироваться в учебниках и
учебных пособиях по истории для старшей школы, осознавать их достоинства и
недостатки, выбирать тот или иной учебник, исходя из педагогической ситуации
школы; иметь представление о научной проблематике, оценках, спорах, касающихся
темы урока, и, исходя из этого, выделять вопросы, задания, требующие
ученического исследования; четко представлять, какие дополнительные знания,
информацию по проблеме учитель должен дать ученикам, или предложить
самостоятельно добыть из литературы, источников, для того чтобы иметь
относительно полное представление о проблеме и быть способными ее обсуждать,
иметь свою точку зрения; выбрать те формы, методы, технологии обучения, которые
адекватны выделенной проблеме, возможностям, способностям, интересам учеников.
При организации проектного метода обучения можно предложить выбор методов,
технологий, средств обучения самим ученикам.

Исходя из этого, при подготовке к
урокам учителю необходимо спланировать следующие шаги:

ВСПОМНИТЕ — «основа» — т.е. те
знания, которые учащиеся должны донести из основной школы.

ОБДУМАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТЫ
«расширение» — т.е. те дополнительные знания, которые учащиеся получают по
данной проблеме в старшей школе.

ПОДУМАЙТЕ — «углубление» — т.е.
выделение проблем, вопросов, требующих осмысления, анализа, обсуждения.

Целесообразно не расширять объем информации, даваемой на уроке, а учить
старшеклассников самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческим
документом, большим кругом таких источников, как картины, карты, графики,
афиши, карикатуры и др. Меняется роль учебника истории. При преподавании в
старших классах целесообразно использование многочисленных дополнительных
материалов, при котором учебник создает фон изучения темы или играет справочную
роль.

Читайте также:  Экспорт образования: иностранных студентов должно быть больше в три раза

Учебное обеспечение преподавания
истории в старшей школе

Три модели преподавания не одинаково
снабжены учебниками и пособиями.

Источник: http://www.ug.ru/method_article/348

Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах

  • Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах
  • «Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие,
  • стараясь научить кого-то слишком многому.
  • Разбудите в человеке любопытство.
  • Достаточно приоткрыть разуму дверь,
  • не перегружая его, просто заронить в него искру.
  • Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем».
  • Анатоль Франс

В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем.

Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.

И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя:

    • что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?
    • Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его?

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся.

Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями

Пришлось задуматься над вопросом: что  я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству,  чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Так как же сформировать его у ребенка? Ответ на это вопрос простой, необходимо использовать различные приемы на уроках, которые делают их неповторимыми.

И держит в напряжении интерес учащихся.  Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию – сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории 6-7 классах:

Самый частый прием, который я использую, «прием проблемное обучение».

Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е.

выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса.

В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

Составляю  вопросы таким образом, чтобы дети их с нетерпением встречали и радовались поиску ответов на них; чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив,  повышал познавательную активность ученика.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения — проблемное изложение и поисковую беседу.

 В ходе проблемного изложения 
проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

 Проблемное изложение можно использовать при изучении темы «Истоки образования российского государства», в 7-м классе спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

 Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

 Когда я стала подавать 
содержание нового материала 
в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и 
самостоятельнее.

Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

 Приступая к применению метода 
проблемного обучения в том 
или ином классе, учитель должен 
быть уверен, что ученики способны 
к репродуктивному получению 
знаний и у них имеется определенный базис.

Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

 Пример. В 6-м классе по теме «Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.

 Исследовательская атмосфера 
уроков проблемного обучения 
позволяет вовлечь учащихся в 
активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — 
консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

После недолгих наблюдений при использовании стандартной формой опроса, у учеников снижается интерес, к самому предмету. И я решила попробовать нестандартные формы опроса.

Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока.

Пусть он  будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся  к уроку, к материалу и к конкретному  «учителю с искоркой». 

Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках:

    Рядом с рабочим местом 
учителя, но боковым положение 
к ученикам класса устанавливаю 2-3 стула.  Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места,  смогут получить оценку «9,8», «7,6» или «5,4» при условии быстрых и верных ответов на  задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ.

 На подготовку к ответам дается  2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу. 

Оценки выставляются, они «прозрачны».  Можно проводить дальнейший опрос во фронтальной форме.

    Опрос всего класса 
по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов,  оценки не выставляются, но  разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.

   Можно данную форму опроса 
использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие 
ответить, но имеющие желание 
это сделать, приглашаются встать 
со своего рабочего места и 
класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.

   Учащимся дается задание 
при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.

   Учитель дает задание 6 ученикам 
сформировать пары, в которых 
один — журналист, другой — историческое 
лицо. Цель журналиста – продумать не менее 10 вопросов к  историческому лицу, цель исторического лица – знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.

    Учащиеся в быстром 
темпе отвечают на предложенные 
учителем вопросы по пройденному 
материалу. Ученик, выбранный учителем 
в качестве помощника, раздает 
цветные фишки. По количеству 
набранных фишек выставляется 
оценочный балл. Учитель должен 
заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.

  1.    Учитель просит ребят 
    на своих листочках обвести 
    карандашом свою ладошку. Далее 
    говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогли знаем следующее понятия:
  2. Централизованное государство
  3. Сословно-представительная монархия
  4. Парламент
  5. Генеральные штаты
  6. Кортесы
  7. Учащиеся в изображения своих  пальчиков вписывают термины и дают пояснения.

    Учитель рассказывает 
ребятам: «Представляете,  у меня 
до урока упала книжка на 
пол,  и  в некоторых словах 
перепутались буквы. Ребята, помогите 
им найти свои места!»

Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните  его.

2 Л Образование Древнерусского государства 882г.
3 А Начало деятельности Кирилла и Мефодия  863г.
4 В Принятие христианства на Руси  988 г.
7 Е Написание монахом Нестором “Повести временных лет”   1113г.
1 С Образование первого Болгарского царства   681г.
5 Я Падение первого Болгарского царства  1018 г.
6 Н Любечский съезд князей 1097 г.

На доске прикреплено дерево с плодами и листочками, на которых с обратной стороны написаны вопросы. Тот, кто сорвал плод и правильно ответил на вопрос, получает 3 балла, зеленый листочек – 2 балла, желтый – 1 балл.

На своих уроках, я часто использую наглядность (рисунки, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, учебные картины), чтобы сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой — такова одна из задач наглядного обучения. «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать», — гласит народная мудрость.

  Наглядность помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительские образы прошлого. Как бы ни ярки мои слова, отрывок из документа или художественное описание исторического факта, все же этого недостаточно для образования представлений о жизни людей прошлых времен.

Если ученики ни разу не видели изображения средневекового, рыцаря, феодала, крестьянина, их жилища, как они одевались — им будет трудно, и неинтересно изучать историю.

  На своих уроках используя учебную картину, добиваюсь, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.

Источник: https://student.zoomru.ru/pedagog/prijomy-motivacii-uchashhihsya-na-uroke/283380.3359087.s1.html

Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы

  • 1) Что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать у учащихся интерес к предстоящей работе?
  • 2) Успешным ли, с мотивационной точки зрения, было начало урока?
  • 3) Актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния учащихся?
  • 4) Удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида деятельности на другой? Насколько эти приемы были эффективны?
  • 5) В какой мере педагог обучает учащихся приемам целеполагания?
  • 6) Какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?
  • 7) Развитию каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, в познавательном общении)?
  • 8) Удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?
  • 9) Что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?
  • 10) Учитывалось ли различие учащихся по основным качествам?

Если обратиться к истории урока, то можно увидеть, что вначале на уроке формировали только знания, в дальнейшем он все более становится развивающим и воспитывающим. В результате было выделено три функции обучения: обучающая, развивающая и воспитывающая. Урок стал включать три цели: обучения, развития и воспитания. Можно выделить также стимулирующую, побуждающую, информационную функции, а также функции профессионализации и социализации. Но этим не исчерпываются возможности урока. Главная задача урока должна состоять, по нашему мнению, в развитии индивидуальности и формировании личности школьника. Поэтому основной функцией урока должна стать интегративная функция. Реализация ее заключается в формировании:

  • а) целостной системы знаний;
  • б) алгоритмов деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной, профессиональной и др.);
  • в) основных сфер человека и индивидуальных качеств в их единстве;
  • г) системы интегративных свойств индивидуальности и личности в целом.

С этой функцией мы связываем целостные (системные) свойства урока.

Значит, чтобы сформировать целостную систему знаний, отвечающую требованиям предстоящей жизнедеятельности учащихся, необходимо урок все полнее связывать с производительным трудом, с запросами самих учащихся, с их будущей деятельностью, давать те знания, которые понадобятся не столько обществу, сколько конкретной личности.

Отсюда, чем полнее на уроке реализуется взаимосвязь общего и профессионального образования, связь обучения с производительным трудом учащихся, тем более эффективно обеспечивается формирование целостной системы знаний, действительно необходимой данным учащимся. Это первое свойство урока как целостности.

Что нужно, чтобы урок обладал таким свойством?

На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы действий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше уделяется внимания их формированию, тем более активно учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности. Это второе целостное свойство урока.

Нетрудно видеть, что первые два свойства способствуют развитию как индивидуальных качеств (сфер человека), так и развитию личности и отдельных ее сторон.

Прежде всего, это развитие интеллектуальной, мотивационной и других сфер, а также формирование профессиональной ориентации личности, ее взглядов, мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности.

В процессе обучения необходимо целенаправленно формировать индивидуальные и личностные качества школьника. Поэтому, чем более активизируются на уроке основные сферы человека и структурные компоненты личности, тем более целостным он является. Это третье целостное его свойство.

Урок как целостность необходимо рассматривать во взаимосвязи со всей системой учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Это положение требует не только установления межпредметных связей, но и координации действий всех педагогов, работающих с конкретным классом.

Отсюда следует еще одно (четвертое) целостное свойство урока: уровень целостности его тем выше, чем он больше будет «работать» на весь учебно-воспитательный процесс.

Завершая рассмотрение урока как целостной системы, можно в дополнение к сказанному выше представить его как совокупность основных компонентов процесса обучения, взаимосвязанных и взаимообусловли- вающих друг друга; как структуру, включающую взаимосвязанные этапы деятельности учителя и учащихся; как единство функций процесса обучения; как последовательность логически сменяющих друг друга ситуаций; как совокупность микроэтапов, решающих очередную педагогическую задачу урока. Вариативность, изменчивость составляющих элементов говорит о том, что урок — это развивающаяся (открытая) система.

Источник: https://studme.org/131870/pedagogika/analiz_uroka_tochki_zreniya_vozmozhnostey_razvitiya_motivatsionnoy_sfery

Нетрадиционные формы проектов по истории: как увлечь учеников изучением истории. Опыт учителя

Первая из них — это школьная программа историко-краеведческих игр-странствий по Санкт-Петербургу, которая включает в себя 9 игр за 5 лет обучения (5 – 9 классы).

Игра предполагает «погружение» учащихся в историческое и культурное пространство изучаемого объекта. Ребята работают в творческих группах по 5–6 человек.

За месяц до проведения игры команды получают вопросы, чтобы, опираясь на изученный на уроках истории материал, детально исследовать те или иные события, используя реальное пространство нашего города.

Начинается теоретический период игры: ребята готовят ответы на вопросы, им приходится привлекать справочную и дополнительную литературу, составлять схемы, прокладывать маршруты, читать «слепую» карту. Обращаться к художественной литературе, заучивать стихи.

Второй этап игры — выезд на место. Во время игры учащиеся должны продемонстрировать все полученные знания, пользоваться картой (команды передвигаются самостоятельно по карте), компасом, быстро ориентироваться.

Читайте также:  Фестиваль -wow! how? : восемь часов науки

Такая форма приобретения и закрепления знаний очень нравится учащимся (об этом говорят результаты анкетирования после игр), дает прочные знания, реальное представление о городском пространстве, возможность немедленно реализовать полученные знания.

Кроме того, ребята учатся работать в команде.

В этой статье я не буду подробно рассказывать о странствиях. Подробно с методикой проведения игр можно познакомиться на моей страничке на сайтах «ProШколу.ru» и «Pedsovet.su».

Скажу лишь, что античную мифологию ребята повторяют на аллеях Летнего сада и Павловского парка, об идеях Реформации рассуждают у фасадов храмов различных конфессий на Невском проспекте, эпоха Петра I прекрасно ощущается в Петергофе, а Екатерины II — в Царском Селе, историю XIX века легче понять, побывав в Павловске и Александровском парке Царского Села, а ощутить военную мощь российской империи — в историческом центре города.

Школа занимается проведением игр в течение 15 лет. И за это время нам не раз пришлось наблюдать, как от года к году интерес к играм возрастает, особенно это заметно, когда из игроков ребята переходят в число эмиссаров — организаторов игры (9 – 11 классы).

Не последнюю роль в решении участвовать в эмиссарской работе играет познавательный и творческий моменты. Ребята могут побывать в роли очень разных персонажей, причем они сами активно создают образ своего героя. Для этого им надо много узнать об эпохе не только чисто исторического материала, но и продумать костюм, узнать о манере поведения, речи.

Каждый эмиссар получат перечень заданий, которые он обязан выполнить, а также ряд заданий, где ему предоставляется полный простор для творчества и возможность самостоятельных решений. С каждым эмиссаром работа строится индивидуально.

Программа странствий заканчивается в начале 9-го класса, но опыт исследовательской работы и привычка путешествовать по городу сохраняется. В 9 классе, изучая историю революционных событий XX века, я использую эти навыки.

Обобщающий урок проходит у нас по подготовленным ребятами проектам, в которых они не только систематизируют и обобщают полученные знания, но и «накладывают» их на реальное городское пространство. В результате, на уроке мы получаем маршруты событий февральской революции, весны-лета 1917 года, Октябрьского переворота.

Следующий этап — прохождение маршрута с обязательным посещением одного из музеев (на выполнение задания дается две недели). Подтверждение выполнения — фотоотчет с описанием увиденного и обсуждение в классе музейных экспозиций. Такая же работа проходит по истории ленинградской блокады.

Я считаю, что такая форма познания гораздо эффективнее экскурсии, так как ребята выбирают оптимальное для них время и настроение, находятся в составе небольшой группы друзей, стараются найти и запомнить наиболее интересную, эмоционально их поразившую информацию, так как знают, что впереди — обмен мнениями.

Проекты «История на страницах художественных произведений»

Еще одна удачная находка – это работа над проектами «История на страницах произведений художественной литературы». Идея такой работы родилась в содружестве с учителем литературы, и выполняли ее учащиеся 8-х классов. Темы, которые мы им предложили, касались Кавказской и Крымской войны.

Это была исключительно интересная и полезная работа,как для учеников, так и для учителей. Работа над проектами шла три недели. Значительная корректировка работ выполнялась при помощи электронной почты, что позволило каждому ребенку получить рекомендации к доработке или переработке материала.

В результате мы получили несколько интереснейших уроков, на которых события рассматривались не только с исторической точки зрения, но получили эмоциональную окраску, философское осмысление и личную оценку. Слушая выступления одноклассников, ребята порой едва сдерживали слезы.

А в конце уроков из уст этих очень еще юных людей прозвучал вывод: «Мы часто оцениваем войну с точки зрения государственных интересов, политической пользы и т.д. А война — вот такая: сломанные судьбы людей, горе, смерть, озлобленность. И в тоже время, на войне человек раскрывается в полной мере: хороший человек становится еще лучше. Плохой — еще хуже.

Находящийся на распутье — вынужден сделать выбор». Для меня как учителя одним из главных результатов этой работы является ярко выраженный познавательный интерес. Ребята говорили о том, насколько для них было интересно понять, в каких именно исторических условиях происходили события литературного произведения.

И при этом, то, что раньше казалось далеким, непонятным и даже надуманным, вдруг обретало смысл, заставляло сопереживать. Литература дала ребятам возможность увидеть исторические события глазами других поколений, понять их систему ценностей и сопоставить с настоящим.

  • В заключение хочется сказать, что используя возможности культурного наследия — пространственного (город) и временного (литература) — мы можем не только расширить рамки образования, но и в значительной мере способствовать активизации творческой, эмоциональной, интеллектуальной энергии наших учеников.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ:
  • Темы проекта «История на страницах произведений художественной литературы»
  • Выбрать из предложенного списка произведение художественной литературы и проанализировать его по плану:
  1. Какое историческое событие лежит в основе сюжета данного произведения?
  2. Краткая историческая справка об историческом событии (очень конкретно, не «оборона Севастополя», а, например, «бои на Малаховом кургане в августе 1855 года»)
  3. Какое отношение имел автор произведения к данным событиям?
  4. Основные сюжетные линии произведения.
  5. Какими художественными средствами выражает автор свое видение этих событий?
  6. Что в данном произведении особенно тебя удивило, взволновало, возмутило или вызвало другие сильные эмоции. Почему?
  7. Стали ли известные события понятнее и ближе после прочтения произведения?

Работа не должна превышать 5 печатных листов А4, набранных Times New Roman, 14. Работа должна быть выполнена самостоятельно, плагиат наказывается неудовлетворительными оценками по литературе и истории.

Защита исследования.

На защите должен прозвучать рассказ о результатах твоего исследования. Рассказ может сопровождаться показом иллюстраций, фотографий, схем и т.д.

  1. В ходе рассказа должны прозвучать цитаты из произведения (если речь о небольшом стихотворении, то лучше прочесть его наизусть).
  2. Возможна работа по два человека.
  3. Критерии оценки: соответствие выбранной теме, грамотный отбор материала, логика изложения, расшифровка используемой терминологии, наглядность, культура речи, способность удерживать внимание аудитории.
  4. Кавказская война в произведениях литературы

Л. Н. Толстого:

  • «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный»
  • «Кавказский пленник»
  • «Хаджи-Мурат»

А.С. Пушкина:

М.Ю. Лермонтова:

  • «Валерик»
  • «Кавказский пленник»
  • «Измаил-бей»
  • очерк «Кавказец»

А. А. Бестужева-Марлинского:

  • «Аммалат-бек»
  • «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев»

А.С. Грибоедова :

Крымская война в произведениях литературы

Л. Н. Толстого

  • «Севастопольские рассказы» (выбрать один из рассказов)

К.М. Станюковича:

  • «Маленькие моряки»,
  • «Севастопольский мальчик»

Лорда Алфреда Тениссена

Уильяма Говарда Рассела

  • «Крымская война. Личные воспоминания» (рекомендую взять очерк о сражении при Балаклаве)

Об авторе: Гончарова Валерия Валентиновна, учитель, ГБОУ СОШ № 292 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/history/5776_privlechenie_interesa_k_uroku_istorii

Привитие учащимся интереса к урокам истории

  • Привитие учащимся интереса к урокам истории
  • Игнатьева Анастасия Олеговна,
  • учитель истории МБОУ «Стемасская ООШ»

Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории у подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё — начиная от эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование различных методов и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель.

Познавательный интерес учащихся — явление многогранное, сложное, подкрепленное различными мотивами. Это основа основ учебной деятельности. Интерес всегда осознан, бескорыстен, приоритетен. И поддержание его необходимо для устойчивого внимания учащихся к предмету.

Под влиянием интереса, подростки без особого труда овладевают глубокими историческими знаниями, умеют устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Интерес способствует эффективному протеканию интеллектуального, эмоционального, волевого развития подростков.

История – область знаний, интерес к которой пробуждается у детей весьма рано. С бабушкиных сказок, с повествований об Илье Муромце в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом. Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости.

Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации – задача учителей истории.

Эта задача решается не только на уроках, но и в процессе активного участия школьников в работе факультативов, кружков, клубов.

Традиционные формы урока у большей половины класса вызывают скуку, и они резко теряют интерес к теме уже в начале занятия. Процитируем применительно данной теме древнюю мудрость «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно конечно усадить за парту учеников, добиться идеальной дисциплины, но это совсем не означает, что вы пробудите в детях интерес. Это все зависит от внутренней мотивации, без нее освоение знаний не будет полноценным.

Желание самому ученику «напиться из источника знаний»- вот важная ступень в формировании интереса к изучаемому предмету, а оно в свою очередь ведет к успешной учебной деятельности.

Интерес должен вызывать не только само содержание материала, но и сам процесс приобретения знаний: изучать и делать выводы, анализировать, обобщать, преодолевать трудности в учебной работе.

В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок понятия «познавательный интерес». Наиболее полная характеристика данного понятия, на наш взгляд, дана в следующем определении: «Познавательный интерес – это мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности».

На наш взгляд, проблема формирования интереса у учащихся к истории является одной из актуальных проблем современной школы.

Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. – задача учителей истории.

Система школьного образования содержит громадный потенциал, позволяющий научить подростков уважать прошлое и настоящее своей Родины, любить свой край, быть добрее, уважать себя и других.

Нам известно, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьников интерес к нему. Поэтому, когда педагог вызывает интерес к своему предмету у ученика, он так же мотивирует его на изучение этого предмета. Тем самым повышается уровень усвоения учениками предмета и формирование новых навыков.

История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно – следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления.

К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем. История неразрывна, связана с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками. История связана с повседневной жизнью.

  1. Анализ уроков
  2. На своих уроках я веду работу по формированию интереса к истории, используя:
  3. — мультимедийные средства: анимированные карты сражений, благодаря им дети не только понимают данное сражение, но и лучшего его запоминают;
  4. — презентации — для удобства демонстрирования детям изображений, которых нет в учебнике; демонстрации карты; визуализирование заданий перед выполнением работы

— обязательное использование работы с текстом учебника (т.е. дети самостоятельно читают тот или иной пункт) для того что бы они усвоили основной ход истории; работа с документом плюс проблемное задание (самостоятельное чтение документа детьми либо мое комментирование или его объяснение).

— различные виды бесед (заключительное, повторительно-обобщающая, эвристическая, беседы по картине вызывают у учащихся особый интерес) во время беседы проверяются не только ранее усвоенные знания или полученные во время урока. Но они также стимулирует мыслительную деятельность учеников, развивают их речь.

— отбор самого материала: детям не интересен сухой фактологический учебный материал книг, недоступный для их понимания, слово учителя, а еще и создание им картины при помощи слова способствует формированию интереса у детей. При отборе учебного материала учитывались возрастные особенности учащихся. Использовались интересные факты из истории.

— разного рода проблемные задания и вопросы все это заставляет детей думать, размышлять, активизироваться, искать и отбирать материал.

-разного вида наглядность: работа с картами и картинами, так как именно наглядность ученики лучшего всего воспринимают. Это прямое столкновение с историей, которую дети могут увидеть в движении.

-устные приемы обучения, такие как повествование, описание, объяснение, картинное описание, характеристики которые делали урок наиболее красочным. Все это делает урок не только насыщенным, разнообразным и интересным, но и еще и урок быстро и мгновенно пролетает, что так любят дети, все это также нацеливает детей на работу, стимулирует их активную интеллектуальную деятельность.

Выводы

Работая над проблемой формирования познавательного интереса у учащихся к истории, мы изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность преподавания истории в школе, содержание понятия «познавательный интерес», изучили методы и приемы формирования познавательного интереса.

Разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее эффективные. На уроках истории выбор метода или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, от возможности школы.

Применение наглядных пособий, практических заданий, умелое сочетание их со словесными методами повышает активность учащихся на уроке, способствует развитию познавательных процессов и навыков самостоятельной работы и поиска информации.

В результате аналитической и практической работы мы подтвердили положения о том, формирование интереса к истории у подростков зависит от уровня высокой мотивации к предмету, а этому способствует применение различных оригинальных методов и приемов на уроках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, повышающих уровень познавательной активности школьников. Поддержанию высокой мотивации и интереса к предмету способствует интеллектуальная и волевая и эмоциональная сторона, познавательного интереса, составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что процесс формирования познавательного интереса у подростков будет наиболее эффективным, если: использовать разнообразные оригинальные методы, приёмы и подходы к формированию познавательного интереса к истории у подростков.

Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у школьников состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями. Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность объяснения материала по истории способствует усилению роли активизации внимания, оно ведет к высоким результатам усвоения материала.

Творческие задания, проблемные вопросы, использование индивидуальной и групповой работы, использование элементов современных образовательных технологий, конкурсная методика, игровая деятельность на уроке — всё это очень важно для формирования интереса у подростков.

Наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов и форм организации обучения, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.

Источник: https://compedu.ru/publication/privitie-uchashchimsia-interesa-k-urokam-istorii.html

Ссылка на основную публикацию