Уроки шахмат могут стать обязательными

В 2019 году в российских средних школах планируется ввести новый обязательный для всех детей предмет — шахматы. Об этом сообщили в Международном шахматном клубе. Эксперты этой организации ранее представили в Министерство просвещения соответствующее предложение и привели результаты экспериментальных образовательных шахматных проектов в средних школах Москвы и ХМАО.

Проекты, которые уже были реализованы, получили высокую оценку представителей Министерства просвещения. Ольга Васильева, глава этого министерства, отметила, что серьезных затрат от государства на введение нового предмета не потребуется — уже существуют учебники и необходимые программы преподавания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Уроки шахмат могут стать обязательными

Предмет коснется в основном учеников начальной школы. Для первоклассников шахматы будут преподавать 33 часа за учебный год, для учеников 2,3,4 классов — на час больше, 34 часа в год.

Но и детям более старшего возраста будут преподавать шахматы, правда в том количестве учебных часов, которое останется свободным после составления учебного плана на следующий год.

Уроки шахмат могут стать обязательными

Эксперты считают, что занятия шахматами развивают ребенка всесторонне, способствуют улучшению его логических способностей, благодаря чему дети начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти пройденное ранее.

Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, — анализировать обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Уроки шахмат могут стать обязательными

Введение обязательного предмета не означает, что из каждого школьника будут готовить великого гроссмейстера.

Задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с правилами игры, научить его понимать шахматную логику. Если появится особый интерес, родители всегда могут записать ребенка в шахматный клуб или секцию, где шахматы изучают более углубленно. Но даже если интереса не появится, свою развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурками все равно выполнит.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Школьники стали чаще болеть педикулезом

Оценим за полчаса!

Уроки шахмат могут стать обязательными

Оценить статью можно здесь

Поделитесь новостью с друзьями, если она вам понравилась

Источник: https://o-krohe.ru/news/2019-goda-shahmaty-stanut-obyazatelnym-shkolnym-predmetom/

Шахматный всеобуч. Нужен ли он?

В конце прошлого года, заканчивая обучение в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе «Педагогика дополнительного образования детей», в рамках практической части написания диплома проводил опрос шахматных педагогов и тренеров всего мира. Результат по самому дискуссионному вопросу – шахматный всеобуч – предлагаю вашему вниманию.

Мною было проведено глубинное исследование тренеров и педагогов по шахматам по всему миру. Был подготовлен онлайн-опрос на русском и английском языках, в котором было более 60 пунктов/вопросов. Респонденты могли отвечать на все вопросы или только на те, которые посчитают нужными. Ответы на вопросы могли быть как открытыми, так и закрытыми. Опрос проводился с июня по ноябрь 2016 года.

  • Всего в опросе приняли участие более 50 респондентов, количество россиян и иностранных  респондентов поделилось примерно поровну.
  • Иностранные респонденты были представлены странами как с сильными шахматными традициями (США, Великобритания, Армения, Болгария), так и такими, где шахматы стремительно набирают популярность (Норвегия, так как действующий чемпион мира Магнус Карлсен из этой страны; Ирак), так и из стран, где шахматы не очень популярны (Гренландия, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и др.)
  • Российские респонденты представлены 18 регионами, как теми, где шахматы развивают (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск), так и такими, где шахматы развиваются благодаря энтузиастам и требуют большей поддержки государства (Заполярный, Норильск, Новороссийск и многие другие города).
  • В опросе приняли участие три международных гроссмейстера, четыре международных мастера и порядка двадцати мастеров и кандидатов в мастера спорта (как указавшие это, так и по рейтингу).

Самую жаркую (пусть и виртуальную) дискуссию вызвал вопрос о шахматном всеобуче. Вопрос звучал так – «Шахматы всё чаще становятся обязательным предметом в школах разных стран мира. Выскажите, пожалуйста, ваше отношение к шахматному всеобучу».

Ещё в 2007 году международный гроссмейстер, заслуженный тренер России Юрий Разуваев в интервью интернет-порталу chesspro.ru подробно рассказал своё видение шахматного всеобуча.

По мнению Разуваева, перед выбором всеобуча или факультатива и возраста начала обучения начинать надо с возраста. Специалист считает, что «начинать надо со второго класса. Или как в Китае, подготовительную группу детсада. Вообще, это очень логично, поскольку шахматы помогают ребенку научиться быть самостоятельным.

…в Челябинске на занятия уже начали приводить трехлетних! Родители чувствуют, что желательно пораньше приобщать ребенка к интеллектуальной жизни. Поэтому надо подумать – может, вообще начинать преподавание шахмат в детских садах.

В первом классе у детей резко меняется образ жизни, поэтому второй класс идеален с точки зрения принципа «не навреди!»

Если организовывать факультатив, то его судьба всецело зависит от того, кому этот факультатив достанется. Потому что принцип современной жизни такой: если это необязательно, значит, оно и не нужно.

Факультатив без применения компьютерных технологий обучения – это просто шахматный кружок в школе.

Если есть в школе человек, который любит шахматы, то он соберет в кружок 10-20 человек, но в массовом порядке обучения не будет.

Благодаря локальным сетям мы можем гарантировать высокий уровень преподавания. Кроме того, учитель в классе тоже будет счастлив, потому что требования к нему окажутся минимальными. А когда через месяц дети приспособятся к работе с компьютером, учитель будет вообще не особо нужен. Только следить за дисциплиной, и все, можно заниматься своими делами, тетради проверять, например».

Однако есть и проблемные места – это преподаватели и качество преподавания. Вот что говорит Ю. Разуваев: «Это больное место. Мой личный опыт говорит, что это практически нерешаемая проблема. Тренер в своей работе нацелен на высокий результат одного-двух своих учеников, а школьное образование должно быть ориентировано на последнего ученика, особенно в начальных классах.

Вот почему я так потянулся к компьютерам. Вы можете себе представить, например, шахматы в сельских школах? А благодаря Интернету это будет образование высокого уровня. Да, сейчас еще далеко не везде у нас есть Интернет. Но другого пути просто нет. Надо начинать там, где компьютеры уже есть.

Я недавно был, например, в Сатке Челябинской области – там хорошие компьютерные классы в обычных школах».

Подводя итог идее всеобуча Ю. Разуваев говорит: «…в Ханты-Мансийске к проблеме подошли правильно. Прежде всего, должен быть пакет документов: методика, программа, учебный материал и т.п. Во-вторых, нужно думать, как этот пакет внедрить в школьную практику.

Как видите, даже в ХМАО, с его материальными возможностями, сильной шахматной федерацией, идеальным климатом (чем еще заниматься долгими зимними вечерами, как не игрой в шахматы через Интернет?), – даже там приходится преодолевать большое инерционное сопротивление.

То есть второе – это кадры. И я настаиваю на том, что компьютерные сети – это возможность решить кадровую проблему. На самом деле, работа над мышлением – гораздо более сложная задача, чем просто развитие какого-либо навыка.

И эта работа должна соответствующим образом оплачиваться.

В советское время шахматы считались абсолютно самодостаточными, неким священнодействием; считалось, шахматисты что хотят, то и делают. А сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере.

Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером».

Другую точку зрения в тот же период высказал международный мастер Илья Одесский. В своей заметке на сайте e3e5.com он пишет:

«…Хочу сразу оговориться: я выступаю не против идеи шахматного всеобуча как таковой. Меня возмущает не сама идея, а именно форма, с которой идея всеобуча вбрасывается в массы. Я категорически против той агрессивной единоголосной кампании, которая развернута в шахматных СМИ.

…Сколько статей о том, как хорош шахматный всеобуч, сколько одинаковых, бьющих по ушам статей.

Нигде я не увидел ответ на вопрос: зачем? Зачем ребенку изучать шахматы – не в Доме или Дворце детского творчества, куда, раз уж его так тянет к игре, он придет по своей воле – а в школе? В наиболее честных статьях этот вопрос обходят стороной, в остальных – на зубах навязшая аргументация: помогает… развивает… Что развивает, чему помогает? В ответ – с колыбельной интонацией бубнежка: память… счетные способности… логическое мышление…

… Что же может служить доказательством – и одновременно опорой – для сторонников шахматного всеобуча? Меньше всего слова, прежде всего статистика.

Статистические выкладки, свидетельствующие, что после (или по ходу) курса шахматной игры дети стали лучше учиться, развились интеллектуально – вот что способно убедить меня в необходимости всеобуча, и тогда, как говорится, я ваш душой и телом.

Но никакой статистики в публикациях последнего времени я не нашел, а только барабанный бой.

…Мы знаем, чего мы не хотим от школьного курса: мы не хотим, чтобы ребенок захотел стать профессионалом, и мы не хотим, чтобы ребенок отдавал шахматам все свое время. Тогда чего мы хотим? Мы хотим, чтобы ребенок чуть-чуть умел играть, и мы хотим, чтобы ребенок тратил на это чуть-чуть своего учебного времени.

И мы должны поверить, что от этого «чуть-чуть» будет такая большая польза, что стоит огород городить: создавать центры по подготовке преподавателей, выделять в ущерб прочим предметам учебные часы, печатать учебники, наконец, вбухивать деньги под всю эту огромную, «без цели и задачи», программу?! Коллеги, мы должны увидеть положительную статистику очень многих экспериментов, чтобы поверить в пользу всеобуча».

В поддержку оценки Ильи Одесского может стать исследование британского благотворительного фонда Education Endowment foundation, которое проходило в течение двух учебных лет (2013-2015) в 11 школах и охватило суммарно более чем 4000 учеников.

Исследование показало, что занятия шахматами почти никак не повлияли на развитие математических способностей  английских школьников. Подробно об этом пишет австралийский гроссмейстер Ян Роджерс в статье на сайте chess.

com «Шахматы провалили PR-тест».

В октябре 2016 года «Российская газета» запустила опрос читателей – «Нужен ли в школе обязательный урок шахмат?» На начало декабря 2016 года в опросе поучаствовали более пятисот читателей и почти две трети из них за введение урока шахмат в школьную программу (по состоянию на июнь 2017 года количество ответивших чуть больше 600, проценты изменились незначительно).

Уроки шахмат могут стать обязательными

Источник: «Российская газета» / https://rg.ru/2016/10/26/opros-nado-li-delat-shahmaty-obiazatelnym-predmetom-v-shkole.html

Возможно, результаты этого опроса (на фоне огромного интереса в России в к матчу Карлсен – Карякин, который проходил в ноябре 2016 года) повлияли на инициативу сенатора Вадима Тюльпанова, который в декабре написал письмо министру образования и науки России Ольге Васильевой «с просьбой рассмотреть возможность введения обязательных уроков по шахматам в школах». 

Однако, как показал опрос, российские педагоги и тренеры в основном отрицательно относятся к этой идее; зарубежные же специалисты в основном поддерживают такую инициативу. Вот наиболее яркие высказывания «за» и «против» шахматного всеобуча:

Кирилл Анненков, Санкт-Петербург, мастер ФИДЕ, педагогический стаж – 27 лет: «Я противник всеобуча в рамках школьной программы в школах. Шахматы очень специфическое занятие и вряд ли необходимы всем.

Самим школам это не нужно, а значит не будет полноценной поддержки. Не хватает талантливых педагогов даже в специализированные шахматные клубы, в школе же на 90% – профанация.

Нет красивых оформленных помещений, удобного оборудования, нормального инвентаря».

Алексей, Москва, рейтинг 2120 (примерно соответствует уровню кандидата в мастера спорта), педагогический стаж – 12 лет: «Мой опыт работы в школе говорит о нецелесообразности. Если занятие вести на крайне примитивном уровне, то никакого прогресса в умении играть не будет, в лучшем случае научатся ходить фигурами. Если на обычном уровне, то это интересно нескольким из класса и не более».

Сергей Иванов, Санкт-Петербург, международный гроссмейстер, педагогический стаж – 20 лет: «Отношение скорее отрицательное, лучше сохранить шахматы как факультативное занятие».

Наталья, Симферополь, мастер ФИДЕ, тренер ФИДЕ, педагогический стаж – 21 год: «Нужно научить новых тренеров (учителей физкультуры, начальных классов). Тренеров спортивных школ не хватает».

Андрей Степанов, Владивосток, рейтинг – 2135, педагогический стаж – 14 лет: «Это лишнее. А вот факультатив должен быть в каждой школе».

Общую точку зрения тех, кто против шахматного всеобуча можно подвести фразой Рустама Рахимова из Заполярного (рейтинг – 2200, педагогический стаж – 20 лет): «Специалистов мало».

За шахматный всеобуч в России специалисты высказываются реже.

Александр, Ханты-Мансийск, кандидат в мастера спорта, педагогический стаж – 7 лет: «Только за. Больше детей занимаются, больший шанс найти талант».

Супружеская пара (Евгений Бондаренко и Анна Якименко), Новороссийск, кандидат в мастера и мастер ФИДЕ, педагогический стаж 20 и 25 лет. Оба указали на положительное влияние, если всеобуч будет в начальной школе.

Среди иностранных специалистов почти все, кто ответил на этот вопрос, положительно относятся к шахматному всеобучу. Вот наиболее интересные мнения:

Джим Манди (Jim Mundy), США, Атланта, кандидат в мастера, педагогический стаж – 18 лет: «Отношусь к этому хорошо, каждому следует играть, даже если это произошло случайно. Одно большое преимущество дети/мы получаем от шахмат – продолжающийся эмоциональный самоконтроль.

При этом не имеет значения уровень, начинающие и чемпионы мира проходят через это, и мы учимся преодолевать себя – насколько это возможно! Мир стал бы значительно лучше, если бы мы сначала думали, а потом делали, вставали на место другого, и показывали истинное уважение.

Так, да! Давайте играть в шахматы».

Не указавший своё имя национальный мастер из США, Нью-Йорк, педагогический стаж – 24 года: «Также как музыка и искусство, это хорошо».

Подвести итог «за всеобуч» среди иностранных специалистов можно фразой Эрика Т (Er!ck T) из ЮАР, Дурбан, рейтинг – 2134, инструктор ФИДЕ, педагогический стаж – 12 лет: «Всем нужны шахматы».

Впрочем, есть и такие, кто осторожно относится к этой идее.

Джерри Нэш (Jerry Nash), США, Кукевилль (Cookeville, штат Теннеси), педагогический стаж – 25 лет: «Шахматы полезны для каждого ребенка, но если сделать их обязательными, они могут стать менее значимыми и популярными среди студентов. Из дара могут превратиться в лекарство».

Таким образом, можно сделать вывод, что специалисты, которые непосредственно работают с детьми, признавая пользу и эффективность шахмат для развития ребёнка, в целом отрицательно относятся к идее всеобуча, и рекомендуют развивать шахматы в школе в качестве факультатива. Обязательное обучение шахматам может вызвать обратный эффект, особенно если преподавать будет неквалифицированный в шахматах педагог.

Моё мнение совпадает с мнением российских педагогов и тренеров и базируется на четырёхлетнем преподавнии шахмат в школе, гимназии и в детском саду. Я отношусь к всеобучу очень скептически, если не сказать отрицательно.

Если на занятия дети в школе и так ходят больше дурака повалять (в доме творчества, когда акцентированно приходят на шахматы, мотивация детей выше), то «обязаловка» вызовет только отвращение, тем более сейчас не набрать столько квалифицированных педагогов-шахматистов.

  1. Подведу итог мнением экс-чемпиона мира Владимира Крамника: «Не стоит пытаться ввести шахматы как обязательный предмет в школах, потому что загрузка большая, а шахматы всё-таки – это некий бонус и не является предметом, который человек обязан знать.
  2. Попытки ввести это как обязательный предмет – в этом я не уверен, а как факультативный предмет, то есть давать возможность детям, которые этого хотят, заниматься шахматами в школе – это очень хорошая идея».
  3. ***
  4. Понимаю, что опрос чуть более 50-ти педагогов для кого-то не будет являться достаточным по количеству мнений, поэтому приглашаю к дискуссии все заинтересованные стороны: тренеры, педагоги, методисты, родители, а также всех специалистов, которые имеют отношение к принятию решения о введении всеобуча в школе.
Читайте также:  В российской академии образования разработали курс -семьеведение

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/checkmate/1316306.html

Нужно ли шахматы делать обязательным школьным предметом? · Город 812

В России хотят сделать шахматы обязательным школьным предметом – как в Армении. Но у нас пока до практики дело никак не дойдет.

Зато реанимировали Всесоюзный турнир среди школьных команд «Белая ладья» (его инициаторами были писатель Лев Кассиль и чемпион мира Василий Смыслов).

Этим летом лучшими среди 106 команд-участниц стали ученики школы № 31 Василеостровского района Петербурга, которых к финальному турниру готовил международный гроссмейстер Сергей Климов. Поговорили с ним о детях  и шахматах.

– Ваша команда состояла из ребят, которые дополнительно к учебе активно занимаются шахматами?

– У нас из четырех человек – трое кандидаты в мастера. Все они ученики 6–9 классов, но занимаются еще в Василеостровской СШОР.

– А в самой школе шахматные занятия тоже бывают?

– При желании они доступны всем без исключения, шахматный кружок функционирует для школьников всех возрастов, начиная с первоклашек: есть группа начинающих, и очень многие проявляют интерес. Немало детей, уже в детских садах получивших первые азы шахмат, кто-то занимается еще и в спортшколе.

– Значит, шахматы в 31-й школе пока не обязательный предмет?

– Нет, просто в этой общеобразовательной школе выстроена своего рода шахматная вертикаль для неравнодушных к этой игре, среди них проводятся соревнования. Это своего рода гимнастика ума.

  • – А что с идеей сделать шахматы обязательным предметом во всех общеобразовательных школах – она заглохла?
  • – Нет, она имеет продолжение, но постоянно наталкивается, как я понимаю, на различного рода вопросы организационного плана.
  • – Например?

– Понятно, что прежде чем ввести какой-то новый предмет, необходимо подготовить необходимые для этого нормативные документы, разработать учебную литературу и методические пособия, они должны пройти соответствующую экспертизу.

Потребуется еще и материальная база, конечно, но самый острый вопрос – кадровый. На каждую школу у нас в Петербурге, например, по шахматисту, да еще и имеющему педагогические наклонности, не найдешь.

Поэтому учителей отправляют на переквалификацию, где их учат преподавать шахматы. Это краткосрочные курсы до 72 часов.

– И учителя идут?

– Да, и из начальной школы, и те, кто преподает общеобразовательные предметы, и учителя физкультуры. Планируется, что обучение шахматам коснется начальной школы, где один из уроков физкультуры можно заменить на шахматы. Увеличивать учебную нагрузку никто не будет – здесь все строго регламентировано.

– Инициаторы этой идеи какую конечную задачу ставят – растить через школьные уроки будущих гроссмейстеров или повышать общий интеллектуальный уровень учащихся?

– Не думаю, что спортивная составляющая здесь главная. В семь лет найти шахматные таланты, конечно, тоже можно, но этим детям придется тяжело, они поначалу будут уступать сверстникам, которые уже давно играют, а через негатив поражений смеет пройти не каждый.

В то же время известно, что Михаил Ботвинник начал играть с одиннадцати лет и вырос, тем не менее, в чемпиона мира. Вот воспитательный момент в новой инициативе есть безусловно – шахматы учат ответственности за свои поступки и, что очень важно, учат уметь проигрывать и позволяют понять: не все в жизни будет идти как по маслу.

Ну и то, что дети, которые играют в шахматы, учатся лучше – это факт. Министерство образования заказывало долгосрочное исследование относительно успеваемости и занятия шахматами, и оно показало положительную корреляцию.

Насколько я понимаю, собрали две группы школьников одного возраста, в одной занимались шахматами, в другой – нет, и в первой показатели успеваемости оказались заметно выше.

– В вашей школе это давно поняли?

– Руководство само пришло к тому, что это интересно и полезно для учащихся. И мы не одни такие в Петербурге. Я как-то встречал в прессе цифру, что порядка 30 процентов школ в городе имеют секции по шахматам. И мне кажется, что она вполне соответствует действительности.

– Вот в Армении шахматы в школах уже несколько лет обязательный предмет, и результат имеется – сборная этой страны на нескольких шахматных олимпиадах подряд в призерах…

– Всеобуч не может дать спортивного результата. Это в футболе правила можно объяснить за 15 минут, в шахматах для это потребуется год.

Какой-то косвенный выхлоп может быть в том плане, что занятия шахматами становятся более престижными, чем другими видами, и как следствие, количество переходит в качество. Но прямой зависимости я не вижу.

А шахматные успехи Армении объясняются тем, что бывший президент страны возглавлял национальную федерацию. К тому же, страна небогатая, и шахматы – отличная возможность выбраться в люди, а это хорошо стимулирует.

– Вы сказали, что если ставить высокие спортивные задачи, то начинать играть в шахматы стоит пораньше. Когда же?

– С детского сада, лет с четырех-пяти. Сейчас первенство России, да и первенства Европы и мира проводятся для детей до девяти лет – это самая первая возрастная категория.

Участникам по 7–8 лет, и они играют в силу второго взрослого разряда. Так что только начинать в этом возрасте уже поздно, если, повторюсь, вы хотите, чтобы ваш ребенок стал профессиональным шахматистом.

Хотя исключения, конечно, случаются.

– А вы сами как и когда начали играть в шахматы?

– Меня сосед научил, когда мне восемь было. Сначала не больно понравилось, затем увлекся.

– В школе шахматы помогали или отвлекали от учебы?

– Однажды даже играл в шахматы на пятерку. С учителем по русскому языку и литературе, он второразрядник был, тоже в свое время занимался во Дворце пионеров, как и я. У нас было условие, что выиграю до 20 хода, и я добился выигрышной позиции, но поставил мат только на 24 ходу. Пари я проиграл, но пятерку мне все равно поставили.

– А если серьезно?

– Ну уж всяко увлечение шахматами мне никак не повредило. Учился хорошо, было понимание, что если уезжаю на соревнования, надо как-то дополнительно самостоятельно заниматься. Для общего развития шахматы, безусловно, полезное занятие, да и мозги нужно всегда тренировать.

– С чего все-таки стоит начинать занятия шахматами – с теории или практики?

– Существуют две противоположные позиции: проводить лекционные занятия и от них идти к практике или дать возможность как можно раньше начать играть – в надежде, что все само придет.

Тогда дети сами невольно начнут учить друг друга: если один сделает неверный ход, то соперник ему объяснит, что так нельзя и почему нельзя. Кроме того, игра, как правило, больше заинтересовывает.

Так что можно выучить начальную расстановку фигур, объяснить, кто как ходить должен, и посадить детей за доски, а по пути все выяснится. Плюс игра сама по себе вызывает интерес.

Если же пользоваться обучающими учебниками, где один урок – одна тема, то дети в течение полугода будут сидеть, глядя на преподавателя. Не потеряют ли они интерес при таком подходе? В детских садах это обращают в развлекательную форму – например, как Мишка учил играть зверей, и все это происходит с шутками да прибаутками.

– Сегодняшние дети умнее, чем мы с вами были в их возрасте?

– Они знают гораздо больше – это безусловно. Сами шахматисты знают о шахматах значительно больше, чем их предшественники. Сегодня любой гроссмейстер в курсе того, что анализировал Гарри Каспаров, готовясь к матчам с Анатолием Карповым.

Процесс усвоения информации идет более активно и с более раннего возраста. И детей это тоже касается – они уже в школьном возрасте становятся кандидатами в мастера и сегодня знают никак не меньше, чем хороший советский мастер спорта.

– Компьютер им в этом помогает?

– Здесь тоже не все так просто, отрицательные моменты тоже есть. Благодаря компьютеру мы получим более сильно считающих варианты игроков, знающих дебюты, но спорный вопрос – сильнее ли они при этом играют в шахматы, лучше ли понимают саму игру.

Сергей Лопатенок

Уроки шахмат могут стать обязательными

Источник: http://gorod-812.ru/nuzhno-li-shahmatyi-delat-obyazatelnyim-shkolnyim-predmetom/

Уроки шахмат в начальной школе могут стать обязательными

28 Июня 2019 Екатерина Попова предоставлено пресс-службой члена Совета Федерации Олега Цепкина

Сенатор Олег Цепкин предложил сделать уроки шахмат в начальной школе обязательными.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая в ходе заседания Совета Федерации, рассказала о реализации национального проекта «Образование». Говоря о гармоничном развитии школьников, министр прокомментировала введение уроков шахмат в начальной школе.

Сенатор Олег Цепкин предложил Минпросвещения России взять ситуацию под контроль и стать координатором развития шахматного движения среди подрастающего поколения, включив постижение основ игры в обязательный образовательный стандарт.

Ольга Васильева отметила, что сенатор Олег Цепкин абсолютно правильно оценил степень влияния игры на развитие подростков: по данным Международной шахматной федерации (FIDE), школьники, которые начинают играть в шахматы в начальных классах показывают результаты по математике значительно выше, чем сверстники, уклонявшиеся от изучения игры.

«Сегодня мы практически объединили все школы в этом направлении. У нас сейчас в 46 регионах играют в шахматы и в урочное, и в неурочное время, потому что школы сами определяют, куда определить час, отведённый для изучения шахмат», — сказала Министр Ольга Васильева.

Министр добавила, в некоторых странах СНГ школьные часы отводятся для шахмат в обязательном порядке. В настоящее время в Минпросвещения анализируют существующие методические пособия по шахматам, которыми пользуются российские и зарубежные учебные заведения. Дополнительно в рамках нацпроекта «Образование» «планируется разработка примерных программ по ряду приоритетных курсов основной образовательной программы, в том числе по шахматам».

«Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновлённых образовательных стандартах такой нормы» — сказала Ольга Васильева.

 «В рамках реализации проекта «Шахматный Всеобуч» охвачены все муниципалитеты Челябинской области, в данный момент ведётся работа по расширению охвата на все школы области. Шахматный всеобуч» – это, в первую очередь, образовательный проект. Шахматы являются наиболее действенным средством развития интеллекта.

учат поиску решения путем многократного перебора вариантов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала.

Опыт реализации шахматного всеобуча в детских садах и школах показывает, что введение шахмат в систему образования привлекательно тем, что требует минимального количества затрат и при этом обладает колоссальной эффективностью.

Учитывая большую массовость и качественную подготовку, конечно же, появляются и юные талантливые шахматисты, которые продолжают обучение шахматам уже в специализированных спортивных секциях.» — резюмировал сенатор Олег Цепкин.

 Напомним, что В декабре 2015 года проект «Шахматный всеобуч» начал реализовываться на территории Челябинской области. Региональным координатором проекта является Член Совета Федерации Олег Цепкин. На сегодняшний день проектом охвачены все муниципальные образования Челябинской области.

Источник: https://up74.ru/articles/news/111561/

Шах и мат школьной программе: Минобрнауки вводит новый предмет

Новые обязательные предметы в школах — игры и не только. По распоряжению министра Ольги Васильевой, шахматы должны стать обязательными к обучению. Какие еще предметы нужно ввести в школьную программу?

Шахматы войдут в школьную программу. Об этом глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила на пленарном заседании Совета Федерации.

Уже сейчас в 40 регионах страны дети играют в шахматы в рамках факультатива, и все они, по словам Васильевой, показывают более высокие учебные результаты, чем другие их сверстники.

Новый обязательный предмет появится в начальных школах в ближайшие два года. «Это будет очень простая программа, один час в неделю.

Там не требуется дополнительных компетенций для учителя», — заявила руководитель ведомства.

Ранее президент Международной шахматной ассоциации (ФИДЭ) Кирсан Илюмжинов встречался с Ольгой Васильевой. Возможно, эта встреча повлияла на решение Министерства ввести шахматы в школьную программу, рассказывает глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким^

«Задачей это программы не является подготовка профессиональных шахматистов и гроссмейстеров. Главная задача — это привить детям навыки и качества, которые дают шахматы. Первый базовый навык шахматиста — сначала подумай, потом сделай. Мы начали реализовывать программу в Москве два года назад.

На сегодняшний день в 250 школах из 750 преподаются шахматы, представьте себе, через десять лет дети вырастут, мы получим поколение, треть которого будет сначала думать, а потом делать, а это, наверно, может быть, иной качественный уровень жизни, иные решения, которые принимаются. Это, наверно, здорово.

Второй очень важный вопрос — это методические пособия. Мы выпустили методический комплект, который включает в себя учебники, рабочие тетради и пособия для учителей.

И третий вопрос — кто преподает? У нас был выбор, будут ли это шахматисты или учителя, и мы поняли, что детьми должны заниматься те, кто понимает в детях, то есть именно преподаватели начальных классов, учителя физкультуры, математики, те, кому абстрактно интересны шахматы.

И мы переподготавливаем учителей, и за 32 часа они получают навыки преподавания шахмат и приходят в школу, уже готовые для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность.

Мы сейчас готовим такую электронную площадку, которая объединит всех детей России и всех детей, может быть, даже мира на каком-то этапе примкнут, чтобы мальчик из Калининграда мог играть онлайн с мальчиком из Москвы, а мальчик из Перу мог сражаться с мальчиком из Армении. Будет создан единый базовый сервис, который будет позволять осуществлять педагогическую деятельность в полном объеме».

Какие еще предметы можно было бы добавить в школьную программу?

Вадим Дымов, основатель компании «Дымов»:

«Интересное предложение завести шахматы, конечно. Но почему не шашки? Не судоку? Или почему не домино ввести в образование, тоже неплохая игра. Но там можно какие-нибудь городки, крестики-нолики. В целом интересное предложение. Конечно, шахматы стоят на первом месте из всех игр.

Я считаю, что игры в программе — это не плохо. Я вспоминаю свою школу, если бы давали поиграться больше, думаю, я поумнее вырос точно. Больше проблема в том, что должен подход немножко измениться к детям.

Я не думаю, что шахматы — решение этой проблемы, но с детьми надо просто больше играть».

Глава инвест-компании Legacy Square Capital, а также президент шахматной федерации Москвы Владимир Палихата считает, что, помимо основных предметов, ученикам в школе должны преподавать финансовую грамотность.

Владимир Палихата:

«Люди могут закончить с красным дипломом школу, а элементарных вещей, каким образом вести собственные финансы, они не понимают. На Западе дети проходят это как обязательный предмет.

Это необязательно должен быть отдельный предмет, это может быть какое-то дополнение.

Из своего опыта скажу, я закончил школу, институт, но, в любом случае, мне пришлось по новой все изучать, потому что нас в школе этому не учили».

А один из основателей компании «Вимм Билль Данн», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили переживает, что общий уровень образования современных детей неуклонно падает.

Давид Якобашвили:

«Не хватает общего образования детям. Задают детям вопрос, где такая столица, где такой город, что было в 1945 году, что случилось? Дети даже не знают этого. Вообще, ноль. Мы были намного образованнее в их возрасте. Конечно, надо включать определенные предметы по общему образованию. Нужен один предмет точных наук и один предмет касательно гуманитарных наук. И еще языки».

Ранее министр образования Ольга Васильева называла пять направлений дополнительного образования, которые, по ее мнению, должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: это театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. Также Васильева уже вернула в школы астрономию. С этого года старшеклассники изучают ее в рамках курса физики.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/38109372-shah-i-mat-shkolnoy-programme-minobr-vvodit-novyy-predmet/

Обязательные шахматы в школах — хорошо?

Во многих школах третий урок физкультуры становится более интеллектуальным — шахматным. Шахматы — общепризнанный вид спорта, спорить с этим никто не будет. Шахматы полезны для умственного развития. Значит, всё правильно? А вот некоторые — сомневаются.

Уроки шахмат переходят из разряда дополнительных в категорию обязательных предметов, занимая место не так давно добавленного третьего урока физкультуры.

По этому поводу отдельные знатоки шутят, что внедрение третьего урока физкультуры в школах было инициировано именно шахматистами, которые умеют просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Хоть и говорят, что в каждой шутке есть доля шутки, как дела обстояли на самом деле, мы не знаем. Поэтому будем оперировать только фактами. А они оказываются интересными.

Сейчас в России шахматы в школах начинают приобретать популярность. Недавно прошла новость, что 35 школ Краснодара сделали этот предмет обязательным и приняли от краевой федерации шахмат необходимый инвентарь.

Напомним, что в Краснодаре всего около 120 школ, значит шахматами охвачена примерно четвёртая их часть. Преподают шахматы учителя этих же школ, которые имеют интерес к шахматам и прошли предварительную подготовку.

В Москве из полутора тысяч школ, шахматы введены в 250, то есть в 1/6 школ и тоже — вместо третьего урока физкультуры. В основном это школы с математическим или физико-математическим уклоном.

В Югре урок шахмат стал обязательным во всех классах начальной школы, а со следующего года — во всех классах всех школ.

Фонд «Шахматы в школе»

За введением и развитием шахмат в школах следит фонд с соответствующим названием «Шахматы в школе». С его помощью разработаны учебник, программа и методическое пособие.

Они доступны для любой школы и способствуют тому, что дети изучают шахматы в спокойном ритме, не столько постигая сложности старинной игры, сколько приучаясь мыслить стратегически и тактически, уметь управлять шахматными фигурами и своими эмоциями.

Читайте также:  На естественнонаучной олимпиаде российские школьники завоевали шесть золотых медалей

  На освоение шахмат запланировано 135 академчасов — 33 в первом классе и по 34 со второго по четвёртый.

Что дают ребёнку шахматы (аргументы «за»)

  • умение мыслить логически и стратегически;
  • включение в работу сразу двух полушарий;
  • усидчивость;
  • хорошую память;
  • способность к быстрой концентрации внимания;
  • искусство «держать удар»;
  • уравновешенность;
  • ответственность за свои действия.

Есть ли минусы у занятий шахматами?

Шахматы считаются полезным занятием, но и здесь можно найти несколько минусов:

  • малоподвижный образ жизни — мозги тренируются они и растут, мышцы отдыхают;
  • склонность к депрессиям и негативному поведению при череде проигрышей, особенно, если у ребёнка есть к этому склонность;
  • активное занятие шахматами отнимает много времени, его не хватает ни на уроки, ни на культурную жизнь (походы в театр, к примеру);
  • частые турниры (они платные и по выходным);
  • огромные эмоциональные нагрузки.

Шахматы в школах — примеры

Во времена СССР, в Молдавской ССР шахматы, в порядке эксперимента, были введены в школьную программу в качестве обязательного предмета. Это позволило вырастить несколько десятков шахматистов международного уровня.

Сейчас в Нью-Джерси (Нью-Йорк) шахматы введены в качестве общеобразовательного предмета во всех школах. Всё в соответствии с высказыванием Б. Франклина: «Как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами раскрывают умственные способности».

В Испании с 1995 года школы могут включать шахматы в список обязательных школьных предметов и уже более 2000 школ воспользовались этим правом.

В Армении уроки игры в шахматы — официальны во всех классах.

Шахматы в школах — цель

Шахматы в школе не ставят целью вырастить из всех учеников чемпионов. Они нужны, чтобы научить детей думать и рассуждать. Тому, что необходимо каждому человеку. Так, может быть, и пусть будут шахматы в школах? Кому-то они не понравятся, а кто-то откроет для себя массу возможностей. А потом возьмёт, да и реализует их!

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/objazatel-nye-shahmaty-v-shkolah-horosho.html

Шахматы в школе: зачем, как, что делать

В 2016 году министр просвещения Ольга Васильева пообещала ввести в школы уроки шахмат. В 2019-2020 учебном году эти уроки станут обязательными для учеников начальных классов. Разбираемся, зачем это нужно, как будет организовано и как коснется учителей.

Что случилось?

С 2019-2020 учебного года в большинстве российских школ введут обязательные уроки шахмат. Заниматься шахматами пока будут только в начальной школе — в первом классе 33 часа в год, во втором, третьем и четвертом 34 часа.

С 2016 года уроки шахмат апробировали в Московской области и Ханты-мансийском автономном округе. Чиновники и учителя довольны результатами апробации и запускают уроки по всей России.

Фонд «Шахматы в школе» разработал учебник, также разработаны рабочие программы для педагогов.

Помогаем учить шахматам

Как и кто будет их преподавать?

Педагоги по шахматам и учителя-предметники, прошедшие профессиональную переподготовку. В этом году Новосибирский государственный технический университет выпустил 36 педагогов-шахматистов, в Перми шахматам обучилось 150 учителей. Раньше в России не готовили педагогов с такой специализацией.

Учителя будут преподавать шахматы по программам и учебникам, разработанным фондом «Шахматы в школе». Также на сайте фонда они смогут решать шахматные задачи — сами или с учениками.

Где апробировали уроки шахмат?

В Югре и 75 школах Московской области. Руководители школ отмечают, что занятия шахматами положительно влияют на успеваемость по другим предметам. Как они это измеряли, неизвестно.

Во всех школах не ограничивали интерес к шахматам только уроками — наоборот, ребятам, желающим заниматься дальше и сильнее, подсказывали кружки и секции, знакомили с тренерами.

Как шахматы помогут ученикам в школе и жизни?

Тут эксперты спорят.

Ольга Васильева говорит, что ученики, занимающиеся шахматами, учатся лучше на 35-40 процентов. В 2016 году в научном журнале Educational Research Review вышло исследование, опровергающее этот факт. Выяснилось, что ни одно из исследований за последние 40 лет не выявило связи между занятиями шахматами и успехами в математике и чтении.

В министерстве просвещения ссылаются на исследование, проводившееся ФИДЕ и министерством образования республики Калмыкии, но его результаты нигде не опубликованы.

При этом все соглашаются, что в целом шахматы развивают логическое мышление, память, пространственное мышление, способность прогнозировать действия. Также шахматы могут помочь социализации, но для этого необходимо не только вводить уроки в школы, но и развивать сеть шахматных клубов для детей и взрослых.

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/chess/

Шах и мат, первоклашки. Должны ли шахматы стать обязательным предметом?

C 1 сентября 2019 года многим российским школьникам придется осваивать такой образовательный предмет, как шахматы.

Как сообщает «МК» со ссылкой на Минпросвещения, в новом учебном году количество российских школ, в которых учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать игре в шахматы, значительно увеличится. Программы преподавания и учебники уже разработаны, повсеместно в регионах готовятся шахматные педагоги.

Еще в 2017 году нынешний министр просвещения Ольга Васильева заявляла: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35−40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».

По данным Минпросвещения, к весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений в различных регионах России.

По заявлению министра Васильевой, конечной целью является всеобщий охват уроками шахмат российских учеников 1−4 классов.

Первое, что вспоминается, когда знакомишься с подобной инициативой, — это, конечно, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова:

«— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки…

— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний…

Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках.

Мраморные лестницы действительно ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы.

По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах — приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей».

Не все знают, но советские писатели, вкладывая в уста Бендера эти слова, вовсе не издевались над древней игрой, а добродушно подтрунивали над «шахматной лихорадкой», охватившей в этот период Советский Союз.

Увлечение оказалось затяжным и имевшим несколько взлетов. Их нетрудно обнаружить даже в классических советских комедиях.

Например, в «Берегись автомобиля» мама Деточкина говорит о том, что турнир выиграл Корчной, хотя она болела за Таля. В конце 1970-х вся страна, затаив дыхание, следила за противостоянием Виктора Корчного, ставшего «невозвращенцем», и Анатолия Карпова в борьбе за звание чемпиона мира.

Ну и, конечно, пиком любви к шахматам стала эпоха 1980-х, когда происходило великое противостояние Карпова и Каспарова.

В ту пору в юношеском командном чемпионате Москвы по шахматам было три лиги, в каждую из которых входило по 10 команд, как правило, организованных при Дворцах и Домах пионеров. В каждой такой команде играли по 8 мальчиков и по 2 девочки. При этом это только верхушка айсберга — количество детей, занимавшихся шахматами, было огромным.

Многие начинали свое увлечение с шахматного раздела в журнале «Костер» или с передачи «Шахматная школа», выходившей на главном канале советского ТВ.

Эта массовость давала потрясающие результаты. В начале 1990-х, когда в Москве проходила шахматная Олимпиада, организаторам приходилось отгонять рядовых российских любителей подальше от столиков, где играли команды послабее. Причина была в том, что российские перворазрядники зачастую… подсказывали ходы членам сборных команд из тех стран, где шахматы были менее развиты.

С тех пор утекло много воды, и увлечение шахматами в России давно пошло на спад. Игра, объективно говоря, не смогла тягаться с новомодными гаджетами и интернетом. Хотя истинные поклонники играют в шахматы теперь уже в гаджетах и по интернету.

В 1980-х годах в кружке Дома пионеров Волгоградского района города Москвы, где занимался шахматами автор этих строк, висела цитата: «Шахматы — гимнастика ума». Ее авторство приписывалось Владимиру Ильичу Ленину.

И пусть сегодня Ленин не в фаворе у власть предержащих, спорить с правильностью этой фразы невозможно.

Действительно, шахматы способствуют развитию мышления, учат анализу, способности принимать решения в трудных ситуациях.

Попытки введения в школьную программу уроков шахмат на местном уровне предпринимались уже давно и небезуспешно. Но стоит заметить, что в лучшие советские годы занятия шахматами не были обязательными.

Те, кто хотел заниматься, приходил в кружки, большинство из которых находилось вне школ. Секции были доступными, обучение — бесплатным. Но вот обязательность такого предмета, как шахматы, настораживает.

Обучить игре первоклассника не так уж сложно. Но что делать с ребенком, если эта игра ему категорически неинтересна?

Со мной в секцию шахмат в свое время пришли трое одноклассников.

Через полгода занятий остался только я один. И это вполне нормальная ситуация. Теперь же может получиться так, что ученик, которому шахматы совершенно не близки, в течение нескольких лет вынужден будет ими заниматься.

Вряд ли от этого будет реальная польза кому-либо.

Вfm приводит слова заслуженного учителя РФ, директора московского Центра образования № 109 Евгения Ямбурга: «Это одна из тех инициатив, которую можно поддерживать.

Другое дело, что это нельзя вводить насильно, потому что нужно, чтобы для этого были те, кто может “заразить” детей.

Я, например, знаю очень интересную театрализацию, когда дети одеваются в короля, королеву, в слонов, переступают шашечные поля, которые есть уже во многих местах. Все зависит от того, кто и как это делает».

В век развития технологий компьютеры переигрывают людей в шахматы вчистую.

Даже на серьезных турнирах организаторы вынуждены отбирать у шахматистов мобильные телефоны и планшеты, чтобы те не пользовались подсказками.

А обязательные уроки шахмат в этой связи и вовсе могут превратить в цирк, особенно в условиях отсутствия достаточного количества тех, кто, как было сказано выше, может «заразить» школьников интересом к игре.

Шахматы, занятия которыми проходят по доброй воле самих учеников, могут принести огромную пользу. А вот от обязательности пользы не будет никому — ни детям, ни шахматам.

Источник: https://deti.mail.ru/news/shah-i-mat-pervoklashki-dolzhny-li-shahmaty/

Статья по физкультуре: Статья "Зачем нужны шахматы в школе?" | Социальная сеть работников образования

Статья

«Зачем нужны шахматы в школе?»

Автор И.А. Крылова

В ХХI веке человечеству приходиться решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного уровня человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат, как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра, в процессе которой происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий головного мозга, развитие логического и  абстрактного мышления.

        Благодаря шахматам, в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент и правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, моделирование и создание возможных ситуаций.

В школах уроков логики нет, а занятие шахматами учат детей логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – навыки, которые получает шахматист.

        Во время занятий у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе и это важно для гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

        Мнемические процессы ( запоминание, сохранение, воспроизведения, забывания, припоминание, узнавание, т. д.), интенсивно задействованы в шахматах, т.к. игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

        Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения.

Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

        Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируется эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе.

При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2019/10/26/statya-zachem-nuzhny-shahmaty-v-shkole

В российских школах введут обязательные уроки шахмат

Один час обучения игре в неделю может быть добавлен в программу начальной школы уже в 2018 году

В ближайшие два года в расписании занятий? учащихся начальной школы должны появиться уроки шахмат, заявила, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, глава Минобрнауки Ольга Васильева. Об этом пишет РБК.

«Да, мы планируем ввести в ближайшие два года, может быть, даже со следующего года.

Это очень простая программа: с 1-го по 4-й класс — один час в неделю», — сказала Васильева, отвечая на вопрос одного из сенаторов о возможности введения обязательных уроков шахмат в школах всех регионов России.

По словам министра, программа будет построена таким образом, что любой учитель, независимо от возраста, сможет самостоятельно, «используя методическую рекомендацию», научить детей играть в шахматы.

Васильева подчеркнула, что ее ведомство провело большую предварительную работу и убедилось, что шахматы действительно приносят детям пользу. «Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек.

Это правда», — заявила Васильева, отметив, что в сорока регионах России школьники уже играют в шахматы и именно эти 40 регионов «показывают совершенно другие результаты при оценках». Гроссмейстер Сергей Карякин поддержал инициативу Минобрнауки о введении часа шахмат в расписание российской начальной школы.

«Очень рад такому решению, потому что всегда подчеркивал, что шахматы развивают логику, особенно у детей. Мне шахматы очень помогли в жизни, потому что я всегда просчитываю свои действия, как в шахматной партии на ходы вперед.

Необязательно становиться гроссмейстерами, но для того чтобы ребенок хорошо развивался, элементарно играть в шахматы, работать за доской, считать варианты — это хорошая жизненная школа. Так что такие начинания могу только приветствовать», — привел в разговоре с РБК слова гроссмейстера его менеджер Кирилл Зангалис.

В свою очередь, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов заявил RT, что поддерживает идею введения обязательных уроков шахмат. «Когда я был главой Калмыкии и мы ввели шахматы в школах, успеваемость поднялась на 40%. Дети стали лучше учиться и по другим предметам, начали завоевывать призовые места на различных олимпиадах.

Шахматы позволяют развивать не только логику, но и творчество, фантазию, поскольку работают оба полушария мозга. Когда будем вводить уроки шахмат в школах, задача — не чемпионов вырастить, а сделать так, чтобы дети лучше учились по другим предметам», — сказал Илюмжинов. 

В середине 2016 года сообщалось, что «Просвещение» поставит в школы России 7 млн экземпляров учебно-методического комплекта «Искусство дзюдо — от игры к мастерству», среди авторов которого значится не только председатель Высшего совета Национального союза дзюдо, вице-президент Федерации дзюдо России и заслуженный тренер России Аркадий Ротенберг, но и президент России Владимир Путин. 

Источник: https://astv.ru/news/mir/2017-10-11-v-rossijskih-shkolah-vvedut-obyazatel-nye-uroki-shahmat

Ссылка на основную публикацию