Устная часть егэ по русскому пройдет в форме собеседования

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Совсем скоро выпускники будут сдавать устную часть ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в обязательном порядке. Зачем это понадобилось, когда это произойдёт и как будет устроена эта часть экзамена — руководитель курсов подготовки к выпускным экзаменам LANCMAN SCHOOL Михаил Ланцман.

Рассылка «Мела»

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Впервые о необходимости введения устной части на ЕГЭ по русскому языку министр образования и науки Ольга Васильева заявила практически сразу после назначения её на должность (то есть в конце 2016 года). Тогда же были озвучены сроки апробации этого эксперимента — до 2019 года. Что известно на сегодняшний день? К чему готовиться нынешним выпускникам?

Итак, апробация новой формы ЕГЭ по русскому языку должна была планово пройти в девятых классах на ОГЭ. Старт обновленного экзамена в 11-х классах был назначен на лето 2019 года при условии хороших результатов пилотных экзаменов среди девятиклассников. Как же проходила и проходит «обкатка» этого новшества на выпускниках девятых классов эти два года?

В 2016 году в эксперименте приняли участие три российских региона: Московская область, Татарстан и Чеченская Республика. О результатах и статистике информации в открытых источниках пока нет.

Однако Сергей Кравцов, руководитель ведомства и заместитель министра образования и науки, заявил следующее: «Итоги первой апробации определили, что именно по этой модели устного экзамена более эффективно идти дальше.

После её новой широкомасштабной апробации будет приниматься решение о возможности введения устного экзамена в штатный режим».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В москве пройдет конференция технических писателей

Оценим за полчаса!

В ноябре 2017 года Рособрнадзор провёл пилотную апробацию устной части ГИА по русскому языку уже в 40 регионах России. В мероприятии приняли участие более 24 000 школьников из 461 школы.

В середине апреля 2018 года проверку знаний по русскому языку в форме итогового собеседования в качестве эксперимента предстоит пройти уже всем выпускникам девятых классов во всех регионах России. Оценка пока просто «зачёт-незачёт».

Кроме того, уже официально объявили, что оценка этого собеседования в 2018 году не будет влиять на допуск школьников к ГИА. В будущем прохождение итогового собеседования будет допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).

Что входит в экзамен (информация с сайта Рособрнадзора):

  • чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России (например, первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку).

«Вы помните слова президента России Владимира Путина о том, что движение страны вперёд определяют люди. Мы будем говорить о людях и читать тексты о людях, которые жили и живут среди нас. Это люди, которые составляют славу нашей страны», — рассказала о новой форме экзамена Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Так что сейчас почти нет никаких сомнений в том, что собеседование совсем скоро войдёт в ГИА. Решение о штатном режиме — это, скорее, вопрос времени.

Как выглядят демонстрационные материалы заданий и критерии оценивания устного собеседования

Обратимся к демоверсии устной части ГИА по русскому языку на сайте ФИПИ.

Задание 1. Чтение текста (время подготовки — 2 минуты)

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) — первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

(177 слов)

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Задание 2. Пересказ (время подготовки — 1 минута)

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова С. П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю. А. Гагарине:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее — он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».

Подумайте, где лучше использовать слова С. П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседованияУстная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

  • Задание 3. Монологическое высказывание (время подготовки — 1 минута, высказывание должно занимать не более 3 минут)
  • Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. Повествование на основе жизненного опыта.

Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? Рассуждение по поставленному вопросу.

Тема 1. Праздник. Опишите фотографию.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Не забудьте описать:

  • место и время проведения праздника;
  • событие, которому, по вшему мнению, посвящён праздник;
  • присутствующих на празднике;
  • общую атмосферу праздника и настроение участников.
  1. Тема 2. Поход (экскурсия)
  2. Расскажите о том, как вы ходили в поход (на экскурсию).
  3. Не забудьте рассказать:
  • куда и когда вы ходили в поход (на экскурсию);
  • с кем вы ходили в поход (на экскурсию);
  • как вы готовились к походу (экскурсии);
  • почему вам запомнился этот поход (экскурсия).

Тема 3. Мода

Всегда ли нужно следовать моде?

  1. Что означает, по вашему мнению, слово «модный»?
  2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для вас особенно важны?
  3. Приведите пример отрицательного влияния моды.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Задание 4. Диалог

Во время беседы вам будут заданы вопросы по выбранной вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Тема 1. Праздник. Опишите фотографию

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

  • 1) Какие праздники вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
  • 2) Когда можно сказать, что праздник удался?
  • 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
  • Тема 2. Поход (экскурсия)
  • Расскажите о том, как вы ходили в поход (на экскурсию).
  • 1) Чем, по вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
  • 2) Что бы вы порекомендовали вашим сверстникам, которые собираются
  • впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
  • 3) Что, по вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
  • Тема 3. Мода
  • Всегда ли нужно следовать моде?
  • 1) Что означает, по вашему мнению, слово «модный»?

2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для вас особенно важны?

3) Приведите пример отрицательного влияния моды.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседованияУстная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Общее время ответа (включая подготовку) — 15 минут. Во время всего ответа будет вестись аудиозапись.

Фото на обложке: Shutterstock (WorldStockStudio)

Источник: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/47532-ustnaya-chast-yege-po-russkomu-yazyku-kogda-vvedut-i-kak-budet-vyglyadet

Устный ЕГЭ по русскому – варианты заданий в 2020 году

Устный ЕГЭ по русскому языку в 2020-ом году имеет некоторые
особенности, которые нужно обязательно знать. Кстати, устная часть экзамена
была введена в конце 2016-го года. Тогда же установили сроки апробации
подобного эксперимента – до 2020-го года. И теперь у выпускников возникает
логичный вопрос: «Как будет проведен экзамен и чего в принципе от него ожидать?»

Обновленный экзамен представляет собой своеобразное собеседование. Он был проведен в трех регионах страны (Чеченская Республика, Татарстан и Московская область) в 2016-ом году. Однако в открытых источниках информации до сих пор нет никаких сведений о результатах или статистики.

Но, по словам министра образования и науки РФ Сергея Кравцова, выбранный путь апробации был успешным, и его будут придерживаться в дальнейшем. В 2017-ом году пилотная апробация была проведена уже в 40 регионах страны, а участие в ней приняло примерно 24 тысяч школьников.

В 2018-ом году устный ЕГЭ по русскому проходили уже все выпускники, но ставилась просто оценка «зачет» или «не зачет».

Что такое устный ЕГЭ по русскому языку?

Многих школьников, которым предстоит сдача экзамена, волнует
вопрос, что же представляет собой устный ЕГЭ по русскому языку. Это экзамен, в
который входит (информация взята на официальном сайте Рособрнадзора):

  • чтение текста вслух;
  • пересказ текста с обязательным задействованием
    дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по какой-либо теме
    из предложенных в экзаменационном билете;
  • диалог с собеседником, которым в данном случае
    выступает экзаменатор.

Во всех текстах, которые будут предложены, идет
повествование о выдающихся людям России (знаменитом хирурге Николае Пирогове,
первом космонавте Юрии Гагарине, удивительных современниках – Елизавете Глинке
и других). Подобные тексты были введены по инициативе руководителя Федеральной
комиссии разработчиков КИМ ОГЭ и ЕГЭ Ирины Цыбулько, которая уверена, что чтение
текстов о выдающихся россиянах пойдет на пользу ученикам.

Как будет проходить новый экзамен?

Как будет проходить новый экзамен (устный ЕГЭ по русскому
языку)? Чтобы разобраться в этом, можно обратить внимание на демоверсию ГИА,
которая представлена на официальном сайте ФИПИ. Пример первого задания приведен
на фото. Обратите внимание, что на чтение текста (его длина обычно находится в
пределах 150-200 слов) отводится две минуты.

Читайте также:  В москве пройдет битва роботов

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Чтобы понять, как именно эксперты будут оценивать это задание, можно взглянуть на таблицу. Максимальное количество баллов – два.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Следующее задание предполагает пересказ текста. Обязательно в него нужно будет включить цитату, которая приведена в экзаменационном билете. Заучивать ее не нужно, лист с заданием будет лежать перед школьником. Достаточно корректно вставить ее в свое изложение. Пример задания на фото.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Ниже приведены критерии, по которым будет произведена оценка
второго задания устного ЕГЭ по русскому языку. Обратите внимание, что
максимальное количество баллов – четыре. За все ошибки баллы будут снижены,
поэтому нужно быть внимательным.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

И первое, и второе задание будет также оценено за
правильность выполнения и культуру речи. Можно набрать до четырех баллов, а
критерии оценивания приведены на фото.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Всего за работу с текстом из первого задания и за его пересказ можно набрать до 10 баллов. В принципе, задания несложные. По словам экспертов, если быть внимательным и не спешить, легко получить максимальную оценку.

Третье задание предполагает монологическое высказывание. На
подготовку к работе выделяется одна минута. Причем само высказывание не должно
длиться дольше трех минут. Ученику нужно выбрать одну из тем и составить
высказывание, включив в него указанное в экзаменационном билете. Пример задания
приведен на фото.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

За монологическое высказывание школьник может получить два
балла. Ниже вы можете ознакомиться с критериями оценивания третьего задания,
которыми будут руководствоваться эксперты во время проверки.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Последнее, четвертое задание устного ЕГЭ по русскому языку – диалог. В соответствии с выбранной в третьем задании темой ученику экспертом будут заданы некоторые вопросы. Задача школьника – предоставление полных ответов. Один из вариантов задания, а также возможные вопросы от эксперта приведен на фото ниже.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

За диалог можно получить до двух баллов. На фото
представлены критерии оценивания этого задания.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

По третьему и четвертому заданиям также будут проверена
правильность речи и корректность выполнения задания в целом, особенности
речевого оформления каждой задачи. Все критерии приведены на фото ниже.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Учитывайте, что максимальное количество баллов, которые
школьник может набрать за третье и четвертое задание, – девять. Общее
количество баллов за устный экзамен – девятнадцать. Оценка «зачет» ставится при
набранных десяти баллах.

Стоит знать! На ответ по устному ЕГЭ отведено всего 15 минут. В это время включена и подготовка к ответам. Другими словами, экзамен проводится достаточно быстро. Во избежание ошибок проверки или спорных ситуаций будет вестись аудиозапись, которая позволит экспертам эффективнее проверять работы.

Теперь вы знаете, что представляет собой устный ЕГЭ по русскому языку и в какой форме он проводится. В принципе, экзамен несложный. Желательно потренироваться дома в его прохождении, попросив помощи у родителей или друзей. В этом случае точно можно будет претендовать на высокую оценку, ведь вы будете уверены в своих силах.

Источник: https://thefamily.school/obrazovanie/ege/ustnyj-ege-po-russkomu/

Школьное собеседование по русскому: чего ждать старшеклассникам

Российские девятиклассники 13 и 16 апреля массово прошли пробное итоговое собеседование по русскому. Его ввели, чтобы проверять уровень владения устным языком. Чего ждать школьникам, узнал корреспондент портала Москва 24, лично пройдя собеседование в столичной школе №1529 имени А.С. Грибоедова.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

ТАСС/Юрий Машков

Собеседование как допуск к ОГЭ

С 2018/2019 учебного года итоговое собеседование по русскому языку станет обязательным допуском для девятиклассников к ОГЭ (основному государственному экзамену). Процедура направлена на проверку спонтанной речи.

  • ГИА – Государственная итоговая аттестация;
  • ОГЭ – Основной государственный экзамен;
  • ЕГЭ – Единый государственный экзамен.

«Введение устной части в девятом классе – это выполнение давнего запроса. Потому что с момента рождения ЕГЭ мы отмечали, что устная, речевая деятельность в экзаменах девятого и одиннадцатого классов отсутствовала», – рассказала председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.

Несмотря на то, что устная часть есть в экзаменах по иностранному языку, в русском языке ее не было, отмечает Дудова. По ее словам, девятый класс для апробации выбран правильно. «Устная деятельность является обязательным навыком и компетенцией.

Старшая школа предполагает большой процент работ, связанных с речевой активной деятельностью устно.

Это касается и презентации исследовательских работ, также это неотъемлемая часть проектной деятельности, об итогах которой нужен доклад», – сказала председатель координационного совета.

«Введение итогового собеседования определяется нормативными документами. В образовательном стандарте есть обучение устной речи, но мы ее никак не проверяем на уровне аттестации», – подтвердила порталу Москва 24 руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

По словам директора Федерального института педагогических измерений Оксаны Решетниковой, модель итогового собеседования рождалась два года – все это время «шли обсуждения и с профессиональным сообществом, и с учителями».

«В 2016-м первая маленькая апробация проводилась в трех субъектах РФ. В 2017 году – в 21 субъекте. В нынешней широкомасштабной процедуре принимают участие около 80 процентов школ, это более 800 тысяч учащихся», – уточнила она.

Зачет/незачет

Собеседование выпускникам девятых классов предстоит проходить в своих школах, а оценивать их будут по системе «зачет»/»незачет». Со следующего учебного года проводить собеседование будут во вторую среду февраля. Пропустившие или получившие «незачет» смогут пройти его в дополнительные дни – вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

ТАСС/Юрий Машков

Как выглядит процедура?

Собеседование состоит из четырех заданий и займет около 15 минут.

  • Первое: чтение текста вслух;
  • Второе: пересказ текста из первого задания. Плюс, во втором задании дана цитата выдающегося деятеля. В пересказ нужно уместно ее вплести;
  • Третье: монолог на одну из предложенных тем;
  • Четвертое: диалог с экзаменатором-собеседником, продолжающий тему монолога.

Корреспондент портала Москва 24 решил лично проверить, насколько это сложно (или наоборот), и прошел собеседование в столичной школе №1529 имени А.С. Грибоедова.

Собеседование принимала учительница русского языка Татьяна Пименова. Оценивала она мой устный русский язык по 19-ти параметрам, каждый критерий «стоит» один балл. В общем-то, для зачета нужно набрать 10 баллов и больше.

Тексты для чтения и пересказа посвящены выдающимся людям России. Мне достался – о русском биологе, лауреате Нобелевской премии Илье Мечникове.

Татьяна оценивала интонацию и темп чтения (кстати, в помощь в некоторых словах было проставлено ударение, например в слове «простоквАша»). Процедура напомнила недавно прошедший «Тотальный диктант», только теперь у меня была роль «диктатора», а не пишущего.

Первое задание далось легко – вряд ли старшеклассники испытают большие проблемы с чтением.

Самым сложным мне показался пересказ текста. Да и для школьников, которые пересказами обычно занимаются в начальной школе, после многолетнего перерыва может быть трудно осмыслить текст и ясно выразить его. На подготовку дали минуту, разрешили сделать пометки на черновике, чтобы выделить ключевые моменты. У меня цитата была о значении самоотверженности для ученого.

К слову, чтобы ученик поменьше волновался, его и экзаменатора сажают не друг против друга, а немножко под углом.

В третьем задании мне предложили три темы на выбор в разных жанрах:

1. Описание. (описать фотографию);2. Повествование. В моем случае нужно было рассказать о своем самом любимом месте в природе;3. Рассуждение. Мне попался вопрос про спорт – должен ли каждый человек заниматься спортом?

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

ТАСС/Юрий Машков

Я выбрал последний вариант. В течение нескольких минут я рассуждал о различиях профессионального спорта и фитнеса, в том числе приводил примеры из собственной жизни, описывая подготовку к московскому марафону–2017.

Я и не заметил, как Татьяна перешла к четвертому заданию, начав задавать мне вопросы. Мы стали обсуждать, какие качества воспитывает спорт, кого в принципе можно считать спортивным человеком и многое другое.

Собственно, эта часть собеседования мне показалась самой интересной.

В итоговом протоколе, который я получил на руки, стояла отметка «зачет». Для учителей нынешняя апробация была важна не меньше, чем для учеников. Уже на выходе из класса Татьяна спросила у меня: «Как вы думаете, школьникам будет тяжело сдавать?»

Если честно, мне правда было непросто сдать пересказ. Но думаю, что в школе будут готовиться к этим заданиям, поэтому для учеников особых проблем возникнуть не должно.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Протокол итогового собеседования по русскому языку. портал Москва 24/Иван Носатов

В процедуре этого года дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвуют добровольно. Время на прохождение собеседования для них увеличено с 15-ти до 30 минут.

Как отметила Людмила Дудова, по закону, в России дети с ОВЗ имеют возможность и в девятом, и в одиннадцатом классах выбрать форму экзамена. «Если захотят сдать обычную форму собеседования, по закону есть возможность удлинить им процедуру вдвое.

В любом случае, у них есть форма, которая рассчитана именно на выполнение заданий для детей с ОВЗ», – сказала эксперт.

Источник: https://www.m24.ru/articles/obrazovanie/17042018/152680

Итоговое собеседование по русскому языку: порядок проведения и критерии оценивания

Устное тестирование — глобальный проект, который объединяет в себе разные технические компоненты и требует тщательной подготовки. Для собеседования необходимо обустроить штаб, отделенный от основного учебного процесса. В штаб входят:

  • Помещение, в котором находятся компьютер (подключенный к интернету, с ПО «Результаты итогового собеседования») и принтер — то есть все то, что необходимо для получения и передачи по закрытым каналам связи экзаменационных материалов.
  • Аудитория (лучше несколько) для поведения экзамена. В каждом экзаменационном классе должны быть ноутбук, микрофон и часы.
  • Аудитория ожидания. Педагоги рекомендуют делать две аудитории ожидания, причем первая должна находиться не на одном этаже с экзаменационными классами.
  • Группа дежурных.

Кадровый состав:

  • Ответственный организатор — директор или заместитель директора.
  • Организатор вне аудитории — любой работник школы.
  • Технический специалист — учитель, владеющий навыками работы с компьютером.
  • Оценивающий эксперт — учитель русского языка и литературы (и никто иной!)
  • Экзаменатор-собеседник — педагог с хорошими коммуникативными навыками. Лучше, если девятиклассники уже привыкли с ним работать. Это может быть классный руководитель (если он не учитель русского), педагог-психолог, а также учитель, который преподает во всей параллели.

Хорошо, когда количество аудиторий для проведения собеседования равно количеству классов в параллели — но этот организационный момент зависит от того, сколько учителей русского языка и литературы работает в школе.

Материалы итогового собеседования приходят через веб-портал, используемый для доставки экзаменационного пакета, либо через личный кабинет школы на сайте ВПР, с помощью кода.

Школа получает комплект с одним вариантом заданий, а также дополнительную форму оценки.

В каждую аудиторию, где проходит собеседование, необходимо распечатать по два экземпляра комплекта: для экзаменатора-собеседника и для эксперта.

Обратим внимание на распечатку. Составители ВПР утверждают, что цветная печать не обязательна, однако цветность может повлиять на ответ ученика.

Речь идет не об иллюстрации, сопровождающей текст для чтения, а о задании, где ученик составляет монолог по фотографии. На практике даже просто блеклые краски затрудняют работу: сложно определить время года, погоду.

Поэтому, если есть возможность, стоит распечатать на цветном принтере хотя бы изображения к монологу.

Важно помнить, что условие проведения собеседования — поточная запись. Микрофоны включаются в 9 часов и выключаются только тогда, когда заканчивает ответ последний ученик. После запись сохраняется, архивируется и передается в РЦОИ через «облако» или флеш-накопитель. Для аудиозаписи можно использовать бесплатную программу, например, Audasity.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Последовательность действий

Получив представление о том, кем и в каких условиях и должно проводиться собеседование, рассмотрим организацию в день проведения экзамена.

Предварительная подготовка

Мероприятие начинается после 9 утра. Нужно учесть, что печать и прочая подготовка материалов занимает некоторое время.

Как совместить экзамен с учебным процессом — в разных школах этот вопрос решают по-разному. Можно встретить рекомендацию поочередно забирать учеников с уроков. Однако такое «выдергивание» сказывается негативно. Собеседование — это коммуникативная задача, школьником нужно настроиться на соответствующее общение, поэтому лучше уделить внимание подготовке в аудиториях ожидания.

Разделение по группам

Классы можно разделить на подгруппы, составом, например, по 5 человек из класса. Каждая группа подходит в первую (или единственную) аудиторию ожидания к определенному времени.

Там находится список участников, в котором указан номер кабинета для сдачи экзамена или проставлена неявка. Если аудиторий ожидания две, дежурные постепенно проводят ребят во вторую, рядом с экзаменационными кабинетами.

С определенной периодичностью в первую аудиторию ожидания подтягиваются следующие группы.

Целесообразно аудиторию подготовки снабдить иллюстрированными журналами, книгами или иной литературой, настраивающей учеников на предстоящие коммуникативные задачи.

Правильно будет распределить учеников по группам в зависимости от активности и успеваемости. Пусть наиболее коммуникабельные и уверенные в своих знаниях ученики идут первыми, за ними — хорошисты, а «слабые» ребята сдают последними.

Некоторых педагогов смущает, что в собеседовании представлен всего один вариант заданий, и первые учащиеся, прошедшие экзамен, могут передать вопросы остальным. В этом нет ничего страшного.

Собеседование проверяет умение общаться, владение речью и, если школьник не освоил это до экзамена, знание вопросов ему не поможет.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

В экзаменационной комнате

Процесс собеседования четко регламентирован и ограничен по времени. На ответ одного ученика дается не более пятнадцати минут, за час пройти собеседование должны четыре ребенка. Желательно, чтобы ученик, который идет после экзаменуемого, уже ждал свой очереди на стуле рядом с дверью в кабинет.

Правила общения прописаны до мелочей. Войдя в кабинет, ученик должен назвать в микрофон фамилию, имя, отчество, класс, номер варианта работы. Экзаменатор-собеседник, выдавая карточку с заданием, обязан озвучить его номер, сами требования, количество времени на подготовку.

Читайте также:  Выпускникам надо дать второй шанс

Прежде чем приступить к ответу, ученик тоже называет номер задания. Педагогу очень важно отследить этот момент, поскольку задание засчитывается, только если школьник указал, что начинает отвечать, а это часто забывается.

Экзаменатор может напомнить: «Объявите, пожалуйста, номер вашего задания».

Во время подготовки к пересказу ученик имеет право делать пометки на черновике, выстраивать план. Когда приходит время ответа, педагог объявляет: «Пересказ текста» и забирает текст, у школьника остается на руках карточка с цитатой, которую нужно использовать в своем пересказе.

В задании, где сразу начинается живой диалог, учитель вначале говорит «Давайте с вами побеседуем», а после задает только те вопросы, которые есть в карточке. Подобные правила прописаны для каждого задания, поэтому педагогу-экзаменатору необходимо запомнить инструкции из спецификации.

Работа учителя-эксперта на собеседовании — оперативная и многозадачная. При ответе ученика нужно заполнять одновременно две формы:

  • протокол (индивидуальный для каждого участника), данные из которого потом попадут в Специализированную форму внесения результатов,
  • дополнительную схему оценивания.

Теоретически, эксперт может провести оценку после, на основе аудиозаписей.

Однако результаты должны быть отправлены организаторам собеседования еще в день экзамена, поэтому на практике у эксперта нет времени заново прослушивать всех учеников.

Аудиозапись можно использовать для перепроверки ответов отдельных школьников. Экспертам лучше расположиться за спиной экзаменуемого — так, чтобы ученик не видел процесс выставления оценок и не отвлекался на него.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Система оценки

По результатам собеседования школьник получает зачет или незачет.

Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Таким образом, за работу ученик может получить максимум 19 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов.

Критерии преимущественно разделены по заданиям. Например, в пересказе учитывается сохранение микротем, соблюдение фактологической точности, работа с высказыванием, способ цитирования.

Если ученик сохранил в ответе все микротемы, он получает за это 1 балл, если нет — 0 баллов.

Иначе выглядит дополнительная схема оценивания. Таблица рассчитана на внесение информации по нескольким ученикам и разделена на две части: задания 1 и 2, задания 3 и 4. Первая часть содержит следующие критерии:

  • Чтение вслух — интонация и темп.
  • Пересказ текста — микротемы, фактические ошибки, уместность цитаты, ошибки при цитировании.
  • Грамотность речи в обоих заданиях — грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, искажение слов.

Вторая часть собеседования оценивается аналогично:

  • Монолог — количество фраз по теме высказывания, соответствие речевой ситуации, смысловая цельность и логика.
  • Диалог — ответы на вопросы, соответствие речевой ситуации.
  • Грамотность речи в обоих заданиях — грамматические, орфоэпические и речевые ошибки, богатство речи.

По каждому критерию ученик получает 1 или 0 баллов.

Поскольку большинство элементов экзамена представлено в открытом доступе, учителя могут потренироваться с учениками в проведении собеседования. Как готовиться к выполнению заданий, описано в нашем материале: Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки.

Дополнительная информация (примеры форм, фотографии рабочего места и схемы организации работы) содержится в презентации.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-2018-poryadok/

Устное собеседование как допуск к ОГЭ по русскому языку

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Главной особенностью ЕГЭ является объективность, но при оценке устной части всегда может возникнуть момент субъективности при оценивании. В этом отношении велась работа очень долго. Разработчиков ГИА поторопила новый Министр образования и науки Ольга Васильева. Апробация устной части ОГЭ была проведена в 2016-2017 учебном году, а теперь в 2017-2018 году устное собеседование собираются внедрять в 19 регионах России. Участие будет добровольным и результаты устного собеседования никак не повлияют на допуск к ОГЭ.

  • Цель устного собеседования по русскому языку
  • Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
  • Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:
  • проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
  • принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
  • учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
  1. Как видим, устная часть по плану должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов.
  2. Какие задания будут предложены выпускникам?
  3. Девятикласснику будет предложено 4 задания:
  4. Задание № 1

Выразительное чтение научно-публицистического текста. При этом, если на первый взгляд это задание кажется простым, то при детальном рассмотрении оно уже таким не покажется. При оценке выразительного чтения будут оценивать Интонационное членение и темп речи.

Что это подразумевает? Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. Обучить этому достаточно сложно, девятикласснику потребуется потренировать навыки чтения.

На подготовку к этому заданию дается всего 2 минуты. Задача не из простых.

Задание № 2

Выразительно прочитанный текст теперь необходимо будет пересказать с привлечением дополнительных материалов.

На подготовку к данному заданию даётся всего 1 минута. За это время требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности.

  • Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов.
  • При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением).
  • Задание № 3
  • Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:
  • Монолог-описание по предложенной фотографии.
  • Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.
  • Монолог-ответ на поставленный вопрос.

На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут. Причем по каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино.

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Задание № 4

Участие в диалоге с экзаменатором по заданной теме. По выбранной теме ученику будут задано 3 вопроса. Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом. Главное правильно ответить, т.е. справиться с коммуникативной задачей.

Речевое оформление

При оценивании собеседования очень важно говорить правильно. В речи должны отсутствовать грамматические, речевые и орфоэпические ошибки.

Кроме того, в критериях оценивания есть такие формулировки «Богатство и точность словаря», «разнообразие синтаксических конструкций».

На наш взгляд, это как раз и является субъективным – как можно определить богатство словаря и разнообразие конструкций? Мы считаем, что разработчикам стоит уточнить, хотя бы примерно, количество словаря и конструкций.

Сложность

Все задания являются по уровню сложности базовыми. Хотя если подумать, то 3 и 4 задания можно причислить к «Повышенным», но так считаем только мы.

Оценка

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседованияУстное собеседование оценивается по принципу «зачет/незачет». Чтобы получить зачет необходимо набрать 8 баллов и более.

Организация

Устное собеседование будет проводиться учителем в школе. Наличие аудиозаписи исключит предвзятость, а в объективности оценки удостоверится эксперт.

Источник: https://Ege-Merlin.ru/ustnoe_sobesedovanie_kak_dopusk_k_oge_po_russkomu_yazyiku.html

Огэ -2020. русский язык. устное собеседование. критерии оценивания

Устная часть ЕГЭ по русскому пройдет в форме собеседования

Материал опубликован на сайте ФИПИ 20.08.2019 г.

Задание 1. Чтение текста вслух.

Критерии оценивания чтения вслух. Баллы
Интонация.
ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1
 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения.
ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
Максимальное количество баллов  2

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания. Баллы.
П1 Сохранение при пересказе микротем текста.
Все основные микротемы исходного текста сохранены 2
 Упущена или добавлена одна или более микротем. 1
Упущены или добавлены более двух микротем
П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе .
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. 1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
П3 Работа с высказыванием.
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. 1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно

  • и/или
  • нелогично,
  • или
  • приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.
П4 Способы цитирования.
Ошибок нет. 1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более).
Максимальное количество баллов 5
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*
Г Соблюдение грамматических норм.
Грамматических ошибок нет. 1
Допущены грамматические ошибки (одна и более).
О Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением).
1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
Р Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет,
или допущено не более трёх речевых ошибок.
1
Допущены речевые ошибки (четыре и более).
ИСК. Искажения слов.
Искажений слов нет. 1
Допущены искажения слов (одно и более).
Максимальное количество баллов 4

* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более двух баллов.  

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1  и 2) – 11.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Критерии оценивания монологического  высказывания (М). Баллы
Выполнение коммуникативной задачи.
М1 Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. 1
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но допустил фактические ошибки,
и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания.
М2 Учёт условий речевой ситуации.
Учтены условия речевой ситуации. 1
Условия речевой ситуации не учтены.
М3 Речевое оформление монологического высказывания (МР) .
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более).
Максимальное количество баллов 3

Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

Критерии оценивания диалога (Д).
Д1 Участник справился с коммуникативной задачей.   Даны ответы на все вопросы в диалоге. 1
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы.
Д2 Учёт условий речевой ситуации.
Учтены условия речевой ситуации. 1
Условия речевой ситуации не учтены.
Максимальное количество баллов 2
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)*
Г Соблюдение грамматических норм.
Грамматических ошибок нет. 1
Допущены грамматические ошибки (одна и более).
О Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или допущено не более двух орфоэпических ошибок.
1
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
Р Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет,
или допущено не более трёх речевых ошибок
1
Допущены речевые ошибки (четыре или более)
РО Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.
По этому критерию участник итогового собеседования получает 1 балл только в случае, если  1 балл получен по критерию «Соблюдение речевых норм»
1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,
и/или используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов 4

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. 

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ

Источник: http://testy-klass.ru/oge-2020-russkiy-yazyik-ustnoe-sobesedovanie-kriterii-otsenivaniya/

Модель итогового собеседования 9 классов по русскому языку

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся.

По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 21 регионе РФ.

Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное, и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. 

Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты. 
Модель собеседования включает следующие типы заданий: 
1) чтение текста вслух; 
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации; 
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 
4) диалог с экзаменатором-собеседником. 

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. 
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». 

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении. 

Проект демонстрационного варианта итогового собеседования по русскому языку опубликован на сайте ФИПИ в разделе ОГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы

Источник: http://fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovaniya-9-klassov-po-russkomu-yazyku

Ссылка на основную публикацию