В парке горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

1 из 13

15 декабря в Музее Москвы открылась выставка «Московская оттепель: 1953-1958».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

3 из 13

В экспозицию выставки вошли научные и культурные достижения, а также явления общественной жизни столицы эпохи «оттепели».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

4 из 13

На выставке представлены знаковые предметы эпохи «оттепели» из фондов Музея Москвы: одежда, мебель, техника, плакаты, фарфор.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В школах проходит -неделя безопасности

Оценим за полчаса!

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

5 из 13

Посетительница на выставке «Московская оттепель: 1953-1958».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

6 из 13

Посетители на выставке «Московская оттепель: 1953-1958».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

7 из 13

На выставке представлены записи знаменитых джазовых концертов.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

8 из 13

Часть выставки посвящена литературе. Она включает первые издания сборников с оригинальным дизайном и автографами поэтов Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

9 из 13

На выставке представлены произведения классиков отечественной живописи – Юрия Злотникова, Льва Нусберга, Вячеслава Колейчука, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

10 из 13

Посетители выставки могут познакомиться с архитектурными проектами Ефима Вулыха, Якова Белопольского, Феликса Новикова.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

11 из 13

Посетители выставки могут также поближе познакомиться с модными тенденциями 1950-х – начала 1960-х годов.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

12 из 13

В рамках выставки работает кинозал с документальной хроникой того времени.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

13 из 13

Посетить выставку можно будет до 31 марта 2017 года.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

1 из 13

15 декабря в Музее Москвы открылась выставка «Московская оттепель: 1953-1958».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

3 из 13

В экспозицию выставки вошли научные и культурные достижения, а также явления общественной жизни столицы эпохи «оттепели».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

4 из 13

На выставке представлены знаковые предметы эпохи «оттепели» из фондов Музея Москвы: одежда, мебель, техника, плакаты, фарфор.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

5 из 13

Посетительница на выставке «Московская оттепель: 1953-1958».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

6 из 13

Посетители на выставке «Московская оттепель: 1953-1958».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

7 из 13

На выставке представлены записи знаменитых джазовых концертов.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

8 из 13

Часть выставки посвящена литературе. Она включает первые издания сборников с оригинальным дизайном и автографами поэтов Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

9 из 13

На выставке представлены произведения классиков отечественной живописи – Юрия Злотникова, Льва Нусберга, Вячеслава Колейчука, Михаила Рогинского, Бориса Турецкого.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

10 из 13

Посетители выставки могут познакомиться с архитектурными проектами Ефима Вулыха, Якова Белопольского, Феликса Новикова.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

11 из 13

Посетители выставки могут также поближе познакомиться с модными тенденциями 1950-х – начала 1960-х годов.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

12 из 13

В рамках выставки работает кинозал с документальной хроникой того времени.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

13 из 13

Посетить выставку можно будет до 31 марта 2017 года.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Источник: https://ria.ru/20161214/1483600419.html

Бетти была директором «парка рабочих» — и угодила в лагерь

Московский Парк Горького — пожалуй, один из самых известных в мире парков. О нем писали книги, снимали фильмы и даже сочиняли песни — например, всемирно известный шлягер немецкой группы Scorpions «Wind of Change» («Ветер перемен») времен падения Берлинской стены и распада Советского Союза.

Сегодня гигантский парк по-прежнему простирается на много километров вдоль Москва-реки, хотя территория его ядра с искусственными прудами, фонтанами и ресторанами все же несколько сжалась.

И все же далеко не все страницы в истории этого красивого парка тоже красивы. Жизнь первого директора Парка Горького, молодой и пламенной коммунистки Бетти Глан, чуть было не оборвалась в конце 1930-х годов.

  • Город в городе
  • Парк Горького открылся в 1928 году.
  • «Это был словно город в городе с самого начала», — рассказывает директор музейно-выставочных проектов Ксения Владимирова.

Она ведет корреспондента «Эн-эр-ко» сквозь тесноватый вход в парк, где располагается небольшой музейчик. Ксения — куратор выставки «Парк Горького — начало», повествующей о его ранней истории.

«Замышлялся парк нового типа, парк для пролетариата. То был самый политизированный период советской истории, — объясняет Владимирова. — Предполагалось, что здесь советский человек будет отдыхать и культурно развиваться, читать книжки, ходить в театр и участвовать в дискуссиях. Это было новым словом в сравнении с прежними, буржуазными парками».

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х© МИА «Россия сегодня» / Михаил ОзерскийВ библиотеке-читальне Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. Москва, 1955

  1. «Кроме того, здесь планировалось множество спортивных мероприятий вроде популярной тогда коллективной гимнастики и даже плаванья».
  2. В честь писателя
  3. «Парк открылся как Центральный парк культуры и отдыха, но уже в 1932 году его переименовали в честь писателя Максима Горького».
  4. На выставке в честь юбилея парка показана модель вышки, которая в прошлом была одним из его символов.
  5. «С нее люди прыгали с парашютом, а еще там был спиральный спуск, тоже не для слабонервных», — рассказывает Ксения Владимирова.
  6. В первые годы гораздо бóльший упор делался на развлечения и мероприятия, чем на карусели и другие аттракционы.
  7. Политические скульптуры
  8. В парке стояло немало скульптур с политическим смыслом: они демонстрировали публике разносторонний досуг советского человека.

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-хNRK25.04.2018The Guardian14.06.2015The New York Times27.08.2013Delfi.lt23.04.2018The Economist31.10.2017Одна из самых известных — статуя женщины, прыгающей в воду. Это был своего рода призыв заняться плаванием.

Другая, «Девушка с веслом», долгие годы украшала центральную аллею. Потом ее убрали, потому что люди сочли обнаженную женскую фигуру вульгарной.

Зимой же здесь катались на коньках. Это был излюбленный досуг москвичей, и многие аллеи заливали льдом.

Миллионы посетителей

В театре стоял целый ряд сцен, их называли «большой театр» и «малый театр», — рассказывает Ксения Владимирова.

Наибольшую известность получила сцена, расположившаяся прямо на островке посреди искусственного пруда. Смотреть представления можно было через узкий проливчик. Его звали «Остров танца», поскольку там главным образом давали танцевальные постановки.

Парк Горького моментально завоевал всенародную любовь, став едва ли не крупнейшей достопримечательностью столицы. Только за четырехмесячный теплый сезон парк посещали миллионы людей.

  • Бетти Глан, 27-летний директор
  • «Нельзя говорить о Парке Горького, не упомянув Бетти Глан», — говорит Владимирова.
  • Она создала отдельную витрину в память о женщине, ставшей директором парка в 1930 в возрасте всего лишь 27 лет.

Бетти Глан родилась в Киеве и была горячей социалисткой. Она мечтала, чтобы у рабочего класса появился свой собственный парк.

Ее коньком была организация массовых фестивалей. Именно ей принадлежит идея знаменитого карнавала, который проводился в Парке Горького десятилетиями.

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-хNDR Info08.04.2018Владимир Ласточкин помнит Бетти Глан по ее последним годам незадолго до смерти в 1992 году. Она мечтала о том, чтобы парк стал достоянием москвичей и чтобы они могли развлекаться на свежем воздухе, вспоминает он.

  1. «Разумеется, она была несгибаемой коммунисткой, — объясняет Ласточкин, — ею двигал невероятный энтузиазм, и многих это, наверное, отпугивало».
  2. Сам Ласточкин долгие годы проработал в Сокольниках, другом известном парке столицы.
  3. Трагическая судьба Глан
  4. Подле стеклянной витрины, посвященной Бетти Глан, Ксения Владимирова поведала о трагической судьбе, которая настигла молодую женщину в конце 1930-х.

Вначале в 1937 году арестовали и расстреляли ее мужа, югославского коммуниста Милана Горкича. Ему было всего 33.

Вскоре Бетти Глан сняли с поста директора Парка Горького и сослали в лагерь. На свободу она вышла лишь в 1954 году после смерти диктатора Иосифа Сталина. Еще через год ее реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Парк горечи

«Конечно, она озлобилась после всего того, что с ней произошло», — говорит Владимир Ласточкин.

Он много общался с Глан перед ее смертью в 1992 году. Ей было 89 лет. Лагеря отняли 17 лучших лет ее жизни, а ее муж погиб.

«И все равно она работала изо всех сил, стараясь подарить людям что-нибудь светлое и важное», — рассказывает Ласточкин. По его словам, у Глан даже после лагеря было множество планов, связанных с парком.

  • Они касались главным образом массовых мероприятий — таких как Всемирный фестиваль молодежи в Москве в 1957 году.
  • Возврат к корням
  • «Думаю, Бетти Глан бы порадовалась, увидь она Парк Горького в его нынешнем виде», — размышляет Ксения Владимирова пока мы идем в большому фонтану, своего рода сердцу парка.

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х© РИА Новости, Евгений Биятов | Перейти в фотобанкОтдыхающие на открытии «Стрит-катка» в Парке Горького в Москве

В 2011 году парк подвергся капитальному ремонту. Многочисленные киоски и дешевые аттракционы, разросшиеся как грибы в 1990-х, снесли. Их заменили театрами, волейбольными площадками, столами для пинг-понга, газонами для йоги и пилатеса и множеством милых ресторанчиков.

«Мы во многом вернулись к первоначальному замыслу первопроходцев вроде Бетти Глан, — говорит Владимирова. — Я надеюсь, что когда-нибудь мы даже возродим сцену на острове в Большом пруду».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/culture/20180501/242113609.html

В петербурге открылась гигантская выставка кинетистов

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Перед входом в Манеж висит «Квадрат в кубе» Александра Григорьева /Михаил Вильчук

Кинетическое искусство, или кинетизм (от греческого kinesis – движение), объединяет не только художественные объекты, в которых что-то движется.

Хотя механические скульптуры Жана Тэнгли остаются его самым ярким образцом, как и мобили Александра Колдера.

«Движенье – счастие мое!» из песни Шуберта про мельника – это и про них, и про советских кинетистов 1960–1980-х, которым главным образом посвящена выставка. Но эпоха, которую она охватывает, началась век назад и продолжается по сей день. 

В работах кинетистов (или кинетов, как они иногда сами себя называли) реальное движение часто оборачивается его оптической иллюзией.

Движением формы, визуальным эффектом перемещения, игрой света и тени, даже просто ощущением неустойчивого равновесия, возникающим при взгляде на предметы и изображения.

Кажется, тронь их или подуй ветер, – и шар покатится, детали соединятся в подвижную цепь, повторяющиеся элементы в картине скатятся к ее краю, струна, связывающая детали напряженной конструкции, порвется и начнется ее, этой конструкции, новая, видоизмененная жизнь.

Это все равно будет жизнь искусства – кинетисты доказали, что произведение может быть построено на движении и оптическом преобразовании.

А перемещающиеся в пространстве объекты могут быть столь же сильным средством эмоционального воздействия, как живопись, музыка, слово etc.

Так же работают и перемещения иллюзорные – например, квазиголограммы в «Тотальном театре» Вячеслава Колейчука, нанесенные штрихами на отполированной металлической поверхности и таким образом подсвеченные, что возникает иллюзия объема и движения.

Свой «Тотальный театр» Колейчук, архитектор, художник, изобретатель и, безусловно, главный герой нынешней выставки, год за годом создавал в том числе вместе с дочерью Анной.

Она стала одним из кураторов петербургской выставки и автором ее раздела «Лаборатория искусствометрии».

Второй куратор – Андрей Смирнов – составил «Лабораторию синестезии» (часть экспозиции, посвященная взаимопроникновению разных видов искусства). А Юлия Аксенова отвечала за общий кураторский подход.

Основной сюжет выставки построен вокруг участников созданной в 1962 г.

группы «Движение» – начиная с его лидера Льва Нусберга, Риммы Заневской-Сапгир, Александра Григорьева и заканчивая мастерами пространственных форм Франциско Инфантэ-Арана и Вячеславом Колейчуком.

Но слишком велик Манеж с его боковыми галереями и вторым этажом, чтобы, насыщая это пространство, еще и соблюсти строгости жанра. Поэтому нашлось место и для предшественников, тех, кто прокладывал кинетистам дорогу.

Это не только Наум Габо, создавший в 1920-м, еще до эмиграции, первую подвижную скульптуру – вибрирующую «Стоячую волну», и Владимир Татлин, который тогда же представил публике модель своей башни – памятника III Интернационалу – с объемами, движущимися по кругу и параллельно вращающимися вокруг своей оси. Родоначальниками здесь стали почти все отцы русского авангарда, начиная с Малевича, чье присутствие выглядит, впрочем, несколько искусственно. Футуристические архитектурные фантазии Якова Чернихова присутствуют в залах наравне с театральными эскизами огромных марионеток-фигурин, нарисованных Эль Лисицким к постановке оперы Матюшина «Победа над Солнцем» («Цветовые таблицы» самого Матюшина тоже есть). От фигурин, в свою очередь, проложен не слишком логичный мост к эскизам Любови Поповой к «Великодушному рогоносцу» Мейерхольда. 

Читайте также:  Финансовая грамотность появится в детских садах

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Анатолий Волгин. Светодинамический кинетический объект «Начало» /Михаил Вильчук

Хотя более убедительной выглядит перекличка с авангардом у Нусберга в его идеях оформления Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции и в «Кибертеатре».

А также в конструктивистских эскизах Густава Клуциса, воплощенных в реальные конструкции уже в наше время Колейчуком. Или у Юрия Злотникова в его листах из «Сигнальной системы» 1950-х.

Наконец, у Булата Галеева и НИИ «Прометей» в Казани, родившегося из студенческого КБ, одержимого идеей исполнить световую партитуру скрябинской «Поэмы огня». 

Это искусство создавалось лириками вместе с физиками, родилось в среде художественно-научных дискуссий, на страницах журнала «Знание – сила», в виде визуальных, звуковых и киноэкспериментов (среди них есть реконструированный слайд-фильм главного художника журнала Юрия Соболева «Мандалы» – в спектакле «Почта» 1981 г., поставленном им вместе с режиссером Михаилом Хусидом по пьесе Рабиндраната Тагора, три экрана, на которые проецировалось изображение, составляли задник сцены). 

Иногда это искусство кажется наивным. Зато дает почувствовать уровень внутренней свободы, которая была у художников, несмотря на все, что творилось вокруг.

Свобода движения, пусть даже в границах произведения, вдохновляет и обнадеживает, даже если не слишком вникать в суть предмета. Кажущаяся близость этих объектов к дизайну создает эффект понятности: кинетизм – самый прямой и легкий вход в современное искусство. 

Он зрелищен и разнообразен. Поворачиваясь от одних кунштюков к другим – от машущей крыльями машины Владимира Мартиросова («Подъемная сила», 1973) к «Управляемым скульптурам» (2008) Романа Сакина и реконструированной «Электрической Венере» (1930) Александра Лабаса, можно, не сходя с пятачка, проделать путь во времени длиной почти в век. 

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Посетители выставки могут поиграть на терменвоксе /Михаил Вильчук

На успех выставки работают и яркая архитектура, придуманная Ксенией Лукьяновой, и изобретательный графический дизайн Андрея Шелютто и Ирины Чекмаревой, и возможности поиграться с оптическими иллюзиями и поиграть на терменвоксе, а также открыть для себя новое направление, которого в Петербурге/Ленинграде почти не было. 

И публика уже подготовлена. В 2014 г. большой выставкой группы «Движение» открылась московская галерея Artstory, в 2018-м появился кинетический проект «Гаража», и перед зданием в парке Горького на все лето поставили «Атом» Колейчука.

Через год был устроен следующий проект, посвященный уже только русскому кинетизму, в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. А теперь куратор владивостокской выставки Полина Борисова открыла выставку уже в Петербурге, в пространстве «Севкабель порт», новую, но на ту же тему.

Такой стереовзгляд кажется полезным – и, может быть, в дополнение к названным героям, в «Севкабеле» появятся другие, и среди них окажется, например, архитектор Борис Стучебрюков, который, начиная с середины 1980-х, создавал удивительные подвижные скульптуры из бритвенных лезвий, ставшие одним из эстетских символов эпохи, – многие надеялись увидеть его в «Лаборатории будущего». Слишком много кинетистов в любом случае не бывает – что выставка в Манеже и призвана доказать.

Источник: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2020/02/26/823910-v-peterburge

«Гараж» открылся пинг-понгом

В Москве представили новое здание Музея современного искусства «Гараж». Музей разместился в здании бывшего ресторана «Времена года».

Сегодня Дарья Жукова, директор «Гаража» Антон Белов, главный куратор музея Кейт Фаул и архитектор Рем Колхас торжественно открыли Музей современного искусства «Гараж» в новом здании. Здание, впрочем, старое: здесь когда-то был ресторан «Времена года».

Концепция Колхаса заключалась в том, чтобы бережно отнестись к руинам брежневской эпохи.

Задачей «Гаража» всегда было минимальное совпадение с позднесоветскими представлениями о музее: ориентация на молодежь, разнообразные образовательные программы, кафе с выдающейся по меркам культурных институций кухней.

Новое здание вообще не похоже на музей в традиционном понимании, мало того, к музейной работе мало приспособлено.

Колхас оставил довольно большой фрагмент оригинальной мозаики, старую плитку и основные планировочные схемы, что создает очевидные проблемы с освоением довольно значительного — 5400 кв. м — пространства.

Фасады обшиты пластмассовыми панелями, пропускающими дневной свет, а это значит, что выставки тут лучше всего смотреть вечером и ночью — в ресторанном режиме.

Ощущение тесноты, правда, возникает не только из-за архитектуры, но и благодаря обширной программе, в которую кураторы «Гаража» попытались вместить все что можно. При всем разнообразии индивидуальных и исследовательских проектов создается впечатление, что они возникли под диктовку здания — почти все здесь посвящено советскому прошлому или косвенно с ним связано.

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Вход украшает громадное панно живого классика соц-арта Эрика Булатова с надписью «Все в наш Гараж!», выполненное в угловатом стиле советской рекламы. Центральный проект нового «Гаража», выставка Риркрита Тиравании «Завтра — это вопрос?», на первый взгляд имеет мало общего с эпохой позднего социализма.

Но попробовав остывшие пельмени, которыми кормят специально приглашенные повара, чувствуешь, как в область желудка вселяется дух советской столовой. Столики для пинг-понга, за которыми сражаются члены любительского Ping Pong Club, тоже напоминают о размеренной парковой жизни 1970-х.

Частью проекта Тиравании стала небольшая выставка чешского концептуалиста Юлиуса Коллера с серией, посвященной опять-таки пинг-понгу.

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Инсталляция крайне модной японской художницы Яйои Кусамы посвящена узору в горошек, вызывающему в памяти веселый ситчик из старого анекдота.

Молодые сотрудники «Гаража» приготовили к открытию интересный архивно-исторический проект о 1960-х, где картонные силуэты с фотографиями представителей разных социальных страт сопровождаются подшивками старых журналов, аудиопьесами и даже комиксами о восьми диссидентах, вышедших на Красную площадь 25 августа 1968 года с митингом против вторжения советских войск в Чехословакию.

Загадочная институция под названием «Музей нового американского искусства» (проект сербского художника, пожелавшего остаться анонимным) показывает в «Гараже» реконструкцию Американской выставки в Сокольниках 1959 года, одного из ключевых событий «оттепели».

Новый «Гараж», таким образом, не выставочный зал с гибким и договороспособным характером, а нечто вроде музея СССР, о создании которого так давно мечтают профессионалы.

Это объясняется не только мировой модой на послевоенный модернизм и социализм, затронувшей и продвинутых кураторов «Гаража», но и мощным даром убеждения, которым обладает Рем Колхас (в интервью одноименному с музеем журналу он рассказал, что не прочь встретиться с Лениным).

Отказавшись делать современную выставочную площадку, удобную для показа искусства разного масштаба и смысла, Колхас собственноручно написал концепцию развития будущего «Гаража»: бывший ресторан, где наши отцы и деды сидели за кружкой пива, в роли музея годится только для полевых исследований социалистического прошлого, а все искусство за пределами этой проблематики будет биться с контекстом до последней капли крови.

Валентин Дьяконов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2745890

Досуг молодежи 1960-х отразили на выставке в музее Парка Горького

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Как проводила досуг молодежь 60-х годов XX века, можно узнать в Парке Горького. Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-хКак проводила досуг молодежь 60-х годов XX века, можно узнать в Парке Горького. Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Выставка «Шестидесятники. Отдых» стартовала 1 мая в музее Парка Горького. 

Экспозицию составили из редких снимков и артефактов из архива парка, а также предметов быта из собраний Московского музея дизайна и частных коллекций.

Одна часть выставки посвящена поэтам-шестидесятникам: Белле Ахмадулиной, Андрею Вознесенскому, Евгению Евтушенко и Роберту Рождественскому. Другая часть экспозиции расскажет гостям парка об общепите 1960-х годов — здесь можно увидеть бытовые артефакты и кадры из комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу».

Посетить выставку можно до 4 сентября.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Произведения грузинских художников ХХ—XXI веков впервые покажут в ЦДХ (далее…)

Источник: https://caoinform.moscow/dosug-molodezhi-1960-h-otrazili-v-vyistavke-v-muzee-parka-gorkogo/

Парк Горького — фабрика счастливых людей в стране растущего сталинизма

После процесса Синявского-Даниэля свидетель защиты, филолог Владимир Дувакин начал записывать беседы с представителями культуры и науки XX века.

Проект « Устная история» сегодня занимается оцифровкой и публикацией накопленного за несколько десятилетий архива и записывает новые диалоги.

Strelka Magazine публикует фрагмент беседы первого директора парка Горького Бетти Николаевны Глан и Дувакина о самом большом киноэкране в мире, портретах вождей из цветов и карнавале за год до начала массовых репрессий. Разговор состоялся в 1980 году в Москве.

Парк Горького, 1930-е годы / фото: Vostock-Photo

 

Первые пару лет парк назывался «Московский». А когда вслед за ним появилось большое количество парков по всей стране, он приобрёл звание и статус Центрального парка. С самого начала у нас было два филиала — Измайловский и Сокольнический. А в 31-м году по нашей инициативе их сделали самостоятельными.

Парк состоял из нескольких частей. На одной в 1923 году была построена первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, до этого она представляла собой пустырь, свалку, которая занимала место до Крымского Вала: громаднейший кусок, что-нибудь около 40–45 гектаров.

Впоследствии, через несколько лет, Григорий Александров, известный кинорежиссёр, хотел сделать фильм, который бы начинался с того, что по свалке ходил слепой человек, его вела девочка, как поводырь, которая очень хорошо пела и танцевала.

Потом эта девочка выросла и стала директором парка, превратилась в руководителя.

Школа танцев после выступления на льду «Зеркального катка», 1 марта 1937 год / фото предоставлено пресс-службой Парка Горького

Художники оформители братья Стенберги, агитационный эстрадный коллектив «Синяя-блуза» / фото предоставлено пресс-службой Парка Горького

Пустырь в 1922 году посетил Владимир Ленин. Когда возник вопрос о создании сельскохозяйственной выставки, то было несколько предложений архитекторов, какое место взять для её строительства. Мнение большинства склонялось к тому, чтобы занять именно эту территорию, потому что она открытая и её можно легко застроить павильонами.

Правда, большое строительство вести очень трудно, поскольку рядом река. У нас в парке сейчас висит доска «Эту территорию посетил в 1922 году Владимир Ильич Ленин». О парке никто и не думал! Шла речь только о строительстве первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Когда Ленин утвердил эту территорию, то сразу приступили к строительству.

Видимо, сам факт того, что возникла такая территория с десятками павильонов, с несколькими театрами, более или менее мощёными аллеями, улицами с большими зелёными, хоть и молодыми весьма посадками, привёл к мысли о парке Константина Уханова — председателя Московского горисполкома, Моссовета. Он побывал в Германии, посмотрел там и в Австрии луна-парк, посмотрел «Пратер» (парк в Вене. — Прим. ред.), приехал и сказал: «Мы должны сделать парк совсем другого характера и типа, сделать его для миллионов наших трудящихся». Эту идею горячо поддержал Анатолий Луначарский. Перед открытием, на протяжении месяца-полутора нам помогали сотни, тысячи молодых ребят, в частности студентов всех окружающих высших учебных заведений, [например] института стали, и ближайших заводов — сталелитейного и «Красный пролетарий».

Конец 1930-х годов. Скульптура «Девушка с веслом» / фото: Vostock-Photo

Парк протянулся до Голицынского сада. Там знаменитый Голицынский пруд, и на нём насыпной маленький остров, который потом мы превратили в Остров танцев.

Затем начиналась территория Нескучного сада, созданного в XVIII веке, в нём насчитывалось более 150 сортов разных деревьев, в том числе и очень редких пород. Там одним из фаворитов Екатерины был построен дворец, который сейчас занят Академией наук, он находится над нашим Зелёным театром.

Дальше располагался Этнографический музей — это так называемая бывшая Ноева дача. Там у нас были городки однодневного отдыха на две тысячи человек, которые приходили рано утром, проводили там весь день и уезжали в тот же вечер.

Затем располагалась окружная дорога и Воробьёвы горы, на этой территории раскинулись наши книжные дворы, однодневные дома отдыха, и впоследствии именно там был построен первый и второй трамплины, первые в Советском Союзе, для прыжков на лыжах.

Парк «держал руку на трудовом пульсе страны». Все важнейшие события и решения, которые проходили по линии партии или государства, в той или другой форме находили отражение в парке. Это были и наглядные агитации типа «Окон РОСТА» (массовые агитационные плакаты. — Прим. ред.), и беседы по текущей политике, и показы кино.

В Парке Горького открылась выставка, посвященная досугу молодежи 1960-х

Георгий Рублёв. «Ребята! К борьбе за рабочее дело — будь готов! В ЦПКиО открывается зимняя детская база школьника и пионера», Москва, 1930 год

Георгий Рублёв. «ЦПКиО. Летний зал заводов и колхозов имеет 1400 мест», сезон 1932 года. Москва. 1932 год

Георгий Рублёв. «ЦПКиО. Зимняя база школьника и пионера», Москва, 1931 год

Для того чтобы стимулировать предприятия к выполнению или перевыполнению плана, был создан у нас такой Зал заводов и колхозов — очень большое помещение в самом начале парка, примерно на восемьсот человек. Там систематически встречались представители предприятий и обменивались опытом, трудовыми рапортами. Туда приезжали из Подмосковья представители колхозов.

Этот Зал заводов имел очень добрую славу как место, где узнавалось о том, как ведётся и выполняется пятилетка. Сюда же можно отнести и специальные дни заводов. Целый завод приходил на территорию парка, в Зелёном театре проводили встречи соревнующихся предприятий, их трудовые рапорты, но ещё организовывался день самого разнообразного отдыха для рабочих заводов.

Когда электрозавод выполнил пятилетку в два с половиной года, как вы, может быть, помните, был организован не только громадный праздник, но было решено поставить на территории парка несколько бюстов самых лучших, выдающихся рабочих, передовиков, которые сыграли решающую роль в перевыполнении плана.

Эти бюсты были поставлены на аллее, которая вела к Зелёному театру. Тогда в «Крокодиле» (советский сатирический журнал. — Прим. ред.) появилась очень смешная заметка, как девушка пишет одному из героев, бюст которого поставлен: «Назначаю тебе свидание у твоего памятника на аллее у Нескучного сада».

 

Архитектор Константин Мельников спланировал нашу аллею, которая идёт мимо теперешнего основного здания дирекции парка и когда-то рядом находившегося роскошного кинотеатра, выстроенного нами около 1932 года.

Это было здание бывшей фабрики Бромлея, которую перестроил и превратил в прекрасный кинотеатр бразильский архитектор Родриго Дакоста. Он его построил по всем правилам нового архитектурного строительства.

Внутри всё было отделано чёрным деревом, сам зал освещён скрытыми лампами, что было вообще впервые в Москве. Во время войны в него попала бомба, и здание не удалось по-настоящему восстановить.

Аттракцион «Маятник», 1937 год / фото: Vostock-Photo

Парк Горького в 1938 году / фото: Vostock-Photo

В 1933 году, во время перехода на вторую пятилетку, начались проблемы со снабжением материалами. Каждый метр кабеля, не то что километр, нужно было просить у Госплана, за каждым кубометром досок тоже нужно было ходить куда-то, запрашивать, даже такие количества.

И заниматься этим приходилось не только нашему начальнику отдела снабжения, а, начиная с меня и кончая моими заместителями, начальникам других отделов. Был год необычайно напряжённый в смысле строительства. И в это время создаётся Зелёный театр на двадцать тысяч человек, с громаднейшей сценой и в скором времени с роскошной кинобудкой для громадного экрана.

Там проводили первые Всесоюзные олимпиады художественного творчества, а знаменитый хормейстер Немцов из Ленинграда сделал сводный хор в пять тысяч человек. На базе театра и с помощью одного иностранного журнала, который удалось подглядеть, было построено другое потрясающее учреждение — киногигант.

Нам удалось добиться, чтобы Научно-исследовательский институт кинематографии, там работал Евсей Голдовский, создал и панораму, и кругораму. Он вместе с группой людей разрешил проблему постройки единственного в мире театра с расстоянием от экрана сто двадцать метров, для того чтобы все места были заняты.

У нас экран был на сцене, величиной примерно двести семьдесят квадратных метров, выше трёхэтажного дома — грандиозный экран. Он занимал весь задник сцены. Самая большая удалённость во всём мире была сорок-пятьдесят метров, даже в тех горах-театрах, которые строились в Америке, куда на машинах приезжали и смотрели прямо из машин на эти громадные экраны.

Аппаратура для него, с разрешения правительства, была закуплена в Англии. Это был специальный киноаппарат огромной силы и света, который давал возможность светить на такое громадное расстояние.

Читайте также:  47% россиян считают, что знают историю недостаточно хорошо

Сначала мы получили разрешение правительства на один аппарат, но когда всё руководство, члены правительства и ЦК партии приехали и посмотрели первый фильм, это произвело такое впечатление, что тут же было решено купить второй.

Потом он работал на протяжении ряда лет без остановки, до самой войны, когда, к сожалению, один из аппаратов куда-то пропал.

Остров танцев и карнавал

На небольшом островке, который находится и поныне на Голицынском пруду, режиссёр Анатолий Шатин создал театр для самодеятельной молодёжи.

Там была сделана специальная площадка, гибкий пол, на котором можно было танцевать, деревянный, и чрезвычайно лёгкие декорации, потому что в основном всё происходило среди зелени.

На острове ставили специальные балеты «Маркобомба», «Волшебная флейта» и впервые были сделаны «Танцы народов». Он пользовался ещё таким успехом, потому что там был, во-первых, сделан световой занавес, во-вторых, водный занавес.

Вместо какого-то занавеса из тряпок несколько прожекторов образовывали стену света. Кроме того, ещё был занавес водный: проложены трубы, и в определённый момент в них открывались клапаны, и поднимались струи на большую высоту, которые подсвечивались прожекторами.

На карнавал 1936 года продали 100 тысяч билетов по 10 рублей. Каждый билет включал в себя пакет, где был карнавальный костюм: аппликации, шапки специальные, манжеты, обязательно маска, конфетти, серпантин, стишки внутри. Билеты были раскуплены в течение нескольких дней.

Продолжался карнавал всю ночь, закончился в шесть утра. В четыре часа ночи выступал в Зелёном театре ансамбль Моисеева, в пять утра — оркестр Утёсова. Но для того, чтобы не было скопления людей, перекрыли движение у Смоленской и у Октябрьской площади, а кругом сделано добровольное оцепление из нашей молодёжи.

Никому не разрешали ходить без масок.

Под масками были совершенно неожиданные люди, весьма ответственные работники, которые с громадным удовольствием, так, чтобы их не видели, смотрели и принимали участие во всём этом деле. Все фонари загримировали таким образом: одели шляпы на них, одели плащи со шпагами и на фонарях нарисовали физиономии, так что было впечатление — стоит группа каких-то Д’Артаньянов со шпагами.

 

В парке работал научно-методический центр, его сотрудники собирали колоссальный материал, а с другой стороны, консультировали все парки страны. Все материалы архива погибли в октябре 1941 года.

Всё было тогда по определённому указанию сожжено: колоссальная фототека, громаднейшее количество сценариев. Сохранилась книга отзывов посетителей, среди которых такие писатели, как Герберт Уэллс или Ромен Роллан.

Думаю всё-таки в ЦГАЛИ когда-нибудь её передать.

Агитационный автомобиль, 1932 год / фото предоставлено пресс-службой Парка Горького

В 1934 году парк посетил Герберт Уэллс. Он приехал, чтобы проверить свои споры с Владимиром Ильичом Лениным в 1920 году. К нам он добрался после визита в ЦК партии. Разговор с ним, записанный, производит очень большое впечатление.

В конце, глядя на массы света, рассыпанное количество огней, иллюминацию в парке, он признался: «Да, не мог бы подумать, что „ Россия во мгле“ превратится в такое». После довольно длительного у нас пребывания и большой беседы он сказал мне: «Я вас поздравляю, вы — директор фабрики счастливых людей».

На что я ему ответила: «Благодарю вас, но могу на себя принять только, что мы руководим одним из цехов фабрики, ибо такой фабрикой является вся наша страна». На это он проворчал, что удивительная страна: даже комплимента они не могут принять на свой счёт без того, чтобы не поделить его со всеми остальными.

Уэллс написал, что «когда я умру для капитализма и снова проснусь для социализма, то надеюсь, что это будет именно в Парке культуры и отдыха и, надеюсь, в сопровождении Бетти Глан».

[А ещё был такой случай,] когда нас фотографировали вечером с Роменом Ролланом, он сказал: «У вас все оптимисты, даже фотографы. Они думают, что у них что-нибудь получится». И действительно, снимок не самый удачный.

Ромен Роллан был чрезвычайно растроган всем виденным. Дети его закидали подарками, машину до верха… Причём главным образом своими изделиями: какими-то маленькими машинами и так далее.

Один мальчик поднёс моторчик и сказал: «Самый маленький мотор самому великому писателю».

Парк в 1930-е / фото предоставлено пресс-службой Парка Горького

Парк назвали именем Горького в 1933 году, в связи с 65-летием писателя.

Алексей Максимович несколько раз со мной беседовал и всегда спрашивал: «Как вы сами-то это понимаете?» Говорю: «Я понимаю так, что наш парк всё-таки что-то социалистическое, что отличает его от любого луна-парка, от любого Кони-Айленда». Горький, как вы знаете, писал когда-то о них как о страшном, оглупляющем развлечении.

Мы выращивали до двух миллионов цветов в течение сезона и громадное количество цветущего кустарника. Знаменитый художник Васо Бежани делал громадные портреты Горького, Ленина из цветов. У выхода было два больших портрета: Сталина и Кагановича. Каганович, как известно, первое время носил усы. Мы делали из цветов даже лозунги «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Полный текст воспоминаний директора Парка Горького вскоре появится на сайте «Устная история».

Источник: https://strelkamag.com/ru/article/park-gorkogo-betty-glan

Костюмированная вечеринка на катке в рамках фестиваля «Оттепель: лицом к будущему» — Парк Горького

1 марта на катке Парка Горького пройдет костюмированная вечеринка в стиле танцевальных вечеров 1960-х годов.

Впервые Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Фестиваль продлится с января по июнь 2017 года.

Его центральной темой стали размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе. Парк вступает в фестиваль с первым днём весны. 1 марта на катке Парка Горького пройдет костюмированная вечеринка в стиле танцевальных вечеров 1960-х годов.

Совместно с дизайнерами будет разработан лукбук образа шестидесятника. В лукбук войдут олимпийки, юбки-клеш шапка на завязках, варежки юбки и другие элементы одежды в стиле того времени. Чтобы соответствовать в полной мере духу и моде того времени, для костюмированной вечеринки лучше сочетать несколько соответствующих предметов одежды.

Посетители, выдержавшие лукбук, смогут пройти на каток бесплатно и потанцевать на льду под мелодии времен «оттепели». Для всех посетителей катка выступит джаз-бэнд. Лукбук будет опубликован на нашем сайте в начале февраля.

О фестивале

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина и «Московская оттепель» в Музее Москвы. С 1 марта в программу Фестиваля войдут события в Парке Горького, которые позволят вывести разговор об эпохе в пространство города. На катке пройдет костюмированная танцевальная вечеринка, а в Музее Парка откроется временная экспозиция «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени. Выставка представит оригинальные предметы быта 1960-х – одежду, аксессуары, посуду, спортинвентарь – и их современные аналоги. Кроме того, в программе парка – концерт с театром «Современник» и кинопоказы.

Эпоха 1950-х–1960-х годов на Западе и в бывшем Советском Союзе, на первый взгляд, нашла отражение в совершенно разных явлениях и тенденциях. Однако за внешними различиями скрываются черты очевидного сходства.

Послевоенный период и для нашей страны, и для всей Европы стал временем “оттепели”. Следуя общему настроению эпохи, художники 1950-х–1960-х годов искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами.

Они создали новую демократическую культуру, которая, восстановив утерянные связи с авангардом начала века, опираясь на надежды и утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы творческого осмысления действительности.

Советская «оттепель» и шедшие параллельно с ней культурные процессы в Европе стали основой современной модели общественного и художественного развития.

Источник: https://park-gorkogo.com/events/356

Парк Горького. Начало

Городок однодневного отдыха в Нескучном саду (1930-е годы)

В этом году Парку Горького исполняется 90 лет. Большую юбилейную программу 1 февраля открывает выставка «Парк Горького. Начало» – о Парке 1930-х годов: именно первое десятилетие считается «золотой эпохой» в его истории.

Детский городок (1939 год, фотограф – Харрисон Форман)

В 1929 году первым директором Парка Горького стала 26-летняя Бетти Глан, которая начинала свою карьеру стенографисткой у наркома просвещения Луначарского. Полная идей и энергии девушка воплощала проекты, не имевшие аналогов ни в советской России, ни даже за рубежом.

Благодаря Глан Парк Горького стал одним из главных проектов русского авангарда или, как называл его английский писатель Герберт Уэллс, «фабрикой счастливых людей». «Творческая отвага. Безоглядная увлеченность.

Поиск нового, никогда не бывшего», – эти слова Бетти Глан стали девизом Парка и остаются актуальными до сих пор.

САУНДПРОМЕНАД С БЕТТИ ГЛАН  

Читальня в Парке (1930-е годы)

Выставка «Парк Горького. Начало» – это возможность посмотреть на Парк глазами человека, который его создавал. На основе мемуаров Бетти Глан «Праздник всегда с нами» был создан аудиогид, где голосом первого директора заговорила актриса Мириам Сехон. Аудиогид не дополняет экспозицию, а становится ее ключевым элементом, который поможет максимально погрузиться в атмосферу Парка 1930-х годов.

План-схема ЦПКиО (1930-е годы)

ЧТО ПОРАЗИЛО УЭЛЛСА И ВОЗМУТИЛО ЧУКОВСКОГО

Соревнования штангистов (конец 1930-х годов)

Цель экспозиции – показать, насколько необычной и смелой для своего времени была концепция первого советского парка культуры и отдыха.

Именно при Бетти Глан здесь провели первый массовый карнавал, был открыт каток, площадь которого достигала 125 тысяч квадратных метров, построена первая в мире 35-метровая Парашютная вышка, откуда каждый мог совершить настоящий прыжок.

Эти и другие значимые вехи истории Парка запечатлены на архивных фотографиях и в документальной хронике.

Скульптура «Девушка с веслом» И.Шадра (1939 год, фотограф – Харрисон Форман)

Алексей Ягудин, фигурист, Олимпийский чемпион, основатель Детской школы фигурного катания в Парке Горького:

«В этом году Парку исполняется 90 лет. Насколько мне известно, именно здесь в 30-е годы открылась первая школа художественных танцев на льду. Получилось очень символично: спустя 90 лет я продолжаю эту традицию – благодаря поддержке дирекции Парка здесь запустилась детская школа фигурного катания под моим руководством.

Я давно мечтал о площадке, где ребята, которые никогда не занимались фигурным катанием, могли бы сделать свои первые шаги. И Парк в этом смысле уникален. Одно дело, когда ты тренируешься в каком-нибудь закрытом комплексе, где все пропитано спортом и работой, а другое дело – в Парке Горького.

Да, здесь детям тоже нужно много трудиться, но этот труд сочетается с прекрасным: природой, свежим воздухом. И это мотивирует не только детей, но и родителей. Пока ребенок занимается, можно погулять или даже самому покататься на льду. Моя цель – интегрировать в фигурное катание как можно больше людей.

Есть в жизни направления, которые оказывают только положительное влияние. И, на мой взгляд, одно из них – это как раз спорт».

Сельскохозяйственный кружок в детском городке (1930-е годы)

Воссоздать картину прошлого помогут оригинальные чертежи, схемы, афиши Парка и макет «Острова танца», созданный совместно со студентами МАРХИ. Так называлась сцена со зрительным залом на 800 мест, которая была построена на островке Голицынского пруда. Под открытым небом здесь ставились балетные и оперные постановки, в том числе с участием артистов Большого театра.

Первый директор Парка Горького Бетти Глан, Герберт Уэллс и его сын Джордж Филип в Парке Горького (1934 год)

Часть выставки посвящена знаменитым гостям Парка 1930-х годов. Посетители узнают, что больше всего понравилось здесь Герберту Уэллсу, Ромену Роллану, а что – возмутило Корнея Чуковского.

План ЦПКиО (1930-е годы)

После выставки гости смогут подняться на смотровую площадку Музея и полюбоваться панорамой современного Парка.

Хоровое массовое пение в Парке (1930-е годы)

Экспозиция открыта с 1 февраля.

Первый директор Парка Горького Бетти Глан, Герберт Уэллс и его сын Джордж Филип в Парке Горького (1934 год)

Музей Парка Горького находится в арке Главного входа.

Источник: https://worldpics.pro/park-gorkogo-nachalo/

"Фабрика счастливых людей": открылась выставка к юбилею Парка Горького

16.08.2018 | 10:20

Парку Горького – 90. К юбилею в московском Музее современного искусства открылась экспозиция под названием «Фабрика счастливых людей». В одном пространстве вся история столичного парка. Её изучила Яна Мирой.

Незадолго от официального открытия со-куратор выставки Филипп Виноградов проводит онлайн экскурсию для Дмитрия Крымова, который сейчас не в Москве. Но этот проект его очень интересуют. Тотальную инсталляцию создали студенты ГИТИСовской мастерской Крымова и Каменьковича.

«Это аскорбинки, это шарики для пинг-понга, это какая-то строительная, даже не знаю. Просто мне понравился цвет. А еще конфеты — лимонная, апельсиновая. Были еще клубничные, но их, по-моему, съели», — показывает студент ГИТИСа Григорий Рахмилович.

Объекты в этом зале создавались при минимальном бюджете. Посвящены особому парковому периоду, когда самого парка еще не было. А была на его месте Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в 1923 году. Павильоны для нее создавали лучшие архитекторы эпохи. Но макетов и даже фотографий сохранилось очень мало.

«Это павильон Туркменистана, фотография которого была только издалека. И только с одного ракурса. Остальное было нами додумано. Поэтому это ни в коей степени не реконструкция. Это мы «скукурузили» здесь своё видение этого павильона», — продолжает Григорий Рахмилович.

Буйная фантазия студентов, подлинные документы эпохи, произведения знаменитых художников. Архивные материалы и архиологические находки. Факты и ассоциации. Потребовалось очень много всего, чтобы представить не просто историю, а образ парка. Витрина счастливой жизни. Важнейшие имя — Бетти Глан. Знаменитый директор, она смогла привлечь ярчайших художников своего времени.

Это фантазия на тему рабочего стола в кабинете Бетти Глан. Тут придумывали парк. Можно сказать, что это его макет. Здесь мемориальные вещи и инсталляции, созданные художниками. Эти ложки — образ ландышевой аллеи. В середине — скульптура девушки с веслом. Вентилятор напоминает об аэропоезде, включается освещение и дымится чашка с кофе.

30-е. Парк как праздник — райский сад с античными скульптурами, аллеи ударников, живопись цветами.

«Мы понимаем, что в это же время оно имело и совершенно другую сторону, и здесь мы это тоже показываем, потому что в этих подиумах в разных неожиданных местах скрыты дверки. В них — истории тех, кто был репрессирован. Здесь мы обнаруживаем собственно Бетти Глан», — говорит куратор выставки Александра Селиванова.

Гвоздь как образ человека. Хаотичная толпа выстраивается в парковую очередь, а потом становится ротой, уходящей на фронт. Война — темные времена. А за ними — глоток свежего воздуха — оттепель.

«Занавес стал приоткрываться, и отечественные художники имели возможность, в частности в парке культуры, видеть работы европейских художников. Это в первую очередь абстракция, художники-абстракционисты. И это абсолютно взорвало, взорвало всю Москву, взорвало общественность — выставка проходила в Парке Горького», — рассказывает куратор выставки Филипп Виноградов.

Шашлык — кадры из видеоархива парка Горького. 90-е — время мрачноватое. Но инсталляция про этот период полна нежности — на него пришлось детство кураторов выставки. В финале — записи с камер наблюдения. Наши дни. Парк, который больше чем парк.

Новости культуры

Парк Горького, выставка, юбилей, современное искусство, Новости культуры

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/280565/

Ссылка на основную публикацию