Возглавить космический факультет в 35 лет

Кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» появилась в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) в начале 2017 года. Однако за плечами у неё довольно богатая история.

Она стала преемницей сразу двух кафедр МАИ, существовавших в вузе ещё с советских времён.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Одна из них — кафедра 503 «Экология и безопасность жизнедеятельности», которая входила в состав Инженерно-экономического института МАИ, была основана в 1945 году, вторая — 607 «Системы жизнеобеспечения» факультета № 6 «Аэрокосмический», была создана в 1970 году.

На Учёном совете МАИ обе кафедры были реорганизованы, а на их базе создана новая, которая стала основной выпускающей по направлениям подготовки, связанным с системами обеспечения жизнедеятельности пилотируемых космических аппаратов и экологической безопасностью аэрокосмической деятельности. О развитии кафедры мы поговорили с её заведующим, кандидатом экономических наук, доцентом, Почётным работником высшего профессионального образования России Андреем Сорокиным.

— Андрей Евгениевич, в 2017 в МАИ произошло слияние двух кафедр, входивших в состав разных факультетов,в одну. Как теперь удаётся в рамках кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» факультета № 6 «Аэрокосмический» МАИ объять область инженерных наук медицины, физиологии, психологии и экологии?

По предложению коллективов кафедр 607 и 503 Ученый совет МАИ принял решение назвать объединенную кафедру: кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» факультета № 6 «Аэрокосмический». Такое решение не является случайным.

Современные производства, современные самолеты, ракетно-космические комплексы являются системами «человек — машина». Для эффективной работы такой системы при их создании необходимо:

  • обеспечить жизнь человека, в том числе обеспечить его элементарные потребности;
  • создать условия для плодотворной деятельности человека;
  • снабдить человека средствами для плодотворной деятельности;
  • среда, окружающая человека, должна благоприятствовать его жизни и деятельности;
  • окружающая среда бывает неблагоприятной, порой агрессивной, в этом случае человека необходимо защитить, спасти.

Традиционно жизнеобеспечение, жизнедеятельность и безопасность человека рассматривались отдельно, не взаимосвязано. Жизнеобеспечение — отдельно, деятельностью человека занималась эргономика, безопасность также рассматривалась изолированно.

Об экологии лет тридцать-сорок назад никто и не вспоминал. Сегодня такой подход неприемлем. В современном мире происходит конвергенция наук и технологий. Резко изменились условия производства и роль человека в производственных и технологических процессах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Планы на неделю с 17 по 23 апреля

Оценим за полчаса!

Производственные комплексы, летательные аппараты, будь то самолет, или космический корабль, станция должны рассматриваться как системы «человек — машина».

Информационная перегрузка человека, неблагоприятные условия среды обитания для человека и многое другое, могут понизить эффективность, порой привести к срыву выполнения задачи, аварии или катастрофе с гибелью экипажа, персонала.

Возглавить космический факультет в 35 лет

Сказанное выше диктует актуальность комплексного подхода к созданию технических систем, учитывающего человеческий фактор во всех его аспектах. Связь экологии с жизнеобеспечением, с безопасностью человека очевидна.

Экология, как наука о взаимодействии природы и человека, рассматривает как воздействие человека и его деятельности на природу, так и воздействие окружающей среды на человека. В этом плане пилотируемый космический корабль следует считать эколого-технической системой.

Интегрированными эколого-техническими системами будут и будущие обитаемые планетные базы. Зарождается новая научная область — космическая экология.

Объединение кафедр 503 «Экология и безопасность жизнедеятельности» и 607 «Системы жизнеобеспечения» призвано обеспечить выпуск инженеров, бакалавров и магистров, снабженных знаниями о человеке, о природе, о технических системах, куда относятся летательные аппараты, ракетно-космические комплексы, производственные комплексы; понимающих взаимосвязи человека, его возможностей, с природой, с технической системой; практикующих системный, комплексный подход к проектированию, производству и эксплуатации технических систем, самолетов, пилотируемых космических аппаратов.

Комплексный подход требует от специалистов по разработке систем жизнеобеспечения перспективных пилотируемых космических комплексов глубоких знаний в области физиологии, основ медицины, экологии, естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и большого количества специальных дисциплин.

Объединённая кафедра 614 сохранила все направления подготовки (специальности) кафедр 503и 607. Никакой революции не свершилось. Учебные курсы и преподаваемые дисциплины сохранились, точно также, как и налаженный за долгие годы существования кафедр, учебный процесс.

Теперь мы развиваемся под новым названием, но с актуализированными задачами. Главное для кафедры — выпуск высококвалифицированного инженера с широким кругом компетенций.

Мы осуществляем подготовкув области проектирования, разработки и эксплуатации систем обеспечения жизнедеятельности, безопасности и спасения экипажей пилотируемых космических аппаратов, медицинского и инженерно-психологического обеспечения космических полётов, управления экологической безопасностью и обеспечения безопасных условий труда в аэрокосмической отрасли.

Нам удалось практически полностью сохранить кадровый потенциал реорганизованных кафедр, активно продолжают трудиться и нашли новые точки приложения своего уникального опыта такие признанные специалисты как профессора — Кудрявцева Н.С., Хаустов А.И., Строгонова Л.Б.

, Дайнов М.И., Бобе Л.С., Дворников М.В., Воронков Ю.И., Рожнов В.Ф., Алексеев В.А., Курмазенко Э.А., доценты —Пичулин В.С., Метечко Л.Б., Белозерова И.Н., Голованова Т.В., Курбатов Б.Е. и др., старшие преподаватели — Шангин И.А., Кабанов А.С., Юлдашев А.А. и др.

Особо хочу отметить весомый вклад в сохранение и развитие научно-образовательного потенциала объединенной кафедры: в области систем жизнеобеспечения —Пичулина Владимира Сергеевича, кандидата технических наук, доцента; в области экологической безопасности — Метечко Людмилы Борисовны, кандидата экономических наук, доцента.

С осени текущего года активно начался процесс омоложения состава научно-педагогических работников объединенной кафедры 614. Приняты на работу 4 работника в возрасте до 40 лет.

— Именно направления кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» стали одними из самых востребованных в эту приёмную кампанию. Чем объясните такой невероятный интерес абитуриентов?

Специальности, связанные с экологией и жизнеобеспечением, крайне востребованы и пользуются популярностью не только в МАИ. Во многом это связано с современными потребностями кадрового рынка в таких специалистах. Что касается экологии… Для технологий это сейчас мейнстрим. Мы всё чаще слышим понятия «зелёное топливо», «зелёный самолёт».

Развивается быстрыми темпами индустрия электромобилей. Взять ту же «Tesla». Не таким далёким будущим представляется и реализация концепции «более электрического самолёта». Кроме того, экология проникает и в, казалось бы, напрямую несвязанную с ней область ракетного двигателестроения.

Например, на смену «Протону» приходит ракета-носитель «Ангара», модульный носитель, использующий в работе двигательных установок чистые компоненты топлива керосин-кислород, которые не причиняют большого вреда окружающей среде и не могут привести к экологическим катастрофам.

Поэтому специалисты, которые разбираются в том, как защитить человека и окружающую его среду от техногенного воздействия, будут востребованы промышленностью. Это понимаем и мы, и абитуриенты.

Возглавить космический факультет в 35 лет

Всё более востребованными становятся такие направления как жизнеобеспечение и биотехнологии. Биотехнологии стремительно развиваются не только в авиации и космонавтике, но и в реабилитационной индустрии.

То есть получается, что кафедра даёт студенту широкий спектруникальных знаний сразу в нескольких областях — инженерных систем, космической медицины, экологии. Ребята очень охотно поступают на обучение по направлениям подготовки кафедры.

Так, среди учащихся первого курса есть студенты, включённые в федеральный реестр одарённых детей России.

— По каким основным специальностям идёт подготовка на кафедре?

Направления подготовки, реализуемые кафедрой, приобрели особую актуальность в связи с Указом Президента Владимира Путина о проведении в 2017 году Года экологии.

Мы готовим бакалавров по направлению «Биотехнические системы и технологии», профили «Инженерное дело в аэрокосмической медицине», «Медико-техническое обеспечение ракетно-космических комплексов».

Кроме того, кафедра выпускает бакалавров по направлению «Экология и природопользование», профили «Экологическая безопасность аэрокосмической деятельности», «Управление экологической безопасностью».

Из стен МАИ, с нашей кафедры, выходят инженеры по специальности «Системы жизнеобеспечения, термостатирования и защиты ракетно-космических комплексов», а также магистры, обучавшиеся по программам: «Системы медико-технического и инженерно-психологического обеспечения ракетно-космических комплексов» и «Экологическая безопасность в авиастроении». Кроме того, возглавляемая мною кафедра ведет подготовку кадров высшей квалификации (аспирантура).

— Где смогут работать выпускники по окончании кафедры?

Знания, которые даёт МАИ и наша кафедра, открывают широкие горизонты перед маёвцами. Например, наши выпускники работают в подразделениях и службах Роскосмоса, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Министерства природных ресурсов и экологии России.

Они без труда могут трудоустроиться (и трудоустраиваются) в консалтинговые и аудиторские фирмы, оказывающие услуги по экологической экспертизе, сертификации продукции, внедрению систем экологического менеджмента.

Перед выпускниками кафедры открыты двери предприятий аэрокосмической отрасли, организаций, которые занимаются медицинским и реабилитационным оборудованием, системами обеспечения температурно-влажностного режима обитаемых космических и наземных объектов.

Кроме того, свою карьеру маёвцы могут строить в сфере управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью на предприятиях различных отраслей экономики.

— Одно из направлений кафедры — медицина. Но медицина аэрокосмического профиля. В чём отличие в подготовке специалистов?

Аэрокосмическая медицина, хотя все же чаще применяется термин «космическая медицина», — это отдельная область знаний, которая, естественно, существенно отличается от обычной медицины. Хотя бы тем, что объектом её наблюдений и изучения выступает космонавт. А это человек особенный.

Он работает на пике своих сил и возможностей. Значит, и следить за его здоровьем, психологическим состоянием, безопасностью в полёте должны «особенные» специалисты. Те, кто хорошо знают, что такое космический полёт и какие последствия для космонавта он несёт.

Специалистов по медико-техническому и инженерно-психологическому обеспечению ракетно-космических комплексов готовит наша кафедра.

Наши выпускники занимаются тем, что разрабатывают устройства, которые позволяют человеку выжить в космосе, поддерживать жизнь экипажу корабля, а также справляться с огромными нагрузками.

— Приближается Новый Год. Что бы вы хотели пожелать своим студентам?

—Студентам я бы хотел пожелать успешной реализации самых смелых инженерных идей и проектов. И, конечно, удачи на сессии.

На заметку

Кафедра приглашает:

  • Абитуриентов,желающих избрать своей будущей профессией проектирование, производство и эксплуатацию систем жизнеобеспечения космических аппаратов, инженерное дело в аэрокосмической медицине,управление экологической безопасностью;
  • Специалистов, желающих повысить свой профессиональный уровень в сферах экологического образования,управления экологической безопасностью,безопасности и спасения экипажей ЛА;
  • Руководителей предприятий и организаций, желающих обсудить и выбрать необходимую темунаучно-исследовательских изысканий в области организации безопасных условий труда,разработки систем жизнеобеспечения,подготовки и проведения расчётов, оформления экологической отчетной документации предприятия.

Источник: https://mai.ru/press/news/detail.php?ID=86959

Дайджест выходного дня, Новости образования

1. Космический факультет МГУ возглавит 35-летний Василий Сазонов. 2. В Госдуме рассмотрят проект закона, наделяющий ВС РФ правом создания вузов и назначения ректоров. 3. В ПСПбГМУ им. Павлова подготовили врачей канис-терапевтов. 4.

В институте имени Сербского предложили добавить в школьную программу психологию. 5. Программу поддержки россиян, обучающихся в зарубежных вузах, продлили до 2025 года. 6.

В Брянской области школьника забрала полиция за поддержку оппозиционера Алексея Навального.

Возглавить космический факультет в 35 лет

Во главе космического факультета МГУ, который станет 43-м по счёту в столичном вузе, будет стоять 35-летний Василий Сазонов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей математики.

Подготовка специалистов на новом факультете будет проводиться с уклоном в сторону фундаментальной науки. Разработка учебных программ уже завершена, а штат преподавателей сформируют из известных специалистов профильной сферы.

По словам Виктора Садовничего, ректора МГУ, учебный процесс будет строиться в координации с несколькими предприятиями космической отрасли. Соответствующие документы о сотрудничестве уже подписаны.

В рамках первого набора на факультет наберут 100 учащихся.

В Госдуме рассмотрят проект закона, наделяющий Верховный суд РФ правом создания вузов и назначения ректоров

Российские депутаты рассмотрят проект закона, который позволит наделить Верховный суд РФ (ВС РФ) правом на создание и реорганизацию подведомственных ему учебных заведений высшей школы, а также на назначение в этих вузах ректоров. Для этого предусмотрено внесение необходимых изменений в конституционный закон «О Верховном суде РФ». Авторами инициативы стали депутаты Павел Крашенинников и Вячеслав Никонов.

  • В законопроекте отмечается, что подготовленные парламентариями инициативы включают наделение председателя ВС РФ полномочиями на выбор ректоров для подведомственных вузов и подготовку предложений, нацеленных на создание или реорганизацию федеральных учреждений высшего образования, с последующей их передачей на рассмотрение президенту РФ.
  • Помимо этого, ВС РФ сможет самостоятельно заниматься подготовкой кадров и устанавливать квоты на целевой приём в учебные заведения высшего и среднепрофессионального образования на бюджетную форму.
  • Также Верховный суд будет отвечать за переподготовку и повышение квалификационного уровня сотрудников судебной системы и организацию исследований научного характера.
  • По мнению авторов проекта закона, предлагаемая ими инициатива позволит поднять уровень квалификации и профессионализма сотрудников судебной системы и будет способствовать развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, касающихся организации и деятельности судебной системы в определённых учреждениях научной и образовательной сферы.

В Первом Санкт-Петербургском медицинском госуниверситете (ПСПбГМУ) имени академика И.П. Павлова, выпустившем первую партию врачей канис-терапевтов, пояснили, что канис-терапия – новое направление в современной медицине, новая врачебная специальность.

Речь идёт о новом методе лечения и реабилитации с привлечением собак. Для этого животные проходят специальный курс отбора и подготовки. О достижениях в этом направлении заявили ранее на V Всероссийском научно-практическом конгрессе, посвящённом канис-терапии в РФ.

Новый метод помогает детям с аутизмом сформировать социальные навыки, а результаты работы канис-терапевта среди детей с синдромом Дауна свидетельствуют о широких возможностях этой методики.

По словам Марии Мальцевой, доцента кафедры психологии и педагогики ПСПбГМУ, на подготовку одной собаки требуется минимум один год, но главную роль играет сам специалист по канис-терапии. Собаки обучаются терпеливо и без агрессии реагировать на различные действия пациента, даже тогда, когда их хватают за шерсть или хвост.

В результате работы с животным достигаются высокие показатели реабилитации людей, перенёсших инсульт. Собака помогает им справиться с ежедневными нудными физическими упражнениями.

К примеру, вместо скучных упражнений для рук можно набрасывать кольца на шею четвероногого друга.

Обученная собака-реабилитолог способна оказать помощь в деле восстановления у человека навыков чтения, письма, ходьбы и много другого.

Животное проходит обучение двигательным и когнитивным играм, а также способно распознавать пиктограммы. Для этого достаточно, например, нарисовать на листке бумаги очки, что служит командой принести их.

На сегодняшний день в РФ прошли регистрацию 157 собак, способных участвовать в канис-терапии, которая уже реализуется более чем в 40 российских госучреждениях. Кроме того, в России действует реестр таких собак и разрабатывается учебник по применению упомянутой технологии.

Читайте также:  Это мое: 6 способов найти свое призвание

С предложением дополнить школьную программу уроками психологии выступил Зураб Кекелидзе, руководитель ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава РФ. Он отметил необходимость обсуждать со школьниками такие важные вопросы, как наркотики и безответная любовь, а также позицию по этим вопросам со стороны традиционных религий.

Курс «Психология» он предложил преподавать ученикам 3-11 классов и выступил за проведения таких занятий специалистами-психологами, а не учителями ОБЖ. Своё предложение начать занятия по психологии уже с третьего класса он объяснил тем, что, по словам руководителей школ, уже в четвёртом классе дети знают многое о некоторых видах наркотических средств.

Программа поддержки граждан РФ, своими силами поступивших в зарубежные вузы, продлится до 2025 года. Ранее предполагалось завершить её в 2016 году.

Кроме продления, участники программы смогут рассчитывать на увеличенную предельную сумму гранта. Вместо текущих 1,3 миллиона рублей в год, обучающиеся в зарубежных вузах россияне смогут получить до 2,7 миллионов рублей.

Согласно информации сообщества во «ВКонтакте» «Команда Навального», сотрудники правоохранительных органов непосредственно во время учебных занятий произвели задержание ученика в посёлке Погар (Брянская область).

Сообщается, что полицейские интересовались целью создания учащимся в соцсети группы в поддержку оппозиционера Алексея Навального, а также распространения информации о готовящемся 26 марта текущего года антикоррупционном мероприятии. Под угрозой возбуждения уголовного дела школьника заставили удалить сообщество. В это же время учителя провели разъяснительную беседу с остальными учащимися класса. Видеозапись, сделанная учениками, уже появилась в интернете.

Руководство школы считает, что ученики смотрят на проблему однобоко и не владеют широким политическим кругозором. Группу в соцсети администрация школы назвала «провокационным источником». После заявления учеников о том, что они настроены против «Единой России» и не верят телевидению, директор сделала вывод, что в классе отсутствуют патриоты.

По данным радиостанции «Эхо Москвы», о дальнейшей судьбе основателя группы в поддержку А. Навального, пока никакой информации нет.

Фото взято с сайта http://umvek.ru.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/news/3875_daydzhest-vyhodnogo-dnya.html

Виктория Майорова: Для работы в космической отрасли нужна мотивация

Кто полетит на Луну? Где искать новых Королевых и Гагариных? Чему и как учить тех, кто будет конструировать новые корабли, ракеты и спутники? Эти и другие проблемы, связанные с подготовкой кадров для звездной отрасли, обсудили эксперты «Российской газеты».

Российская космическая индустрия испытывает острейший дефицит классных специалистов. Сегодня этот факт не отрицает уже никто. Ни эксперты, ни руководители самого высокого ранга.

Вместе с тем утверждена новая космическая программа России до 2020 года.

«Мы не отстаем, в идеях, в передовых технологиях, в интересных решениях, — говорит член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Владимир Соловьев.

— Но сейчас на предприятиях кадры 35-40-летних практически вымыты. Есть либо такие седые, как я, либо совсем зеленая молодежь. И грош нам будет цена, если мы дали в правительство серьезную космическую программу, а ее некому делать».

Недавно Роскосмос и минобрнауки подписали соглашение о создании Космического научно-образовательного консорциума. Предполагается, что ведущие предприятия и ведущие технические вузы должны объединить свои усилия и сформировать современную эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ракетно-космической промышленности.

Аналитики говорят прямо: нужно возродить систему, которая хорошо работала в советское время. Возьмем хотя бы ведущий российский технический вуз — МГТУ имени Баумана. Он всегда имел не только мощную научно-педагогическую школу, но и теснейшие связи с заводами, КБ.

Преемственность традиций просматривалась четко: «отец» современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский был руководителем дипломного проекта у будущего авиаконструктора Андрея Туполева. Туполев стал руководителем дипломного проекта у будущего Главного конструктора Сергея Королева.

Королев был научным руководителем у многих профессоров в Бауманке…

Звездный стандарт

Одна из самых важных проблем: выпускники вузов оказываются не всегда готовы к работе, которая их ждет. По мнению многих экспертов, это происходит из-за того, что стандарты подготовки специалистов разрабатывают чиновники, а не заказчики.

Владимир Соловьев: Очень важно дать студенту фундаментальные знания. Ньютоновская, эйнштейновская физика, курс высшей математики мехмата — это мощная база. Но не менее важны прикладные технические знания.

Что было раньше? Приходит молодой инженер на РКК «Энергия», и мы года два его переучиваем: под свои жесткие требования, новые технологии, новые задачи. Очень важно, чтобы были преподаватели от работодателей. Сейчас у МГТУ имени Баумана есть «привилегия» — право создавать свои университетские стандарты.

В них закладываются все необходимые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист. И эти стандарты могут брать на вооружение другие вузы нашего направления.

Сейчас инженер после вузовской скамьи получает 30-35 тысяч рублей в месяц. И есть неплохая перспектива роста. И жилье мы строим активно. Очень важно, чтобы у человека был интерес. Есть — значит он будет нормально работать.

Владимир Калугин: Как подготовить студента к работе по специальности? Рецепт «отшлифован» за 75 лет работы нашего космического факультета: ребята проходят практику на ведущих предприятиях, и начинают брать их туда уже с 3-4-го курса.

Мы всегда почему-то смотрим на Запад. И забываем про собственную инженерную подготовку. Главное, совместная работа над профессиональными стандартами предприятий и учебных заведений.

Это залог успеха в подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли.

Александр Соболев: Ограничения, которые накладывают стандарты для работы вузов, уходят в прошлое.

Национальные исследовательские университеты имеют право разрабатывать собственные стандарты, причем совместно с предприятиями, опираясь на профстандарты.

Иногда проблема заключается в том, что работодатели не имеют четкого портрета профессиональных компетенций, четких требований к квалификации выпускников. В этом случае разрабатывать их должна команда специалистов — от заказчика и от вузов.

Новый закон об образовании позволяет сейчас создавать на предприятиях кафедры профильных вузов. Туда должны быть вынесены части образовательного процесса, связанные с изучением конкретных технологий. Чем больше базовых кафедр, тем лучше. Опыт МФТИ, Бауманки это подтверждает.

Конструктора заказывали?

Дефицит кадров для космоса возник еще в 90-х годах, когда талантливая молодежь рванула из обедневшей космической романтики в бизнес. А как формируется госзаказ на специалистов сегодня?

Александр Соболев: Есть государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса — примерно 13 тысяч 600 человек в год. Из них около 2 тысяч — это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки. Казалось бы, все четко.

Почему не срабатывает? Причин много. Тут и проблемы целевого набора, когда предприятия изначально подают заявки в Роскосмос, а потом целевые абитуриенты не приходят в вузы.

И низкий уровень подготовки выпускников школ: нередко средний балл ЕГЭ поступающих в технические вузы не превышает 55 баллов при среднем по России около 60.

Кстати, сейчас лишь около 24 процентов учащихся выбирают для ЕГЭ физику, а это наряду с математикой главный предмет для технических вузов. Поэтому план по поступлению выполняется примерно на 60 процентов. Но ведь и среди тех, кто поступил, естественно, идет жесткий отсев. На выпуске примерно только половина идет работать по специальности.

Четкий прогноз — это вопросы координации работы профильных министерств, Роскосмоса и конкретных предприятий. Хотелось бы, чтобы план подготовки кадров был более реалистичным.

Владимир Калугин: Приведу цифры. Каждый год на факультет «специальное машиностроение» поступают 450 первокурсников. Заявка выполняется на сто процентов. Вроде бы здорово.

Но давайте внимательно посмотрим хотя бы на целевой прием. Почему? Да, это кадры, которые нужны предприятию. Но нередко они присылают абитуриентов с крайне низкими баллами ЕГЭ. Часть заворачиваем сразу.

Еще где-то 25 процентов отсеиваются уже на первых курсах. Проблема огромная.

Попасть в цель

Минобрнауки считает целесообразным переход от целевого приема к целевой подготовке, когда четко прописан договор: стипендия от предприятия, система закрепления, гарантии.

Виктория Майорова: Я считаю, что целевой набор — вынужденная мера и, надеюсь, временная.

Почему мы должны брать несильных абитуриентов, которых присылают предприятия, и потом их отчислять? Нужно дать вузам возможность делать полноценный набор.

А уже потом, где-то с третьего курса, пусть действует целевая подготовка. Нам нужны не просто способные, а мотивированные ребята, которые хотят работать в космической промышленности.

Только что завершилась Всероссийская олимпиада «Шаг в будущее». Вы бы видели, какие интересные работы были представлены по космонавтике. Первое место занял ученик из Новосибирска: его проект связан с робототехникой на поверхности космического тела. Эти ребята — самородки. А мы вынуждены иногда «забивать» места непонятно какими абитуриентами из целевого набора.

Как удержать молодежь

Аналитики приводят неутешительную цифру: примерно 60 процентов молодых специалистов уходят с предприятий промышленности уже в первые три года. В основном, не устраивает зарплата, социальный пакет, отсутствие карьерной перспективы. Как заметил один из экспертов, при нынешней зарплате на космических предприятия хорошего инженера не удержать.

Александр Лазуткин: Мало платят? Но это далеко не все. Нужна мотивация, интерес. Раньше говорили: в 2030-м году полетим на Марс. Помню, когда в НПО «Энергия» появились отделы, которые начали заниматься лунной и марсианской программами, пошла молодежь.

Деньги те же самые платили, но молодежь уже ходила по предприятию. Как только все это прикрыли — не стало молодежи. Нужна захватывающая космическая программа.

Чтобы студент, который готовится заниматься космической техникой для полета, скажем, на Марс или к Юпитеру, знал: у него есть шанс реализовать свою мечту.

Владимир Соловьев: После Бауманки до предприятий доходит 70 процентов выпускников. Другое дело, что через год, поднабравшись практических знаний, скажем, на РКК «Энергия», они становятся очень востребованы где-то вовне.

В резюме сразу же появляется хороший бренд. Кстати, примерно 40 процентов наших студентов делают дипломы именно на предприятии. Хотя когда-то это была стопроцентная практика. Но сегодня 40 процентов — очень хороший показатель.

Потому что лет десять назад он был практически равен нулю.

Что еще важно? Пришел студент с четвертого курса. Работодатель обязан дать ему знающего опекуна, который занимался бы с молодым специалистом. А если тот говорит: «Слушай, это такая морока, мне некогда…» — ничего не выйдет. В «Энергии», допустим, закон: начальник сектора должен быть аттестован определенным образом для работы с молодежью.

Виктория Майорова: Ребята умные, они все просчитывают. Какая зарплата и какие шансы с жильем? Что входит в социальный пакет и есть ли свой спорткомплекс?.. Недавно встречалась с выпускниками, они рассказывают: со всеми накрутками получают до 70 тысяч рублей. Довольны страшно.

Наставничество очень важно. Это должен быть механизм, который подкрепляется строчкой в бюджете о кадровом сопровождении. И она раньше была. А сейчас предприятия не получают ни копейки на подобные вещи.

Владимир Родченко: Раньше в бюджете предприятий была строка — «на вузовскую науку». Были деньги, чтобы проводить научно-исследовательские работы, проектирование, селекцию талантливых ребят.

Сегодня же помощь предприятий зависит только от того, преподает в институте какой-то руководитель или нет. Это административный ресурс. А должна работать система. Только тогда кадры будут по-настоящему адаптированы к промышленности. Но надо понимать: это не уровень министерств.

Это уровень государства: при финансировании любого сложного технического проекта ввести отдельную строку на подготовку кадров.

Акцент

Кто полетит на Луну?

Сегодня космос полностью ушел из отечественного кино. Вместо него — голливудские блокбастеры. В российских книжных магазинах гораздо проще купить детские книги про космос, переведенные с английского.

Во многих даже не упоминается первый космонавт планеты. А предмет «Астрономия» исчез из школьной программы.

Как же воспитывать новых Королевых и Гагариных? Эксперты подчеркивают: чтобы мотивировать молодежь, нужна начинать со школы.

Борис Крючков: Специалисты ЦПК проводили опрос: что интересует в космосе молодежь? Оказалось, прежде всего такие, большие проекты, как Луна, Марс. Мы мало рассказываем о космических планах. Надо давать больше информации в СМИ о новых перспективных программах России! Когда развивалась программа «Союз-Аполлон», конкурс в вузы на аэрокосмические специальности увеличился в два-три раза.

Что еще тревожит? При отборе в отряд космонавтов мы тестируем претендентов по русскому языку и литературе, физике, математике, культурологии и компьютерной техники. Самые лучшие результаты — по компьютерным технологиям. Хуже всего — с физикой и математикой.

А ведь это тестирование на уровне знаний средней школы! Чему удивляться? Раньше на физику отводилось 5-6 часов в неделю. Сейчас «база» — два часа. Астрономию вообще выгнали из школы.

Если не изменим ситуацию, мы никогда не привьем интерес к техническим наукам и специальностям.

Несколько лет в ЦПК функционировал филиал кафедры МАИ. Через него прошли сотни студентов.

Они изучали транспортные корабли, орбитальные станции, бортовое оборудование, которые использовались в космосе.

Проблемы создания космической техники студенты обсуждали с космонавтами, учеными, инструкторами. К сожалению, институт филиалов кафедр упразднен, а жаль! От него была огромная практическая польза.

Юрий Маленченко: Как изменится подготовка космонавтов с учетом лунных проектов? С точки зрения безопасности, это на несколько порядков более сложная работа.

Будет новый корабль, новая пилотируемая транспортная система.

Если говорить не просто о коротком полете на Луну, как у американцев, а о создании лунных баз, то здесь должны быть совсем иные вопросы отбора космонавтов. Много вопросов. Мы к ним готовимся, изучаем.

Александр Лазуткин: Я был в американском Хантсвилле, в космическом молодежном лагере.

Там всех школьников пропускают через 2-недельную образовательную программу. Ребята кораблем «управляют», в скафандрах работают. Им показывают, что такое невесомость — имитируется на 1-2 минуты.

И учителей даже запускают. Вот это дело очень хорошее. Это и нам бы следовало взять.

Потому что у нас есть Центр подготовки космонавтов, куда мы можем приглашать учителей и показывать, как это все устроено.

Справка «РГ»

В прошлом году Роскосмос впервые в истории провел открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов. Из 305 человек право на путевку в космос получили только 8. Следующий планируется провести примерно через 2-2,5 года.

Сейчас в российском отряде космонавтов насчитывается 42 человека. В том числе 8 кандидатов, которые проходят общекосмическую подготовку. Из числа действующих космонавтов пока не летали в космос свыше 30 процентов.

От редакции

По мнению экспертов, несмотря на проблемы, система непрерывного космического образования в стране все-таки работает. Любопытно: оказывается, есть даже детские сады, которые ориентированы на космическое образование. И наши космонавты участвуют в этом. Правда, как замечает Виктория Майорова, все пока еще в зачаточном состоянии. Но — есть!

Если говорить о школе, то, скажем, в Ульяновске работает прекрасный космический клуб «Буран». Открыты аэрокосмические лицеи в Новосибирске, Красноярске, Самаре. Это большие образовательные центры. Олимпиада «Шаг в будущее, Космонавтика» — как итог всей этой большой работы.

Важным местом для практической подготовки молодых специалистов могли бы стать космические центры, организованные на базе ведущих технических вузов. Где брать Королевых и Гагариных? Здесь — говорят эксперты.

Читайте также:  Создать стартап и защитить диплом

Скажем, в МГТУ им. Баумана существует Молодежный космический центр. Сейчас там проектируются четыре спутника, главный из которых — «Бауманец-2».

Это будет настоящая летающая лаборатория для проведения научных экспериментов.

Кстати, Роскосмос наконец-то признал, что эта ниша была упущена. Российское космическое ведомство готово бесплатно осуществлять запуски на орбиту студенческих спутников.

По словам Владимира Поповкина, это принципиальная позиция.

«И если какой-то вуз сделает спутник, он может какое-то время полежать, пока для него найдется место, но аппарат обязательно будет выведен на орбиту», — заметил Поповкин.

Эксперты говорили и о важности проведения мониторинга успешности выпускников. Так, по словам Виктории Майоровой, 72 процента выпускников, прошедших школу молодежного центра «Бауманки», работают по специальности — инженерами. В целом же из выпускников университета только каждый пятый занят в той же профессии.

Представитель минобрнауки заметил, что востребованность работодателем — это и есть главный критерий оценки успешности вуза. «Если выпускники востребованы, результаты вузовской науки составляют основу новых технических решений предприятий и корпораций, то мы всячески поддерживаем такие вузы и даем все возможности для их эффективной работы», — подчеркнул Александр Соболев.

Эксперты «Российской газеты»:

Борис Белков — руководитель программ департамента инициатив и специальных проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

Владимир Калугин — руководитель Научно-учебного комплекса «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор

Борис Крючков — начальник управления, заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина по научной работе, доктор технических наук, лауреат государственной премии СССР

Александр Лазуткин — директор Мемориального музея космонавтики, летчик-космонавт, Герой России

Виктория Майорова — руководитель Учебно-научного Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель Всероссийской олимпиады школьников «Шаг в будущее, Космонавтика», доктор технических наук, профессор

  • Юрий Маленченко — космонавт-испытатель, Герой России
  • Владимир Родченко — профессор МАИ, доктор технических наук
  • Александр Соболев — директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России, доктор физико-математических наук

Владимир Соловьев — первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

Источник: https://rg.ru/2013/04/11/kosmos.html

Просто космос: куда поступать, чтобы получить «космическую» специальность

  • Космонавт
  • Инженер-конструктор
  • Инженер-робототехник
  • Инженер по телекоммуникациям и связи
  • Инженер-программист
  • Космический баллистик
  • Астроном
  • Космический биолог
  • Специалист по космической медицине

Самый очевидный вариант, но не самый простой для претворения в жизнь. Космонавт управляет космическим кораблём, проводит работы на Международной космической станции и даже выходит в открытый космос. В задачу космонавтов входит проведение научных исследований, а также испытание различных технических устройств. Порой космонавтам приходится ремонтировать оборудование, находящееся на борту станции. Само пребывание людей на околоземной орбите — биологический эксперимент, на Земле космонавты становятся объектом изучения для врачей и биологов.

Отбором и обучением космонавтов-испытателей занимается Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Подать заявку на поступление в отряд космонавтов может любой желающий моложе 35 лет.

Среди основных требований к космонавтам — хорошее здоровье и высшее образование.

Самые востребованные специальности на орбите — пилот и инженер, а самый простой путь в космонавты лежит через профессию военного лётчика.

Где работать: в Отряде космонавтов «Роскосмоса».

Где учат: 

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.К.Серова;
  • Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (филиал Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»);
  • Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (филиал Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»).

Проектирует схемы отдельных деталей и механизмов летательных аппаратов — ракет, космических кораблей, спутников.

Создает новые технические решения, участвует в сборке и тестировании аппаратов и механизмов, готовит инструкции по эксплуатации оборудования.

Инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы, патентуют новые конструкции узлов и агрегатов.

Где работать:  У Илона Маска ???? На предприятиях военно-космической и оборонной промышленности, научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро (НПО им. С.А.

Лавочкина, Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры, Институт космических исследований РАН, НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П.

 Королёва, ОАО МНПК «Авионика», АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Институт № 6 «Аэрокосмический факультет»
МГТУ имени Н. Э. Баумана Аэрокосмический факультет
МГУ им. М. Ломоносова Аэрокосмический факультет
Санкт-Петербургский государственный университет Институт ракетно-космической техники
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Институт космической техники
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Факультет «А» ракетно-космической техники
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения «Приборостроение»
Санкт-Петербургский государственный университет «Фундаментальная механика»

Он разрабатывает роботизированные автоматические системы, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта — одно из ведущих направлений современной науки. Инженеры-робототехники в космической отрасли создают и программируют аппараты для исследования космоса и космических объектов.

Среди последних достижений космической робототехники — робот-помощник астронавта на борту космической станции и робот для переноски тяжестей и помощи в экстремальных ситуациях, которые могут произойти на орбите.

Российская робототехника пока отстаёт от зарубежной, но в ближайших планах — выход на мировой уровень.

Где работать: в конструкторских бюро авиации и космонавтики, в научно-исследовательских институтах, предприятиях космической отрасли (НПО им. С.А.

Лавочкина, НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», Институт проблем механики РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности, «Объединённая ракетно-космическая корпорация», Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы»
МГТУ им. Н.Э. Баумана Робототехника и комплексная автоматизация;  Специальное машиностроение»
Московский государственный технологический университет «Станкин» Институт автоматизации и робототехники
Московский технологический университет (МИРЭА) Институт кибернетики
Балтийский государственный технический университет «Военмех им. Д. Ф. Устинова» Факультет «И» информационные и управляющие системы
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» Институт машиноведения и мехатроники

Без связи с ЦУПом невозможны космические полёты и освоение околоземного пространства.

Инженеры по связи и телекоммуникациям обеспечивают бесперебойную работу аппаратуры по запуску и управлению спутников и космических аппаратов, занимаются проектированием и обслуживанием спутниковых коммуникаций, благодаря которым осуществляется передача радио- и телевизионного сигнала по всей Земле. Инженеры по связи участвуют в эксплуатации глобальных систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и спутникового позиционирования GPS.

Специалистов по связи и коммуникации в космической отрасли готовят на кафедрах, где изучают спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигацию и радиолокацию.

Где работать: Центр дальней космической связи в Евпатории, АО «Российские космические системы» или в центрах связи предприятия «Космическая связь», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт «Институт № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Радиоэлектроника и лазерная техника»
Московский технологический университет (МИРЭА) Институт радиотехнических и телекоммуникационных систем
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения «Радиолокационные системы и комплексы, Радиоэлектронные системы передачи информации
Самарский аэрокосмический университет Факультет электроники и приборостроения
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» Институт информатики и телекоммуникаций
Балтийский государственный технический университет «Военмех им. Д. Ф. Устинова» Факультет «И» информационные и управляющие системы
Рязанская радиотехническая академия Факультет радиотехники и телекоммуникаций

В космической отрасли не обойтись без специалистов по информационным технологиям и программированию. Они занимаются программированием бортовых компьютеров спутников и космических аппаратов.

Программисты востребованы на предприятиях, выпускающих системы управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники.

В обязанности инженера-программиста входит разработка, создание, проверка управляющих программ, их сопровождение и обслуживание.

Где работать: в «Роскосмосе», АО «Российские космические системы», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва, на предприятиях военно-космической и оборонной промышленности, конструкторских бюро авиации и космонавтики, научно-исследовательских институтах.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Информатика и системы управления»
МГУ им. М. Ломоносова Факультет космических исследований (Космические исследования и космонавтика)
Санкт-Петербургский государственный университет, Программирование и информационные технологии; Программная инженерия
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Разработка программно-информационных систем
Самарский национальный исследовательский университет им.С.П. Королёва Факультет информатики; Институт информатики, математики и электроники»
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им.Д. Ф. Устинова Факультет «И» информационные и управляющие системы
Рязанская радиотехническая академия Факультет вычислительной техники (кафедра космических технологий)

Другое название этой профессии — инженер-исследователь по динамике, баллистике, управлению движением космических аппаратов. Космические баллистики занимаются расчетами движения орбитальных аппаратов и межпланетных станций, отвечают за безопасность и точность движения космических аппаратов.

Где работать: в Центре управления полётами, войсках противовоздушной обороны, на специализированных предприятиях, в исследовательских лабораториях и центрах.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет №1 «Авиационная техника»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Информатика и системы управления»
МГУ им. М. В. Ломоносова Факультет космических исследований (Космические исследования и космонавтика)
Самарский национальный исследовательский университет им.С.П. Королёва Институт авиационной техники
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского Факультет систем управления ракетно-космических комплексов и информационно-технического обеспечения
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Факультет «А» ракетно-космической техники

Астрономия — раздел физики и одна из старейших научных дисциплин. Современная астрономия подразделяется на астрофизику, астрометрию, небесную механику, звёздную астрономию.

Специалисты-астрономы занимаются фундаментальными исследованиями космического пространства и динамики звёздных систем, изучают Солнце и солнечную систему, отдельные звёзды и целые галактики, постигают природу сверхновых и черных дыр.

Делают они это с помощью наблюдений через современные телескопы и технологий компьютерного моделирования.

Где работать: в научно-исследовательских институтах, обсерваториях (Институт космических исследований РАН, Астрокосмический центр Физического института Академии Наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Астрономический институт им. В. В. Соболева, Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, «Крымская Астрофизическая обсерватория РАН»).

Где учат:

Вуз Факультет
МГУ им. М. В. Ломоносова Физический факультет, специальность «Астрономия»
СпБГУ Астрономия

Специальности, которые ещё недавно существовали только на страницах фантастических романов, сегодня становятся реальностью. Космическая биология исследует особенности функционирования живых организмов в невесомости, занимается разработкой систем жизнеобеспечения космонавтов, а также изучает жизнь на других планетах, например, на Марсе.

Где работать: в Центре астробиологических исследований при биологическом факультете МГУ, Институте медико-биологических проблем РАН.

Где учат:

Вуз Факультет
МГУ им. М. В. Ломоносова Биологический факультетФакультет космических исследований (магистерская программа «Космические медико-биологические исследования»),

«Космические медики» занимаются постоянным медицинским сопровождением и мониторингом здоровья космонавтов, разработкой критериев отбора в отряд космонавтов, созданием специальных реабилитационных техник, которые помогают преодолеть последствия невесомости. Дальнейшее продвижение человека в космос, например, освоение Луны и Марса, потребует новых специалистов в области космической медицины и поставит перед ними новые задачи по адаптации человеческого организма к условиям пониженной силы тяжести.

Где работать: Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Где учат:

Вуз по специальности «Лечебное дело»
Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Казанский государственный медицинский университет
Северный государственный медицинский университет
Сибирский государственный медицинский университет
Самарский государственный медицинский университет и другие медицинские вузы

⬇️

Вуз Программа послевузовской подготовки
МГМУ им. Сеченова «Авиационная и космическая медицина»
Медицинская академия последипломного образования Академический образовательный центр фундаментальной и трансляционной медицины, кафедра авиационной и космической медицины

У человечества есть большие планы на космос: колонизация планет и исследование просторов Вселенной.

Поэтому количество «космических» профессий в будущем увеличится — понадобятся менеджеры космического туризма, дизайнеры внеземных сооружений, специалисты по космической экономике и праву.

Так что, если вам хочется связать жизнь с космосом, но в нашем списке ничего не привлекает, — не отказывайтесь от мечты!

Источник: https://media.foxford.ru/cosmos-profession/

Разработчику «Бурана» предложили должность уборщика в РКК «Энергия» :: Общество :: РБК

Среди прочих позиций, которые были предложены Романову, такие: инженер, ведущий научный сотрудник, оператор копировальных и множительных машин, а также уборщик производственных и служебных помещений. Источник РБК отмечает, что Романов не подписал уведомление.

Романов от комментариев РБК отказался. В пресс-службе «Энергии» на запрос РБК не ответили.

В «Роскосмосе» в ответ на запрос «РИА Новости» сообщили, что Романов продолжает работать в ПАО «РКК «Энергия» и выполнять свои обязанности.

Первому заместителю гендиректора «Энергии» Сергею Романову 62 года. Почти 40 лет он проработал в РКК, занимая должности от инженера до временно исполняющего обязанности директора РКК «Энергия». Должность первого заместителя гендиректора занимает с января прошлого года.

Родился Романов в городе Новая Ляля Свердловской области, окончил МАИ по специальности «механическое оборудование летательных аппаратов». Доктор технических наук.

Принимал участие в разработке и эксплуатации систем жизнеобеспечения и терморегулирования на орбитальных станциях «Салют-7» и «Мир», орбитальном корабле «Буран», руководил работами по разработке систем жизнеобеспечения и теплового режима космических кораблей «Союз» и «Прогресс», малых исследовательских модулей «Рассвет» и «Поиск», многоцелевого лабораторного модуля МКС. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

«Заметный провал по ряду важных контрактов»

Севастьянов, который возглавил РКК в октябре прошлого года, сразу же приняв на себя и обязанности генерального конструктора корпорации, также пытается сместить с должности другого ведущего сотрудника РКК Евгения Микрина, генерального конструктора пилотируемых программ России и одновременно генконструктора «Энергии».

Осенью прошлого года руководство РКК «Энергия» передало в отдел кадров опросник для сотрудников предприятия (копия есть у РБК).

В нем предлагалось оценить работу Микрина и было два вопроса: «Считаете ли вы, что генеральному конструктору по пилотируемым космическим системам и комплексам, назначаемому по указу президента России, созданы в ПАО «РКК «Энергия» необходимые условия для реализации полномочий?» и «Считаете ли вы, что в ПАО «РКК «Энергия» совмещение трудовой функции по должностям генерального директора Общества и генерального конструктора Общества является необходимым условием для выполнения поставленных перед ПАО «РКК «Энергия» задач?» Источник РБК в «Роскосмосе» отмечает, что менеджеры предприятия участвовать в опросе отказались.

В декабре 2019 года Севастьянов написал главе «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину письмо, в котором обвинил Микрина в срыве ряда проектов, международных контрактов и выполнения гособоронзаказа. Первым об этом узнало агентство «РИА Новости», копия письма есть у РБК.

«Практика последних трех лет показала, что совмещение должностей отраслевого генерального конструктора по проекту «Пилотируемые космические системы и комплексы» и генерального конструктора ПАО «РКК «Энергия» в одном лице (Микрин Е. А.

) привело к конфликту интересов, результатом которого стал заметный провал по ряду важных государственных контрактов и проектов военно-технического сотрудничества», — пишет Севастьянов, предлагая перевести Микрина в другую организацию «Роскосмоса».

В пресс-службе «Роскосмоса» в ответ на запрос РБК сообщили, что Микрин продолжает работать в ПАО «РКК «Энергия» и выполнять свои обязанности.

Основанная в 1946 году Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П.

Королева является ведущим российским разработчиком ракетной и космической техники, включая ракеты-носители, баллистические ракеты и спутники. За последние шесть лет в РКК трижды менялся руководитель.

В 2014–2018 годах ее возглавлял Владимир Солнцев, в 2018–2019 годах — Сергей Романов, с марта 2019 года — Николай Севастьянов.

В январе 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказывал в интервью РБК, что совокупная долговая нагрузка по предприятиям госкорпорации составляет около 200 млрд руб., из них около 30 млрд — долг «Энергии».

Примерно 20 млрд — это долги по проекту «Морской старт», около 10 млрд — на восстановление спутников, объяснял «Коммерсанту» возглавлявший тогда корпорацию Сергей Романов.

Он подчеркивал, что ситуация на предприятии «очень и очень сложная».

Рогозин говорил, что «Энергия» должна погасить свой долг за счет ужесточения дисциплины исполнения контрактов.

«Это создание нового пилотируемого корабля, это завершение работ по многофункциональному лабораторному модулю, научно-энергетическому и стыковочному модулю.

Это исправление ошибок прежнего руководства по космическим аппаратам в интересах инозаказчиков, и они будут запущены в 2019 году», — пояснял глава «Роскосмоса».

РБК направил запрос в пресс-службу госкорпорации с просьбой уточнить, какой сейчас долг у РКК «Энергия».

Инна Сидоркова

Источник: https://www.rbc.ru/society/24/01/2020/5e25a8129a794703d7af90f7

Ссылка на основную публикацию