Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

Глава Минпросвещения Ольга Васильева сообщила, что её ведомство проводит консультации с профсоюзами работников народного образования и науки по поводу регламента поведения учителей в социальных сетях.

К началу нового учебного года соответствующие поправки могут быть внесены в «Кодекс профессиональной этики педагогических работников». С предложением изменить кодекс к министру обратился депутат Госдумы Дмитрий Свищев.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Он уверен, что новые правила не позволят молодым преподавателям стирать виртуальные границы между профессиональным и личным.

Учителя тоже люди

Разработка правил поведения педагогов в социальных сетях связана с инцидентом со школьной учительницей из Барнаула Татьяной Кувшинниковой. Она давно занимается спортом и состоит в Алтайской федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи».

Фотографии, которые вызвали недовольство у некоторых родителей, были сделаны на мероприятии в честь поддержки Зимней универсиады в Красноярске. Директор школы назвала фотографию педагога «пятном на репутации школы». Вскоре Кувшинникова была вынуждена уволиться под давлением родителей.

А на днях министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко выдвинул предложение уволившейся учительнице разработать курс безопасного ведения социальных сетей.

Читайте по теме Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека
Схожая история произошла в июне 2018 года в Омске. Учительницу истории Викторию Попову уволили после появления в Интернете её фотографий, на которых молодая женщина позировала в закрытом купальнике. 26-летняя Виктория в свободное от работы время училась в модельном агентстве и сделала фото, которые агентство использовало для рекламы магазина одежды. В мэрии Омска тогда отметили, что поведение учительницы недопустимо в соответствии со школьным кодексом этики педагогов.

«Надеюсь, что к началу нового учебного года рекомендации для педагогов по безопасному ведению соцсетей будут действительно разработаны, что впоследствии исключит ситуации, подобные той, в которой оказалась учительница из Барнаула. Буду следить за этой темой», — сказал Дмитрий Свищев «Парламентской газете».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как россияне относятся к школьным психологам

Оценим за полчаса!

Законодатель уверен, что необходимо разработать концепцию по самовыражению работников образовательных учреждений, придерживаясь которой они смогут обезопасить себя от несправедливых решений.

Противоречивой назвала идею введения правил для учителей заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.

«Есть же какие-то общечеловеческие нормы этики и не важно, к педагогу они применяются или к строителю. Я думаю, что если мы загоним наших учителей в рамки поведения на их собственных страницах в соцсетях, то это будет просто унижение и неуважение», — отметила депутат в комментарии «Парламентской газете». Тутова добавила, что учителя в большинстве своём очень порядочные и этичные люди.

Главное — не нарушать законы

На учителей распространяются те же правила и законы, что на остальных граждан. При этом именно педагогам часто приходится оправдываться перед начальством и родителями школьников за контент, выложенный на личных страницах.

Читайте по теме Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека
Согласно исследованию Академии Касперского, 90 процентов педагогов используют социальные сети в личных целях, 73 процента из них добавляют своих учеников в «друзья». Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в соцсетях тоже может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе. По такому пути пошла, например, учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн. Она решила стимулировать интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram.

Правила поведения в социальных сетях построены по тому же принципу, что и в оффлайне: нельзя делать то, что запрещено законом.

Основные требования к наполнению любого сайта, в том числе страницы в соцсети, содержатся в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О противодействии экстремистской деятельности». Противоправный контент — это пропаганда преступлений, экстремизма, наркотиков, любые формы интернет-мошенничества.

Министерством образования и науки совместно с профсоюзом работников народного образования и науки был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций. Он содержит свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников, но они носят рекомендательный характер.

В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство своих учеников, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам. Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Вряд ли учителя настолько не понимают, как надо себя вести, в том числе и в виртуальном пространстве, что необходимо устанавливать запреты.

«Я лично не против кодекса, там прописаны логичные рекомендации. Но при этом не нужно забывать о конституционном праве каждого гражданина России на свободу самовыражения.

Не думаю, что наши учителя настолько не понимают, как надо себя вести, в том числе и в виртуальном пространстве, что необходимо устанавливать запреты», — высказала точку зрения «Парламентской газете» член Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Ирина Бурмыкина.

Она считает, что можно проводить со студентами педвузов профилактические беседы. «Мы же понимаем, что большинство учителей, пользователей соцсетей, — это молодые люди. Поэтому директора и завучи школ тоже могут присоединиться к воспитательному процессу. Но он не должен быть агрессивным», — считает эксперт.

Источник: https://www.pnp.ru/social/dlya-uchiteley-mogut-propisat-normy-povedeniya-v-socsetyakh.html

Почему учителей осуждают за фото в социальных сетях

Скандал с увольнением барнаульской учительницы Татьяны Кувшинниковой из-за публикации ее фото в купальнике и легком платье в интернете получил новый поворот. Прежде в министерстве образования и науки Алтайского края сочли ситуацию несправедливой и заявили, что готовы трудоустроить женщину.

Однако 26 марта сама Кувшинникова рассказала, что не планирует возвращаться в общеобразовательную школу. Громкие истории с увольнениями учителей из-за публикаций в интернете происходят в России не первый раз.

Разбираемся в ситуации и выясняем, почему учителей осуждают за их личную жизнь в социальных сетях.

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

vk.com/tvkatun24

Скандальное увольнение

История барнаульской учительницы русского языка и литературы Татьяны Кувшинниковой вызвала широкий общественный резонанс еще в феврале 2019 года.

Педагог опубликовала в социальной сети фотографии в закрытом спортивном купальнике, а также в легком платье на фоне зимнего пейзажа. Их увидела мать одного из учеников и пожаловалась директору школы.

Кувшинникову вызвали на беседу и предложили уволиться, после чего она написала заявление. Однако тогда многие родители вступились за педагога и смогли отстоять ее.

38-летняя Татьяна Кувшинникова давно занимается спортом и состоит в Алтайской федерации закаливания и зимнего плавания «Белые медведи». Фотографии, которые вызвали недовольство у некоторых родителей, были сделаны на мероприятии в честь поддержки Зимней универсиады в Красноярске.

Тем не менее после этого инцидента на уроках Татьяны начались постоянные проверки, на учительницу, по ее словам, оказывалось давление. Женщина также рассказала, что в такой обстановке невозможно было работать. В итоге ей все же пришлось написать заявление об увольнении.

Ситуацию вокруг Кувшинниковой прокомментировали в пресс-службе мэрии Барнаула. Отмечается, что педагога никто не увольнял, а директор школы даже просила женщину остаться, однако она не согласилась. Кроме того, в мэрии Барнаула опровергли информацию о том, что на сына учительницы также оказывалось давление в школе.

Между тем министерство просвещения России поручило краевому министерству образования разобраться в ситуации с увольнением Кувшинниковой.

Раннее глава министерства образования и науки Алтайского края Максим Костенко уже заявлял, что учительница русского языка и литературы не останется без работы. Он подчеркнул, что не увидел в фотографиях Татьяны ничего предосудительного.

Заступилась за учительницу и популярная телеведущая Ксения Собчак, отметив, что одежда никак не влияет на компетенцию преподавателя.

Сама Кувшинникова 26 марта рассказала, что не пойдет работать в общеобразовательную школу. Сейчас она выбирает между частной и художественной.

Купальники под запретом?

Схожая история произошла в июне прошлого года в Омске. Учительницу истории Викторию Попову уволили после появления в интернете ее фотографий, на которых молодая женщина позировала в закрытом купальнике.

26-летняя Виктория в свободное от работы время училась в модельном агентстве и сделала фото, которые агентство использовало для рекламы магазина одежды.

В мэрии Омска тогда отметили, что поведение учительницы недопустимо в соответствии со школьным кодексом этики педагогов.

«Распространением в интернете фотографий фривольного содержания в целях продвижения некоего коммерческого проекта она нанесла урон имиджу школы, а самое главное, высокому званию педагогического работника», – говорилось в сообщении городской мэрии.

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

instagram.com/katuushhaa

После этой истории более ста российских педагогов поддержали Попову своеобразным флешмобом, опубликовав свои снимки в купальных костюмах в специальном фотоальбоме.

Организатор проекта Иван Платонов пояснил, что акцию придумали для того, чтобы подобные ситуации не повторялись в будущем.

Он пояснил, что грань между этикой педагога и правом на личную жизнь тонкая, но такие действия может совершать множество людей без ущерба для себя, а учителя – нет.

Позднее администрация омской школы согласилась вернуть уволенную Попову на работу в учебное заведение. Решение было принято на встрече министра образования региона с самой учительницей и руководством школы.

«Тонкая грань»

Заслуженный учитель России Александр Снегуров рассказал Москве 24, что любой учитель имеет право на личную жизнь, в том числе в соцсетях, и барнаульский педагог Кувшинникова не исключение.

«Учитель находится в публичном пространстве, на нем сфокусировано больше внимания, чем на инженере, водителе и так далее. Но тем не менее надо уважать его личное свободное время.

Не на уроке же она демонстрировала фотографии, не рассылала их своим ученикам или инициировала под ним подписи. В соцсетях человек также вправе выложить фотографию, не оскорбляющую других людей, но она (фотография учителя.

– Mосква 24) не оскорбляет нравственность другого человека, потому что она занимается спортом», – пояснил он.

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

vk.com/tvkatun24

Снегуров отметил, что очень расстроен той компанией, которая развернулась против учительницы.

«Здесь грань очень тонкая, и она связана с большим нравственным опытом самого человека, его хрупким отношением к миру педагогики.

Я подобные фотографии не выкладываю в принципе, хотя я не осуждаю человека, потому что знаю, что к нам повышенное внимание разных людей.

Я выкладываю фотографии с поездок, с экскурсий, из музеев, но кому-то и это может показаться неприличным», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Да, много у нас педагогов, которые заслуживают критики, но не нужно распространять эту критику слишком масштабно и превращать ее в какую-то постоянно действующую компанию.

Александр Снегуров

заслуженный учитель России

В свою очередь, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова пояснила, что к учителю в обществе должны предъявляться особые требования, так как педагог является примером для своих учеников.

«Если учитель в Сети выкладывает не очень пристойные снимки или видео в непристойном виде, это дает основание ученикам вести себя точно так же. Они воспринимают это как норму. Поэтому педагогическая роль учителя в жизни учеников не может быть сброшена со счетов», – отметила она.

По ее словам, были случаи, когда школьные учителя в соцсетях выставляли себя в неприглядном виде.

«Были случаи, когда молодые учителя выставляли фотографии себя с пивом, с сигаретами, это конечно не вяжется с обликом учителя. Другие учительницы рекламировали нижнее белье, подрабатывая моделями. Это тоже вызывало скандалы. Поэтому в каких-то случаях данная реакция общества обоснованна», – подчеркнула собеседница Москвы 24.

Однако, в данном случае с учительницей из Барнаула руководство школы «погорячилось», считает Леткова.

Если скандал разгорелся только из-за этих снимков, то, на мой взгляд, вряд ли они могут быть основанием для увольнения.

Ольга Леткова

председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ

В конце 2017 года в столичной школе № 1256 разгорелся конфликт с преподавателем географии. Ее обвиняли в том, что она устроила стриптиз в классе. По версии директора, преподаватель оголила свое тело в присутствии учеников. За аморальный проступок, несовместимый с педагогической деятельностью, учительницу высшей категории с большим педагогическим стажем и званием Ветерана труда решили уволить с работы. Педагог была не согласна с увольнением и решила доказать свою правоту через суд.

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/26032019/155119

Нормы поведения учителей в соцсетях появились в России

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

Москва, 28 августа. Министерство просвещения и общероссийский профсоюз работников образования разработали нормы поведения преподавателей в интернете и социальных сетях.

Документ носит название «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». Он уже направлен региональным властям.

Так, учителям стоит воздерживаться от публикации информации, которая нанесет вред здоровью или развитию детей. К ней относится пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, способы самоубийства, порнография и т. д. Виды этой информации перечислены в статье 5 федерального закона «О защите детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию».

Кроме того, в документе внесены изменения относительно внешнего вида учителя. Педагог должен придерживаться внешнего вида, «соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».

Читайте также:  8 вузов получат военные кафедры

В беседе с журналистами «Известий» адвокат юридической компании BMS Law Firm Александр Иноядов считает, что недопустимо регламентировать вопросы, которые выходят за рамки профессиональной деятельности, в том числе содержание личных страниц в социальных сетях.

«Важным является исключение фактов преследования педагогов, в том числе и в отношении их трудовых прав, за действия, не относящиеся к профессиональной деятельности», — заявил эксперт.

По его словам, закон охраняет неприкосновенность частной жизни, а также тайну переписки, и об этом нельзя забывать.

Ранее в Омске уволили учительницу Викторию Попову из-за ее фотографий в купальнике, которые появились в Сети. Снимки девушки были опубликованы в Instagram модельной школы, где занималась Попова. После этого руководство учебного учреждения уволило учительницу, поскольку ее хобби якобы противоречит школьному кодексу этики.

Также в Барнауле уволили учительницу русского языка и литературы Татьяну Кувшинникову, которая сфотографировалась в закрытом купальнике после заплыва в честь Универсиады в Красноярске. Мать одного из учеников возмутилась увиденным снимком, пожаловалась директору школы, и Кувшинникову вынудили уволиться, пишет RT.

Как сообщает «Газета.ru», в США школьная учительница Лорен Миранда угрожает судом руководству школы из-за гендерной дискриминации. 25-летняя девушка в 2016 году отправила селфи топлесс своему молодому человеку.

В 2019 году один из учащихся получил доступ к ее переписке и распространил эротическую фотографию. После этого девушку уволили.

Она требует восстановить себя в должности, а также надеется получить компенсацию в размере 3 млн долларов.

Источник: https://riafan.ru/1207214-normy-povedeniya-uchitelei-v-socsetyakh-poyavilis-v-rossii

Оскорбил педагога — плати штраф. Новый законопроект

25.02.2020 Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями. Например, если ребенок оскорбляет педагога — штраф до пяти тысяч рублей. Если родители ненадлежаще исполняют свои обязанности — штраф предлагается увеличить в шесть (!) раз — с 500 до трех тысяч рублей. Рекомендуются и поправки в Уголовный кодекс: за нападение, насильственные действия в отношении педагогов — лишение свободы до трех лет.

70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание, уход учителя из профессии уже не редкость

— События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются.

Когда мы разрабатывали эти предложения, то понимали: в обществе они будут восприняты неоднозначно, — рассказал заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко.

— Но мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. А по данным международных исследований, 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания — не пустые слова. И уход учителя из профессии тоже уже не редкость. Но смогут ли изменить ситуацию те же повышенные штрафы?

— Решать задачу следует комплексно. В первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает, — убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали разработку другого законопроекта в защиту учителя.

Рабочее название — «О статусе педагога». В него предполагается включить определенные льготы. Как рассказала зампред профильного комитета Любовь Духанина, предложения по законопроекту уже поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решать проблему конфликтов с помощью техники:устанавливают видеокамеры.

— Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки детей? Конечно, нужно. Но также нужны системные меры поддержки учителей. Педагогам нужны четкие нормы по трудовой нагрузке.

Они хотят получить льготу, по которой их дети учились бы в той же школе или том же детском саду, где они работают.

Также предлагается наконец-то навести порядок в системе повышения квалификации, предусмотреть для учителей систему специальной медицинской помощи и реабилитации, — рассказала Любовь Духанина. — Педагогический труд особенный.

У нас даже есть такое понятие, как «горловые нагрузки». Конечно, учителя хотят, чтобы и медики подумали об особенных формах поддержки их здоровья. А что касается конфликтов, то, мне кажется, нужно более четко прописать механизм их разрешения, технологию медиации в школе.

41 процент родителей говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком (по данным опроса ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования»)

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью техники: устанавливают видеокамеры. Как рассказала директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева, они есть даже в спортивных залах.

А вот в Англии многие учителя даже начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким прицелом подростки трижды задумаются, прежде чем хамить преподу, теперь всегда есть что предъявить в суде.

И, как уверяют британские педагоги, дети стали вести себя намного лучше.

Впрочем, российские эксперты пока относятся к идее видеорегистраторов настороженно.

— Есть диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, видеозапись действительно может помочь в оценке и решении конфликта. С другой — у учителя должно оставаться личное пространство, должна быть защита от круглосуточного наблюдения.

Поэтому каждое решение надо сто раз взвесить и продумать последствия, — рассказала на круглом столе в «Учительской газете» директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко.

 Кстати, законопроект «О статусе педагога» разрабатывается в Госдуме по инициативе именно этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент мам и пап говорят о том, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов указы­вают причину конфликтов еще более конкретно — проб­лемы с классным руководи­телем.

Мнение родителя

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Я против повышенных штрафов. Почему? Оскорбляют и бьют учителей чаще всего подростки из неблагополучных семей. Или, напротив, мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными и для родителей которых штрафы вообще ничего не значат.

Но ведь есть и другая категория детей, которая срывается в конфликты. Это дети, которых сам же учитель систематически травил и доводил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбительности? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все пойдут в суды? Тема очень сложная. И простых решений здесь быть не может.

Главная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Избавиться же от злостного хулигана школа не может. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних — все. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения тоже невозможно.

У школы должна быть возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс. Причем еще до того, как он совершит серьезный проступок.

Источник

Источник: https://www.mamcompany.ru/news/oskorbil-pedagoga-plati-shtraf-novyy-zakonoproekt/

В защиту педагогов: родителей начнут штрафовать за хамство детей в школе

Краткое содержание:

  • Инициатива профсоюза педагогов
  • Мнения сторон
  • Обсуждение

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

Всем доброго времени суток!

Проблема взаимоотношения педагогов и учеников последнее время стоит довольно остро: всё чаще в новостной ленте озвучиваются случаи хамского поведения учеников по отношению к учителям.

Согласно исследованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: около 70 процентов российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег.

При этом чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками.

Исследователи связали травлю педагогов с низким уровнем оплаты труда и как следствие падением авторитета профессии.

Инициатива профсоюза педагогов

Общероссийский профсоюз педагогов подготовил поправки, которые позволят штрафовать родителей за неуважительное отношение их детей к учителям в школе. Предлагается внести правки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях, в том числе:

  • Ввести штрафы в размере до трех тысяч рублей за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию, повлекшие оскорбление учениками учителей.
  • При нападении ученика на учителя, сумма штрафа возрастет до пяти тысяч рублей.
  • Рассматривается возможность введения уголовной ответственности за насилие в отношения работников образовательных учреждений, за которое предлагается лишать свободы на срок до трех лет.
  • Предлагаемая ответственность за унижение чести и достоинства учителя со стороны должностного или юридического лица варьирует от 100 000 до 150 000 рублей.

Поправки уже начали рассматривать в комитете Государственной думы по образованию и науке.

Мнения сторон

Мнения педагогов и родителей о новом законопроекте далеко не однозначны:

1. Учителя просят защиты, аргументируя свою позицию участившимися случаями оскорблений со стороны учеников.

Так, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова считает, что «Законопроект освободит или, по крайне мере, защитит учителей от порой безосновательных нападок и унижения достоинства учителя. Это очень важно».

2. Другая же сторона (родители) заранее подозревают учителей в злоупотреблениях и считают, что планируемые меры только усилят раскол внутри школ.

По мнению главы Национального родительского комитета Ирины Волынец:«Проект может превратить наших учителей в стукачей, которые будут виновниками штрафов, которые являются значительными для небогатых семей, семей из регионов, уже не говоря о тюремном заключении родителей, которые в ситуации с агрессивными детьми тоже являются пострадавшими».

А как считаете вы, уважаемые читатели: нуждаются ли педагоги в дополнительной защите от наших детей? Высказывайте, пожалуйста своё мнение в х.

Использована информация источника:

Https://lenta.ru/news/2020/02/26/khamstvo/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

https://360tv.ru/news/obrazovanie/za-hamstvo-uchiteljam-predlozhili/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777803479/

«То, что творится сейчас в школах, — это ад»: учителей хотят защитить от озверевших детей и неадекватных родителей

Законопроект о соцсетях, голодовка учительницы и школа прав человека

Ученик ударил учителя, родитель оскорбил педагога. То, о чем раньше нельзя было и помыслить, становится обыденностью. Чтобы защитить педагогов от издевательств со стороны невоспитанных детей и неадекватных родителей, Общероссийский профсоюз образования предложил ввести в Уголовный кодекс новую статью «Насильственные действия в отношении педагогического работника», предусматривающую наказание до трех лет лишения свободы. Кроме того, в профсоюзе настаивают на повышении административного штрафа за оскорбление конкретно педагога до 5 тысяч рублей.

В стране участились случаи нападения на педагогов со стороны учеников и их родителей, отмечают в Общероссийском профсоюзе образования.

А в действующем ФЗ «Об образовании в РФ», который оговаривает обязанность несовершеннолетних «уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими», ответственность за  неисполнение этой обязанности не предусмотрена.

Чтобы изменить ситуацию, профсоюз разработал законопроект, устанавливающий ответственность «за неуважительное отношение, выражающееся в форме оскорблений и насильственных действий по отношению к педагогическим работникам».  Например, если ребенок оскорбляет педагога, предлагается наказывать его родителей административным штрафом от 4 до 5 тысяч рублей.

Строже, чем сейчас, предлагается карать родителей, которые не занимаются своим ребенком, поскольку «факты проявления неуважительного отношения к педагогам обучающимися свидетельствуют о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями… обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних», отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Штраф для них хотят увеличить с 500 до 3 тысяч рублей.

Профсоюз также предлагает ввести новую уголовную статью 334.1, согласно которой «за побои и насильственные действия в отношении педагога во время исполнения им профессиональной деятельности» предусматривается наказание в виде лишения свободы до трех лет.

—  Мы провели две больших конференции о насилии в образовательной среде, узнали массу фактов буллинга в отношении учителей.

И пришли к выводу, что нормативные акты об ответственности за оскорбление граждан, насилие, вторжение в их частную жизнь не работают в отношении педагогов, — рассказал «Вечерней Казани» эксперт Общероссийского профсоюза образования Сергей Шадрин.

— Считается, если педагог стал жертвой издевательств, то это следствие его собственной профессиональной некомпетентности. Учитель сам во всем виноват. Поэтому в педагогическом сообществе не принято жаловаться. У нас нет прецедентов, когда униженный учениками или родителями учитель обратился бы в конфликтную комиссию, надзорные органы или в суд, чтобы защитить свои честь и достоинство. При этом  стремительно растет поток жалоб от родителей учащихся на учителей, которые «тиранят» их детей.

Шадрин признает, что от увеличения штрафа за оскорбление педагога на тысячу рублей ситуация кардинально не изменится:

— Этим законопроектом и дальнейшей парламентской дискуссией мы хотим изменить отношение общества к учителю.

Педагог как человек, занимающийся воспитанием будущих граждан, на наш взгляд, нуждается в особом правовом статусе.

А пока он воспринимается как обслуживающий персонал, оказывающий образовательные услуги, и является объектом постоянных нападок. Любой человек может снять учителя на видео, выложить в Сеть, обсудить и осудить.

Напомним, что на днях ученики одной из школ в Азнакаево сняли на видео своего пьяного учителя труда. Правда, вторгаться в частную жизнь педагога им для этого не пришлось – он пришел пьяным прямо на урок, за что в итоге был уволен. 

 

— Когда мы разрабатывали этот проект, обсуждали с экспертами разные случаи буллинга.

Как, например, квалифицировать такой факт унижения: учитель стоит у доски, а в него ученики кидают бумажки и кнопки, но словесно не оскорбляют, не трогают? В законодательстве нет такого понятия, как психологическое насилие, есть подстрекательство, доведение до самоубийства и т. д.

, — отметила главный правовой инспектор труда профсоюза Галина Рожко. — Доказать факты психологического насилия очень сложно: что одному обидно, другой назовет детской шалостью… Из-за такого нездорового климата все больше учителей уходят из школы.

 

Исследование, проведенное ВШЭ, показало, что с буллингом сталкивались 70% учителей. Дети травят их так же охотно, как и своих ровесников (дразнят, распространяют сплетни, обсуждают их личную жизнь, троллят в соцсетях).

По данным международных исследований, 57% российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. При этом родители казанских школьников считают инициативу профсоюза бесполезной.

— Учителя никак не защищены.

А родители часто уделяют преступно мало внимания воспитанию детей, заменяя его вещами и развлечениями. Но может ли закон это исправить? Считаю, нет, — убеждена администратор паблика «Поборы в школах и детсадах» Екатерина Беляева.

— Беда еще и в том, что детей воспитывают не только и не столько родители, а общество, включая школу.

— То, что творится сейчас в школах, — это ад. И для учителей, и для детей, и для родителей. Но предлагаемые меры — ни о чем, —  считает активист «Родительского сообщества Татарстана (РоСТ)» Рая Демидова.

— В КоАПе уже предусмотрены статьи и за оскорбление, и за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. И если ребенок оскорбил учителя, то педагог, как и любой другой гражданин РФ, вправе написать заявление в прокуратуру с просьбой привлечь к ответственности родителей несовершеннолетнего.

Но учителя как не умели пользоваться этой нормой закона для  защиты своих прав, так и не будут. 

Источник: http://www.evening-kazan.ru/articles/to-chto-tvoritsya-seychas-v-shkolah-eto-ad-uchiteley-hotyat-zashchitit-ot-ozverevshih-detey-i-neadekvatnyh-roditeley

Закон о статусе учителя: за оскорбления педагога предложили штрафовать — МК

Защитить «рядового учителя» призван новый закон

Кажется невероятным, но, возможно, профессия педагога вскорости станет статусной и престижной. А сам педагог — персоной неприкосновенной. По крайней мере, думский комитет по образованию приступает к разработке нового законопроекта — о статусе педагога.

В последнее время складывается впечатление, что среди школьников нарождается новая мода под условным названием «пни учителя». В разных социальных кругах она воплощается по-разному — дети из «приличных» семей отрабатывают на преподавателях свое остроумие, осыпая их хамскими высказываниями, те же, кого принято назвать неблагополучными подростками, все чаще распускают руки.

Читайте также:  Инструкция: как поступить в магистратуру за рубежом

Не отстают и родители — любая попытка учителя хоть как-то защитить себя и свое достоинство вызывает шквал их негодования из-за обиженного дитятки. Ну и администрация школ и вышестоящие чиновники чаще всего занимают детско-родительскую сторону — по принципу «от греха подальше».

Всему этому есть одно объяснение — учитель в наши дни стал настолько бесправен и беспомощен, что у многих просто чешутся руки (и языки) пустить в дело свое право сильного. Это же так приятно — почувствовать себя всемогущим, когда еще выпадет такая возможность…

Достаточно вспомнить недавние случаи: московскую учительницу, отправленную в больницу одним ударом 15-летнего «героя», преподавателя информатики из Белгорода, который попытался вывести из класса другого великовозрастного «героя» и получил от того удары руками и ногами. В первом случае был вынужден уволиться директор школы, во втором — собирались уволить пострадавшего учителя, но в последний момент решили все же ограничиться дисциплинарным взысканием. Учителю — не подростку… В том же Белгороде в конце осени еще был случай — на перемене молодой педагог сделал замечание ученику и в ответ получил удар в лицо. Итог — разбитые губа и щека учителя, которому родители «ребенка» позже принесли извинения. Этим санкции к хулигану и ограничились, хорошо еще, что не стали наказывать преподавателя…

Нынешнее законодательство имеет широкий спектр инструментов давления на учителя, но практически ни одного рычага воздействия на ученика.

Это уже само по себе является фактором, провоцирующим школьников, — безнаказанность развращает.

По возрасту подростки не подпадают под существующие статьи как Уголовного, так и Административного кодекса, спецшкол для «трудных» больше нет, исключить из учебного заведения тоже почти невозможно.

Дабы исправить ситуацию, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов направил в профильный комитет Госдумы предложение разработать закон об особом статусе педагога, который защитил бы права учителей при исполнении своих обязанностей. И зампредседателя комитета Любовь Духанина сообщила, что комитет приступает к его разработке, имея целью закрепить высокий статус учителя, его права и указать на недопустимость их нарушения.

Теперь главное — чтобы новый законопроект не вылился в беззубую декларацию, лишенную конкретных мер. А меры, как рассказывает Хасавов, могут быть очень и очень эффективными. Одну из основных можно позаимствовать из опыта Казахстана, где в декабре 2019 г. был принят закон, предусматривающий систему штрафов для родителей за оскорбление учителей.

Представляю, насколько действенной стала бы такая система. И что устроят родители своему малолетнему раздолбаю, если по его вине лишатся существенной суммы.

  • Представляю также, какое сопротивление окажут принятию подобных мер некоторые матери и отцы из числа тех самых родителей раздолбаев.
  • Это будет похлеще противодействия закону о домашнем насилии.
  • Так что желаю разработчикам закона — выстоять!

Источник: https://www.mk.ru/social/2020/02/02/zakon-o-statuse-uchitelya-za-oskorbleniya-pedagoga-predlozhili-shtrafovat.html

В госдуме начали разработку законопроекта о статусе педагога

Комитет Госдумы по образованию и науке приступил к разработке законопроекта, который законодательно закрепит высокий статус преподавателя. Об этом сообщила ТАСС в пятницу зампред комитета Любовь Духанина, выступающая автором инициативы вместе с экспертным советом по школьному образованию при комитете и «Учительской газетой».

«Совместно с «Учительской газетой», педагогической и родительской общественностью, а также с экспертами в сфере образования мы начали разработку законопроекта о статусе педагога», – сказала депутат.

По словам Духаниной, он должен закрепить высокий статус учителя.

«Для этого нужно определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, прописать в законе необходимые условия осуществления профессиональной деятельности, инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей», – пояснила она, отметив, что все это призвано подчеркнуть социальную значимость педагогического труда и сделать учителей более защищенными.

«Сегодня мы часто сталкиваемся с фактами, когда педагог попросту бесправен перед пренебрежительным отношением, давлением и даже физическим насилием со стороны других участников образовательного процесса. К сожалению, ученик подчас может оскорбить учителя, плюнуть в него в присутствии одноклассников, унизить, упомянув невысокую зарплату или сославшись на термин «образовательные услуги», – добавила Духанина. По мнению парламентария, зачастую это связано с пренебрежительным отношением к учителям родителей, которое начинает копировать ребенок.

Зампред комитета указала на то, что этот вопрос уже законодательно урегулирован в ряде регионов – например, в Ульяновской области, где действует закон «О статусе педагогических работников», устанавливающий дополнительные организационные гарантии и меры стимулирования педагогов. Кроме того, схожий закон принят в Казахстане, где за оскорбление учителя предусмотрен крупный штраф, а за повторные злостные нарушения – административный арест.

Духанина напомнила, что о необходимости повышения статуса учителя в своем послании Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин.

«Сделаны существенные шаги – реализуется программа «Земский учитель», принято решение о введении новых федеральных выплат классным руководителям, всерьез обсуждается нормализация системы оплаты труда.

Разрабатываемая нами инициатива станет следующим шагом к исполнению поручения президента», – заключила зампред комитета.

Создать механизм защиты прав учителя

Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов отмечает увеличение случаев нападения на учителей, их избиения, оскорблений и унижений. «К сожалению, местные органы власти после таких случаев заявляют об увольнении учителей, не разбираясь в инциденте, вставая на сторону учащихся и их родителей. Мне кажется, здесь есть некий перекос», – сказал он ТАСС.

«Законопроект будет включать положения об охране труда и здоровья учителей, ряд аспектов, включая отмену необходимости предоставлять избыточную отчетность, штрафы за требование такой отчетности, защиту прав в конфликтных ситуациях», – рассказал Хасавов.

По словам главреда основной профильной газеты, учителя жалуются на свое бесправное положение. «На них скидывается все, что угодно, любая дополнительная нагрузка, начиная от субботников и заканчивая выборами, дети могут оскорблять и бить, но нет механизма для защиты прав учителя. Ученик может призвать учителя к ответу, а учитель нет», – заявил он.

Хасавов заверил, что газета будет вести экспертную работу совместно с депутатами: на следующей неделе будет запущена онлайн-платформа, которая будет привлекать любые предложения от учителей, родителей учащихся и экспертов, к обсуждению подключат и профсоюз работников образования.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/2/3/teacher/11421-v_gosdume_nachali_razrabotku_zakonoproekta_o_statuse_pedagoga

Слово учителю — закон: можно ли заставить родителей детей-хулиганов раскошелиться за хамство

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей.

В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях.

Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников.

За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет.

Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты.

В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей.

Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками.

Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии.

Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя.

Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана.

Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения.

Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться.

Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи.

Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира.

Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами.

И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон.

Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды.

Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию.

Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами.

Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций.

Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем.

Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком.

Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Источник: https://iz.ru/980029/anastasiia-chepovskaia-elena-sidorenko/slovo-uchiteliu-zakon-mozhno-li-zastavit-roditelei-detei-khuliganov-raskoshelitsia-za-khamstvo

Ссылка на основную публикацию