5 сфер работы для выпускника филфака

Согласно данным Росстата, почти четверть всех безработных — молодёжь (люди до 25 лет). В основном это выпускники, которые высшее образование уже получили, но опыта работы у них ещё нет, поэтому их никуда не берут.

Бывшие студенты в отчаянии регистрируются как безработные, чтобы получать хотя бы пособие. Как Лайфу рассказали в пресс-службе Минтруда, на конец июня 121 тыс. россиян в возрасте 16–29 лет стояла на учёте в службах занятости.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Согласно исследованию Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 года молодые специалисты разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме. А молодёжных вакансий на портале было 250 тыс. — то есть в 9 раз меньше.

5 сфер работы для выпускника филфака

Коллаж © L!FE. © Shutterstock

Только три четверти выпускников находят работу в первые месяцы после окончания вуза. Об этом в феврале 2018 года заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

— Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема — трудоустройство выпускников, — говорил премьер-министр.

На эту проблему не раз обращал внимание и президент Владимир Путин.

— Очень важно сопровождать выпускников наших высших учебных заведений — в данном случае Московского государственного университета — вплоть до трудоустройства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Математическая вертикаль: у детей разбудят спящие способности

Оценим за полчаса!

Это чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, когда они приходят учиться, с первого курса уже понимали, что у них есть перспектива достойного трудоустройства в своей собственной стране, — сказал президент, выступая на заседании попечительского совета МГУ имени Ломоносова в 2017 году.

5 сфер работы для выпускника филфака

Коллаж © L!FE. © Shutterstock

Эксперты рассказали, что делать, если всё, чем вы богаты, — это «корочка» недавно законченного вуза.

— Сейчас распространена практика стажировок для студентов и выпускников, — сказал руководитель сервиса для поиска работы и сотрудников Rabota.ru Александр Каючкин.

— Компенсации часто невысокие или могут отсутствовать, но это хороший шанс для соискателей без опыта получить навыки и попробовать себя в профессии.

После выпуска молодой специалист уже может добавить прохождение практики в своё резюме, что будет большим плюсом при устройстве на постоянную работу. Часто компании оставляют у себя специалистов, которые у них проходили стажировки.

Одна из крупных компаний, куда можно устроиться на стажировку — «РУСАЛ». В феврале 2017 года там был запущен проект «Новое поколение». Участвовать могут выпускники вузов и профессиональных учебных заведений по самым разным специальностям — от электрика до эколога. Они получают хорошую зарплату — 80% от оклада, который положен при постоянном трудоустройстве.

5 сфер работы для выпускника филфака

Фото ©РИА Новости/Николай Журавлев

Имеющийся опыт не важен, но берут на стажировку, а затем и на постоянную работу, безусловно, лучших: для специалистов средний балл диплома должен быть выше 4,5, для рабочих специальностей — выше 4.

При равных условиях преимуществом будет хорошее портфолио — наличие собственных исследований, участие в грантовых, стипендиальных и иных поощрительных программах, владение иностранными языками, а также прохождение практики на предприятиях «РУСАЛа».

— Так как в «РУСАЛе» мы настроены на долгосрочное сотрудничество и привлечение талантливых специалистов, поэтому и условия приёма на стажировку достаточно строгие.

Но взамен у вчерашнего студента появляется уникальная возможность начать карьеру в крупнейшей международной компании по специальности.

Конкурс серьёзный — до 10 человек на место, а это говорит о том, что программа очень востребована и нужна, — отметила директор по персоналу «РУСАЛа» Наталия Бекетова.

Стажировку прошли уже 225 человек. Из них более 75% (140 человек) остались работать в компании.

Один из таких стажёров — 23-летняя Наталья Налоева. Девушка ещё со школы мечтала стать экологом. Она считает, что это — профессия будущего, которая спасёт природу от гибели и донесёт красоту планеты до новых поколений. Но, закончив в своём родном Братске вуз с красным дипломом, девушка столкнулась с суровой реальностью.

— Вакансия «эколог» довольно редкая, в нашем городе почти нет мест, а без рабочего опыта на молодого специалиста даже и не смотрят, — рассказала Наталья. — Почти все мои одногруппники пошли учиться в магистратуру, потому что не смогли устроиться по профессии на работу.

5 сфер работы для выпускника филфака

Фото ©РИА Новости/Владимир Песня

Наталье повезло больше. Во время учёбы она проходила практику в «РУСАЛе», и там её запомнили как ответственного работника. Когда подошло время прощаться с родными стенами вуза, Наташе позвонили. Выпускницу пригласили пройти программу «Новое поколение» в «РУСАЛе».

— Сообщение о том, что стажёром выбрали меня, конечно, воодушевило. Работать по своей профессии, да ещё на большом предприятии, — это отличный старт! — сказала Наташа.

Она должна следить за многими параметрами работы предприятия, принимать участие в разработке экологических отчётов и работать с контролирующими органами. Программа стажировки рассчитана на полгода. В октябре девушку ждёт итоговый экзамен — комиссия решит, останется ли она в компании.

Наташе, как и всем выпускникам, которые проходят стажировку, выделили своего наставника. Девушку опекает тёзка — Наталья Шпет, специалист отдела экологии.

5 сфер работы для выпускника филфака

Фото ©РИА Новости/Виталий Аньков

Наставница вспоминает, как 18 лет назад пришла на завод неопытным специалистом. Подобных программ не было и в помине, и приходилось все тонкости профессии познавать самой.

— Внимание к экологии с каждым годом только растёт, поэтому и работы у нас становится больше, — сказала Наталья Шпет. — Давать шанс молодым ребятам, с учётом того что технологии так динамично меняются, очень важно, они приносят новые, свежие идеи и оптимизируют работу.

Проект «РУСАЛа» охватывает уже многие города России — и крупные (Москва, Красноярск, Волгоград), и мелкие (Бокситогорск, Североуральск, Саяногорск, Шелехов). При этом приехать на стажировку можно из любого региона, если есть желание найти интересную работу.

В регионах центры занятости также нередко организуют стажировки. Как сообщалось в июле, более 130 выпускников в Карачаево-Черкесии смогут в этом году попробовать свои силы на местных предприятиях. Из регионального бюджета работодателям будут выделяться компенсации за каждого стажёра (на зарплату, на оплату наставничества, на проезд выпускника). Цель — снижение напряжённости на рынке труда.

5 сфер работы для выпускника филфака

Фото ©РИА Новости/Руслан Кривобок

Успех для выпускника, который ищет работу, также во многом зависит от того, насколько правильно составлено резюме. Правила можно изучить на рекрутинговых порталах — рекомендаций очень много.

Одна из них: не используйте фразы с негативом. Например, не пишите прямо: «У меня нет опыта работы».

Лучше вместо этого обозначить, что во время учёбы вы получили знания, необходимые для этой работы, или что у вас есть качества, необходимые для неё.

В резюме внесите все свои достижения, которые были во время учёбы, — это могут быть, например, проектные работы.

— Опишите все стажировки, которые вы проходили, — рассказал Александр Каючкин. — Если вы участвовали в общественной деятельности, обязательно напишите об этом. Это охарактеризует вас как коммуникабельного человека. Не забудьте поставить хорошую фотографию в резюме.

Если вы мечтаете работать в какой-то конкретной компании, то лучше изучить её корпоративную культуру, считает эксперт.

— Работодатели любят, чтобы кандидат на собеседовании мог рассказать, почему ему хочется работать именно в их компании на данной должности, — отмечает Каючкин.

5 сфер работы для выпускника филфака

Фото ©РИА Новости/Руслан Кривобок

Это действительно может быть крайне трудно — найти работу в вашем регионе по вашей специальности. И тогда нужно или ждать, или что-то менять — регион или профессию.

По данным портала Rabota.ru, сложнее всего найти работу в Псковской, Смоленской, Ивановской, Курганской, Кировской и Брянской областях.

— Из таких регионов чаще всего едут в Москву и Санкт-Петербург, — сказал Александр Каючкин. — В Москве работу найти можно всегда и практически за один день, но если ты готов работать барменом, официантом, продавцом в ретейле и т.д.

По его словам, легче всего устроиться, даже без опыта, в молодых сферах — например, IT или digital.

— Спрос на рынке в данных областях достаточно высокий. В этих отраслях работодатели часто берут специалистов и растят их внутри компании. В продажи легко берут молодых специалистов, в перспективе здесь может быть хороший рост до руководителя отдела продаж и коммерческого директора, — рассказал Александр Каючкин.

Это подтверждает и исследование HeadHunter. Как сообщалось, максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе — 51% — в продажах. На втором месте — обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем — административный персонал (18%). Также весьма большой спрос на молодёжь есть в финансовых компаниях и банках.

Труднее найти работу в производственных сферах. И некоторым приходится переучиваться.

5 сфер работы для выпускника филфака

Фото ©РИА Новости/Виталий Белоусов

— Многие ребята, которые учились на инженеров, стараются получить дополнительное образование по экономике или менеджменту, — рассказала директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — По инженерным специальностям многие сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Как отмечают эксперты, у выпускников часто завышенные ожидания по поводу трудоустройства и особенно зарплаты. Они считают, что их должны взять, раз у них есть «корочка» хорошего вуза. Но работодателю важна не сама «корочка», а уверенность, что сотрудник будет полезным.

— Трудности с устройством на работу без опыта чаще всего происходят из-за того, что выпускник не понимает, что нужно будущему работодателю. Компании готовы брать молодых специалистов, они в этом заинтересованы, — сказал Александр Каючкин.

— Но нужно показать и доказать, что кандидат будет приносить реальную пользу компании. Сейчас бизнес работает на результат и работодателю интересны люди, которые будут закрывать конкретные задачи.

При этом у самих выпускников часто необоснованно завышенные ожидания, никто не хочет работать за опыт, за небольшие деньги или бесплатно.

Источник: https://life.ru/p/1142239

Кем работают филологи? Стереотипы о профессии и реальные варианты успешной карьеры

Шутки о том, что по окончании вуза филологи идут работать в рестораны быстрого питания, веселят всех, кроме самих филологов. А ведь такая проблема есть у выпускников многих специальностей. Получил человек диплом, и не знает, где его применить. На этот раз Адукар расскажет о перспективах работы для филологов.

В чём сила филологического образования

Филолог — это не просто грамотный и начитанный человек. Это специалист в области языка, который разбирается в его закономерностях, знает историю развития и современное состояние языка. Как врач понимает строение человеческого организма, так и филолог может разобрать текст на самые мелкие составляющие.

5 сфер работы для выпускника филфакаСпециализироваться филолог может на одном или нескольких языках. К примеру, в Беларуси есть такие специальности для филологов: «Русская филология», «Белорусская филология», «Восточная филология» (китайская), «Славянская филология», «Романо-германская» (специализации: английская, немецкая, французская, итальянская) и др.

Так где и кем может работать филолог?

Учебные заведения и репетиторство

Классический вариант работы для филолога — преподавание. Школы и вузы нуждаются в грамотных специалистах, которые хорошо знают свой предмет и умеют преподносить знания другим. Также есть возможность устроиться на работу в частный учебный центр или работать репетитором (в таком случае нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель).

Научно-исследовательские институты

Филологи, у которых есть желание заниматься научными исследованиями, продолжают обучение в вузе (магистратура, аспирантура) и идут работать в научно-исследовательские институты.

К примеру, при Национальной академии наук Республики Беларусь действует Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы, который занимается научными исследованиями в областях искусствоведения, этнографии, этнологии, фольклористики, языка и литературы. При БГУ работает Республиканский институт китаеведения имени Конфуция. Выбор научно-исследовательского института будет зависеть от научных интересов филолога.

5 сфер работы для выпускника филфака

СМИ и рекламные агентства

Корректоры, редакторы, авторы статей и сценариев, ведущие на радио и телевидении — незаменимые специалисты в СМИ. И всем им необходимо владеть языком на высшем уровне.

Куда именно пойти, зависит от способностей и амбиций филолога. Если больше нравится работа с текстом, не требующая постоянных контактов с людьми, тогда лучше устроиться в редакцию печатного издания.

Получается красиво и интересно говорить — можно попробовать пробиться на радио и телевидение.

Чтобы работать в СМИ, не обязательно иметь в дипломе запись «журналист». Работодатели всё чаще оценивают умения соискателя.

Креативные и коммуникабельные специалисты в области языка уходят работать в сферу интернет-рекламы. Они пишут продающие тексты (автор, копирайтер, рерайтер), помогают продвигать сайты (SEO-специалист), создают контент для социальных сетей (контент-менеджер). Интернет-маркетинг развивается в геометрической прогрессии.

5 сфер работы для выпускника филфакаЕщё одна интересная специальность для филологов — спичрайтер. Это помощник высокопоставленного государственного, политического, общественного деятеля, который готовит для него тексты речей и выступлений

Книжные издательства

Грамотным и скрупулёзным филологам всегда рады в книжных издательствах. Там необходимо работать с огромными объёмами информации, поэтому без этих качеств никуда. Книжные издательства могут специализироваться на художественной, научной, учебной и другой литературе, поэтому выбор у филолога также есть. Владение иностранным языком открывает филологу путь в переводчики.

Писательство

С книжными издательствами и редакциями газет и журналов активно сотрудничают писатели. Издать свою книгу — дело непростое, но вполне реальное. А филологи, которые не только пишут стихи, но ещё и умеют петь, становятся талантливыми авторами песен и музыкантами.

Читайте также:  Вузы и специальности с невысоким вступительным конкурсом

5 сфер работы для выпускника филфакаСолистка группы IOWA Екатерина Иванчикова по профессии филолог и журналист, а окончила она БГПУ имени Максима Танка. Семён Слепаков получил образование на факультете французского языка Пятигорского государственного университета, а Oxxxymiron получил диплом Оксфорда по специальности «Средневековая английская литература»

Библиотеки и книжные магазины

Любовь к книгам приводит филологов на работу в библиотеки и книжные магазины. Но помимо тяги к чтению, безусловно, такие специалисты должны любить порядок и систематизацию. А ещё общение с посетителями.

Бюро переводов и работа переводчиком

Если филолог в совершенстве владеет иностранным языком, он может устроиться на работу в бюро переводов и помогать гражданам переводить официальные документы.

Музеи, туристические агентства

Красиво поставленная речь, хорошая память и любовь к истории — отличный набор качеств для экскурсовода или гида. Можно работать на постоянной экспозиции или посещать вместе с группой разные интересные места.

5 сфер работы для выпускника филфака

Как видишь, выпускники филологических факультетов востребованы не только в школе и вузе. Не загоняй себя в рамки стереотипов, а ищи, где реализовать свои профессиональные качества. Мы верим, что ты не пройдёшь мимо возможностей, которые перед тобой откроются!

***

Источник: https://adukar.by/news/kem-rabotayut-filologi

Что работодатели ждут от выпускников вузов

авторы исследования:

Наталья Бондаренко, заведующая отделом мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Татьяна Лысова, сотрудник отдела изучения уровня жизни АНО «Левада-центр».

При трудоустройстве выпускников вузов решающее значение имеют не цвет диплома и репутация учебного заведения, а личные качества и опыт молодого специалиста, выяснили Наталья Бондаренко и Татьяна Лысова в ходе исследования «Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей». Анализ проведен в 2015 году на основе опроса 1019 руководителей российских компаний из шести отраслей (промышленности, связи, строительства, транспорта, торговли и сферы деловых услуг) в рамках «Мониторинга экономики образования» (МЭО) НИУ ВШЭ совместно с Аналитическим центром Юрия Левады.

Помимо личных качеств и опыта работодателей интересуют навыки и квалификация выпускников. Важность знания компьютера и IT-технологий отметили лишь 25% руководителей компаний.

Еще меньшее значение имеют уровень успеваемости (15%), репутация образовательной организации (11%), грамматические и математические знания (7%) и владение иностранным языком (3%).

Это отличает Россию от Великобритании, где, к примеру, грамотность и успеваемость ценятся гораздо выше — на них обращают внимание соответственно в 44% и 30% компаниях.

  • Рисунок 1. Критерии оценки работодателями выпускников основных профессиональных образовательных программ (% от числа всех опрошенных компаний)
  • 5 сфер работы для выпускника филфака
  • Источники: Россия — опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.

Какие личные качества работодатели ценят выше всего

  1. Руководители компаний ждут от выпускников прежде всего проявления интереса к работе (64%), готовности брать на себя ответственность (55%) и умения работать в коллективе (54%).

  2. В списке важнейших навыков — адаптивность и способность самостоятельно ориентироваться в рабочих ситуациях, умение учиться, осваивать новое, находить решения в нестандартных обстоятельствах.
  3. Рисунок 2.

    Личностные качества и навыки, наиболее необходимые для успешного трудоустройства и карьеры (% от численности работодателей, называющих в качестве основного критерия найма наличие у работника определенных качеств, навыков)

  4. 5 сфер работы для выпускника филфака 
  5. Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Где найти «молодую кровь»

Большинство (почти две трети) компаний предпочитают искать выпускников через рекламу и рекрутинговые агентства. Около 50% делают это с помощью практик и стажировок на своем предприятии, 38% обращаются к ярмаркам вакансий.

Правда, компании редко используют такой способ поиска работников как сотрудничество с учебными заведениями (организация преподавания, открытие своих кафедр, участие в разработке образовательных программ). Хотя такое взаимодействие позволяет более обоснованно выбирать будущих сотрудников, его используют всего 5% работодателей.

  • Рисунок 3. Способы поиска выпускников основных образовательных программ (% от числа компаний, проводивших поиск выпускников)
  • 5 сфер работы для выпускника филфака
  • Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Вопросы к высшему образованию

Наибольшим спросом у работодателей пользуются выпускники вузов. Их нанимает каждое четвертое предприятие. Но вопросы к выпускникам университетов у работодателей остаются. Их не всегда устраивает уровень профессиональных знаний соискателей, их аналитические навыки, способность решать нестандартные задачи и имеющийся опыт работы по специальности.

Так, опытом выпускников удовлетворены менее 40% компаний против 60% — в Великобритании. Причина проста — британская система профобразования, в отличие от российской, больше ориентирована на практику по выбранному профилю.

  1. Рисунок 4. Удовлетворенность работодателей основными профессиональными навыками, качествами выпускников вузов (% руководителей компаний, удовлетворенных указанными качествами выпускников)
  2. 5 сфер работы для выпускника филфака 
  3. Источники: Россия – опрос работодателей в рамках МЭО, 2015 год; Великобритания — опрос CBI/Pearson Education and Skills Survey, 2015 год.

Кто нанимает больше

В целом, по данным 2015 года, выпускников профессиональных образовательных программ в России трудоустраивали 48% компаний среди нанимавших новых работников в течение последних двух лет. Это ниже, чем в предыдущие годы, обратили внимание исследователи.

  • Наем выпускников был наиболее распространен в промышленности (62% предприятий), связи (57%) и сфере деловых услуг (56%).
  • Таблица 1. Доля предприятий, проводивших наем выпускников по основным профессиональным образовательным программам, по отраслям (% от числа компаний, нанимавших новых работников в течение последних двух лет)
  • 5 сфер работы для выпускника филфака 
  • Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 18 августа, 2016 г. Экономика занятость рынок труда

Подпишись на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/188111459.html

Превратить хобби в любимую работу легко: рассказывает выпускник филфака

Виктор Вишневский – выпускник филологического факультета ПГНИУ. Еще задолго до поступления он мечтал о радио и выбрал журналистику.

Сейчас Виктор — радиоведущий DFM ПЕРМЬ, обладатель премии «VKLYBE TV AWARDS» в номинации «MediaVoice 2015».

О том, как обычный парень из Березников превратил любимое хобби в работу и как университет ему в этом помог, читайте в нашем материале.5 сфер работы для выпускника филфака

Опыт работы радиоведущим в Березниках, хорошее портфолио помогли Виктору успешно сдать экзамены. Оставалось сделать выбор: УрФУ в Екатеринбурге или ПГУ в Перми. Было несколько причин, почему Виктор остановился на втором варианте:

«Еще с детства, когда я с родителями уезжал куда-нибудь с Перми 2, всегда убегал сюда(на территорию ПГУ), чтобы посмотреть, что это такое. Я считаю, что ПГУ — престижный университет. Кроме того, после сдачи экзаменов в Перми мне предложили работу».

По признанию Виктора университет дал существенную теоретическую основу, без которой невозможна деятельность журналиста: законодательная база, особенности жанров, профессиограмма. Также университет, в частности филологический факультет, помог ему расширить кругозор, развить языковые и речевые способности.

Кроме того, Виктор отмечает, что благодаря обучению в университете он имел возможность общаться с людьми, которые «варятся» в этой сфере:

«К ним я ходил на мастер-классы, знакомился. Это было на этапе создания фильма «Однокурсники» про выпускников нескольких поколений 60ых -90ых годов. Это очень ценные опыт и знакомства».

5 сфер работы для выпускника филфака

Виктор был увлечен учебой в университете и легко совмещал ее с работой:

«Трудностей не было никаких, потому что при устройстве на работу…я примерно представлял учебный план. Мне было удобнее работать с утра в эфире.Мне никак это не мешало учиться, так как работал я с 7 до 9, потом готовился к учебе. С 13:30 пары, вечер свободен».

Даже график работы, при котором радиоведущему приходится вставать в 5:30, не вызывал сложностей, так как «это дело времени, дело привычки».

В учебе Виктору удалось достигнуть определенных успехов. Он окончил ПГУ с красным дипломом. Однако Виктор вспоминает, что на первом курсе был на грани отчисления. Дело в том, что он не мог получить зачет по одному предмету во время первой сессии. Сдавать его пришлось вместе с комиссией. Зато благодаря этому опыту Виктор старался больше не допускать возникновения долгов, сдавать все вовремя.

На сегодняшний день Виктор имеет опыт работы во всех видах СМИ, однако остается верен радио:

«О радио я мечтал. Когда я был простым березниковским парнем, я хотел работать на радиостанции, я хотел знать всех ди-джеев, работающих там. Именно тогда вышел фильм «Питер FM», который усугубил эту ситуацию. Когда я попробовал, то понял, что это действительно моё».

Радио для ведущего является хобби, которое он смог превратить в работу, доставляющую удовольствие:

«Все мои работы — хобби, превращенные в работу. Я отдыхаю и развиваюсь. Иногда смотрю сериальчики, читаю книжки. Крайне редко, горнолыжка».

В данный момент Виктор является студентом 2 курса магистратуры по направлению «Интернет- журналистика». Помимо этого, он пробует себя в роли куратора, преподавателя Молодежной школы журналистики, созданной на базе ПГНИУ:

«Благодаря работе в приемной комиссии я понял, что мне нравится внутренняя кухня университета, на которой готовят преподаватели. Все, как семья, ты со всеми общаешься. Мне не нравится поучать, умничать. Я просто решил попробовать для себя что-то новенькое. Нужно же выходить из зоны комфорта. Мне и студентам нравится, вроде. Может быть, это будет первый и последний опыт преподавания».

5 сфер работы для выпускника филфака

В ближайших планах у Виктора успешно закончить магистратуру. Уже сейчас поступают предложения работы в других городах. Однако пока учёба берет своё: «Раз начал, нужно доводить дела до конца».

Надеемся, что все поставленные Виктором цели будут достигнуты!

Tweet

Источник: https://100.psu.ru/prevratit-hobbi-v-lyubimuyu-rabotu-legko-rasskazyvaet-vypusknik-filfaka/

Факультет невест: как мужчине отучиться и выжить на филфаке

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости, Виктория Сальникова. Статистика, по которой на десять девушек полагается девять ребят, для филфака неактуальна. Молодые люди на «женском факультете» — редкость. В День филолога выпускники филфака рассказали об учебе в окружении одних девушек, давлении стереотипов и разборках с пьяными трактористами.  

«Филфак я выбрал по наитию: шел поступать на исторический факультет, но интуитивно почувствовал, что нужно подать документы на филологический, ведь изучение языка — это то, что меня всегда привлекало. 

Как потом выяснилось, я поступил на так называемую «кафедру 23 февраля»: за несколько потоков до меня на одном курсе было аж полгруппы мужчин. Однако в своей группе я оставался единственным парнем. 

Филфак, как и любой другой гуманитарный факультет, учит думать, развивает способность анализировать и оценивать. Филологическое образование также дает много практических навыков.

Мы, например, прошли краткий курс по НЛП (нейролингвистическое программирование. — Прим. ред.), который позволил узнать, что это такое и как это работает.

Но вообще для меня филфак — это бесценный опыт общения с самыми лучшими без преувеличения людьми в моем университете.

Идея паблика «Филологическая дева» пришла летом 2011 года. Мы с одним замечательным человеком, архитектором Дарьей, обсуждали набиравшие популярность в тот момент мемы и решили, что было бы классно сделать мем про филологов. Я сразу загорелся этой идеей и создал паблик, а Дарья придумала использовать образ Вирджинии Вульф и сделала первый шаблон для создания макросов. 

Сейчас паблику почти шесть лет. В последнее время мы редко его обновляем, в основном из-за загруженности в реальной жизни. Но планируем и дальше развиваться. У «Филологической девы» даже сайт есть — fildeva.ru. 

«Филдева» изначально задумывалась как мем — собирательный образ типичной представительницы филфака. Другой вопрос, что мы не рассчитывали на популярность. Однако «Филологическая дева» оказалась востребованной, причем не только у филологов. Паблик довольно быстро вырос: 60 тысяч подписчиков мы набрали осенью того же года.

Некоторые люди (так получилось, что в основном девушки) очень обижались в первое время на выбор образа. Пока «Филдева» не стала мейнстримом, нам приходили гневные сообщения о том, что «эти наши паблики» опошляют великую литературу. Нельзя просто так взять и использовать саму Вирджинию Вульф для какого-то там паблика во «ВКонтакте». Однако со временем все успокоились. 

В целом можно сказать, что филологи — не все, но в среднем — похожи на тот собирательный образ, который мы создали: они много читают, и у них складывается определенные представления об окружающем мире, идеалы. Даже если это сразу не бросается в глаза, необходимость прочитать огромное количество литературы, идеи которой зачастую противоречат друг другу, все же влияет на человека».

«В первый же день после поступления мы услышали, что филфак — «факультет невест: невест кого принимают, невест кого выпускают». В моей группе из 16 человек было пять парней. Все остальные группы курса, где было от нуля до трех молодых людей, нам люто завидовали — это было нетипично. 

В обучении было два главных плюса. Первый: преподаватели женского пола во главе с деканом нас баловали. Мой приятель доигрался почти до отчисления, но поскольку мальчик — пожурили и простили. Второй: после филфака тебя уже не запугать разговорами в девичьей курилке. Мы уже все слышали.

Насчет «находишься в цветнике» и «прекрасный выбор невест» — полная ерунда. Свои мальчики для девушек с филфака — это либо «подружки», либо презираемые создания. Девушки-филологи любят физиков, ну или экономистов. Есть еще абсолютно дурацкая поговорка: «Женщина-филолог — не филолог, а мужчина-филолог — не мужчина».

Когда мы ездили собирать фольклор по деревням, процесс был организован так: сначала живем и работаем в райцентре всей группой, а нас было человек 20. Потом разбредаемся по сельсоветам, но уже группами по три-четыре человека. В эти мини-группы мальчиков пытались распределить равномерно.

Был случай, когда мальчика для группы не нашлось: в итоге две девушки из нее настолько устали отбиваться от приставаний пьяных трактористов, что всю ночь сидели под своей запертой дверью с ножами в руках, потому что местные к ним ломились и жаждали общения. Так бывает, когда парней нет. 

А когда они есть, то бывает еще забавнее. Поехала однажды группа из трех девушек и двух парней.

И вот в первый вечер явились трое местных юношей на чисто отмытом тракторе, что означало высшую степень галантности, и позвали девушек-филологов на дискотеку.

Когда у них не выгорело, то из деревни пришли две местные девушки. Но пришли они уже за мальчиками-филологами. Их выгнать было еще сложнее — один из моих сокурсников был настроен пойти. 

Филфак — модель общества, где женское преобладает. Существовать в таком обществе я научился именно на факультете (если не брать, конечно, специальность). А по специальности — там несколько старомодно, но вполне успешно «ставят мозги». Плюс после филфака я, в отличие от многих собратьев, не боюсь феминисток. Чего мне бояться? Я же видел: матриархальное общество совсем не страшное».

«Я сознательно поступил на филфак, потому что хотел учить древние языки — латинский и древнегреческий. Но чувствуется недостаток мужской компании: не с кем пойти попить пива, отправиться в поход или даже на дачу на шашлыки. 

К тому же девушки любят перекладывать ответственность на парней, поэтому если ты единственный парень в группе, то чувствуешь на себе обязанность быть лучшим, примером для остальных, и далеко не всегда это получается.

Преподавательский состав к молодым людям относится когда как. Иногда делают поблажки, а порой, наоборот, вспоминая традиции дореволюционного гимназического образования, оценивают со всей строгостью. 

Впечатления от учебы остались разные. Да, после филфака я стал образованным, начитанным человеком, с одной стороны, но, с другой, в тебя вложили слишком много знаний, которые выветриваются, их сложно применить на практике.

Кроме того, на филфаке я заразился очень неприятным снобизмом: когда считаешь себя «илиткой», на три головы выше «простых смертных» только потому, что ты образованный. Сейчас я этот снобизм пытаюсь в себе искоренить.

Но о выборе я не пожалел».

Источник: https://na.ria.ru/20170525/1495074836.html

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Найти работу после окончания вуза непросто, особенно если молодой специалист не успел во время учебы и стажировок зарекомендовать себя как многообещающий сотрудник и предварительно договориться с нанимателем. У многих молодых специалистов поиски затягиваются потому, что они недооценивают несколько важных правил.

Выбирать работодателя и корпоративную культуру, а не зарплату и трудовые обязанности. Молодые люди хотят как можно быстрее стать финансово самостоятельными, заработать не только на аренду комнаты, но и на машину или новый гаджет. Поэтому они оценивают первое место службы по предлагаемой зарплате.

Им кажется, что если начать с достойной зарплаты, то она будет автоматически расти на протяжении всей карьеры. Но уровень компании, куда вы выходите на работу, важнее зарплаты.

Компания с прочными позициями на рынке, с хорошим менеджментом, с налаженной системой обучения новичков – лучшая платформа для дальнейшего роста.

Если у выпускника есть выбор между хорошо оплачиваемой должностью в компании с черной бухгалтерией, неквалифицированным руководством и большой текучестью кадров и вакансией с небольшой зарплатой (или вообще речь идет о бесплатной стажировке) на крупном известном предприятии с белой зарплатой и возможностью обучения, надо выбирать второй вариант. Погоня за деньгами в начале карьеры слишком часто приводит к тому, что специалист засиживается на нижних должностях, не нарабатывает нужных навыков да еще и обзаводится невыигрышной строчкой в резюме в виде работодателя с негативной репутацией.

Так же рекомендуется оценивать содержание работы. Начальная позиция в солидной компании с, казалось бы, неинтересным набором функций может предоставить в будущем больше возможностей продвинуться по службе. Даже если вам не удастся подняться на много ступенек по карьерной лестнице, опыт работы в известной и эффективной структуре поможет в дальнейшем успешно выживать в корпоративном мире.

Выбирать начальника, а не зарплату. Столь же важно в начале карьеры попасть в команду квалифицированного и талантливого руководителя, который считает своей обязанностью развивать сотрудников.

Приходилось неоднократно наблюдать, как те, кому не повезло попасть под начало деспотичных, не уверенных в себе руководителей, не способных ставить задачи и управлять людьми, в дальнейшем испытывали сложности в карьере. А счастливчики, оказавшиеся в команде эффективного руководителя, постоянно вспоминают уроки, которые они получили в начале своего пути.

Возникает своего рода импринтинг – устойчивое запечатление образа действий первого начальника. Приемы, навыки первого руководителя интуитивно воспроизводятся подчиненными в дальнейшем.

Иметь несколько карьерных вариантов с самого начала. Вероятность того, что вы на первом же месте службы найдете свое призвание в жизни, мала, особенно теперь, когда профессии быстро меняются.

Поэтому сформулируйте несколько карьерных альтернатив – в разных отраслях, в коммерческих компаниях, госструктурах или некоммерческих организациях. Обдумайте возможность карьеры не только специалиста, но и руководителя проекта, небольшой группы или виртуальной команды.

Спустя 2–3 года можно будет определиться с карьерой. А возможно, вам потребуется даже больше времени на выбор ключевой профессии.

*Автор – руководитель направления консалтинга компании ManpowerGroup Russia

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2017/04/12/685285-kak-vipusknikam-vibrat-rabotu

Еще один вариант профессии для выпускника филфака подсказала бета-ридер Таня Танк. — МК Нижний Новгород

Эх, Гоголя бы «причесать»!

 Сначала – редактор, потом — лучший друг писателя

Думаю, стоит напомнить всем, что филолог может стать не только учителем русского языка и литературы, но и применить свой талант в журналистике. Или заняться профессиональными переводами.

А в Интернете, например, активно разыскиваются копирайтеры (люди, которые заполняют различные сайты необходимым контентом, в основном рекламного характера).

С корочками филфака можно податься в библиотеку или книжные издательства…

«МК» поговорил с человеком, чья профессиональная деятельность неотъемлемо связана с искусством слова.

Наша землячка Таня Танк очень довольна, что 17 лет назад закончила филфак ННГУ им.Лобачевского. Вот уже 20 лет она работает журналистом, а на досуге вместе с коллегой из Питера Екатериной Тарасовой занимается бета-ридингом (beta-reading).

Справка МК

 Бета-ридер — это человек, который читает литературное произведение сразу же после автора и помогает ему по максимуму «причесать» текст. Но это не критик. Критик разбирает готовые, опубликованные произведения. Это и не корректор.

Он не расставляет запятые и не вычищает орфографические ошибки. Бета-ридер может подметить стилистические огрехи, натяжки в сюжете, непродуманность образов… Неслучайно на Западе без бета-ридеров не обходятся даже маститые литераторы.

— Бета-ридеру автор доверяет чтение своего черновика на разных стадиях его готовности, — рассказывает Таня Танк, — услышать критику и похвалу и обсудить детали произведения. Если в двух словах, то цель бета–ридера – помочь автору писать лучше.

В какой–то момент ко мне стали обращаться друзья и знакомые с просьбой посмотреть их тексты и высказать свое мнение. Один приятель дал почитать свое творение, обронив: «Даю тебе текст на бета-ридинг».

Вот, видимо, так и «крестил» меня в новой профессии.

— Я сама учусь на филфаке и нередко слышу от других, что выбрала совершенно не практичную профессию. А на ваш взгляд, филологическое образование может быть подспорьем бета-ридеру?

— Конечно! Для того чтобы научиться качественно «бетить», нужно очень любить и чувствовать язык. Еще нужна хорошая грамотность и главное — желание помогать пишущим людям. Я считаю, что филологическое образование — лучшее базовое для бета-ридера.

При этом не думаю, что бетой может стать только что закончивший университет филолог, в этом деле все-таки очень важен опыт редактуры. По учебной программе в университете мы читаем мастеров, к речи и стилю которых трудно придраться.

Наверно, чтобы вдохновиться на бета-ридинг, нужно несколько лет читать посредственные, а то и откровенно плохие тексты. Например, поработав редактором в газете (смеется).

Написал? Перечитай три раза

— А есть какие–то человеческие качества, без которых в ридеры можно не соваться?

— Понятно, что бете явно не повредят начитанность, широкий кругозор и развитое чувство прекрасного. Но вы правы: наше дело требует от человека высоких моральных качеств. Надо уметь быть с автором честным, но при этом деликатным и доброжелательным. Считаю недопустимым иронизировать над автором, самоутверждаться за его счет, поучать.

— А в чем проблема большинства авторов?

— Многие не перечитывают написанное. Не понимают всей важности саморедактуры. Я советую вдумчиво перечитывать написанное минимум три раза, стараясь отработать не только смысл, но и звучание каждой фразы.

— Каков средний уровень, присылаемых вам текстов? Таланты встречаются?

— Не сомневаюсь, что гении не перевелись, просто сейчас их сложнее разглядеть среди многоообразного и огромного потока написанного. Но на месте людей, ощущающих себя талантливыми, я бы не опускала руки и продолжала работать. Ведь согласно маркетинговой теории «лисьего хвоста», любая созданная вещь, какого бы качества она ни была, потенциально может найти своего «покупателя».

— Таня, как вам кажется, ваша профессия будет набирать популярность?

— Думаю, что «бетить», не покладая рук, мне вряд ли придется (смеется). Потому что, к сожалению, немногие авторы отличаются высокой требовательностью к себе. И сейчас, когда любой может опубликоваться в Интернете и обзавестись поклонниками, некоторые литераторы долго и счастливо живут в иллюзии, что они и так прекрасно пишут.

— Интересно, а вас никогда не посещало желание, читая классика, исправить что–либо в его произведении?

— Да, совсем недавно поймала себя на этом (смеется). Перечитывала «Мертвые души» Гоголя, и с первых страниц заметила, что авторский текст идет сплошным полотном, «кирпичом», без «красных строк». Мне захотелось его немного «причесать»: разбить на абзацы, чтобы сделать удобочитаемым. 

Источник: https://nn.mk.ru/articles/2014/10/07/eshhe-odin-variant-professii-dlya-vypusknika-filfaka-podskazala-betarider-tanya-tank.html

«Вызовы нашего времени может принять только профессиональный человек, таких профессионалов готовит филологический факультет ВГУ…»

03.06.2018 16:15

Яна Беловоленко, выпускница филологического факультета 2006 года, рассказывает о том, что ей дал родной факультет, о своей работе и о том, какую роль играет профессиональное филологическое образование в XXI веке.

Яна, назовите место вашей работы и вашу должность.

– Я руководитель проектов в Группе Компании «ЭФКО».

Яна, вы помните тот момент, когда вы решили поступать на филологический факультет ВГУ? С чем было связано ваше решение?

– Какого-то конкретного момента я не помню, так сложилось… Я училась с 5 класса школы в специализированном гуманитарном классе. Поэтому, когда необходимо было выбирать вуз, вариантов не было – филологический факультет ВГУ. Мне с книгой было всегда интересно. В выборе места для получения высшего образования не сомневалась.

У вас не было выбора между разными факультетами?

– Я думала о факультете журналистики, но отдала предпочтение филфаку – базовому классическому образованию. Много журналистов с филологическим образованием, поэтому я подумала, что если захочу быть журналистом, то, окончив филологический факультет, скорее всего, смогу им быть.

Был ли какой-то переломный момент в осознании того, что это именно ваш факультет во время обучения?

– Для меня самым важным моментом в обучении на факультете стало знакомство с Полиной Андреевной Бороздиной. Я познакомилась с ней уже на перовом курсе, когда сознательно была выбрана кафедра русской литературы ХХ века для специализации на факультете.

Ее назначили моим научным руководителем, и тогда стало понятно, что филология – это больше, чем наука, чем хорошие книги, слова, образы, символы. Это еще и человеческие качества, и открытая гражданская позиция. Филология – это общечеловеческие ценности.

Вы помните первый день встречи с Полиной Андреевной? Кто кого выбрал: она вас или вы  её?

– А.В. Фролова, куратор нашего курса, спросила нас, какими писателями мы хотели заниматься. Я выбрала Чингиза Айтматова, и меня сразу определили к Полине Андреевне и тут же предупредили, что меня ждет встреча с необычным человеком, с уникальной личной и научной судьбой, с потрясающей историей любви.

Помню, как я пришла домой к Полине Андреевне – она сама пригласила меня к себе. Она тогда уже не так часто приходила на кафедру. Мы начали с ней разговор не о литературе, а о жизни – о ней, о ее судьбе, о судьбе ее мужа, вне которой она себя не мыслила.

Полина Андреевна показывала уникальные книги и редкие вещи, которые Илья Николаевич Бороздин привозил из разных научных командировок, с археологических раскопок. Всё это давало возможность ощутить немыслимую связь времен, поколений. Встречи и занятия с Полиной Андреевной всегда были как будто о литературе, но на самом деле  всё это было про жизнь.

Это было очень важно для меня тогда, да и сейчас. Поэтому, когда говорят о филологическом факультете, я сразу вспоминаю ее – человека, который щедро поделился со мной своей жизнью.

Неотъемлемая часть встреч с Полиной Андреевной – это чаепития. Приходили к ней и иностранные студенты, тем, кому не хватало места, садились на полу, пили чай со сладостями, и разговаривали, разговаривали.

На всё это смотрел Илья Николаевич Бороздин с портретов – это была невероятная атмосфера.

Вообще для меня обучение на факультете складывалось из множества различных встреч, общений, эпизодов, зарисовок, которые попадали в копилку и преобразовывались в нечто новое.

Во время обучения на факультете вы думали о том, чем будете заниматься после завершения обучения в ВГУ?

– Я всегда знала, что моя жизнь, так или иначе, будет связана с профессиональной филологической деятельностью. Когда у тебя в дипломе указана специальность – филолог, то это большой спектр возможностей, но среди этих возможностей для меня наиболее интересны те, которые связаны с рождением слова, мысли, те, которые помогают в общении с людьми.

В филологии есть несколько магистралей: наука, преподавание, связи с общественностью. Какая из этих магистралей ваша?

– Обучаясь на факультете, я уже тогда понимала, что это будет или журналистика или связи с общественностью. Но между учёбой и работой у меня случилась аспирантура. В какой-то степени это поступление было инерционным. Но впоследствии эта инерция преобразовалась в очень осмысленное движение.

Я не видела себя в науке, преподавателем школы или вуза, но для дальнейшей работы это обучение оказалось очень полезным. Исследовательская работа над текстами, которые тебе интересны, дает возможность раскрыть свои когнитивные возможности. Кроме того, учишься строго дисциплинировать себя, свои качества.

Для меня всегда действовал принцип накопления знаний, поэтому аспирантура, несомненно, уникальный опыт.

При этом, конечно, аспирантура это еще и колоссальный труд.

В то время я жила в другом городе, поэтому мне было сложнее сдать экзамены, общаться с научным руководителем, но я ни на минуту не жалею о тех годах, которые я посвятила обучению в аспирантуре филологического факультета ВГУ. Также важно, что моим детям очень нравится, что их мама – кандидат филологических наук. Они любят об этом говорить, для них это авторитетно!

Яна, у вас уже был опыт работы в пресс-службе ВГУ. Сравните тот опыт  и ту работу, которой вы занимаетесь в настоящее время.

– Во-первых, это разные направления. Работа в пресс-службе университета предполагала общение с журналистами, со СМИ, ведение собственных площадок. Сейчас моя работа – это pr-проекты в сфере пищевых ингредиентов.

Здесь от нас ждут креатива, интересных поворотов, проектов, материалов. Мне комфортно и там, и здесь, если говорить о формах работы. Думаю, что в настоящее время в плане профессии я нахожусь абсолютно на своем месте.

  • Есть ли у вас какое-то ярко воспоминание о работе в компании «ЭФКО» юмористического или же, наоборот, серьезного, высокого масштаба?
  • – Такие воспоминания есть, но о них я пока не могу говорить, потому что это проекты, которые еще не состоялись, они находятся на стадии реализации, это часть рабочего процесса.
  • Яна, в завершении нашего интервью, что вы хотели бы сказать тем, кто уже учится на филологическом факультете ВГУ, и тем, кто стоит перед выбором, думает о возможном поступлении на наш факультет?

 – Факультет мне дал базовую профессию. При этом не нужно строить иллюзий, что на филфаке легко учиться, легко сдавать экзамены. Пренебрежительное отношение к учебе, к сдаче сессии может иметь фатальные последствия для нерадивого студента.

Читать придется очень-очень много – к этому нужно быть готовым, но те навыки, которые вы получите – лингвистические, литературоведческие – очень важны для вас как для будущего филолога, гуманитария. Эти навыки универсальны.

Они будут востребованы всегда!

Сегодняшнее состояние коммуникационного поля бросает нам, молодому поколению начала XXI века, несколько вызовов. Во-первых, оно требует умения ориентироваться в огромном количестве поступающей информации. Во-вторых, требует умения расставлять рамки и языковые границы.

Людям сегодня бывает сложно понять друг друга, рождаются новые языковые варианты, например, «олбанский язык». Где находится понятие языковой нормы? Как научить людей  чувствовать себя комфортно в стремительно меняющемся языковом пространстве – эту задачу должны решать современные гуманитарии.

Этот вызов нашего времени может принять только профессиональный человек, таких профессионалов готовит филологический факультет Воронежского госуниверситета. Это мне стало понятно сейчас, когда большая часть моей работы – это общение с разными людьми, с которыми необходимо находить общий язык.

Здесь филологические навыки просто необходимы.

Филологическое образование в настоящее время должно быть нацелено именно на практику, на работу, на реализацию конкретных целей и задач в сфере коммуникации. Я хорошо понимаю, почему так востребовано направление «Издательское дело», где существует несколько видов различных практик. Этот опыт нужно и полезно распространять и на другие специализации факультета.

Хочу подчеркнуть, что в ближайшее время названные мною проблемы расширения поля делового и профессионального общения, грамотного анализа и освоения информационного поля никуда не денутся, поэтому роль профессионального филологического образования, как я понимаю, будет только возрастать!

Источник: https://www.phil.vsu.ru/news/feed/2018/06/9782

Ссылка на основную публикацию