Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

В Нижнем Новгороде уже в 11-й раз проводится фестиваль наук, искусств и технологий «Фенист», организованный Федеральным исследовательским центром Институтом прикладной физики РАН. Основная цель фестиваля – популяризация науки, расширение границ восприятия и познания окружающего мира. 

С 23 по 29 сентября 2019 года на двадцати площадках города проходят научно-популярные лекции, выставки, мастер-классы, круглые столы, просмотр и обсуждение научных фильмов. Одним из партнёров «Фениста» является и наш планетарий.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

25 сентября в рамках фестиваля в Большом звёздном зале состоялась традиционная астрономическая конференция, приуроченная ко Дню осеннего равноденствия.

С приветственным словом к учителям и преподавателям физики и астрономии, научным сотрудникам, студентам обратился член-корреспондент РАН, заведующий отделом астрофизики и физики космической плазмы Института прикладной физики РАН Владимир Владиленович Кочаровский.

Пожелав участникам конференции плодотворной работы, он также отметил, что основным партнёром «Фениста» выступает Ассоциация учителей физики и астрономии, при поддержке которой в школы Нижегородской области организованы 25 научно-просветительских десантов с лекциями и играми для учащихся.

Немаловажно, что многие мероприятия фестиваля проходят при участии известных российских учёных и популяризаторов науки из разных городов.

Главным событием первой части осенней конференции стало выступление Анатолия Владимировича Засова – доктора физико-математических наук, профессора Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ.

Анатолий Владимирович – автор (в соавторстве с В. Г. Сурдиным) учебно-методического комплекса по астрономии для 10-11 классов, о котором он подробно рассказал в своём выступлении, посвящённом ключевым вопросам астрономии в школьном курсе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Курсы продаж: для начинающих и экспертов

Оценим за полчаса!

Основные задачи астрономического образования, которые выделяет Анатолий Владимирович: повышение научной грамотности, поддержание любознательности к естественным наукам, объяснение задач космической деятельности человека и изучения дальнего космоса. В связи с этим, ключевые направления школьного курса астрономии: объяснение астрономических явлений, космическая деятельность человека и её направленность в будущее, познаваемость мира, эволюция Вселенной.

Профессор также отметил, что современная астрономия и астрономия в школе – понятия нетождественные. Конечно, посещение планетария – неоценимая помощь учителю, однако это не заменит уроков.

В своём выступлении Анатолий Владимирович также коснулся особенностей и сложностей преподавания астрономии, рассказал о некоторых астрономических достижениях современности и прикладных задачах, решаемых с помощью астрономических знаний.

На сегодняшний день астрономия стала многоканальной наукой, заниматься которой интересно, и учителю необходимо постоянно быть в курсе астрономических открытий.

Следующее выступление было посвящено проекту Эйнштейновские школы. Главный эксперт Нижегородского планетария им. Г. М.

Гречко, заслуженный работник культуры РФ, сопредседатель Ассоциации планетариев России Зинаида Павловна Ситкова поздравила коллег с началом астрономической осени и рассказала о столетнем юбилее Международного астрономического союз (МАС), который отмечается в этом году.

В честь этого события по всему миру проводится множество ярких и разнообразных мероприятий, подчеркивающих важность астрономии в качестве инструмента образования, развития и дипломатии.

Одним из таких глобальных междисциплинарных проектов МАС являются школы Эйнштейна. Их программа помогает узнать о текущих исследованиях чёрных дыр и гравитационных волн, а также о том, как общая теория относительности Альберта Эйнштейна (одно из выдающихся достижений физики ХХ века) была подтверждена 100 лет назад во время полного солнечного затмения.

Эйнштейновские уроки, посвящённые чёрным и белым дырам, кротовым норам, гравитационным волнам и собственно космологии можно посетить как в планетарии, так и провести в школе. Ну а финальным глобальным проектом празднования столетия МАС станет проведение в школах 10-17 ноября Дней астрономии, в рамках которых запланированы встречи учащихся с учёными.

Далее научный сотрудник ИПФ РАН Андрей Олегович Перминов рассказал участникам конференции о проведении на базе отдыха ИПФ РАН ежегодного круглого стола учителей физики, астрономии и математики Нижегородской области.

Это мероприятие –неформальное выездное совещание учителей, предназначенное для обмена опытом, встреч с нижегородскими учёными, объединения усилий энтузиастов с целью поиска путей решения проблем современного школьного физико-математического образования и подготовки научно-педагогических кадров.

В рамках круглого стола проходят обзорные лекции ведущих сотрудников академических институтов и вузов, мастер-классы и творческие мастерские, включающие разбор олимпиадных задач, обсуждение особенностей постановки физических экспериментов, семинары, посвящённые актуальным проблемам школьного образования. Любой заинтересованный учитель физико-математического профиля может прислать заявку на участие в круглом cтоле и выступить с темой, которую он считает интересной и полезной для остальных участников.

Следующий спикер – народный учитель РФ, методист Нижегородской радиолаборатории Лев Васильевич Пигалицын, отметивший в этом году 80-летний юбилей, рассказал о созданном им кабинете-лаборатории «Физика нашего мира», в котором можно наглядно демонстрировать различные проблемные эксперименты по физике. Ведь один из важных методов активизации познавательной деятельности – это создание проблемных ситуаций на уроке, требующих от учеников решения.

Об образовательном туризме в курсе физики и астрономии говорила Лариса Михайловна Прохорова – отличник просвещения РФ, учитель физики лицея №87.

В своей презентации она рассказала об экскурсионных программах, поездках с учащимися в Музей космонавтики, Звёздный городок, Саровский музей атомной бомбы, Курчатовский институт, на нижегородские предприятия.

Посещение этих знаковых мест имеет не только образовательное, но и колоссальное воспитательное значение.

Видеообращение к участникам осенней конференции прислал Дмитрий Николаевич Комиссаров – учитель физики г. Лысково, лауреат конкурса «Учитель года-2019». Он поздравил коллег с наступающим Днём учителя, пожелав успехов и творческого вдохновения, и чтобы команда учителей физики с каждым годом становилась всё сплочённее.

Заслуженный учитель РФ, председатель Ассоциации учителей физики и астрономии Тамара Юрьевна Кузьмичёва посвятила своё выступление теме, которая, по её мнению, заслуживает достойного внимания на уроках физики и астрономии.

В своей презентации о магнитных полях на Земле и в космосе Тамара Юрьевна постаралась систематизировать знания по данной теме, рассказав об открытии, карте, инверсиях полюсов магнитного поля Земли, магнитосфере Земли, опыте Эрстеда, магнитных полях других планет Солнечной системы и, конечно, нашей звезды – Солнца.

Заключительным выступлением стало сообщение Алексея Константиновича Киселёва, старшего преподавателя НГПУ им. К. Минина, старшего научного сотрудника Нижегородского планетария им. Г. М. Гречко о Всемирной неделе космоса-2019. Всемирная неделя космоса отмечается с 2000 года.

Она приурочена к двум памятным датам – запуску первого искусственного спутника Земли, выведенного СССР на орбиту 4 октября 1957 года, и вступлению в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Ежегодно Ассоциацией Недели космоса в тесном сотрудничестве с Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях выбирается тема Всемирной недели космоса. В 2019 году ею стала «Луна: звёздные врата». Именно в этом году исполнилось 50 лет с момента высадки человека на поверхность спутника Земли.

К 2022 году планируется запуск первого блока орбитальной станции вокруг Луны. Кроме того, с 2009 года ведётся непрерывное сканирование лунной поверхности и с помощью космического аппарата «Лунный орбитальный разведчик» построена «живая» карта Луны.

Также в рамках Всемирной недели космоса 5 октября пройдёт осенний Международный день астрономии. С 1973 года этот праздник по традиции отмечается в период с середины апреля до середины мая в субботу, ближайшую ко дню, когда Луна видна в фазе первой четверти.

В этот день любители астрономии, объединившиеся под девизом «Приобщим людей к астрономии», устанавливают любительские телескопы в многолюдных местах – на улицах, в торговых центрах, парках… С 2007 года День астрономии отмечается ещё и осенью.

Луна в фазе первой четверти – отличный объект для наблюдений, которые можно посетить с учащимися, придя в планетарий, или провести около своей школы.

  • Завершил мероприятие показ короткометражного полнокупольного фильма «Загадки Солнца».
  • Надеемся, что опыт всех спикеров, которым они поделились с участниками конференции, обязательно будет полезен в дальнейшем практическом применении на уроках астрономии.
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики   Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Источник: http://www.planetarium-nn.ru/news/novosti-planetariya/astronomiya-v-shkole-sovremennyy-podkhod/

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Больше всего было волнений среди учителей по поводу того, за счёт какого предмета астрономию введут в школы России. Никто из предметников своими часами жертвовать не хотел. Были разговоры, что отнимут час у иностранных языков.

В пресс-службе департамента образования Иркутска порталу «ИрСити» пояснили, что отнимать часы ни у какого другого школьного предмета в министерстве образования не стали, а просто добавили один дополнительный час в неделю на изучение астрономии.

Согласно внесённым изменениям в действующий государственный образовательный стандарт, астрономия становится обязательным для изучения в школе предметом в 10-11 классах.

Продолжительность курса – 35 часов, то есть курс астрономии можно пройти за один учебный год. По желанию можно и за полгода, если выделять на астрономию 2 часа в неделю.

Есть и другой вариант: изучать астрономию во втором полугодии 10 класса и в первом 11-го.

Администрация школы самостоятельно решает, в каком, 10 или 11 классе, включать астрономию в программу, согласно приоритетам самих учеников. По словам астронома, профессора, директора обсерватории ИГУ Сергея Язева, в 11 классе дети сосредоточены на подготовке к ЕГЭ, поэтому интереса к астрономии у них будет меньше.

В идеале, по мнению учёного, преподавать астрономию в школе нужно в 8-9 классах: во-первых, в это время у детей ещё работает любознательность, тогда как к 11 классу проявляется прагматизм, во-вторых, есть много школьников, которые уходят из образовательного учреждения после 9 класса, а это значит, что с астрономией они никогда не столкнутся.

Учителя не готовы, учебников нет

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

 https://www.chita.ru

То, что астрономия вернулась в школы России, специалисты называют прорывом в образовании, однако возвращение падчерицы физики проходит «со скрипом».

На данный момент в Иркутске астрономия даётся в 24 школах города из 79. Это значит, что только 24 учителя физики успели пройти переподготовку и могут преподавать астрономию. По информации пресс-службы мэрии Иркутска, в остальных школах курс астрономии будет вводиться по мере готовности самих школ.

Астроном Сергей Язев, который и проводил курсы переподготовки для иркутских учителей, а сейчас дистанционно читает курсы и для педагогов других регионов, заявил, что в Иркутске большой проблемы с подготовкой кадров не возникло, так как в пединституте, который сейчас входит в состав ИГУ, никогда не прекращалось преподавание астрономии и астрофизики будущим учителям физики. То есть сейчас учителям в Иркутске, просто надо освежить и обновить изученное в университете, ознакомиться с новыми астрономическими понятиями. Но в других регионах страны ситуация намного плачевнее.

«Очень много регионов, где астрономия в университетах, пединститутах физикам не преподавалась, также есть проблемы на переподготовках, так как эти курсы просто не кому вести, нет специалистов, ведь астрономией не везде профессионально занимаются. Я сейчас веду онлайн-курсы, дистанционно, учителя меня могут видеть и задавать вопросы в чате», — объясняет Язев.

По оценке иркутского астронома, подавляющее большинство школ страны оказались не готовы к приказу госпожи Васильевой, который вышел летом, слишком мало было времени для подготовки образовательных учреждений. В школах просто не оказалось специалистов, которые могут объяснить детям, как устроена Вселенная.

«Я не очень понимаю, что мешало заранее это сделать. Поэтому во многих школах страны преподавание астрономии начнётся с января, курс разделят на второе и первое полугодие разных классов», — пояснил директор обсерватории ИГУ.

Помимо того, что не во всех школах страны есть учителя, есть ещё огромная, по мнению учёных, проблема, связанная с учебными пособиями. В официальном федеральном перечне есть всего два учебника по астрономии.

Первый – Бориса Воронцова-Вельяминова и Евгения Страута. Воронцов-Вельяминов, который написал учебник в 1960 году XX века, умер в 1994-м. Страут сначала просто обновлял пособие советского астронома, а потом добавился в соавторы.

В 2014 году и он ушёл из жизни.

«Если мы сейчас даже взглянем на оглавление этого учебника, то мы увидим, что он катастрофически не соответствует новому стандарту, в июне утверждённому.

Знаю, что Сергей Борисович Попов из государственного астрономического института имени Штернберга при МГУ давал какие-тодополнения к этому учебнику, которые можно найти где-то в интернете, но насколько это удобно, и как учителя будут добывать эти обновления, я не знаю», — говорит профессор Язев.

Второй учебник, который есть в федеральном перечне, появился там совсем недавно. Он написан профессором астрофизики Виктором Чаругиным в 2017 году.

«В мае на совещании, где обсуждались новые образовательные стандарты по астрономии, Чаругин присутствовал и держал в руках только что изданный учебник.

Я видел этот учебник, его в июле ввели в перечень, книжка гораздо более современная, но, с моей точки зрения, учебник очень сырой, его надо доводить, редактировать, улучшать.

Там есть неудачные обороты, расходятся некоторые данные, любой ребёнок спросит: «А где правильно?». Видно по учебнику, что очень торопились издать его к новому учебному году», — рассказывает иркутский астроном.

Получается, что дети будут изучать астрономию либо по устаревшему учебнику, либо по «сырому».

Учебное пособие, над которым работают местные учёные, в том числе Сергей Язев, будет готово до конца октября. Но по формальным признакам по нему заниматься нельзя, потому что учебник должен пройти методическую экспертизу на федеральном уровне.

«У нас, конечно, есть региональные курсы, которые читаются только в Иркутской области, например, «Байкаловедение» или «История родного края».

И когда затевалось написание иркутского учебника по астрономии, а было это летом 2016 года, ещё до нового приказа и до самой Васильевой, предполагалось, что Иркутск станет первым городом в стране, в котором астрономия вернётся в школы, но в качестве необязательного компонента», — поясняет Язев.

  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики
  • Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Черновик иркутского учебника ИА «БайкалПост»

Но всё же местное учебное пособие поступит в школы Иркутска, где уже начали вести астрономию. Сергей Язев отметил, что с учителями будет налажена обратная связь: они смогут создателям рассказать о плюсах и минусах учебника.

«А дальше посмотрим – если он пройдёт апробацию в Иркутске, мы покажем его и на федеральном уровне», — говорит директор обсерватории ИГУ.

По словам Язева, на заседании в Министерстве образования астрономы давали рекомендации министру Ольге Васильевой, какие новые понятия должный появится в обновлённом образовательном стандарте по астрономии.

«В старых программах и учебниках, например, нет таких понятий, как тёмная материя, тёмная энергия, экзопланеты. И нашим коллегиальным решением были высказаны предложения, что именно нужно включить в новый образовательный стандарт по астрономии, и Васильева учла эти предложения, ведь нужно, чтобы курс был современный», — отмечает Сергей Язев.

Если учитывать, что астрономия – это очень динамичная наука: учёные в день открывают по несколько новых астероидов — в идеале учитель должен сам отслеживать новые открытия, чтобы быть в курсе всего происходящего, и учебные пособия должны часто обновляться. Существование тех же экзопланет, о которых сейчас так много говорят учёные, было подтверждено всего несколько лет назад.

Почему астрономия нужна?

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

ИА «БайкалПост»

Астрономия – основа всего, наука, которая даёт общие понятия не только о далёком (как кажется многим) космосе, но и может объяснить, почему жизнь на Земле устроена именно так, а не иначе.

«Моё убеждение таково, что современный человек, который хочет называть себя образованным, должен представлять себе базисно всё, что касается современных достижений науки: как устроен мир, почему Вселенная расширяется, должен знать, что в ней есть галактики, которые состоят из звёзд, почему звёзды светят. Точно также человек должен знать основы генетики, чтобы понимать, например, принципы наследования», — говорит Сергей Язев.

Астрономия очень обширная, в неё входит и астрофизика, и космография, и история космонавтики. Последнее – немаловажный фактор для изучения в школе.

«Мы должны знать вклад отечественной космонавтики и науки, как граждане страны, потому что у нас много выдающихся достижений.

Был у меня пример, когда я студентам-журналистам давал список из 15 достижений космонавтики с вопросом, какие достижения принадлежат России.

На самом деле все эти достижений относились к нам, но студенты не верили, что всё это может быть нашим, приписывали достижения американцам», — вспоминает профессор.

Некоторые федеральные эксперты выражали точку зрения, что преподавание астрономии актуально только в школах с естественно-научной направленностью. По мнению Сергея Язева, это категорически неправильно.

«Как раз-таки гуманитариям астрономию надо давать в обязательном порядке. Какие-то куски от картины мира естественники получают из физики, геологии, географии, а гуманитарии совершенно этого не знают, к этому не прикасаются», — поясняет астроном.

Профессор подтверждает, что астрономическая грамотность населения страны действительно упала.

«Опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают, что количество людей, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли за последние годы существенно выросло. И продолжает расти с каждым годом.

По результатам 2011 года доля так отвечавших людей возросла до 32%. Никто не знает, почему происходит смена времён года, люди не понимают разницы между планетой и звездой, не понимают астрономических расстояний, не знают, что такое затмение.

Много людей, которые доверяют астрологии, а не астрономии», — сетует директор обсерватории ИГУ.

Читайте также:  Повелитель времени: системы тайм-менеджмента для разных типов личности

При этом, по его словам, люди, которые раньше хорошо знали астрономию, сейчас стали знать её ещё лучше, так как появилось больше возможностей для изучения с развитием интернета, а вот те, кто астрономией не интересовались и не знали её, ухудшили свои показатели.

Падение астрономической грамотности фиксируется и во время проведения региональной олимпиады школьников по астрономии.

«Бывает, что родители занимаются астрономией с ребёнком, где-тоэнтузиаст-учитель что-то вкладывает в детей. Сохранились школы, которые дотянули до сегодняшнего дня, где астрономия каким-то образом преподавалась в рамках физики. Из Саянска, из Братска на олимпиаду традиционно приезжают сильные ребятишки, потому что там есть учительницы, которые возятся с детьми», — отмечает Язев.

Если специалисты били в набат и требовали вернуть астрономию в школу, сетуя на низкий уровень знаний населения, то есть ли общественный запрос на астрономию, хотят ли люди поднимать свою космическую грамотность?

«Общественный запрос – это хороший вопрос, но сложный. Интерес в общем к астрономии есть. Астрономия – это одна из немногих наук, количество любителей которой существенно превосходит количество профессионалов.

Профессионалов-астрономов мало, их всего-то несколько десятков тысяч человек во всём мире, в России астрономов несколько сотен. Но около такого небольшого ядра профессионалов есть большое количество любителей.

Поэтому я бы хотел надеяться, что общественный запрос есть», — отмечает астроном Сергей Язев.

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/999/

Из опыта преподавания астрономии

Вера Владимировна Матвеева, учитель физики и астрономии МБОУ гимназии г. Гурьевска

До этого астрономию я вела во всех 11 классах, независимо от профиля обучения и знаю, что интерес к этой науке сохранился у многих выпускников гимназии.

Нам удалось сохранить астрономию в учебном плане, конечно, благодаря бывшему директору Денисёнку Антону Ивановичу, физику по профессии, а также нынешнему директору Чельцовой Ольге Юрьевне, филологу по образованию, она возглавит вновь созданную «Классическую школу», которая будет находится в старом здании гимназии.

Я буду работать в 2017-2018 году именно в «Классической школе», в которой и буду преподавать астрономию, которую изучаю вместе с учениками уже с 1980 года.

Как и все мы, работающие учителя, я имею собственные рабочие программы по астрономии в 10 и 11, причем работаю по разным учебникам: в 10 классе это учебник Б. А. Воронцова — Вельяминова и Е. К.

Страута для 11 класса, а в 11 классе — Е. П. Левитана для 11 класса.

Программы составляю так, чтобы, начав изучение астрономии в 10 классе, продолжить изучение тех же тем, но в более углубленном варианте в выпускном классе.

Приходится пользоваться дополнительными источниками, кроме, конечно, Интернета, в котором сами обучающиеся порой находят информацию интереснее и быстрее, чем мы. Но забывать классические источники нельзя. Использую в работе:

В. Г. Сурдин: «Разведка далеких планет», «Астрономические задачи с решениями».

Моше Д. «Астрономия: Книга для учащихся», перевод с английского под редакцией А. А. Гурштейна.

Л. А. Кирик, К. П. Бондаренко «Разноуровневые самостоятельные работы для 11 класса.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Конечно, в наше время все учебники и пособия имеют электронную версию, что весьма удобно. Но я как любой учитель, начинавший работать еще в советской школе, имею свою библиотечку научно-методической литературы по астрономии, которую храню как большую ценность и школьникам нравится пользоваться этими книгами для выполнения разных заданий.

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Я работаю в гимназии с 2000 года, до этого 3 года работала в основной школе, был перерыв в преподавании астрономии, но у Денисёнка Антона Ивановича я работала до этого вынужденного перерыва с 1997 года.

И всегда преподавала этот предмет, а значит, мы принимали участие в олимпиадах по астрономии, в первую очередь, во Всероссийской, у которой от года в год изменялся формат, требования к выполнению, методические рекомендации. Через все изменения мы прошли, в олимпиаде участвовали порой не только обучающиеся из физико-математических классов, но и из гуманитарных.

Мы накопили, конечно, опыт в подготовке к олимпиаде, участию в ней и на школьном уровне, и на муниципальном и, конечно, на региональном. Самые главные сложные моменты связаны с решением олимпиадных задач, которые и я не всегда решаю, хотя имею многолетний опыт работы председателем жюри муниципального этапа и членом жюри регионального.

Мы с моими учениками стараемся готовится к олимпиаде, сотрудничая, я принимаю их все идеи, они развивают мои. Но у меня выбор среди обучающихся небольшой, не секрет, что наши физико-математические классы не так сильны, как в 32 гимназии, например, приходится иногда работать с откровенно слабыми учениками.

Следовательно, чтобы чего-то добиться, приходится тратить массу личного времени и даже назначать дополнительные занятия у меня дома, чтобы решить лишнюю задачу по астрономии. Но результаты последних 2 лет меня очень порадовали.

В прошлом учебном году наша выпускница физико- математического класса Свердлова Алина стала победительницей регионального этапа олимпиады по астрономии в 11 классе, что было для нашей гимназии настоящим звездным прорывом, но к, сожалению Алина из-за болезни не участвовала в заключительном этапе. В этом учебном году ученик 11 физико-математического класса Семёнов Алексей стал призером регионального этапа. Оба эти ученика стали и обладателями самой престижной гимназической премии «Фортуна» за свои успехи по астрономии.

В наше время на просторах Интернета можно найти всевозможные дистанционные конкурсы, викторины, блиц – турниры по астрономии, мы в них, конечно, постоянно участвуем. Но некоторые хочется осветить отдельно.

Рейтинговый турнир Ломоносова, опорной площадкой для его проведения в этом учебном года стала наша гимназия.

Четыре моих ученика приняли участие в первом туре, в заключительном только двое, но они, то есть ученица 10 класса Светошева Анастасия и ученик 11 класса Семёнов Алексей, стали обладателями грамот по астрономии, имея достаточно высокий рейтинг.

Международная олимпиада по астрономии по линии Центра дополнительного образования «Снейл». Участвовали 4 ученика, кроме вышеназванных старшеклассников, имеющих очень высокий рейтинг, участвовали еще два четвероклассника.

Конкурс научно – технических и художественных проектов «Звездная эстафета» в рамках Международной научно – практической конференции «Пилотируемые полеты в космос» по линии Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Мы представляли работу «Звезда: от рождения до смерти». Но есть здесь возрастные ограничения, могут участвовать ученики 13 – 16 лет.

За последние годы мы собрали настоящую коллекцию проектных работ по астрономии, в этом велик вклад и моих коллег по кафедре естественных наук, хотя астрономию в гимназии преподаю только я. У нас за последние четыре года состоялись гимназические конференции под названием «Путь к успеху» в старших классах, на которых были представлены такие проектные работы по астрономии:

  • «Мое звездное небо»
  • «Космические исследователи»
  • «Из микромира в макромир»
  • «Любительская астрономия»
  • «Звезда: от рождения до смерти»
  • «Дети Солнца»
  • «Космос своими руками»

Проектные работы предполагают наличие конкретного продукта, поэтому гимназисты изготовили модели, макеты, украшающие сейчас кабинет физики и астрономии, ими можно пользоваться в работе учителю. Есть коллекция астрономических фотографий, сделанная учениками как продукт проекта.

В гимназии много лет я и мои коллеги по кафедре, учителя физики работаем с одаренными учениками начальной школы, увлеченных астрономией. В этом учебном году я занималась по индивидуальной программе с двумя мальчиками из 4 класса. Кроме изучения теории мы совместно с родителями, конечно, подготовили проектные работы:

  • «Полярная звезда – ориентир»
  • «Интересные факты о самых популярных созвездиях»

Мальчики выступили со своими работами перед одноклассниками, обучающимися 5 и 6 классов, на гимназической конференции «Умка».

Проект «Полярная звезда – ориентир» также участвовал в муниципальном и региональном этапе Всероссийской выставки научно-технического творчества детей и молодежи, был награжден дипломом за призовое место на муниципальном этапе.

Продуктами этих проектов стали великолепные модели, которые будут использоваться долгие годы как учебное пособие.

У нас налажено многолетнее сетевое сотрудничество с Балтийским Федеральным Университетом, конкретно с Институтом физико-математических наук и информационных технологий. Созданное там астрономическое сообщество дает нам возможность ежегодно отправлять для обучения наших гимназистов. В этом учебном году «Школу юного астронома» в объеме 20 часов закончили десятиклассники.

Многолетнее сотрудничество связывает нас с Музеем Мирового Океана г. Калининграда. Хочется выразить огромную благодарность за такую возможность методисту музея Березинской Ирине Николаевне. Несколько лет мы посещали лекторий по астрономии, который на базе Музея вел преподаватель БФУ Верещагин Сергей Дмитриевич.

Ежегодно обязательно посещаем мероприятия, посвященные Международной неделе космоса и Международному дню космонавтики. Со своими старшеклассниками всегда участвуем в игре «Космическая одиссея» на научно-исследовательском судне «Космонавт Виктор Пацаев».

Несколько лет подряд участвовали и побеждали в конкурсе-акции «Лучший вопрос космонавтам МКС» и были даже приглашены на сеанс связи с космонавтами.

Обязательно отслеживаем анонсы всех мероприятий, проводимых Музеем, например, получили колоссальное удовольствие от экскурсии «Метеоритный дождь», мы были приглашены на лекцию и астрономические наблюдения частного солнечного затмения 20 марта 2015 года, участвовали в прошлом году в занятии-интерактиве «Николай Коперник или как измерить мир», а в этом году в открытии выставки «Прорыв в космос». Перечислить все мероприятия невозможно, в них просто надо участвовать, чтобы погрузиться еще глубже в мир астрономии и космонавтики.

Астрономия и космонавтика неразделимы.

Поэтому в гимназии ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Международному Дню космонавтики, включающие в себя лекции учеников старших классов, выставку марок из коллекции Денисёнка Антона Ивановича, демонстрацию моделей из проектных работ гимназистов, а в этом году мы даже использовали красивые учебные таблицы для того, чтобы привлечь внимание гимназистов к науке астрономии.

Одной из моих многолетних традиций в гимназии является итоговый урок по физике в 11 физмат классе, последний по расписанию. Я пишу выпускникам специальные посвящения, часто стихотворные.

Одному из моих выпусков я подарила посвящение «Парад планет», так как в течение двух последних лет они постигали тайны науки астрономии и даже говорили об изменении условий на планетах нашей солнечной системы для того, чтобы заселить их землянами.

Я дала им возможность помечтать и представить себя на этих планетах. Отрывком из этого посвящения я и завершаю свое выступление.

  • Парад планет бывает раз в десятки лет,
  • Но мы его не будем дожидаться.
  • Своих героев пригласим мы в кабинет
  • И будем ими непременно восхищаться.
  • Пусть состоится наш большой парад.
  • Выпускники физмата пусть его украсят.
  • Мы создадим из них космический отряд,
  • Отправим в путешествие без их согласия.
  • Мы сможем угадать туда кто полетит,
  • Когда услышим представления героев.
  • Итак, ракеты их выходят на орбиты,
  • Стартуют в кабинете дружным строем.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/iz-opyta-prepodavaniya-astronomii/

Астрономия, которую хотят вернуть в школы, неинтересна современным детям

Дата: 31.01.2017 09:00

источник: https://newdaynews.ru, ФОТО: http://globallookpress.com

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Со следующего года в некоторых школах по всей России в качестве пилотного проекта будет введено изучение астрономии.

Сегодня изучение звезд непопулярно среди школьников: интереса к науке не проявляют даже в тех учебных заведениях, где есть обсерватории и телескопы.

Преподавателей, специализирующихся именно на астрономии, тоже нет: предмет готовы вести физики, но некоторым придется пройти повышение квалификации.

С инициативой вернуть астрономию в школы министр образования России Ольга Васильева выступила больше года назад, сразу после своего назначения. Сейчас министр уточнила: для начала будет проведен эксперимент. В 2017-2018 учебном году выберут школы в разных регионах, где астрономия будет преподаваться в рамках пилотного проекта.

По словам министра, программа преподавания существует еще с советских времен, когда астрономию изучали повсеместно. «Программа по астрономии есть.

Поэтому я думаю, что пилотно часть школ, как отдельным предметом, переходит в этом году, а в штатном режиме, для всех, это будет чуть позже», – пояснила Ольга Васильева в одном из последних интервью на страницах федеральных СМИ.

По данным Минобрнауки, астрономия из базисного плана школьной программы исчезла в 1991 году, но в школах остались астрономические кружки, также многие школы включают раздел астрономии в рамках уроков по физике, – говорят специалисты министерства. На деле это не совсем так.

Как рассказывают преподаватели школ, сегодня астрономию преподают мало где. Детям наука неизвестна и неинтересна, поэтому и потребности самостоятельно вводить дополнительные занятия учителя не видят.

В министерстве образования Свердловской области сходу смогли назвать лишь одну – школу №76 в городе Лесном.

«Министерство не собирает отдельно информацию об образовательных программах по школам отдельно. Поэтому трудно сказать в каких школах преподают астрономию, где есть факультативы. Но такие школы есть.

Например, в Лесном есть школа с обсерваторией, где ребята занимаются.

Еще в нескольких учреждениях есть факультативы», – рассказали в министерстве общего и профессионального образования Свердловской области.

Открытые источники также указывают на школу №76 в Лесном, которая изначально строилась и вводилась в эксплуатацию вместе с обсерваторией для изучения небесных тел.

Обсерватория в школе действительно есть, как есть и телескопы для наблюдения за звездами.

Но, по словам директора учебного учреждения Николая Вострякова, технические возможности не привлекают большого количества детей, желающих заниматься астрономией.

«У нас есть астрономический кружок, который ведет инженер «Комбината Электрохимприбор». Он интересуется астрономией на любительском уровне, но очень хорошо разбирается в предмете.

Но, несмотря на то, что у нас есть база для изучения – обсерватория, телескопы – сегодня кружок посещает около 10 человек. Это примерно 1% от общего количества учащихся. То есть астрономия непопулярна.

Хотя те, кто занимаются, пишут проекты, выходят с ними на региональный и федеральный уровни, получают какие-то призы», – отметил директор школы №76 в Лесном Николай Востряков.

«В принципе мы, да и другие школы, готовы будем исполнить указ министерства, если будет решено вернуть астрономию. Ведь это даже не новшество, это возвращение к тому, что было.

Все учителя физики, которые работают в школе, могут преподавать астрономию.

Но тут встает вопрос – за счет урезания какого предмета будет введена астрономия? Сегодня учебный план очень жесткий, добавить туда еще один час невозможно из-за санитарных норм. То есть если введут астрономию, урежут какой-то другой предмет».

Ссылаясь на опыт учителей физики, руководители школ в основном имеют в виду педагогов в возрасте – тех самых, которые учили детей астрономии до ее исключения из школьной программы в 1991 году. Новые учителя теоретически тоже могут преподавать, но практики у них нет и не исключено, что понадобится повышение квалификации.

А если говорить о выпускниках последних лет, то у них с астрономией могут возникнуть проблемы, Например, в Уральском государственном педагогическом университете дисциплина «Астрономия» читается для будущих учителей физики, но в урезанном объеме: курс лекций составляет всего 108 часов, хотя ранее был более 200 часов.

С нового учебного года откроют набор студентов на направление подготовки «Физика и естествознание», в рамках которого тоже предусмотрен курс астрономии, – сообщили NDNews.ru в вузе. И теоретически такие выпускники смогу преподавать урок.

Но в дипломах у нынешних выпускников все равно значится: «преподаватель физики», в то время как ранее, когда курс астрономии был полноценным, значилось «преподаватель физики и астрономии».

«Мы готовы запустить курсы повышения квалификации для учителей астрономии, если увидим такую потребность», – подчеркнул директор ИФТиЭ УрГПУ Петр Зуев. Пройти такие курсы смогут выпускники бакалавриата по физике, желающие преподавать еще и астрономию.

Между тем, ученые-астрофизики не согласны, что преподавать астрономию должны физики. По их мнению, преподавать астрономию должны астрономы. Такое мнение ранее в интервью NDNews.ru высказал сотрудник кафедры астрономии и геодезии Института естественных наук УрФУ Павел Скрипниченко. «Если сейчас организовать кампанию по возвращению астрономии в школы, она не будет эффективной.

Просто специалистов по астрономии нет. Астрономию должен преподавать астроном. Астрономов компетентных выпускается мало. И на все школы их просто не хватит. Мне кажется, в педагогических вузах астрономии нет вообще. Ни в одном. У нас в области их выпускает УрФУ. Еще астрономов выпускаюет Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск, Иркутск – и на этом все», – поделился ученый.

Источник: https://www.u-mama.ru/news/novosti/18824-astronomiya-kotoruyu-hotyat-vernut-v-shkoly-neinteresna-sovremennym-detyam.html

«Сверхновые» уроки. Что изменит возвращение астрономии в школы

С этого года в школы начинает возвращаться астрономия, ранее исключённая из числа базисных предметов.

«Она нужна без сомнений»

«Солнце вращается вокруг Земли», — кажется, что у современного человека такое утверждение может вызвать лишь улыбку, потому что ошибочность геоцентрической системы мира уже несколько веков как не новость.

Но когда специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения провели опрос на эту тему, то стало не до смеха. Десять лет назад 28 процентов респондентов, по сути, назвали дневное светило спутником Земли.

Более того, в ходе повторного опроса в 2011 году уже 32 процента опрошенных россиян согласились с утверждением о том, что Солнце вращается вокруг нашей планеты.

Читайте также:  Открытое пространство: профессии для экстравертов

Этот результат можно было бы списать на невнимательность людей или наличие подвоха в самом вопросе ВЦИОМ, если бы не масса других примеров удручающей астрономической безграмотности наших соотечественников из реальной жизни. И это на родине первооткрывателей космоса.

В стране давно заметили данную проблему и в качестве решения неоднократно предлагали вернуть в обязательную школьную программу астрономию, ранее исключённую из числа базисных предметов. Даже депутаты Госдумы обращались с такой инициативой в Министерство образования и науки РФ.

А там отвечали, что элементы астрономии и так изучаются в рамках других школьных дисциплин. Но к радости многих ведомство изменило свою позицию после смены руководства.

«Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно, сто процентов. Мы сейчас думаем о том, как это сделать», — заявила в сентябре прошлого года вскоре после своего назначения новая глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. А уже в октябре она озвучила более конкретный план действий в данном направлении.

В текущем году астрономию начнут преподавать в пилотном режиме. Это коснётся старшеклассников части российских школ, а повсеместно предмет будет внедрён чуть позже. Министр также сообщила, где взять учебные часы на астрономию.

Это будет сделано за счёт уроков второго иностранного языка, преподавание которого в большинстве школ Ольга Васильева назвала «во многом профанацией», имея в виду качество знаний.

Цементирующий предмет

В числе людей, которые с большой радостью восприняли слова нового министра — краснодарский астроном Александр Иванов. Он много лет работает в астрофизической обсерватории Кубанского государственного университета, и у него, как говорят, давно уже наболело. Ему стыдно за глупые ответы россиян не только как специалисту.

«Всё-таки культурный человек должен понимать многие вещи, — говорит Александр Иванов. — Но очень часто люди не могут ответить даже на элементарный вопрос: почему происходит смена времён года? Большинство считают, что причина в эллиптичности орбиты Земли.

То есть, по их мнению, когда наша планета ближе к Солнцу — становится теплее, а когда она дальше от него — холоднее. А вопрос о том, почему же тогда в южном полушарии лето, когда у нас зима, ставит их в тупик.

На самом деле причина чередования времён года в изменении угла наклона земной оси по отношению к плоскости эклиптики».

Кто-то может сказать, что для восполнения подобных пробелов в образовании не нужно менять школьную программу. Ведь самые базовые знания об устройстве нашего мира можно давать, к примеру, на уроках естествознания. Может и так, вот только изучение астрономии способно дать гораздо больше, чем просто набор определённых знаний о космосе.

«Этот предмет как бы обобщает, цементирует все остальные знания, которые человек получает в школе, — убежден Александр Иванов. — Ведь астрономия тесно связана с физикой, математикой, химией, биологией, историей и другими дисциплинами. В конечном итоге она важна в философском плане, потому что помогает понять место человека во Вселенной».

Это мнение полностью разделяет и учительница физики из кубанской станицы Павловской Светлана Рыбалкина, которая в своё время также преподавала школьникам астрономию.

«Она развивает у детей воображение, мышление, расширяет их мировоззрение, — говорит педагог. — Причём такое мнение я слышала и от учителей по другим предметам. Если астрономию вернут, то это будет большим плюсом для всего школьного образования и нужно будет сказать огромное спасибо нашему министру.

Конечно, общие знания об устройстве солнечной системы и космосе в школе дают, но о созвездиях, галактиках, Вселенной учащиеся на уроках узнают мало. Без астрономии дети стали безграмотнее и показательно то, что многие из них всерьёз интересуются астрологией.

А ведь это ложная наука, молодежи просто морочат голову».

Как преподавать астрономию

Не последний вопрос — как именно преподавать астрономию. По словам Светланы Рыбалкиной, она была обязательной в её общеобразовательной школе № 2 до середины двухтысячных годов.

Предмет изучали только в одиннадцатых классах и всего час в неделю, но учительница считает, что этого было достаточно с учётом ещё четырёх часов физики. С тех пор количество уроков даже по этой дисциплине у старшеклассников сократили в два раза.

Тем ни менее, даже в условиях такой сжатой программы Светлана Рыбалкина старается давать своим ученикам знания по астрономии. И это не только потому, что она сама считает это важным. Педагог говорит, что и у ребят есть интерес.

Особенно часто дети спрашивают у неё про чёрные дыры и пространственно-временные парадоксы Вселенной, о которых узнают из фантастических фильмов, передач и книг. А вот специфическими формулами и задачами ребята интересуются меньше всего, что и понятно.

Да и сама Светлана Рыбалкина считает их лишними в школьной астрономии. По её мнению, таким сложным вещам скорее место в вузах, а в общеобразовательных учреждениях лучше просто больше рассказывать о космосе.

И наверняка с этим согласятся многие из тех, кто у кого в школе была астрономия.

Александр Иванов тоже акцентировал внимание на подходе к преподаванию астрономии. Он считает, что даже одного часа в неделю для неё маловато и нужно минимум два. Но главное, по его мнению, сделать эти уроки максимально интересными и полезными. А для этого мало хорошо рассказывать, не менее важно показывать космос.

И речь не столько о картинках, которые любой может сам посмотреть в интернете. Учащиеся должны иметь доступ к хорошим телескопам. Они стоят дорого и школам не по карману, но краснодарский астроном предлагает одно из решений этой проблемы. Суть в том, что благодаря интернету пользоваться телескопами можно удалённо и это давно делают во всём мире.

В России немало обсерваторий, которые могли бы тоже предоставлять такую возможность учащимся. Например, в Кубанском госуниверситете уже работают над созданием такой системы. Но задействовать мощные ресурсы обсерваторий целесообразно только для выполнения научных работ.

А чтобы просто показывать детям ночное небо с целью их заинтересовать, сгодятся и обычные недорогие телескопы.

«На мой взгляд, также нужны некие центры, которые бы дополнительно работали со школьниками по астрономии, — продолжает Александр Иванов. — Их можно создавать на базе обсерваторий, планетариев, вузов. Например, в нашем университете мы занимаемся с детьми уже много лет. И даже в каждом районе можно организовать небольшой центр, где дети могли бы общаться, удалённо подключаться к телескопам».

Но есть и более первоочередные вопросы, касающиеся возвращения астрономии в школы. Достаточно ли у нас подготовленных для этого учителей? Какие будут учебники, и где их брать? Впрочем, как говорят, лиха беда начала. Главное, что решение принято и большинство россиян, судя по отзывам в интернете, позитивно восприняли эту инициативу.

Источник

Астрономию начнут преподавать в рамках уроков физики

Источник: https://narodsobor.ru/2017/04/18/34139-lsverxnovyer-uroki-chto-izmenit-vozvrashhenie-astronomii-v-shkoly/

Возвращение астрономии в школу: "космический" энтузиазм и кадровый голод

МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Решение Минобрнауки РФ вернуть астрономию в число обязательных школьных дисциплин вызвало воодушевление в научном сообществе и системе образования.

Но если ученые строят радужные планы по обновлению учебников и предлагают креативные методы преподавания, руководство школ озабочено более земными проблемами: после 20 лет отсутствия предмета в программе его оказалось некому преподавать.

Своими взглядами на возвращение астрономии в школу и пути решения связанных с этим организационных проблем рассказали опрошенные ТАСС эксперты.

К высоким образовательным стандартам

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возвращение астрономии в школьный курс выводит отечественное образование на более высокий уровень.

«Мы ждали этого почти 20 лет. Астрономия в школе поможет правильному формированию мировоззрения подрастающего поколения. Человека, понимающего, как устроена Вселенная, как работают законы физики на других планетах, трудно сбить с толку и увлечь каким-то мракобесием», — сказал директор Специальной астрофизической обсерватории (САО РАН) Валерий Власюк.

Его предшественник на этом посту, академик Российской академии наук (РАН) Юрий Балега, который сейчас курирует астрономию в Федеральном агентстве научных организаций, считает возвращение астрономии в школьную программу элементом возрождения высоких образовательных стандартов времен СССР.

По мнению руководителя Центра космической погоды Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В.

Пушкова (ИЗМИРАН) Сергея Гайдаша, это «торжество справедливости, восстановление нормального хода образовательного процесса и возможность для ученых старшего поколения передавать знания и умения молодежи, так как среди школьников обязательно найдутся те, кого астрономия увлечет настолько, что они ее выберут своей профессией».

Космонавт Андрей Борисенко, с чьей подачи в 2012 году волонтеры начали сбор подписей за возвращение астрономии в школу и собрали более 10 тыс. подписей, заметил, что «лучше поздно, чем никогда». А его коллега Олег Артемьев выразил уверенность, что «решение Минобрнауки принесет большую пользу всему обществу».

«В стране, которая первой запустила искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года и первой послала человека в космос 12 апреля 1961 года, молодежь заражают средневековыми предрассудками. Астрономия в школе поможет это остановить», — считает космонавт.

Расширяя горизонты

Академик РАН Валерий Черешнев считает возвращение астрономии в школу «большим прорывом», так как это одна из важнейших междисциплинарных наук. По его мнению, такое решение Минобрнауки — первый шаг, за которым должно последовать появление других обобщающих широких дисциплин.

«Мировая наука идет к междисциплинарности, нужно и общество к этому готовить», — убежден академик.

Директор 239-го петербургского физико-математического лицея Максим Пратусевич увидел в возвращении астрономии в школьную программу важный поворотный момент.

«Все последние годы старшая школа двигалась в сторону профильного обучения, подготовки старшеклассников по тем предметам, которые им потребуются для поступления в вуз.

Это сигнал, противоречащий этой тенденции, сигнал поворота», — сказал он.

Заместитель генерального конструктора ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Владимир Заборовский видит в возвращении астрономии решение задачи по расширению кругозора школьников.

«В круг понятийных дисциплин, которые помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, входит география, точные науки. Астрономия — во многом философская дисциплина, связывает воедино дисциплины, расширяющие кругозор», — заметил он.

Директор мордовского республиканского лицея для одаренных детей Евгений Вдовин уверен, что возвращение астрономии в школу «позволит повысить интерес к астрофизике, робототехнике, развитие космических технологий и к инженерному делу в широком смысле слова».

Кадровый вопрос открыт

Руководитель Центра космической погоды ИЗМИРАН Сергей Гайдаш признал, что «культура преподавания предмета в значительной мере утрачена».

«Ожидаемым, но очень сложным для школ» назвала решение Минобрнауки директор петербургской гимназии №56 Майя Пильдес. В то же время она отметила, что Минобрнауки возвращает астрономию «мягко, по мере готовности школ».

«Изучение астрономии как обязательного предмета… вводится в российских школах с 2017/18 учебного года, однако дата 1 сентября 2017 года обозначена на федеральном уровне как ориентир.

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже — с 1 января 2018. Определяющей…

является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета», — отметила она.

Пильдес уточнила, что ее гимназия не успевает начать преподавание астрономии 1 сентября.

Собеседница агентства отметила, что педагогический университет (РГПУ им. А.И.Герцена) сейчас не готовит учителей астрономии. «Раньше специальность называлась «учитель физики и астрономии», а после исчезновения астрономии из школьной программы профиль стал другим: «учитель физики и информатики», — сказала она.

Академик РАН Валерий Черешнев полагает, что «перед школой стоит очень сложная задача подготовки учителей астрономии, которые могли бы увлечь ребят предметом». «Это вопрос кадров, кадров и еще раз кадров», — заметил он.

Возрождение специальности

Некоторые вузы уже начинают адаптироваться к новым запросам. В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) в 2017 году открыт набор студентов на направление подготовки «Физика и естествознание», в рамках которого предусмотрен курс астрономии.

«Выпускники этого направления подготовки смогут преподавать и астрономию. На направление выделено 15 бюджетных мест бакалавриата, 80% уже закрыты в первую волну», — уточнили в вузе.

По словам директора института физики, технологии и экономики (ИФТиЭ УрГПУ) Петра Зуева, институт также готов запустить курсы повышения квалификации для учителей астрономии.

Пройти такие курсы смогут выпускники бакалавриата по физике, желающие преподавать астрономию.

Аналогичные шаги предприняты и в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ). Вуз ввел курсы «Методика обучения астрономии» для студентов бакалавриата и магистратуры на предстоящий учебный год, а для работающих педагогов предлагает программу повышения квалификации.

В Петрозаводском госуниверситете вместе с Институтом повышения квалификации решили запустить осенью 2017 года заочный курс повышения квалификации для заинтересованных учителей физики, географии, биологии — для потенциальных преподавателей астрономии и её базовых элементов.

Положительный опыт

В республиканском лицее для одаренных детей Мордовии астрономия включена в обязательную образовательную программу с момента основания учебного учреждения с 2010 года.

Предмет в этом учебном заведении изучают под редакцией Воронцова-Вельяминова (Борис Александрович Воронцов-Вельяминов, автор ряда учебных пособий по астрономии — прим.

ТАСС), по которому в СССР учились многие сегодняшние руководители астрономических учреждений РАН.

Например, директор Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Назар Ихсанов помнит этот учебник до сих пор. «Я учился по учебнику Воронцова-Вельяминова, мне было очень интересно, хотя и непросто, вычислять координаты звезд, делать всевозможные преобразования», — вспоминает ученый.

В саранском лицее есть и собственная материальная база — стационарный телескоп и обсерватория с раскрывающимся куполом. «Мы выходим с детьми в ночные экспедиции на открытую местность, чтобы вести наблюдение за звездным небом», — рассказал директор лицея Евгений Вдовин.

Результат налицо: в лицее восемь победителей Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, 20 призеров всероссийской олимпиады школьников, в зачете лицеистов из Саранска пять золотых, одна серебряная и четыре бронзовых медалей в составе сборной России на Международных олимпиадах по астрономии среди старшеклассников.

В волгоградском лицее №5 имени Юрия Гагарина астрономию тоже преподавали до решения Минобрнауки. «Мы проводили ее факультативно, причем с учащимися всех классов. В квартале от нашего лицея расположен Волгоградский планетарий, и мы организуем посещение планетария всеми нашими лицеистами»,- сказала директор лицея Лариса Тропкина.

С 1 сентября предмет вернется в обязательную программу, будет преподаваться в 10 классе, отметила она.

Креативные решения

И ученые, и педагоги отмечают, что преподавание астрономии на новом этапе требует и новых подходов, более современных и творческих методов преподавания. Директор Пулковской обсерватории Назар Ихсанов считает, что новый учебник стоило бы наполнить более увлекательными задачами, например, «Как взвесить Землю без весов?».

«Или еще задача: вы оказались где-то, и вам хочется узнать, сколько весит та планета, на которой вы оказались. Это очень здорово развивает мышление в логическом плане, астрономия — это игра ума и воображения», — отмечает Ихсанов.

Готовность помочь школе выразили и космонавты. «Мы можем помочь, в том числе проводить уроки с борта Международной космической станции», — сказал Андрей Борисенко.

В САО РАН, а также в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова сообщили, что активно работают со школами и готовы расширить эту деятельность, организовать курсы переподготовки для учителей астрономии и предоставить для уроков свою научную базу.

Директор петербургской гимназии №56 Майя Пильдес также отметила, что «ищет нестандартные решения», например, изучает возможности Петербургского планетария, расположенного поблизости от ее учебного заведения, для того чтобы подать предмет «методом погружения».

Иркутский популяризатор астрономии, директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Сергей Язев предложил вводить астрономию в 2017/18 учебном году со второго полугодия и читать предмет в ритме два часа в неделю. На его взгляд, такой метод «гораздо эффективнее, и дает возможность решить за первое полугодие вопрос переподготовки учителей и выбора учебников».

В 239-м лицее Петербурга астрономия с 1 сентября будет даваться в форме онлайн-курса, где в качестве преподавателей выступят ведущие ученые, например Владимир Сурдин из МГУ. «Мы готовы поделиться этой технологией со всеми школами страны», — сказал Максим Пратусевич.

Чем раньше, тем лучше

  • Заведующий учебной астрономической лабораторией Петрозаводского государственного университета, открывший две кометы и несколько астероидов, Артем Новичонок опасается, что возвращение предмета может вызвать раздражение, если вводить его в 10-11 классе, когда и педагоги и школьники нацелены на ЕГЭ.
  • Он предложил начинать преподавание «в более ранних классах, когда нет такой нацеленности на сдачу ЕГЭ, развивать элементы астрономии в рамках географии, биологии, химии, природоведения и ввести элементы астрономии в ЕГЭ по физике».
  • Ученый секретарь САО РАН Елена Кайсина предлагает изучать предмет, начиная с 9 класса в течение 2-3 лет, что даст, по ее мнению лучший результат.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4463378

Ссылка на основную публикацию