Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

В России запущен единый портал с онлайн-курсами

Весной 2018 года в личном кабинете каждого российского вуза в единой системе будет представлена информация обо всех студентах, которые учились онлайн.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Результаты прохождения интернет-курсов могут зачесть в качестве экзаменов и зачетов.

За развитием дистанционного обучения в стране отвечает приоритетный госпроект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Сетевые университеты

В декабре многие задумываются о том, чем заняться в долгие выходные дни января. Успехом пользуются занятия, так или иначе связанные с зимой и новогодним настроением. Можно взять уроки рисования натюрмортов с видами шампанского, снежинок, мандаринов и елочек. Или просто послушать умных людей. Или красиво одеться, поучившись у экс-директора моды британских Vogue и Elle. 

Накануне Рождества многие пытаются вспомнить основные христианские каноны – и для этого в интернете есть своя школа.

Будущим выпускникам, озабоченным предстоящими едиными экзаменами, «Яндекс» бесплатно предлагает онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ. Задания подкреплены видеообъяснениями от выпускников различных вузов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ночь в музее: лучшие события в москве

Оценим за полчаса!

Еще не успеет сойти снег, как состоится всероссийский добровольный онлайн-диктант для всех желающих. 

Знания могут подарить не только новое мироощущение, но и стать источником дополнительных доходов. Неудивительно, что появляется все больше желающих учиться, и проще это делать, конечно, в Сети. В 2016 году число россиян, участвующих в образовательных онлайн-курсах, увеличилось в два раза и достигло 1 млн человек (по данным ресурсов Coursera, «Открытое образование» и «Лекториум»).

На рынке репетиторских услуг 78% учащихся занимается очно с репетитором, 14% — индивидуально с преподавателем в онлайне и 8% — в смешанном, «очно-дистанционном» формате

Coursera – самый популярный в стране англоязычный проект, имеющий и русский сегмент. Лекции на портале ведут преподаватели ведущих университетов мира.

 В России пользуются спросом курсы на платформах открытого образования «Лекториум», «Универсариум» (аудитория 1,5 млн слушателей), «Интуит» и других. Существует проект «Мобильная электронная школа» (МЭШ), который используют в 32 регионах РФ.

В 500 образовательных организациях его внедрили, а в 200 тестируют это решение.

На подготовке IT-специалистов специализируются школа анализа данных «Яндекса» и «Нетология». Mail.Ru Group и GeekBrains в апреле 2017 года открыли первый в России онлайн-университет для разработчиков. 

84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое дополнительное образование, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным

Дистанционное обучение стало стандартом

Разрозненный образовательный контент целесообразно объединить в цифровое облако, предоставив пользователям определенные гарантии его качества, решили чиновники.

«Современный мир все больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен соответствовать реалиям современного и будущего мира», — считает директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. Свое мнение эксперт выразил на публичной площадке в МИА «Россия сегодня» в декабре 2017 года. 

В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования. Площадка привлекла внимание полумиллиона слушателей. На заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам осенью 2016 года одной из четырех инициатив стало повышение качества и доступности онлайн-образования. 

«Интернет дает неограниченные возможности тем, кто ищет новые знания, но при этом не гарантирует качество материала. В рамках нашего проекта будет создан единый портал для размещения всех типов онлайн-курсов, качество и авторство которых будет подтверждено. В этом цель проекта.

Он объединит существующие платформы электронного образования, будет сформирована система проверки результатов обучения.

У всех, кто пожелает, появится свое так называемое цифровое портфолио, которое можно будет предъявить, например, потенциальному работодателю», — рассказывал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев.

  • В течение месяца после заседания был утвержден паспорт этого приоритетного проекта. 
  • Гранты для вузов
  • «Дорожная карта» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) была представлена в сентябре 2017 года на отраслевой конференции. 

В декабре 2017 Минобрнауки обнародовало портал, объединяющий все образовательные платформы в стране. Его создатели обозначили, что ресурс будет состоять из реестра онлайн-курсов и цифровых портфолио обучающихся. 

Веб-платформу, на которой можно будет не только искать информацию о нужных учебных занятиях, но и вести личную страницу, разработали в «Национальном центре электронного образования» (входит в «Национальный центр информатизации» — структуру «Ростеха») совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики. 

Университет ИТМО получил эти компетенции в результате конкурсного отбора на предоставление грантов в рамках госпроекта. О механизме размещения курса на площадке ранее рассказывал директор Центра дистанционного обучения вуза, а также руководитель проекта по созданию единого портала Андрей Лямин.

Портал интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации о достижениях обучающегося между образовательными организациями.

Высшая школа экономики (ВШЭ), в свою очередь, получила грант на разработку и внедрение методики инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов. Технологии Big Data помогут экспертам иметь объективную информацию о его сбалансированности и сложности, привлекательности для различных групп слушателей.

Многоступенчатой системой оценки качества дистанционных программ займется Уральский федеральный университет (УрФУ им. Б.Н.Ельцина).

 Разработано около десяти подобных процедур: со стороны пользователя, экспертов, профессионального сообщества, работодателей, констатировал директор Ассоциации «Национальное общество технологий в образовании» (НОТО) Тарас Пустовой. Напомним, НОТО является экспертной площадкой для СЦОС. 

За информационное сопровождение госпроекта и продвижение технологий дистанционного обучения отвечает НИТУ «МИСИС». О грантах другим вузам на развитие онлайн-обучения в рамках СЦОС можно почитать на сайте правительства.

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Источник — «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: цифры, факты, инсайты, прогнозы»

В режиме одного окна

Портал online.edu.ru находится в режиме опытной эксплуатации. Процедуру аккредитации для размещения в единой базе уже прошли 11 российских платформ, например, «Лекториум» и «Универсариум».

В систему загружены 250 онлайн-курсов, многие дистанционные программы находятся в процессе сертификации.Федеральная площадка поможет студентам сформировать индивидуальные образовательные траектории, выделив компетенции, которые им пригодятся, отметил Александр Соболев.

Не имея широкого поля цифровых ресурсов, этого сделать нельзя, добавил эксперт.

Число слушателей, чьи достоверные результаты обучения фиксируются и передаются через программные интерфейсы «одного окна», составляет уже 500 тысяч человек. Со временем, когда ресурс заработает в полную силу, в личном кабинете вуза будет отражена информация о результатах обучения студентов на образовательных платформах.

Но уже сегодня молодые люди могут получать оценки в зачетную книжку после прохождения учебных программ в интернете. Для этого они предварительно должны согласовать курс с преподавателем и найти его на названном специализированном ресурсе. 

Свое цифровое портфолио пользователь сможет получить в базе данных проекта даже спустя десятки лет, напомнил Т. Пустовой.

Среди целевой аудитории в сфере бизнес-образования, обучения IT, а также организационным и управленческим навыкам преобладают люди 20–35 лет, около 70% из них — мужчины 

Вне зависимости от места жительства

Большинство студентов не знает о возможности официального признания онлайн-курсов в качестве тех или иных экзаменов, отметила директор Института дистанционного образования Томского госуниверситета (НИ ТГУ) Галина Можаева. Для популяризации ресурса в российских городах и выравнивания качества образования в масштабах государства начали работать десять региональных центров компетенции в области интернет-обучения.

НИ ТГУ выбран для этой цели в результате конкурсного отбора Минобрнауки наряду еще с девятью отечественными вузами. Согласно планам, в ближайшие годы должно быть подготовлено не менее 10 тысяч преподавателей и экспертов в сфере интернет-образования.

В Томске региональный центр компетенций накануне Нового года запустил два специальных онлайн-сервиса. Они позволяют оценить и потенциал отдельных преподавателей, и уровень развития электронного обучения в образовательной организации в целом.

В декабре 2017 года Уральский федеральный университет (УрФУ) представил на едином портале первые восемь обучающих курсов повышения квалификации для преподавателей и специалистов.

В ближайшее время на площадке будет реализован механизм построения рейтингов онлайн-программ. А к 2020 году на online.edu.

ru разместят не менее 3500 курсов, результаты прохождения которых могут быть зачтены в учебных планах вузов.

Со временем проект будет ориентирован не только на высшие учебные заведения, но и на бизнес, а также на рядовых пользователей. К концу 2025 года предположительно 11 млн россиян смогут освоить сертифицированные онлайн-курсы.

  1. Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году
  2. Источник — «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: цифры, факты, инсайты, прогнозы»
  3. Совместные усилия государства и бизнеса
  4. Сфера онлайн-образования волнует ритейлеров, операторов связи, коммуникационные площадки.
  5. Минобрнауки и «ВКонтакте» недавно подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ведомство на своей официальной странице в соцсети выложит лекции преподавателей ведущих вузов, учебные материалы и методические пособия для студентов, педагогов, родителей и всех желающих.

ПАО «Ростелеком» и АО «Издательство «Просвещение» занялись цифровым обучением совместно, создав предприятие ООО «РТК. Просвещение».

ПАО «МТС» в поисках точек роста осенью 2017 вышла на рынок профессионального образования. Цифровые технологии, которые продвигает оператор, признаны одними из лучших в мире по итогам 2016 года.

Во многих торговых сетях России отказались от идеи очного образования для сотрудников. Корпоративный университет «Связного» предлагает 500 актуальных электронных курсов.

Несмотря на активность российских университетов и компаний в развитии дистанционного обучения, отечественное образование цифровизировано неравномерно.

Таковы данные «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: цифры, факты, инсайты, прогнозы».

Его провели East-West Digital News, ФОМ, «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, ФРИИ, VB Profiles, comScore и другие аналитические коллективы. 

Глубже всего проникновение онлайна в дополнительном профессиональном (6,7%), дополнительном школьном (2,7%) и высшем образовании (1,8%). Но рост показывают все сегменты без исключения. 

Изображение: Lori.ru, RSpectr.com

Поделиться

Все тэги

Источник: https://www.rspectr.com/articles/380/znanie-uhodit-v-internet

Топ-10 трендов онлайн-образования-2020 · EdMarket

Онлайн-курс, который вы запускаете на открытый рынок, должен не только решать задачи слушателей и приводить их к заветной цели, но и соответствовать современным трендам и новым технологиям.

Например, выпускать сегодня образовательный продукт, не адаптированный под мобильные устройства, по меньшей мере неразумно — потенциальные клиенты, скорее всего, ценят удобство и уйдут к вашим более продвинутым конкурентам. 

Давайте посмотрим на основные тренды в онлайн-образовании, которые будут актуальны в 2020 году (а скорее всего, и дольше). 

Топ-10 трендов онлайн-образования

1) Индивидуальная траектория обучения

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

В 2020 году будет сохраняться запрос на гибкое онлайн-обучение, которое решает конкретные запросы пользователя. Становятся все более популярны модульные образовательные линейки, в которых слушатель может из отдельных блоков «собрать» персональную траекторию обучения, отвечающую его запросу.

Так, например, устроена модульная линейка EdMarket, в которой к базовому курсу вы можете докупить дополнительные модули и прокачаться в темах, например, маркетинга или методики онлайн-обучения.

2) Мобильное обучение

Здесь все просто: пользователи хотят проходить онлайн-уроки в дороге, когда выдается свободная минутка, в любом удобном месте. Если по какой-то причине ваш курс требует прохождения только со стационарного компьютера, скорее всего, вы потеряете аудиторию. 

3) Микрообучение

Еще один тренд, который сохраняет актуальность не первый год. В современном графике жизни сложно найти свободное время, чтобы посмотреть 1,5-часовой вебинар. 10-15-минутное видео — другое дело.

Микрообучение предполагает, что вы «упаковываете» информацию в короткие ролики и дополняете их практичными заданиями, чеклистами и шаблонами. Подробнее о том, как устроено микрообучение, читайте в нашей статье.

Важно помнить, что микрообучение — это не “волшебная таблетка” и не универсальное решение. Если тема курса сложна, включает много аспектов и требует детального и длительного обучения, «упаковать» ее в формат микро-уроков не получится. 

4) Онлайн-обучение с развернутой обратной связью

Онлайн-курсы, на которых слушатели получают обратную связь на домашнее задание, безусловно выигрывают у тех, которые не включают эту опцию. 

Обратную связь (в форме личных консультаций, разбора домашних заданий, индивидуального сопровождения) студенты могут получать от преподавателей курса или от тьюторов — специалистов с опытом по теме обучения, которые разбирают домашние задания студентов, выявляют сильные и слабые моменты и помогают достичь нужного результата. 

5) Тренд на создание комьюнити и нетворкинг

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Слушатели приходят на онлайн-курсы не только за знаниями. Очень многих привлекает возможность завязать интересные знакомства, войти в сообщество творческих развивающихся людей, найти среди них, возможно, партнеров для своих проектов. Поэтому в 2020 году популярность набирают курсы, которые дополняют образовательную часть нетворкингом. 

Например, все учащиеся в EdMarket общаются в телеграм-чатах, где могут поделиться впечатлениями, задать вопрос или попросить обратную связь на проект. Но помните, что коммуникацию в чатах придется поддерживать вам как организатору обучения: без модератора любое общение рано или поздно затихает или вырождается во флуд.

6) Практикоориентированное обучение

Причем в самом широком смысле. Слушатели чаще всего не заинтересованы выполнять учебные задачи, как это было в школе, и погружаться в теорию, которая имеет мало отношения к из запросу. Поэтому в конкурентной борьбе побеждают онлайн-курсы, которые построены на кейсах и конкретных, связанных с повседневностью слушателей, заданиях.

Читайте также:  Мир вокруг: кто такой дизайнер архитектурной среды

Например, во время обучения на курсе «Руководитель онлайн-школы» слушатели выполняют задания, работая над собственным проектом онлайн-школы. Каждое задание — конкретная ступенька в его разработке, и в финале выпускники имеют готовый к запуску продукт. 

7) Стажировки и трудоустройство как часть онлайн-курса

В конкурентной борьбе выигрывают образовательные продукты, которые обеспечивают студентам стажировки в крупных компаниях или помогают наиболее успешным слушателям найти работу по новой, только что приобретенной, специальности. 

Многие студенты EdMarket находят работу уже во время обучения. Например, вот кейс Александры Рэдулеску, которая училась на курсе «Методист онлайн-курсов». 

8) Смешанное обучение

Еще один «долгоиграющий» тренд сферы онлайн-образования. Востребованными оказываются курсы, которые соединяют офлайн- и онлайн-форматы. Например, в курс EdMarket «Руководитель онлайн-школы» входят 6 очных мастер-классов: пройдя обучение по той или иной теме, слушатели могут попрактиковаться и углубить знания во время очных занятий. 

9) Мультиформатное обучение

Востребованы онлайн-курсы, создатели которых «упаковывают» информацию в разных форматах. Так, слушатели одного и того же курса могут слушать видеоролики, заполнять учебные тетради, получать чеклисты, шаблоны и другие вспомогательные материалы, работать с онлайн-тренажерами. При таком подходе лучше усваивается информация, и курс становится более насыщенным. 

10) Геймификация

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Пожалуй, самый неоднозначный тренд из перечисленных. С одной стороны, игровые механики в обучении работают отлично и помогают сохранить интерес к занятиям и проходить онлайн-курсы до конца. Но — только если игровые механики соответствуют учебным задачам и помогают достигать целей. Причем учебных целей, а не игровых.

Далеко не обязательно вкладываться в сложно устроенную геймификацию, чтобы получить востребованный онлайн-курс. Люди покупают онлайн-курс не чтобы сыграть в игру, а чтобы получить результаты, которые принесут им новые знания и навыки. 

И совет напоследок: помните, что тренды онлайн-образования — не универсальное решение. Применяйте их с умом, не забывайте о качественном продукте и грамотном продвижении, и тогда ваши онлайн-курсы будут востребованы, независимо от того сколько трендов вы учли при их создании. 

Что еще почитать?

  • Мифы и реальность рынка онлайн-образования
  • Как открыть онлайн-школу: кейс выпускника EdMarket
  • Топ-10 самых популярных статей блога EdMarket за 2019 год

Источник: https://edmarket.ru/blog/top-trends-of-e-learning

Образование готовят к переходу в интернет

В Москве уже в пятый раз прошла международная образовательная конференция EdCrunch. В этом году ее участники обсуждали необходимость модернизации привычной нам системы образования с опорой на современные технологии — блокчейн, искусственный интеллект и онлайн-обучение.

Разработчики системы «Современная цифровая образовательная среда» пообещали, что уже через несколько лет миллионы россиян будут полноценно учиться в интернете — и одновременно вместе с сертификатом о прохождении онлайн-курса получать предложение о работе. Рутинную школьную отчетность пообещали постепенно заменить на «единое цифровое пространство».

А ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов удивил коллег, заявив, что его университет в ближайшие пять лет полностью откажется от традиционных лекций.

Конференцию EdCrunch-2018 открыл министр высшего образования и науки Михаил Котюков. «Скорость технологических инноваций нарастает, это даже не геометрическая прогрессия, это более серьезная прогрессия. Мы должны в этих условиях быть готовы очень быстро передавать знания людям разных возрастов.

Как это делать, на что ориентироваться, какие формы для этого использовать — задача, которую сегодня решает не только Россия, задачу решает сегодня весь мир,— сказал он, выступая перед тремя сотнями педагогов и экспертов международного уровня.— Общие итоги конференции мы с вами сможем обсудить и интегрировать в реализацию крупных государственных задач.

В первую очередь — государственную программу науки и высшего образования и в национальный проект ''Образование''».

Читать далее

Первые четыре конференции EdCrunch проводил НИТУ «МИСиС», в этом году к нему присоединился университет НТИ «20.35». Тему 2018 года они сформулировали как «Данные, которые трансформируют мир».

«Пять лет назад EdCrunch создавался как площадка, на которой мы будем искать новые решения для наших детей,— рассказала ректор НИТУ ''МИСиС'' Алевтина Черникова.

— Потому что система образования наиболее чувствительно реагирует на быстро меняющийся мир.

Сейчас уже просто невозможно один раз получить качественное образование на всю жизнь. На наших глазах уходят привычные профессии и возникают новые».

Трендом современной высшей школы госпожа Черникова назвала индивидуальные образовательные траектории, которые позволяют студентам получить максимальный объем знаний из самых разных дисциплин.

«Поэтому современный университет должен постоянно быть на связи с работодателями. НИТУ ''МИСиС'' со многими из них создает совместные курсы или образовательные программы, в том числе и в цифровом формате,— сказала “Ъ” Алевтина Черникова.

— Для этой же цели мы создаем в университете двуязычную среду. Порядка шести лет назад мы вместе с университетом Кембриджа разработали курс углубленного изучения английского языка. Преподают наши сотрудники, но оценивает внешняя система — тесты IELTS.

Если у человека есть такой сертификат — перед ним открыты двери для учебы и работы на Западе».

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов также рассказал на конференции о том, как вуз готовится к будущему. «Мы считаем, что не надо сейчас изобретать новые профессии — они сами появятся. Университет вообще должен все в меньшей и меньшей степени готовить к конкретным профессиям.

Он должен готовить высокоадаптивных специалистов, которые смогут осваивать эти новые профессии,— подчеркнул он.— Для этого мы выстраиваем тесные связи с работодателями.

Так что подготовка студентов сегодня — это задача не только ''Вышки'', но ''Вышки'' и ''Яндекса'', ''Вышки'' и Сбербанка».

Говоря о новых трендах, он упомянул, что с недавнего времени во всех без исключения образовательных программах ВШЭ читают курс data science (наука о данных). «Причем это была достаточно нетривиальная задача — внедрить их у гуманитариев, у юристов»,— сказал ректор.

По его словам, специалисты «Яндекса» создали рабочую группу с преподавателями всех направлений, чтобы выяснить, для чего им может потребоваться data science. «Поняли, как дизайнеры будут ее использовать, как логисты могли бы применять. И сейчас будем выстраивать уже индивидуальную линейку преподавания у разных направлений,— сказал господин Кузьминов.

— Очевидно, дальше будет формирование такого же набора курсов по применению искусственного интеллекта. Это позволит учащимся в будущем выходить на новые рынки труда».

Другой вариант подготовки к новым профессиям — введенная во ВШЭ система майнеров, дополнительных специализаций. «Это связка минимум из четырех курсов по выбору. Юрист может взять майнер по психологии и математике — и не просто ознакомиться с началами, а получить серьезные знания,— сказал ректор.— Очень интересно, что люди выбирают достаточно далекие от корневой специальности курсы».

Именно на EdCrunch Ярослав Кузьминов сделал свое сенсационное заявление о будущем ВШЭ, которое с тех пор оживленно обсуждают в образовательном сообществе.

«В ближайшие пять лет мы заменим все лекции онлайн-курсами. Лекционные занятия в классической форме мы отменим»,— сказал он (подробный материал об этом см. в “Ъ” от 2 октября).

Это решение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объяснил “Ъ” тем, что традиционные лекции превратились в «профанацию»: их посещаемость во всех вузах оставляет желать лучшего, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки.

Переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования.

Впрочем, заместитель главы Минобрнауки Марина Боровская предложила участникам конференции задуматься, готовы ли преподаватели и студенты к тем переменам, которые хотят ввести руководители университетов.

Она перечислила несколько вопросов, которые неизбежно возникнут при переходе на онлайн-курсы: «Какую долю онлайн-курсов студент может взять при освоении той или иной программы? Насколько университеты готовы принять курсы друг друга и засчитывать их прохождение? И сколько учащихся готовы рискнуть и выбрать индивидуальный образовательный трек? Не из-за декрета или необходимости совмещать учебу с работой, а именно для того, чтобы получить новое знание». Она указала, что уже сейчас законодательство позволяет студенту «собирать все необходимые курсы в индивидуальную образовательную траекторию». Но до сих пор такой выбор делают не более 7–8% студентов.

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

На панельной дискуссии о цифровой образовательной среде в регионах обсуждалась в основном целесообразность внедрения новых технологий в школах.

Министр образования Новгородской области Павел Татаренко посвятил свое выступление необходимости обучения самих учителей работе в цифровой среде: «Если мы хотим внедрять что-то новое в процесс обучения, мы должны в первую очередь поработать с подготовкой учителей.

Мы должны строить индивидуальную цифровую траекторию не только ученика, но и учителя. Нужно наладить обратную связь и от учеников, и от учителей на уровне школы и муниципалитетов»,— заявил он.

Его поддержал директор департамента образования ХМАО-Югры Алексей Дренин, по словам которого в субъекте решили «с самокритикой подойти к тому, что происходит в субъекте».

«Многие школы работают с образовательными платформами, однако это часто не приносит результатов.

Педагоги часто работают ради отчетности, а мы хотим, чтобы они действительно принимали новые инструменты и верили в них»,— заявил он.

Господин Дренин также подчеркнул, что учителей нужно избавить «от рутинных запросов, экселевских таблиц, вордовских документов и большого количества никому не нужных данных, которые обрабатываются с трудом и только загружают педагогов».

По его словам, для Югры актуально развитие цифровизации, так как «муниципалитеты и школы расположены далеко друг от друга», и сейчас в одном из муниципалитетов субъекта пытаются организовать единое цифровое пространство, чтобы школьники, «вне зависимости от того, где они находятся, смогли проходить обучение на качественном уровне с преподавателем из большой школы».

Заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова в рамках дискуссии рассказала о том, как в Томском государственном университете используют цифровизацию для управления образованием.

«Наша университетская лаборатория больших данных позволяет сейчас анализировать, например, социальную сеть ''ВКонтакте''.

Благодаря работе с большими данными мы можем анализировать, какое образование мы даем, куда наши выпускники едут, как они работают, какие направления чаще всего выбирают, что формирует некоторую обратную связь и позволяет корректировать нашу работу»,— заявила она.

В рамках EdCrunch ведущие вузы РФ отчитались о проделанной ими работе в рамках приоритетного госпроекта «Современная цифровая образовательная среда». По сути, этот проект вводит «систему одного окна» для онлайн-курсов.

Планируется, что к 2020 году 80% содержания основных образовательных программ высшей школы и профучилищ должно быть доступно для освоения в виде онлайн-курсов. Доступ к ним будет обеспечивать портал online.edu.ru. К 2025 году аудитория российских онлайн-курсов должна составить 12 млн человек.

https://www.youtube.com/watch?v=2R0qzYOYOy0

Многие из них смогут тут же найти себе работу — об этом рассказал Андрей Лямин, начальник департамента открытого образования университета ИТМО.

Пользователь ресурса может зарегистрироваться в качестве работодателя и размещать тут же вакансии, указывая требования к нужному кандидату.

Человек, закончивший профильный онлайн-курс, сможет откликнуться на вакансию и подтвердить свои знания с помощью полученного тут же сертификата.

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

«Кроме того, работодатель может выступить как разработчик своих онлайн-курсов. Это еще одна интересная для корпораций сфера деятельности,— рассказал “Ъ” господин Лямин.— Работодатель знает, чему учить.

В рамках системы корпоративного обучения они создают собственные образовательные программы, которые формируют у работников нужные компетенции.

А эти программы в виде онлайн-курсов становятся доступны через ресурс ''одного окна''».

«Мы сегодня не знаем, какие профессии будут востребованы через пять лет. Но мы точно знаем, что конкурентоспособный человек должен сейчас обладать междисциплинарными компетенциями,— сказала “Ъ” Алевтина Черникова.— И одной из самых востребованных и важных является способность к самообучению, самообразованию.

И, если хотите, к самовоспитанию». Она рассказала, что к концу октября НИТУ «МИСиС» откроет научно-образовательный центр EdCrunch University. «Вместе с коллегами мы будем обсуждать там те сложные вопросы, которые услышали сегодня.

И искать на них ответы, чтобы обсудить на следующей конференции»,— сказала ректор НИТУ «МИСиС».

Александр Черных, Ксения Миронова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3760270

В россии заработает единый портал с курсами для педагогов

#Новости #3_приоритет_фактологический Опубликовано: 05.01.2020 17:12

Единый портал онлайн-курсов заработает в 2020 году

В России появится единый федеральный портал, где будут собраны образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для учителей. Как рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью журналу «Вестник образования», все программы на этом сайте пройдут федеральную профессионально-общественную экспертизу.

— Важную роль в регионах выполняют институты развития образования и институты повышения квалификации. Их модели работы должны отвечать запросам современного образования. В этом смысле нашу систему дополнительного профобразования ждет модернизация. Или, вернее сказать, перенастройка, — рассказала Ольга Васильева.

— Институты должны не только повышать предметный уровень, но и формировать у педагогов гибкие компетенции.

Учителю нужно уметь поставить с учениками образовательную цель, выбирать инструменты для ее достижения, учить работать в коллективе, решать междисциплинарные задачи и использовать для этого самые современные технологии.

По словам министра, уже 10 января 2020 года стартует единый федеральный портал цифровой образовательной среды дополнительного профобразования. Платформа — набор сервисов для поддержки учителей. В нее будут включены профессиональные программы и электронные курсы. Они уже прошли серьезный отбор в 19 пилотных регионах.

Были выбраны и прошли обучение 260 человек — кандидатов в федеральные эксперты. Они будут и дальше проводить содержательную экспертизу дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей.

После экспертизы эти программы попадут в специальный реестр. По сути, это банк данных с электронными курсами, доступными педагогам по всей России. Он позволит учителю выстроить собственную траекторию развития.

— Каждому учителю это поможет с выбором тех программ и тех организаций, в которых он получит реальную помощь в преодолении собственных затруднений, — отметила Ольга Васильева.

— Точкой сбора информации по таким программам и станет единый федеральный портал.

В работу с ним будут включены центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, региональные институты развития образования и повышения квалификации.

Источник: rg.ru

Каждому учителю важно найти свой собственный маршрут совершенствования педагогического мастерства

– Ольга Юрьевна, профессиональное развитие учителей – одна из ключевых задач национального проекта «Образование». Педагог ведь не только учит, но и сам постоянно совершенствуется.

Что ему в этом сегодня помогает и как будет меняться система дополнительного профессионального образования педагогов?– У наших педагогов сегодня немало возможностей для совершенствования в профессии. Прежде всего, на реализацию этой задачи в нацпроекте «Образование» направлен федеральный проект «Учитель будущего».

Речь идет о масштабной поддержке в профессиональном развитии педагогов, создании действенной системы стимулирования и их профессионального роста. 

Что здесь будет в помощь? Безусловно, создаваемая по всей России сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

В конце октября в подмосковной Коломне мы открыли первый такой центр в стране. А к 2024 году подобных центров в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» появится уже 225.

Кроме того, откроются 85 центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. 

И конечно, уже сегодня важную роль в развитии кадрового потенциала системы общего и профессионального образования в регионах выполняют институты развития образования и институты повышения квалификации (ИРО и ИПК).

Их модели работы и программы, которые они предлагают учителям, без сомнения, должны отвечать запросам современного образования. В этом смысле нашу систему дополнительного профессионального образования (ДПО) ждет модернизация или, вернее сказать, перенастройка. Причины для этого очевидны.

Технологии сейчас развиваются так стремительно, что вся школьная среда вовлекается в этот ритм, меняя содержание и формат уроков и внешкольных занятий. А потому институты должны не только повышать предметный уровень, но и формировать у педагогов гибкие компетенции – адресно, под комплексные задачи системы образования.

Читайте также:  Узнать больше о работе -яндекс.маркета

Любому учителю сегодня нужно уметь ставить со своими учениками образовательную цель, выбирать инструменты для ее достижения, вовлекать каждого ребенка в классе в планирование будущего результата, учить работать в коллективе, решать междисциплинарные задачи и использовать для этого самые современные информационно-коммуникационные технологии.

– А что конкретно предполагает модернизация дополнительного профессионального образования?

– Прежде всего, введение персонифицированного повышения квалификации педагогических работников. Это подразумевает разработку таких программ повышения квалификации, которые бы учитывали актуальную ситуацию качества образования в регионе, то есть создавались на основе подробного анализа: какова сеть образовательных организаций, какова их специфика и особенности и на чем сделать акцент в восполнении профессиональных дефицитов учителей? Сегодня никого не надо убеждать, что дополнительные программы для непрерывного совершенствования профессионального мастерства реально востребованы. И здесь необходимо активно использовать формат онлайн-обучения, чтобы обеспечивать мобильность и комфортность их получения педагогами.Часть механизмов успешно работают уже сейчас. И мы будем продолжать содействовать развитию самых разных профессиональных педагогических сообществ – ассоциаций и клубов педагогов, укоренению наставничества и различных внутришкольных практик профессионального становления учителей.Но появятся и новые площадки. Уже 10 января 2020 года стартует единый федеральный портал цифровой образовательной среды дополнительного профобразования. Эта платформа объединит набор сервисов, которые обеспечивают навигацию и поддержку педагогических работников и организаций ДПО через включение в него прошедших федеральную профессионально-общественную экспертизу дополнительных профессиональных программ.В работе по отбору  лучших электронных образовательных программ и ресурсов ДПО в 2019 году принимали участие 19 пилотных регионов, среди которых Белгородская, Владимирская, Еврейская автономная, Липецкая, Московская, Нижегородская, Рязанская, Томская, Тульская, Ярославская области, Краснодарский и Приморский края, республики Алтай, Коми, Мордовия, Татарстан, Саха (Якутия), а также Чеченская Республика и город Севастополь.В 2019 году 260 кандидатов в федеральные эксперты из 19 пилотных регионов прошли обучение по проведению содержательной экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Именно им предстоит в дальнейшем проводить федеральную профессионально-общественную экспертизу дополнительных профессиональных программ для включения в соответствующий реестр, по сути всероссийский банк данных таких программ.Каждому конкретному учителю это поможет с выбором для себя тех дополнительных профессиональных программ и тех организаций, в которых он получит реальную помощь в преодолении собственных затруднений, откроет что-то новое для себя. И не только. Учитель сможет выстроить собственную программу развития, выбрав программы или модули программ, которые обеспечивают его продвижение в разных направлениях профессиональной деятельности.Точкой сбора информации по программам и станет единый федеральный портал цифровой образовательной среды ДПО, в работу с которым будут включены центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ИРО и ИПК. В дальнейшем на портале будут представлены все организации, осуществляющие деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам, но с условием прохождения федеральной профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

Нет сомнений, что создание такого единого, но многоуровневого пространства дополнительного профессионального педагогического образования в соответствии с государственными задачами и национальными  приоритетами – наша совместная задача с коллегами из регионов. И на пороге наступающего нового, 2020 года я желаю всем нам успехов на этом важном пути! 

Источник: vestnik.edu.ru

Источник: https://zakonvremeni.ru/news/13-3-/42570-v-rossii-zarabotaet-edinyj-portal-s-kursami-dlya-pedagogov.html

Тренды онлайн-обучения в 2020 году: инсайты с DevLearn

Сфера онлайн-обучения развивается очень стремительно. Наряду с уже привычными трендами — такими как микрообучение и геймификация — эксперты eLearning активно внедряют новинки из смежных областей: социальные сети, чатботы, проектирование пользовательского опыта (UX).

Прошлой осенью команда iSpring побывала на DevLearn — одной из крупнейших в мире конференций, посвященных дистанционному обучению. Мы расспросили с ведущих специалистов-практиков, каким они видят будущее сферы L&D (learning and development — обучение и развитие сотрудников).

Эксперты предсказывают, что в будущем обучение выйдет за рамки электронных курсов и станет неотъемлемой частью рабочего процесса сотрудников.

Кларк Квин, директор консалтинговой фирмы Quinnovation, эксперт в области технологий обучения, считает, что на смену скучным курсам и формальным тестам должна прийти осознанная практика в контексте профессиональной деятельности.

Для этого, по мнению Кларка, обучение должно выйти за рамки портала СДО и стать более социальным и неформальным.

«Не нужно пытаться взять обучение под контроль. Организации должны создать сотрудникам благоприятные условия для обучения, чтобы те могли эффективно и сообща наращивать свои навыки»

Стив Форман, глава консалтинговой фирмы InfoMedia Designs, тоже отметил, что обучение должно выйти за пределы отдельных курсов в СДО и стать важной частью рабочего процесса.

По мнению Стива, в будущем оцениваться будут не знания и навыки сотрудников, а результаты их работы.

Такой подход позволит связать метрики обучения с метриками бизнеса и оценить реальный эффект от обучения, а не просто подсчитывать пройденные курсы.

«Задача L&D — поддерживать сотрудников на всех этапах их трудовой деятельности. А это предполагает не только курсы в СДО, но и практику на рабочем месте, управление талантами (talent management), профессиональное развитие сотрудников — и все, что в конечном счете способствует стратегическому развитию бизнеса»

Системам дистанционного обучения также придется измениться, чтобы отвечать потребностям нового, более комплексного подхода к обучению и развитию сотрудников.

Интеграция в рабочие процессы. СДО должна будет органично вписаться в рабочие процессы сотрудников, чтобы они могли при необходимости получить своевременную, целевую помощь прямо на рабочем месте и тем самым повысить свои KPI.

По мнению Кларка Квина, это может быть даже не одна платформа, а несколько идеально интегрированных между собой инструментов, которые обеспечивают сотруднику индивидуальный пользовательский опыт.

«СДО будущего — это больше чем просто система, наполненная курсами. Это целая экосистема комплексной поддержки сотрудников, глубоко интегрированная в рабочие процессы»

Интуитивный интерфейс. Дэвид Паттерсон, eLearning консультант, эксперт в области технологий обучения, отметил, что плотной интеграции с рабочими процессами можно будет добиться за счет удобного, продуманного интерфейса СДО.

У СДО с интуитивно понятным интерфейсом больше шансов выжить в будущем

Карл Капп, профессор, эксперт в области педагогических технологий, упомянул, что СДО будущего должна быть настолько интуитивной, чтобы учащиеся даже не замечали процесса обучения и проверки знаний.

Кроме того, разработчикам СДО нужно уделить особое внимание проектированию опыта обучения (learning experience design). Эксперты отмечают, что у СДО, построенных вокруг опыта учащегося, а не вокруг контента, больше шансов на выживание.

Удобный поиск.

 Еще одним важным критерием качества СДО в будущем эксперты назвали функцию поиска — ведь от того, насколько быстро сотрудники смогут найти нужную информацию в системе обучения, будут зависеть результаты их работы. Количество контента постоянно растет, а по мере того, как СДО будут выходить за пределы курсов и трансформироваться в экосистемы обучения, искать информацию станет еще сложнее.

«Удобный поиск — жизненно необходимая функция для СДО. Это особенно актуально для поколения, которое на любой вопрос отвечает “Погугли!”»

Гибкость и адаптивность. Мнения экспертов однозначно сходятся в одном: жизнеспособность современных СДО в будущем зависит от того, насколько они смогут адаптироваться к новым требованиям рынка.

«Современные СДО должны прислушиваться к потребностям пользователей и оперативно внедрять новые технологии, чтобы эффективно раскрывать потенциал сотрудников и приносить максимальную пользу бизнесу»

Вместе с системами дистанционного обучения изменятся и сами учебные материалы. Скучные инструкции и презентации уже не работают. Как подчеркнул Кларк Квин, обучение — это не только умственный, но еще и эмоциональный процесс, поэтому очень важно создавать учебный контент, который будет вовлекать сотрудников в процесс обучения.

Ричард Горинг, глава eLearning агентства BrightCarbon, сообщил, что уже сейчас в сфере электронного обучения появляется все больше необычных, интерактивных учебных материалов.

«Клиенты начинают понимать, что обучение через заучивание фактов и цифр уже не работает — учащихся нужно вовлекать в процесс изучения. От этого выигрывают не только учащиеся, но в первую очередь бизнес»

Дэвид Паттерсон отметил, что популярность набирают VR-видео — ролики, снятые с углом обзора 360°, которые можно смотреть через очки виртуальной реальности. Такое обучение с эффектом погружения увлекает учащихся гораздо больше, чем привычные презентации и лекции.

Пример обучающего 360° VR-видео 

Джо Ганчи, eLearning консультант, основатель тренинговой компании eLearningJoe, рассказал об интересных способах применения дополненной реальности:

«Дополненная реальность может работать не только на уровне визуальных образов, но и на уровне ощущений. Например, перчатки дополненной реальности, которые имитируют прикосновение и позволяют слабовидящим посетителям музея не только слышать описание экскурсовода, но и действительно пощупать экспонаты»

Еще один тренд в обучении, который активно набирает популярность — это чатботы. Чатботы уже давно используются в маркетинге, продажах, социальных сетях, CRM-системах, но совсем недавно стали применяться в сфере eLearning.

«У чатботов огромный потенциал в электронном обучении. Их можно использовать не только для имитации взаимодействия с инструктором или автором курса, но и для создания ролевых игр внутри электронных курсов: например, диалог с пациентом или клиентом интернет магазина»

  1. Обучение сотрудников будет плотно интегрировано в рабочие процессы и напрямую связано с ключевыми показателями эффективности.
  2. Системы дистанционного обучения по-прежнему будут использоваться компаниями, но не для формального обучения и проверки знаний, а в качестве инструмента поддержки сотрудников на рабочем месте.
  3. Учебный контент станет более разнообразным и увлекательным — ведь уже сегодня большинству компаний очевидно, что эффективность обучения напрямую зависит от степени вовлеченности сотрудников.

Остается вопрос: как педагогическому дизайнеру понять, какие идеи стоит внедрять уже сегодня, а к каким пока просто присмотреться? Какие из существующих подходов к работе сохранить, а от чего избавиться? В следующей статье мы поделимся подборкой навыков, которыми, по мнению экспертов DevLearn, должен обладать педагогический дизайнер будущего.

Источник: https://www.iSpring.ru/elearning-insights/trendy-obucheniya-2020

Системы онлайн-образования в России станут экономически устойчивы к 2020 году

14 сентября в НИТУ МИСиС продолжила работу международная конференция EdCrunch 2015, посвященная новым образовательным технологиям.

В обсуждении перспектив массовых онлайн-курсов в России приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, заместители министра образования и науки РФ Александр Климов и Александр Повалко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, создатели ведущих международных платформ онлайн-обучения.

Как сказал Александр Климов, российские ведущие университеты давно занимаются дистанционным образованием, однако только теперь 8 ведущих вузов объединили усилия и создали национальную платформу, которая позволит студентам осваивать качественные онлайн-курсы. «Мы сейчас в начале пути, и это хороший старт», — добавил замминистра. Со временем курсы на этом портале смогут размещать не только эти 8 университетов, но и другие вузы, которые смогут обеспечить должное качество.

У России очень большие шансы быстро продвинуться в развитии онлайн-образования, считает Ярослав Кузьминов, так как потребность в высшем образовании очень велика: его получают 75% возрастной когорты.

Однако ресурсы для удовлетворения этой потребности недостаточны, в результате у нас много псевдо-образования. Поэтому Минобрнауки собирается убеждать вузы, которые не относятся к числу ведущих, что им будет выгодно предлагать своим студентам курсы профессоров ведущих университетов.

Ведь свои курсы у них или очень слабые, или по ряду предметов вовсе отсутствуют. Это колоссально расширит образовательные возможности и повысит качество образования. Такой подход характерен не только для России, но и для развивающихся стран — например, для Бразилии.

Доля курсов, которые засчитываются при получении диплома, у нас быстро станет больше, чем в западных странах, считает ректор ВШЭ.

Одно из решений — обязать слабые университеты стать пунктами выдачи дипломов, когда линейную алгебру им читает МГУ, топологию — СПбГУ, а микроэкономику — ВШЭ. Но и такой путь чреват негативными последствиями.

Экономика открытых курсов во всем мире сейчас такова, что вузы с помощью этих курсов зарабатывают не деньги, а репутацию, считает Ярослав Кузьминов. В России экономически устойчивая модель таких курсов сформируется быстрее, чем мы ожидаем — предположительно, к 2020 году, и она будет похожа на экономику книгоиздания.

Ведь вуз, который предлагает онлайн-курс ведущего университета, больше экономит, нежели тратит: расходы на сопровождение «чужого» курса примерно в четыре раза ниже, чем на организацию «своего». Впервые в России производство онлайн-курсов не будет чревато для вузов потерей репутации.

В этом отличие от сегодняшней ситуации, когда массовое дистанционное образование является синонимом низкого качества.

Участники конференции говорили о преимуществах и недостатках получения высшего образования онлайн. Никто не сомневается в уникальности и неповторимости опыта обучения в ведущих школах и вузах, где создается «эффект аудитории», — об этом говорил, в частности, Аркадий Дворкович, учившийся в одной из лучших математических школ Москвы, МГУ, РЭШ и Duke University.

Конечно, невозможно обеспечить онлайн такой же «эффект аудитории», как в очном обучении, но можно обеспечить все остальное, а это не так мало, считает Ярослав Кузьминов.

Хотя, добавил вице-премьер, общение с однокурсниками также возможно онлайн — новые технологии повышают доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые физически не могут каждый день ездить в университет.

Если в российской высшей школе будет развиваться онлайн-обучение, значительная часть преподавателей ведущих университетов будут читать и поддерживать онлайн-курсы, считает ректор ВШЭ.

Часть времени они, как и раньше, будут проводить в аудиториях, а потом работать с командой, которая обеспечивает запись и технологическую поддержку онлайн-курсов.

Что касается университетов «второго ряда» — не исследовательских, а учебных, — то они, возможно, будут выступать против новшеств: профессора воспримут их как угрозу и не захотят «пускать к себе» онлайн-курсы.

Ситуация может измениться благодаря студентам этих вузов, которые будут влиять на своих профессоров, требуя засчитывать онлайн-курсы или повышать качество образования. Представители Минобрнауки, в свою очередь, заявили о готовности ввести показатели использования онлайн-курсов в критерии мониторинга работы вузов.

Опыт большинства вузов в использовании онлайн-курсов сейчас весьма умеренный, считает Александр Повалко. Хотя декларируется, что это важнейшее направление развития высшей школы, университеты неохотно встраивают их в образовательные программы, и возникает вопрос стимулирования. Какой же должна быть государственная политика, чтобы онлайн-курсы эффективнее использовались в учебном процессе?

Ярослав Кузьминов назвал три возможных варианта дальнейшего развития событий.

Первое возможное решение — не вмешиваться. Однако состояние образовательного рынка и в России, и в других странах, где есть огромный спрос на образование и не хватает ресурсов на его удовлетворение, таково, что половина студентов получает неадекватное образование. Не вмешиваться ни государство, ни образовательное сообщество не имеет права. Эволюционный путь невозможен.

Второе решение — обязать слабые университеты стать пунктами выдачи дипломов, когда линейную алгебру им читает МГУ, топологию — СПбГУ, а микроэкономику — ВШЭ. Но и такой путь чреват негативными последствиями.

Третье решение, которое на сегодняшний день представляется возможным, — обязать все вузы дать каждому студенту право засчитывать курсы Национальной образовательной платформы и, возможно, ведущих мировых платформ — EdX, Coursera. При этом не нужно запрещать университетам, которые не считаются ведущими, преподавать свои курсы.

Развитие онлайн-образования в России пока ограничено несовершенством нормативной базы.

Как пояснил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, есть сложности и с организацией государственного финансирования вузов при переходе на частичное онлайн-образование, и с зачетом результатов обучения, и с организацией сетевых программ, в основе которых — электронное обучение. Однако министерство эти вопросы решает, и есть надежда, что до конца текущего года большинство нормативных и организационных трудностей будет преодолено.

Источник: https://www.hse.ru/news/edu/159299363.html

Ссылка на основную публикацию