Эксперты обсудили проведение итоговых сочинений

Эксперты обсудили проведение итоговых сочинений

16 октября 2018 г. в рамках аналитического и методического сопровождения итогового сочинения (изложения) в Российской академии образования пройдет однодневное очное совещания по обсуждению предложений по перспективным направлениям совершенствования модели проведения итогового сочинения (изложения). 

В повестке работы совещания запланировано обсуждение предложений по перспективным направлениям совершенствования модели проведения итогового сочинения (изложения), в том числе:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • предложений по перспективному направлению совершенствования модели проведения итогового сочинения (изложения), включающие новые подходы к системе оценивания итогового сочинения (изложения);
  • подходов к формированию открытого банка текстов для итогового изложения, процедуры проведения итогового изложения с использованием открытого банка текстов для итогового изложения;
  • предложений по перспективному направлению совершенствования модели проведения итогового сочинения, подходов к формированию открытых направлений тем итогового сочинения; подходов к формированию структуры закрытого банка тем итоговых сочинений;
  • проекта рекомендаций по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы, но являющимися учителями по учебным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения).
  • К участию в работе совещания приглашаются эксперты, проверяющие сочинения (изложения), методисты, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за организацию и проведение итогового сочинения (изложения) и представители общественных организаций, осуществляющие деятельность в сфере образования.
  • Регистрация по ссылке.
  • Программа очного совещания
  • Информационные материалы по ссылке.

Контактные лица: Бутуханова Анастасия Архиповна, Чичерина Ольга Владимировна, Янушкина Алена Андреевна тел. +7 (499) 245-07-73 (доб. 407, 419), concept2016@raop.ru

Место проведения совещания: г. Москва, ул. Погодинская д. 8, Российская академия образования.

Схема проезда от метро Киевская:

Эксперты обсудили проведение итоговых сочинений

Схема проезда от метро Фрунзенская:

Эксперты обсудили проведение итоговых сочинений

Источник: http://rusacademedu.ru/presscentre/ochnoe-soveshhanie-po-obsuzhdeniyu-predlozhenij-po-perspektivnym-napravleniyam-sovershenstvovaniya-modeli-provedeniya-itogovogo-sochineniya-izlozheniya/

Если проверять итоговое сочинение по-честному

Русский язык с этого года — единственный обязательный экзамен для всех (математику окончательно разделили), результаты ЕГЭ по русскому влияют на общий балл каждого абитуриента.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вузы и специальности с невысоким вступительным конкурсом

Оценим за полчаса!

И что мы видим? Критерии оценивания сочинений не позволяют объективно оценить работы. Эксперты проверяют по-разному. Очень часто баллы завышены или занижены. Результаты итогового сочинения сильно завышены.

Объективности, ради которой ввели ЕГЭ, мы не получили. 

Эксперты обсудили проведение итоговых сочинений

Критерии оценивания ФИПИ

Вы не задумывались, почему так много курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому организовали студенты? Если прыщавый мальчик в видеоролике говорит что-то типа: «Я сам сдал два года назад ЕГЭ на 92 балла и легко подготовлю вас на 100 баллов», — нельзя сказать, что он сильно много о себе думает или обманывает клиентов. Действительно, экзамен стал таким, что к нему может подготовить и неспециалист. Может, и не на все 100 баллов, но на 70 точно. 

Подготовку студенты видят своеобразно. По тестовой части «никакой лишней теории, только то, что будет на экзамене», по сочинению «воспользуйтесь нашей базой аргументов». Словом, учат угадывать, дают списать и искренне считают это методикой работы.

 К «лишней теории», например, можно отнести больше половины материала по орфографии и пунктуации. А если с грамотностью вообще беда, за орфографию и пунктуацию можно не браться. На итоговом сочинении «зачёт» за грамотность ставится при пяти ошибках на 100 слов.

Среднее сочинение — 300 слов. То есть можно допустить 15(!) ошибок и получить пятёрку, а при 20 ошибках — четвёрку. На ЕГЭ из 58 первичных баллов (24 из них — сочинение) только шесть даётся при полном отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок в сочинении.

Шесть, а не тридцать или хотя бы двенадцать! 

Вспомните: раньше ставилось две оценки — за грамотность и за содержание. И двойка за грамотность равнялась общей двойке.

А сейчас практическая грамотность даёт не более 10 процентов от 100 и потеря этих 10 процентов вообще ничем не грозит. Большую часть баллов набирают за другие заслуги.

За знание теории, соблюдение этических норм, отсутствие фактических ошибок, намёк на анализ текста и т. п. 

Может быть, тогда содержание работ оценивается гибко? Пусть пишут с ошибками, но показывают умение рассуждать. Опять нет. Критерии ФИПИ загоняют школьника в жёсткий шаблон сочинения. За каждую необходимую часть работы выпускник получает по баллу.

При этом, разумеется, никто не старается выразить своё мнение и показать творческие способности. Все заняты сбором баллов и пишут ровно то, что требуется. А большинство критериев касается наличия определённой части сочинения, а не качества этой части.

Если нужен литературный аргумент, главное, чтоб был короткий пересказ какой-то книги и хоть одно предложение, связывающее пересказ с темой работы. 

Очень часто видим, что произведение выпускник не читал даже в кратком изложении, пересказ списал, немного переделав, к теме за уши притянул и даже приблизительно не понимает, о чем пишет. Но формально аргумент есть? Есть. Извольте поставить баллы. И так почти по всем пунктам.

Слабые работы проверяющие обязаны оценивать высоко, если требования выполнены. Хотя бы потому что при сомнениях «решается в пользу ребёнка». Вот как высказываются эксперты о проверке письменных работ: «Ищем „с фонарём“ каждую позицию по каждому критерию.

Вовсе не случайно после апелляции чаще баллы уменьшаются, а не увеличиваются».

Человеческий фактор

Положим, по поводу критериев можно спорить. Но, думаю, никто не будет спорить с тем, что работы должны оцениваться по любым принятым критериям примерно одинаково. Однако сочинения пока ещё, слава Богу, проверяют не роботы, а люди. И люди эти разные.

Одни видят ошибки, другие — нет, одни добрые, другие — справедливые. Да что там.

Один эксперт может ставить баллы немного по-разному, когда только приступил к работе и когда устал, когда сносное сочинение попадается среди заштампованного бреда и когда такое же по уровню сочинение оказывается в пачке сильных работ. 

Сейчас эксперты возмутятся, скажут, что они лично объективны и ставят оценки строго по критериям. Да, конечно, половина работ оценена по критериям, но сравнивать честно заработанные баллы будут с баллами заниженными или (что чаще) завышенными. Вот что рассказала мне Юлия Мацкявичене: «Провожу курсы, вебинары по инициативе „Фоксфорда“ и „Российского учебника“.

Я пересмотрела более 20 работ своих учеников и пришла к выводу: у экспертов нет единого мнения насчёт критериев. Могут пропустить 8(!) ошибок и поставить два балла в К8. Либо завышены баллы, либо занижены. А работа так называемого 100-балльника (регион не буду называть, догадаются) имеет массу ошибок и грамматических, и речевых. Я очень недовольна проверкой этого года, как и прошлого тоже».

 А вот что показывает наш опрос: 

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/esli-proverat-itogovoe-socinenie-po-cestnomu

Итоговое сочинение – 2019

Официальная информация по итоговому сочинению этого учебного года (в том числе методические материалы) опубликована на сайте ФИПИ. Часто возникает вопрос: итоговое сочинение — это сочинение по русскому зыку или литературе? Принято считать, что по литературе. В сочинении по русскому языку нет необходимости приводить литературные источники.

Тем не менее, хотя итоговое сочинение пишется с опорой на литературные произведения, оно является скорее не сочинением по литературе, а надпредметным, литературоцентричным экзаменом, проверяющим общие компетенции.

Согласно основным требованиям, рекомендуемое количество слов в итоговом сочинении: от 350. Разумеется, не допускается списывание. Работа будет оцениваться по пяти критериям:

  1. Соответствие теме.

  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

  3. Композиция и логика рассуждения.

  4. Качество письменной речи.

  5. Грамотность.

При аргументации ученик имеет право привлекать не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Эксперты советуют использовать больше одного произведения — это позволяет компенсировать недочеты по первому произведению и увеличивает шансы сдать сочинение успешно.

Направления итогового сочинения 2018-2019 учебного года

Каждое направление включает два (преимущественно, полярных) понятия. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки тем сочинений и расширяет выбор произведений для построения аргументации.

Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итоговых сочинений 2018-2019 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам.

Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня — по одной от каждого тематического направления.

Ученики часто просят преподавателей посоветовать универсальный текст небольшого объема, в котором представлены все тематические направления. Но подобрать такое произведение невозможно. Рассмотрим, какой материал можно порекомендовать ученикам по каждому направлению. Это небольшие произведения, уже известные ребятам.

И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.П. Чехов «Вишневый сад», У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

А. Грин «Алые паруса», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», М. Горький «На дне», А.Н. Островский «Гроза»

  1. Месть и великодушие (и прощение)

А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», В. Солоухин «Мститель», У. Шекспир «Гамлет», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», Н.В. Гоголь «Портрет», Ю. Яковлев «Девочка, хочешь сниматься в кино?»

В. Железников «Чучело», И.С. Тургенев «Муму», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Андреев «Кусака».

Выбирая тему, экзаменуемому нужно взвесить все «за» и «против», поскольку сделанный выбор подразумевает, что ученик имеет определенную базу по заданной теме. Как показал опыт подготовки к итоговому сочинению, школьники чаще всего выбирают направления «Мечта и реальность», «Доброта и жестокость», «Отцы и дети».

Эксперты обсудили проведение итоговых сочинений

Негрубые ошибки

Педагогу, отрабатывающему с учениками итоговое сочинение, следует выделять негрубые ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К ним относятся ошибки:

  • в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст);
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война;
  • в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;
  • в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например: глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой;
  • в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;
  • в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например: Шекспировские трагедии, шекспировские стихи;
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Другие материалы по теме:

Типичные ошибки

К типичным затруднениям относятся непонимание различия между направлением и конкретной темой и качество литературных аргументов. Также часто встречаются речевые ошибки:

  • Употребление слова в несвойственном ему значении. (Эта семья была безумно дружной, слаженной, доброй.)
  • Неудачное употребление местоимений. (Таким образом, подводя итог изложенному выше можно сделать вывод о том, что мечта может увести от реальности и сделать это просто. Но для чего все это?)
  • Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов. (Фродо в составе компании лучших друзей отправляется в опасное путешествие и встречает Голума.)
  • Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. (Не в силах справиться с этим, люди поканчивают жизнь самоубийством.)
  • Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте. (Были приняты эффектные меры.)
  • Нарушение лексической сочетаемости (Илья Обломов игнорировал реальный мир и не хотел в нем участвовать.)
  • Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. (Молодой юноша)
  • Тавтология: употребление рядом или близко однокоренных слов. (Эта семья была безумно дружной, слаженной, доброй. Все семейство относилось друг к другу не как к родственникам, а как к друзьям.)
  • Неоправданное повторение слова. (Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.)
  • Бедность и однообразие синтаксических конструкций. (Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.)
  • Употребление лишних слов, лексическая избыточность. (Когда мечта исчезает, приходится принимать ту самую реальность.)

Как готовить учеников

Лучшей подготовкой к итоговому сочинению является прочтение произведений с позиции их проблематики. Как, не тратя много урочного времени, вспомнить и разобрать содержание?

Пример. «Горе от ума»:

  1. Показываем ученикам портреты персонажей, предлагаем их идентифицировать.

  2. Изображаем стрелками линии взаимодействия героев. Выделяем конфликтные и неконфликтные взаимоотношения.

  3. Обсуждаем отношения отдельных пар героев. Например, Софьи Павловны Фамусовой и Павла Афанасьевича Фамусова: есть ли конфликт, противоречия?

  4. Если ученики заинтересовались произведением, можно обсудить дальнейшие судьбы героев, а также порекомендовать к прочтению книгу Е. П. Ростопчина «Возврат Чацкого в Москву, или встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки».

Вызвать интерес — это одна из главных задач педагога при подготовке учеников к итоговому сочинению. Нужно объяснить ребятам, что сочинение введено для пользы, для того, чтобы расширить их кругозор и научить аргументированно высказываться на разные темы.

Читайте также:  Какие вопросы волнуют выпускников перед егэ

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/itogovoe-sochinenie-2019-article/

Печальный итог «итогового сочинения»

Почти одновременно пришли две новости: 1) как минимум еще два столичных вуза – МГПУ и ГАУГН – не принимают результаты перепроверки итоговых сочинений при поступлении на программы бакалавриата.2) На сайте ФИПИ опубликованы очередные «пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год».

Что касается первой новости – остается только повторить: поручение президента РФ от 27.12.

2013 «обеспечить начиная с 2014/2015 учебного года учёт результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приёме в образовательные организации высшего образования» демонстративно провалено. Если в первые годы что-то около 200 вузов включились в процесс перепроверки итоговых сочинений и добавления к ЕГЭ полученных за них баллов, то сейчас таких вузов почти не осталось.

О причинах этого скажем чуть ниже, что же касается второй новости – грустное созерцание предложенных в этом году «тематических направлений» заставляет с высокой долей уверенности утверждать, что готовится еще и нарушение Закона об образовании, прямо запрещающего проведение двух итоговых экзаменов по одному предмету.

С самим итоговым сочинением как якобы «допускным» к ЕГЭ дело и так было нечисто: ведь если он может заблокировать допуск к ЕГЭ, значит, является частью этого самого ЕГЭ! Но ответственность за «недопуск» к ЕГЭ разработчиками процедуры «итогового сочинения» была возложена на учителей той же школы, которую заканчивает выпускник, а не на специально отобранных внешних экспертов, как это происходит на ЕГЭ.

При этом всем понятно, что будет школе, в которой процент незачетов окажется выше, чем по стране – а по стране он не превышает трети процента! Как рассказала одна коллега, директор, увидев, что она поставила незачет за действительно никуда не годную работу, обреченно закатил глаза – и произнес: «Вы меня убиваете!», и этого было достаточно, чтобы пересмотреть оценку: хороший директор ныне – дороже стремления быть «святее Папы Римского».

Устроить же выпускникам всей страны дополнительную нервотрепку в декабре, за полгода до ЕГЭ, с рамками и обысками в центрах приема ЕГЭ для написания никому не нужного «итогового сочинения» – слава богу, на это у чиновников не хватает не только административного ража, но и средств.

И вот в этом году, помимо сочиненных по ставшей уже традиционной модели тематических направлений «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение» и «Он и она», первым же пунктом идет тема ««Война и мир» – к 150-летию великой книги».

Тем самым можно уже закончить любые разговоры о том, будто «итоговое сочинение» – «литературоцентричное», а не «по литературе»: как ни сочиняй конкретные темы в рамках данного направления, все равно они будут «по литературе» – предложите ли вы обсуждать ту или иную идею «великого романа», давать оценку его героям или проследить, как его идеи или традиции преломились в других произведениях русской и мировой литературы. Достаточно посмотреть, по каким темам уже бросились готовить наших выпускников специализированные сайты – ничего «метапредметного» в них нет, кроме лукавства. А учитывая, что остальные четыре тематических направления вполне можно привязать к тому же «Войне и миру», не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, что – в целях экономии учебного времени и сил – многие будут готовиться к «итоговому сочинению» именно и исключительно на материале эпопеи Толстого!

Тем самым дискредитируется окончательно еще один аргумент сторонников этого сочинения – якобы оно «будет стимулировать чтение старшеклассников»: какой смысл что-то читать дополнительно, если есть одно-единственное программное произведение, которое отвечает на все нравственные вопросы и годится под все темы?

Если раньше худо-бедно итоговое сочинение могло проверять хотя бы у отдельных школьников их способность работать с собственным читательским опытом и вспоминать подходящие к заданной теме книги, то теперь ничего вспоминать им не придется! Кстати, 5 лет назад был эпический провал с тематическим направлением «Лермонтовский юбилей», обернувшийся валом передранных сочинений по творчеству Лермонтова (притом что тогда не было ни одной темы по конкретному произведению писателя), после чего принято было вообще избегать хоть каких-то писательских имен. Но за пять лет эти грабли вновь вылезли из земли – и кому-то немедленно захотелось испытать их на прочность!

Известный столичный учитель-словесник Сергей Игоревич Райский, отвечая на вопрос сайта «Педсовет.орг» о том, насколько отличаются направления этого года от направлений прошлых лет, ясно сказал: «Их не нужно сравнивать с прежними, поскольку они отчётливо показывают, что формат итогового сочинения изжил себя».

С коллегой трудно не согласиться: была еще какая-то иллюзия, что проект «итогового сочинения» – не мертворожденный, что он будет развиваться в сторону по-настоящему метапредметного испытания, позволяющего выпускнику продемонстрировать владение письменной речи не в искусственной ситуации пересказа своими словами главы из учебника литературы или конспекта урока по «Войне и миру», а на материале тех областей человеческого знания и культуры, которые ему по-настоящему важны и интересны (пусть даже для кого-то это и литература).

Действительно, можно было бы подумать, как экономические факультеты вузов перепроверяли бы эссе своих абитуриентов на тему моральных аспектов капитала, а биологические – на тему вызовов эпохи генной инженерии и искусственного интеллекта.

И с какою охотой факультеты добавляли бы баллы авторам лучших из таких работ!

Вместо этого мы имеем дело с возрождением давно отмершей формы обязательного для всех передирания на бланк со шпаргалок «золотых сочинений» по литературе: боюсь, что даже филфаки не готовы давать дополнительные баллы абитуриентам, показавшим свое владение навыками воровства чужих, не пережеванных ими, мыслей и списывания готовых текстов.

А главное для меня как словесника – не знаю, с благими намерениями или нет, но предмет «литература» добивается тем самым окончательно, переставая хотя как-то быть связанным с чтением и обдумыванием хороших книг, а не хороших учебников и шпаргалок. И все меньше лично у меня остается аргументов, почему он должен оставаться в сетке школьных предметов.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/9/quality_of_education/9280-pechalnyy_itog_itogovogo_sochineniya

Эксперты рассказали о типичных ошибках в итоговых сочинениях

Эксперты рекомендуют начинать подготовку к сочинению с 5 класса, развивая у ребят умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства, навыки устной и письменной речи. 

«Начинать подготовку рекомендуется с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов», – сообщили в пресс-службе Рособрнадзора о заключениях ФИПИ.

В процессе подготовки к сочинению школьники должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Для этого ученик должен научиться составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения, формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой, соблюдать соразмерность и логический порядок частей высказывания, устанавливать логические связи между вступлением и заключением.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически. Рекомендуется проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года, выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии их оценки. При анализе сочинений рекомендуется цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов.

Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

Опубликованные ФИПИ материалы содержат примеры работ выпускников с анализом сильных и слабых сторон этих работ, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

Одним из типичных недостатков сочинений выпускников является создание сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания сочинения.

Отмечаются, в том числе, случаи списывания готовых сочинений и их фрагментов, обращения к кратким пересказам, фильмам и тому подобное.

В то же время анализ сочинений прошлого учебного года показал, что количество полностью списанных, несамостоятельных сочинений существенно уменьшилось.

Большинство выпускников понимают тему сочинения и умеют логично выстраивать рассуждение. «Незачет» по критерию «Соответствие теме» выпускники получают крайне редко.

В то же время скованность в построении развернутых суждений приводит к ограниченности объема сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа. Случаи написания сочинения без привлечения литературного материала единичны. Подавляющее большинство выпускников успешно справляется с задачей привлечения текстов литературных произведений для аргументации своей позиции.

Значительная часть работ свидетельствует об умении их авторов логически выстраивать размышление на заданную тему. Выпускники имеют представление о специфике трехчастной структуры сочинения-рассуждения и стремятся с той или иной степенью успешности ее соблюдать.

К числу типичных недостатков качества письменной речи в сочинениях относятся речевые ошибки всех типов, слабо развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы. Возрастает тенденция к использованию в сочинении клише и штампов.

Типичные орфографические ошибки в сочинениях совпадают с типичными ошибками в ЕГЭ по русскому языку.

Чаще всего у выпускников возникают проблемы с правописанием проверяемы безударных гласных в корне, словарных слов, окончаний и суффиксов существительных и глаголов, наречий, частиц «не» и «ни», «н»-«нн» в кратких причастиях, прилагательных и наречиях, приставок, а также со слитным, раздельным или дефисным написанием слова.

Полный текст методических рекомендаций опубликован на сайте ФИПИ. Там же размещены методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению соответствующей программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы.

Напомним, ранее Рособрнадзор направил в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения. В этом году испытание пройдет 4 декабря (дополнительные дни – 5 февраля и 6 мая 2020 года).

Комплекты тем для различных регионов появятся на официальном портале ЕГЭ за 15 минут до начала по местному времени.

По информации obrnadzor.gov.ru

Фото Вадима Мелешко

Источник: http://www.ug.ru/news/29116

Аналитическая справка по итоговому сочинению 2019

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брянская СОШ»

Отчет-анализ итогового сочинения. 11 класс.

Проведение – 04.12.2019 года

Учитель русского языка и литературы- Сумина А.В.

Цель проведения сочинения — получение допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования при успешном написании итогового сочинения (изложения).

Данный вид работы был направлен на выявление у выпускников широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, уровня речевой культуры, речевых компетенций, практической грамотности и фактической точности его письменной речи.

Согласно заявлениям обучающихся 11 классов и их родителей на участие в итоговом сочинении было зарегистрировано 3 человека, фактически в промежуточной аттестации приняли участие 3 человека.

  • Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачет-незачет»), это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза – до 10 баллов к результатам ЕГЭ).
  • Пять тематических направлений, по котором выпускники писали сочинение в декабре 2019 года, определило Министерство образования и науки РФ:
  • 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
  • 2. Надежда и отчаяние
  • 3. Добро и зло
  • 4. Гордость и смирение
  • 5. Он и она

6 декабря на сайте ФИПИ (в онлайн-режиме) за 15 минут до начала экзамена были опубликованы на открытых информационных ресурсах (http://www.ege.edu.ru/, http://fipi.ru/) темы итогового сочинения.

  1. Республика Дагестан
  2. Комплект тем итогового сочинения
  3. № ИС04122019-02
НОМЕР ТЕМА
113 Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
202 Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
313 Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
407 Считаете ли Вы смирение добродетелью?
503 Что мешает взаимопониманию между любящими?

Сочинение проводилось в кабинете №1. В соответствии с приказом директора школы Валиджановой О.Н. была создана экспертная группа: Корнеева Л.В., Капаева Т.Н..,(учителя русского языка и литературы ), группа организаторов экзамена Анафоночкина Т.С., Паничкина О.А.

Руководитель – Корнеева Л.В. за 15 минут до начала экзамена распечатала темы сочинения. Темы сочинения были распечатаны на каждого участника 11 класса.

По указанию членов комиссии участники итогового сочинения заполнили регистрационные поля бланков. По завершении заполнения регистрационных бланков итогового сочинения всеми участниками член комиссии Корнеева Л.В. объявила начало и время окончания итогового сочинения. Работа выполнялась гелиевой ручкой с чернилами черного цвета.

Во время проведения итогового сочинения учащимся 11 класса запрещалось:

– иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения. На партах лежали орфографические словари. На написание сочинения отводилось 3 часа 55 минут.

Завершение итогового сочинения (изложения):

по истечении установленного времени члены комиссии объявили об окончании выполнения заданий. В организованном порядке члены комиссии произвели сбор бланков итогового сочинения у участников.

Все бланки участников итогового сочинения и сопроводительные документы члены комиссии передали руководителю; руководитель после сбора материалов и заполнения, соответствующих форм передал все материалы техническому специалисту для копирования (сканирования) и передачи на проверку экспертной комиссии.

  • Сочинения учащихся проверяли по установленной системе: «зачет», «незачет».
  • Зачетная система оценивания используется в целях решения вопроса о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования.
  • Итоговые сочинения оценивались в системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям:
  • Критерии оценивания итогового сочинения:
1.Соответствие теме
2.Аргументация. Привлечение литературного материала
3.Композиция и логика рассуждения
4.Качество письменной речи
5.Грамотность

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивалось по пяти критериям, указанным выше. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывался объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 250.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Читайте также:  Днк ананаса: как смешать науку и искусство в образовании

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

  1. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  2. Критерий №1 «Соответствие теме»
  3. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
  • Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно — доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  1. Критерий №4 «Качество письменной речи»
  2. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  3. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Члены комиссии школы –– Корнеева Л.В., Капаева Т.Н, председатель комиссии Корнеева Л.В.,, осуществили проверку итоговых сочинений учащихся 11 класса и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Проверка каждого сочинения проводилась однократно.

Результаты проверки итоговых сочинений и оценка были внесены в копию бланка регистрации.

Копии бланков итогового сочинения участников эксперты комиссии школы передали руководителю образовательной организации Валиджанова О.Н.

Наименование ОО
  1. Кол-во
  2. учащихся,
  3. писавших
  4. итоговое
  5. сочинение
  6. (изложение)
  • Анализ итогов
  • проведения
  • итогового
  • сочинения
  • (изложения)
Возникшие проблемы Пути решения проблем
  1. Муниципальное
  2. казенное
  3. общеобразовательное
  4. учреждение
  5. «Брянская СОШ»
3
  • Зачет – 3
  • 1 критерий – 3 зачета
  • «Соответствие теме»
  • Все обучающиеся в той или иной степени уверенно рассуждали на выбранную тему, коммуникативный замысел есть в каждой работе.
  • 2 критерий – 3 зачета
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Все обучающиеся в работе умело использовали литературный материал (2 человека построили рассуждение на примере одного произведения, 1-на примере двух), показав разный уровень осмысления художественного текста.
  • 3 критерий – 3 зачета
  • «Композиция и логика рассуждения»

Все обучающиеся показали умение логично выстраивать рассуждение, аргументированно высказывать мысли. Грубых ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, в сочинениях не было. 4 критерий – 0 зачетов «Качество письменной речи» 3 обучающихся получили «незачет» по этому критерию из-за низкого качества речи, большого количества речевых недочетов. Лексика бедная. Грамматические конструкции однообразные.

  1. 5 критерий – 3 зачета
  2. «Грамотность»
  3. по данному критерию было небольшое количество грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.
  1. Обучающиеся испытывают трудности при написании объёмной работы.
  2. У некоторых обучающихся слабо развит навык аргументированного пересказа, обеспечивающий грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором событий, с привлечением собственных фактов. 
  3. Обучающиеся очень мало читают, намного сократили интеллектуальное общение, косноязычны из-за виртуального общения.
  1. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте.
  2. Развитие всех видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи, формирование метапредметных умений и навыков.
  3. Использование просмотрового, поискового, исследовательского чтения с ориентацией на отбор нужной информации. Совершенствование на уроках гуманитарных дисциплин навыков работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.
  4. Обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы на протяжении всех лет обучения.

Итоги сочинения:

Оценивалось в сочинении не только умение школьников высказывать свои мысли, но и грамотность, правда, по системе зачет — незачет. Можно сделать вывод, что из 3 учащихся получили «зачет» – это составило 100% успеваемости по предмету.

  • Типичные ошибки, допущенные учащимися:
  • -последовательность предложений в тексте;
  • — морфологическая характеристика слова
  • — знаки препинания в СПП и ССП
  • — знаки препинания при обособленных членах предложения
  • -правописание Н и –НН- в суффиксах различных частей речи
  • — правописание НЕ и НИ
  • — функционально-смысловые типы речи
  • — правописание личных окончаний глаголов;
  • — выявление ошибки в образовании формы слова.
  • Выводы и предложения:
  1. Учителю русского языка Суминой А.В., взять под контроль вопрос подготовки обучающихся к экзаменам, разработать план по ликвидации пробелов в знаниях, а также по заполнению бланков ЕГЭ обучающихся через урочную деятельность.

  2. Классному руководителю Суминой А.В., довести результаты итогового сочинения по русскому языку до сведения родителей выпускников 11 класса на родительском собрании.

  3. Руководителю МО Корнеевой Л.В. обсудить результаты итогового сочинения по русскому языку на заседании ШМО.

Необходимо отметить, что итоговое сочинение является промежуточной аттестацией школьников и допуском к сдаче ЕГЭ. Баллы, полученные за сочинение, по решению вуза могут быть учтены при поступлении — их суммируют с результатами ЕГЭ. После проверки в школе сочинения направлены в единую базу данных.

При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее объявлено в их правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ.

Выпускник может по своему желанию представить итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения, тогда вуз возьмет из базы его сочинение и самостоятельно оценит.

Справку составила заместитель директора по УВР

Корнеева Л.В. 8.12.2019 год

Источник: https://multiurok.ru/files/analiticheskaia-spravka-po-itogovomu-sochineniiu-2.html

Особенности проведения итоговых сочинений

Рособрнадзор опубликовал рекомендации по проведению итоговых сочинений (или изложений – для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Участники итогового сочинения

Выпускное сочинение (изложение) является допуском к итоговой аттестации абсолютно для всех школьников, которые в текущем году закончат освоение программы среднего общего образования.

Будь то иностранные граждане, лица без гражданства, студенты колледжей, получающие среднее общее образование в рамках освоения программ СПО, а также лица, получающие образование дома или в местах лишения свободы.

Выпускники прошлых лет по желанию тоже могут пройти данное испытания с целью использовать его результаты для поступления в вузы.

Сроки и время проведения выпускного сочинения

Выпускное сочинение проводится для всех категорий участников в первую среду декабря. В дополнительные сроки – первую среду февраля и первую рабочую среду мая – к сдаче итогового сочинения допускаются:

  • обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на испытание по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Старт испытания во всех регионах назначен на 10.00 по местному времени.

На написание сочинения будет выделено 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов продолжительность испытания увеличивается на 1,5 часа. Если на написание сочинения отводится 4 часа и более, для участников должно быть организовано питание.

Темы итоговых сочинений

Комплекты тем итоговых сочинений (тексты изложений) передаются Рособрнадзором в региональные органы исполнительной власти в области образования за два часа до начала испытания.

Те, в свою очередь, размещают темы на специализированном портале. Логины и пароли для доступа к порталу высылаются в пункты проведения испытания не ранее чем за сутки до его начала.

Участники итогового сочинения узнают конкретные темы лишь за 15 минут до начала испытания.

Тематические направлени итогового сочинения 2018-2019, в рамках которых будут разработаны наборы тем, свои для каждого часового пояса:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Расшифровка тематических направлений выпускных сочинений

Где будет проводиться итоговое сочинение?

Учащиеся будут писать сочинение в своих образовательных организациях. Выпускники прошлых лет могут пройти испытание в специально подготовленных для этого местах, определяемых местным органом власти в области образования.

Критерии оценки итогового сочинения

  1. Соответствие теме
  2. Аргументация (ссылки на литературный материал)
  3. Композиция сочинения и логика рассуждения
  4. Качество письменной речи
  5. Грамотность.

Результатом итогового сочинения может быть «зачет» или «незачет». Данный результат выставляется в аттестат. Здесь же указывается тема сочинения.

Чтобы получить «зачет» за всю работу, достаточно получить «зачеты» по критериям 1, 2 и хотя бы по одному из других критериев.

В то же время, «незачет» по одному из первых двух критериев автоматически ведёт к «незачету» за сочинение в целом. Объем сочинения также влияет на оценку. Если в работе меньше 250 слов – это «незачет».

Рекомендуемое количество слов – 350. Максимальное число не установлено. Главное – чтобы на написание сочинения хватило отведенного времени.

Во время испытания участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерии оценивания итогового сочинения

Кто будет проверять итоговые сочинения?

Проверкой итоговых сочинений в отдельно взятом пункте проведения испытания занимаются эксперты комиссии этой образовательной организации (не менее трёх человек) и независимые эксперты. Экспертами школьной комиссии могут выступать учителя предметники и администрация школы.

– Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года, – уточняют в Рособрнадзоре.

Все эксперты, привлекаемые к проверке итоговых сочинений, должны иметь высшее педагогическое образование по специальности учитель русского языка и литературы, а также обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах. Кроме того, они должны соответствовать ряду других требований, установленных Рособрнадзором.

Эксперты должны завершить проверку итоговых сочинений не позднее чем через неделю после проведения испытания.

Источник: https://moeobrazovanie.ru/osobennosti_provedeniya_itogovyh_sochineniy.html

Рособрнадзор опубликовал рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2019-2020 гг

25.09.2019 12:23. Агентство «Москва».

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) подготовила и направила в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Рекомендации разработаны для органов управления образованием субъектов РФ, образовательных организаций, участников итогового сочинения и экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

«Традиционно итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая. Основной срок проведения итогового сочинения в 2019-2020 учебном году — 4 декабря 2019 г. Повторно написать сочинение 5 февраля 2020 г. и 6 мая 2020 г.

смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение, не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения.

Рособрнадзор уже подготовил и направил в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения», — говорится в сообщении.

В пресс-службе уточнили, что успешное написание сочинения является для выпускников допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

«Для участия в итоговом сочинении участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения. Регистрация выпускников текущего года на участие в сочинении проводится в школах, где они обучаются.

Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении по желанию в любой из указанных дней, заявления они должны подать в места, определенные региональным органом управления образованием. Продолжительность написания итогового сочинения составляет три часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения увеличивается на полтора часа», — отметили в пресс-службе.

Там добавили, что рекомендуемый объем итогового сочинения — не менее 350 слов, минимально допустимый — 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения — 200 слов, минимальный — 150 слов.

Во время проведения итогового сочинения его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и толковые словари.

Участникам запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.

«В рекомендациях также изложен порядок проведения сочинения, в том числе для различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, порядок проверки, оценивания и обработки результатов сочинения, критерии оценивания сочинений на соответствие требованиям объема, самостоятельности, соответствия темы, аргументации, композиции и логики рассуждения, качества письменной речи, грамотности. Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется», — подытожили в пресс-службе.

Источник: https://123ru.net/moscow/217507054/

Ссылка на основную публикацию